автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему: Особенности формирования австралийской и новозеландской кинематографий: исторический опыт и современность
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Звегинцева, Ирина Анатольевна
-------------------------------------------------------------------------стр.
Введение
Глава I. Особенности развития кинематографа в Австралии и Новой Зеландии.
Краткий исторический очерк 1900 - 1970 гг.)
§ 1. Австралия
§ 2. Новая Зеландия
Глава II. «Новая волна» в австралийской и новозеландской кинематографиях (1970-1982 гг.).
§ 1. Австралия
§ 2. Новая Зеландия
Глава III. Экранное искусство Австралии и Новой Зеландии на современном этапе: достижения и потери. (1982гг.).
§ 1. Австралия
§ 2. Новая Зеландия
Глава IV. Участие австралийской и новозеландской кинематографий в мировом кинопроцессе
§ 1. Австралия
§ 2. Новая Зеландия
Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Звегинцева, Ирина Анатольевна
Австралийская и новозеландская кинематографии долгое время оставались вне поля зрения мирового киноведения, в том числе и российского. Не последнюю роль в этом сыграли географическая удаленность обеих стран, ограниченный прокат фильмов, созданных в этом регионе, скромный объем выпускаемой кинопродукции. Однако более существенным все же было полное и весьма длительное отсутствие интереса к изучению истории кино и даже факту его существования в самом регионе: и в Австралии, и в Новой Зеландии.
Это обстоятельство может показаться странным, если учесть, что с кинематографом австралийцы и новозеландцы познакомились одними из первых в мире, а история экранного искусства пятого континента насчитывает более ста лет. Тем не менее, такова действительность, и по сей день, кинематографии этих стран остаются в некотором роде «тегга incognita» на карте киномира.
Отдельные статьи, посвященные творчеству наиболее известных кинематографистов Зеленого континента, рецензии на самые успешные фильмы, время от времени появляющиеся в прессе, конечно же, не в состоянии восполнить этот досадный пробел.
А между тем в настоящее время австралийская и новозеландская кинематографии - это серьезные профессиональные киношколы, которые ежегодно выпускают на экран интересные и неординарные фильмы, способные привлечь внимание самой эрудированной аудитории.
Более того, именно выходцы из этого региона сегодня уверенно входят в элиту мирового кино, во многом определяя «климат» в этом виде искусства, его веяния, пристрастия и вкусы. Рассел Кроу, Николь Кидман, Мэл Гибсон, Джуди Дэвис, Брайан Браун, Элен Морс, Гай Пирс, Уэнди Хьюз, Сэм Нил, Джеффри Раш- лишь этот краткий перечень имен актеров (данный список при желании может быть дополнен десятками менее известных нашим зрителям фамилий) уже дает некоторое представление о том, сколь значительное место занимают новозеландцы и австралийцы в мировом кино.
Также трудно найти любителя кино, которому неизвестны, к примеру, имена таких режиссеров, как автор знаменитой ленты «Иствикские ведьмы» (The Witches of Eastwick) Джордж Миллер или постановщик «Властелина колец» (Lord of the Rings) Питер Джексон, создатель фильма «Шоу Трумэна» (The Truman Show) Питер Уэйр или режиссер картины «Мулен Руж» (Moulin Rouge) Бэз Лурманн и многие другие.
Таким образом, очевидно, что вклад этих наций в мировой кинопроцесс огромен.
Изучение достижений этих национальных кинематографий имеет еще один немаловажный аспект. Трюизмом является тот факт, что долгие десятилетия экранное искусство Австралии и Новой Зеландии переживало затяжной кризис, который был успешно преодолен в 70-е годы. Учитывая, что современный российский кинематограф по-прежнему сталкивается с немалыми трудностями, опыт коллег пятого континента по поиску путей выхода из состояния стагнации, может оказаться, бесспорно, полезным и поучительным и для отечественного кинопроизводства. В свете общественно-политических и культурологических изменений, произошедших в нашей стране за последние годы, данное исследование, представляется автору актуальным, прежде всего в контексте развития киноведческой мысли.
Знание истории отдельных национальных кинематографий, процессов, характеризующих их современное состояние, рассмотрение дальнейших перспектив, все это обогащает отечественное киноведение.
Исследование функционирования экранного искусства других стран позволяет также сопоставлять достижения российского кино с зарубежными аналогами. Анализируя черты сходства и различия в развитии кинематографий разных регионов можно с одной стороны, использовать позитивный опыт, накопленный десятилетиями в мировом кинематографе, и с другой - избежать тех ошибок, которые были совершены. Кинематографии Австралии и Новой Зеландии, находившиеся на периферии мирового кинопроцесса на протяжении долгих лет, сегодня уверенно входят в число наиболее ангажированных и перспективных. Практически ни один крупнейший международный кинофестиваль не обходится без участия этих стран, и за редким исключением, фильмы, прибывшие с Зеленого континента, остаются без наград. Все это свидетельствует о том, что представители данных национальных кинематографий в своем творчестве сумели найти форму идеального соответствия изобразительной образности кинематографа и тематики, всегда популярной у зрителя.
Не замыкаясь на узко национальных проблемах, австралийские и новозеландские кинематографисты обращаются к исследованию самых актуальных и острых вопросов современности. В лучших работах этого региона нашли свое отражение важнейшие проблемы, волнующие все человечество: «Угроза третьей мировой войны», «Защита окружающей среды», «Диверсификация общества»,
Глобализация» и многие другие. Творчество таких режиссеров, как Питер Уэйр, Фред Скепси, Джордж Миллер, Джейн Кэмпион, Бэз Лурманн, Питер Джексон представляет огромный научный интерес для мирового киноведения, тем более что их фильмы дают для исследователя богатейший собственно кинематографический материал.
Учитывая, что до сих пор нет ни одной фундаментальной монографии, посвященной киноискусству Австралии и Новой Зеландии, особенно важно создать целостную картину происходящих в этих кинематографиях процессов, приняв во внимание рост влияния этих стран на мировую политику, экономику и культуру.
Хотя история австралийской нации насчитывает чуть более 200 лет (английский мореплаватель Кук ступил на побережье Восточной Австралии в 1770 году), за этот промежуток времени страна прошла гигантский путь. Некогда колония для ссылки особо опасных преступников превратилась в процветающее государство.
Давно ушли в прошлое и те времена, когда Австралия и Новая Зеландия были доминионами Британской империи, а политика, экономика, культура и искусство этих стран оставались лишь провинциальной версией политических, культурных и эстетических канонов, одобренных Лондоном.
Сегодня, несмотря на некоторую еще сохраняющуюся зависимость от США и Великобритании, и Австралия, и Новая Зеландия переживают подъем национального самосознания, который закономерно привел к стремлению и к политической независимости. В настоящее время, к примеру, Австралия претендует, и не без оснований, на доминирующую роль в таком огромном и важном регионе мира как Океания, и в экономике, и в культуре, и в идеологии.
Постоянно развиваются и укрепляются связи Зеленого континента с такими государствами, как Китай, Сингапур, Индонезия и другие, что позволяет Австралии наряду с США и Японией занимать особое положение в регионе Тихого Океана.
Сегодня Австралия (Австралийский Союз) — одна из самых развитых и богатых стран мира, с высоким жизненным уровнем 18 миллионного населения.
