автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Общественный прогресс: анализ и критика современных западных концепций
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рось, Ян
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.
§.1. Об истории общественного прогресса
§ 2. Понятие общественного прогресса.
§ 3. Критерии общественного прогресса.
Глава П» ОТНОШЕНИЕ 1С ИДЕЕ ПРОГРЕССА В
СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ МЫСЛИ.
§ I- Песоимизм и катастрофизм периода между двумя мировыми войнами. Предшественники современных теорий отрицания общественного прогресса
§ 2. От технологической дегуманизации к общественной утопии. 3* футурологические концепции будущего и общественный прогресс.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Рось, Ян
Актуальность- темы исследования Актуальность темы исследования определяется задач.ами научного обоснования перспектив развития содиалистич.ейкоЕо общества и необходимостью дальнейшего развития марксистской теории, общеатвенного прогресса* Практика развит-ого социалистического общества и строительство коммунизма порокдаег новые проблемы, требующие серьезного теорегического осмысления» На ХХУ1 съезде КПСС подчеркивалась значимость проблевш коммунистич.еского воспитания, всестороннего и гармонического развиТИ ч.еловека,, социалистического образа жизни. Данная .Я проблематика непосредственно связана с вопросом о смысле истории и принципах, детерминирующих общественные процессы* Программа коммунистич.еского переустройства мира, сформулированная в работах классиков марксизмаленинизма и С1сонцентрированная в стратегических установках и так11ических задачах коммунистических и рабочих партий», явилась завершением многовековых дискуссий о цели и смысле истории, Марка распознал в пролетариате источник и движущую силу акономич-ескогс политич.еского и духовного освобождения ч.еловеч.ества. К» Маркс» ф. Энгельс, В»И.Ле См. Магериалы. ХЗСУ1 съезда КПСС. М., I98I, с. 31 и далее, Н Н создали т.еорию.,, беспощадную по отношению к материИ альному,. акономич-ескому и духовному рабству ч.еловека. Теория общественного прогресаа и марксистско-ленинское учение об освободительной миссии пролетариата* в значительной мере тождественны направлениям социально-исторического и аоциально-политического анализа. Это значит,, что вся основная проблематика общественного прогресса содержится в метод,е и конечных выводах марксизмаленинизма о путях революционного переустройства общества* Вопрос об общественном прогрессе это ".по-суще ству вопрос об объективном- смысле истории* о том,, во имя чего люди живут, трудятся* борются* стремятся* отрадаюг, преодолевают трудности, отдают свою силу и саму жизнь". История вдеи общественного прогресса уходит корнями к античности. Теории общест-венного прогресса,, завоевавшье признание в Х ШХ Ш вв»,. то есть- в эпоху техниЗ -У ч.еских изобретений,, в период географических открытий, в победы буржуазных революций, были программным лозунгом буржуазии,, стремящейся к власти XIX в апогей создания различных теорий общественного прогресса. В 1880 г английский журнал "Тайма" писал: "Западная цивилизация а гордфостью ж покоем,, а чувством хорошо выполненного д.олга будете встречать приближающийся ХХ в."* Может показаиься. что и сто лет спустя, на пороге XXI в.* кото Ван С О В* Прогресс в искусстве. М., 1973,, с I I ЛВ 1.ит. по: Красицкий И.. На финиш.е столетия.- Трибуна Люду,. I98Q, I&I75 (на польском языке).ры£1 должен принеати новые замечательные научные открыТИ в области биол-огии,. химии, медицины и других отра.Я сл.ей науки, прогнозы должны быть также оптимистическими,. Но это не так* Хотя современная наука создает почтти фантастические шансы, которые появятся у ч.еловека в конце стол-етия,. а ааучно-техническая революция открывает новые гориаон!11ы для развития производительных сил вае ЗЕО не столько источник оптимизма, сколько источник волнений и даже тревог в развитых капитал.истических странах,. "Мы всегда считали, говорил бывший преаидени СП Дж. Картер,- что наши дети будут жить лучше ЯА наа. Но нам пора сказать,, что так не будет". Еще более аесаимистические прогнозы формулирует америкаяский журнал "Тайм": "4Lepea 20 лет в волнении и тревоге мы будем, отмечать перелом столетия» Что нам даст. XXI в найдет ли вообще в нем. Западный мир шансы выжить?" А итальянский бизнесмен, создатель Римского клуба к Печ.еи счлтает,. что мы готовим молодежи мир, в котором невозможно будет жить и которым, невозможно будет управлять» "Никогда человечество яе могло так решительно. влиять яа свое будущее, никогда будущее не казалось таким неопределенным» Надежда,, которая живет у Циг» по: На пороге XXI в е к а Пжекруй, 1980, I8I8 (на польском языке).. Циз1. ПС Красицкий И. На финише столетия. Трибуна Лвду, I98Q.. В 175 (на польском языке).ьшоЕих иа нас в глубине сердца,, что ауществущий роет будет раавиваться в беоконечность, является ошибочной т и иллюзорной". пижет он» Пессимизм,, катастрофизм и вообще апокалипсические картины мира встречаются в высказываниях не только политических и общественных деятедей» но гакк-е в произведениях. искусства» Ведущим мотивом, буржуазных теорий и худож.ественных образов будущего является регресс. В настоящее время положительный ответ на вопрос о существовании, общественного прогресса дает за исключ.ением аемн от счисленных попыток католических мыслителей Э» Муне, Теияр де Шарден,. Ж.. Яакруа, своеобразно понимающих прогресс)* только марксистская философия. Марксизм отвечает на атот: вопрос разработанной теорией и воплощением, атой теории в действительность. Степень разработанности проблемы. КиассиЕш, марксизма-ленинизма не посвятили проблеме прогресса спедиальнай работы. Однако в их трудах мы находим многа ценных полож.ений, полезных для анализа дант 11ечч:еи к- Пусть это будет начало приключения Презентоцие„ 1979,. Щ1,. с»3 (на польском языке). Ж.Лакруа так определяет, прогресс: На самом деле прогресс И асхагология, история а тайна взаимо определяют друг друга. Противопоставление прогресса и эсхатологии, истерии и тайны только разружаег их и извращает" Лакруа Ж. История и тайна. Варшава, 1966,с.5 и 8 Сна польском языке). А другой видный католический философ П.Тейяр де Шарден утверждает: "Крест -это ной проблемЕ,. абусловливает- ингерас авгаров-марксисгов к теме прогресса. Эгог интерес определяется необходимостью подвергну1ЕЬ. критике буржуазные теории общественного прогресса а такж.е необходимостью преодолеть расховдения среди авторов-марксистов по некоторым, вопросам. прогресса» Во многих работах частные аспекты прогресса СЭкономия.еские, технич.вские и др.) преобладают над разработкой общих еоретинеских вопросов» Содержательная разработка темы осущ.