автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Нерсесова, Татьяна Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ"

005010464

На правах рукописи

Нерсесова Татьяна Евгеньевна

ТИПЫ И ЖАНРЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Специальность 10.01.10 — журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

О 0ЕЗ 20(2

Москва-2012

005010464

Диссертация выполнена на кафедре периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Магай Игорь Пончунович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Коханов Евгений Федорович,

кандидат филологических наук Письменная Евгения Владимировна

Ведущая организация - Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова

4 U /Г*

Защита состоится <6уУ» ________ 2012 г. в часов на заседании

Диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: 119192, Ломоносовский проспект, 27.

Автореферат разослан

Ж 01

2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета: кандидат филологических наук, доцент

.В. Славкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Публичная критика с использованием в качестве площадки средств массовой информации зародилась в России практически одновременно с первыми периодическими печатными изданиями. Именно пресса предоставила уникальные возможности для того, чтобы частное мнение о том или ином произведении или событии культурной жизни стало достоянием широкой общественности. Поэтому критика очень быстро получила признание как важная составляющая журналистики, была включена в постоянную повестку СМИ и в дальнейшем только упрочивала в ней свои позиции, осваивая новые тематические направления.

У истоков российской критики стояли великие деятели национальной культуры - М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин. Именно они изначально задали высочайшие стандарты критической мысли, что послужило импульсом для дальнейших этапов развития отечественной критики.

Российская критика развивалась интенсивно, быстро переросла рамки литературного и научного рецензирования, присоединив к сфере своих интересов другие области культурной жизни: уже в XVIII веке газеты и журналы начали печатать рецензии на театральные постановки, на музыкальные мероприятия - таким образом критика эволюционировала в литературно-художественную. Количественные и качественные изменения периодической печати способствовали возникновению принципиально новых направлений критики: появление обзоров печати знаменовало зарождение явления, которое в XXI веке обрело название «медиакритики». Со временем периодические издания охватили критическим взглядом не только феномены высокой культуры, но и явления бытовой культуры (первые опыты ресторанной и модной критики, публикации с оценками товаров и услуг относятся еще к ранним этапам становления отечественной журналистики), таким образом критика вышла за рамки традиционного предмета - художественного или научного произведения, предметом критики стали разнообразные артефакты.

Кардинальные общественно-политические трансформации в России в конце XX - начале XXI века изменили облик журналистики. Подводя промежуточные итоги трансформационного периода, констатируя «отсутствие системного перехода к новому типу общества при значительном прогрессе в отдельных сферах», Е. Л. Вартанова отмечала, что «фрагментированная

модернизация» СМИ «привела к прорывам в некоторых направлениях при сохранении общего контекста медиасистемы»1. Бесспорно, к направлениям «прорыва» можно отнести и критику: беспрецедентное количество мас-смедиа и их содержательное и типологическое многообразие создали новые возможности для многовекторного развития критики. Вместе с тем экстенсивный характер развития критики серьезно повлиял на ее качество в сторону снижения; существенно пострадала «высокая» критика - вместе с падением тиражей толстых литературных и специализированных искусствоведческих журналов.

Объем критики в последние двадцать лет стремительно прирастал за счет освоения новых предметно-тематических полей и вновь открытых периодических изданий. Отмена идеологического единомыслия, развитие частной инициативы в стране открыли новые возможности для творческой реализации граждан в самых разных художественных сферах, что сделало культурную жизнь России насыщенной и многоцветной, а для критиков появилось огромное количество информационных поводов. Благодаря рынку Россия преодолела товарный дефицит и приобщилась наконец к товарному изобилию, что открыло для критики совершенно новые (по сравнению с советским периодом) сферы применения: возродилась ресторанная критика, на новый уровень поднялась критика моды, широко востребованными стали журналистские материалы, содержащие экспертные оценки товаров и услуг.

Смена ценностных ориентиров в обществе, постепенное замещение духовных ценностей материальными не могли не отразиться на содержании критики. В условиях всепроникающих рыночных отношений, когда все продукты человеческой деятельности становятся товаром (информация

- товар, книга, фильм, спектакль - тоже товар, главная задача создателей -все продать и получить максимальную прибыль), критика закономерно переходит в разряд товара и появление «заказных» рецензий становится обыденным фактом. Все эти процессы требуют осмысления.

Актуальность темы исследования. Подытоживая краткую историческую ретроспективу развития критики в России, можно констатировать, что отечественная критика начала XXI века имеет историю длинною более двух веков; за это время критическое наследие разрослось и усложнилось, критическая мысль охватила огромное предметно-тематическое

1 Вартанова Е. Л. Концепция модернизации и СМИ / СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С.31.

поле, в тех или иных формах представлена в подавляющем большинстве периодических изданий. Вместе с тем современная критическая практика как целостное явление до сих пор не получила всестороннего теоретического обоснования: нет ни одной исследовательской работы, которая бы охватила и синтезировала все тематические направления критической деятельности российских массмедиа XXI века. Именно это обстоятельство обусловило актуальность нашего исследования, предполагающего системный анализ современной печатной критики во всем ее предметнотематическом и жанровом многообразии.

Степень научной разработанности темы. Критика на всех этапах своего развития привлекала внимание исследователей. Наиболее глубоко разработанной сферой является, безусловно, литературная критика, которая более двух веков развивалась в тесной связи с теорией литературы. Теоретические основы литературной критики начали закладываться еще в XVIII веке М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, H. М Карамзиным; в XIX веке в России появились профессиональные критики, чья практика стала отражением развивающихся теоретических представлений о критике (В. Г Белинский, П. В. Анненков, А. В. Дружинин, Н. Г. Чернышевский, Н.

A. Добролюбов, А. А. Григорьев и др.); на рубеже XIX-XX веков проблемам литературной критики уделили внимание выдающиеся мыслители В.

B. Розанов, В. С. Соловьев, идеологи «серебряного века» А. А. Блок, Д. С. Мережковский, В.И. Иванов, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.

Важной вехой в целостном осмыслении развития отечественной литературной критики стал фундаментальный труд В. И. Кулешова «История русской критики XVIII-XIX веков», вышедший в 70-е годы прошлого века, в котором был представлен и обобщен огромный фактологический и теоретический материал.

Развитие критики в историческом контексте журналистики нашло отражение в трудах таких известных ученых, как П.Н Берков, A.B. Западов, Б.И. Есин, И.В. Кузнецов, Р. П. Овсепян.

В 70-80-е годы XX века начала свое теоретическое и практическое становление школа критики факультета журналистики МГУ, чему способствовали научные изыскания в области критики и публицистики А. Г. Бочарова, М. С. Черепахова, Е. П. Прохорова, В. М. Горохова. В тот же период было предпринято исследование Т. С. Алексеевой, посвященное жанру рецензии. В настоящее время научную преемственность школы обеспечи-

вают теоретические работы Н. А. Богомолова, О. А. Лекманова, В. И. Новикова и др.

Важным этапом в научном осмыслении современной критики стало появление в 2003 году монографии А. П. Короченского, в которой впервые новая критическая практика — медиакритика - получила глубокое и всестороннее теоретическое обоснование.

