автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Особенности лирических жанров и основные этапы их развития в новой грузинской литературе

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Лорткипанидзе, Хатуна Давидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Особенности лирических жанров и основные этапы их развития в новой грузинской литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности лирических жанров и основные этапы их развития в новой грузинской литературе"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ИЛЖШШШШШ

На правах рукопаея

ЛОРТКШШДЗЗ Хагуга Давадовна

УДК 82.09.93 147.922/

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ И СОЕОЕНЫЕ ЭТАПЫ ИХ РАЗШТИЯ В НОЕОЙ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10.01.08 - Теория ллтери-"УРЫ

Автореферат

диссертация на соискание уреной степени кандидата филологических наув

Тбилиси 19 9 0

Работа выполнена в отделе теории литературы Института грузинской литературы вы. йота Руставели АН ГССР.

Научный руководитель - доктор филологических наук

ЧОЛОКАБА Н.Д.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

ТУХАРШ Д.А.

доктор филологических наук« профессор

ЖОРДАНИЯ с. д.■

Ведущая организация - Тбилисский педагогический институт

имени Сулхан-Саба Орбелнанн

Зедита состоится " 3 2 * \ года в " 1Ь " ча-

сов на заседании специализированного Совета Д 057.03.07 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Тбилисском государственной университете им. И;Джавахншвилн.

Адрес: 380028, Тбилиси, ср.Чавчавадзг, I, Тбилисский государственный университет. 1

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета. *

Автореферат разослан " С'^Ь 1990 г.

Ученый.секретарь специализированного совета, доктор филологических наурО^ .

профессор - / ¡/^¡¿а ^ ) Т.А.КШЧЕШВ&Ш

ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работа. Изученпэ культурного наследия в нашей страна придается важное государственное значение. Освоение классического наследия является одной из главных задач современной наука.

Актуальность работа обусловлена тем, что создание ясной картина целостного, непрерывного процесса развития грузинской литера-турн прошлого века нешслпмо без изучения литературных родов я зсакров. В противном случае не только не удастся понять сам этот процесс, но я будет утрачен специфический характер история литература.

Цель работа. Как известно, судьба литературных родоа и зсанров неодинакова на различных ступенях развития общественной зязнй: то, какой-либо один, то другой запишет господствующее место. В грузинской литературе простого столетия ведупув роль играет ли-рическяе лияры. Цзльп рабол! является, просдаязть процесс развития и смена этих жанров,

Научная новизна. Вопросам поэтики отдельных грузинских лириков указанного периода посвяцен целый ряд интересна! исследований, однако настоящая работа отличается тем, что в ней впервна монографически проанализирована основные тешгенцпи и особенности развитая этих жанров в грузинской литературе 19-го зека; последовательно рассмотрены специфика лирякя как рода, а таете особенности его проявления в новой грузинской поэзии» в частности указана традиции, предшествовавшие зсследуемоцу периоду, новаторские поиски, ставшие знаменательными для развития как романтическое, тан и реалистической лирики з грузинской поэзия 19-го века.

Практическая ценность работа. Полученные в работе результаты могут быть использованы в вузовской практике со только цря под-

я

готовке лекционного курса со так m дисциплинам, как теория литературы я которая новой грузинской литературы, но я в работа со-оТБЭтствукетх семинаров, при наполнении курсовых и дипломных работ и т.д.

У.етоа исследования. Методологической основой работа являются ссБреиеннзо передовые учения, в которых подчеркнуто высокое общественное назначение литература к искусства и в качестве одной кз глаггзз задач указано на необходимость более паяного я глубокого освоения современной литературой сокровиц духовно! и материальной культура.

Для плодотворного освоения этой сокровищнацы в первув очередь необходим и объективный анализ,-выделение наиболее ценного, что в первую очередь относится к наследию прошлого.

Объект исследования изучен наш именно с уток точки зрения.

В процессе работа над диссертацией ш пользовались, пошмо сггсциалsmrr исследования, облпрноЗ литературой, приводимой в биб-лпограбил.

Объем ? структура работа. Диссертационная работа, изложенная на 182 страницах машинописного текста, состоит из предисловия, введения, сема глав z выводов, с приложением списка использованной литературы. ~ г

Апообапяя работа. Основные результаты работа рассмотрена на

« " О

заседаниях отделения' теории латературы Института грузинской литературы ш.Еота Руставели Академии наук Грузинской ССР, доложена научной сессии Института, а также в различное время опубликована в сборниках Отделения теории литературы.

