автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Общество "Ходжатие" как религиозно-политическая организация в Иране

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дмитриев, Игорь Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Общество "Ходжатие" как религиозно-политическая организация в Иране'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общество "Ходжатие" как религиозно-политическая организация в Иране"

г: : ■

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ .. ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи ДМИТРИЕВ Игорь Анатольевич

ОБЩЕСТВО "ХОДЖАТИЕ" КАК РЕЛИГИОЗНО-' <. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ИРАНЕ

специальность 07.00.03

"Всеобщая история" . ( Еовое и новейшее гремя )

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москза 1992-

Работа выполнена в секторе Ирана Отдела Ближнего и Среднего . Востока Ордена Трудового Красного Знамени Института Востоковсдзния Российской Академик паут-

г ' 1 Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Л.З. АРАБАДОЗН

. Официальное оппоненты: доктор исторические наук, профессор

Л. Р. Полонская

кандидат исторических наук ЕК. Бедова

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный Университет (

Защита состоится 199 -„-Года в часов па

заседании специализированного совета при

Институте Востоковедения РАН по адресу: 103777, Москва, ух Рождественка, ■ д. 12.

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения Российской Акадзиш наук

Автореферат разослан " ^с^Ллчяг г.

Ученый секретарь

специализированного совета Ы

доктор исторически}: наук 'ъУ^ Н. Г. Сейранян

С Институт востоковедения РАН, 1992 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Шиитское духовенство, пришедшее к власти в Иране после резолодии 1Э78-1Э7Э гг., не является единым по своим политическим, экономическим и социальным интереса!,1. Практически сразу после революции в его среде начали складываться фракции и объединения, отличавшиеся по своим воззрениям на место и роль духовенства в управлении государством, возможности и пределы вмешательства государства в экономическую жизнь страны, экспорт "яслажкой революции", институт "зелаЗат-е факих" и т.д. В настоящее время в ираноЕедческой литературе выделяют две основные- группы религиозных и светских деятелей, которые занимают противоположные позиции по этим вопросам. Представители одной яз' них являются сторонниками "жесткой педализации" всех сторон хизни Ирана по рецептам ХомеЗни ( фундаменталисты ).

Вторая группа состоит из религиозных и светских деятелей, которые объединены в различные организации и противостоят по указанным выше вопросам сторонникам первого направления. В научном обиходе они именуются традиционалистами. В отечественных и зарубежных исследованиях к этой группе относят такие организации как общество "Ходгатие", "Коалицию исламских траурных групп", "Тружеников партии иранской нации", а также некоторые группировки шиитского духовенства, в том числе "Ассоциацию борющегося духовенства Тегерана" - и "Организацию преподавателей Кума". Их цели и задачи практически полностью совпадают с устремлениями иранской буржуазии, интересы кэторой на политической арене выражает возглавляемое М.Базарганом "Движение за свободу Ирана". С ними солидарны "умеренные" улемы Мешхеда, Исфагана, Тебриза и Шираза. В целом всю зту группу называют сторонниками "умеренной либерализации". Политические приоритеты, на основе которых сотрудничают все эти силы, включают в себя борьбу за либерализацию экономической жизни, поощрение частной инициативы, определенную демократизацию политической жизни в стране, уменьшение степени участия духовенства в политике и очень часто - отрицание прин

ципа "велайат-е факих". В области вкешкгй политики практически все эти организации' выступали за прекращение ирано-иракской ьой-

ш я установление тесных сгязей с соседними исламскими странами и зачастую за укрепление контактов с Затадом. При этом все они часто допускали нападки на левые силы Крана, объяснял свою деятельность "красной опасностью7' и, подобно хомейнистам,используя этот тезис в качестве орудия в своей политической игре.

Нередко по ряцу важных вопросов с "традиционалистами" сотрудничают и некоторые руководящие деятели современного Ирана, такие, как Али Хаменеи, Хзшеми-Ргфсандхани и др. Кроме того, и сам ХомеЗнк, периодически нападавший в своих публичных выступлениях на эти организации, не называя их конкретно, тем не менее не только не разогнал их, но и зачастую нойогая км и пользовался ответными услугами.

Представители "традиционалистов" не без помощи лидера ЙРИ занимали и занимают ватные места в системе государственной власти Ирана, оказывая значительное влияние на определение внутренней и внешней политики страны.

Для организаций "традиционалистов" общество "Ходжатие" в течение ряда лет являлось идеологическим "и политическим ядром. Именно по этой причине достаточно сложное по своему составу образование "традиционалистов" получило в западной литературе в начале 80-х гг. название сторонников "Ходяатие".

"Ходжатие" сразу после революции стало резко выделяться на политическом спектре Ирана, что обустовлено рядом причин. Это Общество образовалось в начале 50-х гг., то есть раньше, чем большинство других организаций. Вплоть до революции 19?9 г. своей официальной целью "Ходжатие" провозглашало борьбу против бехаизма - нетрадиционной религии, еще в XIX веке отколовшейся от шиитской ветзн ислама в виде секты, отвергающей Коран и законы ыариата, считающей ислам тормозом для развития стран Востока и пропагандирующей, в частности, космополитизм. К концу

70-х гг. идеологи Общества создали достаточно разработанную религиозно-идеологическую систему, которая базировалась на основных постулатах шкизка и содержала ответы на многие вопросы внутриполитической жизни страны. Еще во времена шаха члены "Ходжатяе" приобрели практические навыки политической борьбы, религиозных и политических споров, выработали специфические метода деятельности. Члены Общества пропиши в верхние эшелоны клгети страны, тлели постоянные контакты с САВАК, шахской бюрократией к духовенством, в том числе с оппозиционным духовенством и ^смекни. После революции сравнительно больсая численность его рядов, закопсшгрхрованнсоть членоз к разработанность организации способствовали активизации "Ходжатие".