ествлена с опорой на литературу ПС проблемам общественнога прогресса; труды с о ветских уч.еных; йЦ. Андреева, А. Араб-Оглы, А.С. Богомолова,. И...В* Бестужева-Лады,. Е*Н»Руткевияа* Д.М.Гвишиани, А»Е» Бу Зденка,. ]0»Н» Семенова» В. Ван с лова,. И»Я» Девяша. А»И...Ти!Еаренко, А»С» Ципкс Г.Х. Шахназарова» А.П. Шептулина» М,Б. Митина, В»И. Мишина,, П»Н. Федосеева» И.Т. Фролова,. В Загладила и др.,. работы ученых оодиалистин-еских стран: П» Апост:ола, А. Бониша» Т. Котарбинскога, а. Куд.еровича, Я. Данедкого, Б» Митевского, К. Гжибовского, Р. Рихты, Я» Воинар-Суедкой, А. Геде, Э.Хаано» В» Танаркевйча, Я» Щепанского. Ц»Е1. Гульяна и др. Крития.ески использована также литература по теме общественного прогресса буржуазных ученых: Р.Арона, Б. Бари.» М Гинзберга» а.Муае» Р.Низбета» Ж.Дельная, С Лолларда» Росси. и др* нечто иное как сублимадия всякой жизни. К нечетко нарисованным перещ нами, вершинам» к завоеваниям которых призывает нас крест» мы взбираемся тропинкой, являющ.ейся одновременно дорогой всеобщего прогресса"- Теияр де Шарден. Божео!свенная среда, Варшава» 19а5» с»217 (на польском языке).В работах этих и некоторых других авторов пред ставл.ен большой научный материал, по теме общественного прогресаа и критике его искажений в буржуазной мысли* Тем не менее ц,влый ряд актуальных вопросов оатает-ся еще недостаточно разработанным. Споры и дискуссии касаются самой дефиниции прогресса, содержания этого понятия» критериев оценки прогресса, а также таких его составляющих» как нравственный прогресс и прогресс в искусстве. Критика буржуазных теорий общественного развития выглядит, подчас огульной, слабо дифференцированной. Ееобходимость дальнейшего исследования этой проблемы высказывается многими авторами. Ю.Баран сч.итает, что польской общественной литературе проблема прогресса является исключительно запущенной". Его мнение разделяет Я»Вайнар-Суедкая, которая замечает, что несмотря на возрастающий в последнее время среди марксистов интерес к пробл.ематике общественного прогресса, "нельзя сослаться на серьезную работу,, рассматривающую этот вопрос в философском аспекте". Другой польский философ в. Краевскии считает, что "в марксистской литературе часто слишком, односторонне понимается изменение,развитие,. революция,, прогресс", и именно поэтому поБаран Ю. Понятие общественного прогресса.- Человек и святопоглжонд, 1979,. ШоЛИ (на польском языке). Войн ар-Су ецкая Я. Крит-ерий общественного прогресса в марксистской философии.т Избранные теоретические проблемы марксизма-ленинизма в современной мысли. Варшава, I98I,. с.71 (на польском языке), нятия развития и дрогресаа не перестают быть актуальными и их анализ является вопросом первого ранга". Советский философ В.ПРожин пишет: "Категория "прогресс" тракт.уетая в нашей литературе многозначно" и "нет. единства взглядов по вопросу о содержании касего- 2 рии "движенае"."развитие" и "прогресс". Необходимость разработка вопроса общественного прогресоа диктуется также задачами идеологической борьбы, ибо, как пише!Е М»Гульчинский "преодоление незнания и попросту лжа о возможности и необходимости общественного прогресса или идеологические дискуссии о форме общества будущего, по сути дела есть участие в создании этого будущего". Цель исследования. Ее претендуя на полноту охвата проблемы, мы ставим своей дельт дать анализ различных аапектов теории общественного прогресса Эта цель включает сл.едующие конкретные задачи: дать обзор основных точек зрения на генезис идей прогресса; проанализировать понятие общественного прогресса; проанализировать вопрос о критериях общественного Краевскнй В. Понятие развития и прогресса.- Теоретические основы исследования исторического развития. Варш-ава, 1977,, с»2122 (на польском языке). Еожин В,.11. Некоторые вопросы материалистической диалектики как теории развития.-Философекие и социологическаё исследования. JL., 1965 с 7 Гульчинский М Спор о будущем. Варшава, 1979, с.25 С на польском языке).прогресса; показать основные т.еоретические источники реакционных и утопических тенденций буржуазных концепций, отрицающих: общественный прогресс; подвергнуть критике буржуазные концепции технологической дегуманизации.; проанализировать и подвергнуть критике некоторые буржуазные футорологические концепции. Идейно-теоретическая и методологич.еская основа диссертации. Идейно-теоретической и методологической основой исследования являются произведения КМаркса, Ф.Энгельса, В»И»£енина, решения и резолюции съездов КПСС» Программа КПСС руководящие документы ПОРП» а также работы советских и зарубежных ученых-нйарксистов. Научдая новизна и практическая ценность исследования На основе предпринятого анализа вопроса общественного прогресса автором, сформулирован ряд положений, обладающих новизной: выявл.ен ряд новых аспектов» связанных с генезисом и историей идеи прогресса; показано,, что понятие прогресса отличается от понятия развития и поэтому неправильно отождествлять эти понятия, так как понятие прогресса применимо лишь к развитию человеческого общества и нельзя распространять его на все процессы, происходящие в природе; II показано, что критерий прогресса тесно связан с категорией образа жизни,, а также показана ошибочность взглядов некоторых авторов,, отрицающих прогресс в области морали и искусства; впервые подвергнуты критике некоторые западные концепции общественного развит-ия, дана новая типол-огия этих концепций и выявл:ена их связь с катастрофическими концепциями периода между двумя мировыми войнами» В результате предпринятого исследования на защитувыносятся сл-едующие основные понятия и выводы диссертации; 1. История идеи прогресса восходит своими корнями к аатичности, а исходный пункт формирования идеи прогресса в т.еаретической форме можно обнаружить уже в рамках эпохи Возрождения, а не эпохи Просвещения, как это делается в большинстве работ, посвященных этому вопросу, 2. Прогресс это особый сл.учай развития, развитие это особый случай движения. Объем категории прогресс меньше,, чем категории развитие. Прогресс относится к явл.ениям. общественной жизни и охватывает сознательную деятельность людей.. О прогрессе можно говорить лишь по отношению к обществу. Суждение о том, что ко всей Вселенной (космос,, земной шар,, фауна и флора) можно отнести категорию прогресса наобоснованно,. если соблюдать строгость терминов. 3. Наибол.ее общим критерием, общественного прогресса является эмансипация человека, а образ жизни это мера общесзпвенного прогресса* Образ .жизни показывает в совокупном, интегральном, обобщенном виде результаты общественного прогресса на данном, этапе исторического процесса. 4. Ведущим мотивом, большинства буржуазных теорий явялез1ся регресс» Их авторы, отбрасывая или дезавуируя марксистскую теорию прогресаа,. противопоставляют ей многие картины развит.