автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Основные проблемы истории казахского общества XVIII в. по материалам устной исторической традиции

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Айтбаева, Роза Туймебаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Основные проблемы истории казахского общества XVIII в. по материалам устной исторической традиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные проблемы истории казахского общества XVIII в. по материалам устной исторической традиции"

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТЕ/ДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ш.АЛЬ-ФАРАШ

На правах вухопяои

АЙТЕАЕВА РОЗА ТУЙМЕБАЕВНА

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ КАЗАХСКОГО ОШСТВА ОТ В. ПО МАТЕРИАЛАМ УСТНОЙ ИСТОН1ЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Сдоцинйъносгь 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

дяооергацга! на соискание ученой огепенл кандидата нсгорзческюс падк

/г.

А

V

Ае.»а~Лгэ,1952

Работа выполнена на кафедре Отечественная история исторического факультета Казахского ордена Трудового Красного Замени Гос.ударственного Университета ш.Ляь-СараОи.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Еакупбеков С.К. Официальные оппоненты - доктор исторических на.ук, профессор

Арганбаев Х.А.

кандидат филологических наук,доцент Ибраев Ш.И.

Ведущая организация - Казахский Государственный педагогический Университет иы.Абая, кафедра истории Республики Казахстан.

Защита состоится " " IS92 г. в " " часов на заседании специализироганного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история в Инотитуте истории и этнологии 1зыЛ.'Ч.Вал5шшова Национальной Академии Республики Казахстан/480100, г.Алиа-Ата,ул.Шавченко,28/.

С диссертацией мокно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии пы.Ч.Ч.Ваишшош Национальной Академии Республики Казахстан.

Автореферат разослан м " 1992 г.

Учений секретарь специализированного совета кандидат Есторачесзжх наук

ОБШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность те ¡.и исследования. На современном переломном этапе развития нашего общества происходит процесс критического анализа, переоценки и переосмысления многих страниц истории нашего карсца.

В исторической науке на протяжении многих лет прочно .утвердились штампы и стереотипы в оценке и подходах к тем или иным историческим фактам и событиям в истории казахского народа.Один из таких пробелов - то, чго из поля зрения историков выпали ван-нейшие исторические источники по дореволюционной истории Казахстана - произведения .устной исторической традиции народа.

' Недооценка этого богатого исторического наследия, оставленного творцом истории самим народом, и привлечение в изучении истории Казахстана как исторического источника только лишь письменных источников, в основной русских а_рхивных материалов, привело в некоторой степени к одностороннему освещению многих страниц истории казахского народа.

Историческая интерпретация произведений устной исторической традиции народа является научно-актуальной и неразработанной проблемой в казахстанской историографии. Поэтому привлечение в исследование тех или иных страниц истории народа, как исторический источник, наряду с другими материалами произведений устной исторической традиции народа представляет очень ванную задачу.

ХУИ1 век насыщен крупными событиями, оставившими глубокий елец в истории Казахстана. В этот период казахского народу пришлось вести .упорную борьбу с соседями, в первую очередь с Дкун-гарским ханством за государственную независимость, территориальную целостность. Неравная политическая борьба такге велась с Российской империей. В ходе этой борьбы произошло так называемое "присоединение" Казахстана к Рзссии,

В этот сложный исторический период выдвинулись такие крупные политические деятели казахского народа как - Та?ко, Абяай, Тола би и целая плеяда батыров-полководцев. Для полнаго осмысления в справедливой оценки заслуг этих выдающихся деятелей я эна-

чение судьбоносна событий ХУШ в., использование материалов .устной исторической традиции народа представляет исключительную актуальность. На основе юс можно обстоятельно изучить хозяйство, социальную структуру, политический строй казахского общества того периода, взаимоотношения народа с соседями.

Актуальность те ¡.и такие определяется небывалым возрастанием не только академического, но и широкого общественного интереса к проблемам прошлой истории казахского народа.

Историография проблемы.

По разрабатываемой теме специальных исследований нет. Но имеется немало работ по отдельным ее проблемам.

К первой группе работ относятся те, в которых наряду с письменными источниками были использованы извлечения из устной исторической традиции народа. Ярким примером в этом отношении могут сдукить труда древне-грече.ского историка Геродота и некоторых средневековых восточных историков. Труд "Отца истории" Геродота основан не только на документальных данных; трудах его предшественников, но и на материалах - его собственных наблюдений, легенд, мифов, исторических анекдотов,.устных рассказов различных народов/

В трудах йашид-ад-Дина и Абу-л-Гази также народу с письменными источниками использованы устные рассказы, легенда, отрывки из исторических песен, данные из устных генеалогий отдельных родов или династий правителей. Эти устные материалы преобладают особенно в тех местах их труда, где рассказывается о тюркских и монгольских племенах, их этническом составе и связях, хозяйстве, социальных отношениях и т.д.

В работе одного из первых казахских историков Кадыргали Дкалаири, посвященной истории казахов ХУ-ХУТ вв, также

1 Геродот;.История в девяти книгах,- Д.,1972.

2 Рашд-зд-Дин.Сборник 'Летописей.Т.1.1-2 kh.-M.-JI., 1952.

Т.П.-М.-Л. ,1960, Т.Ш.-М.-Л. ,1946.

Абу-я-Гази. Родословное древо торсов.-Казань¿1906.

3 Сб.летописей.Екбяиогека восточных историков.Изд.проф.И.Н.Бе-реаина.Т.П. 4.1.-Казань,1854.

монно встретить множество материалов, извлеченных из устной исторической традиции казахского народа. Сочинение его насыщено афоризмами, пословицами и поговорками.

Ознакомление с трэдами этих авторов наводит на дасль, что на заре становления исторической нз.уки историки .умело сочетали использовании устных и письменных источников. Они не ставили ныие один вид источников над другим, а просто старэ-лись как можно больше и лучше использовать материалы .устных в письменных источников для придания своим сочинениям полной объективности, достоверности, яркости«

К сожалению, позднее, в новое время в мировой историографии слонилась концепция недооцешш устных источников л возвышения над ними письменных источншсов, она связана с колониальной пошитой европейских стран в отношении народов Азии, Африки, Америки. У большинства народов этих континентов преобладала .устная передача информации. На базе этой традиции существовала и устная историческая традиция. Европейцами в большинстве случаев отрицалось все то, положительное в жизни местных народов, например, их умение сохранить и передавать яз уст в уста, из поколения в поколение исторические сведения о своем прошлом.