Содептаняе работа

Во..дпаяекии отмечено, что процесс развития родов и жанров ■ л врат7ртпх срйнзвэденлЗ - сусэсгвеннля спеда^яческаг сторона

историк дитературя. Поэтому изучение данного процесса является вагнейпгам раздело?л обаего теоретико-исторического освоения национальной литература. Разумеется, история родов и ганров кэ отражает полностью раззитне литература, представляя всего лашь ее основные тенденции, направления.

Затеи дана история классификации литературных родов от античной эпохи до наших дней. Отмечена ошибочность формалистических теорий в сфере деления родов и ганроз, в частности, подчеркнуто то, что является обеим для зсех формалистических теорий: I.Поиска особенностей родов и яганроз толью э сфере формы. 2.Связывание паннах особенностей только с субъективным началом.

Современным литературоведением со всей ясностью установлено, что: I. Ч род и жанр представляет единство литературных произ-

9

ведений, а именно, родовые типологические признаки подразумевают особенности проявления обе^х закономерностей литературы, сами же эти особенности, прежде всего, проявляется в приемах художественного отражения. 2. История родов и яанров (их происхоздение и развитие в тем или ином виде) всегда обусловлена общественной и национальной обстановкой соответствущих эпох. Этой причиной объясняв.'ся различная историческая судьба как родов, так и составляющих их канроз. 3. Развитие родов и жанров, дасмэтря на отмеченные общественные и национальные особенности различных эпох, характеризуется определенной диспропорцией по отношения к развитию общественной жизни. 4. Если пытаться изучать историю литера- -туры вне истории развития родов и жанров, то это приведет к су- 4 ¡явственному обеднению как собственно специфической стороны, та^ и ее $5аего многообразия.

В главе - "Воловне особенности и специфика отдельных

лигжчесвих ланров" - показано, что из литературных родов лирика

о

наиболее прямо выражает писательские тенденции, так как в лирическом произведения автор непосредственно раскрывает шутренний иир.

Е.В.Кождаов отмечал: "Итак, лирика есть не изображение субъекта, субъекткрованкое (то, погалуй, наиболее точное слово) изображение действительности"*.

Главней®,) щкзяаком лирики.является то, что этот род использует есклшлтельно поэтического форму.

Один из основных признаков лирического произведения - единство вирэхзшах в нем переживаний. Это единство определяется тем,что ллтзэтеское произведение характеризуется шксикальноЗ нацряжэннос-тьв переживаний я в то хе данное чувство, пере^гвапие, г.:о-

уэнт восторга и отчаяния сравнительно кратковремешы, поэтому и лирическое проязводеше - в большинстве случаев малой величины.

лноике характер челозега дай в виде чузств, порехиванкЕ, пред-етащих, так сказать, б "настоящей ерзизез", как воэнаклеа не-посродетвгаво пгрэд вамз. Погтсц7 в лгряческих вроЕЗЕздзтгяг ют' протгропоставлзпая ситуаций, развитей характера персонала, следовательно, лирика рисует образ человека 8 его отдел&пзх пореви-ьеншх, охватывая лшь один какой-либо момент внутренней духовной хлзни. *

Говоря, что лирика отражает жизнь, рисуя конкретное переживание человека, не следует вкладывать узкий смысл в понятие "пере-зышанпе", е него входит эмоция, виз ¡ванная любым явлением, событием. Лирические формы различается содержанке?,! перекиваяиЗ. Именно поэтому своеобразие лирических жанров основано гланзгш образов! па теиатлко-е\зслозон привцшза.

I Котиков Б.Б. К проблеме литературных ролоЕ и гацров. -Москва: Наука, 1954, С.14.

В литературоведения утвердилось определение, что "лирические жанры различается тематико-смысловнми мотивами и "композицией". Исходя из этого, в лирике различают следуйте жанра: гимн, ода, .элегия, сатира, эпиграмма, памфлет, эпитафий, собственно лирика, мадригал, идиллия, эпиталама, дифирент.

Исторически лирика возникла на мифологической основе. В отличной литературе было четкое разделение жанров. Такое разделзние лирических жанров воспринято поэзией классицизма (ХУП-ХУШ вв.).

С середины XIX. века такое конкретное разделение ухе не наблюдается, так как столь детальное размежевание лирических форм утратило свое значение. В процессе развития ясно определялась основная задача лирики - раскрытие внутреннего мира человека,показ его мыслей, переживаний, стремлений.

Во второй главе- "История развития лирических жанров в грузинской поэзии" - автор первым важным этапом развзтай лирических жанров в грузинской литературе считает поэзию эпохи Возрождения. Правда, вступление к поэме "Витязь в тигровой шкуре" явно свидетельствует, что определенные жанра дирики существовали и в эпоху ; Руставели. Однако в лихолетье последу тих столетий исто— ] ряи грузинского народа образцы ее погибли. Что же касаетсй песно— ; пений, то они ввиду своего функционального назначения и, исходя из этого, смысловой и формальной ограниченности не предетавлявт-сЛ нам произведениями, обладавшими самостоятельным поэтическим значением.

