автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Пути и тенденции развития мордовской детской литературы 70-90-х гг. ХХ в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пути и тенденции развития мордовской детской литературы 70-90-х гг. ХХ в."
РГБ ОД
,2 5 ш 20(10
На правах рукописи
Еремчева Татьяна Михайловна
ПУТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70 - 90-х ГОДОВ XX ВЕКА
10.01.02 - Литература народов Российской Федерации
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Саранск -2000
Работа выполнена на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор В.М.Макушкин
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор В.И.Демин кандидат филологических наук М.И.Малькина
Ведущее учреждение
Ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и
Защита состоится «X» апреля 2000 года в -10.00 часов на заседании
экономики при Правительстве Республики Мордовия (г. Саранск)
диссертационного совета К. 113 43. 02 по защите диссертации по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева по адресу: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 13
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева
Автореферат разослан « 5 » _марта_ 2000 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат филологических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предлагаемая диссертация является попыткой выявить пути и тенденции развития различных жанров мордовской детской литературы на современном этапе. Под этим углом зрения анализируются наиболее известные произведения современных мордовских писателей, пишущих для детей, сделана попытка создания подлинно научной картины общего состояния детской литературы Мордовии, выявления ее типологических общностей и национального своеобразия.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена теми переменами, которые происходят в самой художественной практике. Она продиктована современными требованиями развития общества. В данном исследовании предпринимается попытка дать наиболее объективную картину современного состояния мордовской детской литературы, наметить тенденции ее дальнейшего развития, выявить типологические общности и национальное своеобразие.
Зарождение искусства слова любого народа, в том числе и мордовского, обусловлено его общественными и эстетическими потребностями. Мордовская литература, особенно детская, всегда опиралась на вековые устно-поэтические традиции своего народа. Вместе с тем, в формировании и развитии мордовской детской литературы немаловажное значение имели и имеют взаимосвязи и взаимодействия с русской, а также зарубежной детскими литературами. Эти взаимодействия дают возможность мордовской литературе использовать инонациональный опыт и в известной мере освобождают ее от поисков уже найденных и освоенных способов изображения действительности. Такой подход находит отражение и в нашем исследовании, хотя основное внимание уделено рассмотрению национальной специфики современной детской литературы. Актуальность обращения к литературе 70 - 90-х годов XX в.
объясняется отсутствием обобщающих исследований о состоянии современной мордовской детской литературы, а имеющиеся публикации, как правило, ограничиваются лишь отдельными статьями, рецензиями и краткими откликами.
Выбирая для анализа художественные произведения, адресованные детям, мы в предлагаемом исследовании останавливаемся на тех, в которых на высоком художественном уровне воплощены, прежде всего, вопросы духовного, эстетического и воспитательного плана; на книгах, в которых раскрываются проблемы нравственного долга, поисков истины, верности избранным идеалам, гармоничного соотношения личного и общественного, темы счастья и смысла жизни, преемственности поколений, любви к родине, дружбы, а также на тех, которые учат любви к ближнему, доброте, чуткости, верности, независимо от происхождения, национальности и религиозных убеждений. Духовные основы, составляющие кодекс человечности, пришли из древности и составляли нравственный идеал наших предков. Эти высокие нравственные критерии во все времена являлись идейной основой детской литературы любого народа.
ЦЕЛЬ И ОБЩАЯ ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ: рассмотреть истоки, становление, развитие, современное состояние мордовской детской литературы, проанализировать вопросы поэтики, существенные перемены на своем пути к идейно-эстетической зрелости. При этом особое внимание уделено идейно-эстетическому своеобразию мордовской детской литературы и ее типологических черт, общих для финно-угорских литератур народов Поволжья.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи: « уточнить хронологические границы зарождения мордовской детской литературы;
• определить специфические особенности мордовской детской литературы, проследить в ней влияние традиций родного фольклора, русской и зарубежной детских литератур;
• выявить основные тенденции развития современной детской литературы различных тематических направлений;
• показать национальное художественное своеобразие произведений мордовских детских писателей;
• показать пути достижения высокого уровня развития литературы для детей, ее жанровое и тематическое многообразие.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации явился принцип конкретно-исторического подхода к анализу художественного материала; работы известных критиков и литературоведов, таких, как В.Г. Белинский, М.М Бахтин, Н.И. Павлова, Ф.И. Сетин, Б.А. Бегак и других, современные концепции гуманизации образования и воспитания, свободного от идеологической детерминированности и устоявшихся стереотипов и штампов.
МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются художественные произведения мордовской детской литературы последних десятилетий (70 - 90-е годы XX в.), которые, будучи характерными для современной: литературного процесса, еще не привлекли серьезного внимании исследователей и, таким образом, оказались менее разработанными 1 мордовском литературоведении и критике, новые явления и тенденции наметившиеся в ее развитии. Для анализа взяты, в основном, произведения, вышедшие отдельными изданиями, хотя привлекаются и лучшие журнальные публикации.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что
• в результате анализа многих произведений для детей, которые рассматриваются не только с точки зрения специфики детской литературы, но и с общелитературных и эстетических позиций, в свете современных литературоведческих, педагогических и психологических теорий выделены такие художественные координаты, как образ времени и образ юного героя в его развитии, в движении к интеллекту, к духовности, к гражданственности;
• сравнительно-сопоставительный подход к анализу процесса художественного развития мордовской детской литературы с учетом фольклорных традиций, традиций русской и зарубежной детских литератур, с учетом их взаимовлияния номог воссоздать реальную картину современного состояния литературы для детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ определяется тем, что теоретические положения, конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть использованы учителями-словесниками при изучении мордовской литературы в национальных общеобразовательных школах, преподавателями вузов при чтении лекций по детской литературе, при разработке курсов по выбору, связанных с проблемами литературы для детей, при написании студентами курсовых и дипломных работ, при составлении учебных пособий и т. д.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры литературы МГПИ имени М.Е. Евсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (март 1997, г. Саранск), на ежегодных Евсевьевских чтениях, изложены в публикациях по теме диссертационного исследования.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна, теоретические и методологические основы, формулируются цели и задачи исследования.
Первые попытки обобщения процессов зарождения и формирования мордовской детской литературы были предприняты в 1970 году в монографии С.А.Самошкина «Мордовская детская литература», затем в монографических работах A.B. Алешкина («Единство традиций», «Эпос дружбы»), А.И. Брыжинского («Современная мордовская литература», «Проблемы жанрового развития мордовской прозы (50 - 90-е гг.)»), а позже в исследованиях М.Г. Имярекова, JI.M. Имангуловой. Однако такая проблема, как пути и тенденции развития мордовской детской литературы на современном этапе, ни в одной го имеющихся работ как таковая не ставилась или же освещалась кратко, неполно, в контексте других задач.
Известный литературовед С.А.Самошкин в своей монографии «Мордовская детская литература» большое внимание уделил становлению национальной детской литературы. Его работа является первой попыткой проследить истоки и пути развития мордовской детской литературы, рассказать о ее достижениях, известных писателях и наиболее популярных произведениях.
Отмечая положительное значение данного исследования и других работ, перечисленных во введении, следует отметить, что в них специально не ставились такие вопросы, как специфика мордовской детской литературы, традиции русской и зарубежной детских литератур в мордовской детской литературе. Очень мало работ, где в центре научного анализа стоят проблемы, связанные с такими темами, как тема семьи, школы, природы, счастья и смысла жизни и другими.
Особое звучание актуальность данной темы приобретает в настоящее время, в период роста национального самосознания мордовского народа.
В первой главе «Становление и развитие мордовской детской литературы» прослеживаются истоки, традиции, своеобразие мордовской литературы, посвященной детям.
В § 1.1. «Зарояедение мордовской детской литературы» нами делается попытка по-новому осмыслить уже имеющийся материал по проблеме зарождения мордовской детской литературы, уточняются хронологические границы ее зарождения.
Анализ литературного процесса периода зарождения дает нам основание сделать вывод: произведения для детей вырастали на национальной фольклорной почве. 05 этом подробно сказано в исследованиях наших предшественников (Чернов Е.И., Брыжинский А.И., Алешкин A.B. и др.), соглашаясь с ними, мы особое внимание уделяем конкретному анализу лучших образцов для детей, подтверждая тем самым, что уже первые подобные художественные тексты правдиво отражали важнейшие процессы того периода, поднимались на волне патриотизма вместе с растущим самосознанием народа, отвечали потребностям педагогики и просвещения, имели как образовательное, так и воспитательное значение.
