автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Жизнь и деятельность аятоллы Махмуда Талегани (1911-1979гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и деятельность аятоллы Махмуда Талегани (1911-1979гг. )"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВБЩЕНШ
На правах рукописи
УДК 929 Талегани + 955 "1978/1979"
АВДЕЕВ ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЯТОЛЛЫ МАХМУДА ТАЛЕГАНИ (1911- 197Э гг.)
Специальность: 07,00.03. Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1988
Работа выполнена в Институте востоковедения АН СССР.
Научный руководитель - кандидат исторических наук
Н.А.Кузнецова
Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор
С.Л.Агаев
- кандидат исторических наук С.Багдаоаров
Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки при Московском Государственном университете им.М.В.Ломоносова
Защита оостоится ЯН'(к!г. в_часов
на заседании Специализированного совета Д.003.01.01 по историческим наукам Института востоковедения АН СССР по адресу: Москва, ул.Жданова, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института воотоковедения АН СССР.
Автореферат разослан /Г де'кСср^ 1988 г.
Ученый секретарь Специализированного совета
кандидат исторических наук
И.С.Клочков
©Инотитут востоковедения АН СССР, 1988.
ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш. Победа иранской революции 1978-1979 гг> и образование Исламской Республики Иран (ПРИ) открыли в истории страны новый этап, которому присущи сложность и противоречивость общественно-политического и социально-экономического развития. Многие кризисные явления в жизни современного Ирана связаны с господством в стране шиитского духовенства и исламской идеологии, лекащей в основа переустройства ИРИ на принципах теории "велайят-е факих", выдвинутой лидером иранской революции аятоллой Р.Хомейни.
Идеологическая подготовка шиитского духовенства к борьбе за политическую власть началась задолго до иранской революции. После второй мировой войны шиитское духовенство неоднократно вступало в политическую борьбу, критикуя внутреннюю и внешнюю политику Мохаммеда Резы Пехлеви. Среда шиитских лидеров антишахской борьбы видную роль сыграл аятолла сейид Махмуд Талега-ни. Изучение жизни и деятельности аятоллы М.Талегани представляет большой интерес для понимания причин и движущих сил иранской революции, поскольку он был органично связан со всеми крупными событиями в общественно-политической жизни страны за последние сорок лет. Мировоззренческая платформа Махмуда Талегани наиболее близка народничеству (популизму), характерному для современного этапа национально-освободительного движения во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Возникновение народнических идей В.И.Ленин считал возможном "в целом ряде азиатских государств, переживаниях в XX веке буржуазные революции" . Будучи непримиришм противником шахской деспотии и империалистического вмешательства в суверенные дела Ирана, Тале-
^ Ленин В.И; Поли.собр.соч., т.22» с.120.
ганг выступал за освобождение Ирана от западных монополий, и презде всего (Ж, осуждая не только колониализм и империализм, во и саму капиталистическую систему.
Близость аятоллы Талегани к народным массам, глубокое знание их запросов и нувд, непримиримость к шахской деспотии, ыездународному империализму и сионизму, характеризуют его как представителя интересов низших и средних слоев шиитского духовенства , на связанных в отличие от других шиитских лидеров, как например.Хомейни, Хашеш-Рафсаццаани, Монтазери, Бехешти в др. с крупным земледелием е торговым капиталом. К Талегани полностью относятся высказывания Энгельса о радикальном характере мировоззрений представителей духовенства, которые знали близко "условия жизни массы и потому, несмотря на свое духовное звание, разделяли настроения бюргеров и плебеев... Из их рядов выходили теоретики и идеологи движения.., и многие из них, выступив в качестве представителей плебеев и крестьян, окончили из-за этого свою жизнь на эшафоте"1'.
Аятолле Талегани удалось винить в саваковских застенках, куда его неоднократно бросали до революции. Но то, на что не отважился шахский режим, сделали политические противники Талегани из окружения Хомейни, развернув против Талегани и его бли-кяйпгат родственников и соратников обструкцию. Травля и гонения препятствовали религиозно-политической деятельности Талегани в период расцвета его популярности среди народа, называвшего его "отцом нации? II как следствие - скоропостижная ж во многом загадочная смерть Талегани, явившаяся, как свидетельствуют факт, результатом тщательно законспирированного заговора.
Уае перше шаги сторонников Хомейни после свержения шахск< го режима показали, что исламский режим взял курс на отход от идеалов революции, которые привлекли к ней широкие массы народа. Талегани это видел и своими энергичными действиями вначале надеялся приостановить этот негативный процесс, в какой-то мере используя свое высокое положение в религиозно-политической иерархии послереволюционного Ирана. В отличие от Хомейни, заявившего в канун революции, что он не будет занимать каких-либо государственных постов, но после победы революции получившего не ограниченные полномочия, Талегани не стремился к лич-
Энгельс Ф.Крестьянская война в ГерманииЦ Маркс К..Энгельс
Соч.2-е изд.-Т.7.-с.352.
ной власти. Следуя принципу "эдатехала" - щ>ава Еысшего духовного лица (моджтахеда) давать свое толкование любому теологическому, политическому или юридическому вопросу, Талеганн после победа революции остался верным принципу отказа от занятия государственных должностей духовными лвдаш и самоустранился от участия в работе Исламского революционного совета (ИРС), будучи его председателем, когда осознал, что решения совета заранее предопределены Хомейни.
