автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Особенности мотива патриотизма в творчестве Важа Пшавела
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бежитадзе, Марина Теймуразовна
ВВЕДЕНИЕ.2-8
ГЛАВА I. К пониманию природы мотива.9-16
ГЛАВА П. Содержание мотива патриотизма. 17-44
ГЛАВА III. К пониманию содержания мести как мотива 45-
ГЛАВА 1У. Сущность патриотизма и мести в творчестве .Важа-Лшавела.54-88
ГЛАВА У. Мотив борьбы за единую Грузию в творчестве Важа-Пшавела.89-128
ГЛАВА У1. Различные виды мести в творчестве
Важа-Пшавела.129-140
ВЫВОД Ы.140-142
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Бежитадзе, Марина Теймуразовна
Предлагаемое исследование посвящено анализу природы патриотизма как основного мотива творчества Важа-Пшавела, что и определяет актуальность рассматриваемой проблемы. В работе прослеживается изменение его характера и проявлении на разных ступенях исторического развития общества. Соответственно, в работе показывается трансформация конкретного содержания социальной по своей сущности категории патриотизма, которая на разных этапах общественно-исторического процесса получает различное, порой взаимно-противоположное осмысление.
В чем же специфика этого мотива и что делает его отправной точкой эмоционально чрезвычайно насыщенных событий и богатого образами всего творчества Важа-Пшавела в целом? Внутренняя логика развития патриотического мотива охватывает широкую палитру тем. С первого взгляда не всегда можно распознать, что речь идет именно о патриотизме. На различных этапах общественного развития идея патриотизма находит несравнимое с иными мотивами многообразие проявлений и тематическое богатство. И вместе с тем мотив патриотизма в наибольшей степени подтверждает известное положение, согласно которому художественная литература есть мышление образами. Достаточно отметить, что взаимоотношение общины и личности в произведениях Важа-Пшавела в действительности служит одним из про» % явлений патриотизма, присущим некоторой ранней ступени общественного развития. Этот вопрос будет детально рассмотрен ниже.
Интерпретация патриотизма лишь как субъективного переживания приводит к значительному упрощению действительного положения: Человек любит свою родину такой, как она есть. Однако истинный патриотизм, патриотизм как социальная категория соотносится с этапами исторического развития, проявляется в разном обличии и оценивается иными критериями.
Цель и задачи исследования состоят в анализе художественных особенностей разработки мотивов патриотизма и мести в произведениях Важа-Пшавела. Совершенно свободный от какой бы то ни было тенденциозности поэт чисто художественными средствами показывает реальность и особенности исторического развития содержания патриотизма и мести, начиная с условий общинного строя и до эпохи борьбы за единую Грузию. Соответственно этому интересный параллелизм обнаруживается между изменением психологического содержания, в частности, эмоционального характера мести и связанных с ним ступеней патриотизма в зависимости от развития общественного строя.
Патриотизм,прежде всего входит в сферу нравственно-этических ценностей.
Каждый человек, гражданин считает и должен считать патриотическую обязанность борьбы за лучшее будущее родины наивысшей ценностью. Отсюда - патриотизм предполагает и определенный уровень сознания. Разные люди, одинаково пекущиеся о будущем родной страны, могут понимать и представлять это будущее по-разному. Ярким примером подобных расхождений может служить беседа царя Ираклия П с судьей Соломоном в поэме Н.Бараташвили "Судьба Грузии".
Эта проблема с методологических позиций марксизма и с опорой на воззрения классиков-марксизма на литературу и искусство будет детально рассмотрена в тексте диссертации.
Уровень изученности проблемы. Рассматриваемая нами проблема исторического развития мотивов патриотизма и мести и их отраже
- ь ния в творчестве Важа-Пшавела лишь затрагивается в работах отдельных авторов, вскользь высказывающих свои взгляды относительно интересующих нас вопросов, но до настоящего времени грузинское литературоведение не располагает специальным исследованием указанной проблемы. В нашей работе впервые изучаются ступени развития данного мотива и связанные с ним изменения психологического содержания мести.
Научная новизна исследования определяется результатами впервые предпринимаемого в грузинском литературоведении анализа процесса трансформации мотива патриотизма и связанного с ним мотива мести на разных этапах общественного развития.
