автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Ориентализм в русском литературная процессе 10-х годов XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ориентализм в русском литературная процессе 10-х годов XX века"
Академия наук Республики Тадаккистан Институт языка и литература им. Еудеки
. ; Ь Ой 2 ** ФЕВ 1997
На правах рукописи УДК 89Г.ББ0.092
Сафиулина Реко Мирзахановна
"Ориентализм в русском литературная процесс» Ш-х годов XX века"
ТО.01.01- Русская литература
10.01.03- Литература народов ближнего зарубежья.
Автореферат
диссертации на соискание ученой- степени, и' '
кандидата филологических наук
Душанбе - Т096.
Работа выполнена в Таджикском государственном Института языков и Институте языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.
Научный руководитель- Шодикулов X.-кандидат $идологичас КИ1 наук, старший научный сотрудник.
Официальные оппоненты : Демидчик Л. Н доктор филологических наук, профессор. Аминов А. С. - кандидат филологических наук.
Ведущая организация - Таджикский государственный
университет . Вацита диссертации состоится в часов на заседании Диссертационного совете Д.013.06.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка и литературы нм.Ру-даки АН Республики Таджикистан / 734025, г. Душанбе, пр. Ру-доки, 21 / . ' . .
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудака-АН Республики Тадокистш Автореферат разослан "Л/" )01 " Т99^>г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат млэ логических наук ^ '¡д^ -' X. Шодикулов
• " и' ■ . .
0Ш1АЯ ХАРАКГОТ1СТИКА РАБОТЫ'' ........
Актуальность таны и степень ее изученности. Два столетня назад произошла первая встреча русских ценителей прекрасного с тад-кикско-пэрсидской литературой. Беликов наследив народов Востока не оставалось в течении этих столетий чем-то застывшим, омертвелым, превратившимся лишь в факт истории культуры. Каждое новое поколение русских шсатэлэй, да яте лей искусства находили для себя а своего времени в восточной поэзии что-то близкое, современное,созвучное духсвным запросам эпохи. ,
Богатейшие традиции русской ориенталистики XII века получила дальнейший, необычайный расцвет и взлет в русской литература конца ХЮЕ- XX'вв.введших в историю культур« как "серебряный век" русской поэзии. Влияние поэзии великих персидских поэтов на русо» кую литературу "серебряного река11 одна из актуальных проблем для научного исследования, осна/ополатающв, методологические аспекты изучения которой заложен^ р научных трудах Конрада нД Беряель-са 5.. Брахшского иЛ лимана Е.1 Таргаковского ГГ.^ Турсунова А.« Хадизаде Р., Щукурсва И. я др.
В диссертация делается попытка раскрыть особенности ориентализма в один из самых интересных периодов русской а мировой днта-ратур-в Ю-ые тоды XX века, осветить роль классик® тадкнкско-пар-сидской литературы в творчестве русских поэтов, открытых широкой
публике лишь в последнее десятилетие я вследствие этого мало изу- . I'.1 Конрад н.' Залад а восток.-м.гнаукы, Т972." -г-—*
2. Бертельс Я. Суфизм и суфийская литература.// Избранные труды. -Т. 3.-М.:АН СССР, 1565 ; его же - Роман об Александре.-М.:АН СССР» 1946 ; его ке - Литература на персидском языке в Средней Азии. //Избранные труды.-Т. 5.-М., Г988.
3. Брагинский и. Из истории ^тдкикскоЧ и персидской литературы.-М.:Наука, К72 ; его же-Иранскоа литературное наследие,-М. :Наука, 1964.
4. Челышев Е. Теоретические и методологические аспекты изучзния взаимодействия культур Бостона и Запада,// Взаимодействие культур Востока и Запада.-М.:Йаука, Т987. " ' < '
5. Тартаковский П. Рус ска) -..советская поэзия 20-30 гг. а художественное наследие народов Востока.-Ташкзнт:.$АН, Т977 ; его жэ-Русские поэты и Восток.-Ташкент:Ш, 1586 ; его же- Социально-эстетический опыт народов ЛЗоет ока-и поэ'зия Б. Хлебник она.-Ташкент :ФАН. 1987. ■ . •
6. Турсунов А. Восточное -.культуроведэние: очерки основоположений, // Взаимодействие культур Востока и Запада.-м. Шаука, Т591.
7. Х,одязод8 Р. АдабиЭти форсу точик дар асрхоа XII- XIX.-Душанбе? !<Г Гон, 1976. ,
8. Щукуров Ш. Искусство средневекового Ирана/ формнровдада принципов изобразительности/ -М. :Наука, 1'58э. .,
. - 2 ~
ченных литературоведами бывшего СССР и СНГ» Речь-идет, правде все его, о Н. Гуиилаш, М, Кузмине, Г. Иванове, о "восточном" в ai • поэзии к прозе,-недостаточно исследованном до настоящего времени тем бодэе- в монографическом плана..