Самым серьезным недостатком мордовской детской литературы в период зарождения является художественная неопределенность и скольжение по поверхности фактов действительности.
Упрощенные взгляды на трудовое воспитание, например, приводили мордовских детских писателей к тому, что они изображали сам процесс труда, пытались обучить подростка ремеслу, но были не в силах через художественный образ выразить новое отношение к труду, преодолеть эмпиризм при воссоздании действительности.
В произведениях мордовских писателей образы рисовались схематично; не было еще умения строить композицию произведения с учетом возрастных особенностей, находить выразительные художественные детали. В отборе лексических, образно-выразительных средств рассказов и стихов редко обнаруживалбсь стремление к полновесности, звучности и красоте слова. Все это выливалось в то, что мордовские детские писатели, касаясь важных тем, не умели соединить идею, язык и композицию, вместо художественных обобщений часто прибегали к эмпиризму и фактографии.
Эти недостатки мордовской литературы для детей упорно преодолевались в последующие периоды ее развития.
В § 1. 2. «Традиции русской и зарубежной детских литератур в произведениях мордовских писателей» раскрывается влияние русской и зарубежных литератур на творчество мордовских детских писателей.
Развитие мордовской детской литературы тесно соприкасается с развитием русской и зарубежной литератур. Обусловлена такая тесная связь тем, что многие века русский и мордовские народы территориально близки между собой, и через русскую литературу в мордовскую переходят многие традиции зарубежной литературы. Мордовская детская литература градационна во многих аспектах. Она следует за русской и зарубежной литературами в соблюдении жанровых традиций. Это проявляется в том, что в мордовской детской литературе главенствующими прозаическими жанрами являются рассказ и повесть, так как именно они наилучшим образом отвечают особенностям детской литературы по обьему и количеству информации, которую в состоянии понять и воспринять детское мышление. Для самых маленьких, как и для детей среднего возраста в мордовской литературе используется в основном рассказ, для подростков же предназначаются не только рассказы, но и повести. Традиционен в мордовской прозе жанр
авторской сказки, жанр сказочной повести. Как и в русской детской литературе, в мордовской есть произведения, которые были созданы посредством «усечения» жанра, когда отрывок из повести становится отдельным самостоятельным произведением.
Мордовские авторы обращаются к темам и проблемам, которые на протяжении многих десятилетий рассматривались русскими и зарубежными писателями. Так, традиционными в мордовской детской прозе стали темы природы, счастливого детства, а также тема несчастливого детства и связанная с ней тема войны. Закреплены традицией и очень важны в детской литературе темы семьи и школы, становления личности, правильного выбора жизненного пути, поиска счастья и смысла жизни.
Система персонажей в произведениях мордовских писателей в основном придерживается двух схем: когда главный герой мальчик (юноша), и когда главная героиня девочка (девушка). Второстепенные герои в произведениях для самых маленьких достаточно часто вообще отсутствуют.
В § 1.3. «Проблема специфики мордовской детской литературы» нами выявляются черты, присущие не только детской литературе в целом, но и детской литературе, написанной на мордовском языке.
Рассматривая традиции мордовской детской литературы, нельзя обойти вниманием и такую немаловажную проблему, как специфика мордовской детской литературы..
Так, своеобразие мордовской детской литературы заключается в тесном переплетении жанров в пределах одного произведения. Примером тому может служить слияние в единое целое жанра новеллы и жанра легенды.
Наряду с другими особенностями мордовской детской литературы, можно отметить специфику изображения выдающихся личностей. Авторы
художественных произведений для детей воссоздают биографии земляков в контексте развития истории и культуры Мордовии.
На примере рассмотренных нами произведений выявлена специфика и в системе персонажей, которая заключается в своеобразной подаче женских образов, созданных в мордовской детской литературе и показанных в динамике, в отличие от тех, которые встречаются в русской и зарубежных литературах. Мордовские авторы делают эти образы главными при раскрытии темы родины, исторического прошлого мордовского народа, т.е. тех тем, где в качестве главных героев, как правило, выступают мужчины. Поэтому героини мордовских писателей - это яркие, самобытные характеры, жизнестойкие, независимые, самостоятельные, решительные, смелые, тем самым они выходят за рамки традиционных женских образов.
Своеобразие ярко выражено в поэтике произведений мордовских авторов. Самой яркой особенностью здесь является символика, которая берет свое начало в древней мордовской культуре и религии. Во многих произведениях присутствует некий символ, к которому постоянно обращается автор, подчеркивая его значимость, влияние на судьбы героев. Особенность поэтики и в том, что в произведениях используются специфичные мордовские имена, бытовая лексика, слова приветствия, которые не переводятся на русский язык.
Специфика мордовской детской прозы проявляется практически у каждого автора, но наиболее показательными в данном случае являются произведения В .Радина-Аловского.
К своеобразию поэтики можно отнести и такой прием, когда автор произведения заканчивает свой рассказ конкретным вопросом, на который ребенок должен ответить сам. Обычно это свойственно рассказам для самых маленьких.
Во второй главе «Современное состояние детской и подростково-юношеской прозы 70 — 90-х годов XX в.» выявляются основные тенденций развития современной детской литературы Мордовии различных тематических направлений.
Современная мордовская литература для детей школьного возрастг разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народные и литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает о взрослых и детях заглядывает в самые отдаленные уголки страны и всего земного шара. Наконец она вводит своих читателей в жизнь человеческого общества, как прошлого, та! и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жтш людей.
§ 2. 1. «Тема семьи и школы в прозаической мордовской детско! литературе». В мордовской детской литературе писатели затрагивают важнейшие темы детской литературы - семьи и школы. Тема семьи охватывает широкий круг проблем, решение которых предлагается многими мордовскиш авторами через воспитание, развитие личности ребенка, ответственносп родителей, ценности семьи в жизни каждого человека. К сожалению, не всегд; достигается при этом художественная достоверность. Общим у все) произведений о семье является то, что авторы показывают в свою произведениях, насколько важна семья в жизни ребенка, в правильном выбор! его жизненного пути, в становлении его личности. Довольно часто эти темь звучат декларативно. Значительно ярче и убедительнее писатели раскрывают какую губительную роль может играть неблагополучная семья в судьб( ребенка. Таким образом, полнокровное, яркое воспроизведена положительного примера еще только ждет своего воплощения. Каждый авто] вносит свой вклад в данную тему. Через различные эпизоды и события которые происходят с детьми, писатели ставят и решают актуальнейши
проблемы, используя при этом различные жанры, средства и методы создания образов. Многие произведения этой тематики пронизаны главной идеей: в своей семье ребенок должен быть счастлив.
Тема школы, являясь очень важной, не находит в мордовской прозе должного развития. Свидетельством тому является дефицит в мордовской детской литературе «школьных» произведений.
Кроме того, эти произведения неглубоки по раскрытию проблем, недостаточно ярки и колоритны по сюжету, системе персонажей, идеи не получают должного художественного раскрытия. Из произведений мордовских писателей о школе можно выделить только повесть А.Киреева «Черный узел», которая является яркой, своеобразной, не имеющей аналогов по остроте постановки и эстетическому осмыслению проблем.
§ 2. 2. «Проблема счастья и смысла жизни в произведениях В.Мншашшон». Одной из самых сложных и малоразработанных тем в мордовской детской литературе является тема счастья и смысла жизни, которая наиболее полно и ярко раскрывается в произведениях В. Мишаниной. Писательница имеет свой взгляд на мир ребенка, у нее свой почерк, ее произведения о детях глубоко психологичны, читаемы и любимы зодрастающим поколением.
Через своих маленьких героев автор показывает, как сложен и многогранен лир ребенка, как мучителен торой поиск счастья, как сложно понять, в чем :аключен смысл жизни человека. В связи с этим В. Мишанина постоянно тпоминает своим читателям, что счастье для ребенка заключается в »бщечеловеческих ценностях: в любви, добре и истине. Эти вечные критерии втор воссоздает так естественно и просто, они согреты такой материнской гобовыо, что воспринимаются как откровение. К мысли о том, что быть частливым и дать счастье другим - это и есть смысл жизни, к этому нужно
стремиться, В.Мишанина приобщает маленьких читателей через сокровенный разговор, в котором нет ни малейшего проявления литературщины.
