автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Особенности религиозных исканий в среде советской научно-технической интеллигенции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности религиозных исканий в среде советской научно-технической интеллигенции"
бРДЕНОВ ЛЕНИНА И ДРУЖБЫ НАРОДОВ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи СВИСТУНОВ Сергей Викторович
удк 284
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЙ
В СРЕДЕ СОВЕТСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук
Киев — ¡991
ОРДЕНОВ ЛЕНША И ДРУЖБЫ НАРОДОВ АКАДЕМИЯ НАЙ УКРАИНСКОЙ OOP Институт (jEttooofmt
На правах рукописи СВИСШСВ Сергей Викторович
УДК 284
ОСОБЕННОСТИ. РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЙ В СРЕДЕ СОВЕТСКОЙ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ. 1Ш1Е1ДШЖЦЩ ■
09*00.05 - паучнйй атеизм, регигия /исторяа я современность/
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой ствпеяй кандидата ошгософегах наук
Киев - 1991
Работа выполнена на кафедра истории и теория религии и атеизма Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской революции государственного университета ш, Т.Г.Шевченко,
Цаучний руководитель! доктор фшооофоглх наук, профессор •ШЛЕ? В.К.
Официальные оппоненты: доктор философских науи, профессор ЗАКОВЩ Н.М.
кандидат фыософзквд наук, старший шучный. сотрудник АйШША H.A.
Ведущая организация: 'Одесский ордена Трудового Красного Знаме^ государственный университет им. И.И.Мечникова, кафедра фалософш. и основ общегуманитарного знания.
Защита состоятся О & , 1991 года ъ/У " часов
на заседании специализированного совзта Д 016,26.01 при Инбти-туте фшюсофш АН УССР' по адресу: 252001, Кяев-I, ул.Героев революции, 4.
С диссертацией, можно ознакомиться в библиотеке института,
Амсрефорат разослан ■Д. /1/У 1991 года.
Учений, секретарь Специализированного совета, кавдада? философских наук
.11, Козловский
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
в условиях революционных ' Езмеиеняй сойотской общественной системы и перехода к побил 'зконоияческим оташшшя» необходим тщательный учет общности
• коренных интересов классов к соцкаяьяо-профессконакьных гррш> их спецяфпесгаа интересов казс непременного' условия прочного единства общества, Реальное ускоренна научно-технического прогресса и достакешгв шсшгос рубелей науки и техники выдвигают-'на передний плат; задача выхода научно-технических специалистов Еа высший интеллектуальный уровень. Успешное социальное преобразование общества невозможно без комплексного 'анализа взаимодействия различных аспектов жизнедеятельности крупнейшего отряда советской яятедяигвтда. При переходе экономики с экстенсивных па {аигенеяваие пути развития возрастает личная профас-спопсльная ответственность каздого ученого и инженера, зк.'venue шрадьшпе и мировоззренческих регудятороз их деятельности, поэтому резко актуализируется значимость соответствующих кс-едедоваяпй з среде научно-технической интеллигенция AIT*I/.
В объективном к всестороннем анализе пузда<отся религиозные и атеистические интенции HTÎÎ. Соцкологичесгл? исследования ' показывают, что среда ученых а кггсенероа расширяются проявления религиозности и мпстядизма. Существенно то, что реяигиоз-иые я'мистические искания НГИ носят массовый, а но всеобщий характер. Анализ проявлений религиозности в их сознании пожо-зет объективно разобраться в роде реальнкх противоречий социального б'ц'тия самой многочисленной группы советской интеллз-, гешдаи, полнее раскроет сущность проблем. Поэтому актуальная с-^шюеится изучение этих явлений на Украине.
Ухудшающиеся в 00-х годах социально-экономические условия труда и жозии сопровождаются существенными сдвигами в общественном сознании 1ГГИ. Возрастает значение анализа нетрадиционной религиозности ориенталистической направленности, различных форм веря в личного бога и нетеистической мистики. Цолнй ряд современных наукообразных проявлений мистики имеет место пройде всего в среде КТИ. Автор сознательно отдает приоритет в своей работе исследованиям нетрадиционной ралиглозппти. Tait как она, по сравнению с традиционными конфессиями, практически не изучена. Знание конкретных проявлении мировоззренческого
плюрализма поможет в цоиске взаимопонимания различных религиозных групп, в более. эффективном использовании таланта ж знаний НТИ в интересах всего общества, в интересах отдельной личности.
Заметное влияние на научно-технических специалистов оказывают, наряду с религиозной микросредой, к рад публикаций и передач в средствах массовой информации, отдельные произведения художественной литературы. Ва-шой задачей является изучение каналов религиозной и атеистической информации, воздействующих на НТИ. Актуальность представленного диссертационного исследования обусловлена такав необходимость» гуманитаризации образования технических специалистов. В условиях развития демократии и плюрализма мнений возникает необходимость новых, адекватных подходов, учитывающих знание мировоззренческой специфики различных груш НТИ для создания оптимальной среды, сформирующей научное мировоззрение инженеров и ученых.