SCO-ua года знаменуются взлетом популярности поэзии "серебряного века", кригшш заново пересматривает и оценивают насладив этдас поэтов. Исследования последних лет доказывают неоспоримый вклад М. Кузмнна и Н. Гумилева в те глубинные, процессы русской литературы, приведшие к появлению нового литературного нааравле-ния-модерназма, дсьошю сложного и многозначного явления. Модер ннзм выходит за' ремка просто .^тературного течения и знаменует ci бой новую концепцию искусства, новое худокественное мировосдро&г! тие, новуь стилистику и поэтику, определившие в дальнейшем ход развития искусству всего XI века. В зоне его влияния казалась н только писатели ж художники-модернисты, но и деятели искусства. , причислявшие себя к лагерю реалистов/ Т. Манн, М. Шолохов/ .Однако, несмотря на важное ивсго модернизма в худажесхээнндо про-, це с се И века, его идейно-зстетаческие принципы, конкретный произведения остаются неизученными, .особенно в литературеввдеши ба шего ВССР .. Прятана кроется, прежде всего, в одностороннем а гос подстауиаем признании реализма, как единственно варкого метода о отражения действительности.
В задача данной научной работы не входит освещение полемика между сторонниками и противниками традиционализма и новаторства, реализма и модернизма. История иску.стаа конна XX зека уже paco тавила точки над "и" в данном его ре, длившемся почта столетие. >
Вольную роль в. становлении русского модернизма сыграл ориентализм, Одними из первых серьезное значение Востока, для судеб русского модернизма отметили Богомолов Н.Т Тименчяк Чудяноа) Е. -П.» Ив ад об В яч. Вс., Павловский А., Маленький К. .
1. Вогсыслаз Н. Эпизод из пете^. 'ургской культурной жизни. 1906190? гг.// Блоков ский сборник, УШ.Ученые записки ТартусскогО: уякверситвха.» Я 813.- Тарту, 1986. . ,.-.
2. Тимэнчек Р. Николай Гумилев, и Восток.//Памир,19е7.-№ 3.
3. Чудиноьа S. П. К вопросу об ориентализме Николая 1умилева, // Ф^юлогичкскве науки,1£В8.-№ 3_. ,,
4. Иванов Бяч, Вс. Темы и стили Востока в поэзии Запада,// Воо-точкыэ мотивы,41. Л'аука, ТЭ®. • ,", ' ' Б. Павлдаский А. И. Николай Галилее.//Николай 1^милзв
рэнзя и поэш.-Л. :Сове1Ский.шсатель,1Э88. "■
Р. Маленький И. Ха$из и мы.// Шэлкеаый путь.-Душанбе:йрфонД990
• _ 3 -
Однако анализ имеющейся литературы показшаэт, что, не см от-. ?я на большое количество научных публикаций, рассматриваемая в. здссерташи тема мало исследована я в монографическом клане выполняется впервые. Многие факты, аспекты темы разбросаны пи отдельна! статьям, сборникам, которые трудно собрать воедино. Сводного {аучного труда как По проблемам русского модернизма, так и проб-юмам ориентализма Ш-х годов XX века не существует, а она необ-содима для более.полного освещения новых тенденций в русском ли-гературном прошссэ 10-х годов XX века и роли восточной поэзии в Армировании модернизма. Значимость научной проблемы и недоста -:очная , ее разработанность определили, таким образсм,. выбор темы шнной диссертации. .....
ТТели и задачи, -работы. Предаэтот исследования язились ориен-гальные поэтические и прозаические произведения М. .Кузмина, Н. 1У-шлева, Г. Иванова, в наибольшей степени отразивших своеобразие Iстэтики модернизма, новаторское использование восточных образов, :ем, поэтике,. В диссертации делается попытка анализа глубины, (асштаюности, воздействия наследия классикоз таджикска-персидской итэратуры .прежде всего, Фирдоуси и Га^иза, на творчество русс-:их писателей,, ставших у истокоз русского модернизма и воплотившее в своих произведен, ях характерные черты нового'искусства. Рам-:и исследования ограничиваются ориентальными произведениями Н. Гу-илева, М. Кузмина, Г. Иванова, созданными ими в Ю-20-ыэ годы. :ыбор ЗЕрдоуси s Хайша носит не гслучайный характер, ибо анализ гроизведений русских модарнистсв, написанных иод влиянием этих ;редставителей таджикско-парсидской литературы, помогает выявить уШосп тех глубинных идейно-эстетических процессов начала XX. ека, которые знаменовали собой появление модернизма и его связа ! ориентальным искусств сел. ,' " ,
Пель работы : : . .'.-'..;•
Т. Рассмотреть своеобразие отражения действительности в проза едениях шеателей-модернистов, созданных в Ю-2С-ые годы ЗОСв.
2Лыявить степень влияния классиков таджикско-шрсидской ли-ературн на процесс формирования русского модернизма.
. 3. Проанализировать ориентальные произведения М. Кузмша, . ХУмилева, Г. Иванова в контексте своеобразия трактовки ими-радиционкой образно-художественной струэтурн поэзии Фирдоуси и афаза. •..'".
4. Рассмотреть новаторство модернистки;: ориоят-лышх н;с::з-одений в отли'жэ от ориентализма эпохи А. С. Пудкгаа, А. "Q'U'.,
- е -
символистов.
5. Проанализировать значение творчества Хафиза для литературного процесса ТС-х годов XI века.
6.' Выявить новые полхода русски модернистов в использовании традиционных жанров персидской поэзия на примере жанра газел
7. Обозначить особенности восприятия писателями-модернио-тами суфийской философам и поэзии.
