автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Основные свойства внутреннего музыкального слуха и принципы его совершенствования

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Оськина, Светлана Ефимовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Основные свойства внутреннего музыкального слуха и принципы его совершенствования'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Оськина, Светлана Ефимовна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНУТРЕННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА.

1.1. Содержание и формы внутреннего слуха.

1.2. Качественные градации внутреннего слуха.

1.3. Комплексная оценка качества внутреннего слуха.

В ы в о д ы.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ВНУТРЕННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА.

2.1. Способы развития слуховых представлений звуковысотных соотношений (следовых звуко-высотных рефлексов)

2.2. Совершенствование слухового представления пространственно-временной координации элементов музыкальной ткани (содержания внутреннего слуха). а) Развитие навыков слухового представления структуры мелодии.

Работа с мелодическими интервалами.

Тренировка представления соотношения ступеней лада в одноголосии.

Внутреннее слуховое представление неаккордовых звуков второго порядка.

Развитие слухового представления особенностей голосоведения. б) Выработка внутреннего слухового представления фонизма гармонических интервалов, аккордов и аккордовых последовательностей. в) Развитие слухового представления ладо функциональных соотношений.

Определение на слух соотношения основных и переменных функций.

Некоторые положения методики развития внутреннего гармонического слуха с учетом специализации учащихся. г) Совершенствование слуховой ориентировки в метро-ритме.

2.3. Анализ возможностей расширения объема слуховых представлений.

Вы в о ды.

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО СЛУХА.

3.1. Изменения качества внутреннего музыкального слуха в процессе обучения.

3.2. Параметры изменения внутреннего слуха по временным показателям и их зависимость от начального качества слуха.

Вы в о д ы.

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по искусствоведению, Оськина, Светлана Ефимовна

Одной из главных проблем обучения в музыкальных школах и училищах является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но оставшихся за порогами музыкальных вузов из-за неудовлетворительных оценок по сольфеджио, говорит о том, что методика развития слуха нуждается в дальнейшей разработке.

Необходимость поисков путей повышения эффективности методики развития музыкального слуха является в настоящее время актуальной проблемой отечественной и зарубежной музыкальной педагогики.

Важнейшим фактором в успехе общего слухового развития является совершенствование внутреннего музыкального слуха.

Внутренний музыкальный слух - способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания^.

Хороший внутренний слух справедливо считается высокой ступенью профессионального музыкального слуха и имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет процесс заучивания, углубляет восприятие музыки, повышает самоконтроль над исполнением произведений. Всестороннее исследование внутреннего слуха необходимо дляопонимания многих теоретических проблем, связанных с музыкальным исполнительством и творчеством, а также для успешного решения практических задач обучения и воспитания музыкантов.

Проблема развития внутреннего слуха необычайно сложна и является камнем преткновения не только для многих учащихся, до нередко и у обучившихся остается лишь желаемой для достижения целью.

Для того, чтобы успешно заниматься развитием музыкального слуха, необходимо знать его особенности, природу, разновидности, законы развития способностей.

Вопросы, рассматривающие систему свойств внутреннего музыкального слуха, не получили до сих пор достаточного научного освещения. В настоящее время нередко возникают противоречивые представления о природе и способах развития внутреннего слуха. Это объясняется прежде всего сложностью взаимосвязи внутреннего слуха с общими психическими процессами: восприятием, представлением, воспроизведением, памятью, мышлением. Применительно к музыкальной сфере сами эти явления мало исследованы.

Переплетение общечеловеческих и специфических, присущих отдельным лицам свойств, делает эту проблему необычайно трудной для исследования.

В научной литературе при освещении этих вопросов ощущается известный отрыв от теории музыки, где проблемы развития слуха не связываются с результатами исследований психологов и физиологов.

Отсутствие необходимых комплексных исследований явления, лежащего на стыке нескольких областей знаний,сказывается в том, что свойства музыкальных способностей и пути их развития остаются до настоящего времени мало изученными.

Недостаточно полное понимание свойств музыкального слуха являетсформозом в успешном решении проблемы его развития и приводит к появлению малоэффективных методических пособий и рекомендаций, построенных на чисто эмпирической основе.

Решение задачи затрудняется тем, что коллективное обучение на уроках сольфеджио часто входит в противоречие с иидивидуальными особенностями и недостатками слуха отдельных учащихся.

Требованием, отвечающим преодолению этого противоречия, является необходимость создания методики, сочетающей индивду-альное развитие слуха каждого учащегося с коллективными формами работы на уроках сольфеджио.

Для понимания сущности внутреннего музыкального слуха и основных задач его развития необходимо исследование таких проблем, как классификация свойств музыкального слуха, связь музыкального слуха и внутреннего слуха с памятью общей и музыкальной, качественные различия внутреннего музыкального слуха.

Остановимся на рассмотрении проблемы классификации свойств музыкального слуха в музыковедческой литературе и в трудах психологов1^.

Можно назвать ряд исследователей, широко затрагивающих названную проблему. Среди музыкантов - Н.А.Римский-Корсаков, Н.А.Гарбузов, С.М.Майкадар, Л.В.Благонадежина, А.Ф.Мутли,Е.В. Назайкинский, В.А.Серединская, Е.В.Давыдова; среди психологов назовем А.Н.Леонтьева, О.В.Овчинникову, Ю.Б.Гжшенрейтер,С.Л. Рубинштейна и др. Но особое место в этом ряду занимает Б.М. Теплов.

Приведем довольно точную оценку трудов Б.М.Теплова, данную Е.В. Назайкинским, который пишет, что ". по самой сво

I) Ссылки на упоминаемые или цитируемые источники будут даваться в скобках: первая цифра - для указания порядкового номера источника в списке использованной литературы, помещенного на стр. 732, буква "с." и следующая за ней цифра - для указания номера страницы. ей теме работа Теплова находится в центре музыкально-педагоги ческих проблем. Ценность ее заключается в том, что она подводит итог длительному этапу развития психологии музыкальных способностей, обобщает с критических позиций, интерпретирует достижения огромного количества исследований, а также в том, что на базе этих исследований и собственных экспериментальных данных автор намечает новые пути для развития музыкально-педагогической науки, выдвигает новые научные положений" (57, оЛ6)ХК

Присоединяясь к вышесказанному, добавим, что природа музыкального слуха, его разновидности и особенности получили у Б.М.Теплова по сравнению с трудами других исследователей наиболее полное и глубокое освещение.