Степень разработанности проблемы. В работах Е.М.Бабосова, Н.Г.Гордиенко, А.С.Онпщенло, Л.К.Митрохина, В.К.Танчера и других изучены проявления религиозных искании, теоретически обосновываются общие подходы к проблеме изучения религиозности. Оригинальные социологические исследования мировоззренческих. . особенностей интеллигенции описаны в работах Г.Б.Аконяна, Л.А. Ануфриева, Б.И.Ьеленкова, В.Д.Кобецкого, В.ш.Сбытова, Р.Т.Яновского. Изучению научного ыировозрения интеллигенции посвящены работы Л.Н.Доброхотова, А.А.Лебедева, В.А.Сапрыкина, духовного 'мира религиозной личности ~ Е.К.Дулумана, Н.Ы.Заковича, В.А. Зоца, И.II.Косуха и других.
В восьмидесятых годах в советской религиоведческой литературе, и прежде всего усиди ши Б.Н.Арестова, Е.Г.Балагушкина, И.Р.Григудешча, П.С.Гуревича, К.К.Жоля, Е.&.Шлоьвдова, А.А. Ткачевой, М.й.Иаш»н1ча и других, изучается религиозные и мистические искания интеллигенции, всо шире исследуется нетрадиционная религиозность, Осаоыюе содераа-ше работ указанных авторов и рада других исолв^оылелеИ /.:.Я.Леису, п.Новиков, Д.М.Уг{ШйЫ1ч, Э.Г.4ашшоаос, П.д.Ясоцклн/ п.,сьец6ео изучении пройлыш рейЦ1ггос£о,«..ш'Я в цело:.: ь советской оскх-ства шш отдельных регионах сгршш. Ццьсае с ■и.н, все острее ощущается • нехватка ршотюьвдздеюа исояедоышт в юшфвтошс соцвадьша. а щщоссас.лйЬ'шх гругааа, ь лредде ьоого, е судца жатыиж-
лигенции.
Из всех указанных вше авторов мировоззренческие проблемы кенкрэтной. социально-профессиональной группы интеллигенции исследовал только Г.Б.Лхопяа з смой диссертации "Формирование научно-атеистической убежденности инженерно -технической молодеет" /На примерз Армянской ССР/, Изучалась лишь молодежная группа специалистов и студентов в одном городе Ереване. Данные результата нельзя•автоматически распространить на другие региона. Поэтому возникла необходимость изучения специфики проявления религиозности в среде украинской технической штоллиген-дяв. Исходя из особенностей нашего объекта исследования, необходимо особое внимание удалить анализу наукообразных и бытовых верований, шшенерно-технпчееккх специалистов, спещфико нетрадиционной религиозности в среде интеллигенции, изучению взаимосвязей традиционной и нетрадиционной религиозности и другим аспектам. Особенно актуальна в современном раяипюведегаш яон-хретно-социологические исследования различных проявлений рзля-гиозностз и нетрадиционных верований в среде научно-технячес- . кой интеллигенции. Здесь важно знание представлений НТИ в широком мировоззренческом спектре непознанных яачений. Преодоле-шш технократизма в згой среде и гуманитаризация стиля мывие-ш'я, формирование личности специалиста и развитие его общей культуры требуют достоверного знания структуры причин и факторов, нородцаидох современные разновидности интелигёнтских религий, влияние религиозных исканий, на те тж иные аспекты деятельности.
Актуальность изучения специфики формирования мировоззре-ши, особенностей религиозных исканий у некоторой части советской КТИ, недостаточная разработанность фзрм а методов поиска диалога различных мировоззренческих групп интеллигенции обусловили интерес диссертанта к избранной теме.
Пели и задачи исследования. Главной целью работы является исследование сущностей и основных причин религиозных поисков в среде советской научпо-тахнической интеллигенции в 80-х годах XX века и определение соьокушгой системы положений, хараггерп-зугаих ее религиозные потенции.
Для доспггенпя поогаплеяьой цате требуется репи. :ь следующие задачи:
- выявить на основе метрриапов массового опроса специфику ми-
^воззрения и урошя проявлений, рашшюзносга в рагишчшк группах НТИ;
- рассмотреть разнообразные проявяешш и сущности релишознш: искаиий. в среда НТИ;
~ изучать причини редягиозшх искапай в среде НТК;
- определить степень вшшшш совремзшого богоискательства ка
практическую деятельность НТИ;
- виксшиь рель религиозных и йтешянчевких факторов в структуре личности специалиста, развитии общей культура ЕШ и разработать практические рекомендации,
^р^тюю^атоколопшаская основа виооеш'апгл, Ддя решения досг&влеаяых задач диссертант испои,?овал произведения кяасси-вов немецкой фалософзг, в которих опасаш особенное;® рагштк-•озного кошшвкса и механизм релегаозяого отражения /¿ЦФвйер-бах/,. и представителей далек$ико-«атериааис'Хйадсж>й feaoeojaa -К,!Ларкса, Ф.Энгельса, В.И.Лекша, Г.Е Плеханова и до^ки, в тазторше рассматраваягес« кшросы приспособленке религии к меяя-ещлмся рзажеяя, роля в&укк'в общественном прэазводсгве, маета шаеллашадай, спецнадимов в обаесгвенноа развжгаи а у одевай. • форярошшг научного мировоззрения. Существенное значение дав ветсдодоЕШ дассергацяонкого ксаледованзя шлеег положение об особом, fiimpsMsesí зиачешш врофессионашшх знаний, дашшх своей науки до отношению'к наукам общесгвешша, и особенностям 'мзросоззрзшш специалистов, Диссертант гакже обращался к работал русских философов Н.Бердяева, С.Булгакова, П/йлоренского к других.