Изучение деятельности Талегани ваяно еще и потому, что он принадлежал к лнберально-декократическш кругам иранского общества, для которых было характерным отсутствие враждебности к коммунистам. С Талегани сотрудничали видные религиозные деятели, как например, Зевд&ани, Мустафа Рахнема и др., что свидетельствует о том, что Талегани не был бунтарем-одиночкой, как хотели бы представить его явные и скрытые враги, использувдяе в своей политической борьбе многие демократические начинания Талегани: проведение в Тегеранском университете пятничных намазов, на которых обсувдаются актуальные вопросы внутренней и внешней политики Ирана, участие народа в местных органах самоуправления и т.д. К Талегани не только как к религиозному лидеру, но преаде всего как к личности тянулись левые организации. С его именем связана деятельность таких влиятельных политических сил, как Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) и Организация фздаев иранского народа (ОШН), внесших решающий вклад в народную, антимонархическую и антиимпериалистическую революцию 1978-1979 гг. ОФИН называла себя независимой марксистско-ленинской организацией, а ШИН соединяла догма исламской религии с идеями научного социализма, оставаясь самой левой и наиболее демократической группировкой на стыке светских и исламских революционных сил.
Необходимость глубокого изучения религиозно-политической деятельности и мировоззрения аятоллы Талегани вызывается еще и тем, что на политической арене в Иране и в настоящее время существуют силы, выступающие против тоталитарного варианта устройства исламского общества. Талегани стремился объединить революционные силы на широкой демократической основе (о участием левых сил) для борьбы с шахским режимом, империализмом и сионизмом.
Разрабатывая тему диссертации в соответствии с планом
научно-исследовательских работ Института востоковедения АН СССР, диссертант ставил задачи: а) показать роль Талегани в общественно-политической жизни Ирана до и после революции 1978-1979 гг.; б) рассмотреть религаозно-философсЕив и политические взгляда Таяегани,лавщие в основе его концепции о народовластии путем создания выборных советов; в) сопоставить концепции Талегани и Хомейни о построении исламского государства - создание советов и участго народа в управлении государством с теорией "велайт-е факшс", как две противоположности в теории и практике послереволюционного развития Ирана; г) дать характеристику взаимоотношений Талегани с левыми силаш» в частности, с ОМШ; д) составам» достаточно полную биографию аятоллы Махмуда Талегаш; е) проанализировать высказывания Талегана о научном социализме и Советской Совзе.
Методологической и теоретической основой диссертации явились теоретические работы основоположников научного коммунизма □о атеизму, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС но вопросам шсвдущродного коммунистического и рабочего движения, национально-освободительной борьбы на современном этапе, Програлаа Коммунистической партии Советского Союза, принятая ХШЕ съездов КПСС, документы Народной партии Ирана (Туде). Автор широко использовал работы советских востоковедов, занимающихся пробяе-шш развития Ирана (С.Л.Агаев, С.М.Алиев, А.З.Арабедкян, Е.А. Дорошенко, ЩС.Иванов, Н.А.Кузнецова, А.К.Лукоянов, И.П.Петру-шовскнй, А.Б.Резнвков, Р.А.Ульяновский и др.), а такае общетеоретические работы, посвященные изучению влияния исламского фактора на общественно-политическое сознание масс, его роли в фор-тщонном развитии стран Востока (Л.Р.Полонская, А.И.Ионова, Г. U, Каримов, М.Б.Пиотровский, Е.М.Прнмаков, С,М.Прозоров, H.A. Сешнея, М.Т.Степанянц, Т.С.Савдбаев, В.Г.Хорос и др.). Критически пспользоваш такае теоретические работы буржуазных ориенталистов. Оценивая с точки зрения исторического материализма религЕОзао-политическую деятельность Талегани и его объективный вклад в антишахскую и антиимпериалистическую борьбу, автор раскрывает присущий определенный кругам влиятельных шиитских богословов религиозный деспотизм и исламский традиционализм, про-явшшшся в руководстве страной в полной мере в процессе формирования и функционирования исламского режима.
Основшш источниками для написания диссертации послузиьд
богословские труды и публикации Талегани, его интервью иранским и зарубежным корресповдентам, выступления на пятничных намазах, документы из архивов САВАК, а также изданные в Иране после революции биографические работы иранских авторов, посвященные аятолле Талегани, научный уровень которых, как правило, низок, но в которых содержится значительный фактический материал. Эти работы, написанные в период начавшихся гонений яа коммунистов и леворадикальные силы, носят отпечаток политических симпатий авторов, которые не могли не учитывать изменившееся отношение властей к своим бывшим союзникам по антишахской борьбе, в том числе и к ОМИН, впоследствии запрещенной исламскими властями, для которой Талегани был "духовным отцом". Общим недостатком работ иранских исследователей является поспешность в подготовке публикаций, пробелы в описаниях больших периодов жизни Талегани, несоответствие объемов биографического материала, появившегося до и после революции, идеологическая нечеткость авторской позиции.
Анализируя политическую и идеологическую направленность мировоззрения аятоллы Талегани, его роль в руководстве подготовкой революции и послереволюционном преобразовании иранского, общества на исламских принципах, автор критически рассмотрел оценки личности Талегани на страницах партийной печати Народной партии Ирана1'.
