автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Алейников, Михаил Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия"

На правах рукописи УДК 782.1(470+571)

005002675

АЛЕЙНИКОВ Михаил Иванович

ОПЕРА «МОННА ВАННА» С. В. РАХМАНИНОВА:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЛИБРЕТТО, МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

,1 7 НОЯ 2011

Санкт-Петербург 2011

005002675

Работа выполнена на кафедре теории музыки ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова»

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, профессор ТИТОВА Елена Викторовна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

ГОРНАЯ Ирина Николаевна

кандидат искусствоведения, профессор БАРУТЧЕВА Эра-Софья Суреновна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится «42>» декабря 2011 года в часов на заседании Совета Д 212.199.20 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан « 27» ок^^у^ 2011 года.

Ученый секретарь Совета, кандидат педагогических наук, профессор

И. С. Аврамкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Творческое наследие Сергея Васильевича Рахманинова — неотъемлемая часть мировой художественной культуры. Открытие и изучение неизвестных и непознанных страниц рахманиновской музыки в ходе осмысления истории русского искусства многими поколениями исследователей было и продолжает оставаться делом большой важности и актуальности. Это утверждение особенно справедливо в отношении такого интереснейшего замысла композитора, как незавершенная опера «Монна Ванна» по одноименной драме бельгийского драматурга-символиста М. Метерлннка, возрождение которой стало одним из крупнейших событий в судьбе творческого наследия Рахманинова, произошедших на рубеже XX-XXI веков.

«Монна Ванна» не была завершена Рахманиновым, однако сохранилось большое количество рукописных материалов, позволяющих составить о ней достаточно полное представление. К ним относятся материалы либретто, принадлежащие перу его автора — Михаила Акимовича Слонова, а также самого композитора и его жены Н. А. Рахманиновой (всего 303 страницы); чистовой автограф клавира I действия (100 страниц) и наброски музыки II действия (15 страниц). Сведения о «Монне Ванне» содержатся в письмах Рахманинова, Слонова, Метерлиика, К. С. Станиславского, С. А. Сатиной, воспоминаниях А. Б. Гольденвейзера и др.

Либретто всех трех действий и ноты «Монны Ванны» Рахманинов увез из России в 1917 году; с 1951 года они хранятся в Вашингтоне в Библиотеке Конгресса. По воле композитора до 1973 года доступ к этим материалам был закрыт. Часть материалов либретто хранится в Москве в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (далее — ГЦММК). В начале 1990-х годов Библиотека Конгресса передала в ГЦММК микрофильмы с материалами «Монны Ванны».

Уже после смерти композитора были созданы три оркестровые редакции 1 действия «Монны Ванны». Первая — редакция американского дирижера И. Букетова, сделанная им по просьбе С. А. Сатиной в 1970-х - начале 1980-х годов. Мировая премьера оперы состоялась 11 августа 1984 года в городе Саратога штата Ныо-Йорк (концертное исполнение под управлением И. Букетова). Вторая — редакция ростовского композитора М. А. Фуксмана, исполненная в 1998 году в Ростове-на-Дону и Москве. В ее основу положена исполнительская редакция клавира I действия, выполненная музыковедом К. А. Жабинским для российской премьеры «Монны Ванны», состоявшейся 26 апреля 1993 года в Ростове-на-Дону. Третья — редакция петербургского композитора Г. Г. Белова, прозвучавшая в Москве в 2009 году. Г. Г. Беловым также сочинены II и III действия оперы «Монна Ванна», которые по его мысли должны исполняться вместе с рахманиновским 1 действием.

Актуальность всестороннего исследования оперы «Монна Ванна», несомненно, давно назрела: оно позволит заполнить многочисленные лакуны в изучении этого замысла Рахманинова, а также будет способствовать

расширению представлений о заключительном этапе его оперных исканий 1903-1907 годов, об оперном творчестве композитора в целом, о мировоззрении Рахманинова, о его обращении к искусству символистов, о сотрудничестве со Слоновым-либреттистом.

Степень изученности проблемы. Рахманиноведение имеет давние богатые традиции, связанные с научными трудами таких исследователей, как Б. В. Асафьев, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов, Л. А. Мазель, 3. А. Апетян, С. Бертенсон и Дж. Лайда, В. Н. Брянцева, В. А. Цуккерман, Т. С. Бершадская, Г. М. Коган, Ю. В. Келдыш, А. И. Кандинский, Л. А. Скафтымова, Дж. Норрис, В. П. Бобровский, А. М. Цукер, Л. Е. Гаккель, К. В. Зенкин и др. Среди научной литературы, посвященной оперному творчеству Рахманинова, выделяются работы Т. Н. Ливановой, В. В. Яковлева, И. Ф. Бэлзы, Б. В. Доброхотова,

A. И. Кандинского, И. А. Гивенталь, А. М. Цукера. Операм Рахманинова уделено внимание в монографиях Ю. В. Келдыша и В. Н. Брянцевой.

Несмотря на то, что количество работ, посвященных оперному творчеству Рахманинова велико, «Моина Ванна» к настоящему времени привлекла лишь незначительное внимание музыковедов и продолжает оставаться малоизученным произведением. Отечественные исследователи, писавшие о «Монне Ванне» в 1940-е и 1970-е годы (Т. Н. Ливанова1,

B. В. Яковлев2, Б. В. Доброхотов3, Ю. В. Келдыш4, В. Н. Брянцева5), не имели доступа к основному кругу материалов оперы и могли опираться лишь на письма и воспоминания.

Первым исследователем материалов «Монны Ванны» стал Б. Мартин (В. МаПуп), опубликовавший в 1990 году монографию о Рахманинове, в которой незавершенной опере впервые был посвящен специальный раздел6. Б. Мартин описал сохранившиеся литературные и нотные рукописные материалы, изложил содержание либретто, коснулся ряда вопросов: историко-культурные предпосылки возникновения замысла оперы; история работы над «Монной Ванной» и судьба ее материалов; характер музыкальных образов 1 действия; проблема незавершенности оперы.

Единственным отечественным музыковедом, работавшим с основным кругом материалов незавершенной оперы Рахманинова, является

' Ливанова Т. Н. Три оперы Рахманинова // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 8790.

2 Яковлев В. В. Рахманинов и оперный театр // С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1947. С. 170171.

3 Доброхотов Б. В. Оперные замыслы С.В.Рахманинова // С.В.Рахманинов: Сб. статей и материалов / Под ред. Т. Э. Цытович. М.; JI.: Музгиз, 1947. С. 102-105.

4 Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. С. 288.

5 Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976. С. 380-381.

6 Martyn В. Monna Vanna // Martyn В. Rachmaninoff: Composer, Pianist, Conductor. Hampshire: Scolar Press, 1990. P. 194-203.

К. А. Жабинский. Им написано семь статей о «Монне Ванне»7, в которых изучается творческая предыстория возникновения замысла и выясняются причины, повлиявшие на решение Рахманинова писать оперу по Метерлинку, рассматривается история творческих взаимоотношений Рахманинова и Слонова, ведутся размышления о возможных путях реконструкции замысла композитора и затрагивается проблема инструментовки клавира I действия. Исследовательские позиции и аналитические наблюдения К. А. Жабинского, безусловно, интересны и ценны.

Работа по осмыслению оперы в настоящее время только начинается, ряд важнейших аспектов темы продолжает оставаться затронутым в незначительной степени или вообще неисследованным. Малая, фрагментарная изученность «Монны Ванны» также определяет актуальность темы диссертации.

Объектом исследования является завершающий этап периода активных оперных поисков Рахманинова 1903-1907 годов, основные тенденции которого наиболее полно воплотились в неоконченной опере «Монна Ванна».

Предмет исследования — незавершенная опера «Монна Ванна» Рахманинова, рассматриваемая как произведение, заключающее в себе все признаки сформировавшегося художественного замысла.

Материал исследования представлен архивно-рукописными источниками, принадлежащими четырем авторам: С. В. Рахманинову — нотные автографы (клавир I действия, два фрагмента и эскизы музыки II действия), черновые материалы либретто, письма к М. А. Слонову; М. А. Слонову — беловые и черновые материалы либретто, черновики писем к С. В. Рахманинову; Н. А. Рахманиновой — беловые материалы либретто; М. П. Свободину — письмо к Н. С. Морозову.

