автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Особенности поэтики романов Т. Лоджа

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Торкут, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата биологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Особенности поэтики романов Т. Лоджа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности поэтики романов Т. Лоджа"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛШИНА, ОРДН1Л ОКТЯБРЬСКОЙ РЕБОЗКЗК И ОРДЭ!А ТШОВОГО КРАСНОГО ЙШ.ШШ ГОСУДАРСТВБШЙ УЯЗВЕГСЯГЕВГ тот \4.Э.10Ш0С0Ш

ФялелсгЕчезквй факульхет

Ш правах руконнс?

ТОРЮТ Еашкья &кс\таевна

ОСОБШЮСШ ПСЗТЕКИ 1ШАН0Б Т.ЛОЛлА

10.Ol.CS. - Лятсрагура стран Западной Езроян, Анерьхя и Авогракпз

Автореферат диссертанта ка соясханне ученой степени кандидата фзлогогзчэскнх says

МОСКВА - I9S1

РаЗота, выполнена на кафедре зарубежной литературы фкьодопаческого факультета днепропетровского государст-аегэого ушверсиФета ем. ЗиО - летня воссоединения Укравны с Россией.

Науигй руководитель - кандидат филологических наук, профессор Я.Я.Потемкина.

Официальные оппоненты: Доктор филологических наук, профессор А.Н.Горбунов. Какцддат Филологических наук В.ИЛлатузова.

Ведущая организация: Донецкий государственный университет

Зыцата состоится 29 ноября 1991 года на заседании специализированного Совета Д 053.05.13 во асторяк зарубежных лмтератур ири Московском государственном университете гм.Ю. Ломоносова по адресу: г» Москва, ПЭ8ЭЭ, Лекннскзе горы, 1-й корпус гуманитарных факультетовг филологический факультет.

С дессергацззй мегко ознакомиться э библиотеке фдамгогачсското факультета Московского государственного университета ш. М.В.Ломоносова.

Ученый секретарь снещ£^шзйрошнного Совета доцент

А.Б.Сергее:

и' *■

Общая характеристика дпсо.атугаими. Предаем« иоследоваипя в реферируемой ргботэ является романистика одного аз ярких "университетских ртов" елизаветинской Англии - 7с».««а Доджа /1558-1625/.

Каздый из тости рассматриваема в диссертации романов писателя отменен огадтлиш лрэотупак-цей ориентацией на творческой эксперимент-и 'представляет собой достаточно оригинальное явление историко-литературного процесса позднего Зсзроздения в Англия. Изучсниз специфики эвого облика любовно-авантврдах

романов "Усладительна»: история Форбониуса и Присцерии" /1584/, "Роз&татаа" /1590/, "Тень Звфузса" /1532/ л "Американская Маргарита" /1596/ позволяа'г проследить основано этапы формирования маньеристичэского мироощущения автора, а спалив поэтики ого "ио-торизированкнх" сочинений "Знаменитая, правдивая и историческая жизнь Роберта Второго" /1591/' и "11лзн:> и смерть Уильяма Длиннобородого5' /1594/„ вшгаляючай связь коеднвренессзнсноЗ прозы о историографической традицией Возрождения, способствует постижению особенностей творческого мышления романиста и представляет значительный интерес в теоретическом планз, поскольку расширяем представления о путях формирования английского романа в елизаветинскую глоху*

Актуальность комплексного изучения про^леч лоокогоко? романистики сбуслоЕлсиа зачетным возрастанием интереса к аанрово-зти-левой картине Ренессанса /А.А.Акикст, В.И.Гре«онкои, Я.К.Батккн, А.Н.Горбунов» Л.И.Тананаева, Л.Я.ПотемкЕиа, К.АЛскалов и др./, а также формирующейся з современном литературогедеичи тенденцией переосмысления некоторых аспектов историко-литературного процесса позднерекессансной Англии. В усяозкях неметигаегсся положительного сдвига в определении историко-литературного генетически-функционального статуса елизаветинской прозы /Л.Стивенсон, Дх.Крэгл, М.Шпаух, П.Сэлзмен, Л.Д.Привалова, Т.И.Влаоова, Л.Р.Никифоровз/ специальный анализ романного наследия одного из популярных у современников автора может дать интересны!' и новый материал, ваяний для прояснения специфики состояния и путей развития жанра романа в эпоху позднего Возрождения в Англии.

Данная диссертация представляет собой первый в отечественной наука опыт ззучения всего романного наследия Т.Лодуя, ни одно из произведений которого до настоящего времени не переводилось на один из язиков народов СССР и не исследовалось сапотски:.':: учо-ними.

Научная новизна -работа состоит в том, что прозаические произведения писателя рассматривается не в хронологической последовательности /падеико таков, доминирующий принцип репрезентации его романов в зарубежной научной литературе/, а в соотнесении с ведущими тенденциями и стилям:: его эпохи, с учетом новаторского подхода ро-маниста-зкслериментатора, переживающего довольно сложную эволюцию, к современному ему канрово-стютзвому канону к его творческой тран-сфо. лацки. Такой подход обусловливает постановку следующего ряда задач:

1. Предваряя анализ собственно-романного наследия ТЛодка, определить позиции писателя в кардинальных дискуссиях эпохи, декларированные им е первом литературном произведении "Ответ на "Школу непристойностей" Стивеиа Госсона в защиту Поэзии, Музыки к театральных представлений" /1578-1579/.

