автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Особенности синтетизма творчества М. Волошина

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Гордина, Мария Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Особенности синтетизма творчества М. Волошина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности синтетизма творчества М. Волошина"

На правах рукописи

ГОРДИНА Мария Александровна

ОСОБЕННОСТИ СИНТЕТИЗМА ТВОРЧЕСТВА М. ВОЛОШИНА

Специальность 10.01.01 Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

21 НОЯ 2013

Улан-Удэ-2013

005538463

Работа выполнена на кафедре литературы ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия

образования»

доктор филологических наук, профессор Юрьева Ольга Юрьевна

доктор филологических наук, профессор Воронченко Татьяна Викторовна (ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»)

доктор филологических наук, доцент Семыкина Роза Сан-Иковна (АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права»)

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Защита состоится 12 декабря 2013 г. в 9.00 на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, ауд. 1110. Fax (301-2)21-05-88 E-mail: dissovetbsu@bsu.ru

Автореферат разослан «08» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета канд. филол. наук

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Жорникова М. Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Исследование синтетизма как структурообразующей основы творчества художников Серебряного века является одной из актуальных задач современного литературоведения. Рубеж ХХ-ХХІ веков стал временем повышенного интереса к творческому наследию «возвращённых» авторов эпохи модернизма, основой миропонимания и творческого метода которых зачастую являлось стремление к синтезу как новому взгляду на искусство, мир и место в нём человека как художника и творца. Серебряный век унаследовал идею жизнетворчества от западных, в частности немецких романтиков, безусловно, внеся в неё свой особенный мистериальный колорит: «литургический синтез» Вяч. Иванова, А. Белого, «великая Мистерия» А. Н. Скрябина и др. Значительное влияние на художников-модернистов оказало творчество немецких философов Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, И. Канта, работы Р. Вагнера, а также философские труды Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Ф. Фёдорова и других.

У истоков исследования синтетизма эстетики Серебряного века в российском литературоведении стояли такие учёные, как Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова, И. А. Азизян, В. Н. Альфонсов и др. Расширению поля изучения художественного синтеза посвящена ежегодно проводимая Учебно-научным филологическим центром Московского педагогического государственного университета конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре» под руководством доктора филологических наук, профессора И. Г. Минераловой. Изучению интермедиальной реализации художественного синтеза посвящены такие конференции, как «Синтез искусств и рождение стиля» (Москва, сентябрь 2004), III Международная конференция «Метафизика искусства. Мелос и логос: диалог в истории» (Санкт-Петербург, ноябрь 2004), «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований» (Санкт-Петербург, 2000) и др. Публикуемые по итогам конференций материалы вносят весомый вклад в историю изучения художественного синтеза и во многом формируют современное состояние изучения этой проблемы.

Данная работа посвящена исследованию художественной системы М. Волошина, творческие искания которого столь разнообразны

и взаимообусловлены (поэт, художник, литературный критик, искусствовед, публицист, краевед и т. д.), что имеет смысл говорить о «синтетическом характере его дарования»1. Термины «синтез» и «синтетизм» являются основополагающими в данном исследовании, поэтому представляется целесообразным уточнить их содержание. И. Г. Минералова пишет, что «под синтезом в самом общем смысле понимается соединение разнохарактерных сторон и элементов в качественно новое целое»2, подчёркивая важность для художников-модернистов «гегелевской вариации этого методологически безусловно верного осмысления, когда синтез является членом известной триады (тезис — антитезис - синтез), высшим и объединяющим в себе другие два члена, слитые в новое качество»3. Таким образом, особенно важным является создание гармоничного единства, компоненты которого неразделимы и подчинены какому-либо интегрирующему замыслу. В рамках литературоведческих, культурологических и искусствоведческих исследований, как правило, речь идёт о рассмотрении различных вариантов воплощения художественного синтеза (синтез искусств, внутрилитературный синтез и т. д.). Термин «синтетизм» трактуется отечественными исследователями по-разному. В работах Г. В. Варакиной, например, синтетизм понимается как «целостная система, включающая не только синтетические явления, наблюдаемые в культуре Серебряного века, но и принцип мышления, нацеленный на преодоление дискретности современного мира в пользу органичности человека и его бытия»4. Е. Замятин определяет синтетизм в качестве принципа творческого восприятия действительности, а также обозначает этим термином возникшее в начале XX века направление в искусстве5. В данной работе синтетизм рассматривается как основополагающий принцип творчества М. Волошина, заключающийся в стремлении к синте-

1 Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. — Москва: Флинта, 2009. — С. 217.

2 Там же. - С. 6.

3 Там же.

4 Варакина Г. В. Мистериальные истоки русского синтетизма в культуре Серебряного века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. — Кострома, 2009.—С. 1.

5 Замятин Е. О синтетизме // Лица: сборник статей. - Нью-Йорк: Международное литературное содружество, 1967. — С. 231—234.

