автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Охранительная идеология как инструмент политики царизма на Украине (1903 - февраль 1917 гг. )

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Бабенко, Валентина Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Охранительная идеология как инструмент политики царизма на Украине (1903 - февраль 1917 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Охранительная идеология как инструмент политики царизма на Украине (1903 - февраль 1917 гг. )"

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЧй УНИВЕРСИТЕТ ИШИ 300-явтия ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

На правах рукописи УДК 947.083

Е4ВЕИК0 Валентина Андреевна

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ЦАР1ША НА УКРАИНЕ /1503 - февраль 1917 гг./

07.00.01 - История общественных движении и политических партий

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Днепропетровск 1992 г.

Работа выполнена на кад^едре политический истории Днепропет-Р^ьского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

ЯКУНИН й.Н.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

САРБЕЙ В.Г.

доктор исторических наук, профессор НЕКОЗ Н.Д.

Ььцущия научная организация: Донецкий государственный университет

Защита состоится " 1992 г. в*^^часов

но заседании специализированного смета К 053.24.03 по присуждена учёной стонет; кандидата исторических наук в Днепропетровском государственном университете (г.Днепропетровск, пр.Гагарина, 72,

аудитория 604).

С диссертации можно ознакомиться в научной библиотеке Днепропетровского государственного университета,

автореферат разослан " "¿У^1992 г.

секретарь снециализи-роьышсго сонета

кыщщыт исторических наук, . / доцент / <>-__< '-- И.А.Кривой

' У

Актуальность исспедоианяя.Современный этап обаественно-гкш'та-ческой жизни Украины,характеризующиеся выходом т арену новых идейных течений,политических партий и органаз?щиЛ,породил острьй янтаре с исследователей к истории политическая партий и даадпнн.! начала XX века,их идеологии.

Особое место среди многочисленных политических организаций,возникших в начале XX века,занишшт монархические партии и органазадан,кх идеология.Это объясняется прежде всего той,что монархическая идеология была господствующей в начале ГСХ зека как в России, так и на Украина и отражала реальные экономические отношения в обществе.

Возрождение монархических идей к монархических партий сегодня свидетельствует о тем,что монархизм как идеология живуч.Вновь создается монархическая пресса на основе идей русского национализма и антисемитизма.Современный монархизм оформляется организационно. Свидетельство« этого является 1-4 ЧсероссвНекий съезд монархических оргшизаций,состоявшийся в мае 1990 года в Москва в Донском монастыре I пост.лзилиий своей Стхжайшей целью объединение монархистов всей России - от Чукотки до Финляндии - к выход на официальную политическую арену как политической партии,"созыв Земского собора для призвания на Земл-о Русскую ныне здравствующего наследника престола В.К.Романова"*,

Сегодня п многочисленных публикациях журналистов н писателей делаотся попытки возродить идеи монархизма,применить к сегоднешнвй нашей действительности,отыскать в них ключ к решет.» острых проблем экономического и духовного возрождения страны.Без учета исторических условий отдельные авторы цитируют и весьма односторонне оценивают произведения К.II.Победоносцева,С.Ю.Витте,П.А..Ст&-кыпнна и других идеологов монархизма,пытаются показать только исторически прогрессивные аспекты их идей и забушевать консервативно-реакционные .Современные защитника монархизма игнорируют тот {акт,что монархия в России и на ее окраииах,со всеми аа государственными «¡статутами,представляла собой отживиий реакцг^пий орга-ппм, ведущий страну не вперед,а далеко назад.

Возрождений итраны сегодня невозможно на путях, заведших ее в -упяк в начале XX века.Нк в одной цивилизованной стране мира само; Возрождение I.

! Ланщиков А.Предотвратить ля думою гряду .№р?//Годос родины.-1У31.-П0;,Цьлков И.Ст^ыпин.//Литературная Россия.- ХУАУ,-

«4 и.оля;Он жо.ЗябнтыЗ исполин.//Отчизна.- ГЛО- Н.

дцгнавноо но.;;.' :'ическоа государственное устройство не доказало сьозН кпзнеспособносг/ .СовремешшИ прогресс в цивилизованных странах достигнут не благодаря монархическим ракшам,а в результате ах преодоления.Из монархического прошлого в ряде стран сохранены Ллшь некоторые элементы скорее декоратгвного характера.Поэтов ннежяп определенной чшпи общества на возрожденный иовархизи, как панацею от постигших нас бед,представляются совершенно необоснованными .так как они строятся либо на незнании истории монархизма ц России,либо на частичном знании,которые не дают объективного представления.Именно поэтому изучение монархических партий и организаций,их идеологии,в современных условиях требует всестороннего освещения и полного,глубокого изучения.

Хронологические рпмкк периода,избранного для исследования,объясняется тем,что в отечественной историографии этот временной период характеризуется как период бурл^азко-дймакратаческой революции в Рос зги, являющийся общим для вс,'.-.;с регионов страны,в том числе и для Украйни.Процесс нарасташо. сил,борющихся за буржуазно-демократические преобразования,берет свое начало в ихзле 1Ь03 года со исеобцзй политической стачки на яге России.Завершилась эта борьба свержением самодержавия в фенрале 1917 года.Этот период имел свои особен'ости,проявляющиеся в глубочайае:и кризисе самодержавия в эконоу-'не, политике и в идеологии,и райках этого периода и рассматривался избранная проблема.

