автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Очерк в системе жанров мордовской литературы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Адушкина, Татьяна Владимировна
Введение.
Глава 1. Специфика очеркового жанра в контексте развития мордовской литературы
1.1. Теоретические аспекты жанра очерка.
1.2. Типология очеркового жанра в мордовской литературы.
Глава 2. Генезис очерка в системе прозаических жанров мордовской литературы
2.1 Очерковая проза 1920-30-х гг. (А.Дуняшин, А.Мокшони, Н.Эркай,
Т.Раптанов и др.).
2.2. Очерковая проза 1940-х гг. (П.Гайни, И.Воронин, В.Радин-Аловскийи др.).
2.3. Очерковая проза 1950-60-х гт. (И.Антонов, Т.Якушкин,
М.Бебан и др.).
2.4. Очерковая проза 1970-х гт. (ИАфонин, ИЛевчаев,
Д. Золотков и др.).
2.5.0черковая проза 1980-90-х гг. (А.Самошкин, И.Девин, Г.Пинясов,
Д.Надькин, Н.Эркай и др.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Адушкина, Татьяна Владимировна
Жанровая дифференциация литературных произведений сложилась много веков назад, но до нашего времени она донесла свои важнейшие принципы. Современное очерковое мышление ни в коей мере не отторгает достижения прошлого, а наоборот, продолжает развивать ставшие традиционными жанры, насыщает их новыми чертами в соответствии со своим эстетическим опытом. М.М.Бахтин назвал жанр очерка «памятью литературы» [35. С. 141], тем самым определив его важнейшую функцию. Однако каждый жанр-явление очень сложное, в нем исчезают старые формы и появляются новые, наряду с их дальнейшим плодотворным развитием. Поэтому определить четкие границы жанров и жанровых разновидностей весьма трудно, в последнее время процесс размывания старых и появление новых, свободных форм активизировался.
Генезис любого жанрового образования является результатом движения художественной мысли, он, как и обновление пространственных и тематических рубежей в литературе, ведет к расширению жанровых границ, рождению как принципиально новых форм, так и форм, синтезирующих в себе элементы ранее существовавщих литературных образований. И в особенности это касается очерка - чуткого к велениям времени, постоянно изменяющегося с учетом существующей конъюктуры.
В жизни и литературе на различных этапах развития формируются и утверждаются черты нового философского мышления, которые приводят к внутренним художественным изменениям во всех жанрах, влияя на их дальнейшее развитие. В очерковой литературе появляются качественно новые произведения, не вмещающиеся в строгие рамки тех или иных видовых типологий. Исследование очерка в мордовской литературе, основанное на учете традиционных жанроопределяющих признаков, в настоящее время нуждается в новом подходе с опорой на те значительные перемены, которые произошли за время развития этого жанра с момента его зарождения. Необходим литературоведческий подход а также с позиций идей, проблематики, образов и характеров, и с позиций соотношения реалий и вымысла, который предполагает, что очерковые произведения - это синтез публицистичности и художественности в прозаическом многообразии, когда в форме происходит концентрация большого в малом.
Движение жанров в мордовской литературе идет не обособленно, а в общем литературном потоке России. Поэтому влияние литературного процесса в целом на жанровое развитие мордовской прозы не вызывает сомнений. «В жанре наиболее отчетливо проявляется зависимость литературы от условий жизни и в то же время воплощается творческая самостоятельность и свобода художника» [34. С.5]. Нескончаемая смена событий и явлений на каждом этапе развития литературы, естественно, стимулирует поиск все новых жанровых форм. В силу своей динамичности жанры находятся в постоянном движении, на каждом этапе развития жанр очерка приобретает все новые признаки.
Исторические преобразования начала 1920-х годов столетия предопределили судьбу периодической печати в целом и национального очерка, в частности.
Очерк - «оперативный, динамичный художественно- публицистический жанр, изображающий социально-важные факты и явления; а также типичных представителей определенных социальных групп общества»[6. С.6]. Острейшая необходимость в немедленном отклике на животрепещущие вопросы времени -вот что заставляет мастеров художественного слова уделять очерку первостепенное внимание (А.В.Дуняшина, А.И.Мокшони, Т.Ф.Раптанов, H.J1. Эркай и др.).
Данная закономерность характерна для многих младописьменных национальных литератур, которые окрепли на основе малых жанровых форм, в числе которых был также и очерк. Для многих прозаиков Мордовии он, в известном смысле, послужил отправной точкой в их творческой деятельности. Зачинатели мордовской литературы, участвуя в зарождении и развитии национальной периодики, часто отдавали предпочтение очерковому жанру, насыщая его яркой публицистичностью.
1920 - 30-е годы - расцвет всех жанров в мордовской литературе. Несмотря на то, что основы зарождения очерка заложены еще в дооктябрьской мордовской прозе, границы между жанрами того периода были крайне неопределенны. Очерковая литература о мордве и мордовском крае фиксируется с конца 18-го века. Русские путешественники, ученые, писатели, миссионеры, чиновники в своих путевых, этнографических, биографических, мемуарных очерках, заметках, записках, очерковых исследованиях знакомили российскую общественность с бытом и нравами, историей и верованиями, языком и фольклором мордвы, проиродой, людьми и культурой края («Дневниковые записки путешествия Ивана Лепехина», 1780; Смирнов И.И. «Мордва».- Казань, 1895; Мельников П.И. (Андрей Печерский) «Очерки мордвы», 1859 и др.) Заметный след в дореволюционной очеркистике России оставили своими произведениями мордвины Аникин С.В. (социально заостренные очерки о «крестьянском вопросе» «По родным местам», 1906; «За праведной землей», 1910; «Холерный год», 1913; и Кондурушкин С.С. (циклы очерков о пребывании на Ближнем Востоке «Из скитаний по Сирии», 1901-1906; о путешествии на Новую Землю «В солнечную ночь», 1909; о 1-й мировой войне «Вслед за войной», 1915; о первых днях Октябрьской революции «Половодье», 1917 и др.)
После Октябрьской революции 1917 года на новой идеологической основе продолжает развиваться русская и русскоязычная очеркистика Мордовии (А.И.Слезавин, А.С.Клементьев, О.С.Клементьева, Н.К.Уткин, А.С.Новиков-Прибой, А.Я.Дорогойченко и др.) и формируются собственно мордовские очерки. Первые его образцы в национальных периодических изданиях публикуют З.Ф.Дорофеев («Пожар», «Мезе мон няень станциясо» («Что я увидел на станции»), 1923 и др.); Ф.И.Завалишин (циклы «Вачсь» («Голод»), 1921 и «Церковсь и государствась» («Церковь и государство», 1922 и др.); а также П.С.Глухов, Я.П.Григошин, и др. мордовские писатели и журналисты, стремящиеся в своих очерковых зарисовках и диалогах, путевых заметках и автобиографических очерках-рассказах запечатлеть ту коренную ломку старого строя, быта и нравов, которая происходила в мордовской деревне 1920-х годов. Более крупные эпически-изобразительные очерковые произведения, отражающие преимущественно проблемы колхозного строительства в 1930-е годы создают А.В.Дуняшин («Обь леенть чиресэ» («На берегу реки Оби», 1930 и др.); Т.А.Раптанов «Лазксось муевсь» («Трещина обнаружена», 1930; «Октябрянь знамя», 1934 и др.); П.С.Кириллов («Сырнень шка» («Золотое время»), 1934 и др.)
Испытывая преемственность, существующую в системе жанров мордовской литературы, очерк проявил свою самобытность и автономность. Это объясняется тем, что очерк по своей природе «деловит» и конкретен, накрепко привязан к «нынешнему» дню и нередко наиболее актуален вместе с этим днем, именно на конкретном этапе.
Общественное содержание, документальность, свойственные очерку, придали ему значительный удельный вес в становлении мордовской художественной прозы. В очерках находили отражение и пропаганда прогрессивных идей века, борьба против пережитков прошлого, рутины и косности. Все эти качества придавали очерку 1920-х годов в мордовской литературе злободневность, активность, способствовали его утверждению как формы художественного познания новой действительности.