На всем протяжении развития критики исследования в этой сфере носили в основном узкотематическую направленность. Не выходят за рамки этих тенденций и исследования последних лет, посвященные преимущественно традиционным тематическим направлениям критики либо отдельным аспектам критической деятельности1. В целом исследований по критике в последние двадцать лет проводилось крайне мало и большинство из них базировались в первую очередь на литературоведческих, искусствоведческих, а не медиалогических подходах. До настоящего времени не было предпринято исследования, в котором экстенсивно развивающаяся в медийном пространстве критика была бы подвергнута всестороннему научному рассмотрению как целостное явление, до сих пор нет научно обоснованных концепций тематической и жанровой систематизации критического контента.

Теоретико-методологическую базу данного исследования составили труды М.М.Бахтина, Ю. М. Лотмана (общетеоретические подходы), Бочарова А. Г., Богомолова Н. А., Борева Ю. Б. (литературно-художественная критика), а также современных теоретиков массмедиа: Я. Н. Засурского. (системные характеристики современной журналистики); Е. Л. Вартановой (развитие российской журналистики в контексте общемировых процессов); Е. П. Прохорова (методология исследования СМИ, функциональное назначение журналистики, проблемы массового сознания); В. М. Горохова, М. С. Черепахова (основы теории публицистики); А. Н. Тертычного (жан-.

1 См.: Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХ1 : дис. ... докт. фил. наук : 10.01.01. — Томск, 2010; Павлова В. Е. Библиотека для чтения: русская театральная критика 30-х годов XIX века : автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.01 / Рос. акад. театр, искусства (ГИТИС). - М., 2009; Сергунина Н.А. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория: Теория вопроса : автореф. дис.... канд. фил. наук : 10.01.10 / Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж, 2006; Земцова Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массовоинформационного дискурса: автореф. дис. ...канд. фил. наук: 10.02.19/Волгоград. Гос. пед. ун-т,- Волгоград, 2006.

ровая классификация; формы и методы аналитики в журналистике); Г. В. Лазутиной (особенности использования жанровых моделей в культурнопросветительской журналистике); М. В. Шкондина (типологические особенности периодической печати); Т. Ф. Дедковой, М. Л. Князевой (культурологическая проблематика СМИ); А.- И. Горчевой (корпоративная журналистика); А. П. Короченского (медиакритика). Для всестороннего понимания функционирования современной критики в медийном пространстве были важны работы ряда известных исследователей, в числе которых: Л. М. Землянова, Л. Л. Реснянская, Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосен-ко, А. А. Грабельников, Е.В. Ахмадулин и др.

Аксиологические аспекты критики рассматривались через призму появившихся в последние годы фундаментальных теоретических трудов И.В. Ерофеевой и Е.В. Поликарповой.

Филологический аспект исследования раскрывается в рассмотрении тематики и проблематики печатных СМИ, в жанрово-содержательном анализе критических публикаций прессы, выявлении речевых средств, использованных авторами данных текстов для достижения тех или иных коммуникативных целей.

Научная новизна исследования. В основу исследования была положена концепция о содержательной близости в современном медиадискурсе терминов критика и рецензирование, употребляемых в двух значениях:

1) творческая деятельность, предполагающая разбор и оценку различных произведений; 2) продукт творческой деятельности - тексты, содержащие разбор и оценку произведений; на практике данные значения раскрываются контекстуально (эвристическое обоснование концепции представлено в первом параграфе первой главы диссертации). Есть основания полагать, что термин рецензирование следует понимать более широко, нежели собственно написание рецензии, — как «разбор, оценку» художественного явления без строгой привязки к жанровой форме. Мы исходили из того, что на современном этапе для многообразной в тематическом отношении критической практики понятие «рецензирование» более органично, поскольку термин критика в историческом сознании прочно связан с художественной сферой. В современной медийной практике к родственным терминам критика-рецензирование примыкает слово «экспертиза» (в значении: рассмотрение какого-н. вопроса экспертами для вынесения заключения). Можно констатировать как данность сформировавшуюся в различных предметных областях рецензирования традицию применения уже устояв-

шихся и принятых научным сообществом терминов: например, анализом медиапродуктов занимается медиакритика, оценкой ресторанных услуг — ресторанная критика. Для обозначения экспертизы вещей и услуг органичным представляется термин сервисная критика (по аналогии с существующим понятием «сервисная пресса»1). Поскольку тематическое поле рецензирования постоянно расширяется, не исключено появление новой терминологии.

Новизна исследования состоит в синтетическом подходе к рецензированию как целостному явлению журналистики, детерминировании рецензирования как особого вида творческой деятельности со специфическими функциями и методологией; также впервые предпринята попытка дать типологическое описание предметно-тематических направлений рецензирования и выявить его основные жанровые модели в прессе.

Объектом исследования является рецензирование как область журналисткой практики, занимающейся рассмотрением и оценкой различных артефактов. Предмет исследования в данной работе - печатная продукция рецензирования в его жанрово-тематическом многообразии.

Цель исследования состоит в следующем: систематизировать типы рецензирования по предметно-тематической направленности и выявить основные жанровые модели критики, широко практикующиеся в периодической печати.

В рамках поставленной в диссертационной работе цели были сформулированы следующие задачи:

- дать общее теоретическое описание рецензирования как целостного специфического направления журналистики с уточнением терминологии, функционального назначения и методологии деятельности;

- проследить генезис литературно-художественной критики, являющейся теоретическим фундаментом современной критики;

- рассмотреть аксиологические аспекты рецензирования с использованием новых научных разработок в этой области;

- проанализировать, обобщить и систематизировать культурологическую проблематику в практике современной российской прессы;

- на основе контент-анализа печатных материалов выделить имманентные жанры критики в периодической печати;

- выработать рекомендации по оптимизации журналисткой критической практики.

1 См.: Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. - М.: Вест-Консалтинг, 2008.

Хронологические рамки исследования определены целями и задачами работы и охватывают значительный исторический период - от середины XVIII века, когда в России зародилась печатная критика, до настоящего времени. Ранние этапы критической деятельности рассматриваются нами обзорно или в отдельных аспектах, поскольку исторический материал был интересен в данном исследовании преимущественно для выявления тех закономерностей развития критики, которые находят отражение в ее современной практике. Автор сосредоточил свое внимание на новейшем этапе отечественной журналистики, отсчет которого ведется с 1991 года, когда произошли сущностные трансформации по всему периметру журналистики. Основные теоретические разработки, на которые опирается исследование, относятся преимущественно к последнему десятилетию, за исключением тех фундаментальных исследований, которые носят вневременной характер. Эмпирический материал почерпнут из практики печатных СМИ начиная с 2005 до середины 2011 г.

