автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Органные хоральные обработки И. С. Баха
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Рязанова, Нина Петровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТИпы органных хоральных обработок И.С.Баха
ГЛАВА П. Органная книжка. Семнадцать хоралов
ГЛАВА Ш. Ш часть "Клавирных упражнений". Вариации на рождественскую песнь
ГЛАВА 1У. К проблеме целостного поэтико-музыкального анализа органных хоральных обработок Баха.
Введение диссертации1979 год, автореферат по искусствоведению, Рязанова, Нина Петровна
В творчестве И.С.Баха несомненную значительную роль играет протестантский хорал, создававшийся в середине ХУ1 века М.Лютером и его сподвижниками и на долгие десятилетия обусловивший характер и формы музыкального искусства Германии. О большом значении хорала для Баха говорит, в частности, даже сам факт количественного преобладания в его творчестве произведений, так или иначе связанных с хоралом. Речь идет о вокальной и органной музыке , что составляет примерно две трети всех произведений Баха?)
Обратившись к его многочисленному вокальному наследию, мы увидим, что из 239 кантат хх^ лишь 55, то есть одна четвертая часть не включает хорал ххх). Из восьми вокальных мотетов, еозданых
Нередко подчеркивается, что жизнеспособность протестантского хорала во многом определяется тем, что он ассимилировал то лучшее, чем располагала немецкая народно-песенная культура. Отметим и обратное: хоральные мелодии в видоизмененном виде возвращались в народ и служили основой музицирования. Любопытно, что И.Вальтер в своем музыкальном словаре 1732 г. к разряду бытовой музыки относит "пение хоралов ремесленниками во время работы". Далее он пишет, что "благодаря приобретенным с течением времени навыкам певцы сами подбирают к основной мелодии басовую партию и средние голоса" (10, 279). хх) Имеются в виду и варианты. ххх) Хорал отсутствует преимущественно в светских кантатах или в тех церковных кантатах, которые рились переработками светских.
Естественно также, что и в произведениях на латинский текст мессах и других вокальных композициях, Бах почти не обращается к протестантскому хоралу: из тринадцати подобных произведений хорал композитором, половина основывается на хоральных мелодиях. Большое число хоралов Бах включил также в свои пассионы. И, наконец, 185 четырехголосных хоралов содержит собрание, изданное К.Ф.Э. Бахом Использование хорала в кантатах достаточно разнообразно. Можно говорить о трех видах преломления хорала в крупной форме, что одновременно соответствует трем основным линиям взаимоотношения хорального напева и структуры части, где он использован.
Прежде всего - это включение хорала в четырехголосной гармонизации, в котором сохранена его строфичность и который предназначен для исполнения хором. Б тех кантатах, где четырехголосно изложенный хорал включен лишь однократно, он венчает кантату, являясь ее смысловым обобщением хх\ Ряд кантат и начинаются и заканчиваются подобным хоралом, который таким образом выполняет функцию обрамления. А некоторые кантаты и "Рождественская оратория" содержат по нескольку хоральных вставок. Все это - включение хоралов в их "натуральном" виде ххх} В пассионах Баха мы видим то встречается один раз в Магнификате ("Meine Seele erhebt den Herren ") и один раз в мессе фа-мажор, где хоральная мелодия "Christe du Lamm Gottes " проходит в оркестре.
