автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Особенности художественного мышления новокрестьянских писателей (Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности художественного мышления новокрестьянских писателей (Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец)"
^ 8 0 3 91
»
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи УДК
КИСЕЛЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ НОВОКРЕСТЬЯНСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ (Н. КЛЮЕВ, С. КЛЫЧКОВ, А. ШИРЯЕВЕЦ)
Специальность 10.01.02 — «Советская многонациональная литература»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Киев — 1990
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы филологического факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета имени Т. Г. Шевченко.
Научный руководитель
Доктор филологических наук, профессор КУЛИНИЧ А. В.
Официальные оппоненты
Доктор филологических наук, профессор ЗАЙЦЕВ В. А., Кандидат филологических наук, доцент КРЮКОВА Г. В.
Ведущая организация — Институт литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР.
У
Защита состоится «——1—» марта 1990 г. в-час. на заседании специализированного совета Д 068.18.10 при Киевском государственном университете.
Адрес: 252017, Киев, б. Тараса Шевченко, 14.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке университета.
-Лх?
Автореферат разослан « февраля 1990 г.
ЕМЬЯНОВСКАЯ Л. С.
Ученым секретарь специализированного совета доктор филологических наук, /1 профессор //у
■УМ { 1-1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы очевидна: за последнее десятилетие творчество новокрестьянских писателей стало объектом углубленного внимания отечественного литературоведения. Свидетельство тоцу - большое количество статей, публикаций, издание и переиздание произведений, в течение долгих лег неизвестных рядовому читателю и вызывающих ныне серьезный иятерео. В 1980 году В.В.Коржаном была защищена докторская диссертация: "Идейно-художественные искания крестьянских поэтов /1910-1920-е года/"*. В 1981 - кандидатская диссертация Т.Беляевой, посвященная творчеству А.Ширяевца2. В 1989 году защищены две кандидатские диссертации о С.Клычкове®.
Поскольку важнейшей задачей современного советского литературоведения является создание целостной история литературы XX века н выявление в ней "альтернативных потоков- необходимо, -в частности, определить особенности художественного мышления представителей "крестьянской купдицц". "...Состав этой группы иногда несколько сужается..,, иногда же анаявтельво расширя-
* уотзжан В.В. Идейно-художественные искания крестьянских поэтов /1910-1920-е года/: Автореф. дно. ... д-ра филол. наук. - Д., 1980. - 32 с.
2 Беляева Т. Александр Ширяевец в русская крестьянская поэзия первой четверти XX века: Автореф. дис.-... канд. филод. наук. -П.. 1981. - 17 с. ® Селицкая З.Я. Творчество Сергея Клычкова /черты творческой индивидуальности художник^/: Автореф. дав. ... канд. фшхя.наух. -Л.,'1989. - 16 с.
Солнцева Н.М. Проза Сергея Клычкова /из истории идейных и художественных исканий в литературе 20-х годов/: Автореф. дис. ... канд.филол. наук. - М., 1989. - 18 с.
дел I гаций I
ется......При подобной дифференциация следовало бы в первую
очередь принять во внимание идейно-эстетические взгляда поэтов, их общественную позиции, подход к поэтическому слову и т.д., а не только происхЬжденве и тематику"'. Недопустимо, на наш взгляд, подменять сходство образно-поэтического мышления новокрестьян-скшс писателей сходством в выборе тем, в отношении к деревенскому быту, природе, фольклору, как это сделано в работах Н.И.Нежен-ца, автора первой монография о новокрестьянской поэзии2.
Степень изученности темы. До сих пор нет ни одного специального исследования поэтики новокрестьяяских писателей /как нет также работ, исследующих художественное мышление Н.Клюева,С.Клыч-кова, А.Ширяевца/. Единственная глубокая и целостная работа, определяющая основы "новокрестьянской" поэтики и выявляющая ее
возможные источники, - докторская диссертация французского уче-
ч
ного Мишеля Никё, посвященная Сергею Клычкову .
Цель и задачи исследования. Главная цель данной работы -определить основные особенности художественного мышления новокрестьянских писателей. Обращаясь к творчеству Н.Клюева, С.Клыч-кова и А.Ширяевца, автор диссертации стремится доказать, что-при
1 Азадовский K.M. Письма Н.А.Клюева к Блоку // Литературное наследство. Т.92, кн.4. - М.: Наука, 1987. - С.456-457.
