автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ботвинник, Елена Аркадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму"

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии

П Г П л п

На правах рукописи

^ 1 о - о

БОТВИННИК Елена Аркадьевна

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И АТЕИЗМУ

Специальность 09.00.06 - теория и история религии, свободомыслия и атеизма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Пермь - 1993

Работа выполнена на кафедре философии Пермского государственного технического университета.

Научный руководитель -Официальные оппоненты -

доктор философских наук, профессор ПКСЫАНИК М.Г. доктор философских наук, профессор САПРЫКИН Е.А. кандидат философских наук, доцент СЛЕСАРЕЕ А.А.

Ведущая организация - кафедра философии Пермского государственного педагогического института.

Защита состоится 1953 г. е ¿Г часов на ааседании Специализированного соьета Д 053.05.34 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу : Москва, Ленинские гора, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этап, аудитория N _.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан " ^ "/-СРЛ^^*? 1933г.

Ученый секретарь Специализированного соьета,

доктор философских наук,

профессор _ Никонов К.И.

- я -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследоЕ'ания. Стремительный Еэлет религиозно-мистических проявлений в обществе еще недавно официально господствовавшего материалистического мировоззрения - уникальное явление, требующее многостороннего философско-социологического осмысления. Одно из направлений .такого исследования -конкретный анализ характерных для этого феномена мировоззренческих ориентации различных социальных слоев и групп общества.

Настоящая диссертация посвящена философско-религионедчес-кому изучению этих ориентаций у творческой интеллигенции (здесь и дальше понятия "творческая" и "художественная" будут употребляться как. синонимы).

Эмпирический материал собирался в конце 80-х годов, когда проявления нарастающего многостороннего кризиса в государственно- политической , нравственной, духовной сферах жизни нашего общества стали все более очевидными и тревожными. На этом фоне начали Еыриссвываться некоторые определяющие и характерные факторы кардинальной мировоззренческой переориентации общественного сознания.

Весьма актуальным представляется выделение и теоретическое осмысление этих факторов. Несомненно важной научной проблемой является анализ воздействия этой переориентации на духовный мир различных социальных слоев и групп общества, переживающего глубокие и многосторонние преобразования. Художественная интеллигенция - одна из наиболее показательных в этом отношении социальных групп.

Состояние разработанности проблемы. Б научной литературе общефилософского плана, а также в специальных исследованиях по религиоведению, социологии, искусствоведению выделяются следующие проблемные направления:

- выяснение сущности интеллигенции и ее социальных функций;

- определение структуры мировоззрения и исследование взаимодействия его отдельных элементов;

- корреляция религии и искусства;

- выявление уровня религиозности различных социальных слоев, в т.ч. и отдельных отрядов интеллигенции.

Однако глубина разработанности этих проблем различна. Последнее из названных направлений является нашенее изученным.

Глубок!!:: интерес к духовному миру и идейным исканиям ин-

теллигенции в особенности характерен длл философской мысли России начала XX века. Один из примеров - знаменитый сборник "Вехи" (1910 г.), собравший известнейших авторов к выразивший позиции особенно критически настроенной части интеллигенции по насущным проблемам духовных исканий межреволюционного периода.

Этой же проблеме посвящен ряд других работ одного из авторов "Вех" - Н.А.Бердяева. Б 1910 г. они были изданы под общим названием "Духовный кризис интеллигенции". В этих статьях Бердяев осмысливает назначение интеллигенции, которую он определял как ту часть общества, которая обладает "высокими качествами умственными, нравственными или эстетическими, особенными знаниями, энергией или творчеством, талантом, гением или пророческим ДарОМ". С'К ТаКл>г раЗМЫШЛЛ?Т ии ОиШрКуЛЬТурКип рОЛК I! М9СТ€' ИК" теллигенции в духовной жизни общества.

Исторические судьбы интеллигенции волновали и других отечественных философов, особенно после 1917 года. Интересные наблюдения об интеллигенции как группе, являющейся хранителе!/» духовных, в том числе и религиозных традиций, осуществлены, например, Г.Федотовым. Различные аспекты отношения интеллигенции к религии рассматривали С.Булгаков, В.Розанов и другие авторы.

Однако, если эти философы, критикуя односторонне-классовый подход, старались придерживаться представлений об интеллигенции как носителе культурных традиций, то в советской философской литературе (в особенности в первые послереволюционные годы) интеллигенция рассматривается как "буржуазное наследие". Немалое число талантливейших представителей интеллигенции были насильственно изгнаны из страны или лишены возможности творческой деятельности. Партийное и государственное руководство поставило задачу сформировать новую "пролетарскую" интеллигенцию. Подобный политизированный и идеологизированный подход в нашем обществе сохранялся в какой-то мере до середины 80-х годое и нанес немалый урон в теории и на практике.