Собрание содержит всего 370 хорал (и один вариант), но 185 из них взяты из других сочинений Баха, преимущественно из кантат,поэт ому мы их не учитываем. хх^ Исключение составляет кантата "Freue dich, erlöste Schar" (bwv, ЮО), в которой единственный хорал завершает ее первую часть, а вся кантата заключена хором. ххх^ Это отнюдь не означает, что Бах пользуется гармонизацией (цифровкой), рекомендовавшейся некоторыми хоральными сборниками его времени. Каждый раз он предлагает свою оригинальную гармонизацию. хе самое, где "хоральная мелодия являлась как бы музыкальной цитатой, подтверждающей содержание пассионов" (21, 73) х\
Второй вид включения хорала в кантату или пассионы - это сольный или ансамблевый номер с хоральной мелодией в качестве кантус-фирмуса.хх) й первый, и второй вид функционирования хорала в крупной форме предполагает явное и полное проведение хорала с его традиционным текстом. Третьим видом использования хорала в кантате можно считать те случаи, когда в измененном и неполном объеме интонации хорального напева служат тематической основой какой-либо части кантаты. Очень часто таким образом строятся начальные хоры кантат ххх). Во всех подобных случаях хорал служит строительным материалом, обуславливает тематизм. I итоге, хоральная кантата иногда почти вся целиком основывается на хоральных интонациях, то выявленных явно - "цитатно", то подспудно, являясь стержнем иных тем. х' Неоднократное включение хоральных хоровых фраз в речитатив тенора №26 (по Шмидеру №25) nO Schmerz .и в Matthaus-passion также относится к этому роду использования хорала.
Пример: хор И из "Matthäus-passion в котором у сопрано ripieno проходит кантус-фирмус на фоне двойного хора. ххх^ В качестве примера можно сослаться на первый хор из кантаты
Wir Gott nicht mit uns diese Zeit " (BWV И4), тема которого 3 строится на ритмически измененном, в размере g , фрагменте хорального напева, использованном как в прямом движении, так и в про-тиводвижении. Другой пример - хоровая фуга из кантаты "Es ist dir gesagt, Mensch, was gut ist " (b»V$45), тема которой представляет собой видоизменение начальной фразы хорала, с заменой нисходящей терции на восходящую.
Как указывает М.С.Друскин,расстановка хоралов в пассионах выполняет архитектоническую функцию: повторы одного напева "являются дополнительным средством для скрепления композиции путем важных по смыслу перекрестных арок" (21, 82). Архитектоническая функция хорала проявляется то как функция окаймления, то как разделительная или подытоживающая. В кантатах, которые гораздо меньше по масштабам пассионов и нередко состоят всего из нескольких номеров, хорал также подытоживает, скрепляет, а чаще всего обрамляет всю композицию. Причем, первое его появление часто неполное, а ритмически измененном виде, нередко фугированное и с иным текстом, а заключительное дается в четырехголосной гармонизации полностью, со своим текстом.
Но помимо того, что хорал, включенный в крупную вокальную форму, не был простой вставкой, а органично влиял на архитектонику целого и обуславливал часто интонационный строй музыки (особенно в кантатах), он еще имел и большое семантическое значение: общеизвестность хоральных напевов и текстов в баховское время позволила становиться им своего рода символами, проясняющими смысл и содержание более крупного произведения.
Наряду с вокальной, другой сферой использования хорала в бахов-ском творчестве была его органная музыка, значительную часть которой составляют хоральные обработки. Сопоставление органных хоральных обработок и хоралов в вокальном творчестве Баха выявляет следующее: в органных обработках, являющихся самостоятельными произведениями, конечно, отсутствует внешняя архитектоническая функция хорала по отношению к более крупному целому, как это имеет место в кантатах, пассионах и других вокальных формах. Зато во взаимоотношении хорального напева и внутренней структуры обработки, в органных хоральных обработках, как и в вокальных, намечаются те же самые три линии. (I.Проведение хорального напева полностью без перерыва между фразами, результатом чего является совпадение структуры обработки с структурой напева; 2. проведение напева полностью с перерывами между фразами, в результате чего рождается структура обработки, отличная от структуры напева; 3. использование фрагмента хорального напева в качестве тематической основы обработки). Но если в вокальной области конкретное воплощение этих трех линий (или направлений) выражается в немногих типах обработок, то в органной музыке мы сталкиваемся с большим разнообразием типов хоральных обработок внутри этих основных направлений.
Общее число дошедших до нас баховских хоральных обработок 173, а с вариантами 239. В тематическом систематическом указателе всех произведений Баха, составленном В.Шмидером (74), органные хоральные обработки занимают ДО 599-771 и Anh.fêfê 47-79 (варианты значатся в указателе с тем же номером, что и основные обработки, но с прибавлением буквенного индекса).
