автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему:
Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Маслова, Валентина Абрамовна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.19
Автореферат по филологии на тему 'Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста"

БЙЕОРУССШ ГОСУДАРСТВЕННЫ*! УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи . МАСЛО В А ЗЛ/ШТИНА АБРААЖБНА

ОНТО Л О ГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ТЕКСТА

iC.Cii.I9 - теория языкознания

Автореферат диссертации на солскание ученой степени доктора филологических паук

'¿¡'.иск - 1992

Работа наполнена нз.кафедре теоретического и славянского языкознания Белорусского государственного университета

Научныд консультант - доктор филологических наук и

доктор педагогически наук, профессор А.Е.СУПРУН

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОППОНЕНТ И:

доктор филологических и доктор психологических наук, акздекик Российской академии образования А. А. ЛЕОНТЬЕВ

доктор филологических наук, профессор В. В. МАРТЫНОВ

доктор филологических наук, профессор В, И. ШАХОВСКИИ

Ведущая организация - Институт языкознания Российской академии

наук

Защита состоится 24 ноября 1922 года в 14 часов на заседании Специализированного совета Д.056.0Ь.С6 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Белорусском государственном университете /2200Б0, 1/лнск, ул.Кар-ла Маркса, 21, филологический {акулы**/»

- С диссертацией ыожво ознэксшпся а научной библиотеке университета.

Автореферат разослан * * октября 1В&2 г.

Ученый секретарь Специализированного совета

ГГЧ'-ЬТ 1 У ». Р 1 й'Р'! Г"Т*' 1-Г л ТЭДЕРЧМ

Данная дассестакюнкая работа отражает исследование ?.с?лпденса зрсблзм, связанных с экспрессивностью текста, как одной яз его зааболзе важных сущностных характеристик, которая является обязательным условием прагматлко-кол^никатявпого существования текста.

Текст рассматривается в работе в качестве объекта исследования. Согласно развиваемой 2 диссертанта кснцешща, текст - ото сеоэго рода зрзна, на которой встречаются, сходятся сознание автора и сознание реципиента, где разворачивается подлинная драка постижения текста, включающая в себя противоборство и согласие, не-аонзсмаяяе я озареняе, открытие новых хгаров и перэссгаолекиэ £2зти:. Чзгл завертится постижение текста, какая информация и как будет воспринята, каким окэлзтсл его воздействие на ссзнанпе и поведение рецппаепта /читателя, слушателя/, то есть в какс;1 мэре резлпзузто-1 комгуидкатяЕНУэ, прагматические, эстетические задачи, во гесгс!." завзснт от экспрессивности текста» котрая признается я-»г.п ет?с:: 1? вздуетх ксЕЦзатугльнах категорий текста. Экспрессивность текста является предметом нанего исследования.

Круг относящихся к экспрессивности текста вопросов, нгзиеаее разработанных в трудах отечественных я зарубежных ученых, оостзз-ляет содэтхтзттеэ диссертационной работы и суть исследуа?*кх птсб-л онтологические аспекты экспрессивности, ясихслингвистическиа аспекты 1&оркярсваиия и реализация экспрессивной функции телета.

Экспрессивность текста попадает з круг исследовании, где но главу угла ставится человек, конкретная языковая личность, с зтабаад которой, с ез психологическими свойствам!, ее знаязлж и картиной кира ссззглэрязт вербалазозанну© действительность. Такси подход ?с;:.:с.?.йн б ра?лках антропологической парадзгуы, зача=пе!

етансвлезие в 30-е годы Ха Еэка.

Один кз ваянейшк структурных и функшснальных признаков лйч-

нсссн - обязательное сочетание б целостной психологической структуре человека индхввдуалыю-сгогобразного с соцаально-типлчным. Поэтому в текстах, создаваемых людьми, отражаются я Еядизидуалъно-нэпоаторямое к социально-типичное, а, следовательно, микро- и ма-крссреда, отдельный человек и общество, конкретные ситуации и целая историческая эпоха, Именно в текстах проявляется индивидуально-личностный фактор,.то есть индивидуальный опыт, направленность личности Д;отиец, отношения, интересы, склонности, мировоззрение/, другие свойства личности - характер, способности, особенности протекания психических процессов - познавательных /когнитивных/, эмоциональных, волевых. Калдсе из этих психических явлений, присущих носителю языка /автору, реципиенту/, сочетает в себе социально-типичное с индивэдуально-своаобразным.

Создавая текст, аелая достичь коммуникативную цель и реализовать псагглатзч-зскиа заданы, автор стремится к ыаксиуальксй гкс-арасагеноота текста кая орудию осусествления своих намерений. Облегал содержание текста в соответствующую форму, автор отбирает раэлачзиа языковые средства - змотиенкз, образине, оценочные, ' сталастзчески маркированные, структурно-ксьглознцконные а другие. Зтот отбор полнота зависит от личности автора, его индивидуального опыта, ыоткеов и целей, уровня владения языком. "По другую сторону текста" - рецйпиент, восприяих-авший и понлмаздай текст через призму своей личности, обладавшей, как и личность автора, определениям наоорсм андлвлдуально-свсеобразных а соцаально-та-плчяых свойств, от которых во кногом зависит экспрессивные эффект 2сскс2ятия текста.

Приведенное фьг.т:: посволяот утх'ерхда'л», что ксолс-довэк;'? экс -прессавзости текста потокет глубже раскрыть пгигюду зкдявкдузльпо-лпчностного фактора в языке и речевом общении.

В рамках антропологической парашзгш прсобладаздик является интерес к праггттико-коммувакатавнны аспектам языка, к оппсзяпю языка как средства воздействия на языковую личность, на ее поведение и внутреннюю духовнуо сущность. При таком подходе объяснение языковым фактам пытаются дать через понятие о человеке в терминах психологической н социальной реальностей. Именно в рамках этой парадигма обострился интерес к экспрессивности текста, которая, согласно назей концепции, обеспечивает воздействие содержания текста в единстве с его формой на сознание а поводоппа рзцгсзспта.

'•Актуальность исследования эгсспрзссзвлсста текста обусловлена кал саешляг - ссдзалыпсл - фактория, таз и ЕзутрзЕП-зй доглкой

раЗЕЗОаЯ СНМОЙ ЛЗНГВЕСТИШГИ СМЗЕНВХ наук.

Л числу внеиют /социальных/ факторов относится острнй сйгэ-ствентш интерес к проблема:.; эффективности коммуникации, проблема*! регуляши поведения язцкегой личности /тер.тан Ь.Н.Караулоза/, ибо было замечено, что экспрессивность текста изменяет психическое состояние реципиента и влияет на его целенаправленную деятельность.

Б последние десятилетия чрезвычайно возросла социальная значимость одной пз функций языка - функции регуляция совдально-груя-пового поведения людей, которув тагао рассматривать как иную ипостась прагматической функции. Это обусловлено стремлтельнь-м ростом и-усложнение!« структур руководства п управления, что повлекло за собой увеличение потока упва&тяэдей инфорулдая в виде устных р. письменных текстов. Г/;егду тек пропускная способность сзксорнс-пор-

цепггвкых и ксгнитибныл систем человека имеет определенные пределы, приближаясь к которым количественно, тексты "тускнеют", "оледкезт", хуже воспринимаются к погашаются.

с то Скло замечено на эмпирическом уровне, г. участника ко?а..у-иикацип стихийно и интуитивно приходят к Еокиказио того, что выразительный текст б определенной сктуаиви способен заменить оолъ сое количество невыразительных и что влиять на социальное ковзде кие деде* нуга о ве путеь: бесконечного увеличения количества устных к письиеннкх текстов, а пу1е.м йоМгзейия их воздействуют ел лк ~ экспрессивностп.

Нзобходйдсо указать еще ка одно явление, которое иоггзо каЗьйт коккуреншей массовых информационных йройессов. В этол области усагенве экспрессивности тира&ируекнх устных л пасъмввных текстов стая с способом гшап ания средств кассовой Ьоьшуникацвк газет, журналов, отдельных программ ка радио л телевидении.

С иеооходпмостьа повнве&ь экспрессивность текстов стслкнулпс и в ссластв соразоваиия к воспитания, Рассказ учителя ка уроке зачастую уступает во своей экспрессивности расскажу по тблеыже-К£а крупного специалиста на эту л.е тему, что существенно скикае: авторитет учителя и интерес учеников к учеЗноку процессу и соде; жамка образования.

