автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи просвещения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи просвещения"
Ь 3 0 8 я й
ВСЕСОЮЗНЫЙ. НАШО-ИССЛЕДОВАТЕДЬСКИЙ. ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР
На правах, рукописй ЛУЦКЕР/(Лавал Валерьевич
ОПЕРНОВ. ТВОРЧЕСТВО МОЦАРТА В ЕГО ОТНОШЕНИЯ К ХУДОаШТВЕЗПГО-ЭСТЕГИЧЕСКШ! ПРИНЦЙПА." ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЕ
ЙскусоТЕОведение 17.00.02 - Музыкальное йскусо*вЬ
, АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на оойоканйе ученой степени кандидата искусотвоведения
Москва 1990
Работа выполнена на кафедре истории муэыци Государственного музыкально-педагогического института имени Гноенных.
Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор
Р.К.Ширинян
Официальные оппоненты; доктор иокуоствоведения
В.Н.Брянцева
кандидат искусствоведения Б.И.Чигареза
Ведущая организация - Ленинградский государственный Институт театра, музыки и кинематс.,рафий им. Н.К.Черкасова
Защита состоится " ffl ." оенгября jggo г. в 14 чао. на заседании специализированного Совета Д 092.10.02 со защите диссертаций на оойскание ученой степени доктора искусством- . дения при Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознание Министерства культуры СССР /Москва, Козицкий Dep., 5/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНЩ искусств оанайия. •„./..
Автореферат разослан " Z V " ¿biu^eZ^^ 1990 is
Ученый секретарь специализиррйанногб Совета V
кандидат искусствоведения .
>,. . . V • ■ ' Х-Д.Устабаева
Uiit.i..^' i
; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОТЫ
I Актуальность Исследования. Оперное творчество В.А.Моцарта давно привнайо одним из наивыоших достижений в истории игрового оперного искусства. Появление опер Моцарта приходится На такую стадию в его развитии, koiда заложенные в этом ио-кусстве худолиственные и структурные возможности достигли ста-пени полной зрелости, гармонической уравновешенности, богатого разиообраппя, гибкости и концентрированности. Изученгг> мо-Цартовскнх произведений позволяет глубже постигнуть законбмвр-Ности и особенности оперной ^орми, осознать сложные процессу. {тропсходязше в музыкальном театре, в тон числа п в настоящее время. Оперноо творчество Моцарта представляет собой также од--пtt из проявлений конкретного этапа в Псторп.. западпиевропейс-Кой. художественной'куЛьТуры, воплотившее в наиболее яркой и глубокой форма некоторые ого вашшйиие п характерные признаки. Поэтому рассмотрение моцартов"ких оперных произведений во всем многообразии ях связей с духе чой культурой конца ХУШ в. становится задачей ко менее ваяноШ, т.к. позволяет приблизиться к понимании внутренних ист .;ов, причин, во многом обусловивших воз. лкнонение этого непреходящего я своем йначении художественного явления. Такой аспект рассмотрения оперного творчества Моцарта господствует в диссертационной, раб о j и реализует на конкретном мат риале комплексный подход в -зученин явлений. художественной культуры, развитие которого в настоящее врзмя признается одним из наиболее актуальных для советского музыковедения направлений.
Цель работы. Главная цр"ь рао'отн заключается в внк.лечпи
яошфетиш: форм отношений оперного таорчестза Моцчстп к некого-'
* *
ркм характерным тенденциям в ху^'-уаст-ггно!! я. пшро, ^хояче?.
культуре эпоха Просвещения. В диссертации сформулированы ела- " дующие основные полохенвя;
- оперные произведения Моцарту, генетически прочно связанные с современной композитору оперной /прежде всего, итальянской/ традицией, выходят за пределы утвердившихся в ней норм главным с разом в сфере содержательно-смысловых решений;
- художественные и идейные особенности опер Моцарта зрелого периода находят свое обоснование в специфических чертах духовной культуры позднего Просвещения;
- свойственные художественному мышлению Цоцарта особенности не могут быть однозначно определены чероз стилевые категория, применяющиеся при рассмотрении искусства ХУП-Х1Х вв., и юслед^вательно отражают ту тенденцию в культуре эпохи Просвещения, в которой широта охрата разнообразных жизненных явлений диктовала сочетание шогш' художественно-эстетических принципов.
Общая направленность работы на рассмотрение проблемы взаимоотношений оперного творчгатва Моцарта и художественной культуры его времена скорее в ее принципиальной сути, ^¿жвли в пда-ноц объеме, продиктовала необходимые и достаточные ограничения в выбора аспектов и в подходе к материалу исследования. В центре внимания в диссертации моцартоаскио опе; 1, с.бэдашше иожду 1775 - 1787 годами в зрелый период его оперного творчества, а все основные проблемные и интерпретационные аспекты во-8накают из сопоставления художественных особенностей произведений Мг1,;арта о нормами и требованиями, сформировавшимися в русле традиции итальянской опори буффа, которая в 1700-е годы сохраняла лидирующее положение среди жанров западноевропейского оперного искусства. , ' .