Из изданий хоральных обработок Баха следует выделить, как наиболее полное, девятитомное издание органных сочинений Баха Петер-сом, У-й, У1-й, УП-й и IX-й тома которого содержат органные хоральные обработки (около 174). В издании баховского общества вышли 143 хоральные обработки, включенные в тома УП, УШ и IX. Максимально полным обещает быть новое издание баховского общества, которое выходит с 1954 (KeueBach-Ausgabe , сокращенно ÏTBA), но пока оно не доведено до конца - издано лишь 87 хоральных обработок.
Три органные обработки (749, 750, 756) не вошли'ни в одно из этих изданий, а опубликованы в сборнике Commeг. Música Sacra,т.I. Кое в чем старое издание Баховского общества дополняет издание Петерса. Некоторые обработки не изданы, сохранились лишь в фрагментарном виде и достоверность чаати из них не установлена. Это прежде всего относится к обработкам, значащимся в приложении к указателю Шмидера (Anh.РР 47-79).
Литература о Бахе и его творчестве огромна - имеются в виду прежде всего работы зарубежных исследователей. Большое количество исследований затрагивает, в той или иной степени, и область у} его органных сочинений J . Выделим наиболее важные из них, имеющие значение для темы нашего исследования.
Среди монографий, посвященных Баху, особую роль, не утраченную до сих пор, играет первая, научно-обоснованная документами, фундаментальная биография Баха в двух томах, включающая описания его произведений, созданная Филиппом Шпиттой: I том - 1873 г., П иом - 1880 г. (77). Развитие отдельных положений и выводов Шпитты о типах органных хоральных обработок Баха или полемика с ним содержится во многих последующих исследованиях баховедов (например, в работах Швейцера, Келлера, Таслера, Людке и др.).
Большое значение имела работа бреславльского дирижера И.Т.Мо-зевиуса "I.S.Bach in seinen Kirchenkantaten und Choralgesingen и 1845 г. (65), в которой он впервые обращает внимание на изобразительность в музыке Баха, на трактовку им хорального текста. Несмотря на то, что это исследование не затрагивает область органных хоральных обработок Баха, тем не менее оно сыграло большую роль для их понимания как произведений, хотя и инструментальных, но теснейшим образом связанных с подразумеваемым хоральным текстом.
Первым осознал плодотворность этого аспекта рассмотрения музыки Баха А.Швейцер, чья увлекательно написанная книга, вышедшая в
X) те у К сожалению, советскому исследователю доступна лишь малая часть этой литературы.
1905 г. на французском языке и в расширенном виде по-немецки в 1908 г., в документальной своей части опиравшаяся на исследование Шпитты, покоряет стремлением проникнуть в эстетическую сущность музыки Баха. Страницы книги, посвященные органным хоралам, наиболее ценны - ведь именно изучение хоральных обработок в соотнесении их с кантатами позволило Швейцеру сформулировать свой вывод о "существовании у Баха развитого музыкального языка" (34, 357). О бесспорных достоинствах и некоторых недостатках этой книги указывается в послесловии к ее русскому переводу под редакцией М.С.Друс-кина.
Добавим следующее. Исследование Швейцера основывается на семантическом подходе к изучению музыки Баха. Выделяя ряд приемов в построении мотивов, повторяющихся в различных произведениях Баха в соответствующих местах, обусловленных текстом, Швейцер считал эти приемы индивидуально баховскими. Но это категорическое утверждение может быть опровергнуто многочисленными примерами из музыки предшественников Баха ( например, Палестрины, Шютца).
Специфика музыкального языка Баха обнаруживается не в самом факте использования различных приемов музыкальной символики - они встречаются задолго до Баха именно в связи со стремлением передать текст, - а в том, что у Баха в отличие от предшественников эти приемы связаны с архитектоникой и всей фактурой произведения, на что в заключительной части диссертации обращается особое внимание.