Важное место в диссертации занимает анализ отношений к Талегани известных, политических, государственных и религиозных деятелей исламской республики, в том числе аятоллы Р.Хомейни, Бехешти, Бахонара и др., искажение истинного вклада Талегани в революционное движение иранского народа, использование его необычайно широкого авторитета среди всех классов и социальных прослоек населения для утверждения официальной концепции шиитского духовенства об "исламском" характере иранской революции и ее исключительности.
Труднодоступный материал автором был собран во время работы в посольстве СССР в Иране. Значительная часть этих материалов впервые введена в научный оборот. Кроме перечисленных источников тщательно изучены труды ведущих советских иранистов, материалы советской и зарубежной прессы, издания зарубежных ориенталнотов.
1/Г "Донья", 1358, й 2, "Донья", 1359, Я 5 и др.
На основе критического анализа собранного материала проведено всестороннее исследование деятельности и мировоззрения Талега-ни, его сопоставление с другими известными религиозно-политическими деятелями Ирана, что дало возможность дать объективную оценку политических взглядов аятоллы Талегаяи на фоне широкого показа важных событий общественно-политической жизни иранского общества до и после революции 1978-1979 гг., оценить вклад и личное участие в свержении монархии отдельных религиозно-политических деятелей и исследовать еще недостаточно изученную проблему правильного понимания субъективных и объективных факторов в процессе формирования исламского режима.
Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые в советской иранистике проведено исследование жизни, деятельности и взглядов одного из лидеров Иранской революции аятоллы Махмуда Талегани, сделана попытка раскрыть во всей полноте роль выдающегося религиозно-политического деятеля Ирана 70-х годов, оказавшего большое влияние на формирование в иранском обществе в канун революции 1978-1979 гг. антишахских, антидеспотических и антиимпериалистических настроений, способствовавших объединению на этой основе различных политических партий и группировок, включая иранских коммунистов. Анализ ре-лигиозно-поЛйтических взглядов Талегани с одновременным описанием фактов его биографии дан на фоне крупнейших общественно-политических событий страны за последние сорок лет его жизни. Диссертант также впервые в советской иранистике попытался собрать воедино весь доступный материал о политических и социакь них взглядах одного из популярнейших среда народа лидеров иранской революции, что дало возможность не только расширить сведения о роли Талегани в руководстве революцией 1978-1979 гг., но и о ходе самой революции, противоречиях внутри шиитского духовенства, приведших к травле ж изоляции Талегани от левых о;м страны и к отходу революции от первоначальных лозунгов.
Автор выявил внутренние противоречия мировоззрения Талегани, с одной стороны, неразрывно связанного с религиозными кругами Ирана, выразителя и защитника корпоративных интересов шиитского духовенства, с другой, - наиболее реалистичного, умеренного представителя шиитского духовенства, который в своей практической деятельности шел на контакты с левыми силами. В работе показаны и преднамеренное искажение исламским режимом личности
Талегани, и интерпретация его политической деятельности с предвзятых позиций с целью утвердить в сознании верующих образ аятоллы Талегани, как одиночки, противника идеалов религиозного смирения, благочестия и отшельничества.
В диссертации раскрыты факты спекуляции именем Талегани со стороны официальной пропаганды Ирана с целью использовать его богословский авторитет дай укрепления режима теократии на принципах "велайат-е факих". Наряду с этим отмечается необъективный характер некоторых утверждений партии Туде и других демократических организаций Ирана о роли Талегани в левом движении, что вызвано больше конъюнктурными соображениями политической борьбы за власть, нежели подкреплено научными аргументами и фактами. Результаты исследования позволяют расширить изучение важных проблем переустройства иранского общества на принципах ислама, выявить наличие неоднородного подхода шиитских лидеров к принципам построения исламского общества.
Научная и практическая значимость работы определяется введением в научный оборот новых оригинальных источников по истории иранской революции 1978-1979 гг., раскрывающих деятельность шиитского духовенства и аятоллы Талегани, политическую расстановку сил внутри шиитского духовенства после захвата власти и внутреннюю борьбу высшего эшелона исламской элиты в послереволюционный период.
В диссертации подробно рассмотрены первые шаги исламского режима, приведшие к политической и личной драме аятоллы Талегани, постепенному отходу религиозно-политического руководства Ирана от демократических идеалов революции, результаты которого в наибольшей степени проявляются в политике нынешнего руководства ИРИ.
Приведенный в диссертации документальный и фактический материал, научные выводы и характеристики могут быть использованы в практической работе при разработке лекционных курсов по современной истории Ирана, во внешнеполитической пропаганде, в научной и педагогической деятельности, а также при прогнозировании политической ситуации, внутренней политики шиитского духовенства на ближайшую перспективу, анализе внешнеполитической линии ИРИ в отношении к СССР, левых сил, при анализе общих процессов развития иранского общества, переживающего глубокий кризис, вызванный государственной политикой исламского режима Ирана.