После революции Общество кмело болыьоэ влияние б армии, где ряд офштзров, занижавших выпаие командные посты, был близок к пеку, в Корпусе стражей исламской рсволзоцгя ( КСИР ), и другая иратсккх государствекних организация*, в частных н обцест^зннах коетаьипх,. действующих в сфере политики, экономики, сораговакия.. зи&оркадгн и т.д. Благодаря этому "Хоягатие" стало играть ва^в/к! рель зо внутренней згаззг страны. Для достпхелия свою, целей лндери О-цества кслользозалк все свои возможности, действуя как легально, так ч нелегальными методами.

Бее вшекзло»лнкое ышоддг проблем/ "леддатие" на видное место в современней внутриполитически? гизни в ИРИ. Обшество практически не бмло последовало ее в отечественных, ей в зарубзгных работах, поэтому представляется необходимым акцентировать внимание, в первую очередь, на нем. Тцательный анализ Общества, его структуры, идеологии, фаассофии, методов действия к т.д. позволяет выявить п глубже понять закони*брнос-гн аункционнровация другах организаций' з Иране, в той 7дли кной мере схозйх с в®; каккмн-лиЗо сторонами своей дзетольно сти.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДйССЕРТМйй заключается в исследовании всего комплекса вопросов, связанных с сбягстгсу. "Ходгатле", то есть его генезиса, функциоккроЕанкл в годы, предпествозавгие

революции 1978-1979 гг., структуры, религиозно-идеологической доктрины, изменений, происшедших с этой организацией после революции и т.д.

ЗАДАЧИ, которые автор поставил и попытался решить в данной работе, тесно связаны с ее целы»:

1. Показать место "Ходкатие" в социально-политической . структуре иранского общества до и после революции 1978-1979 гг.

2. Раскрыть социальную опору "Ходжатие", связь его религиозно-политической доктрины с конкретной политической деятельностью Общества.

3. Исследовать многообразие контактов "Ходжатие" с другими политическими организациями и отдельными • политическими деятелями и представителями духовенства, в тем числе и с Хомейни.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ данной работы достаточно четко счерчены. Время образования "Ходжатие", начало '50-х гг., являлось в определенной степени переломным в новейшей истории страны. Официальная активность Общества прекратилась в середине 1983 г., когда его руководство заявило о приостановлении своей деятельности.

Обзор других партий и организаций, выступающих с позиций, близких к "Ходжатие", заканчивается 1989 годом, годом смерти Хомейни, после чего в стране наметились определенные изменения.

Прогностические оценки в работе опираются на исследование "Ходжатие" и других организаций, в первую очередь, группы "Ресалят", деятельность которой во многом похожа на "Ходжатие".

КЕТОДОЛОГЙЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ является исторический материализм' применительно к конкретной исторической реальности Ирана середины и конца XX века.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историографии проведено исследование обширного комплекса вопросов, относящихся к деятельности религиозно-политического общества "Ходжатие", его

связей с другими объединениями и его месту на социально-политической арене страны.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Выводы, сделанные в работе, как п содержащийся в ней фактологический материал, использовался для написания аналитических записок, подготовленных сектором Ирана Отдела Ближнего и Среднего Востока ИВ АН СССР. В связи с новизной материалов диссертация может быть применена при чтении лекций по новейшей истории и экономике Ирака в вуза:: страны, ври подготовке аналитических записок для цраэтачеоких организаций и в работе практических организаций.

АПРОБАЦИЯ. Данные дкссьртации били апробированы в докладах автора на ряде конференций к сзшнарсз: доклад "Деятельность общества "¿оджатие" до революции 1Э?3-1Э?Э гг. в Иране" - на конференции сектора Ирана Отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения АН СССР ( 1988 г.), " Общество "Ходг.атие" как-религиозно-политическая организация" ( там see, 1989 ), "Религиозно-идеологическая доктрина общества "Ходлатие" - на семинаре Всесоюзной школы молодых востоковедов ( 1990 г. ), "Образ "Ходжатие" в советской и зарубежной историографии " - на конференции • по историографии и источниковедению ссктора Ирана Отдела Ближнего и Среднего Востока института востоковедения АН СССР ( 1SS0 г. ). Основные выводы по главам диссертации были представлены на конференциях по историографии к источниковедению восточного факультета ЛГУ ( 1989 и 1990 гг. ), на "Конференциях болгарских аспирантов, обучающихся' в СССР с иностранным участием" ( 1989 и 1990 гг.) и на конференциях " Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока", организованных молодыми учеными Отдела Ближнего и Среднего Востока института востоковедения АН СССР ( 1988 к 1S89 гг.).

ЕСТОЧБШСИ. Одной из главнейших трудностей, стоящих на пути исследования деятельности "Ходаатие", является законсшрированностъ и полулегальность его деятельности. До революции 1Э?8-19?9 гг. Общество было официально действующей

организацией, чьи интересы, согласно Уставу, лежали в сфере культуры и религии, однако и тогда оно практически не афишировало своей работы из-за того, что политические вопросы стояли для его лидеров если не на первом месте, то, во всяком случае, не упускались ими из виду. Эта тенденция закономерным образом значительно усилилась после революции 1978-1Э7Э гг. е Иране. Политическая ахтивность стала доминирующей для лидеров "Ходаатие", чему, в известной мере, была подчинена таккз и культурная и религиозная деятельность Общества. По этой причине в распоряжения у исследователя мозет быть крайне мало первоисточников, исходящих от самого Общества.

Однако его активность до и особенно после резолюции способствовала появлению большого количества врагов как в среде хомейнистов, так и левых партий, попытавшихся добраться до компрометирующих "Ходжатие" документов. Нередко факсимильно воспроизведенные, подобные документы присутствуют' в книгах оппонентов, которые использованы в данной диссертации.

Таким образом необходимо подчеркнуть, что, хотя выбор источников по данной теме небогат, тем не менее то, что есть, является очень содержательным с точки зрения задач данной диссертации.

