автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Основные тенденции и этапы развития русского национального самосознания в XIX-XX вв. (социально-мировоззренческий и социально-политический аспекты)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные тенденции и этапы развития русского национального самосознания в XIX-XX вв. (социально-мировоззренческий и социально-политический аспекты)"
РГ6 од
-- 7 П::-РОССКЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
институт фткгософия и права
На прав« рукописи
ВАТОРОПИН АТККСАВДР СЕРГЕЕВИЧ
ОСНОВНЫЙ ТЕНДЕНЦИИ И ЭТАШ РАЗВИТИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В Х1Х-ХХ вв. /СОЦИАЛЬНО-МИРОВСРЗРЕНЧЕСК ИН И СОЦИАШЮ-ПШИТНЧЭДШ'1 АСПЕКТЫ/
23.00.01 - теория и история политической науки
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
лкчтьричлтрг -
1993
Работа ш полна на в уральской ордена Трудового Красного Знамени государстве ином университета км. А-.У .Горького на кафедре социально-политических наух философского факультета.
Научный руководитель ' - доктор философских, наук,
профессор Г .Е. Зборовский
Официальные оппонента - ччен-корреспондент БАЕН
профессор Б.В.Емельянов
• - кандидат философских наук С.В.Моикин
Ведущее учреэдешле - уральский государственный
технический университет / г .Ккаторинб ург/
Зашита состоится ССб&ЩЭ 1993 г. в часов
на заседании специализированного Совета К 003.81.01 по присуждению ученой степени кандидата политических наук в Институте философии и права Уральского отделения РАН /6201М, г.[Екатеринбург, ул. 8 Марта, 68, кшн.15/.
С диссертацией мокло ознакомиться в научной библиотеке Института философии и права.
Автореферат разослан "
ЛР" М&Л-Р 1993 г.
ученый секретарь специализированного с оно та кандидат философских наук, старший научный сотрудник
/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕР1ИТШ РАБОТЫ
Актуальность телч исследования. Ii кскце ВО-х-начадв ЗО-х год си XX вака рссс.тя вновь сказалась перед'необходимостью ко-ренних ^образований всех с$ер общественно»! »из ни. Общество паход11'.'Я в самом глубоком посла 1937 год4 кризисам союз пса госудвр. гво распалось, экономика вд. X'paini краха, деятельность властей б значительной мерз паряяизеь-кп, духовк.'й, нравственный, культурный уровень народа снижался.
Процесс социаяьно-эдоноздческкх a нашт:£чоск:гс преобразований вдет очень трудно. Дачек о пе ес"> общество сём'затось. готовим к радикальным переменам. Существуют достаточно алия-тальние сшш, которые либо вообще нз пр гигант ре£.ори, л ¡¡б о ov-вергавт тот конкретны? путь кх проведения, на который встаю шнешюе рисоводство России. Глубокий кризис общества оо.окта-вно способствует укреплению позиций этих си';,
Сегодня слояио предсказать реальный ход развития событий. Удай'гся лп радикалыьал реформаторам отстоять свой курс роторы, шщ будут внэсеш существенные корректировки з этот курс, а моявф 6ux'S: рефорглы вообще будут затормоши: - нельзя, по-вн-димшу: к^яшить ни один из этих вариантой.
В зми условиях обществоведа, политики, акоислсгсть' предлагают различные пути выхода из кризиса. Очень.часто вискази-ваются диаметрально противоположные взгляд". Боли их обобщать, то становится ясным, что в конечном итоге все сводится к проблеме определения пута дальнейшего развитая России.
Можно выделить три основных подхода к данной проблеме: 1/. № обходимо реформировать существовавший до 1985 года социалистический строй, да изшняя его сущнооти /"кошу кис тгг-ческий" вариант/»
2/. Следует осуществить пароход к обществу, основанному на западник ценностях: демократии, рыночной экономике, правах человека и т.д. /"либерально-демократический" вариант/.
3/. Выход из кризгеа возможен только на пути воссоздания российского государства, существовавшего до 1917 года я опирающегося на русские национальные традиции /"национал-патриотический" вариант/.
В настоящее время российские я зарубежные обиэствовады уделяют достаточно мнпго внимания анализу этих вариантов. При этом исследуются мировоззренческие основания каядого из Нйх и
- 3 -
соответствующие ссциально-падаткчгскю, скокомичасл-е и т.д. взгляды и концепции. Дя.каая дасертация находится в рус го-добшх исследований. В г?здкага&.ло2 работа речь -дгт oj одьсм из направлений русского нагтдсн^льного самосозшшш - неточна ке третьего, "национал-пато ао гиче скоги" варианта.
