автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Особенности политического развития Судана в годы независимости
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Ихаб Абдалла Аббас
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СУДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
§ 1. Социальная структура суданского общества.
Роль армии.
§ 2. Этнорелигиозный фактор в политическом процессе. Этнополитические аспекты южносуданской проблемы.
Глава II.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
§ 1. Ислам в политической жизни суданского общества.
§ 2. Становление и деятельность политических партий и других общественных организаций.
Глава III.
ВОЕННЫЕ РЕЖИМЫ И ОПЫТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
§ 1. Майский переворот 1969 г. и эволюция военного режима Дж. Нимейри.
§ 2. Переход к парламентаризму и его срыв военным переворотом Омара аль-Башира.
Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Ихаб Абдалла Аббас
Радикальные изменения в мире в конце XX столетия в значительной степени отразились на политическом процессе в африканских странах. Этот процесс - неоднозначный, противоречивый, весьма разнообразный по методам, содержанию и результатам в зависимости от социоисторической специфики той или иной страны. Географическое, историческое и культурно-этническое многообразие Африканского континента определили специфику политического развития отдельных государств.
Африканский континент предоставляет уникальную возможность проследить многообразие путей развития государств, поскольку их характеризует пестрота конкретно-исторических условий, различный уровень социально-экономической и геополитической эволюции.
Судан, принадлежащий трем регионам: арабскому миру, Северовосточной и Тропической Африке, дает возможность выявить как общие, так и специфические черты политического развития. Этот фактор придает исследованию актуальность и научно-практическую значимость.
Республика Судан - одна из крупнейших по размерам территории страна в Африке и девятая в мире по площади. Она расположена в Северной Африке, на берегу Красного моря. Общая площадь территории - 2 505 810 кв. км; численность населения составляет 29,5 млн. чел. Судан граничит с девятью африканскими государствами: на северо-западе - с Египтом и Ливией, на западе - с Республикой Чад и Центральноафриканской Республикой, на юге - с Демократической Республикой Конго, Угандой и Кенией, на востоке - с Эфиопией и Эритреей. Судан является крупнейшей арабской страной, поэтому проблемы, стоящие перед ним, отражают современные проблемы как арабских, так и африканских стран. В переводе с арабского слово "Судан" означает "страна черных".
На территории Судана - в 26 штатах - проживают различные этносы, и сосуществуют множество языков и диалектов, традиций, обычаев и религий.
Как единое государство Судан в современных его границах сложился в основном во второй половине XIX века. В начале же XIX столетия султанаты и земли кочевников Северного Судана были завоеваны Египтом, который входил в Османскую империю. В то время, было, положено начало объединению северосуданской территории. В конце XIX в. Судан был охвачен народно-освободительной борьбой, в ходе которой значительно окрепли позиции мусульманской религии, обеспечивавшей идеологическое единство населения.
Английским колонизаторам удалось подавить народно-освободительное движение на Севере и Юге Судана, а 19 января 1899 г. Англия и Египет подписали соглашение о совместном владении Суданом. В стране установилось господство колонизаторов в форме англоегипетского кондоминиума.
Итоги колониального периода сводятся к следующему: во-первых, усилился разрыв в уровнях экономического, социально-культурного и политического развития Севера и Юга. Север поднялся на новую качественную ступень во многих отношениях - там начались процессы капиталистического развития и формирования нации. Южное общество по-прежнему оставалось в основном на уровне родо-племенного строя. Во-вторых, южные провинции подвергались политической дискриминации со стороны центральных властей. И, наконец, между Севером и Югом наступила полная отчужденность. Следует отметить, что сегодня в мире трудной найти какую-либо другую страну, где разрыв между уровнем развития соседних регионов был бы так велик, как в
Судане. Проблема Юга исторически складывалась под воздействием различных факторов - политического, социально-экономического, этнического, культурно-религиозного, которые сохраняют свою силу и в настоящее время.