Состопниа научпе.. разработки проблем.Длительное время проблема монархических партий.их идеологии как в России,так и на Украине не бича выделена как предмет специального исследования я ком-плзкено не изучалась.

Зарокдоние и развитие научных знаний по данной проблеме можно отнести к дооктябрьскому периоду.Работы,изданныо в этот период, носили в основном публипнстический характер и осведали толь> о погромнуч деятельность черносотенных организаций*. Однако ухе тогда в некоторых из этих работ делались попытки обосновать понятие "пол ¡тическая партия" применительно к правым монархическим партиям. По опроделению А.А.Лукашевича это "...свободно образовавшиеся общественные группы,объединяющие внутри государ-

I.Катков Г."Черные патриоты".- М.,Ibü5:Алтайски» Б.Кое-что о "чернок сотне".-CÍ16.,190и;Борисов Я.Кому нужны погро.-лы?-CÜ6. ,ISGS;Лукашевич A. i'.Haaií враги.-GÍI6., IiGG и др.

ства граждан ва почве общих интересов и идей главны« образом экономического ж политического характера".Автор сделал попытку такле проанализировать программы правых партий.

Более основательно осветил программ правых партий Н.Д.Носков, очерк которого вздбляву из массива дерево ташонной литературы количественный анализ правых партий.На период.когда была опубликована работа,к 1906 году,их насчитывалось 25.

Яравшл партиям посвящен и раздел в книге I. Мартова "Политические партии в России" Автор рассматривает программы правых партий с классовых позиций,раскрывая интересы всех политических сил, составляющих правый лагерь- высшего духовенства,земельного дворянства, русского чиновничества,купечества ж т.д.

В этот же период появилась статья Г.В, Плеханова "0 черной сотн0",посвященная рассмотрении социальной опоры монархических организаций.Анализируя психологию черносотенцев,автор утверждает, что подобные организации на 9/10 состояли из пролетариев и полупролетариев, а также крестьян.Он начисто отрицает бытовавшее уже тогда мнение.чго черносотенцы - это ода« воры ж бандиты.Автор статьи объясняет это тем,что "элемента« черной сотни наша освободительное движение представляется движением меньшенства в интересах меньшенства.Они щяиыкди видеть в "интеллигентах'* тех чиновников,от которых народ страдает" пуще чей от турок..."3. Это первая попытка проанализировать психологию черносотенцев и в дооктябрьский период,и в советское время.

Работа Т.В.Локтя также посвящена социальному аспект}' монархизма и его организации.Автор,который сам исповедовал конституционные взгляды,показал,что образовавшиеся партии крупных землевладельцев,духовенства,чиновничества,должны били опираться на народ,на "...крестьянство,часть промышленного и городского пролетариата или, наконец,часть того неопределенного но своегду составу, темного,невежественного конгломерата всяких общественных отбросов..,"4.

Крупным очерком по истории правого лагеря в дореволюционное

1 Охрани', зльныэ и реакционные партии в России. Очерк Н.Д.Цоскова под ред.проф.И.И.Иваюзкова.-Ппб.:-1206.-С.10.

2 Мартов Л.Политические партии в России.-Спб.,1905.

3 Плеханов Г.В.Дневник социал-демократа.-1916.-#5,Фввр.

4 Локоть Т.В.Политические партии и группы в Гос. думе.-М.ДУО?, с.287

время йвияас ., работа даньшйака В.Левнцкохо/В.О.ЦедербаумаД ¡Ю'Асщепаан а чат "Общественного движения в России в начале

лска"*.Автор дает упрощенную точку зрешя на правые партии, характеризуя их лилъ как контрреволюционные организации.Отовда-стз.тсшв черносотенцев с российской контрреволюцией имеется и у А.С.Пзгоева2.

И солотской историографии интерес к данно! проблема начал нролаялться в 20-е годы.В 1922 году вышла работа И.Вардика^. Автор характеризует монархические организации как различные фракции одной партии,заедавшей интересы крупного дворянства,чиновной аристократии и высшего духовенства.Но эта точка зрения неправомерна. На наш взгляд, эти партии составляли один правый реакционна лагерь.

Вст/пиганьиая статья В. П. Викторова4 к документальному сборнику о "Солее Русского Народа'пожалуй,первая попытка советских историков обратиться к истории правых партий,их идеологии.

Б эчот же период выходит работа З.Н.Заломского,которая дает краткую характеристику правых партий,их программ,основных идеологических установок0.Автор оценил правые партии как первые фашистские организации в России,повторяя фактически характеристику С.Е..ыбош,назвавшего движение правых в начале XX века "русским фашизмом,...больше чем на десятилетие старше европейского"®.

Полило общих работ о политических партиях в 20-е годы,появляется и работы на более узкие темы Лак. М.Н. Покровский указывает на роль крестьянства как социальной опоры нравкх партий вообще и в Ду;лэ в частности''',О роли духовенсгва в черносотенной движении 'Писали историки религии церкви Б.и.Кандидов и Г.Д.Костомаров®.

I .Левицкий ¿¡.Правые партии//Общзствашюе движение в России в начале века.-Спб.,1914.