В литературоведении не затихают споры об очерке. Общепринятого единого теоретического определения жанра очерка нет. В.Я.Канторович замечает, что его «границы крайне изменчивы, можно сказать, неопределенны» [153. С.30].
Очерк представляет собой явление с очень сложной и противоречивой природой. Определяя место очерка в системе литературных жанров, необходимо учитывать его «двойственную» природу: очерк находится на стыке документальной и художественной литературы, обладает особыми средствами эстетического воздействия. Факт и его индивидуальное, личностное осмысление - таковы две опорные точки очеркового жанра. Документальность предполагает фактографичность и достоверность жизни. Документальная подлинность в очерке далеко не всегда равна его фактической точности. Очеркист имеет право на художественный вымысел. Вымысел, творческая фантазия художника не противостоят действительности, но являются особой, присущей только искусству, формой отражения жизни, ее познания и обобщения. Документ, факт становятся художественным открытием, когда они трансформируются в сознании очеркиста.
Особенность художественного очерка в том, что публицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изобразительные моменты. Главная мысль, идея, тенденция, социальная проблема, им поднимаемые, подчеркнуты, даны открыто в той или иной мере» [153. С.18]. Успех очерка во многом обусловлен органичным сочетанием в нем объективности, документальной типизации и художественности.
Своеобразен жанр очерка и с точки зрения предмета изображения. «Главным предметом познания в очерке является конкретное человеческое дело, факт, событие, проблема, его развитие и судьба, протекающие в окружении различных характеров и жизненных обстоятельств. В этом особом предмете познания - ключ к пониманию исторической необходимости появления, существования и развития очеркового жанра»[257. С.276]. Жанр очерка проявлял наибольшую мобильность в периоды сложных общественных преобразований, при появлении новых жизненных укладов. Специфика жанра очерка проявляется и в том, что крупные события, черты эпохи находят свое отражение в малой форме эпической литературы - в очерке, что требует особого лаконизма и тщательного отбора изобразительного - выразительных средств.
Современный очерк в мордовской литературе требует постоянного пристального внимания со стороны литературоведов и критиков, но, к сожалению, изучению живого процесса развития очерка и его теоретического осмысления этого внимания уделяется явно недостаточно, причем и оно нередко ограничивается анализом отдельных произведений или рецензиями на очерковые сборники.
История общественного развития на современном этапе как никогда обостряет интерес современника к важнейшим проблемам Человека на Земле, определяет, в свою очередь, все более ощутимую потребность в диалоге с культурным наследием своего народа, осознание гуманистических ценностей, с его социальным, нравственным и эстетическим опытом. Очерк, в силу своей динамичности, отвечает этим требованиям времени одним из первых, исследуя сложные коллизии современного мира.
Актуальность исследования. Проблема изучения генезиса отдельных жанров национальной мордовской литературы представляет собой актуальное направление научных поисков в области литературоведения. Выбор темы настоящего диссертационного исследования обусловлен необходимостью аккумулировать научно-теоретический потенциал предыдущих работ и определить современные подходы и перспективные теоретико-методические ориентиры в изучении обозначенной проблемы. Изучение процесса формирования жанровой системы в национальных литературах актуально потому, что до последнего времени в науке не было единого мнения даже в определении понятия «система жанров», так же как и не существовало достаточно ясной картины генезиса жанра очерка. Научное осмысление эволюции и жанровой специфики очерка, типологии и взаимодействия его с иными жанрами в системе мордовской литературы требует более основательного изучения: современные исследователи до сих пор расходятся во взглядах на сущность жанровой его природы. Хотя проблемы эти поднимались в мордовском литературоведении, но освещались они преимущественно в контексте творчества отдельного писателя или же в узких хронологических рамках.
Назрела необходимость тщательного и многоаспектного исследования очерка в более широкой временной перспективе и в его национальном своеобразии. Учитывая выше сказанное и отсутствие в мордовском литературоведении специальных работ по данной проблеме, мы считаем актуальным и своевременным обращение к указанной теме исследования.
Предложенная в диссертации проблема исследуется в двух аспектах: во-первых, изучение самого жанра очерка, его художественной специфики, характеризующейся жанровыми и тематическими разновидностями; во- вторых, ведется исследование процесса формирования системы жанров и определяется место и роль очерка в ней. Актуальность темы данной работы состоит и в необходимости обобщающих выводов об эволюции очерка в системе жанров мордовской литературы, а также в раскрытии влияния его эстетики на другие жанровые формы при обозначении тенденции возрастания социальной роли очерка как нравственного компаса в решении проблем современности.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены основные закономерности генетической природы жанра очерка в контексте литературного процесса в его историческом развитии. Новизна работы обусловлена самим материалом: в диссертации рассмотрены конкретные художественные произведения, которые еще не подвергались научному анализу; сделаны выводы о закономерностях развития жанра в историко - литературном процессе.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы воссоздать целостную картину эволюции жанра очерка в мордовской литературе. В достижении цели необходимо было решить следующие задачи: воссоздать объективную картину эволюции очерка в конкретные периоды истории мордовской литературы; определить своеобразие его проблематики, тематики и поэтики; определить жанровые особенности и специфику очерка в мордовской литературе, представив его в контексте социально- исторических событий; выявить направление движения внутриочерковых форм в связи с «внешними» и «внутрилитературными» факторами и раскрыть степень сохранения в них традиционных для очерка жанровых границ; показать своеобразие художественной позиции ведущих мордовских писателей-очеркистов.
Объектом исследования стали наиболее яркие очерковые произведения на русском, мокша и эрзя-мордовских языках, вышедшие в отдельных или коллективных сборниках и периодических изданиях. Сущностные черты жанра очерка определяются непосредственно текстами на основе современных методических принципов литературоведческого анализа. При этом отправной точкой исследования служит именно содержательная суть самих произведений очеркового жанра.
Теоретико - методологической основой диссертации является современная концепция развития системы литературных жанров, признающая литературу открытой художественно-эстетической системой, в которой процесс изменения жанровых границ происходит постоянно. Автором использованы основополагающие труды известных литературоведов: С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, М.Ю. Звягиной, H.JT. Лейдермана, Д.С. Лихачева, В.Е. Хализева, М.Б. Храпченко; по проблемам жанра - Т.А. Беневоленской, В.М. Богданова, Н.И. Глушкова, Е.И. Журбиной, В.Я. Канторовича, В.В. Рослякова, М.С. Черепахова. При определении специфичности очерка как литературного жанра мордовской литературы - А.И. Брыжинского, Л.Р. Вдовиной, А.Д. Ганчина, В.В. Горбунова, В.М. Макушкина, В.Е. Соколовой, Н.И. Черапкина; при определении национального своеобразия мордовского очерка — критические статьи, обзоры новых публикаций, печатающиеся в общероссийской и национальной периодике.
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении истории мордовской литературы, ее актуальных проблем; при чтении курса лекций, при разработке курсов по выбору и факультативов для студентов вузов, педагогических колледжей и учащихся общеобразовательных школ.
Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. По результатам исследования были прочитаны доклады на заседаниях кафедры литературы, научных конференциях МГПИ имени М.Е. Евсевьева. Основные положения диссертации изложены в статьях научных изданий, в литературно - художественном и общественно- политическом ежемесячном журнале «Сятко».
Структура и объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 302 наименования. Общий объем составляет 195 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Очерк в системе жанров мордовской литературы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературе каждого исторического периода присуща своя система жанров. Жанр-это совокупность особенностей сюжетосложения, композиции, стиля, определяемая своеобразием видения мира художником, а также закономерностями развития литературного процесса. Несмотря на наличие пристального внимания к проблеме единого понимания жанра в литературоведении до сих пор не сложилось, как нет и единой классификации жанров. Часто литературоведы придерживаются мысли: прежде чем создать классификацию, важно не только представить себе жанры в системе, но и определить сущность каждого отдельного жанра. В литературоведении представлено множество классификаций, но ни одна, на наш взгляд, не является универсальной, так как постоянно идет процесс их смешения, взаимопроникновения и взаимоперехода друг в друга.