Апробашя работа. Диссертация была обсуждена на заседании сектора Ирана Отдела стран Ближнего в Среднего Востока ИВ АН СССР I августа 1986 г; и рекомендована к защите. Основные поло-гения к результаты исследований были доложены и обсуждены на теоретической конференция ИВ АН СССР в 1985 г. и изложены в ряде опубликованных работ, список которш: приведен в конце автореферата. Автором также был прочитан лекционный курс в институте общественных наук ЦК НДПА в Кабуле, в период его работы представителем ССОДа (1986-1988 гг.), с использованием материалов диссертации.''.
Некоторые швода были использованы в 1983-1985 гг. в записках сектора Ирана ИВ АН СССР в практические организации.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРШИЕ РАБОТЫ
Диссертация строится по проблемио-хронологетескоод прншда-ау и состоит из введения, трех глав, заключения п приложения.
Во введении обосновывается выбор теш, ее актуальность, формулируются цели и задачи исследования, дается краткий обзор советской н зарубежной литературы, анализируются источники, на основе которых написана диссертация,
В главе I дается историческая справка о ближайших предках аяголлы Махмуда Талегани, ведущих свой род от потомственных слушателей культа, описание его жизненного пути и деятельности вплоть до последнего освобождения из тюрьш в канун революции 1978-1979 ХТ.'
&2Л проведен сопоставительный анализ биографических данных аятоллы Талегани, чтобы уточнить дату его рождения, которая в разных источниках указывается по-разному: 1904 г,, 1908 г., 1911 г,'- Такое разночтение объясняется тем, что регистрация рождения Махмуда Талегани не была произведена своевременно из-за плохих отношений отца Махмуда с деревенским старостой, который в отместку за антишахские высказывания отказал семейству Талегани в своевременном оформлении роздения ребенка. Проведенный анализ биографических данных аятоллы Талегани дает основание принять предложенную иранскими исследователями Бахрамом Афрасийа-бн и Саидом Дехганом дату рождения Талегани - 6 марта 1911 г.
Махмуд Талегани с пяти лет по семейной традиции стал изучать Коран. Впоследствии он учился у таких известнейших модята-хедов своего времени в Исфагане, Куме и Йеджефе, как шейх Аб-додь Карим Хаерк Язда - один из основателей теологического
центра в Куме, шейх Таги Эшраги, Мирза Халил Камрад, сейвд Мо-хаммад Ходжат, аятолла Исфагаш, шейх Мохаммад Хосейн Гарави, аятолла Мараши и др. Хаеря Язди г Хосейн Гарави (один в Куме, другой в Неднефе) дали Талегани право "эдатехада", а у аятолла Мараши и Куш Талегани получил право написания хадисов. Во вредя учебы в Куме Талегани познакомился с будущим лидером иранской революции Рухоллой Хомейнн.
Как активный религиозный пропагандист, Талегани сложился еще до второй мировой войны, побывав к этому времени в шахской тюрьме, где познакомился с некоторыми заключенными, проходившими по известному "процессу 53-х" во главе с коьгыунистом д-ром Т.Эраяи. В годы войны Талегани активно работал в созданных при его личном участии "Обществе ислама" и "Обществе по пропаганде ислама", издававших религиозные журналы "Учащийся" и "Зеркало ислама", в которых Талегани публиковал комментарии к Корану, а также переводы второй после Корана по значимости религиозной книги мусульман-шиитов "Нахда оль-Балаге".
К середине 40-х годов относится дружба Талегани с Мехди Базарганом, д-ром Сахаби, д-ром Мосаддыком и другими известными политическими деятелями страны, ставшими во главе созданного в 1947 г. Национального фронта.
Характерной особенностью деятельности Талегани как религиозного проповедника в этот период была пропаганда "прогрессивной религии", включавшей в себя, по выражению известного светского исламиста Али Шариати, страстного сторонника демократизации общественно-политической жизни иранского общества на принципах ислама, следования шиитской ветви ислама в соответствии с заветами имама Али, т.е. быть последователями "ташаийо-йе алави", предписывающими, по утверждению ее последователей, помимо других религиозных обрядов терпимость к представителям других религий и идеологических направлений.
В этот же период Талегани устанавливает нелегальную связь с экстремистской исламской организацией "Федаян-е эслам", которую возглавлял один из исламских фанатиков-террористов Навваб Сафави. Эти отношения продолжались вплоть до казни Н.Спфави в середине 50-х годов. Нелегальная связь с этой оргашзацией научила Талегани конспирации, которую он впоследсг-вии умело совмещал с традиционной шиитской осторожностью, правом утаивания своих истинных убеждений в контактах с моджахедами и федаями в ходе городской партизанской войны в 60-70-х гг.
Талегани остро воспринял события в Иранском Азербайджане 1945-46 гг. и лично совершил поездку в эти районы. Хотя он и не принял до конца прогрессивные преобразования азербайджанских демократов, поскольку они не опирались на догматы ислама и шариата, после возвращения из Иранского Азербайджана Талегани резко осудил шахский режим за произвол и бесчинства, учиненные войсками над мирным населением этого района.
В середине 50-х гг. Талегани входит в руководство общества "Движение за освобождение,Ирана", которое не ставило задачу свержения шахского режима, но которое должно было по замыслу его создателей выступить в качестве объединяющей силы на религиозной основе и для защиты неотъемлемых прав иранского народа.