2.Изгоев А.(^Политические партии и русская революция.-Ш\.1917.

3.Бардин ».Политические партии и русская революция.-Ы.,1922.

4.Викторов И.Л.Соаз Русского Парода:по материалам Чрезвычайной следственной. комиссии Временного правительства.-1Л.-Л. ,1928.

5.3аче>.:сни2 13. Н.Монархисты.-Харьков,1929.

6.Любо«! О.Б.Русский фашист Зяадшир Цуршкевич.-Д.,1925.-С.29.

7.Покровский Й.И.йир и реакция//Лстор1Ш революционного движения в отделышх странах/Иод ред.М.Н.Локр^ского.-У.-Д., 1925.

5-263.

б.Кандидов Б.[¡.Крестом и нагайкой/Почаеискал лавра и черносотенное движение.-,4,#1928;Коста*лароа г1,Д.Черная сотня под ¿лагом религии.-¡Л. ,1931.

До середины 60-х годов история непролетарских партий практически ке изучалась,идеология монархизма не изучена до сих пер. Причина этого состоит в том, что в советской историографии господствовал слоливишЯся еще в 30-э годы стереотип,согласно которому необходимо изучать только революционно-демократический лагерь во глав® с большевистской партией,как носительницей исторического прогресса. Силы правительственного и буржуазно-либерального лагерей оставались в тени забвения как недостойные научного внимания.

Советские исследователи вновь начинают обращаться к изучонигс правых партий лишь в 70-е - 80-е гг. В обобщающие работах по истории России в начале века вновь появляются разделы о правых партиях и организациях

Определенный вклад в разработку проблемы внесли некоторые коллективные работы Процесс консолидации дворянства в 19051907 гг. как классовой опоры самодержавия исследовал ¡О.Б.Соловьев Особо следует вздэлить монография II. П. ЗИрянова % Алгср долает попытку показать нарастание кризиса самодержавия а господствующей церкви накануне и в ходе революции 1305190? гг., показывает реакционную роль духовенства в черносотенных союзах.

Представляют интерес работа М.А.Давидовича и Л.М.Спирина всесторонне освещающие правый лагерь.

В 80-9 годы появились таете диссертационные исследования н статьи .посвященные.изучении черносотенных организодиЛ. Это прежде всего работы А.А.Баюша,З.К.Беляевой,С.А.Степанова . В

Х.Кошн В.В.История помещичьих,буркуазных и мелкобуржуазных партий,-Калинин, 1970;Чврмеяский В.Д.История СССР.Период импе-риализма./90-е годы .XIX пека- февраль 1917 г. -«1. ,1974. ЕрошкинН.П.Са-лодерулвио накануне краха.-М., 1975; Исторический опыт КПСС в \рех российских революциях.3 трех kh.-M.1S8I.-Кн.I.

2. Кризис самодержавия в России /1835-1917/»- Л.,1904; Непроле-

тарские партия в России.Урок истории.-чМ. ,1984.

3.Соловьев Ю.Б.Самодержавие и дворянство в 1§02-1907гг.-Я.,1981.

4.Зырянов П.Н.Православная церковь в борьбе с резолюцией 19051907гг., 1984.

Б.Давидович А.ХСамодержавие в эпоху империализма.-?.!., 1975^С1Ш-рин Л.М.Крушение помещичьих и буржуазных партий в России/начало ХХв.-1920г./.-М.Д377.

б.Еаякн А.,А.Борьба партии большевиков против черносотенного движения в России в годы первой российской революции 190&-1907гг.: Автсреф.дис.канд.ист.наук.-М.,Х&7Э;Сысоева К.К./Беляева/.Политика идеологического воздействия чешосотэшшх партий на рабочих в годы первой русской революции/Но материалам Москвы и. Московской губерния/«АвтореФ.дис.кацд.ист.наук.-1.5.,1978:Степа-нов С.А.Еанкротство черносотенных союзов и организаций 1907-1914:Автороф.дяс.канд.ист.каук.-М.,1932.

Ч'!* получилл определение основные черты черносотенных союзов,дан анализ их »...атформ. Этому же вопросу посвящена статья Н.Г.Короле-Монархическую направленность историков либерально-буржуазного толка на Украина в начала И в. справедливо отметил Ч.Г.Сар-. бей4.

В целом литература о правих,монархических организациях России ц Украины практически не поднимает вопрос об охранительной идеологии царизма кис инструменте политики.Анализ исторической литературы по проблеме показывает,что она научена фрагментарно, многие ее асд;кты не затрагивались историками,распространение монархической идеологии на Украине вообще но по.чучяяо освещения. Все ото подвело автора к выводу о необходимости -¡осладовательно-го и колшлаксного изучения истории монархизма,его идеологии как инструменте поштикн на Украине на этапе буржуазно-демократической револпции.

Поли и задачи идсладопаикя.Цвль настоящего исследования состоит в топ,чтобы раскрыть истоки,сущность охранительной идеологии царизма,социальную базу,формы и методы идеологической даятальноо-ти монархистов на Украине.Эта цель предусматривает решение следующих задач ¡выявить правовые основы охранительной идеолога Царизма в целой,которые реализовались на территории Российской империи,в то.'л числе на Украине {раскрыть пути распространения, про-цшаадистские приемы и метода воздействия схранительноЗ идеологии на р&аиичмие слои населеш1я;ироаиаяизировать содержание критики идеологических устоев монархизма со стороны русской и украинской либерально-демократической и революционной мысли.

