автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Современная Азербайджанская поэзия и фольклор (1960-80-е годы)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Алекперова, Шаргия Мухтар кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Современная Азербайджанская поэзия и фольклор (1960-80-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная Азербайджанская поэзия и фольклор (1960-80-е годы)"

МИНИСТЕРСТВО народного образования азербайджанской республики

л ;ггблпджанский государственный педагогический

университет пм. н. тусн

1 1 и уН На правах рукописи

* п « пэ ггп О

АЛЕКПЕРОВА ШАРГИЯ МУХТАР кызы

СОВРЕМЕННАЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ПОЭЗИЯ II ФОЛЬКЛОР (1960—80-е годы)

10.01.09—Фольклористика

А и г о р I: .Ф I: р А г

диссертации, предстазлеиной на соискание ученой стелснк кандидата филологических паук

БАКУ -- 1993

Работа, выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы б Азербайджанском государственной педагогическом университете им. II. Туси.

Научный руководитель: —доктор филологических наук, профессор Зфендиев П. Ш,

О ф и щ 1 а л ы ил г с. н а о н е I гт и:

—доктор филологических наук, профессор Халилов 3. А. — кандидат филологических наук Гасымлы М. П.

Ведущее учреждение—Гянджинский Государственный Педагогический институт.

Защита диссертации соешшея УЯ/ * ^Рй/М^ 1893 г. в - /У^* часоп на заседании Специализированного совета К 0o4.0l.02 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук к Азербайджанское государственном университете им. Н. Туси по адресу:

370000, Баку, "ул. Уз. Гад;хнбеко:ш, 34.

С диссертацией можно ознакомился в фундаментальной библиотеке АГПУ им. Н. 'Гуси.

тр'."|>ераг разослан .. " 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совгта кандидат филологических наук

У

КАФАРОВ Р. О.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В азербайджанском устном народно« творчестве, отличавшемся древней и богатой историей, сироким диапазоном эстетическим,философским содержаниен,наали свое красочное отображение возвчпеиные чувства азербайджанского народа,его филосо^Еские кисли о либви,красоте,судьбе,справедливости,его этнография, история , культура.

Как известно, образцы народного творчества с га ярко выражеи-нь'м-т прогрессивными качествами,сыграли важную роль в раз в эти г общественного сознания.

Со дня своего аароидения письменная литература черпала темы г идея из фольклора эй сокровищницы, за счет нее обогащалась в идейно-тематическом, жанровом, художественном отношена. Устное народное творчество сыграло важную роль в развитии письменной ':-»тературы, ез совериенствовани-и, обогащении новыми индивидуальными качествам«.

Народное уышпзипв всегда было тесно связано с ж"знью,черпало 'з нее т9ми,«де«,образы, отображало различные стороны его материального и духовного мира.

■ Современная азербайджанская гоззия тагае уделяла и уделяет особое внимание отображении исторического прошлого народа, его атически-эстет»ческ«х, духовно-нравственных, общественно-фило-софсхих взглядов.

Азербайджанская поэзия 1960-1980-х годов характеризуется и удачный?* художественными поисками,надивидуаяыадми особенностями. Трудно кайтн худокника, творивпего в эти года, который бы не использовал в своеобразной творческой форме традиции народной литературы, ее сюжеты и мотивы, события т» образы,жанры и виды.

В поэзии 1960-Я0-Х годов напли свое аирокое отображение традиция народности,настоящее гражданской беспокойство,значительный события,исторические теки,проблемы,волнующие современников. 5о ль клоризм, играющий роль «оста между проилам и ссэремзтт периодами, превратился в поэзии в отзвук прошлого и звучный голос настоящего.

Эта поэзия, питасщаяся из устного народного творчества, одновременно,вдохновляет челоиека из зя

дуцее,внушает ему чувство веры в него. Вот почему исследование

традиций устного народного творчества в азербайджанской поэзии 1960-1У30-Х голов представляется крайне гак ной к актуальной задачей.

Интерес к вопросам взаимосвязи и вгашодействня фольклора и по..53от стал усиливаться в азербайдивке ком литературоведении, вачикая с 20-х годов. В эти годы были созданы ряд исследований, связанных с этой темой,освещавших различные сторон« связи народного творчества с поэзией.

В современный период одной из главдах особенностей поэзии является ее верность традициям устного народноп, творчества,их разьутии в новых условиях. Именно ато обусловило содержательность, поэтичность современной азербайджанской поэзия,опирав ыейся на фольклор,способствовало решение важнейаих проблем на высоком художественном уровне, верному отображению духовного мира наиих современников.

Предмет исследования составил»* опубликованные в 1960-ЙС-х годах произведения азербайджанских поэтов, использовавших си-хеш и мотивы азербайджанского фольклора.отобравивиих в своем творчестве историческое проз го е народа, иечти к чаяния,радости г печали современников.

Цель у задачи исследовакия.В реферируемой диссертация аа у роз не современных достшенкй фокькяор^стиюг и литературоведения обобщены проблей» воэдейстакп фольклора яа современиуп азербайдканехуо поззив.определеки изученные и неизученные стороны данной проблемы и га этой ооно£е,с привлечением богатого фактического натерта да изучена незаменимая роль фольклора в идейно-тематическом V- худозественяок-.обогадвнии азербайджанской поэзии 1560-БО-х годоз.В круг задач диссертанта входило также исследование генетических связей азербайджанской поэзии с усткнм народник тгорчеотвок,выявление причин усиления интереса в еоэзки 1960-яр-х года» к фольклору.

Научнай новизна исследования. Реферируемая диссертация являет ся первой работой,конкретно изучавшей традиции устного народного творчестга в азербайджанской поэз«* 196С-80-х годов."бо,несмотря на наличие ряда монографий,диссертаций,статей •» предисловий к сборникам,связанным с темой "Сс ль кторные традиции Азербайджанской поэзии" на данной ¡»тапе,полностью и всесторонне гссве-

дуемиЗ период не изучен.*

3 реферируемой диссертант» к исследованию привлечены многочисленные стих* и гоэын,изданные в виде книг и опубликованные на страницах периодической печати.В больпикотве этих произведений ,выпед-зкх пз-шд гора такте ведущих художников слова, как Б.Азероглн, Б.Вагабзадэ, Г.Ариф,, М.Дильбази,М.Араза,М.Гпльпш,Г.Кюрдоглы, 3. Д^абйарзаде.З.Халила у др. преобладает народный дух. В этих поэтических образцах наили свое отражение традиционные фольклорные §ор-иа во взаимосвязи о характерными особенностями современной поэзии. Выявление этих взаимосвязей на глубоко национальной почве та гае составило научную новизну исследования.

