автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Головач, Кристина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова"

005015268

На правах рукописи

ГОЛОВАЧ КРИСТИНА ЮРЬЕВНА

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЛЮБВИ В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ КАРТИНАХ МИРА А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Специальность 10.02.01 - Русский язык

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 2 мао 2012

Архангельск 2012

005015268

Диссертация выполнена на кафедре общего языкознания и славянских языков ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

член-корр. САН ВШ, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и славянских языков ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», заведующий кафедрой Пименова Марина Владимировна

доктор филологических наук, профессор кафедры исторического языкознания ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского», заведующий кафедрой Рогожиикова Татьяна Павловна

доктор филологических паук, профессор кафедры русского языка ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный упиверситет имени М. В. Ломоносова», заведующий кафедрой Лошаков Александр Геннадьевич

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Защита состоится 23 марта 2012 года в 10.00 часов па заседании диссертационного совета ДМ 212.008.07 по защите кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» по адресу: 164520 Архангельская обл., г.Северодвинск, ул. Торцева 6, ауд. 21.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

Автореферат разослан «Дфевраля 2012 года.

Паучный руководитель:

Официальные оппопенты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, профессор

Э. Я. Фесенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Настоящая диссертационная работа выполнена в русле Кемеровской школы концептуальных исследований и посвящена выявлению особенностей концептуализации любви в произведениях классиков русской литературы XIX века А. С. Пушкина и М. 10. Лермонтова.

Сфера научных интересов современных лингвистов-когнитологов весьма разнообразна. Развитие когнитивной науки привело к пониманию необходимости анализа отдельных фрагментов действительности - концептов. В задачи лингвистики стало входить как изучение когнитивных структур, так и разработка методик описания концептов. В настоящее время исследовательский интерес чаще направлен на рассмотрение признаковой природы эмотивных концептов, имеющих непосредственное отношение к внутреннему миру личности, таких как любовь (Воркачев 2003, 2007), страсть (Валиулина 2006), восторг (Заворина, 2010), страдание (Безруков 2007), счастье (Воркачев 2004), гнев (Ахмерова 2011), скука (Сороченко 2003). Немало трудов посвящено сравнительно-сопоставительному анализу концептов-чувств и концептов-эмоций; в их числе исследования любви и ненависти (Балашова 2004, Евдокимова 2011), любви и счастья (Воркачев 2003), счастья и несчастья (Русакова 2007), счастья и блаженства (Михайленко 2006).

Объектом анализа выступает ключевой культурный копцепт любовь. «Ключевые концепты культуры занимают важное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование считается чрезвычайно актуальной проблемой» (Бушакова, Буянова 2005: 105). Материалом исследования послужили выявленные в картинах мира поэтов конструкции с лексемами любовь, любить и с производными от данных лексем словами любимый, любовный, любящий и т.д. В процессе работы было найдено и проанализировало 1232 таких конструкций. Общее количество примеров в произведениях А. С. Пушкина составило 582, в произведениях М. Ю. Лермонтова - 650.

Предметом анализа является вербальное воплощение концепта любовь в художественных текстах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: способы и средства, объективирующие признаки концепта (лексемы различной частеречной принадлежности, синтаксические конструкции, фразеологические обороты, метафора, метонимия, синонимы).

Цель диссертационного сочинения состоит в выявлении особенностей концептуализации любви в идиостилях поэтов путем проведения сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных структур. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) анализ групп признаков, формирующих структуры концепта любовь: мотивирующих, понятийных, индивидуально-авторских понятийных, образных, ценностно-оценочных, символических;

2) определение общекультурного и собственно-авторского смыслового содержания имени концепта;

3) описание сценариев исследуемого концепта;

4) рассмотрение возможных способов вербального представления концепта любовь в произведениях поэтов;

5) построение сводных таблиц, отражающих частотность проявления концептуальных признаков в художественных текстах авторов.

Концепт любовь нередко является объектом исследований начинающих лингвистов, а также современных российских ученых, в частности С. Г. Ворка-чева, работы которого «Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели)» и «Любовь как лин-гвокультурный концепт» широко известны. Любовь уже описывалась в ряде кандидатских диссертаций (Буянова 2003, Вильмс 1997, Иванова 2006, Кака-бадзе 1986, Каштанова 1997, Широкова 2006), монографий (Воркачев 2003, 2007, Макарова 2001, Шевченко 1998, Яновская 1998) и статей (Колесов 1987, Кузнецова 1998, Макарова 2004, Новоставская 2003, Пименов 2006, Рыжков 2004, Сергеева 1996). Тем не менее, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных анализу концепта любовь, данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в современную когнитивную науку. Актуальность его обусловлена возросшим вниманием лингвистов к изучению специфики идиостилей отдельных писателей, в особенности, классиков русской литературы, осмыслением ключевого концепта любовь в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В сравнительно-сопоставительном аспекте на материале текстов двух выдающихся авторов литературы XIX века подобные исследования ранее не проводились. Предполагается, что результаты диссертационного сочииения могут дополнить уже существующие труды по когнитивной лингвистике новыми сведениями.

Теоретическую базу работы составили фундаментальные языковедческие труды, посвященные актуальным проблемам ключевых культурных концептов (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, М. В. Пименова, Г. Г. Слышкин, В. И. Теркулов), вопросам соотношения языковой, концептуальной и авторской картин мира (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, А. Вежбицкая, А. А. Камалова, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, В. А. Маслова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. С. Степанов, В. Н. Телия), исследованию средств объективации концептов: метафоры, метафорического и метонимического моделирования и др. (Е. А. Пименов, М. В. Пименова, Т. В. Симашко, А. П. Чудинов), изучению внутренней формы слова (труды А. А. Потебни).

Научная новизна работы определяется проведением сравнительно-сопоставительного анализа особенностей концептуализации любви в индивиду-апьно-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; интегра-тивным описанием групп признаков исследуемого концепта, в соответствии с методикой, разработанной Кемеровской школой концептуальных исследований во главе с проф. М. В. Пименовой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмотивный концепт любовь в идиостилях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова имеет сложные структуры, представленные мотивирующими, понятийными, индивидуально-авторскими понятийными, образными, ценностно-оценочными и символическими признаками. Указанные группы признаков по своему составу в произведениях поэтов совпадают лишь частично.

2. Сложность структур исследуемого концепта объясняется разнообразием используемых авторами способов его языковой объективации: метафоры, метонимии, синонимов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, лексем различной частеречной принадлежности.