Патриотизм в условиях классового общества, а постольку - в условиях государственного устройства, отличается от патриотизма доклассового общества. В зависимости от определенной ступени исторического развития меняется не только отношение личности к обществу, которому она принадлежит, но и содержание определенных, как будто ясных, четко выраженных психических процессов, психических переживаний.
Так, например, такое эмоциональное проявление, как чувство мести, по мере изменения содержания патриотизма меняет сущность и даже может перейти в свою противоположность. В частности, на некотором этапе развития социально-экономических отношений месть выступает в роли правосудия и постольку не может пониматься как отрицательная эмоция, как это имеет место в нашу эпоху.
Отсутствие частной собственности в родовом обществе фактически исключало имущественную дифференциацию членов общины и деление общества на антагонистические классы, что обуславливало господство демократических начал правления. Соответственно в родовом обществе действовали неписанные, но неукоснительные законы, равно обязательные для всех членов и регламентировавшие всю жизнь общины. Соблюдение строго установленных норм было направлено на обеспечение благоденствия и жизнеспособности общины.
Так, почетной обязанностью общинников, проявлением их героизма считались грабительские нападения на другие общины, поскольку они приводили к обогащению своей общины. В то же время случаи воровства внутри общины сурово осуждались и фактически были исключены.
Персонажи Важа-Пшавела действуют в горах, заселенных маленькими изолированными племенами, которым приходится жить в чрезвычайно тяжелых экономических условиях. Однородность хозяйства соседних племен сводила к минимуму возможность обмена между ними. Общины были лишены собственной экономической базы материального благосостояния. Здесь набеги и похищения играли по сути дела ту же роль, что порожденные экономическими интересами воины между крупными государствами.
Эта проблема наглядно встает в поэме "Алуда Кетелаури". Именно социально-экономические побудительные мотивы объясняют и оправдывают рыцарский дух взаимоотношений между персонажами, хотя причиной их столкновений служит стремление к захвату чужого имущества. Герой не осуждает противника за действия, несущие определенную социальную функцию в общине. Отсюда вытекает своеобразная психологическая ситуация, порожденная отношениями Алуда Кетелаури и Муцала. Вместе с тем общину как социальную единицу не устраивает излишнее сочувствие к врагу, поскольку такие настроения создают угрозу обычаям, обусловленным социально-экономическими факторами.
Акт отмщения приобретает особую окраску. Алуда мстит Муцалу как член общины, не испытывая к нему лично никаких враждебных чувств. Таким образом, месть во имя интересов общины переживается, осмысливается как нравственное деяние.
Здесь же следует отметить основную особенность патриотических эмоций на изображаемом этапе развития общества: изгнанный Алуда запрещает членам своей семьи выражать недовольство решением общины*
С этой точки зрения интересна и другая поэма Важа-Пшавела -"Гость и хозяин", где герой сталкивается с необходимостью исполнения двух взаимнопротивоположных обычаев. На фоне возникающих отсюда противоречий проявляется благородная личность, свободная от чувства индивидуальной мести, и если такая личность допускает месть кровнику, то лишь в защиту интересов общины. Отвергнутый соплеменниками Джокола все-таки гибнет в борьбе с врагами своей общины.
Таким образом, в поэмах "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин" Важа-Пшавела показывает процесс освобождения благородных людей от чувства личной мести, хотя они никогда не отступают, если отмщения требуют жизненные интересы страны.
Именно здесь обнаруживается неудовлетворительность понимания мести только как категории психологической и необходимость ее рассмотрения как понятия социального порядка.
Важа-Пшавела не только рисует борющихся за благополучие общины героев, он говорит и о борьбе за общегрузинские интересы, изображает героев, участвующих в этой борьбе.
Этой проблеме посвящена поэма "Бахтриони".
Итак, патриотический мотив в творчестве Важа-Пшавела получает различное содержание и характер в соответствующих исторических условиях. Именно данное обстоятельство порождает своеобразие конкретной реализации мотива и возможность раскрытия различных художественных образов.
