автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Особенности политической культуры современной Германии

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Алексеев, Денис Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Особенности политической культуры современной Германии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности политической культуры современной Германии"

На правах рукописи

Алексеев Денис Александрович

0&Л

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Специальность 23 00 02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Воронеж - 2005

Работа выполнена на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Рахмаиин Валентин Сидорович

Официальные оппоненты'

доктор полшических наук, профессор Саюров Николай Федорович Кандидат исторических наук, доценг Сенчаков Альберт Григорьевич

Ведущая организация

Воронежский экономико-правовой институт

Защита состоится 3 октября 2005 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212 038 13 в Воронежском государственном университете по адресу 394068, г Воронеж, Московский проспект, д 88, коми 211 А

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Воронежского государственного университета

Автореферат разослан ____2005 года

Ученый секретарь

диссертационного совета ^___у;/"" .....

кандидат политических паук, доцепг '¿/у Черникова В В

~</</б!о

3

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность темы исследования. В XX веке Германия прошла долгий путь от кайзеровской империи до современной западной демократии Многие повороты в судьбе страны зависели от изменения политической культуры масс и культуры государственной власти Поэтому чрезвычайно интересен опыт Германии, сумевшей за последние 60 лет не только преодолеть наследие национал-социализма, но и построить эффективную парламентскую демократию, сильное правовое и социальное государство. Особый исследовательский интерес, практическую и теоретическую ценность представляет политическая культура ФРГ второй половины XX столетия, а особенно современной объединенной Германии

Обладая мощным финансовым, промышленным, научным, торговым и инвестиционным потенциалом, современная Германия является крупнейшим экономическим, стратегическим и инвестиционным партнером России. Ее политическая культура оказывает существенное влияние не только на ее внутреннюю и внешнюю политику, но и на политику европейскую и мировую Для России важен германский опыт эффективного взаимодействия структур государства и гражданского общества, федерального центра и субъектов федерации, а также субъектов федерации между собой Особый интерес и актуальность представляет влияние на политическую культуру изменений в структуре ценностных ориентаций населения, отношение граждан к нолижческой власти.

Все это важно для познания общих закономерностей перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии, общих процессов становления, упрочнения и развития демократических институтов, формирования демократической политической культуры с учетом национальных особенностей и новых цивилизационных вызовов

Хронологические рамки исследования. В диссертации исследуются особенности политической культуры Западной Германии 1970 - 80-х годов, а так же объединенной Германии до 2004 года Для этого времени характерно становление и укрепление демократической политической культуры сначала в Западной Германии, а с 1990-х годов - в бывшей ГДР Кроме этого, для проведения ряда сравнений (например, для выявления современных

политических традиций немцев) автор обращав 1940-х

- 1960-х годов, а также к временам Веймарской республики и кайзеровской Германии конца 19 - начала 20 века

Степень научной разработанности проблемы. Впервые термин «политическая культура» был употреблен немецким философом эпохи Просвещения И Гердером В современном значении понятие «политическая культура» было введено в политологию, разработано, и впервые появилось в работе американского политолога Габриэля Алмонда «Сравнительные политические системы» (1956 г.) С 1958 по 1962 Г.Алмонд и С.Верба предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные результаты и типология политических культур были представлены в работе «Гражданская культура» (1963 г.).

Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли также американские ученые Л.Пай, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз и Д.Канавах, немецкий теоретик К фон Байме, французы М Дюверже, Р.Ж Шварценберг и др. Американский политолог Р.Инглхарт разработал концепцию «бесшумной революции» в работах «The Silenl Revolution. Changing Values and Political Styles» (1977), «Cullurc Shift in Advanced Industrial Society» (1990). Исследователь предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериапьным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей Ряд этих ценностей непосредственно включен в структуру гражданской культуры и оказывает сильное влияние на отношение граждан к политической системе в целом.

Проблематика политической культуры уже давно разрабатывается такими российскими учеными, как Ю С. Пивоваров, Ф.М. Бурлацкий, А А Галкин, В О Рукавишников, Э Я Баталов, К С Г'аджиев, Д В Гудименко, А.Н Родионов, В А Скороходов и др1 Помимо самого понятия, а также ею

1 См. например. Пивоваров Ю С Концепция политической культуры я современной науке /ЮС Пивоваров // Политическая наука Теоретико-методологические и историко-культурные исследования |отв ред. Ю С Пивоваров] - М' ИНИОН РАН. 1996 - с 6-46. Бурлацкий Ф М Современный Левиафан Очерки политической социологии юшитали-ша / Ф М Бурлацкий. А А Галкин - М Мысль. 1985. Баталов Э Советская политическая культура (к исследованию распаляющейся парадигмы) / Э Баталов // Общественные науки и современность - 1994 - Я0 6 С40-41. Рукавишников ВО Политические культуры и социальные И1МСНСИИЯ /ПО Рукавишников. Л Халман. П Эстер М «СОВПАДЕНИЕ». 1998, Гаджиев К С Основные модели политической культуры / К С Гаджиев // Полшичсскля к\льт)ра теории и национальные модели М Интерпракс. 1994 - С 78 - 103. Гаджиев К С Политическая культура концептуальный аспекг / К С Гаджиев//

структуры, функций и типологии исследуются факторы функционирования и изменения политической культуры, изучаются ее национальные модели и роль в общественно-политическом развитии

Вопросы политической культуры, особенное!и и эволюцию отношения немцев к основам демократии, политическому режиму и политическим институтам, их участие в выборах, а также проблемы политического про геста анализируют в своих работах О Габриэль (Oskar Gabriel), X Просс (Helge Pross), К Зонтхаймер (Kurt Sonntheimer), Г.Клагес (Helmut Klages), M Грайфенхаген и С.Грайфенхаген (Martin / Sylvia Greiflcnhagen), У.Бергер (Ulrike Berger), О Нидермайер (Oskar Niedermayer), К фон Байме (Klaus von Beyme), Ф.Бретшнайдер (Frank Brettschneider) и др2. В условиях демократии важнейшее значение приобретают выборы в парламент страны. Поэтому работы многих исследователей посвящены анализу предвыборных программ политических партий, их борьбы за места в парламенте, внедрению методов политического и избирательного маркетинга в германскую политическую жизнь, а также изучению поведения и предпочтений избирателей

В Германии большое значение всегда придавалось институту государственной власти Так или иначе, этой теме уделяют внимание в своих работах немецкие политологи, социологи и правоведы В.Патцельт (Werner J Patzelt), В.Исмаир (Wolfgang Ismayr), В Рудцио (Wolfgang Rudzio), Р.Горгес

Полис - 1991 - № 6 - С 69-81. Гаджисв КС Политическая наука учебное пособие / КС Гаджисв - М Между нар отношения. 1996. Гудименко ДВ Конфликт и консенсус в политической культуре ФРГ / ДВ Гудименко. АН Родионов // Мировая экономика и международные отношения - 1991 - № 7 - С 129-145. Гудименко Д В Политическая культура Германии / Д В Г> тименко А Н Родионов // Политическая культура теории и национальные модели -М Интсрпракс 1994 - С 104-119. Скоро\одов В А Политическая культура Франции/ В А Скорочодов// Политическая к\льт\ра теории и национальные модели -М Интерпракс, 1994 ; С 140 - 162

: См например Gabriel О Burger und Politik in Deutschland / О Gabriel // Ahlsticli Katja. Gabriel. Obkar (Hrsg) Handbuch politisches System der Bundesrepublik Deutschland - München. Wien Oldcnbourg. 1997 - S 189-487 Pross H Was ist heule Deutsch'' Wcnortcnticrungcn in der Bundesrepublik / H Pross - Reinbek b. Hainburg. I982. Sonntheimer К Grund/ucge des politisch« Systems der neuen Bundesrepublik Dcutschand / К Sonntheimer München-Zürich 1991 Klages H Wertoricnticningcn im Wandel Rfickblick. Gcgcnuartsanalvsen, Prognosen / H Klages - Frankfurt а M N Y.1984 Klages II Brauchen «ir einen Rückkehr/u traditionellen Werten? / H Klages // Aus Politik und Zeitgcschichlc В 29 - 2000 S 7-14 GrcifTcnliagcn M Trennung durch Vereinigung'' Zwei politische Kulturen'' / M GrcifTcnliagcn S GrcifTcnliagcn II Deutschland Ost-Deutschland Wcsi 50 Jahrgang llcfi 4 2000 S 2-2 ^ GrcifTcnliagcn M Ein sclmiengcs Vaterland Zur politischen Kultur im vereinigten Deutschland / M GrciRcnlutgen S GrcifTcnliagcn - Miinchen/I-cip/ig. 1991. Bcrgcr U Engagement und Interessen der Wirtscliaris\crbftndc in der Transformation der osidcutschcn Wirtschaft liitcrcsscnycrbiinde nn Spannungsfcld von Mitglicdcnntcrcsscn und Gemeinwohl / U Ucrgcr II Helmut Wicscnilial (Hrsg ) Finhcit als Inlcrcsscnpolitik Studien /иг sektoralcn Transformation Ostdeutschlands - Frankfurt/М Campus. 1995 - 95-125 Nicdcrinayer О Politische Kultur in Ost-und Westdeutschland / О Nicdcrnmcr K\onBevmc - Berlin. 1994 Всмлс K von Die politischen Theorien der Gcgcnivart ! К von Beyme - Wiesbaden Westdeutscher Verlag GmbH. 2000. Brcttschncidcr F Spitzenkandidaten und Wahlcrfolg / F Brcttschncidcr - Opladen 2002 Brcltschncidcr F Die Mcdicmvalil 2002 Themenmanagcmcnt und Berichterstattung / F Brcttschncidcr // Aus Politik und Zeitgcschichlc - В 49-50 2002 S tft-№ -

(Renate Gorges), T Элвайн (Thomas Ellwein), О Г абриэль (Oskar Gabriel) и др1 Однако нет работ по проблемам культуры государе геенной власти как центрального института политической системы, политической жизни, чаем и политической культуры

Объект диссертационного исследования - полижческая культура как структурный контекст политического процесса.