Австралия и Новая Зеландия уверенно занимают лидирующее место в мире по экспорту говядины, баранины, шерсти и пшеницы. Помимо этого Австралия вывозит и многие полезные ископаемые: нефть, железную руду, медь, уголь. Все это заложило основу благосостояния страны, которая еще недавно считалась периферией мира, что позволяло пренебрежительно именовать ее краем коал и кенгуру, страной бумерангов и эвкалиптов, «культурной пустыней». Впрочем, к сожалению, в последнем обвинении немало истины. Увлекшись ростом материального благосостояния, жители Зеленого континента долгое время слишком мало сил и денег уделяли развитию культуры и искусства.
Лишь вторая половина XX века дала мощный импульс роста национального самосознания, вызвавшего переоценку викторианского мировосприятия, и это, в свою очередь, способствовало подъему национальной культуры и искусства, в том числе и кинематографа, который сегодня занимает на континенте особое место.
Здесь вполне уместно будет вспомнить слова Зигфрида Кракауэра, который писал: «Национальное кино отражает психологию своего народа более прямым путем, нежели другие искусства. Происходит это по двум причинам. Прежде всего, кино творение не единоличное. Во-вторых, фильмы сами по себе адресованы массовому зрителю и апеллируют к нему. Стало быть, можно предположить, что популярные фильмы, или точнее популярные сюжеты должны удовлетворять массовые желания и чаяния, постоянное возникновение в этих лентах тех или иных мотивов свидетельствует о том, что они являются проявлением внутренних побуждений. Эти мотивы, несомненно, заключают в себе социально - психологическую модель поведения». 1/.
В свое время известный французский киновед Жорж Садуль в своей многотомной истории мирового кино счел возможным уделить рассказу об австралийских картинах лишь девять страниц текста, причем две из иих приходились на описание творчества нидерландского режиссера И. Ивенса, проработавшего несколько лет на Зеленом Континенте. А в опубликованной в Мельбурне монографии в 1980 году А. Пайка и Р. Купера «Австралийские фильмы» насчитывалось уже более полутора тысяч страниц. И самое интересное, что в столь разном подходе к достижениям этого национального кино нет противоречия. Во времена создания Садулем его исследования, австралийская кинематография действительно не представляла особого интереса даже для узкого круга специалистов. Однако бурный расцвет австралийского и новозеландского кинематографа в 70-годы XX века привлек внимание зрителей всего мира к этой национальной кинематографии, и у киноведов появилось вполне оправданное желание объяснить этот феномен, проследить его истоки.
Общеизвестно, что корни настоящего всегда уходят в прошлое, и подробное знакомство с историей этих национальных кинематографий позволяет сделать вывод, что многими успехами кино современной Австралии и Новой Зеландии обязано своим первопроходцам.
Между двумя самыми важными датами в истории этих национальных кинематографий — 1896 годом, когда австралийцы и новозеландцы впервые познакомились с экранным искусством, и 1969 годом, когда правительство Австралии после прихода к власти премьер-министра Гортопа под сильным давлением общественности приняло давно назревшее решение о комплексной программе государственной поддержки кинематографии, был огромный период, малоизученный и весьма противоречивый, исследование которого крайне важно для понимания процессов, происходящих в кинематографе этого региона сегодня.
И если в количественных показателях выпускаемых лент австралийцам и новозеландцам нечем было гордиться долгие годы, то о качестве картин этого сказать нельзя. Фильмы С. Холмса, Р. Хэпуорда, Ч. Човела, О'Ши оставили заметный след в национальном кино. Что же касается работ пионера австралийского кино Р. Лонгфорда, то мнению многих исследователей его творчества, вклад этого режиссера в кинематограф может сравниться лишь со сделанным Гриффитом, Чаплииым, Штрогеймом.
К сожалению, эти незаурядные произведения экранного искусства были редкими «крупицами золота» и практически остались незамеченными мировым киноведением.
Однако, долгое время спавшие летаргическим сном, неизвестные не только за рубежом, но и у себя в отечестве, в середине семидесятых годов австралийская и новозеландская кинематографии из привычных аутсайдеров вдруг вырвались в ряды кинематографических лидеров. Один за другим фильмы из этого региона начали появляться на самых престижных международных кинофестивалях, далеко небезуспешно соревнуясь с картинами самых известных национальных кинематографий.
Первый сюрприз был преподнесен в 1976 году, когда жюри международного кинофестиваля в Сан - Себастьяне присудило Специальный приз австралийскому фильму «Кадди» (Caddie) режиссера Дональда Кромби. Спустя короткое время мировая кинопечать восторженно (хотя и несколько удивленно) писала уже о целом ряде фильмов австралийских и новозеландских режиссеров, картины которых, встречали самый благосклонный прием даже на столь представительных кинофорумах, как Западный Берлин, Сан-Себастьян или Канны, где, к примеру, в 1994 году новозеландский фильм «Пианино» (The Piano, 1993, реж. Дж. Кэмпион) был удостоен главного приза - Золотой пальмовой ветви, (а спустя год, и трех «Оскаров» - высшей награды Американской киноакадемиии).
Этот резкий взлет прежде малоизученных кинематографий привлек к ним внимание исследователей экранного искусства. Из серьезных научных работ, опубликованных как за рубежом, так и в нашей стране можно выделить монографии Э. Пайка, Р. Купера, Д. Страттона. JI. Бертрана и Д Коллинса., Р. Эдмондсона, труды российских киноведов - В. Утилова, О. Сулькина. Закономерным представляется и тот факт, что основное внимание авторов этих исследований уделено картинам 70-х годов, периоду так называемой «новой волны», когда мировая кинообщественность впервые обратила внимание на киноискусство Австралии и Новой Зеландии.
В начале 70-х годов в кинематографе пятого континента был заложен фундамент его сегодняшнего преуспевания. Всеобщий процесс глобализации (с его как позитивными, так и негативными сторонами) не обошел стороной и этот тихоокеанский регион. Очень многие австралийские и новозеландские кинематографисты сейчас работают за рубежом, однако, это не повлияло на общую ситуацию в кинематографе этих стран. Более того, постоянная ротация творческих кадров в немалой степени способствует выявлению новых талантов в национальном кино и соответственно росту влияния кинематографий Австралии и Новой Зеландии на развитие экранного искусства в мире на современном этапе.
Однако нельзя согласиться с мнением ряда ученых, кто считает, что «национальная и региональная истории больше не имеют смысла. И ударение должно делаться лишь на тех исторических процессах, которые пересекают границы традиционных единиц анализа (государств, регионов, областей) и охватывает весь мир» /2.
Работая в разных странах мира, кинематографисты Австралии и Новой Зеландии не только не утратили национальной самобытности и оригинальности, присущим их лучшим работам, снятым на родине, но наоборот, обогатили мировой кинематограф, принеся на новую культурную почву свое неповторимое видение и оценку реальности.
Исследованию этого феномена, истории становления этого вида искусства в Австралии и Новой Зеландии, научному анализу процессов, происходящих в кинематографиях данного региона, перспективе их дальнейшего функционирования, и оценке их роли в мировом кинопроцессе и посвящена данная работа.
1.3. Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М. Искусство. 1977.С.14. 2. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. Аспект Пресс. 1993. с. 185.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности формирования австралийской и новозеландской кинематографий: исторический опыт и современность"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследование процессов, происходящих на современном этапе в австралийской и новозеландской кинематографиях, со всей очевидностью доказывает, что будучи во многом явлением уникальным, экранное искусство этих стран, тем не менее, бесспорно, входит составной частью в мировой кинопроцесс.