Методологическая база диссертационного исследования обусловлена междисциплинарным характером работы, поскольку изучаемая тема тесным образом связана с культурологией, а также с разделом философии

- аксиологией. Поставленные цели и задачи потребовали применения ряда методов: дескриптивного, историко-генетического, статистического. Исследование осуществлялось на основе системно-целостного, историкосравнительного, структурно-функционального и типологического подходов, а также методики контент-анализа. Применение принципа системности позволило выстроить целостную концепцию критической практики как специфической области журналистики. Историко-сравнительный подход диктовался необходимостью исследовать феномен критики в разные периоды ее становления и дал возможность проследить развитие критики в динамике на разных этапах государственности России. Структурнофункциональный и типологический подходы позволили выявить влияние социальных трансформаций на типологическую структуру современной критики. Статистический метод (с применением анкетирования) потребовался автору для изучения особенностей современной ресторанной критики. Метод контент-анализа использован при рассмотрении публикаций периодической печати.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы российской периодической печати, относящиеся к критической практике, а также результаты проведенного анкетирования.

В соответствии с целями и задачами исследования, предполагающего изучение критики во всем тематическом многообразии, автор привлек к исследованию типологически широкий спектр отечественной периодики как журнальной, так и газетной. Специализированные журналы, отражающие культурологическую тематику («Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Новый мир», «Театр», «Театральная жизнь», «Искусство кино», «Экран» и др.), рассматривались как площадка для «высокой», академической критики, относящейся к компетенции искусствоведов, поэтому конкретные публикации данных изданий разбору не подвергались.

Выборка текстов для жанрового анализа по всем предметнотематическим направлениям производилась по газетным изданиям (мотивация данного выбора состояла в том, что газета является основным видом периодического издания и главной площадкой для критики, адресованной массовой аудитории, а не узкому кругу специалистов). Отбор изданий осуществлялся из числа наиболее влиятельных и популярных общероссийских изданий, представляющих различные типологические ниши газетной периодики: из специализированных - «Литературная газета»; из качественных «репутационных» - «Ведомости», «Независимая газета», «Новые Известия» и приложения «Коммерсант-\Уеекепс1», «НГ-Антракт», «НГ-ЕхНЬпз»; «Новая газета», характеризующаяся как издание «открытой позиционности»; из массовых — «лидер общероссийского чтения» еженедельник «Аргументы и факты», а также совмещающий «стандарты качественной и массовой газеты»1 «Московский комсомолец».

Рабочая гипотеза исследования. Рецензирование в российской печати начала XXI века представляет собой сложное развивающееся явление, нацеленное на широчайшее предметно-тематическое поле, включающее продукты всех видов человеческой деятельности: духовной, духовнопрактической и практической; характеризуется многоформатностью, содержательной и жанровой полифонией. В связи с этим автор высказывает предположение, что критику можно рассматривать как самостоятельный вид журналисткой деятельности, которому свойственны специфические предмет и функции, особая методология осмысления фактов и устойчивые формы подачи материала; критика подразделяется на несколько

‘Типологические характеристики по кн.: Средства массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2011. - С. 217-227.

и

предметно-тематических направлений, в рамках которых востребован определенный набор жанровых моделей, позволяющих решать функционально-коммуникативные задачи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современную практику рецензирования в печатных СМИ можно рассматривать как самостоятельное направление журналистской деятельности, характеризующееся предметно-тематическим единством (артефакты во всем многообразии), специфичностью функционального назначения (на передний план выступают, кроме универсальных, специфические функции: ориентирующие (ориентация массовой аудитории в культурно-вещном пространстве), аксиологические (формирование ценностной базы социума), корректирующие (воздействие на создателей артефактов с целью стимуляции авторской рефлексии), прагматические (помощь гражданам в осуществлении выбора тех или иных культурно-бытовых благ); общностью методологии деятельности.

2. Поскольку артефакты, составляющие предмет исследования критики, всегда являются продуктом человеческой деятельности, предметнотематическую типологию критики целесообразно связать с видами деятельности, порождающими эти продукты1:

- критика продуктов духовной деятельности: художественная критика (виды: литературная, театральная, музыкальная критика, кинокритика);

- критика продуктов духовно-практической деятельности: медиакритика (виды: критика печатной продукции, телекритика, радийная критика, критика Интернет-журналистики);

- критика продуктов практической деятельности: сервисная критика (виды: ресторанная критика; модная критика; экспертиза товаров и услуг).

3. Многообразие решаемых современным рецензированием задач тре-

бует использования жанровых моделей, относящихся ко всем группам жанров: информационным, аналитическим и художественнопублицистическим. Существует зависимость между предметно-

тематическими направлениями критики и частотой применения тех или иных жанровых моделей.

1 Введение в культурологию: Курс лекций под ред. Солонина Ю. Н., Соколова Е. Г. -СПб.: СПбГУ, 2003.-С. 7.

Научно-практическая значимость исследования. В диссертации дано всестороннее научное описание современной критической практики печатных СМИ, предложена предметно-тематическая систематизация критики, выделены имманентные жанровые модели критики. Основные теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавательской деятельности на факультетах и отделениях журналистики. Исследование может служить основой для дальнейшего углубленного изучения динамично развивающейся критики.

Структура диссертации продиктована целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Введение содержит научный аппарат темы и определяет стратегию исследования.

1.Современное рецензирование в контексте социальных трансформаций. Глава носит историко-теоретический характер и является научным инструментарием исследования. Исторический анализ развития отечественного критического наследия в контексте теории и практики журналистики позволил вычленить основные характеристики рецензирования и синтезировать на их основе целостную концепцию рецензирования как самостоятельного направления журналистской деятельности.

1.1. Детерминация рецензирования как вида журналистской деятельности. В параграфе уточняются основные дефиниции темы на основе сравнительного анализа различных источников: словарей1, научных разработок известных исследователей журналистики А. А. Тертычного2, Г.

В. Лазутиной3.

Теоретическое описание сферы рецензирования включает:

- общую характеристику предмета рецензирования: в качестве универсальной предметной единицы рецензирования рассматривается артефакт как «элементарная единица культурно-семантического пространст-

1 Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2004; Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка.. - М.: ЭКСМО, 2011; Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: ЭКСМО, 2008; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: [ В 4-х т.] - М.: Русский язык, 1980.

2Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2007.

3 Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011.

ва»1. Предметом современного рецензирования являются артефакты во всем их многообразии, включая произведения художественной культуры, журналистики, предметы бытовой культуры; артефакты могут рассматриваться в рецензировании как на стадии подготовки (превентивная информация), так и на стадии их общественного освоения (медийная репрезентация событий);

- анализ функционального назначения рецензирования с выделением универсальных функций, свойственных журналистике в целом, и специальных функций, обусловленных особенностями критической деятельности: ориентирующие функции (медиапространство становится своеобразным зеркалом отраженных артефактов и путеводителем для массовой аудитории в культурной среде); прагматические функции связаны с текстами, содержащими экспертные оценки, которые могут быть использованы аудиторией как рекомендации по выбору продуктов культуры для личного потребления; эстетические функции реализуются как «искусство разбирать, судить»; аксиологические функции рецензирования проявляются прежде всего в отборе артефактов для медиарепрезентации (что априори является констатацией их общественной значимости) и их интерпретации в сопряжении с ценностными императивами (значимость аксиологических функций особенно возрастает в условиях девальвации общественных ценностей); корректирующие (воздействие на автора - создателя произведения, побуждение его к рефлексии, самосовершенствованию);

- анализ методологии рецензирования (в методологии мы выделяем технологический компонент: как? и инструментальный: нормативная база)-, поскольку рецензирование как «рассмотрение и оценка» артефактов всегда базируется на анализе, в распоряжение рецензентов включается весь комплекс эмпирических и общенаучных методов; аналитическая журналистика располагает также арсеналом специальных методов2; проблемы нормативной базы критики (в ее конкретносодержательном наполнении) остаются неизменно дискуссионными на протяжении всего существования критики: вся история критики есть по сути борьба нормативных парадигм.