Предмет исследования - особенности коммуникативной кулыуры государственной власти, специфика политического участия и ценностные ориентации граждан на государственную влас1ь, актуализируемые в политической жизни современной Германии

Целыо диссертационного исследования является выявление специфики политической культуры современной Германии, культуры государственной власти, ее коммуникативных и аксиологических особенностей, включая аспекты и эволюцию культуры гражданского общества

Достижение этой цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач-

выявление институциональных особенностей политической культуры германского социума в современных условиях;

анализ коммуникативной культуры функционирования и взаимодействия институтов государственной власти, технологической культуры принятия государственных решений и формирования государственной политики,

характеристика традиций и инноваций в структуре ценностных ориентации и отношения населения к государс!венной власти, а также анализ специфики немецкой культуры электорального процесса,

анализ политических особенностей прав и свобод человека и гражданина в современной Германии, деятельности государства по их

1 См. например Pat/ell IW Der Bundesprisideiu /1 W Pal/ell II AMstieh Katja Gabriel Obk.tr (Hrsg ) llandbudi politisches S>stcin dof Bundesrepublik Deutschland - München Wien Oldenbourg. 1997 - S 229-244 Isnunr W Der Deutsche Bundestag Funktionen. Willensbildung Rcfortusnt/e / W lsnu\r - Opladen Lcskc 1992 lsma\r W Das polnische S>slctn Deutschlands / W !stna\r // Isnta\r Wolfgang (Hrsg ) Die politischen S)stciuc Westeuropas -Opladen 1997 S 407-442 Rud/ю W Das politische Sislcni Deutschlands / W Rud/ю - Opladen 1991 Горгес P Так работают правительство и парламент / Р Fopiec М «Дело» 199Я Fllnein Т Das Rcgicrungss\stein der Bundesrepublik Deutschland / TEIIwcin I Hesse - Opladen Westdeutschen Verlag 1987 Gabriel О Partetcndcmokraae m Deutschland I О Gabriel О Ntcdermaver R Stöss - Bonn Opladen Westdeutscher Verlag 1997

осуществлению и защите, а также случаи и причины их нарушения со стороны властных структур;

анализ культуры политического поведения граждан, их реакцию на политику государства;

Методологическая основа диссертационного исследования. Исследование политической культуры, особенно в Германии, представляет определенные методологические трудности Прежде всего, политическая культура исторически эволюционирует и даже может менять свои ценностные основания и политико-идеологические парадигмы В Германии в XX веке сменилось несколько социокультурных парадигм политической культуры, власти и масс Культура кайзеровской власти с ее прусско-милитарисгской основой потерпела крах Установившаяся после первой мировой войны культура веймарской демократии создала условия для вызревания и установления фашистской диктатуры, которая обернулась трагедией и для Германии, и для Европы, особенно для нашей страны Во второй половине 40-х годов прошлого столетия сформировались две Германии, каждая из которых, преодолевая нацизм, сформировали своеобразные политические культуры, противостоящие друг другу Наконец, объединенная Германия демонстрирует особую политическую культуру, для которой характерны и высокая социальная эффективность, и динамическая устойчивость в изменяющемся мире, и прочный авторитет в международных отношениях

Поэтому реализация поставленных в диссертационном исследовании задач обусловила обращение к общсметодологическим принципам диалектического подхода, позволяющего более органично сочетать в диалектическом единстве изучение общего, особенного и единичною в становлении, эволюции и особенностях политической культуры, обращая внимание па сложную, противоречивую взаимосвязь ее структур, взятую в исторической динамике Принцип историзма и объективности является ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей формирования, развития и изменений в политической культуре В политологическом исследовании этот принцип не предполагает П0след0ва1елыю[0, хронологически выстроенного описания исторических событий Это - задача и дело историка Принцип историзма при исследовании политической культуры предполагает иное' анализ исторического кошекста

политической культуры, ее обусловленности историческим наследием (даже в случае его отрицания, снятия), с одной стороны, и эволюции под влиянием противоборства социальных и политических сил, с другой стороны

Поскольку часть работы посвящена исследованию коммуникативной культуры взаимодействия и функционирования институтов государс!венной власти, то мы использовали методологию институционального анализа Однако сам по себе институциональный анализ еще не вскрывает специфику современной германской, как, впрочем, и любой другой, политической культуры. Важно то, как взаимодействуют различные институты государственной власти законодательной, исполнительной, судебной, федеральной, региональной, местной При этом важны не только формализованные в законе принципы и нормы их взаимодействия, но и реальные, неформализованные отношения В Германии создан такой тип взаимодействия институтов власти, который ориентирован на укрепление демократического и эффективного правового государства

Поэтому мы исходили так же и из методологии коммуникативного анализа Он позволил выявить специфику взаимоотношений и взаимодействия различных институтов власти в ФРГ, государства и общества, вскрыть причины социальной и политической эффективности государственной власти ФРГ, ее устойчивость и высокую способность отвечать на «вызовы времени» Вместе с тем коммуникативный анализ позволил выявить и трудные проблемы, противоречия политической культуры ФРГ

Наконец, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов, иерархия ее ценностей - всегда предмет политических дискуссий Поэтому мы использовали и методологию дискурс-анализа Прежде всего, это касается вопросов осуществления и исполнения государственной властью прав и свобод человека

Компаративистская методология использовалась частично (некоторые сравнения по отдельным проблемам с Францией, Великобританией, Россией)

Использование количественных___методов предопределено

необходимостью обработки статистических материалов, содержащихся в ряде исследований, касающихся отношения граждан Германии к государственной власти, электоральных процессов и социальных движений Методика контент-анализа использовалась при изучении коммуникативно значимых материалов,

высказываний, суждений в правовых документах, в речах политических деятелей, в научной литературе

Источниковая база диссертации. Основной закон ФРГ от 1949 года с последующими изменениями и дополнениями, конституции ряда германских земель (Бавария, Нижняя Саксония, Гессен),

программы основных германских партий,

ингернет-сайты германского федерального правительства, правительств федеральных земель, министерств, правозащитных организаций, фондов, университетов и т д

данные крупных немецких центров демоскогши и студий социологических опросов «Infratest dimap», «Allbus», Emnid, «IfD Allensbach» Научная новизна исследования: Осуществлен системный анализ институциональной, коммуникативной и аксиологической политической культуры современной ФРГ с точки зрения выявления факторов демократической устойчивости, социально-политической эффективности, а также источников и движущих политических сил ее развития, демократических механизмов регулирования социальных и политических противоречий и конфликтов В работе органически сочетается политологический и правовой подход к анализу и характерно гике политической культуры

Анализ культуры деятельное!и институтов государственной власти, культура политического поведения граждан и массового политического сознания осуществлен с точки зрения функционирования и взаимодействия институтов государственной власти, ошошения населения к государственной власти Выявлена совокупность объективированных в политической системе ценностей, институтов и основанных на них форм, определяющих xapakiep и границы властною воздействия chcicmw на траждан

Положения диссертации, выносимые па защиту: 1. С развитием дсмократи в Западной Германии произошел глубокий политический поворот от подданнической культуры к демокрашческой гражданской культуре Разрыва с тоталишрной политической культурой удалось добиться путем создания новой сфуктуры государственной власти с учетом, с одной стороны, германских политических традиций, с другой, опыта

Веймарской республики, политической воли демократических сил, а также рекомендаций союзников по антигитлеровской коалиции Создано сильное федеративное демократическое правовое государство, институты которого и политическая культура граждан препятствуют прорыву к власти на уровне Федерации радикальных сил любой окраски и способствуют устойчивое!и демократии

2. Политическая культура современной Германии характеризуется, прежде всего, глубоким проникновением принципов и норм парламентаризма в деятельность как государственных орунов власти, так и партий, структур гражданского общества, в социальную и политическую практику масс Укорененность парламентского типа политической культуры, четкое выполнение правовых норм и законов позволяет регулировать социальные и политические противоречия, конфликты на последовательно правовой демократической основе