Что касается вкутрпнаучкых причин, обусловливающих актуальность исследования зксррсссивности -текста-, то их существует несколько, Так, известно, что в основе ^¡унш&сй'кровакйя й развита, языка лежат антяногжа, которые выявил -еце -Б,Гукбсльдт. Среди во ке&них антиномий - две противоаолозшке "тенденции в языке к ре

гуляряостя и экспрессивности. И если первая тенденция сравнительно неплохо описана в лингвистике, то вторая исследована пока е'де недостаточно. Тень зтлх тенденций могко обнаружить, говоря об антиномии принципа экономии языковых средств и их избыточности. Принцип экоеомия связан с тенденцией к стандарту, а экспрессивность - со стремлением к максимальному разнообразию, к не-кейтра-льной коминагаи. Создавая текст и стараясь достичь некоторой прагматической цели, автор отказывается от стандартных, узуальных и нормированных средств языка, чтобы новым, неожиданным ллл реципиента языковым средством или приемом повлиять на его сознание и поведение. Экспрессивность, тагам образом, существуя в диалектической связи с противоположной ей тенденцией, становится двиауцей смой языка.

Другой ванной внутрннаучпой причиной интереса к экспрессивности является следующая. Нельзя сказать, чтобц текст как объект исследования был сбонден книг/аяяем. Совсем наоборот; существует огро!зая литература по лингвистике текста. йсследоватксъ параметры и характеристика текста, ого структура а внутритекстовые связи, семантика а стилистика. А гнезду тем отсутствует сбщач теория текста, целостная я внутренне непротиворечивая, вялзчазщая необхо-дппонятийный и терминологический аппарат, адекватнне дефиниция текста я систематизированное описание осеоеных закоясхерясс-тей рол-спая, функционирования и "умирания" текстов.

Учение» исследуя отдельные сзойстЕа текста я погруяачсь а глубину частного предмета анализа, кале заботились о форетровачяя концептов, отяосяппхся к целостной теория текста, к его глобально характеристикам. В совокупности такого рода работ вырзсоЕзга-

сзрз текста, подобный даодпатагкасоуу дракону, у которого гс;:огд двигается, думает а говорят самостоятельно, а связь ьлу,- л:-;;.'* з том, 'что вое они прнкрепдзкк к одкслу туловзгду.

В разь-дтид знаний о такоте нас ту аил такой период, когда уне-чгола шкрачзскгх. исследований .бтделшк свойств текста достигло критического уроадя, а потому возникла острая необходимость в создают обязй таори? текста, ¿удается, что разрабатываемая з давней работе концепция экспрессивности кис раз к способствует создании обсей теорий текста, кбо экспрессивность является лии-^ально;., сблигатораод характеристике;; всяксго текста.

Проредзавве лсслодозакил показали, что экспрессивность - зто езоего рода энергетическая база для реализации Есех ¿уккцкп текста, ого обязательное условно для осуществления целого ряда фунл-

текста, правде всего коммуникативно;!, прагматической, эстетической, это необходимое средство для доотиезиия всех эхетраяингва-етгчзсых х&леЛ & задач, ради которых создаются тексты. Отсюда следует, что акапрзссазвяость текста имеет само5 правое и непоерздет-ганное отяшонгэ к гехваЗшм процесса:.; к свойствам текста, кзуче-/723 которых докзао занять одно из центральных юст в оби*« теория текста.

¿зтуад&аесто настоящей работы обусловлена такго нашим к "бе-лнх пятен" а информационных лакун в научных сведениях сб акспрес-г скбностй, где отсутствует теоретическая разработка онтологии э^ого-яиг-енгя. Отсутствуют исследования ькспрессивностк как функции текста, Не аезладогазц психслингвистиче екпе мэханизми -¿оркировапга и .""дзлзацйя Эчсарлссиености в процессах создания и восприятия текс-гс~" Зс-газтсл открытой проблема разграничения экспрессивности те-

кета л таких явлении, как зкоаашость, интенсивность, гдаоктйтзо-взпке, мвздеяу.зь"'.о", модальность л другие. Более того, 1»рздхя подмена экспуессивпостз одним по этих явлении, их отокдастглепкь.

Практпчоски совсем не затрагивался вопрос о взаимосвязи экспрессивности текста о его прзхттичеспн.'Д задачами, о se способности реализовать прагматический потенциал текста, оказать воздействие на реципиента з пустом направлении, Не исследовалась взаимосвязь экспрессявлоя ^удяцгя с ксум/кикативнои и зстетнчес-ксй. Яз проводились сравннтелыше исследования зкслрееспвноагл текстов разных типов - художественных, нзушгх, публицистических г; других.

Еолео того, в настоящее вре?;!Я ни отечостгзкноя, ян злрубе~-пая лингвистика не располагает ;,:снсгралпчзски:.! ксжокспг.: иосле-доззнком фзпоъ'шсяоган ахслрзссньлогти текста.

Экспрессивность текста принадлежит к тем сясцккь: паучпк-д-. проблемам, которое "неизменно возникает на стыке раплнх паук, а их рзление по необходимости связано с пронякясвоанем в гатзркал разных дисциплин и интеграцией их данных" /Кубрлкова, [SS6.C.I£3'i-По всей видимости, такая интеграция данных относительно экспрессивности Qc,o не произошла. Это главная причина того, что понятие экспрессивности является одним из наиболее разглытых концептов в лингвистике»

Данное исследование проводилось кака с позиции следующего понимания экспрессивности, которое выработалось под влиянием идей 3.В.Виноградова, Д.НХчелеза, З.Н.Телия, исследований отечественных психолингвнстпческск и прагкаликгвистическол пкол. Экспрессивность - это такая система языковых средств я приемов, которая по-

зеолязт наиболее выразительно представить содержание текста и отношение к нему автора, вследствие чего оказать воздействие на личность реципиента, его эмоциональную, -интеллектуальную и волевую сферы, его сознание и поведение. Экспрессивность текста, таким образом, является ваныеяаиы условием реализации прагматической функции.

Общая экспрессивность текста есть интегральный результат реализации таких планов текста, как эиотивкость, образность, оцеаоч-кость, интенсивность, стилистачеекая маркированность, етруктурно-композициошше свойства и подтекетовые явления. Несомненно, что слагаемыми оби;зй экспрессивности являются и другие планы текста, например, событийный, кетафораческий, символическая и т.д., ко они, с назей точи зрения, выступают как видовые по отноаенио к названным родовь'?.;.

Б кашей работе отсутствует дефиниция экспрессивности текста с сомовьи известного в формальной логике определения через "бли-язезпй род и видовое отличие", в то время как это явление достаточно полно охарактеризовано ныл» па страницах 4Я, 54, 62 и других Даккой работ. По ьа:;е;.у экспрессивность прянадлегпт к таким лингвистическим суиэостжл, представление о которых монет быть получено лезь через забор с:; существенна* характеристик.

Чтобы исследовать мзшагхю ¿•депрзегшв.яоегги,, ее сущность, я обходимо включить .-в таге зрения яацрзи .-вкспрессгвностг текста ¿а кторы, детеркинируэдие ;оайдр .языкоешс -хрздетв,, ^срмпруещие слагаема общая экспрессивности текста. ГГакиьа .Факторами являются структурные компоненты "к6га?уаикатиЁнои задача, .-личность ¿автора л реципиента.

В тесной связи с приведенным ваге фактами и обстоятельствами, обосновывавшими актуальность и необходимость данной работа, а такяз на основании анализа результатов суззстзугяцзх работ ко интересуилзи нас проблематике бшга сформулирована цель исследования - получить новые знания о языке и тексте в виде концепции экспрессивности текста.

Данная цель конкретизируется в ряде следующих специальных задач, впервые поставленных под таким углом рассмотрения:

1. Выяснить роль и место экспрессивного текста в структуре коммуникативной задачи, в структуре деятельности.

2. Исследовать коммуникативную природу и прагматическое назначение экспрессивности текста.

3. Описать экспрессивность как интегральное свойство текста, как гетерогенную сущность. Уточнить онтологию этого явления.

4. выявить общие психолингвиетические механизмы формирования а реализации экспрессивности текста.

5. рассмотреть некоторое психолипгвлстпческлз аспекты составляющих экспрессивности - эмотивного, образного, оценочного, стилистического, псдтекстового а структурно-композиционного планов текста.

5. Выявить роль экспрессивности текста в восприятии отраженно;! в нем картины rapa.

7. Выделить специфические признаки экспрессивности художественного текста и уточнить особенности эстетического восприятия такого текста.

3. Проанализировать языковые средства достижения зкспрзссиг— ности текста в их таксономическом описании а текстовые ариэ:.;;

фориирсвания . экспрессивности.

5. Рассмотреть возмояннз приложения стучетых результатов л перспективы д&тьнещего исследования экспрессивности.

Зти задачи могут бнть "свернуты" в одну, впервые поставленную перед лингвистическим исследование«!, - установить коммуникативный статус и вияЕИТь тенденции и закономерности, действующие при формировании и реализации экспрессивности текста.

Предполагается, что ревзниа названных зздач расширит знания о кодауникативко-прагтатичаских свойствах текста, одним из которых является экспрессивность, что в конечном счете будет способствовать более глубокому Познани» реального фенокзна "текст".'

