автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Ракич Зоран
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии"

На правах рукописи

РАКИЧ Зоран

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАЯННО-АККОРДЕОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕРБИИ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность 17.00.02 -Музыкальное искусство

Москва 2004

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных на кафедре народных инструментов

Научный руководитель:

Доктор искусствоведения, профессор М.И. Имханицкий Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, профессор Э.П. Федосова Кандидат искусствоведения А. Л. Булатова

Ведущая организация:

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Зашита состоится « 21 » сентября 2004 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.012.01 в Российской академии музыки им. Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская, 30/36).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных.

Автореферат разослан « /6 » ¿-¿- 2004 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор искусствоведения,

профессор

Общая характеристика работы

Баянно-аккордеонное исполнительство в Сербии в настоящее время находится на высоком профессиональном уровне. Систематическое участие в последние два десятилетия сербских аккордеонистов и баянистов в крупных международных конкурсах и фестивалях, завоевание первых мест среди лучших исполнителей мира -прямое тому свидетельство.

Данная работа посвящена исследованию особенностей исторического развития сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса академизации баяна и аккордеона в стране. Эти инструменты нашли своё широкое применение в самых различных сферах музыкальной практики, являются самыми популярными не только в быту. После фортепиано, они наиболее востребованы в сербской системе музыкального обучения - от школ и училищ до вузов и академий и по массовости превосходят все другие инструменты в Сербии.

Путь от незатейливого бытового инструмента, ориентированного лишь на простейшие песенно-танцевальные национальные мелодии до выразителя самых серьезных и значительных образов академического музыкального искусства был пройден в исследуемой среде за удивительно короткий срок - за несколько десятилетий. Между тем, другим классическим специальностям - фортепиано, скрипке, виолончели, органу и другим - на это потребовались столетия.

Однако необычный и интенсивный путь баянно-аккордеонного развития остался вне поля зрения сербского музыковедения. Особенности эволюции привнесённого из-за границы инструмента, его трансформации из сугубо бытового в академический, профессиональный, никогда не были объектом серьезного научного исследования. Вплоть до сегодняшних дней не написано ни одной сколько-нибудь значительной работы, подвергшей серьёзному анализу изменения, происходившие в художественном мышлении музыкантов - баянистов и аккордеонистов, практически не осмыслялись закономерности развития системы обучения и образования, становления художественного мастерства исполнителей и качественного повышения уровня их репертуара.

Изучение данного пласта национальной музыкальной культуры, формировавшегося в условиях постоянного европейского и русского влияния, как раз и предопределяет актуальность темы настоящей диссертации, являющейся первым опытом комплексного изучения баянно-аккорденного искусства в Сербии с момента его появления и вплоть до наших дней.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является осмысление процесса трансформации баяна и аккордеона в Сербии из бытовых в подлинно академические инструменты на протяжении многих десятилетий. Эта цель обусловила необходимость решения ряда задач:

1. Исследовать предпосылки активного формирования и развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии.

2. Выявить основные направления качественной эволюции художественного мастерства исполнителей, происходившей за счет всё большего освоения норм академического музыкального мышления.

3. Проанализировать основные аспекты существенного подъема музыкального образования в данной сфере искусства.

4. Раскрыть закономерности эволюции подхода к переложениям и транскрипциям как фактора становления академического репертуара и изучить основные тенденции развития музыки специально созданной для баяна и аккордеона.

Методологией исследования стали сравнительный и системный анализ, объединяющие в себе историко-теоретический, этнографический, культуроведческий, методико-педагогический методы исследования. Это позволило рассматривать историческое развитие сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса акаде-мизации баяна и аккордеона в контексте всего национально -музыкального наследия, которое непосредственно связано с историей, этнографией, развитием общественного сознания, эстетикой и другими видами духовной культуры страны. В ходе работы над диссертацией были изучены фонды Народной библиотеки Сербии (Белград), Музыковедческого института Сербии (Белград), Библиотеки Факультета музыкального искусства в Белграде, Библиотеки

Музыкальной академии в Сербском Сараево, Государственной библиотеки России (Москва), Библиотеки РАМ имени Гнесиных (Москва), Библиотеки Музыкального училища им. Косты Маной-ловича (Земун), Библиотеки Русского дома в Белграде, Архива города Белграда, Этнографического музея в Белграде, музеев в Заеча-ре и Крагуевце, а также документы летописей Общества музыкальных школ Сербии, документы и архивы конкурсов, воспоминания и мемуарная литература и устные воспоминания старейших педагогов, исполнителей, мастеров-конструкторов инструментария. Полученные сведения и являлись материалом диссертации. Изучение процессов, характерных для развития музыкального образования, особенно во второй половине XX века, проводилось с применением комплексного историко-теоретического анализа, метода анкетирования и интервьюирования участников всего образовательно-воспитательного процесса. В решении всех вышеназванных задач также играло роль комплексное изучение различных аспектов системы музыкального образования в Сербии, учебных планов и программ формирования репертуара.

Работая над данной темой, диссертант опирался на широкий круг литературы: которую можно систематизировать по следующим группам:

1. Музыковедческая и инструментоведческая литература, выявляющая предпосылки появления и распространения баяна и аккордеона в Сербии. Особую ценность в этом плане представляют работы С.Джурич-Клайн, А. Гойковича, Д. Девича, О. Големовича, Т. Джорджевича, О. Младенович, О. Васич, С. Зечевича, Е. Иованович, капитальный научный труд Л. и Д. Янкович и другие исследования, позволившие определить условия появления активного функционирования сербских народных музыкальных инструментов.

2. Литература, связанная с изучением зарождения и становления производства баяна и аккордеона в Европе с анализом начальных процессов в области исполнительства после привнесения новой конструкции инструмента. Здесь, в первую очередь, были весьма полезны работы Л.Лукича, Г.Рихтера, З.Кумера, Д.Девича, а также интервью с

Дж.Векичем, З.Джокичем, М.Мандичем, М.Томичсм и другими.

3. Публикации архивных документов, бюллетеней различных музыкальных обществ, в которых выявляется процесс введения аккордеона в сферу профессионального музыкального образования. Важными оказались также данные, полученные путём анкетирования диссертантом педагогов музыкальных школ и училищ.

4. Труды, посвященные эволюции инструментов, развитию исполнительского мастерства и успехам на сербских и международных конкурсах. При освещении этих вопросов диссертант опирался на работы А.Басурманова, М.Имханицкого, А.Мирека, Ф.Липса, В.Завьялова, Б.Егорова, В.Кузовлева, В.Белякова, А.Онегина на справочники, содержащие в себе данные о результатах и программах конкурсов.