Даже светская народна^ лирика той.эпохи допгаа до нас в весьма немногочисленных образцах, хотя исторически народная поэзия характеризуется большей живучестью. Уцелевшее полностью подтверждает обоснованность известной точки зрения, согласно которой грузинская лирическая поэзия возникла на почве народной лирики,

которая оставалась ее питающей основой даже в период значительного тшейния восточной ют западной поэзии.

£ грузинской поэзии 273-2710 веков яэ иалвх форм особенное распространение пояутали эпитафий, хвала алфавиту, каламбур.

Эпитафий издревле бала характерна длй грузинской поэтической традиции, сохранивлшсь почти до наш* дней.

Лирика ХУП-Х7Ш веков изобиловала характерным для грузински?, действительности той впохи ханрсм, известиям под названием "хвала алфавиту". Такие произведения создавались как мастерами .повти-ческого слова, так и второстепенными авторами. Б этом жанре ведущую роль играет форма, однако-® смысловая сторона несет в себе опоенеленные особенности. В первый период создания "хвала алфавиту" ведущей темой была проповедь религиозного учения. С течением времена в "хвале алфавиту", наряду с вопросами христианства,все более значительное внимание стало уделдаьей общим светским темам. Сочинялись "хвалы алфавиту" на любовнее и бытовые тема, они могли выражать грусть и печаль, нередко носили еагирический характер.

В 2УП-ХУП веках каламбур использовался как средство выпучивания, рознгрыиа друг друга."Шутка в форме каламбура стада наиболее распространенной. Умение пользоваться каламбуром автора считала одним из прианаков своего мастерства. Обилие стихов, сочинявшихся а форме каламбура, станет тем более понятным, если учесть, что в эту апоху в литературу сир око проник формалистический поток, упорядоченность формальной стороны в стихе считалось большим успехом автора.

В современном литературоведении сложилась совершенно правильная точка зрений, что "элементы романтизма в грузинской литера-

туре наблюдаются уже со второй половина ХУИ1 века, а возможно и раньпв, особенно среда грузин, находившихся в русской эмигра-циипГ.

Таким образом, при изучении лаврового своеобразий грузинского романтизма следует прежде всего учитывать именно жанра, утвердившиеся в литература в ПШ веке, в период Возрождения. В этом отношении следует в первую очередь отметить творчество Теймураза I. Он ввел в грузинскую литературу янш, аироко используемые в последущие периода: .диалог, полагал начало мотиву осуждения дара я т.наз."мелким стихотворениям".

Арчил поколебал авторитет эпоса и, помимо нескольких лирических стихотворения, дал образцы первой грузинской элегия, хотя первым автором элегия как произведения лирического яанра считается Вагганг 71, которэй ввел в грузинскую литературу тему одиночества дуии. Захтанг утвердил в грузинской поэзии любимейший жанр романтиков — элегию»

С ТШ века в Грузии ощутимо усиливается европзйскай политико-культурнай ориентация и, в отличив от предндущх веков, главннм источником литературной, коммуникация становится русская литература.

Начинай с 60-х годов ХУШ века, если не принимать во внимание частично писателей-эмигрантов (не испытававших непосредственного влияния политической жизни своей страна и не способных оказывать серьезное воздействие на зивой литературннй процесс, протекавший в Грузии), грузинская литература надолго оказывается под влиянием классицистической школа Антона Багратиона.

Г Асатиани Г.„Хрзлья и корни".-Тбилиси.-Мерзни, 1977,-С.8.

В грузинской литературе второй половины ХУШ века господствует одическая хвалебная поазия, котораЙ идеологически отражала интересы царского двора, а чисто литературно, согласно теории , классицизма, находится во главе "высокого аанра".

Бесики полазил начало форме "мухамбази", которую в дальнейшем восприняла и развили Александр Чавчавадзе и Грзгол Орбелиани.

Ко второй'половине ХУШ века налицо уже не только отдельные элементы романтизма, но с зарождением романтизма как определенного литературного направления. Б частности, в творчестве поэ-тов-вмпгрантов появляется мотавы,, свидетельствующие о возникновении романтизма (например, недовольство настоящим).

Г.Асатиани замечает: "Романтическая поэзия царевича, дополнив романтические предпосылки эмигрантской поэзии, на пороге XIX века уверенно возвела грузинский романтизм на господствующий пьедестал"1.