МетодологкческоИ основой исследования является диалектический подход к ко?£муникзтивкой деятельности и к ее орудию а одновременно результату - тексту - как лингвистическому и. социально-психологическолу явлению. диссертация,выполнена в русле лингвистической антропологической парадагвд на основе концепции деятельности, разработанной Д.С.Взготским, А«Н.Яеонтьевым, А,Р.Лу-рия, которая, будучи психологической в своей основе, используется в целом ряда наук и "становится методологической схемой"Аара-сов, 155?. С.7 /. Психачингвистичаской эксдяикадаей теории деятельности является теория речевой деятельности, вакнэшие полова-ния которой каьз принималась во внимание в данной работе.

Методы исследования. Сложность и ыногоаспектность экспрессивности текста как предмета исследования потребовала разностороннего подхода с последовательным применением разнообразных методов л ислхоликгвастичэских методик: метода моделирования, с поксцьо которого разрабатываются модели отдельных явлений, например, об-

разкости, эмотнвности, коннотация; метода скеозного анализа текста; таксо.чомиче ского метода, с помощью которого проанализированы языковые средства и приемы« влияющие на достижение экспрессивности текста; семантико-стилистического метода и элементов логико-семантического анализа значении /например, модальная рамка А.ЕзябицкоЛ/; психолингвистическсго эксперимента.

В русле психолнягвистйческого эксперимента использовались разраЗотаншв и модифицированные нами экспериментальные мзтоди-т, а такав•иэсзстние методики - анкетный опрос, беседа, использование шкал семантического дифференциала, методики шкалирования а другие.

Мя.терпрлоч для исследования стали как поэтические, так и ар-гаические произведения русских писателей и поэтоэ XIX-XX веков - I.Толстого, Я.Гоголя, И.Тургенева, М.Салтнкова-Щедрина, И.Ильфа и Е.Петрова, В.Тендрякова, ь.Астафьева; М.Лермонтова, Н.Некрасова, А.Еюка, К.Бальмонта, В.Маяковского, Н.Асеева, Б. Пастернака и др. Общий объем художественных текстов - SO тысяч страниц и около 10 тысяч страниц текстов других типов, которые подвергались разным видам анализа.

При отборе конкретных текстов для анализа мы руководствовались следующими принципата: I/ для психолингвпстичэского анализа вакнои считается завераенкость, т.е. пспхолингЕистичэскому анализу подвергались только завершенные, целостные тексты. В Ш и I/ главах, где тексты использовались в основном в качестве иллюстративного материала, данный принцип не принимался ео внимание; 2/ эстетичность: руководствуясь собственной языковой компетенцией и интуицией, автор исследования стремился к отбору

высокохудскествепных текстов, когда речь шла о художественных текстах, и отбору норьярованных текстов других типов

/деловых, научных и др./ по эстетическим критериям; Ъ/ многооб-г.дзие: отбирались тексты разных типов, а художественные - различной жанровой принадлежности, авторской манеры и т.д.

Научная новизна диссертации. Сочетание предмета, цели, задач, методов, материала и теоретического подхода, постановка и ресенке ряда новых проблем, связанных с. экспрессивностью текста, обусловили научную новизну диссертационного исследования.

Экспрессивность имеет языковую природу, но ее аффект проявляется в тексте. Текст в нааея работе рассматривается не только как источник для изучения поведения экспрессивных единиц, но и как целостный к самостоятельные объект исследования. Очевидно, что все, что есть в тексте, в том числе и экспрессивность, устроено так* чтобы наилучшим соразом обсукить коммуникацию. Реферируемая работа является первым диссертационным исследованием по зкспресскьтюг.ти текста.

Научная новизна работы определяется комплексным рассмотрением проблемы экспрессивности с позиции теории речевой деятельности-. Исследование выполнено в пограничных сферах лингвистики текста л психолингвистики, прагмалкнгБкетикк и теории, массовых коммуникаций, стилистики и семантики, семиотики и литературоведения, эстетики и социальной психологии, на стыках к пересечениях этих дисциплин, Исследование проведено в ком.муникативно-прагглатическоМ; семантЕко-фушсциональнсм и псйхолингеистйчоском аспектах.

Суть нового заключается в том, что в работе впервые доста-

тсчно полно выявлены п описаны онтологические характеристики экспрессивности текста, экспериментально подтверждены многие теоретические положения работы, определены сущность и назначение феномена экспрессивности текста, установлены и описаны механизмы экспрессивности, выяснена роль экспрессивности текста в восприятии отраженной в нем картины ипра.

Те о ое тпче с кое значение данно! диссертационно/, работы заключается в новизне полученных выводов, формирующих концепцию экспрессивности текста, в тем вкладе, который она вносит, с одной стороны, в лингвистику текста, с друго/i, в лингвистическую теорию экспрессивности вооб'да.

Исследование экспрессивности текста прэдетаатепо в докторской диссертации го всеа свози слоиюста, многоплановости, многообразии.

Содержащиеся в работе сведения относительно онтологии и механизмов экспрессивности текста долены пополнить икформадлэ в стилистике, ссг/гзспологпи, прагкалянгвястяке, коммуникативно»! лингвистике. В реферируемо/. работе поставлены и рассмотрены проблемы, решение которых обогащает отдельные положения психолингвистики, теорап кассовых коммуникаций, литературоведения, эстетики.

Практическое использование результатов исследования. Поскольку экспрессивность текста реализуется з силе воздействия, на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности реципиента, адекватная теория экспрессивности поможет решить целый комплекс задач, направленных на оптимизацию человеческих отношений, на социальное регулирование поведения языковой ли.яяоетл.

^-«сь«, это вопросы идзслогиче с кого воздействия /пропаганда, ■;ун-:зс:и1ро50ине средств кассозсй коммуникзции/, а во-вторых, аспект-: ;1нд;:в.:дуалънсго /профессионального/ во&дейстьзя, г.а-сгаузр, яри обучении, где экспрессивность организует восприятие такста, тонизирует и ускоряет его, способствует адекватному пс-текста.

Чорзз тексты реадшякт приобщается к знания;:., социальна:

я порам: п.:дим ц слыли,V, осязаем «г позиаск прежде всего чугсн:<а чувствами, чу;ж: кавлвназк» ч/го.; иатуяцпо«;, во-для нас свое видение в текстах" /дридзе, Х9&4.С.Ш/. Стсада важность текста в условиях обучения, его плодотворность для обучения, требуюшая создания еяеда&тьйого раздела обучения дсуку - привитие навыков строить тексты, способные оказывать нуялс;: воздействие, обучение прогнозирование установки рзцисиек-тз восприятие того или иного текста. Следовательно, зкспрес-сидгость - свойство текста, икеадее мзтсдичзскоз значение»

Наиболее сусоствешюе рззультаты исследования позволяет о:1'ог.;л,ул;п;оаать положения, которые наносятся на сзписту:

X* Окспрессиглость есть одна из сузествзшшх и наиболее ваг-ках категорий текста, его сблнгатзрная функция, обязательное Уйпсгпе ирагааткко-ксммунлкатпЕпого существования текста.

¿, Сущность экспрессивности текста кевозмогло понять вяз структура коммуникативных задач, анализ которих показывает, что экспрессивность выступает как орудие реализации мотивов и целей знаковых сообкзякй.

о. Бае экспрессивности текста невозможна реализация прагма-

тпческой функция, ибо конкретике изменения ъ ссзязясе и у:о~ -с:-~ шю рзщзяента, то есть прагматический зг-фект, могут насту;:;:;» лишь в результате экспрессивного воздействия текста нп з;.-:ч.ус-яальнуа, интеллектуальнуэ и волевую сфзрк личности.

¿.Ссноодгд глубинным фактором, детзр8сшируоз;ш экспрассг.у-:::;;;^. текста становится его содержание, ко лп:иь прз одном сблззт-л-!-.-ксм психологическом услоЕии: оно должно быть лачностксьгалчлга для реципиента.

5. Взгнеишеи онтологической характеристикой экспрессивности текста является наличие двух форм ее сушествовакиа - статич^сьои л динамической. Динагличзская форма реализуется лигь л кокенг восприятия текста, статическая существует з елдз конкретного набора з"отие1ШХ, образных» оценочных, стилистически хгарулро£зпьт£, структурао-когшозкшюнных и подтекетогих знаковых средств, спрс— деленным образом представлявших в тексте его зкстралингьистичс:-ское содержание»

6. Экспрессивность текста способствует восприятию к ад,зквотному понимания отраженной в тексте языковой картины ;-.:пра, в том числе, что чрезвычайно вазно, икокультурней.