Источнккочая база исследования.При подготовке диссертации автор старался изучить возможно бал оа широкий круг документов и свидетельств,касающихся данной проблемы.Все источники,на основа которых написана -данная райота.мохно разделить на следующие группы.

Основной массив источников составляот архнзныа документы.Это наиболее важные источники с точки зрения объема и качества информации о монархических партиях а юс деятельности.Автором изучено большое количестпо документов,хранящихся в фондах Центрального

^•Королева II.Г.Правые партии в борьбе с революцией 1005-1Э07гг.

//Ист. зап. -Ч., 1990. -T.IIS.~C. 10.^-140. 2.Сарбей Л. Г.Очерки методологии и истор» )г:а{ии истории Укра-кны.-К.,19ВЭ.-С.35-37.

государственного архива Октябрьской револщии/г.Мое: ва/, фонда архивного храленш Библиотеки Марксиама-Ленинизма/г.Москва/, Центрального ист-рического госудапственного арх-ша/г.Ленинград/, Центрального государственного исторического архива Украины/г.Киев/, областного партийного архива г.Харькова,государственного исторического архива г.Днецропетровска.В этих фондах хранятся коллекции листовок различных политических партий и организаций, в том числе право-монархичесжх.их пробам?®,устав!!,статистически© данные.аналитический материал полицейских служащих о деятельности правых партий,личные -Зонды видных идеологов монархизма.

Вторсй важной группой источников явтавтея сборники законов Российской имиериа,сборники документов и материалов,изданные в дораволщионнмй период и в советское время, содержащие основные усановы идеологии и иолнтаки шнархизьа.З их числе законы о государственном устройство Российской империи,уставы правых пар-тий,материалы деятельности правых в Государственной думе,материалы съездов монархических организаций России и Украины,статистические данные о тьархнческих организациях,документы и решения царского правительства по агрчряому и национальному вопросам.

Обширным и многоплановым источником являются воспоминания и труда видных идеологов и политических деятелей монархизма -. К.П.Победоносцева,С.О.Ватте,П.А.Столашша,Г.И.Бобрикоза,В.А.Гр®?-годха»С«С,ТатищевсД.А.Т1шялярова,В,3.1Вульгина,Д.11.Иловайско-го и др.Их реча,доклада,С1дтьи,книги,учебники,воспоминания,днет-ники,письма чозволядт раскрыть основные установки охранительной идеологии,отражают борьбу теоретиков и практиков монархизма против либерально-конституционных и социалистических идей»

Значительное количество тиатериана содержится в общей я специальной литературе,которрч издавалась в дооктябрьский период. Ятя работы деятелей либерачьно-демократяческого направления ш революционно-демократического направления отражай* полемику к борьбу с охракитольной идеологией царизма на Украине*.

Большую группу источников представляет периодика дооктябрьского периода,как монархическая,так и пресса других общественно' политических сил России и Украины - газе "н "Кремль","Московские

I.Вехи.Сборник статей о русской интеллигенция.-М.,1910;Шгеха-нов Г.В.чневник соииэл-демократа.-1905.- .'!5.

_ о — ^

¿эдомосйг' Р "Правзтелъсеташшй весяюа" „ "Садьсквй ввотш л", "Русей эе госу^арстао","Русская правда"„геР}ССкаЗ нзл:оналист"с"1и.ов-лянин"Р"Рада'о"Киевская газета".

Научная новизна исследование состой в том,что в диссертации рассматривается вопрос,который не получил еще дааглого освещения в советской историографии„ / втор предпринял фактически аар~ вуи попытку кишшексыо и всесторонне изучить охранительную идеология как инструмент полигики царгама,показать ©е влиялиа иа различные общественные классы в гсок российского общества на Украина Л 1а осноьэ анатаза широкого круга источников автор установка особенности монархической идеологииеее основшш ч.рты.са роль в общественно-политической жизни Украины.Новизна определяется точке тем,что в диссертации рассматривается 1.эхый массв исторической литературы,особенно дооктябрьского пераода,который вар практически не подвергался нсторпграЗи'тесксчу анализу»

Атзобапил Рс.боты.Резульгаты исследования обсуждались т засе-дып*;. кафедры политическо" истории Днепропетровского государственного университета. Отделил 'и его положения апробированы иг. итоговой конференции научной работы Днепропетровского государственного университета,на научно-практических и на; чго-методиче-скнх конференциях 193&-1991гг.в Горлсвке«Донецке.

Диссертация состоит из введения,трех глав, закляче1шяе списка использованных источников г литсрг""уры,

ро введении обосновывается актуальность те^,обог:шчаются хронологические рамки исследования,дается краткий айализ иоточ-1шков и тщтературы по темь исследования,охарактеризована степей* изученности проблемы,определены цель и основные згчачи исслецо-ваяь~,указаны методологические принципы работы.

Тарпан плава "Охранительная идеология царизма:истоки,сущность и особенности развития в конце ХН-начале И века® охватывает период с коныа XIX века до революционных событий 1905го-да.Здесь прослеживаются особенности развития охранительной идеологи.. до начала революции 1905-1907 годов.