8. Рассмотреть.новаторство модернисткой ориентальной прозы. Научная новизна. В диссертации впервко в таджикском литературоведении предпринята попытка рассмотрения стаиени влияния классической тадтанско-персидской литературы в становлении а развитии русского модернизма ТС-х годов ХК. века, ее роль в глубинных процессах русской литературы этого периода. На примере ориентальных произведений, созданных в данный период шпателями-модернистами, обосновывается внвод об основополагающей роли классиков тадаикск персидской литературы, особенно, Хафиза , в Локировании русског модернизма. ,
Исследуя поэтические и прозаические произведения Н. Гумилева, М. Кузмина, Г. Иванова, автор доказывает, что увлечение Востоком в 10-ые годы Ж века для этих писателей выходило за рамки модного образца для стилизации, а пев жата на возникновение в их творчестве амбивалентного видения мира, новаторской стилистики и поэтики. В научной работе подробно рассматривается роль обще ста а "Северный Гафиз" или Та-^изиты" в пропаганде великого наследия X физа в других персидских поэтов, восточной культуры, вообще* в среде художественных кругов России начала века. ...
В диссертации такле в перке исследуется такие проблемы, как "кайр газели к поэзии модернистов", "влияние суфизма-на оркентал ные произведения русских-модернистов"; "ориентализм в прозаичэск прокзнедек::ях русски модернистов" и т. д.
Мет о до ло г у: я и с лор а кк я следует традициям и опыту отечзсте ного /таджикского/ и мирского литературоведения. Выбирая аспекты исследования при разработке своеобразия литературного процесса 10-х годое XX века к рели ориентализма в нам, автор руканодетсв ся методологические* и облэтэореткческя к вывода«*, сделанными в каучн??< Н. Г-!онрпдя, 'Ч. Бертельса, Ерйгкнского, Е. Челы
дан-:, >'. тухурэвг, Хадизаде, А. ТурсуноЕа, П. Тартоковского ,
.также Бартольда В., Крымского А-, Крачковского И., Куковского В. -олыяое-место в научной работе занимают труда новою поколения иитературоведов .(Ж, написанные «и в последнее десятилетие.
Практическое значение диссертанта. Данное исследование может Зыть рекомендовано для разработки учебных пособий по курсу "Русская литература конца ХВС-начала XX вв.", для чтения лекций по взаимосвязям русской И таджикской литератур.
В течении ряда, лет в ТГКЯ по материалам диссертации проводятся спецкурсы и спецсеминары, написаны И пишутся курсовые и дипломте работы. Диссертация может быть использована для создания обоб-1аадих трудов, по' литературных взаимосвязям, по истории русской и таджикской литератур.
•Апробация работа. -Основные положения диссертации отражены в статьях и тезисов докладов, опубликованных в республиканских жур-шлах, научных сборниках и научных докладах, прочитанных автором ¡а региональных и межвузовских конференциях , 'Состоявшихся в Ду-занбе и Самаркшдэ/Т990, 1991, 1992, 1993/. Диссертация была'об-зуждена на совместном расширенном заседании кафедр русской и тад-откской литератур Таджикского государственного института языков ' Г9.06.Р6 / .секции литературоведения Ученого совета Института шла и литературы им. РУдаки /. 5.II. 96 / и рекомендована к защите;
Сг.уктура работы .Диссертация состоит.из введения, двух глав I заключения. ■ '
Во введении устанавливается,степень изученности избранной ;емы, доказывается правомерность и актуальность для современного штературоведения постановки разрабатываемых в диссертации пробки, Яорлиругатся цели и задачи исследования, обосновываются его ;етодология и структура.
Глава первая. "Основные тенденции развития русской литературы начала XX века'. Роль.ориентализма в русском литературном лрсъ-?ессе 10-х гг. Л века" состоит из да ух частей. В первой части «осматриваются внутренние процессы в русской литературе 10-х го-!ов, связанные с кризисом символизма. Ощущение рубежу старого ис-;усства и зарождение нового'присутствует во многих критических «ботах этого периода. Новые тенденции в литературе,, шире-в ис-усстве, освещаются в диссертации как бы изнутри литературного • роцесса, со страниц одного из самых популярных куриалов качала•
- р _
века "Аполлон". /Я ,2,3/. Статьи Г, Лукамского, II. Аншнског о, Н, 1^милева, М. Волошина, М. Кузмина, Бал, Кривича свидетельствуют о новых принципах в литературе. Идеи нового искусства впервые обобщались я обозначались в статье И. Кузмина "О прекрасной ясности" /Аполлон, Т91Р, № 4 /.
Куэмин отразил в своей критической работе новые поэтические принципы, характерные не только для русской литературы, но и всего европейского художественного процесса ТО-х годов XX века. Зарождение модернизма с его своеобразной эстетической и теоретической программой шло по всей Европе. Анализ модернисткой концепции искусства, своеобразного амбивалентного видения мига делается в первой части диссертации в сопоставлении "кларизма" N. Кузмина и программ ранних модернистких групп во франции -"|гштэзисты"/г?Тг1 Ц и в Англии-*имажисгн"ЛЕС9 г./
•Модернисты в отличие от символистов обращают свой взор на ок-рукаюций мир во всем его разнообразия, однако одновременно отказываясь от реалистического критического отношения к нему. Главное для них- принцип мгновенного фотографического отражения действительности, сиюминутного ее проистекания . Цель творцов нового искусства- быть предельно объективным, без .чувственного и идейного пропускания через личное "я". В этом а есть кардинальная новация искусства модернизма. Впервые искусство как бы превращается в игру, освобождается от идейных и общественных проблем и ограничивает свои творческие задачи формальными поисками. Искусство модернизма отказывается от великой традиции искусства XIX века- миссионерс-) кой, воспитательной функции. Один из первых теоретиков западноевропейского модернизма X. Ортега-и-Гассет /т883-т$5&'' обозначил эту тенденцию кач "дегуманизация искусства".