Методологачески важное значение для определения особенностей. мировоззрения НТИ, свецзфаха самого шроъоззреная имею« труда П.Е.Котшаа, В.й.Ш1шкарука, ИД.Фрслова, А.И,йценко и других учених. В диссертации гелользошни работы секиора шро-воззрепчаских дробзеа равьгш и атеизма, нооелщешше особеиш-мш радягаозвого сознанья, дззлссо$сксй апологии религии, работа А.С.Ошцешю о алхнше а; Еротавс,рз>гшлс. процессах ъъоха-даи религии, об особенностях оогоаокательства городского кн~ тегаглгенга. Ь процесса всаледошана диссертант игвельзога» ■груди согззеиьх 4глосо,|ав но иробдешы совреиаиншс тездшдай рвзв21аа рааигга. £ ибХйястаческои. ;е;схака, полуизт еркаянанка-екзх ьерокашй, ах ыодидокгацда £ ирисаособлшли, о прачшшх к СдаЬрйгс яетрад&диссноа растгозаоста м орлвытадиэка, о с от-
ально-психологлческих особенностям: 1Ш1.
Из работ заруоезных философов, социологов и теологов /Д.Бсяхеффер, Б.Кепец::, 2.Кокс, Ч.П.Сноу, А.Уай'.'хед, З.Фрейд и др./ автор, почерпнул опыт алализа религиозного комплекса б современном обществе п в среде различных сощгальчо-профессисналь-:шх групп, новые тенденции в релпгиозпих исканиях интеллигенции стран Запада, ощутиввкх раньше пас проблеш научно-технической революции.
В работа учтены положения Закона о свободе совести и ре-лпигезнкх организациях СССР и УССР, использован обншрнцй фактический материал советской прессы, результаты конкретно-социологических исследовании, проведенных в последние годн в нашей стране, б том числе материалов, полученных в ходе комплексного исследования а Николаевской области, проводившегося /при участии автора/ Институтом философии АН УССР в 1983-1568 гг.
Диссертационное исследование во многом опирается на конкретике данные, полученные в ходэ машинной» анатаза анкет опроса НТИ а Киеве, Нлколаеье, Чернигове« Сэ:-еродонещсе, Прюту-ках в 1987-1959 годах, организованного автором. Эти данные позволяют говорить о существовании мировоззренческого плюрализма . в среде НТИ, многообразии духоыхнх поисков и широком информационном поле проблем религии и атеизма, увивают на проявче- . нил специфики мировоззрения НТИ. Опрос проводился на основании анкеты, разработанной автором диссертации и изданной в Лнкада-еве /1987 V., 1000 экз./ и в Киеве /Х9Ь6 г., 2000 экз./. *
Цаучная новизна диссертационного псследования, Автор впервые в советской рсяигиовэд ческой лихьратуро прояпализиролая 1лецифнху особенностей ориентации мировоззрения НТИ в плаке а. "уализацин в ном религиозной иди атеистической убежденности, провал комплексное исучениб сущности, причин проявления религиозных исканий в сознании отоК социально-профессиональной группы и определил влияние религиозности на практическую деятельность научно-технических специалистов.
На основании изучения широкого спектра мировоззренческих ориентация определилась стличащаяся новизной совокупная система подолгешй, характеризующих раяигиоэш/е ввтетрш в среде НТИ:
- советская НТИ по оюш мировоззренческим ориентациям неоднородна; в сознания данной социачьгючгр.нГяссионашюй группы ело-
жился мировоззренческий плюрализм, определенным образом отражающий многообразие условий иизии различных слоев общества;
- особенностями, формирующими мировоззренческую специфику НТЙ, являются: ориентация в своей деятельности на развитие, прогресс, творческий, поиск; узкая профессиональная специализация» стремление к неизведанному, необычному, загадочному, выход за пределы имеющейся системы знаний; преувеличение результатов познания, излишняя утшштарность, стереотипность мышления; абсолютизация формально-логического метода, конкретно-научног ыы-'шленик, здравого смысла; трудности перехода на новый, диалектический тип мышления; особенности профессиональных знаний, и практической деятельности формируют в.'суше с воспитательными воздействиями личный мировоззренческий "фильтр" по отношении к религии и атеизму. Мировоззренческая специфика позволяет выделить НТИ в качестве самостоятельного объекта религиоведческого анализа;
- религиозные искания НТИ яваяются частью многообразных поисков духовности в кризисный период советского общества и направлены преде всего в область нетрадиционной религиозности, раз-' них форм нетеистичеочой мистики, несообразных верований. Здесь генерируются наукообразные религиозные, мистические и идеалистические представления, которые распространяются на другие слои общества; духовно-нравственные поиски в области сери и наукообразные верования части НТИ привели к формированию новой, нетрадиционной разновидности религиозности;
- прямое воздействие религиозных исканий на ИГЛ значительно меньше косвенного воздействия на нее /литература, пресса, теле-и радиоканалы/. Ка восприятие и направленный поиск информации
о релит: и атеизме оказывает решздее влияние шровоззреачзс-кая специфика представителей данной группи;
- кетредициошш.. и ыистико-идеалистическая религиозность ори-виталистической направленности выступают существенными тормозами развития современной науки, научно-технического прогресса и личности НХй. ТрадйЦШшая религиозность, все более склоняясь к теории "двойной истины", в ряде случаев положительно влияет ка социальный прогресс.