Б поэзии царевичей болве четко и стройно раздаются голоса патриотического романтизма, впзрЕые встречапшеся в поэзии эмигрантов. Царевичи углубили зародившийся в национальной литературе романтизм и, влив в него новые силы, вручили талантливому поэту-романтику Александру.,Навчавадзе.

Автор заключает, что возникновение грузинского романтизма обусловили в первую очередь исторические бедствия,выпавшие на долг народа, развитию не его способствовали богатые традиции гру-зхзской литературы, особенно литература ХУП-ХШ веков.

Третья глава посвящена развитию лирических жанров в творчестве ггузпнских романтиков. Романтизм как художественное восцрия-

I Лсст::акв Г. "Крылья г корни"", -Тбилиси: Мерани,1977.С.93.

тие иира, возникший на определенной ступени развития общества, нашел отражение в темах, характерах, жанрах, в литеразуре вообще, внесенных в нее писателями-романтиками. Эти факторы воплотили в себе $илоеофсяуп основу романтизма - "скорбное содержание", . являющееся смысловой основой главного жанра поэзии нового времени - элегии. Ни один занр не отвечает в такой степени требованиям эпохи романизма, как элегия. "Поэтическим откратием" элегии первой половина ЖХ века являетсй "мировая скорбь". Сущность мировосприятий поэта-романтика - убежденность несправедливости карового порядка, неверие з бУдусзе. Поэт говорит о превратности ' аизни и судьба вообшэ и свое личное несчастье изображает лишь как подтверждение этого основного тезиса»

Грузинский романтизм начинается с творчества Александра Чавча-¿адзз.' Чаще всего его лирические стихи- представлдгт собой элегии. Элегия, как известно, колет бноъ различной по содержания: патриотической, лабовноЯ, философской, социально-политической, пессимистической.

*В творчестве Александра Чавчавадзе представлена все перечисление вида элегии. В любовных элегиях Александр Чавчавадзе предстает верным последователем мастеров старой грузинской поэзии. Традиционная метафористика здесь всесторонне использована, искусно отточена и превращена в основной символический язык поэзии. Художественное шшление поэта проникнуто понятиями, образами,ми-фологизмачи, характерными для старой грузинской поэзии.

Что касается пессимистических и философских элегий, здесь Александру Чавчавадзе удалось освободиться от традиционных мета-бор и ранее существовавших форм художественной■ выразительности.

Используя различные жанровые Форш, сохранившиеся в основном с периода Возрождения, Александр Чавчавадзе по-своему преломляет их. Поэт более обязан литературе периода возрождения xjnorecT-

венной стороной стиха, музыкальным тоном, нежели смысловым своеобразием. Используя ЕанроЕые средства предшествовавшего периода, он постепенно преодолевает характерный .для старой литературы схематизм, сухую рассудочность, не стремясь болве к точному соблюдению ганровых норм, хотя и не достигая полного освобождения от них.

Для поэзии Александра Чавчавадзе характерна приверженность устойчивым поэтическим формам, паири, маджама ,постоянные эпитеты, ыух&мбази, ода, хвала алфавиту, афористические сентенции представлены в его творчестве блестящими образцами.

Григол Орбелиани возвел на новую ступень романтическую лирику. Б его творчестве предстает в новом качестве ода в виде известного поэтического создания - "Заздравной". Если в старой литературе она носила хвалебный или же духовный характер, то здесь этот яанр,- кроме того, что облачен в форму заздравной,-презде всего проникнут патриотическим духом, перекликаясь со злободневными вопросами современности.

Григол Орбелиани выдвинул на передний план в грузинской лирике роль и значение сатиры.

Григол Орбелиани предстает в грузи ской поэзии превосходным мастером стиха„ Наряду с ощутимым влиянием традиций старой грузинской лирики в его творчестве наблюдается смелый поворот к новой поэзии. Стиль его - блестящий, ораторский, красочный, гармоничный. Длй него характерна смелость и оригинальность поэтических тмракенай. Его элегии возвышенны и, естественно, лишена лонной эффектности. В элзгиёх Гршгола Орбелиани встречаются медитации, настроения отчаяния, анакреонтические посвящения, суточный послания. Б творчестве Григола Орбелиани привлехгает особое внимание обращение к теме природа. Григол Орбелиани первым

п

среди грузинских, ром антиков погтически воскресил природу, связав ее с человеческой душой.

Б творчестве Ннколоза Бараташвили лирические жанра получили особенно яркое выражение. Преобладают у него элегия и собственно лирика. Н.Бараташвили расширил круг традиционных тем элегии, внеся в нее проблематику, волновавшую прогрессивно настроенное общество его временя. Среди элегий Я.Бараташвалл, более или менее традиционных, особое значение приобретают стихи, вносящие узе принципиально новые мотивы в элегию. Мы алеем в виду стихи, в которых напло отражение философское содержание лирики Бараташвили.