В начале 80-х гг. одна из левых, светских политических организаций Ирана выпустила серив книг под общим названием "Разоблачим контрреволюционную сущность общества "Ходжатие". Первые три тома этой серии находились в распоряжении диссертанта. Они посвящены анализу структуры, идеологии, методов действия, целей и задач "Ходжатие" и написаны с позиций самой резкой его критики.Главной идеей серии является - необходимость - -борьбы - между - революционными-- -- силами, возглавляемыми ХомеЯни, и контрреволюцией, ядро которой систавляет "Ходжатие". Эта идея означает полное признание выдвинутого режимом постулата, - все, происходящее под руководством Хомейни в стране, есть продолжающаяся "исламская революция".

Эти книги были написаны в пору, когда многие левые силы

Ирана были преданы Хомейкк, так сказать "без лести", что и объясняет указанный выле пафос авторов серии.

Все три книги насыщены фактическим материалом, в приложениях приводится меого документов в факсимильном® воспроизведении. Они создают небольшую по объему, но очень важную основу для исследования. Наличие документированного доказательства сотрудничества "Ходжатие" с САВАК, переписки с шиитскими велики}®! аятоллами к т. д. помогает осветить важные стороны деятельности Общества.

Ценным источником для работы явились статьи, опубликованные з газете " Эттелаат" в 1983 г. под общи,! названием "Познаем партию сидящих", написанные А.Баги, и его же книга с тем г.е названием. Серия из 33-х статей имеет "прсхомэйнистскую, фундаменталистскую, направленность.- - Об ориентации автора говорят уже сами названия публикаций: "Тесные связи с САВАК", "Оппортунизм в оценке революции", "Борьба протиз бехаитов с оперой на режим дьяЕола" и т. д. Этот же автор записал книгу с тем же названием,, также находившуюся з распоряжении исследователя. Зти статьи и книга содержат большой фактически материал яо всем аспектам деятельности "Ходхатие". Ценность этих материалов увеличивается из-за наличия большого количества цитат из различных произведений членов "Ходяа?ие", Это значительно расширяет фактологическую основу работы. Кроме того, Приложение данной книги содержит факсимильно воспроизведенные документы, относящиеся к Обществу. Анализируя логику и аргументы автора, можно понять исходные посылки "фундаменталистов", выделить кх основных лидеров и определенные элементы их программы. Все это делает данные статьи и книгу важным источником информации как о "Ходхатие", так и об их идеологически противниках.

Основу заключений по поводу релкгиогэо-идеологкческой доктрины Общества составляет анализ кнлгн одного из лидеров "Ходкатяе" Хссзйна Тадкеря, носящую название "Ожидание. Семя революции". Книга позволяет глубже понять расхождение в трактовке шикгма между "Ходжатие" к Хомейш.

Использованные в работе источншск целенаправленны, они отражают точку зрения "Ходдатие", левых сил пли хомейкистов. Это обстоятельство оказалось' весьма полезным для написания данной диссертации стало возможным сопоставлять аргументацию противоборствующих сил.

Наряду с такими источниками в работе использованы труды отечественных и зарубежных авторов по новейшей истории Ирана ( 50 - конец 80-х гг. ) , что позволяет глубже понять исторический фон, на котором происходила деятельность "Ходжатие" и причины, побуждавшие Общество действовать именно таким образом, как оно и действовало.

Большую покощь оказали исследования по историк и практической активности бехаитов И.В. Базиленко и книга S.A. Дорошенко "Шиитское духовенство в современном Иране", показывающая широкую картину социально-политической жизни в стране и место духовенства в этой жизни. Книга- "Иракская. революция 1978-1979 гг. Причины и уроки" дает панораму событий, происходивших в Иране в конце 70-80-х годах, без чего очень трудно понять место "Ходжатие" на политической карте ИРИ. Выесды и обобщения, сделанные в этой книге, оказали большое влияние на формирование концепции автора - данной работы. В XI главе этой книги, "Внутриполитический курс ИРИ в 1981-1988 гг." наиболее полно не только в отечественной, но и в зарубежной литературе, показана социально-политическая роль . "Ходжатие", его связи с правящей верхушкой и эболюция взглядов и действий отдельных деятелей исламского режима в сторону позиций, сходных с платформой Общества. Также описание политики

"Ходжатаэ" дается, в статье С. Л.Агаева "Внутриполитическое развитие Ирана в 1981 - 1985 гг." в сборнике "Национальные и социальные движения на Востоке".

Однако в работах о "Ходжатие" встречалось и определенное непонимание "активности этого Общества. Так, противоречие между сутью деятельности и содержанием программы и лозунгов "Ходжатие" вносило определенное непонимание в

раскрытие цели деятельности Общества, как, например, в книге "Ислам в современной политике стран Востока", где "Ходжатке" в целом показана как группа, "стоящая па позициям возроздения исла

иа", считающая, что "духовенство должно активно участвовать

в политической хигпи государства* и • призывающая 1:к

экспорту революции".

Большое в:дманяо деятельности "Ходаатке" уделялось в работа! англоязычны авторов. Практически любое рассмотрение оитуащпс. слошьшеася в верхних эшелонах власти в стране, не моглс обойтись без показа места и роли "Ходхатпе" в социально-полп'гическоа борьба. Поэтому многие газетныз статьи в таких издаыэте, как "Financial Times", "The Tiir.es", "New York Times" и т-д. содержали опрзделевЕНв' сведения об этом Обществе. Одпаго з таких изданиях отсутствовал анализ делте-..,ъпсс-1'И "XCÄ£stzs" .

Прк ??о>л U07F0 -«метить, что даке в обстоятельных англоптачжлз: исслсдовскеях по внутренней политике Ирана лишь улсгжнаяось с замости рели Обществе в

спд^ячьно-но.гсг.теесг.ой борьбе в стразе. Развеопуше олйссзйя ':Ходг.йт:;о" в ¿сладкой литературе ггтрэчаются ¿файле вздкэ. Нэтдотявм кохот едтаить вадагакй я ФРГ в 1988 г. "iran Yearbook's где я очень сг.атся форае говорится -.об образовании и фузклаокзроваявн Общества кал до, так -л после резол::^-.1978-1573 гг. Б определенной степени этот вопрос затронут в книге Тайсгу' "The Spirit of Allah". На противоречия мегхду идеологиями "Ходкатке" и Хомзани обр-сено внимание в статье Hic'aasi И. J. Fisher "Repetitions in the Iranian HsTclntioa" в jsiire ''Shiism, Resistance and Revolution". Автор наводит борьбу гтлг ,дау\' сил после революции из спсра между бабгяамя п ъгз&яяа ъ к-нщс XIX зека.