тачному познанию и художественному отображению мира, а также как свойство, качество, определяющее особенности текста поэта.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена интересом современного литературоведения к рассмотрению различных аспектов синтетизма культуры Серебряного века, а также к изучению творчества «возвращённых» поэтов. На современном этапе исследований особое внимание литературоведов обращено к проблеме изучения индивидуальной онтологии писателя, рассмотрению основных философско-мировоззренческих констант авторского художественного сознания, эксплицированных в тексте произведений. Исследование особенностей взаимодействия различных семиотических систем, в частности интермедиальной реализации художественного синтеза, также является одной из актуальных задач современной науки. В данной работе предпринимается попытка определения бытийной основы, исходного смысла текста М. Волошина, при этом творчество поэта рассматривается в рамках онтологической и интермедиальной поэтики, что соответствует общим тенденциям современного литературоведения и раскрывает не исследованные ранее аспекты художественной системы М. Волошина.

Степень изученности темы. Творческое наследие М. Волошина долгое время было доступно лишь немногим специалистам. Из печати его произведения пропадают ещё при жизни автора (в 1920-х годах). Одним из шагов к «возвращению» Волошина широкой публике стало возрождение интереса к его живописным работам в 1960-е годы. В конце 70-х, к 100-летнему юбилею поэта начинают издаваться отдельные стихотворения. Эти события приближают время пристального внимания исследователей к творческому наследию Волошина.

Следует также отметить интерес к произведениям Волошина на Западе, главным образом во Франции. Именно там уже в 1969 г. выходит сборник «Пути России», а в 1982-1983 гг. двухтомник его стихотворений и поэм.

Во второй половине XX века было создано множество работ, направленных на исследование биографии поэта (Е. Л. Ланн, И. Т. Куприянов, Л. К. Долгополов, В. Купченко и др.). Первая диссертация, посвященная творчеству М. Волошина («Формирование поэтической личности Максимилиана Волошина», Киев, 1971), написана старейшим исследователем творчества М. Волошина И. Куприяно-

вым. На её основании позже, в 1978 г., была написана книга «Судьба поэта». В 1981 г. организуется международная конференция «Волошинские чтения», которая и по сей день раз в два года проходит в Доме поэта в Коктебеле. В 1980-1990-е и последующие годы исследователи творчества Волошина всё чаще обращаются к изучению особенностей его поэтической системы, биографический подход уже не является доминирующим.

Исследованию киммерийского творчества Волошина (поэзия и акварели) посвящены работы Т. В. Саськовой, Е. В. Завадской,

A. В. Десницкой и др. К рассмотрению влияния античной эстетики на творчество М. Волошина обратились JI. Н. Столович и Н. Г. Арефьева. Появляются исследования, направленные на изучение образов пластических искусств в парижском творчестве поэта (JI. Генера-люк).

Литературно-критическая деятельность М. Волошина становится объектом исследования Т.Н. Бреевой, И.Г. Киреевой, О.Б. Багеевой и др. Отражение в творчестве Волошина его историософских воззрений привлекает внимание JT.K. Долгополова, Н. Комолова,

B. Купченко, С. Пинаева и др. Изучению переводческой деятельности М. Волошина посвящены работы В.А. Адамантовой и O.A. Бри-гадновой. Особенности мифопоэтики М. Волошина исследуют К. Бонецкая, С.М. Заяц, С.М. Пинаев и другие.

В 2002 и 2007 годах изданы две части книги В. П. Купченко «Труды и дни М. Волошина. Летопись жизни и творчества», посвя-щённой творческой биографии поэта в периоды с 1877 по 1916 г. и с 1917 по 1932 г.

Существуют работы, в которых лирика М. Волошина рассматривается в контексте символизма, постсимволизма, импрессионизма. При этом большинство исследователей творчества поэта, в частности В. В. Палачёва, отмечают, что «для поэзии М. А. Волошина характерно освоение различных литературно-эстетических традиций»6, и указывают на малую продуктивность исследования лирики Волошина в контексте какой-то одной культурной традиции. А. В. Кулинич также подчёркивает невозможность безоговорочно

6 Палачёва В. В. Поэма «Путями Каина» в контексте культурфилософских исканий М. Волошина: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Томск, 2003. — С. 5.

отнести поэзию Волошина к какому-либо из литературных течений из-за особенной широты творческого кругозора поэта.

Таким образом, в современном литературоведении внимание исследователей наследия Волошина сосредоточено в основном на изучении биографии, критики, переводческой деятельности поэта, а также на отдельных аспектах его художественного мира: мифологических и библейских образах, отражении культурфилософ-ских исканий поэта в отдельно взятых стихотворениях и поэмах, образности, восходящей к античной культуре, и т. д. Отсутствуют работы, в которых творчество Волошина исследовалось бы как единое целое, где произведения Волошина разных жанров литературы и разных видов искусства рассматривались бы как многообразные проявления уникальных особенностей его дарования и художественного метода, то есть в русле единой концептуальной идеи. Именно поэтому представляется целесообразной попытка определения исходного смысла текста Волошина, того, что определяет стремление поэта к синтезированию в своём художественном мире представлений различных культурных, религиозных, философских систем, что объясняет его живой интерес к искусству в целостности всех его видов и форм.