2с Рассматривая литературно-критические и эстетические воззрения начинающего литератора в контексте елизаветинской полемики о Поэзии, изучить лодаеЕСкую концепцию поэтического творчества, особенности сформулированной им позиции писателя-практика. Исследовать канрово-стилевой облик лодкевсгсого трактата как образца ливературно-кригической мысли позднего Возрождения.

Зо Рассмотреть ранний любовно-авантюрный роман Т.Яоджа /"Усладительная история Форбопиуса и Присцерии", "Розалинда"/ как начальный этап лодяевского эксперимента с формой "romance", выявляя при этом как, связи с ренессансным мироощуцепиеы, так и зарождение ыаньерастических тенденций, ощутимых на всех уровнях поэтики данных произведений.

4. Проанализировать своеобразие художественной структуры, капрсво-ст-илевогс облика и проблематики позднего любовно-авантюрного романа Лодка /"Тень Эзфуэса", "Американская Маргарита"/, выявляя его слояные генетические истоки, специфику трансформации пасторального, .аобовно-психологического, авантюрного и дидактического начал в рамках одной романной структуры.

5» Исследовать специфику художественного воплощения исторических, политических к религиозных воззрений писателя в "истори-зированных" романах /"Знаменитая, правдивая и историческая жизнь Роберта Второго", "Жизнь и смерть Уильяма Длиннобородого'*/, а также раскрыть оригинальность жанрового облака этих произведений, заликавЕцае веська вакшое место в общелитературной перспективе процесса трансформации традиционной ПОЭТИКИ "romance" ка его путях

К "novel".

6. Проследи^, динамику формирования маньериститоского мироощущения Т.Лодаа от его зарождения в рамках реноссаксных представлений /"Ответ Госсону", "Усладительная исторал Форбониуса и Присцерш", "Розалинда"/ через осмысление антиномии идеала и действительности /"Тень Эвфуэса"/ к полемичному переосмыслению к критике декларированных ранее идеалов и принципов /"Жизнь к смерть Уильяма Длиннобородого", "Американская Маргарита"/ и дать периодизацию романного творчества писателя.

7. Определить специфику ноеэций Лодяа-романиста, его место в елизаветинской прозе и вклад в развитие романного канра в Англии,,

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что изучение поэтики лодаевскет: романов дает новый материал, способствующий более глубокому проникновению в специфику манье-ристического мышления позднеренессансного автора, несколько уточняет картину развития романной прозы в елизаветинской Англии, расширяя представления о разнообразии ее канровых вариантов, о сложности генетических истоков /в частности, о взаимодействии романических жанров с "малыми" формами, а также историографической и агиографической традициями/, наглядно демонстрирует наличке весьма перспективных тенденций, предвосхшзаицих черты английского романа более поздних эпох /Дж.Мэккензи, Р.Бойль, А.Бен/. Полученные результаты могут использоваться в лекционных icyрсгде по истории английской литературы.

Апробация. Результаты исследований были представлены в выступлениях на Шекспировских чтениях /Москва, 1989 г./. Республиканской конференции молодых ученых /Киев, 1989 г./, Крымской научной конференции /Симферополь, 1S89 г./, а также на итоговых научных конференциях 1939, 1990 и 1991 годов в Днепропетровском госуниверситете.

Структура диссертации. Раоота состоит из введения, четырех глав, выводов, примечаний и библиографии, включающей 346 наименований. Основной текст диссертации изложен на 200 страницах.

Во введении предпринята попытка презентация чрезвычайно многообразного творчества Т.Лоджа, который известен советскому читателю, главным образом, ляль как автор "Рсзалллдя", послузии-шей источником шекспировской комедии "Как шм зто понравится" /1600/. Освещая литературную репутация автора, чье имя пользовалось широкой известностью на рубеке ХУ1 - ХУЛ вокоз, диссертант

акцентирует вяаманяв на том, что уже пра жизни писателя отношение л его льтературлойу яаоледиа? было неоднозначным: так, соврзконни-кк высоко оц.е:илл его поэтическое дарование к талант сатирика /Новелл, Стоу, Мэрвэ/е а мьогочгй^юаиыв лодаовскив зашс-^эвания с-га^а аре-дметсм пародий г объектов иронкчяих насмеяек /Кэш, Джонсон/.

Весьма противоречивы«« оказываются и последуппие исследовательски«. оценки усторико-датаратурного значения творчества писателя, как, зпро»е?й, и суадеьая ученых об отельных произведениях

Лодал.,

Б современном отечественной лктературовзданик наследие Томаса Лодта практически не изучено. Наза наука до настоящего времени не располагает' ни одно* фундаментальней работой, относящейся к его твортеетву, а весь шехзцийся материал /упоминания б энциклопедиях к учебккках аэ историк литературы/ носит либо справочно-икфоркацйошшй, либо обзорный характер. В последние годы шля Лодка Есе чаде появляется в статьях исследователей пишей страны, лредпринлмающих ряд услегших попыток изучения и эстетической реабилитации елизаветинского романа, опровергающих зосходявдй к концепции Э.БеЯкера и прочно г-скрепавшийся в науке 50 - 70х годов взгляд на него как "фальстарт" в развитии гталра /Дя.Найт/. Так, Л.Р.Никифорова упоминает о Т.Лодяо з связи с Ф.Сидни, Т.И.Власова - при сопоставлении с Т.Долони, Е.М.Склярова - исследуя творчество Р.Грина, Л.П.Привалова - при характеристике картины разви-ткя елизаветинской прозы, Л.Я.Потешала - в контексте изучения ¡г.анра пасторального романа, В.Г.Решетов •• изучая развитие литературно-критической мысли в елизаветинскую эпоху.