ДЖйтич&с;кал..пна^г.1остд дпссоргшил состоит в том, что результат преде -мелям интерес д.тя разработки ерэблт, связанных с авававом религиозности различных сэ1тг:ыю-иро$есси;>-
нальнет групп советского общества. Материалы диссертационного исследования окажут поглощь в поиске консенсуса различных мгго-воззренческюс 1руяп научно-технической. интеллигенции. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут найти отражение в лекцкоиио-просветительской. работе п в процессе преподавания вузовского курса "История и теория религии и атеизма", факультативных курсов.
АПШЙШШ результатов исследования была осуществлена в выступлениях на Всесоюзной школе колодах ученых и спсцаатистдв по октуаяьиш проблемам патриотического, интернационального и атеистического воспатаняя молодежи /Баку, апрель, 1986 г./, теоретической конкуренции К.епского ПШ преподавателей обадествен-ш-х наук при К1У /апрель 1990 г./, региональной межобластной паучно-здзтодической конференции "Актуальные проблемы гуманитарно; '! подготовки студентов" /Одесса, март, 1991 г./, Всесоюзной конференция, посвадекиой проблема;.! фантастика, "1У Ечремопскзд чтения" /Николаев, апрель, 1991 г./, рвсаубликанеши курсах руководителей дискуссионных политических клубов /Тернополь, февраль, 1988 г./, "полемической мастерской" республиканского Дома политпросвэдеиия /Киев, ноябрь, Г930 (<;., март, 1990 г./, методологическом межш£едральиом семинара НГОИ /Николаев, февраль, 1588 г,, ноябрь, 1990 г./ и вузовских коа^еренциях нрепо-даваилей Николаевского педагогического института /Николаев, фзвраль 1983 г., март 1990 г., март 1091 Г./, ряде семинаров лекторов общества "Знание" Николаевской, Черниговской, Лугаи-скол, Волынской областей и других.
Выводы а предложения, едшшшые в диссертации, нашш практическое применение в учебной к лекционной деятельности автора. Теоретические выведи и обоценая данного исследования использо-г-ъглсь при чтения курса лэкцкЛ "йсгория я теория религии и атеизма" в 1985-1991 годах в Николаевском Члг.ч'алв Киевского института культуры, Николаевском государсгодшом педагогическом институте им, В.Г.Батлнского, Фокультетидюго курса ";<1яровоз-зренческие аспекты духовной культура Востока" в 1991 г. в Николаевском кораблестроительном кнеглтуте л-". С.и.т?карова, факультативного курса "Современное рмтиЕедеше" в 3-х группах средних школ 4-5 и » 5 г.Николаева /1990-91 гг/.
Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены логикой проблемы, поставленной целью * зада-
мвш исследования. Для этого необходимо било в первой главе описать специфику мировоззрения и предпринять конк^етно-социо-логический анализ различных аспектов релтаюзншс исканий в среде Н'Ш, в результате чего был определен объект исследования. Это позволило во второй главе сосредоточиться па анализе к классификации разлившие проявлений, религиозных исканий в среде НТК, выявить их взаимосвязь с духовными поисками интеллигенции в 80-х годах /§1/. На базе рассмотренных проявлений религиозности изучены и конкретизированы причины, способствующие ах проявлению /§2/. В третьей главе рассмотрено влияние религиозных иекгитй на некоторые аспекты деятельности советской Н'Ш, выяснено отношение различных мировоззренческих групп к труду, науке. Знание и учет специфики религиозности будет способствовать успешному диалогу различных мировоззренческих групп НТИ в сложных современных условиях.
Диссертация состоит из введения, т.эх глав и заключения. Б приложении, креме списка основной использованной литературы, приводится бланк анкеты опроса, ЗВД-шздюгракма и таблицы, . полученные в результато анализа анкет.
ОСНОВНОЕ, СОДЕР^АИЩ РАБОШ
Во введении обосновывается актуальность теш, анализируется состояние разработанности проблемы, йормулируется цели и задачи исследования, излагается новизна работы, ее практическая значимость, характеризуется ^шюсофзко-мотодологическая основа в источники диссертации, апробащи и научные публикации по теме исследования.
В пепвои гдх'вс рассматривается советская научно-техническая интеллигенция как особый объект !лиро.аоззраыческаго ксследо-' наши. Эта группа представляет собой сегодня крулнейщуа интал-лектуальную силу общества. Научно-техническая революция, социальный прогресс вызвали быстрый рост ПК. Проросли инженера, прогрйаансга, научного работника стали иассоьшаи Всего в ка-рскасм хоэк.4ст£в Украины в конце 1989 года было занято 2942,1 тысяча чйюьей с высшим и 3-379, Э ■хы&га - со среднем специальный образованием. Около пиновави указанной чкелекноста - шде-н ерао -гехн ическле ра боги и лл.
Ъ вкзешаии крйтачйскаи дадотая советского сб^ест-
ьа расрол* иачеллигеацме, зеох'ее групп. Скецафхчкость образования ы пракшчеокой деягельноегх Ш ставит задачу глубо-
кого изучения особенностей, становлении и развития, функционнро-вания группового общественного мнения, формирования и проявления мировоззрения ее представителей. От направленности мировоззрения, от волевого настроя личности в значительной мере зависят сегодня, полноцешюсть отдачи интеллектуального потенциала НТИ, успех перехода к новым экономическим отношениям. Автор выясняет в настоящем диссертшрюнном исследовании широкий сдектр религиозно-мистических аспектов и их вдшнше на творчески-ин-теллектуальнув деятатьность НТЛ. Выявлено существенное противоречие: материальная в своей основе деятельность не всегда приводит к формированию научного или дате эд-льгарко-штериалистк-ческого мировоззрения, а существование религиозных, идеалистических проявлений и верований в сознании ученохо или шпенера оказывают в некоторых' случаях, народу о тормозящим, стимулирующее действие в профессиональной, и общественной активности.
