автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Основные этапы формирования музыкально-эстетической мысли в Латвии

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Вилкс, Лолита Юльевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Основные этапы формирования музыкально-эстетической мысли в Латвии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные этапы формирования музыкально-эстетической мысли в Латвии"

'л 1 0 - 4

КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи УДК 78.01:7.03 (474.3)

ВИЛКС ЛОЛИТА ЮЛЬЕВНА

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЛАТВИИ

09.00.04 — эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук

Киев — 1990

Работа выполнена на кафедре философии историко-философского факультета Латвийского государственного университета им.Петра Стучки.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор СУНА У.Ф.

Официальные оппоненты: доктор философских

Ведущая организация — Институт искусствове-

Защита состоится "28" июня в 15_ часов на заседании специализированого совета К 068.18.19 при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрьской Ревршоции государственном университете им.Т.Г.Шевчен'ко по адресу: 252601, Киев, ул.Владимирская, 60, ауд. 327.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета.

Автореферат разослан "<£6?' мая 1990 г.

наук, профессор

ГАИЖУТИС А.Л.

кандидат философских наук, и.о. доцента ПАНЧЕНКО В.И.

дения, фольклора и этнографии АН УССР им.М .Т.Рыльского

Ученный секретарь специализированного совета, кандидат философских наук

КУЧЕРЮК Д.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Проблемы гуманизации общества в наши дни приобретает все более глобальное значение. Постановка и решение данных проблем предполагает изучение гуманистических традиций духовной культуры, опыта деятельности, направленного на создание гуманного общества. В этом процессе существенное значение имеют художественный опыт, а также эстетические факторы - понимание красоты, ее социальной роли в истории.

Изучение опыта предыдущих поколений и эпох обнаруживает немало ценных положений, которые могут способствовать оптимальному решению современных проблем гуманизации общества. Такие возможности раскрывает изучение эпохи просвещения и романтизма, последующих направлений эстетической мысли, и прежде всего тех, которые проблемы гуманизации общества решают на основе признания первичности общечеловеческих ценностей, их осмысление осуществляет в разносторонних соотношениях в рамках определенных философских систем и с учетом национальной специфики духовной жизни того или иного региона.

В процессах исторического развития художественно-эстетической культуры народов Прибалтики много общего, но и немало отличительных черт. В 18 и 19 веках в Латвии наблюдается сильная доминанта на музыкально-эстетический аспект. Эстетико-философс-кие, а также искусствоведческие обобщения музыкальной жизни становятся важным фактором формирования духовного опыта народа, способствуют осознанию человеком его человечности и в категориях эстетических ценностей. Важно подчеркнуть, что многие из этих

ценностей прошлого сохранились в эстетическом сознании латышского народа и в наши дни. Они образуют

основу устойчивых компонентов латышской национальной культуры, подтверждающих свойственное латышам своеобразие эстетического отражения бытия. Отмеченные особенности во многом определили направленность работы соискателя.

Настоящее диссертационное исследование посвящено проблематике национальной культуры, выдвигая в центр внимания исторический процесс становления и развития музыкально-эстетической мысли. Исследования этой проблематики входят в круг задач, стоящих перед философами Латвии и Прибалтики в целом. Их решение, разумеется, должно опираться на логику развития историко-философской мысли.

Степень разработанности проблем. В Латвии изучению проблем культуры, особенно в последнее двадцатилетие, уделяется много внимания. Однако все больше ощутимой становится потребность в достаточно широком обобщении и освещении истории общественной мысли, философских идей и убеждений.

Важным шагом в исследовании латышской философской мысли явились "Очерки о развитии общественной и философской мысли в Латвии" в трех книгах (Р., 1976 — 1982), где обобщены философские идеи, в периоде времени от эпохи предфилософии до 1940 года. Освещению развития эстетической мысли посвящена монография П.Зейле "Эстетическая мысль в Латвии" (Р., 1976). Ценным вкладом в исследование и разработку искусствоведческой мысли являются статьи и книги следующих музыковедов и историков музыки: Я.Вито-линьш, Л.Красинская. История латышской музыки. Р., 1972, Латышская хоровая литература (составители: ч. 1-Дз.Клявиньш, ч. 2 - Л.Письменная). Р., 1970 и 1979, Андрей Юрян в музыке и жизни народа (составитель

А.Клотиньш). Р., 1981, В.Берзиня. Зарождение латышской музыкальной публицистики. Р., 1983.