Объект исследования — особенности синтетизма творчества М. Волошина. Предмет исследования - различные формы и средства реализации синтетизма творчества М. Волошина. Материал исследования - стихотворения, лирические циклы, венки сонетов, поэмы, письма, критические статьи, акварельные работы автора. В работе использованы воспоминания современников, составившие мемуарную книгу «Воспоминания о Максимилиане Волошине», дневниковые записи самого поэта («История моей души»).

Цель работы - исследование средств реализации синтетизма творчества М. Волошина.

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности мировидения, художественной позиции и авторской онтологии М. Волошина;

- выявить образы и мотивы творчества М. Волошина, являющиеся воплощением исходного смысла его текста (образ Киммерии, мотив жертвы, образ времени, профетические мотивы в творчестве о русской революции, образы, соотносимые с философией всеединства Вл. Соловьёва);

- рассмотреть пути интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина (экфра-стические описания, импрессионистичность лирики и живописи, взаимодействие художественных традиций Востока и Запада в творчестве М. Волошина, литературные портреты современников, представленные в «Ликах творчества»);

- исследовать поэтику религиозного и светского экфрасиса в творчестве М. Волошина.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что творчество М. Волошина впервые рассматривается в целостности его разножанровых и разновидовых проявлений в рамках онтологической поэтики. Также в работе производится исследование особенностей интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина, предпринимается попытка комплексного исследования поэтики религиозного (богородичного, храмового) и светского экфрасиса в лирике и эпистолярном наследии поэта. Литературные портреты, представленные в четвёртой книге «Ликов творчества», в данной работе впервые рассматриваются с точки зрения интермедиальной жанровой модификации и инкорпорации образов, соотносимых с живописными, архитектурными и скульптурными произведениями искусства разных художественных традиций и эпох.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы М. М. Бахтина, А. А. Потебни, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева по исследованию структуры художественного текста и философии языка, работы И. Г. Минераловой, И. А. Азизян, О.Ю. Юрьевой и других, посвященные изучению синтеза в литературе и искусстве Серебряного века, теоретические работы Вяч. Иванова, А. Белого, Н. Бердяева, П. Флоренского.

При рассмотрении синтеза как основного принципа организации образной системы М. Волошина автор во многом опирается на методологию онтологических исследований, направленных на изучение индивидуальной онтологии писателя, эксплицированных в его тексте мировоззренческих установок, на поиск глубинных бытийных смыслов авторского текста (работы Ю.М. Лотмана, Л.В. Кара-сёва, О.В. Сливицкой, В.П. Океанского и др.).

Для исследования интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств, в частности экфрастических описаний, в творчестве М. Волошина привлечена интермедиальная мето-

дология с опорой на работы М. Маклюена, О. Хансен-Лёве, Ю. М. Лотмана, Н. В. Тишуниной, И. П. Ильина, А. Ю. Тимашкова, И. А. Есаулова, Л. Геллера, Н. Меднис и других.

В диссертационном исследовании используются описательный, культурно-исторический, биографический и структурно-семантический методы псследовапия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Стремление к синтезу как обретению бытийной целостности является исходным смыслом творчества М. Волошина. Поэзия, проза, живописные работы М. Волошина являются воплощением синтетизма его творческих исканий.

2. Наиболее значимые образы и мотивы творчества М. Волошина могут быть рассмотрены в качестве воплощения исходного смысла текста поэта. Это образы Киммерии, времени, образы, соотносимые с философией всеединства Вл. Соловьёва, мотив жертвы и профетические мотивы в произведениях о русской революции.

3. Синтез литературы и пластических искусств в художественной системе М. Волошина получает «интермедиальное воплощение» и реализуется преимущественно в виде интермедиальной инкорпорации, частным случаем которой является экфрасис. Наиболее полно в творчестве поэта представлен религиозный экфрасис (богородичный и храмовый), характеризующийся контаминацией скульптурной, архитектурной и живописной образности.

4. При исследовании парижской лирики М. Волошина наиболее выраженными представляются интермедиальные связи текста поэта с живописью французских импрессионистов. Цикл «Париж» представляет собой воплощение представления Волошина о формирующем, моделирующем влиянии живописи на восприятие зрителем окружающей действительности. Стихотворения данного цикла можно назвать поэтическими импрессионистическими пейзажами, созданными под воздействием полотен художников-импрессионистов.

5. Акварели Волошина, представляющие собой синтетичные произведения искусства, воплощают евразийность художественного мира М. Волошина (интермедиальные связи с творчеством импрессионистов и японских гравюристов) и характеризуются неразделимостью поэтического и живописного текстов при восприятии работы.