3 литературе каждого народа изредка рождается произведение, которое объединяет в себе все вазные черты того или иного направления и вскоре само становится источником существеннейших особенностей своего направления, неким высшим культурным ориентиром. Замечательно, что эти шедевры порой появляются в течение короткого отрезка времени, почти синхронно з литературах разных народов. Такой вершиной грузинской поэзии "стало стихотворение "Мерзни". В этом произведении у Бараташвили нет ни единого мгновенья примирения с действительностью, он«_до конца в борьбе, до конца гонимый. В стихотворении отсутствуют светлые, радостные цвета, в нем господствуют "черные думы", "злая судьба". "Мерани" -это полет непризнанного гения, героизм отчаяний одиночества. В предверии больших реалистических достижений грузинской культура творчество Бараташвили стало наиболее полным выражением грузинского романтизма.

В судьбах различных жанров, их взаимосвязи и взаимоотноввниях отражается не только своеобразие того или иного худояественного

магдзная, но и умонастроения эпохи, момент духовной истории общества.

Порсгсяае заговора 1832 года было большим ударом для грузинского дворянства, к тому же сдзвдфикой грузинского романтизма данного периода является его тесная связь с реалистическими исканиями Бараташвили.

Творчество поэтов-романтиков, участвовавших в заговоре 1832 года (Вахтанга Орбелиани, Соломона Размадзе, Александра Србелиа-ни) было необходимой органической часты) романтического.направлений своего времени.

возникновение и развитие их лирического творчества протекало в трад5пз?окннх рамках грузинской романтической лирики. В лирике этого периода можно выделить две основные линии - гражданскую и интимную, элегическую, поскольку элегия бьгла ведущим жанром интимной лирики. Обе эти линия нередко противоборствовали, однако в конечном счете выражали возросшее самосознание личности. Элегия выявляла внутренний мир человека, анакреонтика - земные страсти. Дружеское посвящение было проникнуто элегическими и . анакреонтическими настроениями, тесно переплетаясь, со свободолюбивыми мотивами.

Вообще же грузинский романтизм характеризуется особам разнообразием и развитостью лирических жанров. Это было течение, открывшее собой не только новую грузинскую литературу, но одновременно ставшее целой эпохой в истории грузинской лирики. В его лице-,, на основе дальнейшего углубления богатых традиций старой.грузинской лирической поэзии и освоения в национальном аспекте определенных черт европейского романтизма, - в грузинской.поэзии утвердились новые творческие принципы, эстетические и нагтнональ-по-обцэственкне идеалы, явно выраженный вольнолюбивый дух, грузинская поэзия обогатилась, новши лирическими жанрами, новыми

композиционными формами, масштабней, нередко гениальным поэтическим видением.

Утверждение новых тем и мотивов обусловило многообразие лирических жанров и их форм. Все узе фигурировавшие заирн (златая, ода, посвищете, памфлет, собственно лирика, мадригал) приобретают в творчестве романтиков новое звучание благодаря романтическому отображению сощально-патриотпческих мотивов. Следует отметить утвердившиеся патриотическую, философскую и любовную разновидности собственно лирики и элегии.

В четвертой главе рассмотрены лирические жанры з творчестве "цискарцев". 50-е годы XIX зека - время противоречий, принципиальных споров, перелома, имевшего огромное значение. 3 1850-1860-е годы в лирике протекали сложные процесса перехода от традиционной поэтики с ее утвердившимися темами к новым идеям и методам. На передний плен выдвигались требования обновления тематики и поэтического языка.

Творчество поэтов "Цискари" формировалось з ту шоу, когда з литературной атмосфере пока еаа господствовали поэтические концепции, теми, средства поэтической изобразительности первой половина 211 вежа. *

На поэтов "Цискари" оказывает большое влияние традиции старой лирики, однако их деятельность была подготовительным этапом, предпосылкой нового, литературного направления. Необходимы были боже благоприятные объективные условия, чтобы из этого' периода возникло определенное, сложившееся направление, обогатившее поэзию образами, созвучными эпохе.

3 пятой главе проанализирован критический реализм в грузинской литературе 50-60-х годов и его особенности. Азтор отмечает, что основы реализма как литературного течения заложены в гру-

зинской литературе в 40-е года.

Если грузинские романтики развивают в основном национальные мотивы, выражая горечь утраты родиной национальной независимости, то начиная с 50-х годов им уже противостоит группа писателей, ставящих в центр внимания социально-экономические явления, которые радикально изменяли условия общественной жизни.