Эта концепция такве применилась в отношении истории казахского народа. Но среди русских исследователей были и такие, которые в своих исследованиях, хотя и но осознанно, но использовали некоторые материалы устной исторической традиции казахского народа.1 '

Из казахских исследователей истории а дореволюционный период Шакарам КудаСберди-улы," э после революция М.Тышштев в

1 Аристов H.A.Ошт выяснения втнического состава киргкз-кззз-коа Большой Орды а каракиргизов,на основании иоцссловных сказаний о CjfKecTByiüiix ponoiiux делениях...-Fkbdh старина,год 1У.-СюЗ.,1б91.£го пе.Заметна ой этнической ссстаго гарясках плетя ;т иароциостей п свевакаях ей чкешшосгл.-ймаа стари-аа.гов 1} ,-Сдо. ,iöü6{ Яра«? Н.11.Унач*с«нкг.< nr>Jc?m в хгргаг-«кой стоп«.//Из пиргпгсг.о6 старей«.-OpeadSf -« ¿СОО.~С. 'Л.

2 Sa:ap:nt KsraSCopnü-i'пи. ГЪсосг з;-.нш топясь.в.тг-ппсг,гззахсз ^

своих работах наряду с письменными источниками удачно приводили данные, извлеченные из устных генеалогий казахов, даста-На об Есим хане, Аблае и др. М.Тинышяаев, рассматривая борьбу казахов против джунгар в 2УШ в., на основе нескольких легенд определил место некоторых сражений, питался определить место кочевки трех кузов в года великого бедствия.*

В коныо 10-х годов вышла монография Е.Бекмаханова "Казахстан о 20-40-е годы XIX века".^ Эта работа была посвящена движению Кенесары Касымова. Наряду с архивными материалами автор использовал и данные из исторических песен о Касымове, устных рассказов, пословиц, воспоминаний очевидцев тех событий.

После этой монографии в казвхстянской историографии в использовании наряду с письменными источниками и материалов устной исторической традиции наступает разрыв до конца 80-х годов. В это время произведения .устной исторической традиции изучались преимущественно филологами, фольклористами.

А в зарубежной историографии в этот период появились работы историков, доказывающих существование устной исторической традиции у многих африканских народов.3

С середины 80-х годов в связи с оживлением и ростом национального свмосознания в результате перестроечных изменений в обществе у историков и общественности возрос интерес к прошлой истории народа. Начали появляться публикации о политических деятелях прошлых веков.

Например, об Аблай хане, Кабанбае, Богенбае - батырахг Толе, Казбек биях и др. Многие сюкеты, приведенные в этих публикациях в основном были извлечены из исторических песен, легенд, рассказов, т.е. из произведений .устной исторической тра-

1 Тынышпаев М. Киргиз-Казаки в 17 и 13 веках. - Кзыл-0рца,1926. Его не. Ак-тебан псубырынды. - Ташкент,1927. - С.6-12.

2 Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40-е годы НХ века. - Алма-Ата, 1948.

3 1><ишпа Оч-ав. •

диции народа.1

Недавно в свет вишла книга о казахском историке Кадыр-

р

гали Косывдлы. Авторы этой работы впервые в казахстанской историографии отмечают наличие у казахского народа традиции .устной передачи истории.

К первой группе работ можно отнести и исследования историков-этнографов, в которых произведения устной исторической традиции рассматриваются как исгоркко-этнографический источник.

Следует особо отметить монографию И.Молдобаева "Эпос "Жаныт и Байыш", как историко-этнографлческий источник". В ней на основе материалов из эпоса рассматриваются социальная структура, этнические связи, духовная культура киргизского народа.3

Ко второй группе относятся работы, в которых отмечаются историчность, связь с историей произведений устной народной традиции.

В этом плане большое внимание заслуживают труди Б.Д.Грекова и Б. А.Шбакова, которые убедительно доказывают историчность русских былин.4

На теснуч связь произведений .устной традиция казахского народа с историей одним из первых обратил внимание казахский

1 Дадебаев Е. Толе би.//Кас алаи-1991-18 каган.,Козыбавв И. Ел-ебелек емес, ер кебенек еыее.//Казак здебяет1-1991-14 ма.усым..Койгелдиев М.Каз дауысты Казбек//Казак здебиет1-1989-1 кантар.,Сулейменов Р. .Моисеев З.А.,Койгелдиев .U.K. К вопросу об оценка исторической ролл Аблая.//Вестник АН КазССВ-1988- » 2 - С.24-53.Увяихввов Еот-Анвн А0шзй.//Ака т1л1-1991-2 ыаусыы,13 маусым, 20 taycua.

2 Сызцыкова Р..Койгелдиев М. Кадыргзли Косым уян sssio оннн кылнамалар аинага. - Акматы,1991.

3 Липец Р.С.Эпос и Древняя Русь.-!.?. ,1939.„Колдобаев И.Б.Зпоо

да шла и Еайыш" как историко-этнографяческяй источник. « Фрунзе, 1983.

4 Греков Б. Д Киевская Ъсъ.-U. ,1553.-С.?.,Шваков Б.А.Дрзв-няя Русь: Сказания. Быяшш. Лотспясв.- М. ,1933.

ученый Ч.Валиханов.* Проблемы историчности казахского эпоса получили свое полное научное обоснование в публикациях А.Мар-гулэна.^ Необходимость использования данных произведений устной исторической традиции в исследовании сложных проблем прошлой истории Казахстана, в том числе казахско-ддунгарских отношений, отметили М.Вяткин и Г.Ф.Дахшлейгер.^

К третьей группе принадлежат труды ученых фольклористов. Вообще в советской науке собиранием и исследованием произведений устной традиции народа занимались в основном фольклористы.

В казахстанской фольклористике в сборе и классификации казахского фольклора в дореволюционный период внесли большой вклад такие ученые, как Г.Н.Потанин, В.В.Рвцпов, А.Диваев, а в советское время М.Ауэзов,, М.Габдуллш, Б.Кенкебаев, А.Коны-ратбаев, Р.Берцибаев, Ш.Ибраев и цр,4

Хотя казахстанские ученые фольклористы в основном придерживаются точки зрения, утвердившейся в советской фольклористике о том, что произведения устной традиции народа являются только литературным произведением, в последнее время выходят

X Валихаков Ч.Ч.Киргизское родословие.Собр.соч.Т.Н.Его ае. Заметки по истории шно сибирских племен. Собр.соч.Т.I.,Исторические предания о Батырах ХУШ в. Собр.соч.Т.1.,Аблай. Собр. соч.Ч.4 .-Алма-Ата,1934-С.58.

2 Маргулан А.0келг1 жыр.аныэдар. - Алматы,1985.Его же.О характере и исторической обусловленности казахского эпоса.//Известия казахского филиала АН СССР, серия историческая.- 1946.-N 2. - С.75.

3 Вяткин М.П.Батыр Сырым. - М.,1947. - С.16-17.,Дахшлейгер Г.<5. В.Й.Лекин и проблемы Казахстанской историографии. - Алма-Ата, 1973. - С.62.