ия общества, а именно: а) констатируя кризис капитализма, отвергают возможность реального общественного прогресса и опыт коммунистического движения,, заменяя его волюнтаристич.ескими иллюзиями, и общественной утопией; б) акстралолируя структуры капитализма на весь мир к его будущее,, ае видят возможности, какого-нибудь прогресса,. а лишь только выбор между ограничением экономического раавития и катастрофой. Полученные результаты могут быть использованы в лекционной и пропагандистской работе,, в процессе преподавания курса марксистско-ленинской философии темы "Общественный прогресс", "Критика современной буржуазной философии"), при подготовке спецкурса по кратике буржуазных теорий,, в работе сети партийного просвещения.. Апробация работы, Ословные идеи,, результаты и выводы диссертационного исследования были изложены на партийной конференции Варшавского университета, посвященной 35-летней годовщиае ПНР (Варшава,, 1979),. на общепольской конференции, преподавателей общественных наук (Варшава,1979), а такж-е на ааседании кафедры философии Ростовского униleta. Оснавнае содеркание диссертации отражено в следующих работах: "Оптимизм и отрицание вопросы общественного прогресса" В кн.: Философские и социологические проблемы формирования общественной сознательности. Варшава, I98Q; "Научно-техническая революция и формирование развитого социалистического общества в народной Польше".- В сб. рефератов научной конференции в соавторстве). Варшава,. 1979; "Против абстрактного гуманизма". Рецензия на кн»: В.Кешелава "Гуманизм действительный и мнимый". Научно-информационная тетрадь, Варшава, 1978 г.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественный прогресс: анализ и критика современных западных концепций"
Разработка проблематики общественного прогресса является важным фактором возрастания теоретического и методологического потенциал-а материалистической ди алектики и повышения эффективности идеологической борьбы марксистской философии с утопическими и идели стическими концепциями развития и катастрофическими видениями будущего.Рассматривая проблематику общественного прог ресса и буржуазных концепций развития автор диссер тации старался анализировать менее разработанные дис куссионные вопросы данной проблемы.На основе проделанного исследования можно сде лать ряд выводов.История идеи прогресса имеет обширную научную литературу почти на всех европейских языках. На исто рии идеи прогресса ссылаются те, ктогризнает прогресс, Оценка истории и вклада отдельных мыслителей в теорию прогресса различны. Большинство авторов считает, что .идея прогресса была выдвинута в ХУШ в, эпохой Просве щения и указывает на Кондорсе, как на ее главного ос новоположника» Тем не менее можно доказать, что идея прогресса уходит своими корнями в античность, в Возро жденЕе идея прогресса возникла уже в полном теоретиче ском виде, а ХУЕ век распространил веру во всеобщий прогресс.Явным недоразумением является гот факт, что неко торые авторы опускают период Ренессанса при описании истории идеи прогресса. Мыслители возрождения соединяЮТ рефлексию о существовании человека с его активным творческим присутствием в мире» ХУШ век был веком прогресса, а следующее столе тие было апогеем в его развитии - с этим все в общем согласны. Расховдение во взглядах касается оценки вкла да отдельных мыслителей в обоснование этой идеи и ее продуктивности для философов будущего.Учитывая большой теоретический вклад мыслителей предшествующих эпох, одновременно надо подчеркнуть, что полную теорию прогресса мы встречаем лишь в марк систской мысли, хотя в рааличных теориях до Маркса встречались почти все элементы прогресса, но они не были приведены в целостность и взаимосвязь. А полную теорию прогресса можно выработать лишь на основе диа лектико-марксистской философии.Вместе с началом первой мировой войны наступил закат теории прогресса в буржуазной общественной мыс ли. Ведущим мотивом буржуазных теорий становится скептицизм, пессимизм, декаденство, катастрофизм.Марксистские авторы, занимающиеся вопросами про гресса, делятся на две группы. К первой можно причис лить тех, которые, считают, что о прогрессе можно го ворить как по отношению к мертвой и живой природе, гак и по отношению к обществу. Вторую группу авторов представляют те, которые считают, что прогресс может считаться прогрессом только с точки зрения определен ной цели. Целеустремленная деятельность характерна лишь для. общественных групп и конкретных людей. Та кое понимание прогресса является основанием для поле мики с авторами первой группы.Общественный прогресс - это многогранная катего рия. Многогранным является также критерий обществен ного прогресса^ Можно выделить три главные сферы, в которых идет борьба за прогресс - сфера производства, сфера межчеловеческих отношений, сфера культуры.Напоминание банальной истины, что целью марк сизма является не рост производительных сил, а чело век, его благополучие и счастье, позволяет сформули ровать тезис, что наиболее общим критерием общест венного прогресса является эмансипация человека, а образ жизни - это мера общественного прогресса. В работе классиков марксизма-ленинизма мы можем найти много .iBHCKasHBaHHfi. убедительно иллюстрирующих этот тезис.Если критерий общественного прогресса позволя ет определить, каким образом этот прогресс происхо дит, образ жизни показывает результаты общественного прогресса на данном этапе исторического процесса.Оуть общественного прогресса заключается в эман сипации человека, его освобождении от разных форм эксплуатации и гнета, расширении границ, свободы,сво бодном развитии способностей и склонностей личности, возможности в|бора разных вариантов деятельности.Производительные силы и производственные отно шения, взятые в их связи, в совокупности, являются главным критерием общественного прогресса, но не един ственным. Существует прогресс не только в материаль ной, но и духовной жизни общества.Для коммунистов целью экономического развития всегда было развитие самого человека, развитие про изводительных сил никогда не рассматривалось ими как самоцель, а лишь как необходимое средство для удов летворения материальных и духовных потребностей тру дящихся. Об этом четко сказано в статье 15-й Консти туции СССР: "Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение рас тущих материальных и духовных потребностей людей." МоЕно сказать так: образ жизни - это как бы со вокупная, интегральная мера общественного прогресса.(Где выше образ жизни, там достигнут и более высо кий прогресс развития общества).Образ жизни показывает в совокупном, интеграль ном обобщенном виде результаты общественного прогрес са на данном этапе исторического процесса.