3. В произведениях поэтов выявлены индивидуально-авторские особенности концептуализации любви: для А. С. Пушкина наиболее значима группа образных признаков, что подтверждает присущая любовной лирике поэта метафоричность (метафора здесь выступает важнейшим способом объективации концепта); для М. Ю. Лермонтова в большей степени свойственен сценарий, о чем свидетельствует высокая частотность примеров со словами-репрезентантами лексем любовь и любить {любимый, любящий, любовный и т. д.).

4. Анализируемый концепт любовь может быть рассмотрен в двух ракурсах: с одной стороны - это общенациональный ключевой эмотивный концепт, в структуре которого отражены актуальные для большинства носителей языкового сознания понятийные признаки, с другой стороны - данный концепт справедливо можно назвать художественным, так как, помимо общенационального, его содержание наполнено собственно-авторскими смыслами, образами, оценками, ценностями, символикой.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: на примере произведений творческих языковых личностей проведен комплексный концептуальный анализ ключевого культурного концепта - любви, результаты которого позволили расширить общее культурологическое представление о названном концепте и выявить сто особые дополнительные смыслы, образы, оценки и символы.

Практическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного сочинения могут быть использованы при чтении спецкурсов по лингвистике, а также в дальнейших концептуальных исследованиях: при написании курсовых, дипломных работ, словарей концептов, посвященных анализу концептуальных структур в картинах мира других писателей.

Основными методами работы являются: метод контекстуального анализа (анализируются контексты с лексемой любовь и словами, производными от нее); описательный метод, состоящий в обобщении полученных данных; количественный прием статистического метода, позволяющий представить собранный материал в процентном соотношении.

Апробация работы. Основные положения диссертационного сочинения ежегодно представлялись в форме тезисов, статей и докладов на конференциях различного уровня, а также на научных семинарах и на заседаниях кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета. По теме исследования было опубликовано 19 научных работ в городах Кемерово, Новосибирск, Армавир, Горно-Алтайск, Санкт-Петербург, Севастополь, из них 3 публикации в ведущих рецензируемых изданиях в городах Пятигорск, Чита, Челябинск.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, включающего 154 источника, списка словарей и энциклопедий и их сокращений (24 источ-

ника), двух приложений. Общий объем работы составляет 184 страницы печатного текста.

Во введении заявлены объект и предмет исследования, цель и задачи, решение которых способствует ее достижению, приведены положения, выносимые на защиту, обоснованы актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указаны материал и методы анализа, сведения об апробации работы.

В первой главе «Теоретические аспекты концептуальных исследований» освящаются вопросы об определении концепта, о соотношении понятий языковая, концептуальная, авторская картины мира и некоторые другие, актуальные для современной когнитивной науки проблемы, предлагаются возможные пути их решения. Здесь же приводится описание существующих способов вербального представления концептов, относящихся к чувственной сфере личности.

Во второй главе «Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова» анализируются группы признаков исследуемого концепта: мотивирующие, понятийные, индивидуально-авторские понятийные, образные, ценностно-оценочные, символические, объективируемые различными языковыми средствами. Особое внимание уделяется рассмотрению концептуального сценария. «Под сценарием понимается событие, разворачивающееся во времени и/ или пространстве, предполагающее наличие субъекта, объекта, цели, условий возникновения, времени и места действия. Такое событие обусловлено конкретными причинами, послужившими его появлению» (Пименова 2005: 139).

В заключении в обобщенном виде приводятся результаты проделанной работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Приложения к диссертации отражают количественную представленность групп признаков в структурах концепта любовь в произведениях авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Разделы первой главы «Теоретические аспекты концептуальных исследований» представляют собой результат обзора научной литературы, посвященной важнейшим вопросам когнитивной лингвистики. На сегодняшний день проблема стабилизации и унификации лингвокогнитивной терминологии не потеряла своей актуальности. Несмотря на поиск всевозможных путей ее решения, спорными продолжают оставаться вопросы, касающиеся определения смыслового содержания терминов «концепт», «картина мира», «концептуальная картина мира», «языковая картина мира», «концептуальный анализ», «внутренняя форма» и т. д. Не существует и единой методики концептуального анализа, что объясняется наличием в городах нашей страны лингвистических школ, предлагающих собственные методы описания концептуальных структур и вкладывающих разные смыслы в понятие концепта - базового понятия когнитивной лингвистики. Сейчас активно ведут свою работу научные когнитивные школы Москвы, Иркутска, Воронежа, Волгограда, Тамбова и Кемерово. Дисосртационное исследование построено по методике Кемеровской школы концептуальных исследований во главе с проф. М. В. Пименовой. Специфика

методики состоит в рассмотрении признаковой природы концептов, в то время как представители других школ выступают за многослойное либо полевое описание концептуальной структуры. Лингвисты г. Кемерово за основу берут понимание концепта как «национального ментального образа, идеи, имеющей сложную структуру представления, реализуемую различными языковыми средствами» (Пимепова 2002: 100). Данное определение используется нами в качестве рабочего. Под структурой концепта в рамках данной школы подразумевается «совокупность обобщенных признаков и групп признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента мира» (Пименова 2005: 8).

Вторая глава «Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова» посвящена описанию групп признаков, формирующих структуры исследуемого концепта в произведениях классиков.

Мотивирующим называется признак, положенный в основу номинации, это так называемая этимология слова, его внутренняя форма. По мнению Н. А. Красавского, «этимологические данные обнажают сам механизм формирования концепта, а применение метода этимологического анализа приоткрывает занавес тайны первых шагов его жизни...» (Красавский 2001: 21). Анализ внутренней формы имени концепта показал, что часть его мотивирующих признаков с течением времени перешла в разряд понятийных, среди которых признаки 'страсть', 'привязанность', 'склонность', 'пристрастие'. В настоящий момент данные составляющие лексемы любовь приводятся в качестве актуальных значений в толковых и энциклопедических словарях русского языка. Другая часть мотивирующих признаков, существуя в сознании носителей культуры, может воспроизводиться в виде метафорических сочетаний: признаки 'желание' (н-р, Томлюсь желаньями любви. А. С. Пушкин. Руслан и Людмила), 'надежда' (н-р, И этот день, как лёгкий дым, Надежду и любовь унёс. М. Ю. Лермонтов. Песнь Ннгелот), 'вера' (н-р, Полон верой и любовью...А.. С. Пушкин. Жил на свете рыцарь бедный), 'хвалебная песнь', 'слово'. К числу утраченных признаков относятся следующие: 'супруга', 'обручение', 'сватовство/ сговор' и т. д. Общее количество мотивирующих признаков, выявленных в идиостиле А. С. Пушкина, составляет 6,8%, что в два раза превышает их количественный состав в идиостиле М. Ю. Лермонтова - 3,4%.