1 Жабинский К. А. Загадка «Монны Ванны» (Маргиналии к незавершенной опере С. Рахманинова) // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 33-37. Жабинский К. А. Заметки о «Монне Ванне»: опыт реконструкции творческой предыстории оперы // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 48-63. Жабинский К. А. «Монна Ванна» и современность: проблемы реконструкции незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Эпоха Сергея Рахманинова: Тезисы Международной научной конференции. Тамбов — Ивановка, 1998. С. 45^t8. Жабинский К. А. «Монна Ванна» и современность: об оркестровых версиях незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже XX-XXI веков: Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию С.В.Рахманинова. Тамбов, 2003. Жабинский К. А. О «Монне Ванне» С. Рахманинова — М. Слонова: хроника незавершенного сотрудничества // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2003. Вып. 2. С. 154170. Жабинский К. А. Заметки о «Монне Ванне» С. Рахманинова: к проблеме реконструкции творческой предыстории незавершенной оперы // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2005. Вып. 3. С. 215-234. Жабинский К. А. «Монна Ванна» как феномен современной музыкальной культуры: об оркестровых версиях незавершенной оперы С. В. Рахманинова // Жабинский К. А., Зенкин К. В. Музыка в пространстве культуры: Избр. ст. Ростов н/Д., 2010. Вып. 4. С. 199-208.

Целью исследования является изучение историко-биографических и текстологических вопросов, связанных с «Монной Ванной» Рахманинова, исследование и интерпретация художественного замысла оперы.

Задачи исследования:

— определение места оперного жанра в творчестве Рахманинова и «Монны Ванны» в контексте оперных исканий композитора;

— рассмотрение драмы Метерлинка, ставшей литературным первоисточником оперы;

— описание и анализ всех рукописных материалов либретто «Монны Ванны»;

— освещение творческого содружества Рахманинова и Слонова, изучение их работы над либретто «Монны Ванны»;

— выявление особенностей музыкально-драматургического облика «Монны Ванны».

Источниками исследования явились рукописные документы из фондов Библиотеки Конгресса и ГЦММК, опубликованные эпистолярные и мемуарные материалы, музыковедческие и литературоведческие научные работы отечественных и зарубежных авторов.

Теоретические и методологические основы исследования. Изучение архивно-рукописных материалов базируется на текстологическом методе, музыки оперы — на методах тематического и комплексного (целостного) анализа. В анализе либретто и музыкальной драматургии оперы автор диссертации опирается на методы, сложившиеся в музыковедческой литературе (М. С. Друскин, Г. Г. Кулешова, Е. А. Ручьевская, А. М. Цукер, Б. М. Ярустовский и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

• Опера для Рахманинова-композитора была одним из наиболее важных жанров; в творческой биографии Рахманинова можно выделить «оперный период» (лето 1903 - весна 1907 годов).

• Круг образов и идей «Монны Ванны» Рахманинова обнаруживает ее глубокую органичность в контексте всего оперного творчества композитора. Однако при выборе Рахманиновым драмы Метерлинка в качестве литературного первоисточника решающую роль сыграло то, что она позволила ему затронуть новые этико-философские проблемы.

• Сотрудничество композитора с либреттистом оказалось успешным. Согласно пожеланиям Рахманинова Слонов написал либретто, представляющее собой своего рода «конспект» драмы, в котором прозаический текст первоисточника переложен в нерифмованные стихи. Сделанные Слоновым в ряде случаев принципиальные изменения текста драмы Метерлинка предвосхитили отдельные особенности рахманиновской концепции «Монны Ванны», а потому были безоговорочно приняты композитором.

• Многие черты музыкально-драматургического облика «Монны Ванны» свидетельствуют о ее преемственности по отношению к предшествующим зрелым операм Рахманинова. Вместе с тем в «Монне

Ванне» очевидно проявление новых качеств: 1) «Монна Ванна» — «опера-диалог»; 2) развитие действия отличается большей конфликтностью и стремительностью; 3) в выстраивании музыкальной драматургии значительно возросла роль вокального начала.

• Музыкально-драматургическое строение «Монны Ванны» имеет особенности, связанные с явлениями драматургической полифункциоиалыюсти и «двухэтапности» отдельных композиционных планов.

• В «Монне Ванне» выделяются два вида речитатива, для обозначения которых предлагаются специальные определения: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод».

• Обозначившиеся в 1 действии оперы Рахманинова значительные концептуальные расхождения с драмой Метерлинка могли стать одной из главных причин того, что «Монна Ванна» не была завершена.

Научная новизна работы обусловлена в первую очередь тем, что она представляет собой первое целостное многоплановое исследование незавершенной оперы Рахманинова. В диссертации впервые представлен анализ музыкальной драматургии «Монны Ванны». Выявление особенностей организации художественного текста оперы позволяет выдвинуть новую гипотезу о причинах ее незавершенности.

Обращаясь к ряду вопросов, затронутых в рахманиноведении ранее, диссертант предлагает их собственную трактовку, дополняющую, а в отдельных случаях и корректирующую результаты предыдущих исследований. В числе таких вопросов:

— место оперного жанра в творчестве Рахманинова;

— особенности драмы Метерлинка, привлекшие внимание Рахманинова и обусловившие выбор ее в качестве литературного первоисточника оперы;

— творческий портрет Слонова-либреттиста и особенности сотрудничества Рахманинова и Слонова;

— процесс работы Слонова и Рахманинова над либретто (воплощение оригинального художественного замысла путем преобразования текста драмы Метерлинка);

— проблема атрибуции двух недатированных рукописен Слонова.

В процессе работы над исследованием впервые была осуществлена расшифровка двух фрагментов и эскизов музыки II действия. Эти материалы, а также их описание и краткий анализ представлены в нотном приложении к диссертации.

В работе впервые вводится в научный обиход ряд архивно-рукописных источников, хранящихся в ГЦММК им. М. И. Глинки: письма к Рахманинову и фрагменты из черновиков либретто «Монны Ванны» Слонова, письмо М. П. Свободина к Н. С. Морозову.

Теоретическая значимость исследования определяется следующими положениями:

— диссертация представляет собой первое комплексное исследование «Монны Ванны» Рахманинова, включающее рассмотрение историко-

биографического и текстологического аспектов темы, анализ широкого круга вопросов, связанных с либретто и музыкой оперы;

— полученные результаты способствуют формированию знаний об основных стилевых чертах зрелого оперного творчества Рахманинова на последней стадии его развития в 1906-1907 годах;

— изучение истории оперных исканий Рахманинова позволяет внести коррективы в сложившуюся в музыкознании картину протекания творческой биографии композитора: отмечен «оперный период» 1903-1907 годов;

— изложенные наблюдения над различными этапами работы Рахманинова над «Монной Ванной» расширяют представления о его творческом процессе;

— введено новое понятие, относящееся к области теории оперной драматургии — «контрэкспозиция»; оно используется для обозначения второго этапа экспонирования образов героев в качестве, противоположном тому, в котором они предстали вначале;

— предложена классификация встречающихся в «Монне Ванне» речитативов на два вида: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод»; принадлежность речитатива к одному или другому виду обуславливается тем, каковы выполняемые им драматургические функции и обладает или не обладает речитатив образно-смысловой и музыкально-интонационной целостностью.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в обобщающих научных трудах, посвященных творческой биографии Рахманинова или его оперному наследию, а также в работах, раскрывающих творческую деятельность М. А. Слонова. Они представляют интерес для исследователей оперного искусства начала XX века и для ученых, разрабатывающих вопросы оперной драматургии и либреттологии. Представленные в диссертации расшифрованные фрагменты музыки II действия оперы могут быть учтены при подготовке к изданию всех музыкальных материалов «Монны Ванны».

Рекомендации но использованию результатов диссертационного исследования. Возможно применение материалов исследования в лекционных курсах музыкальных вузов по «Истории русской музыки», «Истории музыкального театра», «Оперной драматургии». Они также представляют интерес для оперных режиссеров и музыкантов-исполнителей.

Апробация исследования. Положения диссертации стали основой доклада, прочитанного на Дмитриевском семинаре (Санкт-Петербург, 2003). По теме диссертации опубликовано 4 статьи, одна из которых была отмечена Дипломом I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства (Казань, 2004). Результаты исследования используются в курсах «История русской музыки» и «История русской оперы», читаемых автором в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. И. А. Римского-Корсакова. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. И. А. Римского-Корсакова 19 мая 2011 года (протокол №6) и была

рекомендована к защите.

Структура исследовании. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, нотных примеров, пяти приложений, списков использованной литературы (98 наименований) и архивно-рукописных источников (8 наименований). Общий объем диссертационного исследования составляет 331 страницу, основной текст— 187 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы, выявляется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования. Приводятся сведения об основных материалах «Монны Ванны» Рахманинова, о выполненных оркестровых редакциях оперы и их премьерных исполнениях.

Первая глава «Создание оперы "Монна Ванна"» включает три раздела.

Первый раздел — «Жанр онеры в творчестве С. В. Рахманинова». В

отечественном музыкознании, несмотря на более чем полувековой опыт осмысления оперного наследия Рахманинова, к настоящему времени не сложилась его общепризнанная оценка. Часть авторов — в их числе А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, М. Е. Тараканов, — не относит рахманиновские оперы ни к лучшим образцам русской оперы, ни к высшим достижениям самого композитора8. Иной позиции придерживаются Т. Н. Ливанова, И. А. Гивенталь, Р. М. Розенберг, А. М. Цукер9. В первом разделе первой главы диссертации рассматривается вопрос о том, какое место в творчестве Рахманинова занимал оперный жанр: «периферийное» (10. В. Келдыш) или «значительное» (И. А. Гивенталь, А. М. Цукер). Разделяя вторую точку зрения, диссертант находит ей дополнительные подтверждения в том, как сам композитор оценивал свои оперы, а также в фактах творческой биографии Рахманинова, показывающих сколь активными были его поиски в данном жанре.