1 января 1956 г. Судан добился независимости, и на карте Африки возникло новое государство - Республика Судан. После обретения политической независимости Судан, как и другие развивающиеся страны, столкнулся с рядом проблем, важнейшими из которых стали достижение политического единства и создание национальной экономики. Наибольшую остроту среди проблем, унаследованных Суданом от доколониального и колониального периодов, представляли взаимоотношения Севера и Юга, которые отразились на политическом развитии страны. Взаимоотношения Севера и Юга предопределялись неравномерностью экономического, социального, политического и культурного развития северных и южных провинций страны, а также дискриминационной политикой, которую постоянно проводили центральные власти в отношении трех южных провинций -Экваториальной, Верхнего Нила и Бахр-эль-Газаля, где живут негроидные этносы. Выражением экономических, социальных и идеологических особенностей Севера и Юга Судана является специфика их политической жизни.
Предметом исследования является политологический анализ особенностей политического процесса в Судане, где на протяжении почти пятидесяти лет происходило чередование гражданского правления с военными режимами.
Степень разработанности темы. Проблемы политических режимов, как военных, так и гражданских рассматриваются в трудах российских и зарубежных авторов. Важное методологическое и теоретическое значение имеют труды классиков мировой политической мысли, фрагменты которых изложены в "Антологии мировой политической мысли в пяти томах" (М., 1997, 1998).
В российской политической науке проблемы политической системы рассматриваются в работах Г.А. Белова, К.С. Гаджиева, А.А. Дегтярева, В.Д. Зотова, Ю.В. Ирхина, Г.В. Каменской, Ю.С. Пивоварова, В.П. Пугачева, А.Н. Родионова, Д.Е. Слизовского, Ю.Г. Сумбатяна, А.П. Цыганкова, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина, Ю.А. Юдина и других.
Для понимания политических процессов, происходящих в традиционных африканских обществах, большое значение имеет определение общетеоретических и методологических подходов к ним. Среди трудов, которые во многом способствовали формированию этих подходов, можно назвать исследования A.M. Васильева, JI.B. Гевелинга, Ю.В. Ирхина, Н.Д. Косухина, Д.Б. Малышевой, Р.Э. Севортьяна, И.В. Следзевского, Л.М. Энтина, В.Е. Чиркина, М. Чешкова, В.Г. Хороса. /См. библиографию/.
Для теоретического осмысливания происходящих в развивающихся странах политических процессов важное значение имели коллективные монографии: "Авторитаризм и демократия в развивающихся странах". М., 1996; "Африка: кланы, классы, общество. Социальные мутации на исходе XX века". М., 1994; "Африка: многовариантность развития". М., 1997; "Африка: особенности политической культуры". М., 1998; "Тропическая Африка: от авторитаризма к политическому плюрализму?". М., 1996; "Современная Африка: итоги и перспективы развития. Эволюция политических структур". М., 1990; "Социальный облик Востока". М., 1999.
Особо следует отметить труды российских ученых, которые непосредственно изучают проблемы военных режимов в африканских странах. Среди них на первое место следует поставить труды
Г.И. Мирского, Р.Э. Севортьяна, Ю.Г. Сумбатяна. /2.1.30, 2.1.31, 21.48, 21.49/.
В диссертации использованы общетеоретические исследования по проблемам арабских государств, среди которых работы С.Э. Бабкина, A.M. Васильева, М.В. Видясовой, Ю.М. Кобищанова, Г.И. Мирского, Р.Г. Ланды.
Особое внимание было уделено изучению проблематики Судана в исследованиях Е.А. Биргауз, Г.И. Бочкарева, Д.Р. Вобликова, Ю.С. Грядунова, Ю.М. Кобищанова, К.И. Полякова, С.Р. Смирнова, А.А. Сорокина, Н.К. Тихомирова.