Значимым в структурах исследуемого концепта является понятийный компонент. Обзор словарных статей позволил выявить множество признаков, представляющих понятийную основу лексемы любовь. Актуальными на сегодняшний день является только несколько из них: 'чувство', 'глубокая, сердечная, искренняя привязанность', 'внутреннее стремление/ тяготение/ склонность/ влечение к ч.-л.'; 'расположение/ симпатия к к.-л.', а также признаки 'любовные отношения', 'половое влечение' и 'человек, к которому испытывают чувство'. Для М. 10. Лермонтова первичным является понимание любви как чувства (Н-р, Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? М. Ю. Лермонтов.). Признак 'чувство' в количественном отношении значительно превышает все ос-

тальные признаки, в связи с чем его можно считать доминирующим - 3,6%. В картине мира А. С. Пушкина сложно выделить какой-либо один доминирующий понятийный признак, а потому в качестве таковых отмечено несколько: 'страсть'- 1,1% (н-р, Ах, если мученик любви, страдает страстью безнадежно. А. С. Пушкин. Руслан и Людмила), 'чувство — 1,1% («Если когда-нибудь, - сказал он, сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги...» А. С. Пушкин. Пиковая дама), 'предмет л. (тот, кого к.-н. любит)/ человек, к которому испытывают чувство' - 0,9% (н-р, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви. А. С. Пушкин. Городок), 'влечение/ предпочтение/ склонность к ч.-л./ увлеченность ч.-л./ пристрастие/ вкус к ч.-л.' - 0,7% {...Любовь к родному пе-пелии^у, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам»). Вместе с тем, общая количественная представленность понятийных признаков в произведениях М. Ю. Лермонтова будет вьпне, чем в произведениях А. С. Пушкина - 9,4% и 7,6% соответственно.

«Концепт предстает в своих ипостасях как образ, знак и символ» (Коле-сов 2002: 43). Образные признаки в процентном соотношении значительно превышают все остальные группы: 39,2% у А. С. Пушкина и 33,9% у М. Ю. Лермонтова, из них 23,4% и 16,3% - это признаки живой природы. Подсчет собранного материала показал, что большую часть образных признаков живой природы составляют антропоморфные - 15,7% и 14,9%, когда любовь персонифицируется и тем самым уподобляется человеку (н-р, по признаку 'характера': Уж то-то крови будет течь, Уж то-то жертв любви_ревиивой! А. С. Пушкин. Руслан и Людмила; Любовь хитрей, чем ревность или злоба. М. Ю. Лермонтов. Аул Бастунджи). Вторыми по степени частотности здесь выступают витальные признаки - 7,2% и 3,6%, при этом происходит отождествление любви с живым существом (н-р, по признакам 'рождения' и 'смерти': За что она любила его? Пытливый глупец! Молчи: Разве по воле человека рождается любовь? М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени; И всё умрет со мной... И ты, и ты, любовь!... А. С. Пушкин. Война). Зооморфные и вегетативные признаки вербализованы небольшим количеством примеров - 1,1%/0,6% и 0,4%/ 1,0 % соответственно. Зооморфизм любви у А. С. Пушкина выражен ее орнитологическими признаками, то есть признаками птиц (н-р, признаки 'полет'/ 'крылатость': Златые крылья развивая... Любовь явилась... И полетела предо мной. А. С. Пушкин. Наслажденье); у М. Ю. Лермонтова зооморфизм любви может проявляться в анималистическом признаке 'дикость' (Любовь дика..М. Ю. Лермонтов. Песнь Ингелот).

В группе образных признаков неживой природы в произведениях обоих авторов частотны признаки стихии «огонь» — 4,6% у А. С. Пушкина и 3,4% у М. Ю. Лермонтова (н-р, Любовь, как огонь, гаснет. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени; Ив дар послал огонь любви... А. С. Пушкин. «Любовь - одна веселье жизни хладной»). Признаки стихий 'земля', 'вода' и 'воздух' представлены единичными случаями индивидуально-авторского восприятия и являются менее частотными (н-р, признаки 'живительной силы воды' и 'живительного свойства воздуха': ...чаши осушайте, в Любви ...Как прежде утопайте. М. Ю. Лермонтов. Веселый час; Нам жизни чаша подана! ...Мы пьем ...любовь... А. С. Пушкин. «Нет, нет, напрасны ваши пени...»; В последний раз любовию вздохнуть... А. С. Пушкин.

Князю А. М. Горчакову; «Душа телесна!» - ты всех уверяешь смело; Я соглашусь, любовию дыша..М. Ю. Лермонтов. Мадригал). Для М. Ю. Лермонтова актуален признак стихии «земля» 'закоренелость' (н-р, Но я в любви моей закоренел, М. Ю. Лермонтов. К другу). Признаки времени у любви в большей степени значимы для А. С. Пушкина - 3,9% (н-р, Любовь дарит один лишь миг отрадный. А горестям не виден и конец. А. С. Пушкин. «Любовь одна - веселье жизни хладной»). В произведениях М. Ю, Лермонтова количество временных признаков составляет всего 1,5% (н-р, Умен, кто отдал дни свои любви. М. Ю. Лермонтов. Булевар). Этому автору свойственно описание пространства для любви - 6,3% (н-р, 'мировое пространство': Спасенья нет..любовь везде! Повсюду! М. Ю. Лермонтов. Аул Бастунджи; 'пространство человеческого тела': ...тщетно в нас жила любовь. М. Ю. Лермонтов. Ночь). В идиостиле А. С. Пушкина число пространственных признаков в два раза меньше - 3,0% (н-р, 'мировое пространство':...душа ...уносит...любовь в пучины бесконечны... A.C. Пушкин. «Надеждой сладостной младенчески дыша»), В незначительном числе примеров наблюдается актуализация признаков вещества и пищи - 0,6%/0,6% и 1,0%/1,0% соответственно (н-р, признак вещества 'температура': кипящая любовь... А. С. Пушкин. Пир во время чумы; Любовь...течет огнем, клокочет и кипит. М. Ю. Лермонтов. Сашка; н-р, 'любовь - пища для сердца': ...обретает сердце пищу-Любовь... А. С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам»; ...любовь Питала сердце мне!.. М. Ю. Лермонтов. Цевница). Общая представленность признаков неживой природы в структурах концепта в произведениях А. С. Пушкина составляет 15,8%, в произведениях М. Ю. Лермонтова - 17,6%.

Одним из основных способов языковой объективации концептов, относящихся к сфере внутренней жизни личности, выступает метафора. Комплексный анализ признаков, представляющих образный компонент в структурах концепта любовь, позволил описать следующие характерные для А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова метафорические модели:

1) любовь - стихия (6,5% и 5,0%);

2) любовь - вещество (0,6 % и 1,0%);

3) любовь - еда/ пища (0,6% и 1,0%);

4) любовь - растение (0,6 % и 1,0%);

5) любовь - живое существо (7,2% и 3,6%);

6) любовь - животное/ птица (1,1 % и 0,4%);

7) любовь - человек (15,7% и 14,1%);

8) любовь—пространство (3,0% и 6,3%);

9) любовь-промежуток времени (3,9% и 1,5%).