Новими являются вывода и заключения относительно творческого усвоения и использования в произведениях выпеиазванных авторов сине таи линий,форм,нотязов устного народного творчества, аяагсгой литература,таких фольклорных жанров, ках скэзка.даотан,легенйа,пословицы и поговорки, колыбельные и яаскалк", плачи и элег»и.

Научно-методологическую основу работы составили труды и исследования ученых-литературоведов,фольклоратов.В диссертации использованы истор»ко-сравнителькый и описательный методы исследования.

Т( еретическое и практическое значение работы. Положения и заключения,выдвинутые в реферируемой диссертацт»«,могут быть "спользо-ванн при написание соответствующего раздела "тдетори» азербайджан- ' скон поэзии", "Истории фольклористики".

Результаты исследования могут лечь в основу спецкурсов, в семинарских занятий в университетах и педагогических институтах. .

1.Муста;аев тТ.Подобно родни ,-Еаку, 1532; Джафаров М. О.Сарызелли и акыгскоо творчество.-Канд.дисс.(|!«лол.н.,Ба>у,АН,1901; Гаджиева М. Тождество в фольклоре, Поэт поэтические открытия,Фольклорное украшение поэзии О.Саривелли и др. в сб-ке "Родник мудрости",Баку, !Ьичи,1984;Г^лиев К.Лирика и современность,в сб-ке:"Лирика,современность и герой",Баку:Язнчи,1983;Ташбзаде К.Поэт и музыка. Б сб~ке:С.Рустам. Сборник статей,Баку:Элм,1987;Касумзаде К.Воз-моусности лирической поэзии.В сб-ке:Лмтература-иаша нравственность, Баку:Ясычы,1986;Ариф Г.Если жизнь подождет.-Баку, 1978,пред.Н.Хаз-рч;Агаз «.Избранные проиэве»ения.-Баку:Азернеир,Т98б,пред.С.Рус~ та:*ханлы;Кюрчайлы А.Целостность.-Баку:Язьчы, 1978,пред.Э.Керимо-вой ? др..

Апробация диссертации. Диссертация выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы Азербайджане ко го государе таенного педагогического университета им.Н.Туси.

Основные положения работы были опубликованы в периодической печати доложены на респубкикапских и межвузовских научных конференциях.

Структура диссертации, диссертация состоит из введения,двух глав,заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ С0ДЕРШ"Е Д'ТСЕ?ТАЦНИ

Во "Введении" обосновывается актуальность темы,определяются предмет.цель и задачи,научная новизна,теоретическое и практическое значение,метод и апробация исследования.

Первая глава диссертации - "использование фольклора в современной азербайджанской поэзии (1960-80-я годы)" - состоит из двух разделов.

Первый раздел называется "Особенности использования эпических ханров (фольклора".

Использование в азербайджанской поэзии 1560-80-х годе» эпических и лирических жанров устного нарезного творчества в сравнении с другими периодами носит более последовательный характер.

Такие азербайджанские поэты,сыгравшие значительную роль в качественном обновлении национальной поэзии, как М.Рагим, 0. Сарывелли,!1,Д7'Льбаэи,Г.Аркф,Б.Багабзадз,Б. Азероглы и др.,''меют исключительные заслуга и в творческом использовании устной словесной сокровищницы народа,различных, фольклорных образцов.Настоящие знатоки народной дупи, психологи",эти художник" мастерски использовали б своих произведениях поэтический опыт своих пред- -шественников.направгли его в русло воспитания нового человека, во имя прогресса и возвышения народа, правильного постижения явлений общественной жизни.

В азербайджанской побзии использование жанра легенды являй тел^ наиболее характерным.Эту осебекность неоднократно подчеркивали и ученые-исследователи,™ поэти-пт-сател'-.Необходимость творческого использования легенд и преданий,вобравших в себя многовековую истории народа,следугщик образом выразил С.Иургун: "Не следувт бояться слова легенда, в лпбой легенде кы домки

видеть зерна иат"'<к,«бо она создана человеком

Процесс взаимного литературно-художественного обогащения служит углублении национального качества каждого произведения, сохранении и развит,'» новизна, порожденной в народной психологи'».1^-E9CTHO, что национальная литература бывает тесно связана с окру-иаицей её средой, историческими корнями. Эта связь способствует создании про»:зведзний, воплощающих кациокалышй характер. Известно и те, что в каждой легенде живет историческое прошлое народа.

Легенда саздаатся в связи с историей народа и блестяще воссоздают события, имевшие место в прошлом (победы и поражения,интимные чувства, каждодневный быт). Он* играют также важную роль в ранении тревожных проблем современной эпохи.

"спользование ианра легенды особенно сильно проявилось в поэзии I960-B0-X годов. Это наглядно »»дно по творчеству художников, живота: " гворг»я«х в этот пзр"од - Г.Apwfa, Б. Азероглк, Б.Вягаб-заде, М. Лраза,. М.Гяльгюн, М.Дильбази " др. Яркими примерам» отображения исторического прошлого народа являются такие ст"хи и поэмы, как "Дуругел", "Парное сем" Г.Арифа, "Легенда о Савалане" Б.Азероглы, "Акадия", "Ардебиль" Ч.Дияьбаз», "Унесли потоки Сару", "Сель и родник" К.Ггяьион, "Сель родников" М. Араза. В поэмах "Га-тар жая", "Логмзн булаг" ("Горное село"), в ст»хотворенчях "Сава-лак", "Анадил" воспеваются любовь к Родине, в стихотворениях "Ду- , ругел", "Каменный дом", "Сеяь и родник" описываются честность, правдивость, в стихотворении "Семь родников" и поэме "Унесли потока Сару" восхваляются честь, совесть, добропорядочность, оставшиеся нам в наследство от прадедов, стихотворен*е "Ардебиль" посвящено чистой, всэвывзкиой любви. т»дея з этих проведениях, по-вествугя^х об историческом прпплои азербайджанского народа, его образе жизни, наЗнонаяъш/х обычаях и традициях, убеждениях и верованиях, патриотизме, якбви к правде и справедливости, восходит философской сущности народного творчества.

