автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Орнамент северных хантов (1940-1980-е г. г. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Орнамент северных хантов (1940-1980-е г. г. )"
Российская академия наук. Сибирское отделение. РГ8 ОД Институт археологии и этнографии.
'3 -;; .
На правах рукописи
Ммдаша Татьяна Александровна
ОРНАМЕНТ СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ (1940 - 1980-е г. г.)
Специальность 07.00.07 — этнология (этнография)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Новосибирск — 1993
Работа выполнена в Проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета
Научный руководитель д. и. н. Лукина Н.В.
Официальные оппоненты: д. и. н. Алексеев H.A.
к. и. н. Мартынова Е.П.
Ведущее учреждение: Омский государственный университет
Защита диссертации состоится_199_г.
в_часов на заседании специализированного совета Д 200. 09. 01 по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Институте археологии и этнографии СО РАН по адресу: 630090, Новосибирск, проспект Науки, 17.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и этнографии СО РАН.
Автореферат разослан iO Q 199,3 г.
Ученый секретарь специализированного совета доктор исторических наук
В.Г.Петрин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка проблемы, актуальность исследования. Орнамент является одним из устойчивых элементов художественной культуры народа, который на протяжении столетий и даже тысячелетий способен сохранять свою древнюю первооснову, что делает его важнейшим историческим источником. Изучением народного орнамента занимаются различные научные дисциплины: археология, история, искусствоведение, этнография, которые используют различные материалы и методики. Этнографическая наука исследует различные аспекты орнамента: изобразительное, прикладное, семантическое начала в контексте изучения этногенеза и этнической истории создавшего его народа, «проливает свет на многие недостаточно ясные пока моменты, связанные с формированием этих народов и их историческими судьбами».
Кроме того, орнаментальное искусство, являясь связующим звеном между древностью и современностью, широко представлено в археологических и этнографических материалах и играет важную роль в решении многих фундаментальных вопросов, стоящих перед сибиреведением.
Изучение орнамента народов Севера как явления художестенной культуры приобретает особую актуальность в условиях пробуждения национального самосознания этих народов, их активного стремления приобщиться к истокам своих культур.
В предлагаемой работе исследуется орнаментальное творчество трех территориальных общностей хантов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области. Это жители бассейна реки Казым и соседние группы, которые находятся в сфере родственных связей или влияния казымцев.
Изучение локальных подразделений, а не всего этноса в целом, отвечает современным требованиям этнологии, в частности, угроведения, предполагающего углубленное изучение особенностей культур у отдельных групп.
Хронологические рамки исследования 1940 — 1980-е годы.
Степень изученности темы. Работой обобщающего характера по сибирскому и, в частности, по обско-угорскому орнаменту явилась, опубликованная в 1963 году монография С.В.Иванова. В данной работе автором была поставлена задача подвести итог всему предшествующему периоду изучения сибирского орнамента, выработать методику его изучения как исторического источника. Впоспедующем отдельные аспекты орнаментального искусства обских угров рассматривались в работах ряда исследователей. Так, например, глава по орнаменту восточных хантов включена в докторскую диссертацию Н.В.Лукиной, этот же орнамент явился предметом исследования в одной из глав кандидатской диссертации О.М.Рындиной. В 1979 году вышел «Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа)». Н.В.Лукиной. Изучением современного орнаментального творчества хантов занимаются также Н.Н.Федорова, Т.А.Молданова, А.М.Сязи и другие.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является анализ орнаментального искусства трех групп северных ханты, выявление в нем этнических традиций и закономерностей развития на современном этапе.
Исходя из этого, ставятся следующие задачи:
- описать технические приемы, мотивы, круг сюжетов, колорит, и семантику орнамента;
- выявить древние традиции, их основу и происхождение;
- проследить пути и закономерности трансформации традиционного орнамента;
- рассмотреть новые явления в орнаментальном искусстве и тенденции их развития.
Источниковая база работы. Диссертация написана по полевым материалам автора, собранным на территориях Полноаатского с/с Белоярского района в д. Полноват, д. Ванзеват, д. Тугияны; Казымского с/с Белоярского района в д. Юильск, с. Казым, в стойбищах и частично в д. Нумто; Руссчинского с/с Сургутского района в п. Русскинские, стойбищах верховья р. Тромъеган и ее притоков, озеро Пяку-То. Все названные с/с административно относятся к Ханты-Мансийскому автономному округу Тюменской области. Всего собрано более пятисот различных орнаментальных мотивов, если же принять во внимание, что многие из них встречаются по нескольку раз, то общее число проанализированных орнаментов достигнет нескольких тысяч.