В письмах встречаются весьма критичные высказывания Рахманинова о

8 См.: Кандинский А. И. Оперы С.В.Рахманинова: Путеводитель. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1979. С. 16. Келдыш Ю. В. С. В. Рахманинов // История русской музыки: В 10 т. М.: Музыка, 1997. Т. 10 А. С. 114. Тараканов А/. Русская опера в поисках новых форм // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997. С. 268.

9 См.: Ливанова Т. Н. Три оперы Рахманинова. С. 39 -40. Гивенталь И. А. Опера «Алеко» С.Рахманинова. М.: Музгиз, 1963. С. 3^4. Розенберг Р. М. Русская опера малой формы конца XIX — начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века: Статьи, сообщения, публикации / под общ. ред. М. К. Михайлова и Е. М. Орловой; ЛОЛГК им. 11. А. Римского-Корсакова. М.-Л.: Музыка, 1966. С. 114-115. Цукер А. М. Размышления о рахманиновском «Скупом» // Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции / Ред.-сост. А. М. Цукер. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. С. 31-32.

своих операх10. Однако анализ авторских оценок других сочинений показывает, что строгая и даже чрезмерная взыскательность по отношению к себе была для него вообще очень характерна". В таком контексте особенно весомыми оказываются слова, свидетельствующие о том, что сам Рахманинов осмысливал создание опер как рубежные моменты своего творческого пути12.

История рахманиновских оперных исканий богата фактами, часть которых позволяет сделать следующий вывод: вторая половина 1903 — первая половина 1907 годов стали «оперным периодом» в творческой биографии Рахманинова. В это время оперный жанр оказался в центре всех его художественных интересов. Сочинял Рахманинов только оперы (1903-1905 годы — создание «Скупого рыцаря» и завершение «Франчески да Римини»; весна 1906 года — работа над «Саламбо» по роману Г. Флобера; октябрь 1906 -июль 1907 — работа над «Монной Ванной»), лишь с августа 1906 года обратившись также к иным жанрам. На 1904-1906 годы пришлась блестящая деятельность Рахманинова в качестве оперного дирижера Большого театра.

Второй раздел «История работы над "Монной Ванной"» построен в виде хронографа, основанного, главным образом, на материалах переписки Рахманинова со Слоновым и писем композитора к Н. С. Морозову. Также использованы другие материалы: заметки на рукописях либретто и нот, письма К. С. Станиславского, М. Метерлинка и М. С. Шагинян, воспоминания А. Б. Гольденвейзера и И. Букетова. Выдержки из документальных источников сопровождены комментариями, в которых отмечаются наиболее важные события творческого процесса (начало создания либретто, прекращение работы над оперой и т. п.) и его особенности (возникновение трудностей в написании либретто и т. п.).

В истории работы над «Монной Ванной» выделяется ряд наиболее важных моментов.

О времени возникновения замысла точных сведений нет. Убедительным представляется предположение, высказанное К. А. Жабинским: решение писать оперу по драме Метерлинка сформировалось у Рахманинова в период со второй трети сентября по середину октября 1906 года. Известно, что до 21 октября /3 ноября 1906 года композитор пытался сам написать либретто, но безуспешно.

21 октября /3 ноября 1906 года Рахманинов обращается к Слонову с просьбой начать работу над либретто «Монны Ванны». 8/21 ноября композитор получает заказанный текст 3-й сцены 1 действия, которым остается доволен.

18/31 декабря 1906 года Слонов завершает либретто I действия (1-2 сцены), получающее одобрение Рахманинова. Судя по всему, в конце

10 См.: Рахманинов С. Литературное наследие: В 3 т. / Сост., ред., вступ. ст., комм, и указ. 3. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1978. Т. 1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. С. 285, 347. Рахманинов С. Литературное наследие: В 3 т. / Сост., ред., вступ. ст., комм, и указ. 3. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1980. Т. 3: Письма. С. 193, 290-292.

" См.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т.1. С. 104, 359, 422, 424, 431, 432, 480. Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 3. С. 57.

12 См.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. С. 94, 97.

декабря 1906 года композитор уже делает наброски музыки оперы.

В конце января 1907 года возникают первые серьезные проблемы, связаны они с либретто II действия. 7/20 января Слонов завершает сцены II действия, большие масштабы и особенно драматургическое строение которых вызывают резкое недовольство Рахманинова. С этого времени меняется смысл требований по переработке либретто, предъявляемых Рахманиновым Слонову: если прежде было необходимо лишь исправлять стилистически неудачные выражения, то теперь следует сокращать текст и совершенствовать драматургический план.

Приблизительно с 10-х чисел февраля 1907 года идет сочинение музыки

I действия. 15 апреля 1907 года (по новому стилю) в Дрездене Рахманинов оканчивает чистовой клавир 1 действия, фиксируя это событие в конце нотной рукописи.

В марте или апреле 1907 года Слонов завершает либретто 1-2 сцен

II действия, а 18/31 мая — всего 111 действия. По-видимому, в начале июня он, учтя критические пожелания композитора, оканчивает переделку II действия.

С 12/25 июня до середины июля 1907 года Рахманинов работает над II действием: редактирует два фрагмента либретто из 3-й и 4-й сцен и, скорее всего, именно в это время, используя подготовленный текст, сочиняет два больших черновых фрагмента музыки, а также делает наброски музыки колокольного звона для кульминации II действия. Более к работе над оперой Рахманинов не возвращался.

Желание возобновить сочинение «Монны Ванны» Рахманинов проявил лишь спустя полтора года. В конце 1908 года композитор попытался заручиться согласием М. Метерлинка на постановку оперы в Германии и России. Однако ожидания Рахманинова оправдались лишь наполовину: к тому времени права на сочинение оперы уже были отданы Метерлинком французскому композитору А. Феврие (H. Février), чья «Монна Ванна» была поставлена в Париже в январе 1909 года; Рахманинов же мог беспрепятственно исполнять свою оперу лишь в России, находившейся вне международных соглашений по авторскому праву.

Несмотря на незавершенность оперы, Рахманинов постепенно раскрывал свой замысел некоторым друзьям и знакомым: летом 1913 года показал I действие А. Ф. Гедике, не позднее 1914 года рассказал о «Монне Ванне» М. С. Шагинян, в 1930-е годы играл музыку I действия И. Букетову и поведал историю работы над оперой О. фон Риземану.

Третий раздел «Выбор литературного первоисточника и некоторые аспекты художественного замысла С. В. Рахманинова» посвящен выяснению причин, обусловивших обращение композитора к драме столь далекого ему по эстетическим установкам писателя-символиста М. Метерлинка. Приводятся суждения по данному вопросу, принадлежащие Т. Н. Ливановой, В. В. Яковлеву, Ю. В. Келдышу, В. Н. Брянцевой и К. А. Жабинскому, посвятившему раскрытию предыстории оперы три статьи.

В диссертации рассматриваются особенности драмы Метерлинка, оказавшиеся созвучными художественным интересам Рахманинова и

привлекательными для него; отмечаются факторы, свидетельствующие об актуальности драмы «Монна Ванна» для Рахманинова в 1906 году и выявляющие органичность сюжета драмы Метерлинка в контексте оперного творчества композитора.

Между «Монной Ванной» и непосредственно предшествовавшей ей «Саламбо» имеется ряд примечательных совпадений: обе оперы задумывались как многоактные; есть сюжетные параллели.

Очевидна общность между сюжетами ранее написанных опер Рахманинова и «Монной Ванной»: выбор вновь падает на произведение, действие которого разворачивается в отдаленные времена; композитора влекут вечные темы человеческого бытия, поэтому он трактует сюжет как вневременной; через все оперы Рахманинова проходит тема губительности страстей.

Вместе с тем, решающую роль при выборе Рахманиновым драмы Метерлинка в качестве литературного первоисточника сыграло то, что она позволила затронуть новую этико-философскую проблематику, связанную с темой спасения или гибели. Спасающая жертвенность, рождаемая любовью к ближнему, и губящий эгоизм, борьба этих двух начал в душах людей как борьба сил Добра и Зла — таков один ракурс рахманиповского видения темы. Другой ракурс: самую страшную угрозу для человека представляет зло, таящееся в его собственной душе и грозящее ей омертвением; эта мысль впервые была выражена Рахманиновым в кантате «Весна» (1902). В «Монне Ванне» важнейшей особенностью рахманиповского художественного замысла оказывается то, что в основе ее действия лежат две сопряженные по смыслу и параллельно осуществляемые «линии»: одна — внешняя, связанная со спасением пизанцев от физической смерти, другая — спасение Гвидо от гибели духовной.