Условия социашю-эксномичеокого развития на Украине в начале XX века,эбуслоаиивающиа идеологическую обитансаку,имели свои особенности.Украина представляла собой,с одной стороны^колонию самодержавнп-крс постнической Российской имппр! 1,а с другой - /т-лони»1 финансового капитала.

- J

Росударстеашшй аппарат,общественные и культурнее организации» лшла.щксеа, .■£ irp а были русифэтщтаншши.что оказывало огромноэ влиянии на остроту иациаиалышх проблем на Украина.Еще одной заанойызй особенностью развития Украины било терешадтеннв ясеколькш: национальных движений ¡украинского,,еврейского и польского,что оказала опрзделвийоо воздейсгпзз на зоологическое противоборство на Украине.Оса ата дваяения бшш тесно связаны меаду oodoS sí с общзраееиЯскгш рэвоетишшим-процессом. Этим бшга обуслов лака ецз одна особенность революционного движения на Украине »■ наличке большого количества партай как Революционных дек и монархических.

Политическое господство гкипадсов-крепоетшков на Украине по могло опираться тояыю на саду государстваtоко испо?ьзовалс и сяду своей вдеаксгиИвВытыЕкявше? охранительную функцию „Эти особенности социально-экономического развития Ухсраинн обусловили усилз-ййй охраните: ышх тенденций со стороны русского царизма,которые про/тажяяись как в поянтико ,так н в вдеожеяя.

Официальная идеология царизма XX века.з основе которой

лазала улароэскак триада:самодержавие,православие,народность тш. определенную структуру „которая была обще"вкак дая России, так е для Украшш,

Альфой s on згой охранительной ■ деологии была идея "исконности',1 "историчности* монархических начал для России и еэ окраин.Самобытность Российской государственности„ев отличав от западных и восточных деспотий„доказывалась на основе аргументации равого крыла олсвянофилов об отличии истории Росгли от истории западноевропейских государств.

Еще одной составно:'. част! а монархической идеологии была идея "надклассовое™* самодержавной власти и ее народного начгиа.Ддя поддержания этой вдэа использовались такяэ аргументы славянофилов п историков государственной школы,в частностисгеогра{)Ичвский,этни ческий,нацяоналыюпси.<ологический факторы „оказавшие "решающее влияние на развитие славянского племени "„идя которого *якой1., неприемлемы "западничество '¡¡"представитель.лв фч,рмы правления",

Лз идеи "надклассовоста" выводилось следующая,не мэнее важная идея единенля царя о народом,основанием для которой являлся патернализм: "Русский народ бп., Царя,как семья без отца".Главенствующая роль в этом единении "пастыря" с "паствой"отводиласj церкт-,

- 1С -

В начале XX века к этим основным струтурным ко\щонвнтал- официальной идеологии добавились национализм,как течение монархизма,и идея "средостения" мезду царем и народов.

Все перечисленные компоненты охранительной идеологии царизма являлись основополагающими как для России,так и для Украины«Однако на Украине более с/льно.по сравнению о центром Боссьи,проявлялся русский нгдаонализм.как течете монархической идеологии,,

Охранительная ¡теология царизма в силу своего господства и длительного периода развития к началу XX века имела стройную -истаму кдоолгкческого воздействия на мяссы посредством печати,шкалы„наука, культуры. Логичегхм заьер-знием етоК структуры являлись политические партии и организации»

Однако,несмотря на сохранение охранительной направленности идеологии монархизма и четкий механизм воздействия на народные ыассые идеология царизма в начале XX века вступила в полосу зфнзисав обусловленного противоречиями между общественным развитием России к ее окраин и самодоряавксй формой правления,,

Птораг глава "Либерально-буржуазная авояюция царизма и охранительная идеология" охватывает период развития монархического зтроя в сторону конституционной монархии.Ос Ценности развития российского самодержавия и его кризисное состояние сень точно характеризуется понятпм "бонапартизм" аГлубокиЙ кризио самодеркарчой системы ирогдас как в политику» так и в идеология.Революционны« события в стране показала дворянам-крепостникам»что царизм нз так могуч,как это казалось раньше.Поэтому у них возникла необходимость сплотиться вогфуг ионархг» ш укрепить социальную основу саыодерхав-тя.С втой целью начали создаваться политаческие организации правых под теш яе девизом времен кре; остшгчзства.

С конца 2905 года правые партия вюпяюшсь в политическую борьбу, разрабатываются програущн , у о тавы, и здаотся брошюры в листовка, с объ-ясненаем программшл пол ожени' парткК.ях целей и задач.

На Украине наряду с отделами ¡общероссийских правых партий,создаются своя монархические оргаызашгл,такке как:"Двуглавый орел","Белый двуглавый о-^ел*, "¡Отао-монархгческлй сояа"н т.д.Всв эти организации, кшс обвдроссжйскже ,так х украинские, объединяли общие цели и задач!,которые строились на тех же трех китах{православии,саиодвржа-виж к народности.