И дело не в количестве фильмов, снятых австралийскими и новозеландскими кинематографистами, как у себя на родине, так и за ее пределами (хотя цифра получается впечатляющей), а прежде всего в высоком художественном уровне многих кинопосланий данного региона, Гораздо более важным представляется то, что стараниями режиссеров, актеров, операторов пятого континента создано очень много талантливых и оригинальных произведений, ставших достоянием мировой кинокультуры.
Глубоко несправедливо, что до последнего времени мировое киноведение практически не обращало внимания на самобытные и яркие ленты, снятые в Австралии и Новой Зеландии. Картины, удостоенные главных призов на самых престижных мировых смотрах, как правило, оценивались критиками лишь как единичные успехи кинематографий «стран на краю света». А между тем, в данном регионе на протяжении уже более трех десятилетий существует серьезная кинематографическая школа, которая постоянно «поставляет» в мировое кино самобытных и интересных художников со своим оригинальным и неповторимым видением реальности.
Отмечая достижения кинематографий этих стран на современном этапе, не стоит забывать, что экранное искусство
Австралии и Новой Зеландии насчитывает более ста лет истории, и за годы своего существования в этом регионе было сделано немало картин, которые без преувеличений можно отнести к шедеврам. И то, что фильмы таких режиссеров, как Р. Лонгфорд, О'Ши, и других остались неизвестны не только широкой публике, но даже многим специалистам, является огромным упущением со стороны киноведческой науки.
Более того, история австралийской и новозеландской кинематографий во многом поучительна. Особое внимание специалистам необходимо обратить на тот факт, что после многолетнего затянувшегося кризиса в сфере кинопроизводства, австралийская и новозеландская кинематографии в считанные годы сумели преодолеть стагнацию и вывести национальный кинематограф в мировые лидеры.
Исследование механизма «прорыва» этих национальных кинематографий, может оказаться полезным не только для теоретиков, но и для практиков российского кино, тем более, что причины нынешнего состояния отечественного кинематографа во многом сходны с теми, которые определяли положение австралийского и новозеландского кино в конце 60-х годов, периоду, предшествующему появлению «новой волны» и взлету кинематографий данного региона. Опыт, накопленый художниками этих стран в процессе преодоления кризисных явлений, весьма поучителен.
Бесспорно, в каждой национальной кинематографии есть своя специфика. И во многом, австралийским и новозеландским кинематографистам пришлось неизмеримо труднее, нежели их коллегам из других стран: географическая удаленность региона от Европы и Америки, немногочисленность населения, невнимание государства к культуре, узконациональные проблемы - все это долгие годы усугбляло тяжелое положение кинематографий Австралии и Новой Зеландии. Но практика доказала, что при соблюдении определенных условий, многие, даже самые сложные вопросы можно разрешить.
Едва ли не самой важной проблемой кинематографий данного региона остается постоянная ротация творческих кадров.
Причины, по которым большая часть австралийских и новозеландских кинематографистов вынуждена работать за рубежом, вполне понятны: европейские и американские студии предоставляют им не только лучшие материальные условия, но и возможность использования самых совершенных кинотехнологий, а также обеспечивают широкий международный прокат их работ. На родине же, особенно молодым авторам, постоянно приходится сталкиваться с целым рядом так до конца и нерешенных проблем: недостаточное финансирование, жесткая конкуренция с американскими и европейскими картинами, узость национального рынка сбыта.
Именно желание видеть свои произведения в международном прокате является определяющим для многих кинематографистов пятого континента, когда они решаются на отъезд.
Легко объяснить и тот факт, что большинство эмигрантов оседает в Америке. Отсутствие языкового барьера, крупные капиталовложения в кинематограф, и самое основное - общность менталитета наций, бесспорно, привлекают австралийцев и новозеландцев в Новый Свет. Давно уже стало трюизмом то, что американское кино, прочно завоевавшее весь мир (не секрет, что самые высокие прокатные рейтинги практически во всех странах принадлежат американским фильмам), во многом делается руками иностранцев. Приезжая в Америку, эти люди «привозят» с собой не только личный опыт и талант, но традиции и культуру своих стран. Создавая свои значительные и высокохудожественные фильмы, художники, прибывшие из других регионов мира, постоянно обогащают американский кинематограф, невольно способствуют укреплению его позиций в мире.
В исследовании уже отмечалось, что ротация кадров в национальных кинематографиях Австралии и Новой Зеландии, имеет и свои положительные стороны. Отъезд ведущих мастеров за рубеж «расчищает дорогу» молодым кинематографистам, которые быстро получают право на самостоятельные постановки и соответственно возможность проявить себя. Именно этим объясняется то, что практически каждый год в Австралии и Новой Зеландии дебютируют новые режиссеры, актеры и т. д. Но и «отдавая» своих лучших кинематографистов в другие страны, сегодня Австралия и Новая Зеландия также привлекают к себе мастеров экранного искусства со всего мира. И дело здесь не только в прекрасных ландшафтах и своеобразии флоры и фауны континента, или экономии средств при работе иностранных кинематографистов с местным техническим персоналом, хотя и это следует учитывать. Прекрасно оснащенные студии спецэффектов (едва ли не самые лучшие в мире), высокий профессионализм кинематографистов пятого континента, взаимовыгодный обмен опытом - вот составляющие этого процесса.
Но есть и негативные стороны. Глобализация кинематографа, охватившая все страны, не могла обойти стороной Австралию и Новую Зеландию. Но если «в идеале глобализация кинопроцесса означает, что фильмы производятся во всех или почти во всех странах и фильмы каждой отдельно взятой страны распространяются и потребляются в любой другой стране мира. Понятая таким образом глобализация заключает в себе огромные позитивные возможности для каждой национальной кинематографии и киноаудитории. Но на практике теоретически возможное становится действительностью не автоматически, а через механизмы рынка и жесткой конкурентной борьбы на нем. А это означает, что возможное становится действительностью постольку, поскольку продукция данной национальной кинематографии конкурентноспособна. Понятно, что из-за неравенства сил на рынке теоретическое равенство возможностей на деле не может реализоваться. В результате вместо подлинно демократической мы имеем монопольно-националистическую глобализацию.
Возможности отдельно взятой национальной кинематогрфии, как правило, оборачиваются экзистенциональными вызовами ей. Не случайно теоретики ведут речь не об интернационализации, а о глобализации кинопроцесса». /1.
Но даже в этих условиях всеобщей глобализации кинопроцесса, австралийские и новозеландские кинематографисты сумели сохранить свою национальную кинематографию. Возвращение (временное или постоянное) на родину ведущих режиссеров (Ф. Нойс, Дж. Миллер, П. Кокс, Р. Де Хиир), появление новых имен, свидетельствуют об укреплении позиций кинематографа региона. Доказательство тому - интересные, неординарные картины, в которых есть верность национальной проблематике, неповторимость стиля.
Австралийские и новозеландские кинематографисты работают в разных странах мира. Каждый из них выбрал свой путь. Многие предпочли ассимилироваться, легко вписавшись в другую культурную среду, согласившись со всеми требованиями новых хозяев. Другие - сохранили свое видение мира, верность выбранной тематике, испрользование отработанных приемов. Третьи же, -сумели создать новый тип произведения, в котором нашли свое отражение разные национальные культуры. И как представляется, этот вариант - самый интересный и перспективный.
Но основной вывод, к которому пришел автор, это то, что австралийская и новозеландская кинематографии занимают достойное место в мировом кинопроцессе, постоянно обогащая его и притоком новых творческих кадров и появлением ярких самобытных картин, отличающихся, как талантом и профессионализмом их создателей, так и оригинальностью и свежестью восприятия окружающей реальности.