3. С развитием демократии неприкосновенность достоинства человека, прав и свобод личности стала основополагающим конституционным принципом социальной и политической жизни сначала Западной Германии, а поюм и новой объединенной страны Современное германское государство кулыивирует нормы и принципы толерантности в индивидуальном и общественном сознании в условиях идеологического и политического плюрализма В качестве одной из сторон укоренения демократических ценностей предстает жесткое отмежевание общественного мнения и политических элит ФРГ от экстремистских противников демократии Вместе с тем возможны и некоторые эксцессы государственной власти по подавлению политических оппонентов, нарушающие права человека («запрет на профессии», увольнения с руководящих постов бывших деятелей СЕПГ)

4. Для германской политической культуры на личностном уровне характерно органическое сочетание гражданственности и высокого автори!сга государства, нрав и обязанностей, свободы и ответственности, инициативности в рамках демократической законности Граждане ФРГ, критикуя практику тс\ или иных институтов государственной власти, тем не менее, высоко ценят свое государство, и лаже протестуя против отдельных недостатков социальной политики, не подрывают его основ

5. После объединения страны снизилась удовлетворенность населения Восточной и Западной Германии деятельностью правительства и друтих институтов государственной власти, усилился критициш По кулыура критики конструктивна Одним из ее последствий можно считать интенсивное развитие в Германии с 1990 года прямой демократии, закрепление повсеместно на коммунальном и земельном уровнях народных законодательных инициатив, дающих гражданам возможность напрямую реша!ь насущные политические вопросы Векторы и формы гражданских инициатив не противоречат кулыуре демократии и обуславливают необходимость конструктивного диалога между властными структурами и сфуктурами 1ражданского общества

6. Экстремистская и радикалистская кулыура, не находя широкой поддержки в социальных массах, проявляется в действиях сдельных, преимущественно молодежных группировок Их состав за последние три десятилетия изменился Сегодня левый экстремизм в Германии постепенно уступает свои позиции правому экстремизму, культивирующему ксенофобию и неприятие демократических норм Соответственно меняются и векторы реакции властей на те или иные явления радикализма и экстремизма политические ограничения сменяются политико-правовыми (и наоборот).

Теоретическая и практическая значимость работы. Резулыагы данной работы могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических проблем исследования политической культуры, при написании учебников и учебных пособий преподавателями высших учебных заведений, а также при чтении спецкурсов по политологии, политической теории, сравнительной политологии.

Апробация работы. Отдельные темы исследования были апробированы в докладах на ряде международных, российских и региональных конференций и симпозиумах Всероссийская научная конференция «Демократическая культура и методы урегулирования конфликтов» (МИОП, Воронеж, 2002), научный сим по шум «Диалог политических культур в современной России» (МИОН, Воронеж, 2003); региональная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные науки в XXI веке Личность и власть в трансформирующемся обществе» (Липецк, 2004), Международная научная конференция «Социальные конфликты как фактор системных трансформаций

постсоциалистических обществ (компаративный анализ)» (МИОН, Воронеж, 2004).

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 202 страницах, состоит из введения, трех глав (в которых для наглядной иллюстрации материала автор также приводит различные схемы, диаграммы и таблицы), заключения, библиографического списка

II. Основное содержание работы Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяется постановка цели и адекватных ей задач, указывается методологическая основа диссертации, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава - «Теоретико-методологические основы исследования политической культуры» - состоит из двух параграфов

Первый параграф - «Понятие и основные концепции политической культуры» - посвящен анализу основных теоретико-методологические направлений и подходов в изучении политической культуры, анализу ее понятия и основных концепций

Несмотря на то, что «политическая культура» - достаточно известное и хорошо разработанное понятие, проблемное поле его исследований не исчерпано. Во-первых, существует множество трактовок понятия «политическая культура». Во-вторых, до сих пор не сложилась единая общепризнанная теория политической культуры.

Можно выделить два основных подхода к изучению политической культуры - поведенческий (бихевиористский) и интерпретативистский

В рамках поведенческого подхода концепция политической культуры впервые была введена в политическую науку американскими политологами в середине 50-х гг. XX века Г Алмонд дал определение «политической культуры», считающееся в зарубежной литературе классическим «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы Это субъективная

сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение»4

Основная критика алмондовского понятия «политическая культура», особенно среди западноевропейских исследователей, была сосредоточена на следующих направлениях, наиболее полно обобщенных известным западногерманским политологом К фон Байме5

выделение в качестве эталона «культуры гражданина», под которой подразумеваются аш ло-американские нормы политическою поведения, является проявлением субъективизма, поскольку один из существующих вариантов политической культуры без всяких оснований ставится над другими, не уделяется должного внимания механизмам сдвигов в политической культуре, теоретические посылки, на которых строится концепция политической культуры, не сведены в систему, не осуществлена также унификация понятий;

игнорируются различия между политическими культурами различных слоев иерархически структурированного общества, в частности существование разрыва между политической культурой элит и остального населения;

несмотря на то, что предлагаемая трактовка политической культуры способствовала преодолению господства инстигуционализма в политической науке, применяемые процедуры могут привести к возрождению институционализма,

в недостаточной степени учитывается значение активного участия индивида в политике То, что характернее гея в «Культуре гражданина» как высокая активность, является в действительности пссвдоактивностмо, ибо предполагает лишь спорадическое участие в политическом процессе;

методика эмпирических исследований политической культуры является несовершенной В частности, не выработаны четкие критерии для выделения политических ориентация из общего круга убеждений индивида Значение опросов преувеличено За рамками анализа оставлен вопрос об обратной святи между ориентацией индивида и деятельностью политической системы

' Цит по Полито юла Учебник / По i ред М А В.юилик.1 М Гярдарнки 2<ХП -С

sCm Bc\incK\on Die politischen ТТюопсп der Gcfictiu.irl Гшс PuiTiiliiiing / К\on ßc\mc München. IV72 S 124

Сущность инт ср н ретати к и ст сксм о подхода выражается в понимании политической культуры как явления, основанною, прежде всего, на ценностных, глубинных представлениях человека о политической власти Они могут проявляться в наиболее типичных для гражданина способах взаимодействия с государством, в формах практической деягелыюсти Можно сказать, что в политической культуре закреплены образцы поведения человека в политике и поюму в рамках данного подхода используется такое понятие как стиль политической деятельности

Исторический ohi.it различных стран свидетельствует о том, что политическая кулыура - качество не только политического поведения индивидов, их групп, но и «поведения» системы в целом и образующих се институциональных структур Иными словами, политическая культура это еще и культура функционирования системы на институциональном уровне Прежде всего, речь идет о культуре политического процесса, культуре взаимодействия и функционирования политических институтов, культуре электорального процесса, культуре восприятия и регулирования политических конфликтов и т д.

Во втором параграфе - «Структура, функции и типы политической культуры» - рассматриваются структура и функции политической культуры, а также анализируются основные се типологизации

В структуре политической культуры обычно выделяют политические установки и ориентации, модели поведения индивидов и групп, особенности функционирования институтов, распространенные в обществе ценности, убеждения, идеи, нормы и символы, обращенные на гтолигическую систему или отдельные ее части

Политическое сотание включено в политическую культуру, прежде всею знаниями, представлениями о различных аспектах политической жизни

В структуре политическою сознания выделяют и характерные для данною общества или социальной общности политические ценности и ценностные ориентации Они, так или иначе, представляют собой значимые абстракции (свобода, равенство, демократия, справедливость и I н), с которыми сооIносится действия политических субьектов, прежде всею государственных структур Они выражаются в политических практиках, в

санкционированных, легитимных нормах, нонконформистских моделях поведения, в деформализованных отношениях

Политические преОставчения включают представления о политической системе и ее институтах, о режиме власти, о носителях власти, об их политике, мётодах действий, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни

Политические нормы - это определенные предписания политического поведения и политического участия в политическом процессе

Другим параметром политического сознания являются типичные для общества и группы политические установки, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость их практической реализации

Политическая культура - это не только политическое сознание Она представляет собой и модели, способы политического поведения. Почитическое поведение - способы, модели, стереотипы политической реакции субъектов общественных отношений на экономическую, социальную, политическую, духовную реальность

В современных условиях особый интерес представляет культура политического участия как особый тип поведения в демократических системах

Обычно к политическому участию как форме политическою поведения относят действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), различную активистскую деятельность, участие в демонстрациях и посещение митингов, участие в деятельности партий и трупп интересов.