Актуальность гтого исследования связана с необходимости, ядаитифнцировать мировоззренческие и соииально-Еолядаесп:в. основы, из которых исходит указанна) направление, проач-зл1:.;'.1-рсшать накопившийся теоретический материал, вышить лог-г г-киз закономерности развития русского национального самосознания.
Степень разработанности проблемы.. В последнее гре^я ■значительно возрос интерес к тсй проблеме, которой данное исследование.
После семидесятилетнего перерыва в российских изданиях появились работы известных представителей русского национального самосознания, которые раскрывают их социально-мировоззренческие, политические, эконамческие, правовые взгляды. Это прежде всего произведения К.С.Аксакова, ША.Бердяева, Н.Я.Да-килевского, И.А.Ильина, й.В.Киреевского, К.Н.Леонтьева, Н.О.Лоссхсго, И.Л.Солоневи^а, Г.П.Федотова, Д-.С.Хш-кс'-ч,
В современной литературе довольно подробно аналиьш^тоя творчзсгзо многих вздоназванных авторов. В згой связи можно .чметить работы В.Н.Адмжина, Т.'Л.Благовой, В.А.Гусева, ~ В.Емельянова, К.ГЛсуиова, З.А.Кирилловой, А.А.Коралькова, '.Н.Любутана, А.И.Ь'оыкова, т.Рубцовой, Н.Сербонко, Г.Ф.Сле-i-чревой, В.Смирновой, С.А.Сушко, В.Й.Холодного, C.C.Xopyjre-I"1, Л.Е.Шапошникова, А.Л.Янова л др.
В настоящее время растет число публикаций, посвяшеннн." "ру;ской идее" - интагратшному понятию, обобщающему социально .ятровоззрончэские, политические и т.д. взгляд« представителей русского национального самосознания. Среди них можно о'-чйтить работы. Д.м.1алamona, ¡{.В.Ьарабннова, Ю.М.Бородаи, г Талковского, Ь.Гройса, В.Н./льина, Д.Ильина, А.И.Казинпеьч, "/.Г.Кара-Мурзы, Л.В.Карасеьа, В.В.Кожлнова, А.А.Проханова, Ъ.Г.Распутина, И.Н.Смирнова, С.Солдатовн, Л.И.Солтенишн.-), Ш.З.Султанова, П.В.Тулаеви, Н.Г./ороса, Л.Р.Ц'афчревяча, А.Л.Янова и др.
Ъ большинстве работ современных автопоь'еде-'ain нопитк»
обосновать то или иные пути развлтия России, ¡>;.гг[ ить <rvi¡¡inr-r-.
- -
Г I
"русской зи.&м". При этом высказывается различное отнесение к последней: от апологетического /"национал-патриот"/ до полного неприятия /"либеральные демократа"/.
Б то же время очень кале объэктивкнх, латшш идеологических пристрастий исследований /таких, напршл>р, как район: Л.Карасеза, с.Соядатова, П.Тулаева л некоторых других/, йер меныш работ, з которых показана эволю!,£я русского национального самосознания /мы можем упемянуть работу Л.Лноза "Русская идея и 2Л00-Й год"/. И наконец, факт»леске отсутствуют исследоьашя; з которых бы анализу свались но только социа>(ьно-?мроБоизренчески9 или политический1 взгляда представителей русского самосознания, но и те и другие в ах данашкэ и взаимовлиянии.
Исходя из этого были определены предает, цель и задачи исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Пгадмот нашего исследования - генезис, основные тенденция развития социально-мировоззренческого и социально-политического аспектов русского национального самосознания в Х1Х-ХХ вн.
Цель работы - определить сущность "русской идеи", выявить тенденции и этапы ее развития в XIX-XX вв., а также взаимовлияние и соотноивние социально-мировоззренческой и социально-политической сфер русского самосознания. Для досгида нал поставленной цели били определены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие "русского национального са\»о-сознашя", выявить сущность "русской идеи" и отапы ее развития, определить уровни анализа русского самосознания.
2. Выявить основные тенденции развития "русской идеи" с сер.Х1Х в. до сер. 80-х гг. XX в., взаимовлияние и соотношенда социально-мировоззренческой и политической сфэр русского само-сознакия в данный период, доминанты этих сфэр. Проанализировать соцкально-миро)!о:зэренчесяиэ и социально-лодитическиэ Езгляда ведущих представителей русского самосознания и программы "национал-патрмотических" партий и движений ятого пориода.