При исследовании этапов формирования и становления баян-но-аккордсонного искусства автор обращает особое внимание на историко-культурные, социально-экономические и эстетические предпосылки появления и становления инструментов, рассматривает их в контексте национальной музыкальной культуры. На первый план выдвигаются следующие проблемы:

- взаимоотношение исполнительства на баяне и аккордеоне с исполнительством на других музыкальных инструментах;

- влияние музыкальной культуры страны на общественное восприятие баяна и аккордеона и их место в системе музыкального образования;

- становление профессионализации обучения игре на баяне и аккордеоне, педагогики и учебных программ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые в сербском музыкознании предпринимается попытка многогранного изучения закономерностей развития баянно-аккордеонного искусства в этом государстве, которое стало вполне равноправной и неотъемлемой частью всей сербской академической музыкальной культуры.

Анализ функционирования аккордеона и баяна в национальной музыкальной культуре имеет вместе с тем методологическое значение, так как помогает понять характер эволюции и функционирования многих других инструментов в рамках всего национального музыкального творчества.

Практическая значимость работы. Диссертация представляется важной для формирования полноценного курса истории исполнительства, который включён в программы всех высших музыкальных учебных заведений Сербии и Республики Сербской, являющейся важной составной частью Боснии и Герцеговины, для дальнейшего совершенствования музыкально-художественного мышления баянистов и аккордеонистов, для совершенствования методики преподавания баяна и аккордеона, для повышения качественного уровня музыкального образования на этих инструментах, для разработки ряда историко-теоретических курсов о сербской музыкальной культуре. Положения и выводы диссертации могут оказаться существенными и для обобщения представлений об инструментализме страны в целом, при исследовании баянно-аккордеонного искусства других народов, особенно, бывшей Югославии. Данное исследование может представлять интерес для курса по истории сербской музыки, для этномузыковедческих курсов, поскольку народное инструментальное музыкальное искусство является важной и интересной страницей всего сербского музыкального художественного творчества.

Апробация результатов работы. Материалы диссертации обсуждались на научно-практических конференциях, проходивших в рамках международного фестиваля «Дни гармоники» (г. Смедере-во, Сербия, май 2000 и 2002 года), на симпозиуме Международного фестиваля исполнителей на аккордеоне и баяне (г. Крагуевац, Сербия, июль 2003 года). Рукопись неоднократно обсуждалась также на кафедре аккордеона и баяна Музыкальной академии г. Сербское Сараево (Республика Сербская), а также на Факультете музыкального искусства Академии изящных искусств г. Белграда (Сербия). Основные положения работы нашли отражение в ряде публикаций Общества музыкальных школ Сербии, Обществе педагогов музыки и балета Сербии и на семинарах, посвященных проблемам баянно-

аккордеонной педагогики и методики (Вране, Сербия, февраль 2000 года; Вальево, Сербия, январь 2001 и июль 2002 года; Свилайиац, Сербия, август 2001 года; Баня Ковиляча, Сербия, август 2003 и февраль 2004 года; Сараево, Босния и Герцеговина, декабрь 2002 и март 2003 года; Дубровник, Хорватия, январь 2003 года). Отдельные положения диссертации излагались ее автором в докладах, прочитанных на конференциях и симпозиумах в Мурской Соботе (Словения, январь 2002 года) и Белграде (Сербия, июнь 2003 года).

Основное содержание диссертации

Структура работы определена выбором аспектов, объемом собранного материала и спецификой предмета диссертации, детальное изучение различных аспектов баянно-аккордеошюго искусства проводится в хронологической последовательности.

Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Диссертация содержит также нотные примеры, приложение, где помешен многообразный иллюстративный и информативный материал и библиографический список.

Во Введении формулируются основные проблемы диссертации, обосновывается их актуальность, определяются цели и задачи работы и ее значимость., даётся краткий обзор литературы.

В первой главе - «Предпосылки развития баянно-аккордеонного искусства в культуре Сербии (X - конец XIX столетий )» выделяются три основных аспекта влияния на него всей сербской музыкальной культуры: прежде всего это - сама многовековая эволюция сербского инструментализма - наличие разнообразных ансамблей и широкое применение многих инструментов. Особая роль среди них принадлежит гуслям, гайде, флейте, различному тамбурообразному инструментарию. Орнаментика, присушая инструментальной сербской народной музыке, в последствии нашла широкое применение в игре на баяне и аккордеоне. Легкость начального освоения навыков игры па них, небольшие габариты, возможность многоголосного исполнения и одновременной игры аккомпанемента, которая влияет на мышечную пульса-

цию при восприятии этой игры человеком - вот важнейшие предпосылки для появления инструмента. Они всегда обусловливались также потребностью народа в ярком мелодическом инструменте с одной стороны, а с другой - в сочетающемся с воспроизведением мелоса четко размеренном аккомпанементе.

Бурдонный бас, характерный для звучания многих сербских национальных инструментов, имеет четкие закономерности периодичности ритма, метрической размеренности. В свою очередь, при анализе строения мелоса, воспроизводимого на мелодической трубке гайде или на однострунных сербских смычковых инструментах - гусле, становится очевидным чёткое проявление фигура-ционной орнаментики. Она обнаруживается в трелеобразных и мордентообразных фигурах, которые отстоят как на тон, полтора, так и на полтона (на гусле и меньше полутона) от основного звука. Все это впоследствии станет важной предпосылкой для появления таких видов хроматической гармоники, как баян и аккордеон.

Другой важнейшей предпосылкой гармонико-баяного искусства в Сербии стало существование отчетливо выраженных музыкально-просветительских идей, которые постоянно будоражили умы крупнейших деятелей сербской культуры - представителей хорового пения и исполнителей на различных музыкальных инструментах. В создании музыкальных обществ, кружков, детских музыкальных школ, а также в гастролях музыкантов по стране и за границей можно усмотреть ту активную роль приобщения населения Сербии к музыке, которая затем стала предпосылкой развития баянно-аккорденного искусства. Двойствешюсть влияния, в силу исторических причин, с одной стороны австро-венгерского, а с другой - русского начал, явилось специфической чертой развития Сербии, что в конечном итоге оказало положительное влияние на быстрое распространение аккордеона и баяна.

Таким образом, совершенно очевидно, что формы нового вида музыкального творчества возникли не на пустом месте. Они были обусловлены всей историей развития и существования народно-инструментального искусства Сербии прошлых веков, как сольного, так и ансамблевого. Особое значение для его возникновения имел возросший ко второй половине XIX века интерес к музыке, к народному искусству, к просветительству, к хоровому искусству и заполнению народного досуга музыкой.

Во второй главе - «Зарождение баянно-аккордеонной культуры в Сербии в период 1900-1941 годов» определяются основные русла привнесения гармоники в страну, а также факторы её быстрого вхождения в музыкальную практику. Собранные материалы позволяют раскрыть историко-культурные и социально-эстетические причины стремительного распространения инструмента. Среди многих важных условий, которые способствовали интенсивности данного процесса, особенно значимыми были:

1 - соответствие инструмента требованиям фольклора;

2 - аккомпанирующие возможности аккордеона и баяна;

3 - лёгкость освоения аккомпанемента исполнителем;

4 - темперированность голосов и отсутствие потребности в

настройке;

5 - портативность инструмента;

6 - голосистость и звонкость тембра;

7 - транспортабельность;

8 - устойчивость к температурным перепадам;

9 - особый дизайн;

10 - многоголосие правой клавиатуры.