В этом плане жанр очерка представляется нам наиболее интересным и дискуссионным. Очерк не статичен, он функционирует как живой процесс, постоянно обогащаясь, выходя за свои пределы жанра В то время как художественный текст мотивирован с учетом специфики каждого жанра.
Жанр очерка претерпевает существенную трансформацию, являющуюся естественным процессом его дальнейшего развития. При анализе жанра очерка исследователь сталкивается с особым трудностями, обусловленными дифференциацией жанровых разновидностей. Сделать это бывает не всегда возможно, так как существует огромное количество очерков, обладающих гибкими синтетическими формами, размытыми жанровыми признаками. Взаимопереходность, текучесть, чрезвычайная гибкость жанра становится его главной характерной особенностью. Живой калейдоскоп жизненного материала, отраженный в очерке, затрудняет определение границ жанра. Однако необходимы вполне определенные подходы и принципы, которые должны служить ориентиром, отправной точкой анализа произведений подобного рода.
Особенностью, определяющей развитие малых жанровых форм национальной прозы, стало их тесное соприкосновение с реальной жизнью, общественно-политическими катаклизмами, которыми сопровождалось двадцатое столетие.
1920-30-е годы-это время рождения очерка в мордовской литературе. »
Очерки того периода убеждали своего читателя в том, что его жизнь вливается в русло новой исторической реальности. Рождающийся «новый мир» вбирает человека в себя и тем самым открывает неограниченные возможности для самореализации. Проблема человеческого счастья решается в пользу того, кто активно включается в процесс социального созидания. Очерк стал в этот период мощным идеологическим оружием в борьбе за «новую жизнь», эффективным средством духовного единения народа перед лицом всеобщей опасности, исходящей от «классового врага».
Отличительной особенностью очерка 20-30-х годов было усиление внимания к «новому характеру», интенсивные его поиски во всех областях общественной жизни. Создание характера осознавалось писателем как обязанность, настоятельная необходимость, обусловленная глобальностью послеоктябрьских перемен, как указание «сердца, принадлежащего партии», как «социальный заказ». При любом подходе к «новому характеру», способам обрисовки оношение к нему очеркистов было унифицированным: он (характер) представлялся как характер «нового» положительного героя, противопоставленного отрицательному, негативному. Абсолютное большинство очерков были посвящены героическим свершениям.
Характер образа в первых национальных очерках-это скорее эскиз характера, дифференцирующим признаком которого можно определить упрощенность внутреннего мира героя. Основным способом создания характера очеркового героя является прямая описательность, внешний психологизм, физическое ощущение драматичности ситуации, подчеркнутость сильных чувств. Это означает, что внутренний мир героя произведения находит свое выражение во внешнем действии, когда писателя больше интересует не человек сам по себе, а социальная роль, которую он играет в механизме свершений и преобразований, в «поступательном движении эпохи». .
Предвоенное десятилетие, вошедшее в историю развития нашего общества как «эпоха коренных изменений», грандиозных преобразований, внесло свой значительный вклад в развитие мордовской литературы. Толчком для эволюции жанра очерка явились экономические, политические, социальные, культурные изменения в судьбах людей. Темы преобразования действительности, классовой борьбы в период коллективизации, формирование человека с новым мышлением, строителя нового общества, получили свое развитие в творчестве А.В.Дуняшина, Ф.И.Завалишина, Т.Ф.Раптанова, Н.Л.Эркая и др.
Очерк довоенного времени при всех его положительных качествах не выдвинулся на передний край литературы. Особо важное значение этот жанр приобрел в годы Великой Отечественной войны, когда он, не переставая быть летописью боевых событий, становится действенным оружием художественного слова в воспитании боевого духа советского народа, борющегося с врагом.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, порожденные войной, литературная деятельность мордовских очеркистов не прекращалась. Военные события, очевидцами которых стали многие мордовские писатели, стали источником новых тем, идей, художественных образов. Мордовский исследователь Н.И.Черапкин пишет: «Война пробудила интерес к художественному осмыслению материала об исторических событиях, о братстве и дружбе, о подвигах и моральном величии советских людей, об их гуманистической миссии, интернациональном долге. С уверенностью можно сказать, что напряженное военное время вдохнуло в литературу новые силы, обогатило и закалило ее качественно и идейно [288. С.89].
Особенностями очерков военного времени в мордовской литературе были следующие: прямое отражение политической обстановки, зависимость от политических задач, поставленных перед обществом, служение нтересам общества. Накладывали свой отпечаток условия, в которых приходилось действовать военной печати.
Очерк под влиянием этих факторов двигался от отражения факта, передачи информации к попытке осмысления происходящего, анализу истоков, художественному обобщению. Портретная разновидность очерка демонстрировала движение от зачастую схематичного, плакатного портрета конкретного человека к образу сражающегося народа через углубление внимания к психологии отдельной личности, ее коллективистских устремлений; от передачи опыта ведения конкретной военной операции - к созданию масштабной картины войны.
Героический характер в очерках 1940-х годов воплощает идею обыденного, естественного героизма, и это было обусловлено усилением необходимости воспитания в человеке мужества и патриотизма средствами художественной литературы. Писатели того времени искренне верили, что доброе деяние, подвиг останутся в памяти не только современников, но и потомков, не затеряются в мелочах жизни.
Новый этап в развитии очеркового жанра наблюдается в 1950-е годы. Очерк этого периода сыграл огромную роль в развитии как русской, так и национальной литературы. Известный литературовед Б.Г.Кастелянц в 1966-м году отметил: «Он (очерк) помог всей нашей литературе последнего десятилетия взглянуть в лицо подлинной действительности с ее насущными проблемами, помог ей освободиться от маниловщины в восприятии жизни и сентиментально- восторженного ее изображения [161. С.25 ]
Ведущей темой очерковой литературы 1940-50-х гг. стала деревенская, поскольку она была на переднем плане, по мнению мнргих ученых, в частности, И.Виноградова.
Разоблачение культа личности, наметившаяся «оттепель» воспринимались как решительный переворот к новой жизни, сутью которой станет демократизация во всех сферах бытия. Основная проблема, выдвигаемая очеркистами этого периода- проблема хозяйствования на колхозной земле и, в частности, проблема руководства сельским хозяйством. Эта тема впервые раскрыта очеркистом В.Овечкиным «От очерка к очерку Овечкин совершенствовал методологию изучения деревни, анализа происходивших в ней процессов. Его «Районные будни» и «Трудовая весна» выявляли человеческие, идейные, политические аспекты хозяйственных проблем, стимулировали интерес всей литературы к жизни села» [277. С.255]
Развиваясь в русле общих литературных тенденций, мордовская проза также выдвигает подобный подход воссоздания действительности как приоритетный. Среди известнейших очеркистов «овечкинской школы» творчество мордовского писателя И.З.Антонова не затерялось, заявив о себе ярко и самобытно. Творчество И.З.Антонова явилось доказательством выхода мордовской прозы 1950-х годов на общесоюзные позиции.
Деревенский очерк писателей Мордовии прошел сложный путь развития от прямого копирования фактов и явлений жизни до глубокого анализа и обобщения. В начале 1950-х годов публиковалось немало очерков, в которых имела место лакировка в изображении действительности, что особенно заметно в очерковой книге Т.Ф.Якушкина «Творцы счастья», в очерках М.А.Бебана «На отшибе», С.С.Ларионова «Хозяйка фермы», «Жалоба» и др.