Через лирику шестидесятников, по интеллектуальному богатству и новизне идей, создающей неповторимый этап в грузинской литературе, магистральной линией проходит поиск сущности поэзии, из которого вытекает новая поэтическая концепция. Эти стихи многообразием и новизной поэтического мышления созидали це.щгю эпоху. Острота кисли, ясность, точность изобретения, самобытность воплощения замысла, неожиданность художественных образов наделяют и этот .\:с?:;-=, как и все творчество грузинских реалистов активной гру-■;.г:1с;:оЙ ролью.

Благодаря эстетической впечатляемости "цикл поисков поэтической сущности был крайне ценен в борьбе за утверждение оптического реализма. Исследование позволило диссертанту объяснить и обосновать последовательное утверждение реализма в этом цикле, согласно чему можно судии, о принципах поэтики и стилистики гру- ! зинского реализма вообще. Художественные обобщения поэта-гражда- ' нина в специфических формах представили нам литературвдг-эсте-тическое положение Ильи Чавчаьадзе о тем, что "поэзия е$ть отра-жекие истины,.жизни .

Духу критического реализма, русской революционно-демократической поэзии соответствует написанное в 1858 году стихотворение

Т Чавчазадзе Я. Сочинения, т.2.Тбилиси,1957,т.2,С.Г4.

И.Чавчавадзе "Пусть я умру, в душа боязни нет...", в котором на литературу и искусство возложена функция служения народу и родп-ке. Убежденность стихотворения повышается благодаря полемической интонации, в которой проявляется ироническое отношение к литературному кредо нереалистических направлений. В этом стихотворении уже со всей ясностью, твердостью и полнотой выражены общественно-литературно-эстетические убеждения поэта.

И.Чавчавадзе и его плеада наделяют поэзию функцией активной общественной деятельности, она представляется ему "духом, говорящим делом", общественно-полезным действием. Это поэтическое убеждение есть негациация романтического "бегство в дуги", обличение несоответствия' того, что уже отжило. Шестидесятники отвергли характерный для миропонимания романтиков ирг^онализм. В их лирике революционное начало все более сливается с демократизмом и патриотизмом, все более ясно проявляется та неразрывность революционности, демократизма и патриотизма, которая вообще была характерна для таутреннего мира лучших людей эпохи.

60-е годы внесли в грузинскую лирику коренной перелом. Поэтическим творчеством И.Чавчавадзе и А.Церетели началась новая эра в грузинской литературе. Это вдохновленная идеями патриотизма и социального прогресса поэзия светлой мысл! и чистого чувства. Смысловая нагрузка строк, возвышение интимного до общечеловеческого, боевое звучание, простота формы, народность, углзлое использование фольклора - существенные черты этой поэзии. Она ощутимо расширяла сферу поэтического видения, внесла новые темы и мотивы и дала новую жизнь лучшим традициям национальной литературы. Рядом с вечными темами поэзии - любоЕьи и природой в творчестве шестидесятников ведущее место заняла граяданско-политп-ческая лирика.

Лирика шестидесятников, особенно поэтическое наследие И.Чав-

•чавадзе, отличается единством ссцп.злькых и национальЕО-патрлотк-чесг.кх идей, тесной взаимосвязью между освобождением родина и преобразованием социальной жизни народа. Эта основа'принципиально отличает ее от предшествовавшей грузинской поэзии.

Указанный перелои был результатом, с одной сторона, гуманистических традиций грузинской литературы, а с другой - благотворного влияния русского ре во лсдж о нно-демократпч е с кого движения.'

Существенной чертой лирики 50-60-х годов является насыщенность мотивов, смысловое художественное содержанка; в поэзии отражает- . ся "живое многообразие действительности".

Диссертант заостряет внимание на тем обстоятельстве, что меж- • ду лирикой 30-х я 60-х годов в этом отношении имеется принципиальное отличие. Это отличие создает слияние идей социального и национального освобождения в лирике 60-х годов. Угнетенный народ должен одновременно сбросить ярмо классового в национального неравенства.

Эта идея определяла характер Еапионально-освободгтельного движения, и новшества патриотического штива в лирике! ЙЛавчавцдзе этим к обусловлены. Всем"сваям пафосом эта стихи одновременно направлены как против крепостного права л всякого рода социальной эксплуатации, тан е против национального угнетения. Таким образом, последователи реализма в нашей литературе осуществляли коренной перелом, их интересы,отразившиеся в художественном творчестве, были направлены только и только на проблемы современной общественной жизни, ее социальную суть. Все другие мотибы были . подчинены цели освешеягя основной темы.