1.2. Генезис критической мысли в отечественной литературе и журналистике. Параграф посвящен ретроспективному обзору развития

1 Красноглазое А. Б. Функционирование артефакта в культурно-семантическом пространстве: автореф. дис. д-ра наук. - М., 1995. - С. 5.

2См: Тертычпый А. А. Аналитическая журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2010.

литературной критики, являющейся родоначальницей современного рецензирования, - в контексте журналистики, так как критика обрела свой публичный статус именно в медиапространстве. Историко-теоретический анализ критики дал возможность проследить, как каждый этап развития критической мысли обогащал эту сферу деятельности новыми научными открытиями и практическими достижениями. История литературной критики рассматривается как «закономерная смена ее основных критических методов»’.

Нормативно-жанровая критика представляет интерес как начальный этап, исток развития критической мысли в России. Она зародилась в недрах классицизма, формировалась в острых дискуссиях, вынесенных благодаря журналистике в общественную плоскость: в этот период появились первые в отечественной практике полемические критические статьи (в ходе полемики о стилях между М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским и А. П. Сумароковым). Последующие методы открывали для критики новые подходы и формы. Так, критика как суждение изящного вкуса, связанная с литературно-эстетическими идеалами сентиментализма и многогранной деятельностью Н. М. Карамзина, сосредоточилась на формировании «великого духа и вкуса» читателей; романтическая критика 20 - 30-х годов XIX века, запечатлевшая этап зарождения декабризма, впервые в России привнесла в критику гражданственное звучание и такие формы, как предисловие, диалог, годовой обзор, литературный портрет, проблемная рецензия, обзорно-аналитическая статья. Философское направление критики (Н. А. Надеждин) обогатило критику не только философскими подходами к анализу литературного творчества, но сатирическими жанрами - фельетоном и памфлетом.

Место В. Г. Белинского (конкретно-эстетическая критика) в отечественной критике можно сравнить с местом А. С. Пушкина в российской словесности (разработал эстетические принципы реализма; ввел в критическую практику жанр литературно-критической статьи публицистического типа, где обязательным элементом считалась оценка современного состояния общества). Эстетическая критика (А. В. Дружинин) отстаивала самоценность искусства, которое должно оставаться «чистым» от текущих социально-политических проблем. Реальная критика середины 50-х -

1 См.'.Недзвецкий В. А.., Зыкова Г. В. Русская литературная критика ХУШ-Х1Х веков. -М.: Аспект Пресс, 2008.

конца 60-х годов XIX века (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др.) наделила литературу и критику идеей подчинения художника насущным просветительским и воспитательным задачам времени. «Органическая» критика А. А. Григорьева интересна нацеленностью на поиски национального идеала в литературе. Почвенничество (Н. Н. Страхов, братья Ф, М. Достоевский и М. М. Достоевский) имело принципиальное значение для общественного культурного самосознания русского общества. Субъективно-социологическая критика (Н. К. Михайловский), идеологически связанная с народничеством, открыла для критики социологические подходы.

Если в оценках критических методов XIX века специалисты в основном единодушны, то критика XX века (как и литература этого периода) остается благодатной почвой для дискуссий. Очевидно, что «освоение» и «усвоение» наследия «серебряного века» и советского периода до сих пор не завершилось и требует не упрощенных подходов - «сведения к немногим идеологемам», но рассмотрения «не изолированно, а в неразрывной связи с русскими литературными традициями»1. Разные направления критики начала XX века объединены отказом от реализма и поиском новых эстетических идеалов (В. В. Розанов, В. С. Соловьев, А. Блок, В. Иванов, А. Белый, Д. Мережковский и др.).

Концептуальную базу советской критики составили принципы социалистического реализма. Зародившийся в 20-е годы структурализм возвратил самоценность художественной формы в нормативную базу отечественной критики. И хотя в советский период была изобретена карательная критика, современные исследователи склонны считать, что советская цензура не была абсолютным злом, а стимулировала изобретательность, креативность художников, которые овладели «эзоповым языком» и «подводным течением», благодаря чему лучшие критические выступления были наполнены тонкими аллюзиями и глубинными смыслами.

Новая отечественная критика, получившая импульс развития в конце 80-х годов XX века, свою первостепенную задачу видела в возвращении обществу культурного наследия, которое по идеологическим соображениям в советский период было недоступно массовой аудитории. Вырвавшись из тесных рамок обслуживания правящего режима, критика стала разнообразной, многомерной. Вместе с тем новая критика, в значительной степени

1 Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 85.

подверженная влиянию постмодернизма, характеризуется размытостью идейно-эстетических критериев, пренебрежением к этическим нормам, приспособлением к запросам массовой культуры.

1.3. Аксиологические функции современного рецензирования. Параграф является важным теоретическим компонентом исследования, так как в нем рассматриваются концептуальные основы деятельности, выступающей социокультурным регулятором общества. Опорным тезисом в этом разделе можно считать утверждение, что деятельность всей медиасистемы направлена на формирование массового сознания (эту точку зрения разделяют известные исследователи Б. А. Грушин, Е. П. Прохоров, Е. В. Ахмадулин, С. Г. Корконосенко и многие другие). Подчеркивается, что журналистика оказывает всевозрастающее воздействие на формирование ценностной базы современного человека, и в условиях усиления информационной экспансии это влияние неизбежно замещает влияние других каналов духовного воздействия на общество, таких, например, как искусство.

Аксиология как философская категория. Для нашего исследования важно понимание, что ценности всегда носят социальный характер, формируются в ходе общественной практики и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм социальной коммуникации.

Духовные и материальные ценности как основа развития культуры. Ценности составляют структуру культуры, а развитие культуры, в свою очередь, - это порождение новых ценностей. Знаком времени является глобализация «массовой культуры», которая «через единый механизм моды» формирует общие ценности массовой аудитории во всех сферах бытия. Диктат массовой культуры поставил на повестку дня проблему «смешения и смещения» ценностных ориентиров, релятивизация ценностей входит в арсенал манипулятивных технологий1.

Нерегулируемые рыночные механизмы порождают в обществе еще одно негативное явление, до недавнего времени несвойственное российскому обществу, - консьюмеризм2, который развивается в массовой аудитории под воздействием навязчивого рекламирования новых товаров и культа вещизма на фоне коммерциализации СМИ.

1 См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.:Алгоритм-ЭКСМО, 2006. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного

общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999 - С 99.

Аксиология медиатекстов в рецензировании опирается на понимание, что массмедиа являются создателями не просто содержания, но определенной ценностной системы. Рецензирование как сфера медийной практики вписывается в общую аксиологическую модель современной журналистики и отражает весь спектр манифестируемых прессой полярных мировоззренческих позиций социума в условиях отсутствия общественного консенсуса. Ситуация характеризуется размытостью, разнонаправленно-стью эстетических, этических и мировоззренческих доминант критики, что ведет к ценностной дезориентации аудитории, угрожает утратой исконных ценностей российского общества. Общечеловеческие гуманистические ценности как система аксиологических максим пока не стали общим знаменателем всех ценностных позиций современной российской журналистики, и критики в том числе.