Мы говорили, что чувство мести на различных ступенях развития общества наполняется совершенно разным содержанием. Кровная месть в функции правосудия служила важным регулятором социальной жизни. В поэме "Кровная месть" автор изображает переходный этап, когда месть уже лишена патриотического характера, но еще не воспринимается как выражение злобы. Она выполняет роль возмездия там, где не действуют соответствующие общественные институты.
Иная ситуация зафиксирована в "Отлученном" - главный персонаж пьесы охвачен желанием личной мести. Здесь обнаруживается огромное различие между местью из личных интересов и местью как социальной функцией.
Все сказанное выше определяет содержание и целенаправленность произведений Важа-Пшавела. Художественные средства, с использованием которых автор достигает поставленной цели, будут рассмотрены в соответствующих разделах диссертации.
Научная ценность и практическое значение работы обусловливаются изучением противопоставленности и развития мотивов патриотизма и мести. Результаты исследования будут полезны специалистам по истории грузинской литературы, преподавателям вузов и всем лицам, интересующимся творчеством Важа-Пшавела.
Результаты исследования найдут применение в читаемых в вузах республики спецкурсах и расширят программу спецсеминаров.
Апробация работы. Основные положения диссертации, опубликованы в статьях автора в научных сборниках и журналах, доложены на П Всесоюзной научной конференции молодых ученых-филологов (г.Кутаиси, 1982г.) и в 1980-84гг. регулярно обсуждались на заседаниях кафедры истории новогрузинской литературы ТГУ.
Структура и объем диссертации. Работа содержит Ш? стр. машинописи. Состоит из введения, шести глав и выводов. К ней прилагается список цитированной литературы, включающий 72 наименования на русском, грузинском и немецком языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности мотива патриотизма в творчестве Важа Пшавела"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1# Мотив есть движущая сила, посредством которой разворачивается соответствующее художественное содержание и развиваются образы персонажей. Один и тот же мотив может повторяться в различных произведениях и нередко, особенно на ранних этапах общелитературного процесса, предстает в качестве персонифицированного образа. Мотив может характеризоваться богатством смысловых зависимостей и проблемной масштабностью, высокой художественно-эмоциональной насыщенностью.
В творчестве Важа-Пшавела патриотический мотив и его связь с мотивом мести представлены богатым, интересным в плане поставленной проблемы материалом.
2. Проблема патриотического мотива чрезвычайно актуальна ввиду различного конкретного наполнения, которое он получает на различных этапах развития общества, в различных социально-экономических условиях.
Патриотизм, как некоторое субъективное переживание достаточно прост и ясен. Однако в истинном понимании патриотизм предстает как социальная категория, подверженная историческому развитию. Вместе с тем тот или иной вид патриотического акта предполагает определенный уровень сознательности.
Специфические особенности проявления патриотизма в условиях общинного уклада определяются характерными чертами общественного развития на данном этапе. Именно этими особенностями продиктованы действия и убеждения многих героев Важа-Пшавела: их патриотические чувства и поступки непосредственно вытекают из беспредельной преданности интересам общины, что полностью исключает возможность какого бы то ни было выступления против нее. Даже изгнанный из общины Алуда Кетелаури запрещает членам своей семьи роптать по поводу жестокого решения соплеменников (поэма "Алуда Кетелаури"); отторгнутой Джокола также Гибнет в битве с врагами своей общины. Аналогичная ситуация возникает и в греческом полисе, когда Сократ отказывается уклониться от смертельного приговора, вынесенному ему.
3. Месть как особое психическое состояние в различных конкретно-исторических условиях также получает различное, порой взаимопротивоположное осмысление. На догосударственном этапе общественного развития месть понималась как единственная реализация идеи справедливости. После возникновения соответствующего государственного института, несущего функцию правосудия, месть вырождается в пережиток, питающийся озлоблением личности и становящийся источником преступных, безнравственных деяний.
4. Своеобразно содержание мести, поставленной на службу интересам общины. Алуда метит Муцдлу как член общины, которой был нанесен ущерб, но при этом он не испытывает личной неприязни к иноплеменнику, совершившему набег. В данном случае акт мести призван оградить общину и ни в коей мере не является выражением субъективных отрицательных эмоций.