Идея регресса в различных оттенках (пессимиз ма, декаденства, катастрофизма) обладает длительной традицией. Зачатки ее можно найти в античности, сред невековье и в Новом времени. Она существует даже в период расцвета идеи прогресса в XIX веке. Но, если поиск отрицательных и разрушительных элементов исто рического процесса выступает на протяжении всей ис тории мысли, то наиболее развитую форму он получил в Европе после первой мировой войны. Именно во второй декаде нашего столетия возникли такие произведения, как "Р.У.Р." и "Кракатит" КЛапека, "Бунт машин" А. Толстого, известный сценарий Р.Роланда под заглавием "Бунт машин или сбрасывание оков", указывающие, что технические достижения человечества становятся угро зой для культуры и цивилизации, Современное понятие исторического регресса бы ло образовано шпенглеровской философией истории.Теория О.Шпенглера это радикальное и последо вательное отрицание общественного прогресса. Если существует прогресс, то это только дорога в опреде ленном направлении - к истреблению.Убеждение в беззащитности человека от судьбы, несмотря на разницу точек зрения в отношении истории, разделяет Шпенглер с другими видными мыслителем -
катастрофистом этого периода 3 . Фрейдом. По мнению Фрейда нет общественного прогресса, есть только чело веческое бессилие в облике данной судьбы.Шпенглеровские и фрейдовские тезисы имеют про должение в современных буржуазных представлениях о несоизмеримости, между техническим и общественным прогрессом.Авторы, принадлежащие этому течению технологи ческой дегуманизации в своих концепциях йбщества буду щего обращаются к психоанализу, экзистенциализму, а также к.марксизму, понимаемому определенным образом.Их объединяет отрицание техники и возможности обще ственного прогресса.По Г. Маркузе общевтвенный прогресс возможен в той степени, в которой он является делом людей с "но вым восприятием", с "новым сознанием". В книге "Моло дая Америка представитель молодого поколения "новых левых" Ч.Реич утверждает, что люди с новой сознатель ностью (их предшественниками являются некоторые ху дожники, часть студенческой молодежи, хиппи и негры) отвергнут технику и неоновую культуру, волчьи законы заменят любовью, человеческой жизни придадут новый смысл.Путь к прогрессу можно найти по мнению Росза ка, в различных религиозных течениях. Прогресс, по мнению "Новых левых" может совершаться благодаря воображению и переходу от реальности к утопии. На почве констатации кризиса капитализма философы "Но вых левых" отвергают возможность реального обществен ного прогресса и опыт коммунистического движения, за меняя его волюнтаристическими иллюзиями ж обществен ной утопией.Воздействие научно-технической р.еволюции на раз личные стороны общественной жизни привлекают внимание не только марксистской философии, но также буржуазной общественной мысли в различных ее разновидностях. Бур жуазные теоретики пытаются создать научную картину раз вития общества ("историю будущего") конкурирующей с маркоиотской теорией развития. Эти теории как в бур жуазной,. так и в марксистской литературе объединяются термином ( введенной Флейтхаймом) - футурология.Современная футурологическая литература весьма богата. Среди бесчисленного множества высказываний о причинах, направлениях и результатах развития общест ва можно выделить две концепции.С одной стороны различные модификации теории индустриального общества,, с другой стороны выступа ют концепции, провозглашающие всемирный кризис или катастрофы различного рода.Марксистская философия, как необоснованному оптимизму буржуазных футурологических концепций, так и апокалипсическим видениям мира, противопоставляет научную теорию развития. Ибо, как говорил В.И.Ленин "Чудесное пророчество есть сказка. Но научное проро чество есть факт.Рассматривая проблематику общественного прогрес са мы ограничились лишь некоторыми ее аспектами. За пределами нашего исследования остались такие вопросы, вызывающие несогласие, как, например, попытка полной релятивизации прогресса французским марксистом Л.Аль тизером, или концепция этногенеза советского историка Л.Н.Гумилева.Критика западных концепций общественного развития такке далека от полноты охвата проблемы, разочарова ние в прогрессе Р.Арона или концепция К. Леви-Штроса, который утверждает, что "западный мир близок к паде нию.Это примеры того, что должно быть предметом •дальнейшего критического анализа.
Список научной литературыРось, Ян, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма1., Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.8, с.116-217.
2. Маркс К. Твзисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.
3. Маркс К., Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,• т.23. 907 с.
4. Маркс К., Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25. - 511 с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
6. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
7. Маркс К.,Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.
8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1-338.
9. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.339-626.
10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс.К.i Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.1.. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.4, с.350-354.
11. Ленин В.И.Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.
12. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.45-93.
13. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч.,т.29,-782 с.11 Ш
14. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
15. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч.,: т.1, с.347-534.
16. Официально-документальные материалы
17. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.; Политиздат, 1976. - 266 с.
18. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 222 с.
19. Конституция (Основной закон) Союза Советских социалистических республик. М.: Юридическая литература. 1979. - 47 с.3. Книгиа) на русском языке
20. Андреев И.Р. Наука и общественный прогресс. М.: Высшая школа, 1970. - 334 с.
21. Бутенко А;П. Общественный прогресс и его критерий. М.: Знание, 1980. - 64 с.
22. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. - 365 с.
23. Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. -159 с. .
24. Бессонов Б.Н. Антимарксизм под флагом "неомарксизма". М.: Мысль, 1978. - 342 с.
25. Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. М., 1973.
26. Волков Ф.М. Истоки и горизонты прогресса. М.,-1976.
27. Геде П. Философия кризиса. М.: Прогресс, 1978. - 373 с.
28. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. 303 с.
29. Докукин Б.И. Критика буржуазных трактовок научно-технического прогресса при социализме. М.: Высшая школа. 1980. - 136 с.