4 Рацлов В.В.Образцы народной литературы тюркских племен... 4.3,1870..Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина. -Алма-Ата,1972.,Казактын хашк творчествосы/А.Диваев яшнаган мате-риалцар/Алматы,1989.,Казак эцебиет1н1н тарихы. - Алматы,1948. Й.Ауээов.Кобланды батыр.-Алматы,1925.Казак халкынын батырлык жыры. - Алматы. 1972.,Коныратбаев А. Казак эпосы яэне турколо-гия. - Алматы,1987. Берд!баев Р.Казак эпосы.- Алматы,1982.

публикации, где отмечаются тесная связь фольклора с историей, его историчность.*

Можно отметить большую работу коллектива института литературы и искусства имени М.Ауэзова в собирании и опубликовании произведений устной традиции народа.^

К четвертой группе относятся работы историков, в которых рассматриваются те или иные проблемы истории казахского общества ШИ в.

В трудах дореволюционных русских историков, путешественников даются много ценных материалов о хозяйстве, социальной структуре, политическом строе, об отношении Казахского ханства с соседями.^

Вопросы социально-политических отношений казахского общества 2УШ в., некоторые проблемы казахско-дкунгарских отношений затрагиваются в работах М.Вягкина, Н.Г.Апполовой.4

Проблемы социально-экономической истории Казахстана подучили свое отракение в работах С.Е.Толыбекова и Н.Э.Масанова. Однако следует отметить, что многие выводы С.Е.Толыбекова с точки зрения сегодняшнего дня не выдерживают критики. Вопросам земельных отношений в казахском обществе была посвящена работа А.Еренова.^-

1 Казак фольклористикасынын тарихы,- Алматы,1868..Фольклор шн-дыгы.-ккматы,I990.

2 Ел аузынан.-Алматы,1985..Кисса-дастандар.-Алмагы,1986.,Батыр-лар жыры.1-6 т.-Алматы,1986-90 к.

3 Георги И.Г.Описание всех в Российском государстве обитавших нароцов.-Сдб.,1799.,Лаллас П.¿.Путешествие по разным-провинциям Российской империи.4.1.-Спб., 1773.,Рычков Н.П.Дневные записки путешествий Н.БЫчкова в Киргиз-кайсецкую степь в 1771 году.-Спб.,1772.,Левшин А. Описание киргиз-кайсацких орд и степей.4.1-3.-Спб.,1832.

4 Вяткин М.П. Батыр Сырым.-М.-Л.,1947.-0.64-189. .Алполова Н.Г.

Присоединение Казахстана к ГЪссии в 30-х годах 2УШ в. -Алма-Ата,1948.-С.41-43,48-84.

5 Толыбексз С.Е.Кочевсе общество казахов в 2УП-П вв.-А.,1277. Маеснов Н.Э.Проблемы ссц.-экономической истории Казахстана на рубеяе ШКШ вв.-Л.,1984.9Ереко2 А. Счеркп историк фоо-польних земельных отиомней .V яазехоа. - А, »1551.

Можно отметить статью М.Бижанова, где рассматриваются роль и место социальных категорий казахского общества ХУШ в. на основе трупов русских ученых. Заслуживают внимания труды С.З.Зимановэ. Он написал несколько работ по истории казахского общества Xi'H и XIX вв.,в которых рассматриваются хозяйство, социальная структура, политический строй казахского общества второй половины ХУШ - первой половины XIX в.1

Целая группа работ посвящена проблеме тик называемого "присоединения" Казахстана к России. В откх работах затрагиваются те или иные проблемы истории казахского общества того периода.2

Вопросам внутренней и внешней политики выдающегося политического деятеля казахского общества Аблая посвящена работа Р.Б.Сулейменова и В.А.Моисеева. В ней впервые в казахстанской историографии сделана попытка анализировать деятельность политического деятеля.3

Историографический обзор работ по. вопросам казахско-двдн-гарских отношений дан в статье В.А.Моисеева. Имеется его монография, посвященная проблемам казахско-джунгарских отношений. ■В ней автор на основе обширного ранее не опубликованного архивного материала сумел показать основные периоды казахско-даднгарских отношений.4

1 Бикенов М.Социальные категории казахского общества ХУШ в. в трудах русских ученых.//Казахстан в ХУ1-ХУШ вв.-Алма-Ата, IS6 9.-С. 160-170. .Зиманов С.З.Общественный строй казахов первой половины XIX в.-А.,1958.,Его же.Политический строй казахов пер.пол.ХУШ в', и пер.пол.XIX в. - А.,I960.

2 Сулейменов Б.С..Басин В.Я.Казахстан в составе России в ХУШ-начале XX в.-А.,1981.Шоинбаев Т.К. Добровольное вхождение казахских земель в состав России.-Алма-Ата,1982.

3 Сулейменов Р.Б. .Моисеев В.А. Из истории Казахстана ХУШ в,-Алка-Ата,1988.

4 Моисеев,В.А. Некоторые вопросы казахско-джунгарских отноае-ний в советской историографии.//Вопросы историографии, источниковедения Казахстана. - Алма-Ата,1988.-С.134-150.

Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи ХУП-ХУШ вв. -Алма-Ата,! 991.

Таким образом, итоги краткого историографического обзора позволяют сказать, что в трудах казахстанских историков не придавалось значения такому ванному источнику как устной исторической традиции народа. Исследования, в которых использованы материалы, устной традиции народа, единица. Почти все работы, посвященные истории казахского общества в ХУШ в.,написаны на основе русских архивных источников. Многие вывода авторов".устарели и требуют пересмотра. Заидеологизированный подход к истории привел к недопустимому искажению, неверной трактовке целях пластов исторического прошлого Казахстана.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование на основе материалов устной исторической традиции народа истории казахского общества ХУШ в.. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- обратить внимание на теоретические и методические стороны изучения устной исторической традиции казахского народа как исторического источника;

- широкое использование материалов произведений устной исторической традиции народа для освещения хозяйственной жизни, социальной структуры и политического строя казахского общества;

- показ борьбы казахского народа против ютнгарского нашествия на основе материалов устной исторической традиции народа.

Научная новизна диссертации „ состоит в том, что в ней

впервые в казахстанской историографии на основе иатеркакоя произведений .устной исторической традиции'народа исследуются социально-экономические и политические проблеш истории Казахстана ХУШ э. В диссертации анализируются теоретические и методологические аспекты проблеш использования материалов произведений устной исторической традиции народа как исторического источника. На основе анализируемого материала проведены обобщения, которые позволяли по-новому трактовать основные вопроси и показать ярямуо сопричастность произведений устной исторической традиция к истории народа.

Источниковая база исследования. Источниковой базой

представляемой работы послухили, главным образом, материалы произведений .устной исторической традиции, а такяе документальные архивные материалы, периодическая печать.