Методологической основой диссертации явился разработанный С.В.Ивановым сравнительно-исторический метод, дополненный автором новой методикой исследования узоров, который синтезирует номинативный и эволюционный подходы и базируется на представлениях самого народа.
Научная новизна работы состоит в вводе в научный оборот нового полевого материала, характеризующего современное орнаментальное искусствотрех групп северных ханты. С 1963 года исследованием орнамента северных ханты ничто не занимался, диссертация является первой работой за последние 30 лет по этой группе этноса. Если же принять во внимание, что в работе углубленно исследуется орнамент трех территориальных групп, то такая работа вообще выполняется впервые.
Далее автор останавливается на малоизученной стороне, касающейся семантики узоров, описаны технические приемы вязания, нашивания и низания бисером, по разным причинам, оказавшиеся вне поля зрения предшествующих исследователей. Новизна полученных выводов касается формирования орнаментов; выявлены закономерности его развития, установлены побудитепьные моменты скачка и размежевания орнамента на ленточные и неленточные. Новизна результатов в изобразительных включениях касается выявления двух различных временных пластов.
Практическая значимость работы заключена в возможности ее использования:
- для решения научных проблем орнаментоведения и происхождения обских угров;
- в учебном процессе;
-для развития и возрождения декоративно-прикладного искусства через Центры зциональных культур, школы и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в яде публикаций общим объемом 2,3 а.л. и выступлениях на конференциях, .иссертация обсуждена на заседании Проблемной научно-исследовательской аборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственно-о университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, писка использованной литературы, примечания и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и научная значимость темы, опреде-1яются цели и задачи исследования, его территориальные и хронологические >амки. Дано краткое описание источников, литературы по теме. Описаны исполь-¡уемые методы исследования и понятийный аппарат.
Первая глава «Орнамент на изделиях из различных материалов» содержит граткую характеристику орнамента на разных материалах. По различным группам [ыделяются материалы наиболее часто применяемые для изготовления узоров, так, «пример, для обских хантов наиболее характерна овечья шерсть, для кззымских — мех и береста, для тромъеганских — бисер. Указанные различия объясняются трежде всего различиями в хозяйстенной деятельности, которые обуславливают доступность тех или иных материалов для изготовления традиционных изделий. Применение различных материалов, в свою очередь, влечет за собой отличия в технике исполнения и мотивах. Рассматриваемые узоры встречаются на изделиях из меха, бересты, ровдуги, ткани, сукна.Орнаментальные мотивы также выполнены из этих материалов, но кроме того, распространены вязаные и бисерные изделия. Далее, с учетом особенностей трех исследуемых групп и материалов, подверженных орнаментации следует подробное описание орнаментальных композиций, технических приемов и колорита, которые в силу ряда причин выпали из поля зрения предшествующих исследователей.
Особое внимание в данной главе обращается на новационные процессы в орнаментальном творчестве: внедрение новых предметов, сопровождаемое активным поиском в области композиции, идут изменения в сторону все большего насыщения орнаментируемого изделия, меняется приоритетность материалов и орнаментируемых предметов. В настоящее время орнамент бытует преимущественно на одежде, обуви, домашней утвари и не задевает орудия труда и средства передвижения, орнамент на которых фиксировался еще на рубеже XIX —XX веков.
Из расмотренных изделий наиболее богато орнаментирована женская верхняя одежда, причем, это наблюдается как в украшении техникой меховая мозаика, так и в украшении суконных саков бисером. Заполнение узором все больших площадей
с
изделий наблюдается также на женских платьях и на современной женской обуви — бурках. Возможно, это тенденция находит объяснение в стиле, отработанном и закрепленном ранее у обских угров, к примеру, вышивка цветными нитками по холсту почти сплошь занимала изделие.
Традиционным остается характер расположения узора на берестяных, ровдуж-ных, вязаных изделиях и на меховых мешочках, это объясняется применением традиционных форм этих предметов, где соотношение форма — узор отработано и находится в статичной фазе.
Материалов, являющихся новыми для выполнения орнаментов не зафиксировано, существенные изменения произошли в количественном соотношении. В настоящее время наиболее обильно применяется бисер, затем мех, ткань, сукно, пряжа, береста, ровдуга, ранее указывалось на доминирование изделий из бересты.