Зарубежная литературоведческая традиция относит Лоджа к второразрядным писателям, значительно уступавшим своим великим современникам - Лига, Сидни, Шекспиру - по глубине таланта и мас-атабкостл. Его иия то включаэт, то исключают из историй английской ренессапсной литературы, а в трудах, посвященных развитию английского романа, Лодж чаце всего фигурирует.как последователь С;щга, представитель иколы Ляля Д'.й.йрли, З.Бейкер, Л.Стивенсон, Дт.. Крапп, К.Рикс/. В специальных работах, посвященных Т.Лодау1,

1 Paradise B. Thonas Lodge. Die'History of Elizabethen.-L.„ 1931. - 230 p. Sisson Ch. Thonas Lodge & other Elizabethans. - Cambridge, Kassschusetts: Harvard University Press, 1<333. - 526 p.

Kao W. Thomas Lodge."N.Y.i Twayne Pu'.lishcrs INC, 1967. - 128 p. Temiey E. Thouas Lodge." N.Y.: Russell «Russell, 1969. - 202 p.

„ f> _

■стало традициошшм обращение в норвуо очередь к спорным моменте« биографии писателя. Пря несомненных доеюииствах этих исследований, насыщенна* богатым факзическаа материалом, ягопгсаэдях пог-и': ряд оригинальных концепций и яаблпяепкЭ, сх^хует нее *з отметить, что анализ проблем творчества яорздко сводится к г.р^Тгчзезх?«)-ристкко проазвэдений и передаче их содерзскяя на фоне лсдро&»вй~ иеЯ детальной биография автора, что, вероятно, ахедлло в замысел исследователей.

Значительный яашеателышй сдвиг в изучении творческого наследия Лодка наметился з гягаед>гях з последние десятилетия работах В.Дэвиса, Р.Хэдде.ерсока, Ф.Биги, Дж.Адциеона, Дж.Сэлзера и А.Балкер*. Данные исследования затрагиваю? лктгъ отдельные аспекты творчества писателя, ярко демскстргруя пря згой, что лодяезский роман оказывается весьма благодатна объектом для применение методологии модных литературоведчески школ и направлений. Так, свойственное лоджевской романистике прсзометрич?гкое отроение и. особая знаковость позволяют В.Дэвису успв-по использовать методологии структуралистского подхода, а эмблекная "загзифрованность", высокая степень аллегоризма ".Американской Маргариты" дает основания А.Валкор для семиотического анализа, Весьма оригинально, хотя и полемично, предлагаемое американским''ученик Дж.Сэлзером прочтение лодаевского романа "Знаменитая, правдивая и историческая жизнь Роберта Второго" с точки зрения "рецептивной критики". Пристальный интерес писателя к психологии и интимным чувствам героев оказывается фундаментом фрейдистской концепции Да.Пэрек о пяти типах сексуальных аномалий в иРозаляцдеи'\

Da vis W.8. Idee 4 Act in Elizabethan fiction. - Princeton: Princeton University press, 1069.- 289 p.

Helgerson К. The Elizabethan Prodigals. - Befkele, , Los Angeles,

L. : University of California press , 1976. - 178 p.

Beaty F. Lodge's "Forbonius S Priscerla" S Sidney's "Arcadia".

// English Studies. - Amsterdam, 1968.- N 1. - P.38-45.

Addison J. Appendix E. // An Old-Spelling Critical Edition of lho-

nas Lodge's "A Margarite oi America" 1596. Elizabethan & Pennia-

sance Studies. - Salzburg, 1980. - N 96, - P.14-38.

Selzer J.L. The Achievement of Lodge's "Robin the Devil".// Tfian

Studies in Literature 4 Language.- Texas, 1984.-v.26.-N I.-P.18-VJ.

Walker A. The Reading of an Elizabethan Prose Pamphlets of Thooft;.

Lodge. II RES. - 1932. - H 8. - P.263-270.

^ Paran J. The Aaorous Girl-Boy: Sexual Aabiqulty in Thomu.s Lodge's "Rozalinde".// Assays critical approaches to aedi^val ' renaissance texts. / Ed. by P.A.Knapp s M.A.Sttigrin. - f'i sUrah: University of Pittsburgh press, 1979. - P.91-97. 1

Знакомство с работами зарубежных ученых, посвященными проблемам развития елизаветинской прозы и Т.Лоджу в частности, позволяет констатировать заметное оживление интереса к лоджевской ро-манистнке в последние годы. Однако, при всей весомости их вклада в изучение прозаического наследия писателя /к концепциям ряда исследователей автор данной диссертации будет обращаться неоднократно, а с некоторыми из них полемизировать/, следует признать, что вне поля зрения остаются столь ватаые вопросы как истоки и природа лодхевских новаций, специфика его жанрового эксперимента, связь возднеренессансного автора с ведущими литературными стилями эпохи и др. Необходимость постановки и исследования этого круга проблем представляется назревшей, ибо каздый из шести лоджевских романов интересен и ценен и как особый этап развития жанра "высокого" романа позднеренессансной Англии,'и как уникальная, никем не повторенная комбинация традиционных художественных форм елизаветинской прозы в рамках романа.