7. Поскольку в работе экспрессивность рассматривается как интегральное свойство текста, формируемое совокупностью таких планов текста, как емотиеныл, образный, оценочные, стилистический, структурно-ко«пози-лоннуй и подтекстовы^, па защиту вино-сятся результаты исследования каждого из перечисленных планов

а их отношении к общей экспрессивности текста.

Апробация заботы. Результаты докторского исследования

включены а лекционные курсы "Введение в языкознание", "Сбиее языкознание", "Стилистика", "Лингвистическин анализ текста", а TSK3-.S спецкурс по экспрессивности текста, читаемые на филологическом факультете Витебского пединститута.

Основные результаты проведенного лсследоЕэния реализованы ъ учебном пособии к спецкурсу "Теория и практика анализа экспрессивности художественного текста" /в печати/.

Основные наблюдения и еыеоды исследования изложены в докладах и сообщениях автора на 40-ка международных, всесоюзных, региональных, республиканских и меявузовских конференциях, симпозиумах, совещаниях, в частности: на Республиканской научное конференции иолодых ученых /круизе, 1281/, на Всесоюзной научной конференции, посвященной бС-летию образования СССР Арунзе,198^/ Всесоюзной конференции, посвященной IOO-летяв со дня рождения Д.Бедного /Кировоград, ISS3/, fia Республиканской научко-практи-ческой конференции "Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе" /¿>рунзе, I98S/, на Всесоюзной конференции "Семантические категории языка и катоды их изучения" /Уфа, 1985/, на Региональной конференции, посвяшенноя памяти академиков И.А.ЕаТмано^ ва, К.К.Юдах1ша, Б.Ю.Юнусалиева /Оз, ¿985 /» на воеооюзйол йон* ференции "Теоретические проблемы стилистики текста" /¿îâsafibdesS, на II, III, 1У Республиканских конференция* "ШювеббразОванае и номинативная деривация в славянских языках" /ГрбДно, 1986, IS89, 1992/, на Межвузовской научно-методическое конференции /Витебск, 1987/, на Республиканское конференции "Актуальные проблемы эстетики и эстетического воспитания" /Полоцк, 1987/, йа Всесоюзном

совещании "Семантика целого текста" /Одесса, 1387/, на II, Ш, и, У, У1 Всесоюзных Некрасовских чтениях /Ярославль, 1987, 1988, 1989, 1990, 199^/, на всесоюзной научно-теоретическол конререн-цил ";.егиьэдил в речивол деятельности" /Пермь, 19о8/, на Всесоюзно,: конвенции "1ворческое нач по ^ деятельности высшей школы" Др/изе, 19бб/, на .леждународни.; ксщ.«роняли "Проблемы кон-фронтатлнноги язакознаилл л длдактлкл" Делена Гура, 1989/', на Республиканской конференции "иыкладьнне беларускал I рускал моу у вышзхдих кавучэльных устаноьах 1С0?" /Гродно, 1990/', на Международном конгрессе .лАЧР/И "русски- .1з;.к и литература в общении народов мира" /Уюскна, 1990/, на ие^-союзно*. научной конференции "Русско-селорусско-псльское сопоставительное языкознание и литературоведение" /Витебск, 1990/, на Регионально« конференции "Валентность и сочетаемость на синтаксическом уровне языка и речи" Могилев, 1991/, на Международно« конференции "нормирование эстетического отношения к искусству" /Херсон, 1391/, на IX и .1 Всесоюзных симпозиума*, по психолингвистике и теории коммуникации /Москва, 1988, 1991/, на Региональных Иоливановских чтениях /Бишкек, 1991/, на Регионально« конференции'"функциональный подход в теоретическом и прикладном языкознании." /Шнек, 1992/, на Международно! конференции "Язык ц культура" /Киев, Х9Э2/, на Ресщ -бликанской конференции "Проблем» сопоставительной семантики"/Киев ~ Черкассы, 1992/, на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Витебского пединститута в период 1982-1992 гг.

диссертация проша экспертизу на заседании кафедры теоретического и славянского языкознания, на методических семинарах ка-

фОдпи /1592 г/,

*Ло тогло двссартакз» опуйхикошю более 50-т;*. научна* робот о&да: о0г.з:,:о?л более 20-тк п.л,

{Ут.е*л к стг-уктущ с-зЗотк. диссертация состоит не вгзшкя, четырех глав, заключения, .списка цитируемо.'« дктгрзгурк. Работа лклеазяв на 451 стр. какиксплсното такета»

СОДБРдАНЛЗ ДЛССЕРТАцйИ Во Введении обосновывается выбор темы, формулируется цель а задач.;, мотивируется актуальность исследования, показывает-о;: его научная новизна, опредояяются методы и арсезд гсследова-нля, раскрывается теоретическая и практическая &яачл«эсть работы; урогень апробация ее материалов, указывается структура к ебьем диссертаций.

Б Глг-ге ;1 /"Ко:ллуникатьв::ая природа л прагматическое назначение экспрессивности текста"/ предпринято теоретическое осмысление некоторых общенаучных проблем экспрессивности текста: место текста в структуре деятельности к общения, проблема кнте-гратквного подхода к онспрессавноета, всяхслкнгвпстическпе механизмы экспрессивности текста и др.

3 диссертационном исследоьаняи. отстаивается деяте-льнсстно-коггмунак&тавныЗ подход к тексту, согласно которому текст рассматривается кс как-имманентная сущность, а как еоияально-рсчо-*ьое произведение, в котором велел отражение кирокли. контекст общения. Ьсякзл текст вписан в контекст шюувишш, как бы объединяя в себе две коммуникативные триады: Х/кар- язык -текст и 2/автор - текст - реципиент.

1екст рассматривается в реферируемой работе как динамическое коммуникативное образование; он понимается как высшая ферма системной организации, ссдерлзЕая сообщение о орзгмзнте тара, созданная по замыслу автора, ойладаедзя композиционны!.«, семантическим., прагматическим единством, обработанная в соответствии со стилистическими нормами к функции.-,л языка.

Делтелъясстно-коммуникативныл подход к тексту позволяет пере-.нести хорезо разработанную в отечественно;; психологии модель деятельности п применить ее основные положения /в частности понятие о коммуникативной задаче/ к анализу экспрессивности текста. Реле-низ коммуникативной задачи ведет к создавав текста, ибо "человек не говорит отделъпо-придумзпкымл предложениями, а одним задуманным текстом" /¿лнкпн, ISS-d. С.1СВ/. Определяющим в организации текста является замысел автора Динккн, 1932; Драдзе, ISSC; Хрзп-ченкс, 1985; Лихачев, 1987/, который охватывает текст в целом,' оказывает свое воздействие на все свойства текста. Прзсяссаблявз-ясь к потребностям коммуникации в соответствии с замыслом азтора, текст получает конкретную жанровую форму. Багным моментом в создании текста является такие цель, в соответствии с которой разрабатывается коммуникативная стратегия, т.е. план речевых действии, с помодьэ которых автор пытается решить свои глобальные задачи. Для разных типов текста избираются различные стратегии: для научных, деловых - зргумеятируюдие, рационалистические, для публицистических, художественных - стратегии, нацеленные на эмоциональнее воздействие.

Заканчивается -та решение коммуникативной задачи созданием текста? Ь ряде случаев задача будет полностью решена лиль тогда, ко-

гда текст, воспринятый реципиентом, повлечет изменения в его сознании и поведении. Разумеется, коммуникативная задача может быть решена хорошо иди плохо, что определяется степенью адекватности результата намерениям автора. Таким образом, текст является одновременно и промежуточным результатом и средством решения коммуникативной задачи; средством, каждый раз создаваемым заново в процессе решения коммуникативных задач.

Установлено, что полное решение коммуникативное задачи возможно лишь в случаях непосредственного общения или же в случаях опосредованного общения, но с персональным адресатом и "обратной связью". А мевду тем с возникновением письменности возникла парадоксальная ситуация, при которой автор и созданные им тексты оказались отделены от адресата во времени и пространстве. В такой ситуации автор лишен возможности воспринимать непосредственно резуль тат воздействия текста на реципиента, корректировать текст в ходе общения. Стали создаваться тексты для неопределенного множества адресатов, своего рода тексты "до востребования" любым читателем, способным и поведавшим стать адресатом. Представление автора о возможном реципиенте становится крайне обобщенным и гипотетическим, а достижение целей - проблематичным; снижается вероятность получения реакции реципиента, адекватной намерениям автора. Следовательно, в подобных ситуациях коммуникативная задача меняет свою структуру. Для автора ее решение теперь заканчивается созданием текста, ибо достижение прагматической цели не контро- • лируется и не корректируется автором, а лишь существует в его сознании в Еиде гипотезы.