§ 2. 3. «Специфика постановки проблем и их художественного решения в повестях для юношества». В произведениях, адресованных подросткам, у мордовских писателей четко прослеживается тема нравственных исканий, выбора жизненного пути, верности ему и своим морально-нравственным принципам. Особенностью этих произведений является наличие в них экстремальных ситуаций, в которых оказывается главный герой, и которые ярко раскрывают характер человека. В большинстве своем писатели не навязывают юному читателю свое мнение, более того, через показ поступков побуждают к самостоятельному анализу и выводам, умело подводя своих читателей к идейно-эстетическому идеалу, заключенному в произведении.
Разнообразием тем, проблем, жанровых пристрастий отличаются повести для юношества. В центре внимания многих мордовских писателей стоят проблемы формирования личности и выбора нравственных ориентиров. Повести отличаются глубоким психологизмом, четкостью и колоритностью образов, остротой постановки проблем, богатством изобразительно-выразительных средств. Например, ФХАндрианов в своей повести «Вижу зеленый» воссоздает различные жизненные ситуации, требующие от героя самостоятельного выбора, твердости духа, стойкости характера. Героями повестей для юношества нередко выступают не только подростки, но и взрослые люди (Е.Лапицкий «Давай уедем в деревню», Ф.Андрианов «Мера вины твоей» и др.). Авторы в своих повестях приобщают юношество к взрослой жизни, показывая их участниками непростых процессов, происходящих в нашей современной жизни.
В третьей главе «Художественно-стилевые поиски современной мордовской поэзии 70 - 90-х годов XX в.» выявляются художественные
особенности современной мордовской детской поэзии, ее национальное своеобразие, исследуется жанровая структура лирических и лиро-эпически? произведений.
Известно, что авторская мордовская поэзия для детей достаточно молодг и не достигла своего полного расцвета. Поэтому она еще совершенствуется оттачивается мастерство поэтов, которые постоянно находятся в поиске яркиа авторских средств выразительности и создания художественных образов дш более глубокого отображения личных переживаний, из чего складывается ка! авторский стиль, так и стиль всей мордовской детской поэзии в целом, способный вызвать у читателя сопереживание.
§ 3.1. «Проблема лирического героя в детской литературе 70 - 90-х гг, XX в.». Рассматривая проблему лирического героя, нужно отметить, насколькс сложен и многогранен поэтический мир, как разнообразны образы лирическю героев. Поэты стремятся употреблять такую лексику, которая понятна ребенку, иногда обращаются к художественным тропам и синтаксическим средствам (фигурам поэтической речи), чтобы в нужном ракурсе отобразить эмоции в чувства - субъективные и индивидуальные, гак как даже сходные чувствг выражаются, как правило, по-разному. Каждый из поэтов Мордовии выражае! свое видение красоты и понимание окружающей действительности.
§ 3. 2. «Пейзажная лирика в литературе последних десятилетий ка* объект детского чтения». Одним из важных объектов для детского чтеню является пейзажная лирика (С.Кинякин, А.Краснов, Ф.Бобылев и др.). Поэты описывая красоту природы, стремятся к главной цели: вызвать определенно« эстетическое чувство.
В своих художественных описаниях картин природы поэты очень бережнс относятся к слову, тщательно подбирают метафоры и эпитеты (Ч.Журавлев В.Корчеганов, П.Госткин и др.). Большая часть изобразительно-выразительнъп
>
и синтаксических средств окказионально-авторские, необычные, своеобразные, яркие, в то же время они художественно точно передают все нюансы определенных моментов природы. Красота поэтического языка, присущая многим мордовским детским поэтам, привлекает к себе внимание, направляет чувства ребенка в нужное русло, заинтересовывает самим предметом необычного, яркого описания, вызывает желание сопоставить восприятие автора-поэта со своим восприятием, найти самому слова или образные выражения для описания красоты природы и ее проявления.
§ 3. 3. «Особенности метрики, ритмики, строфики и фоники в мордовской поэзии для детей». Проникнуть в таинственный мир детской души писателям помогают различные формы стихосложения, которые в мордовской поэзии имеют некоторые особенности метрики, ритмики, строфики и фоники. Эти особенности объясняются грамматикой мордовского языка. В метрике мордовской поэзии наблюдается преобладание хорея, реже дактиля. Ямб встречается крайне редко, только в случае, когда поэт переходит на русский язык. Ритмика отличается тем, что помимо мужских и женских рифм, очень часто встречается достаточно сложная - дактилическая (Ю.Азрапкин). Все они по звуковому совпадению в конце стиха бывают и точные, и неточные, а по звуковому совпадению еще до последнего ритмического ударения -бедные. Из непосредственного анализа приведенных текстов и из наших наблюдений приходим к выводу, что самый распространенный способ рифмовки - перекрестный, реже встречается парный, еще реже - кольцевой.
Отличает мордовскую поэзию и строфика, где идет преобладание больших строф, являющихся интонационно-смысловым целым.
Несмотря на сложность создания эвфонии в стихотворных произведениях на мордовском языке, обладающих особыми фонетическими свойствами, в мордовской поэзии все стихотворения отличаются красотой звуковой картины.
Особой популярностью у детей пользуются лиро-эпические жанры, но в ним поэты обращаются довольно редко.
В заключении подводятся краткие итоги исследования, которые сводятся к следующему: мордовская детская литература - это значительное явление I культурной жизни республики; ее определяют широта диапазона тем, жанровая разносторонность; в процессе своего развития современная мордовская детская литература достигла значимого уровня, в ней тесно связаны традиционные и новаторские черты, зримо ощущается связь времен и поколений; мордовской детской литературе присущи характерные черты, не свойственные литературе других народов. Они не ограничиваются внешними атрибутами, броскими деталями национального колорита. Темы, проблемы и идеи мордовской детской литературы предопределены историей развития мордовского народа I целом, и его культуры, в частности, а также особенностью его этнопсихологии.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
1. Нравственные проблемы в творчестве Ф.К.Андрианова. Л Филологические заметки. Материалы выступлений ХХХП конференции преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - Вып. 4. - Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1996. - С. 45 - 48.
2. Тема природы в творчестве детских писателей (на примере произведений народов Среднего Поволжья). // История, образование и культура народов Среднего Поволжья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 13-15 марта 1997 г.) / Под ред. В.М.Макушкина. -Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1997.-С. 162- 166.
3. Пушкинские традиции в мордовских литературных сказках. /1 А.С.Пушкин и современность. Материалы межрегиональной научно-
практической конференции. - Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1999. -С. 52-60. (В соавторстве).
4. Проблема лирического героя в произведениях мордовских поэтов, пишущих для детей (на морд. - мокша языке) // Мокша. - 2000 - № 1. - С. 115120.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Еремчева, Татьяна Михайловна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАХ
Становление и развитие мордоой деой литературы . 13 1. 1. Зарождение мордоой деой литературы
1. 2. Традиции русской и зарубежной детской литературы в произведениях мордоих птелей
1.3. Проблемаецифики мордовской детской литературы.
ГЛАВА II
Современноестояние детской и подростково-юношеской прозы 70 - 90-х годов XX в.
2. 1. Тема семьи и школы в прозаической мордовской детской литературе
2. 2. Проблема счастья и смысла жизни в произведениях
В. Мишаниной о детях
2.3. Специфика постановки вробйету^ дойх художественного решения в повях длй <вно?це«?гва
ГЛАВА Ш
Художественно-стилевые поиски в мордовской поэзии
70 - 90-х гг. XX в
2. 1. Проблема лирического героя в детской литературе
70 -90-х гг. XX в.
3. 2. Пейзажная лирика в литературе последних десятилетий как объект деого чтения
3.3. Особенности метрики, ритмики, строфики и фоники в мордоой поэзии для детей
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Еремчева, Татьяна Михайловна
Процесс обновления, происходящий в материальной и духовной жизни нашего общества, непосредственно связан с изменением нашего взгляда на историю и теорию мордовской, в том числе и детской, литературы. Такая необходимость обусловлена, тем, что в настоящее время по-новому раскрываются закономерности развития этой литературы, выявляются связи и тенденции, прежде ускользавшие из поля зрения исследователей или излишне жестко регламентированные официальным литературоведением. К числу таких важнейших тенденций, которые требуют нового осмысления, относится, например, исследование национальных истоков литературы и закономерностей их становления. На путях более глубокого исследования самого литературного процесса и может сложиться новая методология изучения мордовской литературы. Однако конкретные исследования мордовской детской литературы, к сожалению, отстают от запросов литературоведческой науки, что в известной мере, сдерживает появление новых теоретических концепций.