6. Литературно-критические портреты, созданные М. Волошиным, рассматриваются в данном исследовании в рамках реализации

интермедиальной жанровой модификации и характеризуются ми-фологичностью, импрессионистичностью изображения модели, а также синтезированием кодов различных искусств при создании образа описываемого художника.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней реализуются различные методы и приёмы исследования художественного синтеза, воплощаются современные принципы онтологического исследования и интермедиального анализа художественного текста. Предлагается ряд новых интерпретаций художественных образов поэзии и прозы М. Волошина, раскрываются новые аспекты в исследовании литературных и живописных работ поэта.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке научных трудов, в общих курсах по истории русской литературы и культуры, при дальнейшей разработке интермедиального и онтологического подходов к изучению отечественной словесности. Результаты исследования также могут быть представлены в виде вузовского спецкурса или спецсеминара для студентов-филологов «Особенности синтетизма творчества М. Волошина».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на различных научно-практических конференциях: «Международные Волошинские чтения-2011» (Коктебель), международная научно-практическая конференция «Образование и наука без границ-2011» (Болгария), региональная научно-практическая конференция «Современные проблемы изучения и преподавания литературы» (в рамках Кудрявцевских чтений) (Иркутск, 2011, 2012), 65-я студенческая конференция ВСГАО по итогам учебного года (Иркутск, 2011), 66-я студенческая конференция ВСГАО по итогам учебного года (Иркутск, 2012), 67-я студенческая конференция ВСГАО (Иркутск, 2013), международная научно-практическая конференция «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации (Иркутск, 2011), «Современная филология: теория и практика-2012» (Москва, 2012), Байкальский научный форум «Судьба и творчество Достоевского: современное состояние изучения» (Иркутск, 2012).

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях общим объёмом 4,4 п. л., из них 3 — в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей синтетизма творчества М. Волошина. Полученные результаты соответствуют пунктам 4, 8, 9, 12 и 19 паспорта специальности 10.01.01 Русская литература.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение носит теоретико-методологический характер. Обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, предмет и методология исследования, анализируется литература по исследуемой проблеме, показывается степень её разработанности, определяется новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, логика построения работы.

В первой главе «Синтез как основной принцип организации образной системы в творчестве М. Волошина» произведения поэта рассматриваются в рамках онтологической поэтики, осуществляется попытка определения исходного бытийного смысла текста М. Волошина. Художественное сознание писателя при онтологическом подходе рассматривается как пространство «разрешения глубинных онтологических противоречий»7, в контексте творчества М. Волошина преодоление антиномичности мира заключается в стремлении к синтезу как соединению и примирению разрозненных фрагментов действительности, восстановлению изначального единства мироздания, синтетичной полноты собственной личности. В творчестве М. Волошина бытие предстаёт как движение, путь к всеединству, а также «собирание», творческое усвоение различных религиозных, художественных, научных, идеологических представлений, результатом которых становится формирование некоего синтетичного поликультурного мировосприятия личности, причастной абсолютному пространству и времени. Это позволяет нам в качестве исходного смысла текста М. Волошина рассматривать стремление к синтезу как обретению бытийной целостности, а об-

7 Крохина Н. П. Софийность и её коннотации в русской литературе XIX -начала XX веков (поэтика всеединства): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Шуя, 2011. — С. 8.

разность поэта в качестве средства вербализации этой онтологической основы, воплощения синтетизма его творчества.

В параграфе 1.1. «Образ Киммерии как воплощение синтетизма творчества М. Волошина» рассматривается синтетичный образ духовной родины поэта - Киммерии, который характеризуется синтезированием мотивов античной и восточной мифологий, христианства, ислама, теософии и антропософии. Природа Коктебеля осмысливается Волошиным физиологично («скалы-рёбра», «травы-волосы» и т. д.), наделяется даром поэтического слова («пустынные гекзаметры волны», в волнах напевы «Одиссеи» и т. д.), чертами православной религиозной живописи («лик иконы измождённый») и т. д. В структуре образа Киммерии последовательно реализуется стремление к синтезу как исходный смысл авторского текста. Речь идёт, в частности, о соединении поэтического, культурологического и краеведческого дискурсов, а также о бытийном стремлении к обретению изначального единства индивидуального и абсолютного.