Вторая глава «Геометрические узоры» посвящена общей концепции развития ленточных и неленточных узоров северных хантов. Во вступительной части дается общая характеристика геометрических узоров, описаны различные способы классификаций орнаментальных мотивов, даваемые обско-угорскому орнаменту предшествующими исследователями, указан путь группировки узоров, избранный автором, который заключается в сочетании номинативного и эволюционного подхода. В дальнейшем узоры группируются и рассматриваются, исходя из орнаментальных названий, сложившихся в этнической среде.
К простейшим геометрическим орнаментам автор относит прямую линию и зигзаг. Прямая линия существует в виде полосок из ткани, одна или две вместе создают рамку для розетки на бересте и ровдуге. Бордюрчики из вертикальных и наклонных полосок окаймляют основной узор на бересте. Данные орнаменты архаичны и какого-либо развития не получают.
Зигзагообразные орнаменты на всех рассматриваемых автором материалах, кроме меха, находят свое воплощение. В своем наипростейшем виде они бывают выполнены в виде ленты и в виде линии. В традиционном мировоззрении за зигзагом закреплен особый смысл, зигзаг с ответвлениями есть формула жизни. Развитие ломаной происходит несколькими путями. Во-первых, на нем появляется ответвление, называемое «ветка», «сучок», которое, в свою очередь, дало название простейшему элементу всей орнаментальной системы северных хантов. Во-вторых, в вершинах углов горизонтальной ломаной, «на голове зигзага», появляется квадрат, поставленный на угол или какой-либо иной узор. «Ветка» и «голова» в последующем разрастаются. Третий путь развития зигзага — это его разрыв на отдельные составляющие.
В работе показан путь формирования конкретных узоров, откуда выводится, что ленточный орнамент, сложившийся на мехе, восходит к уголку, а неленточный — к квадрату, поставленному на угол. Уголок при этом рассматривается как рассеченный зигзаг, а ромбический ряд есть следствие слияния двух зигзагов.
Основой узоров ленточного типа является ряд из треугольников. Автор считает, что данная традиция не очень древняя, объяснение чему находит в том, что существует разброс мнений по поводу названия самой зубчатой полосы и то, что 6
мастерицы иногда оговаривают, что такой-то узор «сидит» на пинии из треугольников. Относительно последнего заметим, что в других случаях обычно оговаривают расположение узора на другом элементе или орнаменте в том случае, когда такое его расположение не есть обязательное условие.
По поводу происхождения зубчатой полосы автор отмечает, что линия из треугольников навязчиво проявляется при нанесении зигзага например, на планку из черемуховой коры, при этом традиционное соскабливание дает два ряда контрастных, взаимопроникающих линий из треугольников. Таким образом автор полагает, что зубчатая полоса также происходит от зигзага. В пользу этого мнения приводятся дополнительные доводы. Треугольник не получает развития, мотивов, возникших от него, немного.
Как было сказано выше, уголок находится в начале «эволюционного ряда» узоров ленточного типа. Дальнейшее его развитие рассматривается исходя из народных представлений о генезисе орнаментальных мотивов. Так, продление одной стороны уголочка дает орнамент преимущественно называемый «заячья лапка», из двух уголков получаем «рога маленького оленя». Добавление уголка к «заячьей лапке» это узор «березовая ветвь», а две «лапки», повернутые друг к другу — «уши большого зайца». Выше названные простые узоры, вместе с рядом из треугольников, квадратом, поставленным на угол и крестом — это те исходные мотивы, из которых слагаются геометрические узоры ленточного типа.
Особое положение среди орнаментов данного типа занимает узор под названием «соболь». Предшествующими исследователями не раз делались попытки его реконструкции, автор предлагает свою версию происхождения орнамента. В истоках узора «соболь» мы видим ломаную, а привлекая археологичиский материал и южно-хантыйскую вышивку, показываем путь становления данного орнаментального мотива, приводим его варианты.
Узоры неленточного типа встречаются преимущественно в бисерных и вязаных изделиях. Материал, собранный автором, дает возможность проследить путь эволюции этих орнаментов от линии из квадратов, поставленных на угол. Первичным звеном этого этапа, по мнению автора, является размыкание крайних квадратиков у двух или трех элементных полосок. Причем квадраты-элементы имеют внутреннюю полость, так как произошли от слияния двух зигзагов. Таким путем получают узор из двух соприкасающихся «рогообраз-ных» элементов. Рассматривая дальнейшую эволюцию узора, автор показывает существование «закона» использования фона для создания новых мотивов. Один из путей развития двух «рогообразных» элементов — это их отдаление друг от друга и вкрапливание между ними каких-либо более сложных фигур, другое направление — соединение их парами, -и в третьем случае на вершине «рогообразных» элементов появляются «ушки». Эволюция разомкнутого узора из трех квадратиков идет путем усложнения среднего квадрата, на котором появляются «головки», «ушки», активно используется фон — лента вокруг основного узора. Так, к примеру, лента вокруг «рожек» на конце квадрата дает новый элемент, в котором появляется дополнительный изгиб вовнутрь, он как бы свертывается.