2 Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. - М.: Наука, 1988. -208 с. /См. также: Неженец Н.И. Половодье песен: Поэты фольклорной традиции/. - М.: Знание, 1988. - 69 с.
® Экземпляр диссертации М.Кикё хранится в Отделе рукописей ШЛИ им.Горького. С основными положениями работы можно ознакомиться также по тезисам докторской диссертации: Wlcl KVMov et «m temps, problèmes it ЫгШгаДиге piymne//Rtv»t ¡leséMej sWs-Fbris.- wb.-Uviii/j.-P.c'is-eia.
воем различии творческих индивидуальностей я органичности пройденного в литературе пути - анализ их повтики обнаруживает несомненное сходство образно-поэтического мышления. Выявление общих черт художественного мышления столь разных писателей /а доказательство их творческой "особности" - одна из задач диссертанта/ позволит высказать мысль о том, что вступление в литературу "крестьянской купницы" знаменовано новый этап развития национальной поэтической мысли. Анализ образно-поэтического мышления соотнесен, по возможности, с этапами творческого пути каждого из представленных писателей. Особенно последовательно эта задача решается на материале клюзвского творчества. /При наличии кричащих противоречий в определении стилевой природы поэзии Клюева, идейно-художественных особенностей его произведений и места поэта в нашей литературе, необходимо выработать аргументированный историко-литературный и теоретический подход к творчеству Клюева в целом/.
В работе поставлены и некоторые другие задачи: установление контактных и типологических связей при сопоставлении сходных мотивов и образов; выявление мифопоэтической основы художественного мышления новокрестья.нских писателей; попытка осмысления некоторых сторон их творчества в контексте отечественной культуры и т.д.
Научная новизна диссертации обусловлена новизной поставленных задач. Кроме того, в работе содержатся принципиально новые оценки ряда произведений представленных авторов и этапов их творчества, черт творческой индивидуальности каждого. Осмысление "новокрестьянами" многовековой народной культуры и крестьянской философии; проблема национальных идеалов; творческое освоение образного мншления <?шьклора и древнерусской литературы - все эти вопросы также затронута в работе, в связи с чем автором
привлечен достаточно обширный материал.
Материалы исследования - это, в первую очередь, поэзия, проза и публицистика рассматриваемых в диссертации писателей. Кроме прижизненных изданий, представлены газетные и журнальные публикации, архивные материалы. Использованы также зарубежные и отечественные издания последних десятилетий. Привлечены фольклорные материалы, произведения древнерусской, русской классической и советской литературы.
Теоретическую основу диссертации составили труды А.Лосева, С.Аверинцева, И.Топорова /по изучению символических и мифологических структур/; М.Бактина /по вопросам эстетики и теории поэтики/; работы М.Б.Храпченко о типологическом изучении литературы; фундаментальные исследования Б.Выходцева и В.Г.Базанова, посвященные "фольклористике и современности".
Методика исследования основана на сравнительно-историческом, историко-генетическом и типологическом принципах. Обращаясь к малоисследованным и неизученным произведениям, автор диссертации привлекает также описательный метод.
Практическая ценность предлагаемой работы определяется ее научной новизной: материалы работы могут быть использованы при написании учебников и монографий, включены в программы спецкурсов и спецсеминаров; отдельные наблюдения могут быть рекомендованы в качестве комментариев к издаваемым произведениям новокрестьянских писателей. Кроме того, данное исследование может лечь в основу большой работы:"Новокрестьянская литература в контексте отечественной культуры".
Аппоблция диссертации частично осуществлялась в чтении курса лекций по истории русской советской литературы, в сообщениях и докладах на научно-исследовательских преподавательских конференциях в Киевском государственном институте театрального и кино-
искусства имени И.К.Карпенко-Карого /1984; 1986/; в виступлении на Клюевских чтениях в г.Вытегра /1989/. Диссертация была обсуждена на кафедре истории русской литературы Киевского государственного университета имени Т.Г.Шевченко.
Статьи по теме диссертации указаны в конце автореферата.
Структура и объем работа вытекают из поставленной цели и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Объем основного корпуса работы - 188 страниц машинописного текста. Библиография содержит.?^С наименований использованной литературы. Примечания, составляющие также существенную часть исследования, зашифрованы а тексте диссертация и представлены вместе со сносками в конце работа. Приложение содержит краткую историю изучения новокрестьянской литературы.
ОСНОВНОЕ СОДВШНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована тема диссертации, определены круг проблем, подлежащих изучению, их актуальность дои современного литературоведения.