Вторая глава «Либретто оперы "Монна Ванна"» включает два раздела.

В первом разделе «Драма "Монна Ванна" М. Метерлинка» освещаются особенности стилевого облика драмы, созданной в 1902 году. «Монна Ванна» принесла Метерлинку небывалый прежде успех, что связано с частичным отказом от принципов символистской драмы. В ранних, символистских драмах трагизм человеческого бытия обусловлен всевластьем таинственного Рока, превращающего людей в марионеток; в безвольных героях нивелирована индивидуальность; и т. п. В «Монне Ванне» все испытания вызваны реальными исторически событиями; в основе конфликта — столкновение волевых устремлений героев. Важнейшая особенность стилевого облика «Монны Ванны» определена тем, что в ней Метерлинк осуществил органичный синтез эстетических установок различных художественных стилей: романтического, классицистского, реалистического, символистского.

Во втором разделе «М. А. Слонов и С.В.Рахманинов в работе над либретто "Монны Ванны"» рассматривается широкий круг вопросов, связанных с либретто оперы. Воссоздается портрет Слонова-либреттиста. Приводятся сведения о существовавших к 1906 году переводах на русский язык «Монны Ванны» Метерлинка. Описываются все рукописные материалы

либретто и предпринимается попытка атрибуции двух недатированных слоновских рукописей, содержащих варианты текста 1-2 сцен 11 действия. Определяется роль текста либретто для Рахманинова в процессе работы над музыкой, освещаются эстетические представления композитора об оперном либретто и требования, предъявляемые им к либретто «Монны Ванны». Значительное место занимает анализ и характеристика работы Слонова над либретто «Монны Ванны»; особенное внимание уделяется тому, как либретто соотносится с драмой Метерлинка.

Анализ творческого сотрудничества Рахманинова и Слонова показывает, что последний оказался для композитора во многом едва ли не идеальным либреттистом. Во-первых, будучи разносторонне одаренным человеком, — в том числе композитором, автором вокальных произведений, и литератором-любителем, имеющим опыт стихосложения, — Слонов обладал большим творческим потенциалом для выполнения работы либреттиста. Во-вторых, работал он увлеченно, соглашался выполнять любые переделки, необходимые композитору, следовал всем его указаниям.

Известные на сегодня рукописные материалы, относящиеся к либретто «Монны Ванны», составляют 138 страниц черновых записей и 165 страниц беловика. В Библиотеке Конгресса хранятся восемь отдельных фрагментов либретто. Семь текстов являются чистовыми рукописями Слонова (либретто, увезенное Рахманиновым за границу), из них пять — сокращены и исправлены композитором. Один текст — 1-2 сцены 1 действия, переписанные с текста Слонова Рахманиновым с учетом собственных предварительных изменений и сокращений. Из семи текстов, хранящихся в ГЦММК, шесть представляют собой черновики Слонова, содержащиеся в двух его рабочих тетрадях (Ф. 269, ед. хр. 82 и 85). Единственный чистовик, оставшийся в России, — I действие, переписанное Н. А. Рахманиновой; это копия окончательного рахманиновского варианта 1 действия, на который написана музыка.

Роль либретто была для Рахманинова очень велика: пока необходимый фрагмент либретто не оказывался готов, за сочинение музыки композитор не принимался13; увлекшись замыслом и желая скорее начать писать музыку, он постоянно поторапливал либреттиста14. Важность либретто для Рахманинова была во многом обусловлена его чутким отношением к смыслу слов при сочинении вокальной музыки. Композитор уделял особое внимание качеству текста либретто, предъявляя четкие продуманные требования либреттистам.

Эстетические взгляды Рахманинова на то, каким он желает видеть оперное либретто, были выражены в письмах к Н. С. Морозову (при работе над «Саламбо» некоторое время служившему посредником между композитором и либреттистами) и Слонову. Основополагающее требование Рахманинова: «...мне не надо оперного либретто, а нужно драму»15. Текст должен был

13 См.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т.1. С. 372, 378.

14 См.: Там же. С. 387,403,408,413,416,418.

15 Там же. С. 370.

отличаться ясностью и лаконизмом, действие — динамичностью16. Особое внимание композитор уделял языку, негативно относясь к словесным штампам стандартных либретто17. Настаивая на том, чтобы либреттисты по возможности максимально использовали в своих стихах текст первоисточника, Рахманинов вместе с тем не был слепо привязан к нему, допускал его изменение: расширение имевшихся сцен и введение новых18. Так как основу вокальных партий в зрелых операх композитора составляет выразительная декламация, он хотел, чтобы и в либретто «речь лилась естественно, как в прозе»19. В связи с этим Рахманинов просил избегать в стихах длинных строк и не делать рифм, которые очень мешали ему при сочинении музыки20.

Эстетические взгляды композитора оказали непосредственное влияние на работу Слонова: либретто «Монны Ванны» было написано им в точном соответствии с указаниями, данными Рахманиновым. При переработке прозаического текста драмы в нерифмованные стихи Слонов максимально использовал слова и даже целые фразы первоисточника, лишь немного корректируя их с целью соблюдения стихотворного размера — трех- или пятистопного ямба. Например, в драме: «Кто бы мог сказать мне, что мой отец знает ее лучше, чем я?..»; в либретто: «О, кто бы мог сказать, / Что мой отец знал лучше / Чем я, ее?! О, Ванна!!» Слонов стремился написать либретто, с максимальной полнотой отражающее содержание драмы: не вводя чего-либо нового, сохранил сюжетную линию и все сценические ситуации. В результате, его либретто оказалось своего рода «конспектом» драмы, сохранившим основные идеи Метерлинка, ясно выраженные в слове.

Вместе с тем либретто содержит отличия от драмы, потому что Слоновым были предприняты: 1) сокращения текста; 2) добавления текста; 3) замена одних слов или выражений иными; 4) переинтонирование речи героев. Поясним высказанные положения.

1. Перед Слоновым стояла сложная и ответственная задача сократить значительный по размерам текст драмы, не оставив при этом за рамками либретто чего-либо существенного для замысла композитора. Это ему удалось: впоследствии Рахманинов практически ничего из вычеркнутого им не внес обратно в либретто. Масштабы осуществленных Слоновым сокращений достаточно велики (например, I действие уменьшилось почти наполовину).

2. Добавления, приведшие к существенным отступлениям от литературного первоисточника, сделаны Слоновым во II действии, второй вариант которого он увенчал кульминацией — любовным дуэтом Монны Ванны и Принцивалле, и в III действии, где были добавлены слова для двух миниатюрных хоров народа. Слоновские «нововведения» оказались очень оперно-традиционны и по языку, и по сценической образности. Как Рахманинов отнесся к репликам хора неизвестно, потому что его пометок в

16 См.: Там же. С. 381.

17 См.: Там же. С. 347, 386.

18 См.: Там же. С. 420, 368.

19 Там же. С. 403.

20 См.: Там же. С. 386.

рукописи III действия нет, дуэт же Ванны и Принцивалле на создание музыки его явно не вдохновил.

3. К существенному изменению смысла оригинала привели в ряде случаев замены слов и выражений. Особенно выделяется в этом отношении самое начало I действия, открывающегося высказыванием Гвидо. В драме: «Синьория вынуждена была мне открыть те несчастья, которые так долго от нас скрывали»; в либретто: «Несчастья все обрушились на нас! / Настал конец республики Пизанской! / Три месяца, как мы осаждены, / И терпим голод, муки и страдания...» Результатом стало смещение акцентов: если у Метерлинка намечен конфликт Гвидо с окружающим миром, то у Слонова главным становится введение слушателя в то поистине отчаянное положение, в котором находятся пизанцы. Сделанные либреттистом изменения были приняты Рахманиновым.

4. Отличием либретто от драмы стала большая напряженность эмоционального строя, возникшая в первую очередь благодаря переннтонировапию повествовательных предложений в восклицательные. Эмоциональный строй либретто разительно отличается от драмы с самого начала; наибольшее же число восклицательных предложений возникает во

2-й сцене, где их количество увеличивается в 4-5 раз. Возрастанию эмоционального накала способствует и введение возгласа «о», а также возгласов-криков: «О, проклятье!», «Прочь иди!» и т. п. Различные приемы, усиливающие экспрессию, нередко совмещены. Эта инициатива Слонова также оказалась очень близка Рахманинову.

Работа, проделанная Слоновым над либретто «Монны Ванны» (прежде всего, 1 действием), в целом заслужила одобрение Рахманинова и была им продолжена, однако предпринятые композитором дальнейшие сокращения и переработки либретто приобрели концептуальную направленность, ясное представление о которой дает анализ музыкальной драматургии оперы.