Оконтуривание усложненного элемента дает еще один добавочный изгиб. Теперь на данный узор накладывается устойчивая семантическая нагрузка, и в дальнейшем этот орнамент и его варианты будут называться «змея».
Небольшая группа геометрических узоров не вытекает с жесткой необходимостью из предлагаемой теории развития севернохантыйского орнамента. Во-первых, это квадрат, стоящий на основании. Узоры, представляющие собой данный квадрат, в настоящее время все изготавливаются из бисера и занимают на одежде и нагрудных украшениях места, где ранее находились оловянные отливки. Так как отливки считаются татарским влиянием, то можно делать вывод о татарском заимствовании на изучаемом хронологическом срезе. Если же учесть, что данный квадрат исследователями рубежа веков фиксируется в иных ситуациях, то сегодняшняя его четко очерченная топография на изделиях предполагает вывод более общего порядка о том, что некоторые узоры могли быть заимствованы (созданы) не один раз. К группе других узоров относится орнамент «утинная лапка», нашиваемая на полы женских халатов, он уводит в археологию, к лапчатым подвескам. Другие орнаменты данной группы возможно есть варианты, навеянные фоновыми частями узоров, некоторые же часто встречаются у коми.
Далее речь идет о композиции узоров. Используя понятие «символ симметрии» и позаимствовав соответствующие им обозначения у А.В.Шубникова, автор дает таблицу распределения символов симметрии по группам геометрических узоров, откуда вытекает, что для зигзага в большей степени характерны ассиметричные мотивы и что ассимметрия вообще просится в изначальное состояние орнаментальной системы северных ханты, что расходится с мнением С.В.Иванова. Далее дана таблица, в которой показан процесс создания орнамента ленточного типа — узор пытается как бы «сесть» на линию из треугольников. Это происходит несколькими путями. Во-первых, мотив опускается в углубление между двумя треугольничками или «вытягивает» один из них. Во-вторых, используется мотив уже «сидящий» на зубчатой полосе целиком, в качестве элемента, который затем располагают так, чтобы отрезок из треугольничков был перпендикулярен основной линии из них же. В-третьих, мотив узора использует «для сидения» простейшие орнаменты и элементы.
Иными путями развивается квадрат, поставленный на угол. Кроме непосредственного усложнения исходного мотива путем добавлений элементов он активно использует фоновые части узора. Квадрат создает усложненные мотивы путем обрамления лентой ширины более простого элемента. Большинство неленточных мотивов мало чем отличаются от розеток, на которые в последнее время, в связи с появлением изделий новых форм, появился повышенный спрос. Пути создания розеток следующие: во-первых, наращивание различных элементов на существовавшем ранее мотиве, во-вторых, использование в качестве центра розетки квадрата, креста или креста из ромбов, в-третьих, отражение, вращение мотивов ленточного орнамента, одного или нескольких. У узоров, построенных по сетке, а их ничтожно мало, в узлах сетки располагают неленточные мотивы или розетки.
По поводу названий орнаментальных мотивов существует некоторая разница по
группам. Так, например, обские и казымские женщины практически не имеют разногласий по данному поводу, тромъеганские же мастерицы имеют свое собственное, зачастую индивидуальное мнение. Автор считает, что причина достаточной устойчивости в названиях орнаментальных мотивов у двух первых групп объясняется сформированностью общественного мнения, что показывает немалый срок бытования одних и тех же геометрических узоров на данной территории, за которыми успели закрепиться конкретные названия и даже сформировался «институт их сохранности» в лице так называемых «узорных женщин».