Первая глава представляет собой попытку целостного анализа клюевской позтики в процессе ее становления /естественно, такой анализ не может претендовать на полному; его цель - выявление наиболее существенных черт, определяющих образно-поэтическое мышление худо ишка/.
Сложность, тяжеловесность и вычурность клюевской поэтики явились отражением основного творческого принципа /более узко -стилистического, более широко - концептуального для всей новокрестьянской поэзии/. Задача стояла таким образом: заменить образность, эстетику, философию современной новокреотьянам "городской" литературы тем, что могла представить крестьянская почва, н-при этом не противопоставить простой слржиому, но продемонстри-
ровать еще большую сложность, подводя все явления и понятия под явления, понятия и символы житейского обихода и духовной жизни русского крестьянства.
В пору наивысшей зрелости клюевского таланта мы находим элементы образности раннего периода его творчества: вся поэзия Клюе-•■ва "прострочена" мифологемами* смысл которых раскрывается при ' сопоставлении отдельных произведений полнее и глубже.
Образ "жнеца вселенской нивы", появляющийся уже в первом юш-евском сборнике, как и отчетливо выраженная религиозная идея, определяют своеобразие клюевского понимания теш народа. Уже здесь заметна ориентация Клюева на древнерусскую традицию /создается впечатление, что ююввские "Жнецы" - поэтическое осмысление знаменитой фрески 1^рад Никитина, которого поэт ставил чрезвычайно высоко и неоднократно упошшал - и в художественных произведениях, ив письмах/.
В первых сборниках поэта сказалось и стремление продемонстрировать незнакомые цивилизованному "европейскому" читателю ре-чевыэ средства "бытового народного колдовства" - так называл Клюев "варочные", "потайные", "отпускные" слова. Впоследствии определяя ; себя как "художника в некотором роде туземной живописи", поэт I / неизменно ориентировался на глубинные пласты народной культуры -, этим объясняется "х^стота образов", столь характерная для клюев-ских стихов. Ухе в 1914 году Клюев проводит параллель между стилем своего творчества и стилем индийских храмов} в дальнейшем, . многократно повторяя и развивая мысль о русском народном искусстве, . "в индийскую землю манящем", о "Мужицких Ведах", поэт создает ми.. фологецу "Белая Индия", Таким образом, еще до революции образ Р^си
■ в творчестве Клюева мифологизируется, бытовое вытесняется бнтий-• ным; "Индия в красном углу" становится ключом к пониманию "избяного космоса".
Прослеживая становление клюевского таланта, характеризуя 'тапы творческого пути поэта - от "натуралистического фолькло-1изма" /К.Аэадовский/ к мощному лирической эпосу, - автор дио-ертации определяет важнейшие особенности поэтики Клюева. Мифо-оэтическая основа этой поэтики явственно ощутима. Интересно роследить развитие идеи временных циклов /образ Девы Обида в тихотворении "Низкая деревенская заря"...; стихотворение "Псал-ирь царя Алексия", поэма "Погорелыцияа"/. "Ритуальная" природа люевского творчества* сказывается в широчайшем поэтическом онтрапункте /выражение нематериального, духовного, с трудом пределяемого через "плотское"; своеобразный эротизм, обилие гастрономических" определений; стремительные переходы от над-робного рыдания к гимну, от иронии к пафосу, от разоблачения к осхваленшо/. Воспринимая родную речь как таинство, мужицкую пес-я - как проявление "тайнозренья", Клюев стремится приблизить вою поэтику к некоему "храмовом/ действу", достичь синтеза зву-а, цвета, запаха, двигэния... /Если "Избяные песни" - это еще ирический древник, в каждой "главке" которого превалируют те га иные изобразительные .средства, то в "Поддонном псалме" и Зелой Индии" мобилизованы одновременно все доступные поэту сред-гва/.
И "звукоцвет", и "орнамент", понимаемый как музыка, - все го развивается в послереволюционном творчестве Клюева. Анализи-(Я, в частности, поэму "Мать-Суббота", убеждаемся в том, насколь-) неприменима к творчеству Клюева этого периода характеристика, шнзя Есениным: "застивший рисунок старообрядчества". Вихревой
Следует заметить, что и саговой- уклад жизнл Клюева, его поведение, стань одежда, "литературный этикет" клтаевсклх писем отмечены тогшм пониманием ритуата: поот стремятся свой образ превратить з "знак" крестьянской культуры.