Среди работ, посвященных специальному рассмотрению органных сочинений Баха, выделим книгу Г.Келлера "Die Orgelwerke Bachs н 1948 г. (96) как единственную, охватывающую органное творчество Баха в целом в отличие от достаточно многочисленных других работ, затрагивавших отдельные произведения или их группы. В подзаголовке своей книги об органных сочинениях Баха Келлер расшифровывает ее содержание: "их исторические формы, толкование и исполнение". Работа Келлера ценна прежде всего своим фактическим материалом. Но стремление охватить все органные сочинения Баха вынуждает автора к беглости при их рассмотрении. Книга состоит из двух неравных разделов: первый содержит краткий экскурс в историю культуры барокко, органного строительства и искусства (описание диспозиций органов того времени, в том числе баховских), хронологию баховских органных сочинений и указания к их исполнению (о регистровке, темпе, артикуляции).
Второй ее раздел посвящен кратким аннотациям ко всем органным сочинениям Баха. Ощущается явная исполнятельская направленность этой полезной в справочном отношении книги - ведь ее автору принадлежит также работа "Die Kunst des Orgelspiels " 1941 г.; хорошо известно участие Келлера в петерсовских изданиях сочинений Баха.
Книга К.Маттеи "vom Orgelspiel " 1936 г. посвящена разработке эстетики органной игры. Она освещает вопросы фразировки, артикуляции, регистровки, исполнения орнаментики и т.д. и адресована прежде всего органисту - практику.
Среди фундаментальных работ, посвященных истории органной игры и органной музыки выделим две, имеющие значение для нашей темы: А.Г.Риттера и Г.Фротшера (каждая в двух томах). Книга Риттера "Zur Geschichte des Orgelspiels vornehmlich des deutschen, im 14. bis zun Anfange des 18 Jahrhunderts*" 1884 r. (108) охватывает весь период истории органной игры, преимущественно немецкой, предшествующий творчеству Баха. Ее второй том содержит множество нотных образцов музыки данного периода. Книга Фротшера "Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkoaiposition " 1934 Г. (94) очень широка по охвату материала. В поле зрения автора все страны, где культивировалась органная музыка от ее зарождения до современности.
Естественно, что в работе есть специальный раздел, посвященный Баху.
Существует значительное количество работ о хорале вообще. Большая часть их имеет теологический характер. Обращают на себя внимание два локальных теоретических исследования. Это статья М.Блиндова "Die Choralbegleitung des 18 Jahrhunderts in der evangelischen Kirche Deutschlands " 1957 г. (42), ПОД конец которой он затрагивает интересующий нас вопрос хорального сопровождения и хорального прелюдирования, справедливо указывая на смешение этих понятий, отсутствие четкой грани между ними в имеющейся исследовательской литературе.
Вторая работа - диссертация И.Шуберта " Das Wechselverhaitnis von Choral und Orgelchoral im sechzehnten und siebzehnten Jahrhundert я 1930 г. (75). В диссертации освещается важный начальный период становления органного хорала - тот тип, на котором связь и в то же время различие его с вокальным хоралом могут быть отчетливо прослежены. Это серьезное теоретическое исследование, базирующееся на изучении наиболее ранних источников. Основное внимание Шуберт концентрирует на тех звуковыеотных и метроритмических изменениях, которые претерпевала хоральная мелодия в процессе ее бытования. Исходя из того факта, что музыкальный ритм хорала имеет речевую основу, Шуберт развивает также положение Г.Мозера о хоральной ритмике, сформулированное последним в работе "s.Bachs Stellung zur Choralrhytmik der Lutherzeit н (Юб), где подчеркивается полиметричное строение хоралов.
К объяснению тех изменений, которые вносились композиторами в хоральные мелодии при их органной переработке, Шуберт подходит к прежде всего с точки зрения специфики органного звучания. Работа Шуберта способствует пониманию тех путей, которые привели к баховскому искусству хоральной обработки.
Обратимся теперь к исследованиям, специально посвященным органным хоральным обработкам Баха. Статья Г.Людке " S.Bachs Choralvorspiele n 1918 г. (104) первая работа в этой области, в которой хоральные обработки рассматривается в исторической связи с развитием данного жанра. Людке стремится выявить соотношение между формообразованием и литургическим предназначением хоральной обработки. Одно из достоинств этой статьи состоит в привлечении большого круга источников (например, старинных песенных сборников -Gesangbücher ).