Специфика мировоззрения заключена, презде всего, в деятельно-бытийной стороне сознания Н'ГИ 1сак социальнс-профессио-нальной группы общества. Члени этой группы осознают или ощущают свое профессиональное отличие и особенное социальное поло:?.е-ние. Их восприятие, осмысление и оценка окружающей действительности несет характерной отпечаток профессиональной деятельности и, презде всего, через осознанные данные своей науки 11ТИ определяют к переживают собственное место в обществе, в мире. Ьеразрывность сознания и мировоззрения приводит к тому, что формирование особого способа лшления специалистов науки и техники предопределяет возникновение особенностей мировоззрения НГИ. Эту способность "окрашивания" общественных идей и идеалов специальными научными знаниями отметили многие ошюсофи. Отношение к труду является тем стеганем, вокруг которого группируются приобретаете личность» знание и умзнил. Есйм специальные научные знания не будут шлет а адекватного философского обоснования, то сквозь этот профессиональный "фильтр" в другие структура мировоззрения будут ярок/лать ис/аженно истолкованные идея. Находящаяся под воздействием кврц в сверхьестоотван ко о часть НТИ переносят на науку тхвшт, ейяэыаше с рэлнглей я мистикой, делает науку щ«дааюц вары. У таких лвдей, вараду с остаточной подсознательной религгоаностьв, развивается пред смоления о всесилии науки. Ф<цМируетая культ науки >- сциентизм, который не только Замещает в сознании НТУ. религиознуя веру, н<5
и сам в определенных условиях формирует мировоззрение, деформирующее взглдц на мир подобно религиозному. Такая мировоззренческая специфика НТН пороедает склонность к наукообразной мистике, попытка« "вы читать" бога, демиурга, веру в личного бога я тому подобное, что на практике нередко приводит к такому уродливому явлению, как технократизм.
Происходящий, в нашей стране переход к новым экономическим отношениям постепенно, но неуклонно сникает шеэкоаошческое давление на науку и производство и остро ставит проблему личной отвеютаелноеги ученж к шгоэиеров. Научво-техипческая деятельность предъявляет к т-адшиду ред скоцифячосиис гребовшшй, которые в других областях чолойечезкой деятельности ценятся не столь шсоко. Это 7ш316 ¡.05йкрэ?!^&>к>-тк>рчеш!е -способности сулъекта, как учение анализ продать, скш.'взЕройать, абстрагировать, строить модели, ооладзияе »¡оатрансувеинод воображением, способности к наука« математического цикла. В целом мшлшше НШ рашданалпзироваао. Поэтому -Еййваг»: .на ИТ*I оглзивст тс р лигйозиочлвотцческкб системы и организации, в учение которых вкачены псевдорацноиальные аспекта.
Бюрократический айкшшетраташю-койаидаый стиль руководства гасил творчество шшшеро» и ученых, способствовал блоюгро-взпи» научно-технической рлюлвфая. Вследствие о того (Устающая от мирового уровня советская экстенсивная экономика порождала конформизм Н151 и способстйовала формирования одностороннего, махтшцистского мышления. Ути ко трудности подтолкнул!: часть НТЯ к поискам альтернатиишх духовных ценностей, к. ооговска-т'еяьстау, Но леди чашо всего ищут не веру, а бога, духовно» нгавстйшшый здеал. Поэтому обккй уровень религиозности неш-сок. Об этом свидетодьстыуют социологичес1'.ие исследования, проведенные многою, в том число оарубелшш, .сгл'фмюшхп в разных регионах страны. К тег.ому гыгзду привел к аетор работы в результате анкетного опроса 1лч-.У~Ш? гг. ГЛЛ. ученого и гаие-иера в ряде городов Укрпхчц. ¡уер^лда: считпг 0,1* к колеблющимися верущкли - 1'/' ресгондеитсж, а 15,% керят в сверхъестественные силы. Кокская часть опро::.':::мт нгролг-гкозиа: 4,7% убездеипих атеистов, 33,2;*; атеистов, нек>р\-л-кх и
15,3л безразличных.
Вызванные перестроечными ироиессаии глубокие структурные изменения в сознании НТЛ приводят к сущоственшгм илмене/пг/п и
œc религиозно ста. На первый плач ввдвнгагатся сллез науки и религии, духовно-нравотвеняиэ начала, что фактически формирует hobvb разновидность религиозности. В сознашш религиозной части НТИ. бог все больше становится психологическим существом, персональным богом. Наблюдается и онред.елешшн рост нетеистических верований. В возрастных группах от 18 до 60 лет суммарный уровень религиозности и мистических Bapstsmíli составляет 15-20 процентов, достигая максимума в возраста 25-40 лет. Это опровергает слоязшаиеся в прежние годц стереотип» в советской религиоведческой литературе, считавшей законсмер-шм рост религиозности с возрастом. В средних: возрастах /31-50 лет/ наблюдается наибольшее проявление наукообразной мистики и бытовнх суеверий. Религиозная часть молодой НТИ /21-30 лег/ особенно скшша к наукообразной мистике' и нетрадиционной религиозности ориентшш-стическсй направленности. Почти все девушки увлечен» гаданием, магией. Уровень религиозности в настоящее время зжа'дз растит. Это актуализирует изучение pas дачных проявлений религия и гпе-тики в среде НТИ. Ускоренный рост религиознойvu, кг, rn¡.ovaíá автора, будет ьродо-снаться «де 5-7 лет. '¿последст;;;;/., по пчро замедления этой теидекщз!, достигнет пила /шиьпшыия су гт/ к 2010-2015 году. Поело периода втаошкяш&з /10-15 &&■;/ тся постепенное ашешо рдлкпюэности. Будет тнагьсн и ее содержание; возедтаю появжзиае нових сцяе?иие"ск:;х паукообразных и ориентаяистскях верований в среде НТИ.