Глава заканчивается разделом «анализ», где автор заключает, что выбранный эволюционный метод рассмотрения геометрических узоров, в конечном счете, все многообразие орнаментов, за малым исключением, возвел к зигзагу. В пользу зигзага, как прародителя орнаментальной системы приводятся дополнительные доводы. Во-первых, он в своих развитых формах существует на бересте и ровдуге, на древнейших материалах, подверженных орнаментации. Доказательством их древности является то, что на них легко оставить «след» от чего-нибудь. Во-вторых, процесс нанесения узора на бересту и ровдугу (и только на них)называется ханшты, хашты — глагол, от которого происходит слово ханши «узор». В-третьих, простейший элемент орнамента, о чем упоминалось выше, называется «сучок», «ветка», которые первично должны были иметь ствол (зигзаг). Итак, зигзаг является прародителем ленточных, неленточных мотивов и розеток. Исходя из этого, автор заключает, что ленточные бордюры имеют местное, северное происхождение, что расходится с мнением С.В.Иванова, который включает их в северный, приобский тип и относит к позднему варианту южно-хантыйской вышивки, но совпадает с выводами О.М.Рындиной по орнаменту восточных хантов. Неленточные бордюры это преиму-десвенно полоски низаного бисера или вязаные изделия. Бордюры глубоко архаичны, их обильное появление на бисерных изделиях тромеганских женщин требуют специального изучения, автор-же высказывает точку зрения о возможном :рабатывании некого кода создания узоров, присущего данному этносу. Розетки 1меют вторичное происхождение, сетка для орнамента северных хантов практичес-<и не характерна.
Третья глава «Стилизованные изображения и свободный орнамент» начинается : вводной части, где дается краткий обзор литературы и указывается, что «народное эазбиение» берется за основу группировки стилизованных изображений и что по >тношению к ним также будут применяться термины «узор» и «орнамент». Глава [ключает в себя разделы «Священные узоры», «Изображения птиц», «»Зверей» !зображения», «Свободный орнамент» и «Анализ». В первом разделе речь идет >б узорах, встречающихся на ритуальных рукавицах, шапках и других предметах, ;оторые кладут в приклады духов-охранителей. Описывается ритуал создание •.вященных узоров, дается их группировка. Первая группа связана с культом ледведя, вторая изображает человека на лошади, третья — антропо-зооморфного 1уха и четвертая — это «счастливые гнезда» почитаемых животных.
Анализируя указанные группы священных узоров, автор делает вывод о том, что :з каждой из них кроется некий компонент, вошедший в культуру северных хантов.
Орнаменты первой группы и, возможно, четвертой — это культура обитателей леса, им противостоят всадники на конях, которые отвергают «с рогами (оленя) быка, с костями (оленя) быка жертву». Узор «Мужчины на лошади» мастерицами называются различно, то это «Верховьев Иртыша мужчина», который настолько старый, что забыл все свои священные песни, то это совсем молодой «Верховьев Оби мужчина», то средние по возрасту «Середины Сосьвы мужчина», «Священного города мужчина»: объединяет их то, что для них желанным жертвоприношением является лошадь. «Конные» отличаются от «оленных» еще и тем, что последние в антропоморфном облике вообще не изображаются. По поводу различных названий «мужчины на лошади» делается вывод, что в данном случае выявляется исторический факт, связанный с неоднократным приходом людей на лошадях. Узоры третьей группы автор возводит к наскальным изображениям Урала, которые В.Н.Черенцов датирует рубежом III — II тысячелетия до н.э., доказывается идентичность орнамента на рукавицах обских мастерици одной из фигур, описанной В.Н.Черенцовым. И так, противостояние «оленных» и «конных» духов это есть доказываемая многими исследователями двухкомпонентность обско-угорской культуры, а узоры на рукавицах это память о времени формирования анимистических представлений пришедших на смену тотемизму и связанному с ним реализмом изображений.
Изображения птиц, в преобладающем большинстве, встречаются на детской люльке, берестяных коробочках, игольницах, мешочках для хранения рукодельных принадлежностей. Орнаменты на люльках и по сегодняшний день имеют магическое значение, особое место среди них занимает узор «глухарка сна», наносимый на спинку детской люльки против того места, где находится голова ребенка.
Если обратить внимание на способ изображения птиц (и других стилизованных изображений), то можно заметить, что одни из них изображаются с внутренней полостью: «глухарь», «трясогузка» и т.д., ддругие, например, «чайка» рисуются спошной широкой лентой без полости. Отсутсвие внутренности мастерицами объясняется тем, что это «невидимые глазом существа». Отсюда следует, что животные, да и предметы окружающей действительности, имеющие реальный праобраз изображаются одним способом, а существа являющиеся продуктом человеческого воображения — другим.