В первой главе диссертации рассматривается стоящий у истоков творческого пути Лоджа-романиста литературно-критический трактат "Ответ на "Школу непристойностей" Стивена Госсона в защиту Поэзии, Музыки и театральных представлений", где отчетливо проступает стремление начинащего литератора к осмысления актуальных эстетических проблем, представлена четкая декларация собственной позиции в кардинальных дискуссиях эпохи.

Включаясь в обсуждение наиболее острых вопросов, связанных е сущностью и назначением современного ему искусства, Т.Лодж оказывается в гущз вдэйно-эстетических споров елизаветинцев, что свидетельствует об особой активности его литературно-критической шгсли, Органически усваивая идеи античных и итальянских поэтик, а такие достаточно богатый теоретический опыт предшественников и современников Кокса, Вильсона, Зшема, Пичема, Виллиса, Лодж в ходе полемики с многочисленными нападками пуританина Госсона на Поэзию, Музыку и театр излагает достаточно цельную, логически продуманную собственную систему литературно-критических воззрений и эстетических принципов, гуманистически-маньеристических в своей основе.

Изучение лодаевской концепции поэтического творчества свидетельствует о том, что она формировалась под мощным влиянием ренессансного неоплатонизма: перекликаясь с идеями французских поэтов Плеяды, Лода воспринимает творческий процесс как таинство,

- Б -

божественное озарение. Возможно, в полемике с итальянским теоретиком искусства Кастельветро, считает'-',; Поэзия и Риторику явлениями одного порядка, Лодг, отрицает всякую роль "упражнения" з поэтическом творчестве, что придает его трактовке односторонность, которая будет преодолена Сидни в известном труде "Защита поэзии", опубликованном в 1595 году. Дискутируя с ортодоксальными представлениями своих противников - пуритан /Госсона, Стаббза, Рэнкинса/, автор "Ответа ..." зидит назначение Поэзии в неразрывном единстве ее гедонической, назидательной и социальной функций. В этом ощутимо и влияние средневековой традиции аллегорического истолкования литературных произведений, и перекличка с идеями гражданских гуманистов Англии, и знакомство с аирско- распространиЕоейся в ряде европейских стран ХУ1 века тенденцией реабилитации гедонической функции искусства /Робортелло, Баллис, Паттенхэм, ¿пдни я др./.

Ренессапсный гедонизм в сочетании с христианско-теологичес-кой идеей религиозно-этического воздействия музыки на слушателя формирует лоджевский взгляд на природу и функции музыкального искусства.

Предвосхищая интерес своих соотечественников к проблемам театра /Драйден, Конгрив, Фракер, Гей, Фильдинг/, Додж, как и многие его современники /Лили, Сидни, Уэтстон, Нэш, Шекспир, Беи Джонсон/, обращается к осмыслению вопросов, связанных с развитием современной драматургии. Эстетическая отвага Доджа как защитника театра наиболее ярко проявляется в утверждении прав жанра комедии, апелляции к возрождению "достоинства" театра не столько путем изменения предмета изображения, сколько совершенствование:,: формы, стиля. Уже само обращение к категории "стиля" является показателем близости позднеренессансного автора ключевым принципам маньо-ристической эстетики. Эта близость ощутила и в неус.айном утверждении приоритета искусства над природой, Поэзии над Философией, в отстаивании права Поэта на самовыражение и проявление творческой оригинальности и т.д.

В жанровом облике первого лоджавского сочинения, как показано в ходе его анализа, ощутимы маньеристические ориентации -автора. В "Ответе Госсону" своеобразно переплетаются черты литературно-критического трактата /субъективизм в интерпретациях и оценках, полемичное отношение к ставит традиционными взглядам .: положениям, наличие откликов на современную литературыуо п. .дтику/, апологии /соотнесенность с тезисом оппонента, апелляция к

авторитетам, преобладание дедуктивной аргументации/ и литературного манифеста /гуманистически окрашенный пафос реабилитации искусства, индивидуальность писательской манеры/. Это переплетение - яркое свидетельство оригинальности автора, мимо которой зачастую проходят исследователи ренессансной литературно-критической мысли в Англии /Дх.Атткинс, Д.Ринглер, В.Холден, Л.Г.Володарская, В.Г.Решетов/, склоннне видеть в лодаевском сочинении набор общих мест.

Несостоятельными представляются и упреки в плагиате, предъявляемые Лодку учеными Д.Кауфордом, Л.Кастнером, Э.Пирсон, так как Еторичность литературно-критических воззрений позднере-кессаксного автора имеет программный характер. В этой главе .•щссертации показано, что Лодк не столько заимствует какие-либо положения у античных, христианских авторов и современников, сколько отталкивается es их идей, подвергает их критическому осмыслению, а иногда и полемизирует с ними. Обращение к утвердившемуся канону дает импульс собственным рассуждениям автора "Ответа...„", который пытается к тому so обыгрывать общие места j; субъективно, а порою тенденциозно, интерпретировать "чулие" мела. В этом очевиден своеобразный, маньервстическяй по своему духу, лодгевскнй вызов традиции /существующему арсеналу теоретических воззрений на Поэзии/, без которого дальнейшее развитие литературно-критической мысли в Англии пошло бы, возможно, несколько иными путями.

Ранние романы Т.Лсдаа "Усладительная история Сорбониуса а Прасцерии" п "Рсзалинда", где эстетические принципы,■ декларированные в "Ответе Госсону", получают яркое художественное воплощение, являются предметом анализа во второй главя работы.