Творческий потенциал кинематографий Австралии и Новой Зеландии далеко не исчерпан, а потому перпектива их дальнейшего развития выглядит многообещающе. За более чем столетнюю историю своего существования экранное искусство этих стран прошло долгий путь. Преодолев многолетний затяжной кризис, вызванный рядом как объективных, так и субъективных причин, кинематографии Австралии и Новой Зеландии доказали свою жизнестойкость. Сегодня уже нет необходимости доказывать, что в этом далеком тихоокеанском регионе существуют профессиональные и зрелые кинематографические школы. Фильмы, созданные кинематографистами Австралии и Новой Зеландии, регулярно появляющиеся на экранах мира, говорят сами за себя.
1.Жабский М. Кино и общество: глобализация функционал взаимодействия. // Кино в мире и мир в кино. М. 2003. с.49.
Список научной литературыЗвегинцева, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"
1. Австралийская литература. (Сб. статей). М. Наука. 1978. Австралия и Океания в современном мире. М. Наука. 1984 Александров В. Новейшая история стран Европы и Америки. 19451986. М. Высшая школа. 1988.
2. Андреев М. От подражательности к национальному своеобразию. М. МГУ. 1977.
3. Аннинский JI. Зеркало экрана. М. Высшая школа. 1977. Аннинский JI. Глобальное и национальное: чья возьмет? // Знамя. 2000, №9.
4. Аристарко Г. История теорий кино. М. Искусство . 1966.
5. Арнхейм Рудольф. Кино как искусство. М. Иностранная литература. 1960.
6. Базен Андре. Что такое кино? М. Искусство. 1972.
7. Бапаш Бела. Кино: становление и сущность нового искусства. М.1. Прогресс. 1968.
8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. Художественная литература. 1975.
9. Берндт Р. Берндт К. Мир первых австралийцев. М. Наука. 1981.
10. Быстрицкая Е. Основные тенденции австралийского кино в 70-80 е годы. М. ВГИК. 1988.
11. Виккерс. Ф. Мираж. М. Иностранная литература. 1960. № 6.
12. Время сновидений. Мифы и легенды аборигенов Австралии. М. Наука. 1987.
13. Дорошевич А. Скотт Хикс. // Режиссерская энциклопедия. Кино
14. Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. М. Материк. 2001.
15. Жабский М. Кино и общество: глобализация функциональноговзаимодействия. // Кино в мире и мир в кино. М. 2003.
16. Зоркая Н. Фольклор. Лубок. Экран. М. Искусство. 1994.
17. Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М.1. Наука. 1969.
18. Карцева Е. Вестерн. Эволюция жанра. М. Искусство. 1976. Капралов Г.А. Человек и миф: эволюция героя западного кино. М. Искусство. 1984.
19. Клер Рене. Размышления о киноискусстве. М. Искусство. 1958. Комаров С. История зарубежного кино. (т. 1. Немое кино). М. Искусство. 1965.
20. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М. Искусство. 1974.
21. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М. Искусство. 1977.
22. Кудинов В. Кудинова М. Сумка кенгуру. М. Искусство. 1987. Лазарев В. Контркультура и личность. Новый мир. 1977. № 3. Леви-Стросс К. Структура и форма. // Семиотика. Антология. М. Деловая книга. 2001.
23. Линдгрен Э. Искусство кино. М. Иностранная литература. М. 1956.
24. Лисса. 3. Эстетика киномузыки. М. Музыка. 1970.
25. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин.1973.
26. Лоусон Джон Говард. Фильм творческий процесс. М. Искусство. 1965.
27. Мидянин В. Орк с внешностью хоббита. // Если. М. 2003. № 1. Митта А.Н. В аспектах постмодернизма. //Искусство кино. М. 1989. №7.
28. Петриковская 3. Современная Австралия М. Наука. 1976. Причард К. Кунарду. М. Художесьтвенная литература. 1959. Пропп. В.Я. Морфология сказки. М. Наука. 1969.
29. Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. М. Иностранная литература. 1982.
30. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. М. Политиздат. 1986. Роуз Ф. Аборигены Австралии. М. Наука. 1981. Рудницкий А. Двести лет австралийской истории. М.Наука. 1987. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М. Искусство, (тт. I-IV, VI, 19581982).
31. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М. 1989.
32. Страны и народы. М. Мысль. 1981.
33. Сулькин О. Очерк истории австралийского кино. // Кино на разных меридианах. М. НИИК. 1988.
34. Теплиц Е. История киноискусства. М. Прогресс, (тт. I-IV, 19681974).
35. Теракопян М. Николь Кидман. // Энциклопедия. Кино США. Актеры. М. Материк. 2003.
36. Традиции и новые тенденции в зарубежном кинематографе. М. ВНИИК.1984.
37. Туровская М. Герои «безгеройного времени». М. Искусство. 1971. Утилов В. А. Сумерки цивилизации. XX век в образах западного киноэкрана. М. Глобус. 2001.
38. Утилов В. Очерки истории мирового кино. М. ВИПКРК. 1991.
39. Феллини Федерико. Делать фильм. М. Искусство. 1984.
40. Фрейлих С.И. Золотое сечение экрана. М. Искусство .1976.
41. Хаксли. Э. Сияющее Эльдорадо. М. Наука. 1976.
42. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. Аспект Пресс.1996.
43. Эйзенштейн С.М. Собр. соч. в 6-ти томах. М. Искусство. 1964-1971 гг.
44. Юренев Р. Краткая история мирового кино. М. Искусство. 1989. Юткевич С. И. Модели политического кино. М. Искусство. 1978.
45. Литература на иностранных языках
46. Allard A. Australian Feature Films 1930-1939. Mel. 1983.
47. Alpert Hollis. The Falling Stars. N. Y. 1971.
48. Anti-Aesthetic. The Essay on Postmodern Culture. N. Y. 1983.
49. Bart John. The Literature of Replenishment. Postmodernist Fiction.
50. Atlantic Magazine. Jan. 1980 .
51. Baxter John. Hollywood on the Sixties. N. Y. 1972.
52. Bertrand L. Film Censorship in Austraia. Queensland University Press.1978.
53. Beliby P. Australian TV. The First 25 Years. Mel. 1981. Bertrand I., Collins D. Government and Film in Australia. Mel. 1981. Boorstin Daniel. The Image or What Happened to the American Dream. L. 1961.
54. Broch Hermann. Notes on the Problem of Kitsch. N. Y. 1969.
55. Commonwealth Universities Yearbook. L. 1973.
56. Cowie Peter. Concise History of Cinema. L. 1971. vol.2.
57. Crohan S., Adams. B. Australian Cinema: The First Eighty Years. Mel.1983.
58. Edmondson R., Pike A. Australia s Lost Films/ National Library of Australia. 1982.
59. Fenin George, Everson William. The Western. From Silence to Cinerama. N. Y. 1973.
60. Film and Society by Richard Dyer. N. Y. 1965.
61. Gow Gordon. Hollywood in the Fifties. N. Y. 1971.
62. Hall K. Australian Film. The Inside Story. Mel. 1980.
63. Herd N. Independent Filmmaking in Australia 1960-1980. Mel.
64. Kaminski Stuart M. American Film Ganres. Approaches to a Critical
65. Theory of Popular Film. N. Y. 1974.
66. Kalina P. Aves Vous vu Recemment un Film Australien? // Positif. Fr. № 458. Avr.
67. Kitses J. Western in American Cinema. N. Y. 1967.1.nsell R., Belliby P. The Documentary Film in Australia. Mel. 1983.