Кроме названных выше птиц встречаются изображения трясогузки, двухголовой птицы. Трясогузка считается «душу несущей птицей», т.е. орнамент и до сегодняшнего дня имеет магическое значение, ранее описанное В.Н.Черенцовым. По происхождению орнаменты «двухголовая птица» различные. Одни из них имеют внутреннюю полость следовательно имели и реальный праобраз в виде двух птиц, другие ведут свое происхождение от зигзага, который имеет такие понятия как «зигзага макушка головы», «зигзага подошва ног», т.е. на некоторой стадии своего развития он уже был «оживлен» и таким образом является благодатным материалом для строительства любых живых существ.
Изображения «зверей» включают в себя не только животный мир, но и предметы окружающего мира, их можно разделить на простые рисунки, изобра-
жения, связанные с определенной идеей, узоры, утратившие первоначальный смысл. Простые рисунки это оленьи дерево. Ко второй подгруппе относятся узоры «Солнце» и Оставленное стойбище», их объединяет общая идея — воспроизводство земной жизни. У орнаментов последней подгруппы, называемых то «пол мужчины», то «шишка» и т.д., выявить сегодня семантическую нагрузку не удалось.
Свободный орнамент берестяных и ровдужных изделий это лента равной ширины. В работе приводится таблица основных элементов криволинейного орнамента, последовательность выполнения, возможный вариант происхождения.
В аналитической части главы делается вывод о местном западно-приуральском происхождении стилизованных изображений. Высказывается точка зрения о криво-линейности как местной черте и связывается ее происхождение с циркульным орнаментом, который C.B. Иванов относитк североазиатскому типу. При переходе циркульного узора с кости на бересту определенную роль сыграла техника нанесения узора на берестяные изделия с помощью круглого штампа.
В заключении обобщены основные положения, сформулированные в главах, делаются выводы более общего порядка:
— Установлено, что в генетической памяти народных мастеров хранится информация о первоосновах хантыйского орнамента, путях его формирования и трансформации.
— Носителями орнаментальных традиций являются женщины.
— Выявлен круг орнаментируемых предметов и его изменение. Установлено, что изменениям подвержены материал, техника, более постоянным остается колорит.
— Характерным для северных хантов является бордюрное расположение орнамента, заданное лентой зигзага.
— Материалы, сохранившие до наших дней наиболее древние мотивы и технические приемы орнаментации, это береста и ровдуга.
— К древнейшим компонентам орнамента относятся изобразительные включения, зигзаг и криволинейный свободный узор.
— Криволинейность есть следствие использования фона циркульного орнамента.
— Зигзаг развивался путем «ответвления» элементов от его сторон и вершин. Появление «головы» у зигзага, т. е. его «оживление» по времени связано с возникновением анимистических воззрений, тогда же на смену реалистическим изображениям приходят стилизованные и появляются зооантропоморфные фигуры.
— Два фактора, в одном случае, мозаика, а в другом зеркальное отражение есть причина возникновения ленточных и неленточных узоров.
Далее высказывается точка зрения по поводу шести выявленных C.B. Ивановым исторически сложившихся типов обско-угорского орнамента, сопоставляются авторская концепция развития узоров и типология сибирского орнамента. При этом ведущей признается местная основа формирования северохантыйского орнамента.
В приложении даются мотивы орнаментов и их варианты, систематизированные согласно эволюционным рядам. Приведены сводные таблицы. По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Линейные орнаменты хантов р. Казым // Материалы по этнокультурной истории Западной Сибири. Томск, 1988. С. 127 — 136. Деп. в ИНИОН 17.08.88 № 35180
2. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р. Казым // Орнамент народов Западной Сибири. Томск: изд-во Том. ун-та, 1992. С. 75 — 102
3. Орнамент по бисеру у хантов р. Тромъеган // Культурногенетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993. С. 168
4 — 21. (Орнаментальное искусство народов ханты и манси; Узор «Соболь»; Узор «Березовая ветвь»; Орнамент «Челюсть лошади»; Орнамент «Крылья чайки»; Разные орнаменты; Узоры «локоток лисицы» и «шея утки гоголя»; Орнаменты «Крест», «Оленьи рога» и другие; Орнамент «Трясогузка»; Орнамент «Чайка»; Орнамент «Двухголовая птица»; Орнаменты «Пополам сломанное животное» и «Дождевой червь»; Орнамент «Шишка»; Узор «Глухарка сна»; Орнамент «Солнце»; Орнамент «Оставленное стойбище»; Орнамент «Мужчина на лошади»; Изображение медведя.) // Югра, 1992, № 1, № 2, № 3, № 5,
№ 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12; 1993, № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 7, № 9.