Основную группу источников составляют произведения устной исторической традиции народа. Это, в основном, исторические песни /тари.*ы жир/, сказания, исторические рассказы, посвященные таким политическим деятелям, как Аблай, Толе би, Кабанбай, Богенбай, Олжабай, Еанибек. Эти произведения сосредоточены в рукописных фондах ВДБ АН ресдублики Казахстан и ИЛИ имени М.О.Ауэзова.

Вторую группу источников составили архивные материалы фондов Оренбургского Государственного областного архива.

Автором активно использовались тагске документальные материалы, опубликованные в сборниках и периодическая печать.

Хронологические рамки исследования зависят от степени

освещенности ее источниками. Выбор ХУШ в.для исследования объясняется тем, что большое количество произведений .устной исторической традиции народа посвящено,историческим событиям именно этого периода в истории казахского народа.

Практическая значимость исследования. Результаты изучения истории казахского общества на основе материалов устной исторической традиции народа могут быть использованы для написания обобщающих трудов по истории Казахстана, для разработки спецкурса, вузовских лекций по источниковедческим проблемам.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех

глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ С0ДЕР2АНИЕ РАБОТЫ

В Г главе - "Устная историческая традиция казахского народа и источниковедческий характер произведений этой традиций" рассматриваются источниковедческий характер произведений устной исторической традиции народа Е щмищщш их использования как исторического источника.

В этой главе отмечается, что устная традиция была свойственна всем народам мирз, но с появлением письменной традиции она была вытеснена из жизни многих из них. А в тех обществах, где в связи с экономическими обстоятельствами не было условий для появления таких институтов, которые способствовали бы широкому распространении письменной традиции, сохранилась и развивалась устная традиция, устная передача информации и на базе их устная историческая традиция.

Таким образом, анализируя соотноиение устной ц письменной традиций в различных обществах, автор приходит к выводу, что наиболее благоприятные условия для сохранения и развития устной традиции была именно в обществах о кочевым скотоводческим хозяйством. Здесь устная традиция выполняла ту роль, которую письменная традиция выполняла в обществах с другая! формами хозяйства.

Многие яэрко-монгольские народа, среди них и казахский народ, имели очень богатую устную традицию, сохранившуюся до сегодняшних дней. Устную традицию казахов автор классифицирует в три группы. К первой группе относятся произведения эпической традиции. Хотя почти все произведения устной традиции народа основаны на этой традиции, среди них автор выделяет все виды сказок, бытовых песен, эпооа и относит их в этой группе. В этих видах устной традиции народа наиболее отчетливо видны эпические иотивы, чем исторические, но их мокко также использовать в исторических исследованиях. В этой связи уместно привести мнение академика Д.С.Лихачева: "Каждое произведение прошлого, - говорит он, - является исторический источником в одном из двух отношений. Произведение... прошлого есть; 1/псточник сведений о прошлом, 2/есть само произведение этого прошлого, ость "осколок" прошлого и в качестве такового является свидетельством ошибочных или недостаточных представлений, существовавших о прошлом, памятником общественной шеяи прошлого, свидетельством об эстетическом уровне проадого а т.д."*

I Лихачев^.С. "Слово о повд Игореве* п культура его вреыенл.

Вторув группу составляет .устная народная литература. Кап в советской, так и в казахстанской фольклористике .утвердилось мнение, отождествлявшее фольклор с .устной киературой народа. Но среди исследователей били отдельные лица, сомневавшиеся в правильности этой точки зрения.'1* Автор диссертации токе ярадкргивастся мнения о том, что к .устной литературе казахского народ", относится поэзия поэтов-кырау ХУ-Х1Х вв.

Представителями устной казахской литературы явились: Асан-Кайгы, Казтуган, Доспамбет, Ниембет и др. Их произведения, передаваясь из уст в уста, дошли до нас. Хотя в произведениях отдельных авторов достаточно субъективных взглядов на окружающий их мир, до мнению автора, из них такие ыохно извлечь много данных о тех временах, .когда кили эти поэты.

В третью группу входит устная историческая традиция народа. Зтот термин вот уке много лет .успешно используется в историографии в отношении истории африканских народов. Определение, этого термина дается в статье Э.С.Львовой "Об устной исторической традиции, - лишат она, - коино говорить лишь в том еду чае, когда речь идет о зафиксированных народной памятью в течение многих поколений систематизированных сведениях о пройдой народа, о комплексе знаний, четко.и последовательно передавшихся кз поколения в поколение от старших к младшей".2

Разнообразие видов устной градации казахского народа, существование профессиональных сказителей-выршы доказывают то, что у казахов такхе была устная историческая традиция. В казахском обществе тленно в словесной форме хранились и передавались из поколения в поколение разнообразные знания о прошлом.

Устная история казахского народа существовала в форме эпоса, исторических песен /тарихи кыр/, сказаний, легенд, генеалогия, исторических рассказов.

1 Абакироьа Ф. Очерки Даргинской дореволюционной литературы. -Махачкала,1863..Дуйсенов Ы.Фольклор ма.адебиет пе? - Казак эдебиет1.-19?1.-2 июль.

2 Львова Э.С.Устная историческая традиция как исторический источник.//Источниковедение Африканской истории.- М.,1977. - СДОО.

Далее з главе дается краткое описание и анализ видов устной исторической традиции народа. Наиболее подробно автор останавливается на исторических песнях, относящихся к ХУШ в. Казахские исторические песни этого периода были посвящены политическим деятелям, батыралмтолководцам ХУП! в. Б утих песнях р основном рассказывается о борьбе казахского народа против длунгарскпх нашествий.

Ка примере исторических песен в главе показан механизм передачи информации об отдельных событиях или фактах. Наблюдатель докладывает о том, что он наблюдал в свидетельстве, которое мояет быть названо начальным или прото-сзидетельстлом. Это свидетельство услышано кем-то, кто повторяет его второму лицу, которое, в свою очередь, передает информацию третьему лицу и т.д. Так возникает цепь передачи, в которой каетоо свидетельство - это рассказ по слухам. Последний информант передает окончательное /заключительное/ свидетельство - цепи тому, т

кто его записывает.*

В исторических песнях об Аблай хане, Кабанбае, Богенбае, Олкабае и др.батырах, по мнению автора, даются интересные сведения участников об отдельных походах, сражениях, о героизме воинов я их предводителей.

В главе дается много ссылок на ккиг.у американского ученого Яна Вансины "Устная традиция. Историческая методология ее изучения", в которой ученый впервые в зарубежной историографии разработал научную методику сбора, обработки и интерпретации .устных источников.