Особую роль в процессе формирования, развития и изменения политической культуры играют институты юсударственной власти Государство через модели политического поведения, через свои законодательные, исполнительные и судебные органы может модифицировать ориентации граждан, вносить существенные коррективы в их представления и установки, навязывать им по необходимости новые ценности и образцы поведения и т.д

В политической науке существуют многочисленные типологигации политической культуры Но мпотис выделяемые исследователями типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, что определяет всю сложность, мнототранноспь дайною феномена и, соответственно, наличие множества концепций и типологий политической культуры Поэтому мы

можем лишь говорить о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре То есть всякая национальная политическая культура представляет собой смешение различных «идеальных типов»

Вторая глава - «Культура политического процесса в современной Германии» - состоит из трех параграфов

Первый параграф - «Коммуникативная культура взаимодействия и функционирования институтов государственной власти» - посвящен анализу структуры, а также способов функционирования и взаимодействия органов государственной власти современной Германии

По мнению диссертанта, на формирование структуры государственной власти в послевоенной Западной Германии, на развитие, функционирование и взаимодействие ее институтов оказывали и оказывают (уже в объединенной Германии) влияние ряд идейно-политических факторов Это стремление критически использовать германский политический опыт, учет сугубо германских исторических, политических, социальных и культурных особенностей Принципиально важным является стремление к преодолению нацистского наследия и созданию такой структуры государственной власти, в которой будет учтен печальный опыт Веймарской республики и фашистской диктатуры Сыграла роль и боязнь любого рода политических конфликтов (особенно по вопросам структуры государственной власти и ее функционирования), что также особым образом влияет на коммуникативную культуру взаимодействия и функционирования институтов государственной власти в современной Германии

Иод «полшичсской коммуникативной культурой» диссертант понимает совокупность закрепленных в традициях, обычаях, в праве и морали принципов, норм, методов, ритуалов, стереотипов общения и взаимодействия субъектов социальной и политической жизни Политическая коммуникативная культура отражас! в себе смыслообразующис политические ценности и преде гавляс1 собой одну из самых сушсстеннмх характеристик и политической системы, и всего общества Государс!венная власть играет особо огве1ственпую роль в процессе формирования политической коммуникативной культуры общества.

Согласно Основному закону ФРГ в аране действуют пять постоянных конс1И1уциопных ор!аиов Федеральный президеш, Кундес!аг, Бундесрат,

Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд Глубокое проникновение принципов и норм парламентаризма как в социальную и политическую практику масс, 1ак и в деятельность государственных opianoß власти отражает переговорный характер функционирования и взаимодействия между собой институтов государственной власти

Для характеристики особой структуры германской демократии внедрилось понятие «канцлерская демократия» Оно выражает то, что политическим центром закрепленного Основным законом ФРГ демократического строя является глава правительства - Федеральный канцлер.

Особенность положения канцлера состоит в том, что в выборе министров он фактически вынужден считаться с многообразными притязаниями фракций (и мощных союзов интересов), выдвигаемыми при формировании правительства. Обязательным стало наличие в правительстве женщин-министров. Как правило, на второй по значимости пост в правительстве канцлер назначает тлаву партии-партнера по коалиции Тем самым формирование правительства всегда направлено в первую очередь на достижение и.сохратда между всеми заинтересованными силами.

Особое место среди политических институтов, обеспечивающих успешное функционирование германской федеративной системы, шнимает г и согласительный комитет, созываемый по инициативе Бундесрата, Бундестаг либо правительства страны для урегулирования противоречий между этими тремя конституционными органами Этот комитет имеет положительный баланс своей деятельности Ему в большинстве случаев удастся устранить разно! ласия При этом в большинстве спорных случаев в комитете берет верх точка зрения Бундесрата. Это не в последнюю очередь связано с icm, что бюрократическая деловая компетентность Бундесрата выше, а депутатам Бундестага, ввиду их недостаточной компетентности, часто бывает трудно опровертнугь убедительно аргументированные ссылки своих оппонентов на административные проблемы и трудности В спорах же чисто политическою характера обычно оказывается сильнее Бундестаг

Необходимо также отметить высокую плотность внутриэлишых связей в политической культуре объединенной Германии Сплочению земель, например, способствует давно уже действующая в ФРГ система «кооперативного федерализма» (kooperativer Foederalismus) Она представляет собой широкую

сеть неформального взаимодействия земель на всех уровнях от членов правительств и депутатов ландтагов до чиновников различных рангов

На взгляд диссертанта, политическая коммуникация властных структур и граждан в современной Германии характеризуется высокой, хорошо отлаженной правовой культурой, взаимной активностью общения государственной власти, ее органов, политических партий и граждан Каналы и формы политического общения разнообразны и ориентированы на демократические ценности, принципы и нормы Коммуникативная культура характеризуется легитимной открытостью институтов власти и их стремлением учета массовых настроений и общественного мнения

Во втором параграфе - «Культура германского электорального процесса» - рассматриваются особенности избирательной системы и электоральных процессов в современной Германии, а также участие немецких граждан в выборах органов народного представительства.

Реализация активного и пассивного избирательного права немецких граждан покоится на традиционных пяти принципах — всеобщие, прямые, свободные, равные и тайные выборы

Участие граждан в выборах органов народного представительства признается важнейшим элементом современной западной демократии как способа организации и осуществления государственной власти Эта позиция отчетливо просматривается в политической науке ФРГ. Согласно распространенному мнению, выборы являются основным инструментом, посредством которого в ФРГ «вся государственная власть исходит от народа» (ст. 20 абз 2 Основного закона), важнейшим, а на уровне федерации -единственным, актом, посредством которого народ имеет возможность выразить законным путем собственную волю обязывающего характера

Периодически проводимые парламентские выборы позволяют выявить степень политической активности и ангажированности населения Участие граждан ФРГ в парламентских выборах с 1949 года по 1990 составило в среднем 86 процентов от общего числа избирателей Этот показатель говорит о большой активности избирателей

В динамике участия граждан в выборах в «старых» землях дисссронг выделяет две фазы До выборов в Бундестаг 1972 года учаеше граждан возрастало и в 1972 году составило 91,1% В последующих парламентских

выборах количество участвующих уменьшалось и достигло в 1990 юду (78,6%) уровня первых выборов 1949 года.

В послевоенной истории Восточной Германии первые свободные выборы в национальный парламент состоялись 18 марга 1990 года, где участие в выборах достигло рекордной отметки в 93,4% По через четыре года эта отметка резко снизилась до 74,7% В целом по объединённой Германии участие граждан в выборах в Бундестаг составило 77,8% (1990), 79,0% (1994), 82,2% (1998), 79,1% (2002)6 Данные показатели находятся не ниже уровня других западных демократий, но ниже уровня Западной Г ермании до 1990 года

Во взаимодействии государства и граждан в демократических странах, как известно, особую роль играет избира!ельная система. В Германии она имеет спои особенности Избирательная система Германии сконструирована таким образом, чтобы, с одной стороны, учитывался наиболее широкий спектр мнений граждан, и обеспечивалось наибольшее соответствие между волеизъявлением электората и распределением мандатов в парламенте (Германскую избирательную систему можно охарактеризовать как смешанную или пропорциональную с сильным элементом мажорит аризма) С другой стороны, система выборов обеспечивает преимущество крупным «народным» партиям СДПГ и ХДС/ХСС, что важно для создания устойчивого правительства Поэтому можно говорить о том, что структура избирательной системы Германии во многом направлена на достижение консенсуса и недопущение крупных политических конфликтов

Культура избирательной системы четко зафиксирована в конституции ФРГ (во многих странах это не наблюдается, в том числе и в России) Элею оральная практика отличается ингснси&носгмо коммуникативных процессов и четким правовым регулированием

В электоральной культуре Германии мною рациональною. Современные немцы, например, ориентируются на практическую деятельность властных структур и их представителей Осмысление тяжелою историческою опыта фашистской популистской дсмаютии в какой-то мерс пошолило им выработать

0 noMiicimo hcmciikh\ ipam/uiu n iiap/limcim.kii\ Hi>i6opn\ cm

Gabriel O Burger und Polmk in Deutschland / O Gabriel // Ahlsticli Katja Gabriel Oskar (Hrsg) I landbuch politisches Sutern der Bundesrepublik Deutschland -München Wien Oldcnbourg 1997-S 441.442 Endgültiges Frgcbnis der Bundestags«ahl 2(X>2 f Der Bundeswahlleiter - (http //www bundcswahllcitcr dc/bundesiags wahl2m)2/deiilscWcrgcbnis/2M)2/crgchgranwiitnil/ttt)_9991iliH)

атидсмагогический иммуншст Они больше доверяют делам, чем речам, и это проявляется в электоральных процессах Хотя и в Германии не найден абсолютный гарант от манипулятивных синдромов в политической коммуникации.