2.Предметно-тематические направления рецензирования. Структура главы отражает типологическую структуру современного рецензирования. Отправной точкой исследования в данном разделе является понимание рецензирования как «отражения отраженной действительности», воплощенной в различных артефактах - произведениях ума и рук человеческих. В основу положена классификация артефактов как продуктов разных видов человеческой деятельности: духовной, духовно-практической и практической.

2.1. Рецензирование продуктов духовной деятельности (художественная критика). В параграфе рассматриваются основные направления художественной критики.

Литературная критика сосредоточена на осмыслении произведений художественной литературы, в первую очередь - новинок, а также литературных процессов в целом. Ее главная задача — оценка произведения и творчества с точки зрения его современной значимости, поэтому предметом критического осмысления могут быть не только вновь написанные тексты, но и творения прошлого, востребованные обществом на данном этапе.

В современной литературной критике можно выделить две составляющие: «высокую», или «толстожурнальную»1 критику, рассчитанную на специалистов и представленную в литературных и специализированных

' См: Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХ1: дис.... докт. фил. наук: 10.01.01. -Томск, 2010.

изданиях («Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Нева», «Звезда», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и др.) и массовую, или газетную критику, представленную в том или ином объеме в большинстве периодических изданий и адресованную широкой аудитории. «Высокая» критика основана на глубоком литературоведческом анализе, она призвана оценить произведение в контексте «вечных» творческих проблем. А массовая критика сосредоточена по преимуществу на задаче приобщения читателей к литературе

По мнению многих исследователей и критиков-практиков, литературная критика переживает кризис, обусловленный отсутствием научно обоснованной нормативной базы, размытостью эстетических критериев. Признаком времени является появление огромного массива продукции, претендующей на принадлежность к литературе. В условиях коммерциализации литературы критики берут на себя несвойственные функции - «оценщиков», пиарщиков, организаторов проектов по продвижению авторов и произведений «на рынок». Интересной тенденцией является активное освоение литературной критикой пространства Интернета1.

Театральная критика начиная с конца XVIII века отражала текущее состояние сценического искусства: анализировала значение театра на разных этапах его исторического и эстетического развития, оценивала мастерство режиссеров и актеров, репертуар, декорации, организацию театрального дела. Театральная критика, как и литературная, всегда являлась формой общественной мысли и отражением насущных социальных проблем. '

С начала 90-х годов XX века театральная критика претерпела существенные трансформации, поскольку «классический» театр в России стал кардинально меняться, в театр вторглись рыночные отношения. В этой ситуации театральная критика стала приспосабливаться к новым условиям выживания: серьезные рецензии, основанные на компетентной и независимой оценке профессиональных критиков, стали замещаться рекламными анонсами и заметками.

Основной площадкой для театральной критики остаются специализированные - «канонические»- издания, нацеленные на сохранение классиче-

1 См: Сергунина Н. А. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория: автореф. дис.... канд. фил. наук : 10.01.10 . - Воронеж, 2006. •

ского наследия и имеющие высокий авторитет у профессионалов (критико-теоретический журнал «Театр», критико-публицистический журнал «Театральная жизнь»). Появились новые издания крупных издательских холдингов: «Независимая газета» до недавнего времени выпускала журнал «Станиславский»; «Новые Известия» - журнал «Театрал»; «Коммерсант» -иллюстрированный «Weekend», ориентированные на массового читателя из интеллигентской среды. Жизнью театра интересуются и общественнополитические газеты. Конечно, уровень осмысления театральных событий здесь не столь глубок и профессионален, как в журналах, зато газеты способны приобщить к театральному искусству более широкие слои общества. Театральная критика присутствует в Интернете.

Музыкальная критика всегда развивалась в России в тесной связи с театральной. Ее первые опыты относятся к XVIII веку. Музыкальной критике свойственны специфические черты, поскольку ее предметом является музыкальное произведение, которое не имеет материального воплощения. Восприятие музыкального произведения происходит на эмоциональном уровне и не всегда поддается рациональному объяснению; музыкальные образы абстрактны, не существует констант их толкования. Музыкальная эстетика - это сфера компетенции специалистов, обладающих особыми познаниями, в ее задачи входит переложение «языка музыки» на язык слов, понятный читателю.

Произведения «высоких» жанров остаются прерогативой профессиональной критики, представленной в критико-теоретических журналах типа «Музыкальная академия», «Балет» или в рубрике «Музыка» газеты «Культура». Музыка как самое демократичное из всех видов искусств имеет свои постоянные площадки в разных типах изданий - как качественных, так и массовых. Критиков качественных газет интересует серьезная музыка (к примеру, в газете «Коммерсант есть рубрика «Классическая музыка», в «Российской газете - «Музыка»), в то время как «Новые известия» уделяют внимание исключительно современной музыке. Более широкий и демократичный взгляд на музыкальную жизнь страны представлен в массовых газетах. К негативным тенденциям следует отнести коммерциализацию массовой музыкальной критики.

Кинокритика зародилась вместе с появлением нового вида искусства

- кино в начале XX века и является сравнительно «молодым» направлением критической мысли. Именно критика помогает через фильм осмыслять окружающий мир, прививает зрителю вкус к хорошему кино, указывает

создателям фильмов на ошибки.

Печатные ресурсы кинокритики сосредоточены прежде всего в специализированных изданиях - журналах «Искусство кино», «Экран», которые по традиции уделяют внимание выдающимся явлениям и деятелям кинематографа - как отечественного, так и мирового. Появились новые издания, освещающие тематику кино, - журналы «Кинограф», «Киноведческие записки», расширившие типологический спектр специализированных изданий. Постоянное внимание кинематографу уделяют качественные и массовые газеты.

В современной России кино превратилось в мощную индустрию, где решающим фактором являются деньги. Эстетические и аксиологические параметры кинопродукции в этих условиях отступают на второй план. По мере того как в кинематографе «искусство» замещается производством, технологией, выхолащивается и содержание критики.

Несмотря на все негативные тенденции, медийное поле кинорецензирования не просто сохраняется, но существенно прирастает за счет Интернета. Именно Интернет-блоги сейчас становятся главной площадкой активного обсуждения киноновинок. В блогах представлены как профессиональные, так и «любительские» оценки.

2.2. Рецензирование продуктов духовно-практической деятельности (медиакритика). Предметом медиакритики являются разнообразные медийные продукты, а также актуальное многоаспектное социальное функционирование средств массовой информации.

В зависимости от особенностей содержания, состава авторов и аудиторной направленности медиакритика подразделяется на виды: академическую (адресована научным кругам и профессиональным деятелям СМИ); профессиональную ("«внутрицеховая» медиакритика направлена на журналистские сообщества) и массовую критику (предназначена как широкой аудитории СМИ, так и самим журналистам, создающим медиаконтент).