Ян Вансина утверкдает то,что существует два типа устной традиции. В первом типе собранные материалы вводятся э специальную форму и через них передаются. А во втором типе передаются в произвольной форме.2

В казахской исторической песне сведения о тех или иных событиях сказитедяш-жырау вводится в специальную форму, т.е. в эпическую традицию. Созданная таким образом песня передает-

1 I'¡и ля.

2 дГ'оилл .

ся следующему поколению. Хотя введение собранных материалов в специальную фор.чу, т.е. в эпическую традицию, искажает обь-ектжшость некоторых фактов, но дает возможность всю информацию без потери сохранить и передать из уст в уста.

А исторические легенда или рассказы - это сведения об отдельна событиях, дошедшие до сегодняшних .дней в произвольной форме.

В'главе отмечается, что устную историческую традицию народа коано и нушо использовать как исторический источник,т.к. в них содержится много объективных сведений о прошлой истории. Например, из героического эпоса казахсхсого народа можно извлечь немало интересных сведений, относящихся к средневековой истории. Многочисленные устные генеалогические произведения дают сведения о трех грузах, отдельных родах. Исторические пески и рассказы ХУШ в. содержат много данных о казахско-даднгар-схих отнесениях, борьбе казахского народа против двднгар, сведения из кизня политических деятелей казахского общества ХУШ в социальной структуре, хозяйстве, обычаях, культуре. Есть немало исторически: песен, рассказывающих о борьбе казахского народа против кокаидских завоевателей, колониах^ной политики царских властей XIX в»

Однако, наряду с положительными сторонами устной исторической традиции как исторического источника, в диссертации отмечены и некоторые недостатки традиции в этом отношении. Одним из недостатков является то, что почти все произведения ротной исторической традиции даются на основе эпической традиции. Поэтому в них встречаются прцурашиввние, преувеличение, искажение действительности. Гиперболические сравнения, часто встречающиеся в текстах, свидетельствуют о распространенном приеме эпической традиции.

Исканение отдельних фактов иногда происходило по вине сказателей. Например, в исторической пеоне о Еакыбек батыре приводится такой эпизод. В одном из с ранений он убивает дкун-гарского хана Галдан Цэрена. Но этот факт не соответствует

I 12шшак л/ли ер йзкйбек. РФ ЩБ. 53 д.- 0,290-29«.

действительности. Сказитель, используя этот искаженный факт, наверное хотел показать особый героизм Еаныбек батыра.

Но, известно немало фактов, когда искакеиие действительности, использование искаженны}: фактов имеет место ке только в устных источниках, но и в письменных источниках. Гак, яапри-мрр, в Оренбургском государственном областном архиве, в фонде Оренбургской губернской канцелярии хранится цело под названием '"Отношение России с киргяз-кайсаяама", л котором описывается шого случаев столкновений казахов с русскими приграничными войсками. В тех документах вся вика за столкновения или нападения возлагается только на казахов и их зазывают "ворами", "грабителями", "разбойниками",^ что не соответствует исторической действительности. Казахи вынуждены били противостоять продвижению царских войск в глубь казахской стели.

Таким образом, при использовании материалов устной исторической традиции необходимо учитывать три основные особенности:

I/ Так как устная историческая традиция передается из уст в уста, невозможно потребовать от нее соблюдения тех условий, которые требуются от письменных источяикор, а именно: конкретности, хронологической точности, последовательности описываемых событий.

2/ В героическом эпосе и исторической песне имеют место в приукрашенном или преувеличенном виде показывать некоторые стороны действительности, сюжетные повторения.

3/ Многовариантность произведений устной исторической традиции.

Если учесть эти особенности, то произведения устной исторической традиции вполне можно использовать как исторический источник. -Каждый народ способен оставлять сведения о своем прошлом в той или иной форме. Народов""без истории" нет. Казахский народ имеет устную историю, которая, веками передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, дошла до сегод-нягших дней в форма легенд, сказаний, эпоса, генеалогических произведений, исторических песен, рассказов. Значит, „у казахского народа существовала устная историческая традиция. ,

I ГАОРО,0.Оренбургская губернская канцелярия. 1765. ОдД.Д. 43.

Во второй главе - "Устная историчесхая традиция о хозяйстве, социальном и политическом строе казахского общества в ХУШ в." на основе данных, извлеченных изустной исторической традиции, рассматриваются хозяйство, социальная структура,политический строй казахского общества ХУШ в.

В силу географических и особых климатических условий Казахстана в основе хозяйства казахов лежало экстенсивное кочевое скотоводство. Об этом утверждают и данные, извлеченные из исторических песен. В исторической песне о Заяыбек батыре, в дастане "История Тояе-бия", когда рассказывается о казахской земле, родине, часто упоминаются сведения о пастбищных землях, разведении скота, продуктах кивотноводетва. Причем основной отраслью даотноэодетяа .У казахов было коневодство, Лошадь чаще других еидоз скота упоминается в исторических песнях. Кроме лошадей, 8 песнях называются овцы, верблюды.2

В исторической песне о Яаныбек батыре, в одном из вариантов песни о Богенбзй батыре, есть данные, показывающие зависимость кочевого скотоводства от природно-климатических условий. Из этих песен такке мокно извлечь сведения об использовании казахами, в основном, природных пастбищ.^

В ХУШ в., в связи с частыми набегами даунгар, было затруднено использование обычных пастбищных угодий. Поэтому перед скотоводческим хозяйством казахов часто вставал вопрос об изыскании новых плодородных пастбищных угодий. В песнях "Отеген батыр" и "Олкабай батыр" рассказывается о поисках этими батырами новых пастбищ для хозяйства своих соплеменников.^

Таким образом, те немногочисленные материалы, которые встречаются в исторических песнях, доказывают, что и в ХУШ в.

1 Шэзшак уш ер Еанибек.РФ ЩБ.53 Д.-С.265,283.,История Толе бия.РО ЩБ.-С.319,320,333.

2 Отеген батыр.К> ЩБ.бЗЗ.-СДЗ.Шакшак улн ер Еанибек.РФ ЩБ. 53 д^.252. Олкабай батыр.РО ЦШБ.53 Д.-С.300-301., Аблай хан.РО ВДБ.657,-С.5.,История Толе бия.РО ЩБ.763.-0.260.

3 !1!акшку лы ер Еанибек. К ЩБ.53 д.-С.26&-25Э.,Еогенбай батыр. РО Ш.356"СД-5.

4 Охиабай батыр.РФ ЩБ.53 Д.-С.345.

основой хозяйства .у.казахов быяо кочезоз скотоводство.