Тйузыкалъный слух занимает значительное место среди музыкальных способностей, так как он, по определению Б,Теплова, связан с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения - основными носителями смысла в музыке (91,92) г^

Что^такое способности, какова их суть и природа, являются ли они врожденными или приобретенными в процессе жизни и обучения, поддаются ли совершенствованию - ответ на эти вопросы поможет понять и ответы на аналогичные вопросы относительно внутреннего музыкального слуха.

Современная психология понимает под способностью психи-чесвое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения тех или иных видов деятельности. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает врзможности наиболее успешного выполнения какой-либо деятельности, называют одаренностью (76,77,85).

I) Имеется в виду "Психология музыкальных способностей" (91).

Теплов к основным музыкальным способностям относит музыкальный слух, так как он связан с восприятием и воспроизведением звуковысотного движения, причем музыкальный слух - только относительный, и чувство ритма.

Музыкальную память Теплов не считает основной музыкальной способностью, говоря, что". непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма" (31[с.304). Такого же мнения об этом и Л.В.Благона-дежина (7).

Нам представляется, что на современном этапе возросших требований и к учащимся и к профессиональным истлнителям отношение к значению музыкальной памяти для музыканта должно быть пересмотрено с учетом дополнительной научной информации в области психологии и физиологии памяти, полученной в последние годы в результате экспериментов. К вопросу о значении музыкальной памяти мы вернемся при рассмотрении соотношения этой способности с внутренним слухом.

В литературе классификация свойств музыкального слуха дается по двум основным направлениям: по разновидностям музыкального слуха и их свойствам и по психическим процессам.

Из разновидностей музыкального слуха называют мелодический и гармонический - Б.М.Теплов (85 ), Е.В.Давыдова (25) ; абсолютный и относительный - НЛ.Римский-Корсаков (79) , Б.М. Теплов (85,86) , С.М.Майкапар (44), Е.А.Мальцева .(50), Л.В. ф

Благонадежина (7); внешний (музыкальное слуховое восприятие) и внутренний - все выше названные авторыДШЖ^С.Л.Рубинштейн (80), В.А.Серединская (81), Е.В.Назайкинский (57), И.П.Гейн-рихс (21) и другие музыканты.

По психическим процессам музыкальный слух делят на восприятие, представление, воспроизведение, воображение - Б.М.Теплов

Г /'

85), Л.В.Благонадежина (7), Е.А.Мальцева (51), М.^.Блинова (8),

V \

С.Л.^бинштейн (80) и другие исследователи психологического направления.

Рассмотрим, в чем заключаются названные понятия с точки зрения исследователей.

Б.М.Теплов мелодическим слухом называет музыкальный звуко-высотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, а гармоническим слухом - "музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, и ко всякой многоголосной (в широком смысле) музыке" (85, с.160).

Характеризуя такие разновидности музыкального слуха как абсолютный - ".способность узнавать или воспроизводить высоту звуков, не соотносящихся с другими, высота которых известна" (85, с.120), и относительный слух как "способность воспроизводить или воспринимать звуки . только сравнительно. с данным звуком" (25, с.17), все авторы единодушно считают, что основной разновидностью слуха является слух относительный. Разногласия возникают по вопросу развития абсолютного слуха, о чем будет сказано подробнее ниже.

Полемизируя с С.Майкапаром, Б.Теплов выдвигает положение о том, что музыкальный слух нельзя делить на "внешний" ^внутренний", так как, по его мнению, "нормальный ход развития музыкального слуха предполагает одновременное развитие и "внешней" стороны его, т.е. ощущения и восприятия музыкального материала, й"внутренней его стороны" , т.е. музыкальных слуховых представлений" (85, с.226).

По мнению же других авторов, в частности С.Рубинштейна, С.Майкапара,деление музыкального слуха на внешний и вяутреняий соответствует двум различным, хотя и взаимосвязанным психическим процессам: восприятию и представлению. По мнению психологов» восприятие - это отражение действий, явлений и предметов в данный момент на органы чувств, включающее их осмысливание на основе предшествующего опыта и памяти. Представление-образ предмета или явления, возникающий в сознании на основе прошлых восприятий. Представлять - значит, мысленно видеть или слышать (17,61,76). С.Рубинштейн выдвигает тезис о существенных различиях в механизмах внешнего и внутреннего слуха (80,).

В педагогической практике нельзя не учитывать количественного фактора в соотношении музыкального слуха и внутреннего слуха. Нередки случаи полного отсутствия последнего при достаточно развитом слуховом восприятии, проявляющемся в узнавании музыки и воспроизведении ее на инструменте. Соглашаясь с Б.Тепловым в том, что в музыкальном слухе хотя бы в минимальных "дозах" внутренние слуховые представления обязательны, в целях научного анализа и решения педагогических задач внутренний слух предлагаем считать отдельно взятым свойством музыкального слуха наряду со слухом внешним - музыкальным слуховым восприятием".

Обзор исследований по проблеме классификации свойств музыкального слуха показывает, что проблема ставилась как музыковедами, так и представителями психологического направления.Однако, многое до сих пор остается не ясным. Не решены такие вопро

I) По поводу мнения о существовании цветного и черно-белого слуха (43) думается, что включать это свойство в характеристику внутреннего слуха вряд ли следует ввиду отсутствия научных данных . сы, как структура свойств музыкального слуха в плане их соотношения между собой и "весомости" для музыкального слуха, в какой связи находятся мелодический и гармонический слух, предполагает ли наличие одного из них наличие и другого вида.

В ряде работ, рассматривающих среди разновидностей музыкального слуха внутренний слух, можно наметить несколько точек зрения на структуру, свойства и значение последнего.

По мнению Л,Благонадежиной;процесс внутреннего слуха -это, с одной стороны, шбразная память, с другой, - слуховые воображения (7, с.168).

Близки к этому и взгляды В.А.Серединской. О внутреннем слу^е она говорит, что это ".способность как слухового представления, то есть возникновения в центрах слуха образов звучания музыкальных явлений действительности, воспринятых ранее, так и слухового воображения, то есть создания в центрах слуха образов звучания новых, еще не известных музыкальных явлений, путем творческой переработки некогда воспринятых" (81, с.5) . Автор предлагает различать внутренний мелодический слух - способность мысленного представления звучания мелодии и внутренний гармонический слух - способность мысленного представления звучания многоголосных сочинений гармонического и полифонического склада.

С наибольшей глубиной и теоретической последовательностью вопросы о свойствах, природе и значении внутреннего музыкального слуха также были поставлены Б.Тепловым. Как известно, Теплов считал, что способность слухового представления является одним из основных компонентов музыкального слуха. "Эта способность лежит в основе воспроизведения мелодии голосом или подбирания ее по слуху на инструменте; она является необходимым условием гармонического восприятия многоголосной музыке" (85, с.225].