О действенности и художественных достоинствах очерков И.З.Антонова было сказано очеркистом В.В.Овечкиным в докладе на Всесоюзном совещании литераторов, пишущих на колхозную тему: «Есть у нас уже повести, очерки, в которых видна большая и любовная работа над колхозном материалом, глубокое и добросовестное его изучение, зоркий взгляд художника- исследователя, гневное отношение к недостаткам, горячее желание вмешаться в жизнь, помочь в трудной работе по подъему деревни.Я говорю о новых авторах, таких, как Иван Антонов из Мордовии» [216. С.4
В 1950-60-е годы «деревенская проза» Мордовии обогащается отрядом писателей-очеркистов, своеобразием раскрытия тем, конфликтов, характеров, что дает возможность анализировать представленный художественный материал в контексте традиций и новаторства. Проза этого периода представлена двумя тенденциями, диалектически объединенными в литературный процесс; первая связана с продолжающей свое развитие социально- аналитической проблематикой; вторая- с возникновением и развитием интереса к внутреннему миру человека, к характеру, появлению художественно мотивированного обличения в литературе негативных сторон жизни.
Интерес к человеку-современнику как личности (положительной либо отрицательной) становится характерной чертой очерковой прозы данного периода. Описательность, голые факты, цифры, нередко господствовавшие в мордовской прозе, отошли на второй план.
Очерк, отражая существенные коллизии, эволюционирует синхронно с жизнью. Уже в 1970-е годы отмечаются коренные изменения в исследуемом жанре, по сравнению с 1950-60-ми годами. 1970-е годы отмечены некоторым спадом интереса к жанру очерка, но вместе с этим в эти годы складывается тенденция изображения человека на производстве. Активный поиск героя у токарного станка, на стройке, в кабинете директора, стремление уловить, зафиксировать характерные черты личности в ходе бурного роста промышленного производства породили целый пласт очерковой литературы. Нельзя сказать, что подобный подход в области анализируемрго жанра привел к большим художественным свершениям, но он существенно расширил тематику, внимание к людям многих профессий, хотя чаще всего в очерке того периода демонстрируется открытый пафос.
Авторы повествований о рабочем классе и людях производства (И.Г.Афонин, М.М.Моторкин, Д.Н.Золотков и др.) ставят сложные социально- нравственные вопросы. Как взаимосвязаны высокий уровень развития техники, производства, в котором участвует рабочий. Как влияет экономическое благополучие на нравственный уровень человека? На эти и другие вопросы пытаются ответить герои произведений. На страницах очерков этого периода часто встречаются образы романтизированных героев, которые совершают трудовые подвиги в условиях, приближенных к риску. Остро поставленные конфликты в произведениях авторов тех лет нередко решаются весьма облегченно, не убеждают читателя. А ведь главный признак поэтики очерка-убедить.
Современный очерк в мордовской литературе обнаруживает новые грани и возможности этого жанра. Очеркисты в последние десятилетия обращаются к сложным вопросам современности, обнажают противоречия, которые разрушают нравственные ценности, лежащие в основе национального характера, и взывают к ответственности за настоящее и будущее своего народа.
Если'.для предшествующих периодов наиболее характерной была социально-политическая агитационная направленность, то, начиная с середины 1980-х годов, очерк в мордовской литературе не отказывается от актуальной тематики, углубляя ее до философских обобщений: противостояние добра и зла (И.Е. Шумилкин « Эзть синдеве» «Не сломались»); справедливость и несправедливость (В.А. Гадаев «Проснитесь, родники!»); сочувствие и сострадание (Г.И. Пинясов «Стан заблудившихся душ»); любовь к ближнему (И.А. Калинкин «Уцяска» («Судьба»)); ответственность и долг каждого перед народом (Г.И. Пинясов «Сыновья победы»).
В современном очерке проявляются черты, характерные для современной прозы: многопроблемность, усиление художественного интереса к психологической сущности героя, его внутренней жизни, гуманистический пафос, лиризм.
Особый интерес вызывают у очеркистов не известные ранее факты истории мордовского народа, судьбы выдающихся его представителей. Н.В Зиновьев по этому поводу верно замечает: «В последние годы в литературе наметилась тенденция более глубокого осмысления истории, культуры мордовского народа, героя нашего времени, положительного идеала»
131. С.;3 ] Д.Т.Надькин, М.И.Брыжинский, В.А.Юрченков и многие другие нередко обращаются к осмыслению многотрудного опыта народной истории, социальной и духовной жизни нации, к утверждению преемственности великих традиций ее культуры.
Современный очерк в мордовской литературе вводит читателя в сферу тончайщих нравственно - психологических переживаний и философских исканий современника, раскрывает перед нами в глубоких социально-исторических срезах основные тенденции духовного развития нашего общества на его сложном и трудном пути к обновлению и преобразованию мира.
Жизнь стремительно развивается: изменение критериев жизни, производственных отношений, взаимодействие различных пластов социума, размывание границ нравственных устоев, кризисные явления в семейно-бытовой сфере-вот «болевые точки» для дальнейшего развития очеркового жанра и появления его межжанровых разновидностей.
Список научной литературыАдушкина, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абрамов В.К. По следу времени: Очерки об известных исторических деятелях. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.- 304с.
2. Абрамович Г.А. Введение в литературоведение. — М.: Просвещение, 1979.-352с.
3. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. — М.: Знание 1990. -70с.
4. Акимов В.М. Человек и время: «Путевая проза», «деревенская проза». Открытия и уроки. — Л.: Сов. писатель. 1986,- 254с.
5. Алексеев В.А. Очерк: Спецкурс для студентов заочного отделе-ния.-Л.: Изд-во ленинградского ун- та, 1973.- 83с.
6. Алексеев В.А. Русский советский очерк.- М.: Высшая школа, 1980.- 120с
7. Алешкин А.В. Земля родная песни мне дала (Очерк творчества И.Девина).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.- 118с.
8. Алешкин А.В. Страницы большой дружбы // Корни.-Лит.-худож. сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 60с.
9. Алешкина С. А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX начала XX века: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саранск: МГУ. 1990. - 16с.
10. Андреев Ю.А. Необходимость героя (Положительный герой в книгах последних лет). Л.: Знание, 1987. — 32с.
11. Антонов И.З. В пути: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.-248с.
12. Антонов И.З. В семье единой. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1954. 195с.
13. Антонов И.З. Автоматчик всегда побеждает: Очерк // Армейская правда. 1943.- 14 августа.
14. Антонов И.З. Ардатовские механизаторы: Очерк // Лит. Мордовия.- 1952.- №6 (10).- С. 176-190
15. Антонов И.З. В колхозе «Воля»: Очерк // Лит. Мордовия,- 1954.-№7 (11).-С. 91-102.
16. Антонов И.З. В одном колхозе: Очерк // Лит. Мордовия.- 1956.-№129. С. 194-218.
17. Антонов И.З. Заря над степью: Очерк // Лит. Мордовия.- 1960.-№19 (20).- С.119-148.
18. Антонов И.З. Изницят: Очерк //Изнямо.- 1949.-№7/8-С. 194-209.
19. Антонов И.З. Кудбряса орелхт: Очерк // Мокша,-1960.-№5.-С.2892.
20. Антонов И.З. На практике.- Курск: Курск, кн. изд-во, 1956.- 95с.
21. Антонов И.З. На переднем крае: Записки корреспондента. -М.: Сов. писатель, 1957.-167с.
22. Антонов И.З. На перепутье: Очерк // Дружба народов,- 1957.- №2.-С.146-158.
23. Антонов И.З. Од эскелькс: Очерк // Сурань толт.-1959.- №1.-С. 69-79
24. Антонов И.З. Разлив на Алатырь реке: Очерк.- Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 1956.-71с.
25. Антонов И.З. Свежий ветер: Очерки.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958.- 40с.
26. Антонов И.З, Сержант Алексей Иконников: Очерк // Армейская правда. 1943, 14 августа.
27. Апухтина В.А. Современная советская проза (60- 70-е годы): Учеб. Пособие.- М.: Высшая школа. Изд.2-е, 1984.-242с.