3. Выяснить, изменились ли осноан^п тезденпяи развития "русской идеи" на современном этапе, а также соотноивние се сошгаимю-миролозэронадского и гоциально-воияилеского аспак-топ. рассмотреть под. инторэсуюцим нас углом ;>ренчя взгляды
с пи ром-? мин* представителей русского самооовнанин и пропшми соипют^глуетцих парт;г1> и даичаний.
- 5 -
л 1
4. Определить пе; лпективы уаыиияя русского национального салосознанкг,
1Ърретач?скя-| к м>;уодоаогкчзскад основа ш^сл-учтыищ. МотодаюгячесхоЗ основоГ' данной работы являюг-ся лсгико-исто-ряческкй мзтод исследоъ -.аил и тесно -аязанни;.- с ним принципы объективности и делогтного подхода к изучег-мому явлению.
Б диссертации использованы сочинения русских философов, писателей и обшэстЕвшшх деятелей XIX - первой пат шины XX веков, работы соврег.;зннкх российских и зарубежных авторов. Анализировались программы российских политических, партий и движений.
рагчная новизна исследования.
1. Предложен новый подход к изучению "русской идеи", интегративяо вкраасаюцзй идеалы русского национального самосознания. Он заключается в том, что "русская идея" рассматривается в развитии - с точки зрения динамического взаимовлияния двух ее основных аспектов: социально-мировоззренческого и социально-политического.
2. Рассматривается эволюция "русской идеи" за период с середины XIX века по настоящее время.
3. Выделены этапы развития "русской идеи"; в основе временной дифференциации лежит изменение отношения русского национального самосознания к российской социально-политической, эконсмиччской, культурной л т.д. действительности, обусловленное коренными проооразованяяли последней в XX столетии . .
4. Выявлены доминирующие тенденции в русском национальном самосознании на каждом из этапов его развития, рассмотрены причины смены доминирующей тенденции при переходе от одного этапа к другому.
5. Вскрыта генетическая антиномия "русской идеи", рассмотрены конкретные формы ее) проявления на том или инсм этапе. Выявлен ко ¡я иные причины антиномичности "русской идеи". Предложен вариант устранения этих причини, соответственно, преодоления указанной антинсмии.
6. Рассмотрены альтернативные варианты порспектив развития "русской идеи".
Теоретическая и практическая значимость работы. Вывода диссертации могут способствовать более глубокому пониманию
- 6 - ' '
теоретических основ, из которых в настоящее вргмя исходит русское национальное самосознание.
Большое теоретическое и практически-ваяь-гаческов значение для современных "русских" еде слогов могло бы иметь осознание ими кризисного состояния "русской идеи", о котором говорится в данной работе. Понимание этс'.\ проблемы привело бы их к необходимости поиска выхода из идг 'шого кризиса, опр-здэ-ления пути возрождения лучдих традиций русской обдаст?» иной мкс.1И, ее высокого духовного и гуманистического потэпатата.
ОскоЕкые положения и выводы диссертации могут сь^ь пенал ьзовани при чтения спецкурсов, лекций по отделы:^/! проблемой русской философии и политологии.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в тезисах выступлений га конференциях: "Роль научного мировоззрения в активизации человеческого фактора", Косква-Чэбсксары, 1990; "Советское общество: прошлое, настоящее, оудудее", г.Чэлябинск, 1931; УШ Уральские социологические чтения, гЛелябпнск-70, 1991, а также в публикациях в местной печати.
Содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры социально-политических надо философского факультета уральского государственного университета /1993 г./.
Стр-жттра диссертации. Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит >:а введения, трех глав, заключения и библиографии. Работа изложена на 177 страницах машинописного текста, предлагаемый список литературы содержит 172 наименования.
ОСНШНОВ СОДЕРЖАНИЯ РАЕОоЪ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются пали и задачи работы, ее научная новизна и практическое значение.