Как показывают результаты проведённых исследований, жизнеспособными являются лишь те инструменты, которые отвечают потребностям широкого круга людей и выражают специфику музыкального языка среды, в которой они находятся. Спецификой баянного исполнительства в Сербии стала шестирядная правая клавиатура, которая полностью стала отвечать потребностям народной музыки. На таких инструментах можно было играть в любых тональностях, не меняя аппликатуру и не задумываясь о гармонии. Такая уникальная клавиатура имела три основных и ещё три вспомогательных ряда в хроматической последовательности звуков. Таким образом, баянистам надо было лишь передвинуть палец и играть то же самое и с такой же аппликатурой, но уже в другой тональности. Эту особенность в какой-то степени можно также отнести к причинам стремительного распространения инструмента.

Такое положительное свойство сербского баяна имело и отрицательное оборотное качество. Механическая смена тональностей, — причем, в отличие от других европейских стран и России, любой из всех двенадцати, имеющихся в общеевропейской системе

темперации - стала ощутимым тормозом для развития слуха, гармонического мышления сербских баянистов. Лишь развитая система образования на баяне, появившаяся много позднее, смогла стать фактором преодоления этого недостатка.

Особенностью сербского гармонико-баянного искусства является тот факт, что для перехода от диатонического к хроматическому инструменту потребовался относительно небольшой промежуток времени - всего 20-30 лет, в то время как во всех других странах этот процесс растянулся более, чем на 70 лет. Двойственное зарубежное влияние (западных стран и России) произвело положительный эффект. Если от первых моделей гармоники до появления её хроматической конструкции в Сербии потребовалось 5070 лет, то для инструментов с полным набором хроматического ба-со-аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре потребовалось всего порядка 20 лет. Этому способствовала любовь народа к фольклору и его звучанию на гармонике.

Очень важной предпосылкой активного становления новой сферы искусства оказалась и специфика фольклора. В нем много орнаментики, требующей чередующихся полутоновых, тоновых и полуторатоновых вспомогательных звуков. Это, в отличии от других стран, обусловило первоочередное развитие в фольклорной практике не гармони - инструменте диатоническом, а хроматических, более развитых конструкций аккордеона, а затем и баяна.

В диссертации также затрагивается вопрос об организации сербского производства баянов и аккордеонов со всеми их специфическими элементами и «сербской», прежде всего шестирядной, правой клавиатурой.

Появление первых музыкальных учебных заведений на рубеже 30-х и 40-х годов XX века, в которых большое место занимало обучение на аккордеоне, хотя в этот период еще с неким полуофициальным социальным статусом поскольку дипломы еще не выдавались. Подобные заведения стали первым шагом к тому, чтобы в обществешюм сознании Сербии инструмент стал восприниматься как академический.

В третьей главе - «Введение аккордеона в систему профессионального музыкального образования и развитие музицирования на нем в период 1945-1960 годов» рассматривается процесс

становления данного вида искусства в первые 15 послевоенных лет. В программах музыкальных школ обучение на аккордеоне теперь получает равноправную основу с другими инструментами. Это обусловило формирование первых учебных планов и программ. Для широких слоев населения аккордеон становится одним из главных представителей академической музыкальной культуры. Число учеников, изучающих игру на нем неуклонно увеличивалось. Качество преподавания игры на аккордеоне постоянно находилось в поле зрения государственных органов управления культурой. В частности, это выражалось в постоянном контроле и формировании государственных комиссий по приёму выпускных экзаменов, в тщательном контроле качества.

Специфика музыкального образования в Сербии обусловила значительный удельный вес педагогов «классических» специальностей в преподавании аккордеона. Такая специфика стала действительной предпосылкой к профессионализации обучения и его интенсивного приближения ка всему уровню национального академического искусства этого времени.

Таким образом, за короткий промежуток времени учащиеся по классу аккордеона стали интенсивно приближаться к уровню подготовки и музыкального мышления играющих на других инструментах. Это «движение в ногу со временем» безусловно, сказалось на формировании музыкально-художествешюго мышления баянистов и аккордеонистов и полностью проецировалось на бурное социально-экономическое развитие страны, сопровождавшееся как становлением культуры в целом, так и музыкального образования в частности.

Соответственно возникла постоянная потребность в организации производства инструментов. Основной особенностью сербского производства баянов и аккордеонов в первые десятилетия после Второй мировой войны была массовая переделка аккордеонов в баяны (в других странах этот процесс таким интенсивным не был). В инструментах, выпускаемых в этот период на сербских фабриках и мастерских, появились особые конструктивные решения -шестирядиая правая «утопающая» клавиатура, два вспомогательных ряда основных басов на левом полукорпусе. Стало стандартным изготовление тембровых регистров на левом полукорпусе.

Специфика регистров на аккордеонах, получивших в Сербии особенно большое распространение, способствовало формированию своеобразной формы регистрового мышления. Регистровый ряд, состоящий, как правило, из трех-пяти регистров на левом полукорпусе, в педагогическом процессе начал рассматриваться как своего рода дополнительный седьмой ряд левой клавиатуры.

Таким образом, в аккордеонных классах Сербии формируется своеобразный тип аккордеонного исполнительства - с ориентацией в технике левой руки на мелодизацию готовых басов. Основой для такой техники стала широкое использование ряда регистровых переключателей для расширения мелодического диапазона.

В четвертой главе - «Развитие аккордеонного искусства и исполнительства с 1960 по 1980 годы» фактические материалы, полученные путём анкетирования на основе музыкальных школ и училищ, выявляется обусловленность открытия первых классов аккордеона в музыкальных училищах, потребность введения системы баритон-баса (выборной клавиатуры) в исполнительскую практику. Это сформировало качественно новое мышление всех участников процесса обучения - и педагогов, и обучающихся на баяне и аккордеоне, что нашло свое отражение в формировании репертуара. Своим успехом становление сербского академического баянно-аккордеонного исполнительства во многом обязано музыкантам, пришедшим к этому инструменту из области профессионального искусства. Наиболее яркими представителями здесь стали такие музыканты как пианист Альбин и виолончелистка Нилка Факины.

В основу академического репертуара для аккордеона и баяна легли сочинения профессиональных зарубежных композиторов, причём, прежде всего, русских и западноевропейских. Перечислим имена лишь некоторых из них: Т. Лундквист, Н. Чайкин, А Холминов, О. Шмидт, Г. Бреме, Ю. Шишаков, И. Фельд, B. Якоби. За двадцать лет, с 1960 по 1980 годы, в отличие от предыдущих периодов, печатается большое количество сборников этюдов и различных миниатюр. На основе многочисленных факторов делается вывод о том, что весь процесс обучения был подчинен улучшению содержания преподавания и расширению репертуара.