Таким образом, пытаясь объяснить феномен экспрессивности те-

-2И-

кста, невозможно обойти фундаментальный факт: в процессе исторического развития общения возникла особая категория текстов, которые, оторвавшись от авторов и адресатов, от конкретных коммуникативных задач, приобрели материализованную в знаках относительно самостоятельную и объективную форму существования как компонент социально-; среды, не потеряв при этом своей коммуникативной природы, Зтгт факт заставляет нас обратить самое пристальное внимание на языковой материал текста.

В реферируемой главе доказывается, что было бы неверным понимать экспрессивность как некую необязательную, факультативную функцию текста, как такое его свойство, которым волен воспользоваться или не воспользоваться автор. В действительности это об-лигаторная функция любого и каждого текста. НеэкспрессиЕных текстов не существует, ибо любой текст потенциально способен оказывать определенное воздействие на сознание и поведение того пли иного реципиента. Диапазон этого воздействия монет быть различ- , нкм - от очень большого до малого. Более того, экспрессивная функция может быть полностью блокирована, если возникают внешние помехи или внутренние препятствия для восприятия текста конкретном реципиентом /например, восприятие текста на незнакомом языке иля его полное непонимание в силу отсутствия нужных знаний у рецппи-*-ента/. Эти случаи блокирования экспрессивной функции в различных коммуникативных ситуациях вовсе не отменяют ее облигаторного характера.

Реализация экспрессивности текста влияет на динамику, качество и избирательность-восприятия, способствует углублению и расширению восприятия и понимания текста реципиентом, влияет на "после-

действие" - изменения б сознании и поведении реципиента.

Для достижения сущности экспрессивности текста необходимо у

тыеэть связь текста с внешними явлениями, психологическое к сса адыюи реальностями, функционированием в них текста. Отсюда еле дует, что понимание экспрессивности не может быть ориентировано лишь на изучение собственно язбкоецх средств, как это делалось традиционной лингвистике, ибо наличие экспрессивных языковых средств е тексте не определяет однозначно и неизбежно экспресса ныл эффект 'Восприятия, а лишь повышает вероятность его ьозпакко вения.

Экспрессивность в реферируемой главе рассматривается то ка категория текста, его свойство /если речь идет о статической фо кз существования.текста, в которой текст отторгнут от автора и реципиента и существует как некоторый набор языковых средств, к те-рпализованяых графически или акустически /звукозапись/, то ка функция текста /если речь идет о динамической форме существовав текста/. При динамическом подходе экспрессивность - явление мне дикое, представленное в работе как совокупность отобранных авте ром предметных ситуации /экспрессивность^./, пропушенных сквозь призму авторского сознания /экспрессивность^/, взаимодействука: с личностью реципиента б конкретной коммуникативной ситуации /< прессиЕКОСты- /„ Общая экспрессивность текста зависит такие от языковых средств и способов представления информации в тексте /экспрессивность^/.

Б данноИ главе такне дан анализ механизмов создания к восщ ятея экспрессивных текстов.

^ Главе II /"Онтология экспрессивности текста"/ .представ.:

ин уззультаты-асследоЕоппя онтологического аспекта экспрессивности, Онтологически обсая экспрессивность текста есть плтэг-сзль»ш2 рззулх>тзт действия целого сада «^.ктороа. Оснорьплл глубины»! Хактором, детзртлшируещшл экспрессивность текста, зияете к его солзсуанзе /денотативный аспект/. Рель ягыкегнх ср-здстз ■л яг:имоз - наиболее заразительно представить содзржшз текста и отнесение автора к нему. Специальные языковие средстзч /обрезные, змотивкь'з, оценочные и др./ сами по себе ко создает обез/. экспрессивности текста» Сна возникает лишь при условии, что эти сродства стсбрззао? определенное содергзние, адресованное реальному или восора"ге:-;ому роцапконту, для которого оно /содержание/ СК-5Г.2ТСЯ личпостпо-значи^м,

:;'.:*1П;0 дпчяоетнел значимость содержания дзляотоя кеясз:.«кчыч условием дсст'1~'3пяя э;сспросспв::сго с^окта- Пси стоутствт! этого услогяя сотаятстз рец,ш;:ечтт ссыпется лддг'^рзрентгг'ч по от:?с-гзг.'"5 к тексту, кстсркл при ото?; .чокз? рй?л;:чнымл зкопрее~

сизякм:: ядпковимд средствами /о:пт способен лита усилить лтгпосг™ ку:о значимость содергааяя/. И, наоборот, прч бодьдол личностяоЛ значимости содорза'Д'я текст коглт стать гяпергзспрссснгкум для решгеизгета пззэзиелко от характера использованных в нем язяко-

внх средств,

Ретюйзигля слагаемым;? экспрессивности является 2Е31!22222Н.» в^рззностъ, интенсивность, стилистическая маркнре-

ззгптоогь, струАТ,ур':о^кс?г:зплцуснныэ своЛстра текста и гтедтекгл'о--

Все составляггяо, интегрирующие экспрессивность, гз-

нетичесгп и ]уякцаояа»го определяется г^м^уникативкол ардродоЛ

и прзгезтячзекпм назначением текста.

В работе било установлено, что названные сущности различаются по ряду признаков - семантических, прагматических, по механизмам формирования и воздействия на реципиента в процессе восприятия текста, а данной главе подробно рассматривается каадсе из составляющих экспрессивности в отдельности и ь их связях и отношениях; проводится лингвистически., анализ экспрессивных языковых средств разных уровней под различными ракурсами: то с позиции эмотивности текста, то с позиции образности, то с позиций оценочное™ и т.д.

Б исследовании нашла подтверждение «..мель /высказиьаьшьяся ранее В.Н.Телия, Н.А,Лукьяновой, Ь.И.Шахсвскиы и др./, что ядром общей экспрессивности является эмотпьность. С позиции текста это объясняется тем, что языкоьго средства всех планов /образного, оценочного и др./ при восприятии дают в топ или иной степен;; и форме эмоцногешши эффект. Ьолее того, "вклад" каадого плана в общую экспрессивность текста во многом зависит от его связи с эмопшшм планок, ибо именно он, возбуждая интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции и чувства реципиента, провоцирует процессы ампатии, сопереживания, будит и направляет воображение, активизирует мышление и понимание всего текстаь

Ядерный характер емотивного плана демонстрируется в работе •на примерах анализа конфетных текстов. Рассмотрим один из них. ■ "Ве

черело. Суровело. Хозрасчетило. С речки потянуло ароматом св-з— ?,шх сточных вед. £а окном догорал закат и очередной пассажирский самолет. Прохокие оскотинились, словом, будни"/'"Литературная га-

зета"/. данный текст имеет ненейтральный регистр, восприятие его реципиентом - акт творческий, ибо в восприятии участвуют Ценовые знания, подтекст /хозгасчетило, дстог.ал самолет/. ¿.уставный эдакт создается здесь за счет синтеза языковых средств: окказиональных образований - суровело, хозоасчетило; семантическое многоплановости слова свезид, создающего оссбыь вид языковой игры. Усиливают эмотивнссть а приемы, например, прием "обманутого оаядания" - зеомзтг' ... свежих сточных'вод; "работает" здесь и явление интенсивности, усиления - догорая очередной самолет. Особая роль в данном тексте отводится омотивно-оцзночно-му глаголу оскотиниться; осеоеол, сощулоа для эмоциональной реакции является внутренняя форма глагола /скотина/, данная метафора /о человеке/, стаглая здесь внутренней формой, вводится с помоаьо модуса фиктивности Дслъ, 1984/ "как если бы стат скотиной" и дает эмоциональный эффект "пренебрежение", с помощью"

которого подчеркивается, что автор считает себя Еызе субъекта оценки /прохожих/ в социальном и моральном плане, «гто эмоциональное отношение как бы расцвечивает текст, енося некоторый стилистический диссонанс - оскотиниться /просторечное/.Этот эмотивный глагол распространяет свое влияние на все пространство текста.

В данном параграфе подвергается анализу не только "анатомия" змотивности текста /система языкоенх средств и приемов/, но и механизм эмоцногеиного воздействия текста.

Взжнелзим компонентом экспрессивности является образный план, Сбраз, возникши« в сознании реципиента, не существует в тексте как готовая данность, сн возникает в результате столкно-

вешк реципиента с те.сетом, развертывается по мере восяснятия текста к зависит не только от того, что каданс текстом, но и от психической деятельности реципиента, от его шутаидуальнс-ллчксс ных особенностей. Это и привело к необходимости применять эксперимент, в котором испытуемом /о группы студентов Витебского аед-института по 25 человек, в каждой/ предлагались тексты двух типов чисто информационных, нейтральный и художественный - с одинаковы: содержанием, но с различной степенью образности, ь эксперименте ироверялась гипотеза: тексты с различно*: степенью образности дол; си оказать разное воздействие на сознание к действия реципиентов что выразится в их рисунках. Характер и диапазон этих различии ыоепо определить путем количественно-качественного анализа рисунков но ряду параметров /нами было выделено 8 параметров - см. ст! 140-141 диссертационного исследования/. По результатам экеяеркме;

та была составлена сводная таблица:

Пз-оа-! метай! Первая сер. | Втор ая сер. ! Третья серия

! ! 1~ая группа испытуемых ! 1-ая группа ! испытуемых' 2-ая груша испытуемых £-я группа испытуемы X

; ! Нейтрал те кс ¡Художествен. ! текст Нейтральный текст Худобестве текст ннкл

1 ; Репред.3 тжс7нкк! ТворЛРепр» гяс. !т)ис. !Творч. ! вис.! Репр.! рис.! 1ворч„ рис. Репродукт.! писунки ! 1ворчес спс.