В первой главе "генэзис русского национального самосознания в Х1Х-ХХ вв," исследуется становление а развитие теоретических воззрений одного из направлений русского самосознания,
Анализ кячиилчтся с рпрепрлвкия понятий "русское национал ьнр?..суоспвячшю" и "русская идея". Русское национальное с')л,\':(гчгн>!.> .лцкд^лдатся как "обрааденив нашего ссэначмя к г.1 «.ц'.и-.чм нг'.чи'чпиыкто оытия и к шяроте бытия всемирно-исто-
ри-чьского" /определена:. Н.Бердхлва/. Это определение, на наш взгляд, верно выражаэт. .-.убьвктщы рсш» русского самосознания, а такта в самом общем в:<де указывает на объект его познания: русский, народ, Россия и место а миссию в мир об а-! сообществ вэ. Исследование русского нг/щонаяьюго самосознания возможно проводить, на двух уровнях: теоретическом и обыденней, бытовом. В нашей работа речь идет о теоретическом уравш, Конкретными носителями русского самосозналия являются представители различных философских,.литературных, политических и т.д. надра-алзкий. В диссертации анализируются идеи, концепции одного из этих направлений, которое, условно может оыть названо "почвенным". ''русофильским". "национал-патриотическим". Что касается "русской идзз", то дать ей определение достаточно сложно. Од-•шк о анализ подходов различных авторов позволяет выявить ее " сущность-, последняя - и с этим согласны Н.Бердяев; И.Ильин, Л .Карсавин, И.Лосский, П.Флоренский,. С.Франк и др.- заключается в православной религиозности, высокой духовности, косми-чности "русской идеи". Выявление этой сущности дает возможность идентифицировать взгляды и концепции "почвеннического" направления.
В работе выделены три этапа развития русского самосознания: Х/дореводюцкондай /с с ер. 7.1}; в. до 1917 г./; 2/пер иод кймлудастического правления в России /1917 - сер.1980-х гг./; З/современннй этап /с сер.80-х гг. и по настоящее время/. В данной главе рассматриваются первый и второй этапы развития русского национал! ь наго самосознания.
Анализ, ведется на трех уровнях: 1/мщ;овоззренческо-соци-адьном; «¡/социально-политических взглядов и концепций; 3/про-. гэаму политических партий и движений. Такой подход позволяет балээ четко ди'Иоренцировать миров оззрэнчеек ую и политическую доминанты "русской идеи", их динамическое взаимовлияние и со-отиосюние на протяжении рассматриваемого периода.
Исследования "русской ил^'и" начинал то я с мяровоззранчиско-еоциального уровьд. Социольно-'мировозз^юнческая проблематика русского сэмосоянаная икигяаот в' снбя вопрЬсы о миссии России в мире, ее место в дам, об стн'ошшш I: тгмннсму миру и прежде *>?»®го к Западу /кзрогю/, о. сзшистпишйиш и" •г.шног.ти русской • ар одной пуши и ло, •Раскрмвая гпи'попрмч.', \'гг.ог.У) сипсогмр• ■гае создает орслд«>лойиМ'1 социально мир'/шт-.ямчмжид молили.
совокупность которая условно названа "русски:.'," мировоззрением.
"Русская идея", как ее понимают представители "почвеннического" ншрадяенля, гэштичзски связша с идеей "Третьего Рима". Фактичзски она является фалосо^ским, социально-политическим, экономическим и т.п. оформлением и развитием последней, Начшю этому процессу положило в XIX веке творчество славянофилов. Славянофилы, отдавая дадяясо европейский духовным цзьностя.1, в то же время высказнва ;ись за особый, огяач-шй от европейского российский путь, с'.¿сва-ДОЗ на прааоблавных духовшх традициях. После них в русгкои самосоэи^аш появились леве тенденции. Сутью первой явля~есь стре"русских" идеологов "одухоаворить" с помощью Правослагзя "мепае-скую" Европу /эта тенденция названа "мессианской"; наиболее • заметше ее представитоли Ф.Достоевский и Н.Берддаэ/. Другая тенденция имела ярко выраженный антиевролей^скй характер /она назвата "лнтиевропейской". таи "антизападно;!**; эта тенденция проявилась, во взглядах таких авторов, как Н.Данилевский, К.Лвонтьев-и др./. На первом этапа доминировала "массаашкая" тенденция. После революции 191? года положение измэшиось В русском самосознания постепенно стала доминировать "антиввро-шйская" тенденция, проявившаяся в творчестве евразийцев /Л.Карсавпн и др./, И.йльина, И.Солоневича. Г.&лорсвского а др.