Внутренний слух БДеплов определяет как в достаточной степени развитые слуховые представления. При слабых представлениях, по его мнению, внутренний слух отсутствует. Поскольку в диссертации исследуется проблема именно внутреннего слуха, т.е. достаточно развитых для проявления в процессе обучения, хотя и не всегда достаточных для музыканта, слуховых представлений, постольку мы в одинаковом смысле будем применять термины "внутренний (музыкальный) слух" и"слуховые (музыкальные) представления".

Б.Теплов выдвигает важный для педагогики тезис о том, что музыкальные слуховые представления отличаются по степени яркости, живости их. Однако он не дает подробной картины причин и следствий, конкретных проявлений и индивидуальных различий названной способности в различных градациях по степени яркости внутренних слуховых образов.

Теплов говорит и о таких свойствах внутреннего слуха, как внутреннее пение и внутреннее слышание, не рассматривая эти свойства внутренних представлений более подробно, в их соотношении с другими свойствами внутреннего с^ха, тогда как они, на наш взгляд, имеют особое значение для понимания его сущности. На этом вопросе мы остановимся позже (см.глава I, п.1.1).

Литература, освещающая проблему соотношения музыкального слуха и памяти, делится на две группы.

Работы первой группы посвящены общей памяти, классификации ее свойств и взаимосвязи памяти, воспроизведения и представления. Рассмотрение названных вопросов заслуживает внимания не только в теоретическом плане, оно имеет большое значение в методическом аспекте: понять свойства общей памяти,значит, разобраться в системе свойств памяти музыкальной; знать, каким образом связаны память с представлением и воспроизведением, значит,понять соотношение внутреннего слуха и памяти как общей, так и музыкальной, а это, в свою очередь, как уже было сказано, имеет прямое отношение к практическим задачам педагогики.

Музыковедческая литература, посвященная вопросам соотношения музыкального слуха и памяти, отражает большое разнообразие позиций, с которых оцениваются обе способности. Хотя данная проблема издавна относилась к числу наиболее актуальных в музыкальной педагогике, в ней не сложилось достаточно четкого представления о системе свойств музыкальной памяти и взаимосвязи музыкального слуха и с^ха внутреннего, памяти общей и музыкальной.

По мнению В.-А.Серединской ". в понятии музыкальной памяти следует различать память на высоту звуков, взятых в определенном ладу (интонационная), и на звучание созвучий и их исследований (гармоническая), и на метро'^итм (метро-ритмическая), и объем памяти - количество запоминаемого материала" (81, с.9). Названы непроизвольный и произвольный виды запоминания, две разновидности запоминания: механическое и осознанное, указано, что запоминание определяется; с точки зрения скорости, точности и прочности.

При всей широте охвата разных сторон явления В.Серединская допускает ряд неточностей: память на высоту звуков в ладу и на звучание многоголосия ею противопоставляются, тогда как оба эти проявления памяти зависят, с одной стороны, от памяти на высоту звуков, от способности удерживать так называемые звуковые следы и, с другой стороны, от способности представления звуков и созвучий, т.е. от внутреннего слуха. Кроме того, объем памяти назван в ряду других свойств памяти, тогда как это свойство памяти должно быть, как будет видно из дальнейшего изложения, отнесено к важнейшему ее свойству, определяющему и уровень развития внутреннего слуха.

Т.Ф.Мюллер освещает другую сторону памяти, справедливо утверждая сознательный подход к запоминанию как единственно целесообразная в процессе обучения музыканта (54, с.5).

Л.Маккиняон, в противоположностьТ.Ф.Мюллеру, считает неосознанный способ запоминания равнозначным в обучении с осознанным (45). Она отмечает еще необходимые условия, сопутствующие успеху: здоровье, отдых, хорошее настроение. В принципе все способы, предлагаемые Л.Маккиннон, используются в педагогике, но в отношении взаимосвязей свойств данная работа мало что проясняет.

Д.Блюм и Б.Алексеев, говоря о связи слуха и памяти, ориентируют читателя на развитие именно памяти, что,по их мнению, и есть в первую очередь воспитание профессионального музыкального слуха (2).

Нельзя не согласиться с авторами в том, что значгние развитой памяти для музыканта огромно, но, как отмечалось выше, звуковысотное свойство слуха имеет свои функции и структуру, отдельные от функций и структуры памяти, несмотря на взаимосвязь обеих способностей.

Представить систему свойств музыкальной памяти нельзя,не опираясь, в первую очередь, на научные данные психологии относительно системы свойств памяти общей"^.

I) Автор диссертации ни в коей мере не претендует на право критики фундаментальных положений современной психологии и ограничивается поэтому лишь их констатацией, необходимой для упорядочения сложившихся в музыковедении представлений о музыкальной памяти и внутреннем слухе.

Основополагающими в этой области исследований являются труды,связанные с именами Р.Вудвортса (14), В.П.Зинченко (75), . . \

А.Н.Леонтьева (41), А.В.Петровского (61), С.Л.Рубинштейна (80), А.А.Смирнова (70), Е.Н.Соколова (84). Из других работ, имеющих значение для понимания системы свойств памяти, назовем работы Р.Аткинсона (3), Р.Клацки (34), А.Р.Лурия (42).

Психологи называют памятью запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.

С точки зрения психической деятельности человека, музыкальная память является разновидностью общечеловеческой памяти, присущей любому виду человеческой деятельности. Термин "музыкальная память* отражает не столько специфичность, "непохожесть" этого явления на общечеловеческое, сколько,скорее, музыкальную разно^ность (род применения) общей человеческой способности памяти.

Таким образом, именно с точки зрения свойств запоминания, сохранения и воспроизведения и следует рассматривать систему свойств музыкальной памяти.

Запоминание, сохранение, вспоминание, имеющее формы воспроизведения и узнавания, и забывание психология классифицирует как процессы или функции памяти.

Запоминание и сохранение, по данным психологии, заключаются в заучивании и закреплении образов, ощущений, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний. Запоминание и сохранение бывают произвольными и непроизвольными, осмысленными, механическими и ассоциативными, кратковременными и долговременными. Различают объем, полноту, точность и скорость запоминания и сохранения информации.

Нет необходимости доказывать, что музыкальный материал есть также заучивание и закрепление музыкальных образов,ощущений, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний. Поэтому возможен прямой перенос процессов запоминания и сохранения в область музыкальной памяти. Заучивание музыкального материала также бывает непроизвольным, откладывающимся в памяти без волевых усилий, или произвольным, происходящим по желанию, при активном усилии со стороны музыканта. Чем быстрее, точнее, полнее запоминание, тем легче запомнить и большой объем материала.