Появившийся в эти же годы (I9I5-I92I) капитальный трехтомный труд Ч.С.Терри справочного характера "Bachs Chorals " (113) представляет собой свод использованных Бахом хоральных мелодий. Первый том содержит хоральные мелодии, использованные им в пассио-нах и ораториях, второй - в кантатах и мотетах, третий том - в органном творчестве. Помимо мелодий " Bachs Chorals " включает тексты хоралов и комментарии о времени создания Бахом обработок каждой из приведенных мелодий и о их типах.
На протяжении XX столетия на страницах различных зарубежных периодических изданий (преимущественно Bach-Jahrbücher ) публикуется ряд статей, посвященных детальному изучению отдельных произведений, отдельных сторон музыкального языка обработок, истории и времени их возникновения. Среди их авторов: Г.Кеслер-"ги Bachs Choraltechnik " (97), Г.Людке- " Zur Entstehung des Orgelbüchlein " (105), уже упоминавшаяся статья Г.Мозера (106), Ф.Дитрих - "J.S.Bachs Orgelchoral und seine geschichtlichen Wurzeln" (89), Э.Арфкен - "Zur Entstehungsgeschichte des Orgelbüchleins" (86). Широко дискутируются вопросы датировки "Органной книжки" Баха (см. статьи Людке, Терри, Эмери, Арфкена), расположения и ли
Список научной литературыРязанова, Нина Петровна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Браудо И. Артикуляция. (О произношении мелодии). - Л.:Гос.муз.изд-во, 1961. 198 с.
2. Вальфрум Ф.г Иоганн Себастьян Бах. Т. I-II. М.: Изд-во П.Юргенс она, 1912. 252 с.
3. Друскин M.G. Пассионы и мессы И.С.Баха. Д.: Музыка Ленинррадское отделение, 1976. 168 с.
4. Кванц й. Опыт наставления по игре на поперечной флейте. Вкн.; Дирижерское исполнительство. Ред. Л.Гинзбург. М., 1975, с. 10-63
5. Кершнер Л.М. Народиoneсеиные истоки мелодики Баха. М.: Музгиз, 1959. 102 с.
6. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. И.: Музгиз, 1931.304 с.
7. Кушнарев Х.С. О полифонии* М.: Музыка, 1971. - 135 с.
8. Ливанова Т. Музыкальная драматургия М.С.Баха и ее исторические связи, ч.1. Ё.: изд. и гиполиг. Музгиза в МСК, 1948, 232 с.
9. Пэрршп К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1975. - 215 с.
10. Рязанова Н.П. О вокальной ритмике И.С.Баха. В кн.: Русскаяи зарубежная музыкальная классика. Л., 1974, с. 7996
11. Скребков С. Полифонический анализ. М.: Музгиз, 1940.- 183 с.
12. Способин И. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1972. - 400 с.
13. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях ИоганнаСебастиана Баха. М.: Музыка, 1974. - 166 с.
14. Холопов Ю. Принцип классификации музыкальных форм. В кн.:Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971, с. 65-94
15. Хубов Г. С.Бах. М., 1953. 4-е изд. - М.: Музыка, 1963.447 с.
16. Швейцер А. И.С.Бах. М.: Музыка, 1965. - 725 с.
17. Этингер М. Гармония И.С.Баха. М.: Музгиз, 1963. - 109 с.
18. Яворский Б.Л. Сюигы Баха для клавира. М.-Л,: Изд. и типолиг. Музгиза в Мск, 1947. 55 с.
19. Bach-Dokumente. B-de I-III. Leipzig: VEB Deutscher Verlagfür Musik, 1963-1972.
20. Bach-Probleme. Leipzig: C.F.Peters. 1950. - 87 S.
21. Bach-Studien. Bd.4. Leipzig: Breitkorf u. Härtel, 1951.243 S.
22. Bericht über die wissenschaftliche Bachtagung. (Der Gesellschaft für Musikforschung). Leipzig: G.F.Peters, 1951. - 503 S.