В поэме Б.Азвроглч "Легенда о Савалане'1 использованы предания, связанные с горой Сазалан и о городом Ардеб»ль. Позка пронизана безграничной любовью поэта к Родине, передаёт его тоску <ч отчему краю.

Наиболее интересным представляется отношение поэта к преданию об Ардебняе. Кстати, это предание попользовано и в одном сти--хотворении М.Диггьбазн.Если Балааа Аэероглн в этом предании за^н-

Г.Самед Вургун.Избранные произведения,Т.У..Баку, 1572,с.

тересовая мохиг. любви к Године,объединении народа,то И.Лильбазк привлекла трагедия,воэнякгая в результат« неразделенной любви.

Использовав теку лзгевды .Б.Азероглм создал произведение о богатым общественным содержанием,ошгеал надежду разделенного надвое народа на обьедине!гое,выразия егс оптттмистическую устремлен-iiocvii з счастливое будущее-. Вообще,безграничность чувства любэи 1с Родине пронизывает все творчество романтически настроенного лозта.

М.Д"ИьГ|'аз«,в отличие от него,обновляет художественный покров легенд*, настроенной на" трагедии,выдвигает на передний план возв!;- • иинпуп л?.бовь двух людей, во лей судьбы разлученных,ко верных своему чувству,мучающихся и страдающих б разлуке.

к Родине составляет остову v стихотворения "Анадил" ".Дильбази. ГЬэтесса не только описывает з ном известную легенду, ко и срам!"вает себя с Анадил,с сердечной болыо воспевает мечт; о саоем сходстве с ней. Мечты Анадил о гоззращэни« на Родину,о встрече с отчим краем созвучны мечтам поэтессы.

В цэ'лэи стихотворзния М.Дильбазн "Ардебияъ" и "Анадил", яа-пкс'л.Ч1ше » романтическом ключе и на основе легенд .заслуживают внтманкя то реьлистичссному отображению исторической действительности. ■:' .'."■■''

Как известно,образ яастуха давно стал с азербайджанской л?тера-турз символом мудрости,мужества и честпостгг.От души любящий свою отчизну,пастух лвляотся одним I'd лоб.п!е!'.иих образов устно гг творчества. Свидетельством ногут слух ить образы пастухе в дася'ане "Ки-табя-Диде Кор'куд" (глава "Ограбление дока Салур Казана") ,в дастэ-нс "Аи ;.:;u и Пери хацу*",а таисе в поэтических произведениях "Каменные док", "Лошак булаг",'^УРУГвл", "Легевда о Савалане".

Шоаа "Д у руге л" в корне отличается \ю содержанию и сшетксй . • линии от других по эк ri, Aptt^r. В некоторах источниках воды Д у руге ля представляется как даругщие бессмертие и местом его нахождения называется Азербайджан - Нирван. Вот почему Александр .Македонский, пожелавший испить живой воды и обрести бессмертие,предпринял поход на Ширван.Все ото говорит о наличии богатой природ Азербайджана, каждая пядь земли которого хранит одну тайну.

Примечательно,что какую бы легенду "ли предание не использовал в своем творчестве Пусейн Ар«5>,оч нз сстастся безучастным созерцателем, напрот"В,акт"Внс вмек^вается в события,старается увязать их с проблемами современного пср"ода,обновить старое.

Тока его пог\^ "Горное с».йо" связана о такими легендами, как "Логаан булаг", 'Татар гая" а "К&мешыЯ дом". Легенды,органически свяаанннг, с ходом событий в поэма, глчогают пооту создать пусть мимолетную,но реальнуи связь между далеким про я.том и сегодняшним днем.Эта связь «грает ванну» роль в Боепитания современно? молодежи.

Обращение к темам,преврат»ззинся в легенду « жизуцим в народной памяти,являются самым большим достояние«. Издавна азербайджанская хенцина превыае всего ставика сеов честь.Как в образцах устного народного творчества,так и в произведениях классической литературы часто встречается подобные яснски? образы.В поэме "Горное село" М.Араза такие с больший мастерством создает "типический"образ азербайджанских нснцик-дезуиек, предпочитающих смерть бесчестьте легкостью смиряющихся о :;т>б№,< превратностями судббы,жертвующих лаже самым дорогим - собственным ребенком во избежание ло-зора.С уваяеиисн относящийся к обнчаям - традициям родного народа, К. Араз не иояет безучастно относиться к печальному проаяому азер-■ байдаапскта иепгда,выражает к «ему свое отношений*

.Творчески рспельзуиэя богатое духовное наследий родного яа-рода,М. Гпдьпга в позяе "Унеслтг пою кг Сару",созданной на основе .известной легенды,насте^оки опиааза насчитывала е тысячелетию истории,обычаи и традиции, иацнотлызие качестза родного народа.

Характерный для поэзии 19б0-00-х годен является тагаге использование дастпмннх мотивов. Дастаннне традиции продолжены и развито в посвященных воспеваний ясбзи поэкпх "В замке Ширин", "Дастан . о лотерявшеЗся девушке",'^идыем". В. позиах хе "Смерть Порог,-л", "Храбрость Корогш" воспевается нол;ак гогоизка яизкь народа.

Известно,что «аидиа тап&нткнвнй художник приносит с собой з? художественкуо литерзту]ру новизну и красочность.Одни!* из таких худоянитв является Б.Лзерогям. Умело используя яанрогые особенности дастана,он выразил в своих погмгх идеи,побуждающие его современников глубого задукаться.В обо"х,созда!:кых им поэмах, ясш просматргааятся стоящие ка двух п^отивопстокных полпеах, ведущгз подобно Добру 1» Злу вечнуп борьбу,богатство и искусство, любовь V политика.

Одним из произведеяттй.тзяцеших воспевачи» любви, является живущая в памяти как "дастан печали" поэма 'Яильгок" ГуссЯка Ари-фа. Созданная путем использования дастана "Дияьгем и Досту-ханум",

соединузшая в себс особенности ром&нтического и реалистического стилей,поэма "Дильгем" отличается ог другта произведений поэта неизъяснимой сладостью языка,ст»яя,повествования.