28. Аспект- 1989. Исследования по мордовской литературе: Труды НИИЯЛИЭ, Вып.96.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989 -1991.- 191с.
29. Аспект-1990: Исследования по мордовской литературе: идейно-эстетические проблемы и художественные традиции: Труды. Вып. 102 Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-117с.
30. Аспект-1991: Исследования по мордовской литературе: Современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров. Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 106. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1993.- 299с.
31. Атаров К.С Сознание цели // Вопросы литературы.- 1969.-№7.-С.58-63.
32. Афонин С.Г. Локоть друга: Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971.-72с.
33. Баранов В.И. Новые дали творчества // Движение жизни и литература. Современные проблемы социалистического реализма. М.: Советский писатель, 1978. С. 284-313.
34. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. Спб.: Азбука, 2000. - 334с.
35. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Худож. лит-ра, 1975. -502с.
36. Биушкина М., Яшкин Г. «Те эрямопингесь оде а сермадови»: Очерк // Сятко.-1998.- № 10. С. 109-116.
37. Бебан М.А. Анна Щемерова бригадир: Очерк // Мокша,- 1957.-№5.- С. 76-83.
38. Бебан М.А. Бетонщикт: Очерк // Мокша.-1957.-№6.-С.96-102.
39. Бебан М.А. Касома: Очерк // Мокша.-1957.-С.82-88.Бебан М.А.
40. Бебан М.А. На ошибе: Сб.: У нас в Мордовии. Саранск. Морд, кн. изд-во, 1955.-С.58-63
41. Бебан М.А. Щит и тефт // Мокша.-1956.- №2.- С. 78-92.
42. Бебан М.А. Шить мархта вихцок: Расскаст и очеркт.- Саранск: Мордов. кн. изд- сь, 1968. -235с.
43. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы.- М.: Наука, 1983.-191с.
44. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 13 т.- М., АНСССР 1950-Т.4. -М.: Изд. молодая гвардия АНСССР, 1954. С. 193-270.
45. Беневоленская Т.А. Проблемы современного очерка.- М., 1969.78с.
46. Битов А.С. Границы жанра // Вопросы литературы.- 1969.- №7.-С.72-76.
47. Боборыкин В.Г. «Деловой человек » в зеркале прозы // Литературное обозрение.- 1983.-№9.- С.6-12.
48. Боборыкин В.Г.Проза 1985.- М.: Знание, 1986.-60с.
49. Богданов А.Н. Теория в долгу // Вопросы литературы.- 1964.-№12.-с. 65-85
50. Богданов В.И. Разведчик нового. М.: Знание, 1969.-143с.
51. Богданов В.И., Вяземский Б. Справочник журналиста. Л., 1971.-686с.
52. Большой энциклопедический словарь. — Изд-е 2-е. перераб. и доп. М.: СПБ «Норинт», 1999. - 145 6с.
53. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.-190с.
54. Бочаров А.Г Время возвращения, бремя возвращения// Октябрь.-1984.-№12.- С.186-192.
55. Бочаров А.Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 6080-х годов.-М: Худож. лит., 1988.-383с.
56. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе.- М.: Худож. Лит.,1977.-364с.
57. Бочаров А.Г. Чем жива литература? Современность и литературный процесс: Монография.- М.: Сов. писатель, 1986.-400с.
58. Бочаров С. К. Этические проблемы психологической прозы // Вопросы литературы.- 1978.-№3.- С.263
59. Браже Т.Г. Искусство анализа художественного произведения.-М.: Просвещение, 1971.-186 с.
60. Брыжинский А.И. В братском содружестве// Родные напевы: Лит.-худ. сб.- Саранск, 1986.- С.217-225.
61. Брыжинский А.И. В едином строю.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-120с.
62. Брыжинский А.И. Мордовская художественная проза о Великой Отечественной войне.- С: Мордов. кн. изд-во, -1978.- 204с.
63. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50- 90-е годы).- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.- 192с.
64. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза: (Движение жанра).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-192с.
65. Брыжинский М.И. Пингень гайть: Эсь народонть мельть-арсемат// Сятко.-1990.-№1,- С.57-74.
66. Брыжинский М.И. Тешкст: Эссе // Сятко,-1992.- №8.-С.З-11.
67. Бурлина Е.Я. Культура и жанр. Методологические проблемы жан-рообразования и жанрового синтеза.- Саратов: Изд-во сарат. ун-та, 1987. -165с.
68. Васильева Р.П., Васильев H.JI. Основные тенденции развития. Русская литература Мордовии // Современная мордовская литература 60- 80-е годы. Ч.2.- Саранск, 1993.- С.203-250.
69. Васильев Л.Г. Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.- 128с.
70. Введение в литературоведение // Под. Ред. Г.Н. Поспелова. — М.: Высшая школа, 1988. 537с.
71. Введение в литературоведение. Литературные произведения. Основные понятия и термины // Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1988.-527с.
72. Вдовина Л. Р. Деревенский очерк Мордовии 50-60-х годов // Авто-реф. дисс. канд. филол. наук.- М.- 1968.- 19с.
73. Вдовина Л.Р. Дружба народов-наша великая сила // Литературная Мордовия. 1956. -№2. -С.200-240.
74. Виноградов И. Деревенские очерки В. Овечкина // Новый мир. — 1964.- №6.- 208с.
75. Войнань ды мирэнь проблематне мокшэрзянь литературасонть // Сятко.-1967.-№5.-С.76-78.
76. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. — М.: Искусство, 1989.-250с.
77. Волков И.Ф. Теория литературы.- М.: Просвещение; Владос, 1995.-256с.
78. Вопросы мордовской литературы: труды. Саранск.: Морд. кн. изд., 1975.- 199с.
79. Воронин И. Д. Снайперы / Восстановители железных дорог. — М.: Госуд. транспортное железнодорожное изд-во, 1945. 315с.
80. Воронин И.Д. Подвиг сержанета Мирошниченко: Очерк // Армейская правда. — 1943. 10 июля.
81. В поисках нового содержания. Советская литература 70-х первой половины 80-х годов. — М.: Сов. писатель, 1989. 407с.
82. Воронов В.И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов: Статьи.- М.: Сов. писатель, 1984.-384с.
83. Гадаев В.А. В этот мир я пришел: Миниатюры, эссе, литературные портреты-воспоминания, статьи.- Саранск: Мордов. кн. из- во.-2000.- 304с.
84. Гадаев В.А. Проснитесь, родники: о бездуховности. // Сов. Мор-довия.-1989.- 16 июля.- С.4.-5.
85. Гадаев В.А. Жива глубинка // Сов. Мордовия.-1993.-27 августа.-С.8-9.
86. Гайни П.У. Внезапность и решительность: Очерк // На разгром врага. 1944. - 26 мая.
87. Гайни П.У. Два поиска: Очерк // На разгром врага. 1944 — 20 июля.
88. Гайни П.У. В минуту крайности: Очерк // На разгром врага. 1944. -30 августа.
89. Гайни П.У. Любимец бойцов: Очерк // На разгром врага. — 1944. — 22 мая.
90. Ганчин А.Д. Очерк: на подступах к реальности // Современная мордовская литература 60-80-е годы.-Саранск, 1991.-Ч.1-С.158- 165.
91. Гейдеко В.А. Постоянство времен: Социально-нравственные проблемы современной русской прозы.- М.: Современник, 1978.-345с.
92. Гинзбург Л.Я. О литературном герое.- Л.: Сов. писатель, 1979.-222с.'
93. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., Худож. лит., 1977.-443с.
94. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов-на-Дону, Ростовский ун-т, 1966.-75с.
95. Глушков Н.И. Очерковые формы в советской литературе. Р.: Изд. ростовского унив-та, 1969.— 222с.
96. Горбунов В.В. Признание: Литературно-критические статьи.- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1984,- 152с.
97. Горбунов Г.И. Вастомат: Литературно- критической статьят.-Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1993.-192с.
