автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Оперное творчество композиторов Казахстана в контексте музыкально-исторического процесса (30-60-е годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Оперное творчество композиторов Казахстана в контексте музыкально-исторического процесса (30-60-е годы)"
АКАДЕМИЯ IIAУК. РЭСПУВЫКЯ КАЗАХСТАН ИЬ'СТПГУ'Г ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА им. 5.Í. О. АУУЗСЬА
РГ6 OA
•i.; m
lía правах рукописи УДК 834. 39П
О'.'ЛРОЕД AKJK-'A KñI1?£2HO£ÍlA
спшюз fßo?«n£rrno когяатхгсроз КАШОТГАНЛ a Ш1Ш0ГЗ KJfStSLVSKîO- КСГОРП5 ГЕСЮГО nrouscai (За-GO-o годы)
1?. CO. 02 - Нуздаалыюо искусство
ABI0PE5EPAI
диссертация ¡¡а соискание учено:! степени ¡кандидата искус стаоведения
Алмати - 1394
Работа выгодно:» а отделе музькального искусства Института литератур!.! к искусства ш. Ы О. Ауэзоса КАН РК
Оэучшй руководитель - кандидат искусствоведения, доцент
С. А. КУЗЕМБАЕВА
Офицнадъчьа огшонект!' - доктор искусствоведения, профессор
К. С. ЯНОВ-ЯНОВСКАЯ - кандидат искусствоведения Е С. КЕТЕГ2ЮБА
Еедутдак организация - Алматннская Государственная Консерватория кы. Курмаагаэы _
З&вдта состоится "А" ^ил^З 1994 г. з часов на аа-сиданш: регионального специализированного ссвета К? БЗ. 34.02 по гваыте длссэртааай на соискание ученой степени кандидата наук при {¿¡стьтуте литературу к искусства им. Ц. О. Аузаова НАН РК по ьяресу.- 4СС021, г. Адаати, уд. ^(.¡апгази, 29.
С .пассергацаод юдао ознакомиться в Центральной даучиой библиотеке НАН РК.
Автореферат разослан "/^'4^/^1994 г.
Ученый секретарь регионального социализированного совета,
кандидат искусствоведения фОР*^^-* К. Т. НУЗБАСОВ
огдля мкшерпстпггл рлпатп
Латуажькость тз1'и. А«гнвно& освоение эстетической фоблеизтшш - ведущая тенденция в современном иекусствозна-ти. Однако эстетика казахской нувыка остается по1са еце вне ;феры широких интересов иселедователэй. Наблюдается, с одной :тороны, отсутствие детальной рефлексии при использовании му-¡ыковедаш ф:иософских полоиэнка и категорий, с другой, - прямолинейное, неспецифиноз _привлечение "реаллЛ" искусства зву-сов в эс-гетико-фшэсофавпс трудах.
Избранна в данной работе нузьзсально-зететического ра: цфса изучения профессионального творчества композиторов Ка-»ахстана а качестве предмета исследования представляется еако-юызрно необходимым на фанз того, что ухо изучено, и в связи ; тем, что всякое явление музыки трэбуаг рассмотрения сквозь цэиаму обили ааткоз чувственно-образного отракэнид действительности, особенинх законов худотествошюго творчества и единичных (конкретных) закояонерпосгей музыкального искусства.
Конкретизацией обгзюта изучения обозначены границы пэ-)Иода, внутренне своеобразного и а контексте национальной гультуры, и с точки зрения обцкосш музыкальных процессов. Ь иеро увеличения исторпчеийй дисгап:?ш глубина хврактернзу-пщх ого сдвигов, давно овдкидпая для музыковедения, раскрывания тиввееяялш и контрастна:.® гранями, астуализкрун необходимость нового научного ог:г-;о-?!!:;я. Зто?,<у способствует тагсгэ ювобогд&нке от преаисго прооОлздаяш политй«о-идеол)ГйЧ9скиа ! историко-соцкологяческия сбосповагмй.
pzSovu является исследование оперного творчества композиторов Казахстана 30-60-х годов, выявление его специфики в историческом, гносеологическом и аксиологическом аспектах, для чего данный период соотносится как целостность с предшествующи! поступательнш развитием казахской культуры и вводится в музыкально-исторический'процесс.