ритм поэмы очень ощутим; он несколько сдержан и облагорожен за очег движения образа "Ангела простых человеческих дел". "Стр/е-ние" этого образа, пронизывающее все встречающееся на его пути, начинается о "заставки": каворонка, влетающего в избу. Затем образ превращается в "корабельный" - он изменяется функционально, не утрачивая своей сути, и в конце вновь является жаворонком, но теперь, замыкая круг, влетает в сердце поэта /обретая "ангели-ческое" значение?/. Автор диссертации умышленно использует здесь и в дальнейшем есенинские определения образов /"Ключи Марии"/: применительно к югаевскоаду творчеству эти определения обретают более точный смысл, нежели в есенинском изложении. Это заставляет предположить, что "Ключи Марил" гораздо более тесно связаны с творческими концепциями Клюева и его поэзией в целом, чем принято полагать,.
Революция стала для поэтов "крестьянской купницы" новым мощным стимулом к созданию символического подтекста ко всем реалиям крестьянской жизни. Революционные стихи Клюева поражают "космизмом" и одновременно конкретностью; соединением давно мицувших веков и современности /своеобразное развитие федоровской идеи "сохранения всего"?/; сочетанием политической лексики с церковной; понятий, рожденных революцией, с житийными, апокрифическими, фольклорно-обрядовыми именами и символами. Характеризуя, к примеру , книгу "Ленин", автор диссертации приходит к выводе об органичности развития теш революции и ее вовдя в творчестве Клюева. Сопоставление этой книга с другими произведениями, посвященными конкретным героям революции /напр., землякам поэта Вас.Грошникову и Мих.Мехнецону/, позволяет убедиться в этом.
Отметим своеобразие клюевского восприятия революции, его "крестьянский уклон": революция совершилась, в первую очередь, ради Деревни. Лишь отсюда, где сохранилась, память о первоначально
единстве мира, начнут своа шествие оолнценооцы, новив адамы; они сшибут заклятье с земли и встретят у "пристани-избы" "пуз преисподний: чудес сундуки, клетки с грядущим и славы тюки!" Особенно заметна своеобычность клюевских революционных стихотворений на фоне произведений пролетарских поэтов. /Интересно, что многие стихи Клюева вошли в источниковую базу исследования современного историка'/. Следует учитывать, что абсолютизация своих взглядов на искусство, распространение крестьянских "теорий" на все области жизни /нравственную, политическую, экономическую и т.д./ - это тот же "показатель упорного желания отделаться от духовной зависимости", о котором Клюев говорил Блоку применительно к сектантским движениям.
Тема Красоты как главной силы, призванной созидать новый мир, - центральная в револкциояних стихах Клюева. Образ ^лева в "Медном ките", мечта о "пролетарском Пушкине" /"Се знамение: багряная коррва",../, образы Садко и Баяна, выступающих как современники революционной эпохи /"Песнь Солнценосца"/, - вое это явилось отражением утопической веры поэта в немедленное возрождение высших духовных ценностей в освобожденном революцией народе. "Чует рабоче-крестьянская власть, что красота спасет мг.р", - заявлял поэт, перефразируя Достоевского, в одной из ста-
о
тей 1919 года . Именно идею Красоты Клюев выдвигал в качестве движущей сйлн вселенского "синтеза" - единства народов, единства науки и искусства.
* "иронец Н.И. Революционная поэзия великого Октября и гражданской войны как исторически» источник: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - К., 1989. - С.18. 2 Клюев Н. Медвекья Цифирь: Приблизит, восстановл. слово, сказ, поэтом... в Вытегор. Красноарм. клубе "Свобода" перед пьесой ""и победим"/ Публ. А.Грунтопа и С.ОубСч-тинп // День поэзии.