В группе символических признаков были отмечены совпадения в понимании символики любви творческими языковыми личностями. Так, для обоих авторов значим орнитологический символ 'птица-голубь'. При этом в идиостиле А. С. Пушкина голубь символизирует пламенную любовь между мужчиной и женщиной, в то время как в идиостиле М. Ю. Лермонтова голубь является символом любви чистой, непорочной (н-р, "Ты сердцу мил!" -1 пастушка повторила, И их сердца огнем любви зажглись, "Беги, беги!" — Рассудок ей твердил, А плут Эрот: "Останься!" - говорил. Осталася — и трепетной рукою Взял

руку ей счастливый пастушок. "Взгляни, - сказал, - с подругой голубок Там обнялись под тенью лип густою!" "Беги! беги!" - Рассудок повторил, "Учись от них!" - Эрот ей говорил. А. С. Пушкин. Рассудок и любовь; Моя любовь, чиста как голубь...М. Ю. Лермонтов. Азраил). Данный символ представлен единичными случаями индивидуально-авторского восприятия - 0,4% у А. С. Пушкина и 0,2% у М. Ю. Лермонтова.

При описании символических признаков концепта выявлено обращение авторов к библейской и мифологической тематике. Символом любви в их произведениях может служить атрибут христианского Бога - священный крест (н-р, Пречистой девы кроткий лик И крест, любви символ священный, Грузинка, все в душе твоей Родное что-то пробудило ...к. С. Пушкин. Бахчисарайский фонтан; Я прикажу, кончая дни мои, Отнесть свой труп в пустыню, и высокий Курган над ним насыпать, и любви Символ ненарушимый - одинокий Поставить крест..М. Ю. Лермонтов. Демон). В идиостилях поэтов также встречается упоминание о древнеримском боге Амуре, атрибутом которого выступают лук и стрелы. Общим для А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова является понимание Бога как высшей субстанции, символизирующей любовь. Для обоих поэтов актуальна теоморфная концептуальная модель «любовь - Бог» (н-р,...любовь, богиня юных дней... М. Ю. Лермонтов. 1831-го июня 11 дня; Любовь, любовь, Внемли моленья: Пошли мне вновь Свои виденья...А. С. Пушкин. Пробуждение). При этом реализация данной модели в большей степени характерна для произведений А. С. Пушкина - 3,8%, в произведениях М. Ю. Лермонтова число примеров, представляющих Бога как символа любви, в два раза меньше - всего 1,8%.

Еще одним символом любви в картинах мира авторов выступает Логос -слово устное и письменное. Количественная представленность признаков Логоса в идиостиле А. С. Пушкина составляет 6,4%, что почти в четыре раза превышает численность этих же признаков в идиостиле М. Ю. Лермонтова - 1,7%. Достаточно частотными признаками Логоса в произведениях А, С. Пушкина выступают признаки 'слова устного' - 'песня', 'содержание песни', 'предмет воспевания' - 2,6% (н-р, Он пел любовь, ...И песнь его была ясна. А. С. Пушкин. Евгений Онегин). На втором месте по частотности стоит признак 'содержание речей' - 1,9 % (н-р, И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю. А. С. Пушкин. «Когда в объятия мои...»). У М.Ю. Лермонтова этот признак является самым частотным - 0,7% (н-р,. ...речи, Исполненные...любви... ты слышишь... М. Ю.Лермонтов. Черкесская песня), в то время как остальные признаки представлены либо единичными случаями индивидуально-авторского восприятия, либо не представлены вообще. Признаки 'записанного слова' составляют 1,0% у А. С. Пушкина и 0,2% у М. Ю. Лермонтова, в связи с чем сложно говорить об их актуальности.

Таким образом, для обоих авторов значимы следующие символы любви -'птица-голубь', 'священный крест', 'Бог' и 'Логос'. При этом количественная реализация символических признаков исследуемого концепта в произведениях А. С. Пушкина значительно выше, чем в произведениях М. Ю. Лермонтова -10,6% и 3,8% соответственно.

Ценностно-оценочный компонент в структурах концепта любовь в идио-стилях поэтов вербализован признаками оценок, ценностей и имущества.

Анализ оценочных признаков позволил выявить следующие актуальные для А. С. Пушкина и М. 10. Лермонтова оценки любви: этические ('чистая', 'невинная'), сенсорно-вкусовые ('сладость', 'горечь"), эстетические ('красота', 'очарование', 'стыд'), рационалистические ('напрасная'). Полное совпадение наблюдается только в группе этических оценок: для обоих авторов любовь чиста и невинна (н-р, Любовь невинная... М. Ю. Лермонтов. Элегия; Она мне возвратила вновь И мир, и чистую любовь. А. С. Пушкин. Полтава). В картине мира А. С. Пушкина она очаровывает своей красотой, вызывает стыд и может являться напрасной. Для М. Ю. Лермонтова актуален признак 'стыда'. Последнему автору свойственно оценивать любовь в нравственных категориях добра и зла, что не характерно для А. С. Пушкина. В количественном отношении признаки оценок в произведениях авторов отличаются незначительно - 2,0% у А. С. Пушкина и 1,5% у М. Ю. Лермонтова.

Анализ признаков ценности подтвердил положение о «телеономности» исследуемого концепта, высказанное С. Г. Воркачевым. В произведениях обоих поэтов любовь является жизненной ценностью (сокровищем) (и-р, Одно сокровище... любовь. А. С. Пушкин. Полтава; Любовь младых, прелестных женских глаз, По редкости, сокровище для нас...Мы день и ночь должны его хранить. М. Ю. Лермонтов. Джюлио). Для А. С. Пушкина значимо понимание любви как смысла жизни {Душа твоя жива ...для любви. А. С. Пушкин. «Умолкну скоро я»). Общая представленность ценностных признаков в картине мира этого автора -1,1%, что почти в два раза выше, чем в картине мира М. Ю. Лермонтова - 0,6%.

Выявленные в структурах концепта признаки имущества позволяют охарактеризовать любовь как товар: покупаемый, продаваемый, отдаваемый даром (н-р, Кто к торгу страстному приступит? Свою любовь я продаю. А. С. Пушкин. Клеопатра). В текстах М. Ю. Лермонтова проявляются также признаки 'пропажи/ потери' любви (н-р,...потерял ...любовь навеки...М. Ю. Лермонтов. Видение). Общее число имущественных признаков в идиостиле последнего автора составляет 1,1%, в идиостиле А. С. Пушкина - 1,4%.