Иатерхахи этсхэдояаяяя составили изданные и сохра-нивпиеся в (фондах архива ГАТОБ им. Абая рукописные партитуры, клавира, либретто опер 30-60-х годов. Для демонстрации выявленных теоретических положений отобраны сравнительно немногие произведения. Критерием в отборе наряду с репрезентативностью для глубинных тенденций процесса внутрикультурного развития явилась неполная (частичная), односторонняя или искаженная ин терпретацда в музыковедческой литературе.
Кзуулая Евиззва исследования определяется музыкально эстетической к-аирашгзшюстью изучения профессионального твор чоства композиторов Казахстана В диссертации по-яовому трак туется' специфическая виделенность в культуре периода 30 -60-л годов. Впервые казахская опера исследуется во взаимосвязи ее истории, ценности и смысла. В работе охарактеризовано явление "двойного слуха", в связи с чем углублена общепринятое теоретическое обоснование догшш яанрового становления. Новым на правлением для казахстанского музыкознания является разработ аксиологической проблематики. Взаимодействие айтыса и one ры как разных культурных традиций показано на новом фнктичее ком материале, при этом в драматургии анализируемых произпеде ний, впервые представленных в контексте эволюции жанра, рас крывашся ранее не изученные концелционнда аспекты.
Штрдологмз ¡хсхэдовапия. Мэтодолсгичесии значим»* й перспективный было "дьикешю" от специфики музыки, от единичного к общему, тогда, как б собственно эстетической литература, представляющей теории видового многообразия художественного творчества, музыка изучается в системе искусств. Для разработки музыкально-эстетической проблематики привлечены данные га разных отраслей музыковедения, использованы труды филологов» историков Казахстана.
Прзхгтвсная отчтеостъ. Материал диссертации может бить использован в научных исследованиях по истории культуры, оперной драматургии, казахской муэыки, в музыкально-критической деятельности н а учебном процессе.
Ларсбаща работы. Диссертация обсуэдена и рехсиендо-в:ша к 'заздте отделок музыкального искусства, Ученым советом Института литературы и искусства им. Е О. луэаова НАН РК Она апробирована в курсе лекций по истории казахской музыки в АГК им. Курмангаэц. Основные результаты излагались в докладах на Мзивузовской конференции "Музыка п системе культури" (Новосибирск, 1989), научно-практической конференции "Проблемы развития национально!! культуры" (Шымкент, 1991), научной конференции молодых ученых и аспирантов Ш1 НАН Ш (/№<агы, 1991), научно- практической конференции "Актуальные проблемы развития культуры на современном этапе" (Алматы, 1992), Межвузовской конференции, посвященной 80-летию ЕТулеОаева (Алмзти, 1993), 2-ой Республиканской научно-теоретической конференции "История и культура. Еетысу" Палдыкорган, 1993) и Совете молодых ученых ИЛИ им. М.О. Ауээоса НАН РК (23.05. 91., 14.10.93). По теме диссертации, опубликованы статьи, тезисы докладов, научно-методические разработки.
Структура работа Диссертация изложена на 172 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 170 названий. Текст иллюстрируют И схем, 8 таблиц, 2 рисунка. В Приложении приведены нотдаз пркмэры и переводы текстовых фрагментов либретто анализируемых опар, выполненные автором.
ОСКСШШЗ СОДООДШВ РАБОТ»
Во BBSftaiBSí показана актуальность избранной теш, дана постановка проблемы, очерчен круг вопросов, рассыатргшае-шх в диссертации.
Первая глава - "Про$ссрЮ1ШИЯв таорчшяжо «ктазкго-1>оа йазааетала и пробдашаа сад»пгура щ/жшьзай cetoranf-состоит из трех разделов. Первый раздел нацелен на выявление особенностей отражения логики «уацкаш»о->1Сторичзского процесса в национальной культуре, в связи с чем воссоздан общо'! "план" втого процесса., последовательность трех основных стадий развития цуэцкального искусства - непрофессионального традиционализма, профессионального традиционализма и профессионального воеттрадиционалмэма (термины Т, Е Чередзшчзлко),
Показано, что ориентация в казахском традиционной про фессшнализмэ на шеттрвдищюнализм с присущем t-ыу нндивидуа лизированиостью слуха и внутренним мотивированием звуково го целого Бша очевидна. Однако утверждение этого типа куль туры в силу исторических причин стало осуществляться на оснс ее елука и ввука иного национального генезиса.. Кардинальные изшненля во всех сферах общественной кизил, обусловлешшз сс цнальными потрясениями начала bei*a, предопределили ctehoj
лениэ искусства, в котором система гднров, форм, исполнительства, характер музицирования и т.д. почерпнуты из европейской музыкальной практики и непосредственно связаны с выражением индивидуального самосознания. По внесшш признакам этот период отнесен к постградиционному. Для подлинного включения в профессиональный посттрадиционализм необходимо Оило "возвра-т'иться" к типу музицирования второй культурной стадии и ,танро-вску освоению, характерному для профессионального традициона-нового слуха и звука Это действительно "возвращение", та« как казахской культурой аналогичный этап бил пройден. Но условность определения бесспорна: ни о каком историческом возвращении здесь не шглт быть речи, поскольку теперь осваивается профессиональный традиционализм другого слуха к звука.