1!н?оркация о деятельности "Ходхатче" с

"Оунда.;еатйлу«.стксо.г позеции содержатся в словаре "?ншзйа5и-йе

мохтасари аз тарахчейе горухха". Здесь "Ходжатяе" ставится в один ряд с тахяж "подозрительными течениями, как ваххабиты, с.уныиты, суфии, философа и мистики".

. Таким образок, хотя х Обществу и проявлялся штерес со стороны многих ученых-востоковедов, и политологов, однако его практическая деятельность мало исследована. Данная работа и должна заполнить существующую лакуну в информантах по поводу "Ходгатие", проследить его эволюцию и социально-экономическую и политическую деятельность.

Цели и задачи исследования - определили СТРУКТУРУ ДИССЕРТАЦИЙ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний' к библиографии. В основу структуры исследования полскен- проблемно-хроЕологический принцип.

ССНОВ302 СОДЕРЖАНИЕ РлЕОТЬ!

Во ВВЕДЕНИЙ обосновывается научная значимость и актуальность избранной теш • исследования, определяются хронологические рамки, цели и задачи работы, говорится о ее научной новизне к практическом значена:-: , дается обзор и характеристика использованных источников и литература.

ПЕРВАЯ. ГЛАВА "Функционирование общества "Ходаатие" до революции 1978-1973 гг. в Иране" состоит кз шести параграфов. В первом кз ннх "Образование общества "Хохщатзе" описывается ситуация, сложившаяся в Пране в эзчале 50-х годол и се злияние на образование 0бщест5а; показана роль лидера "Хаксатие" М.Халаби в делз его организации. Активная деятельность бехвитоз до переворота 1Э53 г., пера^зние политического

.......-.^двидовая. либеральной буржуазии, .возглавляемого- Моссадыкогд, •-

сказали свое воздействие на религиозно-политическую доктрину, цели и задачи этого Общества. Кроме того, деятельность "Ходжатие" оказалась как в русле официальной политики, так и отвечала желаниям часта религиозно настроенных иранцев и устремлениям представителей крупной и средней национальной торгово-промышленной и банковской буржуазии. Это придало

Общестзу большую популярность и оно быстро распространило сферу своего влияния практически на всв страну.

Во втором параграфе "Организационное ■ оформление общества "Ходкатке''1 гоказана структура "Холхатие". При этом здесь подчеркивается, что Общество с самого начала действовало в русле традиционного шиизма, ка что оно - было благословлено лидером шиитской общиш того времени аятоллой Боруджерди. Возможю, чтс традиционное шиитское духовеьлтзо пыталось таким образом перекрыть одну из сфер деятельности набирзвших в ту нору силы экстремистских организаций . типа "Фздаян-е эслам", а именно, террор в отношении бехаитов.

Официальные цели и задачи "Ходжатие" изложены в его Устазе. При его анализе обращает на себя внимание примечания к тексту. В первом кз них фактически говорится о том, что Общество не собирается прекращать своей деятельности вплоть "до прихода шама кремеии", то есть Махди. Второе примечание позволяет членам "Хоцгатге" заниматься политикой, однако при этом Общество "нэ берет на себя ответственность" за их деятельность.

До резолюция "Ходатае" состояло из 5 отделов -разведки, обучзкк.с, наставленья, свази с зарубежжмк странами, публпущЕй и конференций. Подобная структура позволяла зтой организации постоянно увеличивать свой- по.жггчееккй потенциал. Члены "Ходжатие1" начали. активно проникать в официальные общественные, государственные и частные организации. Однако до релс.отал они не проявляли стремления актпЕИо заниматься политикой,- о чем говорится в третьем параграфе "Ходгатке" к Еагскка регжм".

Общество, согласно существовавшим правилам, получало разрешение в полиции на деятельность и регистрировало тал; же све:э программу и Устав. Креме того, оно находилось под контролем СА5АК. Идеологи "Ходкатие" с читал, и, что для борьбы с бехчктгли нолю использовать офгалгальные органы госудьрсуве/шой зл&сти в Кране. Поэтому сил для достижения свозй пет сотрудничали с Е2хсы~к рэж.'.ом не только по

принуждению. Правящие круги Ирана также использовали деятельность Общества в свогх интересах и з определенной ¡¿ере способствовали расанрензэ его рядов. Тахзш образом тот. шахт, что, с одной с-торояЫг устремяення талеров Общества совпадала с действиями шахского рехкма, а с другой, то, что члэни "Ходжатие", действуя в области политизировавшегося в то время ислама, провозглашала своп аполитичность, блокируя в определенной степени активность экстремистских группировок, и не соперничали, а, скорее, сотрудничали с празчагЕМЕ кругзнэ страны, позволял Обществу спокойно существовать в Иране.

Основной задачей "Ходжатие" . в etc время была идеологическая борьба против бехактов. Зтоку вопросу посвящен 4 . параграф первой главы "Ходжатие" и бехалты1'. В нем рассматриваются особенности учеаия бехантов к подчеркиваются те из них, которые могли вызвать особое неприятие у-лидеров Общества. Базар, будучи одной из. экономических основ "Ходжатие", враждебно относился к бехаитам как к опасным конкурентам, создававшие и использовазшзм новые - формы коммерческих и производственных связей как внутри страна, так и за ее пределами. Однако Общество, в отличие от многих экстремистских организаций Ирана, боролось с бехаитами только в сфере идеологии, организовывало религиозные диспуты,, выставки книг, плакатов и т.д., пропагандировало свои собственные идеи посредством публикаций. Все это встречало положительную реакции со стороны наитского духовенства самой различной ориентации, прн этом аахский режим . не чинил препятствий "Хсдаатае".