£ соответствии с новой тематикой писатели-реалисты внесли в литеиатуру новые жанры. С этим же связано утверждение сатиры.

Реалязм в поэзии развился на довольно прочной основе. Этому

способствовало то обстоятелвство, что великие грузинские романтики создали в этом жанре богатые традиции. Несмотря на это, в 50-е.годы перелом произошел и здесь, причем этот перело?г в первую очередь проявился в творчестве Рафиэлв Эрлставя.

Да~е беглый взгляд на грузинскую литературу 40-50-х годов явствует о том, что Еецущпе писатели данного периода подготовили нзда^згую почну для окончательного утверждения реализма как литературного, направления. Данная эпоха является первым периодом в игторяи развития'критического реализма в кашей литературе."

Шестая глава - "Лигические канры в эстетических- размышлениях и творчестве шестидесятников" - посвящена одному из значительных периодов.

Грузинской литературе рано или поздно надлежало преодожть период стилистического совершенствования ж очищения, период выработки точного и гибкого языка.'

Борьба за эстетические принципы передового грузинского искусства всегда была связана с борьбой против политической реакции. Поэтому гоколение "тергдалеулеби" последовательно отстаивало прврцип целенаправленной правды художественного творчества.

Грузинская лирическая поэзия в своих лучших образцах проникнута пафосом служения народу, вдохновляющим все передовое грузинское искусство..

"Бечше темы" в творчестве "тергдалеули" обретают новое воплощение. В то же время в их творчестве главенствующее место заняли темы, ранее чуждые поэзии.

Новое представление о литературе, о роли писателя было вызвано новым социальным мышлением.

Новая тематика, новые жанры, новые художественные средства и

приближенный к разговорному язык писателя - вот то новое, что внес критический реализм в грузинскую литературу вместе с новыми идеями и мыслями.

Героический порыв поэзии, "тергдалеули".проявился в произведениях, обращенных к будущему грузинского народа, в которых выражена горячая мечта об этом будущем.

Резко реалистический стиль закономерен для творчества шестидесятников, .ибо именно этот стиль отвечает новому идейному содержании.

Т!лья Чагчавэдзе я Акакий Церетели сделали грузинскую поэзию оруклви борьбы за энсине идеалы своого времени - за насиональное соцяальяоэ оазвятие грузинского народа. Это была главная творческая задача, обусловившая художественные принципы шестидесятников, основные особенности их поэтического искусства.

Лирика Ильи Чавчавадзе сформировалась на основе глубокого познания действительности. Илья ЧавчаЕадзе в лирических стихах предстает реалистом, тесно связанным с жизненными условиями эпохи.

Илья Чавчавадзе вносит в лирические стихи, конкретную действа-, тельность, нередко отходит от традиционных тем интимной лирики. Сила лиризма в его стихах сливается с психологической глубиной. Илья Чавчавадзе создает в грузинской поэзии ораторский стиль; ' ясный, выразительный, эмоциональный, "патетический, отмеченный новизной формы и выразительных средств.

Творчество Акакия Церетели характеризуется многообразием жанров. Акакий писал собственно лирику, элегии,: оды, сатиры. Как содертаяие, так и форма творчества Церетели в различных жанрах вызваны временем и объективными условиями.

Торма стихов Церетели проста, он в изобилии заимствует худо-украэения из народной поэзии. Порой он использует

старые поэтические формы, придавая им, однако, новое звучание, наделяя иными языковыми, художественными и идейными функциями.

Новое понимание поэтичности в соответствии с эпохой открыло перед представителями грузинской лирики новые возможности. В грузинской поэзии прочно.утвердилась сатирическая лирика как ее неотъемлемая часть. В творчестве "тергдалеули" сатирический стих сделался орудием идейной борьбы. Сила сатирического стиха - в сати-рихо-политической остроте памфлетного характера.

' Любимый жанр "тергдалеули" - аллегория. В аллегории мысль выражается в переносном смысле. Следует отметить, что символика особенно часто- встречается в произведениях ИЛавчавадзе и А.Церетели, проникнутых верой в будущее. Эта форма поэтического мышления резко отличается от сравнительно простого аллегоризма: многообразные формы поэтической символики - одна из наиболее интересных сторон реалистической литературы 212 века.

Седьмая глава - "Лирияеские жанры в грузинской реалистической литературе конца ИХ века" - представляет картину развития данного жанра на примере творчества Важа-Пшавела и Бачана и Тедо Раздакалшйли Как указывает автор работы, реалистическое художественное кредо, обогащенное основоположниками грузинского реализма, открылю дорогу дальнейшему развитию нашей литературы в последние десятилетия прошлого века. По этому пути пошел славный последователь шестидесятников, гениальный поэт Важа-Пшавела.