Поэтому значительный интерес представляют те немногочисленные работы, авторы которых не придерживаются принципов официальной идеологии. Весьма плодотворен, например, методологи-

1Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции.

.-17т-. л -1 п

иг-'. , хзхи.

- С. 3.

ческий подход В.Ф.Кормера1- рассматривать сознание интеллигенции через призму темпоральных факторов.

В литературе по психологии сравнительно глубоко разработана в аспекте нашей темы проблема своеобразия художественного творчества в трудах Е.Л.Васина, Л.С.Выготского и др. Некоторые интересные в этом же плане теоретические обобщения содержатся в статьях А.Васадзе, Л.И.Слитинской, Г.Н.Воронина, Д.И.Ковды, помещенных в сборнике "Бессознательное. Вып.2" - Тбилиси,1978. Однако целый ряд важных моментов, е том числе проблема близости религиозных переживаний и процесса художественного творчества в этих трудах практически не затрагивается.

В религиоведческой литературе благодаря работам В.А.Арсек-кина, Р.Г.Балтанона, В.Р.Букина, К.И.Никонова, М.Г.Писманика, В.А.Сапрыкина, Д.М.УгрпноЕича, И.Н.Яблокова и др. проанализировано и обобщено немало интересных аспектов психологии и социологии религии, разработана типология отношения к религии, дана характеристика личности верующего.

В исследованиях по методологическим проблемам социологии религии заметно выделяется работа И.Н.Яблокова "Социология религии" - М., 1979. В этой книге, а также в трудах других авторов даны основные принципы социально-философского и конкретно-социологического изучения религиозности. Однако при исследовании отдельных профессиональных групп в отношении к религии и атеизму основное внимание уделялось рабочему классу и крестьянству. Уровень и степень религиозности интеллигенции практически не анализировались.

В литературе по социологии искусства освещены, в основном, отдельные количественные показатели восприятия произведений искусства. Изучение же мировоззренческих ориентации художественной интеллигенции практически не проводилось.

Информативными в плане анализа этих ориентации представляются публицистические выступления деятелей искусства, многочисленные подборки и дискуссии на страницах периодической печати исследуемого периода. Однако в этих материалах преобладают поверхностные публикации, часто отсутствует философско-религио-ведческий и вообще научный подход к вопросам о сущности интел-

:Кормер В.'5. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура /'/' Вопросы философии. - М. , 1989. N 9.

лигенции и интеллигентности, о т.н. "религиозном возрождении" и т.п., ибо для написания глубоких профессиональных философских, исторических, социологических работ требуется, во-первых, накопление большого количества эмпирических данных, а, во-вторых, определенная "временная дистанция" для их аналига. Тем не менее подобные публикации привлекательны тем, что, написанные "по горячил следам", они выражают сегодняшние умонастроения и оказывают влияние на формирование определенного общественного мнения по вышеназванным проблемам.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования было выявление и теоретическое осмысление мировоззренческих ориентации представителей творческой интеллигенции в отношении к религии и атеизму как одного из выразительных проявлений состояния духовной атмосферы общества. В диссертации ставятся следующие задачи:

- определение специфики интеллигенции как социальной группы и выяснение социально-профессиональных особенностей художественной интеллигенции-,

- выяснение особенностей мировоззрения этой группы, анализ ее отношения к религии и атеизму;

- исследование влияния мировоззренческих ориентации на художественное творчество;

- осмысление проблем упреждения мировоззренческой конфронтации в обществе как необходимого условия его демократического развития.

Объектом теоретического анализа Еыбрана художественная интеллигенция, т.к. это наиболее показательная группа в плане фиксации изменений в общественном сознании.

Предмет исследования - мировоззренческие ориентации художественной интеллигенции на примере отношения к религии и атеизму.

Методом сбора эмпирических данных послужили:

а) массовое анкетирование работников и 'студентов художественных специальностей городов Перми и Екатеринбурга (всего около 500 человек), а также среди контрольной группы инженерно-технических работников (около 100 человек);

б) интервью с ведущими профессионалами-художниками (в тексте это слово использовано для обозначения всех авторов художественных произведений, а не только живописцев);

в) анализ публицистических и иных высказывании по каналам массовой информации деятелей искусства по исследуемым здесь проблемам;

г) непосредственные наблюдения.

Методологической основой стали принципы конкретно-исторического подхода к изучаемым явлениям духовной сферы общества. Автор стремится к максимально объективной интерпретации полученных данных отношения к религии и атеизму, избегая каких-либо проявлений идеслогизированности и тенденциозности, осуществляя эту интерпретацию в широком культурологическом, философско-религиоведческом и социально-психологическом ключе. Научная новизна исследования заключается:

- в экспликации и применении категории "мировоззренческие ориентации" для конкретно-социологического и теоретического анализа отношения социальных групп к религии и атеизму;

- е нетрадиционном подходе к интеллигенции как носителю специфической социальной ценности "интеллигентности";

- в приложении культурологического подхода к религии для исследования мировоззренчески-значимых проявлений общественного сознания и умонастроений второй половины 80-х годов;

- в экспликации и применении категории "атесфобия" при исследовании эффектов общественного сознания названного периода.