Третья глава «Музыкальная драматургия оперы "Монна Ванна"» включает два раздела.

Первый раздел «Жанр и общее музыкально-драматургическое строение оперы» посвящен общим аспектам музыкальной драматургии. Определяется жанровый облик и форма оперы (условимся называть в дальнейшем I действие «Монны Ванны» «оперой»), рассматриваются общие особенности ее строения, характеризуются оперные формы и др.

Жанр «Монны Ванны» Рахманинова — этико-философская лирическая драма. Опера не содержит законченных номеров, тип ее композиции — сквозной. I действие оперы состоит из 3-х сцен, в точности повторяя строение I действия драмы. Внутри сцен выделяются крупные разделы, отличающиеся смысловой целостностью и, одновременно, отчлененностью друг от друга: в 1-й сцене их два (тт. 63-151 и 152-250), во 2-й — два (тт. 251-408 и 408-599), в

3-й — пять (тт. 599-704, 704-780, 780-849, 849-933 и 933-1010). Крупные разделы состоят из эпизодов21, — они принадлежат к тем или иным

21 Термин «эпизод» в отношении частей, составляющих большие сцены и картины

15

разновидностям оперных форм, — целостных на образно-интонационном уровне (исключение составляют речитативы-ходы). Следует подчеркнуть, что обособленность составляющих «Монну Ванну» частей — и эпизодов, и состоящих из них крупных разделов — условна, так как все они являются звеньями интенсивно развертывающейся, пронизанной единым симфоническим развитием музыки.

Рахманинов использует в «Монне Ванне» почти все типы вокальной мелодии, однако преобладают три: декламационный, речитативный и кантиленный (по классификации Е. А. Ручьевской22), что обусловлено огромным значением, придаваемым Рахманиновым смыслу слова. Главенство в вокальных партиях принципа гибкого следования за текстом, ведущее к детализации музыкальной ткани, существенно лишь в соотношении текста и музыки в малых масштабах, так как является одним из двух факторов, в целом определяющих музыкальный облик «Монны Ванны». Другой фактор — подчиненность сугубо музыкальным законам, обусловливающим общую организацию эпизодов, крупных разделов, сцен и всего I действия в целом. Музыкальные принципы организации: присутствие функциональной триады (¡т1) в построениях различного синтаксического уровня; наличие образно-интонационных сфер, в процессе взаимодействия которых происходит становление музыкальной драматургии; продуманный тональный план; и др. О доминировании в «Монне Ванне» музыкальной логики свидетельствует следующий факт: в вокальной мелодике широко используется основной тематизм, происходит его развитие и трансформация, в результате чего значительно возрастает роль вокального начала в выстраивании музыкальной драматургии.

В «Монне Ванне» встречаются следующие оперные формы: речитатив-ход (всего 7), речитативный эпизод (14), ариозо (13), рассказ (3), хоровая сцена (1), оркестровое вступление и оркестровое заключение. Главным критерием, положенным в основу предлагаемой классификации, является выполняемая эпизодом драматургическая функция: например, оба вида речитатива служат развитию действия, в ариозо находят выражение чувства героев, в рассказах повествуется о предшествующих событиях. Вместе с тем в «Монне Ванне» порой невозможно провести черту между переходами от внешнего плана действия (поступков героев, диалога между ними) к внутреннему (проявлению чувств и мыслей), в результате чего происходит размывание четких граней между оперными формами.

Особенного внимания заслуживает речитатив, представленный в «Монне Ванне» двумя видами. Для их обозначения, как уже было сказано, вводятся определения: «речитатив-ход» и «речитативный эпизод». Несмотря на то, что речитативы-ходы и речитативные эпизоды имеют некоторые общие черты, различия между ними существенны. Речитативные эпизоды, подобно ариозо и

опер, используют многие исследователи (Т. Н. Ливанова, М. С. Друскин, Л. А. Мазель и др.).

22 Ручьевская Е. А. Работы разных лет: Сб. статей: в 2 т. / Отв. ред. В. В. Горячих. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2011. Т. II. О вокальной музыке. С. 186-187.

рассказам, обладают образно-смысловой и музыкально-интонационной целостностью, что совсем не характерно для речитативов-ходов. Речитативные эпизоды, открывающие оперу (тт. 63-250), одновременно со своей основной функцией (продвижение действия) выполняют и другую, несвойственную речитативам-ходам: в них сосредоточена основная характеристика героя; в результате возникает драматургическая полифункционалыюсть.

Количество составляющих «Монну Ванну» эпизодов велико — 39, тогда как общее время ее звучания равно примерно 40-45 минутам. Обусловлена такая многосоставность структуры оперы особенностями ее драматургического облика. Действие отличается конфликтностью и динамичностью. Самые протяженные эпизоды сосредоточены в драматургически ключевых разделах: экспозиции (величина от 40 до 54 тт.), двух кульминациях (44 и 56 тт.) и развязке (37 тт.). На этапах обострения и развития конфликта происходит ускорение темпа событий, ведущее к сокращению протяженности (от 5 до 30 тт.) и более частой смене эпизодов.

Многосоставность структуры не ведет к пестрой мозаичности строения оперы: все составляющие ее эпизоды являются звеньями единого непрерывного диалога между Гвидо и остальными героями. Таким образом, по сути, «Монна Ванна» оказывается «оперой-диалогом»-, это существенно отличает ее от предшествующих опер Рахманинова, в музыкальной драматургии которых, по наблюдению А. И. Кандинского, огромное значение имеют большие монологические сцены.

Второй раздел «Образы героев и интонационные процессы в музыкальной драматургии "Монны Ванны"» содержит анализ интонационных процессов, происходящих на основных этапах действия, и интерпретацию художественного замысла Рахманинова. Выводы, полученные в результате анализа музыкальной драматургии «Монны Ванны», позволяют выдвинуть новую гипотезу о причинах ее незавершенности.

Оркестровое вступление является по существу драматургической «моделью» всей оперы. В нем лаконично обозначен основной конфликт «Монны Ванны» (поединок полярно-противоположных сил, представленных темами Гвидо и Монны Ванны), проявлен характер его развертывания, а также показан вектор развития и преображения тематизма, и тем самым — образов главных героев.

Образы героев. Экспозиция образа Гвидо разворачивается на протяжении 1-й сцены. В его музыкальной характеристике можно выделить три образно-интонационные сферы: трагическую, героическую и ораторски-призывную. Трагическая сфера. Музыку отличает качество глубокой «оминоренности»: 1) царит минорный лад (основная тональность — с-тоЩ\ 2) используются обостренно-минорные гармонии. Вокальной мелодией подчеркиваются слова, свидетельствующие о смертельной опасности положения пизанцев. Главная музыкальная тема Гвидо одновременно символизирует идею гибели. Героическая сфера. По натуре Гвидо — герой, борец, воин. Одним из главных жанровых начал, лежащих в основе его музыкальной характеристики, является маршевость, вуалируемая трехдольным метром. Ораторски-призывная сфера.

Гвидо пытается убедить своих лейтенантов (Борсо и Торелло) в том, что они и все пизанцы в борьбе с врагами должны стоять до конца, насмерть. Манера обращения к офицерам выдает в нем прирожденного оратора. В каждом высказывании из 1-й сцены Гвидо сначала доносит до них основную мысль (вокальная речь предельно четка и ясна), а затем переходит к страстной проповеди своих идей (манера говорить на повышенных тонах; призывный смысл «набатных» аккордов).

Экспозиция образа Марко в основных чертах даш на протяжении первого высказывания (тт. 260-323). Он предстает антиподом Гвидо, что проявляется во многих деталях текста либретто и на уровне практически всех элементов музыкального языка. Мироощущение Марко светлое. Его музыкальную характеристику отличает преобладание мажорного лада (основная тональность — A-dur). Характер речи — лирико-повествовательный, темп — умеренный. Большое значение имеют две главные темы: «диатоническая» и «хроматическая». В первой из них дан симбиоз двух различных по жанровым истокам интонационных пластов: один (вокальная мелодика) близок светлой камерно-вокальной лирике Рахманинова, другой (оркестровая музыка) вызывает ассоциации с русской духовной музыкой. Создавая такой интонационный сплав, Рахманинов стремился передать внутреннее богатство и глубину образа Марко.