30. Диалектика общего и особенного в историческом прогрессе. Философские проблемы общественного развития. Редкол.: Х.Н.Мом-джян (отв.ред.) и др., М.: Мысль, 1978. - 216 с.
31. Ермичев А. А. Антинаучная сущность философии культуры Н.Бердяева. В кн.: Философские и социологические исследования. Вып. ХУЛ. Л., 1977, с.176-185.
32. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,Наука, 1980.- 302 с.
33. Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л., 1963.
34. Какое будущее ожидает человечество? Прага: Мир и социализм, 1964.
35. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. - 288 с.
36. Корнеев М.Я. Личность и общество в условиях научно-технической революции. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978.-120 с.
37. Косолапов В.В., Лисичкин В.А. Критика буржуазных концепций будущего. М.: Мысль, 1978. - 166 с.
38. Киссель М.А. Немарксистская философия истории в XX веке. -В кн.: Кризис современной буржуазной идеологии. Л.: 1978, с.15-25.
39. Коган Л.Н., Молевич Е.Ф. Прогресс и регресс. Некоторые категории диалектики. - М., 1963.
40. Корнеев М.Я-. Личность и общество в условиях НТР. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. - 120'с.
41. Кризис современной буржуазной идеологии. Л.: ЛГУ, 1978.- 119 с.о 126
42. Левяш И.Я. Содержание и критерий общественного прогресса. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1973. 253 с.
43. Левяш И.Я. О песрпективах человеческого прогресса. В сб.: Проблемы человека в диалектическом материализме. - Пермь, 1979, с.137-144.
44. Лейбин В.М. Научно-техническая революция и некоторые проблемы буржуазного гуманизма. Научно-техническая революция и кризис современной буржуазной идеологии. №., 1978.
45. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека. М.,1982.
46. Лившиц С.В. К вопросу объективности общественного прогресса.- В сб.: Социальная революция и общественный прогресс. -Владимир, 1978, с.42-56.
47. Макаровский А.А. Общественный прогресс. М.: Политиздат, 1970.- 256 с.
48. Методология и методика критики современной буржуазной философии и социологии. Л.: ЛГУ, 1978, вып.2. - 160 с.
49. Митин М.Б. Философия и социальный прогресс. М.: Наука, 1979.- 231 с.
50. Мишин В.И. Общественный прогресс. Горький: Волго-Вятское кн.изд., 1970. - 296 с.
51. Мишин В.И. Научно-техническая революция и общественный прогресс. М.: Знание, 1974. - 44 с.
52. Мелюхин С.Т. Об особенностях развития в неорганической природе. В кн.: Проблема развития в природе и обществе. - М., 1968.
53. Научно-техническая революция и идеологическая борьба. (Сборник статей). М.: Политиздат, 1977. - 335 с.
54. Научно-техническая революция и социализм. (Под общ.ред. акад. Б.М.Кедрова). М.: Политиздат, 1973. - 366 с.12 7
55. Научно-техническая революция и кризис современной буржуазной идеологии (Сб.статей). Редкол.: Д.М.Гвишиани (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1978. 406 с.
56. Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. М.: Политиздат, 1981. - 128 с.
57. Основы марксистско-ленинской философии (В.Ф.Константинов, А.С.Богомолов, Г.М.Гак и др.). М.: Политиздат, 1980.- 463 с.
58. Обухова I.E. Человек и научно-технический прогресс. Антропо-экологический аспект, М.: Наука, 1977. - 167 с.
59. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.-232 с.
60. Попов С.И. Социализм и оптимизм. М.: Политиздат, 1981.-304 с.
61. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.
62. Пономарев Н.С. Основное противоречие современной эпохи и мировой общественный прогресс. В кн.: Диалектика современного общественного развития: Материалы Совещ. по современным проблемам материалистической диалектики. М., 7-9 апреля 1965,с.282-292.
63. Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций. Редкол.: О.Рейнгольд (рук.) и др. М., 1975. - 431 с.
64. Раинко С. Марксизм и его критики. М.,1979.
65. Рачков Р. Наука и общественный прогресс. М.,1973.
66. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. - 356 с.
67. Рожин В.П. Вопросы диалектики современного общественного развития. В кн.: Диалектика современного общественного развития. : Материалы Совещ. по современным проблемам материалистической диалектики. М., 7-9 апреля 1965, с.149-159.
68. Семенов Ю.Н. Объективный критерий общественного прогресса. -В кн.: Диалектика современного общественного развития.: Материалы Совещ. по современным проблемам материалистической диалектики. М., 7-9 апреля 1965, с.265-278.
69. Семенов Ю.Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии. М., 1965. - 297 с.
70. Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода: К анализу теоретических истоков кризиса бзфжуазного сознания. М.: Политиздат, 1979. - 190 с.
71. Социальная философия франкфзфтской школы. Редкол.: Б.Н.Бессонов и др. М.: Мысль, С Прага - Свобода, 1978. - 357 с.
72. Сирин А.Д. 0 соотношении понятий "Общественный прогресс" и "общественное развитие". В кн.: Диалектика современного общественного развития: Материалы Совещ. по проблемам материалистической диалектики. М., 7-9 апреля 1965, с.279-281.
73. Синютин В.И. Нравственный прогресс личности. В кн.: Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973.
74. Социалистический образ жизни (под ред. Глезермана Г.Е., Рут-кевича М.Н.). М.: Политиздат, 1980. - 320 с.
75. Социалистический образ жизни и новый человек (под ред. Бутен-ко А.П. и др.). М.: Политиздат, 1978. - 207 с.
76. Титаренко А.И. Основные показатели нравственного прогресса и проблема его критерия. В кн.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс, 1976.
77. Тимофеев В.А. Социальная утопия как проблема в современной буржуазной социологии. В кн.: Кризис современной буржуазной идеологии. Л., 1978, с.75-86.
78. Трофимов Ю.Н. Основные закономерности исторического развития искусства. М., 1970.
79. Федосеев П.Н. Диалектика современного общественного развития. В кн.: Диалектика современного общественного развития: Материалы Совещ. по современным проблемам материалистической диалектики. М., 7-9 апреля 1965, с.З-ПО.
80. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. -Л.: Гидрометиздат, 1977. 176 с.
81. Философский словарь (Под ред. Фролова И.Т.). М.: Политиздат, 1980. 445 с.
82. Философская энциклопедия (Главн.ред. Ф.В.Константинов). М.: Советская энциклопедия, 1970. - 740 с.