В диссертации представлены две траетовкя развит!« национальной музыкальной культура; основанная на прямом перенесении еощильнс-зконсмических законов (принцип скачка) и отра-глххцзя внутреннюю логику историко-культурного процесса ("возвращение") . Различия иевду ниш наглядны в определении .
1. исходного состояния: профессиональный профессиональный традиционализм посттрадиционализм
2. новой точки отсчета (после 1917г.): профессиональный профессиональный посттрадиционализм традиционализм
3. результата взаимодействия (к 1967г.): функционирование з стадии вступление з стадию профессионального профессионального посттрадиционалиэма посттрадиционалпзиа.
Общепринятая трактозка Предлагаемая трактовка
В распространенной трактовке дистанция ыеиду взаимодействующими культурами (русской и казахской) по сравнению с реальной оказывается неверно отраженной: до вааимодействия-искусственно продленной, после взаимодействия - сокращенной; кроме того, оба полюса, ыевду которыми протекало "ускоренное развитие" 30-60-х годов, являются завышенными. В работе намечена и характеристика во времени, она дана в рисунках.
Творчество композиторов Казахстана в этот период реально не представляло профессиональный посттрадиционализм и в то з*з время не соответствовало второй стадии. Оно характеризуется как особая форма музыкально-исторического процесса, связанная с переходом культуры на иную по национальному генезису и качественной определенности установку слуха и звука.
Специфика рассматриваемого периода раскрывается через особенности его субъекта. В нем "столкнулись" различные типы слуха м звука и их отношения: субъект национального профессионального традиционализма и субъект профессионального поеттра-дицнонадиэма, утвердившегося в европейских, а также русской культурах. Музыкальное искусство ориентировалось на. индивидуальный стиль и принципиальную нетовдественность слуха слуху и т.д. А в казахской культуре этого времени по-прежнему были сильны "корпоративные" эгаивадентиости слуха профессионального и непрофессионального. Наличие двух субъектов порождает явление "двойного слуха". Данный феномен последовательно представлен. на примере творчества Е. Г. Брусиловского и М. Тулебаева и их произведений в жанре опери.
Е. Г. Брусиловекий и Ы Тулебаев как носители различного слуха в силу приоритетных задач периода обретали слух противоположной. Т. е. каждая личность композитора отражала двойствен-
ность слуха, свойственную культуре, проецировала ее на себя. Результаты их творчества по соотнесению звука и слуха фзиссиру-тся ¡сак различные:
звук 1
слух-зв(Ерусиловский Е. Г.) слух-звук (ТулеСаев ¡1)
,: звук
«шр оперы
звук 2
произведение в гглнре оперы
слух композитор
звук произведение
ГЬшшзнке "двойного слуха" предоставляет возможность ¡ифференцировапно подходить к творчеству композиторов, видеть шныз худокэствеиные установки, критерии, признаю!. Исходя [з подобного подхода становится очевидным, что проблема "г.ом-озитор и <*олытор" шгет частный и для двух слухов не- одина-овиа характер.