5. Важа-Пшавела рисует также образы борцов за общенациональные интересы единой Грузии. С этой точки зрения показательна поэма "Бахтриони", посвященная восстанию 1659 года, которая заняла заметное место в грузинской литературе XIX в. Наиболее яркое отражение эта героическая страница истории грузинского народа нашла в названной поэме Важа-Пшавела и в произведении А.Церетели "Баши-Ачуки". Интересные образы горцев-участников борьбы за единую Грузию содержит и более ранняя поэма Важа-Пшавела "Рассказ старика", ряд мотивов и моментов которой нашел дальнейшее развитие в поэме "Бахтриони".
6. Страшный акт мести, совершенный положительным персонажем поэмы "Кровная месть", объясняется лишь неотвратимостью правосудия, тяжелейшую функцию которого герой возлагает на себя.
7. Поэма "Отлученный" обнаруживает глубокие различия между личной по сути местью и местью, наделенной социальной функцией. Описывая события, показывая их внутреннюю логику, поэт обличает неприемлемый с нравственных позиций характер мести, продиктованной личными чувствами.
Список научной литературыБежитадзе, Марина Теймуразовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные произведения в трех томах,т.Ш. М., 1979, 643 с.
2. Маркс К. и Энгельс Ф., О литературе и искусстве, г М.,1976, 826 с.
3. Ленин В.И., 0 литературе и искусстве. Изд.пятое. М.,1976, 827 с.
4. Ленин В.И., Полное собрание сочинений, т.7. М., 1959,622 с.
5. Ленин В.И., Философские тетради. М., 1978, с.746.
6. Актуальные проблемы марксистской этики (Сборник статей)1. Тбилиси, 1967, с.491.
7. Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972,470 с.
8. Веселовский А.Н., Историческая поэтика. Ленинград, 1940,646 с.
9. Горький М., О литературе. М., 1953, 866 с.
10. Декабристы. -М., 1951, 688 с.
11. Ежемесячник А.Церетели, $ I, 1897, 130 с.
12. Важа Пшавела, Избранное (Проза, драматургия, статьи).1. Тбилиси, 1959, 340 с.
13. Важа-Пшавела. Сочинения в двух томах, т.1. М., 1958,407 с.
14. Ковалевский М.М., Закон и обычай на Кавказе в двух томах.
15. М., 1890. т.1, 299 е., т.П, 327 с.
16. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев, вып.1, Одесса,1882, 437 с.
17. Леонтович Ф.И., Адаты кавказских горцев, вып.П. Одесса,1.8S, 396 с.
18. Мопассан Ги Де, Полное собрание сочинений в 12 томах,т.1У. М., 1958, 431 с.
19. Мериме П., Новеллы. М., 1953, 604 с.
20. Платон, Сочинения в 3-х томах, т.1. М., 1968, 622 с.
21. Рибо Т., Психология чувств. Киев, 1897, 299 с.
22. Теория литературы в трех томах, кн. I. М., 1962, 452 с.
23. Теория литературы, кн., П. М., 1964, 486 с.
24. Теория литературы, кн. Ш. М., 1965, 504 с.
25. Тимофеев Л.М., Основы теории литературы. М., 1959 , 447 с.
26. Томашевский Б.В., Теория литературы. Москва - Ленинград,1931, 232 с.
27. Чавчавадзе И.Г., Избранное. Тбилиси, 1947, 466 с.
28. Шекспир Уильям, Трагедии. М., 1983, 672 с.
29. Литература на грузинском языке
30. Асатиани Г.Л., От "Витязя в тигровой шкуре" до "Бахтриони". Тбилиси, 1974, 402 с.
31. Бакрадзе А.В., Литературные письма. Тбилиси, 1977, 219 с.
32. Бенашвили Д.Г., Важа-Пшавела. ТБилиси, 1961, 552 с.
33. Боцвадзе И.Л., Важа-Пшавела и его критики. Тбилиси,1965, 151 с.
34. Важа-Пшавела в грузинской литературной критике. Тбилиси,1955, 390 с.
35. Важа-Пшавела о литературе и искусстве. Тбилиси, 1967,362 с.
36. Важа-Пшавела, Полное собрание сочинений в десяти томах.