83. Фурман А.Е., Ливанова Г.С. Круговороты и прогресс в развитии материальных систем. М.: Изд-во ВГУ, 1978. - 206 с.
84. Хаан Э. Исторический материализм и марксистская социология. -М.: Прогресс, 1971. 243 с.
85. Ципко А.С. Социализм: жизнь общества и человека. М.,1980. -287 С.
86. Чесноков Г.0. От концепции исторического круговорота в теориям постиндустриального общества. М., 1978.
87. Шахназаров Г.Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М.: Политиздат, 1979. - 352 с.
88. Шептулин А.П. Философия марксизма-ленинизма. М.: Политиздат, 1970. 384 с.б) на польском языке
89. Александрович Ю. Экологическое сознание. Варшава, 1979.
90. Альтхуссер Л.,Балибар Э. Чтение Капитала. Варшава: ПИВ, 1968, 444 с.
91. Авгз'стин Блаженный. 0 граде Божием. Варнава, 1977.
92. Багби П. Культура и история. Варшава, 1975.
93. Банька Й. Цивилизация опасения и надежды. - Варшава, 1979.
94. Банька Й. Против шока перед будущим. Катовице: Шленск, 1977. - 415 с.
95. Бекрр Г.,Барнес Г.Е. Развитие общественной мысли от народного знания до социологии. Варшава, 1965.
96. Белл Д. Приход постиндустриального общества, ч.1-4. Варшава, 1975. - 784 с.
97. Бениш А. Футурология ее функции и цели. - Врощав, 1980.
98. Боднар А. Научно-техническая революция и социализм. Варшава, 1971.
99. Браун Л.Р. Завтра может быть слишком поздно. ПВЭ, Варшава, 1982. 374 с.
100. Буковский Я. Развитие техники и общественный прогресс. -Варшава: КИВ, 1968. 78 с.
101. Бааде Ф. Год 2000. К чему идет мир? Варшава, 1965.
102. БиблерВ.С. Мышление и твеорчество, то есть о потребности терпимости. В кн.: Осятыньски В. Понять мир. Варшава,1982.
103. Ванлер Н. Новый век. Варшава: ПИВ, 1970. 286 с.
104. Вальденберг М. Каутский, Варшава: ВП, 1976. 277 с.
105. Веблен Т. Теория праздного класса. Варшава: ПВН, 1971. -354 с.
106. Вико Г. Новая наука. Варшава: ПВН, 1966. - 745 с.
107. Винер Н. Кибернетика и общество. Варшава: КИВ, 1961. - 215 с.
108. Весоловски Сред.) Марксизм и процессы социального развития.-Варшава: КИВ, 1979. 686 с.
109. Вечорек 3. Неопсихоанализ и марксизм. Варшава: ВП, 1973. -229 с.
110. Войнар-Суецкая Я. Критерий общественного прогресса в марксистской философии. Избранные теоретические проблемы марксизма-ленинизма в современной мысли. - Варшава, 1981.
111. Вятр Е. Общество. Варшава: ПВН, 1968. - 526 с.
112. Вятр Е. К проблеме социального развития в социалистической формапди. Варшава: КИВ, 1979. - 310 с.
113. Вятр Е. Об исторической материализме и социологии. Варшава: КИВ, 1967, - 242 с.
114. Вятр Е. Современный антикоммунизм и общественные науки. Варшава, 1970.
115. Данэцки Я. Единство разделенного времени. Варшава: КИВ, 1974. - 392 с.
116. Данэцки Я. Проблемы социального прогресса в условиях социалистического промышленного общества. Варшава, 1974.
117. Данэцки Я. Теоретические и методологические проблемы исследования социального прогресса. Варшава, 1973.
118. Данэцки Я. Современные вопросы марксистской теории социального прогресса. В кн.: Избранные теоретические проблемы марксизма-ленинизма в современной мысли. - Варшава, 1981.
119. Домбровски К. Труд существования. Варшава, 1970.
120. Дибо Р. Человек среда - адаптация. - Варшава: ПЗВЛ, 1970.- 491 с.
121. Жекоб Ф. История и наследственность. Варшава, 1973.
122. Эллюль Ж. Технологическое общество. Нью-Йорк: А.А.Кнапр Инц., 1964. - 449 с.
123. Эцкхолм Э.П. Земля, которую теряем. Варшава: ПВЭ,- 332 с.
124. Эщхолм Э.П. Человек и среда. Варшава: ПВЭ, - 320 с.
125. Эльяде М. Святость, миф, история. Варшава: ПИВ, 1970. -309 с.
126. Эллшь Ж. Характерные черты техники. В кн.: Техника и общество. - Варшава, 1974.
127. Эллюль Ж. Техника определение места явления. - В кн.: Техника и общество. - Варшава,- 1974.
128. Фернисс С.В. Что есть и что будет: Экзистенциальная революция и общественная инерция. В кн.: Техника и общество. -Варшава, 1974.НО. Феркисс С.В. К созданию человеком техники. В кн.: Техника и общество. - Варшава, 1974.
129. Фрейд 3. Основные понятия психоанализа. В кн.: Философия и социология XI в. - Варшава, 1965, с.155-179.
130. Фрейд 3. Человек, религия, культура. Варшава: КИВ, 1967.- 374 с.
131. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Варшава: ПВН, 1982. -450 с.
132. Фризханд М. Этическая мысль молодого Маркса. Варшава, 1978. - 456 с.
133. Фромм Э. Очерки из психологии религии. Варшава: КИВ, 1966.- 292 с.
134. Фромм Э. Бегство от свободы. Варшава: Чытельник, 1970. -277 с.
135. Фромм Э. Об искусстве любви. Варшава: ПИВ, 1971. - 157 с.
136. Фромм Э. Забытый язык. Варшава: ПИВ, 1972. - 252 с.
137. Замяра К. К вопросу статуса онтологических понятий развития и прогресса. В кн.: Теоретические основы исследования исторического развития. - Варшава, 1977.
138. Знанецкий Ф. Современные люди и цивилизация будущего. Варшава, 1974.
139. Гэлбрейт Дж. Экономика и общественная цель. Варшава: ПВН, 1979 - 506 с.
140. Гэлбрейт Дж. Общество благосостояния индустриальное государство. - Варшава: ПИВ, 1973. - 426 с.
141. Гульчински М., Йвиньски Т., Ляментович В. Институты современного капитализма. Варшава, 1978.
142. Гузшан Ц.И. Гегель философия кризиса. - Варшава, 1974.