Экспонирование образа Монны Ванны происходит в два этапа. Первый этап — косвенная характеристика, начинающаяся во 2-й сцене и сосредоточенная в начале 3-й сцены. Центральный эпизод первого этапа — хоровая сцена «Монна Ванна! Монна Ванна!» Музыка пронизана религиозно-мистическим, молитвенным тоном: хоровые партии наполнены призывными интонациями, музыка оркестровой партии содержит в завуалированном виде черты колоколыюсти. Символично, что выход героини сопровождается пением хора и «перезвоном колоколов». Так Рахманинов подчеркивает важность и сакралыюсть совершающегося: пришла спасительница, которая принесет себя в жертву. Второй этап — собственные высказывания героини, рассредоточенные на протяжении 3-й сцены. Монна Ванна и Марко выступают в роли единомышленников, Гвидо им противостоит. Родство Монны Ванны и Марко очевидно: они внутренне цельны; близки их мировоззрения; многочисленны связи образов на музыкально-интонационном уровне. Гвидо и Монна Ванна — герои во многом противоположные: он — властолюбив и авторитарен, однако внутренне слаб, она — смиренна, но сильна духом; он обрекает людей на гибель, она спасает. Тем не менее, сердце Монны Ванны открыто Гвидо, поэтому в музыкальной характеристике героини есть черты, сближающие ее с ним.

Контрэкспозиция образов Гвидо и Марко, расположенная во 2-й сцене оперы (тт. 432-^475), существенно меняет первоначальное представление о них: когда Гвидо отказывается принести жертву во имя спасения людей, а Марко призывает его к этому, проясняется их суть. Контрэкспозиционные высказывания героев выстроены по модели экспозиционных: сохранена последовательность (сначала Гвидо, затем Марко), близка тоналыю-

тематическая организация. Вместе с тем изменение внутреннего состояния Гвидо и Марко ведет к значительным переменам в жанровом облике их высказываний и вокальной речи. У Гвидо вместо речитативных эпизодов появляется первое ариозо, вокальная мелодика становится более певучей, появляются фразы широкого дыхания, превалирует эмоциональный тип речи. У Марко, напротив, — речитативный эпизод вместо рассказа, на первый план выходит речитативно-декламационная мелодика, преобладает рациональное начало, речь становится волевой и драматичной.

Развитие конфликта. Главное действующее лицо — Гвидо. Начиная с этапа развития конфликта и вплоть до развязки в музыке Гвидо происходит параллельное развитие двух образно-интонационных начал (героического и лирического), достигающее апогея во второй кульминации. Героика сменяется агрессией, вследствие чего интонационные комплексы трансформируются и искажаются. Лирические образы, связанные с выражением Гвидо чувств любви, ревности и страдания, постепенно занимают в музыке все большее место, чем обусловлено появление в партии героя целого ряда ариозо.

Марко и Монна Ванна на этапе развития конфликта находятся на втором плане. При сопротивлении натиску со стороны Гвидо происходит динамизация их образов, но мировоззрение остается неизменным. В выстраивании драматургической линии противостояния Марко и Гвидо существенную роль играет «тема судьбы».

Кульминации. Одна из особенностей драматургического строения «Монны Ванны» — присутствие двух кульминаций. В них наиболее полно и действенно проявляется сущность противостоящих сил.

Музыка первой (светлой) кульминации (тт. 599-672) тесно связана с образом Монны Ванны. С ее появлением в душе Гвидо отчаяние, гнев, воинственность вытесняются светлым и жизнеутверждающим чувством любви, в результате чего он впервые выходит за пределы трагического мироощущения, как бы преображается. Вершина первой кульминации — проведение «темы света и любви», емкость смыслового поля и символичность которой обусловлены тем, что образована она в результате полифонического соединения элементов тем Гвидо и Монны Ванны. Первая кульминация воспринимается как главная в опере: центральным является образ Монны Ванны, «тема света и любви» расположена в «точке золотого сечения» музыкальной композиции.

Первой кульминации противоположна вторая (трагическая) кульминация (тт. 780-849): в ней происходит предельное искажение образа Гвидо, порождаемое разгулом в его душе злых сил. Рахманинов подчеркивает полярность кульминаций, делая вершиной трагической кульминации проведение «темы страдания», являющейся глубоко «оминоренным» вариантом «темы света и любви».

Развязка. Музыка развязки, и особенно ее последнего, ключевого по смыслу раздела (тт. 986-1010), имеющего многочисленные интонационные связи с предшествующими страницами оперы, свидетельствует о наступлении глубоких перемен в душе Гвидо. В сердце героя побеждает любовь (вновь

происходит объединение его темы с темой Монны Ванны). Представая в состоянии скорбного покаянного раздумья, Гвидо примиряется с решением Монны Ванны пожертвовать собой.

Сравнение драмы Метерлинка и оперы Рахманинова показывает: несмотря на то, что по сюжету они практически не отличаются, между ними все же есть значительные концептуальные расхождения. «Монна Ванна» Метерлинка свидетельствует о его весьма пессимистичном взгляде на человека. На совести каждого из светлых героев Метерлинка лежит какое-нибудь «пятно», а его Гвидо оказывается человеком охваченным злом, для которого невозможно духовное перерождение. В опере Рахманинова, облагораживающего героев, выражена вера в человека. Его Монна Ванна, в отличие от героини Метерлинка, искренне любит Гвидо, и невозможно представить, чтобы впоследствии она оказалась изменницей. Рахманиновский Гвидо к концу I действия духовно «перерастает» свой литературный прообраз. Обозначившиеся в I действии оперы принципиальные отличия между героями Рахманинова и Метерлинка, как представляется, послужили одной из главных причин того, что композитор не смог завершить «Монну Ванну».

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и обозначаются перспективные ракурсы дальнейшего изучения оперы.

Анализ художественного текста «Монны Ванны» — произведения, наиболее полно отражающего стилевые черты зрелого оперного творчества Рахманинова на последней стадии его развития в 1906-1907 годах, — с одной стороны, обнаруживает глубокую органичность этого сочинения в контексте всего оперного наследия композитора, свидетельствует о его приверженности собственному идеалу оперного произведения, а с другой — раскрывает новые черты как в области образно-концептуальной, так и в плане музыкального воплощения.

Обращаясь в «Монне Ванне» к сюжету, имеющему многие общие черты с сюжетами «Алеко», «Скупого рыцаря» и «Франчески да Римини», Рахманинов, тем не менее, впервые решает концепцию оперного произведения не в трагическом ключе: острая коллизия между героями не приводит к их смерти или духовному краху — «Монна Ванна» завершается катарсисом Гвидо. Таким образом, художественный замысел «Монны Ванны» расширяет представления о мировоззрении композитора.

Стремление Рахманинова выйти в «Монне Ванне» за рамки оперы малой формы одновременно и обозначило новизну решения (задуманная многоактная структура; большая острота столкновения противоборствующих сил, усиление динамизма развития образов героев), и показало устойчивость некоторых характерных для композитора принципов (сосредоточенность действия на драме главных героев, отсутствие отстраняющих эпизодов; филигранность тематической работы и детализированность музыкальной ткани). Если в драматургии предыдущих опер Рахманинова важнейшую роль играли большие монологические сцены, то «Монна Ванна» — «опера-диалог». В становлении музыкальной драматургии «Монны Ванны» существенно возросла роль вокального начала, выступающего практически на одном уровне с началом

инструментальным, прежде господствовавшим (особенно в «Скупом рыцаре»). Проявляется это, прежде всего, в том, что в вокальных партиях также осуществляется симфоническое развитие основного тематизма оперы.

Текст 1 действия «Монны Ванны» запечатлел сформировавшийся, ясный художественный замысел композитора. О мастерски продуманном целом свидетельствует безупречная логика музыкального языка: Рахманинов последовательно разрабатывает рельефные линии различных интонационных сфер, создает широко развитую сеть интонационных связей. При этом развитие музыкальной драматургии подчинено выражению определенной идейной концепции. Несомненно, что уже в рамках одного 1 действия «Монны Ванны» композитору удалось создать относительно полноценное художественное творение, отчасти подобное в этом плане Восьмой симфонии Шуберта.

Среди возможных ракурсов дальнейшего изучения «Монны Ванны» наиболее перспективными представляются те, которые связаны с рассмотрением ее в различных стилевых контекстах и осмыслением этико-философских идей, выраженных Рахманиновым.

Приложения. В Приложении I приведено краткое содержание I действия оперы Рахманинова и II-III действий драмы Метерлинка. В Приложении II названы исторические сведения, на которые Метерлинк опирался в «Монне Ванне», и излагается гипотеза о возможном влиянии на формирование замысла драматурга итальянской картины начала XVI века. Приложение III содержит составленный диссертантом план музыкально-драматургического строения I действия оперы. В Приложении IV даны сведения о записях оркестровых редакций «Монны Ванны». В Приложении V представлена расшифровка рахманиновских рукописей, содержащих музыку II действия; приложение открывается предисловием, в котором дана характеристика рукописных материалов, приведен краткий анализ музыки II действия и обозначены принципы публикации нотного материала.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК РФ:

1. Алейников М. И. «Монна Ванна» в контексте оперного творчества С. В. Рахманинова // «Вестник Поморского университета». 2007. № 9. С. 124-126. (0,2 п. л.)

2. Алейников М. И. Малоизвестные произведения в курсе истории музыки (на примере оперы «Монна Ванна» С. В. Рахманинова) // Искусство и образование. 2009.1 (57). С. 27-31. (0,2 и. л.)