98. Горбунов Г.И. Жизнь, герой, литература: • Литературно-критические статьи.-С.: Мордов.кн. изд-во, 1976.-120с.
99. Горбунов Г.И. Жизнь деревни как главный объект изображения современной мордовской прозы // Ученые записки №64 мордовского гос. унта им. Н.П. Огарева.- Саранск, 1968.- С.44-71.
100. Горький A.M. О литературе.- М.: Наука, 1953.-478с.
101. Горький A.M. Письмо И.Жиге // Собрание сочинений в 30т., -Т.30. -М.:ГИХЛ, 1953, С.330.
102. Горохов В.М. Основы журналисткого мастерства. — М., Высшая школа, 1989- 158с.
103. Гребенцов Г.С. К проблеме формирования жанров мордовской прозы // Проблемы жанров современной мордовской литературы.- Саранск, 1987,-С. 127-132.
104. Гребенцов Г.С. Дорогами испытаний // Известия Мордовии.-1995.- 5 октября.
105. Григорян А.П. Анализ структуры литературного произведения.-Ереван: Изд-во АН. АССР, 1984.-187с.
106. Гришман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа.-М.: Высш. шк., 1998-159с.
107. Грошев С.Н. Тердекшнызе революциясь: Очерк .// Сятко.- 1998.-№10.- С.66-82.
108. Гуковский Г.А Изучение литературного произведения в школе.-М.: Просвещение, 1966.- 266с.
109. Гуляев Н.А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. — М.: Высшая школа, 1985. — 271с.
110. Гусев В.К. Герой и стиль: к теории характера и стиля.- М.: Худож. лит., 1983.- 288с.
111. Давыдов Ю.В. Документ. Эпоха. Вымысел // Лит. Обозрение,-1979.-№6.-103с.
112. Девин И.М. Коса келуть шачеманяц: Расскаст и очеркт.- Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1985.-168с.
113. Девин И.М. Я живу в Мордовии // Встречи-89: Публицистика.- Саранск, 1989.- С.3-20.
114. Девин И.М. Палома: Очерк // Мокша.-1987.- №5.- С. 65-66.
115. Девин И.М. Светлая память. // Сов. Мордовия.- 1987.- 17 октября.- С.5
116. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-216с.
117. Дедков И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых-восьмидесятых.- М.: Сов. писатель, 1986.-389с.
118. Доронин А. М. Вандынь чинть неиця.: Очерк // Сятко.- 1999.-№11.- С.103-116.
119. Доронин A.M. Кинть ютасы молицясь: Очеркть.- Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1994.-174.
120. Доронин A.M. Свал вешнемасо: о преподавателе Мордовского гос. ун-та Д.В. Цыганкине. // Сятко.-1995.-№9.-С. 92-102.
121. Жанрово- стилевые искания современной советской прозы.- М.: Наука, 1971.-212с.
122. Жига И.И. Суждения об очерковом жанре // Жига И. Очерки, статьи, воспоминания.-М.: Гослитиздат, 1958.— 380с.
123. Журбина Е.И. Искусство очерка. — М., Советский писатель, 1957.-284с.
124. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе.- 2-е изд-е, М.: Советский писатель, 1979.-376с.
125. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров.-М.: Сов. писатель, 1969.-235с.
126. Заварюгин П. Сабанцеленть ды Пумбранть эрямо пингедест: Очерк // Сятко.- 1995.-№3.- С. 105-113.
127. Зиновьев Н.В. Идейно-эстетич. Своеобразие и жанрово-стилевые поиски мордовской прозы о современной колхозной деревне // Проблемы развития современ. Морд, лит: Труды НИИЯЛИЭ. Вып.72. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - С.55-64.
128. Зиновьев Н.В. Валдо тештень пусмо: Очеркть Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1996.-368с.
129. Зиновьев Н.В. Седеймариця ломань, паро ученой: Очерк //Сятко.-1999.-№6.-С. 100-106.
130. Зиновьев Н.В. Уцяскась ваксканзо эзь юта: Очерк // Сятко.- 1999.-№11.- С.100-116.
131. Зиновьев Н.В. Человек и время. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-272с.
132. Зиновьев Н.В. Положительный герой в советской литературе 70-х годов // Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саранск, 1984. - 17с.
133. Золотков Д.Н. Людный дом: Очерки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. -96с.
134. Золотусский И.В. Время синтеза: Пути современного очерка // Вопросы литературы.-1964.-№12.-С. 3-21.
135. Иванова Н.Б. Точка зрения: о прозе последних лет.- М.: Советский писатель, 1988.-420с.
136. Иванов Д.К. Герои в современной прозе. М.: Знание,1988.-61с.
137. Имяреков М.Г. Мордовская литература на современном этапе/ Примокшанье мое: Литературно-художественный сборник.- Саранск: Мор-дов.кн. изд-во, 1982.-С.247-258.
138. Инжеватов И.К. Время водило его пером.- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1971.- 148с.
139. Инжеватов И.К. Литература и жизнь: Литературно- критические статьи.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.- 272с.
140. Инжеватов И.К. На службе народа: Очерки о мордовских писателях.- Саранск,1973.-С.28-45.
141. История мордовской литературы / Под. ред. Н.И. Черапкина.-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.- 386с.
142. История мордовской советской литературы. В 2-х т.- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1968- 1971.-485с.
143. Калинкин И.А Верность родине: Очерки о героях Великой Отечественной войны и работниках тыла.-Саранск: Тип."Красный Октябрь.".-2003 .-232с.
144. Калинкин И.А.Дорогами испытаний: Очерки о героях Великой Отечественой войны. Поэма о десантниках. -Саранск: КПУ "Живое слово", 1995.-231с.
145. Калинкин И.А. Икелев тердиця: Очерк // Сятко.-1995.-№3. С.94105.
146. Калинкин И.А. Мазый стихть, мазый эрямо: Очерк //Сятко.-2001.-№5.С.84-92.
147. Калинкин И.А. Спиридоновонь тештезэ: Очерк // Сятко.-1998.-№3. С.66-85.
148. Калинкин И.А. Толонь киява: Очерк // Сятко.-1994.- №2-3.- С.5867.
149. Калинкин И.А. Уцяска: Очерк // Сятко.-1999.- №11.- С.73-89
150. Калинкин И.А. Эрямонь идиця // Сятко.-1997.- №3-4.- С.112-128.
151. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке.- М.: Советский писатель, 1973.- 543с.
152. Каторова A.M. Ламо кевкстематне ванноматкак учить ламо // Сятко. 2003. - №8. - С.93-101.
153. Каторова A.M. Введение в литературоведение: Куре лекций. — Саранск: МГПИ, 1999. 155с.
154. Канторович В.Я. О композиции очерка // Наши достижения.-1935. №8.- С.101-117.
155. Канторович В.Я. Полемические мысли об очерке // Вопросы литературы.-1966.- №12.- С.30-35.
156. Канторович В.Я. Современный очерк: Заметки писателя // Вопросы литературы.-1961.- №2.-С.34-41.
157. Карасев А.И. Од семьяса: Очерк// Мокша.- 1959.- №3.- С.57-64.
158. Карасев А.И. Од товня: Очерк// Мокша.-1960.- №5.- С.81-87.
159. Карасев А.И. Бронь сельме: Очерк// Мокша.- 1962.- №3.- С.43-45.
160. Кардин В.К. «Вечные вопросы»-новые ответы: О молодом герое молодой прозы // Вопросы литературы.-1961.- №3,- С.25-49.
161. Кардин В.К. Верность времени. М.: Советский писатель, 1962. — 215с.
162. Кастелянц Б.Г. Описательный жанр? Нет? // Вопросы литературы. 1966. - №7. — С.24-46.
163. Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965.-243с.
164. Кишняков И.П. Ломанць касы тевса: Очерк // Мокша.-1961.- №2.-С.7-12.
165. Кишняков И.П. Труд на пользу: Очерк // На свет маяков.- Саранск,1961.- С.51-61.