Так же как и общая, музыкальная память характеризуется либо кратковременным запоминанием и сохранением в памяти музыкальных образов, либо долговременным.

Запоминание музыкального, как любого материала, бывает осмысленным, на основе понимания внутренней логики его строения, ассоциативным или механическим.

Процесс вспоминания психология определяет как воспроизведение и узнавание, имеющие непосредственную связь с представлением, внутренними образами-^.

Вся музыкальная деятельность связана с воспроизведением. Так же как в психологии, под воспроизведением надо понимать любое осуществление приобретенного опыта.

Вызывание внутренних сенсорных (слуховых) образов, внутреннее пение, так же как и внешнее его проявление - пение вслух, игра на инструментах, дирижирование, сочинение должны быть определены в числе . проявлений воспроизведения.

I) Теория узнавания является темой специального исследования, выходящего за рамки данной работы. Ценный материал в этом плане дают работы Е.В.Назайкинского (57) и Р.Клацки (34)*

Все виды музыкального воспроизведения, как и любого другого, могут быть непроизвольными и произвольными, происходят логическим или механическим путем, либо на основе ассоциативных связей; осуществляются быстро или медленно, точно или неточно, в различном объеме.

Забывание. по утверждению психологов, - непроизвольный процесс, необходимый для нормального функционирования памяти.

Добавим к этому, что запоминание - первичное действие, сохранение - вторичное, а воспроизведение - действие третьего порядка. Сохранение или удержание в памяти информации составляет сумму знаний, навыков, то есть опыт человека, тогда как запоминание является средством приобретения знаний и накопления опыта. Если сохранение (опыт) - цель, то запоминание - средство для достижения этой цели. Отсюда следует, что объем или емкость запоминания (термины из психологии) и объем или емкость сохранения материала - не одно и то же. Объем запоминания зависит от способности количественного охвата запоминаемого материала (то есть много или мало может запомнить данный человек в данное время, имеющий перед собой единичный, конкретный объект для запоминания). Объем сохранения запомненного может быть значительно меньше запоминаемого материала или равен ему по величине.

Психологи характеризуют память также сточки зрения её видов и типов. Называют эмоциональный, образный и логический виды и двигательный, слуховой и зрительный типы памяти. Причем типы рассматриваются также и смешанные: слухо-двигательный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Практика показывает, что все названные виды и типы характерны и для музыкальной памяти: эмоциональный вид - запоминание и последующее воспроизведение чувств, образный - запоминание и воспроизведение музыкальных образов, логический,—запоминание и воспроизведение логики строения музыкальной ткани с пониманием закономерностей и особенностей структуры и формы музыкального произведения в целом и его частей.

Так же как и типы общей памяти, музыкальная память имеет зрительный - зрительное запоминание музыкальной ткани при чтении нот, двигательный - так называемая моторная память и слуховой - самый главный, основной тип запоминания музыки. Смешанные типы также встречаются в процессе запоминания музыкальных произведений.

Итак, все процессы, виды и типы музыкальной памяти соответствуют процессам, видам и типам общей памяти.

Опираясь на научные представления о свойствах общей памяти, предложим систему свойств памяти музыкальной, которая рассматривается с точки зрения процессов, видов и типов (рис.1 и 2).

Свойства внутренних слуховых представлений, как мы видим, связаны с процессами памяти* являясь разновидностью процесса вспоминания и воспроизведения, внутренний сдух базируется на процессах запоминания и сохранения звуковысотной информации при внутреннем представлении ранее слышанной музыки, а в процессе сочинения опирается на приобретенный запоминанием и сохранением музыкальный опыт. Вне процессов запоминания и сохранения звуковысотной информации внутренний слух существовать не может. Забывание - естественная и необходимая реакция организма, для внутреннего слуха - самая простая и легче всего протекающая реакция. Забывание высоты звуков и их соотношений во внутреннем слуховом процессе слишком велико^ усилия должны быть направлены именно на уменьшение его.

Свойства внутреннего слуха, связанные с процессами памяти, как и последние, характеризуются с точки зрения произвольности

Рис.1. Классификация свойств музыкальной памяти по процессам

Вспоминание

Запоми- Сохране- воспро- узнава- Забыванание ние изведе- ние ние ние о я Л РЗ о и со

ЕЗ о о> г А

1=3 о Я со

Б! о Сц Н (О 0) о да га. I га ф т о о, я о рЗ о о о н:га I о, я о со к о га са д

8% о к о ф

ЕЗ Рн о Ч

0 о к о о

§ д со © а) о А е-< о Я Я

0) о к ет аз N

О © ф о га § В о ^ и рз щ о о

И. ¡у о о ф о

-1 из •<

Большой Небольшой Полный Неполный объем •"объем объем объем

Рис.2. Классификация свойств музыкальной памяти по видам и типам и непроизвольности, кратковременности или долговременноети. При этом в разных случаях различными оказываются объем,полнота, точность и прочность внутреннего слухового представления музыкальных звуков и образов и скорость слуховых реакций.

Вторая группа раьот касается вопросов влияния физиологических механизмов памяти на звуковысотный слух.

Важность названного вопроса давно стала очевидной; знать работу механизма, значит, уметь управлять им. То же отмечает М.П.Блинова: "Понимание законов высшей нервной деятельности, лежащих в основе учебного процесса, дает в руки педагога ключ к сознательному управлению творческой работой учеников, помогая с меньшей затратой сил добиваться значительно больших результатов" (8, с. 9)-^. Е.Лдвыдова, исходя из понимания ограниченных возможностей педагогов получать информацию в труднодоступной музыкантам области науки,все же считает, что ".для успешного развития музыкального слуха учащихся каждому педагогу требуются хотя бы элементарные знания из области психофизиологии слуха" (25, сЛ7).

Рассмотрим некоторые научные данные, раскрывающие механизмы внутреннего слуха и их связь с механизмами памяти.

Современные исследователи утверждают, что большую роль в восприятии высоты звука играет скрытая вокальная моторика, резонансное подстраивание голосовых связок к высоте воспринимаемого звука путем многократных проб - А.Н.Леонтьев (41), Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овчинникова (22,23,62,63,91), Е.А. Мальцева (51). Вопросы физиологии восприятия высоты звука нашли свое отражение также в работах Г.Гельмгольца (20), H.A.

I) Эти слова М.Блиновой цитирует и Е.Давыдова, присоединяющая к ним и свое мнение.