Научная новизна характерна и для самой темы диссертации: философско-религисЕедческое исследование мировоззрения отечественной интеллигенции здесь осуществляется впервые.

Научно-практическое значение. Результаты исследования помогут 'выявить основные тенденции динамики сознания и психологии изучаемой группы, ее социальное положение и могут способствовать преодолению проявлений отчуждения в обществе на почве различий в отношении к религии и атеизму. Данные результаты могут найти применение в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Пермского государственного технического университета. Ряд положений диссертационного исследования изложен на Всесоюзной конференции "Культура и религия" е январе 1950 года в Ленинграде и опубликован в ряде тезисов докладов.

Структура работы. Диссертация строится ив введения, дву:: глав (е первой - три, во второй - дее параграфа), заключения, приложения, включавшего программу исследования, тексты анкеты и вопросы ::нтерЕ1.ю, список литературы.

Во введении дается с5сснование актуальности темы исследования, рассматривается степень разработанности поставленных проблем, формулируются цель и задачи исследования, приводятся характеристики методики и методологической основы работы, отмечаются научная новизна и научно-практическое значение представ, ленной диссертации.

В первой главе "Особенности социальной психологии и мировоззрения творческой интеллигенции" раскрыты общие характеристики мировоззренческих ориентации творческой интеллигенции, а также место отношения к религии и атеизму среди этих ориентации.

В первом параграфе "Творческая интеллигенция как объект социально-философского и мировоззренческого исследования" рассмотрены общие критерии выделения интеллигенции в особую социальную группу. Автор приходит к еыеоду, что общепринятый до недавнего времени тенденциозно-классоЕый подход к интеллигенции как занимающейся умственным трудом "социальной прослойке" ограничен и в значительной мере идеологизирован. Этот подход не отражает сущностных черт интеллигенции и никак не связан с ее важнейшими социально-культурными функциями. Тем не менее, положительным в этом традиционном подходе является подчеркивание творческого характера деятельности по созданию, сохранению и распространению ценностей культуры, что является качественной характеристикой интеллигенции.

Однако недостаточно, по мнению автора, выделения только профессионального критерия интеллигенции, т.к. профессиональная принадлежность в данном случае не может быть применена как единственный структурообразующий признак. Вряд ли возможно, например, говорить, как о единой группе, о педагогической, а тем более о военной или управленческой интеллигенции.

В этом же параграфе отмечается, что уже в середине XIX Ее-ка в русской философской мысли обозначились два логических среза в понимании интеллигенции, не утратившие актуальности и сегодня:

1) выявление сущности и назначения интеллигенции, определение ее места в общественной и культурной жизни;

2) вычленение политических и идеологических функций интеллигенции.

Большое внимание (особенно у советских авторов), как правило, уделялось тленно второму аспекту. Поэтому определения, дававшиеся в научной литературе, страдали известной поверхностностью и односторонностью.

Стоит отметить, что интеллигенция обладает целым рядом внутренних качественных характеристик: во-первых, именно у интеллигенции достаточно глубоко развито понимание своего "я", и самосознание присуще ей в больаей степени, чем другим социальным группам; во-вторых, интеллигенция универсальна - общественная роль этой группы в большей степени связана с ее собственной спецификой, чем с профессиональным и образовательным уровнем; е-третьих, вообще признание интеллигенции не просто совокупностью индивидов, но группой, объективно обладающей качественным своеобразием и субъективно зто осознающей; е-четвертых, даже связанная с экономической, политической и иной общественной регламентацией, интеллигенция обладает достаточной самостоятельностью и независимостью; в-пятых, интеллигенция является в любом обществе носителем такси социальной ценности как "интеллигентность" - способности воспринимать, сохранять, распространять и создавать духовные ценности. Именно мера интеллигентности и является критерием принадлежности к интеллигенции; в-шестых, интеллигентность может з какой-то мере быть присущей и представителям других социальных групп, интеллигенция же способствует духовному обогащению всех слоев общества, хотя она сака продуцирует подавляющее бсльшинстЕО задач для самой себя и вообще концептуальные представления о себе.

Далее в диссертации определяются базовые, структурообразующие признаки интеллигенции:

1) творческий характер деятельности;

2) занятие умственной деятельностью, участие в духовном производстве;

3) личностное начало, обязательно присутствующее в этой деятельности;

4) роль решающего производителя, а также своеобразного "аккумулятора" и "проводника" общечеловеческих ценностей, достиже-

НИИ МИрОЕОЙ культуры.