В медиакритике можно выделить специализации: критика продукции периодической печати; телекритика; радийная критика; критика Интернет-ресурсов СМИ. Наиболее популярной и востребованной в настоящее время признана телекритика, а наиболее перспективным направлением -критика Интернет-ресурсов.

Телекритика широко представлена в газетной периодике (еженедельные рубрики «Телеведение» в «Литературной газете», «Теленеделя с Ириной Петровской» в «Новой газете», «Теленеделя с Александром Мельма-

ном» в «МК» и др.) Медиакритика - своеобразный гид массовой аудитории в насыщенном информационном пространстве.

2.3. Рецензирование продуктов практической деятельности (сервисная критика). Направление критики, связанное со сферой товаров и услуг, можно признать новым для России лишь отчасти: в дореволюционной России критика товаров и услуг существовала, однако в Советском Союзе не развивалась, так как считалась идеологически вредной, поскольку якобы культивировала «чуждые» западные материальные ценности.

Предметно-тематическое поле данного типа рецензирования включает разнообразные товары и услуги бытовой культуры. Наиболее популярными и востребованными видами сервисной критики являются уже вполне сформировавшиеся модная критика, критика туристического бизнеса, ресторанная критика, экспертиза разнообразных товаров и услуг. .

«Потребительскую» тематику отслеживает универсальная пресса класса «обо всем для всех». Обязанности здесь распределяются следующим образом: качественные издания занимаются экспертизой эксклюзивных товаров и услуг, которые могут заинтересовать состоятельных людей, а массовая пресса сосредоточена на товарах и услугах широкого спроса, доступных массовому потребителю. Рубрики, адресованные потребителю, можно встретить во многих газетах, относящихся к разным типам (например, тематическая полоса «Потребитель» в качественных «Новых известиях» и рубрика «Полезный выбор» в массовых «Аргументах и фактах»). Интенсивно развивающимся направлением сервисной критики сегодня является «туристическое направление» (примером является рубрика «Турклуб» в «Московском комсомольце»).

Критику моды можно встретить в самых разных изданиях (рубрика «Стиль жизни» в «Независимой газете», «Полиция моды» в «МК-Бульваре»), Лучшие образцы ресторанной критики по-прежнему сосредоточены в еженедельном приложении «Коммерсант-\^еекепс1», хотя это направление критики пытаются осваивать и другие газеты.

Предметное поле сервисной критики постоянно расширяется, появляются новые тематические специализации (образовательные услуги, рынок труда, медицинские товары и услуги и т.п.), поскольку читатели в условиях растущего потребительского рынка нуждаются в

информационной поддержке, в рекомендациях, основанных на независимой и честной экспертизе.

З.Основные жанровые модели рецензирования. В главе представлены наиболее востребованные в современной периодике жанровые модели критики по всем предметно-тематическим направлениям.

3.1 .Общетеоретические подходы к жанровой классификации. В параграфе определена методология жанрового анализа критических публикаций по трем группам жанров: информационным, аналитическим и художественно-публицистическим.

3.2.Информационные жанры критики. Исследование показывает, что материалы информационных жанров составляют значительный объем в общем массиве критики. Они оповещают, разносторонне просвещают аудиторию, помогают ориентироваться в культурном и бытовом пространстве. Оценка здесь представлена преимущественно в латентной форме, либо в констатационной - без опоры на аргументацию. Отбор информационных поводов для медиапрезентации всегда предполагает предварительную оценку артефактов.

Информационные жанровые модели критики превалируют в массовой прессе. Широко востребованными информационными жанровыми моделями в художественной критике являются анонсы, аннотации и минирецензии, имеющие целью ознакомить аудиторию с важными культурными событиями; в медиакритике - также анонсы и мини-рецензии (цели те же: ознакомить с медиапродукцией); в сервисной критике широко востребованы советы, рекомендации, мини-обозрения, которые помогают читателям осуществлять правильный выбор в изобилии товаров и услуг.

3.3Аналитические жанры. Рассматриваются имманентные жанры рецензирования, поскольку оценочность всегда основывается на анализе и установлении причинно-следственных отношений между различными явлениями действительности.

Аналитические материалы критики соответствуют общему алгоритму аналитики, включающему, кроме оценочного компонента, определенную аргументационную базу разной степени убедительности. В современном рецензировании наиболее востребованными аналитическими жанровыми моделями являются: в художественной критике - рецензия, статья, беседа; в медиакритике - телеобозрение, а также диалогические жанры; в сервисной критике — аналитические рекомендации, обзоры товаров и услуг.

Аналитическая критика преобладает в качественной и специализированной прессе.

ЪАХудожественпо-публицистические жанры. Публицистическая критика оказывает глубокое воздействие на общественное сознание, поскольку апеллирует не только к разуму читателей, но и к их эмоциям.

В современной журналистике доля художественно-публицистических материалов невелика, что объясняется малочисленностью ярких публицистов в авторском составе прессы.

Современное рецензирование представлено следующими жанровыми моделями публицистики: художественная критика - очерком (в том числе творческим портретом; в последнее время все чаще появляются очерки-некрологи), эссе, памфлетом; медиакритика - очерком - творческим портретом, а также сатирическими жанрами - фельетоном, памфлетом (деятельность российского телевидения - неиссякаемый источник поводов для сатирического осмысления); сервисная критика успешно освоила жанровую модель очерка (разновидности: путевой очерк, ресторанный очерк).

Заключение. Исследование показало, что предметное поле современного рецензирования имеет широкий диапазон и потенциал к последующему расширению. Политематическая предметная сфера критики структурирована по типологическому принципу. Жанрово-содержательный анализ публикаций подтвердил, что современная критика освоила и активно практикует жанровые модели всех групп жанров, а также выявил тенденцию к ценностной релятивизации критических выступлений (в разных изданиях встречаются диаметрально противоположные оценки одних и тех же событий; так, в числе прочих рассмотрены четыре отклика на премьеру «Князя Игоря» в Новой опере, из них: в «НГ» - умеренно хвалебный отзыв; в «Новых Известиях» - разгромная рецензия; в «МК» - восторженное эссе о постановке и саркастическая реплика по поводу отрицательной рецензии). Ценностный релятивизм критики лишает аудиторию возможности составить объективную картину культурной реальности и становится дополнительным фактором социальной и культурной дезориентации граждан. На основании выводов сформулированы практические рекомендации.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в следующих научных публикациях:

1. Сервисное рецензирование как особая предметная область в оценочной деятельности журналиста //Медиаскоп». - 2011. -№ 2. - (0,6 п.л.).

2. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки //Медиаскоп». - 2011. - № 2. - (0,5 п.л.).

3. Современная критическая мысль: основные тенденции // Ме-ди@льманах - 2011. - № 3. - (0,5 п.л.).

4. Ресторанная периодика как тип специализированных изданий // • День научного творчества студентов. Материалы конференции. -

М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2005. -(0,1 п.л.).

5. Трансформация жанра рецензии на страницах современной прессы// Профессия - журналист: вызовы XXI века. Сборник материалов международной научной конференции "Журналистика 2006". - М.: Факультет журналистики им. М.В.Ломоносова, 2007. -(0,1 п.л.)