В третьем параграфе - «Традиции и инновации в структуре ценностных ориентации и отношения населения к государственной власти» - отмечается, что после окончания второй мировой войны в Западной Германии постепенно произошел глубокий политический поворот от подданнической культуры к демократической гражданской культуре В культурно-политическом развитии ФРГ до объединения страны прослеживается в целом положительная тенденция постепенного становления и развития демократической гражданской культуры Росла, а потом оставалось стабильной, поддержка основ демократии и политического режима; ухудшения отношения населения к политике не были глубокими и длительными

Формирование нового стиля политических взаимоотношений, при котором массы уже не следуют покорно за элитой, а больше интересуются «постматсриальпыми» ценностями вроде качества жизни и предъявляют к власти новые требования, сыграла в политической культуре Германии важную роль Во-первых, изменение ценностей было связано с повышением значения личности как таковой Это вылилось в изменение характера требований, предъявляемых к государственной власти (право на альтернативную точку зрения, участие в управлении, экологические требования как следствие гуманистического отношения к природе и тд) Государственная власть и в целом политическая система ФРГ оказались достаточно гибкими, чтобы адекватно отреагировать на изменения в обществе Культура государственной власти в Германии характеризуется рационализмом, правовой четкостью и основательностью, интенсивностью общения ее субъектов и акторов

Третья глава - «Политика государства и культура политического поведении масс» - состоит из двух параграфов

В первом параграфе - «Деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина» - рассматривается действие на территории современной ФРГ основных прав и свобод человека, их выполнение и соблюдение органами государственной власти, а также деятельность государства по их защите

Проблема прав и свобод человека имеет в ФРГ особое значение и является существенной для характеристики политической культуры германского общества

Ведущее место в ряду основополагающих консгигуциоииых принципов ФРГ отводится неприкосновенности достоинства человека Неприкосновенность достоинства человека как конституционно-правовая категория предстаёт в виде первоосновы государственной власти, конкретизируясь в субьективном праве человека на неприкосновенность достоинства, на его защиту и уважение со стороны государства, а так же в других основных правах Неприкосновенность достоинства человека как конституционно-правовая категория предстает в виде первоосновы государственной власти, конкретизируясь в субъективном праве человека на неприкосновенность достоинства, на его защиту и уважение со стороны государства, атак же в других основных правах.

Каждое государство юридически очерчивает рамки своего правопорядка, ограничивая ими поведение отдельных лиц, объединений этих лиц или государственных органов. Сюда же относится и возможность отраничения основных прав человека и гражданина в случае использования их для подрыва, разрушения конституционных основ общества и государства. В Германии, в отличие, например, от других европейских государств, эти рамки очерчены Конституцией, обычным законодательством, судебной и административной практикой более открыто, детально и жестко

Первоначально такой подход обуславливался стремлением не допустить повторения «слабости» Веймарской республики и причин установления нацизма, предупреждения разрастания правого и левого радикализма, олицетворением которого были фашизм и коммунизм Однако на практике оказалось сложно провести грань между предупреждением радикализма и нарушением государственными структурами основных прав человека и гражданина Нередко под прикрытием борьбы с радикализмом репрессии государства в виде лишения или отраничения основных прав обрушиваются па политических оппонентов, более решительно противодействующих официальной политике, или отдельных лиц, явно или скрытно критикующих существующий правопорядок Таковыми являются, например, преследование коммунистов в 50-60-х гг, практика запретов на профессии 70-80-х годов,

преследование и массовые проверки политиков, чиновников и государственных служащих «новых» германских земель на предмет их связи с органами госбезопасности ГДР («титази») и т д

Второй параграф - «Государствепная власть, социальные движения и политическая оппозиция» - посвящен анализу социальной активности граждан как реакции на действия органов государственной власти

Наряду с так называемой стандартной активностью граждан (участие в выборах, давление общественного мнения через СМИ, дискуссии на политические темы и т п ), а также с активностью, связанной с деятельностью партий (поддержка кандидатов или партий в предвыборной борьбе, посещение политических собраний, встреч, митингов и т п ) можно говорить также о гражданских движениях, инициативах, политической оппозиции, протестных социальных действиях как реакции на поли гику, проводимую государственной властью

В объединенной Германии происходит активное формирование новых социальных и политических движений как групп носителей протестной политики Однако протест носит конструктивный, а не разрушительный характер Так сегодня в Германии с разным успехом действует большое количество гражданских инициатив, отличающихся и по своим задачам, и по своей организации, и по масштабам деятельности Это свидетельствует о высокой политической активности граждан Германии (особенно на местном уровне) Такая активность нашла непосредственный отклик со стороны органов законодательной и исполнительной власти (в первую очередь на уровне Федеральных земель) Так с начала 90-х годов гражданские или народные законодательные инициативы закрепились повсеместно на коммунальном и земельном уровнях С тех пор граждане Федеративной Республики все чаще пользуются этими инструментами, дающими им возможность напрямую решать насущные политические вопросы Поэтому можно говорить о бурном развитии в Германии за последние 14 лет прямой демократии

По-прежнему актуальной остается для Германии проблема политического насилия Однако необходимо отметить, что в Германии за последние три десятка лет изменилась подоплека применения политического насилия против личности Рще в 70-е годы большинство актов насилия приходилось на

левоэкстремистскис группировки Сегодня же левозкстремистское насилие в Германии постепенно уступает свои позиции правоокстрсмистскому

В заключении подводятся итоги исследования, проведенного автором Результаты диссертационного исследования были прс/дс|явлены автором в следующих публикациях:

1. Алексеев ДА Трансформация отношения к власти населения «Боннской республики» и объединенной Германии / Д.А. Алексеев // Социально-гуманитарные науки в XXI веке Личность и власть в трансформирующсмся обществе' Сборник тезисов докладов региональной научно-практической конференции - Липецк: ЛГТУ, 2004. - С. 69 - 74.

2 Алексеев Д.А Германский опыт развития прямой демократии на коммунальном и земельном уровне / Д.А Алексеев // Современные гуманитарные исследования Сборник научных трудов Под ред проф Галкина В В Вып 2 - Воронеж' Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004. -С. 53-56.

3 Алексеев ДА О некоторых особенностях функционирования прав и свобод человека в современной Германии /ДА Алексеев // Современные гуманитарные исследования Сборник научных трудов Под ред проф. Галкина В В Вып 2 - Воронеж Центрально-Черноземное книжное издагельегво, 2004 -С 56-59.

4. Алексеев Д А Изменение ценностных ориентации в современной Германии /ДА Алексеев // Исторические записки Пауч труды ист. фак ВГУ Вып 10 - Воронеж Издательство Воронежского государственного университета, 2004 - С 194-201

5 Алексеев ДА Взаимоотношения федерального центра и земель ФРГ / Д А Алексеев // Социальные конфликты и партнерство [под ред А.В Глуховой, ВС Рахманина] Воронеж Воронежский государственный университет, 2004 - с 320-326

ЛР ИД №00437 от 10.11.99

Формат 60x84 1/16. Объем 1,5 п. л Тираж 100 зкз Заказ № 715

Отпечатано с готового оригинала-макета в типографии ВГУ 394000, г Воронеж, ул Пушкинская, 3

V

i

t

в

*

I

f

m 51 72

РНБ Русский фонд

2006-4 11680

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Алексеев, Денис Александрович

Содержание.

Введение.

Глава 1 .Теоретико-методологические основы исследования политической культуры.

1.1. Понятие и основные концепции политической культуры.

1.2. Структура, функции и типы политической культуры.

Глава 2. Культура политического процесса в современной Германии.

2.1 Коммуникативная культура взаимодействия и функционирования институтов государственной власти.

2.2 Культура германского электорального процесса.

2.3 Традиции и инновации в структуре ценностных ориентаций и отношения населения к государственной власти.

Глава 3. Политика государства и культура политического поведения масс.

3.1. Деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина.

3.2. Государственная власть, социальные движения и политическая оппозиция.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по политологии, Алексеев, Денис Александрович

Актуальность темы исследования. В XX веке Германия прошла долгий путь от кайзеровской империи до современной западной демократии. Многие повороты в судьбе страны зависели от изменения политической культуры масс и культуры государственной власти. Поэтому чрезвычайно интересен опыт Германии, сумевшей за последние 60 лет не только преодолеть наследие национал-социализма, но и построить эффективную парламентскую демократию, сильное правовое и социальное государство. Особый исследовательский интерес, практическую и теоретическую ценность представляет политическая культура ФРГ второй половины XX столетия, а особенно современной объединенной Германии.

Обладая мощным финансовым, промышленным, научным, торговым и инвестиционным потенциалом, современная Германия является крупнейшим экономическим, стратегическим и инвестиционным партнером России. Ее политическая культура оказывает существенное влияние не только на ее внутреннюю и внешнюю политику, но и на политику европейскую и мировую. Для России важен германский опыт эффективного взаимодействия всех уровней федерального центра и субъектов федерации, а также субъектов федерации между собой. Очевидна необходимость детального изучения политических процессов, связанных с различными аспектами жизни германского общества, с влиянием на политическую культуру изменений в структуре ценностных ориентации населения, отношения к политической власти, изменений в избирательной системе, гарантированности прав и свобод человека.

Все это важно для познания общих закономерностей перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии, общих процессов становления, упрочнения и развития демократических институтов, формирования демократической политической культуры с учетом национальных особенностей и новых цивилизационных вызовов.