Гарбузова (18,19), А.Ф.Мутли (53), С.Н.Бечевой-Экземплярской (5), Ю.Н.Рагса и Е.Б.Назайкинского (57,78) и др. Исследования механизмов звуковыеотного слуха опираются на учение И.П.Павлова (69).

Степенью адекватности представления реальной высоте звука определяется характер проявления важнейшего для музыканта зву-ковысотного свойства слуха. Звуковысотность регулируется механизмами памяти, которые ученые определяют как рефлекторную деятельность головного мозга. Собственно звуковыеотность связана с функционированием механизмов звуковысотных следовых рефлексов.

Из теории И.П.Павлова известно, что от всякого раздражения в мозгу некоторое время остается след. Исходя из этого, определяют большую или меньшую устойчивость следов памяти. Образование следов в раннем возрасте происходит неосознанно, в позднем - как неосознанно, так и сознательно. Определенную роль при этом играет эмоциональное состояние, которое при возбуждении может улучшать, ускорять консолидацию (закрепление и. связь) следов и, наоборот, угнетение эмоций резко ухудшает этот процесс"*"\

Б.М.Теплов писал: "Каждый звук мелодии воспринимается не сам по себе, а в его отношении к устойчивым звукам, прежде всего к тонике, а это предполагает, что в течение всего процесса восприятия мелодии сохраняются, по крайней мере, какие-то "следы" от этих устойчивых звуков. Первое чувство пред

I) Педагогика дает богатый материал для подобных выводов. Особенно это очевидно в музыкальной практике: при резко отрицательных эмоциях затормаживается процесс запоминания музыкального материала и слуховая ориентировка в нем. полагает наличие некоторого "последействия" от ощущения уже отзвучавших звуков. Б чем именно это "последействие" выражается - вопрос сложный и неисследованный" (86, с.131).

Нам представляется, что "последействие" сводится к сравнению очередных звуков с отзвучавшим или несколькими отзвучавшими. При этом определяется относительная высота звуков, осуществляется анализ, синтез вначале элементарных, а затем более крупных фрагментов музыкального материала. Роль отдельных звуков в "последействии" различна. Как правило, наиболее велико последействие от тоники. След от отзвучавшей тоники производит "настройку" мышления на функциональную оценку всего материала. Настройка выражается, во-первых, в ладовой оценке всех звуков или созвучий, в расстановке их по ступеням; во-вторых, в предслышании ладового поведения звуков и созвучий - в их движении. В этом смысле следует говорить не просто о наличии последействия в ладовом чувстве, а о полной опоре на него.

Установлено, что следовые рефлексы лежат в основе механизмов, регулирующих все процессы памяти. Исследователи различают их по типу, направленности и длительности действия. В настоящее время исследовательский центр в Пущино-на-Оке целенаправленно занимается названной проблемой (71). По-видимому, именно из этих источников скорее всего можно ожидать поступления необходимых сведений, которые бы приблизили педагогику к пониманию прочности, скорости и адекватности слуховых реакций.

На оснований научных данных мы можем сделать некоторые выводы: память на высоту звука и звуковысотные соотношения (относительная и абсолютная) определяется полностью действием следовых звуковысотных рефлексов и зависит от характера их функционирования, тогда как память как процесс запоминания и сохранения музыкального материала по его протяженности регулируется и следовыми звуковыоотньши рефлексами и рефлексами другой направленности действия, от которых зависит качество памяти в целом.

Оба вида памяти: на высоту звуков и на протяженность, величину материала являются двигателями внутренних слуховых представлений и требуют кавдый отдельного подхода и специфической методики их тренировки.

Поскольку звуковыеотность слуха зависит от рефлекторных механизмов, постольку при правильной методике можно добиться их развития а совершенствования. При этом следует ставить задачи улучшения только относительного слуха. Развитие же абсолютного слуха, являющегося отличным, но не существенным свойством слуха, вследствие отсутствия научных данных о его механизмах, не дает устойчивых результатов и не может поэтому быть на данном этапе целью педагогики.

Из практики известно, что музыкальный слух встречается в самых различных, неповторимых формах и степенях своего развития. Градации музыкального слуха по степени его развития и разнообразию проявления в пределах абсолютного, а тем более относительного слуха, бесконечны. Нет двух людей с одинаковым качеством музыкального слуха.

Правильно оценивает знание этой стороны слуха I.В.Благонадежна, говоря, что несомненно, первостепенное значение для работы по воспитанию внутреннего слуха имеет знание качественных особенностей, отличающих слуховые образы различных лиц" (7, с.194).

Рассмотрим, что известно об индивидуальных различиях внутреннего слуха, о его качестве.

Б.М.Теплов к качественным разшичиям внутреннего слуха относит степень произвольности, яркости и развития звуковысотяого свойства слуха, степень обобщенности слуховых образов. Проблему индивидуальных различий он, на наш взгляд, верно определяет как проблему их качественных различий.

Две степени, т.е. два уровня качества музыкального слуха: элементарный и высший (элементарный в сочетании с абсолютным и внутренним слухом) называет Н.А.Римский-Корсаков^ 79^.

В.Серединская так высказывается о различных уровнях развития внутреннего слуха: "Степень развитости внутреннего слуха является одним из признаков, характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих пригодность их к последующей профессиональной деятельности"( 81, с.6).

Однако, в литературе не сложилось четкого критерия оценки качества внутреннего слуха, да и само понятие качества требует более точного определения его сущности.

Мы рассмотрели ряд вопросов теоретического плана. Не менее важным, в свою очередь, и интересным является и практическая сторона дела - вопрос о возможности и путях развития внутреннего с^ха.

Этот вопрос имеет непосредственное отношение к области физиологии и психологии, так как означает по-существу вопрос о развитии и упражняемости органов чувств, слухового анализатора, слуховых центров.

Не имея возможности здесь подробно рассмотреть затронутую проблему, отметим оптимистичноеть взглядов ученых на развитие способностей. Указывая на врожденность природных предпосылок развития способностей - задатков, психологи и физиологи пришли к выводу о возможности развития способностей благодаря удивительной податливости, гибкости человеческой природы; о подвижности, приспосабливаемости внутренних механизмов к наилучшему выполнению задач, о свойстве компенсации одних способностей при помощи развития других, что открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком (35,61).

Поэтому правомочно ставить вопрос и о развитии внутреннего музыкального слуха, хотя, являясь скрышм процессом, он труднее поддается как анализу, так и совершенствованию.