Общий объем научных публикаций 1,8 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ"

61 12-10/700

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики Кафедра периодической печати

На правах рукописи

Нерсесова Татьяна Евгеньевна

ТИПЫ И ЖАНРЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

ПЕЧАТНЫХ СМИ

Специальность 10.01.10 - Журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Магай И. П.

Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................3

1. Современное рецензирование в контексте социальных трансформаций

1.1. Детерминация рецензирования как вида журналистской деятельности............................................................16

1.2. Генезис критической мысли в отечественной литературе

и журналистике........с...............................................28

1.3. Аксиологические аспекты современного рецензирования........................................................52

2. Предметно-тематические направления рецензирования

2.1. Рецензирование продуктов духовной деятельности (художественная критика)...........................................70

2.2. Рецензирование продуктов духовно-практической деятельности (медиакритика)........................................92

2.3. Рецензирование продуктов практической деятельности (сервисная критика).....................................................112

3. Основные жанровые модели рецензирования

3.1. Общетеоретические подходы к жанровой классификации.. 130

3.2. Информационные жанры критики................................133

3.3. Аналитические жанры критики...................................147

3.4. Художественно-публицистические жанры критики..........164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................183

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................189

ВВЕДЕНИЕ

Публичная критика с использованием в качестве площадки средств массовой информации зародилась в России практически одновременно с первыми периодическими печатными изданиями. Именно пресса предоставила уникальные возможности для того, чтобы частное мнение о том или ином произведении или событии культурной жизни стало достоянием широкой общественности. Поэтому критика очень быстро получила признание как важная составляющая журналистики, была включена в постоянную повестку СМИ и в дальнейшем только упрочивала в ней свои позиции, осваивая новые тематические направления.

У истоков российской критики стояли великие деятели национальной культуры - М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин. Именно они изначально задали высочайшие стандарты критической мысли, что послужило импульсом для дальнейших этапов развития отечественной критики.

Литературная критика ХУШ-ХГХ веков, своеобразная классика жанра, до сих пор является источником плодотворных идей для современных рецензентов, потому что никогда не замыкалась в узких рамках осмысляемого культурного феномена, но всегда существовала в тесной взаимосвязи с общественными процессами, с другими направлениями теоретической мысли - философской, эстетической. Отечественная литературная критика, имеющая глубокие исторические традиции, рассматривается специалистами как теоретический фундамент рецензирования.

Российская критика развивалась интенсивно, быстро переросла рамки литературного и научного рецензирования, присоединив к сфере своих интересов другие области культурной жизни: уже в XVIII веке газеты и журналы начали печатать рецензии на театральные постановки, на музыкальные мероприятия - таким образом критика эволюционировала в литературно-художественную. Количественные и качественные изменения периодической печати способствовали возникновению принципиально новых направлений критики: появление обзоров печати знаменовало зарождение явления, которое в

XXI веке обрело название «медиакритики». Со временем периодические издания охватили критическим взглядом не только феномены высокой культуры, но и явления бытовой культуры (первые опыты ресторанной и модной критики, оценки товаров и услуг относятся еще к ранним этапам становления отечественной журналистики), таким образом критика вышла за рамки традиционного предмета - художественного или научного произведения, предметом критики стали разнообразные артефакты.

Среди важнейших факторов, влияющих на развитие критики, в России следует прежде всего назвать цензуру, которая в отдельные исторические периоды ставила очень жесткие рамки для критической мысли (ярким примером является факт, когда из-за неугодной властям рецензии было закрыто очень популярное и влиятельное издание: в 1834 г. был закрыт журнал «Московский телеграф», поводом послужила рецензия Н. Полевого, в которой он отрицательно отзывался о новой пьесе придворного драматурга Н. Кукольника1). В XX веке роль главного в стране критика взяла на себя Коммунистическая партия (вспомним Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград» , положившее начало травле М. Зощенко и А. Ахматовой).

Коммерциализация прессы оказала негативное влияние на критику, поскольку породила такое явление, как «заказная» критика. Вместе с тем на фоне негативных тенденций в России возник общественно-исторический феномен «властителей дум» (одним из первых в их ряду был В. Г. Белинский, чья оценка - как приговор - могла решить судьбу не только произведения, но и самого писателя).

Кардинальные общественно-политические трансформации в России в конце XX - начале XXI века изменили облик журналистики. Подводя промежуточные итоги трансформационного периода, констатируя «отсутствие системного перехода к новому типу общества при значительном прогрессе в отдельных

1 История русской журналистики ХУШ-ХГХ веков / Под ред. Л. П. Громовой. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 238.

2 См.: Русская журналистика в документах: История надзора /Под ред. Б. И. Есина, Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 351-354.

сферах», Е. Л. Вартанова отмечала, что «фрагментированная модернизация» СМИ «привела к прорывам в некоторых направлениях при сохранении общего контекста медиасистемы»1. Бесспорно, к направлениям «прорыва» можно отнести и критику: беспрецедентное количество массмедиа и их содержательное и типологическое многообразие создали новые возможности для многовекторного развития критики. Вместе с тем экстенсивный характер развития критики серьезно повлиял на ее качество, разумеется, в сторону снижения; существенно пострадала «высокая» критика - вместе с падением тиражей толстых литературных и специализированных искусствоведческих журналов. Последствия этих процессов охарактеризовал главный редактор журнала «Вопросы литературы» И. О. Шайтанов: «Прежнее место обитания критики - «толстый» журнал. Теперь - газета. ... Основной ролью критики в этих условиях стала информация»2.

Объем критики в последние двадцать лет стремительно прирастал за счет новых периодических изданий, преимущественно газет, и освоения новых предметно-тематических полей. Отмена идеологического единомыслия, развитие частной инициативы в стране открыли новые возможности для творческой реализации граждан в самых разных художественных сферах, что сделало культурную жизнь России насыщенной и многоцветной, а для критиков появилось огромное количество информационных поводов. Благодаря рынку Россия преодолела товарный дефицит и приобщилась наконец к товарному изобилию, что открыло для критики совершенно новые (по сравнению с советским периодом) сферы применения: возродилась ресторанная критика, на новый уровень поднялась критика моды, широко востребованными стали журналистские материалы, содержащие экспертные оценки товаров и услуг.

Смена ценностных ориентиров в обществе, постепенное замещение духовных ценностей материальными не могли не отразиться на содержании критики. В условиях всепроникающих рыночных отношений, когда все

1 Вартанова Е. Л. Концепция модернизации и СМИ / СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С.31.1 Шайтанов И. О. Профессия - критик // Вопросы литературы, 2007, № 4.

2 Шайтанов И. О. Профессия - критик // Вопросы литературы, 2007, № 4.

/

продукты человеческой деятельности становятся товаром (информация - товар, книга, фильм, спектакль - тоже товар, главная задача создателей - все продать по хорошей цене и получить максимальную прибыль), критика закономерно переходит в разряд товара и появление «заказных» - проплаченных - рецензий становится обыденным фактом. Все эти процессы требуют осмысления.