Кочевое скотоводство было не единственным занятием казахов. Незначительная часть населения, которая в силу тех или иных причин лишилась скота, занималась земледелием. В рассматриваемое время земледелие существовало как вспомогательная отрасль хозяйства. В исторической литературе даются данные о том, что в гот период небольшая часть населения Старшего ад за и восточного Казахстана занималась земледелием.* Таких данных можно встретить и в устной исторической традиции народа. Например, б дастане "История Толе бия" есть'упоминание о стремлении казахов Старшего жуза заняться этим видом хозяйств«. Н песче "Аркалык батыр" рассказывается о том,что для содержания себя и своей семьи он был вынужден занижаться выращиванием просы.^

В рассматриваемое время з хозяйстве казахов важное место занимали домашние промысли и ремесла. Однако, в исторических песнях об этом даны очень скудные сведения. Например, из описания верхней одежда Аркалык батыра, батырских доспехов Ол-жабай и Кабанбай батыров можно лишь догадываться о существовании домашних промыслов и ремесла.^

В ХУШ в. социальная структура казахского общества состояла из представителей "белой кости" - ханов, султанов, а так-

из представителей "черной кости" - бнев, аксакалов, баев, у„урта, т.е. рядов;« кочевников и небольшого числа зависимого населения.

К белой кости,как .указывает А.Левшин,. принадлежали только ханы и потомки, носящие название султанов. Высшая власть в казахском обществе была сосредоточена в руках хана. Их считали потомками Чингис хана. Об этом упоминается и в исторических

1 Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов.Ч.П.-Спб.,1799.-С.120-121..Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков.-Яовае ежемесячные сочинения.-Спб., 1796.-6.76,81.

2 История Толе бия.РФ ЦНБ.763.-0.331,359,350.,Аркалык батыр.Ба-тирлар яыры.П тсм.-Алмэты,1961.-С.215.

3 Там же.-С.217.0лкабай батыр,Иакшак у и; ер Занябек.РФ ЩБ.53д. - С.288,302.

4 левсин А.Описание кирглз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей.Ч.Ш.-Спб.,183^.-0.12.

песнях.* В одном из вариантов песни об АСлае дается эпизод возведения на престол хана Аблая. Описание этого обряда совпадает с описанием А.Левшика.^

Основную массу "белой кости" составляли султаны. Их в казахском обществе называли "торе". По имущественному и социальному положению это сословие было неоднородным. Некоторая часть их была богатой, влиятельной и являлась предводителями племени. Например, в песне "Аркалык батыр" рассказывается о предводителе Корейского племени Ажи торе, который при себе дер-кал тюлени тов. В песне "Богенбай батыр" говорится о предводителе родового объединения Абак Садыр торе. В песне он показан человеком среднего состояния.4 Об этом в диссертации приведен пример. Но значительная часть султанов не занимала должностей предводителей и сословными привилегиями не обладала. С.Зиманов писал, что они были многочисленными.® В песне "Аркалык батыр" также имеется об этом пример, который приводится в диссертации.6

Одним из влиятельных социальных категорий казахского общества ХУШ в. были "бии". М.Вяткин возникновение этого термина связывает с обществом Даит-Кыпшака. А по замечанию В.В.Бар-тольда, слово "бии" представляет собой "очень позднее видоизменение старого бек и не встречается нигде раньше ХУ в."7 В настане об Есим хане указывается наличие института биев у казахов в ХУШ в.8

1 Толе биц1н тарихы.РФ ЦНБ.763.-С.285.,Сабалак.Р5 ЩБ.657.-С.З.

2 Абылайдын уш жузц1н баласына хан болганы.ГО ШИ.321.-С.340-341»,Леввин А.Описание..Л.Ш.Спб.,1832.-С.126-127.

3 Аркалык батыр.Батырлар шры.П том.-Алматы,1961.-0.214,266.

4 Богенбай 6arup.PS ИЛИ.356.-С.8-22.

5 Зкжнов С.Общественный строй казахов пер.пол.Х1Х в.-Алма-Атз. д.9Ь8.,Аркалык батыр.Батырлар кыры.П том.-Алматы,1961.-С.213.

6 Вяткик М. Батыр Сырым. - Алма-Ата,I94B.-C.I07.

7 Еортольд В.В.Днекадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии.//Соч.Т.5.-14., 1962.-С.36.

8 Ексегей бойлы ер Бсим. РФ ЩБ. 720.-С. 135.

В диссертация, па основе данных, извлеченных из устной исторической традиции, показаны роль и деятельность биев в казахском обществе ХУШ в. Бии осуществляли судебную власть, вецвли административными и хозяйственными делами племенных подразделений. В диссертации особенно много данных приведены о жизни и деятельности Толе бия, а такие даны некоторые сведения о деятельности Казбек бия. В результате анализа и сопоставления материалов устной исторической традиции и архивных материалов, автор приходит к выводу, что известные три бия, вышедшие из тре* кузов, Толе би, Казбек би, Айгеке би, были не только хорошими знатоками обычного права казахов, владеющими красноречием, но и видными политическими деятелями казахского общества того времени.

Бии не представляли замкнутого сословия и звания их не являлись наследственными. Значит, любой свободный член общества, владеющий красноречием, хорошо знающий обычное право, имеющий определенную практику разбирательства судебного дела, мог называться "бием", а затем на собрании старейшин избираться на должность "бия" рода, родовых объединений и т.д.

Материалы устной исторической традиции доказывают, что авторитет бия в казахском обществе был очень высок. Его мнению прислушивались все члены общества, начиная с хана. Наличие а казахском обществе института биев, по мнении азторз диссертации, показывает демократичность и своеобразную особенность казахского общества. В .диссертации критикуется утвердившаяся в исторической литературе точка зрения, рассматривания деятельность биев только с классовой позиции. Автор не отрицает зажиточное состояние биев, так как они от судебной и административной деятельности получали определенный доход.

В кизни общества заметную роль играли батыры. Любой член общества независимо от социального происхождения, прославивший себя в сражениях, мог называться "батыром". Среди и: были такие известные полководцы, как Кабанбай, Богенбай, Олнабай, Еа-ныбек и пр., которые прославились в борьбе против даднгар.Они

I Зиманов С. Общественный строй казахов пер.пол.XIX в. - Алма-А-а, 1958.-С. 193.

занимались и государственными делами, и были очень известными людьми в обществе. Основная масса батыров были менее известны, ко имена юс знали в отдельных пузах, родах. Они токе прославили себя в борьбе против двдкгар и входил;! в состав друккн вышеназванных полководцев. Их имена такке встречается в произведениях устной исторической традиции.Среди батыров были и такие, которые были выходцами из зависимых слоев общества. Например, Аркалык батыр был тюленгутом. Это били люди храбрые по природе. Их в основном использовали в различных набегах, в барцмте.* В итоге автор придерживается мнения М.Вятки-цз, отмечавшего, что этот термин в ХУШ в. был бытовым, а не социальным.2

На основе данных устной исторической традиции народа и архивных материалов, в диссертации показаны роль и место ба-рымты в казахском обществе. 1/Барымта использовалось а различных спорных вопросах на социально-бытовой почве, как один из способов возвращения долга или мести. 2/Для нажива богатства. З/Во второй половине ХУШ в.барымта казахами использовалась как один из видов протеста против активизации захвата казахских земель русским правительством.