На основания иачожешшх з первой главе данных., nvvop делает вывод, что особенности восприятия >«вра иаупао-^&АШгсеской ¡итоллиге/пд'ои позволяет ад«а ее » слециу>ческу» члряъоа-зренчоскуи группу в иодом обдсстле л сделать ее обьект-j.! :..-¡¡y>~ ьозвренчгского исслодогашш.
Во г.то-аоИ гла;-е "Сущность и нра-цзш религиозных к.хшйн« а среде согреет.: научаэ-гохнлческой ¡мтеллигенцаи" анаклзадат-ся и ¡У1аоо::.1.и:,лруатся разлившие проявления ролигиойносч-й /il/, ъиявшп-ся их взаимосвязи л различия с духосанщ подскажи интеллигенции ь В0-х годах /52/. Из вес: по, что в нц,иодц со:с:&ль-ного застоя и в кризисные ыюхн ус;^.;ьа?);ол д;;ода;,е шагания, обчестЕенное сознание терло? улоичаз&с-п., '.то пб^жда^г бого-искатйлшг.!'; ;jо Р.пип-л, :.:оду на .'.uíctíú^.s«. В сознгиши НТЛ находят сложение в той или иной сгекоки П|.чхтичес?и ¿се адапта-!и0нны'- и модернистские тенденции грз^щиаинык и ыетрадицион-
ншс конфессий и верований. Утя религиозно-мистические прошив-. ния отражают склонности и интересы, представления, идеи, теории, возникающие в среде НТИ и внедряемые извне, в том числе и из-за рубежа. Автор отмечает, что даяние религиозные искания являются частью бесконечно многообразных поясков духовности, которые сформировали в среде НТИ мировоззренческий, плюрализм. Однако, многие не могут четко определить свою позицию, поэтому поиск истина и жажда познания сочетаются порой с философской неграмотностью, мифотворчествск п обыденными религиозно-мистическими 'Представлениями»
На основании изучения этих тенденций, диссертант отмечает главнне направления религиозных исканий в среде НТИ. Одно из них - консепвация традиционных форм религиозности - встречается в единичных случаях, так как для нее в данной среде нет базы. Среди части колеблющихся верующих отмечены покопоообитель-скив тенденция. Они признаю г ценность научных знаний, ко все же пытается изолировать от них религиозные догмы. Таким образом, эта часть религиозной НТИ разводит в своем сознании науку и религию в разные плоскости. Всеобщий кризис религии вынудил активно взс-шочиться в модернизацию все религиозные конфессии нашей страны, Произошли существенные сдвиги в современной религиозности. Ее основное содержание в среде НТИ определяется, в первую очередь, попытками синтеза лаугл и религии и обращением к .духовно-нравственной яйвни личности. Наиболее часто нрояаля-ется размывание релягиог'ноотя тв сознании части 11ТИ в заде "гражданской религиозности", Ьолъшисгво носится ей &той тенденции является колеблющимися веружкш. Утрата традиционных антропоморфных представлений о боге и соединение различных синкретических проявлений нескольких религий с наукообразным и битовым мнскщязуом приводят ч: возрозд&нию своеобразного современного политеизму, Как отметается в реферируемой главе, одним из главных проявлений религио ности НТК является активизация ФплосоФс-кой апология религии. Реализуется она в деятельности ряда неформальных религиозных, талусЕетсякх к светских организаций, находит отражение в прессе, литературе к транслируется канала-т массовой ин<$о{мадви. Философский иррационализм шеет не только освобождать сознание от герц в сверхъестественное, но и наоборот,.зарождать, цормхромть и углублять религиозную 2 еру. Общей вектор движения по отш мировоззренческим "степенькам"
зависит от соодальцо-психологдческой обстановки в общество, в среда НТИ. Существенное влияшю на уровень религиозности оказывает pfico; Диапазон, дастаедскюс искавяй очень широк. К главным направлениям можно отнести: неошстическив культы, синтез ввроисповедпкх и внесероисповедяых форм религиозности, наукообразную мистику, увлеченно tssraeä, бытовыо суеверия. Диссертант подробно анализирует эти нолепаа, осношшзсь на многочисленных давних спроса НТИ, а таюго грушы кришнаитов г.Киева. Представители ориентадкетокях культоп очеаь заиеяш, ведут активную шссшнерскуа работу, но малочисленны. Накбодее массовику распространенными в кшятельяша стате орггнязацаи а двйясо-кия, где фтососкт мастяшзма хотя п играет определеянуэ роль, ко не вцдвагается на вервнй план. Всо это говорит о том. что шотацязму зеобгодате отивстись со всей серьезность, ею оперативно изучать его яроязшшш для получения полной гтзровозэренчосзак и духовпнх яекгшвй. ШЛ,