Переоценка и переосмысление истории и теории мордовской литературы, в том числе и детской, возможны лишь при условии появления крупных работ, в частности работ по истории и теории развития литературы. Рассмотрение с новых позиций ранее односторонне осмысляемого материала, обобщение жанрового развития мордовской детской литературы как процесса духовного развития личности и национальной психологии, позволяет сегодня обратить особое внимание на ранее не обнаруженные закономерности и тенденции развития мордовской детской литературы.
Никакое искусство не бывает полностью независимым от социальных, политических, экономических условий того общества, в котором это искусство создается. Каждая эпоха предъявляет к литературе требования, связанные с определенными идеологическими установками. Причем диктуются не только темы и направленность идей, но и композиционные и формообразующие факторы, стилевые признаки, выбор героев произведений, их речь, мышление, нормы поведения. Актуальность затронутой нами проблемы обусловлена художественной практикой.
Современная жизнь отличается своей противоречивостью, сложностью, тревогой. В такой напряженной обстановке очень важно, чтобы книги, выпускаемые для детей, закладывали основы не только эстетического вкуса, но и в определенной мере политической ориентации, которые способствовали бы усвоению в дальнейшем этических и нравственных норм и правил поведения в обществе.
В этом плане немало делает мордовская детская литература, которая богата темами, поднимающими нравственные проблемы. Написанная по законам подлинного искусства, она удовлетворяет эстетические и этические потребности с учетом всех возрастов, начиная с дошкольного и кончая старшим школьным возрастом.
Во многих произведениях мордовских писателей 70 - 90-х годов XX в. показано неразрывное единство детей со всем современным обществом: конфликты выходят за рамки «детских», они связаны с теми, которые происходят в мире взрослых. Это можно проследить на примере разработки писателями самых разных тем: семьи и школы, военно-патриотической, счастья и смысла жизни. Заметно возросло внимание художников слова к морально-нравственным проблемам.
Пополняются ряды мордовских детских писателей. Большой вклад в детскую литературу последних десятилетий внесли кроме В. Радаева, Ф. Атянина, Т. Тимохиной, Н. Эркая, Я. Пинясова, А. Тяпаева, такие писатели, как Ф. Андрианов, С. Ларионов, В. Мишанина, В. Радин-Аловский, Н. Тремасов, Н. Учватов и другие.
За последние годы в детской литературе появились новые имена детских прозаиков: Андрей Брыжинский, Михаил Ломшин, Геннадий Дьяков, Евгений Лапицкий, Евдокия Терешкина, Геннадий Гребенцов и другие. Уже первые их книги - неплохая творческая заявка на будущее. Написаны они с искренней любовью к детям, радуют пониманием детской психологии, знанием жизни, интересов детей. Они учат доброте, чуткости, человечности, увлекательно рассказывают, казалось бы, о простых, будничных делах, в которых часто проявляются и характер человека, и его отношение к жизни.
Необходимо отметить и тот факт, что в последние годы в Мордовском книжном издательстве вышли в свет поэтические произведения для детей, которые говорят о возросшем литературном мастерстве, незаурядном даровании мордовских поэтов. К их числу относятся И.Калинкин, М.Имяреков, С.Кинякин. Удачные произведения выходят из-под пера и таких мордовских поэтов, как Р.Орлова, П.Госткин, Ч.Журавлев, Ю.Азрапкин, Ф.Бобылев и другие.
Мордовская критика всегда уделяла пристальное внимание литературе для детей. Пути развития мордовской детской литературы и ее сложившиеся тенденции затрагиваются в той или иной мере во многих работах, посвященных анализу современного литературного процесса: трехтомной «Истории мордовской советской литературы» (1968-1974), «Истории мордовской литературы» (1981), многочисленных «Очерках жанров мордовской литературы» и «Трудах» Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики, а также в монографиях: «Мордовский рассказ» (1987) Г.С. Девяткина, «Единство традиций» (1978) и «Эпос дружбы» (1985) A.B. Алешкина, «Современная мордовская литература» (1993) и «Процессы жанрового развития мордовской прозы (50 - 90-е г.г.)» А.И. Брыжинского и других. Изучение же непосредственно мордовской детской литературы нашло отражение в исследованиях С.А. Самошкина «Мордовская детская литература» (1970) и JI.M. Имангуловой «Поэтика жанров современной мордовской детской литературы» (1995), а также в статьях и книгах известного современного детского поэта и ученого М.Г. Имярекова, в частности в его книге «Писательсь и эряфсь» («Писатель и жизнь», 1992).
Отмечая положительное значение данных работ, следует отметить, что в них особенности развития детской литературы 70 - 90-х годов XX в. не являются объектом специального исследования.
При исследовании современного состояния мордовской детской литературы критики чаще всего характеризуют литературные жанры, методы, позитивные и негативные моменты, обращаясь к отдельным художественным произведениям, замыкаясь в их структуре.
Напрашивается вывод, что литература для детей вроде бы и не обойдена вниманием критики, но назвать его пристальным будет явным преувеличением.
Критика «большой» литературы чаще всего проходит мимо литературы о реальной жизни младшего поколения, мало сопоставляет отраженные в книгах детских писателей судьбы детей, семьи, жизнь школы с той жизнью, что определяет бытие в целом. Но еще более уязвима критика, специализирующаяся лишь в области собственно детской литературы. Она зачастую опасается выходить в своих анализах и выводах за ее пределы. Мордовскими критиками довольно много сделано в изучении творчества детских и юношеских писателей, но в значительной мере оказывается забытым сам литературный процесс, его основные тенденции и закономерности развития.
В частности, в мордовском литературоведении специально не занимались такими проблемами, как специфика мордовской детской литературы, традиции русской и зарубежной детских литератур в современной мордовской детской литературе, хотя изучение этих вопросов в настоящее время приобретает актуальнейшее значение. Очень мало работ, где в центре научного анализа стоят проблемы, связанные с такими темами, как тема семьи и школы, счастья и смысла жизни, нравственности.
В свете исследуемой нами проблемы особенно важно обратиться к трудам ученых, посвященным специально вопросам детской литературы. Это труды В.Г.Белинского, М.М.Бахтина, Н.И. Павловой, Ф.И. Сетина,
Б.А. Бегака, а также труды мордовских литературоведов: В.В.Горбунова, А.Г.Борисова, Н.И.Черапкина, А.В.Алешкина и других.
До конца 60-х годов в мордовском литературоведении не было ни одного крупного исследования по проблемам детской литературы. Выход в 1970 году монографии С.А.Самошкина «Мордовская детская литература» явился значительным вкладом в мордовское литературоведение. В ней большое внимание уделено становлению мордовской детской литературы. Эта работа является первой попыткой проследить пути развития национальной детской литературы, рассказать о ее достижениях, известных писателях и наиболее популярных произведениях.
В книге дан обзор детской литературы 30-х годов, периода Великой Отечественной войны, послевоенного десятилетия и периода до 1966 года.
Автором собран и систематизирован, подвергнут анализу и обобщен большой материал, создана определенная картина формирования мордовской детской литературы.
История мордовской детской литературы еще раз подтверждает ту очевидную истину, что только в тех случаях писатели достигают успеха, когда свой талант они подчиняют интересам народа, свято следуют традициям устно-поэтического творчества родного народа, творчески учатся у классиков русской и зарубежной литератур и выдающихся мастеров своего времени.
Книга С.А.Самошкина доказывает, что создание большой литературы для маленького читателя было заботой всех писателей мордовского народа. Со дня зарождения литературы они проявили понимание того, что путь в большую культуру, к активному участию в развитии современного общества, лежит через художественную книгу на родном языке.
Следует отметить, что некоторые рассмотренные в работе вопросы со временем утратили свою актуальность и опровергнуты рядом научных исследований.
Наше исследование является подтверждением того, что вопросы зарождения мордовской детской литературы, рассмотренные С.А.Самошкиным, в настоящее время опровергнуты рядом научных работ и требуют продолжения исследования в этой области.
В 1995 году защищена диссертация, посвященная детской литературе. Это исследование Л.М.Имангуловой «Поэтика жанров современной мордовской детской литературы», в котором рассматриваются пути формирования и развития литературных жанров с позиции их поэтики.
Автор обращается к таким проблемам, как категория жанра, его эволюция, типологические разновидности, а также роль наиболее распространенных жанров мордовской литературы в эпоху ее зарождения и развития.
Особое звучание актуальность данной темы приобретает в настоящее время, в период роста национального самосознания мордовского народа.