143. Гжыбовски К. Об истории понятия прогресса. В кн.: Скептические рефлексии. - Варшава: КИВ, 1971. - 316 с.
144. Генри P.M. Культура и развитие. В кн.: Обзор зарубежной прогностической литературы, Польша 2000. - Варшава: Оссоли-неум, 1978.
145. Гульчинский М. Спор о будущем. Варшава, 1979.'
146. Гензенберг В. Над границами. Варшава: ПИВ, 1979. - 304 с.
147. Гулыга А.В. Наука и искусство, то есть о превосходстве практического ума.
148. Хаксли 0. Этот прекрасный новый мир. Варшава, 1933.
149. Хлопэцкий Е. Революция и-прогресс. Варшава: ПИВ, 1981. -247 с.
150. Холл Э.Т. Скрытое измерения. Варшава: ПИВ, 1978. - 275 с.
151. Хёйзунха И. Осень средневековья. Варшава: ПИВ, 1967. -476 с.
152. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. Варшава, 1962.
153. Иловецки М. Наш XX век. Варшава, 1965.
154. Явловская А. Пути контркультуры. Варшава: ПИВ, 1975.-326 с.
155. Юнк Р. Атомное государство. Варшава: ПИВ, 1982. - 251 с.
156. Майснер Ю. Критика буржуазных теорий синтеза общественных строев. Варшава: ПВЭ, 1979.- 290 с.
157. Малевский А., Топольский Е. Очерки методологии истории. Варшава: ПВН, I960. 164 с.
158. Манхайм К. Человек и общество в эпоху перестройки. Варшава, ПВН, 1974. 618 с.
159. Марковский Д. Постиндустриальное общество. Жешув. 1974.
160. Наврочинский Б. Духовная жизнь. Очерк философии культуры. Краков: Ф.Печонтковский, 1947. 358 с.
161. Насиловский М. 0 теориях развития совершенного капитализма. Варшава: ПВН, 1978.- 358 с.
162. Опара С. Из вопросов исторического материализма.-Варшава: КИВ, 1978.- 201 с.
163. Осиатынский-В. Понять мир. Разговоры с советскими учеными. Варшава: Чытельник, 1982.- 430 с.
164. Осиатынский В. Понять мир. Разговоры с американскими учеными. Варшава: Чытельник, 1980.- 326 с.
165. Пасетка Ю. Факторы взаимозависимости социально-экономического развития. Варшава, 1975.
166. Пасетка Ю. Факторы прогресса. Варшава: ПВЭ, 1975.- 2 58 с.
167. Петер Л. Рецепт Петера. Варшава, 1975.
168. Рольбецкий В. Предвидение будущего (элементы прогнозологии). Варшава: ВП, 1970.- 262 с.
169. Реич Ч. Молодая Америка. Варшава, 1976.
170. Рудзинский Р. Варшава: ВП, 1978.- 279 с.
171. Рышка Э и Ф. Между утопией и сомнением. Варшава: 1972.- 505 с.
172. Шпенглер 0. Закат Европы.'- Варшава, 1926.
173. Штомика Р. 0 марксистской концепции, социального развития немножко иначе,- В кн.: Избранные теоретические проблемы марксизма-ленинизма в современной мысли. - Варшава, 1981.
174. Щепаньски Я. Элементарные понятия социологии.-Варшава, 1970.
175. Щепаньски Я. Варианты настоящего времени.-Варшава: КИВ, 1971.- 698-с.
176. Топольски Е. Марксизм и история. -Варшава: ПВН, 1977.- 468 с.
177. Топольски Е. Методология истории.- Варшава: ПВН, 1968.- 474 с.
178. Топольски Е. Мир без истории.- Варшава: ВП, 1972. 243 с.
179. Топольски Е. Роль марксизма в перестройке исторических наук. В кн.: Избранные теоретические проблемы марксизма-ленинизма в современной мысли.-Варшава, 1981.
180. Токарчык Р. Утопия американской "Новой Левины". Варшава: ВП, 1979.- 286 с.
181. Технический прогресс в процессе воспроизводства, (ред. Юзефяк Д. и Муйжель Я.).-Варшава, 1976.
182. Татаркевич В. 0 счастье. Варшава: ПВН,1965.-577 с.
183. Тинберген Я. За новый международный порядок .-Варшава: ПВЭ, 1978.- 324 с.
184. Тоффлер А. Экоспазм.- Варшава: Чытельник,1977.-131 с
185. Тоффлер А.'Шок перед будущим.- Варшава,1974.-559 .с.
186. Человек, наука, техника попытка марксистского анализа научно-технической революции.-Варшава: КИВ, 1976.- 392 с.
187. Ципко А. Диалектика прогресса и социализма.-Варшава: Моложежная Издательская Агенция, 1980.
188. Чарковский Я. Картина мира (пророчества и прогнозы).-Краков: Оссолинеум, 1978,- 198 с.в) на английском языке
189. Нисберт Р. История идеи прогресса. Леман-Хаупт. Нью-Йорк. 1980.- 370 с.
190. Оруэлл Дж. 1984 год. Секер и Лорбург, Лондон. 1948.- 318 с.
191. Поппер К.Р. Нищета историзма. Роутлидт и Кодон. Лондон. 1967.- 166 с.
192. Рассел Б. Философия и политика.- Лондон, 1947.
193. Фридришс Г., Шафф А. Микроэлектроника и общество.На радость или на горе. Пергамон Прес. Оксфорд.1982.
194. Фромм Э. Здоровое общество.- Нью-Йорк, 1963.
195. Хаксли 0. Этот прекрасный новый мир (снова) Бентам Буке. Нью-Йорк, 1958.- 177 с.
196. Шпенглер 0. Человек и техника. Лондон, 1973.
197. Эллюль Ж. Технологическое общество. Вингедж Букс.- Нью-Йорк, 1964.- 491 с.4. Статьиа) на русском языке I. Агафонов В., Хасбулатов Р. Идеологические интерпретации научно-технической революции.- Коммунист,1978, №13.
198. Араб-Оглы Е. От технического оптимизма к экологическому пессимизму,- Мировая экономика и международные отношения. 1978, № 7.
199. Антонович И.И. Только ли кризис культуры? Вопросы философии, 1979, №7, с. 12 5-133.
200. Будениеце Э.А. Критика иррадионалистической концепции "заката культуры" О.Шпенглера. Вопросы философии, 1978, & 12, с. 81-89.
201. Буева Л.П. Человек и общественный прогресс.- Вопросы философии, 1982, $2, с. 2 0-35.