На рубеже 50-х - 60-х годов сербские аккордеонисты начинают выступать на международных конкурсах. Они принимают участие как в сольных категориях, так и в фестивалях и конкурсах для оркестров. Это стало действенным стимулом активного совершенствования исполнительского искусства.

Соответственно, все острее стала ощущаться необходимость исполнения репертуара ориентированного на художественные средства баяна. На аккордеоне, тем более, ранее упомянутой конструкции (девятирядная левая клавиатура со 185 басами), исполнить этот репертуар было практически невозможно. Период, когда педагогические и концертные программы строились преимущественно на миниатюрах, а из сочинений крупной формы исполнялись главным образом лишь классические сонаты В. Моцарта и Й. Гайдна, а также единичные сюиты европейских композиторов, подходил к концу. В аккордеонном исполнительстве всё острее становилось необходимость интерпретации произведений советских композиторов, которые представляли возможности инструмента в совсем ином, гораздо более объемном, многомерном, свете.

Специфика развития сербского баянно-аккордеонного исполнительства была уникальной и, пожалуй, единственной в мире; заключалась она в том, что профессиональное музыкальное образование велось только на аккордеоне, в то время как в других странах для этих целей использовались оба типа инструмента, то есть и баян, и аккордеон. Эта специфика, в конечном счете, в этот период времени уже становилась ощутимым тормозом в развитии баянно-аккордеонного искусства в Сербии.

В пятой главе - «Академизация баяна и аккордеона в период с 1980 года по сегодняшний день» внимание акцентируется на важных событиях, определивших дальнейшее развитие инструмента. Искусственное разделение сфер применения (аккордеон для исполнения академической музыки и использования в музыкальных в школах, а баян - для фольклора) было навязано в 60-е годы правовыми актами, которые существенно препятствовали введению баяна в систему профессионального музыкального образования. Об ошибочности такого подхода говорит хотя бы тот факт, что сразу же после отмены этих официальных препятствий баян занял своё заслуженное место в музыкальных школах.

На протяжении всего послевоенного периода к рангу первостепенных была отнесена задача по организации и развитию сети музыкальных школ в Сербии, где одно из лидирующих положений занял аккордеон, а в последствии и баян.

Переломный момент и изменение ситуации к лучшему наступает в аккордеонной педагогике после того, как в Сербию возвращаются первые югославские аккордеонисты, завершившие обучение в тогдашнем Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и привнесшие с собой новые, более высокие профессиональные требования к педагогическому процессу. Среди многих задач, которые в наши дни перед собой ставят баянисты и аккордеонисты, важное место занимает задача по подготовке образованных специалистов, ни в чём не уступающих своим коллегам других специальностей - как внутри страны, так и за рубежом.

Важными событиями этого периода ставшими последствиями таких изменений, явились: переход на новый тип инструментов системы «конвертор» - с готово-выборной клавиатурой и введение баяна во всю систему профессионального музыкального образования - вплоть до высшего звена. Эти события привели к качественно новому уровню трактовки музыки для баяна и аккордеона.

Характерной чертой изучаемого нами периода развития сербского баянно-аккордеонного исполнительства является активный процесс переложений баянных произведений для аккордеона, как новый тип мышления. Только с 1980-х годов сербские аккордеонисты стали играть всю мировую литературу для баяна, особенно создававшуюся в СССР. Впервые иначе стали воспринимать и понимать задачу переложений. Все больше на первый план стали выходить концепции редукции и амплификации музыкального текста подлиника в процессе приближения баянной музыки аккордеонистам.

Высокий уровень профессионализма преподавания баяна и аккордеона в сербских музыкальных школах, а с недавнего времени - и в академиях, является плодом многолетней и непрерывной работы любителей этого инструмента, учеников, студентов и их преподавателей.

Кроме того, необходимо отметить, что самый квалифицированный сегмент преподавательского корпуса на отделениях баяна и аккордеона в Сербии состоит из педагогов, - как правило, они учи-

лись в музыкальных вузах России (отчасти Украины), - имеющих опыт русской школы. Важным показателем, выявленным на основе анкетирования, стало то, что ученики, студенты и преподаватели баяна и аккордеона добиваются намного более высоких результатов, чем это было в предыдущие периоды развития, оставляют теперь далеко позади многие другие отделения. Помимо успехов на конкурсах, заметных результатов отделениям баяна и аккордеона удалось добиться в области поднятия общего уровня знаний. Своеобразными маяками в этом смысле стали музыкальные школы в Крагуевце, Вальево и Новом Саде.

Таким образом, сербское баянно-аккордеонное искусство сумело достичь высокого уровня благодаря сочетанию отечественного опыта и традиций с достижениями известных зарубежных школ. Сегодня с полным правом можно говорить о том, что сербское ба-янно-аккордеонное исполнительство занимает теперь лидирующие позиции, а сами исполнители на баяне и аккордеоне в сербской академической музыке удостоены самого большого числа наград.

Среди важнейших положительных особенностей обучения на баяне и аккордеоне выделяются следующие: снижение возрастного ценза учащихся, профессионализация требований, более активное, чем на предыдущих этапах развития исполнительства, обеспечение инструментарием, широкая пропаганда их в дошкольных детских учебных заведениях.

Баян и аккордеон по праву заняли своё место среди академических инструментов, и сегодня им отводится значительная роль в сербской музыкальной жизни. Академическое баянно-аккордеонное исполнительство и искусство способствовали развитию сербской музыкальной культуры в целом.

Это сформировало качественно новое отношение к баяну и аккордеону, произошёл поворот к этим инструментам и в творчестве сербских композиторов.

В Заключении диссертации подытоживаются ключевые положения исследования и делаются следующие выводы:

- Исторические предпосылки появления баянно-аккордеонного искусства были обусловлены всей историей развития народного инструментального искусства Сербии

прошлых веков, как сольного, так и ансамблевого. Особое значение для возникновения этого искусства имел возросший ко второй половине XIX века интерес музыкальной общественности к народному художественному творчеству, к просветительству, к хоровому искусству и заполнению народного досуга музыкальным искусством;

- Зарождение гармонико-баянной культуры и её быстрое вхождение в музыкальную практику было обусловлено также спецификой сербской народной музыки и, прежде всего, её орнаментикой, которая повлияла на чрезвычайно короткий переход от диатонического к хроматическому инструменту с полным набором бас-аккордового аккомпанемента;

- В послевоенные годы стало формироваться качественно новое мышление всех участников процесса обучения на аккордеоне и баяне, что нашло свое отражение в применении на левой клавиатуре инструмента системы выборной системы, называвшейся в Сербии баритон басом, введении аккордеона в музыкальные училища, в формировании репертуара, в организации первых конкурсов;

- Особенно важными событиями, которые определили дальнейшее развитие инструмента с 1980 года стали: привнесение и широкое применение совершенно новой конструкции переключателей левой клавиатуры- конвертор системы (системы переключения с клавиатуры готовых аккордов на выборную); начало педагогической деятельности первых специалистов, которые свое образование получили в Москве и других городах бывшего Советского Союза, введение баяна в систему профессионального музыкального образования (во все ее сегменты) и его переход от инструмента сугубо бытового назначения к академическому;

- В наши дни баян и аккордеон занимают видное место в сербской музыкальной культуре, наряду со всеми другими

инструментами, которые уже бытуют долгое время. Академическое баянно-аккордеонное исполнительство и искусство способствовало развитию всей сербской музыкальной культуры.