Хсд перестройка вскрыл в назем ccIcvîctbo шого зас^аредшс проблем секьв, шда, образования, досуга, здоровья человека, общественна* наук, труда НТИ и другие» Дшй ряд hocus проблей требует адозштшк: неградидаоншлс ршешй. На советскую кнхед-лягеящга, как а на всех siia^îâ Зйлян, незавасимз от социальных систем, воздействует небывалые гдобаяышз нроблегш: ядерная угроза, экологичною^ крязве, научно-? -"шическая peuuœœw к ее социальные последствия, новая роль е^детв коммуникации и информация. 3 диссертационном ясоабдовснаа ставится задача нэ только перечислить «радацвошт прячшш а мотивы религиозности, но детализировать их а выявить взаимосвязь со спецификой профессиональной и повседневной жизни НТЛ. Я^изшш религиозного обращения в период кризисного состоял»! йкаого общества могут стать резко возросший страх перед увольнением гам жестокий насилием. Человек в данной случав находятся в свльяои стрессовом состояния,•его сознание теряет устойчивость. У ввдвведа со слабой волеЯ, шрогоазрешкекя неустойчивого эта сатуашш восири-шудается как рок, удар мистически «овлмгиею* судьба. К богоио-хатвльству НТЛ иногда приводит л сам идадео "конструж^ишоа работы своего ума", оаитнпий ца абстрактных иагошячоск'Л расчетах. Могут всравдаться религиознее хгрежгыяьтя и котегс-»ичесгаю miç«vxunz и «г>:одз из ошого щощссл {шьйгия и&увг.
Анализ показыв&ег, тгз налболее s&cxtkphc «"ройвдодя*
мирование религиозного шровоэзрения НТИ не в траднцкошю-рели-гиозной семье, а в той, где "верующих не было, но к религии относились положиташю". Прямое воздействие религиозных организаций на эху группу интеллигенции мало, оно в основном косвенное: при посещении музеев и памятников старины, при чтении художественной литературы к по каналам массовой информации. ШИ отдает предпочтение источникам информации о религии, но навязывающим какого-либо определенного мнения. Диссертантом делается вывод, что в целом влияние традиционных конфессий проявляется, в первую очередь, в усилении нетрадиционной религиозности в среде НЗИ. Из общего объема информации о религия в сознании НТИ зафиксировалось лишь 6,6$ инфориадаи из источников, где должны были дать .взвешенные научные сведения: школа, институт. Характерно, что эти два канала информации активнее других используют шетяки и имеющие собственные представления о боге. Это свидетельствует о слабой эффективности нынешней, систеш преподавания историк и теории религии и атеизма, культурологичесик предметов, недостатках в фщософском образовании НИЦ
Особенности религиозных исканий в среде НТИ определяются направленностью превде всего в область нетрадиционной религкоз-ности, различными формами нетеистической мистики, наукообразными верованиями. Именно такие представления фэршруются и воспроизводятся в среде ЯШ в первую очередь. Здесь, в силу распространенности конкретно-научного мышления, генерируются наукообразные религиозные и мистические представления, которые в искаженной форме транслируются на другие социальные группы общества.
Б третьей главе - "Религиозные искания и практическая дея-тельностйнаучво-технической интеллигенции" - анализируется отношение различных мировоззренческих групп к своей профессии, науке, общественной деятельности, сравниваются материалистические и религиозные установки для сознания самого себя, целей и смысла жизни.
Религиозно-мистическая часть опрошенной НТИ в абсолютном своем большинстве высказывается за общественное развитие, за научно-технический прогресс. Это их субъективная позиция, но в силу веры в сверхъестественное, они перепоручают, делегируют решения наиболее сложных проблемных научных или личных задач богу, демиургу, пришельцу, населенным таинственной силой лздкм
Для раскрепощения мышления религиозный ученые, исследователи применяют теорию "двойной истины". Тогда в сфере их деятельности "декларируется" отсутствие зон ше научной критики. В быту, во многих случаях общественно-политической и научно-технической деятельности религиозное мировоззрение не является помехой для добросовестного и творческого труда, а нередко и способствует ему. Но в условиях некоторых современных производств к иа авангардных научных направлениях это противоречие актуализируется и становятся проблег.-ой. Подчас инженеру или ученому приходиться принимать единственно верноо решение з критических ситуациях, когда от его команд и умелого ¿правления техникой и процессами зависят судьбы и жизни многих людей и огромные материальные ценности. В таких случаях йаталисты, люди, верящие в провидение, действуют пассивно, полагаются на волю трансцендентных сил. Здесь приходятся постоянно сталкиваться с проблемой мировоззренческого выбора, и профессиональная честность приводит болылулство ЯТ-' ¡с материализму.