, 1ГЧ1. - С Л 93. . '
I - 10 -
Огромен труд поэта по освоению глубинных пластов родной культуры: не случайно "седах веков наследство" ассоциируется у него с "аддом и потом". "Знамя культуры есть знамя труда"» -сказал Н.Реред, и здесь налицо полное совладение млений художника и поэта. Клюев и Рерих единодушны и в определении различий между культурой и цивилизацией, и в восприятии образа Ивдии /"Красота живет в Индии",.. Н.Рерих/, и в глубоком осмыслении народной образности и философии... Внимание Клюева к апокрифической литературе как важному источнику народного мировоззрения, культуры и эстетики сказалось даже в первоначальном плане "Пес-
л
ноолова". Называя разделы книги "ковчежцами" , Клюев явно ориентирует читателя на апокрифический образ "ковчежца" Давида-псалмопевца /напомним, что о Клюеве-Давиде в хлыстовском корабле писал П.Оакулин, что "Псалмопевцем-Давидом" назвал поэта И.Брихничав в посвященном Клюеву стихотворении/. Стихи и поэмы, проза и публицистика, эпистолярное наследие Клюева хранят следы древних культурных традиций, творчески осваиваемых и развиваемых в продолже-. нив всей жизни поэта. Вопреки недавним.представлениям о тяготении творчества Клюева почта исключительно к религдозяому фольклору^, "диапазон" поэта и здесь достаточно широк: обращение к ма-: гаи заклинания; развитие традиции аввакумовских посланий и "прелестных*' бунташных писем; пафос "Слова" /и сам образ поэта-"пес-нстворца"/ и пафос "Моления Даниила Заточника..."/.
. Интонации инвективы и исповеди одновременно /столь харак-, терние дня Аввакума/ с годами становятся все заметнее в поэзии
' См.: Мекш Э. От замысла к воплощению /творческая история собрания сочинений Н.А,Клюева "Песнослов" / // Традиции и новаторство в советской литературе. - Рига, 1986. - С.70. 2 Причем "...даже по сравнению с таким фольклором стихи Клюева выглядят архаично..." /Выходцев П.С. русская советская поэзия и народное творчество. - М.; Л., 1963. - С.64/.
- и -
Клюева. Впервые это ощутимо сказалось б поэме "Деревня". Нельзя согласиться с С.Ю.Куняевым, который характеризует "Деревню" как "плач... и прощание о умирающим миром"; пафос поэмы - в воззвании к народной исторической памяти, и если искать литературные аналогии, то ближе всего это произведение к шевченковской лирике. Заклятье красотой и любовью, мощно прозвучавшее в финале "Деревни", неоднократно встречается в творчестве Клюева 20-30 годов. /"Стихи из колхоза", "Погорелыцана"/.
Высочайшего мастерства достигает Клюев в последнее девятилетие своей жизни. Особенно явственно проявляются в это* период образы-символы /"знаки" орнаментальной поэтики Клюева/, мифологемы, вырастающие чаще всего на основе традиций фольклорной образности /разнообразнейшая символика деревьев и птиц, "изба", "лежанка"; "земля" и "железо" - в различных конкретных воплощениях, но неизменно в рамках универсальной пространственной оппозиции} "конь", "клад", "Китоврас", "Китеж" и т.д./. Ксенофобия чужда поэту: чем ярче сияет его "славянская звезда, узорная и избяная", чем глубже усвоение классической традиции /в первую очередь пушкинской/, тем увереннее выходит он в культуру мировую. Все это привлекает к творчеству Клюева внимание крупнейших мастеров советской литературы как старшего, так и младшего поколений. /В частности, следы'творческого общения о Клюевым заметны и в поэзии Б.Пастернака, О.Мандельштама.../.
Анализ поэш "Погорелыцина", которым завершается первая глава, позволяет подытожить основные особенности клюевского образно-йоэтического мышления, поскольку и сама поэма явилась своеобразным итогом творчества поэта. Отметим некоторые из них. Это мифо-поэтическое восприятие времени, позволяющее соединять различные формы хронотопа, что обуславливает тяготение к кольцевому и многоярусному построению произведений/; тема оборотшиества;"парадигма-
тический набор повторяющихся мотивов, обеспечивающий тесную связь кавдого конкретного произведения о рядом лугих; наличие образных и мелодических "формул"; использование песенного мотива как знака человеческой судьбы; восприятие природы как "златой книги" человеческого бытия и т.д. Как убеждаемся в дальнейшем, мно-.. roe в ряду вышеперечисленных особенностей клюевского художест-♦ венного мышления может бить отнесено к новокрестьянской литературе в целом. Обращаясь к творчеству других представителей "крестьянской купницы", в том числе к поэзии Есенина, находим подтверждение этой мысли.
Во второй главе автор диссертации отмечает своеобразие и самостоятельность творческого развития С.Клычкова и А.Ширяевца, что позволяет объяснить некоторые сходные черты поэтики.Клюева и его "сопесенников" типологическим родством их образно-поэтического мышления.