Введение поэтом нового образа в произведении,безусловно, ко является беспричинным;это - качес-во, идущее от парода. Конь исторически был близким и*верныи другом.спутником человека.На-ии предки всегда считали честью мужчины его папаху,кену и коня. Б произведениях,созданных в современный период,образ коня, как • друга джигита,не столь рельефен.*Зствственно,это ке ускользнуло из поля зрения поэта.

Глава "Старость Кероглы" в дас?анв "Кзсоглы" сыграла основную роль в создание произведений нового Т"па, переклигарщихся с меч- • тами ¡' чаяниям»' современников не только Г.Ар"фа, но и З.Халст?:а.

Безусловно, обращение обо»х поэтов к одной " той же теме, создание различных её вар*гац"й, объясняется желанием воспеть возвышенный образ легендарного героя, защ«тн»'ка прав простого народа -Кёрсглы. Мок но сказать, что оо'г поэта правильно охарактеризовал" подлинную сущность "стортческ'-х событий, успешно согласовал" их с важнейиими проблемам»- современного периода.

Общеизвестно, что е сказкгх отобраказтея национальная бытность породившего "х народа. Обычно ъ сказках простым язакок, реальными красками описывается лю6оеь к Родиае, безграничная влюбленность б отчизну, свободолюбие, борьба за выж^ван^е. Все эти чувства нашли свое красочное отображение в произведениях поэтов, творога в этот период. Так, в стихах-сказках "Попугай и шах" П. Гянджа ли, 'Туммет и ГУдрет", ."Агджа" Б.Азерогян изобраяготся безграничная любовь к Родине, свободолюбивые идеи,- "Потерпи, камень терпения", "Волк и дети", "Коза старой бабуяки" М.Дияьбази, "Болк " ягненок" Б.Азероглы, "Слеза" Б.Багабоаде, "Шах V Муравей" З.Халила воспег • вается торжество правды, сграведливости. •

Произведения, в которых на перний план выдвинута любовь к Родине, тоска' по свободе, объединяет одно, сближающее их по *дее, качество: га лирические герои ни от кого ье окидают. .помощи, не сгнбастся под ударами судьбы, стараются завоевать свободу пс капле, за счет тысячи » одной муки.

В написанных на основе сказочных мотивов стихах и поэмах Б. Аэерогш "Гуммет " гудрет"", "Агдяа", "Волг и ягненок" « др. .победа правды V справедливости з борьбе между угнетенные г угнетателями, слабыми и сильным", кос«т с"мвол"ческ"й характер, так

как фантазия поэта-романтика питает надежду, веру в счастливое будущее, именно поэтому он завершает свои произведения положительной концовкой. Такко как в народных сказках, победа сил Добра над силами Зла берется здесь в качество основного кот"ва.

3 стихотворении "Болк и дети", созданной на основе сказочного мотива, отличающейся простотой художественного языка, народностью и образностью, описывается ториество правды и справедливости.

Б.Вагабзаде же, сохранив в стихотворен™» "Слеза" свдетяую линию сказк« "Нах ^ соловей", вмешивается в ход событ»?., создает острые, контрастнее картины тем самым, в своеобразной форм, обновляет " развевает•"дею сказку

На протяжен"" веков создавая совершенные, япкте образы борцов за справедливость (старуха, пастух, соловей, муравей, иогман, крестьянин и др.), народ противопоставлял 1-х шахам, ?ос устами старался преподать "м поучительный урок. Именно поэтому, созданные Б.Вагабзаде образ соловья в нравственном отношении сто»т намного "выше гааха. . '".•■'

. Одним из талантливых художников, у мело использовавших жанр сказк» в своем творчестве, был З.Халил. Заимствовав идейно-художественные особенности наиболее широко распространенной в народе сказки "!2ах и Муравей", он сумел создать оригинальное произведение, связанное с исторических аровлыы народа, и современное по идейной направленности. ,

Известно, что в бояыаинстве схазок борьба извечная Добра и Зла завершается победой сил Добра над силами Зла. Это качество иг~ . рает зажну» роль а усилении веры народа в конечное торжество правды тт справедливости. Поэтому обращение к народным сказкам поэтов и писателей, стремящихся преподать современникам, особенно, молодёжи поучительный урок, пробудить в них чувство веры в счастливое будущее, направить разв«ти« поколений вперёд, вполне естественно, "бо в оказках в самых различных оттенках нашл» свое отражение " , историческое проаяое народа, и его шечт» о более лучшем будущем. :

В поэзии 19бО-бЬ-х годов очень много фактов творческого "с-• пользования и" такого «нтересноп; жанра, как послсв:;цы и поговорки. Особенно богато представл ны. пословицы и поговорки.в творчестве Г.Арифа, Б.Вагабзаде,' Н-Д^льбаз»».и др. в большинства случаев : , эти. поэты, используя ,послоа»цн " поговорки, употребляют такие вы-' ракения, как "Слизал я поговорку .^"Правильно"; говорят отцыи,;"Грг-вррят, что", "Как говорили деды",/"Пзворя* " " др., что, естествен-

но, имеет большое значение для усиления художественного воздейст-. вия произведения, прав»льного восприятия .читателям« его идеи.Вот шх, например, выглядит »та особенность в творчестве Г.Арифя:

1. Нгсэлдир: ме>даида дунмэни тзк-тэк (Поговорка: на поле брани с врагом ло-одноиу).

2. Аталар догру де^б: бир илд» гурулоны, би~ цкнд» JwxMar олар

(Правильно сказали отци: то, что построено за год, мскио разруиить га день).

3. Мвсалдир: З^анын бэри бамындан (Говорят: Лучше вернуться с соловки* вреда)

Порой, созданные поэтом афоризмы, так иокуско переплетаются с народными выражениями, что их трудно отделить друг'от друга:

I. Бир ганакла iiz даг аииаг чох peau Бир ганмаза "Бэли" дечэк чэтиндир. •

(Со знатоком легко можно преодолеть сто гор Невежде сказать "да" очень трудно).

2. Кичилэ-кичилэ 6ejYj гнлэри, cfoj/J г-бе J/Ja кичилэи 1;ордум

(Выросших в угсдничестзе, увидел униженными в величии).