Однако в трудах, носящих преимущественно искусствоведческий характер, главное внимание уделено выяснению и интерпретации фактологического материала. Анализ эстетических теорий, идей, представлений о музыке, тем самим, как бы отступают на второй план. Сказанное не означает, что такой анализ не проводился вообще. Наиболее ощутимый вклад в разработку этого аспекта дан статьями Л. Л усе "Эстетические воззрения Эрнеста Вигнера", "Философские и общественные мысли в статьях Н.Алунана о музыке". Особо необходимо отметить публицистику музыковеда А.Клотыныпа, в статьях которого музыка рассматривается в контексте мировоззрения ("Эстетика Эмиля Дарзиньша", "Гений древней Риги", "Современное и романтическое" и другие).

Отмеченные, а также другие публикации, связанные с проблемами музыкальной эстетики, вовсе не умаляют значение настоящей диссертации, ибо среди них нет работ, посвященных анализу собственно музыкально-эстетических идей при последовательном соблюдении принципа единства исторического и логического.

Цель диссертационного исследования: изучение процесса формирования эстетического сознания в период образования латышской нации и анализ роли музыкально-эстетических представлений в этом процессе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- определение влияния идей просвещения на процессы образования латышской национальной духовной культуры;

- анализ воззрений И.Г.Гердера о языке "как о пред-ыскусстве всех искусств" и их влияния на постановку проблем средств выражения в эстетической мысли

Латвии;

- изучение лирической поэзии как особой формы эстетического отражения действительности;

- освещение роли певческих обществ и формы праздника как способа опредмечивания общечеловеческих ценностей;

- анализ отражения в теоретических формах и в публицистике процесса осознания национальной идентичности на стадии завершения исторического этапа формирования эстетического сознания.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретической основой настоящего труда является философские учения прошлого, относящиеся к тематике диссертации, и осбенно концепции представителей немецкой классической философии. Методологической основой работы выступает историко-логический анализ.

Научная новизна работы. Основные моменты, образующие научную новизну диссертации, являются результатом осуществленного соискателем методологического подхода к изучению формирования эстетической мысли в конкретных условиях. Согласно этому подходу, в отличие от имеющихся работ, в настоящей диссертации развитие теоретических основ музыкальной культуры Латвии рассматривается как целостный процесс в контексте мировоззрения определенной эпохи, что позволило обнаружить основания и мотивации возникновения определенных структур эстетического сознания.

В этом плане важным результатом анализа обширного материала является вывод о том, что латвийская эстетика и музыкальная культура данного периода формировались не как чисто народный феномен, а в процессе взаимовлияния европейской эстетической

мысли, ее адептов в среде остзейской интеллигенции, и крестьянской музыкальной культуры, вырастающей на почве национальных традиций. В течении длительного периода изучению упомянутого взаимовлияния препятствовала известная классовая и национальная "презумпция".

Проведенное исследование включает в себя следующие конкретные моменты, содержащие научную новизну:

— вывод о том, что в 18 и 19 вв. своеобразной доминантой развития музыкально-эстетической мысли Латвии выступила концепция языка как хранителя духовного богатства народа, его культуры, и что этим обусловлено специфическое, отличное от современного понимание музыкального искусства в системе эстетического сознания;

— аргументы и обобщения в пользу уникальности хоровой культуры Латвии и ее выражения в форме песенного праздника, выступающего формой духовной интеграции народа и сохранившего свое значение вплоть до наших дней;

— освещение неизученных до сих пор аспектов и сфер влияния эстетики просвещения и романтизма на процессы художественной культуры Латвии;

— выделение в качестве показателей относительной зрелости национальной музыкально-эстетической мысли: степени осознания в теоретических формах специфики мироощущения в народном творчестве и в профессиональном искусстве, осмысление процессов выделения музыки как самостоятельного вида искусства и ее взаимосвязей с другими его видами, а также уделение особого внимания закономерностям развития национальной музыкальной школы;

— научный анализ и оценка публикаций остзейских музыковедов и критиков конца 18 и начала 19 веков, а также работ младолатышей, до сих пор неисполь-

зованных для изучения эстетической мысли данного периода.