Предлагаемая диссертация является попыткой выявить пути и тенденции развития различных жанров детской литературы на современном этапе. Под этим углом зрения анализируются наиболее известные произведения современных мордовских писателей, пишущих для детей, сделана попытка создания подлинно научной картины общего состояния детской литературы Мордовии, выявления ее типологических общностей и национального своеобразия.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена теми переменами, которые происходят в самой художественной практике. Она продиктована современными требованиями развития общества. В данном исследовании предпринимается попытка дать наиболее объективную картину современного состояния мордовской детской литературы, проследить тенденции ее дальнейшего развития, выявить типологические общности и национальное своеобразие.
Зарождение искусства слова любого народа, в том числе и мордовского, обусловлено его общественными и эстетическими потребностями. Мордовская литература, особенно детская, всегда опиралась на вековые устно-поэтические традиции своего народа. Вместе с тем, в формировании и развитии мордовской детской литературы немаловажное значение имели и имеют взаимосвязи и взаимодействия с русской, а также зарубежной детскими литературами. Эти взаимодействия дают возможность мордовской литературе использовать инонациональный опыт и в известной мере освобождают ее от поисков уже найденных и освоенных способов изображения действительности. Такой подход находит отражение и в нашем исследовании, хотя основное внимание уделено рассмотрению национальной специфики современной детской литературы. Актуальность обращения к литературе 70 — 90-х годов XX в. объясняется отсутствием обобщающих исследований о состоянии современной мордовской детской литературы, а имеющиеся публикации, как правило, ограничиваются лишь отдельными статьями, рецензиями и краткими откликами.
Выбирая детские произведения для анализа, мы в предлагаемом исследовании останавливаемся на тех, в которых на высоком художественном уровне воплощены, прежде всего, вопросы духовного, эстетического и воспитательного плана; на книгах, в которых раскрываются проблемы нравственного долга, поисков истины, верности избранным идеалам, гармоничного соотношения личного и общественного, темы счастья и смысла жизни, преемственности поколений, любви к родине, дружбы, а также на тех, которые учат любви к ближнему, доброте, чуткости, верности независимо от происхождения, национальности и религиозных убеждений. Духовные основы, составляющие кодекс человечности, пришли из древности и составляли нравственный идеал наших предков. Эти высокие нравственные критерии во все времена являлись идейной основой детской литературы любого народа.
ЦЕЛЬ И ОБЩАЯ ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ: рассмотреть истоки, литературы, проанализировать вопросы поэтики, существенные перемены на своем пути к идейно-эстетической зрелости. При этом особое внимание уделено идейно-эстетическому своеобразию мордовской детской литературы и ее типологических черт, общих для финно-угорских литератур народов Поволжья.
Исходя из цели исследования, определены следующие его ЗАДАЧИ:
• уточнить хронологические границы зарождения мордовской детской литературы;
• определить специфические особенности мордовской детской литературы, проследить в ней влияние традиций родного фольклора, русской и зарубежной детских литератур;
• выявить основные тенденции развития современной детской литературы различных тематических направлений;
• показать национальное художественное своеобразие произведений мордовских детских писателей;
• показать пути достижения высокого уровня развития литературы для детей, ее жанровое и тематическое многообразие.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации явился принцип конкретно-исторического подхода к анализу художественного материала, работы известных критиков и литературоведов, таких как В.Г. Белинский, М.М Бахтин, Н.И. Павлова, Ф.И. Сетин, Б.А. Бегак и других, современные концепции гуманизации образования и воспитания, свободного от идеологической детерминированности и устоявшихся стереотипов и штампов.
МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются художественные произведения мордовской детской литературы последних десятилетий (70 - 90-е годы XX в.), которые, будучи характерными для современного литературного процесса, еще не привлекли серьезного внимания исследователей и таким образом оказались менее разработанными в мордовском литературоведении и критике, новые явления и тенденции, наметившиеся в ее развитии. Для анализа взяты в основном произведения, вышедшие отдельными изданиями, хотя привлекаются и лучшие журнальные публикации.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что
• в результате анализа многих произведений для детей, которые рассматриваются не только с точки зрения специфики детской литературы, но и с общелитературных и эстетических позиций, в свете современных научных данных и подходов выделены такие художественные координаты, как образ времени и образ юного героя в его развитии, в движении к интеллекту, к духовности, к гражданственности;
• сравнительно-сопоставительный подход к анализу процесса художественного развития мордовской детской литературы с учетом фольклорных традиций, традиций русской и зарубежной детской литературы, с учетом их взаимовлияния помог воссоздать реальную картину современного состояния литературы для детей, которая по праву заняла заметное место не только в общероссийском литературном процессе, но и во всем финно-угорском мире.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ определяется тем, что теоретические положения, конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть использованы учителями-словесниками при изучении мордовской литературы в национальных общеобразовательных школах, преподавателями вузов в лекциях по детской литературе, при разработке спецсеминаров и спецкурсов, связанных с проблемами литературы для детей, при написании студентами курсовых и дипломных работ, при составлении учебных пособий и т. д.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры литературы МГПИ имени
12
М.Е. Евсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (март, 1997, г. Саранск), на ежегодных Евсевьевских чтениях, изложены в публикациях по теме диссертационного исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пути и тенденции развития мордовской детской литературы 70-90-х гг. ХХ в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мордовская детская литература в полной мере дает возможность юному читателю увидеть быт, чистоту народной этики, учит любить родную землю и понимать простейшие и мудрые категории добра и справедливости.
Идейно-художественное возмужание современной мордовской детской литературы тесно связано с освоением творческого опыта всей российской и мировой литературы. Эти связи многообразны и плодотворны.
Анализ литературного процесса 20-х гг. XX в. дает нам основание сделать вывод: произведения для детей вырастали на национальной почве, правдиво отражали важнейшие процессы того периода, поднимались на волне патриотизма вместе с растущим самосознанием народа, отвечали потребностям педагогики и просвещения, имели как образовательное, так и воспитательное значение.
Самым серьезным недостатком мордовской детской литературы в период зарождения является художественная неопределенность и скольжение по поверхности фактов действительности.
Примитивные взгляды, например, на трудовое воспитание, приводили мордовских детских писателей к тому, что они изображали сам процесс труда, пытались обучить подростка ремеслу, но были не в силах через художественный образ выразить новое отношение к труду, и то, как меняется характер, поступки ребенка в процессе труда.
В произведениях мордовских писателей образы рисовались схематично; не было еще умения строить композицию произведения, учитывая возрастные особенности, находить выразительные художественные детали. В отборе лексических средств рассказов и стихов редко обнаруживалось стремление к полновесности, звучности и красоте слова. Все это выливалось в то, что мордовские детские писатели касались важных тем, но они не умели соединить идею, язык и композицию, вместо художественных обобщений часто прибегали к эмпиризму и фактографии.
Эти недостатки мордовской литературы для детей упорно преодолевались в последующие периоды ее развития.
Развитие мордовской детской литературы тесно соприкасается с развитием русской и зарубежной литератур. Обусловлена такая тесная связь тем, что многие века русский и мордовские народы территориально близки между собой, а через русскую литературу в мордовскую переходят многие традиции зарубежной. Мордовская детская литература традиционна во многих аспектах. Она следует за русской и зарубежной литературами в соблюдении жанровых традиций. Это проявляется в том, что в мордовской детской литературе главенствующими прозаическими жанрами являются рассказ и повесть, так как именно они более всего подходят специфике детской литературы по объему и количеству информации, которую в состоянии понять и воспринять детское мышление. Для самых маленьких в мордовской литературе используется в основном рассказ, как и для детей среднего возраста (Я.Пинясов, Т.Тимохина, В.Мишанина, А.Фошин). Подросткам же в мордовской детской литературе предназначаются не только рассказы, но и повести (Ф.Андрианов, В.Мишанина, Н.Тремасов, С.Ларионов и др.). Традиционен в мордовской прозе жанр авторской сказки (С.Аникин, А.Ежов, Д.Куляскин), жанр сказочной повести (Ф.Атянин). Как и в русской детской литературе, в мордовской есть произведения, которые были созданы посредством «усечения» жанра - отрывок из повести становится отдельным самостоятельным произведением («Шумный брат» Я.Пинясова).
Традиционны и темы, которые затрагивают в своих произведениях мордовские авторы. Они обращаются к проблемам, которые на протяжении многих десятилетий рассматривались и русскими, и зарубежными писателями.