Специфика субъекта, выраленная в двойственности слуха звука, допускает параллели с таким явлением словесной куль-уры ¡он* двуязычие, в связи с чем в практике фушацюиирования усского и казахского языков выделены и охарактеризованы пять ипоз и:< саатиЬсгшга. В композиторском творчестве отмечены полные им. В первую группу ышзчеиы компоаитори, использовав->л эпизодически казахски:'! музыкальный натернап: С. II Василен->, К !1 Ипполитов-Иваиоп, Н. П. ¡¡псковский, И 0. ШгейнЭерг и др. » вторую - композиторы, знавшие его в силу научения: Й. Е Козе, С. И Гйбельский, Дм. Дм. Мацуцнн, Е. Г. Ерусиловский, IIII На-!ров, а В. Великанов, А. А. Зидьбер, Б. Г. Ерзаковкч л др. Третья
группу представляют А. Дубанов и Ы. Тулебаев - кшпоэитори, выросшие в национальной традиции VI изучааиие вакони Ипого про-фасснонапиака Композиторы Казахстана, осваивакгде первоначально правила европейского профессионального искусства, отнесены к четвертой. Это соотносит слуха - характерное явление музыкальной действительности, Пятая, которой соответствует композитор, постигший норш двух типов творчества, не ссойст-ственна данному периоду, Но как цель видится в перспективе и проявляется в слэдущгы этана (конец 60-я - 80-е годц), напри-¡.юр, в зрелых произведениях Г. ¡кубановой, II Сагатова и др.
Дифференцированиость тзорческих^носителей слуха и вву-ка, типичная для данного музыкально-исторического периода, показана таюз на примере исполнительского искусства (конкретно оперного).
Двойной слух и звук как исторический феномен был бы неюошкньш, если бы из существовали внутршсультурниа условия. Поэтому ео втором раздела главы тсорчество кошазнторов Казахстана исследуется в гнрсеолопгагском аспекте, как познание язшса и смысла Лэ трех аспектов отраяэнкя - отражения действительности, субъективного авторского сознания и конструктивных возможностей материала - избран третий.
ацессе развсртиашни ыузы:ш как временного искусства виаи^игскйнач ео осмысленность выступает в ' действии категорий г"*ердания и форт В работе рассмотрен наиболее лока-зательш. авень их соотношения - уровень тара. Вишенная в "диалектическую лестницу взаимопереходов и превращений" (Е. В. ЕазайкинскиЯ), содержательная структура оперы, понимаемая как единство жанрового содержания и определенной формы-схемы, выступающее через понятия драматургии и композиции,
для идея нзцганалыюЛ метлы будет содержательно, а для индивидуального стиля фор!'.аяьиьм уровнем.
Композиторское творчество выделенного периода хараоте-рпзуют одновременно две тенденции: освоение яанровых норм европейского профессионального традиционализма и освоение кан-рсвих норм национального профессионального традиционализма. В центре внимания начинок,™« композиторов оказались закономерности ганров европейской мугнта. Л композиторы, приглаженные в республику и привлечен«!» к создан:« первых "национальных" произведений, изучали "язкк". "норчы" казахского . профессионального и народного искусства.
Два пути отрзглния показаны через характеристику предпосылок, установок творчества Е. Г. Ерусиловского и !1 Тулебаева, через ос(.гыслеиие процесса создания ими оперш/х партитур и выявление вневяшх и внутренних особенностей музыкальных произведений, самостоятельных сцен и отдельных номеров. Отмечено, что оба композитора опирались на норм; яанра, следуя традиционным его канонам. Для 11 Гулебаева яанровое сознание закономерно. Для Б. Г. Ерусиловского, казалось бы, у .те воспитанного на примерах индивидуализированного самовыражения в операх, ориентация на танр объясняется задачами этого периода необходимостью использования национального материала, который становился ег.у известен в процессе написания партитур.
Опера в качестве .провой нормы является формой, 'а ое конкретное претворение в произведении - содержанием. Разные пути отражения, привели к единому реау.итату в их соотношении. Жанр оперы и Е. Г. Ерусидовскпм, и И Тулеба^вым освоен с точкг, зрения (}ор?.и У обоих композиторов есть композиционное решение, представлены все элементы ее временной организации, но
опера как содержание, воплощенное в. самостоятельной драматургии, практически не достигнута. Подобное соотношение характеризует в целом оперное творчество выделенных десятилетий, формой выступал ианр. А содержание кайра, т. е. драматургия, концепция - все то, что определяет смысл опери, било на втором плане, при этом сказался и различны;! слуховой опит в осознании казахского шлоса. Диалектика содержания и формы не была и не могла Сыть отражена В специфических условиях начального этапа развития.