1а,16! 5 ! ! 6 _ 5,3 ! 6,7 !

2а.26! 0,2 ! _ ! 0,7 СЛ ! _ 1 ! „

По О*! ! 5Л 1 _ 12 _ г 7 1 [0.8

46! II ! ! 16 _ 9 ! — 15 ! -

5а„56! 5 ! ! 6 _ 2 ! — 10 ! _

6й46б! _ .» 19 _ 29 1 17 - Г

7а, 76! - ! 4 _ 5 _ i 4,5 _ ! 4

8а,86! _ » 1,1 7 - ! 2,5 _ ] 6,8

Анализ таблицы позволяет, во-первых, считать гипотезу подтве]

диенойся, а го-вторых, дазт основание для некоторых выгодов.

Окспе-рнмонтзльная процедура позволяла зсхомкз различия лохэ-лизовать в процесса:-; репродуктивного и творческого воображения, -то да по возможность выразить результата в сопоставнглг,: показателях, отрзглюшх явления одной психологической природы.

Имеются судестгеиные различия з экспрессивности пзрвиччу:: образов /образов нехудогоствешшх текстов/ и образов дторячных. л7до:::ес?вснк:п текст оказал на испытуемых большее асздзиотвпс, чем квхтрзлыпы по все к количественных.? и качествепнкгг /содержательным/ показателя:,:. Посла восприятия художественного текста испытуемо и з репродуктивных, и в творческих рисунках изобретают бсдълее число объектов, чем после восприятия нелтратьисго тз-::сто /с.;, тлблпцу/. 3 ходе эксперимента Зжо такте гкя&тгно, что пяторпрстяция художественного образа роцлппзптсп - "то сотворчество с автором, в процессе которого происходит актуализация плзстоз прсжлого спита, активна* работа воображения и пэ-мятп и другие процессы.

Компдзксшзи анализ образности показал, что so всех видах текстов о$рзза ноигбекно экспрессивны по самой своей сугзкостн. 'сто объясняется ксммуникатиЕНой, знаковой; прагматической нрпрсдол текстовик образов» что является базисным условием их зкепрзсспз-нсстл.

Взяячмя составлявший! общей зкспрзссивиости текста считается такие сценочность, интенсивность, стилистическая маркированность,

Вез названное планы тесно связана кзаду собой л разделить и.: мс.тло лндь условно, в целях удоства анализа. Так, оценочв-лл лла;: связан с змотявным, т.е. одной из эмоций является сц::::!:>-

-зс-

которая рассматривается в работе как "дочерняя" от более общей отражательной функции.

Всякая оценка имеет коммуникативную природу: она производится, формируется в процессе общения и предназначена для общения. Ь мире оценок действует не истинность вообще, а истинность относительно концептуального мира участников коммуникации, времени, места, социального статуса коммуникантов и т.д.

Интенсивность тесие/лим образом связана с оцзночкостью, ибо представляет собой как бы меру, количество оценка, йнтенсивность связана с усил гнием, акцентированием внимания реципиента на некотором элементе текста с целью зызвзть у него желаемую реакцию. Усиление мохет быть достигнуто с помощью повтора, кэк например, в строках Л.С.Пушкина: ...Печаль моя полна тобой,

Тобол, одной тобой...-Здесь троекратный повтор тобой усилен словом одноа. что создает эффект дополнительного содернания, услохкяет информацию, добавляет. к ней оттенок негности и тоски а делает незабываемыми эти строки.

£ реферируемой главе утверждается: чтобы превратиться в текст, информация дол:ляа быть стилистически оформлена. 3 .реальных текстах существует зависимость кегду.экспрессивностью и стилистическими свойствами текста'. Стилистический аспект - катализотор эмоционального, эстетического и других типов воздействия текста. Чем эффективнее выбор способа изложения, тем сильнее экспрессивность текста. Именно удачный выбор стиля повывзет эффективность речевого взаимодействия, облегчает разрешение коммуникативной задачи.

делая увеличить экспрессивность текста, автор намеренно взо-

дит з него языковые единицы, «входящие за узуально рзглакзнтсро-ваннке данным стилем рзмки: "В само;,? мрачном настроек::;: он олел-ся, оскорбил яелстзием ластакзегося к пому кета" /а,Шолохов/. Употребление оборота оскорбить действием, чугдего по стяллстцчэскс.; окраске контексту, роздает соответствующую змоцик у реютлеатс, яевкззя экспрессивность все;! фразы,

3 отдельный параграф выделен анализ структуряо-компсзпцкскпо-го плана текста з его отнстзнпи к экспрессивности. В роботе экспериментально подтвержден $акт непосредственного влияния струк-турно-компогкционкых особенностей текста на его зкспрасскпуЭ луикцкэ.' Установлено, что выбор оптимально;: организации языкстых одиниц всех уровней з рамкзх текста чрезвычайно заме;: для доа:л-меяпя коммуникативной цели п рзалкзают прагматического назначения конкретных текстов. Специальные ксмпсопннонкне сродства ?■ приемы, зкзачзвзпе я микроэлементы структуры текста /сталастяяеокне 4-игуры, тропы к др./, является одновременно средствам:: к прзеир'л: создания экспрессивности. В свои очередь, многие приемы создания экспрессивности - зто комплекс способов организации материала в тексте, т.е. одновременно и структурко-композпыяонкые яг-пега.

Подтекст, под которым мы понкмаем икялпаптпуа пн^ермзцкг, лг-йят способами заложенную в текст, - ваянее составляющее экспрессивности. Сн присуц текстам всех типов и слуяит важным источником экспрессивности, ибо создает эмоциональный и интеллектуальный фон, ча котором происходит восприятие текста. Подтекстовая информация является экспрессивной по психологическим условиям восприятия. Тот факт, что вэ.т-чин для понимания всего текста смысл эксплииитно не формулируется, а должен быть получен реципиентом

самостоятельно, придает тексту повышенную экспрессивность.

Описанные в данной главе составлявшие общей экспрессивности текста /планы/ функционируют одновременно, причудливо переплетаясь и усиливая Друг Друга. Приведем в качестве йримера небольшой отрывок из расскаба В*Тендрякова "Пара гнедых": "По дороге цц-лило шествие. Вп§реди шла ребятня... Они рысили Sa Несли

кто что успел у^Ьа№ь - узелок, кочергу, щербатый, aactyfi. Само» му младшему, ДанЬде. ничего хорошего у&е нести не доспалось, он нес солено. За нШ в туче пыли с громоздким пеот.е&дм Sa йшта вышагивал сам айзМенитыи,до_селу Вайя АкуЛя", йКб&роосаьнооть да! кого отрезка текйта создаемся различными яЗУкевыш средствами, складывающимися в ра&ные плайш еТйайнб£ёИйеы слов с разной сти~ листическоа маркированностью /пшшй.аедШа сний»+ высок./; противопоставлением имен собственных бибЛёискОГо Иов и народно' разговорного Паньгш; введением дйаЛвгШого слова пестерь /лубочная корзинка/, разговорного уйрЗЬлеНМ Знаменитый по селу. Особо! внимание автор уделяет глаголам дшзкейия •» йыйиш, рысили, вышагивал. выбором которых создается ирОййя ■» такое переосмысление семантики, при котором смешное скрывается поД маской серьезного торгественного /вышагивал/ при общем отрицательном отношении авт< ра к описываемым фактам. Ирония создается также вследствие столкновения представлений о высоком и сниженном /¡^Ов,мавдД

. Источником экспрессивности здесь становится и й&дтекстовып план, сигналом которого является фраза 'Он_/Па»ька/ нес полено. Фоновые знания, опыт подсказывают реципиенту, что яри переезде обычно перевозятся нужные, ценнее вёщи; здесь &з подчеркивается нелепость nocí /пка персгнаха. Зкспресс'ивксс'ть всего отрывка уси-

ливается зз счет введения оценочных и эмотивных единиц /шесбатый, рысили/, которые заключают а себе яркии образ. Велика роль и специфической ритмической организации отрывкз.