68. Mander L. Some Dependent Peoples of the South Pacific. N.Y. 1954.
69. Mc Farlane B. Words and Images. Mel. 1983.
70. Mast Gerald. A Short History of the Movies. Indianapolis, 1982.
71. Murray S. New Australian Cinema. Mel. 1980/
72. Pike A., Cooper. R. Australian Film 1900-1977. Mel. 1980
73. The Production Code MPDA, L. A., 1930.
74. Reade. E. History and Heartburn. The Saga of Australian Films 18961978. Mel. 1979.
75. Rhode Eric. A History of the Cinema from Origins to 1970. N.Y. 1978/ Ryan T. Le Cinema Australien depuis «Shine». // Positif. Fr. 1999. Avr. Sclar Robert Movie-Made America A Cultural History Of American Movies. N. Y. 1975.
76. Stratton D. The Last New Wave. Mel. 1980.
77. Tulloch J. Australian Cinema: Industry, Narrative and Meaning. Mel. 1981.
78. White D. Australian Movies to the World. Mel. 1984.1. СПИСОК ФИЛЬМОВ40 тысяч лет сновидений» (40 ООО Years of Австралия 1986 Реж. Дж. Миллер.1. Dreams)
79. Автомобили, которые съели (The Cars that Ate Paris) Австралия 1974 Реж. П. Уэйр.1. Париж»
80. Аист» (Stork) Австралия 1971 Реж. Т.Берстелл.
81. Алвин Порфироносный» (Alfin Purple) Австралия 1973 Реж. Т. Бсрстелл.
82. Ангел за моим столом», (Angel at My Table) Новая Зеландия 1990 Реж. Дж.1. Кэмпион.
83. Ангелы войны» (Angels of War) Австралия 1977 Реж. Э. Пай к, X.1. Нельсон и Г. Дэз.
84. Барбаросса» (Barbarossa) США 1982 Реж. Ф. Скепси.
85. Барри Маккензи гнет свое» (Barry Mckenzie Holds Австралия 1974 Реж. Б. Бирсфорд.1. His Own)
86. Бдение» (Vigil) Новая Зеландия 1984 Реж. В. Уорд.
87. Бди в страхе» (Wake in Fright) Австралия 1971 Реж. Т. Котчефф.
88. Безумный Макс вне Купола (Mad Max Beyond США 1986 Реж. Дж. Миллер.1. Грома» Thunderdome)
89. Безумный Макс» (Mad Max) Австралия 1979 Реж. Дж. Миллер.
90. Бейб» (Babe) США-Австралия 1995 Реж. Дж. Миллер.
91. Берег москитов» (The Moscquito Coast) США 1987 Реж. П. Уэйр.
92. Берк и Уилле» (Berk and Wills) Австралия 1985 Реж. Г. Клифорд,1. Д. Секстой.
93. Бесстрашный» (Fearless) США 1993 Реж. П. Уэйр.
94. Бинго, подружки невесты и (Bingo, Bridesmaids and Австралия 1988 Реж. Дж.кружева» Braces) Армстронг.
95. Блеск» (Shine) Австралия 1996 Реж. С. Хикс.
96. Блистательная ложь» (Brilliant Lies) США 1996 Реж. Р. Франклин.
97. Большое ограбление поезда» (The Great Train США 1903 Реж. Э. Портер.1. Robbery)
98. Быстрая и мертвый» (The Quick and the США 1995 Реж.С.Рейми1. Dead)
99. В осаде» (Under Siege) США 1995 Реж. Дж. Мэрфи.
100. В поисках выхода» (Inside Looking Out) Австралия 1978 Реж. П. Кокс.
101. В стране дикарей» (In the Savage Land) Австралия 1998 Реж. Б. Беннст.
102. Великая железная стена» (Great Iron Wall) Австралия 1990 Реж. С. Хикс.
103. Вепрь с хребтом как бритва» (Razorback) Австралия 1984 Реж. Р. Малкахи.
104. Весь этот джаз» (All That Jazz) США 1979 Реж. Б. Фосси.
105. Вечеринка у Дона» (Don's Party) Австралия 1976 Реж. Б. Бирсфорд.
106. Взрыв» (The Blow) США 1999 Реж. Ф. Нойс.
107. Властелин колец» (Lord of the Rings) США-Новая 2001- Реж. П. Джексон.1. Зеландия 2003трифильма)
108. Внутри зверя» (The Beast Within) США 1982 Реж. Ф. Мора
109. Водопроводчик» (The Plumber) Австралия 1978 Реж. П. Уэйр.
110. Вожак» (The Leader) Новая Зеландия 1983 Реж. М. Уокер.
111. Возвращение па ферму» (Return to the Farm) Новая Зеландия 1935 Реж. Л. Хилл, Д.1. Уэлш.
112. Возвращение непобедимого (Return of Captain США 1983 Реж. Ф. Мора.капитана» Invincible)
113. Воин дальних дорог» (The Road Warrior) США 1981 Реж. Дж. Миллер.
114. Вой III» (Howling III) США 1987 Реж. Ф. Мора.
115. Вой. Часть II. Твоя сестра (Howling II: Your Sister США 1985 Реж. Ф. Мора.оборотень» is a Werewolf)
116. Вооруженное нападение» (Robbery Under Arms) Австралия 1907 Реж. Ч. Мак1. Махон
117. Встреча у Вороньих ворот» (Encounter at the Австралия 1988 Реж. Р. Де Хиир.1. Raven's Gate)
118. Выкуп» (Ransom) США 1996 Реж. Р. Говард.
119. Выходи сражаться» (Come Out Fighting) Австралия 1973 Реж. Н. Буст
120. Вьетнам» (Vietnam) Австралия 1986 Реж. Дж. Дайген.
121. Галлиполи» (Gallipoli) Австралия 1981 Реж. П. Уэйр.
122. Герой Дарданелл» (Hero of the Dardanelles) Австралия 1915 Реж. А. Рольф.
123. Гладиатор» (Gladiator) США 2000 Реж. Р. Скотт.
124. Год опасной жизни» (The Year of Living США- 1982 Реж. П. Уэйр.1. Dangerously) Австралия
125. Год, когда ломался мой голос» (The Year My Voice Австралия 1987 Реж. Дж. Дайген.1. Broke)
126. Голубой лсд» (Blue Ice) США 1992 Реж. Р. Малкахи,
127. Голубой плавник» (Blue Fin) Австралия 1978 Реж. Б. Бирсфорд.
128. Горец 2» (Highlander-2) США 1987 Реж. Р. Малкахи.
129. Горец» (Highlander) США 1986 Реж. Р. Малкахи.
130. Горькие ключи» (Bitter Springs) Австралия 1950 Реж. Р. Смарт.
131. Гретель» (Grctel) Австралия 1973 Реж. Дж.1. Армстронг.
132. Грязные танцы» (Dirty Dancing) США 1987 Реж. Дж. Руэйн.
133. Дама вне закона» (The Lady Outlaw) Австралия 1911 Реж. А. Рольф.
134. Данди в JIoc Анджелесе» (Dundee at L. A.) США- 2001 Реж. П. Хоган.1. Австралия
135. Данди по прозвищу «Крокодил» (Crocodile Dundee) Австралия 1986 Реж. П. Файман.