С начала 60-х годов и вплоть до конца 1978 г. Талегани неоднократно подвергался арестам и тюремным заключениям; он прошел через моральные и физические пытки. На различных судебных процессах вместе с Талегани проходили такие известные светские политические деятели, как Мехди Базарган, Ядузша Сахаби, Эззатояла Сахаби, Аббас Шейбани, Али Бабаи и др. Помимо пребывания в шахских тюрьмах, где он отсидел в общей сложности около десяти лет, он был в ссылке три года в суровых климатических районах Ирана - в Захедане, Заболе и Бафке.
В 60-70-х гг. аятолла Талегани активно выступал в защиту арабского народа Палестины, изучал прогрессивные документы египетской революции и идеи ее лидера А.Г.Насера, которому он весьма симпатизировал, знакомился с некоторыми работами материалистического направления, в частности, трудами академика Н.Опарина о происхождении жизни на Земле, а также установил связи с руководителями Организации моджахедов иракского народа (ОМИН) и Организацией федаев иранского народа (ОФИН).
К началу иранской революции 1978-1979 гг. Талегани сложился как крупный религиозно-политический деятель, опиравшийся на широкие массы простых верующих, которым были близки и понятны популистские идеи равенства и справедливости.В то же время аятол' ла Талегани имел многих союзников из числа национальной буржуазии и леворадикальных исламских группировок, из которых выделялась ОМИН.
Имея разногласия с левыми радикалами и руководствуясь своими религиозно-философскими и политическими взглядами, Талегани оставался на позициях защиты интересов широких маса простого народа, расходясь во взаимопонимании по многим ключевым вопросам
переустройства иранского общества на принципах ислама с ведущими шиитскими богословами.
В главе Д рассматриваются общественно-политические взгляды аятоллы Махмуда Талегани, предопределившие его обособленное положение в иерархии шиитского духовенства и его особый курс в вопросах строительства исламского "тоухвдного" общества. Талегани, как и другие религиозные и светские идеологи Ирана второй половины XX века (Р.Хоыейни, А.Шариати, Мотаххари, К.Шариатма-дари, М^Базарган и др.) в трактовке учения махдизма выступил против пассивного ожидания прихода на зещю "сокрытого" имама Махди и призывал верующих мусульман своей борьбой против шахской деспотии и несправедливости приблизить заветный час его возвращения. Талегани отводил народу активную роль создателя благоприятных условий для прихода Махди и образования будущего справедливого государства, в котором не будет социального и расового угнетения, эксплуатации человека человеком, классовых привилегий, колониального господства. Конечную цель человеческого общества аятолла Талегани связывал с принципами "нравственности, свободного разума и человеческих ценностей", уделяя при этом важное внимание перестройке индивидуального и общественного сознания. Для Талегани вопрос о возможности единства различных социальных сил дая достижения этой цели, несмотря на идейно-политические, религиозные, национальные, культурные и другие противоречия, шел первостепенное значение. Вместе с там, он считал необходишм вести непримиримую идейную борьбу с буржуазными и леворадикальными партиями и группировками, стоящими на позициях атеизма.
В трактовке Талегани исламские пророки являются идеальными выразителями общественных форм человеческого общежития, в котором господствует разум, справедливость и созданы все условия для проявления положительных качеств человеческой натуры. Подобный взгляд находился в противоречии с концепциями аятоллы Хомейни, по которым пророки никогда не были носителями коллективистских форм организации человеческого общества, а выступали за господство в исламском государстве власти наиболее авторитетного богослова, получившее обоснование в теории Хомейни "велайят-е факих". Согласно этой теории факихи (богословы), а не народ, составляют главную опору общества, против чего неоднократно выступал Талегани, рассматривая народ,.а не воадей, в том числе
и религиозных, в качестве основной седы революционного изменена общества. Трактуя по-иному чей Хомайнн одни и те го догматы Корана н шариата, Талегани допускал свободное выражение любах политических взглядов, в то вреш, как Хомейнн инакошслящих ахун дов называл вероотступниками и призывал изгонять их из рядов священнослуянтелей. Талегани утзерадал, что ислаа не накладывает на свободу никаких ограничений. Исхода из этого, он считав допуотншм участие в революционных преобразованиях левых сил, в том числе и коммунистов.
Первоосновой общественной жизни людей аятолла Талегани считал не общность материального производства, а нравственные пршщрш, являющиеся "связоустанавливавдпмз" стимулами людей дня организации нормальных общественных отношений независимо от классового положения г национальной принадлежности. С другой стороны, он признавал зависимость человека от социальной среда, которая пробуждает к активной ¡шанн "заложенные в человеке начала, т.к. сам человек роздается бесцветным" ("энсан-е бараяг"). Выступая против марксистского учения о первичности катерин в вторичности сознания ("духа"), Талегани "материалистичностью" человеческой природы обосновывал наличие в человеческом обществе экстремистских политических взглядов. Наиболее острой критике он подвергал аристократов ("ыард-е ашрафи"), которые вносят дестабилизацию в общество своим необузданным стремление» к превосходству, власти, определяя значимость общепринятых нора шрали в зависимости от того, в какой степени они ведут их на более высокую ступень в социальной иерархии.