Несмотря на отрицательное отношение к бехаззму,"Ходжатие" никогда не доискивалось экономических к политических корней его влзшния в стране, Причина этого заключается, вероятно, в том, что и Общество к его противники - бехаита обеспечивали идеологическую основу деятельности одного и того же класса в шахском Иране - буржуазии, хотя и разных ее групп.

В этой связи примечательно, что пропагандисты "Ходжатие" неоднократно пытались убедить население Ирана

бойкотировать товары, выпускаемые на предприятиях, пуинадлззавыих бехалтам, хотя единственным успешным мероприятием такого рода, известным-нам, был бойкот компании "Пеп^л-кола", оргпаннзовгяанй Обществом совместно с Хомейни в кскце 50-х гг.

Отношения, сложившиеся между • "'Ходжатие" и Хомейни рассматриваются в 5 параграфе работы под названием "Ходжатие" и'Хо&ейяя". М.Халаби установил контакты с Хомейни уже в момент образования Общества. В дальнейшем они также нередко сотрудничали. 3 1259 и 1370 гг. Хомейни написал лидерам "лодкатие" два письма, б которых он выражал свое одобрение их деятельности и призывал оказывать им материальную и моральную помощь.

Однако их отношения не всегда были столь хорошими. "Ходаатие" неоднократно выступало против политики Хомейни в тех случаях, когда интересы Общества и сил, стоящих за ним, не совпадали с целями будущего рахбара (руководителя). В работе подчеркивается, что наиболее показательным в этом отношении являлось идеологическое противостояние лидеров Общества попыткам Хомейни сорвать проведение шахом серии реформ, получивших название "Белой революции".

В послодг.ем параграфе этой главы "Ходжатие" и шиитское духовенство в Кране" отмечается, что Общество имело прочные и хорошо наяезенкиз связи с шиитским духовенством. В 60-х - 70-х гг. ряд видных шиитских аятолл неоднократно письменно и устно высказывались в поддержку "Ходжатие" и призывали верующих морально и материально помогать этому Обществу.

Таким образом, до революции 1978-1Э7Э гг. общество "Ходжатие" сумело стать всекранской религиозной .общественно-, политической организацией, присутствовавшей практически во всех сферах социально-экономической и политической жизни Ирана.

К этому времени оно сотрудничало и с шахским режимом, в том числе и с САВАК, и со всеми видными представителями духовенства, как традиционалистского, так и

фундаменталистского, приобрело действенную практику религиозно -идеологической борьбы и сложилось в хорошо структурированную организацию. Социальной опорой "Ходаатие" был крупный и средний иранский торгово-промшлезный к банковский капитал.

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ "Религиозно-идеологическая доктрина общества "Ходжатие" выделены два параграфа: "Маздазм в понимании "Ходяатие" и "Доктрина "Ходгатае" против отдельных аспектов идеологии Хсмейни". Проблемы, рассматриваете в каждом параграфе, тесно взаимосвязаны к являются отражением разных сторон идеологической деятельности Оошзства.

В своих религиозных произведениях ''Хсддгтис"разрабатывало основы шиизма применительно к сзпгально-эконом'чзской озгльно-сти XX века в Иране, направлявшее до революции 1Э78-197Э гг. свои основные усилия на идеологическую борьбу с бзхалтгми и на укрепление основ махдизма б шкпгме, в 80-е годы на Общество е лице своих идеологов поставило на повестку дня противодействие "хомейнистскому" фундаментализму и эгалитаризму. Данный зтад деятельности характеризовался не столько какими-либо новыми релкгпозкиглй разработками,-сколько отдельными выпадами против хомойнпстов; основывающимися на ухе сложившемся учении, проткв отдельных элементов "исламской" социально-экиномйч^ской гжзян в послереволюционном Иране.

Основной пропагандируемой идеей Общества является ожидание прихода Махди, так как только после этого возмогло создание подлинно справедливого исламского правления. Нкзяко этот тезис к '.является основой релпгаозке-идзологической доктрины махдизма, идеи которого "Ходжатие" разрабатывало как в своих книгах, так и в отдельных пзриодичекси издающихся брошюрах, носящих название "Энтезар" ( "Ожидание" ) .

Настоящее государство исламской, справедливости, согласно уахдкзму, можно создать только пепле побед:-! восстать; под руководством Махди, в результате которого "все государства угнетателей будут уничтожен*! ... к ьсе угнетенвнз и обездоленные станут наследниками богато га к иогудества ьара"Л

А.Баги "Дар шим хезб-е г«эдан-е за^ч". Тегеран, 1584, с. 31

Без сомнения, описанная выше картина привлекательна для многих людей и поэтому ока ¿.гажет быть хорошей основой для дальнейших религиозных построений.

Приход Махди, в тарктовхе идеологов Общества, зависит от ухудшения социально-экономической а моральной ситуации в мире. Для прюсода 12 имама необходимы усиление деспотических режимов, рост коррупции, ослабление ислама и т.д. Другими словами, чем хуже пологение, тем лучше, так как тем быстрее возможен приход Махди. "Ходхатие" неоднократно очень конкретно высказывалось по этому поведу. Мокно сказать, что эта идея является религиозно-политической сутью учения Общества.

При этом . особый акцент в концепции "ожидания" мессии ставится не на 'деятельности человека, а на его внутреннем состоянии - оно долзено быть постоянно направлено именно на ожиданнз Махди. Более того, в доктрине "Ходжатие" акцентируется, что "охЕдаюиж" люди не должны бороться против неверующих. Наоборот. они дслхны исноведызать принцин "такай!" - сокрытия своих убетсдекпй.

Одной из главных целей "ожидающего" человека должно быть такоо состояние, когда "он ведет ссбя во время отсутствия 12 имама также, как и во время его прихода ...".1 Тем самым должен достигаться такой тип человека, которую "относительно самодостаточен в области духовного руководства и наставничества",2 Представляется, что такой человек должен самостоятельно принимать решения не только б сфере- религии, ко и идеологии и производных от нее областях.