Таким образом, в обоих случаях опера состоялась в качестве содержательного уровня для идей национальной художественной школы, но не стала формой для индивидуального стиля. Для того, чтобы именно самовыражение определяло и направляло композиторское творчество, необходимо было осознать обе данро-Eua нормы как форму для воплощения нового смысла и оригинального закьюла. Оба слуховых опыта - должны были стать основой и форш, и содержания в мотивировании звукового целого. А в данный иериод музыкально-исторического процесса они поляризовались, и структура содержания и формы для двух носителей слуха была противоположной. Однако, композиторское творчество, выполняя преаде всего вадачи освоения жанрового канона, в силу логики музыкальной истории было все ув нацелено на посттрадн-ционалиаы и авторскую автоношость. В каких-либо проявлениях йот произойти "прорыв" в единство содержания и Форш, в органичное сочетание двух слуховых опытов, и жанр оперы выступил бы тогда не только содержанием для идей национальной школы, но и формой для индивидуального стиля. Такие проявления показывают качественное различие произведений, и для их характеристики необходимо рассмотреть ценностную сторону.
- 13 -
Прежде, чем перейти к аксиологическому аспекту эстетического исследования и выяснении самоценности отдельных сочинений, автор конкретизирует скисл обобщенно представленных до сих пор "норм" народного и народно-профессионального искусства. сосредоточив внимание на той традиции, которая в после-ДУГЕДХ анализах репрезентирует их. Избрание айтиса обусловлено тем, что его природа, система выразительных средств, статус близки, а потоку сопоставимы с оперными.
Айтнс характеризуется как один из жанров устного творчества, представленный фольклорными и профессиональными образцами, рассматривается в "панораме состязаний" (В.Аманов)., общей и внутренне дифференцированной.
Обращение к филологическим источника»«, современной пршсгике проведения айтысов дало возможность подчеркнуть зависимость музыкального начала и преобладание речитативных форм. Использование мелодически развитых, законченных песенных образцов допускается как исключение из правил, поскольку песня представляет иную традицию, столь юэ са),юстоятельную и высокоразвитую (линии расхождений песни и айтиса намечены в структуре отражения, текстовой, внетекстовой части и т.д.). Приведены "модели" жанровой системы традиционного искусства по 11 Ауз-зоеу, А. Байтурсьшову, С. Сейфуллину, Е Турекулову, в которых отражено многообразие состязательных форм. Зафиксированы отличительные особенности кошсреттй? сцен состязаний, многочисленных в казахской опере.
В третьем, заключительном, разделе главы разрабатывается аксиологический аспект исследования.
Поскольку- композиторское творчество рассматриваемого периода, получив официальный статус творчества професснональ-
ного посттрадиционализма, развивалось в "зоне" профессионального традиционализма, совмещенными предстали и приоритетные задачи данных историко-культурных стадий.. Их соотношение, при творческой реализации признается неравнозначным. Создание автономного самоценного произведения, "норма" которого кристаллизуется как внутренняя закономерность самой авторской фантазии, оказалось по сукретву неосуществленным. Композиторы решали задачу "украшения" жанрового канона, а точнее - его воссоздания и утверждения. В творчестве практически потому н во-плог,злс.сь типичность - типичность структур, смысловых комплексов, формул интонирования.
Характерные для данного музыкально-исторического периода носители двух слухов осваивали жанровые нормативы различных традиций. При освоении и национальных жанровых норм, и европейских результат в качественном отношении был аналогичным. В произведениях не только "осутимы" слои единого для всех и авторски разнообразного материала, но и заметно превалирование типических' признаков жанра: доавторская норма предстает открыто выраженной, нескрываемой, очевидной. Уровень смысловой определенности также соответствующий: независимо от направленности творческих задач воссоздается обцезначи-■ шеть смысла. Образование контекстного значения в этих условиях представляется проблематичным. Для его создания неоОходи-«ш было соотнесение контекстного значения двух самостоятельных, неизбежно ст&вкивоздихся канровых традиций и уие на "двойной" основе - "снятие". Практически же в данный период осваивалась однозначная смысловая определенность музыкальных знаков другого языка. Трудно разрешимой была в этой ситуации и проблема переинтонирования.
- 15 -
При "встрече" да ух незавнсголк значений в рамках посол ко!зюзицм! возникали разного рода несоответствия, некоторое из них (например, мевду контекстом оперной сцены и характером песни, цитируемой композитором) проиллюстрированы примерам.
Спещ'флческая задача профессионального творчества этого периода обозначена как создание "национальных" произведений в "ненационалънах" кадрах. Решаемая композиторам! разных творческих ориентация, установок, она предопределила "повторение", копирование в новом гантексте неповторимого - образцов народного и народно-профессионального искусства или оперных произведений. С точки зрения завоеванных а процессе эволюции способов освоения природы звука это.- восстановление исторически первичных, "снятых" последующим развитием этапов. Без учета специфики данного периода и при опоре на общие критерии эстетически-;судояэственного закономерно возникновение заниженных оценок. Для. создания объективной картины необходимы, с одной стороны, специфические критерии, а с другой, - дифференцированный подход к творчеству композиторов разного слуха.