Основные работы по теме диссертации:

1. «Баян и аккордеон в системе сербского музыкального образования», Сербское Сараево: Университет/Музыкальная академия, 2004 г. - 2,1 п.л.

2. «Конкурсы и баянно-аккордеоные сочинения как факторы академизации инструмента», Белград, Факультет сценических и изобразительных искусств/Академия изящных искусств, 2004 г. - 2,2 п.л.

3. «Баян и аккордеон в Сербии - обзор исторического развития», Сербское Сараево: Университет/Музыкальная академия, 2004 г. -7,1 п.л.

»1 3 379

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ракич Зоран

Введение.

Глава 1. Предпосылки развития баянно-аккордеонного исполнительства в культуре Сербии (X - конец XIX столетий ).

1.1. Истоки баянно-аккордеонного искусства в инструментальном музицировании с X до конца XVIII веков.

1.2. Просветительская деятельность и фольклорное исполнительство XVIII-XIX веков как предпосылка появления гармони-ко-баянного искусства в Сербии.

Глава 2. Зарождение сербской баянно-аккордеонной культуры в период 1900-1941 годов.

2.1. Привнесение новой конструкции и причины распространения инструмента.

2.2. Зарождение производства аккордеонов и баянов в Сербии и первые шаги в исполнительстве.

Глава 3. Введение аккордеона в систему профессионального музыкального образования и развитие музицирования на нем с 1945 по 1960 год

3.1. Музыкальная жизнь в Сербии и открытие отделений аккордеона в музыкальных школах после второй мировой войны

3.2. Налаживание производства отечественных инструментов в первое послевоенное десятилетие.

3.3. Становление учебных планов и программ. Репертуар исполнителей на аккордеоне

Глава 4. Развитие аккордеонного исполнительства в период 60 - 80-х годов.

4.1. Открытие первых классов аккордеона в музыкальных училищах

4.2. Появление инструментов с выборной клавиатурой (баритон-бас) и их влияние на ученые планы и методическую литературу

4.3. Академизация начального обучения на аккордеоне во второй половине 70-х годов.

4.4. Организация первых конкурсов и выход сербских аккордеонистов на международную сцену.

4.5. Формирование репертуара сербских аккордеонистов.

Глава 5. Становление баяна и аккордеона как академических инструментов с 1980 года по настоящее время.

5.1. Внедрение в процесс обучения аккордеонов с переключателем системы «конвертор» и появление баяна в системе профессионального музыкального образования.

5.2. Развитие искусства игры на баяне и аккордеоне и открытие классов этих инструментов в вузах Сербии.

5.3. Отечественные и международные конкурсы (1980-2002 годы) как стимул для совершенствования мастерства сербских баянистов и аккордеонистов.:.

5.4. Рост исполнительского искусства на отделениях баяна и аккордеона в музыкальных школах и училищах.

5.5. Получение высшего педагогического образования по классу аккордеона и баяна за рубежом и в Сербии.

5.6. Методические работы.

5.7. Формирование баянно-аккордеонного репертуара в период с 1980 года по настоящее время.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Ракич Зоран

Баянно-аккордеонное исполнительство в Сербии в настоящее время находится на высоком профессиональном уровне. Систематическое участие за последние два десятилетия сербских исполнителей в крупных международных конкурсах и фестивалях, присуждение им первых мест на них -прямое тому свидетельство.

Данная работа посвящена исследованию особенностей развития сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса её академизации. Изучаемые инструменты нашли широкое применение в различных сферах музыкального искусства страны и являются самыми популярными не только в быту. После фортепиано баян и аккордеон - наиболее востребованные в сербской системе музыкального обучения - от школ и училищ до вузов и академий. По своей массовости они превосходят все другие инструменты в Сербии.

Путь от незатейливого бытового инструментария, ориентированного лишь на простейшие песенно-танцевальные национальные мелодии до выразителя самых серьезных и значительных образов академического музыкального искусства был пройден в данной сфере музыки за удивительно короткий срок - за несколько десятилетий, в то время как другим классическим специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, орган и др.) на это потребовались столетия.

Однако необычный и интенсивный путь баянно-аккордеонного развития остался вне поля зрения сербского музыковедения. Особенности эволюции привнесённых из-за рубежа инструментов, их трансформация из сугубо бытовых в академические и профессиональные никогда не были объектом серьезного научного исследования. Вплоть до сегодняшних дней не было написано ни одной сколько-нибудь значительной работы, подвергшей серьёзному анализу изменения, происходившие в художественном мышлении музыкантов - баянистов и аккордеонистов, развитие системы обучения и образования, становления художественного мастерства исполнителей и качественного повышения уровня их репертуара. Впервые предпринятая попытка изучения этого пласта национальной музыкальной культуры, формировавшегося в условиях постоянного европейского и русского влияния, как раз и предопределяет актуальность темы настоящей работы.

Целью диссертации является осмысление процесса трансформации баяна и аккордеона в Сербии из бытовых в подлинно академические инструменты за несколько последних десятилетий. Эта цель обусловила необходимость решения ряда задач:

1. Исследовать предпосылки активного формирования и развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии.

2. Выявить основные направления в качественной эволюции художественного мастерства исполнителей, происходившей за счет всё большего освоения норм академического мышления.

3. Проанализировать основные аспекты существенного подъёма музыкального образования в данной сфере искусства.

4. Раскрыть закономерности эволюции подхода к переложениям и транскрипциям как фактора становления академического репертуара и изучить основные тенденции развития музыки, специально созданной для баяна и аккордеона.

Методологией исследования стали сравнительный и системный анализ, объединяющий в себе историко-теоретический, этнографический, культуроведческий, методико-педагогический методы исследования. Это позволило рассматривать историческое развитие сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса академизации баяна и аккордеона в контексте всего национально-музыкального наследия, которое непосредственно связано с историей, этнографией, развитием общественного сознания, эстетикой и другими видами духовной культуры страны. В ходе работы над диссертацией были изучены фонды Народной библиотеки Сербии (Белград), Музыковедческого института Сербии (Белград), Библиотеки Факультета музыкального искусства в Белграде, Библиотеки Музыкальной академии в Сербском Сараево, Государственной библиотеки России (Москва), Библиотеки РАМ имени Гнесиных (Москва), Библиотеки Музыкального училища им. Косты Манойловича (Земун), Библиотеки Русского дома в Белграде, Архива города Белграда, Этнографического музея в Белграде, музеев в Заечаре и Крагуевце, а также документы летописей Общества музыкальных школ Сербии, документы и архивы конкурсов, воспоминания и мемуарная литература и устные воспоминания старейших педагогов, исполнителей, мастеров-конструкторов инструментария. Полученные сведения и явились материалом диссертации. Работая над данной темой, диссертант опирался на широкий круг литературы:

1. Музыковедческая и инструментоведческая литература, выявляющая предпосылки появления и распространения баяна и аккордеона в Сербии. Особую ценность в этом плане представляют работы С. Джурич-Клайн, А. Гойковича, Д. Девича, О. Големовича, Т. Джорджевича, О. Младенович, О. Васич, С. Зечевича, Е. Иованович, капитальный научный труд Л. и Д. Янкович и другие исследования, позволившие определить условия появления и активного функционирования сербских народных музыкальных инструментов.