При этом приходится оспаривать как некоторые давно устоявшиеся в нашем литературоведении представления /о мифологическом вначенип образов ранней лирика Клычкова; о мистическом и религиозном содержании его произведений; о романтическом характере творчества Ширяевца и отсутствии у поэта антиурбанистических мотивов/, так и недавно возникшие излишне схематичные определения i
идейного содержания кшчковской лирики, форм времени и хронотопа в романах писателя.
Неверными представляются как давние обвинения Клычкова в "патриархальщине", так я мнение о том, что в своем творчестве он ! прошел "путь... сомнений, отказа от прежних идеалов"'. Как раз цельностью, органичностью, удивительной последовательностью образного мышления отмечен творческий путь писателя. Думается, что
I Солнцева Н. О Сергее Клычкове // Клнчков С.А. Черт/хинекий бала-кирь: Романы. - М.: Советский писатель, 1988. - .С.661.
-ге-
не следует относить к "недостаткам" и ориентация Клычкова на сказ и ритмизацию прозы. Анализ романов писателя позволяет виявить многоразличные функции этого приема. С одной сторож, здесь отраде-па мифопоэтическяя модель мира /"дезбитность", свойственная сфере мифа, требует иных средств воплощения, нежели жизнь в "низком быте", не входящая в систему ценностей/'• С другой стороны, манера повествования у ЮпМюва - кллч к пониманию смысла изображаемого. В особенности заметно это на примере развития писателем теш духовных исканий русского крестьянства. Так, изображение "праведного царства" /Зазнобиного/ и "царства Сорочьего" - весе-1 лые картинка, будто в "космора)ду" раешника вставленные; и естественно воспринимается здесь раешный стих. Разительно на соответствует эта интонация той - проникновенно-лирической, серьезной, -с которой автор "Сахарного немца" говорит о "мужичьем зеленом царстве", где "каждый мужик царь, каждый цветок - королевич..." /А возникает этот образ на крап окопа, где на поникший цветок глядят мужики, превращенные в солдат/. Еще грустнее, надрывнее изображение "счастливой разголубой страны" - недаром упоминание
0 ней неизменно вызывает у Зайчика слезы: это воплощение мечты, в которой миф, сказка, песня и дорогие, знакомые приметы "милой жизни" сливаются воедино. Наконец, "заплстинное царство" - красивый эвфемизм, скрывающий имя смерти... Все эти пестрые лоскутки крестьянских социальных утопий /вызывающих у автора то беспощадную иронию, то глубокое сочувствие/ сшиты .одной золотой нитью: это тема "Ягодного Букваря" или книги "Златые Уста", сложно развиваемая в романах .Клычкова. Если говорить о мифическом времени "Сорочьего царства" /мечты, компенсирующей неудовлетворенность настоящим безвременьем/, то "златая книга" символизирует идеальное
1 См. диалог Феклуши и "всадника" в. "Чертухинском балакире".
врамя /ценностное и непрерывное/, в котором наивысшие прозрения даровались человеку в неразрывном единстве с природой'.
Юшчковская фантастика и "чертовщина", за которую беспощадно громила писателя современная ему критика, также скрывает сложные и разнообразные художественные приемы. В ее основе нередко лежит возведение конкретно-исторических и житейски-бытовых событий к мотивам и ситуациям древнерусской литературы и фольклора /прием, которым пользовались и Достоевский, и Лесков, и Мельников-Печерский/.
В ходе анализа отдельных произведений Кшчкова и Ширяевца /а также их сопоставления с произведениями Клюева/ отчетливо проявляется смысл некоторых образов и назначение художественных приемов, характерных для образно-поэтического мышления новокрестьянской литературы в целом. Особенно интересно прослеживается развитие мифологемы "Китеж", образов "древа" и "златой книги", мотива "слова алатырного", песни или пословицы как знака человеческой судьбы. Тема нерасторжимой связи с природой, "узловой завязи", о которой писал Есенин, углубляется, сочетаясь с темой "исторической памяти" народа, чьи мечты и боренья, "несгаданные сны" предков слились с "творческими снами" самой природы. "Не может быть, чтобы мои идеи Влиянья не имели на природу, - сказал "Велесов первенец Кольцов" /Н.Клюев/. В творчестве его "младших братьев" эта тема обрела очень серьезное звучание. Именно поэто-
I Такой взгляд принципиально отличается, от определения форм времени и хронотопа в клнчковской прозе ЗЛ.Селицкой /См.: Сели-цкая З.Я. Реальное, историческое и мифическое время - пространство художественного дара романа С.А.Клычкова "Чертухинский балакирь" // Пространство и время в литературе и искусстве; Метод, -птериалн по теории лит. / Даугавпил. пед. ин-т. Даугав-пилс, 1„В4. - С.69-70.