166. Кишняков И.П. Ки лангса: Очерк // Мокша.-1973.- №5.- С.37-43.
167. Кишняков И.П. Лембе ваймоса: Очерк // Мокша.-1974.- №6.- С.2736.
168. Ковский В. Живая жизнь романа // Вопрсы литературы.-1977.-№8.- С. 17-23.
169. Коган А.Н. Жизнь, жанр, мастерство // Об очерке.-М.: Изд-во мос-ков. ун-та, 1958.-С.123-147.
170. Константинов Ю.Г. Облик дня // Пути советского очерка. — Сб. лит.-крит. ст. -М.: Советский писатель, 1959. С.338-340.
171. Колосов Г.В. Поэтика очерка. -М., изд-во МГУ, 1977.- 145с.
172. Костелянц Б.П. Пути советского очерка.-Л., 1957.- 123с.
173. Крикунов Ю.С. Проблема характера в очерке.- Алма- Ата, 1966. — 208с.
174. Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе.- М.:Просвещение, 1988.-240с.
175. Кузьменко Ю.Б. Современная литература: Закономерности становления и развития.- М.: Просвещение, 1986.- 286с.
176. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки. Типология жанров, их теоретическая судьба.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983.- 208с.
177. Кулешов В.А. Натуральная школа в русской литературе 19 в.- М., 1982.-239с.
178. Ландор М.К. Малая проза у своих границ // Вопросы литературы.-1985.- №8.- С.64-96.
179. Ларионов С.С. Идень слетт: Очерк // Сурань толт.-1957.- №5.-С.70-75.
180. Ларионов С.С. Васенце эскелькс: Очерк // Сурань толт.-1961.- №1.-С.81-85.
181. Ларионов С.С. Аф юкстави шит: Очерк // Мокша.- 1969,- №6.-С.9-11.
182. Латынина А.Н. За открытие шлагбаума: Литературная ситуация конца 80-х годов. М : Сов. писатель, 1991.- 335с.
183. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературных произведений Каменец, 1976. - Вып.З. — С.3-17.
184. Левидов А.Н. Автор-образ-читатель.-Л.: Изд-зо ЛГУ, 1983.- 350с.
185. Левчаев П.И. Бам-со свадьбат: Очерк//Мокша.-1975.-№5.-С.5358.
186. Левчаев П.И. Вирень ваны: Очерк // Мокша.- 1975.- №2.- С. 50-55.
187. Левчаев П.И. Вирсь увнай: Расскаст и очеркт.-Саранск: Мордов.кн. изд-сь, 1959.-243с.
188. Левчаев П.И. Кись павазти: Очерк // Мокша.-1961.- №2.-С.13-16.
189. Левчаев П.И. Ломанть шнасазь тевонза: Очерк // Мокша.- 1961,-№4.- С.44-50.
190. Левчаев П.И. Председатель: Очерк // Мокша.- 1973.- №6.- С. 44-50.
191. Левчаев П.И. Маргарита Павловна: Очерк // Мокша.- 1974.- №3.-С.57-59.
192. Левчаев П.И. Мокшень вирхнень потмоса: Очеркт.-Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1980.-96с.
193. Литературно-энциклопедический словарь // Под редакцией
194. B.М.Кожевникова, П.А. Николаева.- М., Советская энциклопедия, 1987.1. C.107.
195. Ломидзе Г.И. В поисках истины и человечности // Дружба народов.- 1981.- №6.- С.221.
196. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста.- М.: Просвещение, 1972.-485с.
197. Лукьянов A.M. Старики: Очерк // Литературная Мордовия.- 1958.-№15(19).-С. 163-168.
198. Лукьянов A.M. Васенце борозда: Очерк // Сятко.-1965.- №4.- С. 52-56.
199. Лукьянов A.M. Уцяска: Очерк // Сятко.-1966.- №12.- С.50-55.
200. Майнов В. Мокшэрзятнень ширеса: Очерк // Мокша.- №3. С. 102121.
201. Макушкин В.М. Раздвигая горизонты // Проблемы современноймордовской литературы.- Саранск: Мордов. кн. изд-во. С. 207-216.
202. Макушкин В.М. Обретение зрелости.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224с.
203. Максимов В. Поиски специфики // Дон.-1964.- №10.- С.56-58.
204. Малькина М.И. Если внимательно вглядеться // Современная мордовская литература (60-80-е годы). В 2-х Ч.-Ч.1.- Саранск: Мордов.кн. изд-во,1991.- С.211-212.
205. Малькина М.И. « Коса келуть шачеманяц.» // Мокша.- 1986.-№11.- С.69-72.
206. Мешков Ю. Преемственность, поступательное развитие литературы и художественный прогресс // Художественное творчество и литературный процесс. Вып.9.- Томск.- 1988.- С.3-19.
207. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне.-М.: Просвещение, 1977.- 144с.
208. Мишанина В.И.Кошелеванть ваймовайгялец: Очерк // Мокша.-1989.-№1.- С.57-66.
209. Мишанина В.И. Малямть юронза: Очерк // Мокша.-1986.- №5.-С.53-56.
210. Мишанина В.И. Цебярсь нолдай лисьфкат: Очерк // Мокша.-1984.-№5.- С.65-66.
211. Моисеев М.С. Колма горенцят: Пеетькшнемат, расскаст, очерк.-Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1996.-255с.
212. Мокшин Н. Севан эрькенть чиресэ: Очерк // Сятко.-1994.- №7. С.67-71.
213. Мокшони А.И. Виде киге. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. —95с.
214. Мордовская литература последних лет / Под ред. В.Е. Кирюшки-на.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. 280с.
215. Моторкин М. И. Мелиораторт: Очерки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 84с.
216. Надькин Д.Т. Пинкст: Кочказь произведеният.-Саранск: Мор-дов.кн. изд-сь,1993.-352с.
217. Николаенко Н.И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе.- Киев.: Изд-во Киев. гос. ун-та, 1984.- 104с.
218. Овечкин В. Колхозная жизнь и литература // Новый мир — М.: Советский писатель, 1956.-С. 131.
219. Овечкин В. Районные будни.- М.: Сов. Россия, 1987. 368с.
220. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1986.220. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении:
221. Сб. документов и материалов / Под ред. А.З.Окороков.- М.-1972.- 308с.
222. Очерки жанров мордовской литературы (1968-1971) Труды. Вып.53. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 221с.
223. Очерки жанров мордовской литературы 1972-1973.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978.- 174с.
224. Очерки жанров мордовской литературы (1974-1975) / Под ред. коллектива А.И.Брыжинский,И.К.Инжеватов, Б.С.Кирюшкин.-Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.-167с.
225. Петайкин М.И. Сокицянть борозданзо: Очерк // Сятко.-1980.- №3.-С.56-60.
226. Пинясов Г.И. Ломанть мазышиц: Очерк // Мокша.-1980.- №5.-С.70-71.
227. Пинясов Г.И. Очерки из колхозной жизни (Об очерках И.Антонова «На переднем крае») // Советская Мордовия.- 1956,- 20 марта.
228. Пинясов Г.И. Оцю киса: Очерк // Мокша.- 1980.- №6.- С.3-12.
229. Пинясов Г.И. Земля моя — боль моя: Очерк // Встречи.-89.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.- С.144-161.
230. Пинясов Г.И. Истоки великих рек: Очерк // Грани.- Саранск, 1984.-С. 124-149.
231. Пинясов Г.И. Не бинтуйте мне раны: Очерк // Мордовия.-1994.-13-20-е октября.
232. Пинясов Г.И. Стан заблудившихся душ: Очерк //Московский журнал.- 1994.- №4.- С.47-51.
233. Пинясов Г.И. Сыновья победы: Очерк // Корни.- Саранск , 1984.-С.336-356.
234. Пинясов Г.И. Чужая боль: Очерк // Встречи — 88.- Саранск, 1988 .-С.4-15.
235. Пинясов Г.И. Эряфонь кувалмоса мора: Очерк // Мокша.- 2002.-№4.- С.82-93.