Так, традиционными в мордовской детской прозе стали темы: природы, счастливого детства, а также тема несчастливого детства, и связанная с ней тема войны. Закреплены традицией и очень важны в детской литературе тема семьи и школы, тема становления личности, правильного выбора жизненного пути. Мордовские авторы не проходят и мимо темы счастья и смысла жизни.
Система персонажей в произведениях мордовских писателей в основном придерживается двух схем: когда главный герой мальчик (юноша), и когда главный герой девочка (девушка).
Вместе с тем, мордовская детская литература обладает своей спецификой. Своеобразие заключается в тесном переплетении жанров в пределах одного произведения. Обычно сливаются в единое целое жанр новеллы и жанр легенды.
Наряду с другими особенностями мордовской детской литературы, можно отметить специфику изображения выдающихся личностей. Авторы художественных произведений для детей воссоздают биографии земляков в контексте развития истории и культуры Мордовии.
Специфика в системе персонажей заключается и в своеобразной подаче женских образов, которые в мордовской детской литературе даны не в статике, как часто встречается в русской и зарубежных литературах, а в динамике. Мордовские авторы делают эти образы главными, раскрывая темы родины, исторического прошлого мордовского народа, т.е. тех тем, главными героями которых обычно бывают мужчины. Поэтому героини мордовских писателей - это яркие, самобытные характеры, жизнестойкие, независимые, самостоятельные, решительные, смелые, тем самым они выходят за рамки традиционных женских образов.
Своеобразие ярко выражено в поэтике произведений мордовских авторов. Самой яркой особенностью здесь является символизм, который берет свое начало в древней мордовской культуре и религии. Во многих произведениях присутствует некий символ чего-либо, к которому постоянно обращается тот или иной автор, подчеркивая его значимость, влияние на судьбы героев. Особенность поэтики и в том, что в произведениях используются специфичные мордовские имена, бытовая лексика, приветствия, которые не переводятся на русский язык, с целью показать особенности мордовского языка.
Специфика мордовской детской прозы, так или иначе, проявляется у многих авторов, но наиболее показательными, в данном случае, можно назвать произведения В.Радина-Аловского.
В мордовской детской литературе многими авторами затрагиваются важнейшие темы детской литературы - семьи и школы. Тема семьи ставит широкий круг проблем, решения которых предлагаются многими мордовскими авторами: воспитания, развития личности ребенка, ответственности родителей в воспитании детей, ценности семьи в жизни каждого человека. Общим у всех произведений о семьи является то, что авторы показывают в своих произведениях, насколько важна семья в жизни ребенка, в правильном выборе его жизненного пути, в становлении его личности. Довольно часто эти темы звучат декларативно. Значительно ярче и убедительнее писатели раскрывают, какую губительную роль может играть неблагополучная семья в судьбе ребенка. Таким образом, полнокровное, яркое воспроизведение положительного примера еще только ждет своего воплощения. Каждый автор вносит свой вклад в данную тему. Через различные эпизоды и события, которые происходят с детьми, писатели ставят и решают актуальнейшие проблемы, используя при этом различные средства, методы создания образов. Многие произведения этой тематики пронизаны единой идеей: в своей семье ребенок должен быть счастлив.
Тема школы, являясь очень важной, не находит в мордовской прозе должного развития. Свидетельством тому является дефицит в мордовской детской литературе «школьных» произведений.
Кроме того, даже в малом количестве, эти произведения не глубоки по раскрытию проблем, недостаточно ярки и колоритны по сюжету, системе персонажей, идеи не получают должного раскрытия, иногда встречается несоответствие тематики и проблематики идее произведения. Из произведений мордовских писателей о школе можно выделить только повесть А.Киреева «Черный узел», которая является яркой, своеобразной, не имеющей аналогов по остроте постановки проблем.
Говоря о мордовской прозе, нельзя не сказать о персоналиях писателей. Конечно, мордовская детская литература в целом еще не достигла того высокого уровня развития, как русская или зарубежная, но некоторые мордовские авторы уже достигли высокой планки и стоят на одном уровне со многими общепризнанными детскими писателями. Одним из таких авторов в мордовской детской литературе является В.Мишанина.
Наиболее полно и ярко раскрывается в ее произведениях проблема счастья и смысла жизни. Писательница имеет своей взгляд на мир ребенка, у нее свой почерк, ее произведения о детях глубоко психологичны, отвечают всем требованиям детской литературы, читаемы и любимы подрастающим поколением.
Через своих маленьких героев автор показывает, как сложен и многогранен мир ребенка, как мучителен порой поиск счастья, как сложно понять, в чем заключен смысл жизни человека. В связи с этим В.Мишанина постоянно напоминает своим читателям, что счастье для ребенка заключается в общечеловеческих ценностях: любви, добре и истине, - во всем, что могут дать им родители, семья, школа, счастье и смысл жизни для маленькой личности неразделимы. По мнению писательницы, быть счастливым и дать счастье другим - это и есть смысл жизни, к этому нужно стремиться.
В произведениях для юношества у мордовских писателей четко прослеживается тема нравственных исканий подростков. Особенно часто в пределах данной темы у мордовских авторов раскрывается проблема выбора жизненного пути и верности ему, своим морально-нравственным принципам. Особенностью этих произведений является наличие в них экстремальных ситуаций, в которых оказывается главный герой, и которые ярко раскрывают характер человека. В большинстве своем писатели никогда не навязывают юному читателю свое мнение, а лишь подталкивают к самостоятельному анализу и выводу, в чем и заключается воспитательная ценность произведений.
Большую роль в эмоциональном воспитании детей играет поэзия. Детская мордовская поэзия еще достаточно молода, поэтому имеет свои недостатки.
Лирический герой мордовской поэзии в целом еще недостаточно ярок и конкретен, хотя есть ряд стихотворных произведений, где лирический герой проявляется выразительно и отчетливо. Это достигается искренностью чувств автора, его переживаний, красотой поэтических средств, единством форм и содержания.
Превалирующими в мордовской поэзии являются стихи о природе. При этом пейзажная лирика наиболее популярна среди поэтов, пишущих для детей, так как она крайне важна в формировании личности ребенка и является постоянным объектом детского чтения. Авторы стихотворений о природе показывают красоту, гармонию природы, учат любить, ценить, уважать ее, уметь общаться с ней. Пейзажная лирика привлекает красотой образов, отличается точностью и яркостью изобразительно-выразительных и синтаксических средств, среди которых наиболее часто используются метафоры и эпитеты, многие из которых являются окказионально-авторскими.
Особенности мордовской поэзии проявляются в системе форм стихосложения: метрике, ритмике, строфике, фонике, которая зависит от лингвистико-грамматической системы мордовского языка, его фонетических норм.
Год от года мордовская детская поэзия становится более профессиональной, яркой, образной.
Анализируя художественные произведения 70 - 90-х годов, следует отметить, что за последнее время наступает новый этап в развитии мордовской детской литературы. Для него характерны широкий идейно-нравственный кругозор писателей, стремление выразить духовную
160 биографию, судьбу юного поколения в глубокой и естественной связи с судьбой мордовского народа, с жизнью общества.
Лучшие произведения для детей отличаются глубиной психологического анализа, освоением сложного жизненного материала. Подтверждение этому мы находим в творчестве таких прозаиков, как Я.Пинясов, Ф.Андрианов, С.Ларионов, В.Мишанина, А.Фошин, Н.Тремасов, Т.Тимохина, А.Киреев, а также в творчестве мордовских поэтов: Р.Орловой, Ч.Журавлева, М.Имярекова, П.Госткина, С.Кинякина и других.
Мордовские писатели своим творчеством помогают юному читателю разобраться в жизненных перипетиях, судьбами своих героев ориентируют молодое поколение на достойное решение проблем современной жизни, прививают любовь к родине, людям, ко всему живому, учат уважать себя и окружающих, понимать, ценить и оберегать природу.
В целом мордовская детская литература за прошедший период (70 - 90-е годы XX в.) сделала большой шаг в своем развитии и продолжает совершенствоваться. Она стала неотъемлемой частью общероссийского литературного процесса, оставаясь при этом яркой, национальной и самобытной.
Список научной литературыЕремчева, Татьяна Михайловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Агапов В.Д. Солнечные кудри: Стихи. - Саранск: Мордов. кн. изд-во,1990, 48с.
2. Айтматов Ч., Дубов Н., Кузнецова А., Лиханов А. Повести. М.: Дет. лит., 1985, 376с.
3. Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые. Проблемы и искания современной детской прозы: Очерки, размышления, заметки. М.: Дет. лит., 1989, 221с.
4. Акимов В.М. На воротах времени: Размышления о книге. Л.: Дет. лит. Ленигр. отделение, 1991, 284с.
5. Акимов В.М. Банк Н.Б. Проблемы и герои современной советской литературы. Л., 1972, 32с.
6. Александров В.П. В желудке целое дерево. : (Из опыта современной советской многонациональной детской литературы). М.: Дет. лит., 1981,159с.
7. Алексин А. Г. Собр. соч.: в 3-х т. М.: Дет. лит., 1979,464с.
8. Алешкин A.B. Единство традиций. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978, 192с.
9. Алешкина С.А. Из недр народа. // C.B. Аникин. Плодная осень. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989, с. 5-16.
10. Ю.Анатольева Е. Верные друзья (О рассказах Тимохиной Т.) // Дет. лит., 1980 20 января.
11. П.Андрианов Ф.К. Вижу зеленый: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975,160с.
12. Андрианов Ф.К. Мера вины твоей: Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998,172с.
13. Аникин C.B. О мордовском народе по поводу сказок. // C.B. Аникин. Плодная осень. / Сост. A.B. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989, с. 238-243.
14. Анисимов И.И. Современные проблемы реализма. М.: Наука, 1977, 359с.
15. Артамонов С. Д. и др. История зарубежной литературы XVII -XVIII в.в.: Изд-е 4-е. -М.: Просвещение, 1973, 800с.
16. Астафьев В. П. Рассказы. М.: Сов. Россия, 1984, 577с.
17. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. / Сост. С.Г. Бочаров, В.В. Кожинов. -М.: Худ. лит., 1986, 541с.
18. Барто А.Л. Немного о себе. // Вслух про себя. М., 1975, кн. 1, 320с.
19. Баруздин С.А. Заметки о детской литературе. М.: Дет. лит., 1975, 336с.
20. Бегак Б.А. Неиссякаемый родник (Детская литература и народное творчество). -М.: Знание, 1973, 64с.
21. Бегак Б.А. Сложная простота: Очерки об искусстве детской литературы. -М.: Сов. писатель, 1980, 295с.
22. Белинский В.Г. О детской литературе. / Сб. М.: Дет. лит., 1983, 430с.
23. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. О детской литературе. -М.: Детгиз, 1954, 432с.
24. Белобровцева И. Дефицит героя: заметки о школьной повести. -Литературное обозрение, 1985 № 10.
25. Библиотека мировой литературы для детей в 54 томах: Т. 27. М.: Дет. лит., 1981, с. 3.
26. Бобылев Ф.Н., Краснов А.Ф. Шаловливый ручеек: Стихи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994, 32с.
27. Богомолов В. Иван; Зося: Повести. М.: Дет. лит., 1985, 127с.
28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968, 464с.
29. Бондарь С.Ю. Профессиональная направленность вузовского курса «Литература для детей и юношества». // Дисс. канд. пед. наук. М., 1993.
30. Борисов А.Г. Роль фольклора в становлении и развитии мордовской литературы (поэтические жанры) // Дисс. канд. филол. наук. М., 1987.
31. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977, 192с.
32. Бочаров А.Г. Чем жива литература?. Современность и литературный процесс. М.: Сов. Писатель, 1986, 400с.
33. Брыжинский А.И. и др. О поэзии в мордовской детской литературе. // Очерки жанров мордовской литературы (1974 1975гг.). -Саранск, 1982, 168с.
34. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-е 90-е годы). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995, 192с.
35. Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1884, 103с.
36. Букварь для мордвы-эрзи. Казань: Тип. - лит. В.М. Ключникова, 1892,47с.
37. Букварь для мордвы-мокши. Казань: Тип. - лит. Имп. Ун-та, 1892, 55с.
38. Бэешу Н.М. Воспитательное значение детского фольклора. // Под ред. И.Д. Чобану. Кишинев: Штинница, 1980, 76с.
39. Васильев Л. Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985,128с.
40. Васюченко И. Испытание чудом. // Детская литература, 1987 № 2, с. 19-23.
41. Введение в литературоведение. / Под ред. Поспелова Г.Н. М.: Высшая школа, 1988,422с.
42. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Апполон и Дионис (О Ницше). М.: Политиздат, 1991, 336с.
43. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989, 406с.
44. Вопросы, вопросы, вопросы. // Детская литература № 5 1987, с. 5-9.
45. Воронов Н., Лиханов А. Время искать себя. Диалог о проблемах литературы для юношества // Лит. газета, 1975 5 февраля.
46. Втулкин М.А. Ведьбайгине: Стихт. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992, 38с.
47. Горбунов В.В. Вастомат: Литературно-критические статьи. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993, 190с.
48. Горбунов В.В. Поэзия душа народа: О становлении, развитии и современном состоянии мордовской поэзии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973, 295с.
49. Гордеева Г. Детям волжских берегов: Книги для детей писателей республик Поволжья в издательстве «Детская литература» (1970 80-е гг.). // Детская литература, 1982 - № 12, с. 42-45.
50. Горький A.M. О прозе // Собр. соч.: В 30-ти т. Т. 26. - М.: Гослитиздат, 1953,436с.
51. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987,213с.
52. Дементьев В. Золотое сечение: О соврем, прозе и поэзии. М.: Мол. гвардия, 1985, 111с.
53. Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения // Сост. A.B. Дановский. -М.: Академия, 1996, 640с.
54. Детская литература / Под ред. Терновского А. В. М.: Просвещение, 1977,431с.
55. Дефо Д., Диккенс Ч. Романы. М.: Дет. лит., 1988, 652с.
56. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. М.: Худож. лит., 1980, 366с.
57. Дорофеев З.Ф. «Од веле» («Новая деревня»): Книга для чтения. -М.: Центриздат, 1925, ч. 1, с. 152.
58. Дорофеев З.Ф. Собр. соч., Т. 2, с. 20.
59. Дудин М. Стучаться вкаждое сердце // Лит. газ., 1981-5 августа.
60. Ежов А.Ф. Касы веленязе: Стихт. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984, 40с.
61. Еремин И.П. Литература древней Руси: Этюды и характеристики. -М.; Л.: Наука, 1966, 263с.
62. Жанры в литературном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Вологод. гос. пед. ин-т. Вологда, 1986, 150с.
63. Железников В. «Рыжий» назло всем. Беседа за рабочим столом // Лит. газета., 1987 10 июня.
64. Жиганов М.Ф. М.Е. Евсевьев историк родного края. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990, 120с.
65. Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977, 407с.
66. Жулинский Н.Г. Человек в литературе. Общественные ценности и проблема художественного характера. Киев: Наук, думка, 1983, 303с.67.3алыгин С. Отец дайн // Сов. Культура, 1985 21 ноября.
67. Зиновьев Н.В. Человек и время: Мордов. лит. и нац. шк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994, 272с.72.3убарева Е.Е. Несущие тягу земную: Очерки о проблеме соц. реализма в детской и юношеской литературе, 1980,192с.
68. Ивенин В.А. В кукушкиной избушке: Стихи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984,16с.
69. Ивич А. Природа. Дети: Очерки творчества: 2-е изд. М.: Дет. лит., 1980, 223с.
70. Имаигулова Л.М. Поэтика жанров современной мордовской детской литературы: Дисс. канд. фил. наук. Саранск, 1995.
71. Имяреков М.Г. Найди себя (О произведениях мордовских писателей на темы морали) // Сов. Мордовия, 1979.
72. Имяреков М.Г. Нравственные искания в мордовской прозе // Горение: Лит.-худ. сб., 1986, с. 225-234.
73. Имяреков М.Г. Мордовская детская литература на современном этапе // Родные просторы: Лит.-худ. сб., 1978, с. 230-235.
74. Имяреков М.Г. Мечтатели. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991, 36с.
75. Имяреков М.Г. Писательсь и эряфсь: Творческие портреты мордовских писателей. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992, 382с.
76. Инчин А.И. Сосульки-висюльки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992, 20с.
77. История мордовской литературы / Отв. ред. Н.И. Черапкин. -Саранск: Изд-во мордов. гос. ун-та, 1981, 382с.
78. История советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1970, т. 1, с. 30-51.
79. Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1928,126с.
80. Киреев А. Черный узел: Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988, 480с.
81. Конрад Н.И. Проблемы современной филологии. М.: Наука, 1965, 405с.