В параграфе 1.2. «Мотив жертвы как воплощение синтетизма историософских исканий М. Волошина» показано, что мотив жертвы в творчестве М. Волошина реализуется в синтезе языческих (строительная жертва) и христианских (самопожертвование) представлений. Строительные жертвы в основание вновь создающегося мира рассматриваются Волошиным как неизбежные и при этом недопустимые, в связи с этим противоречием возникает мотив младенческой жертвы, губительной для строящегося нового общества и непростительной по своей сути. Гражданская война в России рассматривается Волошиным в свете библейского братоубийства, как продолжение жертвоприношения искажённой идее справедливости, кровавое соревнование братьев в любви к Родине. Образ Каина в поэзии автора получает новую трактовку: бунтарь, жаждущий равенства перед Богом, становится первым революционером, именно Каин, по Волошину, является отцом человечества в его современном состоянии (человек, строящий города, создающий машины, ищущий, разрушающий, созидающий и одинокий). В поэме «Протопоп Аввакум» реализуется мотив христианского самопожертвования, при этом кенотический подвиг Аввакума связывается в тексте с эйдологией огня очистительного и греховного. Рождение, подвижнический путь и гибель героя осмысливаются Волошиным при помощи различных образов пламени, горения. Ещё одним вариан-

том реализации мотива жертвы в творчестве Волошина является образ человека — жертвы механистической цивилизации. Рационалистическая вера людей в силу машины, по мнению Волошина, сделала человека беспомощным перед ней, размыла границы человеческой природы, ограничивая её пределами социальной функции.

В параграфе 1.3. «Синтетизм образа времени в творчестве М. Волошина» рассматриваются особенности представлений поэта о природе времени и вневременной сущности человеческой личности. В художественной системе Волошина возрожденческий взгляд на человека как вершину творения становится видением «забытой» божественной сути каждого из людей, предполагает представление о проницаемости времени и существовании памяти прошлых воплощений. Временная образность Волошина характеризуется ми-фологичностью и синтетичной свободой восприятия мира: времена, эпохи и их герои легко переплетаются в границах одного текста, меняются местами, наполняя новыми смыслами материал изложения, пространство и время воспринимаются в целостности и осмысливаются в одних категориях («просторы мгновенья», «пещера времени»), сегменты времени приобретают цветовые и звуковые характеристики. Время в поэзии Волошина метафорически сближается с водной стихией, тканью, сбивающим с ног ветром, летящими птицами и т. д. Искусство в творчестве поэта воспринимается как «аполлинийское чудо» вдохновения, прекрасное своей хрупкостью, в связи с чем происходит дополнение традиционного образа Аполлона - покровителя искусств. Обращаясь к различным источникам античной, зарубежной и русской литературы, Волошин создаёт образ Аполлона-Хоромедона, вождя времени, вечно стремящегося запечатлеть мгновенную красоту. Временная образность революционной поэзии Волошина характеризуется сближением времени со стихией огня («пламенные годины»), его «утяжелением» («века свинцовые»). События русской революции и Гражданской войны меняют взгляд Волошина на своё место в истории страны, мироощущение «странника по вселенным», не привязанного к какой-либо конкретной эпохе, дополняется ощущением причастности судьбе России и ответственности перед каждым человеком в общем горе.

Как показано в параграфе 1.4. «Синтетизм профетических мотивов и образов в произведениях М. Волошина о русской революции», поэзия М. Волошина о русской революции во многом «вырастает» из текстов Библии и эйдологии Ф. М. Достоевского,

предполагает глубокое переживание и ретроспективное видение российской истории, познание генезиса и сути происходящих в ней процессов. Понимание явления для Волошина предполагает обращение к его истокам, именно с этой точки зрения поэтом осмысливается революционное смутное время: большевизм признаётся Волошиным вечной составляющей российского самодержавия, создавшего петровское дворянство, разночинца, интеллигента и саму русскую революцию. Это глубинное родство, двойничество большевиков и монархистов открывает для Волошина всю бессмысленность захватившей страну междоусобной войны и вновь возвращает его к образам Каина и Авеля. Профетические мотивы революционной поэзии Волошина синтезируют в себе библейские образы, эйдологические символы, присущие художественному миру Ф. М. Достоевского, образы общечеловеческой и российской истории и авторские профетические образы, главным из которых является образ Славии.

В параграфе 1.5. «Философия всеединства В. С. Соловьёва в художественной системе М. Волошина» рассматривается влияние философии всеединства В. Соловьёва на формирование свободного в своей синтетичной полноте мировоззрения М. Волошина. Знакомство с трудами В. Соловьёва воодушевило и направило молодого поэта, показало глубину духовного «сочувствования» и «взаимопонимания» между ним и великим философом, открыло и облекло в точную форму его внутреннее ощущение истории, любви и человеческой природы в целом. В творчестве М. Волошина к образам, восходящим к философской концепции В. Соловьёва, относятся софийные образы Матери-Земли, Богородицы, России, Неопалимой Купины, матери поэта, Майи, Таиах и другие, а также образы, передающие представление о всечеловеческом братстве, единстве мужского и женского начал, неразделимости плоти и духа, предназначении художника и т. д.