Актуальность темы исследования. Подытоживая краткую историческую ретроспективу развития критики в России, можно констатировать, что отечественная критика начала XXI века имеет историю длинною более двух веков; за это время критическое наследие разрослось и усложнилось, критическая мысль охватила огромное предметно-тематическое поле, в тех или иных формах представлена в подавляющем большинстве периодических изданий. Вместе с тем современная критическая практика как целостное явление до сих пор не получила всестороннего теоретического обоснования: нет ни одной исследовательской работы, которая бы охватила и синтезировала все тематические направления критической деятельности российских массмедиа XXI века. Именно это обстоятельство обусловило актуальность нашего исследования, предполагающего системный анализ современного состояния критики в печатных СМИ во всем ее предметно-тематическом и жанровом многообразии.

Степень научной разработанности темы. Критика на всех этапах своего развития привлекала внимание исследователей. Наиболее глубоко разработанной сферой является, безусловно, литературная критика, которая более двух веков развивалась в тесной связи с теорией литературы. Теоретические основы литературной критики начали закладываться еще в XVIII веке М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, Н. М Карамзиным; в XIX веке в России появились профессиональные критики, чья практика стала отражением развивающихся теоретических представлений о критике (В. Г Белинский, П. В. Анненков, А. В. Дружинин, Н. Г. Чернышевский, Н. А Добролюбов, А. А. Григорьев и др.); на рубеже Х1Х-ХХ веков проблемам литературной критики уделили внимание выдающиеся мыслители В. В. Розанов, В. С. Соловьев, идеологи «серебряного века» Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, А. А. Блок,

В.И. Иванов, А. Белый (более подробный историко-теоретичеекий обзор литературной критики будет представлен в соответствующем разделе данного исследования).

Важной вехой в целостном осмыслении развития отечественной литературной критики стал фундаментальный труд В. И. Кулешова «История русской критики XVIII-XIX веков», вышедший в 70-е годы прошлого века, в котором был представлен и обобщен огромный фактологический и теоретический материал.

Развитие критики в историческом контексте журналистики нашло отражение в трудах таких известных ученых, как П.Н Берков, A.B. Западов, Б.И. Есин, И.В. Кузнецов, Р. П. Овсепян.

В 70-80-е годы XX века начала свое теоретическое и практическое становление школа критики факультета журналистики МГУ, чему способствовали научные изыскания в области критики и публицистики А. Г. Бочарова, М. С. Черепахова, Е. П. Прохорова, В. М. Горохова. В тот же период было предпринято исследование Т. С. Алексеевой, посвященное жанру рецензии. В настоящее время научную преемственность школы обеспечивают теоретические работы Н. А. Богомолова, О. А. Лекманова, В. И. Новикова и др.

Важным этапом в научном осмыслении современной критики стало появление в 2003 году монографии А. П. Короченского, в которой впервые новая критическая практика - медиакритика - получила глубокое и всестороннее теоретическое обоснование.

На всем протяжении развития критики исследования в этой сфере носили в основном узкотематическую академическую направленность. Не выходят за рамки этих тенденций и исследования последних лет, посвященные преимущественно традиционным тематическим направлениям критики (докторская диссертация Ю. А. Говорухиной по литературной критике на рубеже XX-XXI веков, 2010 г.; кандидатская диссертация В. Е. Павловой по театральной критике 30-х годов XIX века, 2009 г.), либо отдельным аспектам критической деятельности (кандидатская диссертация Л. А Земцовой: искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса,

2006 г.; кандидатская диссертация Н.А. Сергуниной: литературная критика в рулинете, 2006 г.).

Следует подчеркнуть, что исследований по критике в последние двадцать лет проводилось крайне мало и большинство из них базировались в первую очередь на литературоведческих, искусствоведческих, а не медиалогических подходах. До настоящего времени не было предпринято исследования, в котором экстенсивно развивающаяся в медийном пространстве критика была бы подвергнута всестороннему научному рассмотрению как целостное явление, до сих пор нет научно обоснованных концепций тематической и жанровой систематизации критического контента.

Теоретико-методологическую базу данного исследования составили труды М.М.Бахтина, Ю. М. Лотмана (общетеоретические подходы), Бочарова А. Г., Богомолова Н. А., Борева Ю. Б. (литературно-художественная критика), а также современных теоретиков массмедиа: Я. П. Засурского (системные характеристики современной журналистики); Е. Л. Вартановой (развитие российской журналистики в контексте общемировых процессов); Е. П. Прохорова (методология исследования СМИ, функциональное назначение журналистики, проблемы массового сознания); В. М. Горохова, М. С. Черепахова (основы теории публицистики); А. Н. Тертычного (жанровая классификация и формы и методы аналитики в журналистике); Г. В. Лазутиной (особенности использования жанровых моделей в культурно-просветительской журналистике); М. В. Шкондина (типологические особенности периодической печати); Т. Ф. Дедковой, М. Л. Князевой (культурологическая проблематика СМИ); А. И. Горчевой (корпоративная журналистика). Существенную помощь исследованию оказали научные изыскания А. П. Короченского в области медиакритики. Для всестороннего понимания функционирования современной критики в медийном пространстве были важны работы ряда известных исследователей, в числе которых: Л. М. Землянова, Л. Л. Реснянская, Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко, А. А. Грабельников, Е.В. Ахмадулин. Теоретические разработки всех перечисленных авторов в том или ином объеме были использованы в ходе данного исследования.

Аксиологические аспекты критики рассматривались через призму появившихся в последние годы фундаментальных теоретических трудов в этой области, принадлежащих И.В. Ерофеевой (аксиология медиатекста в российской культуре) и Е.В. Поликарповой (аксиологические функции масс-медиа в современном обществе).

Филологический аспект исследования раскрывается в рассмотрении тематики и проблематики печатных СМИ, в жанрово-содержательном анализе критических публикаций прессы, выявлении речевых средств, использованных авторами данных текстов для достижения тех или иных коммуникативных целей.

Научная новизна исследования. В основу исследования была положена концепция о содержательной близости терминов критика и рецензирование, употребляемых в современной медиапрактике в двух значениях: 1) творческая деятельность, предполагающая разбор и оценку различных произведений; 2) продукт творческой деятельности - тексты, содержащие разбор и оценку произведений (эвристическое обоснование концепции представлено в первом параграфе первой главы диссертации). Мы исходили из того, что для многообразной в тематическом отношении современной критической практики понятие «рецензирование» более органично, поскольку термин критика в историческом сознании прочно связан с художественной сферой. Новизна исследования состоит в синтетическом подходе к рецензированию как целостному явлению журналистики, детерминировании рецензирования как особого вида творческой журналистской деятельности со специфическими функциями и методологией; также впервые предпринята попытка дать типологическое описание предметно-тематических направлений рецензирования и выявить его основные жанровые модели в прессе.

Объектом исследования является рецензирование как область журналисткой практики, занимающейся рассмотрением и оценкой различных артефактов. Предмет исследования в данной работе - печатная продукция рецензирования в его жанрово-тематическом многообразии.

Цель исследования состоит в следующем: систематизировать типы

рецензирования по предметно-тематической направленности и выявить основные жанровые модели критики, широко практикующиеся в периодической печати.

В рамках поставленной в диссертационной работе цели были сформулированы следующие задачи:

- дать общее теоретическое описание рецензирования как целостного специфического направления журналистики с уточнением терминологии, функционального назначения и мето