Будучи "духовным отцом" моджахедов, Талегани считал себя ответственным га их удержание в русле исламской идеологии. Он призывал руководство ШИН отказаться от "импортных идей" и рас-сштрнвать свою организацию как политическую силу, способную самостоятельно решать стоящие перед нацией задачи общественно-политического переустройства на принципах ислама.
Аятолла Талегани критически оценивал капиталистическую систему, утверздая, что в ней отсутствуют сдерживающие моральные начала, что приводит к безудержному расточительству духовных н физических сил человека. Он соглашался с выводами К.Маркса о том, что господство частной собственности на средства производства ведет к классовой борьбе, нарушению устойчивости об-цсствеЕШ-полнтнческнх структур и монополизации шрового ршка.
Талегани шступал защитником "третьего", особого кислаи-
ского пути" развития на принципах "истинного ислама", существовавшего , по его утверзденга, лишь непродолжительное вреш при цророке Моха&аеде и имаме Али, Исходя из пришта исламской теоретической трактовки собственности, Тадегаш утверздал, что человек не №5@т бить собственником земли и ее недр, а личное пользование землей должно подчиняться коллеатавиыы интересам общества. В этом, по миеншэ диссертанта, заключается одна из сильных сторон прогрессивного мировоззрения Талегани, стремившегося не допустить господства единовластна в политической жизни Ирана и предотвратить появление государственно-правовых предпосылок к монополизации экономической жизни страны. В беседа с советский послом В.М.ВнногрддоЕШ1 Талегани сказал, что если он кил во времена Маркса, то выступил бы против религии, так как она освящала власть капиталистов.
Наряду с антш<аш1талнсгЕческл?а[ и антимонополистическая взглядами аятоллы Талегани, составляющими позитивные стороны его экояо\яческой концепции, он допускал механический перенос правовой основы шариата на соцлально-ойдественвые отношения послереволюционного Ирана, идеализируя сохранение з иранской экономике мелких предприятий и кустарных цехов.
Реашгиозно-политяческоо руководство ИРй всеет силами стре-пшось не допустить распространение влекезя прогрессивных взглядов Талегани па общественное сознание иранских касс, представляя его суфзем-одиночкоЭ, зшвтш поиском абстрактной божественной истины.
Елава Щ посвящена рола Талегани как одного из лидеров ре-золадии 1978-1979 гг. и послеревсшщЕонного переустройства Ирана. Первые же публичные выступления аятоллы Талегани после выхода из тюрьш 30 октября 1978 г, показали принципиальные различия ыевду его оценками характера и движущих сил иранской революции о оценками Р.Хсмейни. В отличие от многих религиозных деятелей, пытавшихся насадить среди иранского народа культ Х&~ ыоЗнз, приписав ему все успехи революционной борьбы против паха и американского империализма, Талегани на первой же пресс-ковференции подчеркнул главенствующую роль народных тсс. Он развернул среди иранского народа сбор средств в фонд бастующих рабочих-нефтяников, внесших важный вклад в свержение шахского разима. Создание с помощью Талегани широкой сети контроля за производством и потреблением нефтепродуктов в зимний период
1978-1979 хт. способствовало привлечению на сторону революции широких шсс населения Ирана.
Для того, чтобы руководить антишахской борьбой ж координировать свои усилия с другими политическими партиями и грушшроВ' каш, в ноябре 1978 г. Талегани создал специальную канцелярию по связям с народом, которая стала важным руководящий органом власти вплоть до смерти Талегани. Особенно важна роль канцелярии Талегани в организации беспрецедентных по размаху демонстраций в декабре 1978 г., а также по организации встречи аятоллы Хомейни из эмиграции в конце января 1979 г. С помощью сторонников из числа почтовых служащих, входивших в организацию "Борцы центра связи", канцелярия Талегани поддерживала постоянную и надежную связь с канцелярией Хомейни в Нофлъ-ле-Шато, записывала и распространяла по Ирану обращения и послания Хомейни. В канун вооруженного восстания 10-11 февраля 1979 г. аятолла Талегани был назначен председателем созданного тайного Исламского революционного совета (ИРС).
Перше же совместные шаги Талегани и Хомейни выявили различный подход к ряду важных проблем, в том числе и по вопросу назначения М.Базаргана премьер-министром Ирана, которое было произведено вопреки мнению Талегани. Поняв, что решения ИРС заранее предопределены аятоллой Хомейни, аятолла Талегани постепенно самоустранился от участия в его деятельности. Совместно с аятоллой Шариатмадари, Талегани выступил против изоляции оппозиционных сил в проведении референдума относительно будущего характера политической систеш Ирана, полагая, что их участие поможет более объективно отразить волеизъявление народных масс в определении государственного устройства.
Скрытая травля аятоллы Талегани его идейными противниками началась сразу после установления в стране исламского режима: 24 апреля 1979 г. были арестованы сыновья Талегани, являвшиеся •членами ШИН, и одна из его невесток, через которых палестинцу попытались сообщить руководству ИРИ некоторые данные о связях с американцами высокопоставленных исламских деятелей. Этот арест вызвал негодование Талегани, который в знак протеста покинул Тегеран. Официальным рупором кампании против Талегани стало так называемое "Радио Готб-заде" (в этот период Готб-зад< возглавил национальное радиовещание ).