Становлению нового поэтического видения мира способствовало и кино, нопь'й вид искусства, которое стало пользоваться б эти годы все большей популярностью.
Рациональное начало в произведениях модернистов, отказ от привычного принципа искусства XIX века- сопереживания- бит настолько непривычными, новыми, что у многих современников вызывали недоумения. А. Блок .например, пишет с горечьп о Гумилеве и а го последователях:" Они Снят непробудкмл сном ^ез сновидений. Она не г.?».?ют и го келвпт к.еть те!!" пр^дстнэленля о гусскоЛ гпзня к о
п<зи и г роб й: ,ч а. оо 1*1 поэзии /а следовательно. , 1) з, синих сабе/ она эк'слчивамт сэч>е главное, единственно ценное: душу".1"
"Граждане иира" И. Кузмки, М. Волошин, 0. Мандельштам, Н. Гумилев, Г. Иванов с легкостью переносятся в разные эпохи, страны, и всюду спя чувствуют себя как дона. Поэты на скрывают, что создают "поддельное искусство", свое "я" они словно закрывают маской героя той или иной эпохи, той или иной страны. Любимым поэтическим средством поэтов-модернистов становится стилизация.
Простота, но утонченность, повседневный язык, но формальные изыски, понятные только подготовленным читателям также стали характерной чертой нового искусства-"искусства для художников, а не для масс,...искусства касты, а не демоса"./X. Ортега-ц-Гас-сет/ .Создавая свои произведения "для художников", модернисты не , отрицали однако опосредственною влияния своего творчества на публику, ограничиваясь преимущественно областью эстетики. И постепенно их творения начинают пользоваться большой популярностью.
К модернизму, как к сложному и неоднозначному явлению в искусстве, долгое время исследователи бывшего СССР относились довольно строго, отказьйая в ценности эстетических программ И творчества "акмеистов", "футуристов", "эгофутуристов", "имажинистов". Достижения жа отдельных писателей, таких как Л. Ахматова, А. Блок, А. Белый, 0. Мандельштам, С. Городецкий, было принято объяснять' отталкиванием от литературного объединения, иколи» символисткого или модернисткого толка. Часто литературоведа объединяли новые направления в искусстве конца ХТХ- начала XX вв. однш термином -"декадентство", вселяя в их программах антиреализм.
В современном лигерахуг.пведвнш творчпстпо русских шеятвлвй-модерни стоп начинает поучать до сто Типе, няцре^эятоа толкование. Учение ириходят к вшоду, что каждое .даврот-урноэ направление, иода ляпцееся в недрах литературного процесса, .несет в себе аожши-тельное начало', так как представляет собой существующий опыт от-ракыгия действительности, поштку нового освещения жизни, обогащает духовный мир человека.. Поэтому литературные течения в русской литературе ТП-х годов XX Еека внесли свой неоценимый вклад в ¡развитие русской культур?. -
т. Клок А. Без божества, без вдэхновенья./ / Собранна сочинений. £ Р-ми т.- Л.: Гослитиздат, ТРЙ2.- Г. б.- С. таз.
- е.'-
Ве^ную ро чь ti становлении русского модернизма, обретении ал своей идеологии, своего поэтического языка сыграла художественна) культура Востока, богатейшие литературные традиции, выработанные в течении многих веков народами Ирана, Средней Азии, Японии, Индии, Китая, арабских стран. Таджшско-персидская литература в лице ее лучших представителей -ЗДрдоуси, Саади, Хайяма, Хафиза вновь как бы помогли, как во времена русского романтизма, приобретению нового дыхания, открыта новых поэтических перспектив. Ориентализм в Ю-на годы XX в.,словом, повлиял на глубинные процессы русской литературы. Ученые неоднократно подчеркивают влияние таджикско~пе}:>сидской литер^.гуры .особенно творчество Хафиза „ Шерози, на Армирование нового модернисткого искусства. "Я думаю, что для дискуссий о структуре стихов Гаф1за плодотворно принять идею об аналогии между стилистическими нововведениями 1'афиза и нововведениями "модернисткого движения" в Европе, которому уже исполнилось сто лет ,-пишет в этой связи Генри Броме.
В Россяи в искусстве шли те же процессы. Н. Богомолов отмечает:" Немаловажным представляется значение идей "гсфизитства" для ряда заметных деятелей русской культуры начала XX века/в наибольшей степени- М. А. Кузмина и К,-А. Сомова/, мировоззрение которых отчасти формировалось под воздействием проблем, возникав-
О
щах при обречении к имени Гафиза, к его творчеству".