Рассматривая философию "Ходжатие", необходимо выделить ее общий настрой на то, чтобы убедить верующего предельно терпеливо относиться к социально-экономическим реальностям жизни в Кране. Можно заключить, что своими идеями Общество

1. Х.Тадаери "й-ггезар. Базр-е Енгелаб", б.м., б.г., с.151

2. там же, с. 152

готовит хорошую религиозно-психологическую атмосферу для деятельности крупного торгово-пркаппленного капитала.

Второй параграф главы' посвящен конкретному рассмотрению различий, существующих между доктринами "Хо&хатие" и Хомейнл. В нем, в свою . очередь, выделены несколько пунктов, обозначало: узлы этих противоречий. Лэрвыз кз них называется "Ходжатие" и проблема "исламской революции" и создания исламского государства". Этот вопрос затрагивает однл гз важнейших элементов.философской доктрины "Холгаане", отражая одновременно как основные убежденья Общества н его политику, так к эволюцию его целей после рек»цвди. Постоянно являясь сторонниками невмешательства в пояЕта?.у, члены "дод^гатис" пытались различные идеояог-лческшлк способами

воспрепятствовать ^ стремлению хомейктетов внедрить в шпнтскую доктрину тезис о возможности проведения успешной революции с целью создания государства исламской справедливости.

Однако в течение резооккши 1570-1973 гг. Общество суй'-о менять свой подход к прибьете исламского восстал^. Одни.; положений, которое стали активно рв^рабатьтать е^о зд^ологк в эти годы, являлось мнение о ток. что все социально-политические и реянгиосян? двииепкг в чкре ислама проходов под знаком стремления к Истпе. Это суадоЕЕС било направлено на го, чтобы утвердить глрмеч'яъующу? чоль сторонников "Хо.ткатие" в идеологии в Е^ане после шаэлодьь.

Подобвкй тезис получил свое развитие уже б начале БС-х годов. В это время "Ходжатие" стаю пршгасызгть себе интегрируииуп роль относительно верующих в Кране, выступая от имени всех шестов, ссылаясь на то, что Общество в период шахского правления выступало против бзхаитоз от лкца всех правоверных мусульман.

Пункт "Духовенство л политика ь док7рЕ?е "Ходяатиз" посв5щек отношение" Обкест^а к воамошости вглерятешсхза духовенства в политику. "Ходжатке" било гест?о&но резке пре-дгв

этого. Тем самым оно подрывало саше идеологические основы правления духовенства в Иране. И хотя после революции "Ходжатие" уже не могло успешно выдерживать прямую конфронтацию с руководством ЙРИ по этому поводу, тем не менее оно прялю от этого своего положения так и не отказалось.

Третий пункт параграфа называется "Война и джихад в доктрина "Ходкатае". Потребности тех социальных слоев, устремления которых вырагало "Ходжатке", и потребности Хомейни и его сторонников пришли в несоответствие друг с другом. Однако эти противоречия выражались в споре относительно шиитской догматики. При этом идеологи Общества пропагандировали, что шахидами ( мучениками за веру ) могут считаться только те, кто будет вести джихад ( священную борьбу за веру..) под руководством Махди, и до прихода 12 имама джихад невозможен. Из.зтого делался вывод, что те, кто погиб во время резолюции или ирано-иракской войны не могут, согласно доктрине "Ходжатие", считаться шахидами. Подобная агитация выбивала важные аргументы из рук хомейнистской пропаганды, призывавшей к войне до победы.

Пункт "Ходжатие" и проблема "велайат-е факих" посвящен одной из самых важных, болевых точек в отношениях между Обществом и Хомейки. Согласно теоретической

концешсти "Ходжатие", все великие аятоллы имеют

практически равную власть. Все они должны наблюдать за развитием страны и предупреждать правительство об ошибках и о возможных противоречиях с шариатом. Это в корне противоречит политической доктрине Хомейни, который считал, что в исламской республике вся полнота власти, как законодательной, так и исполнительной и судебной, принадлежит лишь одному"человеку -факиху или рахбару.

После революции 1978-197Э гг. эта проблема перешла, из чисто теоретического, в некотором смысле даже схоластического спора, в область практики. При этом Обществу пришлось защищаться -от многих обвинений сторонников' Хомейни. В результате позиция сторонников "Ходжатие" несколько

изменилась. Они стали подчеркивать, что в послереволюционное время шиитские аятоллы добровольно уступили часть своих прав Хомейни. В таком случае руководитель ИРИ, согласно теории "Ходжатие", по-прежнему остается лишь "первым среди равных", правда, при этом получившим добровольно отданную ему на какой-то промежуток времени политическую власть. Более того, идеологи Общества всегда и теоретически к практически выступали против прямого вмешательства духовенства в политику, оставляя за ними функцию "наблюдателей за исламской нравственностью" в стране.

Несмотря на то, что в своих теоретических изысканиях идеологи "Ходжатие" обращали мало внимания на проблемы экономики, тем не менее важность этой теш и имеющийся материал позволили посвятить ей отдельный пункт "Экономические проблемы в доктрине "Ходжатие". Исходя как из теоретического материала и высказываний противников Общества, так к из практической политической деятельности членов "Ходжатие" до и после революции, можно сказать, что его идеологи являются сторонниками - свободы "частнокапиталистического

предпринимательства". Кроме того, они выступает против контроля со стороны государства за экономической деятельностью, и против законов, ограничивающих пределы .тачных накоплений и возможности их получения.

Таким образом, уже до революции 1978-1979 гг. в Ираке "Ходжатие" создало достаточно разработанную религиозную доктрину, органическими частями которой били как махдистские построения, так и конкретные политические и социально-экономические выводы.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ "Деятельность общества "Ходжатие" в ходе и после революции" также имеется несколько параграфов. Первый параграф под названием "Ходжатие" и ангашахское движение 1Э78-1979 гг." посвящен рассмотрению эволюции позиции Общества в этот период. Определение степени участия "Ходжатие" в массовых выступлениях народа прстиБ монархии в 1978-1979 гг. к его роли в установлении того, что впоследствии получило название

"исламская республика", является очень важным для понимания степени влияния этой организации на все политическую жизнь стран« в условиях ИРИ.