Еместе с тем интеллигенции нередко присущи и серьезные социально-политические колебания, проявления консерватизма, мировоззренческие флуктуации широкого диапазона.

При подготовке и проведении данного диссертационного исследования учитывались вышеперечисленные характеристики интеллигенции, а также то, что часть приведенного здесь эмпирического материала носит региональный характер. Тем не менее, необходимо отметить, что и в этом материале зафиксированы типичные для творческой интеллигенции особенности, в том числе и в отношении к религии и атеизму.

Немаловажным в данном исследовании автор считает и временной фактор, конкретно-историческую ситуацию времени сбора и анализа эмпирического материала, т.к. это был кризисный, переломный момент истории нашего общества, а изучаемая группа еще продолжала ощущать проявления "остаточного принципа" в отношении всей сферы культуры и следы пренебрежительного отношения к интеллигенции'вообще, диктата в художественном творчестве т.н. метода "социалистического реализма". По-прежнему очень низким оставался уровень жизни большинства людей, занимающихся художественным творчеством. Все эти факторы и порождали чувство глубокой социальной и творческой неудовлетворенности, ощущение несвободы в выборе творческого пути, пережитков идеологического прессинга.

Особо значимо для реализации задач исследования было подчеркнуть, что вторая половина 60-х годов характеризуется и своеобразным "религиозным бумом".Именно в это время демократизирован государственный курс в отношении к религии и церкви, активизировалась деятельность практически всех религиозных организаций, прежде Есего - Русской Православной Церкви, особенно в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Именно в это время, очевидно, произошел поворот умонастроений массового сознания от отчужденности и даже неприязни в отношении к религии и церкви к их реабилитации" и признанию органичной частью отечественной истории и культуры. Заметно вырос интерес к церковному искусству.

Этот поворот повлек за собой и определенные мировоззренческие смещения у той части населения, которая была ранее индифферентна по отношению к религии и церкви.

На такую переориентации повлияли, с одной стороны, выступления представителей церкви, получивших доступ к каналам средств массовой информации, а также и выступления ряда авторитетных деятелей культуры с осуждением эксцессов тоталитарного режима в религиозной политике. Эти выступления способствовали формирован™ своеобразного "комплекса вины" перед религиозными гражданами и организациями.

Еще одна характерная черта общественного сознания конца 80-х годов - обострение проблемы интеллигенции, которая обозначилась как проблема нарушения преемственности интеллигенции разных поколений, проявившаяся в деформации, размывании самосознания интеллигенции, нарушении единства и целостности этого социального слоя. Именно в среде художественной интеллигенции, прежде всего, появляется ощущение того, что "перестроечные ожидания", эйфория "свободы" рассеиваются, а насущные проблемы так и не разрешены. Отсюда - т.н. "внутренняя эмиграция", уход в философские, эстетические, религиозные искания. По Есей видимости. именно художественная среда - основа своеобразной религиозной "субкультуры"1!! послед;,тощего религиозного "бума".

. Во втором параграфе'"Социально-психологические особенности творческой интеллигенции" раскрывается взаимосвязь мировоззренческих и профессиональных ориентации ТЕорческой интеллигенции. 5 данной части работы автор отмечает те социально-психологические характеристики, которые присущи изучаемой группе:

Ео-первых, высокая эмоциональность и, как следствие этого, преломление всех представлений о мире через эмоциональную сфеРУ-

Ео-втсрых. некоторая импульсивность в реакциях художника.

В-третьих, субъективность восприятия, т.к. каждый автор стремится е своем творчестве отразить именно ему свойственное, личностное миропонимание. Однако, объективно, в большей мере не осознавая этого, он передает более общие черты, характерные для определенной социальной группы и для данного времени в целом.

В-четвертых, своеобразное двойственное преломление действительности: в мировоззрении самого художника и в его прсизве-

1Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании /V Еопросы философии. - М. . 1992. N 7. - С.8.

дениях. Эти два образа могут не только не совпадать, не и противоречить друг другу.

В-пятых, отсутствие рационально-четкого осознания самим художником многих творческих процессов. Нередко они субъективно воспринимаются как некое таинственное "озарение", близкое к религиозному переживанию.

Определенны»,1 своеобразием обладают реакции и ориентации представителен различных творческих специальностей. Например, наименее подеижкы, подчас консервативны, мировоззренческие ориентации у актеров драмы и балета, музыкантов-исполнителей, хористов - т.е. тех, чье творчество носит "репродуктивный" характер. Есть своя специфика и у каждой профессиональной группы.