Но ш только сменой дегисафущэй тенденция можно характеризовать второй этап. Бели на предыдущем этапе "русская идея" развивалась, прежде всего в социально-мировоззреячеек ой плоскости, политической же сЯере уделялось меньше внимания, то после революции в фокусе самосознания сказались вопросы, связанные с будущих политическим устройством постбалыювист-ской России. Следует, однако, заметить, что предполагаемое устройство российского государства, как и на аэрвсы этапе, обусловливалось социалыю-мировозэршческими целши, витека-пцими из миссии России в мире.
Для выявления мировоззренческой доминанта русского самосознания были проанализирована взгляды славянофилов, ф.Досго-евского, Н.Данилевского, К.Леонтьева, Н.Еердявва на первом этг»пе, евразийцев, И.Ильина, И.СолонэЕича, Г.Федотова, Н.Лос-ского - па втором. Анализ показал, что руискоо национальное самосознания видит в народной душ потонцчальнь'е возможности для шшаяшния шлакой р-элигнозноп миссии Рос с ил в мира. Ня-
- 9 -
иболео выдающиеся его представители /например, Ф,Дэсюоеский, Н.Бордяэв/ подня^сь до осознания ме>^сиакского прэдна-нткния русского народа, хрлст;.с-Чского, жзргсэнного слуаеная ого другим народам земля. 3 то га враля "русская идо я" настолько "богата", что в ней молмо встретить I' почти европейский наья-онализм /н.Данклевский/, и оправданна деспотизма и реакции /К.Леонтев/, и антихристианские призывы к уничтожению мятол-лигенции /И.Содоневич/. И всо яа, на наш взгляд, социально-мировоззренческая дшинанта "русской идеи" - это ее высекая духов ность.
Политическая ди/.инанта русского самосознания выявилась при исследовании политических взглядов и концепций указанных ваше авторов. Общий вывод, сделанный в результате проведенного анализа, следующий: русское национальное самосознание не принимает европейское демократическое государственное устройство с его идеши всеобщих политически свобод, парламентской республики, правового государства, принципал разделения властей. Взамен этого предлагаются монархическая й-орма правления, авторитарный политический неким /иногда доходящий до диктатуры, как у И.'Дльина/. ограничение политических свобод, унитарное национально-государственное устройство. Заметна -юкдашкя к ' национализму, и антисемитизму.
Анализ программ политических партий и движений националистической ориентации, существовавших в течение' недолгого периода после известного октябрьского /1905 г./ манифеста Николая П и до 1917 года, псказал, что эти программы полностью соответствуют социально-политическим идеалам представителей рассматриваемого направления. Причем в партийных программах еще в болышй степен'1 просматриваются тенденции к авторитаризму. национализму и антисемитизму,
Соотнесение социально-мировоззренческой и социально-политической дшигант русского самосознания на первых двух этапах выявило их полную неадекватность, антиномичкость. Эта ач-тиномкчность отчетливо" видна, например, при рассмотрении наци опального вопроса в его социально-мировоззренческом и социально-политическом аспектах. В первом случае нация играет служебную роль, целиком подчиняясь своей божество иной миссии, во вторсм - она имеет самодостаточный характер.
Во второй глава "Довременный -'таи развития русского на' . - 10 -
ционального самосознания" анализируются взгляды представителей рассматриваемого направления, начиная с сор.19^3-/. гг. и по настояцее время. Исследование ведется, как и в первой главе, на трех вышеназванных уровнях.
Важнейшая особенность современного этапа заюютается б том, что "русские" идеологи /такт, как Ю.Бородай, Д.Галков-ский, Д.Ильин, С.Кара-Мурза, А.Проханов, А.Салженицын, Ь'.Султанов, И.Шайаревич а др./ в еще бсяышй степени,чем прежде, уделяит внимание политической сфере.
Анализ социально-мировоззренческих взглядов представителей "почвенничества" показывает, что в рус скал самосознании по-прежнему игле ют место две тевденщш: тенденция сближения с Европой /западом/ и тенденция "антизападная", изсдяцианист-ская. Последняя, как и на втором этапе, явлются доминирующей. Правда, среди представителей этой тенденции в последнее время наметился раскол на "православных ортодоксов" и "неоевразийцев". Первые стремятся сохранить православие основы русского общества и с этой целью готовы к . изоляции России от неправо-славдах республик бывшего СССР. Вторые говорят о необходимости сохранения общей евразийской культуры и выступают за союз России с мусульманскими республиками Средней Азии.