Для достижения общих целей - сплочения всьго русского народа на началах православия,самодержавия и народности - каждая -я» многочис-

лентах партий намечала озон пути и методы здеологичеокого воздействия,исходя из конкретных географических и политических условии» И все же ч средствах с помощью которых монархиста осуществляли свои цели .было много общего.Это предда всего устная,письменная пропаганда своих воззрений, етрвмлениЛ и способов их осуществления. Пути распространения этих воззрений и метод« идеологического воздействия несколько отличались.Если для одних организаций было предпочтительнее издание газет,журналов,брошюр.листков с азло-екнем своих взглядов,то для других лучшим средством было чтение лекций,беседы с рабочими а крестьянами,обличения,разъ яснения,чтения и т.д.

Иншл словами,с созданием правых партий и организаций на Украина идеологическое воздействие на массы приобрело новые £ор-ШщЗ лице правых партий монархическая идеология получила надежных проводников своих идей.Монархические вдеи наряду с историческими сочинанияш, отражались я программных документах правых партий»преломляясь через призму проису.одядих в стране событий.

Наряду с созданием политетеских "пртий в страна,отражением либерально-буржуазной эволшии царизма и его идеологии было издание Манифеста 17 Октября и объявление созыва £умц.!Аанифест явится вынузденной .¡ярой царизма,принятой для предотпрацешш револщни.

Опубликование .Манифеста быго мерой как политического,так и идеологического характера и потребовало идеологической обработки масс в чиде "разъяснений" и "толкована.!" "истинного с\лсла* Манифеста.'До мнению правых идеологов,царское самодержавие не отменялось Манифестом I? Октября и продолжало существовать на Руси.Дня гпдтпариденлч своих доводов апторы листовок,брошюр, книг,издававшихся с толкованием Манифеста,опирались на идем "исконности самодержавия".Они пытались примирить самодержавие с конституцией на основе старых идей,стремясь на нанести удара самому принципу самодержавия.Эта задача приводила к противоречивости в изложении охранительных идей,к "метанию" л "исканиям" правых идеологов, видоизменение их взглядов.

Появление различных точек зрения на Манифест I? Октября повлекло образование различных течений монархической идеологии. После Мангуста 17 Октября в монархической идеологии начинается период особенно острых противоречий,свидетельствующих о ее кризисе.

Еде одним важнейшим вопросом в•политическом размежевании классов являлась оценка роли и значения Душ для государственного устройства России.Доказывая совершенную неприемлемость для России конституции,парламента и вообще каких бн то ш было демократических чкетит-у тов,правые идеологи прибегали к критике западноевропейских парламентских учреждений.Считая априори Думу учреждением "(бессмысленным" и вредным,идеологи монархизма пытались объяснить этот акт о созыве Государственной Думы с точки зрения исторических традиций.Думу рассматривают по аналогии со старорусскими учреждениями,то есть Боярской Думой и Земским Собором,нв считая ее ни законодательным,ни даже законосовещательным учреж-дением.Предлагалось считать Думу рспомогательным учреждением при самодержавном Государе, ;ереэ которое последний осуществляет свою законодательную функцию«

Таким образом,подновление монархизма новыми буржуазными идеями не изменило сущности монархизма и его идеологии.Напротив, оно еще больие обострило противоречия в самом лагере монархистов ,привела к выделению в нем крайне правого крыла,умеренно-правых и националистов.Попытка идеологов монархизма приспособить буржуазный парламентаризм к монархическим }стоил порождала противоречия и угл"бляла кризис монархической идеологии.

В третьей улаве "Охранительная идеология и социальная политика царизма на Украине" раскрываются воззрения идеологов монархизма по рабочему.крестьянскому и национальному вопросам.

- В начале XX века,когда центр мирового революционного движения переместило* в Россию, перед идеологами монархизма встала задача борьбы о марксизмом,социалистической идеологией.Правые идеологи начинают основательно изучать труда К.Иаркса к его последователей, пытаясь найти в них слабые места н доказать,что марксизм но имеет никакого отношения к России к если он приобрел наибольшее число "адептов" именно здесь,то ото объясняется "полуобразованием" ж антинациональными тенденциями русской интеллигенции.

В этих условиях критика идей марксизма и социализма стала важнейшей задачей охранителей.Сочинения с критикой идеалов социализма не замедлили появиться«Более всего по этому вопросу писали историк Л.А.Тихомиров,ясторик-правовед Г.И.Бобриков,публицисты В.А.Гритлут,и.С.Шарапов.На Украине борьбу о "догмами социализма" вэлигисторик,председатель Киевской комиссии для раебо-

ра древних актов М.В.Юа&фович,профессор Харьковского университета,редактор и издатель патриотического журнала ".'/¿¡¡чдШ труд"

A.С.Вязигии,профессор ушшорситста св.Владимира в Киеве,многолетний редактор-издатель газеты "Киевлянин" Д.И.Пихно,историк

B.З.Зьвитневич,публицист,сотрудник "Кмеавдиина".лидер партии русских националистов на Украине В.А.Савенко и многие другие.

Идеологи монархизма противопоставляла идеалам социализма, проникающим в русское общество,идеалы христианства,которые проповедовались веками.Они придавали церкви,христианской религии важнеШаеи аначещ:з как скрепляющему.цементирующему все российское общество фактору.

Обострение идеологической борьбы заставило охранителей ориентироваться на те слои,которые ранее находились вне их интерасов.Р революционных событиях начала XX века важнейшую роль начинают играть интеллигенция и рабочий класс,В связи с этим правые начинают обращать внимание на истории появления указанных слоев.