Интересными с точки зрения рассмотрения споообов развития способностей являются работы Р.Аткинсона (3), С.В.Кравкова (35) и другие (34,39,70,74,95).

Усилия отечественных и зарубежных специалистов в области сольфеджио направлены на поиски путей совершенствования форм работы на уроках и создания методических пособий и учебников, отвечающих задачам наиболее широкого охвата каждой из таких форм.

Среди методических работ, широко рассматривающих проблему, - труды В.А.Вахромеева (10), Е.В.Давыдовой (24-27), С.Е.Максимова (46), А.Л.Островского (64-66)и другие (4,15,16,60).

Интересным является пособие по\практическому развитию слуха Жанет Макгогей (104), в котором содержатся упражнения для развития разнообразных слуховых навыков: пения интервалов, аккордов, аккордовых последовательностей, разрешения аккордов в тональностях, определения на слух .созвучий, ритмической ориентировки, для чего предлагаются различные упражнения, в том числе ритмические партитуры.

Среди иностранных пособий отметим также работу Л.Даниэля (97).

Указанные методические разработки дают богатый материал для методики построения уроков по сольфеджио, активизации учащихся. Но они отвечают задаче улучшения слуха не каждого учащегося в группе, а группы в целом. Как показывает практика, большинство учащихся научается отвечать на разнообразные и в то же время традиционные слуховые тесты, прибегая, однако, в ряде случаев к неслуховым способам: соображению, сравнению с похожими заданиями и т.д. В результате отстающие от лучших сохраняют, как правило, первоначальную дистанцию на протяжении всего курса обучения.

Среди методических работ часть посвящена рассмотрению отдельных форм работы на уроках также в плане использования одинаковых приемов и одинакового музыкально-теоретического материала для всех учащихся группы.

Здесь отметим работы по методике записи диктантов (24,52). Большую самостоятельную ценность имеют сборники диктантов. Лучшими назовем сборник "1000 примеров музыкального диктанта на 1,2 и 3 голоса" Н.М.Ладухина (40), материал которого построен строго по принципу "от простого к сложному" и является незаменимым пособием на первых курсах музыкального училища. Сборник диктантов Б.К.Алексеева и Дм.А.Блюма (3) является,на наш взгляд,образцом для сочинения учебных диктантов повышенной трудности в "классическом стиле"(54). Богатый материал дают также сборники диктантов Т.Ф.Мюллера (54) и др.

Следующая группа методических разработок рассматривает такую форму работы, как пение различных элементов музыкального языка и чтение с листа.

Вопросы чтения с листа затронуты в следующих работах: А.Г.Драмбян (29), сборник статей под редакцией Е.В.Давыдовой (93). Среди многочисленных сборников для чтения с листа отметим сборники: А.П.Агажанова (I), В.В.Соколова (58), В.В.Хвос-тенко (90), а также повсеместно используемые пособия А.Л.Островского, В.Н.Рукавишникова, И.В.Способина.

Специально вопросам интонирования посвящено несколько работ (6,13,31,48,72). Среди иностранных пособий, задачей которых является научить правильно интонировать ступени лада по интервалам и интервалы по ступеням лада, выделяются труды Л.Даниэля (97), А.¿¡дамандиева (98), М.Долекила (100), В.Ку-линского (102).

Работы К.Н.Дмитревской (28), С.Е.Максимова (47), Б.А.Незванова и А.Н.Лащенковой (59), П.А.Черватюка (92), рассматривающие вопросы слухового анализа, как и труды Е.Б.Давыдовой (25, 26) и В.А.Серединекой, посвященные специально методике развития внутреннего музыкального слуха, ориентируют на развитие слуха на уроках сольфеджио у всего коллектива учащихся одновременно, без учета индивидуальных особенностей их слуха.

Поиски более эффективных методов развития слуха привели к разработке и использованию релятивных систем многочисленными последователями З.Кодаи (11,36-39, 101,102,105)"^. Это направление, прогрессивное в своей основе, оказывается полезным в применении, но, наталкиваясь на традиционную систему, не способно конкурировать с последней, так как не дает пока возможности устранить возникающие трудности, например, перехода из одной тональности в другую.

Прогрессивным направлением в методике является постановка задачи и организация материала по активизации и развитию творческих способностей учащихся: сочинения, импровизации (83,94, 99 и др.).

Опыт отечественных и зарубежных методов преподавания сольфеджио и многие учебные пособия легли в основу разработки в диссертации методики совершенствования внутреннего музыкального слуха в качестве богатого материала для выбора упражнений и их

I) Обзор всевозможных релятивных систем можно найти в работе Е.Давыдовой "Методика преподавания сольфеджио" (25,с.35-48). комплексов в каждом конкретном случае как для работы в классе, так и для персональных домашних заданий для учащихся.

Подводя итоги обзору литературы, приходим к выводу, что если вопросы музыкального слуха освещаются широко и многосторонне, то литература, специально посвященная внутреннему слуху, ставя разнообразные проблемы, оставляет в то Ее время не решенными многие вопросы, в том числе вопрос соотношения свойств внутреннего слуха, выяснение главных, существенных из них, необходимых и второстепенных, случайных, врожденных и приобретенных в процессе жизни и т.д. Не исследован вопрос качества внутреннего слуха, необычайно важный для решения методических задач. Слабо классифицированы "объекты" внутренних слуховых представлений, т.е. до конца не выяснено, что может музыкант охватить внутренним слухом.

Существующие методики и методические пособия по сольфеджио как отечественные, так и зарубежные, не удовлетворяют в полной мере задачам совершенствования внутреннего слуха, так как, с одной стороны, не учитывают особенности слуха учащихся, и, с другой стороны, не дают возможности организовать домашнюю работу учащихся таким образом, чтобы каждый из них получил от нее наибольший результат именно для своего слуха.

Основным требованием, отвечающим решению задачи,является необходимость применения методов точной "диагностики" недостатков слуха казздого учащегося, разработки критерия оценки качественных различий внутреннего слуха и методики, нацравленной на исправление недостатков, "дефектов", улучшению качества внутреннего слуха в каждом конкретном случае.

Совершенствование внутреннего музыкального слуха каждого учащегося с учетом недостатков его слуха, сокращение времени, затрачиваемого на эту работу, повышение объективности оценок за слух определили направление исследования в данной работе.

В задачи диссертации входит:

I* Уточнение классификации свойств музыкального слуха, внутреннего слуха.музыкальной памяти и ее связи с последним.

2. Установление понятий и характеристика содержания и форм внутреннего слуха.

3. Выявление основных свойств внутреннего слуха, определяющих его качество.

4. Разработка критерия и методов комплексной оценки качества внутреннего слуха.