На современном этапе представители рассматриваемого направления по-прежнему критикуют "бездуховный, мещанский" Запад и марксистский социализм, считают, что Россия должна развиваться по осооому пути, что русский народ, имеет свою, духовную миссию в мире. В этом отношении они впсшв традиционны. Однако, в то же время сегодня можно говорить о существенной трансформации "русского" мировоззрения, суть которой заключается в следующем.
Центр&чьная проблема "русского" мировоззрения - это проблема противостояния России и Запада. Последний может (Ьть представлен как созданный русским самосознанием преимущественно негативный социально-культурный архетип, который - за исключением отдельных черт - неприемлем для России. На предыдущих этапах "русские" идеологи отдавали себе отчет, что Запад готерогеюн /"единство в "многообразии"/: они анализировали германскую, французскую, польскую и т.д. народную душу. На современном этапп ситуация изменилась, запад стали отовдэ-с тал ять- с он ной наииой - еврейской. В этом отношении характв-
- 11 -
рта работа И.Шафаревича "русофобия", где он говорит о существовании в России "Малого Народа".- еврейской интеллигенции, стремящейся подчинить себе русский н°род, а затем и весь мир. Еще более категоричен Д.Гакковсккй, который дс„одн!' противостояние русских и евреев до глобального, космического столкновения.
Таким образом, традиционное противостояние "Россия-Запад" трансформировалось на третьем этапе в противоборство русской и еврейской наций. Подобная корректировка "русского" мировоззрения означает, что национальный вопрос явл*ется в настоящее время для представителей рассматриваемого направления вопросом да только политическим, ко и мировозлро1мес;с:гм.
Социально-политический взгляды и концепции современных "русских" идеологов выдержаны в традициях национального самосознания. Однако, и здесь есть принципиально новые ыомзнты.
Представители "почвенничества" по-прежизму резко критикуют политико-экономическую систему западных государств. Ом считают, что свобода личности на Западе - мнимая, что буржуазная эли га манипулирует массами в своих интересах, что рыночная экономика приводит к оодности почти треть населения, порождает искусственную ооэриоотицу. Высказывается негативное отнопшие к таким вачшейшм институтам .западной демократии, как принцип разделения властей, парламентский стро11, всеобщее избирательное право. Б качестве альтернативы предлагают -ся следующие модели социально-политического устройства России.
. 1. Политический реуям. По мнзняю "русских" идоилого'», только авторитарная власть имган ,'нтна для России. Эта пласть народу но навязывается, а принимается ум добровольно. Формы авторитарной власти могут быть >х-1ЛЛЧ1Ь': это и монархия, и президентская республика, и ночто средою между ними.
I--. Национально--госуд-чрстш;нноо ус1 родство. Поело распад;) союзного государства среди предотапитуле/ рассматриваемого направления произокол расист, который позволяет - ооглчеио, например, А.Проханову - диф|«ротировать ш на "гос.^яарсп^н ■ ник г®" и "русских сепаратистов". Традиционные р.уечкио "государственники" выступают кате сор¿'-юски против рнгчв<чл<ч единой страж /в границах СССР/. По их мнчнию, это оСв'рнотся пжча-нием могущества России, оч рати на мовд:/ч-'>родной я;пт. Ь'ыхо.»
ИЗ Кризиса ОНИ. ШЛЯТ П.В'-Зр'|«Г01МИ ДуХОИНООТИ Р,У<1С!К0'ГС> Ц.'Ц)0-
- -
да, что приведет к возникновению центростремительных сил и воссоединению всех йаций бывшего СССР. Противсполодного взгляда придерживаются "русские сепаратисты". Они считают, что "неблагодарные республики" наживаются за счет России. Для выхода из кризиса необходимо,переориентировать средства с республик на внутренние нужды.
Если по вопросу о даобходимости существования единого государства в границах бывшзго Союза идет полемика, то в другом вопроса большинство "русских" идеологов выступают с традиционных позиций: они - за унитарное государство. Впрочем, в последнее время появляются и другие точки зрения. Речь, прежде всего, идет о взглядах одного из ведущих идеологов "ю-оевразийства" Ш.Султанова, который предлагает совместить два принципа государственного устройства: иасткую централизацию и конфедерацию.
3. Социально-классовая структура. В этой сфере взгляда "русских" идеологов вполне традиционны. Они по-прежнему поддерживают крестьянство и казачество как хранителей народдах традиций и резко критикуют "западническую" интеллигенцию, в очередной раз, как они считают, разрушающую страну. На нал взгляд, весьма характерен для русского самосознания и призыв А.Соллвницына восстановить сословия.