Публикации в других изданиях:

3. Алейников М. И. О «загадочных» фрагментах либретто «Монны Ванны» С. В. Рахманинова: к проблеме атрибуции рукописей М. А. Слонова // Наука о музыке: слово молодых ученых: Сб. статей. Казань, 2004. С. 107125. (0,7 п. л.)

4. Алейников М. И. М. А. Слонов — либреттист «Монны Ванны» С. В. Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей / Ред. А. М. Цукер, Н. В. Бекетова. Ростов н/Д: Изд-во РГК, 2005. С. 229-246: нот. прим. (0,7 п. л.)

Подписано в печать 20.10.2011. Формат 60x84/16. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100. Заказ 8221Ь.

Отпечатано с готового оригинал-макета, предоставленного автором, в типографии Издательства Политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29. Тел.: (812) 550-40-14 Тел./факс: (812)297-57-76

 

Текст диссертации на тему "Опера "Монна Ванна" С.В. Рахманинова: история создания, либретто, музыкальная драматургия"

61 12-17/117

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

На правах рукописи

АЛЕЙНИКОВ Михаил Иванович

ОПЕРА «МОННА ВАННА» С. В. РАХМАНИНОВА:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЛИБРЕТТО, МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Специальность: 17.00.02 — музыкальное искусство (искусствоведение)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель кандидат искусствоведения

профессор Е. В. Титова

Санкт-Петербург 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................... 4

Глава I. Создание оперы «Монна Ванна»

Жанр оперы в творчестве С. В. Рахманинова....................... 17

История работы над «Монной Ванной»............................ 31

Выбор литературного первоисточника и некоторые аспекты

художественного замысла C.B. Рахманинова....................... 46

Глава II. Либретто оперы «Монна Ванна»

Драма «Монна Ванна» М. Метерлинка............................ 58

М. А. Слонов и С. В. Рахманинов в работе над либретто

«Монны Ванны»............................................... 67

Глава III. Музыкальная драматургия оперы «Монна Ванна»

Жанр и общее музыкально-драматургическое строение оперы........ 117

Образы героев и интонационные процессы в музыкальной драматургии

«Монны Ванны»............................................... 138

Заключение.................................................. 186

Нотные примеры............................................. 191

Приложение I

Краткое содержание I действия оперы «Монна Ванна»

С. В. Рахманинова.............................................. 222

Краткое содержание II и III действий драмы «Монна Ванна»

М. Метерлинка................................................ 225

Приложение II

История Монны Ванны — легенда или быль? (Об истоках сюжета

драмы М. Метерлинка).......................................... 228

Приложение III

План музыкально-драматургического строения I действия оперы

«Монна Ванна» С. В. Рахманинова............................... 237

Приложение IV

Дискография оперы «Мониа Ванна» С. В. Рахманинова............................241

Приложение V

Фрагменты музыки II действия оперы «Монна Ванна» С. В. Рахманинова

Предисловие....................................................................................................243

Первый фрагмент (Urtext)..............................................................................250

Первый фрагмент (отредактированный вариант)........................................271

Второй фрагмент (Urtext)................................................................................294

Второй фрагмент (отредактированный вариант)..........................................306

Эскизы (Urtext)................................................................................................318

Эскизы (отредактированный вариант)..........................................................319

Использованная литература..........................................................................320

Архивно-рукописные источники............. ..........................................329

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Творческое наследие Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) — неотъемлемая часть мировой художественной культуры. Открытие и изучение неизвестных и непознанных страниц рахманиновской музыки в процессе осмысления истории русского искусства многими поколениями исследователей было и продолжает оставаться делом большой важности и актуальности. Это утверждение особенно справедливо в отношении такого интереснейшего замысла композитора, как опера «Монна Ванна», возрождение которой стало одним из крупнейших событий, произошедших на рубеже XX-XXI веков в судьбе творческого наследия Рахманинова. Среди других событий следует назвать вхождение в концертный репертуар его духовной музыки, а также написанных незадолго до эмиграции романсов «Молитва» и «Все хочет петь» и фортепианных пьес d-moll и As-dur, открытие и издание полной версии ранней фортепианной пьесы d-moll и клавира считавшейся утерянной юношеской Сюиты d-moll (см. подробнее: [7 и 52]).

«Монна Ванна» — незавершенная опера Рахманинова, написанная по одноименной драме бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка. Сохранилось большое количество рукописных материалов, позволяющих составить достаточно полное представление о данном замысле Рахманинова. Во-первых, это материалы либретто оперы, принадлежащие перу его автора — Михаила Акимовича Слонова, а также самого композитора и его жены Н. А. Рахманиновой (всего 303 страницы; подробное описание материалов либретто см. во 2-й главе настоящей работы). Во-вторых, это рахманиновский чистовой автограф клавира I действия (100 страниц) и наброски музыки II действия (15 страниц). Кроме того, в письмах композитора и либреттиста содержится множество сведений о процессе их совместной работы над «Монной Ванной». Упоминания об опере встречаются в письмах и воспоминаниях современников Рахманинова: Метерлинка, К. С. Станиславского, М. С. Шагинян, О. фон Риземана,

С. А. Сатиной, А. Б. Гольденвейзера и др.

Все основные рукописные материалы оперы — ноты и чистовое либретто — Рахманинов увез из России в 1917 году, с 1951 года они хранятся в Вашингтоне в Библиотеке Конгресса. Согласно воле композитора, наложившего запрет на обнародование музыки «Монны Ванны» в течение 30 лет после его смерти, до 1973 года доступ к этим материалам был практически закрыт. В России осталась часть материалов либретто (в основном — черновики Слонова), ныне хранящихся в Москве в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (далее сокращенно — ГЦММК). В начале 1990-х годов благодаря стараниям московского пианиста В. М. Троппа Библиотека Конгресса передала в ГЦММК микрофильмы, на которых запечатлены, вероятно, все имеющиеся в США материалы «Монны Ванны».

Уже после смерти композитора были созданы три оркестровые редакции I действия «Монны Ванны». В первой половине 1970-х годов С. А. Сатина обратилась с просьбой оркестровать I действие «Монны Ванны» к американскому дирижеру русского происхождения Игорю Букетову, ответившему согласием. Мировая премьера оперы (концертное исполнение) состоялась 11 августа 1984 года в городе Саратога штат Нью-Йорк, дирижировал И. Букетов (подробнее см.: [95]). В 1991 году фирмой Chandos был выпущен компакт-диск (Chan 8987) с записью I действия «Монны Ванны» в оркестровой редакции И. Букетова, осуществленной под его управлением.

Для российской премьеры «Монны Ванны», состоявшейся 26 апреля 1993 года в одном из концертов фестиваля «Рахманиновские дни в Ростове-на-Дону», музыковедом Константином Анатольевичем Жабинским была сделана исполнительская редакция клавира I действия (не опубликована). Редакция К. А. Жабинского легла в основу второй оркестровой редакции незавершенной оперы, выполненной ростовским композитором Михаилом Адольфовичем Фуксманом (см.: [32, 33, 36]). Премьера «Монны Ванны» в

инструментовке М. А. Фуксмана состоялась 24 марта 1998 года в Большом зале Ростовской филармонии под управлением А. В. Гончарова (см.: [88]). 6 апреля того же года данная версия была исполнена в Москве в рамках театрально-концертной программы «Рахманинов: Оперный променад», дирижировал А. А. Ведерников (см.: [25]).

Третью оркестровую редакцию I действия «Монны Ванны» сделал в 2007-2008 годах петербургский композитор Геннадий Григорьевич Белов. Премьера прошла 17 июня 2009 года в Большом зале Московской государственной консерватории под управлением В. Ашкенази. Г. Г. Беловым также сочинены II и III действия оперы «Монна Ванна», которые по мысли автора должны исполняться вместе с рахманиновским I действием (см.: [33, 43, 45, 46]).

Актуальность всестороннего изучения «Монны Ванны» Рахманинова, несомненно, давно назрела. Ее различные грани уже рассматривались в литературе (см.: [28, 33-34-, 29, 48-49]), однако научные традиции осмысления данной оперы еще не сложились. Исследование «Монны Ванны» на нынешнем этапе позволит заполнить многочисленные лакуны в знаниях об этом замысле Рахманинова, а также будет способствовать расширению представлений о заключительном этапе его оперных исканий 1903-1907 годов, об оперном творчестве композитора в целом, о мировоззрении Рахманинова, о его обращении к искусству символистов, о сотрудничестве со Слоновым-либреттистом.