2. Литература, связанная с изучением зарождения и становления производства баяна и аккордеона в Европе, с анализом начальных процессов в области исполнительства после появления новой конструкции инструмента. Здесь, в первую очередь, были весьма полезны работы JI. Лукича, Г. Рихтера, 3. Кумера, Д. Девича, а также интервью с Дж. Векичем, 3. Джокичем, М. Мандичем, М. Томичем и другими.

3. Публикации архивных документов, бюллетеней различных музыкальных обществ, в которых выявляется процесс введения аккордеона в сферу профессионального музыкального образования. Важными оказались также данные, полученные путём анкетирования диссертантом педагогов музыкальных школ и училищ.

4. Труды, посвященные эволюции инструментов, развитию исполнительского мастерства и успехам на сербских и международных конкурсах. При освещении этих вопросов диссертант опирался на работы А. Басурманова, М. Имханицкого, А. Мирека, Ф. Липса, В. Завьялова, Б. Егорова, В. Кузовлева, В. Белякова, А. Онегина, на справочники содержащие в себе данные о результатах и программах конкурсов.

При освещении этапов развития баянно-аккордеонного искусства автор обращает особое внимание на историко-культурные, социально-экономические и эстетические предпосылки появления и становления инструментов, рассматривает их в контексте национальной музыкальной культуры. В ходе изучения последующей эволюции инструментов на первый план выдвигаются следующие проблемы:

• взаимоотношение исполнительства на баяне и аккордеоне с исполнительством на других музыкальных инструментах;

• влияние музыкальной культуры страны на общественное восприятие баяна и аккордеона и на их место в системе музыкального образования;

• становление профессионализации обучения игре на баяне и аккордеоне, педагогики и учебных программ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые в музыкознании Сербии предпринимается попытка многогранного изучения закономерностей развития баянно-аккордеонного искусства в этом государстве, которое стало вполне равноправной и неотъемлемой частью всей сербской академической музыкальной культуры. Автор делает также первую попытку раскрыть закономерности ассимиляции инструмента в новой социальной среде, выявить различные особенности процесса становления и развития баянно-аккордеонного искусства в Сербии, протекающего в условиях многообразного культурного влияния.

Анализ функционирования аккордеона и баяна в национальной музыкальной культуре имеет вместе с тем методологическое значение, так как помогает понять характер эволюции и функционирования многих других инструментов в рамках всего национального музыкального творчества.

Практическая значимость работы. Работа представляется важной для дальнейшего совершенствования музыкально-художественного мышления баянистов и аккордеонистов, для формирования полноценного курса истории исполнительства, который включён в программы всех высших музыкальных учебных заведений Сербии и Республики Сербской, являющейся важной составной частью Боснии и Герцеговины, для совершенствования методики преподавания баяна и аккордеона, для повышения качественного уровня музыкального образования на этих инструментах, для разработки ряда историко-теоретических курсов о сербской музыкальной культуре. Положения и выводы диссертации могут оказаться важными для обобщения представлений об инструментализме страны в целом, а также при исследовании баянно-аккордеонного искусства других народов, особенно, бывшей Югославии. Работа может также представлять интерес для курса по истории сербской музыки, для этномузыковедческих курсов, поскольку народное инструментальная музыка является важной и интересной страницей всего сербского музыкального художественного творчества.

Структура работы определена выбором аспектов исследования, объемом собранного материала и спецификой предмета диссертации. Детальное исследование различных аспектов баянно-аккордеонного искусства проводится в хронологической последовательности.

Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Она содержит также нотные примеры, приложение, где помещен многообразный иллюстративный и информативный материал, а также библиографический список.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации исследован, систематизирован и подвергнут научному анализу обширный, ранее неизвестный или малоизвестный материал, определяющий особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии. Изучение представленных материалов позволяет сделать вывод, что сегодня баян и аккордеон в Сербии являются академическими инструментами.

Исследуя исторические предпосылки появления инструмента, пути его привнесения в страну, зарождение музицирования и производства, включение аккордеона, а значительно позже и баяна в систему профессионального музыкального образования в стране в послевоенные годы, можно сделать следующие выводы:

Важнейшей предпосылкой появления гармонико-баянного исполнительства явилась потребность сербского народа в инструментальном выражении своих чувств и устремлений через деятельность профессиональных музыкантов-скоморохов. Инструментальная музыка активно проникала также в быт сербских воинов на протяжении веков. Одним из самых распространенных инструментов вплоть до XIX века, согласно многочисленным источникам, были сербские гусле, гайде (волынка), фрула, чемане и танбурообразные инструменты со своими разновидностями, именно музицирование на них явилось одной из основных предпосылок развития в будущем гармонико-баянного искусства.

Таким образом, совершенно очевидно, что это искусство возникло не на пустом месте. Оно было обусловлено всей историей развития народного вокального и инструментального творчества Сербии прошлых веков, как сольного, так и ансамблевого. Особо важной предпосылкой появления баяна и аккордеона стал существенно возросший ко второй половине XIX века интерес музыкальной общественности к народной культуре, к просветительству, к заполнению народного досуга музыкой.

Орнаментика, присущая инструментальной сербской народной музыке, обусловила особое своеобразие национального исполнительства на баяне и аккордеоне. Особая роль характеристик этих инструментов - легкость, небольшие габариты, возможность многоголосного исполнения и одновременной игры аккомпанемента, становится важнейшей составляющей метрической пульсации и влияния на мускульную инервацию человека.

Есть все основания для того, чтобы утверждать, что существовало два основных пути проникновения баяна и аккордеона в Сербию - западный и русский. Среди многих важных причин, которые способствовали быстрому распространению инструмента, особенно значимыми были:

1 - соответствие инструмента требованиям сербского национального фольклора;

2 -аккомпанирующие возможности баяна и аккордеона;

3 -лёгкость освоения аккомпанемента исполнителем;

4 -темперированность голосов и отсутствие потребности в настройке;

5 -портативность инструмента;

6 - звонкость и широкая динамическая амплитуда инструмента;

7 -транспортабельность;

8 -устойчивость к температурным перепадам;

9 -особый дизайн;

10 -многоголосие правой клавиатуры.