Кеучная новизна И практическая ценность иоследозания. В диссертации предп; чнята погатва сформировать но?5*.!» : на
некоторые аопектй взаимоотношений творчества МоцЦгТвкульту^ ры эпохи Просвещения, выявить конкретнее формы его связи с процессами й иенденпиямй, нашедшими иыраженйэ в общэмяровоз-эренческой, атической, Еретической сферах, в творческих ->оэи-циях разлитых деятелей искусств во второй половине ХУШ яока. В работе по-новому рассмотрены о Обенности буффонной традиции й йтальянском оперном Искусстве того времени, что позволило также проследить некоторые принципиальные моменты, характеризующие индивидуальность tóonapfoiLjKoro оперного стиля, болев определённо выявить кап точки опоры композитора на сфоршровав-ш!еся В рамках этой традиции нормы и Художественные средства, так к выходы за их пределы. Новым является т&кяе анализ содер-АатольйЬ-смнсловой стороны зрелых опер Моцарта с течки зрения отражения в них При Лаков, отличающих этап позднего Просвещения, páccMoípe-йв особенностей самого зтого этапа в развитии культура конца Ш1 века, ente не получившего в литературе достаточно полного освещения» По-новому в работе тажке трактуются Проблемы, сЕязьг.кие со стилевой интерпретацией моцартовсКого onepn .ío творчества, а вместе с тем й Целой ветви fe развитии искусства второй половины ХУШ века, в которой отмечается тенденция к раэлояаяй" больших исторических стилей /йреад всего, классицизма/ к к меянтиленому синтезу.
Результаты исследования могут быть использован*! в уебких курсах история музыки, анализа музыкальных ^ропзведениЗ. в высших музыкальнит учебных заведениях и училищах, П курсах истории музыкального театра, ооперкой драматургии театрэлнш" пас-тг.тутов. Кроме того, диссертация может иметь значение .для те-
атрально-постановочной практики, содействовать исторической достоверности тракт? зки оперных произведений Моцарта.
Апробация работы. Результаты исследования неоднократно об-оуадалиоь на кафедре истории музыки ГМПИ им.Гнесшшх, на мен-вузовской конференции, посвященной творчеству Моцарта /1985, ГМР£ им.Гнесиных/ н всесоа^.чой конференции по русской театральной жизни гУЩ в./1987, Останкинский музей-усадьба/.
Метод исследования. Использованный в диссертации метод направлен не столько на рассмотрение общих теоретических и исторических проблем, сколько на решонце конкретных вопросов, актуальных презде всего б Области ысцартовзценая. Поэтому в иссло-довашш используются главным образом традиционные способы и подходи к анализу музыкального материала, разработанные .р советской 'и зарубежной музыкальней на, яа. Стрешшпяг? в глаксамоль-но возможной степени приблизиться к содоркательноЗ съ'оройэ уо-царговских произведений, ш.пользование для этого достаточно широкого историко-культурного контекста, а так::е привлечение категорий стиля в определенной степени доминируют в работа,' з склу чего принятый в диссертмиц метод ..ю:дю считать наиболее близким к сг'чевому анализу5*/. Однако монографический. характер исследования и избранный общий ракурс потребовали усиленного внимания не сколько к ас нэк там типологизащш выразительных средств и стилевой атрибуции, сколько к проблема;« обусловлен- -ностн старчества композитора представлениями его вреьзни и со-, дарительной интерпретации произведений. Пилимо оламоптов стилевого анализ?. в методе работы существенное значение имеет привлечение 11 качестве дополнительного материала явлений из других видов искусств /в.основном литкпатуры, драматургии, теат-
й/ См. Михайлов М.К. Стиль в музмке.- Л.: Музыка, 1981, с.140 -152.
- О
ра/, философской и эстетической мысли ХУШ века с целью рассмотрения творчества Моцарта в единстве с тенденциями художественной и Духовной культуру его времени. Данный момент отражает в методе стремление придать представлениям о моцартовском искусстве комплексный Исторический характер.
Композиция работа. Основной текст диссертаций содержат 16$ машинописных страниц и состоит иа Введения, двух глав и Заключения. Примочання к тексту даны в Постраничных сносках, нотнйе примеры вынесены в Приложение. Curieок литературы вклпчает 127 наименований, в тем число 43 г. онографий и статьи на иностранных языках.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении очерчивается основной материал диссертации, ставятся главные проблемы и обосновывается их ахстуальность, определятся задачи леследозашш й'-"'.онкрэтше пол'экения, выносящиеся на зайщту. Отдельный раздэл "веДейая посвящен анализу глоцарто'ведческой литературы с точки зрения разработанности проблем, затрагиваемых в диссертации. В разделе содержатся развер-' нутый айалйз ибертоёской концепция творчества Моцарта, но более поздних выделены работы Г.Бесселера, Э.Коморжкнского, А.Розеп-берга, А.-Эйнштейна, Г.Энгеля. В рамках моцартоведчбекоа проблематики рассматриваются г лет труды русских и советс: х. музыковедов - Б.В.Асафьева, В.Д.Конен, Т.'Н.Лчвэяопсй, Д.Н.Серсва, Е.С.Черней, Е.И.Чигареаой, Г.В.Чичерина, А.Д. Улыбышева.