82. Книга ведет в жизнь (Об особенностях и воспитательном значении современной лит-ры для детей и юношества) / Под ред. Т.Д. Полозовой. -М.: Просвещение, 1964, 264с.
83. Краснухин П. В присутствии Пушкина: Соврем, поэзия и классич. традиции. М.: Сов. Писатель, 1985, 256с.
84. Кривоусова З.Г. Жанровые разновидности и худ. своеобразие советской повести о военном детстве (60-е 80-е гг.). - М., 1990.
85. Крутицкий В .А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965, 210с.
86. Кузьмичев И. Введение в теорию классификации литературных жанров // Жанры советской литературы: Вопросы теории и истории. Горький: Изд-во горьк. ун-та, 1968.
87. Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности. М.: Сов. Россия, 1979,411с.
88. Кузнецова А.Г. Детская литература Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965, 76с.
89. Крупская H.K. Н.К. Крупская о детской литературе и детском чтении. М.: Дет. лит., 1979, 271с.
90. Кяшкина Н. Родом из детства (О В. Мишаниной и ее произведениях) // Сов. Мордовия, 1987 18 января.
91. Лейдман H.A. Движение времени и законы жанра // Жанровые закономерности развития советской прозы в 60 70-е годы. -Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1982.
92. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987, 751с.
93. Лупанова И., Файн О. Юный герой нашего времени в современной прозе для детей // Дет. лит. № 3 1972, с. 25-56.
94. Максимов A.A. Телефон доверия слушает.// Парус, 1988- № 4.
95. Макушкин В.М. Начало пути. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976, 148с.
96. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984,224с.
97. Макушкин В.М. Мордовская литература 20-х годов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976, 40с.
98. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. М.: Дет. лит., 1981, 639с.
99. Мишанина В.И. Ворота времени. М.: Дет. лит., 1984,125с.
100. Мишанина В.И. Ки лангса ломатть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985, 168с.
101. Мишанина В.И. Серебряная ракушка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980, 112с.
102. Мифы народов мира. М.: Сов. энцикл., 1988. - Т. 2., 719с.
103. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников. М.: Педагогика, 1976, 222с.
104. Мотяшов И.П. Мастерская доброты. М.: Дет. лит., 1988, 429с.
105. Мотяшов И.П. Искусство детской литературы // Дет. лит., 1973 -№ 5, с.5.
106. Неверов A.B. Молодая проза: время, проблемы, герои. М.: Знание, 1985, 64с.
107. Немировский Е.Л. Мир книги: С древнейш. времен до нач. XX в. -М.: Книга, 1986,287с.
108. Новиков В.В. На новом этапе: Действенная роль лит. и искусства. -М.: Сов. писатель, 1985, 320с.
109. Ночная погоня // Сб. научно-фантастических рассказов. М.: Дет. лит., 1989, 303с.
110. Огнев A.B. О поэтике современного русского рассказа. -Саратов: Изд-во сарат. ун-та, 1973, 192с.
111. Павлова Н.И. Четверо в пути: Некоторые проблемы современной прозы. -М.: Дет. лит., 1984, 128с.
112. Павлова Н.И. Лирика детства: Некоторые проблемы поэзии. М.: Дет. лит., 1987, 140с.
113. Пинясов Я. Шумный брат. М.: Дет. лит., 1982, 111с.
114. Пинясов Я. Суровые тропы: Повесть. Саранск, 1974, 199с.
115. Повести и рассказы современных зарубежных писателей. М.: Худ. лит., 1983, 671с.
116. Подростки: проблемы воспитания и литература // Детская литература, 1977 № 12, с. 3-25.
117. Полозова Т.Д. Открытие мира: Советская детская литература и проблемы формирования читателя-подростка. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979, 256с.
118. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990, 256с.
119. Померанцева Э. Мордовские народные сказки // Мордовские сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973,111с.
120. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещения, 1972, 271с.
121. Потебня A.A. Теоретическая поэтика / Сост. А.Б. Муратов. М.: Высш. шк., 1990, 344с.
122. Поэзия народов мира: от древнейших времен до рубежа XIX XX вв. - М.: Дет. лит., 1986, 718с.
123. Проблемы детской литературы: Межвуз. сб. Петрозаводск: ПТУ им. О.В. Куусинена, 1981,174с.
124. Проблемы жанра и стиля в русской литературе: Сб. тр./ МГПИ им. В.И. Ленина. -М., 1973, 232с.
125. Проблемы жанров современной мордовской литературы: Тр. МНИИЯЛИЭ. Вып. 84. - Саранск, 1987, 201с.
126. Проблемы современной мордовской литературы / Под ред. Черапкина Н.И. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980, 272с.
127. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986, 365с.
128. Просветители и педагоги мордовского края / Сост.: М.Т. Бибин, Е.Г. Осовский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986, 196с.
129. Путилова Е.О. Пути развития русской литературы для детей XIX начала XX вв. (Проблемы, традиции) // Дисс. канд. филол. наук. - М., 1993.
130. Пушкин A.C. Сочинения: В з-х т. М.: Худож. Лит., 1985. - Т. 1, 375с.
131. Радин-Аловский В. Сказы Мурзы: Повести и рассказы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983, 144с.
132. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. -М.: Просвещение, 1986,238с.
133. Русская детская литература / Под ред. Ф.И. Сетина. М.: Просвещение, 1972, 367с.
134. Салаева М.Н. Русско-мордовские связи в волшебной сказке // Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1992.
135. Самаркина Н.П. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии // Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саранск, 1991.
136. Самошкин С.А. Мордовская детская литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970,184с.
137. Сетин Ф.И. Возникновение русской детской литературы и основные этапы ее развития // Автореф. дисс. д-ра филол. наук. М., 1978.
138. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. М.: Просвещение, 1990, 302с.
139. Сироткин М. Очерк истории чувашской советской литературы. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956.
140. Словарь литературоведческих терминов / Сост.: Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. -М.: Просвещение, 1974, 509с.
141. Соболевский А. Открытый свет: Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980,288с.
142. Советская детская литература / Под. ред. В.Д. Разовой. М.: Просвещение, 1978,495с.
143. Современная мордовская литература (60 80-е гг.). В 2-х ч. Ч. 1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993,239с.
144. Современная мордовская литература (60 80-е гг.). В 2-х ч. Ч. 2. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993, 317с.
145. Соколова В. Конфликты и характеры. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972, 148с.
146. Терновская В.В. Практикум по детской литературе. М.: Просвещение, 1983, 367с.
147. Тикшайкин А. Серебряная ракушка (О рассказах В. Мишаниной) // Молодой ленинец, 1981-9 января.
148. Тимофеев Л.И. Советская литература: Метод, стиль, поэтика. -М.: Сов. писатель, 1964, 523с.
149. Тимохина Т.Д. Розовой пель. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986, 60с.
150. Тимохина Т.Д. Севныця котат. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978, 32с.
151. Тремасов Н.Я. Нежности Волчицы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991, 95с.157. «Тундонь чи» Эрзянь букварь. М.: Петроград, Госиздат, 1923, 47с.
152. Урнов Д.М. О романе Ч.Диккенса "Приключения Оливера Твиста" // Дефо Д., Диккенс Ч. Романы. М., Дет. лит., 1980, 360с.
153. Учватов Н. Мужчины: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983, 80с.
154. Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978, 325с.
155. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа: 2-е изд., доп. М.: Худож. лит., 1986, 439с.
156. Чаша мудрости / Композиция Вл. Воронцова. М.: Дет. лит., 1978, 511с.
157. Черапкин Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969, 382с.172
158. Чернец JI.B. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982,192с.
159. Чернов Е.И. История мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993, 92с.
160. Чехов А.П. Рассказы. М.: Современник, 1984, 287с.
161. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Правда, 1964, Т. 2, 782с.
162. Чилисема, 1997 № 7, с. 10.
163. Чинаева М.И. Тенденции развития повести о школе в советской детской и юношеской литературе 70-х 90-х гг. (Проблематика, конфликт, характер). - М., 1989.
164. Щеглова Е. Школа и школьная повесть // Нева, 1987 № 1, с. 172-178.
165. Эскина H.A. Проблема героя в мордовской прозе для детей. Автореф. дисс. канд. филол. наук. -М., 1974.
166. Юрченков В.А. Хронограф. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991, 367с.
167. Якстерь тяштеня, 1998 № 5-6, с. 11.
168. Якстерь тяштеня, 1999 № 7, с. 3.