С самого начала выдвижения духовенством лозунга свергения монархии б середине 1978 г. "Ходкатие" отрицательно отнеслось х поддержанному религиозными деятелями стремлению Хомейни свергнуть монархию Пехлеви и создать исламское государство. Судя по высказываниям лидеров Общества, они в то время вообще не верили, что монархию, охраняемую САВАК и армией, и поддерзазаемуп СЕА., вообще можно ликвидировать. Более того, они опасались, что хомейнисты не смогут возглавить это движение и инициатива перейдет к левым силам. Кроме того, лидеры "Ходаатие" предрекали фундаменталистам, в случае их успеха, полный провал з деле управления государством и экономикой.

В результате подобной политики Общество оказалось на грани распада, из него выделились две самостоятельные группы, поддерживающие Хомейни. Реагируя на складывающуюся ситуацию, лидеры "Ходаатие" внесли значительные изменения в свою официальную позицию относительно событий, происходящих в стране. С начала 1979 г. они стали делать упор на то, что главной для них. является культурная, религиозная деятельность и только по этой причине они не вмешиваются в политику.

Большую роль в деле сохранения "Ходжатие" в качестве политической силы в стране сыграл в это время Хомейни. В 1979 г. он установил свой контроль над Обществом через своего личного представителя аятоллу Хазали. В дальнейшем, в первые годы существования ИРИ, члены "Ходаатие" в своих брошюрах и выступлениях неоднократно указывали на то, что они в своей деятельности контролируются Хомейни, следовательно, действуют в границах его указаний.

Когда в конце 1981 г. рахбар отказался от прямых личных контактов с "Ходжатие", оно уже не только прочно стояло на ногах, но и превратилось в одну из ведущих политических организаций в стране. При этом во многих случаях подобная роль

не совпадала с политическими декларациями Хомейни.

Во втором параграфе глагы "Политическая деятельность "Ходжатие" в 80-е годы" описывается политическая активность Общества до его самороспуска в середине 1983 г. Происшедшие в Иране, после ' революции 1978-19/Э гг. кардинальные политические изменения вызвали у идеологов "Ходяатие" настоятельную потребность в корректировке своего политического и социального курса. В первую очередь это коснулось программ Общества. Измененная программа била принята весной 1873 г. Ее изменения и дополнения сделали "Ходасатпс" организацией, хотя и не отступившей от своих основных идеологических принципов, однако имеющей реальные возможности существовать ка политической арене послереволюционного Ирана. В частности, там было провозглашено главенство ."имама Хомейни". Кроме того, в дополнениях к программе появилось разрешение членам Общества заниматься политикой. Именно оно и стало основой для легального активного вторжения членов "Ходжатие" в различные политические организации в послереволюционном Иране.

Основным средством влияния Общества на внутреннюю политику страны после революции стало проникновение его членов на ключегые посты е общественных, государственных и частных компаниях, как в . сфере экономики, так и в общественно-политической области. Этот процесс облегчался тем фактом, что лидеры "Ходжатие" имели е своем распоряжении достаточно большое количество хорошо подготовленных людей, разбирающихся в догматах шиизма и обладающих опытом проникновения в общины бехаитов и опытом разведывательной деятельности. Многие политические деятели в - ИРИ отмечали следующие общественно-политические институты страны, где влияние Общества чувствовалось шш было преобладающим: партия Исламской революции (ПИР), корпус стражей исламской революции (КСИР), должности губернаторов (остандароз), ревслюцкояЕнз суды, различные исламские общества. Лидеры "Ходжатие" много усилий тратили на установление своего контроля над системой образования в стране.

Одна из основных характерных черт политики "Ходжатие" -прямая направленность на расширение контактов с развитыми капиталистическими странами. Для этого, так же как и для создания "образа врага", необходимого для объяснен;« присутствия Общества на политической арене ЙРИ, оно допускало нападки на Советский Союз и представителей левых сил, действующих в послереволюционном Иране.

Представляется, что активизация политической деятельности "Ходжатие" пришлась на середину 1981 г. Это связано с окончательным отстранением от власти светских представителей либеральных 1сругов иранской буржуазии. При этом в условиях, когда вся власть в стране сосредоточилась у духовенства, "Ходжатие" могло достаточно легко проводить свои планы в жизнь. И оно многого добилось. Ряд политических наблюдателей считает, что именно Общество стояло за такими мероприятиями, как блокирование земельной реформы, огосударствление внешней торговли и усиление репрессий против бехаитов.

Однако в середине 1983 г. внутриполитическая ситуация в Иране резко обострилась. Хомейни выступил с критикой деятельности Общества. В результате подобной конфронтации лидеры "Ходжатие" решили приостановить свою активность. Текст этого решения был опубликован в конце июля 1983 г.

При этом необходимо отметить, что лидеры Общества, опираясь на свою организацию, тлеющую большой опыт полулегальной деятельности, 'могут проводить свою политику через членов "Ходжатие" в различных институтах, даже не будучи официально зарегистрированной и признанной

общественно-политической партией. ,

Третий параграф этой главы - "Методы реализации политической программы "Ходжатие" - посвящен описанию приемов, с помощью которых Общество добивалось своих целей. Основной упор в политической активности Общества делался на работу его членов в различных организациях, действующих в сфере политики, экономики, культуры, просвещения, социальной жизни и т.д. на уровне города, района или области. Именно региональная

активность "Ходзатие" не только сделала его одной из ведущих сил страны, но и позволила ему оказывать влияние на внутреннюю политику ИРИ через различные организации, не будучи официально зарегистрированной силой.

Ряд общественных организаций в современном Иране полностью контролируются "Ходжатие". В качестве примера можно привести "Общество 12 имама", действующее в Рсште. Оно оказывало значительное влияние на политические события в этом городе. В экономике страны Общество контролирует, например, "Исламский банк", переименованный затем в "Организацию исламской эконоа\шки".