Как показывают результаты проведённых исследований, жизнеспособными являются лишь те инструменты, которые отвечают потребностям и выражают специфику музыкального языка среды, в которой находятся. Примат диатонических моделей продолжался недолго. Количество баянов и аккордеонов, как свидетельствуют статистические данные, неуклонно возрастало. Сербские баяны имели особое своеобразие, так как должны были соответствовать требованиям фольклора, который был насыщен орнаментализмом (множество мелизмов, украшающих звуков, отстоящих от основных на полутон-тон и т.д.), а диатонические инструменты таких полутонов не имели. Поэтому всё чаще люди стремились достать современный инструмент. Спецификой сербского гармонико-баянного искусства является тот факт, что для перехода от диатонического к хроматическому инструменту потребовался относительно небольшой, 20-30 летний промежуток времени, в то время как другим странам для этого необходимо было 70 и более лет.

Двойное зарубежное влияние — западных стран и России — произвело положительный эффект. Если от первых моделей гармоники до появления её диатонической конструкции в Сербии потребовалось 50 - 70 лет, то для «хромки» - всего менее 20 лет. Этому способствовала любовь народа к фольклору и его звучанию и редкая органичность его воплощения на гармонике.

Спецификой Сербии стала шестирядная клавиатура, которая стала отвечать потребностям народной музыки. На таких инструментах можно было играть в любых тональностях, не меняя аппликатуру, и не задумываясь о гармонии. Уникальность клавиатуры - на сегодняшний день во всей мировой практике исполнительства - в том что она имеет три основных и ещё три вспомогательных ряда в хроматической последовательности звуков. Таким образом, баянистам надо было лишь передвинуть палец и играть то же самое и с такой же аппликатурой, но уже в другой тональности. Эту особенность также стала существенной причиной стремительного распространения инструмента. Однако такое положительное свойство сербского баяна имело и отрицательное оборотное качество. Механическая смена тональностей, - причем в отличие от других европейских стран и России, любой из всех двенадцати, имеющихся в общеевропейской системе темперации - стала ощутимым тормозом для развития слуха, гармонического мышления сербских баянистов. Лишь развитая система образования на баяне, появившаяся много позднее, смогла стать фактором преодоления этого недостатка.

В Сербии нашли своё применение многие модели аккордеонов и баянов, которые в своё время использовались в разных странах мира. Аккордеонисты и баянисты пристально следили за техническим развитием и усовершенствованием своего инструмента. Процессы международного влияния и ознакомление с художественным опытом других стран явились действенной силой стремительного развития и распространения исследуемой области искусства.

Зарождение производства баяна и аккордеона в Сербии непосредственно связано с постепенным выходом страны из фазы экономической отсталости и развитием экономических, политических и культурных связей с западными соседями и Россией. Высокие выразительные и колористические возможности баяна и аккордеона привлекали к себе всё большее число обучающихся, которые с первых шагов в новой области исполнительства осваивали ее на основе особого синтеза национального музыкально-художественного творчества и мировой классической музыки.

Важнейшей особенностью периода между двумя мировыми войнами была существенная просветительская функция баяна и аккордеона. Появление первых музыкальных учебных заведений на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века, в которых большое место занимало обучение на аккордеоне, стало первым шагом к тому, чтобы в общественном сознании Сербии инструмент стал восприниматься как академический. Спецификой массового обучения в стране стало то, что за максимально короткий промежуток времени ученики аккордеона по полученным в школе знаниям «догоняют» своих коллег, играющих на других инструментах. В последние годы перед Второй мировой войной в сербском любительском музицировании получает определенное хождение академический репертуар, созданный специально для аккордеона профессиональными немецкими композиторами X. Германом, К. Резелингом, К. Маром, Г. Амброзиусом и другими, а также некоторые, хотя еще и немногочисленные, аранжировки произведений музыкальной классики. Это «движение в ногу со временем», безусловно, сказалось на формировании эстетических идеалов баянистов и аккордеонистов, определило их дальнейшие устремления. В первый послевоенный период доминантной стала форма новой системы техники левой руки, которая ориентирована на мелодизацию готовых басов. Была сформировано своего рода, «семирядное» мышление при развитии техники левой руки аккордеонистов, а затем и баянистов за счет широкого использования ряда регистровых переключателей для расширения мелодического диапазона. В этом также заключалось своеобразие сербского исполнительства и методики обучения по сравнению, например, с тем что было принято в России. Если в Сербии главным образом играют на итальянских и немецких инструментах (Guerrini, Dallape, Pigini, Borsini, Hohner, Weltmeister и прочих) с регистрами на левом полукорпусе, то в России на баянах их практически не существовало на протяжении всей более чем вековой истории инструмента.

Предпосылки интенсивной академизации сербского баянно-аккордеонного исполнительства первого послевоенного пядтнадцатилетия следующие:

1) Резкое увеличение количества школ и обучающихся. В отличие, к примеру, от России, в стране профессиональное обучение велось лишь по аккордеону на протяжении длительного периода времени, в то время как баян оставался исключительно в сфере любительства.

2) Такая специфика музыкального образования в Сербии обусловила в преподавании аккордеона значительный удельный вес педагогов «классических» специальностей. Это стало действительной предпосылкой к необычайно интенсивной профессионализации обучения и его стремительного приближения ко всему уровню национального академического искусства данного периода времени.

3) Особенностью баянно-аккордеонной культуры в Сербии 1945— 1960 годов является активная трансформация видов инструментария -массовое переделывание аккордеонов в баяны — в силу огромного количества итальянских аккордеонов, оставшихся после Второй мировой войны от итальянского населения Хорватии, эмигрировавшего в Италию.

4) Для периода второй половины 40-х - начала 60-х годов характерно широкое внедрение учебных планов и программ классов аккордеона музыкальных школ. В их становлении заметны два основных этапа: а) до 1949 года - когда они действовали автономно - нецентрализованно. б) с 1949 по 60-е годы - когда была проведена их общегосударственная стандартизация.

5) Спецификой сербского аккордеонного исполнительства при аранжировках музыкальной классики в период 50 - 60-х годов явилось гораздо более приближенное к оригиналу, чем в России, мелодизирование линии готового баса. Этого удавалось достигнуть за счет использования транспонирующих регистров в левом полукорпусе аккордеонов - как местного, так и импортного производства.

К 80-м годам стала ощущаться необходимость исполнения баянного репертуара. На аккордеоне, а тем более, на аккордеоне ранее упомянутой конструкции, исполнить этот репертуар было практически невозможно. Период исполнения преимущественно миниатюр, а из сочинений крупной формы, лишь крайне небольшого количества сонат В. Моцарта и И. Гайдна, сюит западноевропейских композиторов, подходил к концу. Аккордеонистам всё больше хотелось исполнять произведения советских композиторов, которые представляли возможности инструмента в совсем ином свете, позволяли выявить его многие новые художественные средства.