В целом же существенных количественных расхождений в вербализации ценностно-оценочных признаков в произведениях поэтов не наблюдается -4,2% у А. С. Пушкина, 3,5% у М. Ю. Лермонтова.

Приведенные выше статистические данные подтверждают факт частичного количественного совпадения признаков в группах, формирующих структуры концепта любовь в картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Таким образом, первое из выносимых на защиту положений, можно считать доказанным: структуры исследуемого концепта в идиостилях поэтов действительно сложны, так как представлены шестью группами признаков (мотивирующими, понятийными, индивидуально-авторскими понятийными, образными, ценностно-оценочными и символическими), при этом признаки данных групп отличны по своему количественному наполнению и смысловому содержанию.

Из первого положения выводимы доказательства второго. Каждая группа признаков имеет собственные способы языковой объективации. Большая часть

мотивирующих и индивидуально-авторских понятийных признаков лексемы любовь объективирована посредством контекстуальных синонимов и лексем различной частеречной принадлежности (н-р, мотив, пр. Полон верой и любовью, Верен набожной мечте..Л. С. Пушкин. Жил на свете рыцарь бедный; И этот день, как лёгкий дым, Надежду и любовь унёс. М. Ю. Лермонтов. Песнь Ингелот; инд.-авт. понят, признаки: Где муки? Где любовь? А. С. Пушкин. «Под небом голубым страны моей родной»; О, сколько мук! Любовь, и стыд, и нищета! М. Ю. Лермонтов. Преступник). Реже встречаемым, но не менее значимым способом объективации является сравнительный оборот (н-р, мотив, пр.:...дружбаруку подала, Она, любви подобно милой, В одной лишь нежности была. А. С. Пушкин. Стансы (Из Вольтера); инд.-авт. понят.: Любовь не красит жизнь мою, Она как чумное пятно На сердг!е..М. Ю. Лермонтов. «Ужасная судьба отца и сына). При описании понятийных признаков авторам свойственно обращаться к общеязыковым синонимам (примеры вербализации признака страсть), к синтаксическим конструкциям - словосочетаниям и предложениям и к лексемам различной частеречной принадлежности. Присущая любовной лирике поэтов образность позволила выявить множество метафорических сочетаний, объективирующих концепт любовь, и назвать метафору одним из основных способов его языковой репрезентации (см. § 3. Образные признаки концепта любовь). Каждый поэт, являясь творчески мыслящей языковой личностью, способен умело оперировать средствами языка и использовать особые собственно-авторские способы приращения смысла к содержанию имени концепта. У А. С. Пушкина в качестве таковых выступают фразеологические обороты гореть желанием, умереть от любви (при вербализации мотивирующих и индивидуально-авторских понятийных признаков) и метонимия (при вербализации признаков Логоса). В произведениях М. Ю. Лермонтова широко распространенным является обращение к таким словам-репрезентантам концепта любовь, как глагол любить и производные от него лексемы: любимый, любящий, влюбленный и т. д., благодаря которым реализуются различные сценарии. Например, сценарий субъекта: Этот человек любит меня, но я замужем... М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени; сценарий объекта:...я никогда не делался рабом любимой женщины. М. 10. Лермонтов. Герой нашего времени). А. С. Пушкину в большей степени свойственно мышление образами, метафорами, что подтверждается разнообразием примеров в образной группе признаков.

Из вышесказанного вытекают доказательства третьего выносимого на защиту положения. М. В. Пименова справедливо отмечает, что «приоритеты в выборе тех или иных признаков концепта позволяют делать выводы об особенностях индивидуально-авторской картины мира» (Пименова 2011: 92). В качестве индивидуально-авторской особенности концептуализации любви отмечена значимость для А. С. Пушкина группы образных признаков, для М. Ю. Лермонтова - значимость сценария как одного из способов выражения исследуемого концепта. Общее число сценарных компонентов в произведениях этого автора - 66,4%, в произведениях А. С. Пушкина - 21,3%. Количественная представленность образных признаков в идиостиле А. С. Пушкина составляет 39,2%, что почти на 6% выше, чем в произведениях М. Ю. Лермонтова - 33,9%. По-

добные количественные расхождения, как указывалось ранее, обусловлены поэтически-образным, метафорическим мышлением первого и понятийным, категориальным мышлением второго. Два автора, два светила русской поэзии, истинные мастера поэтического слова, произведения которых богаты любовной лирикой, смотрят на любовь с абсолютно разных сторон: для одного актуальным является вопрос: «какая она, любовь?», для другого значимы вопросы: «кто, как и почему способен либо не способен любить?».

Доказательством четвертого выносимого на защиту положения может послужить следующее: любовь для носителей языкового сознания - это, прежде всего, межличностное чувство. Наличие доминирующего в картинах мира авторов понятийного признака 'чувство' позволяет говорить о некоторой общности в восприятии любви представителями культуры и творческими личностями. Вместе с тем, рядовому человеку в меньшей степени свойственно оперировать языковыми средствами, нежели поэту - творцу художественного текста. Следствием этого является разнообразие образов, оценок и символов, наполняющих смысловое содержание имени концепта в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Таким образом, положение о том, что анализируемый ключевой эмотивный концепт любовь может быть воспринят в двух ракурсах: как общенациональный и как художественный, собственно-авторский концепт можно считать доказанным.

Перспективами дальнейшего исследования могут послужить анализ смежных концептов (страсть, желание) в произведениях этих же авторов и сопоставление признаковой природы данных концептов с признаковой природой любви, либо анализ концепта любовь в идиостиле современного поэта и сравнение описываемой им любви с ее описанием в произведениях классиков. Другой перспективой исследования может явиться обращение к литературоведческому аспекту и попытка объяснения того, почему тот или иной признак любви либо доминирует, либо не представляет значимости для авторов, при этом должны учитываться их личный опыт, факты биографии и т. д.

Основные положения диссертации отражены в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:

1. Головач, К. Ю. Способы репрезентации основных структурных признаков концепта любовь в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова [Текст] / К. Ю. Головач // Вестник Пятигорского государственного университета. - Пятигорск, 2010. - Вып. №4. - С. 16-19.

2. Головач, К. Ю. Особенности концептуализации любви в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (на примере группы образных признаков) [Текст] / К. Ю. Головач // «Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского». Серия «Филология, история, востоковедение». - № 2 (37). - Чита, 2011. - С. 147-150.

3. Головач, К. Ю. Символические признаки концепта любовь сквозь призму мифологии и религии (на примере концептуальной метафоры любовь -Бог в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) [Текст] / К. Ю. Головач // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2011.-Вып. № 20 (235). - С. 72-75.