37. Тбилиси, 1964, т.1, 432 е., т.П, 521 с.35. т.HI, 407 е., т.1У, 397 о., т.У, 407 е., т.У1, 338с,т.УП, 397 е., т.УШ, 407 е., т.1Х, 492 е., т.Х, 477 с.
38. Вартагава И., Письма и воспоминания. Тбилиси, 1975,325 с.
39. Гамезардашвили Д.М., Георгий Эристави (Жизнь и творчество). Тбилиси, 1949, 206 с.
40. Грузинская народная поэзия, т.1, Хевсурская. Тбилиси,1931, 031 708 с.
41. Гацерелия А.К., Избранные сочинения, т.П.- Тбилиси, 1978,294 с.
42. Данелия С.И., Важа-Пшавела и грузинский народ. Тбилиси,1925, 87 с.
43. Джавахишвили И.А., История Грузии (Х1-ХУ вв.) Тбилиси,1949, 283 с.
44. Евгенидзе Ю.Ф., К творческой истории Важа Пшавела.1. Тбилиси, 1977, 338 с.
45. Зандукели М.З., Важа Пшавела. Тбилиси, 1953 , 328 с.
46. История Грузии, кн.1. Тбилиси, 1953, 599 с.
47. История новогрузинской литературы, I. Тбилиси, 1956,525 с.
48. Картлис Цховреба (История Грузии). Грузинский текст, т.П.1. Тбилиси, 1959, 707 с.
49. Кикнадзе Г.К., Вопросы стиля речи. Тбилиси, 1957, 373 с.
50. Кикнадзе Г.К., Вопросы теории и истории литературы.1. Тбилиси, 1978, 397 с.
51. Кикнадзе Г.К., Творчество Важа Пшавела. Тбилиси, 1957,321 с.
52. Кипиани Д.И., Мемуары. Тбилиси, 1930, 174 с.
53. Кутелия А., Важа-Пшавела мыслитель и гуманист. Тбилиси,1947, 179 с.
54. Макалатия С., Хевсурия. Тифлис, 1935, 280 с.
55. Махарадзе А., Очерки по истории грузинской литературы,т.П. Тбилиси, 1962, 478 с.
56. Очерки истории Грузии (в восьми томах), т.1У. Тбилиси,1973, с.1002.
57. Очиаури Т.А., Из истории древнейших верований Грузии.1. Тбилиси, 1954, 143 с.
58. Поэма Важа-Пшавела "Бахтриони" (Текст и литературно-стилистический анализ). -Тбилиси, 1972, 303 с.
59. Пурцеладзе А., Милость. Ахали-Сенаки, 1894, 31 с.
60. Пять поэм Важа-Пшавела. Тбилиси, 1975 , 462 с.
61. Радиани Ш.Д., Грузинская литература XIX века. Тбилиси,1967, 406 с.
62. Сборник Важа-Пшавела, т.1. Тбилиси, 1970, 274 с.
63. Сборник,посвященный памяти Важа-Пшавела. Тбилиси,1966, 494 с.
64. Сборник, посвященный столетию со дня рождения Важа
65. Пшавела. Тбилиси, 1961, 256 с.
66. Табидзе Т. Собрание сочинений в 3-х томах. - Тбилиси,1966, 337 с.
67. Узнадзе Д.Н., Общая психология. Тбилиси, 1940, 501 с.
68. Цаишвили С.С., Литературные статьи. Тбилиси, 1977, 288 с.
69. Церетели А.Р., Избранное в двух книгах. ТЕилиси, 1977,кн., I, 417 е.; кн.П, 187 с.
70. Чавчавадзе И.Г., Полное собрание сочинений в пяти томах,т.У, 1962, 634 с.
71. Чхенкели Т.В., Поэзия род познания. - Тбилиси, 1978,424 с.
72. Чхенкели Т.В., Трагические маски. Тбилиси, 1971, 331 с.
73. Чумбуридзе Д.Н., Писатели и критики. Тбилиси, 1974, 256 с.
74. Эристави Г.Д., Сочинения. Тбилиси, 1966, 502 с.
75. Эристави Р.Д., Избранное. Тбилиси, 1958, 579 с.
76. Frenzel Е., Motive der Weltliteratur. Stutgart, 1976,807 s.