Убедив Талегани вернуться' к своим делам, Хомейни первоначально согласился с его планом создания во всех административ»
территориальных районах Ирана советов. С этой целью Талегани о группой помощников разработал проект "Закона о местных советах". Однако он был отклонен верхушкой шиитского духовенства, усмотревшей в нем подрыв основ своей власти.
В первый год существования исламского ракша Талегани обратится к незабываегам страницам истории борьбы иранского народа за национализация нефти во времена правления д-ра МосадяыкЭ. Впервые за долгие годы замалчивания имена Мосаддака 21 июля 1979 г. по яшщЕатнво Талегани была широко отмечена годовщина "30-го тара", вошедшая в историю Ирана как день падения паха и возвращения" д-ра Мосаддака в 1953 г. к власти.
Талегани такае принадлежит инициатива в проведении на территории Тегеранского университета пятничных молитв, когорте стали вапным каналом исламской пропаганда среда иранского населения.
До последних дней янзна Талегани не прекращал своих связей с дадгсахедаш» и когда власти закрыли штаб-квартиру ШИН, Талегани неоднократно предпринимал безуспешные попытки к возобновлению ее деятельности.
В заключении излсаенв основные вывода работы:
1. Аятолла Талегани вояел в историю современного Ирака как один из виднейших реяигкозно-политическнх деятелей страны, сыг-давтЗ. вакнуз роль з подготовке и проведении иранской революция 1978-1579 гг», как крупный организатор и руководитель массового ангспихского и антшзшеркакнстичеекого дазясеная в Иране. Аятолла Талеганк внос значительный вклад в координация деятельности раз-лотах политических, религиозных, национальных и патриотических ста в самый ответственшй период борьба иранского народа против ¡нахской диктатуры и поддерживавшего его американского ишериа-лизма.
2. С именем аятоллы Талегани связана одна из интереснейших и драматических страниц борьбы иранского народа за свержение монархии н подрыв позицей африканского империализма в стране, а также за социально-политическое переустройство Ирана на принципах ислака. В его мировоззрении и практической деятельности в качестве одного из руководителей иранской революции отразились многие противоречия общественно-политической яизни иранского общества на протяжении почти четырех десятилетий с конца 30-х по конец 70-х годов нашего столетия.
3. В религиозно-политической деятельности Талегани напел
отрахешхе противоречивый характер самой иранской революции, ее сильные и слабые стороны. На примере жизни Талегани со всей очевидностью проявилась историческая обреченность попыток использования исламской религии в построении демократического общества на плюралистической основе. 1Ъсяодство исламской идеологии во всех сферах материальной и духовной жизни, как об этом свидетельствует послереволюционное развитие Ирана, способно вести страну лишь по пути политического деспотизма и теократической тирании.
4; Благодаря организационному таланту и политическому прэд-ввденкз аятоллы Талегани, как и других руководителей антишахского двваення, в ходе массовых выступлений жителей иранской станицы в концо 1978 - начале 1979 гг. удалось избежать в Тегеране, где решался основной вопрос битвы за власть, массовой анархии ж разгула бандитизма, которые могли бы отвлечь революционные силы от главной цели антшахской борьбы. Аятолла Талегани проявил себя к как искусный политик, предотвратив выступления против центра шшх племен Хузестана и Фарса, которых пытались использовать црошахски настроенные элементы, саваковские агенты и агентура империалистических стран.
5. Будучи ярым противником всех форм деспотии, Талегани оказался жертвой собственного заблуждения, находившего свое выражение в его трактовке положений ислама. Идеалистически понимаемая им свобода, лишенная конкретного социального и политического содержания в условиях классового разделения иранского общества, не шгла воплотиться в реальные форш государственного переустройства после победы революции, хотя пропаганда ее и сыграла свш определенную мобилизующую роль в борьбе иранского народа против шахской диктатуры.
6. Конкретным примером идеологического поражения Талегани является судьба его идеи создания в Иране советов, которые, несмотря на внешнюю привлекательность заложенного в них исламского демократизма и формального соответствия догмам Корана и шариата, на самом деле полностью противоречили политике Хомейни
в строительстве новых государственных институтов власти. Как показал последующий ход событий, подобные органы народного самоуправления не входили в планы шиитских фундаменталистов во главе с Хомейни, который не признавал авторитета Талегани, называя его не высшим шиитским религиозным с&ном "аятолла", а более низким - "ходжаг-оль исламом". Первоначальное согласие Хо-
кейня на создание советов в Иране было всего лишь политической игрой, которая была необходит лидеру революции для того, чтобя использовать популярность и народную любовь к Талегани для консолидации политических сил и /укрепления авторитарного реался "велайат-е факпх". Многолетняя бескомпромиссная борьба Талегани против шахской деспотии, весь хшл религиозного проповедника л ораторское искусство, фундаментальность его познаний в области исламского богословия были использованы шиитским духовенством для установления в стране власти теократии.
7. Аятолла Талегани, пожалуй, как ни один другой религиозный деятель современного Ирана, понимал, что для претворения в "лэвь планов завоевания в стране политической власти нужна опора на различные социальные слои общества. Широкая сеть мечетей и молельных домов по всей территории страны обеспечивала духовенству надежную связь с народными массами, которая, как показали события забастовочного движения 1978-1979 гг., была весьма эффективной и надежной. Социальным "детонатором" массовых выступлений трудящихся, с помощью которого духовенство приводило в движение огромные шссы мусульманского населения страш, выступила молодежь из средних слоев, городские низы, включая деклассированные элементы.