Научно-практическая значимость работы:

— диссертационное исследование расширяет существующие представления о традициях латышской культуры, что способствует более целенаправленному их включению в культурную жизнь Латвии и всего региона, их учета, в частности, при организации и проведении праздников песни;

— данная работа способствует преодолению односторонности в изучении музыкального искусства, связанной с эмпирико-аналитическим подходом, способствует также расширению представлений о музыке в ее многосторонних взаимоотношениях с другими компонентами духовной культуры;

— работа может быть использована в лекционных курсах по истории философии и культуры Латвии и Прибалтики в целом;

— диссертация может служить основой спецкурса при изучении латышской музыкальной истории и литературы в музыкальных училищах и в Государственной консерватории им. Я.Витола.

Апробация работы. Основные положения работы излагались автором в журналах "Известия АН ЛССР" (1987 г.) и "Максла" (1989 г.), на 17 конференции музыковедов Прибалтики "Старинная музыка и современность" (Шяуляй, 1983 г.), на Всесоюзной научно-методической конференции "Проблемы специфики и пропаганды этических знании" (Рига, 1987 г.), на 47 научно-практической конференции "Духовная культура современного общества: Проблемы и пути развития" (Рига, 1988 г.), в лекционных курсах, прочитанных в Латвийской государственной консерватории им. Я.Витола, в пропагандистской работе.

Концептуальные выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре этики, эстетики и теории культуры философского факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета им. Т.Г.Шевченко.

Структура исследования. Цель и задачи диссертационного исследования определили его структуру и логику изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, проводится анализ степени ее научной разработанности, формулируется цель исследования, определяются методологические основания для достижения выдвинутой цели, указывается научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

Первая глава - "Источники формирования музыкально-эстетической мысли в Латвии" - состоит из двух параграфов. В первом параграфе -"Музыкально-эстетическая жизнь конца 18 — начала 19 века" - диссертант анализирует общую картину культурной жизни упомянутого исторического периода. В качестве существенного признака этого периода диссертант выделяет сосуществование двух культур: остзейской культуры и латышской крестьянской бытовой культуры. Прогрессивная часть остзейской (т.н. балто-немецкой) интеллигенции была тесно связана с западноевропейской культурой, поэтому являлась своеобразным проводником западных влияний.

Во второй половине 18 века взаимосвязь этих двух

культур пополнилась новыми акцентами. Сильное влияние на духовные процессы оказали широко распространяющиеся в Латвии и регионе в целом идеи просвещения. Они имели устойчивое, исторически значимое влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли. Идеи просвещения способствовали сплочению демократически настроенной интеллигенции остзейцев, которая стремилась к воплощению этих идей в жизнь. В качестве предмета особого интереса остзейские просветители выделили крестьянскую бытовую культуру в разных ее проявлениях. Связанное с этим обращение ряда мыслителей к истории и этнографии Лифляндии

и Курляндии значительно расширяло пространственно-временные представления о духовных процессах данного социума. В результате остзейская культура и латышская крестьянская культура стали интерпретироваться как феномены, принадлежащие к одному и тому же социальному пространству и времени.

Социальные противоречия остзейские просветители надеялись исправить гуманными средствами - при помощи просвещенного сознания, свободного духа. При этом акценты ставились на содержание, раскрываемое в понятиях "свобода воли", "добро","красота". В основу согласования социальных противоречий был выдвинут нравственно-эстетический принцип, подчеркивающий значение искусства, особенно музыки, театра, поэзии.

Теоретическое осознание вопросов музыкальной эстетики и обобщение соответствующих явлений культуры происходило различными путями, с разных точек зрения. Анализ этих путей и точек зрения обнаруживает достаточно четкие рамки определенного комплекса эстетических проблем. Диссертант выделяет три основных источника, питающих тогдашнюю музыкально- эстетическую мысль: 1) философские идеи и обоснования; 2) критическая мысль в поэзии,

в литературе и театральном искусстве; 3) музыковедческая мысль, охватывающая вопросы истории музыки, а также критики.

По мнению диссертанта, особенности развития музыкально-эстетической мысли Латвии во многом определялись тем, что теоретические обобщения и выводы опирались главным образом на анализ художественной литературы. При этом в центре внимания мыслителей оказалась проблема языка как феномена культуры. По ряду важных для указанного периода эстетических вопросов (вопрос о возникновении искусств, искусство и человек и др.) они искали ответы в широком толковании понятия о языке, в признании эстетической природы языка. Всестороннее и более глубокое изучение латышского крестьянского быта, языка и поэзии подтверждало связь поэзии и музыки в субъективном мире человека и в народном творчестве.