Особо следует выделить работу Е.А. Биргауз "Национально-этническая проблема Судана" (1985 г.), в которой рассматриваются исторические корни конфликта между Севером и Югом и развитие Судана в доколониальный и колониальный периоды, исследуется экономика страны, характеризуется этнорелигиозный состав суданского народа.
Необходимо отметить труды в области этнографии Ю.М. Кобищанова "Крестьянство и этноконфессиональные группы в арабских странах" (1990 г.) и В.Э. Шагаля "Языковой аспект национальных процессов в арабских странах" (1987 г.), в которых содержится богатый фактический материал. В сфере политического развития следует выделить работы Д.Р. Вобликова, К.И. Полякова.
Серьезным подспорьем для анализа политической ситуации в Судане стали справочники "Политические партии современной Африки" (М., 1998), "Судан" (М., 2000), подготовленные сотрудниками Института Африки РАН.
Социально-экономические аспекты развития Судана рассмотрены в коллективной монографии ученых Института востоковедения РАН "Развитие капитализма в арабском мире" (М., 1988).
В монографии на региональном уровне прослеживается развитие капиталистических отношений, уровень и особенности капитализма, связанные с ним изменения в социально-экономической и политической структуре арабских стран, в том числе и в Судане.
Историческая проблематика темы основывалась на следующих работах: "Новейшая история арабских стран Африки. 1917-1987 гг." (М., 1990), "История Судана в новое и новейшее время" (М., 1992).
Среди зарубежных авторов особое место занимает исследование известного английского этнографа Э.Э. Эванс-Причарда "Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов", переведенного на русский язык в 1985 г. Эта книга представляет собой классический труд, посвященный африканскому народу - нуэрам, обитающим в Южном Судане. Автор не только дает очерк общественного устройства нуэров, но и теоретически разрабатывает анализ системы управления обществом, находящимся на стадии перехода от родо-племенного строя к классовой структуре.
Эта книга стала началом создания особой научной дисциплины, получившей название "политическая антропология", которая изучает отношения и институты власти в докапиталистических обществах.
Среди зарубежных авторов следует особо выделить работы: Albino Oliver "The Sudan. A Southern Viewpoint". L., 1970; Keane J. "Democracy and Civil Society Politics This Time". 1991; Dahl R. "Why All Democratic Countries Have Mixed Economics. In Democratic Community". 1993, где рассматриваются проблемы становления демократии в Судане.
Неоценимую помощь оказали работы арабских исследователей, в том числе суданских авторов, среди них труды: Ибрагима X. "Демократия в Судане: исторический аспект, нынешняя ситуация и перспективы будущего" (1999 г.), в которых рассматриваются исторический кризис и проблемы современного Судана, а также развитие внешнего и внутреннего кризиса юга Судана; Карара М. "Политические партии и демократический эксперимент" (1988 т.);Абдииа ЕМ. "Борьба за власть в Судане" (1999 г.), где рассматривается противостояние между традиционным централизмом и демократическими силами, военные перевороты Аббуда, Нимейри и Аль-Башира, а также демократические реформы в 1996-1998 гг.; Халида М. "Суданская элита и привычка к провалам" (1993 т^Аль Сафина А.X. "Кризис будущего Судана" (1993 г.); Мухамеда Ф.Д. "Кризис суданской элиты" (1993 г.); Элъкарсани А. "Выборы в Судане" (1999 г.); Карара М. "Выборы и парламент Судана" (1998 г.); Башира Я. "Армия Судана: когда возвратится в казармы?" (1990 г.).
Ряд работ посвящен проблемам политического развития суданского общества, в частности, Маргаса Е.Р. "Развитие системы управления в Судане" (1971 г.); Атп-Тураби Х.А. "Исламские движения в Судане: их развитие, преимущества и идеология" (1989 г.); Али А.А. "СЮДП: демократия и социализм в Судане" (1970 г.); Абдалла А.А. "Политические режимы" (1984 г.); Заки Аль. Б. "Экономическое и социальное развитие Судана" (1987 г.).