Степень изученности проблемы. Отечественное и зарубежное рахманиноведение имеет давние богатые традиции, связанные, прежде всего, с именами ученых, внесших весомый вклад в изучение рахманиновского творчества, среди которых — Б. В. Асафьев, Т. Н. Ливанова, И. Ф. Бэлза,

B. В. Яковлев, В. В. Протопопов, Л. А. Мазель, В. А. Васина-Гроссман,

C. Бертенсон и Дж. Лайда, И. А. Гивенталь, В. Н. Брянцева, В. А. Цуккерман, Т. С. Бершадская, Г. М. Коган, Ю. В. Келдыш, А. И. Кандинский, Л. А. Скафтымова, Дж. Норрис, В. П. Бобровский, А. М. Цукер,

Е. В. Назайкинский, Л. Е. Гаккель, Д. Кэнната, К. В. Зенкин, К. А. Жабинский и другие. Исключительное значение для становления и развития рахманиноведения имела деятельность 3. А. Апетян, подготовившей ряд документальных изданий, в числе которых двухтомные «Воспоминания о Рахманинове», выдержавшие пять изданий, и трехтомное «Литературное наследие».

Среди научной литературы, посвященной оперному творчеству Рахманинова, выделяется, в первую очередь, группа статей, изданных в 1947 году, но не утративших значения и в настоящее время: «Три оперы Рахманинова» Т. Н. Ливановой, «Рахманинов и оперный театр»

B. В. Яковлева и «Оперное творчество Рахманинова» И. Ф. Бэлзы, вошедшие в сборник «С. В. Рахманинов и русская опера», а также «Оперные замыслы

C. В. Рахманинова» Б. В. Доброхотова. Из работ, появившихся в последующие годы, наибольший интерес представляют «Оперы С. В. Рахманинова» А. И. Кандинского (из серии «Путеводители по операм и балетам», 1960 и 1979), «Опера "Алеко" С.Рахманинова» И. А. Гивенталь (1963), «К концепции "Скупого рыцаря"» А. М. Цукера (1985). Операм Рахманинова уделено внимание в монографиях «Рахманинов и его время» Ю. В. Келдыша (1973) и «С. В. Рахманинов» В. Н. Брянцевой (1976).

Перед современным рахманиноведением стоит широкий круг задач, связанных с различными направлениями научной деятельности. Первое из них определено задачей собирания материалов1 — нотных и документальных, в том числе эпистолярных. Второе направление — текстологическая работа. С 1993 года основная часть данной работы выполняется коллективом авторов, готовящим издание Полного академического собрания сочинений С. В. Рахманинова, осуществляемого Русским Музыкальным Издательством (Москва). Научным руководителем проекта является кандидат искусствоведения В. И. Антипов

1 Курсивом, полужирным и полужирным курсивом обозначаются выделения в тексте, принадлежащие автору данной работы, разрядкой — выделения, принадлежащие цитируемым авторам.

(основополагающие научные и издательские принципы ПСС изложены в газете «Музыкальное обозрение», № 1 (166-168) за 1998 год; также см.: [8]). Третье направление — изучение творчества Рахманинова с новых научных позиций. В частности, необходимо создание соответствующих современному уровню развития музыкознания капитальных исследований, посвященных симфонической, оперной, камерно-вокальной и духовной хоровой музыке композитора. Четвертое направление — изучение творческого процесса Рахманинова, осмысление его мировоззрения и эстетических взглядов.

Симптоматично, что в последние десятилетия возникла новая волна интереса к Рахманинову. В Музее-усадьбе в Ивановке и Ростовской государственной консерватории регулярно устраиваются конференции, посвященные творчеству композитора, в Харькове с 1998 года ежегодно проводится Международный фестиваль «С. Рахманинов и украинская культура», включающий в себя Международный научно-теоретический симпозиум «С. Рахманинов: на переломе столетий». По материалам конференций и симпозиумов, привлекающих ученых со всей России и стран ближнего зарубежья, выпускаются сборники статей. В Санкт-Петербургской консерватории под эгидой Санкт-Петербургского Рахманиновского общества с 1997 года ежегодно проходят конференции и творческие собрания.

Несмотря на существование огромного количества работ, посвященных творчеству Рахманинова, опера «Монна Ванна» к настоящему времени привлекла лишь незначительное внимание музыковедов и продолжает оставаться малоизученным произведением. Отечественные исследователи, писавшие о «Монне Ванне» в 1940-1970-е годы, из-за недоступности основного круга материалов (нот и чистового либретто) могли опираться лишь на письма и воспоминания. Б. В. Доброхотов привел достаточно подробные, отчасти и сейчас не утерявшие ценности сведения о работе Рахманинова и Слонова над оперой [24, 102-105]. Суждения о «Монне Ванне» встречаются в работах Т. Н. Ливановой [49, 87—90], В. В. Яковлева [91, 170-171], Ю.В.Келдыша [40, 288], В. Н. Брянцевой [16, 380-381]. Все

они стремились понять, чем привлекла Рахманинова драма писателя-символиста Метерлинка. Т. Н. Ливанова и В. Н. Брянцева называли причины, по их мнению, определившие неуспех работы над оперой. Т. Н. Ливанова рассматривала «Монну Ванну» в контексте всего оперного творчества Рахманинова, проводила параллели между образом ее главного героя Гвидо и Алеко, Ланчотто, Бароном. В целом, можно сказать, что названные исследователи, высказав отдельные верные догадки, внесли определенный вклад в изучение неоконченной оперы Рахманинова.

Первым исследователем материалов «Монны Ванны» стал Бари Мартин (Barrie Martyn), опубликовавший в 1990 году монографию «Рахманинов: композитор, пианист, дирижер» («Rachmaninoff: Composer, Pianist, Conductor»), в которой незавершенной опере впервые был посвящен специальный раздел [96, 194-203]. Б. Мартин описал сохранившиеся литературные и нотные рукописные материалы, изложил содержание либретто, привел сведения о премьерном исполнении 1984 года. Также он коснулся ряда вопросов: историко-культурные предпосылки возникновения замысла оперы, обусловленные огромной популярностью творчества М. Метерлинка в Западной Европе и России; история работы над «Монной Ванной» и судьба ее материалов в современном музыкальном мире; характер музыкальных образов I действия; проблема незавершенности оперы. Отдельные интересные замечания о «Монне Ванне» содержатся во втором издании монографии «Рахманинов» Джеффри Норриса, вышедшем в 1993 году [97].

Единственным отечественным музыковедом, работавшим с основным кругом материалов незавершенной оперы Рахманинова, является К. А. Жабинский. Им написано семь статей о «Монне Ванне» (см. список использованной литературы: [28, 29, 30, 31, 32, 33, 34]), в которых исследуется творческая предыстория возникновения замысла и выясняются причины, повлиявшие на решение Рахманинова писать оперу по Метерлинку, рассматривается история творческих взаимоотношений

Рахманинова и Слонова, ведутся размышления о возможных путях реконструкции замысла композитора и затрагивается проблема инструментовки клавира I действия. Исследовательские позиции и аналитические наблюдения К. А. Жабинского, безусловно, интересны и ценны, им внесен важный вклад в изучение «Монны Ванны».

Вместе с тем работа по осмыслению оперы в настоящее время только начинается, ряд важнейших аспектов темы продолжает оставаться затронутым в незначительной степени или вообще неисследованным. Малая, фрагментарная изученность «Монны Ванны» также определяет актуальность темы данной диссертации.

Объектом исследования является завершающий этап периода активных оперных поисков Рахманинова 1903-1907 годов, основные тенденции которого наиболее полно воплотились в неоконченной опере «Монна Ванна».

Предмет исследования — незавершенная опера «Монна Ванна» Рахманинова, рассматриваемая как произведение, заключающее в себе все признаки сформировавшегося художественного замысла.

Материал исследования представлен архивно-рукописными источниками, принадлежащими четырем авторам: С. В. Рахманинову — нотные автографы (клавир I действия, два фрагмента и эскизы музыки II действия), черновые материалы либретто, письма к М. А. Слонову; М. А. Слонову — беловые и черновые материалы либретто, черновики писем к С. В. Рахманинову; Н. А. Рахманиновой — беловые материалы либретто; М. П. Свободину — письмо к Н. С. Морозову.

Целью исследования является изучение историко-биографических и текстологических вопросов, связанных с «Монной Ванной» Рахманинова, исследование и интерпретация художественного замысла оперы.

Задачи исследования:

— определение места оперного жанра в творчестве Рахманинова и «Монны Ванны» в контексте оперных исканий композитора;

— рассмотрение драмы Метерлинка, ставшей литературным первоисточником оперы;

— описание и анализ всех рукописных материалов либретто «Монны Ванны»;

— освещение творческого содружества Рахманинова и Слонова, изучение их работы над либретто «Монны Ванны»;

— выявление особенностей музыкально-драматургического облика «Монны Ванны».

Источниками исследования явились рукописные документы из фондов Библиотеки Конгресса и ГЦММК, опубликованные эпистолярные и мемуарные материалы, музыковедческие и литературоведческие научные работы отечественных и зарубежных авторов.

Теоретические и методологические основы исследования. Изучение архивно-рукописных материалов базируется на текстологическом методе, музыки оперы — на метод