136. Данди но прозвищу Крокодил 11» (Crocodile Dundee II) США-Австралия 1998 Реж. П. Хогап.it» «Две тысячи недель» (Two Thousand Weeks) Австралия 1969 Реж. Т. Берстелл.
137. Двойной просчет» (Double Jeopardy) США 1999 Реж. Б. Бирсфорд.
138. Дворец крушений» (Smash Palace) Новая Зеландия 1981 Реж.1. Р.Дональдсон.
139. Девушка из буша» (A Girl of the Bush) Австралия 1921 Реж. Ф. Баррет.
140. Денежные воротилы» (Money Movers) Австралия 1978 Реж. Б. Бирсфорд.
141. Дети революции» (Children of the Австралия 1996 Реж. П. Даикан.1. Revolution)
142. Джедда» (Jedda) Австралия 1955 Реж. Ч. Човел.
143. Джск-Молпия» (Lighting Jack) США 1997 Реж. П. Хоган.
144. Димбула» (Dimboola) 1979 Реж. Дж. Дайген.
145. Динго» (Dingo) Австралия 1991 Реж. Р. Де Хиир.
146. Длинноногий Джон Силвер» (Long John Silver) США-Австралия 1954 Реж. Б. Хескин.
147. Дневник его жены» (Дневник его жены) Россия 2000 Реж. А. Учитель.
148. Дневники Вацлава (The Diaries of Vaslav Австралия 2001 Реж. П. Кокс.1. Нижинского» Nijinsky)
149. Догвилль» (The Dogville) Дания, 2003 Реж. JI. Фон1. Триер.
150. Долгий обед» (Long Lunch) Австралия 1998 Реж Э. Рэдман.
151. Долгий уик-энд» (Long Weekend) Австралия 1982 Реж. К.1. Эгтлестон.
152. Дочь сквоттера» (The Squatter's Австралия 1910 Реж Б. Бейли.1. Daughter)
153. Другие» (The Others) США 2001 реж. А.Аменабар
154. Дурной вкус» (Bad Taste) Новая Зеландия 1991 реж. П. Джексон.
155. Дэд и Дейв едут в город» (Dad and Dave Come to Австралия 1938 реж. К. Холл.1. Town)
156. Дэн Морган» (Dan Morgan) Австралия 1911 реж. М. Спенсер
157. Ее алиби» (Her Alibi) США 1989 реж. Б. Бирсфорд.
158. Если бы немецкие солдаты (If the Huns Came to Австралия 1916 реж. Дж. Коатс.пришли в Мельбурн» Melbourne)
159. Жара» (Heatwave) Австралия 1983 реж. Ф. Нойс.
160. Женщина- птеродактиль из (Pterodactyl Woman США 1997 реж. Ф. Мора.
161. Беверли Хиллз» from Beverly Hills)
162. Женщины из Утопии» (Women from Dream Австралия 1977 реж К. Гоу.1.nd)
163. Живая мертвечина» (Dead Alive) Новая Зеландия 1992 реж. П. Джексон.
164. Жизнь Бака Шота» (Life of Buck Shot) Австралия 1968 реж. П. Уэйр.
165. Жизнь Джакеро» (The Life of a Jackeroo) Австралия 1913 реж. Ф. Барретт.
166. Жизнь и смерть Винсента Ван (The Life and Death of Австралия 1987 реж. П. Кокс.1. Гога» Vincent Van Gogh)
167. За гранью разумного сомнения» (Beyond Reasonable Новая Зеландия 1985 реж. Дж. Лейнг.1. Doubt)
168. Забытые негативы» (Forgotten Silver) Новая Зеландия 1996 реж. П. Джексон.
169. Загородка от кроликов» (Rabbit Proof Fence) Австралия 2002 реж. Ф. Нойс.
170. Замороженный» (Iceman) США 1984 реж. Ф. Скепси.
171. Звездные войны» (Star Wars) США 1977 реж. Дж. Лукас.
172. Зеленая карта» (Green Card) США 1990 реж. П. Уэйр.
173. Зима наших надежд» (The Winter of Our Австралия 1981 реж. Дж. Дайген.1. Dreams)
174. Золотоискатели» (Diggers) Австралия 1931 реж. Ф. Тринг.
175. Золотой Запад» (The Golden West) Австралия 1911 реж Д. Уонг
176. Золушка из буша» (Bush Cinderella, The) Новая Зеландия 1928 реж. Р. Хейуорд
177. Игра в прятки» (Hide and Seek) Австралия 1983 реж. С. Хикс.
178. Игры патриотов» (Patriot Games) США 1992 реж. Ф. Нойс
179. Игры разума» (A Beatiful Mind) США 2001 реж. Р. Говард.
180. Идущие к заходу солнца» (The Sundowners) США-Австралия 1960 реж.Ф. Циннсман
181. Из мира теней» (Out of the Shadows) Австралия 1930 реж. А. Харвуд.
182. Из уст в уста» ( Mouth to Mouth) Австралия 1978 реж. Дж. Дайген.
183. Изобилие» (Plenty) США 1985 реж. Ф. Скепси.1.l.i.iioHiH убийс! на» (The Deadly Art of США 1986 реж. Р. Франклин.1.lusion)
184. И пришел наук» (Along came a Spider) США 2000 Режю Ли1. Тамахори
185. Иствикские ведьмы» (The Witches of США 1987 реж. Дж. Миллер.1. Eastwick)
186. История банды Келли» (The Story of the Kelly 1906 реж. Дж. и II.1. Gang) Тейт.
187. История Доун Фрейзер» (Doun Fraser's Story) Австралия 1978 реж. К. Хсинем.
188. Кабаре» (Cabaret) США 1972 реж. Б. Фосси.
189. Кадди» (Caddie) Австралия. 1976 Реж. Д. Кромби.
190. Каждый за себя, и Бог против (Jcder fur sich und Gott Германия 1974 реж. В. Хсрцог.всех» gegen alle)
191. Кактус» (Cactus) Австралия 1986 реж. П. Кокс.
192. Капитан Гром» (Captain Thunderbolt) Австралия 1953 реж. С. Холмс.
193. Карта человеческого сердца» (The Map of Human Франция- 1993 реж. В. Уорд.1. Heart) Гсрмания-1. Австрия
194. Кенгуру» (Kangaroo) США-Австралия 1946 реж. Л.1. Майл стоун.
195. Кино тревоги» (Cinema of Unease) Новая Зеландия 1985 реж. С. Нил.
196. Клуб» (The Club) Австралия 1980 реж. Б. Бирсфорд.
197. Книжный червь» (Bookworm) США 1996 Реж. Ли Тамахори
198. Когда- то были воинами» (Once were Warriors) Новая Зеландия 1995 реж. Ли Тамахори.
199. Коллекционер костей» (The Bone Collector) США 1998 реж. Ф. Нойс.
200. Конфетка» (Sweetie) Новая Зеландия 1989 реж. Дж.1. Кэмпион.
201. Король кораллового моря» (King of the Coral Sea) Австралия 1954 реж. Л. Робинсон.
202. Костас» (Kostas) Австралия 1979 реж. П. Кокс.
203. Коэффициент интеллекта» (I.Q.) США 1994 реж. Ф. Скепси.
204. Красавица и чудовище» (The Beauty and the США 1987 реж. Р. Франклин.1. Beast)
205. Красотка» (Pretty Woman) США 1990 реж. Г. Маршалл.
206. Крепость» (Fortress) Австралия 1981 реж. Б. Бирсфорд.