Далее при помощи анализа практической деятельности известного просветителя пастора Г.Ф.Стендера в сфере изучения латышского языка в диссертации рассматривается представление о двух видах песеннего творчества - о духовных и светских песнях. Последние, к которым на данном историческом этапе относится понятие "зингес", по мнению диссертанта, более наглядно отражают изменения художественного сознания народа, в частности, усиление индивидуального начала в песеннем творчестве. На основе анализа этих процессов диссертант выделяет два способа функционирования результатов народного художественного творчества в крестьянской среде: устная форма "прямой" художественной преемственности и их коллективно-бытовое существование. Оба они представляют собой естественный "механизм" самосохранения архетипа поэтического творчества народа, выработанного в течение веков.

Большое внимание в параграфе уделено анализу

концепций известного немецкого просветителя и гуманиста Й.Г.Гердера, жившего и работавшего и в Риге. Диссертант обращается прежде всего к идее Гердера о возникновении и развитии языка, особо выделяя положение немецкого философа о том, что язык является "пред искусств ом всех искусств", ибо на основе изучения и правильного понимания роли языковых структур только и возможно объяснение сущности народного творчества. На анализе языка должно опираться и обоснование содержания понятия о народной песне как синкретической форме художественного отражения действительности. По сути дела Гердер в опосредованном виде выдвинул важную для его времени эстетическую проблему границ изящных искусств - проблему взаимоотношения поэзии и музыки. На эти и другие идеи Гердера опирались многие авторы, взгляды которых в значительной мере определяли пути развития культуры Латвии, оказали значительное влияние на процесс формирования эстетического сознания.

Во втором параграфе - "Поиски основ национальной культуры в недрах лирической поэзии в первой половине 19 века" - диссертант анализирует процесс зарождения латышской национальной культуры, характеризующийся противопоставлением себя остзейской, т.е. балто-немецкой культуре. В то же время идеи немецкого просвещения в эстетических взглядах представителей латышской культуры сохранились, получили своеобразное развитие и практическое воплощение.

Диссертант обращает внимание на широкое распространение деятельности по организации певческих (хоровых) обществ в качестве практического способа этико-эстетического просвещения народа. Функционирование такго рода обществ выражалось прежде всего как многосторонняя просветительская деятельность.

Следует отметить, что певческие общества в идеале

стремились к внедрению особого способа жизни, смысл которого можно было бы свести к созданию гармонического общества, где добро и красота являются высшими ценностями. Чаще всего эти устремления оказывались плодом идеализации реальной жизни, противостоящей социальному бытию в исторически конкретных условиях. Согласование идеала гармонически-целостного человека романтического мира и объективной реальности здесь возложено на эстетический аспект с музыкально-эстетической доминантой.

В рамках исторически конкретного культурного процесса, основу которого составила остзейская аристократическая культура, наметилось начало пробуждения самосознания латышского народа. В качестве его представителя субъект культуры на данном историческом этапе осознает себя как "Я" - индивид. Постепенно он обнаруживает свои потенциальные творческие возможности, осознает социальные и культурные взаимосвязи и отношения, находя существенные и близкие ему предикаты: "Я" - латыш"; "латыши - народ" в среде других народов мира. Имманентное же восприятие своего "Я" находит эстетическую форму опредмечивания в лирической поэзии, и эта форма свое значение не теряет в последующем процессе осознания всего спектра взаимосвязей.

Далее диссертант обращается к постановке проблемы языка представителями младолатышей в период пробуждения народнго самосознания. Исходя из убеждения, что посредством языка достигается духовная определенность субъекта, язык рассматривался в качестве основы духовного самораскрытия и развития личности. В параграфе отмечается, что представители первого поколения младолатышей нашли теоретические подтверждения своим убеждениям в идеях просвещения. С этим связано возобновление и заметное

усиление интереса к философским концепциям Лессин-га, Гердера и других представителей просвещения.