Наоборот, у представителей е полном смысле творческих специальностей - режиссеров, композиторов, художников ориентации более подвижны, т.к. им приходится постоянно ставить перед собой вопросы мировоззренческого плана. Б то же время, е силу достаточно высокого образовательного и профессионального уровня, их ориентации более контрастны и определяемы.

5ти особенности делают крайне динамичными, неустойчивыми, размытыми как психологические, так и теоретические установки исследуемой группы в целом. Их характеристика дана в третьем параграфе "Мировоззрение и его специфика у творческой интеллигенции". Автор исходит из цели исследования - выявления мировоззренческих ориентации художественной интеллигенции. Под "мировоззренческими ориентациями" понимаются более или менее устойчивые рациональные и эмоциональные реакции личности или социальной группы на факты, процессы и явления, особенно ¿начшые для формирования представлений об естественно-научной и социальной картине мира и месте человека в нем. Характеристика мировоззренческих ориентаций невозможна без определения понятия "мировоззрение". При разработке методологических принципов исследования, автор исходит из понимания мировоззрения как комплекса мироощущения, миропонимания, мироотноаения; на основе этих структурных компонентов и формируются у личности представления по главным мировоззренческим проблемам: картине мира и концепции человека. Поэтому существенными яеляются следующие показатели: как личность представляет в целом картину мира; как определяет свое место в обществе; каковы его принципы мироотно-шения, проявляющиеся в поведении; как связаны эти критерии и

деятельность (в данном случае - профессиональная) личности.

На мировоззренческие ориентации сказывает влияние и специфика профессиональной деятельности: ведшая профессиональная ориентация предполагает определенные мировоззренческие установки, для специалиста Есегда характерно преломление многих мировоззренческих понятий через специфику его работы, профессиональная подготовка вырабатывает определенные стереотипы мышления.

Следует особо отметить, что мировосприятие художнике, ссе-сем не обязательно должно подниматься к теоретическому миропониманию, которое художнику заменяют эстетические критерии, интуиция .

Специфические черты художественного творчества определяют и влияние его на мировоззрение художника, который часто живет как бы в особом мире '-ярких, им самим созданных образов.

Художественное, образное мировосприятие во многом близко религиозному, опирающемуся на целый ряс фантастических образов.

•'Мироощущение художника близко религиозному, когда иллюзорное также воспринимается как реальное, а отношение к фантастическим образам становится более значтсым, чем к реальной действительности. В структуре миропонимания художника, как правило, ведущее место занимает концепция "Я", личностную окраску часто принимает его отношение к событиям, лицам, ведам - соответственно его эстетическим вкусам, пристрастиям, ценностям. По-еи-димому, его мироотношение особенно акснологично. Сфера ценностей доминирует в его мировоззрении вслед за концепцией "Я".

Однако позиции художника по основным мировоззренческим проблемам и решение им основного Еопргса философии не являются определяющим в направлении его творчества и не должны служить критерием оценки результатов последнего. Конечно, мировоззренческие ориентации художника проявятся в содержании и форме его произведений, в направленности идеалсв. но они не определяют художественные достоинства или недостатки произведений. Тем не менее, решение художником проблемы места человека в мире, его взаимоотношений с окружающими определяется тленно мировоззренческими ориентациями автора. Поэтому можно утверждать, что творчество каждого художника является г той или иной степени отражением его мировоззренческих ориентации, хотя это может проявляться лишь косвенно, опосредованно, тем более, что сами

художники не ставят перед собой задачи формулировки собственного мировоззренческого кредо.

Сущностным показателем является отношение художника к религии и атеизму.

Художественная интеллигенция тесней и чаще других групп как профессионально, так и психологически соприкасается с религией. Ее отношение к религии скрашено отмеченными особенностями ее мироощущения, миропонимания и мироотношекия. Художественная интеллигенция, по-видимому, нередко обращается к религии в поисках компенсации социальных и идеологических катаклизмов, особенно частых е ее субъективном мире стрессовых ситуаций, творческой неудовлетворенности. Следует также отметить, что именно художественная интеллигенция согбенно эмоционально и непосредственно транслирует определенные стереотипы в сознание других групп, в том числе и по отношен;м к религии, которое определяется, с одной стороны, социальн:1-психологическими особенностями художественного творчества, с другой стороны - комплексом обстоятельств, зависящих от политической ситуации в обществе, его духовной атмосферы, а та:-:же от- состояния художественной микросреды.

Ео второй главе "Некоторые формы проявления мировоззренческих ориентации творческой интеллигенции" проводится теоретический анализ эмпирически зафиксированных ориентации художественной интеллигенции.