Первая глава - "5>алософские и художестьенно-'эстотпческае основы духовной культуры ХУШ в и их преломление в традиция оперного искусства" - вк.точает три раздела, в которых содержатся характеристика оощеИ историк'.. -художественной ситуациг i
западаоевропейокок кульгуро эпохи Просвещения, анализируются осисвные черты итальянского буффонного оперного лскуеотва .1г рассматривается этап формирования зрелого стиля в творчестве Моцарта.
Материалом первого раздела служат философские концепции, получившие достаточно широкое распространение в ХУШ вСке и >ф-ко раскрывающие характ^ лрйоущего ©той впохо мировоззрения, а также некоторые особенности, типичные для худолаственной культуры этого периода. В мировоззрении эпохи подчеркиваются такие важнейшие качества, необходимые для его адекватного понимания, как дуалисТ]ПЧность, наличие стпхийно-диалекк'чес-ких элементов, иафос конкретности, индивидуализм и значительная дйнамичнооть в : 'развитии общественного сознания. В анализе особенностей художественное вилаши эпохи Просвещения« выделяются гопекты взаимоотношения идейно-смысловой и образно-конкретной сторон, излагается позиция по давно поставленной проблеме соотношения "рационалистического" а Нйррацй0налиотичеопо*ои начал в искусства второй половины ХУШ века, дается картина стилевых тенденций в художественной . ультуре атого времена. Б диссертаций отмечается присущее искусству эпохи сочетание философичности я принцип;.. кон!фе-тиааЩш, йапряжэаное взаимодействие вдойно-омысловой и обрээно-конкретной сторон, только в совокупности обеспечиваниях достижение высоких художественных результатов. Одновременно утверждается, чг"> истолкование некоторых явлений чскусс ва этого периода в качестве "ирпационалистй'^СКйх* по своей природе /умонастрое-.ля и худо: .ствейные обр зн, возникшие в русле г и испытайте анячнтвльное влияние рг^сойама, "штюрмерства" и т.п./ не.ймоет достаточных оснований. Подчеркивавгея, что содержащийся в этих явлениях критический элемент направо прежде всего против этического и эстетического рационализма в у|ком, утилитаристском
понимании и не ведет к выходу за пределы рационализма как обвито фундамента мышления этого времени.
В диссертации существенное место отводится рассмотрению вопроса о стилевых направлениях в эпоху Просвещения. Отмечается одновременное сосуществование нескольких стилгвнх форм как характерная ¿терта этой художественной эпохи. В развитии классицизма во второй половине ХУШ века проявлялись кризисные моменты, оппозицию классицизму создавали сентиментализм и реалистическая тенденция, которые в ю яе время ймелй с ним генетическое родство. Рококо и прецромантизм во второй половине века занимали подчиненное положение. В качестве заметной черты, в достаточно весомой степени определившей особенности художественного видения этой эпохи, отмечается тяготение к меяютйлевому синтезу, к слиянию на базе прочных жанровых традиций художественно-ЗСТ9ТЙЧРСТП1Х принципов, сформировавшихся в рамках различных стилевых направлений.
Второй раздел посйящен рассмотрению особенностей жанра итальянской оперы буффа, занимавшего центральное место а оперном творчество Моцарта. В диссертации анализируется образный о£ройбуффонной оперы, отмечаетоя в нем, наряду с унаследованными от прпдйдствупцах традиций элементам типизации /непесрод-
i ■ ,
ствеНйо связанными с масочными традициями народного театра/) значение чрезвычайно вайюй й крепнущей, вмейта с развитием Просвещения тенденции к "характерности". В.последней прослеживается черты бйобого образйого вида, в котором сочетаются мочите обобщения и иидивидуалйзации.
Характе^йстичест-конкрети^рущая тенденция в разных яанровых разновидностях оперы буф$а быта выражена в различной степени. Наиболее яркое воплощение эта тенденция получ;?;п г
опере "характера", в центре которой находился персонаж, о особой концентрированн ос тью сочетавший в себе идейно-программные, типические а индивидуальные качества, В работе показана аволю-ци оперы "характера" в Г750-80-6 -Г,, выразившаяся в ослаблении идеализирующих и усилении критических моментеДругой разновидностью оперы буффа явилась музыкальная комедия нравов, ак~ же занимавшая важное место. Ее образному строю более соответствовали персонажи, в которых степень концентряр.'ланности характерных черт была Тоньше, ■:>•) существенное значение приобретали взаимоотношения мезду героями.