Далее охарактеризована ситуация с ценностным осмыслением композиторского творчества выделенных десятилетий: показана одна из самых распространенных трактовок ценности, когда во многом внешнее соответствие требованиям, норкам зкадров удостаивалось завышенных оценок, ¡сачзствешгал га сущность не учитывалась. Все вновь появляющееся оказывалось ценным только по-тоыу, 4Tq сю новое, т. е. "новое" фигурировало как историчешсая категория, но при этом в его понимание автоматически включался оценочный сиысл. Как следствие, те завоевания композиторов Казахстана, которые относились и ценности-цели ti выполняли за-
дачи профессионального традиционализма, оценены как достижение автономной ценности профессионального посттрадиционализма; воплощение жанрового канона, "основы" отождествлено с созданием неповторимого целого, вирагением "Я, стоящего за произведением". Объясняя отсутствие собственно аксиологической проблематики рядом причин - внутренних и внеших, логических и культурно-исторических, автор выделяет как одну из гЛавнейзих "по-гругение" в чисто музыковедческие вопроси, связанные со спецификой (.музыкального искусства, и закономерное из этого "отстранение" от философско-зстетическик вопросов. Б качестве иллюстраций привлечены оценочные фрагменты и суждения к произведениям, по степени их изученности олицетворящим своего рода "полюса": на одном из них - "Еир-хан и Сара" и Тулебаева, научные, публицистические и прочие представления о которой в сравнении с другими опериши партитурами казахских композиторов достигли. высокого уровня разработанности; на другом - практически неосвоенном - "Туткын кш" В. в Беликанова - опера, отчетливо вырахсьноо ценностное отнесение к которой не сопровождалось стремлением разобраться в ней.
В условиях национальной культуры этого периода два из-ыерения худогйствеико-сусловой целостности оказывается двумя ' различны® внеавторсктш нормативными ¡канонами и двумя типшет слуха, потенциально стремящимися к индивидуальному самовыражений. Практическая ценность видится б формировании музыкально. историчестой прилики, в утверждении на национальной "почве" жанрового канона европейской традиции, духовная - в создании худаэмэстветшх ценностей. Соотношение меаду жанровым нормативом и авторс!®й индивидуальностью определено как подвижное.
Однако и на этом этапе, когда композиторы как бы
ваий" следованием разным шнровым канонам, наряду с ценностью-целью возможно проявление специфически художественной ценности, но не на уровне целостного произведения, а частично. Произведения, которые несут ценность специфически художественную, единичны. Они требуют повывенного внимания, т. к. выходят за пределы задач этого периода, демонстрируют примеры "сверхнормативной работы*'.
Во второй главе - "Традиции сестлзатэхьисга гкжусстка н опера" - избранные для анализа оперы рассматри-
ваются как ценности, выражающие потребности,1 формируемые своеобразием музыкально-исторического этапа и творческой способностью созидания особых художественных предметов. В сопоставлении ее самостоятельных разделов раскрывается специфика "двойного слуха", дифференцируется композиторское.обращение к разним пластам традиционной культуры - народному и народно-профессиональному,
В первом разделе представлены две оперы Б. Г. Врусилов-ского - "Кыз йибек" и "Айман - Шолпан". Содержание "Кыз Эибек" показано с точки зрения национальной фольклорно-эпической сюжетной формулы "сватовство батыра", а ее сюжет - к.ак своего рода серия испытаний, которым подвергаются женихи-соперники: традиционный айтыс, состязание в меткости, словесный спор перед поединком, собственно "поединок".
Выявление жанровых признаков, ситуативных особенностей "кайымдасу" (и шире - айтыса с его принципом состязательности) в данном произведении предпринято впервые. Преимущественное внимание исследователей к сольным номерам, представляю-собой отдельные песен'ше образны, и, соответственно, восприятие разговорных реплик и диалогов иак "реликтового" компо-
нента, оттеснило на второй план анализ крупных самостоятельных сцен,1 подчиненных айтысу как драматургическое и композиционному принципу (сказалось и отсутствие перевода казахской текстовой основы). Нх наличие представляется неоспоримым при непосредственном восприятии оперы и. наоборот, гипотетическим при визуальном рассмотрении клавира, в котором деление на элементы Форш довольно относительно. Фрагменты оперы, заииоча»-Щ!0 в себе приметы взаимодействия с данной национальной традицией K£iK искусством воздействующим, подробно проанализированы. Это дало возможность сформулировать обобщения относительно композиционного и драматургического наполнения форм, возникших в результате "транспонирования" в оперу закономерностей состязательных искусств.