4. Армия. "Русские" идеологи всегда уделяли армии большее внимание. На современном этапе, по их мнению, роль армии резко возрастает. Она - последний оплот центральной власти и должна быть готова исполнить "сберегавдую", общенациональную миссию. Спасение России - в союзе Православной цордви и армид«
Анализ программ политических партий и движений "патриотического" направления показывает их полную идонтичность политическим воззрениям современных, "русских" идеологов. Это и ш удивительно, т.к. последние, в отличив от предыдущих этапов, активно участвуют в политической жизни Госсяи.
Б настоящее время партии и двихвния нашюнэл-патриоти-ч^скоп ориентации, тг«'Ч:, как "Память", Православная консти-тмшотю- монпркмчоокан партия России, "Русский союз" и др., (ПМКОГпЧИОЧОЧПН И НО ОЛЛЦПаЫТ ЗНаЧИТОЛ^ШШ ¡АЛИЯ;ЕШМ в общэст->>'). ;Ч'() ГГ!0Т,'!П1ЯПГ ИХ ОСИлДИгШТЬСЯ, причем но только друг с другом, но и о отшшчниондамп партиями другой политической 1пн['.и1Ч(Ч1поо ги. Таким оО!VI;юм по? никла несколько объединенных.
- 13 -
1 I
"патриотических" движений: Российский Общенародный Сот, Русский национальный собор, фроы' цацион^тыюго спасения.
Программные.положения "патриотических" партий и движений достаточно традиционно: авторитарный режим в России, возрождение Православия, приоритетное развитие русской нации, . критика сионизма, борьба с "демократическим" правитель о тв ом. Особо следует огаетить позицию "Русского союза" /центр - в г.Екатеринбурге/ со. вопросу национально-государетвеккого устройства. России. "Союз" выступает за создание моноэтнического русского государства на базе 55 краев и.областей с преобладающим русским населением. Это наиболее крайняя в русском самосознании, позиция по данндау вопросу. .
Итак, общий вывод состоит в там, что политическая доминанта русского национального самосознания ю изменилась: это-авторитариэм. национализм, антисемитизм..
Что касается соотнодвния мировоззренческой и попитичве-кой доминант, то на данном этапе противоречия между ними ю вытаедят сталь очевидною: традиционный политический национализм вполне соответствует идее межнационального противоборства на мировоззренческом уровю. Однако взамзн возникло новое противоречие: антиномичной стала сама сфера мировоззрения. Действительно, невозможно'совместитьИдею христианской любви, высокой духовности с идеей глобального противоборства двух наций. В связи с этим, на наш взгляд, сегодня можно говорить о глубоком кризисе "русского" мировоззрения.
В третьей главе "перспективы развития русского рационального самосознания" рассматриваются возмождае пути эволюции "русской идеи", а также вариант цреодояения ее генетической антиномичности.
Исследованю начинается о мировоззрекчвсКо-социального уровн^. Первый вопрос: какая из тенденций - сближения с западом .'Европой/ или изсщщия от даго - займет в будущем дсмини-рупдае положение. Анализ позволшт предположить, что в перспективе, по-ввдимшу, будет доминировать "антиэвропейская" яавденцня. Что же касается вопроса о том, какая из двух позиций - "ортодоксально-православная" или "неоевразийская" -скажется ьедущэй, то, учитывая, что дискуссия можду сторонниками этих позиций только разворачивается, ответить на этот вопрос пека не представляется возможным.
- 14 -
С!л?лусх'ая прейдена: обладают ли названные позиции /тенденции/ потенциалом преодоления кризиса "русской идеи". Анализ этих позиций показал, что ж обладают. Объясняемся это тем, что ни одна из них не затрагивает глубинной прэтида ад-тннсмлчностк "риской идеи", которая лежит в области православной онтология.- Последняя по своей природа дуалнегична -речь идет о дуализме духа и материи. "Русская идея" являэтея, по сути, попыткой преодолеть этот дуализм. "Русскиэ" идеологи попытались сформировать социально-политический идеал, адекватный своему духовному идеалу, и потерпел и "неудачу. В результате возникла уже известная нам антиномия мэаду миров оз эре н-ческо-социальной и политической доминантами русского самосознания. На современном этапе в силу причин политического характера антиномичной стала уже м провоз эре нческо-соцпальная сфера. Идеал духовдай постепенно низводятся до социально-политического, и, соответственно, "русская идея" из религиозной, духовной превращается в политическую /это проявляется в идеях сакрализации государства, онтологизацпя шжтцлонаяьной борьбы и т.д./.