В рассмотрении особенностей буффонной опэры уделено внимание анализу характера действия* Его вес особенно значителен в музыкальной, комедии интриги, еще одной разновидности жанра оперы буффа, получившей наиболее широкое распространение в 70-о ' годы ХУШ века, в перйод крязяоа просветительского ио^сства, опиравшегося на реаляотичес1.уг тенденции Значение интрига в других канровых разновидностях было ¡¿зное веегмш и связанным обратной зависимостью с проявлением характеристических черт.
Определенное место в диссертация -тведено освощонию типичных для оперы буффа ид ейяо-смысловых решений. Подчеркивается их связь с 1фУ1гом просветительских представлений, показпаэтея эволюция, повторявшая в свош£ основных чертах общие для духовной культуры, мировоззрения отапы развит»"- во второй половине Ш1 аока. 4 ля первого втапа /1750-в гг./ было характерно тишг ■ ное для зрелого Оро^ющенйя прославление здравомыслия и отест-.венно ги "трегьэсословных" интересов; для второго /1760-е гг./ - стремление уйти от гг '.земленнг^о меркантилизма а сферу гысоких душевных человеческих порывов, культивируемое сентиментализмом. В пери э, приход демся на 80-е гг ХУШ века поцче! -лвас. :ся неон-
роделанность и противоречивость идейных знований. О значении идейного элемента в итальянской комичеокоР опере сь.детельству-ет наличие особой жанровой разновидности - философской музыкальной комедии. Помимо этого идейный момент особенно отчетливо выражен в опере "характера" и нравоучительной музыкальной комедии, несколько слабее - в музыкально' комедии нравов.
В опально музыкально-драматургической специфики оперк буффа отмечается практи"ески полная е ■ направленность на задачи характеристики образов и ситуаций. Эти функции реализуется в двух основных типах номеров - сольных и ансамблевых. При рассмотрении особенностей сольных номеров в буффонной опоре указывается на сложную зависимость их масштабов и характера от ранга персона&а и яанровой разновидности оперы, от меотоиолоаения арии в партЯИ героев. По отношению к ансамблям дается оценка их роли в драматургии оперы буффа* выявляются отдельные особенности, связанные с местоположением ансамбля в акто, с его направленностью на аоддеряку характеристик отдс-г^нЫх персона-лей или общую обрисовку ситуации, с ролью ансамблей в разных жанровых разновидностях.
Третий раздел посвящен рассмотрению з*злого опорного сг. ля~ Моцарта на папе его становления. Осношг-ч материалом служат оперы, ооиданн^з комг!озпторо?л мезду 1775 и 17В2 годами - прежде всего "длимая садовница", "Идоменей, царь Критский" и "Похищение из сзрпля". Существенна моментом в раз'доло является изла~е-иив Представлений о природе моцартовского творческого процесса. Несомненное доминирование в творческом сознании-коглпоэвтс^а зу-дояественных побуждений над всеми остальными /'»апримяр, пдейнн-№1 или дидактическими, не является исключительной в ХУШ века ссо»
* г
бенностьп моцартовского дарования, а .лавонство в творческом про- -
двоое интуитивного начала не должно вести к однозначному выводу об отсутствии в содержании образов рациональных элементов и поэтому цринципиальной невозможности рационального постижения этого содержания.
В анализа произведений Моцарта, расположенных в хронологическом порядке, акцентируется момент эволюции, постепенного овла-;;он.;я композитором всеми возможностями оперной формы и выявления своеобразного и индивидуального оперного стиля. Длительность перехода Моцарта от первых проявлений самостоятельности мышления до полной зрелости в данном жанре связана о особам положением оперы, которая в моцартовское время представляла собой наиболее сложно организованное, насыщенное многообразными эмоциональными, идейными ресурсами и богатыми выразительными воэ-мояност'-мё художественное явление.
В "Мнимой садовнице" Моцарт уг-о Ьладеет широким арсеналом средств музыкальной вырайнтельНости, стремится насытить шла ткань произведения. Однако, Ори несомненном богатстве и даже цвбытсчносм музыкальной фантазии, в опере заметны драматургические иедостатки и мировоззренческая незрелость. Творческие завоеваний автора концентрируются- в деталях и фрагментах, о трудом окладивавщшсоя в единую картину. В рамках отдельных номеров Моцарт достигает богатства и разнообразия, умело ясйоЛЬЗуя метод с тенящего контраста, жанровые истоки тематизыа раздвинуты до незнакомых буффонной опере Пределов. Характеристическая направленность с преобладанием момента конкретизации и индивидуализации в воплощении Художественных образов продолжается и в *Идоменев". Однчко здесь характеры основных персонажей уже но • распадаются, а'объединяются вследствие отчетливого отремлэнйя композитора к Взаимообязанности отдельных номеров при помощи.