В заключение утверждается, что "сотворчество" ярких представителей разных типов культур не только привело к рождению первой казахской оперы, художественные достоинства которой несомненны, но и через своеобразное преломление норм, особенностей традиционного юзления и образа жизни, осветило перспективу подхода к новой системе конструктивных закономерностей, отличающейся от обычных типов организации материала в музыкально-театральном искусстве. Оперные формы здесь пока ' еще не являются регуляторами сюжетного, музыкального и сценического действия - и это в контексте выделенного исторического этапа естественно и закономерно. С такой драматургической . функцией в данном произведении Е. Г. Брусиловекого гыступаиг исконно национальные шнровые формы и ситуации и, прежде всего, те, что восходят к многогранной и всеобъемлющей для казахской культуры традиции айтыса
"Аймак-Шэлпан", в которой также претворены сю&етные
формулы, вттатцв в себя мотив состязаний, избрана для иллюстрации зрелого этапа творчества композитора, в целом по своим су тост пш характеристикам относящегося 1С изучаемому му-гшалыю-историческому периоду, хотя и демонстрирующему иные а:адепты з творческой самореализации индивидуальности автора, проанализирована поздняя версия содержания сперы, представленная рукописным клавиром 1965-66 г. г. Ома последовательно соотнесена с эпической и с изложиной во втором варианте "музыкальной пьесы" М Ауэзова (отмечены и другие содержательные версии "Айкан-Иэллан"). Поскольку комедийное начало надодило "отпечаток" на функционирование в оперном жанре традиционных сюжетных мотивов и ситуаций, этот вопрос также освещен в объявленном аспекте. Выделен "ситуативно-событийный уровень" (Г.Г.Кулешова), на котором наиболее отчетливо проявляется способ построения оперного произведения, подробно охарактеризована ебшдя система образов, расстановка действующих лиц на основе конфликта, рожденного соперничеством двух родов. Конструктивное решение "Айман-НЬлпан" обнаруживает композиторское тяготение к четкой структурной организации во всех звеньях целого, композиционную стройность и ясность. Однако музыкальный материал не всегда обладает новым интонационным качеством, а при его появлении спорадически возникает и семантическая неопределенность, неотчетливость в отражении национально-характерного. В результате драматургическая основа оперы оказалась "сильнее" музыкально-лексической, продемонстрировав тем самым то соотношение в реализации задач периода, а тленно жанрового ' освоения, которое было присуще Е. Г. Ерусшювскому как носителю-иного слуха и ввука и сохранилось, несмотря на приобретенный . опыт в познании традиционно-национального, став особенно
наглядным при попытке воплощения индивидуального замысла.
Во втором разделе сопоставлены произведения, в которых воссоздан айтыс акынов-импровизаторов.
Анализ сцены состязания, словесно-поэтического текста, музыкально-сценического развития в опере "Биркой и Сара" U. Ту-лебаева показал уровни осмысления кадровых норы и опера, и профессионального айтиса: они не только выполнены, но и оказались превышенными. Композитором создан музыкальный эквивалент оперной сцены в национальной традиции, в котором есть и структурная атипичность, и органичность интонационного строя, и вяепонятийная концепгуальность, "Бирган и Сара" демонстрирует возможность "прорыва" в индивидуальную композиторскою концепцию: ока обрашэна к идее орфического и знаменует начало становления атрадиционного профессионализма.
Исторически ранняя интерпретация самобытного канра казахской культуры осуществлена в опере А. А. Зильбера "Бекет". Ее детальный анализ, представивиий в сравнительно-типологическом плане материал литературного первоисточника и оперного произведения, выявивший в соотношении музыкального и поэтического синтаксиса противоречия, естественные и труднопреодолимые в тот период,• дал основание утверждать, что два оперных айтыса -несоизмериш ни по органичности и естественности звучания, ни по убедительности и мастерству претворения состязательного начала, ни по степени и значимости "украаения" жанровых канонов. Несравнимость выделенных сцен предопределена не только разной природой дарования композиторов, противоположной направленностью творческих поисков, но и дрглйтургической функцией этих эпизодов, их различной соотнесенностью с идеей и концепцией всего произведения. Если в' "Бирхаие в Саре" айтыс акынов явля-
ется узловым моментом действия, воплощщим основную идею one рн, в "Бекете" он связан с выражением частной сценической ситуации. И хотя не все в композиторской реализации музыкального ряда безупречно, ценность факта первого воплощения айтыса бесспорна.