Во второй главе «Особенности ннтермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина» рассматриваются различные варианты интермедиального взаимодействия литературного, живописного, архитектурного и скульптурного кодов в поэзии, прозе и акварельной живописи М. Волошина. Для художественной системы М. Волошина характерно онтологическое восприятие искусства как жизнетворчест-ва, «проявления» и теургического преобразования действительно-

сти, синтезирование поэтического и искусствоведческого дискурсов. Пристальное исследовательское внимание автора к шедеврам живописи, архитектуры и скульптуры разных стран и эпох, а также его опыт художника-акварелиста обусловили особую пластичность, красочность, «визуальность» поэтического текста Волошина, в связи с чем для максимально точного понимания его произведений зачастую требуется владение кодами различных пространственных искусств. Творчество Волошина тесно связано с предшествующей и современной автору художественной традицией, образность его поэзии и прозы в большинстве случаев «опирается» на культурный контекст, ищет соответствий в мире искусства. Синтетизм текста Волошина, а также выраженность в нём межтекстовых связей указывают на возможность изучения произведений поэта с точки зрения интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств.

Как показано в параграфе 2.1. «Поэтика экфрасиса в художественной системе М. Волошина», в поэзии и прозе поэта наиболее полно представлены случаи интермедиальной инкорпорации, в частности экфрасиса, при этом чаще всего речь идёт об описании произведений религиозного искусства. Богородичный и храмовый экфрасис в творчестве Волошина, представленные как в поэтической, так и прозаической формах, характеризуются «контаминацией земного и небесного начал», расширением пространственных и временных границ в пределах текста; переплетением кодов различных искусств (живопись, скульптура, архитектура), семантически обусловленным противопоставлением повествовательных и описательных элементов (семантика глагольных форм), спатиа-лизацией времени в рамках экфрастического описания (ослабление глагольности) и т. д. Светский экфрасис представлен в творчестве Волошина менее полно, при этом описываемые скульптуры (статуя Афродиты, погребальная статуя девочки в Милане), не являясь произведениями христианского религиозного искусства, также отмечены сакральным содержанием.

В параграфе 2.2. «Особенности импрессионистической поэтики в цикле М. Волошина «Париж» показано, что поэтическое изображение Парижа Волошиным во многом опирается на опыт мировосприятия и «цветовидения» импрессионистической живописи. По признанию самого поэта, понимание творчества импрессионистов пришло к нему постепенно, и именно этот момент он обо-

значаег как «прозрение» истинного цветового облика парижского пейзажа, его световой составляющей, указывая на формирующее влияние живописи, её способность моделировать зрительское восприятие окружающей действительности. Отметим, что рассмотрение импрессионистичности произведений поэта в данной работе не предполагает причисления М. Волошина к ряду поэтов-импрессионистов, само существование данного течения в русской литературе ставится исследователями под сомнение. Речь, скорее, идёт об усвоении текстом Волошина основных особенностей импрессионистической эстетики, вербализации импрессионистических интенций посредством передачи динамичных цветовых впечатлений, ассоциативности связей в изображении действительности, укрупнении автомизированных деталей пейзажа8, обращении к излюбленным образам и мотивам художников-импрессионистов: мотиву отражения предмета в воде, описанию вибрации и цветовой изменчивости свето-воздушной среды и т. д.

В параграфе 2.3. «Интермедиальная реализация синтеза слова и живописи в «киммерийском» творчестве М. Волошина» рассматриваются особенности интермедиального взаимодействия поэтического и живописного текстов в акварельных работах Волошина. В этом случае языком-доминантой становится живопись, которая «раскрывается» при помощи слова, способствующего максимально глубокому зрительскому восприятию. Таким образом, поэтический текст настраивает реципиента, вводит его в поле авторского видения киммерийского пейзажа, например, передаёт при помощи фоники «звучание» природы Коктебеля или, указывая на какие-либо мифологические образы, «заставляет» зрителя искать соответствий в живописи, наполняя её новыми ассоциациями и смыслами. Акварельное изображение также влияет на восприятие поэтической подписи, визуализирует словесный текст, что может быть рассмотрено как некое ограничение творческой перцепции читателя-зрителя, которому предлагается готовый живописный образ. Однако отметим, что при восприятии акварельных работ поэта, которые представляют собой синтетичные произведения искусства, необходима подобная принципиальная неразделимость визуального и словесного текстов. При исследовании киммерийского творчества

8Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. — Москва: Флинта, 2009. - С. 215.

Волошина наиболее выраженными представляются интермедиальные связи его текста с живописью художников-импрессионистов и мастеров японской гравюры. Творчество японских гравюристов оказало влияние на работы многих французских художников, а для Волошина стало эталоном в изображении природы: лаконичность рисунка, яркость красок дополнились в его акварели вниманием к изображению цветовой составляющей свето-воздушной среды и импрессионистическими поэтическими подписями.