Первый опыт Лодаа-романяста - отмеченная яизнеутверадавдии пафосом версия истории двух благородннх. влюбленных, яринадлеаа-вдх к враздупцим семействам. Улс- в заглавии этого произведения

/"The Delectable Historie of Forbon'us & Prisceria" / автор указывает одну из своих задач - "усяавдать", солидаризируясь с иэ-вестной формулой Горация, столь рьяно защищавшейся ранее в "Ответа Госсонуи. Представляя главную героина как внучку Теаге-на и Хардклеи, а также используя имена геляодоровских героев -правителя Гидаспа и'священнослужителя Сасишстра - с целью временной конкретизации описываемых собцтий, Лода следует каноническим стереотипам "romance'', с присущим им акзотизмад, услов-

ностьа топонимики, специфическим зыбором персонажей, и питается заинтриговать читателя. Ьлесте с теи, з этом проступает а нагний маньеристическай принцип: литературная реальность выдается за исторически достоверную, ибо искусство выиэ природы, как полагает романист.

Обращаясь к широкоизвестному сюжету, привлекавшему внимание ынсгах ренессапсных спгороз - !."азуччо, Лулдет да Порто, Больдерз, Еанделло, Луидгн Грото, Дтаролаглэ Корта, Пьера Буато, Уильяма Пейтера, Артура Ерука, а в последствии и Уильяма Шекспира, Т.Лояк пытается переоскгсдзть его общепринятую трактовку. Откликаясь на неослабевашгй интерес англичан, для которых еде свегл были воспоминания о нрсасвой вражде Алой и Белой роз, к критике феодально-сословных переяятков средневековья, иисатеяь-гуманлст предлагает читателю нетрадиционный вариант финала, указывая на возможность благополучного исхода родовых распрей. Именно з этом видится оригинальность художественного мшязния автора "Усладительной поторип Форбониуса а Прясцерии", ибо, как отмечают многие исследователи литературу данного периода, оригинальность тогда заключалась не столько в создании нового, сколько в своеобразии пдейно-эстетнческой. обработки уже знакомого спжета, в изобретательности / ingenio/ в аеезавдашюм взгляде па общеизвестное.

Основой опзетного развитая в романа выступает случай, создающий очередное препятствие на пути героев - дочери зизиря Присцерия'и сына его кровного врага Форбониуса - к счастью. У истоков препятствий, возникающих а результате "случайного" стечения обстоятельств, стоит враяда семейств - злое начало, противостоящее светлому чувству лвбва. Именно этот мотив объединяет три относительно самостоятельных сезотно-ксшю:- лхгатих блока в единую повествовательную цепь, обусловливая высокую степень структурного единства. Традиционные для гелиодоровской поэтика ситуации неожиданных совпадений, встреч и неузнаваяий, сгаетные моменты "легких проделок", близкие "джестовым" эпизодам, вводимые в ткань романа письма, несущие печать воздействия зароздаа-цеЕся в эти годы английской эпистолярной традиция, пасторальное повествование и пастушеская эклога, составляющие органическую часть романной структуры - все это свидетельствует- о многообразии генетических источников и многосоставности жанров '■ структура "Усладительной истории Форбоннуса а Присцераз".

В следующем, и по .общепризнанному мнению лучшем среди «сдйевишх сочинений, ршше "Розалинда" наряду о ренессанснымк чертами /антропоцентризмом, декларацией веры в торзество положительных начал/ все отчетливее проступают маньеристические тенденции. Дзухсоставное заглавие - "Розалинда: Золотое наследие Эвфузса" - огкрсто связано с эстетическими веяниями позднего Возрождения в внутренне полемично. 3 антиномичном соединении даух имен, приобретало« особую значимость в предлагаемом контексте /Розалинда ~ воплощение земной любви, Эвфуэс - противник чувственной страсти, носитель категории "разума"/, отчетливо звучит полемичное отноиензе Лодза к этическому идеалу, созданному пером Лили. Креме того» в соотнесении своего творения с "Звфуэсом" есть а своеобразней вызов, адресованный не античному, а ссвремешому английскому кнеателю, что тоже свидетельствует о .-.ЕнъеристическоЙ направленности творческого мышления автора "Розали кды".

Черты маньеризма очевидна и в конгломеративноста сететно-ксмеозициокной организации /битовая завязка, социально-политический конфликт кад: импульс сшетного развития, жакрообразупдяй мотив "путешествия" как вынужденного бегства, пасторальная "экгя-трацик" героев, специфика благополучной концовки/, е в гетерогенности жанрового облика "Розалинды", соединяющей элементы притча, рыцарского, пасторального, авантюрно-сентиментального романов, и в орнаментальном эвфувстически-изисканном стиле повествования, и в антитетической парности героев, наделенных значимыми именами /Розалинда - Алвнда, Торисмонд - Гервсмонд, Розадер -Розалинда, Розадер - Саладпн/. Весьма показательна и специфика ■ пасторальнсстЕ* этого лодаевского сочинения,, в котором находит преломление целый ряд ганровых свойств как романской пасторали: ситуация двоеорпя, буколический декорум, пасторальная травестия, специфическая система образов; так я английской /сидниезской/: политизация "аркадийского места", социальная иерархия в пасторальном сообществе, критика пасторальной созерцательности. Однако, полемичное отнесение Лодаа к пасторальному идеалу, а такте то, что тема временцрго и вынужденного паступества - лишь одна из центральных, но не единственный жаырообразуюздй элемент, не позволяет признать "Розалинду" пасторальным романом в традиционном смысле данной жанровой дефиниции. Равноправие пасторального и авантюрно-героическо. о начал, многосоставность художествен-

ной структуры, отсутствие канрообразухщеЗ доминанты свидетельствуют об особой трансформации континентальной яанровоЗ модели пасторального романа и специфике ее реализация в Англия конца ХУ1 зека /что такзе проявляется, хотя и по-другому, а "Архадзжх" Сидни и "Пандосто" Грина/.