Интерес историков-охранителей к интеллигенции был вызван ее особой ролью,как носителе передовых,реирлщионных идей в рабочей и крестьянской среде.Историки-охранители утверздали.что интеллигенция оторва!от жизни,не имеет корней в народе,а значит не может выражать интересы народа.

Еще большую тревогу охранителей вызывал рабочий класс,так как именно в средо рабочего класса идеи марксизма и научного социалиача получили наибольшее распространение.Если до начала XI векр правые смотрели на рабочих "совершенно безыдейно" и совершенно не думали,что такое представляет из себя рабочий класс,массовые рабочие волнения и забастовки выдвинули рабочий вопрос на очередь дня.Монархисты доказывали,что рабочий класс, хотя и новый класс,но ничем но отличается от крестьянства,что рабочие,даже гораздо более русские лади по духу,чем интеллигенция.Следствием появления рабочего вопроса явилась зубатовщина. Зубатов представлял собой идеолога монархизма нового типа.а своей деятельности он руководствовался основной идее ¡.что рабочее движение дохаю быть профессиональным,а не рЭЕлдхщаснно-социал-деыократическим.и его надо направить на этот путь.

То есть в условиях усиления революционного брояения в стране идеологи монархизма как его теоретики,так и практики,работа

ют над тем,чтобы превратить рабочий класс из угрозы монархизму в его социальную опору,Однако царизм,его правительство,уже было неспособно воспринимать и проводить в жизнь идеи,которые разрабатывались охранителями,пытающимися сохранить,обновить и укрепить монархический строй.Эта неспособность царского правительства использовать для него же вырабатываемую идеологии была доказательством кризиса монархизма и его идеологии.

Не менее остро в связи с обострившейся идеологической борь-' бой в России и тем более на Украине стоял крестьянский вопрос. До середины 1Э06 года правительственный лагерь считал крестьянство консервативной силой,опорой царского абсолютизма.Революция заставила правящие круги,идеологов монархизма отказаться от традиционной дворянско-крепостнической политики сохранения обвдны и заставила искать социальную опору в среде складывающейся сельской буржуазии.Не сумев предотвратить аграрное движение экономическими мэрами,правительство одновременно начинает проводить идеологическое воздействие на крестьян,чтобы укоренить в .народа"сознательное" отношение к мероприятиям правительства.Именно для этого охранители выступили аа широкое учаетио крестьян в Дума,надеясь,что безграмотные и монархически настроенные крестьяне сделают Думу "устойчивой" и послужной. Крестьяне , выбранные в Думу.должнк йшх поддер.тать правительство и показать тем самым,что монархия в своих преобразованиях опирается на народ.Вся правительственная печать в России и на Украине в этот период была занята идеологическим обоснованием неприкосновенности земельной собственности помещиков я. обеспечением предлагаемых правительством преобразований. Официозная пресса подчеркивала,что во все времена русские государи заботились о благосостоянии крестьянства и что впредь именно правительство будет неуклонно охранять имущественные права собственности всех и каждого.Для доказательства использовалась все та же идея единения царя и наро-да,дворянства я крестьянства,а также идея патернализма,по которой именно царь,дворянское сословие более всего заботились и будут заботиться о крестьянах.Практическое применение монархических идей в решении социальных проблем привело к появлению среди теоретиков охранительной идеологии практиков монархизма подобно Зубатову в рабочем ропросе и Столыпину в крестьянском.!!.А.Столыпин понимал,что утверждения о тесном

единении моаду крестьянством и дзорянатво'/, наличии у них одинаковых прав необходимо подкрепить .-экономически, нолпттески и идеологически.Создание класса задаточного крестьянства явилось бн .для монархизма не только значительной экономической опороЛ, но и вачнеЛяим материалом,с почо:цьэ которого можно било дать новуо жизнь старой отяивап'.цей идее.Столыпин доказывал необходимость "вкоренения" в народе понятия о собственности.

Экономическая нель намеченной реформы била частично достигнута, и слой кулачества в результате реформ» бил создан.Однако эачеиточннх крестьян в деревне,вынечизшхея ¡'а хутора,оказалось единицы,а в ляие миллионов беднеЛшх крестьян,разоренных аграрной реформой,царь и правительство получили тот "гремучий газ", который впоследствии взорвал аса Россию.Поэтому натекли монархистов на восстановление единения царя и народа,попытка создать нону а опору монархизму и деревне потерпели поражение,так как монархия лиюта себя действительной опоры о неровне.

Идеологические расчет» правых, явнвшесч основание:;! для аграрной ре Ърмэ, оказались наворныии.так как привели к ыче йо>ч,¡пому обострению классово;! борьбы.Ото свидетельствует о кризисном состоянии охранительной идеологии в начале XX аека.

Русскил национализм бил очередной идее,1 охранителей,с помощь» которой они надечлнсь вдохнуть наву« жизнь ь от.мпраодуу идеологию.Причину всех бздстваЛ,потрясших ? >ссип ¡1 начало ьока, идеологи Уонярхнх.)а начинают объяснять отступничест^-и о? национальных зая-этоа.Русский национализм бил но ноной идееД ¡.;о-нархическо!! идеологии.Он бил отодвинут на нторсИ план перед главшгги охранителышчи идеями,основанными на увазовской триаде.В связи с обостренном национальных вопросов на окраинах России,в частности развавахицимся национальным движением на Украине, так называемым южнорусски1.! сепаратизмом,русский национа-лнзи получил важнзйиее значение в идеологическом противоборстве.