Важным следствием признания младолатышами эстетической природы языка явилось выделение в качестве предмета разностороннего анализа лирической поэзии - народной песни, что определило музыкально-эстетическую направленность исследований языковой проблематики. Реализация задач этой направленности, в свою очередь, прокладывала путь к синтезу основных форм латышской национальной музыкальной культуры на основе романтического миропонимания.

Вторая глава - "Развитие национальной музыкально-эстетической мысли" - состоит из двух параграфов. В первом параграфе - "Специфика выражения эстетики нацонального романтизма в музыке во второй половине 19 века" - отмечено, что на данном этапе истории музыкально-эстетической мысли в Латвии особое значение имел процесс трансформации пробуждающегося национального самосознания в эстетические формы отражения "национального духа" во взглядах и в художественном творчестве, где господствовало романтическое мироощущение. В этом процессе диссертант обнаруживает определенную логику, суть которой состоит в закономерном восхождении самоосознания субъекта от "Я" - индивид до "Мы", т.е. общественного "Я" (Мы - латыши, народ). Центральную проблему этого периода представляет самоосознание и самопознаие общественного субъекта "Мы" совместно с такими его предикатами как народ, латыш.

Важной чертой данного процесса являлись поиски эстетического выражения духовного облика представителя нации. Народная поэзия, народные песни - дайны -стали как бы прообразом опредмечивания духовного облика латыша, который нередко приобретал черты идеала. Существенный вклад в формировании такого идеала внесли младолатыши К.Биезбардис, А.Крон-

вальд, Аусеклис, А.Пумпурс, К.Бауманис и другие. В их взглядах, разумеется, имелись различия. Но духовный облик латышского народа в представлениях младола-тышей, как правило, был "наполнен" высоким идеализмом и чаще всего формировался как квинтэссенция этических и эстетических ценностей.

Основным способом художественной объективации этого идеала стал народный праздник. Поскольку исторически конкретной его формой стал песенный праздник, роль народа как субъекта персонифицировал хор. Тем самым и песенный праздник, и хоровое пение выступали, в первую очередь, в качестве эстетических форм, близких к духовно-практической деятельности в широком понимании (по сравнению с самоцельной художественной деятельности). Можно сказать, что праздничная форма хорового пения была своеобразным синтезом художественной и бытовой народной традиции.

Логическим следствием такого понимания эстетически-общего, его национальных выражений было обращение представителей эстетической мысли к более углубленному анализу конкретных форм художественного народного творчества, в первую очередь к народным песням.

Народные песни (дайны) в этой связи рассматривались как образец синкретического единства поэзии и музыки. Поэтому младолатыши обратили внимание на обе его стороны - поэтически-словесную и музыкальную (кантилена). И каждая из сторон в их представлениях и теоретических выводах становилась основанием оригинала двух родственных искусств. Разумеется, речь шла не только о дайнах. На данной стадии развития латышской эстетической мысли много внимания уделялось также анализу произведений зарождающейся латышской оригинальной музыки.

По убеждению младолатышей, мелодия - душа му-

зыки. Но это убеждение опиралось на понимание особого значения принципа народности искусства. Поэтому выразительная природа музыки во могом сводилась к способу изображения народного облика, души, "духа" и т.п. Следовательно самостоятельность музыки в отношении к поэзии принималась условно. Считалось, что самостоятельность эта выражается главным образом в средствах изображения. Однако поэзия и музыка оказались тесно связанными в смысле предметов изображения. Характерной чертой музыкального творчества в содержательном смысле становится эпика, "подсказанная" поэзией. В жанровом аспекте доминировали развернутые формы хоровой песни и оркестровой музыки. Представления о сущности и задачах музыки, функциональные аспекты искусства сводились в основном к этико-эстетическому пониманию, растворялись в представлениях о нравственном воздействии этого вида искусства. Таким образом, доминантой периода национального романтизма в истории латышской музыкально-эстетической мысли явились процессы выявления, осмысления и профессионализма нацоналыю-го музыкального этоса.