в статьях

4. Головач, К. Ю. Способы репрезентации эмотивного концепта «Любовь» в авторской картине мира А. С. Пушкина [Текст] / К. Ю. Головач // Лингвистика. Герменевтика. Концептология.: сборник научных трудов, посвященный 60-летнему юбилею профессора Е. А. Пименова. - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 2008.-700 с. - С. 151-157.

5. Головач, К. Ю.Символические признаки в структуре концепта любовь (на примере авторской картины мира А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач // Концепт и культура: материалы III Международной научной конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Н. В. Феоктистовой (Кемерово, 27-28 марта 2008 г.). - 896 с. - С. 241-245.

6. Головач, К. Ю.Сценарий как способ выражения концепта ЛЮБОВЬ (на материале произведений А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач // Труды по когнитивной лингвистике. - Кемерово: КемГУ, 2008. - С. 252-257. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 10).

7. Головач, К. Ю. Лингвокультурные особенности как фактор преподавания русского языка как иностранного (на примере концепта любовь) [Текст] / К. Ю. Головач // Горный Алтай: проблемы билингвизма в поликультурном пространстве: сборник научных статей. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 216 с. -С. 25-28.

8. Головач, К. Ю. Сценарий как способ выражения концепта любовь (на материале произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) [Текст] / К. Ю. Головач // Язык и национальное сознание: проблемы сопоставительной лингвокоицептологии: материалы III Межрегионального научного семинара молодых ученых (г. Армавир, 27-31 октября 2008 г.) / под ред. С. Г. Воркачева.

- Вып. III - Армавир: РИЦ АГПУ, 2008. - 140 е.- С. 21-25.

9. Головач, К. Ю. Репрезентация понятийных признаков концепта любовь в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова [Текст] / К. Ю. Головач // Новое в славянской филологии: сборник статей [Текст]; отв. ред. М. В. Пименова. - Севастополь: Рибэст, 2009. - 614 с. -С. 303-312. (Серия «Славянский мир». Вып.4).

10. Головач, К. Ю. Мотивирующие признаки в структуре коицепта любовь (на материале произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) [Текст] / К. Ю. Головач //Изменяющийся славянский мир: Новое в лингвистике: сборник статей [Текст]; отв. ред. М. Влад. Пименова. - Севастополь: Рибэст, 2009. -498 с. - С. 99-104. (серия «Славянский мир». Вып. 3).

11. Головач, К. Ю. Признаки христианской религии в структуре концепта любовь (на материале произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) [Текст] / К. Ю. Головач // Язык и менталыюсть: сборник статей [Текст]; отв. ред. М. Влад. Пименова. - СПб.: СПбГУ, 2010. - 696 с. - С. 141-146. (Серия «Славянский мир». Вып. 5).

12. Головач, К. Ю. Вербализация ценностно-оценочных признаков в ин-дивидуалыю-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова [Текст] / К. Ю. Головач // Современные подходы к исследованию ментально-сти: сборник статей; отв. ред. М. Вл. Пименова. - СПб.: СПбГУ, 2011. - 639 с.

- С. 193-198. (Серия «Славянский мир». Вып. 6).

в материалах научных конференций

13. Головач, К. Ю. Образные признаки концепта Любовь (на материале произведений А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач // Материалы XLIV международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Языкознание. - Новосибирск: Новосиб. гос. университет, 2006.- 196с.-С. 74-76.

14. Головач, К, Ю. Теоморфные признаки в структуре концепта Любовь (на материале произведений А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач, М. В. Пи-менова // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей: материалы I (XXXIII) Международной научно-практической конференции / Кемеровский гос. университет. - Кемерово: Полиграф, 2006. - Вып. 7. - Т. 2. - 416 с. -С. 28-29.

15. Головач, К. Ю. Теоморфизм как способ объективации концепта любовь (на материале произведений А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач, М. В. Пименова II Новое в когнитивной лингвистике: материалы I Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 29-31 августа 2006 г.) / отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово: КемГУ (Серия «Концентуаттьные исследования». Вып. 8).

16. Головач, К. Ю. Этимологические признаки в структуре концепта ЛЮБОВЬ (на примере авторской картины мира А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач // Материалы XLV Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Языкознание. - Новосибирск: Новосиб. гос. университет, 2007. - 154 с. - С. 35-37.

17. Головач, К. Ю. Мифологические признаки концепта «любовь» в авторской картине мира А. С. Пушкина [Текст] / К. Ю. Головач // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей: материалы II (XXXIV) Международной научно-практической конференции / Кемеровский госуниверситет.-Кемерово: ИНТ, 2007.-Вып. 8.-Т. 1.-600 с.-С. 228-230.

18. Головач, К. Ю. Понятийные признаки концепта Любовь в индивидуально-авторской картине мира А. С. Пушкина [Текст] / К. Ю. Головач // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей: материалы III (XXXV) Международной научно-практической конференции / Кемеровский гос. университет. - Кемерово: ИНТ, 2008. - Вып. 9. - Т. 2. - 532 с. - С. 96-98.

19. Головач, К. Ю. Ценностно-оценочный слой в структуре концепта Любовь (на материале произведений А. С. Пушкина) [Текст] / К. Ю. Головач // Материалы XLVI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Языкознание. - Новосибирск: Новосиб. гос. университет, 2008. -125 с. - С. 23-24.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура концепта любовь в индивидуально-авторской картине мира А. С. Пушкина

6,8 ЕЗ Мотивирующие

□Понятийные

И И н ди ви ду аль но -авторские понятийные 28,3 0 Образные

□Символические

Ш Ценностно-оценочные

^ ^ □Компоненты сценария

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Структура концепта любовь в индивидуально-авторской картине мира М. Ю. Лермонтова

3,4 ШМотивирующне

□Понятийные

ОИндивиду ально-авторские понятийные

□Образные □Символические ШЦенностно-оценочн ые □Компоненты сценария

Подписано к печати 17.02.2012 г. Формат 60*84'/|б. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 44. Кемеровский государственный университет,

_650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6._

Отпечатано в типографии ООО «Издательство «Кузбассвузиздат», 650043, г. Кемерово, ул. Ермака, 7. тел. 58-29-34

V

\

 

Текст диссертации на тему "Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова"

61 12-10/765

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

На правах рукописи Головач Кристина Юрьевна

Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Специальность 10.02.01 - русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: член-корр. САН ВШ, доктор филологических наук, профессор М. В. Пименова

Кемерово 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ........................................................................11

§1Л. Когнитивная лингвистика. Истоки, проблемы, задачи......................11

§1.2.,Концепт: история возникновения термина и его современное понимание. Подходы к изучению концептов. Эмотивные (эмоциональные)

концепты.....................................................................................^

§1.3. Концептуальный анализ и методика описания структуры концепта.....21

§1.4. Средства и способы репрезентации концептов. Метафора как один из основных способов объективации концептов внутреннего мира человека. Понятие метафорической модели......................................................23

§1.5. Проблема соотношения понятий картина мира, языковая картина

30

мира, концептуальная картина мира.................................................^

§ 1.6. Индивидуально-авторская картина мира. Художественные и нехудожественные концепты, их разграничение....................................37

Выводы по первой главе..................................................................