Предпринятое исследование вшхвляет наличие з позтике "Усладительной истории Фсрбониуса а Присцерзн" я "Розаязндн" очевидного сходства: ренессансное мироощущение писателя, з которое узе проникают ростки маньеризма, окрашивает эта произведения з светлые тока, формируя оптимистические финалы л авзнеутверддазегзй фос..

Эначателыщм сходством и отчетливо преступающей еволяцгеЗ творческого метода отмечены и два другие рслана писатех "Тень Эвфуэса" и "Американская Маргарита", объединяемые а группу "йозя-нзх" лвбовно-авалтврных сочинений з рассматриваете главе данной диссертации.

>' в поэтике заглавия "Теня Эвфуэса", и з характере поднимаемых проблем, з в специфической системе образов отчетливо звучит перекличка Доджа с Лили, б чем проступает сознательное ыань- ■ еристическое стремление,- опираясь на литературный прецедент, предложить своя вариации. Литературоведы, на учитывающие спепл- . флку маньеристического щпшенпя автора, нередко упрехазт' его в плагиате, в то время как перед нами чрезвычайно оригинальное проявление "индивидуальной манера", предлагающей свой вариант, интерпретация "чугого" литературного материала. Как следует яз анализа заглавия, разъяснительной информации к нему а обрадпгшя автора к читателям, Т.Лода, в известном смысле, более откровенно п последовательно маньерпстичен, чем другие современные ему акт-ли Г. с кие романисты. Он продолжает, расширяет "кпигнуя" реальность, реальность выгшпленннх романных героев Эвфузса а Филавта, репрезентируя ее как подлинную, земнуп, действительную реальность, достойную "высокого" романа.

Состоящий из трех относительно автономных повествовательных блоков, этот роман часто недооценивается учейияз, склонными видеть в нем лишь механическое соединение мазеезязанных разко-аанровых фрагментов. Однако, связь композиционных частей "Тени Эвфуэса" более органична, чем это мозет показаться на первый взгляд. Конструируя особую романную организация, Т.Лода, посредством внутреннего пересечения основных проблем хаздой из трех

частей, создает нетрадиционную для его эпохи повествовательную структуру, где авторская сверхзадача /"утверждение роли назидания"/ постигается лишь в органичном единстве всех композиционных элементов.

Идея быстротечности еззни, декларированная в первой и третьей частях и художественно преломленная во второй /собственно романической/, является одним из проявлений того, ч-1 в творчестве писателя на сиену поискам жизненной гармонии, столь ощутимой в первых романах, приходит трагическое восприятие битая, • пронизанное религиозным нонконформизмом. В выделенной графически третьей части романа /"Диалог глухих"/ предметом обсуждения становятся клетевые аспекты бытия и сознания, что обогащает идейный комплекс этого произведения собственн -интеллектуальной стихией. Разнообразные по характеру вставные микрофорын этого романа /восходящая к средневековому рыцарскому роману история Клетии и Рабз-ииуса, новелла о Чарондасе в Серяатии, пастушеский рассказ о Ка~ яимандере в Рутении/ сохраняет повествовательную замкнутость, выступая в то ае время составными и подчиненными элементами магистрального сваета. Именно в "Тени Эвфуэса" Лот предлагает наиболее последовательную зааату пасторального образа жизни. Однако, мозаичность жанрового облика, обусловленная введением в проблемное произведение ключевых элементов различных жанров /дидактической поэмы, фшгософско-теологнческого диалога, интеллектуально-психологического, авантюрного, средневекового рыцарского, ре-нессавсного пасторального романов, ренессансной новеллы и Др./. свидетельствует об определенной эклектичности жанрового облика этого "пасторализованного" романа. Лодк, как и другие его современники, интеллектуааизируя роман, обращается к двум ваенну стихиям, но не достигает при этом органичного романного синтеза: они ухе объединены, но достаточно автономны, связаны, но и самостоятельны - перед нами исторически закономерная переходная романная структура жанрового полигенезиоа английского романа.

Наметившееся в "Тени Эвфуэса" стремление писателя преодолеть расчлененность повествования посредством соотнесения основных проблем и связи художественного материала с собственной эти-ко-философской доктриной по-иному реализуется в "Американской Маргарите", которая по праву считается вершиной лоджевского эксперимента с формой "гоаапсе". В центре внимания этого романа оказываются ве просто взаимоотношения любовной пары /романичес-

- 1-1 -

кий стереотип, неоднократно использованный писателем ранее/, а столкновение высокого чувства идеальной героина с коварством кажущегося идеальным лицемерного носителя "ролевого" поведения образцового романического влюбленного. Событийный ск?.ет, основанный на серии интриг, инициатором и исполнителем которых выступает Лрсадахус, неразрывно связан с психологическим планом повествования: происходящие события "провоцируют" героев на самоанализ, а описания их внутреннего состояния, раскрытие дуиэвных портов "санкционируют" их поступки. Лода достигает более органичного, чем прежде, объединения событийного и психологического, "деяний" и "рефлексий" персонажей.