Параграф 2.4. «Синтетизм литературно-критического портрета в творчестве М. Волошина» посвящен рассмотрению статей Волошина, собранных в четвёртой книге «Ликов творчества» и отражающих основные особенности и характерные черты творческого сознания и поэтического голоса наиболее интересных и выдающихся современников поэта. Литературно-критические портреты, созданные Волошиным, характеризуются синтетизмом и импрессиони-стичностью, которая выражается, в частности, в ассоциативности восприятия и изображения модели. Портреты, созданные поэтом, — это попытка запечатлеть художника в единстве черт его духовной вневременной сущности и личности «актуальной», что предполагает синтезирование «биографических» фрагментов, переплетение особенностей внешности «скрытой» и непосредственно явленной. При этом текст портретов семантически «уплотняется», в одной статье речь может идти о современности поэта, истории России и стран древнего мира, произведениях живописного, архитектурного и скульптурного искусств, славянском фольклоре, мифологии Древней Греции, Египта и т. д. Созданные Волошиным портреты можно условно разделить на работы, в которых автор обращается исключительно к рассмотрению художественного мира и поэтического голоса модели (портреты Л. Андреева, Ф. Сологуба, О. Мандельштама, С. Парнок), и лики, изображающие также особенности внешности героя (портреты В. Брюсова, С. Городецкого, А. Ремизова, К. Бальмонта, И. Анненского и др.). Также портреты можно разделить на «живописные», которые отличаются преобладанием живописного кода в описании модели (лики В. Брюсова, М. Кузмина, С. Городецкого, Э. Верхарна и др.), и «скульптурные», характеризующиеся большей представленностью скульптурного кода (лики Ф. Сологуба, А. Блока). Неотъемлемой чертой портретов Волошина является описание поэтического голоса изображаемого художника, именно его тембр и ритм, которые передаются посредством фоники,

становятся отражением души поэта и особенностей его творческого дарования.

В Заключении подводятся итоги исследования. В качестве онтологической основы художественной системы М. Волошина в рамках данного прочтения обозначается стремление к синтезу как обретению бытийной целостности, что определяет синтетизм текста поэта на содержательном и формальном уровнях.

Синтетичная образность поэзии и прозы М. Волошина является органичным воплощением исходного смысла текста поэта, отражением синтетизма его творчества. Так, образ Киммерии характеризуется синтезированием мотивов античной и восточной мифологий, различных религиозных и философско-мистических систем. При этом Кимерия предстаёт в лирике Волошина как «онтологический двойник» поэта, подчёркивается влияние контрастного киммерийского пейзажа на особенности поэтического слова автора, а также воздействие его творчества на черты облика Киммерии («изваяние» профиля поэта на отроге скалы Кок-Кая).

Мотив жертвы в творчестве М. Волошина представлен в вариантах строительной, младенческой, братской жертвы, христианского самопожертвования и человека как жертвы механистической цивилизации. Текст историософских произведений Волошина, в которых мотив жертвы представлен наиболее полно, характеризуется синтезированием христианских и языческих представлений, а также реализацией синтеза поэзии и прозы, тяготением к публицистичности изложения. Особенности стихосложения при этом продиктованы передаваемым содержанием, отсутствие рифмовки в описании голода, грабежей и расстрелов в революционном Крыму способствует созданию максимально выразительных и при этом лаконичных произведений.

Представления Волошина о природе времени и вневременной сущности человеческой личности являются воплощением синтетизма творчества поэта. Временная образность ранней поэзии Волошина отражает мифологичность и синтетичность мировосприятия автора, для творчества поэта данного периода характерно интегральное смещение временных пластов, восприятие времени как проницаемой, податливой субстанции. В творчестве М. Волошина о русской революции и Гражданской войне позиция не привязанного к какой-либо эпохе «странника по вселенным» сменяется стремлением осознать происходящие в России события в контексте всей

предшествующей истории, готовностью стать частью «выбранной» им современности.

Поэзия М. Волошина может быть рассмотрена в рамках продолжения традиции профетизма русской литературы. Знание мировой и, в частности, российской истории во многих произведениях поэта становится пророческим видением будущих событий революции и Гражданской войны в России. В комплекс профетических мотивов М. Волошина о русской революции входят мотивы богоизбранности России, одержимости её бесом, двойничества большевизма и самодержавия, революции как очистительного огня, божьего бича, революции как заразной смертельной болезни и т. д., которые синтезируют в себе библейские образы, эйдологические символы, присущие художественному миру Ф. М. Достоевского, образы общечеловеческой и российской истории и авторские профетические образы. Публицистичность революционной поэзии Волошина, характерное для неё стремление к событийности, сюжетности, а также привлечение прозаических фрагментов («Преступление и наказание») и форма свободного стиха обусловливают прозаизацию поэтического текста произведений автора данного периода.

Основные положения философии всеединства В. Соловьёва, творчески освоенные Волошиным, становятся частью индивидуальной онтологии поэта и воплощаются в антиномичных софийных образах (Матери-Земли, России, Неопалимой Купины, Богородицы, любимых женщин поэта (Майи, Таиах), его матери и др.), образах, отражающих представление о софийности, андрогинности природы художника, синтетичности истинной индивидуальности и общественного устройства в целом, понимании любви как пути к бессмертию и прозрению скрытой, богозадуманной сущности мироустройства.