Цель исследования состоит в анализе особенностей политического развития Судана, которые заключаются в цикличности смены форм военного и гражданского правления после достижения независимости.
Исходя из этой цели, задача данного исследования заключалась в следующем:
- Рассмотреть социально-политические и этнорелигиозные аспекты современного суданского общества.
- Влияние социальной структуры на политический процесс и деятельность политических партий.
- Исследовать причины вмешательства армии в политическую жизнь страны и показать результаты конкретного вмешательства военных в политику.
- Рассмотреть религиозный фактор в политическом процессе, в частности усиление сторонников исламизма.
- Выяснить этнополитические аспекты южносуданской проблемы и ее влияние на политическое развитие Судана.
Научная новизна исследования заключается в анализе особенностей политического процесса в Судане после независимости. Впервые в политической науке сделана попытка, дать системное изложение политического развития страны.
На защиту выносятся следующие положения:
- Смена политических режимов в суданском обществе обусловлена низким уровнем социально-экономического развития, борьбой политических партий за власть и их стремление использовать в своих целях военный фактор.
- Этническое и религиозное разнообразие дестабилизирует обстановку в стране и срывает ее демократическое развитие.
- Южносуданская проблема не только тормозит экономическое развитие страны, но и представляет важный негативный фактор в общесуданском политическом процессе.
- Фактором усиления исламского политического движения в Судане явилась неспособность гражданских правительств и военных режимов решить социально-экономические и политические проблемы страны.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в исследовании особенностей политического развития Судана в годы независимости. Проведенное исследование помогает глубже понять сущность политических процессов в суданском обществе, разобраться в расстановке политических сил в стране, роли исламского фактора.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности политического развития Судана в годы независимости"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политический процесс в африканских странах происходит на фоне и в тесной взаимосвязи с кардинальными историческими переменами на мировой арене. Темп и масштабы перемен в конкретных формах далеко не однозначны и не просты. Африканские страны резко различаются по цивилизационным характеристикам, уровню и темпам экономического развития, однако большинство из них представляют беднейшие государства планеты. Осознание опасностей, идущих из Африки, вынуждает лидеров западных стран активизировать усилия в надежде предотвратить дальнейшую деградацию социально-экономической ситуации на континенте и создать общемировую "коалицию борьбы с бедностью". На встрече "Восьмерки" в Генуе в июле 2001 г. по инициативе и при участии группы африканских лидеров был принят "Генуэзский план для Африки". На очередной встрече "Восьмерки" в Канаде в июне 2002 г. также обсуждались африканские проблемы. Ряд африканских лидеров в конце 2001 г. разработали программу - "Новое партнерство для развития Африки", которая предполагает комплекс финансово-экономических и организационных мер при опоре на реальные общественные силы в африканских странах.
Судан - одна из тех стран, которая требует всесторонней помощи и поддержки мирового сообщества.
За годы независимости Судана ни военные, ни гражданские режимы не смогли добиться решения острейших экономических, социально-политических задач. Трудности экономического развития непосредственно отразились на особенностях политического процесса в стране.
В независимом Судане политический процесс характеризуется цикличностью смены форм гражданского и военного правления. Эта цикличность конкретно проявилась в том, что с 1956 г. и по 2002 г., т.е. за 46 лет независимости, гражданское правление просуществовало всего 12 лет. Приход военных к власти объяснялся последними исправлением ошибок прежнего гражданского режима. Действительно гражданское правление в 1956-1958 гг., 1964-1969 гг., 1985-1989 гг. показало некомпетентность и неэффективность управления государственными делами. Не была решена проблема политической стабильности, разрасталась коррупция, поскольку к власти приходило своекорыстное привилегированное меньшинство, тесно связанное с родо-племенной и феодально-религиозной аристократией, торговой буржуазией.