Хронологические рамки исследования. В диссертации исследуются особенности политической культуры Западной Германии 1970-80-х годов, а так же объединенной Германии до 2004 года. Именно для этого времени характерно становление и укрепление демократической политической культуры сначала в Западной Германии, а с 1990-х годов - в бывшей ГДР. Кроме этого, для проведения ряда сравнений (например, для выявления современных политических традиций немцев) автор обращается к Западной Германии 1940-х- 1960-х годов, а также к временам Веймарской республики и кайзеровской Германии конца 19 - начала 20 века.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые термин политическая культура» был употреблен немецким философом эпохи *

Просвещения И.Гердером. В современном значении понятие «политическая культура» было введено в политологию, разработано, и впервые появилось в работе американского политолога Габриэля Алмонда «Сравнительные политические системы» (1956 г.). С 1958 по 1962 Г.Алмонд и С.Верба предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные результаты и типология политических культур были представлены в работе «Гражданская культура» (1963 г.).

Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли также американские ученые Л.Пай, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз и Д.Канавах, немецкий теоретик К.фон Байме, французы М.Дюверже, Р.Ж. Шварценберг и др. Американский политолог Р.Инглхарт разработал концепцию «бесшумной революции» в работах «The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles» (1977), «Culture Shift in Advanced Industrial Society» (1990). Исследователь предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Ряд этих ценностей непосредственно включен в структуру гражданской культуры и оказывает сильное влияние на отношение граждан к политической системе в целом.

Проблематика политической культуры уже давно разрабатывается такими российскими учеными, как Ю.С. Пивоваров, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин, В.О. Рукавишников, Э.Я. Баталов, К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко, А.Н. Родионов, В.А. Скороходов и др1. Помимо самого понятия, а также его структуры, функций и типологии исследуются факторы функционирования и изменения политической культуры, изучаются ее национальные модели и роль в общественно-политическом развитии.

Вопросы политической культуры, особенности и эволюцию отношения немцев к основам демократии, политическому режиму и политическим институтам, их участие в выборах, а также проблемы политического протеста анализируют в своих работах О.Габриэль (Oskar Gabriel), Х.Просс (Helge Pross), К.Зонтхаймер (Kurt Sonntheimer), Г.Клагес (Helmut Klages), М.Грайфенхаген и С.Грайфенхаген (Martin / Sylvia Greiffenhagen), У.Бергер (Ulrike Berger), О.Нидермайер (Oskar Niedermayer), К.фон Байме (Klaus von Beyme), Ф.Бретшнайдер (Frank Brettschneider) и др . В условиях демократии важнейшее значение приобретают выборы в парламент страны. Поэтому работы многих исследователей посвящены анализу предвыборных программ политических партий, их борьбы за места в парламенте, внедрению методов политического и избирательного маркетинга в германскую политическую жизнь, а также изучению поведения и предпочтений избирателей.

В Германии большое значение всегда придавалось институту государственной власти. Так или иначе, этой теме уделяют внимание в своих работах немецкие политологи, социологи и правоведы В.Патцельт (Werner J. Patzelt), В.Исмаир (Wolfgang Ismayr), В.Рудцио (Wolfgang Rudzio), Р.Горгес (Renate Gorges), Т.Элвайн (Thomas Ellwein), О.Габриэль (Oskar Gabriel) и др3. Однако нет работ по проблемам культуры государственной власти как центрального института политической системы, политической жизни, части политической культуры.

Политическая культура может быть предметом анализа, по крайней мере, на трех уровнях ее существования: индивидуальном, групповом и социетальном (культуры общества в целом). Эти уровни взаимосвязаны, однако не совпадают и потенциально конфликтны. Всякая политическая культура акцентирована на государственной власти, на отношениях между властвующими структурами и человеком, социальными слоями, объединениями граждан. Политическую культуру нельзя сводить, как это часто наблюдается, только к убеждениям, установкам, способам поведения индивидов, она включает в себя и массовые феномены, и, что важно подчеркнуть, способы функционирования государственной власти. Поэтому центральной проблемой политической культуры является культура политического властвования, выявляемая в деятельности государства. Анализ культуры властвования выходит на первый план, когда речь идет о политической культуре в связи с анализом политической системы. В этом случае объектом анализа становятся деятельность составляющих политическую систему институтов власти и управления, объяснение и оценка способов функционирования властных отношений. Вместе с тем политическая культура характеризует отношение населения страны к государственной власти, его способность к политической самоорганизации, способы реакции на политику властных структур, мотивы и формы участия граждан в политической жизни, их политические ориентации и ожидания. Социетальный уровень политической культуры вообще невозможно представить и понять без анализа культуры государственной власти, ее институтов, норм деятельности, взаимодействия и с личностью, и с массами, и со структурами гражданского общества. Более того, в отдельных странах (например, в США, во Франции) в формировании политической культуры доминирующую роль играло гражданское общество; в других странах эту роль перенимало государство. Германия, как и Россия, относится к этой группе стран. И во времена кайзеровской Германии, и во времена Веймарской республики, тем более в период фашистской диктатуры государство играло ведущую роль в формировании и развитии политической ц культуры, роль ее законодателя. Этим, между прочим, в немалой степени объясняется стереотип законопослушания граждан Германии, склонность к этатистскому мышлению и поведению. Становление и развитие демократии в послевоенной ФРГ шло на основе денацификации немецкого государства и утверждения демократических институтов и принципов функционирования власти. Демократизация гражданских структур была бы невозможна без демократизации государственной власти, ф Объект диссертационного исследования - политическая культура как структурный контекст политического процесса.

Предмет исследования - особенности коммуникативной культуры государственной власти, специфика политического участия и ценностные ориентации граждан на государственную власть, актуализируемые в политической жизни современной Германии.

Целью диссертационного исследования является выявление специфики политической культуры современной Германии, культуры государственной власти, ее коммуникативных и аксиологических особенностей, включая аспекты и эволюцию культуры гражданского ^ общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач: выявление институциональных особенностей политической культуры германского социума в современных условиях; анализ коммуникативной культуры функционирования и взаимодействия институтов государственной власти, технологической культуры принятия государственных решений и формирования государственной политики; характеристика традиций и инноваций в структуре ценностных ориентаций и отношения населения к государственной власти, а также анализ специфики немецкой культуры электорального процесса; 4 - анализ политических особенностей прав и свобод человека и гражданина в современной Германии, деятельности государства по их осуществлению и защите, а также случаи и причины их нарушения со стороны властных структур; анализ культуры политического поведения граждан, их реакцию на политику государства.

Методологическая основа диссертационного исследования. Исследование политической культуры, особенно в Германии, представляет определенные методологические трудности. Прежде всего, политическая культура исторически эволюционирует и даже может менять свои ценностные основания и политико-идеологические парадигмы. В Германии в XX веке сменилось несколько социокультурных парадигм политической культуры, власти и масс. Культура кайзеровской власти с ее прусско-милитаристской основой потерпела крах. Установившаяся после первой мировой войны культура веймарской демократии создала условия для вызревания и установления фашистской диктатуры, которая обернулась трагедией и для Германии, и для Европы, особенно для нашей страны. Во второй половине 40-х годов прошлого столетия сформировались две Германии, каждая из которых, преодолевая нацизм, сформировали своеобразные политические культуры, противостоящие друг другу. Наконец, объединенная Германия демонстрирует особую политическую культуру, для которой характерны и высокая социальная эффективность, и динамическая устойчивость в изменяющемся мире, и прочный авторитет в международных отношениях.

Поэтому реализация поставленных в диссертационном исследовании задач обусловила обращение к общеметодологическим принципам диалектического подхода, позволяющего более органично сочетать в диалектическом единстве изучение общего, особенного и единичного в становлении, эволюции и особенностях политической культуры, обращая внимание на сложную, противоречивую взаимосвязь ее структур, взятую в исторической динамике. Принцип историзма и объективности является ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей формирования, развития и изменений в политической культуре. В политологическом исследовании этот принцип не предполагает последовательного, хронологически выстроенного описания исторических событий. Это - задача и дело историка. Принцип историзма при исследовании политической культуры предполагает иное: анализ ^ исторического контекста политической культуры, ее обусловленности историческим наследием (даже в случае его отрицания, снятия), с одной стороны, и эволюции под влиянием противоборства социальных и политических сил, с другой стороны.

Поскольку часть работы посвящена исследованию коммуникативной культуры взаимодействия и функционирования институтов государственной власти, то мы использовали методологию институционального анализа. Однако сам по себе институциональный анализ еще не вскрывает специфику II современной германской, как, впрочем, и любой другой, политической культуры. Важно то, как взаимодействуют различные институты государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной, федеральной, региональной, местной. При этом важны не только формализованные в законе принципы и нормы их взаимодействия, но и реальные, неформализованные отношения. В Германии создан такой тип взаимодействия институтов власти, который ориентирован на укрепление демократического и эффективного правового государства.

Поэтому мы исходили так же и из методологии коммуникативного анализа. Он позволил выявить специфику взаимоотношений и взаимодействия различных институтов власти в ФРГ, государства и ч* общества, вскрыть причины социальной и политической эффективности государственной власти ФРГ, ее устойчивость и высокую способность отвечать на «вызовы времени». Вместе с тем коммуникативный анализ позволил выявить и трудные проблемы, противоречия политической культуры ФРГ.

Наконец, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов, иерархия ее ценностей -всегда предмет политических дискуссий. Поэтому мы использовали и методологию дискурс-анализа. Прежде всего, это касается вопросов осуществления и исполнения государственной властью прав и свобод человека.