3. Каг"гэти, бе)ук Цнгри, syjMaça 60JVK дэ vpгк ¡{эрвкдир

(Великую правду, великое мукестзе юнять-нукно и великое сердце).

4. Бир тоJ ун шадлыгы бир елэ с дома з.

(Радость одной свадьбы ье вместится

в целый край).

Использование пословиц и поговорок в своеобразной форме, а именно, для выражения жизненных истин посредством сурового, критического пафоса, отличает художественный стиль К.Вашбзаде.

Также как и Г.Ар«ф, Б.Вагабзаде по сравнению с другими жанрами народного' творчества чаще всего обращался к пословицам и поговоркам. Умело подчиняя созданные иародок .выражения.основной цели, -дее стихотворения или поэмы, он добивался значительного усиления художественного воздействия произведения.

В целом, использование эпических жанров народного творчества открывало широкие возмскности перед современными поэтами для создания сильных, качественных, поэтически конкретных, двгакт»«ески_на-сызешшх произзедоний. Одновременно, это использование еще более

сближало народ с художником, способствлвало сооданио произведения с современным духом, с убедитеяьнвмп характерами. Нравственный долг личности, его обязанности перед обществом, принципиальная позиция - важнейшие условия, волнующие художников в современный период. При решении этих важных условий душа художника обязательно превращается в зеркало яеланий и чаяний народа и он старается ясно показать их подяинн;» сущность.

Второй раздия первой главы называется "Народная лирика' и азер-байдяанская поэзия".

Современная поэзия в корне отличается от гоэз"'« периодов по своей глубокой связи с народной л»р«кой. Во все времена бывшая источником вдохновения для художников, ашыгскзч поэзия неизменно находилась в центре внимания поэтов, считавших её подлинной школой народной мудрости.

Адыгская поэзия - это поэзия народа. Сна огобракает его жизнь, быт, пройденный им исторический путь развития. Кагдый художник использует эту богатейяус сокровищницу народной мудрое.и в соответствии со своим стилем.

Видные представители современной азербайджанской пегззии, используя ашьтское творчество, создали висогосодерчателыше стихи, повествующие о жизни общества, с его сознательных делах, передовиках производстве. Исследование показывает, что особенно ярко проступают эти качества в творчестве тчки* поэтов, как Г.Ариф, Б.Взгаб-эаде, Ц.Дияьбаэ", М.Араэ, Н.Хазри, Г.Кюрдогла и др. '^епно °',я соэ~ дали высокохудожественные поэтические образцы путэм использования адыгской литературы. •

В своем творчестве Г.Арн£ не только нслольсовал формальные особенности гошмы.н.о создал множество произведений на их тематику. Особое внимание поэт уделил описанию красоты природы,выразил откомение к общссоте кко-го лит*? ее кия событиям своего времени.

Стихи Г./,рн.'1а отличаются глубинным игобраи>!!г»еи внутреннего мирз человека,его интимных чувств и переживаний.3 них преобладает мотивы любви .к Родила,отчизне;стоЯгсости,героика,оптимизма,ярко вьра>:;ены пригиви к гноим,борьбе,свету,добру.Сб этом гл.;: нельзя лучше свидетельствуют стихи "В этом место", "Поя с лани'У, "Дгдн", :'№ть", "ГСrara", "Деревья", "Fo/ihhk","Капель" и др. В 'Т"Х стихах наяли свое отражение историческое проялое и современность парода в их пега зраком единстве. В сущности, это - основное качество.обуславян-

- I't -

вакщее современность поэзии Г. Арифа.

Учитывая особенности кайра гогами ашыгской поэзии,Б.Вагабзаде в своих стихах,подобно ашыгам.с одной стороны описывет красоту прн-. роды,с другой - воспевает любовь. Вместе с тек борьба с общественной несправедливостью всегда была и остается важнейшей задачей поэта.

Продолжающий и развивающей в от'санитт красоты природы творческий путь устада Аяескера,Б,Вагабзаде мастерски передает неповторимость родного пейзажа. Под его пером ок'-вают покрытые снегом веркини величественных гор ("Горы") .стонет » далуется дуяа.поте-ркшзя любовь,оставшаяся ъ одиночестве ("Любовь", "Ты ушла","Бывает" " др.).Также как в аингских гоамах.в стихах поэта любовь - возвышенное, прекрасное чувство,подаренное человеку природой.Такие гак природу нельзя представить без дождя,ветра,тумана и снега,также и любовь ье бывает без горя.печал^.грустгт ч тоски.Данный в диссертации сопоставительный анализ, ряда стихотворений Б.Вагабзаде и гошк •Атшга Алеекера,позволяет придти к интересным р оригинальным заключениям.

Не менее, интересные образцы в жанре ашыгской поэзии созданы и поэтом Г»Кврдоглы,вдоль и поперек исходившим,изъездившим родной краЯ.описавиим его горы и поля,леса у реки,нашедшим неповторимые ■ краски для воссоздания красоты Карабаха и Гек-Геля,изображения мужества и героизма современников,знаменитых мастеров с лова, во с пива- . ния чистой,бескорыстной любви,дружбы, как истинный преемник Гурба-ни и других аяыгов,Г.Кюрдоглы использует широко распространенные з .аашгекой поэзии обрдз фиалки.Однако он совершенно по-новому представляет читателям фиалку,образ которой издавна выступает в поэзии,tar, символ разлуки f- печали.Органически связав этот образ с обществен-но-политчческими событиями,историческими личностями,поэт добизает-- ся высокой позтичеокой образности: ' • Даки Низами» сирдаш редели ' Бэяк» сене двлмиш Афагын ели , • ■ Иаирв Webc8Tw -F¡»tm крзая",

1;еч сени дуздуму теиг.баневаа? 1 ' \С тех пор как стала соратником Низами \ Может, до тебя дотронулась рука Афаг?

• Поэтесса Мехоети - .красавица Гянджи, , уплела, ли .тебя ь вси>сы,ф»алка?) ;

I Кюрдоглы Г.Ульбка' цветка.2бгху:йзичН;,Ш!>,с,38. '

- -

В целом, анал»з стихов Г.Кпрдоглн показывает,что творческое ve пользование жанра гошмы этшгской поэзии en¡e бояее усиливает народность его тюрчеетва,значительно повывает его эмоциональность, действенность.