В тс же время нельзя недооценивать и пропагандистскую активность "Ходжатке", тем более, что эта форма деятельности, хотя бы даже и формально, являлась глздной для идеологов Общества. После революции "Ходжатие" заладило ьыпуск марок, плакатов, керамики, сувениров и т.д., пропагандирующих кде;; махдизма. Большое внимание его лидеры удаляли организации различных официальных и неофициальных выставок, лекций, конференций к собраний с агитацией за те хе идеи, а также издание различных брошюр, книг, лист-оеок 2 т.д., отражающих взгляда идеологов "Ходжатие". Непсзплонеость польтики на критику отдельных аспектов идеологии к практики правящего в стране режима вполне совпадала с устреш13Екя»ш буржуазных либеральных кругов и с интересами ерликцх аятолл. Бее гто позволило Обществу играть роль не только выразителя интересов крупного и среднего иранского торгово-промышленного капитала, но и стать своеобразным мостом между ннм и духовенством.

Именно данному направлению деятельности Г Ходаатие" и посвящен 4 параграф данной главы "Ходжатие" и близкие ему политические силы в современном Иране". После револои'И связи "Ходжатие" с верхушкой шиитского режима упрочьтесь. По многим принципиальным аспектам мневке Обще с гз а совпадало с позицией аятолл Кума и Мешхеда. Это позволяло им постоянно поддерживать между собой тесные контакты, проводить совместные политические маневры, и, в обшем, выступать единым фронтом в защиту своих

интересов, которые почти по всем параметрам совпадали с интереса!® торгово-промышленного капитала страны. Неудивительно поэтому, что требования, поддерживаемые "Ходаатие" и великими аятоллами, служили естественной основой для ах крепкого союза и делового сотрудничества с различными организациями а партиями либеральной буржуазии.

В работе отмечается определенная преемственность не только долей и задач, но и отдельных лидеров, существующая между "Ходжатие" и группой "Ресалят".

Мо,тео сказать, что к середине 80-х гг. все группировки, стоящие на позициях, близких к "Ходжатие", практически объединялись з блок под названием "Ресалят". Получила логическое завершение тенденция к их слиянию, четко обозначившаяся после революции, когда различные на первый взгляд силы,' в том числе великие аятоллы, либеральная буржуазия и такие религиозно-политические группировки, как "Ходжатие", предпринимали совместные меры по обеспечению общих интересов. Вероятно, в настоящее время, когда существует такой сильный блок, как "Ресалят", Общество может и не активизировать свою внешнюю деятельность, а проводить свою политику, используя уже апробированные методы. "Ходжатие" и "Ресалят" обладают .солидным фундаментом для усиления своей политической активности, как официальной, так и нелегальной, для того, чтобы еще более уверенно проводить свои идеи и устремления в жизнь и добиваться намеченных целей.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ изложены наиболее важные выводы, вытекающие из исследованного материала и отмеченные уже в диссертации. ■

Общество имеет большие потенциальные возможности для проведения в жизнь- своих целей как легальными, так и нелегальными методами. В конце 80-х - начале 90-х гг. "Ходжатие" не было необходимости афишировать свою деятельность благодаря присутствию на политической арене Ирана такой группы, как "Ресалят". Поэтому, возможно, что это время было заполнено укреплением позиций членов "Ходжатие" в различных организациях страны и религиозно-пропагандистской

деятельностью.

С момента определения основных тезисов диссертации прошло два года. За это время произошел ряд значительных событий, подтверждающих правильность выводов и прогностических оценок, данных в работе. Здесь нам бы хотелось остановиться на одном из них

10 апреля 1992 г. в Иране прошли выборы в парламент четвертого созыва. В них участвовало 1? млн. человек, то есть практически 60% от общего числа избирателей. Примечательно, что 30 человек, депутатов медоиса ИРИ 3 созыва от Ассоциации борющегося духовенства, выступавшей против политики президента страны, за возврат к курсу первых лет революции, не смогли даже выставить свои кандидатуры, так как не прошли контроль Наблюдательного Совета. Этот орган в течение всех лет после революции 1978-1979 гг. в Иране" находился под сильным влиянием "Ходжатие". Лидер Наблюдательного Совета, аятолла Джаннати, занимавший одновременно очень престижный пост временного имама пятничных намазов в Тегеранском Университете, руководил Верховной комиссией по проведению выборов в парламент.

Выборы проиграли такие лидеры фундаменталистов, всегда критически относившиеся к "Ходжатие", как Мехди Кярруби -спикер меджлиса третьего созыва и Али Мохташами - бывший министр внутренних дел.

Наиболее характерны изменения, происшедшие в руководстве парламентом ИРЯ 4 созыва. Если раньше все руководство принадлежало к "фундаменталистам" и его спикер выступал одним из их идеологов, то теперь ситуация полностью изменилась. Временным председателем меджлиса избран ходжат- ольэслам Али Акбар Натег-Нури, который, как считается, связан с "Ходжатие" и симпатизирует группе "Ресалят" ( об этом неоднократно говорилось

в диссертации ). Вторым заместителем председателя иранского, парламента избран Али Акбар Парвареш, который до революции был - . членом "Ходжатие", а в конце 80-х гг. входил в редколлегию

газеты "Ресалят".

В заключение необходимо подчеркнуть, что "Ходаатие"

прсдолгазт оставаться хотя я не очень заметной, но достаточно влиятельной политической силой в КРИ.

Основные положения диссертации изложены в следующих научных статьях и тезисах докладов:

1. Общество "Ходаатие" // Азия и Африка сегодня. - N 1, 1991. 0,3 п.л.

2. Ислам.и политическая борьба в современном Иране // Страны Азия в 80-х годах: политика, экономика, идеология. -М.: Наука, 1990. 0,5 п. л.

3. Некоторые аспекты идеологии общества "Ходаатие". Y Всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы. Т.111. М. :1989. 0,2 п. л.

4. Шиитские традиционалисты на пути к современности: религиозно-философская доктрина общества "Ходаатие" в Иране / обзор персидской, англоязычной и отечественной литературы/. // Современный ислам. - М.: 1992. 1 п.л.

/ 1

I

I

• Подписано к ' '

Литературного фовда^Р Зак?^'?^. 100 '

• |