5 первом параграфе "Мировоззренческие ориентации: типы отношения к религии и атеизму" рассматривается одна из методологических проблем - ' типология отношения к религии и атеизму. Главная трудность при вычленении типов состоит в правильном выборе критериев для градации. Основываясь на методологических работах Д.М. Угриновича, М.Г. Писманпка. Й.Н. Яблокова автор кладет в основу типологии сочетание двух критериев - мировоззренческого и поведенческого. Эмпирические наблюдения и данные опросов позволили уточнить подхгды к типологии и верифицировать эффективность такого методологического сочетания критериев сознании и поведения.

Мировоззренческим критерием служит глубина и интенсивность восприятия религиозной веры пли атеистически:: ценностей :: норм. Е данном исследовании при обосновании тппое отношения к религии и атеизму учитывались различные характеристики мировоззренчес-

коп ориентации: философская направленность ориентации личности, отношение к религии, отношение к атеистической теории, взгляд на функции религиозного и атеистического мировоззрений, оценка рели церкЕИ в истории культуры и политической лизни общества.

Среди факторов, влияющих на мировоззренческие ориентации творческой интеллигенции, можно выделить общие и специфические, связанные с особенностями художественной деятельности.

К общим факторам относятся демографические: возраст, пол, образование. К специфическим: род деятельности, его художественное своеобразие, мировоззренческий тонус среды, степень творческой удовлетворенности.

Поведенческий критерий именно для изучаемой группы несколько менее информативен, т.к. часто ритуальные действия могут быть часто только результатом профессиональных интересов ( например, пение в церковном хоре).

лосЕенными показателями ориентации могут служить проявляющиеся прорелигиозные или, наоборот, антирелигиозные взгляды автора в его произведениях, в идейно-нравственной 1: эстетической позиции автора.

Существенной характеристикой является ощущение художником психологической близости состояния религиозного экстаза и чувства творческого вдохновения. Это вызывает определенную сакрализацию природы творчества в представлениях художников. Поэтому при исследовании затрагивалось и психологическая сторсна художественного творчества.

Анализ эмпирического материала позволил вселить в сгеде

. 1

;:ул-:жес7ге:-:нои интеллигенции следующие типы ориентации:

1. Верующие. Внутри этего типа выделяются следующие подгруппы:

а) убежденные (буквально единицы в составе обследованных) ;

б) т.н. "традиционные", разделяющее религиозную веру в силу привычки, традиции, не стремящиеся обосновать ее рационально

отметим, что зта типология, созданная применительно к исследуемой группе художественной интеллигенции, может быть и в достаточной степени универсальной. Границу выделенных типов подвижны, особенно для типов колеблющихся и индифферентных.

- 16 -

(очень немногочисленная группа среди респондентов);

в) т.н. "обрядоверы", т.е. те, для кого значима именно Енешняя, культовая сторона богослужения. Как правило, за этим нет обоснования веры (их большинство среди верующих респондентов, общин удельный Еес которых в составе опрошенных крайне незначителен).

2. Колеблющиеся:

а) от веры к неверию, для которых наряду с религиозным поведением характерны сомнения относительно основных религиозных догматов;

б) от неверии к религии, те, кто попал под влияние "религиозной" еолны последних лет, не имея твердых убеждений ни религиозных, ни материалистических.

3. Индифферентные, не разделяющие твердых убеждений ни по отношению к религии, ни по отношению к атеизму, не обосновывающие свою позицию. «'

Представители колеблющихся и индифферентных составляют большинство среди опрошенных (примерно е равных пропорциях);

4. Неверующие:

а) по традиции, отсутствие у них религиозных убеждений, базирующихся на отсутствии знании об основах религиозных учений.

б) убежденные, имеющие четкую мировоззренческую позицию (среди неверующих респондентов, которых в целом немного, большая часть - традиционно не верующие или убежденные);

в) атеисты - продолжатели гуманистической традиции свобо-до)лыслия (практически не выделены среди опрошенных, как и т.н. "эмоциональные атеисты").

Показательно, что наибольший интерес к проблемам религии наблюдается среди респондентов пожилого возраста и молодежи! Близки такие показатели и в зависимости :т уровня образования. Наибольший интерес к религии среди лиц со средним образованием (в данном исследовании это, в основном, студенты), и среди специалистов с высшим образованием . Ко если первых интересует прежде Есего историко-бытоЕая сторона религии, то квалифицпро-

1Аналогичные результаты получены б исследовании Д.Е.Фурмана Религия и политика в современном массовом сознании // Вопросы философии. - М., 1952. М ?. - С.7.

Банные специалисты нередко ищут в ней ответы на глубокие мировоззренческие проблемы.

Среди отдельных групп творческой интеллигенции наибольший интерес к проблемам религии и атеизма проявляют актеры, художники и музыканты, ибо это в какой-то мере обусловлено их профессиональной деятельностью, творческими интересами ( отсюда участие некоторой части респондентов в совершении религиозных обрядов).