С созданием партии националистов в охранительной идеологии возобладала идея "русско.1 государственности",как противовес центробежному инородческому двиуешгз.И "Всероссийский национальный сойз" н подобные организации на окраинах России, как "¡(луб русских ншшон:ишстов"в Киеие, исповедовали "единство и нераздельность Российской империи",ограждение во исех ез частях русской народности, незыблемость самодерчанного об-

раза гтратшэния.То есть начала, на которых были основаны идеи на-цгоналистов,практически ничем не отличались от других монархических партий.Оннако первейшей задачей в отличие от других монархических организаций националисты считали развитие русского национального самосознания.Особого размаха русский национализм достиг по время мирово& войта 1914 года,и вплоть до февраля 1917 года русская национальная идоя являлась главнейшей в охранительной идеологии,на основе которой правые пытались укрепить и обновить монархизм.

]) заключения диссертации подведены итоги исследования,сформулированы обобдачшэ выводы и некоторые вытекающие из них'предложения«

I.Охранительная идеология как инструмент политики царизма на Украине била составной часть» общей политики самодержавного правительства, проходившейся на окраинах России.Она защищала устои монархического строя,экономические и политические интересы правящих 1слассоз - русских помещиков-крепостников и русской бюрократии.

2Охранительная идеология царизма на Украине базировалась на основных структурах политики,религии,печати,образования и культуры.Она представляла собой систему идей,основанных на уварсвской триаде - "самодержавие,православие,народность",главными из которых были:идея "исконности","историчности" сачодержавкых чичал для России,идея надклаосовости самодержавной власти и ее народного начала,идея единения царя и народа.

3.Необходимость приспособления самодержавного строя и его идеологии к. условиям буржуазного развития страны привела к появлению новых черт и особенности;! в охранительной идеологии.Для объяснения причин револадии использовалась идея "средостения" ывхду ; цароч и народом,возникшего в лице бюрократических институтсэ.ко- ' торая практически противоречила основному тезису охранителей о единении царя и народа и свидетельствовала о кризисном состоянии монархнача в начале XX века.

4.Новые явления политической жизни,такие как многопартийность. Дума требовали идеологического обеспечения,чтобы обосновать союз самодержавия с буржуазией.Попытка идеологов монархизма приспособить буржуазные идеи к монархическим устоям породила глубокие противоречия и углубила кризис охранительной идеологии.

5.Под воздействием революционного движения в Роосии монархи- -ческая идеология приобрела оборонитвльио-насгупатвлышХ' характер,

что выразилось в полицейской социализме,возроздении крестьянского наивного монархизма и русском национализме,Лце одной важнейшей чертой оборонительно-наступательного характера охранительной идеологии явилаоь критика правыми идеологами марксизма и социализма,

б.Идея самодержавия в начале XX века оказалась полностью дискре-детированной политикой самодержавного правительства.Попытки идеологов монархизма остановить или хотя бы временно ослабить начавшийся кризис официальной философской доктрины,отбить усилива-о'цийся натиск материалистических,демократических,революционных и социалистических идей оказались тщетны.Крах самодержавия в феврале 1917 года явился свидетельством краха религиозн&*$илософских основ идеологов монархизма.

Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях: I.В.И.Ленин об экономической и политической основе охранительной идеологии паразма.//Теория и методика историографических и источниковедческих исследований:Сборник научных трудов,- Днепропетровск; Изд-во ДГУД989,- С.96-101.

2.К вопросу о месте и родя украинской социал-демократии в революции 1905-1907гг.//Первая российская революция 1905-19С7гг.в свете нового исторического мышления-.Тезисы докладов и сообщений республиканской научной конференции.18-20 декабря 1990г„-Горловка, 1990.-11 том.-С.31-33.

3.Ленинские оценки помещичьих партий и организаций в историко-партийной литературе ./ДкЮекин и исгорикс-партийная наука/Зопро-сы истории,историографии и источниковедения/-.Сборник научных трудов.-Днепропетровск:Изд-во ДГУ,1990.-С.90-99.

4.Охранительная идеология правых партий в начале XX века.//Политические партии и общественные движения а трех российских революциях -.Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции.- Донецк,1991,- II,секция.-С.24-26.

5.П.А..Столыпин в современной публицистике.//Современная публицистика и историко-партийная наука:Сборник научных трудов.-Днеггро-петровск:йзд-вэ ДГ/:1391.-С. 173-184. „Л^.х

Подписано в печать 31.01.92.Формат 60 х 84.Вумага типогра{>-ская.Печать нпоская.Усп.пеЧдЛ. и,93.Уч.-изд..я.О,ув Тираж 100 экз.Ьакаэ № /55".бесплатно.

Редакпиончо-издатольскии отдел ДГУ, 320625, РМ,г.Днепропетровск - 10,пр.Гагарина,72

Ротапринт /ФУ ,.420110,г./.негронетрояск,ул.Казакова 4-а