207. Крик в ночи» (A Cry in the Dark) США-Австралия 1988 реж. Ф. Скепси.
208. Крыша» (11 Tetto) Италия 1956 Реж. В. Де Сика,1. К. Дзаваттини.
209. Лекарство для Лоренцо» (Lorenzo's Oil) США 1992 реж. Дж. Миллер.
210. Летний город» (Summer City) Австралия 1977 реж. С. Грей
211. Либидо» (Libido) Австралия 1973 реж. Ф. Скепси.
212. Линия фронта в Кокоде» (Kokoda Front Line) Австралия 1942 реж. К. Холл
213. Любовь и другие катастрофы» (Love and Other Австралия 1996 реж. Э.К. Крохан.1. Catastrophes)
214. Мавсрик» (Maverick) США 1994 реж. Р.Донпср
215. Майк» (Mike) Австралия 1970 реж. П. Уэйр.
216. Маленькие женщины» (Little Women) США 1994 реж. Дж.1. Армстронг.
217. Манганиния» (Manganinnic) Австралия 1980 реж. Дж. Хоней.
218. Матрица» (Matrix) США 1999 реж. бр.1. Вайчовски.
219. Мельбурнский кубок Хейсидов» (The Haysseds' Австралия 1918 реж. Б. Смит.1. Melbourne Cup)
220. Мертвая зыбь» (Dead Calm) Австралия 1989 реж. Ф. Нойс.
221. Меч чести» (Sword of Honor) Австралия 1986 реж. Р. Де1. Мюсюрер.
222. Милости Господни» (Tender Mercies) США 1983 реж. Б. Бирсфорд.
223. Миссис Соффел» (Mrs. Soffel) США 1984 реж. Дж.1. Армстронг.
224. Миссия певыполнима-2» (The Mission Impossible США 2000 реж. Дж. By.
225. Мистер Бейсбол» (Mr. Baseball) США 1992 реж. Ф. Скепси.
226. Мистер Джонсон» (Mister Johnson) Австралия 1991 реж. Б. Бирсфорд.
227. Мистер Дидс переезжает в (Mr.Deeds Goes to США 1936 реж. Ф. Капра.город» Town)
228. Мистер Смит едет в (Mr. Smith Goes to США 1939 реж. Ф.Капра.1. Вашингтон» Vashington)
229. Мой муж мой убийца» (My Husband is My Австралия 2001 реж. А.1. Killer) Адомайтович.
230. Молодые стрелки» (Young Guns) США 1990 реж. Дж. Мэрфи.
231. Мотель «Гороскоп» (The Horoscope Motel) Новая Зеландия 1987 реж. Д. Блайс
232. Моя блистательная карьера» (My Brilliant Career) Австралия 1979 реж. Дж.1. Армстронг.
233. Моя мама Фрэнки» (My Mother Frankie) Австралия 2000 реж М. Лэмпрелл.
234. Моя первая жена» (My First Wife) Австралия 1984 реж. П. Кокс.
235. Мулен Руж» (Moulin Rouge) США 2001 реж. Б. Лурманн.
236. My н дай н» (Moondyne) Австралия 1913 реж. В. Линкольн.
237. Мы были солдатами» (We were Soldiers) США 2002 реж. С. Уоллес.
238. Мы все вместе» (Sum of Us) Австралия 1994 реж. К. Доулинг.
239. Мы с земли Никогда Никогда» We of Never Never Австралия 1983 Реж. И. Айзипс
240. На последнем берегу» (On the Beach) США-Австралия I960 реж. С. Креймер.
241. Навигатор» (The Navigator) Новая Зеландия 1988 реж. В. Уорд.
242. На грани» (The Edge) США 1997 реж Ли Тамахори
243. Нам нужна наша земля» (We Need Our Land) Австралия 1978 реж. А. Кавадини.
244. Нападение на Золотой Эскорт» (Attack on the Gold Австралия 1911 реж. Г. Мэрвейл.1. Escort)
245. Нарушитель Морант» (Breaker Morant) Австралия 1980 реж. Б. Бирсфорд.
246. Настоящая Мак Кой» (The Real McCoy) США 1993 реж. Р. Малкахи.
247. Наши друзья -Хейсиды» (Our Friends, the Австралия 1917 реж. Б. Смит.1. Hayseeds)
248. Небсспыс создания» (Heavenly Creatures) Новая Зеландия 1994 реж. П. Джексон.1. Невеста ветра»1. Невинность»1. Немой»
249. Неприступная крепость» «О, счастливчик!»
250. Обещанная женщина «Обретение мудрости» «Обуза»
251. Пикник у Висящей скалы» «Плохой мальчик Бабби» «Площадка для игр Сатаны»
252. По нашему выбору» «По следам «Баупти»1. Побег из Нью-Йорка»1. Побег»1. Под прицелом»