В исторических песнях, хотя редко, но встречается термин "бай". Баем называли всех, кто владел большим количеством скота. В диссертации сделана попытка определить потребное количество скота, необходимое для получения названия "бая". В этих целях использованы данные исторических песен, где указывается

0 наличии у некоторых людей в казахском обществе 12-18 тыс.лошадей.^ а в исторической литературе по этому поводу даются цифры С-Ю тыс.4 И.Георги, описывая состояние богатства хана Младшего ад за Нуралы, относит его к человеку среднего состоя-ния.т.к. у него в табуне было всего 1000 лошадей.6 Исходя из

1 Аркалык батыр.Батырлар кыры.П том.-Алматы,1961.-С.214,217.

2 Ьяткин 1Л. Батыр Сырым.-Алматы,1Э48.-С.167.

3 Шакшак уяы ер Канибек.РФ ШБ.53ц.-С.252.Богенбай батыр. РФ ИЛИ.355.-С,3.

4 Георги И.Описание всех в Взссийском государстве обитаодкх народов.Ч.П.-Спб.,1799.-С.123.

5 Том же.- С.134.

этих данных, автор диссертации считает, что баем в казахском обществе мог называться тот, у кого оыло в среднем 5-10 тыс. лошадей, н соответственно этому и другие виды скота.

Звание бая совмещало в себе два признака - экономический и политический; экономическое зязчение бая в обществе определялось размерами :¡ro богатства, а богатство, являвшееся основой благополучной и покойной кизии, придавало ему, з свою очоргпь, .пвзстное политическое значение. В русских лоточниках предводителей отдельных родов, зашшавшихся административными делами внутри рода, называли "старшинами". А казахи их называли "ру аксакалы", "ел агасы". В исторических песнях встречается термин ''ел агасы".2 Султаны в управлении родовыми объединениями упирались именно на деятельность родовых старшин или ел згаси.

В исторических песнях такие можно встретите термин "здрт',' "букара".3 Эти термины использовались для обозначения людей всего ну за или ханства. Содержание этих терминов идентично с понятием народ.

К зависимым слоям относились тюленгуты и рабы. В исторических песнях о них такие имеется немало данных. Тюленгуты имели свое хозяйство, но являлись основными производителями султанских хозяйств, были военной опорой султанов. В исторической песне "Аркалык батыр" говорится о взаимоотношениях Ахи торе со своими тияекгут&ми, в частности, с Аркалык батыром, его другом Дубаем. Он часто их посылая иа барымту в Джукгарское ханство.4

Рабство в Казахстане такие было патриархальным. Размеры рабства и удельный вес рабского труда был незначительным. Ib тем цанннм, которые еоть в песне "Богенбай батыр", мокно сделать вывод, что им в казахсшш обществе аилось не так ук плохо.5

1 Султанов Т.И.Кочевые племена Приараяья в ХУ-ХУП вв.-М.,1982.

- C.I0I.

2 Шакшак улч ер Еаяибек.РЭ ЩБ. 53 д.-С.267-258.

3 История Толе бия.РФ ЦНБ.763.-С.2?о-278.

4 АркзЯык батыр.Батырлар шрн.П тем.-Алматы,1961.-С.216-253.

5 Богопбай батыр. Р3> ШБ.356.-С.2.

Те немногочисленные данные, которые содержатся ь произведениях устной исторической традиции народа о политическом строе казахского общества, позволяют сделать вывод, что в ХУШ веке казахское ханство было слабо централизованным государственным объединением, которое состояло из трех кузов. Казахские ханы уupa аляли ханством, опираясь на деятельность султанов и биев. Для решения важных государственных задач каждый год созывалооь собрание представителей трех кузов. После смерти хана Тьуке в казахском ханстве .усилилась тенденция к политической раздробленности,

В третьей главе - "Устная историческая традиция о борьбе казахов против двднгарских нашествий" - освещаются основные этапы борьбы казахов против дкунгар.

До сих пор причина обострения казахско-двднгарских отношений в ХУШ в. в исторической литературе объясняется схожестью хозяйственной кизшх двух народов. Из этого объяснения можно сделать вывод, что захват чуной территории является одним из основных атрибутов общества с экстенсивным кочевым скотоводческим хозяйством. Поэтому автор диссертации, придерживаясь новых тенденций в этом вопросе, считает, что причину обострения казахско-джунгарских отношений нужно рассматривать в связи с политикой, проводившейся Китаем и Россией в этом регионе,

В устной исторической традиции народа имеется много интересных материалов, показывающих существование мирных, дружественных отношений между отдельными представителями казахских, двдлгарских а других народов, живущих в ьтом регионе.^

В устной исторической традиции народа нашествие даунгар ка территорию Казахского хаиства характеризуется как несправедливое, захватническое. Хотя не отрицается факт нашествия не территорию дкунгар к со стороны казахов.^

1 Аплояова Н.Г.ПрисоадЕненио Казахстана к Россия в 30-х гг. ХУШ в.-Алма-Ате,1940.-С.15.

2 Архелык бетнр.Батыряар tUKi.II тс:.:.-te.::re,IU6i.-С„253.2£й-26?., Irlaлс а, Еторгя кит гг, ты, I £52.

3 Шаксак з«ы еп ЕаквСея.Кг ШБ.53 s.-C.273.,Osef6U «Jatrp.PS ЩБ.8ЭЗ.-«иЬ.,Ааг2£ se.:, i и ШЕ.6&7.-С.1.

С 1698 г. начинается длительная война меда/ Джунгарией и Казахским ханством. В исторических гсеснвх отмечается, что в годы правления хана Тзуке, казахи более или меное активно давали отпор джунгарским нападениям.^

По гленпю автора диссертации, в исторической после о Епныбек батыре илеется эпизод, описывающий сражение казахов против ддунгар в 1710-1711 гг., в итоге которого казахи одержали побед-;. ^

Одной из трагических страниц в истории казахского народа является год ''Великого бедствия", когда весной 1723 г.дкун-гары с многочисленным войском вторглись на территорию Старшего и Среднего вдгоэ. Вытесненные джунгарами казахи сыли зынуж-дены, оставив свои родные места, направиться в сторон:/ Средней Азии, Прнарвлья.