Эстетический анализ, осуществленной под углом зрения логики музыкально-исторического развития и выявивший в ютцгай из опер соотношение профессионально традиционного и посттради-ци.онного, взаимодействие двух жанровых норм - оперы и айтыса, проявление черт индивидуального самовыражения и через все это отражение специфики композиторского творчества в Казахстане 30-60-х годов, показал те особенности произведений, которые представляют ценность-цель и те признаки специфической худоде ■ огненной ценности, которые привнесли в них исторически значимое и несравнимое.
В мэтпзчетпэт кратко сформулированы основные выводы.
Ш теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1. Айтыс в опере Мукана Тулебаева "Биряан и Сара". - Алма-Ата, 1991. - 40с.
?.. О специфике художественной ценности в композиторском творчестве. // Материалы конференции молодых ученых, аспирантов, стажеров и соискателей Института философии и права Академии наук Казахской ССР. 9 апреля 1991г. - Алма-Ата: Гылым, 1991. - С. 34-37.
Проблемы исторического развития казахской музыкальной культуры.// Тезисы научно-практической конференции "Актуальные проблемы развития культуры на современном этапе" (г. Алма-
Ата, 22-24 января 1992г.).- Еып.1. - Алма-Ата, 1S92. ~ С. 9-11.
4. Поэтика казахского айтыса.// Сборник материалов и статей памяти R Е Дерновой. - Алма-Ата, 1932. - С. 195-208.
5. Айтыо в опере "Виркан и Сара".// Цукан Тулебаев. Сборник статей к 80-летию со дня рокдения. - Алма-Ата, 1992. - С. 7184. '
6. Обращаясь к страница1.! первоисточника... //Там же. - С. 85-95.
7. Музыкально-исторический процесс и профессиональное творчество композиторов Казахстана.// Казахская музыка: традиции и современность. - Алма-Ата, 1892. - С. 216-227.
8. Традиции айтыса и казахская опера: Брусиловский Е. Г. "Кыз Еибек". - Алматы, 1993. - 45с.
9. Творчество М. Тулебаэва и проблемная структура музыкальной эстетики. // Материалы 2-ой Республиканской научно-теоретической конференции "История и культура Кетысу", посвященной 300-лэтюо Каблисы-шрау, 116-летию акына Сары Тастан-беккызы, 80-летию Цукана Тулебаева (в печати).
Cwapoca Aiyu5.v,a
'v¡r-raj"::rr^nu npoipccrcp i tppsrsrctmi
esscs i'isssxiaintcpcsjssssi oispaac* zsa&i&nzBCis iSO-ca-OQ-csj sua-assHiFJj)
Evji 2syf,asTa 30-50-oj Tapsixic e3rece*»i!rrepi vycij-
icasia^-acTeTHiiar.u'n rypFtaaH K£paaTypb!.ra2U. I^aa", onepaufeman Ta-psciH, rHoceoaorHsuaat zsue aitci'.o.iori'.n.i!-".; epeKr-ejiiKrepi rzui-Fsr,-■ru DopTTe.iniren. Airn-jc zsne cnepa jraKp.iapLinjH oaapa Ysracru?H E. B>yc:«03cj®naiai "Iftja MiCer", "¿ftKtH-EbsnsH'*, A. SiiasGepfliti "eeicot", II TeseCaeBTun "Bip::s.n-Capa" e»tth onepajsapwiwit Y-'rlclH~ ac KopceT i are«.
Omarova Akliira
Tto cpsra crestlva rorfeo of Kasslderfceri ctz&aszTS in tft? contort cf cusical tsiA historical prccKa (lEEO-ltKJa).
The research work considers specifics of the period cf 1930-1960S in ths light of musical and assthetical essence. Kazakh opera is explored from tha historical, gncsiolojical and axiolosrical views. The interaction of such genres as aitys and opera illustrated in Brusilovski's operas "Kyz Zhibek" and "Airran-Sholpan", Zilber's "Beket", Tulebasv's "Birzhan and Sara".