Очевидно, что для роев ни я проблемы гештичоской антино-мичности "русской идеи" нужны принципиально новые подхода. На наш взгляд, одним нз них мояаг быть отказ от устаревших дош ортодсксачьного православия, православной онтологии а обращение к другим религиозно-философским системам - тапрп-кор, восточно-азиатским: буддизму, индуизму и т.д. - с пвльо создания новых синтезированных концепций, в тсм числе и онтологических. /Призером такой синтезированной концепции мояву служить. "Агни-Иога", связанная с именами Николая Константиновича н Елены Ивановны Рерих,/
Время пакачет, найдет ли русское се"'?сознанке в свей силы, чтобы разрешить, указанные проблем» Мч лишь констатируем, что принципиальные возможности этого игаггея.
От того, по какому напрявт: гош по!1дет раэвкзлэ "русского" мировоззрения, будо^« во многая зависать з хсл эволюции социально-политических гзгдядо^ русского наш'иа • т»кого самосознания. Р,сли никаких супестг.сш^х измзнэнг,] е "соском" мировоззрении да произойдет, то, по всей видюлоегг., социально-политическая с<1ера будет продолжать играть гэдущуэ роль и никакой серьезной коррекшгл политической дсмига'кги не предви-
- 15 -
.дате«. Но возможен и иной вариант развитая цодитнчаской сферы,' если удастся преодолеть гедатическлй кризис "русской идеи". В этом случае можно предположим», что русский политический идеал избавится от таких черт, как авторитаризм, sia-ционализм, ангасемитизм и будет беше соотштетаовать вдеа политической свободы /обращение к "Арки-Нога1г могло бы способствовать текил измвшйиш/.
Что касается программ политических партий и движений "национал-патриотической" ориентации, то, вероятно, в своих стратегических целях, задачах и путях их реализации они останутся без измеюдай. Корректировки возможны лишь в та<тячес-кой части, связанной с политической конъюнктурой, Скорее всего, ;н прогрешах большинства "патриотических" партий и движений сохранятся идеи националистического и антисбвитсксро rant а, Белое того, шблагоприятная политическая конъюнктура могет их усилить. В связи с этиа нельзя исключить возможности заключения в будущем соглашений' и коалиций "патриотических" в профашистских организаций.
В отношения шрепективы прихода "национал-патриотических" соя к власти можно отметать сл едущее. На наш взгляд, такую перспективу исключать нельзя, особешо в случае провала экономической рефорш. Однако, надолго удержать власть этим силам вряд ли удастся, так как их сегодняшние, политические аде-алы выглядят исторически бесперспективными.
Итак, общий рыъар.. Если исходить из существующих тавдвн-ций развития "руг.ской идеи", то вполне вероятный выглядит предположен® , что в будущем она когвт превратиться из идеи духовной в синоюш политической реакции. В то же времянеобходимо охмвтить, что ишются принципиалыие возможности набежать подобной тражформации "рус.ской идеи", преодолеть ее генетический кризис, придать новый импульс развитию "русского" мировоззрения. в атом случае следует ожидать, и качественных изменений социально-политического идеала русского самосознании.
ft заключении диссертации, формулируются основные выводы и К4авчаются перспективы дальнейивго.исследования поставлен. шх & дай проблем.
До гаьо диссертации опубликованы следующие работа: 1, К вопросу классификации полятлчзеких партий // Р<жь научного мировоззрения в активизации человеческого фактора:
Таз .дат. и выступлений .всесоюз.науч.конф.- Москва; Чебоксары , 1990.- Ч.Ш.- С.11-12 /в соавторстве/»
2. К вопросу о возрождении монархической идея в СССР // Политические отношшя в советсксм обществе : ' 'Газ.дш.л. и выступлений респ.науч.-тзор.коиф,- Челябинск, 199Î.- 4.7. -С.93-95.
3. Идея левоцентристского блока: за и против // Социология- народному хозяйству и культуре с1рада: ЭЪэ.дскл. на УШ Уральских социологических чтениях.- Курган, 1331.- Секция 1.- 0.39-41.
Публикация в не цтной... печати :
1. Блок или раскол? // Депутатский вестник1990.-'Î 6.- С.9.
2. Кроить га пгать. Почему я против предложенного проекта конституции // Депутатский вестник: КРУГ.- 19Э1.- № 10.- 0.6.