5. Рассмотрение теоретических аспектов методологии и обоснование наиболее рациональных способов совершенствования внутреннего слуха.

6. Разработка системы комплексов упражнений и рекомендаций для развития основных свойств внутреннего слуха.

7. Исследование вопросов эффективности индивидуальных методов развития слуха на основе экспериментальных данных, статистического анализа оценок за слух учащихся за период с 1962 по 1980 годы.

Целью диссертации является углубление знаний о свойствах внутреннего музыкального слуха, возможностях его развития и попытка разработки научно а^рументированной методологии совершенствования внутреннего слуха.

Новизну своей работы автор видит в следующем:

I. Впервые предложена классификация свойств внутреннего музыкального слуха по содержанию и формам,

2. Уточнена классификация свойств музыкальной памяти.

3. Из свойств внутреннего слуха выделены основные, определяющие его качество.

4. Предложена система оценок качества внутреннего музыкального слуха,позволяющая достаточно полно учесть его достоинства и недостатки.

5. Разработана методика совершенствования внутреннего слуха на основе учета индивидуальных особенностей слуха в каждом конкретном случае и подбора системы упражнений, устраняющих тот или иной слуховой недостаток.

В основу диссертации легки наблюдения,эксперименты автора на уроках сольфеджио и гармонии в музыкальном училище имени М.М.Кп-политова-Иванова за период с 1962 по 1981 годы,исследование музыковедческой литературы по вопросам слуха и литературы из областей психологии и физиологии памяти и слуха, работы диссертанта:"Внутренний музыкальный слух" (67) и "О соотношении основных и переменных ладовых функций" (68), анализ отечественного и зарубежного опыта преподавания сольфеджио.

Диссертация является составной частью решаемой в музыковедении проблемы развития музыкального слуха и повышения профессионального уровня в подготовке музыкантов.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении делается обзор литературы,дается уточнение классификации свойств музыкальной памяти и соотношения с ней внутреннего музыкального слуха,очерчивается круг проблем,затрагиваемых в диссертации.

Первая глава посвящена анализу основных свойств внутреннего слуха. В ней рассматриваются содержание и формы слуховых предI стаЕлений, дается определение критерия качества внутреннего музыкального слуха и предлагается методика его комплексной оценки.

Во второй главе решаются теоретические вопросы совершенствования основных свойств внутреннего музыкального с^ха. Предлагается система рекомендаций и упражнений для развития основных свойств "внутреннего слуха с учетом его индивидуальных особенностей для домашней и классной работы учащихся.

Третья глава рассматривает вопрос эффективности предложенной методики индивидуального совершенствования внутреннего музыкального слуха. Описывается несколько конкретных примеров совершенствования слуха в процессе работы. Приводятся данные количественных и качественных изменений слуха по трудозатратам, временным показателям, в зависимости от первоначального качества слуха, от темперамента, прилежания и интеллектуальных данных учащихся.

В заключении суммируются результаты исследования основных свойств внутреннего музыкального слуха, его качества и оценок, делаются выводы по принципам разработки и применения индивидуальной методики совершенствования внутреннего слуха.

К работе приложен список использованной литературы.

I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНУТРЕННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Основные свойства внутреннего музыкального слуха и принципы его совершенствования"

Выводы

Определив качество слуха поступившего учащегося, его психические особенности, необходимую величину трудозатрат в его ежедневной домашней работе (объем и продолжительность по времени), педагог может заранее быть ориентированным в конечных результатах подвигания учащегося.

Знание того факта, что отличный слух достигает предельно высокого качества, хороший мокет стать отличным, удовлетворительный - только хорошим, а неудовлетворительный улучшиться только на один балл, позволит педагогу легче определять слуховые задачи для каждого конкретного случая.

Более полное знание возможностей совершенствования слуха вооружает педагога в выборе методов работы, ее направления и оценки результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытожим основные выводы, вытекающие из проведенных наблюдений.

1. Дальнейшее дифференцирование и уточнение классификации, свойств музыкальной памяти и внутреннего музыкального слуха, сделанные в диссертации, позволяют лучше понять соотношения и влияние одной способности на другую.

2. Свойства внутреннего музыкального слуха классифицированы по содержанию и формам слуховых представлений. Это позволяет более точно определить возможности слуха и задачи по его развитию.

3. Из свойств слуха выделены три основные, уровень развития которых является показателем качества внутреннего слуха. Это, во-первых, звуковысотное свойство, определяемое характером функционирования следовых звуковысотных рефлексов, во-вторых, содержание слуховых представлений, их полнота, точность и прочность, в-третьих, объем слуховых представлений, который зависит от способности запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Выделением основных свойств определен критерий качества внутреннего слуха, что позволяет более целенаправленно разрабатывать методику его развития, ориентируясь на совершенствование именно основных свойств слуха.

4. Предложена методика комплексной оценки качества внутреннего слуха, представляющей собой сумму баллов от сложения оценок за каждое из основных свойств слуха. Комплексная оценка позволяет судить не только об уровне развития внутреннего слуха в целом, но и видеть особенности слуха каждого учащегося, конкретные недостатки и их сочетания. Комплексная оценка качества слуха, на наш взгляд, позволяет достаточно точно определить направление в работе по устранению недостатков слуха.

5. Разработана система упражнений и рекомендаций, основанная на новом принципе - применения комплексов упражнений для совершенствования основных свойств Внутреннего слуха с учетом индивидуального характера особенностей слуха, его недостатков. Описана методика применения комплексов упражнений, заключающаяся в их перестройке и приспособлении к конкретным слуховым недостаткам независимо от возраста и ступени обучения учащегося. Предложенная методика рекомендована для работы как в классе, так, в особенности, и дома.

6. Проведено исследование эффективности применения предложенной методики. Показаны параметры изменения суммы баллов в зависимости от первоначального качества слуха, от продолжительности домашних занятий, их объема и других показателей. Приведены данные о повышении сумм баллов до предельно возможных.Показана целесообразность развития внутреннего слуха путем воздействия на конкретные его недостатки. Установлено, что мобильно перестраивающаяся система упражнений наиболее эффективная для устранения слуховых дефектов и выработки устойчивых слуховых реакций.

7. Проделан анализ литературы из областей психологии и физиологии слуха, внесены дополнительные сведения о природе,особенностях и проявлениях внутреннего слуха, рассмотрены данные о возможностях развития названных способностей.

Таким образом, решение проблемы совершенствования внутреннего музыкального слуха должно выполняться на базе научно разработанной методики. Основой такой методики следует считать систему слуховых упражнений, которую можно ~ перестраивать, исходя из учета индивидуальных особенностей слуха каждого учащегося.