В "Американской Маргарите" Лодя предлагает новую логику развития сюжета. Психологические коллизии так удачно г'метается в авантюрнуп событийную канву /а здесь есть и нападения разбоЗ=-пиков, и заговор, отзывающийся мнимым, и путеиествяе-приклвче-нле, и поединки, казна, кровавые расправы/, что создает ионоетт-ную ломанную структуру. Построение сшета, параллельно представлявшего скрытую сущность и внеинее проявление характера, подча-нено реализации оппозиции "быть - казаться", которая впоследствии станет одной из излюбленных тем барокко. Примечательно, что в "Американской Маргарите" в рамках одного произведения сосуществуют апология идеального чувства /Минециус - Силения/ и отказ от его поэтизации, скептически-ироничное переосмысление /Арсадахус - Маргарита/. В таком соединении ренессансных представлений о любви как созиданием начале и маньерзстического толкования любви как духовного разлада очевидна непоследовательность отказа от духовных ценностей, культивируемых Ренессансом.

Как показывает анализ занровоЗ природы "Американской Маргариты", автор критически подходит л современным литературным1 стереотипа!.-• пасторальность вытесняется здесь ка периферию зан-ра, героя лишь играют ролл влюбленных пастухов, а узко утилитарная мотивация их пастушества "снигает" романическую ситуацию» Всем коллизиям, обрисованным как собственно-романические, неизменно сопотствует второй план - своеобразный авторский комментарий, реализуемый посредством передачи мыслей Арсадахуса, описанием его двойной явзни. Лодз, прибегая к эпизодам, заимствованным из "низких" ванров, насыщая событийный с глет сценами вероломства, а такзе интригами, восходящими к превратно истолкованной этике Макиавелли, создает эффект антиномии субъективного

мировидения в объективной реальности, позволяющий говорить о динамической многок^чественности художественного целого. Традиционно романические ситуации и клише предстают как бы в двух пеанах; "книжно воображаемом" и жизненно достоверном. В этом очевиден лодхевский шаг к преодолению риторики "романического" и продвижение к обретению собственно романного качала. Авторский замысел романа /стремление показать пагубность и трагические последствия книано-романического восприятия реального мира/ в известном смысле предвосхищает "донкихотовскую ситуацию" гениального романа Сервантеса. Идеологическая заданность, обусловленная актуальными потребностями духовной *шзнн эпохи, формирует оригинальное г жанровом плане произведение - проблемно-психологический роман, в ванрово-стилевом валике которого преобладаю? макьервстическне тенденции, ощутимо полемичное отношение к ре-иессанснкм идеалам, а также насыщение романических стереотипов новым содержанием.

Предметом иелледования в четвертой главе являются исторн-зированвне романы Т.Лоджа - несомненно оригинальное и в какой-то степени даже уникальное явление елизаветинского литературного процесса. Среди видных елизаветинских прозаиков только Лода предпринимает попытки сделать исторический материал романным: предваряя опыт писателей ХУЛ века Мэккензи, Бойля и др., он стоит у потоков'английского исторического романа, отцом которого станет Вальтер Скотт. И "Знаменитая, правдивая и историческая жизнь Роберта Второго", и "Жизнь и смерть Уильяма Длиннобородого" представляют значительный интерес и как художественная реализация исторических воззрений, концепций, интерпретаций, типичных для Англии конца ХУ1 века, и как своеобразная жанровая "предтеча" английского романа с исторической тематикой последующих эпох.

Внимание Лодка к истории обусловлено общественно-политической ситуацией елизаветинской Англии, а интерес писателя к прошлому своей страны является результатом попыток осмысления настоящего. Показателен выбор исторических сюжетов, к романизации которых прибегает Лодх. В "Роберте юром" он использует историческую канву для вящей убедительности собственной морально-этической доктрины противоборства добра и зла в человеческое природе. Популяризированная в легендах и средневековых миракля» история Робина-Дьявола привлекает писателя широкой известности

Изображением судьбы и участи исторического лица Лодж стремится проиллюстрировать философско-теологическую концепцию развития личности от порока к добродетели через раскаяние, рьяным приверженцем которой он является.

В развитие динамичного сюжета, насыщенного авантюрными, рыцарскими эпизодами, органично вплетаются сцены самоанализа рефлектирующего героя, ситуации самобичевания, раскаяния, внутренние монологи и поэтические медитации. В отличие от автора романного диптиха с суконщиках Т.Делони, автор "Роберта Второго" не отмежевывается от поэтики "romance", а пытается реализовать эпохальную категорию "правдоподобия" через специфическую исто-ризацию романического материала, стремясь не столько к исторической точности, сколько к художественной достоверности. Жанровый облик этого произведения формируется посредством органичной контаминации контрарных стихий - жизнеописания раскаявшегося грсюника, думащего о Боге, и авантюрно-любовного романа. Границы творческого поиска Лоджа-романиста значительно шире, чем у многих его современников: изображая жизнь своего героя, в лице которого антиномично соединены черты религиозного праведника и галантного рыцаря, как некую достоверную историю, он обогащает романическую традицию Возрождения рядом повествовательнис приемов историографических жанров /хроник, агиографических сочинений, пенитенциалий/.