му клнчковское определение "призрачная ^усь" наполнено глубоким и отнюдь не сказочным смыслом. /Иначе отчего сказано, что она "пылает"?!/. У Чехова Петя Трофимов, призывая посадить "новый сад", говорил о том, что с каждого листика усадебных садов на потомков душевладельцев смотрят лица крепостных... Спустя десятилетия потомок крепостных Сергей Клычков в каждом листике-родных лесов увидел своих предков, в сплетении веток и трав - их думы и "несгаданные сны", в речном плеске услышал могучие всплески истории своего края. А потомок крепостных Александр Ширяевец так заявил о себе: "...я у песен тоже крепостной!" Пламенные строки "Мужихослова" также были продиктованы "призрачной Русью", пылающей, бьющей в набат среда тишины и покоя летней ночи. Н Николай Клюев в "Песни о Великой Матери" писал о природе своего поэтического вдохновения: "Эти хусли - глубь Онега".., Историческую память, представления о "большом доме" и "большом опыте" у новокрестьянских писателей питали разные источники, но единым было их стремление заполнить в книге русской культуры страницу "мужикослова", поведать о том, что помогало сохранить "в рабстве спасенное сердце свободное"... /Н.А.Некрасов/.
Подобное отношение к Земле как "кладовой" исторической памяти частично объясняет и неприятие новокрестьянскими писателями Города /проблема "Город-Деревня-Поэзия" особенно полно пред/
ставлена именно в творчестве Ширяевца/. Песенность лирики, ориентация на этические а эстетические ценности, созданные народом; утверждение искусства, опирающегося на традиции отечественной культуры, вырастающего из недр Земли, попытки творчески освоить художественное мышление фольклора; неприятие Города, порождающего, по убеждению новокрестьян, уродливые, противоестественные формы жизни, которые отравляют искусство, - эти основные устремления "купницы" также ярко воплощены в творчестве Ширяевца,
несмотря ни оторванность поэта от русской литературной жизни.
Заметно в творчестве новокрестьян их стремление максимально широко представить национальный характер. Сложность выявления типологических аналогий и литературных /шире - культурных/ овязей ори изучении этого вопроса усугубляется следующим обстоятельством, Представленные наш писатели соотносили как свое творчество с • творчеством предшественников» так и самих себя о теми персонажами русской классики, в которых воплотились живые черты народной жиз-ня е национального характера /это, в частности, отражено в клюев-оких письмах: характеризуя свою жизнеедую драму, он обращается к героям Мельннкова-Оечерского; о поэме "Погорелыцива" пишет, что "сгорал на ней" подобно своему "прадеду Аввакуму..."/. Черты преемственности своего творческого и личностного облика по отношению к Аввакуму Петрову в Андрее Денисову /Клюев/, Кольцову /Ширяевец/ новокрзстьяне постоянно выделяют и акцентируют. Если у Клюева в Ширяевца лирические герои проявляют и удаль, я смирение, подвижничество и бунт, глубокое раздумье и стихийное действие, - то в лирике Клычкова заметно стремление максимально проявить одну гран национального характера, - вернее, представить одно из его воплощений. Это тш, сочетающий страстность и порывистость с мечтатель костью а задумчивостью, упорство в непреклонность - с нежностью и
I
мягкостью характера. Люди такого склада в народе чаще всего воспринимались как "чудаки" и "чужака" /такими же предстают в родной среде герои поэзии н прозы Клычкова/. По-разному запечатленный в литералуро и в изобразительном искусстве, этот народный тип ассоциируется а с Яшкой Турком, а с Касьяном с Красивой Мечи у Тургенева; с Иваном Флягиныы у Лескова и с несколько иной разновидностью "очарованного странника" на'картине Н.Ге "Созерцатель"; на' конец, с полотнами М.Нестерова... Нравственный максимализм, ощуще ние своего единства с природой, тихая сосредоточенность и "увлека
тельно-беспечная, грустная скорбь" /И.С.Тургенов/ - таковы наиболее характерные черты подобного типа. Говоря другими словами, это одно из воплощений народного поэтического и философского осмысления жизни в реальном герое.