Компаративистская методология использовалась частично (некоторые % сравнения по отдельным проблемам с Францией, Великобританией,

Россией).

Использование количественныхметодов предопределено необходимостью обработки статистических материалов, содержащихся в ряде исследований, касающихся отношения граждан Германии к государственной власти, электоральных процессов и социальных движений. Методика контент-анализа использовалась при изучении коммуникативно значимых материалов, высказываний, суждений в правовых документах, в речах политических деятелей, в научной литературе.

Источниковая база диссертации.

Основной закон ФРГ от 1949 года с последующими изменениями и дополнениями, конституции ряда германских земель (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония); программы основных германских партий; интернет-сайты германского федерального правительства, правительств федеральных земель, министерств, правозащитных организаций, фондов, университетов и т.д. данные крупных немецких центров демоскопии и студий социологических опросов «Infratest dimap», «Allbus», Emnid, «IfD Allensbach».

Научная новизна исследования. Осуществлен системный анализ институциональной, коммуникативной и аксиологической политической культуры современной ФРГ с точки зрения выявления факторов демократической устойчивости, социально-политической эффективности, а также источников и движущих политических сил ее развития, демократических механизмов регулирования социальных и политических противоречий и конфликтов. В работе органически сочетается политологический и правовой подход к анализу и характеристике политической культуры.

Анализ культуры деятельности институтов государственной власти, культура политического поведения граждан и массового политического сознания осуществлен с точки зрения функционирования и взаимодействия институтов государственной власти, отношения населения к государственной власти. Выявлена совокупность объективированных в политической системе ценностей, институтов и основанных на них форм, определяющих характер и границы властного воздействия системы на граждан.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. С развитием демократии в Западной Германии произошел глубокий политический поворот от подданнической культуры к демократической гражданской культуре. Разрыва с тоталитарной политической культурой удалось добиться путем создания новой структуры государственной власти с учетом, с одной стороны, германских политических традиций, с другой, опыта Веймарской республики, политической воли демократических сил, а также рекомендаций союзников по антигитлеровской коалиции. Создано сильное федеративное демократическое правовое государство, институты которого и политическая культура граждан препятствуют прорыву к власти на уровне Федерации радикальных сил любой окраски и способствуют устойчивости демократии.

2. Политическая культура современной Германии характеризуется, прежде всего, глубоким проникновением принципов и норм парламентаризма в деятельность как государственных органов власти, так и партий, структур гражданского общества, в социальную и политическую практику масс. Укорененность парламентского типа политической культуры, четкое выполнение правовых норм и законов позволяет регулировать социальные и политические противоречия, конфликты на последовательно правовой демократической основе.

3. С развитием демократии неприкосновенность достоинства человека, прав и свобод личности стала основополагающим конституционным принципом социальной и политической жизни сначала Западной Германии, а потом и новой объединенной страны. Современное германское государство культивирует нормы и принципы толерантности в индивидуальном и общественном сознании в условиях идеологического и политического плюрализма. В качестве одной из сторон укоренения демократических ценностей предстает жесткое отмежевание общественного мнения и политических элит ФРГ от экстремистских противников демократии. Вместе с тем возможны и некоторые эксцессы государственной власти по подавлению политических оппонентов, нарушающие права человека («запрет на профессии», увольнения с руководящих постов бывших деятелей СЕПГ).

4. Для германской политической культуры на личностном уровне характерно органическое сочетание гражданственности и высокого авторитета государства, прав и обязанностей, свободы и ответственности, инициативности в рамках демократической законности. Граждане ФРГ, критикуя практику тех или иных институтов государственной власти, тем не менее, высоко ценят свое государство, и даже протестуя против отдельных недостатков социальной политики, не подрывают его основ.

5. После объединения страны снизилась удовлетворенность населения Восточной и Западной Германии деятельностью правительства и других институтов государственной власти, усилился критицизм. Но культура критики конструктивна. Одним из ее последствий можно считать интенсивное развитие в Германии с 1990 года прямой демократии, закрепление повсеместно на коммунальном и земельном уровнях народных законодательных инициатив, дающих гражданам возможность напрямую решать насущные политические вопросы. Векторы и формы гражданских инициатив не противоречат культуре демократии и обуславливают необходимость конструктивного диалога между властными структурами и структурами гражданского общества.

6. Экстремистская и радикалистская культура, не находя широкой поддержки в социальных массах, проявляется в действиях отдельных, преимущественно молодежных группировок. Их состав за последние три десятилетия изменился. Сегодня левый экстремизм в Германии постепенно уступает свои позиции правому экстремизму, культивирующему ксенофобию и неприятие демократических норм. Соответственно меняются и векторы реакции властей на те или иные явления радикализма и экстремизма: политические ограничения сменяются политико-правовыми (и наоборот).

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических проблем исследования политической культуры, при написании учебников и учебных пособий преподавателями высших учебных заведений, а также при чтении спецкурсов по политологии, политической теории, сравнительной политологии.

Апробация работы. Отдельные темы исследования были апробированы в докладах на ряде международных, российских и региональных конференций и симпозиумах: Всероссийская научная конференция «Демократическая культура и методы урегулирования конфликтов» (МИОН, Воронеж, 2002); научный симпозиум «Диалог политических культур в современной России» (МИОН, Воронеж, 2003); региональная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные науки в XXI веке. Личность и власть в трансформирующемся обществе» (Липецк, 2004); Международная научная конференция «Социальные конфликты как фактор системных трансформаций постсоциалистических обществ (компаративный анализ)» (МИОН, Воронеж, 2004).

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 202 страницах, состоит из введения, трех глав (в которых для наглядной иллюстрации материала автор также приводит различные схемы, диаграммы и таблицы), заключения, библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности политической культуры современной Германии"

Заключение.

Для политической культуры Германии в прошлом было характерно столкновение между демократическими и авторитарно-националистическими идейно-политическими комплексами и позициями, последнее из которых в 30-е годы XX столетия привело к фашизму. Денацификация после разгрома фашизма основательно разрушила тоталитарно-националистические структуры и механизмы. Однако в конце 40-х и в 50-х гг. XX столетия наблюдались столкновения между демократическими и авторитарно-националистическими позициями граждан. Определенная часть немецких граждан ностальгировала по временам нацистского режима. Но умонастроения постепенно менялись. Уже в 60-х гг. прошлого века большинство граждан Западной Германии считали, что ФРГ - это тот этап в развитии Германии, который наиболее благоприятен для страны и ее граждан. Произошел важный и позитивный сдвиг в отношении населения к демократии. С этого времени можно говорить о растущей поддержке населением Западной Германии новой демократической политической системы, проникновении культуры демократии не только в культуру государственной власти, но и в глубины массового сознания. Можно констатировать, что в Западной Германии произошел глубокий политический поворот от подданнической культуры к демократической гражданской культуре.

Основной причиной такого поворота явилось развитие гражданских прав и свобод, высокая степень гражданской активности самого населения. Ведь сильное государство определяется в том числе и высокой политической активностью самих граждан, их государственным, конструктивным стилем мышления.

Важную нагрузку несет структура государственной власти, при формировании которой были учтены недостатки Веймарской республики. Демократический федерализм выполняет роль стабилизирующего фактора и может предотвратить возможность или, по крайней мере, снизить вероятность крайне радикальных изменений существующего конституционного строя, всех сфер социально-экономической жизни общества.

Огромную роль играет при этом стабильность и устойчивость институтов государственной власти, обеспечиваемые не в последнюю очередь таким субъектом политической власти, как сильная политическая элита. В Германии современный правительственный чиновник, депутат Бундестага, министр, канцлер не возникают случайно (как бывает в России), а проходят длительную партийно-управленческую школу, начиная свою карьеру с самых низших ступеней партийного механизма - местных объединений и даже школьных союзов. Поэтому важнейшее значение здесь имеет хорошо развитая система политического образования, которая охватывает школы и высшие учебные заведения, государственные и общественные организации, частные фонды и просветительские учреждения.

Важным аспектом бесперебойного функционирования институтов государственной власти является стремление элиты (и не только политической) к консенсусной выработке и принятию решений и на уровне федерации, и на земельном уровне. Например, в Германии создана целая сеть неформального взаимодействия земель на всех уровнях: от членов правительств и депутатов ландтагов до чиновников различных рангов. Сотрудничество между землями развивается в форме совещаний, в том числе и неофициальных, и так называемых «встреч коллег». Создаются постоянно действующие совещания или комиссии, к примеру, премьер-министров земель и отраслевых министров. Рекомендациями, подготовленными на совещаниях, пользуются, как правило, правительства всех земель, а юридически необязательные постановления министерских конференций часто неукоснительно выполняются.

Включенность большого числа участников в законодательный процесс, работа большого числа министерских совещательных комиссий на уровне федерации и земель, успешно действующий институт согласительного комитета, длительный процесс рекрутирования политических и управленческих кадров, а также тяга основных политических сил страны к политическому центру - все это является показателем того, что Федеративная республика является необычайно ориентированной на стабильность политической системы.