Построение комплексов упражнений рекомендуется выполнять по трем направлениям соответственно трем основным свойствам внутреннего слуха: улучшению функционирования следовых рефлексов на представление звуковысотных соотношений, совершенствованию содержания внутреннего слуха и его форм, развитию объема памяти и сйуховых представлений.

Максимальный эффект использования предложенной методики достигается при детально точном определении первоначального качества слуха каждого учащегося, рациональном выборе комплексов упражнений, выполнении каждого из них до получения необходимого результата при постоянном контроле.со стороны преподавателя.

Описанная методика позволяет применять ее для развития слуха учащихся любых музыкальных учебных заведений, от школ до вузов.

Апробация пособия автора "Внутренний музыкальный слух" (67) в музыкальных школах и училищах и проведение эксперимента по развитию внутреннего слуха учащихся вокального отделения показало, что решение проблемы совершенствования внутреннего музыкального слуха - основы профессионального музыкального слуха - нуждается в пересмотре программ по предметам сольфеджио и гармонии в плане их сближения, с одной стороны, построения с учетом индивидуальных различий музыкального слуха, с другой стороны, и^с третьей, - дифференцированного подхода к. профессиональной специфике контингента учащихся в гораздо большей степени, чем это имеет место. Особенно остро нуждаются в радикальной переработке программы по теоретическим дисциплинам для вокальных отделений училищ и ву'зов.

Данная работа является частью общего в музыковедении исследования проблемы развития музыкального слуха учащихся и повышения эффективности преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

Следующий этап исследования способов совершенствования внутреннего слуха и музыкального слуха в целом автор видит в разработке теории ,и методики преподавания сольфеджио и гармонии с учетом специфики контингента учащихся, их специализации. В частности, как указывалось выше, начат эксперимент по специально созданной нетрадиционной методике преподавания гармонии на вокальном отделении, дающей возможность объединить задачи гармонии и сольфеджио, сделать эти предметы для певцов гораздо более практически значимыми.

Необходимы дальнейшие поиски специального языка, "ключа", который бы позволил учащимся наилучшим образом усваивать теоретический материал, дал бы возможность шире раскрыть их музыкальные способности, будил бы их интерес к знаниям, позволил бы шире применять полученные знания в профессиональной деятельности.

 

Список научной литературыОськина, Светлана Ефимовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Агажаяов А.П., Курс сольфеджио, вып.1. Изд.2-е. М.:1. Музыка, 1974, 163 с.

2. Алексеев F.K., Блюм Дм.А. Систематический курс музыкального ди/станта. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1976, - 224 с.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения, ч.1./

4. Пер.с англ. Под ред. Ю.М.Забродина и В.Ф.Ломова. -М.: Прогресс, 1980, с.27-52.

5. Барабошкина A.B. Методика преподавания сольфеджио в детскоймузыкальной школе.ДЕод ред. Л.Н.Раабена. -Л.: Муз-гиз, 1963, -43 с.

6. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: Русский книжник, 1923, 115 с.

7. Биркенгоф А.й. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. -М.: Музыка, 1979, -80 с.

8. Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. -В кн.: Ученые записки государственного научно-исследовательского института психологии, т.1. -М.: Изд-во АН РСФСВ, 1940, -с.151-196.

9. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального восприятияшкольников в свете учения о высшей нервной деятельности. -М.: Просвещение, 1964, -104 с.

10. Варфоломос А.Д. Пение в курсе сольфеджио. -М.: Музгиз,1962, -63 с.

11. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио.

12. Изд.3-е, испр. -М.: Музыка, 1978, -87 с.

13. Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация. Автореферат канд.дисс. Л.: 1967, -17 с.

14. Вейс П.Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. -Л.: Музыка, 1967, -43 с.

15. Вудвортс F. Экспериментальная психология./Пер. с англ. Подред. Г.К.Гуртов-Пого и М.Г.Ярошевского. -М.: йзд-во' Иностр.лит., 1950, -799 с.

16. Вопросы воспитания слуха. Сб.статей./Под ред. А.Л.Островского. -Л.: %зыка, 1967, 136 с.

17. Вопросы воспитания слуха. Сб.статей. /Под ред. А.П.Агажанова. -М.: Музыка, 1977, -157 с.

18. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Изд. 4-е.-М.: Высшая школа, 1970, -654 с.

19. Гарбузов H.A. Зонная природа звуковысотяого слуха.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948, -84 с.

20. Гарбузов H.A. Внутризонный интонационный слух и методы егоразвития. -М.-Л.: Музгиз, 1951, 64 с.

21. Гельмгольц Г; Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки. Д1ер. с нем. -Спб., 1975, -594 с.

22. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. -М.:1. Музыка,!978,-SO с.

23. Гиппенрейтер Ю.Б. О восприятии высоты звука. Авторефераткаяд.дисс. -М.: i960, -19 с.

24. Гиппенрейтер Ю.Б. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука. -В кн.: Доклады АПН РСФСР. -М.:1958, В I, -с.47-50.

25. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта.-М.: Музгиз, 1962, -116 с.

26. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио.-М.:1. Музыка, 1975, -160 с.

27. Давыдова Е.В. Развитие музыкального олуха. -М.: Музыка,1964, -48 с.

28. Давыдова Е.В., Запорожец С.Ф. Музыкальная грамота, вып.1.-М.: Музгиз, 1962, -172 с.

29. Дмитревская К.Н. О преподавании четырехголосного гармонического сольфеджио. -М.-Л.: Музыка, 1964, -87 с.

30. Драмбян А.Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. -М.:1. Музыка, 1970, -78 с.

31. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебникгармонии. Изд. 4-е. -М.:Музыка, 1973, -454 с.

32. Интонационные и ритмические упражнения на уроках сольфеджио. Для У-УП кл.ДМШ./Под ред. Н.Л.Котиковой. -М.-Л.:Сов.Композитор, 1971. -47 с.

33. Кайрюкштис В.И. Использование сопоставления одноименннхи параллельных тональностей на уроках сольфеджио. -Вильнюс: отпеч.множит.аппаратом, 1976, -35 с.

34. Кайрюкштис В.И. Упражнения по ритму. -Вильнюс: 1973, -121с.

35. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы./Нер. сангл.Т.Сидоровой. Под ред.Е.Н.Соколова. -М.: Мир, 1978, -319 с.

36. Кравков C.B. Очерк общей психо-физиологии органов чувств.-Д.: 1946, -71 с.