3 Главе Т Г Г / "Специфические признаки экспрессивности худо-явственного текста и особенности его восприятия"/ доказывается уникальность онтологических характеристик экспрессивности в художественном текста. Художественный текст - специфический лингвистический объект, которые эстетически организован, ьаанз/лгая функция такого текста - эстетическая, которая как бы наслаивается а другие - коммуникативную, прагматическую, змотивяую, экспрессивную. При этом эстетическая функция не заменяет их, з наоборот, силивает. Таким образом,уникальность экспрессивностиво-первых, остоит в наложение и "сращении" эстетическое и экспрессивной фун-ций текста, что достаточно детально прослежено в первом и Еторсм арагра£лх реферируемой главы. Во-вторых, экспрессивность текстов

этого типа фактически отожествляется с их художественной цразительноотьа. Например,комическое /как и другие эстетические атегории/, реализуясь в художественных текстах, становится сред-твом создания художественное выразительности, тождественное, со-ласно напей концепции, экспрессивности текстз. Доказательству зто-о посветзи отдельный параграф исследования, где дан анализ с этих озиций поЕестп М.Салтыкова-Щедрина "История одного города".

Воспринимать художественный текст - значит усваивать его- эоте-яческсе и идейное содержание, художественные качества, определение знания о мире и человеке. Результат эстетического восприятия ¡гдоязстзенного текста датерминируется целым рядом факторов: лачяо-

кы> автора к реципиента /индивидуальным спитом, знаниям;;, те.\з-церамоптсм, сакосозиоиаем, психическими свойствам личности/, кач2стга:.:и тзкста /способом аргументации, способом раскрытия томи, хаваитаром отбора языковых средств и приемов/, соцнальнн-мл факторами /традициями эпохи, типом культуры и т.д./.

Глава ГУ /"Средства к приемы создания экспрессивности художественного текста"/ посвящена анализу экспрессивных .языковых средств различных уровней в их констатирующем, описательном, глзссн.¿'пкационнсы вариантах, а также анализу важне/щих приемов З'ормирования экспрессивности. Отличие ст традиционных исследовании заключается в том, что анализ проводится с иных позиции: сс-ноеным является поиск ответа на вопрос, почему данная группа языковых средств и приемов способствует достижению общаи экспрессивности текста.

Поскольку существует экспрессивная функция языка, а текст есть форма существования языка, то в самом языке должен существовать определенный набор средств, которые специально приспособлены для экспрессивного воздействия на реципиента. Он и существует с виде экотивних, образных, оценочных, стилистически кзр-киронашшх и других слов к фразеологизмов /мямля, пустобсех. пгкгслубнть» сазг.еспетая кде-кбэ. плясать ипод чью-то дудку и др./, словообразовательных средств /блатняга, ■¿едьетоиулк. домике/, огдельпас граюгатичзских катгории, например, категории рода /"""-ск^а ^ейского рода, Петербург мужского. 3 Москве все невесту, в Петербурге во? женихи... '¿осквз - старая домоседка, печет блины«,. : Петербург - разбитное малый, никогда не сидит дома..." /И.Гегель/, сксарессивиость заложена здесь в самой специфике

категории рода, в тех ассоциациях я аналогиях, которые возникают при ее восприятии/, разнообразных средств экспрессивного сиптак-сиса / Путь наЕеох бал головокружительным, паление - головоломным и др./.

Бее языковые средства в художественном тексте подчинены единой эстетической задача, соответственно, о любой единице языка мояно говорить как о средстве создания и эстетического, я экспрессивного эффектов, В художественном тексте возникает уникальная знаковая ситуация: из знаков естественного языкз фермдрует-ся по законам эстетики язык словесного искусства как особая знаковая система, ззвуцая и работающая по собственные законам, от-личарлимсл от заколов естественного языка, ймзннэ непехохэсть едктп:ц естественного языка и языка художественной литературы заставляет воспринимать текст эстетически.

По.т'.'о c'oiiííгочспр^сст^7^ сг-'ЭД^тв з зсзгпс^'ь'сс'л от целей я мотивов автора, личности реципиента, ептупцп:*. восприятия текста и других компонентов коммуникативное задач;;; экспрессивное в конкретном тексте глояэт стать любая нейтральная единица языка. Пгл.'мессм тему мсл.ет елтялть использование А.Белым нейтрального слова телкевзтъ: "Николай Петрсвпч прстзнпзвзл свою .тлзкь... Вез в "нзни аст ектёшюрывялосъ, Еатзнцевсл ese мальчиком; таиде— ват лучзе всех; к окончанию курса гимназии пзтансег.плнсь знакомства; к окончанию факультета из круга знакомств вытзпаовывзлея и круг покровителей; Николай Петрович пустился отплясывать слул-бу; пгстакиевал сн имение; и - пустился в балы..7 /Петербург/.

Данный глагол успешно заменяет у А.Белого целый ряд самосто-

Г •Г'

-ос—

ятельвкх, и независимых в семантическом отяоаеяид глаголен, он наполняется н контексте самыми носавдеввк;« и разнообразны:.';: смыслами, применительно к несходным ситуациям и видам человеческой деятельности.

Б художественном тексте, таким образом, сосуществуют самке разнообразные языковые средства и приемы, ворсадагхцае экспрессивное многоголосие, оти средства и приеш, имея универсальный характер, реализуются в каждом тексте по-своему» Причем совокупность средств и приемов не является хаотичной, это довольно стр< гая система, цементируюшеи склон которой является авторская хсон-иокцдя, авторский замлсел, которые ке просто скрепляют языковое средства и приемы, ко и определяют их иерархию в конкретном текста, их статус в общем наборе средств и приемов текста«

Е Заключении подводятся основные итоги исследования. Данная диссертация построена на базе теоретических установок, ссгл.

око которым экспрессивность текста попадает в круг ксследовснх. где в центре внимания стоит человек, конкретная языковая личность, с масштабами которой, с ее психическими свойства;..:;: соизм ряется вербализованная в тексте действительность. Тако*. подход иозватил предпринять поиск психолингвистике ских механизмов &еио-мена экспрессивности с ориентацией на авторские намерения к личность реципиента. Выявлялась специфика зтих механизмов для каждого из планов текста, образующих его общгю экспрессивность /образного, змотивногс, оценочного, стилистического, структурно-ксклозициоаного, подтекстового/.

Следуя указанным теоретическим установкам, да Н5ИЗбе.яяс дол-

гкн с-лтл обратиться к гопезпсу экспрессивности текста, суткссть которого невозможно понять вне структуры ксммунлкзпвнол залами 5Ьзнзс структурккс компоненты коммуникативно.: задач;: явллзтся ¿актерами, ггтзряпилруиа»« отбор языковых средств, то ость м;;гу™лмл слагаемые с5;цел экспрессивности текста.

О&гзрессавни«. эр:е::т восприятия текста нельзя нзбл.одать килс-следственно, так как он заключается в динамических иакльзниях психичзскол деятельности реципиента. ддлнствеяным я над з::::'.км ;::-•-дихатсрс:.: наличия и изменения экспрессивного з.рЬектз з зкс1ег.;::.:е.:-тсх являясь прагматические последствия восприятия текста - з:-;,.з-нения в сознании и поведении /действиях/ испытуемых. стл ::зге:-:е-Н'ля выявлялись с помощьи рисунков к тс кетам, опенки раглиялыл сторон текста, дополнен::-: к текста!-;, ответов на вопросы, елмеыа-бл:-:-до!1;ы и др. Указанны? приемы позволяли выразит* рсрутг-л а ты экспериментов катете с?веняо, измерять экспрессивны» э:,;.ект л кивать его в сопоставимых единицах0

3 закяочояяа работы предпринята попытка разграничения экспрессивное л прагматической функция текста, поскольку очевлдял их близость и переплетение з коммуникативных процесса;«, свяргг-ных с создание?.? и восприятием текста.

Содержание диссертации стра.кзно з слэдуших опубликовандых работах автора:

1. Некоторые аспекты лингвист:::«: текста // I Республиканская конференция молодых ученых. Тезисы докладов, -¿рунзе, 1951.-0.-15—и,

2. Ассоцпативнн-1 эксперимент как один из методов исслздоз*-НИЯ // ПсихолиягБистлческие исследования з области лексики ;:

нзтикп. Калинин: КГУ, 1981.- С.60-68.

Б. Некоторые психолингвистаческие проблемы противопоставления // Научная конференция, посвященная 60-летии образования СССР. Тезисы докладов, ¿рунзе, 1282.- С.62-63.

4. Некоторое католические аспекты прагматики текста // Русский язык и литература в киргизское школе, 1983. #3.- С.43-50.

5. О семантических и композиционных функциях противопоставлении в творчестве Демьяна Бедного // Поэт борьбы и созидания. Тезисы каучно-теоретическоп конференции, посвященной ЕОС-летню со дня рождения Демьяна Бедного. Кировоград,IS8S.- 0.134-136.