Беспомощность гражданских режимов оправдывала "законность" военных переворотов, служила предлогом к установлению диктатуры. Военные режимы генералов И. Аббуда (1958-1964 гг.), Дж. Нимейри (1969-1985 гг.) и, наконец, Омара аль-Башира (1989 г. по настоящее время) также не смогли решить ни одной из насущных проблем страны, в том числе и южносуданскую.
Захватывая власть, военные провозглашали различные лозунги от буржуазно-демократических до социалистических. Они давали обещания покончить с деградацией общественно-политической жизни, порожденной многопартийными режимами, восстановить порядок и положить конец незаконному обогащению, коррупции и разбазариванию государственных средств, бороться за утверждение социальной справедливости.
На практике провозглашенные лозунги не были претворены в жизнь. Больше того, военные режимы запрещали деятельность политических партий и профсоюзов, преследовали инакомыслящих, устанавливали военную диктатуру.
Военные режимы, и прежде всего режим Дж. Нимейри, представляли интересы бюрократической буржуазии, которая выросла из недр государственного аппарата и армейского офицерства. Последнее подвержено воздействию традиционного мелкособственнического и религиозного мировоззрения, а также националистических идей. Вместе с тем, среди среднего и младшего офицерства было сильное влияние коммунистов, демократической интеллигенции.
В политической жизни суданского общества задавала тон интеллигенция, в первую очередь люди свободных профессий, а также профсоюзные организации.
В политическом процессе участвуют партии и организации, которые запрещались в период военных режимов и вновь выходили на политическую арену в периоды гражданского правления. Созданные еще в 40-50-е годы политические партии не могли решить важнейшие социально-экономические и политические проблемы страны в периоды своего нахождения у власти. Все эти обстоятельства создали основные предпосылки для выдвижения в конце 80-х годов на политическую арену Судана представителей политических сил, выступивших под лозунгом исламского фундаментализма.
Появление и развитие политического ислама прежде всего связано с существованием острых социально-экономических проблем, растущим социальным неравенством. Социальной базой исламского фундаментализма в Судане прежде всего стали маргинальные слои городской молодежи, беженцы и безработные. Вместе с тем, активные сторонники исламского пути развития - выходцы из средних слоев общества, студенты - тесно связаны с организацией "Братья-мусульмане".
Исламские фундаменталисты использовали так называемую юридическую революцию 1983 г. Дж. Нимейри. В тот период в соответствии с "сентябрьскими законами" 1983 г. в стране был введен шариат, т.е. исламское законодательство.
Нимейри считал, что насаждение "исламского порядка" должно было отвлечь общественное мнение от серьезных трудностей, которые претерпевала суданская экономика, ослабить влияние "Братьев-мусульман", перехватив их лозунги. Однако исламские фундаменталисты использовали "юридическую революцию" в собственных целях. После свержения режима Дж. Нимейри они не только усилили свое идеологическое влияние, но и добились значительных успехов на парламентских выборах 1986 г., а в начале 1988 г. вошли в коалиционное правительство "национального единства". Идеолог суданского фундаментализма Хасан ат-Тураби вошел в состав правительства.
После государственного переворота 1989 г., совершенного военными во главе с генералом Омаром аль-Баширом, исламские фундаменталисты получили широкие возможности для претворения в жизнь своих взглядов.
Хасан ат-Тураби выдвинул концепцию межконфессионального сосуществования на основе обновления ислама и его приспособления к современности через возврат к фундаментальным религиозным ценностям.
Хасан ат-Тураби стал главным разработчиком новой конституции, принятой в 1998 г., предусматривающей многонациональность, а также Закона о политических объединениях. В этом выразился исламский модернизм и политический прагматизм ат-Тураби. Им была предложена концепция реформирования политической системы страны по типу "прямой народной демократии".
В основе новой политической структуры должна стать общесуданская многоконфессиональная партия Национальный конгресс и региональные его отделения, которые включают конгрессы, сформированные по видам трудовой деятельности, а также молодежные, женские и т.п.