В реферируемой, главе автор выделяет ряд блоков, которые позволяют.полнее раскрыть ев содешанае. Первый блок - отношения к своей пвоЗвсойональиоЗ деятельности. Сюда входят отношение к социально значимому труду и к науке, которая для части НТИ является основной, а для производственников - обязательной и значительной составляющей профессиональной деятельности. Наука сегодня подошла к решешга целого ряда комплексных проблем, которые имеют сложное и труднопостигаемое диалектико-маторнаии-стическое объяснение, требуют критического анализа всех связей. Религиозное объяснение обычно упрощает картину явления, относя неполные связи к сверхъестественным, не симулирует творчесыИ прорыв в неизведанное. Соответственно, и фор.шьно-логическое мышление части НТИ не мо:.;ет своевременно переключиться с классического научного на современное диалектике-*,атеркалисыч-зс-кое. Определенная часть религиозной НТИ пытается решать эту проблему с покосу» теории "двойной истины", но раздЕОвцяо сознания ученого .ли инженера мо-ет ларупдть устойчивость личности и привести к внутреннему конфликту.
^ялтг.^ж-осаь :: активность Н7.1 особен-
но ваюгао знаишно для злвояс нашего оЗ-лества аз »диском состояния. Диор 07.,-улах, что шеаао в период круюг-; «отрога «отошли Ваанй ■■'.и<т№шо рчакародкшг мкр^зьрвят-т грузд
-ге-
на прпнщшах плюрализма. В 80-е годы при однопартийной системе политическая активность могла быть только коммунистической., а' уровень общественной, активности характеризовал лояльность общественному строю. Поэтому данные'опроса НШ зафиксировали. высокую общественную активность атеистов и низкую - верующих. При маогонартийной. системе появляется партийная и акгивизируетоя общественная деятельность религиозной часта НТИ, ко уровень общественной. активности последовательных материалистов остается, как правило5 выше, так зсак их чувства не направлены на потусторонний мир в они полностью реализует свои потенции в общественной глзии /например, академик Сахаров/. На практике КТИ являются одновременно к субъектом, и объектов, общественного действия.
Отношение к самому себе. Эта проблема играет нскшттешю важнуа роль в ф>рйцровашз1 мировоззрения к актуализируется в период перехода к ршочш отноиенаш, когда заметно возрастает роль личности. Часть НТИ идеализирует свои иададащуалышо качества и верит в свои иокяючителькость, в том числе и материалисты. Подобный ядцивадуалиэы в сочетании с. щедставленшша - о сверхъестественном наталкивает некоторых яа путь поиска ицд$шк-дуального бессмертия в потустороннем миро. Автор делает вывод, что е? всех мировоззренческих групп НТИ у'мистиков и вереда в собственные концепции бога самое низкое.штивационное воздействие труда и профессиональной деятельности. Иа свойственно зеха-тологическое восприятие глобальных проблем человечества.-Особенно ярко проявляется это у мистиков орненталисткчеекой направленности. Берущие традиционных концессий, полагаясь на всеш-лоегь и мудрость бога, оказывг^тся б Альтами епташеталш, чем мистики и многие материалисты.
Отнрв$няе к атеистический .пропаганде.....^едвЦОТОВВСкомт тес-
пгтанш?. В 80-е годы это не толы« един из существенных показателей духовно-практического освоения мира, а и показатель лояльности. Но ужо в это! период традиционные формы атеистического воспитания потеряли свою действенность в трудовых коллективах НШ. Опрос выявил значительный разрыв мезду солидным потенциалом положительного отношения к атеистической пропаганде, как неотъшяемоглу атрибуту демократического общества, с нежеланием слушать научно-атеистические локцни. Б современных условиях деятельность общественных и партийных организаций, проводящих атеистическую работу, долггна оить направлена на формирование у
НТИ нового мышления и содействовать установлении диалога меаду различными мировоззренческими группами. Государственная система образования, отказашись от пропаганды атеизма, додала давать будущим спещгалистатл взвешенные научные сведения как о религии, так и об атеизме. И тут уже дело личности, - какую мировоззренческую позицию выбрать, В конца главы даны практические рекомендации.
В заключена подводятся итоги исследования, датаются основные научные, вывода.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Свистунов C.B. Атеизм и религия з современной борьба за умы и оердца ладей,..Методическая разработка для комсомольского актива.- Николаев, 1985,- 2Q о,- 1,5 п.л,
2. Свистунов C.B. Социальная орязнтахщя верующих и некоторые . особенности религиозного воспитания'в семье. Николаевский гос. пед, институт. Николаев, I°8S.- 16 с. /Рукопись депонирована в ИНИОН АЕ ССОР. 24.11.86 г. й 27.440.- 0,7 п.л.
3. Свистунов C.B. Диалогические формы устной атеистической пропаганды среди научно-технической, интеллигенции //Атеистическое воспитание s поиск, проблемы.- Кишинев, 1988,- С.75-60. - О,4.п.л.
4. Свистунов C.B. Религия и духовная культура //Обновление общества н'мододеась, Вып.1,- Николаев, 1990.- 0.4-13.0,4 п.л,- /Примерная учебная программа/,
5. Свистунов C.B. Мировоззренческие искания и особенности проявлений религиозности в среде научно-тедничаской интеллигенции. Тезисы. //Актуальные проблемы гутпитаряоп подготовлен студентов. Материалы региональной межобластной научно-методической конерареиоди. • Секция П.- Одесса: ШСС0 УССР. Одесский госуниверситет.- 1991,- С.37-36.- ОД п.л..
6. Свистунов C.B. Некоторые особенности мировоззрения любителей фантастики. //Тезисы докладов к сообщений Всесоюзной конференции, посвященной проблемам научной <{ш(тастики. 1У Ефрэ-мовские чтения, - ¡1;;Катаев: Союз писателей СССР, Николаевский гос. пединститут.'- 1991,- С.53-55,- 0,2 п.л.