В чем же сущность "гафизитства", ставшего столь актуальным i ТС-ые годы XX века? Крах символизма с его обраценностью к заобла1 ннм далям и высям, сложной системой ооразов и символов заставило поколение молодых русских поэтов «¡екать новые формы отражения де{ ствитвльности, новые поэтические средства самовыракения. Обрацен! к ве-цной реальности, окружающему миру красок, ^ цвета, запахов, звз ков стало новаторским. Гафизитство и было таким безоговорочным И] нятием мира, в.реальности жизни и смерти, красоты и уродства, кр< кости и вечности. Еде ГЗте в а м "Западно-восточном диване" о: мечал эту особенность таджикско-персидской поэзии. Произведения русских модернистов поразили современников яркой декоративностью, живописностью, привязанностью к конкретному 'сиюминутному мигу жи;
X. J го..in Ийпгу «Т.'/о и tu3 lo« in гоЗ »t.to«a- of П-.fif, cad the Vest.-H« .nl.Vr.!, 1968.-' P. G , r •
2. Погшолов К. А. Эпизод из петербургской культурной жизТш TS06-ISO? гг.// Учение записки Тартусскогс университета Вып. <-873,— Тарту, ТРВВ,- С. ТО6-107. •
- & —
ни, гедонистическим принятием ее.
Обращение к традициям таджик еко-шрсидской литературы помогло модернизму выработать амбивалентное видение мира. Таинственный язык поэзии Хафиза- знаменитый "лисам уль-гайб" с обраденизм одновременно и к высшму боже ста у , и к обычным человеческим радостям, проза жизни и воспевшие через любовь к кендикэ я вину ыистичеокув преданность к Аллаху послужил .таким образом, оснавовдлагаюдам моментом в зарождении нового искусства-модернизма. Произведения Н.1У-милева, К. Кузмииа, Г. Иванова сочетали в себе легкость, проототу, нарочитую условность и театральность/что раздражало о сшого начала символистов и реалистов/ и одновременно тонкий внутренний контекст, поэтическую "изюминку", оценить и понять которые могли только истинные знатоки искусства поэзии.
Оправдание "самоценности" жизни «воспринятое русскими модор-нистши у великих персидских поэтов, привело их к отказу от идейных, религиозных, национальных, исторических опенок действительности, Свои главные усилия модернизм направил на совершенствование Формы. Однако ослабление лирического начала, стремление к надличностному, надандавидуальному характеру творчества нэ должны вызывать осуждения. Само творение, "маска", застывшая картинка приобрели самоценность, на претендуя на попытки изменить окружающий ыир.
Таким образсм, в творчестве подарки слов произошла судаставн-ная трансформация самой сути тадяикско-вдрсидской поэзии. Гздолио-тическов принятие жизни, поэтическое созерцание, которое обожествляет и любовь, я красоту, и человека, превратилось в карнавальную маску, театральную декорации, застывшую картинку. Это стало основным принципом не только русского модернизма, но и модернизма вообще—процесс прав ранения реальных явлений, предметов, проблем в идиомы, символы, знаки, которые на отражают жизнь, а лишь ее моделируют
Русские модернисты переняли и использовали в своих произведениях такую особенность персидской поэзии , как неожиданное сочетание возвышенных и обыденных образов, высокого и низкого, благородного я низменного. "Русские модернисты алело использует в одног< том стихотворении необычное совмещение возвышенных я обыденных образов, нарочитое нарушниэ стиля, тональности. е Одаеко внешне простые, занимательные, порою н условные произведения модэр1истов при внимательнейшем их прочтеииы обнаруживаю»
- то -
глубокое адоннкьсгеьйв и ш:р.чвЛ(Сока Востока, знание восточной культуры, фш>со£. , й-.;<-ло««ллую роль в этом сыграли
высокая требовательность модернистов к форме художественного про изведения, точному соответствию стиля изображаемому предмету или явлению. Ориацтализм, ставший основополагающим моментом в формировании новой эстетической концепции искусства, выполнил и другу, не менее важную, функцию. Восток стал излюбленным объектом стали зации. Главное, увлечение восточной иоэзпен повлияло на обогащение русской поэтики новыми жанТ'ами, строфикой, образностью. Богатая и своеобразная система персидского стихосложения оказала бол шое воздействие 'к тому ка на расширение технических возможностей русской поэзии начала XX Бека.''
ТТ гл.' ^-''Идейное и стилевое своеобразие таджикско-персидо-кой позади а интеппгвтапии русских писателей уР-х год з XX в."-состоит из четырех разделов. ....
В пеги ом раздзлв-"Влияние поэзии Уа.-Унза ййсози на творчестве русских мо)!чшйстов" анализируются роль творчества Хафиза Шзрози ы русском литературном процессе ТО-х годов XX века, влияние его поэтическою наследия на проиаведения М. Кузмина, Н. Туш лев а, Г. Иванова.
В начала этого раздела диссертации особое внимание уделяете; теме'Хафиз и русская литература XIX века", где освещаются исторш перкх обращений русских писателей к имени и поэзии великого персидского поэта, появление первых переводов Хафиза, цикла А, зета, "Из Га,«¡за" и др.
Как становится очевидным из лроведенного.нами анализа, в над зии "серебряного века" , хотя для некоторых посредственных поато* увлечение Хафизом стало очередной модной темой, "величайший лирш всех времен и народов "/определение ГЭте- Р. С./ становится одним из самых любимых поэтов, символом поэтического вдохновения, свобода человека как личности.