Однако негативное отношение к любому политическому конфликту (что, скорее, и является определенным наследием прошлого) является отличительной особенностью германской политической культуры. Следует отметить, что после объединения страны отношение и поддержка восточными немцами демократических принципов почти не отличается по своим результатам от западногерманской. Но в оценке роли конфликтов в демократии восточные немцы показывают куда более демократичное настроение, чем их западные соседи. На положительное отношение восточных немцев к роли конфликта в демократии, возможно, повлияли события крушения ГДР и демократической смены системы власти во многом с помощью массовых общественных акций протеста, демонстраций и т.п. Поэтому опыт мирной революции, возможно, во многом объясняет не только высокую поддержку демократических принципов среди восточных немцев, но и их положительное отношение к роли политического конфликта.

Немцы изначально и в течение длительного времени видели в государстве эффективную, способную принимать решения власть, защищающую и наводящую порядок (этатистская традиция). Однако после объединения Германии положительные оценки населением деятельности институтов государственной власти существенно снизились. Но такое недовольство носило в целом конструктивный характер и не было направлено против государства (к тому же поддержка населением объединенной Германии демократических принципов существенно не снижалась).

Следует отметить, что «тихая революция», связанная с формированием нового стиля политических взаимоотношений, при котором массы уже не следуют покорно за элитой, а больше интересуются «постматериальными» ценностями вроде качества жизни и предъявляют к власти новые требования, сыграла в политической культуре Германии важную роль. Во-первых, изменение ценностей было связано с повышением значения личности как таковой. Это вылилось в изменение характера требований, предъявляемых к государственной власти (право на альтернативную точку зрения, участие в управлении, экологические требования как следствие гуманистического отношения к природе и т.д.). Огромная заинтересованность граждан в личном участии по решению каких-либо социальных, политических, законодательных вопросов на местном уровне и сознательное желание брать ответственность на себя компенсирует здесь то недовольство политикой, которое может проявляться в отношении федерального центра.

Каждое государство юридически очерчивает рамки своего правопорядка, ограничивая ими поведение отдельных лиц, объединений этих лиц или государственных органов. Сюда же относится и возможность ограничения основных, установленных конституцией прав человека и гражданина в случае использования их для подрыва, разрушения конституционных основ общества и государства. Но в Германии, в отличие, например, от других европейских государств, эти рамки очерчены конституцией, обычным законодательством, судебной и административной практикой более открыто, детально и жестко. Первоначально такой подход обуславливался стремлением не допустить повторения «слабости» Веймарской республики и причин установления нацизма, предупреждения разрастания правого и левого радикализма, олицетворением которого были фашизм и коммунизм. Однако на практике оказалось сложно провести грань между предупреждением радикализма и нарушением государственными структурами основных прав человека и гражданина. Нередко под прикрытием борьбы с радикализмом репрессии государства в виде лишения или ограничения основных прав обрушиваются на политических оппонентов, более решительно противодействующих официальной политике, или отдельных лиц, явно или скрытно критикующих существующий правопорядок.

К сожалению, после объединения Германии наблюдается резкий рост правого экстремизма (особенно в восточной части страны). Вообще в Германии за последние три десятка лет изменилась подоплека применения политического насилия против личности. Еще в 70-е годы большинство актов насилия приходилось на левоэкстремистские группировки. Сегодня же левоэкстремистское насилие в Германии постепенно уступает свои позиции правоэкстремистскому. Правые экстремисты не имеют единой идеологии, опираясь в основном на национализм и расизм. Акты насилия распространяются от жестоких избиений до уличных поджогов и т.п. Как мы видим, борьба с правым экстремизмом в Германии по-прежнему актуальна.

Следы более чем полувекового разделения Германии, конечно же, остались, хотя и стали менее глубокими. Но, несомненно, можно отметить устойчивость германской политической системы, укорененность демократических ценностей и ориентаций, стремление основных политических сил к консенсусу, «кооперативный» характер германского федерализма, а также стремление основных политических сил любыми путями (подчас нарушающими права человека и гражданина) избежать проявления и укоренения (особенно на федеральном уровне) всякого радикализма. Все это позволяет говорить о существовании особой германской политической культуры и специфических германских демократических традиций в рамках так называемых «западных демократий».

 

Список научной литературыАлексеев, Денис Александрович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Источники на русском языке.

2. Германия. Факты. Франкфурт на Майне: Социетэтс-Ферлаг, 1996. -544 с.

3. Конституции государств Европы. Т.1. - М.: Норма, 2001. - 818 с.

4. Основной закон Федеративной республики Германия от 23 мая 1949 года. (http://www.vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/BRD.HTM).

5. Федеральное правительство Германии. Канцлер и министры. Бонн: «Inter Nationes», 1993. - 20 с.

6. Федеративная Республика Германии: Конституция и законодательные акты / Составитель Т.Г. Морщакова. М.: Прогресс, 1991. - 469 с.1.. Источники на иностранных языках.

7. Besprechungen / «Emnid». (http://www.emnid.de).

8. Bundesregierung: Bundeskabinett. (http://www.bundesregierung.de/Regie rung/421 /Bundeskabinett.htm

9. Bundestagswahl-2002 / «Infratest dimap». (http://www.infratest-dimap.de/wahlen/btw02/contentbtw02.html#wahlreport).

10. Deutsches Wahlsystem. (www.spd-aidlingen-bawue.de/Inhalte/Wahlsys tem.htm#top).

11. Deutschland-Trend / «Infratest dimap». (http://www. infratest-dimap.de/politik/deutschlandtrend/dt0210/default.htm).

12. Endgultiges Ergebnis der Bundestagswahl 2002 / Der Bundeswahlleiter. -(http://www.bundeswahlleiter.de/bundestagswahl2002/deutsch/ergebnis/200 2/ergebgrafik/html/wb999.htm).

13. Ergebnisse der Bundestagswahl 2002. (http://www.bundeswahlleiter.de/ bundestagswahl2002/deutsch/ergebnis/2002/ergebgrafik/html/wb999.htm).

14. Grundgesetz fiir die Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 2000. - 312 S.

15. Hauptverband der deutschen Bauindustrie. (http://www.bauindustrie.de).

16. Landeszentrale fur politische Bildung. (http://www.lpb.bwue.de/rechts /recht.htm).

17. Moral 2001. Werte und Normen im Wandel / Institut fur Demoskopie Allensbach, 2001. № 10. - (http://www.ifd-allensbach.de/pdf/prd 0110.pdf).

18. Niedersachsische Verfassung. (http://www.landtag-niedersachsen.de/ gesetze/ nds verfassung.htm).

19. Rede des SPD-Parteivorsitzenden, Bundeskanzler Gerhard Schroder anlasslich des Kongresses: «Die Mitte in Deutschland» am 20.02.2002 in Berlin. (http://www.rede-spd.de).

20. Sozial-Demokratische Partei Deutschlands (http://www.spd.de).

21. Statistik-bund. (http://www.statistik-bund.de).

22. Statistisches Bundesamt. Stat. Jahrbuch 2001. Bonn, 2002. - 1047 S.

23. Verfassung des Landes Baden-Wurttemberg vom 11. November 1953 (mit Anderungen und Erganzungen). (http://www.lpb.bwue.de/bwverf.htm).

24. Verfassungsschutzamt. (http://www.verfassungsschutz.de).

25. Zukunftsprogramm. Vorlage des CDU-Bundesvorstandes an den 10. Parteitag der CDU Deutschlands vom 17.-19. Mai 1998 in Bremen. -Bremen, 1998.-248 S.

26. I. Использованная литература на русском языке.

27. Алеман У. фон. Союзы: кооперация и конфронтация. Лобби союзов и объединений. / У. фон Алеман // «Inter-nationes». (http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/inter-nationes/interessenverbaende/index.html).

28. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций / Г.Апмонд // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. - Т. II. - С. 592 - 610.

29. Алмонд Г. Гражданская культура и стабильная демократия / Г.Апмонд, С.Верба // Политические исследования. 1992. - № 4. - С. 122-135.

30. Амплеева А.А. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России: аналитический обзор. / А.А. Амплеева. М.: РАН ИНИОН, 2002.-92 с.

31. Апхайер X. Гражданское общество и «третий сектор». / X. Апхаймер // Европейская академия «Гражданское общество». — (http://www.academy-go.ru/Site/GrObsh/Publications/Aphayer.shtml).

32. Артемов В.А. Правый и левый экстремизм в Германии на рубеже XXI века / В.А. Артемов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2002. - № 2. - С. 187-200.

33. Баталов Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) / Э. Баталов // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С.40-41.

34. Берч Ф. Как действует в Германии система участия работников в принятии решения на предприятии. / Ф. Берч // «Inter-nationes». -(http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/inter-nationes/ mitbestimmung/index.html).

35. Бринтон К. Истоки западного образа мысли / К. Бринтон. М.: Московская школа полит, исследований, 2003. - 432 с.

36. Бурлацкий Ф.М. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма / Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин. М.: Мысль, 1985.-384 с.12.