128 аль-Башир 12 декабря 1999 г. объявил о введении чрезвычайного положения сроком на три месяца и роспуске парламента.
Одновременно Омар аль-Башир предпринял ряд шагов по укреплению своих позиций в Национальном конгрессе. Пленум Консультативного совета 24 января 2000 г. принял решение о предоставлении председателю НК (О. аль-Баширу) права на осуществление контроля за проведением общей политики конгресса.
Таким образом, политический кризис в Судане завершился укреплением позиций президента страны в структурах исполнительной власти и в конгрессе.
Однако эти действия Омара аль-Башира нельзя рассматривать как серьезный удар по исламскому фундаменталистскому движению в Судане. Это движение превратилось в реальную силу, и его идеи пользуются большой популярностью среди широких слоев населения, так как во многом отвечают их социальным запросам.
Политическое будущее суданского фундаменталистского движения во многом будет зависеть от конкретного осуществления программы по решению наиболее острых проблем общенационального масштаба, главной из которых по-прежнему остается вооруженный конфликт на Юге страны.
Список научной литературыИхаб Абдалла Аббас, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"
1. M^alsJl tl i 4."i*tVi 4 W111.4 Доклад исследовательской комиссии по проблеме Юга, Хартум,
2. Sj&lSlb (jbJisil! АлjS^Jt — ЛА^22.9 Аль Мотасгт M. Юг Судана в течение ста лет. Каир, 1971,
3. S jib'JuL JffimxJl ULj=S (jis^J — J^AJUl (j^a!22.14 Ас-Сийд Б.А. Суданская революция: от рассвета до заката,1. Тараблос, 1986,bjJS a22.15 Ахмед М.С. Судан на весах в период Нимейри. Джеда, 1987,
4. Jji.^ jiaiil ^У (jljiaii (jbjijill — ,i .Чи.' -а22.16 Ахмед Хиер, Борьба народа: история движения (аль-Хириджин) и ееразвитие в Судане. Каир, 1948.
5. S ja'iil! ч-аj a!jjjL 4iuilljJt -Mt — Jx^22.39 Мандур М. История Судана: от древнего мира до появленияполитических партий. Хартум, 1962,
6. ЗлллЬдйЗ} j»bS (^gjl jj^o-H ^jil iia (jbjjwils!22.40 Мансур А. Суданско-египетские отношения в период кондоминиума1899-1924 гг. Каир, 1993,
7. Sj&lill 1899- 1924. ^SsJl i jsI ^ aj^^JI 4pbjaJ cjl£>Ull22.41 Маргас E.P, Развития системы управления в Судане (1899-1924 гг.).1. Каир, 1971.jb^l ^UaiJi J jjcii. f^Ljfc!22.42 МатвалиА. Развитие системы управления в Судане. Т.1. Каир, 1969,
8. SjAtiii. Jplii jaJ <jbjajJI ^h sjbvi! ^Uaj — t22.43 Мотвали А, Кризис демократических систем. Каир, 1964.3 jaISJS- -uiS JS^SJ^IS k'ty — i22.44 My Строк Аль Махди, Демократия (Суданская партия Аль-Умма).1. Каир, 1990.
9. SjAUSI ( ^ЬjjA 'UVi \ 4АУ jlj^yJil! — (^Л^Л liljlfa22.45 МустафаБ, История революций в Судане. Каир, 1985.
10. Xасан М.С. Насер и Судан. Каир, 1992,
11. S^fclSlt <jbJJJJ j jjL^llSi ,\>Г- — (jAiisJl22.50 Наум Ш, География и история Судана. Бейрут, 1967.el': JJJJ (jbjijJl J Ajii jk^. — JjiSiS22.51 НгудМ.И. Судан: Восстания, демократия и выражения. Каир, 1989.
12. Эль Махджуб А, Очерки истории компартии Судана. Хартум, 1987.2,2,82