Всестороннему постижению творчества Хафиза способствовало участие многих русских писателей, художников; композиторов нового направления модернизма, а также'символистов,в деятельности общества "Ссеерннй Га^из" или "Гафкзиты". История возникновения и суща твовы-.ия денного обцества остается"малоизученной в литературоведении. Поэтому раздел диссертации, посвяцекний эюму оймася^.дэй
_ tt -
p опавшему в Петербурге н Tpnfi-isr.7 гг., является попыткой более лного и детального рассмотрения неизвестного .Тактп дктературно-пропэсса начала XX века.
Kein нам удалось выяснить, планы участников общества "Оевер-й ГарГиз" были обширными: писать стихи, оперы, картины в стила физа, издать книгу "Северный Гафиз". Хотя об.цзство просуцество-ло недолго, но влияние его оказалось глубоким и существенным.В чках обдэства произойдет размехевание символистов и модернистов, я творчества которых станет характерным новое амбивалентное виде-э мира, .двойственность стилистики и поэтического языка.
Хафиз станет героем ряда произведений модернистов. В драмати-зкой сказке Н. Гумилева "Дитя Аллаха" образ Га^иза как воплоле-э идеи вечной силн искусства противопоставляется сиюминутным эхавннм человеческим прихотям, таким,как стяжательство, гордыня эсти и воинской славы, честолобие, (Глзические наслаждения. Про-зедение русского поьта заполнено чувством глубокого уважения и питания великого персидского поэта. Г.'ногочисленные эпизоды сказ, написанные в точном соответствии со стилем газелей Хафиза Ufe-зи, свидетельствуют о широком распостранении творчества персидс-:о поэта среди русских ценителей искусства к современности их гчания.
Коли сказка Н. Гумилева "Дитя Аллаха" решена 41;сто модернист-га средствами, она живописна, театральна, условна, то Г. Иванов :воем цикле "Сады" обрацаэтея ц основным мотивам творчества Ха-¡а .сохраняя пленительно-классическую легкость и красоту пушкин->го стиля. В стихотворениях цикла поэт создает красочный и бла-ханный мир восточного халифата, где парят любовь и красота,гар-шя человека и природы, бытия и краткости пребывания человека земле. Г. Иванов постоянно подчеркивает прямую обращенность )их стихотворений к имени Хафиза. В ряде стихотворений русским ном непосредственно цитируются строки бессмертных ха^изовских ¡хов , появляется и образ Хафиза. Все стихотворения пжлн напол->н истинно хагткзовекга настроением, ^емяцей грустью .по уходядей ¡ни, мимолетности чувств и переживаний. Подерписткиэ худолзегаенл •выразительнее средства помогают Г.'канону в цикле "Сада" пере-: ь наивную естественность восточное поэзии, хотя ноу?, а избегает пгредспгедчоЛ огряпшхл кляосяччскси* шэтнкя Хэ']д:чэ.
- к -
Втогой раздел -"Гекр гакедя в русской поэзии ТО-х голов XX века" выявляет своеобразие воплоцвния классического жанра тадкик-ско-персидской поэзии газели в поэтических произведениях русских поэтов -подерни стов.
Начало раздела посвяцэио истории появления этого жанра в русской литературе, где анализируются ранние газели Ф. Менпева, П.Пет рава, газели А. Фета, затем рассматриваются газели .созданные символистами В. Соловьев™ я В. Ерю сов да.
Примеры подтверждают, что в русской поэзии "серебряного века" газель становится одним из самых распространенных жанров. По мнению Р. Тименчикамоду на никли газелей, объединенных единой те-«1ой я стилистикой, ввел в ТО-х годах XX века поэт И. Кузмкн сеоим пиклом 'Венок вЭсвнГ Газели М. Кузмкн а -тонкое,чувственное восприятие мира Востока .свидетельство культурной широты поэта, г луб о- . кого и влюбленного знатока поэзии Ха^иза, На примере цикла 'Венок висен" Кузмина в разделе анализируются особенности модернисткой газели. Главная пель поэта состояла в точном жанровом соответствии с классическими образцами тадхикско-перскдской поэзии. Фор -мальныв искания для него были важнее, чем выражение непосредственного человеческого чувства. Куэмин, мастер стилизации, точно и тонко воспроизвел в своем цикле внутренний ритм газели, издцную игру рн$м, редиЯов в бейтах, многозначность восточных образов, метафор« гипербол, эпитетов и сравнений. Созданию настроения Газелей, их легкости помогают поэту модернисткиэ тенденции его творчзсгва-то же дэкоратиэнрсть, манерность, условное воплощение в мир иного народа .иной культурной среды. Из тридцати газелей ни одна в рире я рвдиге на повторяет другую, игра риф г рздифов как бы определяется поэтсм внутренней образностью, темой н настроением каждой га«* за л. Русский поэт мастерски воссоздает манеру персидских поэтов, своеобразно онисыввюдих портрет любимого человека. 'Через весь шшл Кузиин проводит любимый мотив лирики ХаЯиза-прртивопоставление любви, дружеской пирушки, радости жизни ханжеским молитвам, лицемерию, (фанатизму религиозных святош. Тема люйвн в цикле Кузмина раскрыва-втся .меняясь от стихотворения к стихотворению. Поэт передает всю гам-у чувств лирического героя. Детальное изучение поэтики кузмин-ских газелей показывает, насколько русский поэт владеет слоянейтай техникой этого лирического жанра. Во всех газелях байт первый ы последний обгедананк единой та-,ой, единой смнолавой доминантой. '
_ ТЗ - . .