общности ин т он аци онн о-т ематиче ских сфер. Внимание Моцарта к индивидуализированным проявлениям персонажей несколько нарушает принятую стилистику оперы сериа и обнаруживает следы воздействия буффонной драматургии. Заменю обострилось драматургической чутье композитора, выразившееся в создании крупных сцен, точго рассчитанных в соотношении своих выразительных эффектов и в значительном внимании к композиционному плану оперы, что впервые в зго практике привело к конфликтному диалогу с автором либретто. 3 анализе "Похищения из сераля" отмечается полное владение Моцартом всеми выразительными средствами оперы коглйЧеского жанра. 1ри втом в степени владения музыкальными фориамп, в пэобретатель-юоти тематизма, ч мастерство интонационно выразительного голо-1озодеШш а ансамблях, и использовали широких йсзмояшоотэй оркестра подчёркивается зйа^йтйльноэ ошре.'зешш Моцарт см Доотино-:йЙ его итальянских сЬврсмешшпоз. Особое значений дачной опоры | твор'Штае композитора, опрйдоЛлюцаэ Наступление полной тяор-есаой зрелости, связано с отчетливой йшвдтшоб'шо идейно-смы-лопого момента, органично входного й художественное цолоё роиайоденк!. Тема борьбы цивилазоваянойти Ь варварства, прос-е":е:;;!оо'гп и тупой ксойости последовательно пройёдэна в "Похй-эШШ из сврёля" и, хоПп й йе вскрывает всех заключенных а йтог ротязостояшш драматических аспектов, имеет явные точки сопри-оснойенйй со сзЬ'}стпеШ1©;1 эпохе мировоззрением. .
'Гйайа йтбрая - "Зрелые оперы Моцарта и проблемы и* истори-э-худоаёСйзвньой интерпретации" - посвяадйа изучений опёр "Сйа~ 1ба Знгаро" и "Дон-Еуа!!" # рассмотрению йх -в контексте совре- ' энной Мздарту дух эвной культуру й сбдёржйт три раздела.
В первом разделе'предпринимаетанализ оперы "Свадьба Фя-фо". Радикальный шаг, осуществленный Модярадам в з-^й опере
на фоне традиции буффонного яанра й собственных достижений композитора отавит вопрос о внутренних причинах бе появлений. Онй была связаны о неудовлетворенностью Моцарта литературным и муеи-кальным уровнем известных ему опер конца Г770-Х годов, его планомерным знакомством о широким слоем произведений итальянокой либреттистики и последними достижшыями наиболее Выдающихся -итальянских композиторов /Дж.Паизиелло, Дж.Сарта, Л.Сальери/.
При рассмотрении литературной основы опоры "Свадьба Фигаро" отмечаются многие трудности, препятствовавшие превращению йьесы Бомарше в либретто. В качестве наиболее серьезной - совмещение в ней таких разновидностей комического яанра, как комедия "характера", интриги и нравов, предъявляющих противоречивые требования к музыкальной драматургии Ослаблении элементов комедии "характера" в либретто соответствовало антшщеолизиру-ющим тенденциям в развитии буффонной гперы в 1780-а Годи. Преобладание элементов комедии нравов над интригой проявляется в глубокой мотивированности всех сшвтных поворотов волевыми стремлениям и индивидуальными особеннооТяг»ш действующих лиц. В анализе музыкально-драматургических особенностей "Свадьбы Сй-гаро" прослеживается эамвтноз изменение в соотношении функций сольных и аноамбльвых номеров. Ансамбли В опоре берут на -¡ебя ран з свойственную только ариям функцию первоначальной характеристики образов, лринямавдйх активное участие в действии /Фигаро, Сюзанна, Граф*, Марцелина, Базилио/ и полной характеристики эпизодических персонажей. /Дон Курцйо, Лнтонио/. Таким образом, Моцарту удается сохранить высокий темп действия оперы и оиновремеьич; не упустить из виду необходимость создания галереи портретных характеристик, вытекающую из требований музыкальной комедии нравов. В ансамблях господствует метод контрастно-отте-
ндаищх характеристик, имевший, широкое распространение в ариях, предшествовавших моцартовоких опер и типичный для буффонной оперы подобной жанровой, разновидности,
В функциях сольны" номеров в "Свадьбе Фигаро" прослекива-етоя отчетливая дифференцированность. Арии, ориентированные на утверждение исходной характеристики, имеют меото главным образом в партиях тех пероонажой, чье прямы участие в действии не очень активно /Бартоло, Кврубшю, Барбарина/. Напротив, в партиях персонажей, активно влияющих на развитие интри. и, солышо номера выполняют задачу суммирования.и располокены перед финалом последнего акта Д!арцелина, Базилик/. Для обозначения функции ■ольных номеров у главных героев оперы в диссертации вводится термин "серэдинной" арии. В ней концентрировались не допслнжтло и кошфетазирующно, а принципиальные для характеристики сбразол моменты» В рассмотрении наиболее значительных номеров такого рода - арий Графа и Графини из Ш акта и каватины Фигаро - отмечаются значительные! интонационно-тематические и структурные особенности, продиктованные отказом от контрасти> йттэшжцего метода построения характеристик и* следовательно, ■ Нацеленности на воплощении ишгообразня индивидуальных сторон образа. Новым дня опер Моцарта в этих ариях явилась направленность формообразования на выявление конфликтной драматупгид, г^ГЦеНтрадия выразительных средств на показе внутреннего противоречия Й обр-зше ооноййих персонажей.