Особые параметры составили при сборе эмпирических данных те вопросы, которые в какой-то степени затрагивали эмоциональные аспекты религиозного культа, а также позволяли фиксировать влияние религии на художественное творчество.

Подчеркивая близость художественного и религиозного отражения действительности, больше половины опрошенных отмечали, что сближает религию и искусство наличие общечеловеческих гуманистических ценностей, которые могут быть заложены е религиозном сюжете произведения искусства и яеляться стимулом творчества самого художника.

Больше половины респондентов, и в обращении к культовой практике различных религиозных конфессий, к религиозному искусству на первое место ставят получаемое эстетическое наслаждение, и Едвое меньше отвечавших - интерес к религиозному содержанию.

Исследование показало отсутствие достаточных знаний и объективности при оценке роли религии и церкви в истории нашей страны. Большинство респондентов, отметив, что "религия содействовала духовному и социальному прогрессу общества", не указали на реально-противоречивую роль религии и церкви,- • на наличие в этом процессе и позитивных, и негативных сторон.

По-видимому, од'ной из причин отсутсвия глубоких знаний вообще по истории культуры, е том числе и по истории религии, является то, что почти две трети респондентов информацззо получают не из научной или религиозной литературы, а из косвенных источников - произведений искусства, художественной литературы, а также из средств массовой информации, которые далеко не всегда объективны и свободны от идеологического диктата.

Однако, говоря о теснейшей взаимосвязи искусства и религии, почти все опрашиваемые утверждали, что искусство не должно заниматься ни атеистической, ни религиозной пропагандой.

Таким образом, ойрос и наблюдения показали, что отношение художественной интеллигенции к религии очень неоднозначно I! определяется как особенностями творческой деятельности вообще, так и спецификой того или иного вида искусства.

В религии художник может искать ответы на те волнующие его проблемы, которые он намерен разрешить в своих произведениях, а наблюдение за богослужением или участие в обряде могут вызывать психологическое состояние катарсиса, необходимое эмоциональному человеку.

Результаты непосредственных наблюдений и анкетирования подтверждаются и данными интервью.

Очень интересно было проследить, как работники разных сфер искусства определяют место и роль религии в художественном творчестве. Большая часть интервьюируемых считают, что религиозные убеждения непосредственно влияют на содержание творчества художника, еидя в религии прежде Есего часть духовной культуры человечества, очень тесно переплетающуюся с искусством и моралью. Может быть, для кого-то религиозные переживания и необходимы как толчок для творчества.

Однако, по мнению многих респондентов, строгая регламентированность, всех сторон жизни верующего, в том числе и эмоциональной сферы, может,быть и препятствием творческой свободе художника.

Все интервьюируемые, каковы бы ни были их взгляды на религию, сходились в одном - степень религиозности или атеистичнос-ти художника не должна быть критерием оценки его творчества -здесь на первом месте эстетические критерии.

Очень интересно, как определяют люди, занимающиеся художественным творчеством, взаимосвязь религии и нравственности. Отмечая глубокий гуманистический потенциал религиозных учений, прежде Есего - христианства, они отмечали, что "религия не исправила человеческие пороки", поэтому и нет необходимости заниматься религиозным или атеистическим воспитанием, а проводить широкое изучение истории культуры и изучать религию прежде всего как феномен культуры.

Говоря о свободе творческого Еыбора, интервьюируемые пытались проанализировать явление захлестнувшего искусства увлечения религиозными символами, сюжетами и идеалами, еидя главную причину этого в утрате социально-нравственных идеалов и ценное-

- 13 -

теп, поиске альтернатив официальной идеологии.

Приведенные Еыве еьшоды относительно творческой интеллигенции подтверждаются сопоставлением данных анкетирования контрольной гуппы - преподавателей механико-математшеского факультета и сотрудников вычислительного центра Пермского государственного университета.

В среде технической интеллигенции уровень интереса, проявляемого к проблемам, сеяванным с религией, и атеизмом, несколько ниже, как.и использование художественной литературы и произведений искусства е качестве источников информации по этой проблематике. Оказалось ниже, чем среди преподавателей основной группы, и воздействие стереотипов, создаваемых в общественном сознании средствами массовой информации.

Близки показатели по оценке общечеловеческого содержания религии, но существенно расходятся во взглядах на нравственный потенциал религии. Меньше половины членов контрольной группы считают, что религия способствует высоконравственному поведению.

Сопоставление результатов анкетирования контрольной и основной групп показывают, что на отношение к религии существенно влияют профессиональные установки.

Показательным представляется сравнение данных проведенного исследования с результатами опроса студентов Орловского пединс-

1

титута в 1989 годуГ Применительно к результата},\ опроса студентов е составе основного массива можно полностью согласиться со следующими выводами: во-первых, повышенное внимание к религии вызвано отчасти ее незнанием;

во-вторых, это своеобразная реакция на кризисное состояние общественной нравственности.