Те же слова можно сказать и о творчестве другого известного поэта - МЛразя.В стих.-.х "Прощайте,горы", "Гек-Геяь","Друзьл","Откуда знать мне", "О.жестогая", "Гоама", 'Тоска по" свадьбе","Твоей якбоььк" и др.,написанных в стиле гояхь',ясно проступает позиция-ггаэта-лирика,наглядно предстает его ' лирический герой.В каждой строчке этих стихов воплощены думевнке страдания,пере*п>ания,боль,грусть и печаль влюбленного,разлученного с дюб»мой,подобно Керему, сгорающего в огне дсбви,героя.

В отличие от поэт'".-ее ко го мира м. Араза,* творчестве Б.Азерог-лц особенно сильно зыраде':а тоска по Родине.Все-зло ст»хи,выдержанные в стиле народной лоэзи»,отйечены чувством грхст*,тск» по оставленному когда-то древнему 1'ебризу,Ерзлюбленной сердца,друзьям-товарищам,аиыгекпк меджлисам,сказочном яечерам/'иенио народ,-нкй стиль делает от«, стихи особенно задушевными,-скренними,помогав . ет более глубокому пониманию духовного мира ло это, ео лей'судьбы оказавшегося на чужбине.

Любовь и печаль,гуманизм,стойкость,верность.,преданность сос-тивмшг основу лирических стихов Наб" >;аэрт',В стихах "Слово","Мое сердце", "Бургун здесь","Марал", "Ожидает нас" ч др.,, воспевается человек,современники поэта.Привлекав внимание умелое использование иоэтем ¡.Термальных Ьсобс-янсстеЯ.рчтиа и интонации дестана "Па-' чаг Каби". Художники, создаваге дастони,"ЭГ»пьгоьал^ характернуа ' ' для зго поэтической части форуу пятиотгмия (¡ацгонакьчой поэзии. Эту традиций Н.Хазри использовал в стихах "Карал","Чинар","Скидает К&с". и др. '■".■..

т'сследовакиэ показывает,что творчестве поэтов, творчески «о-лальзоБаапгх в fC-80-е годы характернее особенности,внутренние воз- • кожнести жанра гоимн,отличается искренностью чувств, новизной №с-лей,тепперам5чтом,змсционал1.н'.стьп.'

В творчестве пезтов современного периода Г. АрН'а.И.Диль-баии.Ь". Араза,Б.Вагабзаде,Б. Азерогкь.М. Гмльгрн.Г.Кюрдоглы и др. сильно выражена и тенденция к использованию идейно-художественных качеств жанра • гераЯяы. ,

* Характерные особенност-« накра гераЛлы пев ли свое отражение

в стихах "Нз дcшлo","Topoплг/CЬ","J!ecн5^чий,,,,Будет твоим","Что есть" V др. Гусейна Арифа,поэта,ищущего новизну в единстве формы и содержания.

Обычно в герайлы описываются красота природы и чистая,возвышенная любовь. Балаы Азероглы.дав новой содеряание старой форме,в ашыгском стиле воспевает в стихотворениях "О,соотечественник поэта","Красавица,узла" и др. чистую .любовь.переживания,интимные чувства,внутренний мир лирического героя. В стихах народного поэта чувствуется веяние "любовного мира" Кероглы, Аиы га Аса-да.Гусейна дкагана. Его стихотворение "У кого ты научилась?" го- • ворит о глубокой связи |.ъэта с предшественниками,литературной тра-дицией.Дяк пояснения этой кисли в диссертации приводятся выдержки из отдельных литературных образцов,в том числе.-В дастане "Кероглы":

Врисик дагларын гары, ч *

Твк7лс7н ча?лара сары, Коро^лукун ^е-зэл Зари КУсмэл'к кимдаи о.1рэндин? ' ( Пусть растает горный снег Пусть сольется с ведой рек. Прекрасная возлюбленная Кероглы, Ссориться у кого ты научилась?) У Адшга Асада: -

Маил огсдуч гэлэм .гаиа, СЭДЭф К"МИ 1'НЧ8 днлэ,

йс?дин чанын атггаэ ^ахма-рг/кнмдэи е^'ргздин? ^ (Влюбился я в тонкие брови В жемчужные белые зубки Асада в пламень погружать Скани,у кого ты научилась?)

■ У Гусейна Дкавана:

Буяуд алмасын ал 1зГ, пусе/н форсун дан улдузу, Хумар-хумар ала грз/ Сузмэ^'и КИМД8Н роНДнН? _ (Др. ье застит туча луне ли кую • -. .'Пусть Гусейн увидит утренние звезду,

1 Кероги.ы.-Бику,1975,с."Ш. .

2 Авкг Асаг.Избранные произведения.-5а ку:Эли, 1979,с.2Т.

3 Избранное не аикгской поэзии.-Баку:Гяндмлик,1964,с.36.

1Ьм№~томно сернии глазам* Погодить у кого те научилась?)

О тот же стиль ко ■видик и У Б. Азероглы:

й у сч/н мани дгрдэ салнб, JSvp салмашдн б»р л» салыб, ^Гим Узэ пэрдэ салыб '■ib-XHllV к"мд»н адрйядпн? г

('Гзой обл»к погрузил меня в печаль, Горе >чзе не о дно, а нескэяью Закрыв,о солш;оликая,лицо Выходить у кого ты научилась?),

фэта отлисзег от предшественников яияь одна деталь: в последней строфе стихотворения он не называет своего имени. .

Подобно Б.Лзерогяи.М.Дильбази р. своих стихах,написанных в дакре гсрайяы, пропускает через свое внутреннее чиромуяение земную любовь,эе святость и общность,превращает, ее ь художественную кагау стихотворения. .

3 стихах Нарикана 1Ъс а н заде, у с пей но испытавшего свое пере в какре гсрайяы,пропагандируется любовь и уьэяенне к Родине,матери,выражается ненависть к тем,кто обирает и грабит людей труда.

Создание таджниоов требует 07 художника глубоких знаний,и*-рошго кругозора,богатого с;товесного ьотаса.Безусяовяо,создание современными постами стихов типа тадяаис .можно расценивать как зкгакен по искусству перед •эгугамн-устэлами.