В третьем раздзле-и30ллз-д9звз суГгПЧс?сях обгаарр в произведениях пусских писателей т0-х годов XX! века'' рассиагривс.ттся проблемы, снязачнне со своеобразной трактовкой суфийских представлений о мироздании, смысле человеческой жизни в творчестве поэтоь-модернис-тов. Сложнейшая философская и поэтическая система суфизма нашли свое достойное место среда богатств культурного наследия мира, повлиявших на вдохновение русских модернистов.
Исследование показало, что начало XX века знаменует собой широкое распостраяенвэ суфизма среди читателей России. Модернисты, обратившиеся к литературе Востока, не-могли пройти мимо идейно-художественного течения, повлиявшего на творчество почти всех писателей мусульманского мира. При этом нельзя сказать ,что Кужин, Гумилев и другие представители русского модернизма ставили парзд собой пели глубокого' перевоплощения суфийских образов и ицей в своем творчестве, обращение к суфизму диктовалось для них. обдей концепцией искусства модернизма. Необходимость полного соответствия стиля изображаемому предмету, (Термальное совершенство требовали тщательного изучения объекта творчества. Поэтому тема ориентализма уже невозможна была для модернистов без освещения эзотерического метаязыка' суфизма.
Гумилев в своей драматической сказке "Дитя Аллаха" воплодает яде№о-образную структуру суфизма, естественно сочетая ее с художественными принципат модернизма; Спает сказки, система образов» смысловой контекст, поэтика полностьв построены на концепции су- , фита. Мотив Пути, излюбленным м'отйч- суфиев', в опадавший идею нравственного .самоочицекия человека, его духовный путь к Аллаху, лежит в основе всей сказки. И катсдый герой произведения идет по этому пути .ошибаясь и находя истинный смнсл жизни. Типичнее г.в образы су-: фийско* поэзии-Дервиш, Пери /синоним Гурия/, Ршд, Вздуй» представляют собой нелнй спектр различных этапов духовного постижения Алия?-хэ. Гумилев широко п многообразно попользует традиционные понятия суфизма, как "язык птиц", "райские услады", "гурии", метафорическое понимание образов "любви", "вина".' Тема противопоставления Путника; ицуцего высший смысл лизни,-л прозаическое, будничное судэствова-ниэ лгодой, погрязших з грохе, проходит через в со ориентальные произведения Н,- Гумилева. Они отрагечч во многих. стихотворениях /"Паломник", "Канцона вторая", "Пьянпй де^лжГ и др./
- та -
В чэтвогтом разделе -"Ориантальют мотив» в -русской модернисткой прозз" выявляются HOBH9 подходы модернист СЕ к восточной тематике, воплощенные ими в проза.
Обрацение к ориентализму в форме прозаических произведений для русских модернистов происходило в русла обще-теоретических исканий, общей концепции искусства модернизма. Наиболее характерно в этом плана творчество Н. Кузмина, вперив обратившегося к проблема* прозы в своей статье "О прекрасной ясности". Кузмин создает несколько прозаических произведений на тему Востока, (сообразно ,в соответствии о эстетикой модернизма интерпретируя и саму тему, и стилистику ориентализма.. Анализ этих произведений по называет вуцность модернисткою подхода к изображаемому объекту творчества, а с другой сторонн-разнообразиа стилевого решения.
В прозе Кузмина на пери та план выдвигается прием стилизации. В романе "Цутепвствке се га Джона ^ирфаКса по Турции и другим примечательным странам" писатель стилизует стиль произведений французского писателя Анри де Ренье. Безоговорочное принятие мира, стремление передать осязаемое дыхание ушедшей эпохи« культ "мялах хрупких вещей", эстетизм-главное в ориентальной прозе М. Кузмина. Восток в романе Кузмина нарочито далек от реального своего прототипа и напоминает театральную пантомиму с узнаваем «>га персонажами.
Совершенство ^орин, игра слов, намекав, соответствие не реальной действительности, а стали известных произведений сближает Кузмина к Востоку, и к Западу одновременно. В своем романе Куяшн показывает больной культурный диапозон своего творчества. Здесь и стиль "TOOI ночи", и газелей Ха*иза, и европейского авантюрно-прш люченческого романа ЗУРТ века, и своеобразие изобракэния в тад-яикско-персидской поэзии природы, возлюбленной красавицы,интерьер!
/нуо цели Кузмин преследует в романа "Подвиги Великого Александра", стилизуя стиль исторических хроник Плутарха. При созданш образа великого полксюоота Александра Македонского писатель обращается и к величественной эпопей А. Фирдоуси "Шахндае". Сопоставление Тскандеркаме" Фирдоуси и романа Кузмина "Подвиги Великого Александра" показывает близость главной идеи-скоротечность пребывания чэлсРека на зегло, неотвратимость рока. Но -если эта идея . вэплоцпзтея ^ирдоуск в тратачаском^ эпкчзсхом плане, то у тгуа^на Алэксянср ''акедокскии запоминает рыыаря-крвстоноспа, элегантного, гапантногс, сот,ер!са^;его спои подвиги согласно неумолимому року.