253. Bride of the Wind) США 2001 реж. Б. Бирсфорд.1.nocence) Австралия 1999 реж. П. Кокс.
254. Dumb Boy) Новая Зеландия 1984 реж. И. Маккей
255. Eureka Stockade) Австралия 1949 реж. Г. Уотт.0, Lucky Man!) Англия 1973 реж. Л. Андерсси
256. Promised Woman) Австралия 1975 Реж Т. Кован
257. The Getting of Wisdom) Австралия 1977 реж. Б. Бирсфорд.
258. The Shiralee) Австралия 1957 реж. Л. Норман.
259. Dead Poets Society) США 1989 реж. П. Уэйр.1.nely Hearts) Австралия 1982 реж. П. Кокс.
260. Broken Barrier) Новая Зеландия 1952 реж Дж. О' Ши.
261. The Siege of Pinchgut) Австралия 1959 Реж. Г. Уотт.
262. Oscar and Lusinda) США 2000 реж. Дж.1. Армстронг.
263. Basic Instinct) США 1992 ре. П. Верхувеи.
264. Be Careful) США 1997 реж. Г. Меддина.
265. Echoes of Paradise) Австралия 1987 реж. Ф. Нойс.
266. Million Dollar Hotel) США 2000 реж. В. Вендерс.
267. Officer 666) Австралия 1916 реж. Ф.Нибло.
268. Protected) Австралия 1977 реж. А. Кавадини.
269. Waiting Room) Австралия 2001 реж. Г. Хэмли.
270. The Coca Cola Kid) США-Австралия 1984 реж. Д.1. Маккавеев.
271. Country Lads) Новая Зеландия 1941 реж. С. Эндрюс.
272. Patrick) Австралия 1979 реж. Р. Франклин.
273. The Patriot) США 2000 реж. Р.Эммерих
274. The Singer and the Австралия 1979 реж. Дж.1. Dancer) Армстронг.
275. Singin'g in the Rain) США 1952 реж. С.Донен
276. The Overlanders) Австралия 1946 реж. Г. Уотт
277. The Chant of Jimmie Австралия 1978 реж. Ф. Скепси.1. Blacksmith)
278. Petersen) Австралия 1974 реж. Т. Берстелл.,
279. The Piano). Новая Зеландия. 1993 Реж. Дж.1. Кэмпион.
280. Picnic at Hanging Rock) Австралия 1975 реж. П. Уэйр.
281. Bad Boy Bubby) Австралия 1993 реж. Р. Де Хиир.
282. The Devil's Австралия 1976 реж. Ф. Скепси.1. Playground)
283. On Our Selection) Австралия 1920 реж. Р. Лонгфорд1. the Wake of the Австралия 1933 реж. Ч. Човел.1. Bounty)
284. Escape from New York) США. 1981 1981 реж. Дж.1. Карпентер.
285. Runaway) Новая Зеландия 1964 реж. Дж. О'Ши.
286. Silent Trigger) США 1997 реж. Р. Малкахи.
287. Подвиги, благодаря которым была выиграна битва при Галлиполи»
288. Подводные лодки: стальные акулы»
289. Подростковый блюз» «Полицейский О' Брайен» «Полное затмение» «Портрет леди»
290. Последнее упражнение графа Вима»
291. Приключения Присциллы, королевы пустыни»1. Прилив»1. Прогулка в рай»1. Проводник»1. Прогулка»1. Deeds that Won Gallipoli)1. Submarines, Steel Sharks)
292. Puberty Blues) (Trooper O' Brien) (Total Eclipce) (The Portrait of a Lady)
293. Count Vim's Last Exercise) (Last Warriors) (End Play) (Last Dance) (Last Tasmanian) (The Last Wave) (Last Will) (Last Night)
294. Rewi's Last Stand) ^ (Dance Me to my Song) (The Trespassers) (Crimes of the Heart) (The Phantom Stockman) (The Adventures of Barry Mckenzic) (The Adventures of Priscilla, Queen of Desert) (High Tide)
295. Walk into Paradise) (The Tracker) (Walkabout)1. Австралия1915 реж. Фрэнк Харви.
296. Австралия 1993 реж. С. Хикс.
297. Австралия Австралия США-Франция США1. Австралия1. Австралия1. Австралия1. США1. Австралия1. Австралия1. Англия1. Австралия1. Новая Зеландия1. Австралия1. Австралия1. США1. Австралия1. Австралия1. Австралия
298. Проселочные дороги» «Проект Александры» «Прощай, Порк Пай» «Прямая и явная угроза»1. Психо 11»
299. Пусть это Вас не трогает» «Путешествие среди женщин»
300. Путешествие к центру Земли»
301. Backroads) (Alexandra's Project) (Good Bye, Pork Pie) (Clear and Present Danger) (Psycho II)
302. Don't Let It Get You) (Journey Among Women)
303. A Journey to the Center of the Earth)1981 реж. Б. Бирсфорд. 1928 реж. Д. Гэвин. 1995 реж. А. Холланд. 1997 реж. Дж.
304. Кэмпион. 1967 реж. П. Уэйр.1980 реж.1975 реж. 1995 реж. 1972 реж.1977 реж. 2001 реж.1978 реж. 1925 реж. 1998 реж.1976 реж. 1986 реж. 1953 реж. 1972 реж.
305. Т. Берстелл. Т. Берстелл. Б. Бирсфорд. Т. Хейден. П. Уэйр Ф. Скепси. М. Уильяме Р. Хейуорд. Р. Де Хиир. Дж. Дайген. Б. Бирсфорд. J1. Робинсон. Б. Бирсфорд.1. США-Австралия
306. Австралия Австралия Австралия-США
307. Великобритания Австралия Австралия Новая Зеландия США1. США1. Новая Зеландия Австралия1. США1994 реж. С. Эллиот.1987 реж. Дж.
308. Армстронг. 1956 реж. Л. Робинсон. 2002 Реж. Р. Де Хиир 1971 реж. Н. Роуг.1978 реж. Ф. Нойс 2003 Реж Р. Де Хиир 1981 реж. Дж. Мэрфи. 1994 реж.Ф. Нойс1983 реж. Р. Франклин. 1966 реж.Дж. О'Ши. 1977 реж.Т. Кован.1999 реж. Ф. Нойс.
309. Пути дружбы» (Ways of Friendship) Новая Зеландия 1936 реж. Р. Хейуорд.
310. Пятерка червей или любовная (The Five of Hearts, or Австралия 1911 реж. И. Дж. Коул.история Буффало Билла» Buffalo Bill's Love 1. Story)
311. Разобщенное потомство» (A Breed Apart) США 1984 реж. Ф. Мора.
312. Разрезанная плоть» (In The Cut) США-Австралия 2003 реж. Дж. Кэмпион
313. Рассвет» (Break of Day) Австралия 1976 реж. К. Хеппем.
314. Рассказ женщины» (Woman's Tale, A) Австралия 1991 реж. П. Кокс.
315. Ребенок Кэти» (Kathie's Child) Австралия 1979 реж. Д. Кромби.
316. Реванш» (La Revanche) Австралия 1916 реж. У. Линкольн.
317. Редкая вульгарная брань» (The Swearing) Австралия 1999 реж. Б. Хейуорд.
318. Рикошет» (Ricochet) США 1991 реж. Р. Малкахи.
319. Рождественский гость» (The Cristmas Visitor) США 1986 реж. Дж.Миллер.
320. Рождество в кустах» (Bush Cristmas) Австралия 1983 реж. Г. Сафран.
321. Роковая свадьба» (The Fatal Wedding) Австралия 1911 реж. Р. Лонгфорд.
322. Роковое влечение» (Fatal Attraction) США 1987 реж. Э. Лэйн.
323. Роксана» (Roxanne) США 1987 реж. Ф. Скепси.
324. Роман Руннибед» (Runnibed's Romance) Австралия 1928 реж. С.Р. Дэплоп.
325. Романтическая история (The Romantic Story of Австралия 1911 реж. Р. Лонгфорд.
326. Маргарет Кечпоул» Margaret Catchpole)
327. Ромео и Джульетта» (Romeo + Juliet) США 1996 реж. Б. Лурманн.
328. Ромпер Стомпер» (Romper Stomper) Австралия 1992 реж. Дж. Райт.
329. Русский дом» (The Russia House) США 1990 реж. Ф. Скепси.
330. Рэмбо III» (Rambo III) США 1988 реж. Р. Малкахи.
331. С любовью к маори» (With Love to Maorie) Новая Зеландия 1971 реж. Р. Хейуорд.
332. С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut), Англия-США, . 1999 реж. С. Кубрик.
333. Свадьба моего лучшего друга» (My Best Friend's США 1996 реж. П. Дж.1. Wedding) Хоган.
334. Свадьба Мюриэль» (Muriel's Wedding) Австралия 1994 реж. П. Дж.1. Хоган.
335. Свидетель» (Witness) США 1985 реж. П. Уэйр.
336. Свобода» (Freedom) Австралия 1982 реж. С. Хикс.
337. Свой человек» (The Insider) США 1999 реж. М. Манн.
338. Святой» (The Saint) США 1997 реж. Ф. Нойс,
339. Священный дым» (Holy Smoke) Австралия 1998 реж. Дж.1. Кемпион.
340. Себастьян и воробышек» ( Sebastian and Sparrow) Австралия 1989 реж. С. Хикс.
341. Сентиментальный парень» (The Sentimental Bloke) Австралия 1919 реж. Р. Лонгфорд
342. Сестра Кавелл» (Nurse Cavell) Австралия 1916 реж. У. Линкольн
343. Сигареты и леденцы» (Smokes and Lallies) Австралия 1975 реж. Дж.1. Армстронг.
344. Сирены» (Sirens) Австралия 1996 реж. Д. Дайген.
345. Сказка австралийского буша» (A Tale of the Austalian Австралия 1911 реж. Г. Мэрвейл.1. Bush)
346. Скала Малхолланд» (Malholland Falls) США 1995 Режга Ли1. Тамахори
347. Скрытый огонь» (Fires Within) США 1991 реж. Дж.1. Армстронг.