6. Экспериментальный анализ прагматики художественного текста // Тезисы докладов научно-практическое конференции "Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе" круизе, 1933.-С.168-170.

7. О некоторых аспектах прагматики текста // Проблемы психологии интеллекта, ¿рунзе, 1984. - С.64-74.

5. Пспходннгвистическии анализ коянотативного аспекта семантики языкоеого знака // Семантические категории языка и методу их изучения. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. 4.1, Уфа, 1935.- С.57-58.

9. Экспериментальное изучение национально-культурной специфики образной системы киргизского языка // III научные чтения, посвященные памяти академиков И.А.Еатманова, К.К.Ддахина, Б.М.Юну-садиева.-Тезисы докладов. Сш, IS85. - С.94-25.

10. Задания для практических занятии по курсу "Введение в языкознание" для студентов I курса филологического факультета.

Витебск, 1985.-27 с.

11. Анализ семантики антонимов в курсе лекции по локсике-совремекного русского язака /./' ¿опроси теории г. мзтодпки ::зу-тения лингвистических дясцяплан в вузе. Калинин,ISS5.- С»4о-Е4„

12. Эксперимент как средство стилистического знзли:а и его значение для исследования художественного текста // Гесретич»-cKíe проблему стилистакк текста. Тезисы докладов, Хаззкь, М'ЗЗ.-

П ТС г,/!

15. Семе ?пл чес кал котявзция и ее роль во вторично,: яс%г вин // Словообразование и номинативная деривация в слэвянсд:;: языках. Тезисы докладов II республиканское кокleрек та:. Ч„11, Гродно, I933. - С.205-20о,

14. Позтлческлп текст как средство эстетического вссг,пт-.гй.ч Актуел-л^е гс я гс су .^стетяки и з сте тич? с кого всспмтзккя». докладов. Полоцк - Новополоцк, 1087. - С. IB-I&5,

15« Механизму создания подтекста // Семзлтлка целсгз гзггст:-. Тезисы выступления, ГЛ., 1987. - СЛС6-ХС7.

16» Опыт применения псзхшгкйгеиcarnecjoíx мгтсдпт: для довзния явления коннотации // ¿ecHlK хд/ 1мл Csr..~.

I3S7, 2. - С. 43-42. /

17с Лингвистические аспекты диалога ззтсг-а с герое:.' к зсс-зки Н.А.Некрзсовз // £1 Некрасовские чтения. Тезка- в'.'студл:; Ярославль, 1987. -'66-57.

18. Пра канататы"ны аспект семанткк! слова // Бзлзрускз;; гвхсткка. ,'«11яск: ¿K ЬСС?, 1988, ипх.&З. - C.S-S.

IS. скспернмектялькое изучение кжскалыю-культугно.: с-;?.:.:-

фкки внеанах и внутренних качеств человека /на материале киргизского языка/ // ЗтнспскхолиЕгвистика. М.: Наука, 1888.- С. .£¿6-12

20. Роль словообразовательных средств в реализации змотявногс содержания // Деривация в речевой деятельности. Тезисы научио-те-оретическол конференции. Пермь, 1988,- С.£0-91.

21. Внутренняя форма как особый компонент значения в концептуальной картине мира // Творческое.начало в деятельности высшей ■ школы: Проблемы активизации, ¿рунзе, 1988. - С.2СС-2С1.

22. Проблема ди алогичности лирик; Н.А.Некрасова /внутренний диалог и диалог эксплицитный/ // III Некрасовские чтения. Тезисы выступлений. Ярославль, 1988. - С.94-95 /соавтор В.Н.Телия/.

23. Лингвистическая терминология в курсе "Введение в языкозна низ". Методические рекомендации. Витебск, 1988. - 17 с.

24. Особенности поэтического языка К. Симонова // Методические рекомендации к изучению произведений К.Симонова в вузе и школе. Могилев,1988. - С.4С-42.

25. Психолингвистические аспекты восприятия подтекста // Текс в речевой деятельносте. М., 1988. - С.78-83.

25. КоняотатйБНое слово как результат использования неслоЕооб' разователького способа номинации // Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. Тезисы докладов III республиканской конференции. Гродно, 1989. - С.132-133.

27. К построению психолингвистической модели коннотации // Вопросы языкознания, 1989, Л I. - С.108-120.

28. 0 языковой картине мира // Проблемы конфронтатиЕкого языкознания к дидактики. Зелена Гура, 1985. - С.6-13.

29. Семантическая «когсплановссть слова в поззин п.л.пзнрасо-ва ,// ГУ Некрасовские чтения. Тезисы докладов. Ярославль, 1955. -С.29-10 Г.

50« Возможность параметризации фразеологических единиц ме.тдо-кетного характера // ¿разеогра-ьическая параметризация з магипнсил фонде русского языка. М., 1990. - С.95-100.

51. Художественный текст как объект лингвистического анализа в Еузе, его этнокультурный аспект // Выкладанне беларускал I рус-каи моУ у выэзизых навучальных установзх ЕССР. Тезхсы даклэдау. Гродна, 1990. - 0.127-129.

32. Специфика выразительности стихотворения Н.А.Некрзссза "Замолкни, "уза мести и печали" // Современное прочтение Е.А.Некрасова. У Некрасовские чтения. Тезисы выступлении. Ярославль,1990«-0.179-131.

33. Основные вопросы экспрессивности художественного текста//

Русский язык и литература в общении народов тара: проблемы хунк-

циснирозакия и преподавания. I. Тезисы докладов и сообщении. м., русский язык, 1990. - С.73.

34. Я вопросу об лкспр'ессявноста текста // ВэснХк ЕДУ 1мд У. т. ДенРнз,.1990, А 2. - 0.47-50.

-35. Специфика культуры русских и белсрусоз и ее отражение в языках и текстах // Ееларуска-рускз-лсльскае суизста^ляльнае мова-зна^отза. ВРцебск, 1990. - 0.174-178.

35. Коммтникатявнай подход к проблеме змстивнссти текста // Коммуникативные .аспекты значения. Волгоград, 1390-. - С.145-155.

57. Сочетаемость синтаксических единиц как прием, созда^гий

оксасисо2£йость // Бзлонтность у. сочетав,'»-ость на синтаксическом у~с*гпз языка и печи. Тезисы докжадсз.Хогялзв, 1991.- С,21¿-¿хо.

£8. ¿ететпчзеког восприятие художественного текста // А-орки-ро£алх2 эстетического отношения г. искусству. М.: АПН ССОР, 1531,

¿О. Экспрессивность гекста как фактор адекватного восприятия и понимания отрзяекной в нем инокультуры // Психолингвистика и ме¡¿культурное взаимопонимание. Тезисы докладов X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике к тесоиа коммуникации,М. ,1591.-С, ¿76-

ХОи.

•1С. Параметры экспрессивкости текста // Человзчзскил ¿актер в языке. Языковые механизмы экспрессивности. "и: Наука, 1591.- С. "72 — 2С''

41. Синкретизм, функции фразеологизмов в языке и художественном тексте // Лдернс-периферкинке отношения в области лексики и фразеологии. Тезисы докладов. Ч.П. НоЕгсрод,1991,- С.71-7с,.

42. Изучение лингвистической терминологии в курсе "Введение в языкознание" как один из путей совершенствования подготовки учителя-словесника // Тезисы докладов научно-методическое конферен- ' Цпп. Ч.П. Минск, 1992. - С.28-25.

43» Концепция значения и смысла и ее рель в исследовании содержания текста // Проблем*/ з1ставно1 семантики. Материалы республиканской конференции. Ки1в - Черкаси, 1992,- С.174-175.

.4«. Экспериментальное исследование образности как ваянеля;его кегпеяектз обеей экспрессивности текста // БеснХк ЕДУ, сер.4,

-"б едпем текстовом приеме создания экспрессивности //

экст и структура. М;, 1392. - С.77-83.

45. Текст и отраженная в нем культура народа // Лзык и куль-ура. Материалы I ГЛездуяэродно^ конференции. Киев, 1552. - С.82.

47. Экспрессивное сравнение, его семантика я функции в худол-е-тЕенном тексте // Русская язык. 2ып. 12. Минск: Университетское, 992. - С.89-95.

48. Фонетическая мотивированность слова как фактор семзнти-еско<а деривации // Словообразование и номинативная деривация в лавянских языках. Тезисы докладов X/ республиканской кснферении. Гродно, 1992. - С.78-79.

49. Структура, семантика и функции сравнений в позке Н.Некра-ова "Кому на Руса жить хорошо" // Лзык псэмы Н.Некрасова "Кому

а Руси злть хорошо". Материалы .конференции. Ярославль, 1992.-.14-15.

«

5С. ¿копреосиЕные особенности ранних рассказов Л.Н.Толстого // зык и стиль Д.Н.Толстого. Тула, 1992. - С.48-55.