Жанровые особенкссти таднниса в по?зни 1960-80-х годов были • истероки "с пользованы Б.Еагабгаде ("Упйимая завяжет р>эну"),Г. Кнрдоглы С"Л.мби:.ся") и др. Особенно ярко проявились особенности тздмниса в стихотворении Г. Кг р до г яг/ "Псвесь т«пэпь": Бахчзондэн мвтлеб ган«м,с«з алач, €з кекячмя диьан тутам,con а лап, ГЪзармысая 1зк,Чн д^яам.созаяам. За бо?ашлв:,1а к,эдара' чэк игди.^-В этом отрывке поят мастеряктг "-спользрезл различнее сиыого~ вые оттенки, синонимию, многозначное те отдешдах г« я

ж ев таенной выразительности, созда я интересную картину душевных пе- • реживаний.

.1 Ааероглы ь. произведения.-)>аку,Т96Т,о.ЗВ. 2 кпрдоглы Г. Улыбка изетка;-Еаку:Язычы,Т975,и. 46.

- 18 - !

. *

Приме чата яьио, что ь этот период жанровые особенности устад-наме.имещ»; глубокое философское содержание,были использоьани од- , ним лгеаь Гусенком Арифом ("Связано,,,"Хоромо","Что делать?","Не вид-чс", "Не вместится" и др.). ' ,

В исследуемый период были созданы-и.произведения в такой мира г.цыгсксй литературы,как мухаммао.&янр'иухаммаса особенно привлек ; внимание а.КгрчаКгы,Н.Хазри,я.Дагестанлы,З.Джаббарзаде и др. В стихах, на ««санных в форме мухамыаоа.эти поэта воспевают чистые,воз-Визтсикые чувства в .душе лирического героя, о играющегося на Родину.

Б лирических отрывка;;,созданных Г. Арифом,Е.Вагабзаде,Ф.Сады- ■ ; хем, К.Касукаеде.Б.Адилом,.-Крр':айлы,Н.Хазр",Н. Гянджали,М./.разом я . др. ,в »акре баяты,одном из наиболее распространенных, любимых лирических канра» иародной литературы,отличаюиихсг-от друт ео видов краткостью,лаконичность»,на высоком уровне воспеваются богатая нравственность,мировоззрение народа, любовь к Родине,ненависть к угнетателям, так"е благородные чувства,как верность,предашюсть,стой-кость и др.

В целом,в поэзии 1960-80-х годов било очень сильно представлено исвольаоьан^з ндейко-тема? »'ческих и формальных особенностей различны* фэльк^орных манров.А это дало возможность-в более успешной художественной форма разра&ить нравственно-этические проблемы ' в поэзии бгсследуемого периода.

В то ¡а к глава реферируемой диссертации, называется ."Со ль клерован поэтика и современная азербайджанская поэзчя".

Воздействие на жизнь .и нравственный кир народа всегда была и в настоящее время является основным поэтическим кредо азербайджанской поэзии. В немалой степени это воздействие было обусловлено, наряду г иде^чо-текатич.еской Нагрузкой, и художественным своеобразием : ^ербайдяанской поэзии. Ьот почему поэзия 1960-80-х годов привлекает внимание и по методам описания и.воспевания действительности, со зданию худокествекных образов,изображению жизненных сцен, своеобразию ритмика,системе рифмовки. •

Основной чертой,характеридусцей поэзию 1960-80-х годов,явлаются такие ее качества,как историзм,современность,общечеловечнооть. Художники,новаторски используя слова из словарного состава живого народного языка,стремились выразить любовь к родному народу,нации, беспокойство о его.судьбе. В. произведениях,созданных, в стиле народной .гоэз'.лт;в. большом' количестве использованы характерные для нее

аллитерация звуков,-»гривые рифмы,внутренняя и перекрестная р-фмов-ка4гротеск",гиперболы,сравнение •> повтор», дк^гась',метафоры " али-цетворения, способы создэк»я художественного портрет»," т.д.

т,Тспольгование поэтики народной литература,ее художественных-, потенциальных Еозмоннсстей обеспечило произведения!? Г.Ар-фа спт"-1'чст«ческии дух.совер'лр.чство в художественном отношении,даго £оэ-можность точно и метко выразить поэтический идеал,мысл'* и идеи лирического героя.Созданные поэтом образы О'скендзр Дерем бзба.Мз-рал,Зйваз,Боран и др.), отличаются друг от друга богатством внутреннего мира,языком,характерными особенностями.Аллитерация звуков.гг-пербояа,идиоматические внгракеняя,часто встречающиеся в поэзии гу~ се низ Арифа, восходят к главам дастана "Китаби^Деде Ко ркуд", га поминают формы,созданные э свое ¿ремя аиыгами-устадами.Дос'^аточнс привести хотя бы один пример создания аллитерации а7ыгом Гусейиом Бона лсанлы V Гусейном Арифон: У Гусейна Бозалган.ты:

Чаваилары терма ггсдэк Он лары салмч Лгвасдэн ^сг<<н фъсчл, дест»я дзета ч . Ач jaxaiia ду^ мэлэма.;

ч

V тусейча Дрп{а:

т. Габзн.чар габарыб гнилы га беглы, Чстунэ бозаран боз гурд га р к, s г; г-б

2.0еялэрэ,пула;э на v-apapsw _Борандэ 6spK"j"6 Еоран гардасши.

Оригинальные сравнения,идиоматические зырзкения,созданные F• Загабзазе, в»дящим определенное сходство мен;"у осенью и зрелой го- " род *"зни,ес;с pus наглядно демонстрирует философско-эстетитечские, нравственные ценности родного народа, в естественной форме передает -кпвущие в народной памяти исторические ист",чы (Гачаг Керема/'с-ра<]иг агу), величие народа, верного обычаям и. традициям, не дающего спуска врагу. Особенно наглядно предстает эта черта в стихах поэта "Атнгу ¡Знпзиру", "Тихо-тихо", з поэмах "416", "Пути-сыновья". Создавая художественный портрет, поэт умелс' испояьэует неокид-энные,. сл7,нне сравнения, гипербола. Кго ст»х» в стт'лэ азытской поэзии, отягчая требованиям времен«, отображает боевой дух, оитнмист-ческий характер современного человека, чувства •» пэров "3&н"я, ''«л"в,'лу13ь-