ОообсшюотИ структурных й тематически^ процессов в централы^ аплях главных герозв опопн оценивается как .три знак, указавший На йаялйчешшэ и отпх обрз"я;: гринципиа-.^но новыо смысловые моменты. Воплощенная в них внутренняя конфликтное ь особенно 'рельефно выделяем указанных героев на фоне родственных им
Iигур итальянской буффонной оперы. В основе этой конфликтности лежит ситуация выбора, который для традиционных персонажей итальянской комической оперы практически полностью определялся типической стороной характеристики. Особенность же образов "Свадьбы Фигаро" состоит в том, что в ситуации выбора они поступают юпрекн предписанным им традициям жанра нормативным требованиям. В результате степень индйвйдуализацйи этих образов значительно возрастает, а принятое в буффонной опере.соотношение типической и конкретизирующей оторог в характерах Орий-цнпиально видоизменяется, что дает основание очитать оперу, три вг ^х многочисленных генетичеокйх связях с буффонной Традицией, сойершенно оообым явлением в операом искусстве ХУШ века.
Второй раздел посйящей рассмотрению муЭЫкально-драматурги-нэских и образно-смысловых особенностей огиры *Дон-ЕуаНи. Отмечается, что при всей оригинальности этой моцартовской оперы, сюжет о Дон-Жуане й конце 1770-х - 1760-е годы пользовался й музыкальном театре особенной популярностью.
Дня выявления тех мсйлентой, которые в сюжето о ¿Ьн-Нуане могли быть соэвучншй культуре второй половины ХУШ века предпринимается сравнение его трактовки в пьесах Тирсо до долины, Мольера и ^'.бротто Да Понте. В произведении Тпрсо значительный вес имела сложно сплетённая и прихотливо развивающаяся интрига, в герое ощущаются Некоторые надчеловеческие, надяичноотНке черты. У кольера, напротив, прослеживается стремление обрисовать нравственный, тий» кинкретййэ качества его прояг.'гения, йри этил вес интриги существенно уменьшен, в "Дон-Жуане" Моцарта и Да Понте Характерные черты етих драматических решений слиты в единое целое. Анализ соотношения различных сюжетных мотивов в либретто и в драматических произведениях Мольера.и Тирсо де Мо-
— -
дины позволяет оделать вывод о преобладание те* моментов, которые восходят ч пьесе испанского драматурга. Это могло би дать основание интерпретировать оперу Моцарта в русле норм, принятых длI. жанровой разновидности оперы интриги, однако процесс взаимодействия ообытийной стороны сюжета и возможностей характеристики образов сказывается в о..аре сложным и неоднозначны;
Музккально-драматургическая трактовка сюжета Уоц?ртш отмочена оригинальными решениями. Оценив?;! общий композиционный. План оперы, невозможно не заметить стремление композитора избегать стандартных приемов. Количество сольных номеров в партии главного герой, их отличительные особенности и расположение i опере не соответствуют принципам, лежащим в основе опоры "характера". в русла которой принято интерпретировать моцартовскоа бочинопи». В "Дон-ЖуаНе" о*оутотвует характернотичзсйая функция ансамблей, открытая Мо.дртом в "Свадьбэ Фигаро". Ансамблям "Дон Еуана" присуща значительная событйЙная диналшка й напряженные взаимоотношения персонажей, что не оставляэг toeofa кэнкретп-зируще-характеристичьскому влеменг'. Вследствие этих особенностей образ главного герой оказывается поданным совершенно оригинальным способом - ve Через изображение чертг характера а монологах гр^оя "от первого лйца', традиционно принятое в опертой практика ХУШ веко а через взаимодействие с .другими персоналами.
В этой связи значите ьйо йзМёнейы музыкально-дртматургичес-кйе принципы воплощения схЗразов-антагонЙстои Дон-Нуанй. Главным содержанием этих образов было не следование своим индивидуальным Интересам, а желание- противостоять действиям главного героя. Поэтому поводом для появления лх сальных номеров служит
- XD -
ue потребность в выражении *воеГо образа мыоли или отношения к реальности, а реакция на поступки Дон-Куана. Это находит отражение и композиционных и тематических особенностях их арий, которым присущи подчеркну;ая краткость, композиционная рэдук-дня, интонационная концентрированность. Существенным представляется также максимальное вклвЧение таких арий в драматической действие п преломление в них чрезвычайно возросшего в "Дон-2у-ане" в своем значении -принципа контраста.