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЛЮБВИ В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИХ КАРТИНАХ МИРА А. С. ПУШКИНА И

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА....................................................................42

§1.Понятие внутренней формы. Этимологический анализ слова любовь......42

§1.1. Мотивирующие признаки лексемы любовь..........-..........................48

§2. Понятийные признаки концепта любовь..........................................51

§ 2.1. Репрезентация понятийных признаков концепта любовь..................56

§ 2.2. Индивидуально-авторские понятийные признаки концепта любовь... 63

§ 3. Образные признаки концепта любовь.............................................74

74

§ 3.3. Признаки неживои природы.....................................................

§3.3.1. Признаки стихий.................................................................75

§3.3.1.1. Стихия «огонь».................................................................75

§ 3.3.1.2. Стихия «вода»..................................................................78

§ 3.3.1.3. Стихия «земля» и «воздух»..................................................79

§ 3.4. Признаки живой природы........................................................82

§ 3.4.1. Вегетативные признаки.........................................................83

§ 3.4.2. Витальные признаки............................................................85

§ 3.4.3. Зооморфные признаки..........................................................88

§ 3.4.4. Антропоморфные признаки...................................................89

§ 3.4.4.1. Религиозные признаки......................................................ЮО

§3.5. Пространственные признаки....................................................Ю5

§ 3.6. Признаки времени................................................................108

§ 5. Вербализация ценностно-оценочных признаков концепта любовь.......112

§ 5.1. Признаки оценки...................................................................112

§ 5.2. Признаки ценности...............................................................114

1 1 7

§ 5.3. Признаки имущества................................................. • • • .........111

§ 6. Символические признаки концепта любовь....................................119

§ 6.1. Орнитологический символ 'птица-голубь'..................................119

§ 6.2. Теоморфный символ 'Бог'......................................................120

§ 6.3. Символ 'Логос'.....................................................................124

§ 7. Сценарий как особый способ выражения концепта любовь...............127

153

Выводы по второй главе...............................................................

Заключение......................................................................................

1 /-о

Список литературы........................................••••............................

1 о 1

Список словарей и энциклопедии и их сокращении..............................101

Приложение 1...............................................................................^

„ 0 ..................184

Приложение 2................................................................

Введение

Сфера научных интересов современных лингвистов-когнитологов весьма разнообразна. Развитие когнитивной науки привело к пониманию необходимости анализа отдельных фрагментов действительности -концептов. В задачи лингвистики стало входить как изучение когнитивных структур, так и разработка методик описания концептов. В настоящее время исследовательский интерес чаще направлен на рассмотрение признаковой природы эмотивных концептов, имеющих непосредственное отношение к внутреннему миру личности, таких как любовь (Воркачев 2003, 2007), страсть (Валиулина 2006), восторг (Заворина 2010), страдание (Безруков 2007), счастье (Воркачев 2004), гнев (Ахмерова 2011), страх, боязнь, испуг, паника, ужас (Пименова 2006), радость (Пименова, Пименов 2006), скука (Сороченко 2003). Немало трудов посвящено сравнительно-сопоставительному анализу концептов-чувств и концептов-эмоций; в их числе исследования любви и ненависти (Балашова 2004, Евдокимова 2011), любви и счастья (Воркачев 2003), счастья и несчастья (Русакова 2007), счастья и блаженства (Михайленко 2006).

В диссертационном сочинении объектом анализа выступает ключевой культурный концепт любовь. Структуры данного концепта рассматриваются отдельно на материале художественных текстов классиков русской литературы XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. «Ключевые концепты культуры занимают важное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование считается чрезвычайно актуальной проблемой» (Бушакова, Буянова 2005: 105). В процессе работы было найдено и проанализировано 1232 конструкции с лексемами любовь, любить и производными от данных лексем словами любящий, любимый, любовный и т. д. Общее количество примеров в произведениях А. С. Пушкина составило 582, в произведениях М. Ю. Лермонтова - 650.

Предметом анализа является вербальное воплощение концепта любовь в художественных текстах авторов; способы и средства, объективирующие признаки концепта (лексемы различной частеречной принадлежности, синтаксические конструкции, фразеологические обороты, метафора,

метонимия, синонимы).

Цель диссертационного сочинения состоит в выявлении особенностей концептуализации любви в идиостилях поэтов путем проведения сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных структур. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) анализ групп признаков, формирующих структуры концепта любовь: мотивирующих, понятийных, индивидуально-авторских понятийных, образных, ценностно-оценочных, символических;

2) определение общекультурного и собственно-авторского смыслового содержания имени концепта;

3) описание сценариев исследуемого концепта;

4) рассмотрение возможных способов вербального представления концепта любовь в произведениях поэтов;

5) построение сводных таблиц, отражающих частотность проявления концептуальных признаков в художественных текстах авторов. Концепт любовь нередко является объектом исследований начинающих

лингвистов, а также современных российских ученых, в частности С. Г.

Воркачева, работы которого «Сопоставительная этносемантика телеономных

концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели)» и «Любовь

как лиш вокультурньш концепт» широко известны. Любовь уже описывалась

в ряде кандидатских диссертаций (Буянова 2003, Вильмс 1997, Иванова

2006, Какабадзе 1986, Каштанова 1997, Широкова 2006).. монографий

(Воркачев 2003, 2007, Макарова 2001, Шевченко 1998, Яновская 1998) и

статей (Колесов 1987, Кузнецова 1998, Макарова 2004, Ыовоставская 2003,

Пименов 2006, Рыжков 2004, Сергеева 1996). Тем не менее, несмотря на

наличие значительного количества работ, посвященных анализу концепта

5

любовь, данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в современную когнитивную науку. Актуальность его обусловлена возросшим вниманием лингвистов к изучению специфики идиостилей отдельных писателей, в особенности, классиков русской литературы, осмыслением ключевого концепта любовь в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В сравнительно-сопоставительном аспекте на материале текстов двух выдающихся авторов литературы XIX века подобного исследования ранее не проводилось. Предполагается, что результаты диссертационного сочинения могут дополнить уже существующие научные труды по когнитивной лингвистике

новыми сведениями.