23. Berry Vf. Form in Musik. H.I.: Prentice-Hall, 1966. -472p.
24. Blindow M. Die Choralbegleitung des 18 Jh. in der evangelischen Kirche Deutschlands. In: Kölner Beiträge zur Musikforschung. Bd. XIII. Regenaburg, 1957. -182 S.
25. Blume Fr. Die evangelische Kirchenmusik (Handbuch der Musikwissenschaft). Potsdam: Athenaion Verl., 1931. -131 S.
26. Breig W. ChoralbearbeitungT В КН.: Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967, S. 165-168
27. Davison A. The Technique of Choral composition. Cambridge:Harward university press., 1946. 206 p.
28. Fischer M. Die organistische Improvisation im 17.Jh. Dargestellt an den "Vierundvierzig Chorälen zun Präambu-lieren" von J.Christoph Bach. Kassel: Bärenreiter-Verl., 1929. - 76 S.
29. Fraczkiewicz A. Formy muzyczne, Krakow: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1966. 271 S.
30. Franck H. J.S.Bach und die Deutsche Dichtung. In: MusaMens-Musici im Gedenken an W.Wetter. Leipzig, 1969, S. 197-204
31. Frotscher G. Die Affektenlehre als geistige Grundlage der .Themenbildung J.S.Bachs. Bach-Jahrbuch, 23 Jrg. 1926, S. 90-104
32. Geiringer K. Symbolism in the musik of Bach. Washington:The library of Congress, 1956. 16 p.
33. Glahn H. Melodistudier til den lutherske salmesangs historie fra 1524 til ca 1600. Bd. 1-2. K^benhavn: Rosenkilde og Bagger, 1954.
34. Gojowy D. Wort und Bild in Bachs Kantatentexten. Die Musikforschung 1972. Heft 1, S. 27-39
35. Harward. Dictionary of musik. By Willi Apel. Cambridge.Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 1970. 935 p.
36. Hashagen D.Fr. J.S.Bach als Sänger und musiker des evangeli-,ums und der Lutherreformation. Wismar: H.Bartholdi- -verl., 1909. 163 S.
37. Heydt J. Geschichte der evangelischen Kirchenmusik in Deutschland. Berlin: Trowitzsch u. Sohn, 1926, - 238 S.
38. Jeppesen K. Kontrapunkt. Leipzig: VEB Breitkopf & HärtelMusikverlag, 1971. 231 S.
39. Johann Seb.Bach. Leben und Werk in Dokumenten. Leipzig:VEB Deutscher Verlag für MÜsik, 1975. 206 S.
40. Langbecker E.Ch.G. Das deutsch-evangelische Kirchenlied.Berlin: Bei Ludwig Ochmigke, 1830» 230 S.
41. Krüger W. J.S.Bach und Leitgeist. Bach-Jahrbuch, 1951-1952, S. 86-102
42. Krummacher F. Die Tradition in Bachs vokalen Ghoralbearbeitungen. In: Bach-Interpretationen. Göttingen, 1969, S. 29-56
43. Leichtentritt H. Musikalische Formenlehre. Leipzig: Breitkorf u. Härtel, 1948. 464 S.
44. Liemohn E. The Chorale. Philadelphia: Muhlenberg press.,1953.
45. Luther M. Deudtsche Messe und Ordnung Gottesdiensts zu Wittenberg fürgenommen. Wittenberg, 1526. - 46 S.
46. Marshall R. How I.S.Bach Composed Four-Part chorales. TheMusical Quarterly. 1970; H 2, p.198-220
47. Mosewius J.Th. J.S.Bach in seinem Kirchenkantaten undChoralgesängen. Breslau: T.Trautwein, 1845. -32 S.
48. Mosewius J.Th. J.S.Bach's Matthäus-Passion. Berlin: I.Guttentag, 1852. 70 S.
49. Neumann W. J.S.Bach sämtliche Kantatentexte, Leipzig:Breitkopf u. Härtel, 1967. 643 S.
50. Organ and Choralaspects and prospects. London-Hew York:Hinricheen, 1958. 181 S.
51. Pirro A. J.S.Bach. Pion: Ed. Le bon plaisir, 1949. - 223p.
52. Schauer J.K. Geschichtliche Nachrichten Über den Ursprungund die Ausbildung der Choralmelodien der deutschevangelischen Kirche, mit Rücksicht auf das Weimarisehe und Dresdner Gesangbuch. Weimar: Verlag von Perd. Jansen und Comp., 1852. - 103 S.