В заключении, основываясь на вышеизложенных положениях работы и некоторых других наблюдениях, автор приходит к следующим выводам.
1. Творчество яовокрестьянских писателей вобрало в себя и художественно воплотило огромный культурный и социально-исторический опыт русской деревни. Этим опытом определена эстетические и философские взгляды, этические концепции писателей. Деятельность представителей "крестьянской купницы" - явление чрезвычайно интересное, поскольку в их лице впервые "художественное народознание" стало, в первую очередь, актом творческого самосознания.
2. Неприятие Города было одной из давних традиций крестьянской поэзии. То, что в XX веке /и особенно после Октября/ это приняло столь резкие и масштабные формы, объясняется целым рядом причин. Тем не менее, важно отметить, что к пролетарским поэтам новокрестьянские писатели первоначально относились как к единомышленникам, а впоследствии, отстаивая права природы и человеческой личности в поэзии, защищая тему Деревни и образ отечественной культуры, оказали несомненное воздействие на многих своих''современников.
3. Сопоставление творчества Клюева, Клычкова и Ширяевца позволяет обнаружить общие теш, мотивы и образы, восходящие либо к устно-поэтической традиции, либо к религиозно^ эпосу /апокрифы/, к народным социальным утопиям.
4. Мифологическая основа образногб мышления явственно ощутима в творюстве представленных писателей /тяготение к обрядовой поэзии, к слову, равноценному делу, т.е., равнозначному слову мифа;
мифопоэтический взгляд на пространство и время: совмещение синхронического и диахронического аспектов, идея временных циклов» взаимозависимость "верхних" и "нижних" ярусов мироздания /отражение представлений о "мировом древе"/; наличиеимифологем ключевого значений и т.п. Воспринятые "из первых рук" народное миропонимание, философия крестьянской жизни, фольклорная образность -все это в творчестве новокрестьянских писателей стало прочным основанием нового образно-поэтического мышления /своеобразное "мифотворчеотво", распространение законов народного орнамента на литературу, освоение в поэзии принципов древнерусского изобразительного искусства и т.д./.
6. Анализ произведений представленных в диссертации писателей свидетельствуетчо несомненном сходстве образно-поэтического мышления С.Есенина и его старших собратьев по "купнице".
7. "Ангропный принцип", лежащий в основе понимания "ново-крестьянами" природы, позволил им обнажить "узловую завязь" природа и человека, разработав на этой основе важнейшие этические
и философские проблемы.
8. Широко и многогранно представляя национальный характер, новокрестьянская литература обращена к проблеме национальных идеалов и высших ценностей человеческого бытия /отметим, в частности, своеобразие представлений об "идеальной жизни" и "идеальной смерти"/. Каждый по-своему, писатели-"новокресгьяне" проявили себя как борцы за духовное, пробувдени'е народа /что и должно было, по их убеждению, явиться неизбежным следствием революции/.
,9. Почуяв опасность "оборванной нити" задолго до реального крушения крестьянского уклада жизни и крестьянской культуры, разделив с родной деревней ее судьбу, новокрестьянские писатели стремились увековечить в слове, в образе и сохранить для будущего "самоцветную кровь" народного творчества, мир сложних духовных
исканий русского крестьянства.
Кроме вышеперечисленных выводов, в заключительпой части диссертации содержится перечень наиболее интереоных, на взгляд автора, вопросов, связанных о новокрестьянокой литературой, которые могут представлять интерес не только для литературоведов, но также для историков и искусствоведов. Даны также некоторые конкретные примеры комментариев к отдельным произведениям /с учетом проделанной диссертантом работы/.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Киселева Д.А. Отражение Октября в поэзии Н.А.Клювва // В1сн. Ки1вс. ун-ту. Укр. ф!лолог!я. 1981. Вип.23. Л1тературознав-ство. Мовоэнавство. - С.48-61.
2. Киселева Д.А. К творческой биографии А.Ширяевца // Вопр. руо. лит. Львов. 1984. Вып.2. - С.9-15. .
3. Киселева Л.А. Александр Ширяевец. Штрихи к творческому портрету // В1сн. Ки1вс. ун-ту. Укр. ф!лолог!я. 1985. Вип.27. Л1те-ратурознавство, Моврзнавство. - С.52-58.
4. Киселева Д.А. Поэма "Погорвлыцина" в контексте образно-поэтического мышления Н.А.Клюева" /Ь печати/. I п.л.