Теоретическую базу работы составили фундаментальные языковедческие труды, посвященные актуальным проблемам ключевых культурных концептов (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, М. В. Пименова, Г. Г. Слышкин), вопросам соотношения языковой, концептуальной и авторской картин мира (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, М. М. Бахтин, Ю. С. Степанов, В. Н. Телия, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, В. А. Маслова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин), исследованию средств объективации концептов: метафоры, метафорического и метонимического моделирования и др. (А. А. Камалова, Е. А. Пименов, М. В. Пименова, Т. В. Симашко, А. П. Чудинов, в том числе труды зарубежных лингвистов: G. Lakoff, М. Jonson, Ch. Baldauf, М. Black, О. Jakel, Ph. N. Johnson-Laird, I. Pohl, F. Rigotti, H. J.Schneider), изучению внутренней формы

слова (труды А. А. Потебни).

Научная новизна работы определяется проведением сравнительно-сопоставительного анализа особенностей концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; интегративным описанием групп признаков исследуемого концепта, в соответствии с методикой, разработанной Кемеровской школой концептуальных исследований во главе с профессором М. В. Пименовой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмотивный концепт любовь в идиостилях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова имеет сложные структуры, представленные мотивирующими, понятийными, индивидуально-авторскими понятийными, образными, ценностно-оценочными и символическими признаками. Указанные группы признаков по своему составу в произведениях поэтов совпадают лишь частично.

2. Сложность структур исследуемого концепта объясняется разнообразием используемых авторами способов его языковой объективации: метафоры, метонимии, синонимов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, лексем различной частеречной принадлежности. При этом для произведений поэтов характерны как общие средства концептуализации любви, так и собственно-авторские способы приращения смысла к имени концепта.

3. В произведениях поэтов выявлены индивидуально-авторские особенности концептуализации любви: для А. С. Пушкина наиболее значима группа образных признаков, что подтверждает присущая любовной лирике поэта метафоричность (метафора здесь выступает важнейшим способом объективации концепта); для М. Ю. Лермонтова в большей степени важен сценарий как способ вербализации, о чем свидетельствует высокая частотность примеров со словами-репрезентантами лексем любовь и любить (любимый, любящий, любовный и т. д.).

4. Анализируемый концепт любовь может быть рассмотрен в двух ракурсах: с одной стороны - это общенациональный ключевой эмотивный концепт, в структуре которого отражены актуальные для большинства носителей языкового сознания понятийные признаки, с другой стороны -данный концепт справедливо можно назвать художественным, так как помимо общенационального, его содержание наполнено собственно-авторскими смыслами, образами, оценками, ценностями, символикой.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: на примере произведений творческих языковых личностей проведен комплексный концептуальный анализ ключевого культурного концепта -любви. Результаты анализа позволили расширить общее культурологическое представление о названном концепте и выявить его особые дополнительные смыслы, образы, оценки, символы.

Практическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного сочинения могут быть использованы при чтении спецкурсов по лингвистике, а также в дальнейших концептуальных исследованиях: при написании курсовых, дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, посвященных анализу концептуальных структур в картинах мира других писателей.

Основными методами работы являются метод контекстуального анализа (анализируются контексты с лексемой любовь и словами, производными от нее); описательный метод, состоящий в обобщении полученных данных; количественный прием статистического метода, позволяющий представить собранный материал в процентном соотношении.

Апробация работы. Основные положения диссертационного сочинения ежегодно представлялись в форме тезисов, статей и докладов на научных конференциях различного уровня, а также на научных семинарах и на заседаниях кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета. По теме исследования было опубликовано 19 научных работ в сборниках статей, изданных в городах Кемерово, Новосибирск, Армавир, Горно-Алтайск, Санкт-Петербург, Севастополь, из них 3 публикации в ведущих рецензируемых изданиях, вышедших в городах Пятигорск, Чита, Челябинск.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, включающего 154 источника, списка словарей и энциклопедий и их сокращений (24 источника), двух приложений в виде схем.

Содержание работы. Во введении заявлены объект и предмет исследования, цель и задачи, решение которых способствует ее достижению, приведены положения, выносимые на защиту, обоснованы актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны материал и методы анализа, сведения об апробации работы.

Первая глава «Теоретические аспекты концептуальных исследований» посвящена описанию основных терминов, используемых в диссертационном сочинении. Разделы настоящей главы представляют собой результат обзора научной литературы. В параграфах «Когнитивная лингвистика. Истоки, проблемы, задачи», «Концепт: история возникновения термина и его современное понимание. Подходы к изучению концептов. Эмотивные (эмоциональные) концепты», «Концептуальный анализ и методика описания структуры концепта», «Проблема соотношения понятий картина мира, языковая картина мира, концептуальная картина мира» освящены спорные вопросы, касающиеся теоретических основ концептуальных исследований, приведены возможные пути их решения. В параграфе «Средства и способы репрезентации концептов. Метафора как один из основных способов объективации концептов внутреннего мира человека. Понятие метафорической модели» приводятся существующие способы вербального представления концептов; более подробно здесь описывается метафора как наиболее актуальный и широко распространенный способ репрезентации концептов, относящихся к чувственной сфере личности. В параграфе «Индивидуально-авторская картина мира. Художественные и нехудожественные концепты, их разграничение» представлено деление всех концептов на художественные (собственно-авторские) и нехудожественные (общенациональные).

Вторая глава «Особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова» посвящена описанию всех групп признаков концепта. Так, параграфы «Понятие внутренней формы. Этимологический анализ слова любовь» и

«Мотивирующие признаки лексемы любовь» направлены на рассмотрение внутренней формы имени концепта и выявление признаков, положенных в основу его номинации. В последующих параграфах анализируются словарные дефиниции лексемы любовь и приводятся примеры их актуализации в художественных текстах авторов. Отдельно вынесен параграф, посвященный описанию индивидуально-авторских понятийных признаков любви, не отмеченных в толковых и э н ц и к л о п е д и ч ее к и х словарях русского языка, но характерных для произведений поэтов. Значительная часть анализируемого материала представлена образными признаками живой и неживой природы. Разнообразие примеров, относящихся к данной группе, позволило построить множество метафорических моделей, подробное описание которых дается в параграфе «Образные признаки концепта любовь». В параграфе «Вербализация ценностно-оценочных признаков» приводятся примеры индивидуально-авторских оценок любви. Символические признаки любви анализируются с опорой на мифологическое и религиозное мировоззрение поэтов. Последний параграф посвящен сценарному описанию концепта любовь.

В заключении в обобщенном виде приводятся результаты проделанной работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Приложения 1 и 2 отражают количественную представленность групп признаков в структурах концепта любовь в произведениях авторов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1.1. Когнитивная лингвистика. Исто