Во втором параграфе - "Проблема синтеза в музыкально-эстетической мысли Латвии на грани веков" - выделен исторический период от 90-х годов прошлого века до начала Первой мировой войны. Характерной чертой художественной жизни в течение двух десятилетий является переход от национального романтизма к завершающей фазе развития эстетики романтизма. Движущей силой этого периода выступали существенные изменения в сфере мировоззрения творческой интеллигенции, народа в целом. Характерные для данного исторического периода социальные коллизии поколебали веру в разум. Несовершенство общества чаще всего воспринималось как несовершенство разума, поэтому переоценивались возможности чувственного ми-

ра человека. В связи с этим возрос авторитет искусства, часто оно объявлялось универсальным средством воспитания людей и преобразования общества. Естественно, что подобные сдвиги в сфере мировоззрения способствовали и развитию искусства, особенно музыки, в восприятии которой доминируют чувства. В художественной публицистике и критике усилился интерес к проблемам теории. Появился ряд публикаций о природе, сущности и целях искусства. Умы латышской художественно-творческой интеллигенции больше всего занимали вопросы художественного синтеза и отношения музыкального искусства к действительности.

Особое место в развитии эстетической мысли данного периода занимает теоретическая деятельность известного латышского композитора, дирижера, музыкального критика и педагога Николая Алунанса. Обращаясь к семантической проблематике, к анализу языка, Н.Алунанс, в частности, отмечает, что понятие как голое слово не охватывает всего того, что выражает человек. За содержанием понятия остается "состояние души говорящего", а это состояние выражается в тембровых окрасках, темпо-ритмических изменениях, в акцентуации голосовых звуков человека. В этих звуках - история музыки. Опираясь на принципы познания эстетических основ музыки, Н.Алунанс следует классическим традициям. Он указывает, что и здесь необходимо опираться на присущее человеку свойство: все от себя обособить и облечь в форму понятий пространства и времени. При помощи этих понятий человек оформляет и обособляет свои чувства, а содержание понятий в ходе истории превращается в "формулы" (например, метр, динамика, гармония и т.д.). Они же становятся и элементами, образующими музыкальную мысль. Н.Алунанс внес значительный вклад не только в изучении языковой природы музыки, но также и в понимании ее функцональной независимости. Это дало возмож-

ность осмыслить и глубже понять роль музыкального искусства в системе видов искусств, а также в общественном сознании. Немаловажное значение имело его требование: языком музыки выражать искренние чувства, "говорить" при помощи чувств "подобно словами".

Одновременно с углублением понимания музыки в латышской музыкально-эстетической мысли рассматриваемого периода намечается поворот от доминанты эстетико-познавательной к эстетико-оценочной. Критики чаще начинают рассуждать о музыке при помощи собственно эстетических категорий и понятий: содержание, форма, образ, стиль, прекрасное и трагическое в музыке и др. Признание же самостоятельности музыкального искусства, его семантических структур, в свою очередь, расширило возможности для разработки важной для того времени проблемы - музыка и общество. Оценивая реальные взаимоотношения искусства и публики, латышские гуманисты начала 20 века, особенно в лице Э.Дарзиньша, пришли к выводу, что плодотворное развитие искусства может обеспечить подлинный демократизм и народность, с одной стороны, и воспитание, формирование публики искусства, с другой. Однако романтически-идеалистическое мировоззрение не способствовало осознанию существенных движущих сил общественной жизни. Мечты латышских гуманистов о подлинной демократии оказались утопическими точно так же, как утопической в целом была идея искоренения социального зла посредством искусства.

В заключении подводятся итоги исследования, кратко формулируются выводы и намечается круг проблем для дальнейшей разработки.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

1. Проблемы поэзии во взглядах Й.Г.Гердера и их

роль в становлении латышской национальной музыкальной школы // Тезисы докладов на 17 конференции музыковедов Прибалтики "Старинная музыка и современность". - Шяуляй, 1983. - С. 5-6.

2. О роли музыки в нравственном воспитании /Музыка в жизнедеятельности человека/ // Тезисы выступлений научно-методической конфернции "Проблемы специфики и пропаганды этических знаний". - Рига, 1987. - С. 71-72.

3. Эстетическое в музыке и специфика его функционирования II Известия АН Латвийской ССР. - Рига, 1987.

- № 10. - С. 21-29. / На латышском языке. Резюме на русском/.

4. Художественное творчество масс как фактор развития самосознания народа // Тезисы докладов к научно-практической конференции "Духовная культура современного общества: Проблемы и пути развития".

- Рига, 1989. - С. 62-64.

5. Праздник песни в культуре Латвии // Максла.

- Рига, 1989. - № 2. - С. 49-51. /На латышском языке. Резюме на русском/.