202. Гвишиани Д.М. Наука и глобальные проблемы современности,- Вопросы философии, 1981, № 3, с. 97-108.
203. Гвишиани Г.М. Методологические проблемы моделирования глобального развития. 1973, №2.
204. Демчонок Э.В. Семенов Ю.Н. Критика современных буржуазных концепций общественного прогресса.- Вопросы философии, 1979, J6 12.
205. Дилигенский Г .Г. Кризис капитализма и проблема потребностей.- Вопросы философии, 1982, №2, с. 95-102
206. Завадский К.М. Проблема прогресса в живой природе. Вопросы философии, 1967, №9.
207. Загладил В.В. Методологические проблемы исследования глобальных процессов мирового.развития.- Вопросы философии, 1981, №9, с. 17-31.
208. Загладин В., Фролов И. Глобальные проблемы и будущее человечества.- Коммунист, 1979, F7, с. 92-106.
209. Легостаев В.М. Наука в рамках технократической утопии Ыана Фурастье.- Вопросы философии, 1974, Щ2, с. 149-156.
210. Макаровский А. А. Некоторые вопросы теорий общественного прогресса.- В сб.: Научные доклады Высшей школы. М., 1979, №3.
211. Осипов Г.В. Современный эволюционизм и проблемы социального прогресса.- Вопросы философии, 1971, $2.
212. Попов С.И. Социальный пессимизм в системе современной буржуазной идеологии. Вопросы философии, 1980, №, с. 64.
213. Руткевич М.Н. Развитие, прогресс и законы диалектики. Вопросы философии, 1965, №18.
214. Толстых В.й. Образ жизни как социально-философское понятие.- Вопросы философии, 1974, $12, с. 38-49.
215. Федосеев П.Н. Ленинизм и социальный прогресс человечества.- Вопросы философии, 1980, М, с.15.
216. Федосеев П.Н. Социальное значение научно-технической революции.- Вопросы философии, 1974, $7, с.3-17.
217. Фролов И.Т. Человек и человечество в условиях глобальных проблем.- Вопросы философии, 1981, № 9,с. 32-48.
218. Фролов И.Т. Наука и гуманичтические идеалы и решение глобальных проблем.- Вопросы философии, 1979, # 6, с. II5-II8.б) на украинском языке
219. Танжер В.В. Футурологический "обзор будущего" социальная программа или пропагандистская фикция? -Философская думка, 1976, М, с. 58-68.
220. Фомиченко В.В. Реакционно-утопический характер буржуазных концепций научно-технического прогресса. Философьска думка-, 1976, М, с. 69-76.в) на польском языке
221. Апостол П. Актуальное состояние футурологических исследований.- "Человек и святопоглонд", 1973, №8.
222. Александрович Ю. Смысл жизни и смысл истории. Мир и прогресс в свете системной философии природы.-"Студия философичне", 1981, №-718, с. 188-189.
223. Банька Й. Прометейский миф технократического менеджеризма.- "Аргументы", 1979, Ш 34.
224. Боскуе М. Политика кризиса и кризис политики.- "Форум", 1978, $ 43.
225. Бжезинский 3. Сон о гегемонии. "Форум", №2.
226. Боргощ Ю. Маркузе: рецепция гегелевской диалектики исторического прогноза. "Студия философичне", 1981» № 12.
227. Боран Ю. Понятие общественного прогресса.- "Человек и святопоглонд", 1979, №3, с. 14.
228. Дебре Р. Основы иррациональности.- "Форум", 1980, № 45*
229. Дибуа Р. Земле нужны люди.- "Форум", 1980, № 16.
230. Д'ондт М. Гегель и исторический прогресс.- "Студия философичне", I98X, J^ 12.
231. Данецкий Я. Теоретические и методологические вопросы прогресса.- "Студия Наук Политичных", 1973, Щ.
232. Фрицканд М. Проблемы этики.- "Квартальник педагогичны", 1966, Щ.
233. Гильдер Г. Нужда веры.- "Америка", 1932, В 222.
234. Гжыбовский К. "Прогрессивный отсталый" (попытка объяснения и систематизация понятий). -"Культура и сплоченство", 1968, М.
235. Канфер С» Катастрофический и историографический хор. "Форум", 1976, В 37.
236. Кудерович З.Гегель и проблема постоянства в культуре.- "Студия философичне", 1970, В 4-5.
237. Красицкий 1. На финише столетия. -"Трибуну люду", 1970, В 175.
238. Мадсен А. Призрак голода .-"Америка" . 1982, В 2:22.4 5. Макбрайд С. Интервью с Теодором Рошаком.- "Америка" 1981, & 220.
239. Лоранц. В. Реальность общественного прогресса.- "Месячник литерапки", 1974, -169.
240. Тоффлер А. "Третья волна". "Форум", 1980, Щ8.4 8. На пороге XXI века. "Пжекруй", 1980, В 818.
241. Опара С. К анализу понятия социального прогресса.-"Студия философичне" 1979, №2.
242. Пекер Дж.С. Бездорожья науки.- "Форум", 1980, В 22.
243. Поппер К.Р. Имеет ди история какой-нибудь смысл? -"Знак", 1975, В II-I2.
244. Праусе Г. Катастрофические размышления. "Форум", 1981, В 44.
245. Пурска А. Плагиат или случайность? "Литература", 1980, В 36.
246. Печчеи А. Пусть это будет начало приключения хомо сапенс. "Презангине" , ЩХ.
247. Рольбедкий В. Ленин и предвидение будущего. КНТ, 1970, №1.
248. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. -"Твур-ность", 1957, ЖЕ.
249. Симон Ж.Л. Что нас ждет в 2000 году? "Америка", 1982, № 222.
250. Шафф А. Альтернатива. Ту и Тэраз. 1982, № 25.
251. Шафф А. Фром имеет право претендовать на творческий вклад в развитие марксизма. Человек и святопоглонд, 1981, & 6.
252. Шнайдер В. Конфронтация раев. -"Форум", 1978, №43.
253. Штомпка П. 0 марксистской концепции общественного развития немного по другому. - "Студия философич-не", 1977, & 12.5. Диссертации
254. Дрюкова A.M. Марксистское понимание смысла жизни и его роль в формировании научного мировоззрения. -Ростов-на-Дону, 1982.6. Авторефераты
255. Ципко А.С. Методологические проблемы исследования критерия социального прогресса социалистического общества. М., 1971. 24 с.