Музыкально-драматургический особенности оперы "Дон-Жуан" нацелены на выяпение событпййой стороны onseta, йс^ывают заключенную в ней энергию. Однако, в отличие от событийности, присущей- жанровой разновидности музыкальней комедии интриги, . в ойере Моцарта она во; айкает на из направленных в разные стороны противоречивых индивидуальны£ интересов персонажей, г iiS глобального противостояния жизненного принципа, воплощенного в Ш1ЧН0СТИ'главного героя, окружающей era естественному году ■ йпзни. В результате эта событийность приводит к создании образа особого масштаба. Типичное дл/? искусства впохи Просвещения взаимоуравновешавающеа соотношение обобщеш'о-смысловой- и кон-кретно-рэалистичеойой сторон образа разрушается, что приводит к возникновению особого образного типа; Этот тип рассматривается в диооертации как. художественное явление с последовательно вцраженйыми элементами символической природы.
. .ля выявления смысловой основы воплощенного в оперэ Моцарта символа предпринимается анализ сцен, выделение Которых обусловлено историей создания данного произведения /презвде всего, финал I акта, написанный композитором в последнюю очередь/. В качество основного"ключевого момента указывается эпизод с масками, где отмечаете чрезвычайно редкий в рамках моцартозс»
- г? -
кого опорного творчества случай концентрации выразительных средств с целью акцентировать не особенности отдельного обрл-за или характера взаимодейств., л между персс^аками, а отвлечен-• ную категорию В качестве последний выотунь.-т категория "с^иЗо-дц", проела!', .ение которой является кульминацией всей сцены. Но— отему, отмечая ва;жость традиционно выделяемых в анализе "Дон-Пуана" проблем противоречия кизни я смерти, всевластия лю6еи, преобладание стихийных сил живни над нравственно-этическим порядком, необходимо учитывать в качестве центральной проблему чолоаоческой свободы, Чра этом речь идет но о простом политическом лозунге, а о гораздо более широком жизненном этическом принципа.
В третьей разделе давня историко-худилественная интерпретация зреллх опер Цоцарта. Отме1,;жтся оуо{оствошшо моменты аахйщ за предали тех норм художественного видения, которно были наиболее харадторн*! для магистрального «».травления развития культуры эпохи Просвещения, нарушение принятия во второй половина 1.7111 века соотношений типического и характерного, всеобщего ч индивидуального, единства и многообразия. При этом реч.. идет не о принципиальном разрыве с культурой эпохи, появлении феноменов, которые были бы ей абсолютно чуждыми, а о развитии и трансформации органично присущих этой, культуре признаков - тяготения к конкретному, индивидуальному, внутреннего дуализма и элементов стихийной- диалектики в мышлении. Однако степень этой трансформации значительна ц свидетельствует о качественных ецнйгах. В "Свадьбе Фигаро" отмечается »евозможность твердого объяснеь..я реальности, очерчивания ясных я «•¿позначных причинно-следственных свяйой. В "Дон-Яуане" актуальный для эпохи' принцип индивидуальной свободы вняв.'Счэт заключении:} в нем
ча1фШ'(И]ч4мые противоречь* л
Изменение художественно-эстетических ориентиров, от 1ае-мов в операх Моцарта, находит соответствие й особенностях этапа позднего Просвещения. Даются хронологические ргмки этого Не-, риода, его различные национально-художественные проявления Основным элементом» приведшим' к качественным изменениям мировоа- . зрения зпохг в поздний период, было етихийно-диалектическоэ Начало, усиление которого выразилось в смене утвердительного па-фма в суждениях И оцейках в оросительной интонацией* В художественной сфере прослеживается изменение творческих позиций у выдающихся Ардставителей искуоствя этого времени, активизация принципа непредвзятого, свободного от изначальной заданности наблюдения. В характерных для позднего Просвещения проияведени-, ях отмечается недоверие к отвлеченным идеям й моральны!,1 установкам, противопоставление им многообразия причин непосредственных человеческих действий, мысль об относительности человеческих взглядов и суждений, развенчивается коренная просветительская идея о единстве этических и эстетических принципов в искусстве. В ракурсе оценки Г.Ф.Гегелем идейного строя повести Д.Дидро •'Племянник Рамо" делается вывод об особом положении этого этапа в культуре Йросвещеняя, когда последовательный антидогмат,.ём доводится до последней черты, отмеЧэдей к* тйкш степень сомнения в доходных, идеалах.г, ЗсвотитеЛьстэа. Напряженный конфликт меаду-типическим, нормативным началом, йплетенным из социальных, кразственно-этаг-эских и .стетическчх представлений эпохи, и на, чало?л ьндивйдуальным, возникшем из характерного для просветител] ского мышления и ярко проявившегося На позднем этапе непредвзятого наблюдения, включает моцарт^вскую "Свадьбу Фигаро" в русло общохуиойественного процесса конца ХУШ века.