I. Бг;залгу;-:™ Г. Ппит-.-Зчку, 19'П, с.52.

- го -

ные черти лирического героя.,

В стихах, написанных в форме гошмы ("Пришел", "Вернись","Утром рано", "Слово "гадан алым", "Сын ли, дед ли?", "Любимая" и др.), герайны ("Девичья грра природа", "Бьётся пульс", "Тоскую", "Радость любви" и др.), К.Касумладё, сдираясь на собственную фантазию, спокойную натуру, описывает и воспевает чувство патриотизма, творческого труда, любовь к матери, святость, благородство материнского чувства и другие положительные качества. Ссобенно интересно своей близостью к народному духу, стилю, манере выражения стихотворение "Слово "гадан акым". Нарисованный здесь образ мате- • ри, не покидающей своего сына ни при любых обстоятельствах, поддерживающей, подбадривающей его в самых сложных ситуац-'ях словом, местом, взглядом, перекликается с образом матер* из главы "Бугач, сын Дерсе хана" из "Кигаби-Деде Коркуд". Об этом наглядно свидетельствует приведенные в реферируемой диссертации отрывки из этого дастана и вышеназванного стихотворения поэта, близких как по содержанию, так по употреблению народных художественно-вираз"~ тельных средств.4"

Любовь к Родине, родной земле составляет центральную линию и в творчестве Е.Адила, в каждой строчке, в каждом слове которого ясно чувствуется величие, гордость, благородство человеческого се'рдца. Рти черты наиболее рельефно проявляются в стихах поэта, написаниях в форме гошмы, в которых обильно используются аллитерация звуков, поэтическая перкличка, однородные рифмы и Т.д.

Несущий на себе печать поэтического мира Г.Боэалганш, умело использующий гармонию звуков, поэтический строй слов, инверсию, Б.Адид в простой и жизненной - ашыгообразной форме передает свои мысли и чувства

использование поэтессой М.Дильбази в стихах' "Кипарисы", "Будет №цечение", "Сыновья Родийы", "ГЪра Ееязан", "Моё", "Цветы Т'нджи", "Отделившись от мечты", "Зелэнаё поле" и др. инверсий,метафор, идиоматических выражений, сравнений, однородных слов, повторов (такриров) ещё раз доказывает, что сна в творческой форме подешла к поэтике народного творчества. Наглядным доказательством нашей мысли шляется стихотворение "Цветы Рндки": галди фэс^иллэрин >рзал" бпЬар,

)удлэр'су *стэ сачыны дарар, . . Ар-лндан ('а¿лага гачдо ссууглар

Х.См. :Д5стан-Деде Коркуд.-Ба^Маарнф.ТЗбО.с.гг.

Касумзаде К. Гора но отпускают мзня.-Еаку:Гянджлик,1976,с.9ч

1 а*ду керпэчэ дзг чичэклэрч.

(Прияла прекрасная пора - весна Увы над водой расчёсывают косы, Убека пи на эйгаги с равн«нм холода, Стало хоясдно маленьким горным цветкам.

Использовав аллитерацию, идг'смзтнчеокне выражения, метафори-зация (ивы расчёсывают юсы, убежали хпяода, стало холодно цветкам), поэтесса добилась особого изящества, емнеловой ёмкости, высокой , образности.

Народной литературе обязана и М.Гюльгюн, в 'ояьпом колличест-ве использовавшаяся а стихах "Спроси", "Что будет", "Поздравляю", "Вспомнила", "Мой Тебр^з", "?ейр»з", "Лззха". "Ууряэяи" и др. эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы. Яз редки в творчестве поэтессы внутренние рифмовки («?., дуэ, сеэ и др.). Например: Сани экс елади оз синасиддр, Чэмэк синэсиндэ, д» сингсиндэ, Галтды на гэдгр соз синэсиндз, Диндим чеимэм мгким, кгЖризик мен им

Используя поэтическую гармонию звуков, многозначность, различные смысловые оттенки отдельных слов, поэтесса продолжила и развила традиции своих поэтвв-предиественннков.

В "Заключении" подводятег итоги, исходящие из самой работы и позволяющие сделать следующие выводы:

Основной причиной написания диссертационной работы "Современная азербайджанская поэзия.и фольклор" (19б0-80е годы)" явилось желание показать на конкретных пастах особенности и традиции устного народного творчества з поэзии этого перирда. "бс воздействие на современную поэзию идвйно-тематичсских особенностей, образной системы, выразительных средств как эпического (дастаиы, легенды, скэзки, пословицы и поговорки), так и лирического (гошма, герай-лы, таджнис, устаднаме, колыбельные, баяты, мухаммасы и др.) Таиров весьма велико.

Умелое использование прпуцих народному творчеству спяетов и образов со всей ясностью и реальностью проявилось в таорчестве Г. Арифз, Б.Вагабэалз, М.Гюльгюн, Б.Азерогет, З.Дкаббаргяде, з.Хали-ла, Б.Адиля, К.Каоукзеде,' Г.Корйог», М.ДильОази, М.Арази ?? д?.

Идущие из фольклора темы и сонеты, способствуя углублению психологических факторов в поэзии, позволило также описывать противоречивые мгновения, сложные характерыj напряженные ситуации.

Вообще, использование '¿рльклора принесло азербайджанской поэзии 1560-80-х годов такте качества, как простота, плавность, гуманизм, патриотизм, человечность, высока* художественность. Зти качестве сыграли незакеянмую роль в повышении культурного уровня •народа, приблизили художников к народу,,, превратили их в любимцев ньрода, в выразите/за его желаний и чаяний, одним словом, сплотили народ и художников воедино, что способствовало дальнейшему ум-ствоннску развитив и возвышению миллионов людей.

По теме диссортации бкл« опубликованы следующие работы:

I«. ¿о ль к ¡горние традиции в творчестве гусейна Арнфа.~Яйтерна~ ' як XI республиканской на у :ой конференции аспирантов вузов Азербайджана. -Es ку, T90F, с Л 31.

2. Фольклорные традиции ь творчеств. К.Дилъ'ази.-Каисриази ХП республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана.-Баку, 1985.

3. ''спользование апшгокого творчества.-Гобустан, Баку, T.990,V'3

4. йольклскыс традиции в творчестве Б. Азерогла.-Тезисы докладов ХШ респубяийанакой научкой конференции аспирантов вузов Азербайджана.-Баку, 1991, с.70.