236. Пинясов Г.И. Тяшттне Мокшеть вельхксса: Очерк //.- №12.- С.З18.
237. Пинясов Г.И. Ялгане и Содафоне: Расскаст и очеркть. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1985. - 240с.
238. Пиняев И.Д. Валдо эрямонь кис: Очерк // Сурань толт.-1957.- №5.-С. 25-30.
239. Пиняев И.Д. Васенце тундо: Очерк // Сурань толт.-1959,- №2.-С.16-21.
240. Пиняев И.Д. Дивизиясь мольсь икелев: Очерк // Сятко.- 1967.-№3.-С.51-59.
241. Пиняев И.Д. Сынь муизь эсь таркаст: Очерк // Сурань толт.-1958.-№5.-С.52-58.
242. Пиняев И.Д. Маршал марто вастовома: Очерк // Сятко.-1967.- №6.-С. 43-46.
243. Пиняев И.Д. Маша: Очерк // Сятко.-1969.-№1.- С.56-58.
244. Пиняев И.Д. Рав лангсо: Очерк // Сятко.-1969.- №6.- С.49-58.
245. Пиняев И.Д. Разведчикт: Очерк // Сятко.-1968.- №1.- С.6-11.
246. Пиняев И.Д. Тетят церат: Очерк//Сятко.-1968.-№1.-С.4-8.
247. Полевой Б. Очерк в газете.- М.: Просвещение, 1959.-85с.
248. Полякова Е. Советский путевой очерк // Новый мир.- 1966.- №5.-С. 56-64
249. Поспелов Г.Н. Теория литературы.- М.: Высшая * школа, 1978.-351с.
250. Радин В. Н. Ялгань ликт: Мокшэрзянь писательхнень квалма лятфнемат. Саранск: Мордов. кн. изд, 1991. - 144с.
251. Радин-Аловский В.И. Единоборство: Очерк // Вперед за Родину. 1943. - 28 июля.
252. Радин- Аловский В.И. Часовой уснул: Очерк // Вперед за Родину. -1943.- 28 июля.
253. Радин Аловский В. И. Как фрицы позавтракали: Очерк // Вперед за Родину. - 1943. - 28 июля.
254. Раптанов Т.А. Кочказь сочиненият.- Саранск: Мордов.кн. изд-сь,1948.-С.48-57.
255. Росляков В.К. Советский послевоенный очерк.-М.: Сов. писатель, 1956.- 205с.
256. Рыбинцев И. Советский художественный очерк. Проблема теории и мастерства жанра.- Киев, Одесса, Вища школа, 1976.- 187с.
257. Сайгин M.JI. «Тигрань эшелон»: Очерк // Сяськома.-1947.- №3.-С. 18-22.
258. Сайгин M.JI. Мундштук: Очерк // Сяськома.-1954.- №14.- С.222
259. Сайгин M.JI. Паксятнень азорсна: Очерк // Мокша.-1956.- №2.-С.83-87.
260. Сайгин М.Л. Терапевт: Очерк // Сятко.-1968.- №3.- С.36-38.
261. Сайгин М.Л. Саркс: Очерк // Сятко.-1989.- №6.- С.68-73.
262. Сайгин М.Л. Малавонь Араповсь: Очерк // Мокша.-1996.- №5-№6.-С.76-83.
263. Самошкин С.А Валда толхт: Очерк.- Саранск: Мордгиз, 1952.- 70с.
264. Самошкин С.А. Васенце президентсь: Очерк // Мокша.- 1991.-№1.- С.43-57.
265. Самошкин С.А. Вирень азор: Очерк.// Мокша.-1961.- №2.- С.31-37.
266. Самошкин С.А. Вирть вельхксса ару вармат: Очерк (Умет «Дубитель») // Мокша.-1986.- №2.- С.11-17.
267. Самошкин С.А. Кить кувалмоц эряф: Очерк // Мокша.-1967.-№5.- С.58-64.
268. Самошкин С.А. Етась толоньбачк: Очерк // Мокша.-1975.- №6.-С.3-8.,
269. Самошкин С.А. На крыльях народной памяти // Судьба моя -Мордовия.- Саранск, 1984.- С.78-83.
270. Сафронов Т. Т. Раптановонь « Од пингень вий» сборниктэнть// Сятко.-1995.-№2.-С. 17-19.
271. Смородин К.В. Красота вокруг нас: Очерк // Встречи-90: Публицистика.» Саранск, 1988.- С.51-55.
272. Смородин К.В. Украинцы в Мордовии: Очерк // Встречи-90: Публицистика." Саранск, 1990.- С.112-115.
273. Ставский B.C. Об очерке и очеркистике // На литературном посту.-1931.-№4.-С. 57-59.
274. Суровцев Ю.Г. Родные братья, но не близнецы // Звезда,- 1968.-№5.-С. 47-51.
275. Соболевский А.А. Солнечный ветер: Очерки.-Саранск:Мордов.кн. изд-во, 1956.-167с.
276. Соколова В.Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревни.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972.-148с.
277. Соколова В.Е. Мордовская публицистика на современном этапе: Учебное пособие.- Саранск, 1990.- 48с.
278. Теракопян Л.Я. Пафос преобразования.- М., 1974.- 351с.
279. Терешкин А.П. Бессмертие: Очерк // Советская Мордовия.-1989.-16 февраля.
280. Терешкин А.П. Земле родной я песни посвящаю: Очерк // Мордовия.-1991.- 6 декабря.
281. Удодов Б.Г. О жанровой природе документальности в художественном очерке. Труды воронежского ун-та.- Т.63.- Филологический сборник.-1961.- С. 276-277.
282. Утехин Н. Жанры эпической прозы.- Л.: Наука, 1982.- 80с.
283. Утехин Н. П. Современность классики. — М.: Современник, 1986. —1. С.6.
284. Фоменко Л.Г. Разведчик нового // Дружба народов. 1956. - №2.-С. 186-189.
285. Хализев В.Я. Теория литературы.- М.: Высш. шк., 2000.-398с.
286. Храпченко М.Б. Горизонты художественного. 2-е изд.- М.: Ху-дож. Лит.,1986.-439с.
287. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.: Худож. лит., 1974.-446с.
288. Чесноков Ф.М. Валдо эрямос: Очеркть.- Саранск: Мордов. кн. изд -сь, 1935.-69с.
289. Черапкин Н.И. В братском содружестве.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.-3 84с.
290. Черапкин Н.И.Притоки.-М.: Современник, 1973.-195с.
291. Черепахов М. Работа над очерком.- М.: МГУ, 1966.- 58с.
292. Чернов Е.И. История мордовской литературы.- Саранск.- 1993.-92с.
293. Чувство хозяина: Очерки о Героях Социалистического труда.- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1970.-68с.
294. Ширяев А. К. Коштонь азорт: Очерк // Сятко. — 1975. №1. — С.5360
295. Щанкина Р.П. Мокшень-рузонь валке. Русско-мокшанский словарь." Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1993.-448с.
296. Щанкина Р.П. Уцяскань селмот: Очеркть.- Саранск: Мордов.кн. изд-сь, 2003 .-104с.
297. Эркай H.JT. Родники души: Речи, статьи, воспоминания — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. 223с.
298. Эркай H.J1. Корентнэ наксадсть.-Саранск: Мордовгиз, 1932.-98с
299. Эркай H.JT. Победители // Волжская новь.- 1933.- №1.- 20-24с.
300. Юрченков В.А. Взгляд со стороны: мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов 16-18-х столетий: Очерки.- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1995.-288с.
301. Юрченков В.А.Хронограф или повествование о мордовском народе и его истории: Очерки, рассказы.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-368с.
302. Якушкин Т.Ф.Сельская новь: Очерки.- Саранск: Мордов. кн. изд -во, 1956.- 106с.
303. Якушкин Т.Ф. Творцы счастья: Очерки.- Саранск: Мордгиз, 1952. 52с.