Располагая огромной силой и опорой в массах, разветвленной структурой управления общественным сознанием, духовенство, однако, не могло гарантировать абсолютный успех антишахской борьбы и свое лидирующее в ней положение. Были и другие союзники, располагавшие большим политическим опытом и влиянием в шссах, среди которых находились рабочий класс, коммунисты, другие левые силы, выдвигавшие наряду с антимонархическими и антиимпериалистически!® лозунгаш задачу борьбы с капиталистической эксплуатацией.
8. Талегани, более чем кто-либо другой, осознавал силу влияния левого движения в Иране, политический авторитет в общественном сознании народа иранских коммунистов. Сотрудничество Талегани с левами силами было искренним, лишенным сиюминутных выгод и расчетов политической игры. Стойкость "и преданность идеалам борьбы за народное дело с их стороны Талегани мог лично видеть за тюремными стенами в саваковских камерах пыток, когда сам подвергался преследованиям со стороны шахского режима за свои убеждения. О вкладе иранских коммунистов в общее дало Талегани говорил во время своих проповедей в канун революции,
что не могло не вызвать сочувствия и понимания со стороны ре~ воищионной молодежи, для которой самоотверженность иранских коммунистов была вдохновляющим примером в борьбе против шахской деспотии и американского засилья в стране. Подобные смелые заян ления Талегани в условиях, когда в стране десятилетиями насаждался махровый антЕкошунизм, привлекали к нему симпатии молодых лвдей, способствовали росту авторитета Талегани в качестве одного из лидеров революции.
9. Хомейни при всей своей вравдебноети к левым силам был шнувден считаться с их присутствием на арене политической борь бы по одну сторону баррикад с духовенством до решения главного вопроса кто - кого. Горький опыт поражения духовенства в борьбе с шахом, стоивший самому Хомейни 15 лет вынужденной эмиграции, диктовал с должной осторожностью относиться к шаху-"тагу-ту" ("дьяволу"), не зная наперед, какими реальными силами он располагает дая сохранения своего господства. Поэтому Хомейни искусно использовал авторитет Талегани в своих политических расчетах с тем, чтобы удержать левые селы в общем строю антвшах ского движения, в особенности, леворадикальную молодежь, подвех яенную в той или иной степени влияниям марксистских идей. Это был вопрос не простой идеологической совместимости, а трезвого расчета расстановки сил в борьбе за политическую власть, тонко
рассчитанным тактическим ходом со стороны Хомейни. Такая такх^таэ, объективно была вредной для иранской революции, потому что(од-ной из причин того, что заложенные в ее недрах общедемократичес кие потенции не получили своей реализации и подготовили идеологическую базу для широкого наступления реакции против левых сил сразу же после свержения шахского режима.
10. Подлинное народное горе и скорбь простых мусульман по случаю смерти Талегани, дая которых он был близок своими свободолюбивыми вдеями и призывами к социальной справедливости, правящее духовенство использовало для пропаганды панисламистских вдей и укрепления исламской основы нового режима.
На безвременную кончину Талегани повлияли в первую очередь многие факты общественно-политической жизни послереволюционного Ирана, с которыми он был внутроане не согласен. Не последнюю роль сыграла и скрытая травля Талегани его политическими протш никами из ближайшего окружения Хомейни, с молчаливого, согласия которого была похоронена главная идея Талегани - создание в Иране советов из представителей простого народа. Талегани и Хо-
мейни олицетворяют два противоположных направления развития иранского общества на принципах ислама: если первый был сторонником демократического общественного строя после победы революции 1978-1979 гг. с помощью советов - подлинных органов народовластия, то второй повел страну по пути деспотии на принципах "велайят-е факте".
II, На широком фоне исторического перелома в судьбе Ирана конца 70-х годов нашего столетия жизнь Талегани и его религиозно-политическая деятельность свидетельствуют о том, что захватившие власть шиитские богословы традиционалистского направления оказались неспособными на созидательное переустройство общества в интересах простого народа и в силу имманентных свойств ратагиозно-философсквх идей "велайят-е факих" и ныне используют идеологические предпосылки для утверждения в государственно-правовых институтах теократической власти антигуманных методов правлениям
1. Аятолла Махмуд Талегани: основные этапы лизни и деятельности.- - В сб. Актуальные проблеш стран Ближнего и Среднего Востока. М., Наука, 1986, с.45-56 (0,5 п.л.).
2. Празднование рамазана в современном Иране. - Иран«- История и современность. М., Наука, 1983, с. 132-13? (0,25 п.л.).
3. Основные религиозно-политические концепции официальной идеологии Ирана после революции 1979 г. (Сборник статей). М», Издательство Дипакадемпи МИД СССР, 1983, с.91-114 (0,8 п.л.).
Подписано к печати 28.11.88 Объем 1,25 п.л. Печать офсетная Тираж 100 экз. Зак. 347
Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Наука" Главная редакция восточной литературы 103051, Москва К-51, Цветной бульвар 21
3-я типография издательства "Наука" 107143, Москва Б-143, Открытое шоссе, 28