Весьма успешным опытом лоджевского освоения исторического материала явился и роман "Жизнь и смерть'Уильяма Длнннобородого"-вершинная точка авторского понимания соотношения проикгого-настоя-цего-будущего. Лоджа, ¡сак и его современников Сидни, Грина, Шекспира, привлекает тема народного бунта и личность его предводителя. Чрезвычайно ваяно, что из истории прошлого своей страны он выбирает именно пример краха восстания, руководимого человеком выдающихся способностей. При этом он накладывает на прошлое актуальные для современной ему эпохи теории, предлагая интерпретацию рассматриваемых исторических событий с точки зрения этики макиавеллизма, зачастую неправильно понимавшегося елизаветшща-гли. Используя реальный исторический прототип /предводителя лондонского восстания 1196 года Уильяма Фиц-Осберта/, Лода дополняет событийную канву взятой за основу хроники Холиншеда новтш сюжетными линиями, описаниями, речами, чтобы создать образ макиавеллиста. В жизнеописании своего героя автор выделяет антуа-

цня неп&Здонения общепринятым моральным нормам, подчеркивая в Укдьяме на прост- разрш с традиционной моралью, ко и некое злодейство, дсвхолопш поведения человека-эгоцентриста, исповедующего гахиавеллазм на практике. Причина злодейства, которая в "Роберте Втором" сводилась к дьявольскому началу, здесь восхода? к лозному учении. Явные реминисценции из трактата "Госуг-дарь"» приводимые Лодкем, изображение историческог деятеля прошлого в русле современных автору этико-политических доктрин дают основания рассматривать это сочинение как некую романную иллюстрацию теории и практики макиавеллизма, представленного здесь в иашшцейся перспективе, с раскрытием его истоков, сущности и трагической обреченности. В то ае время, "Жизнь и смерть Увлыша Длиннобородого" представляет собой своеобразный лоджевский вариант рокапа-восгштакая, значительно отличающийся и от "Звфуэса" Лили, и от "Злополучного путешественника" Нэка.

Специфическая историчность лодаевских романов тесно связана с католической религиозностью, воинствующим антимаккавел-• лиа^ом и программным дидактизмом, который он считает обязательные свойством литература! .

Выводы. . Анализ поэтики романов Т.Лодаа позволяет выделить два периода романного творчества писателя. Первый период /1579-1590/ - время становления Лодаа как писателя, формирования гуманистических этических и эстетических ориентаций. Романы, созданные в эти годы, несут явную печать их принадлежности к гуманистической культуре Возрождения, воплощая типичные черты рэ-нессансного стиля. Второй период /1591-1596/ - годы сомнений, морально-этических, религиозных и напряженных творческих поисков. Творчество этого периода характеризуется нарастанием пессимистических настроений, идейной переакцентировкой, повышенным вниманием к психологии и субъективному началу, а также возрастающий интересом х исторической тематике. Четкой грани между , периодами нет, поэтому представляется важным и необходимым учитывать преемственность, порождающую внутреннее единство литературного наследия Лоджа-прозалка.

Ставшее традиционным безоговс чное причисление Лодка к группе "вторичных" елизаветинских романистов вряд ли справедливо: его новаторство - новаторство нового типа, иное, чем у Лили в Садив, - состоят в стремлении создать новую романную организацию путем комбинации традиционных художественных форм, в романв-

задай исторического материала, в отчетливо проступагцей синтезирующей тенденции. "Осмеливаясь" исходить пз собственного язте-ратурного опыта, он предлагает читателю целпЗ ряд существенно различавшихся художественных реализаций пасторального вдеала и тем самил самоутверждается посредством переосмысления традакнон-ных стереотипов, перетолковыванля сходных ситуаций я моментов, вариативности в трактовке ряда проблем п категорий. Обращаясь к художественному освоению исторической тематики, столь ягодкой з елизаветинской драматургии, он создает достаточно орягягалькуЗ ганровый вариант английской позднеренессансной прозы - зсторззз-рсванннй любовно-авантюрный роман с актуальной религиозкоЗ проблематикой и политической тендетвгазностыэ.

Стллчпе лодаезских исканий от многочисленных поисков других позднеренессанскых английских романистов обусловлено глазгозл образом тем, что художественное мышление Лолла било более последовательно я откровенно связано с маньеризмом, который, по меткому определению Л.И.Тананаевой, явился "эстетическим эквивалентом духовных исканий кризисной •эпохи"''".

Тананаева Л. И. Некоторые концепции маньеризма а изучение искусства Восточной Еегсопы конца ХУ1 и ХУП века. // Советское искусствознание. М., Гб87. 'Вып. 22. С.130.

Основное содержание диссертации отражено в статьях:

1. О специфике и функции пасторальности в романе Т.Лоджа "Розалинда". В сб.: Проблемн становления и развития зарубежного романа от Возрождения к Просвещению. - Днепропетровск: Изд.ДГУ, 1986. - С.30 - 35.

2. Особенности исторических воззрений Т.Лоджа в романе "Низнь и смерть Уильяма Длиннобородого". В сб.: Зарубежный роман в системе литературного направления. - Днепропетровск: Изд.ДГУ, 1989. - С.15 - 19.

3. Особенности литературно-критической полешки о сущности Поэзии в елизаветинской Англии. В сб.: Зарубежная литературная критика: проблемы изучения и преподавания. - Симферополь, 1989. - С.29 - 30.