53. Schering A. J.S.Bachs Leipgiger Kirchenmusik. Leipzig:Breitkorf u. Härtel, 1954, 206 S.
54. Schering A, J.S.Bach und das Musikleben Leipzige im 18. Jahrhundert. Von 1723 bis 1800. Leipzig: Fr.Kistner und C.F.W.Siegel, 1941. - 695 S.
55. Schering A. Bach und das Symbol.- Bach-Jahrbuch, 1925, S.40.63.
56. Schmieder W. Thematish-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von J.S.Bachs. Leipzig: Breitkorf u. Härtel, 1971. - 748 S.
57. Schuberth I. Das Wechselverhältnis von Choral und Orgelchoral im sechzehnten und siebzehnten Jahrhundert. -Königsberg: Albertusuniv., 1930. -.76 S.
58. Siegmund-Schulze. Die Musik Bachs. Leipzig: VEB & A.Seemann, 1953. 168 S.
59. Spitta Ph. Johann Sebactian Bach. B-de I-II. Leipzig:Breitkopf u.Härtel, 1873-1880.
60. Steglich R. Johann Sebastian Bach. Potsdam: Akadem.VerlagAthenaion, 1935<- 160 S.
61. Stein L. Structure and style. Svanston: Sumy-Birchard,1962.- 266 p.
62. Sttfhr R. Formenlehre der Musik. Leipzig: F.Hofmeister,1955. 319 S.
63. Terry Ch.S. J.SjBach. Eine Lebensgeschichte. Berlin:Evangelische Verlagsanstalt, 1950. 246 S.
64. Vetter W. Bach und der Ordre pluritonique. In: Vetter.Mythos-Melos- Musica. Leipzig, 1957, S.129-133
65. Vetter W. Der Kapellmeister Bach. Potsdam: AkademischeVerlagsgesellschaft Athenaion, 195o. 405 S.
66. Young P.M. The Bachs. 1500-1850. London: J.M.Dent & Sons1.d, 1970. 341 p.1.ОРГАННАЯ МУЗЫКА БАХА
67. Браудо И. Об органной и клав ирной мущыке. Л.: Музыка,Ленинградское отделение, 1976. 152 с.
68. Arfken Е. Zur Entßtehunsgeschichte des Orgelbüchleins.Bach-Jahrbuch, 1966, S. 41-58
69. Dessau P. Analyse eines Bach-Werkes: Einige kanonische Vernderungen Über das Weihnachtslied "Vom Himmel hoch, da komm ich her**. Ins Dessau P. Hotizen zu Ho ten Verlag Philipp Reclam. Leipzig, 1974, S. 109-124
70. Dickinson A.B. Bach's fugal art. III Growing mastery on theorgan. IV. Organ master-Works. The Monthly Musical Record 1948 Sovember, December, p. 261-267
71. Dietrich P. J.S.Bachs Orgelchoral und seine geschichtlichenWurzeln. Bach-Jahrbuch, 1929, S. 1-89
72. Ehmann W J.S.Bachs^ritter Theil der Olavier-tJbung" in seiner gottesdienstlichen Bedeutung und Verwendung.-Musik und Kirche, 1933, S.77.
73. Emery W. On the Registration of Bach's Organ preludes andFuges. The Musical Times, 1962, June, juli, p. 467-468.
74. Emery W. The date оt the Orgelbüchlein. The Musical Times,1940, oct., p.403-405.93« Feilerer K. Orgel und Orgelmusik. Augsburg: B.Pilser Gmbh, 1929- 192 S.