Специфика развития сербского баянно-аккордеонного исполнительства была уникальной и, пожалуй, единственной в мире, а заключалась она в том, что профессиональное музыкальное образование велось на протяжении длительного периода времени только на аккордеоне, в то время как в других странах для этих целей использовались оба типа инструмента, т.е. и аккордеон, и баян. Эта специфика, в конечном счете, явилась и преимуществом, и тормозом в развитии баянно-аккордеонного искусства в Сербии того времени.

Искусственное разделение сфер применения (аккордеон - для исполнения академической музыки и использования в музыкальных в школах, а баян - для фольклора) было навязано правовыми актами, которые формально не разрешали баяну «переступить порог» музыкальных школ. Об ошибочности такого подхода говорит хотя бы тот факт, что сразу же после отмены официально-правовых препятствий баян занял своё заслуженное место в музыкальных школах. На протяжении всего третьего послевоенного периода к рангу первостепенных была отнесена задача по организации и развитию сети музыкальных школ в Сербии. Если учитывать музыкальные школы и их филиалы в других городах, то можно утверждать, что никогда раньше в Сербии она не была столь развитой.

Специфика профессионального обучения на аккордеоне в Сербии в период 60-х - 80-х годов заключалась в широком внедрении в практику среднего звена готово-выборной девятирядной клавиатуры, которая сочеталась в одновременном звучании с клавиатурой готовых аккордов и с регистровыми переключателями. С одной стороны, это намного обогащало фактуру при аранжировках, расширяло звуковые горизонты аккордеонного звучания, а наличие переключателей тембровых регистров более активно, чем, например, в России, развивало тембровое мышление исполнителей за счет более многостороннего слышания колористических граней левой выборной и готовой клавиатур. Однако подобные конструктивные решения несли и массу недостатков, связанных прежде всего с неудобством расположения кисти и опасностью профессиональных заболеваний левой руки, с коротким «дыханием» меха, серьезно препятствующих выражению кантилены.

Переломный момент и изменение ситуации к лучшему наступает в аккордеонной педагогике после того, как в Сербию возвращаются первые югославские аккордеонисты, завершившие обучение в тогдашнем Государственном музыкально педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. Среди многих задач, которые в наши дни перед собой ставят баянисты и аккордеонисты, важное место занимает задача по подготовке образованных специалистов, ни в чём не уступающих своим коллегам как внутри страны, так и за рубежом. Базисными, кардинальными событиями этого периода становятся следующие: переход на новый тип инструментов системы «конвертор» с готово-выборной клавиатурой, введение баяна в систему профессионального музыкального образования, и главное - стремительное качественное совершенствование методики и самой практики обучения за счет привлечения к педагогической работе первых специалистов с высшим образованием по классу аккордеона, полученным в Москве. Эти события, в свою очередь, привели, к качественно новому пониманию и трактовке музыки. Практическим свидетельством тому стал высокий уровень профессионализма преподавания баяна и аккордеона в сербских музыкальных школах, а с недавнего времени - и в академиях, и соответственно - убедительные и настоящие победы сербских музыкантов на самых ответственных конкурсных состязаниях, существенное повышение общественного престижа данного вида искусства в самых авторитетных музыкально-академических кругах в стране и за ее пределами.

Кроме того, необходимо отметить, что самый квалифицированный сегмент преподавательского корпуса на отделениях баяна и аккордеона в

Сербии состоит из преподавателей, имеющих опыт русской школы. Благодаря серьёзному отношению к работе учащиеся, студенты и преподаватели классов баяна и аккордеона добиваются высоких результатов, в развитии национального академического музыкального искусства, нередко оставляя позади многие другие отделения музыкальных учебных заведений. Помимо успехов на конкурсах, заметных результатов отделениям баяна-аккордеона удалось добиться в области поднятия общего уровня профессиональных знаний и умений. Своеобразными маяками в этом смысле стали музыкальные школы в Крагуевце и Вальево.

Современный этап развития сербской баянно-аккордеонной школы характеризуют:

1) Повсеместное внедрение готово-выборных аккордеонов, начавшееся 70-80-х годов, а несколько позднее и баянов (системы «konvertor»). Новая эргономическая приспособленность инструмента к исполнителю, по отношению к моделям более раннего времени.

2) В данный период времени баян становится полноправным академическим инструментом. Его репертуар начинает активно влиять на расширение аккордеонного репертуара. Хотя спецификой исполнительства в стране является относительно позднее внедрение баяна, его становление как академического инструмента происходило необычайно стремительно, гораздо интенсивнее, нежели в других странах мира.

3) Среди важнейших особенностей обучения на баяне и аккордеоне в начальном звене - ДМШ являются: снижение возрастного ценза учащихся, профессионализация требований, обучение на выборном басе, обеспечение инструментарием, активная пропаганда их в дошкольных детских учебных заведениях.

Таким образом, сербское баянно-аккордеонное искусство сумело достичь высокого уровня благодаря сочетанию отечественного опыта и традиций с положительными достижениями известных зарубежных школ. Сегодня с полным правом можно говорить о том, что сербская аккордеонно-баянная школа входит в круг ведущих мировых школ, а сами баян и аккордеон удостоены самого большого числа наград во всей сербской академической музыке.

Баян и аккордеон и по праву заняли своё достойное место среди академических инструментов, и сегодня им отводится значительная роль в сербской музыкальной жизни. Академическое баянно-аккордеонное искусство способствовало развитию всей сербской музыкальной культуры в целом.

 

Список научной литературыРакич Зоран, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. На русском языке

2. Агафонов. О. Лондонов П. Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М.: Музыка, 1983.

3. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М.: Советский композитор, 1980.

4. Акимов Ю. Исполнение как форма существования музыкального произведения / Баян и баянисты / Выпуск №3. М.: Советский композитор, 1977.

5. Алферов Г. Этапы становления и развития методики обучения игре на баяне / Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000.

6. Басурманов А. П. Справочник баяниста. М.: Советский композитор, 1987.

7. Баян / Программа для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования / составитель Егоров Б. М. М.: Министерство культуры СССР, 1974.

8. Беляков В. Статаивкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.: Советский композитор, 1978.

9. Булыго К. Проблемные ситуации в обучении баяниста / Баян и баянисты. Выпуск №6. М.: Советский композитор, 1984.

10. Вёйугина Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989.

11. Гайсин Г. Гармоника и ее разновидности в музыкальной культуре Казахстана / диссертация кандидата наук. Ленинград: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 1986.

12. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечение; Работа баяниста над развитием техники / Баян и баянисты. Выпуск №1. М.: Советский композитор, 1970.

13. Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне / Баян и баянисты. Выпуск №5. М.: Советский композитор, 1981.

14. Егоров Б. Методика обучения игре на баяне (аккордеоне). Программа для музыкальных вузов по специальности №2203 «Народные инструменты». М.: 1971,1982,1988.

15. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов / Баян и баянисты. Выпуск №6. М.: Советский композитор, 1984.15.