Однако, нельзя согласиться с утвердившимся в исторической литературе млением, что казахи, застигнутые врасплох, практически не оказывали сопротивления.^ Данные, встречающиеся в исторических песнях, доказывают обратное. Хотя крупных сра-кеняй против днунгар не было, но каждый аул, род, по мере возможности, оказывали сопротивление. Известные батнры, предво« дителк родов, родовых объединений и т.д., организовав сопротивление, давали возможность парному населению без потерь покинуть родные края. Например, в исторической песне об Отеген батыре рассказывается об одном сражении, где известный батыр Старшего зуза Отеген возглавляет ополчение казахов про ты джу-нгар. Отеген батыр убивает даунгарокого предводителя Сабан ТаЙшк. В результате этого сражения миркоку населению удается уйти на большое расстояние от ддунгар.

В главе, на основе исторических песен, показаны основные направления отхода казахов от родных мест и обратная их перекочевка.®

1 Шакшак улы ер Еанибех.РО ЩБ.53 д.-С.265.

2 Там ке.-С.263-264.

3 Моисеев В.А.Дзднгарское ханство и казахи ХПМУШ вв.-А.,1991.

.4 Отеген батыр.РФ ЦЙБ.833.-С. 16.,История Толе бия.Р».ВД5.763.

—С.318-319.

5 Шакшак улы ер Ханибек.Р® ЩБ.53Д.-С.275.,Отеген батыр.РО ЦНБ.

833 .-С. 20.

В гону "великого бедствия" или "актабак щубырынди" много народу умерло от голода и холсда. Эти трагические события в истории народа эмоционально воспеты в ряде исторических песен."1"

Хотя сопротивление и борьба казахов против дкунгар,начатая с первых дней их нашествия, продолжались, но ввиду разрозненности сия, они ощутимых результатов не дали. Поэтому в собирании представителей трех кузов, состоящихся в местечке Орда басы в 1726 г., было решено объединить силы трех кузов и дать отпор врагу.

После этого собрания ополчения трех адзов соединились и нанесла джунгарским войскам на берегу реки ВУ пакту первое серьезное поражение.2 После этого последовали большие и малые сражения казахов против дкунгар. В исторических .песнях имеется множество эпизодов о тех сражениях. Например, в песне об Айлай хане рассказывается о первых сражениях Аблая против дкунгар. Это происходило примерно в конце 20-х грдов Ш1 в. В исторической песне о Еаныбек батыре имеются эпизоды об освобождении казахскими ополчениями города Туркестан от врага.3

В 30-е годы казахи сами организовывали набеги в пределы Джунгарского ханства. В исторической песне об Олжабай батыре рассказывается об одном гаком набеге. В нем участвовали в основном известные батыры Среднего «уза во главе с Аблаем. Сведения о таких набегах казахов в пределы Дкунгара также имеются в русских источниках.4

С середины 30-х гг.ЯШ в. Дкунгарское ханстзо,заключив перемирие с Цйнскими властями, с новой силой наступает сначала в пределы Старшего жуза, а затем, з конце 30-х- начале 40-х гг, в пределы Среднего »уса. В дастане "История Толе бия" и песне "Олжабай батыр" содержится множество сюжетов, в которых речь

1 История Толе бия.РФ ЦНБ.763.-С.318.Шакша:: уш ер 1анибек.

РФ ЩБ.53 д.-С. 272.

2 История Казахской ССР.Т.З.-Алма-Ата,1979.-С.21.

3 Сабалак.М ШБ^657.-С.20-21.,111акшак уш ер Еанибек.М ЩБ.

5о Д.-С.286-2ЗД.

4 Олжабай батыр.Р® ШБ.53 д.-С.311-315..Казахско-русские от-• ношения в Ш-Ш1 вв.-Агаа-Ата,1961.-й.23.

идет об этом периоде жизни казахов Старшего адза, о страшной картине нашествия дкунгар в пределы Среднего вдза.*

В одном из сражений, которое происходило в эти года, Аблпй был схвачен в плен джунгарами. Сведения со этом имеются в исторических песнях "Абяай.хан", "Олжабай батыр".2 В 1743 г. Абдай при посредничестве русского правительства был освобокден из дкунгарского плена, В главе на основе документальных материалов та ira: е отмечается, что освобондение Аблая из плена обе стороны, т.е. цяунгзрская и российская, старались использовать в своих целях, для полного привлечения казахских правителей на свои сторону. В эти годы среди некоторых казахских правителей Среднего дуза была отмечена тенденция к сближению с Дчунгарскгал ханством. Это обстоятельство вызвало обеспокоенность со стороны русской администрации. Присвоение царским правительством в 1742 г, Еаныбек батыру звания "тархан" было продиктовано именно этим обстоятельством.3

В 1745 г. умер дяунгарский хан Гцлдан-Церен. После этого началась мездоусобная борьба среди его наследников. Аблай султан активно вмешался в эту борьбу. В 1755 г.в результате мекдоусобной борьбы я нападений Детской империи на Дзднгарское ханство, оно распалось.

Таким образом, материалы устной исторической традиции показывают, что в длительной борьба против дзунгар казахский народ отстоял свою лезавяси}.»сть, территорияяьндо целостность благодаря «уаеству и героизцу своих известных батыров и деятелей, таких как Аблай, Tose би, Кабанбай, Плзабай, Отегеп и дрч а всего народа.

По !.яешаз автора, утвсрздснта в исторической литературе о том,что Россия я казахско-длунгарскгас отнесениях играла заступническую роль в отксаенш! первых, что она чуть ли не спасла казахов от полного истребдошгя ддунгэрзми, яязгется пре.узе-ЛКЧСШги.', по соответствуйте.) действительности. Наоборот, очень

ГисторйГтодГбгл.Ю 1йБ,763.-С.341-343.,0лзйбаП батыр. Р5

15ПЗ, 63;:.-С.334,372. 2 Лбдвй ■' ; етп.ГО ДЖ.657.-С.22,0гкабгй tíawp.Pi ЩБ.53д.-С 334

'3 Казахам-р/сскгз огнеггягл з Г/Х-ХЛЗ вв. - A. .IXI.-C.245,

трудное положение Казахского ханства Вэссия стремилась использовать в своих целях для усиленна влияния на него.

В заключении диссертации подводятся .итоги работы, делаются вывода и даются рекомендации о необходимости использования в исторических исследованиях материалов устной исторической традиции для более объективного, правдивого, полного изучения прошлой истории казахского народа.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Традиция: в эпосе.//Зерде.-1989,-Л II. 0,05 п.л.

2. Эпос как исторический источник.//Известия АН КазССР. - 1990. - Л 6. 0,5 й.л,

3. Устная историческая традиция народа о борьбе казахов против даукгарсках кашествий./Дстная историческая традиция народа как исторический источник. Сборник сгагей.-Алма-Ата, 1992. - 0,5 п.л. Находится в печати.

Отпечатано на ротапринте института Казгипроводхоз 'Зак. » ¡I Jf Тир. 100 экз. Дата Oí. Í'S" ГО2 г.