Анализ результатов исследования показывает, что мировоззренческие ориентации в отношении религии и атеизма у представителей художественной интеллигенции расплывчаты, что является одной из причин проявления некоторых идейных колебаний в среде интеллигенции в сложные исторические моменты. На период исследования эта расплывчатость в значительной степени- обусловлена кризисом социально-апологетической пропаганды. Отсюда - яЕная симпатия многих предЬтанителей художественной интеллигенции к

1 Попов Л. Что покагал;: исследования.//' Агитатор.-М.,1589.N15.

религия, которая подкрепляется и социально-психологическими факторами профессионального творчества. Религия привлекательна для изучаемой группы и как хранитель исторически::, культурных и нравственных ценностей. Но оценка социальной природы религии и роли церкви чаще всего необъективна, а понимание гуманистической сущности атеизма практически отсутствует. У целого ряда представителей творческих профессий наблюдается своеобразная "атеофсбия" по отношению к атеизму и атеиста),I - феномен, заслуживающий специального изучения.

Этому явлению посвящен второй параграф "Эффект "атеофобии" (социально-психологический аспект)". Этот мировоззренческий феномен, появившийся е духовной атмосфере нашего существа в последние годы, присущ, по-видимому, не только определенной части творческой интеллигенции, но и другим социальным группам, однако особенно ярко он проявляется именно среди представителей художественных профессий.

Явление "атеофобии" можно наблюдать как в художественных произведениях и публицистике, так и в массовом сознании.

По мнения автора, "атеофобия";. проявляющаяся на эмоциональном уроЕне - неосознаваемый эффект обыденного сознания, сформировавшийся в "перестроечный" и "постперестрсечный" период как реакция общества на резкий взлет религиозно-мистических настроений, на волну мксснонерства, а в особенности, на обнажившуюся информацию о гонениях тоталитарного режима на церкоЕЬ, духовенство и верующих. Очевидно, "атеофобия" - одна из форм предубеждения, а возможно, в некоторых случаях и продукт религиозного' фанатизма. Распространяется "атеофобия" через непосредственное индивидуальное внушение, очень часто источником трансляции таких умонастроений и реакций яеляются представители творческой интеллигенции.

Проявляется "атеофобия" в резко негативном отношении ко всему "атеистическому" - самому понятию, теоретическим учениям и носителям этих идей. Часто это гиперкритическое отношение не только к атеистам, но и к неверующим и индифферентным. Подчас это ведет к агрессивным нападкам на атеизм как якобы воплощешзо антинрэЕСТЕеннссти и бездуховности, к нападкам прстнЕ тех. кто не разделяет столь воинствующую по отношению к атеизму позицию.

"Атеофобия" проявляется е различной степени, у различных групп и в определенной среде и связана с возрастом ее носите-

леи. Так, молодежь часто более агрессивно настроена по отношению к. атеизму или атеистам, чем люди среднего и старшего возраста.

Истоки "атеофобии" в художественной среде автор видит, во-первых, е широкой распространенности в данный временной период подобного стереотипа общественного сознания. Этому же способствуют социально-психологические механизмы "заражения" и подражания, воздействие среды ближайшего окружения, давление своеобразной "моды на религию" в средствах массовой информации. Особой причиной можно назвать и то, что художественная интеллигенция обладает доеольно расплывчатыми мировоззренческими ери-ентациями, а мировоззренческий тонус среды доеольно неустойчив, поэтому данная среда особенно податлива разнообразным стереотипам или "фобиям".

"Атеофобня" таит в себе определенную опасность, ибо она вносит разлад между различны)-«! по мировоззренческим ориентацилм группами людей.

Автор приходит к заключению, что учитывать особенности мировоззренческих ориентации творческой интеллигенции необходимо для обеспечения плюрализма мировоззрений в нашем обществе, для предотвращения конфликтов между представителями религиозного и светского образа мыслей. Кроме этого, зетор делает еыеод о необходимости формировать у представителей творческой интеллигенции, особенно у студентов художественных специальностей, объективное отношение как к религии, так и к атеизму. Это позволит наладить плодотворный диалог между представителями различных конфессий, а также между верующими и неверующими.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Отношение творческой интеллигенции к религии и атеизму /У "Советская культура и развитие личности". Тезисы докл. - Пермь, 1991. - 0,1 пл.

2. Характерные черты интеллигенции как социальной группы // "Гуманитарные науки в системе подготовки инженеров: традиции и новации" - Пермь, 1993. - 0,2 п.л.

3. Социально-психологические и мировоззренческие особенности творческой интеллигенции '/Сборник "Эстетика и современность".-Пермь, 1993 (принято-^к публикации). - 0,4 п.л.