- те -
Кузмин стилизует особенность таджик ско-вэрсидской литературы, когда глубина и сложность внутреннего мира человека еще не была открыта. Образ Александра и у ^ирдоуои, и у Кузыина двойственен. В нем подчеркивается стремление выйти за пределы того, что достижимо для человека.
Таким образом, ориентальная проза М. Кузмина представляет собой пример блестядей стилистики, заостренного внимания модернистов к (Горле художественных произведений, точного соответствия стиля и содержания.
В заключении подводятся итоги исследования. В результате анализа мы пришли к выводу о том, что поиски нового поэтического языка в ТО-Х годах XX века, новой концепции искусства оказались вновь тесно связаны для русской литературы с поэтикой Востока. Долгое время в литературоведении существовала точка зрения о том, что унлэчзнке восточными образами и поэтикой для Кузмина, Гумилева, Г. Иванова было лишь стилизаторством, внешним подражанием.Глубокое прочтение художестввннкх произведений этих авторов показывает сложный и многогранный характер их проникновения в сферу воо-точной поэзии. Восточная идейно-художественная система повлияла аа глубинные процессы русской литературы начала XX века. Обращение к творчеству великих персидских поэтов стало ошсшополагавщш яачалом в формировании новой художестванной конпэшти, нового художественного мировозренйя. Поворотным к шеи том в судьбе многах дэ^ ятелей русского искусства ТО-х годов яэилось участнэ в деятельноо-ги общества "Северный Гайиз" вой "Друзья ГасГаза".
' Из всех персидских поэтов наибольший интерес для русских, мо-хернистов вызывали поэтические наследие и сама личность Хафиза ПЬ-50зи. Удойно-эстетические принципы его искусства оказались созвучиями трвбсшшиям норой эпохи. Влияние творчества Хбойза было глу-(оким а серьезным, связанным с новым поэтически видением мира,но-1ыми взаимоотношениями в неразрывной овязкэ "дейотвительность-тво->ец-искусство"? Модернисты усвоили гедонистическ<0 отношение !афа~ |а к жизни, знаменитый ."язык намеков"-"лисан уль-»тайб".
Ориентализм русского модершзма отличается от увлечения Воо-оком русскими романтикам. Романтики искали на Востоке близкое :воим идейным взглядам. Восточный стиль стал для них отилэм сао-оды. И как художественное оформление идэн свободы в русскую «ште-
ратуру пришли госточная пышность слое еря, гинерболиьирозанность метяФор, эщ>"?цтов, ор«р нений.
Как показало "данное исследование, модернисты подчеркивали свою безыдейность или всеидейкость. Главное для них-встетическая сторона искусств а .когда не скрывается условность воспроизводимой действстельности. русские модернисты учились этой особенности искусства в восточной поэзии, особенно в поэзии Хафиза с ее условным пейзажем, портретом.Они точно передали в своих произведениях та>сую четру гадкикско-лерсадской литературы,как удивительное сочетание простоты и пышности, Еысокости и обыденности, прозаизма и декоративности.
Одновременно Восток стал для русских модернистов изловлен- " ним объектом для стилизации. Немалнвакную роль в точности передачи стилевого богатства тадаикско-иерсидской литератур!■ .тали такие особенности модернизма как высокая требовательность к ($орла-дьной стороне творчества, строго логическому соответствию стиля изображаемому объекту. Изысканная легкость стиля "восточных" творений русских модернистов достигалась долгой,кропотлив ой рабо -той над мельчайшй деталью, словом, средством поэтического перевоплощения.
Обращение русских модернистов к восточным стихотворным формам обогатило русскую поэзию новыми поэтическими средствами. Ориентализм придал русской поэзии и прозе начала XX века как бы новое дахание.сказавпве потом на протяжении всего новейшего времени
По теме диссертации опубликованы е...дующие статьи и книги:
1. Статьям. А. Кузмина "о прекрасной ясности" в контексте литере турного развития ТС-х годов XX в е1Га.//Писатели как критики ¡Материалы Вторых аарзобских чтв^шй "Проблемы писательской критики", -Душгнбегдониш, т&ЕО. '
2. Тршшши Фирдоуси в "Подвигах Великого Александра" М. А. Кузмина. //Восток и русская литература./Тезисы выступлений участников Первой межрегиональной научно-практической конгТереннии ,Т8~21 октября Т961 г./-Самарканд, т?91. . '
3. Восточные мотины н русской по?р.ии конна ХтХ-начала XX вв. //Закономерно сти русско-восточна,' литературных связей .-Душанбе ,1!
4. №. А. Кузкин и Анрн де Ренье.//Писатель-крртик-писатель./Мате. риалы третьих варзобених чтений "Проблемы писательской критики"./ -Душанбе :Лонш1, те«е . ' •
5. Век Хафизй в России.-Памир, т99б,-.№ 7-р2.
6. X аканта. По сшдение Ха^изу./Русские писатели о Хафизе./ Анто доггя. В .соавторстве- с Самадоацм т.//В производстве в изд-«е "Ад