Лирика Ваяа-Ппгазела отображает действительность с большой впечатляющей силой, служа духовному подъему народа. В стихах поэта жизнь изображается во всем многообразии, быт людей труда, любовь к родине, природа - все это развернуто в ярких поэтических картинах. В жанровом отношении в его творчестве чаще встречается собственно лирика и песня.

Что касается элегий Важа-Пшавела, интимная элегическая лирика конца XIX века противопоставляется одической и дидактической поэзии. О этой точки зрения, элегическая поэзия оказывала положи-" тельное влияние на развитие новых родов прогрессивной поэзии. На основе традиционной элегии возникает философская, градцанс-кая и историческая элегия. Появился особый род граяданско-фило-софскай элегии, потеснивший столь распространенную в начале века любовную элегию.

Ржа-Шпавела первым в грузинской литературе дал оригинальное изображение пейзажа. Правда, в грузинской литературе XIX века ^первые с особой силой изобразили природу поэта-романтаки, однако для них природа бнла кестом "отдохновения от дум". Напротив, в творчестве шестидесятников природа нередко несет аллегорическую нагрузку. Вообще в грузинской лирике XIX зека пейзаж, как правило, играл второстепенную роль. Совершенно иным было поэтическое видение Важа-Пшавела. Мир у него бесконечно многоцветен. Часто природа у Важа-Пшавела-одушевлена, л в создании миниатюрных жанровых картин природы Важа-Пшавела не знает себе равных.1. •

В завершение работы подытожены полученные в результате изучения проблемы теоретические выводы. В частности, показано,' что:

1. Грузинский романтизм характеризуется многосторонним развитием лирических жанров, что обусловлено утверждением новых

тем и мотивов. С одной стороны, традиционные жанры приобретают новый оттенок, с другой стороны, следует отметить динамичное состояние различных видов собственно лирики и элегии'.

2. В работе показана главная линия развития грузинской лирики 1 50-е годы XIX века, выразившаяся в определенной трансформации традиционных тем и мотивов. Правда, в это время велико влияние

градаций старо® лирика, однако явно просматривается тенденция преодолэши этих трялттлй в сфере каа содерЕЗшм, тая я фарш.

3. С особам внимание рассмотрены вопросы поэтики лирических жанров в литературе критического реализма. Отдельно прослежена специфика развития зтих жанров з творчестве Ильи Чавчавадзе, как д Церетели и других "тергдалеулз" и их последователей. Б этот период господствующее место занимает собственно лирика, элегии, аллегория, посвящение и др. Развеется, получают развитие и другие традиционные жанры, приобретает актуальноетъ сатира.

4. Отдельно рассмотрено своеобразие поэтического мира Вана-Пшавела и основные черты лирики Бочака к Тедо Разикашгллз.

Б трорчестве Важа-Пшавела, на основе традищтонннх форм, на. по родни й план теступавт сТильсо.рская, гражданская и историческая элегия, аотесететая столь распространенную з началз гека язбозащо элепш. Поэт первая в грузинской литературе дал оригинальное изобращение пейзега.

5. 3 рабогз зроанзжзировало, как развиваются ларзчеекке глн-рн не только в пределах того иле иного литературного течек:;л,г;с и «ворческая адаездуальЕосгь даадого поэта.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих трудах автора

1. Лирические жанры в творчестве грузинских романтиков. Тезисы ■.у.лада П республиканской конференции молодых ученых и аспирантов.

-•ТМляся: "Мевдиереба", 1977, с.48-49.

2. Проблема "лирического конфликта" и "лирического героя" в ;узинской литературе SIX ззека. Тезисы 17 республиканской научал конференции по вопросам эстетика п теории литературы. -Тби-•j:c:i: "Пецниереба", 1981, с, 13-14.

3.' К роаросу о нанровых предпосылках грузинской романтической ларяки.

Тэзпоы доклада П всесоюзной научной конференции молодых ученых-т:1лологов.-Тбилиси: "Мецнпереба", 1982, с.19-20 (на русск.яз."}.

4. Илья Чавчавадзе о грузинской лирике XIX века. Очерки по теории литературы.-Тбилиси: "1лецниоре0а.",I982,c.I57-I8l.

5. Занровое св'оеооразке лирики грузинских шестидесятников. ■ Тезисы доклада Ш всесоюзной научной конференции молодых ученых-филологов. -Тбилиси:пМепниеребап:1982,с.75 (на русск.яз.).

6. Основные зтапы и своеобразие развития грузинской романтической лирики. Об особенностях художественного воображения и .чанров литературных произведений.-Тбшшси:"Мецни0реба",1984, c.I0S-J24.