75. Protscher G. Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkomposition. Bde I-II. Berlin: Meraeburger, 1959.
76. Henkel H« Bachs Orgelwerke auf Silbermannorgeln. Musikund Gesellschaft, 1968, E 5, S. 345-349
77. Keller H. Die Orgelwerke Bachs. Leipzig: C.P.Peters, 1948.- 228 S.
78. Keussler G. von. Zu Bach Choraltechnik. Bech-Jahrbuch,1927, S. 106-122.
79. Klotz H. Bachs Orgeln und seine Orgelmusik. Musikforschung,1950, H 3, S. 295-304.
80. Klotz H. Kritischer Bericht (HBA, Serie IV, Band 3). Dieeinzeln Überlieferten Orgelchorale. Leipzig: VEBdeutscher Verlag für Musik, 1962. 66 S.
81. Klotz H. Kritischer Bericht (HBA, Serie IV, Band 2). DieOrgelchoräle aus der Leipziger Originalhandschrift.-Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, Leipzig, 1957. - 112 S.
82. Klotz H. Originale Spielanveisungen in Bachs Orgelwerkenund ihre konsequenzen für die Interpretation. In Bach-Interpretation. Göttingen, 1969, S.112-118.
83. Klotz H. Ober Johann Sebastian Bach Kanonwerk "Vom Himmelhoch, da komm ich her". Die Musik-Forschung, 1966, N 3, S. 295-304.
84. Löffler H. Die choralpartita "Ach, was soll1 ich Sündenmachen". Bach-Jahrbuch, 1923, S. 31-56104. luedtke H. S.Bachs Choralvorspiele. Bach-Jahrbuch, 1918,S. 1-96
85. Luedtke H. Zur Entstehung des Orgelbüchleins (1717.).Bach-Jahrbuch, 1919, S. 62-66
86. Moser H.I. S»Bachs Stellung zur Choralritmik der Lutherzeit. Bach-Jahrbuch, 1917, S.57-79
87. Musik Book. vol.8i Devoted to Bach and the organ.-New-York: Hinrischsen ed., 1956. 369 p.
88. Hitter A.G. Zur Geschichte des Orgelspiels vornehmlich desdeutschen im 14. bis zum Artfange des 18. Jahrhunderts. Bde I-II. Leipzig: M, Hesse, 1884. -225 S., 230 S.
89. Rubardt P. Zwei originale Orgeldispositionen J.S.Bach.1.: Festschrift H,Besseler. Zum 60. Geburstag. Leipzig, 1961, S. 495-503.
90. Scherchen H. J.S.Bach's last composition the choraleprelude. The Musical Quarterly, 1940, H 4, p.479-482.
91. Smend F. Bachs Kanonwerk "Vom Himmel hoch da komm ich her".Bach-Jahrbuch, 1933, S. 1-29.
92. Stepfan R, J.S.Bach und das Problem des musikalischenZyklus, Bach-Jahrbuch, 1973, S. 39-52.
93. Terry Ch.S. Bachs Chorals. Part«III: The hymns and hymnmelodies of the organ Works. Cambridge: at the University press, 1921. - 361 p.
94. Terry Ch.S. Bach's swan-song. The Musical Quaretrly,1913, N 3, p.233-237.
95. Terry Ch.S, The "Orgelbüchlein". Another Bach problem.The Musical Times, 1917, January, Febr., March,p. 9-11, p.60-62, p. 107-109.
96. Tessmer M. Kritischer Bericht CNBA Serie IV. Band 4).Dritter Teil der Klavier-Übung. Lepzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1971. - 61 S.
97. Tusler R. The style of J.S.Bach's Chorale Preludes. LosAngeles: University of California Press, 1956. -149 p.
98. Wolf Ch. Ordnungsprinzipen in den Originaldrucken BachscherWerke. In: Bach-Interpretation, Güttingen, 1969, S. 144-167
99. Wustmann R. Konnte Bachs Gemeinde bei seinen einfachenChoralsätzen mitsingen. Bach-Jahrbuch, 1909, S. 102-124.
100. Wustmann R. Vom rhythmus des evangelischen Chorals. BachJahrbuch, 1910, S. 86-102