- ГЭ -
Другая оторона ц развитие мировоззрения на позднем этапе Просвещение связывается на с '-.омненивм, а о углублением в понимании выдвинутых эпохой проблем, особенно отчетливо выраженным в философии й.Канта. Сходнь представления, но в живой форме идеалов, ценноотей, иизнещщх принципов находят развитие в Н( ¡ото-рцх явлениях искусства этого периода, ^следствие •щкоро рода углубления Наиболее распространенная в иокусстве зрелого этапа Просвещения образная конструкщ 1 олицетворения оттесняется на второй план. Бе заменяют образы реалистической направленности и гораздо менее распространенные, но чрезвы .айно важные проявления символической, художественной природы. Отмеченная тенденция проолениваетоя на примере ломана А.Стерна "Триотра^ Шенда" и "фр-'ста" К.В.Гете. Подчеркивается, что в обоих слуяях идейная сторона образов трактуется не Как Фвердый тезис, но как проблемное начало, раскрывающее свой потенциал в процессе приблиае-ния к своему постижению. Символическая 1фирода явлготся тем моментом, который вводит моцартовского "Дон-Куана" в глубокие процессы развития мировоззрения просветительской эпохи, а степень концентрации заключенных в нем проблем, в которых эта эцоха поднялась до осознания вопросов общече овеческого и напвременного значения, ставит опару в один ряд с наивысшими проявлениями духовности в искусстве - трагедиями Софокла и Шекспира, полотнами художников Ренессанса» "Фаустом" Гете.
В рассмотрении художественных процессов в позднем Просвещении подчеркивается усиление тенденции к дифференциации стилистических форм, к концентрации в разных стилевых направлениях их специфических художественных признаков. При этом отмечается господство новых стилевых форм - прежде всего реалистического'и •сентименталистского'направлений. В русле этого процесса интерпре-
- ¡¿и -
хирушся особенности моцартовской "Свадьбы Фигаро". Однако общее стремление к целоотному восприятию мира остается одним из основополагающих постулатов в культуре той эпохи, хотя и требует для своего осуществления в поздний период особого духовного напряжения. Такого рода стремление - основа для продолжения тенденция к межстилевому синтезу, который оказывается доступным пшь исключительным по мощи творческим индивидуальностям. В русле стремления к синтезу - "Дон-Жуан" Моцарта.
В Заключении подводятся итоги исследований и суммируются основные выводы.
Оперное творчество Моцарта имеет прочную связь с духовной культурой второй половины Ш века. ЭТа связь проявляется в принципиальных моментах родства Моцартопского художественного видения с ширгчим кругом представлений, свойственных ртой эпохе.
Развитие моцартовского опорного творчества опиралось на достижения сбвременной ему Традиции итал; некой бубонной опары и имеет с ней многие точки соприкосновения не юлько в период формирования, Но и в зрелые годы. Структурно-композиционные И образные изменения, внесенные Композитором в зрелые опоры направлены Но на преодоление Норм й принципов, характерных для итальянского оперйого искусства, а на их расширение целью воплощения более широкого круга содержания.
Образные предетавления, за! 1ЮчсннЫе в концепциях зрелых мо-ц ртовских опер, находятся в русле идей и стремлений, заявивших о себе в период позднего Просвещения.
В оперном искусстве Моцарта наша отражение важнейшая сторона в развитии художественной культуры второй половины ХУ111 века, ориентированная на широту'охвата разнообразных хгзненннх
- 2Г -
явлений, и последовательно выраженная в реалистическом направлении, а также в многочисленных явлениях, демонстрирующих процессы межотилового синтеза. При етом композитором были созданч произведения "воплотившие характерные для развития этой эпохи тенденции в максимально полной и тигШческой форме.
Связь образного отроя и принципов художественна решений ыоцартовокнх опер с культурой его времени является одним из существенных моментов, без учета которого невозмояНо йдейватнов понимание произведений композитора.
По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1„.
L К воцросу об эволшцш onepj буффа в ХУШ векй // Иэ истории западноевропейской о пера : бб. тр./ ШЛИ им.Гнесиншс, -M., 1988. - Вып. IDÎ.,- С. 7S-9u. - t й.л.
2. Заг, дки .и легенды "Волшебной флейты" // Муз. жизнь, 199?. - й 9 . • С. Ib-I7. - I П.л. '
Годплоано к печати 29Î06;90 . j ; )бъем 1,0 печ!;л* Тираж 100 экзУ Заказ 763.
JmorpaJîiK ВСХИ30-.143900 ,г ¿Бэгагстаха 8 Московской, области