В тексте М. Волошина интермедиальное взаимодействие кодов пластических искусств и словесного творчества чаще всего воплощается при помощи интермедиальной инкорпорации, в частности экфрасиса. Особенно полно в произведениях автора представлен религиозный экфрасис (богородичный и храмовый). Светский скульптурный экфрасис в меньшей степени характерен для творчества М. Волошина, однако те примеры, которые удалось найти, также являются воплощением синтетизма творчества автора, его предрасположенности к созданию интермедиальных текстов.

Парижская лирика М. Волошина, являющаяся воплощением представления поэта о моделирующем воздействии живописи на восприятие человеком окружающей действительности, может быть рассмотрена с точки зрения интермедиального взаимодействия живописного и поэтического текстов, своеобразного перевода основных образов, мотивов и приёмов импрессионистической эстетики в область литературного творчества.

При исследовании поэзии и акварельной живописи М. Волошина, посвященных Киммерии, наиболее выраженными представляются интермедиальные связи его текста с творчеством художников-импрессионистов и мастеров японской гравюры, что является воплощением евразийности творчества поэта. Акварельные работы Волошина, дополненные поэтическими подписями, передают синтетичный живописно-литературный образ, требующий целостного восприятия, при этом языком-доминантой является живопись.

Литературно-критические портреты, созданные Волошиным, характеризуются синтетизмом и импрессионистичностъю. В данном случае можно говорить о жанровой модификации, интермедиации, основанной на структурном уподоблении литературного произведения живописному, а также об интермедиальной инкорпорации (использование образов пластических искусств в описании модели). Кроме того, созданные Волошиным портреты можно разделить на «визуальные» и «звуковые», а также «живописные» и «скульптурные».

Бытийная ориентация М. Волошина предполагает понимание искусства как формы познания, проявления и переустройства мира, признание теургической природы творчества, космичности поэтического сознания. Воплощение художественного синтеза как путь к гармонизации мира и человека, восстановлению их онтологического единства и синтетичной полноты становится частью реализации исходного смысла творчества Волошина, т. е. стремления к синтезу как обретению бытийной целостности.

Таким образом, творчество М. Волошина рассмотрено нами в контексте онтологической поэтики с привлечением теории интер-медиальности при исследовании реализации синтеза литературы и пластических искусств в художественной системе поэта. В своей работе мы остановились на рассмотрении лишь некоторых аспектов синтетизма творчества М. Волошина. Можно утверждать, что многие проблемы интермедиального воплощения синтеза литературы

и пластических искусств в поэзии, прозе и акварельных работах М. Волошина, а также рассмотрения синтеза как основного принципа организации образной системы в творчестве поэта в нашем исследовании только заявлены и требуют отдельного анализа и более глубокой разработки. Однако попытка определения исходного смысла текста М. Волошина, исследование его творчества в рамках интермедиальной и онтологической поэтики осуществляются впервые и могут оказаться полезными в процессе разработки целостной концепции творчества поэта.

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах:

1. Гордина М. А. Архитектурная образность в поэзии М. Волошина / М. А. Гордина // В мире научных открытий. Сер. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 11(23). -С. 1606-1612. (0,3 п. л.)

2. Гордина М. А. Воплощение софийного начала в поэзии М. Волошина / М. А. Гордина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. - № 4(16). -С. 86-89. (0,3 п. л.)

3. Гордина М. А. Синтетизм литературного портрета в критике М. Волошина / М. А. Гордина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. -2012. - Т. 1 (4). - С. 30-38. (0,4 п. л.)

4. Гордина М. А. Профетическая образность в произведениях М. Волошина о русской революции / М. А. Гордина // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Минералова, О. Ю. Юрьевой. - Москва; Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2010. - Вып. 22. - С. 99-112. (0,6 п. л.)

5. Гордина М. А. Особенности импрессионистической поэтики в цикле М. Волошина «Париж» / М. А. Гордина // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Минералова, О. Ю. Юрьевой. — Москва; Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2011. - Вып. 23. - С. 87-98. (0,6 п. л.)

6. Гордина М. А. Скульптурный экфрасис в творчестве М. Волошина / М. А. Гордина // Три века русской литературы: Актуальные аспекты изучения: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Минералова и О. Ю. Юрьевой. - Москва; Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2012. — Вып. 26. — С. 127— 134. (0,4 п. л.)

7. Гордина М. А. Мотив жертвы в контексте историософских исканий М. Волошина / М. А. Гордина // Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы: содержание, формирование, пути оптимизации: материалы международной научно-практической конференции, 30 марта 2011 г. -Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2011. — С. 178-185. (0,3 п. л.)

8. Гордина М. А. Мотив жертвы в поэме М. Волошина «Протопоп Аввакум» / М. А. Гордина // Образование и наука без границ: материалы VII Международной научно-практической конференции. Вып. 23. Филологические науки. - Пшемысль (Przemysl), Польша (Poland): Nauka i studia, 2011. - С. 71-75. (0, 25 п. л.)

9. Гордина М. А. Истинная индивидуальность как аспект философии всеединства Вл. Соловьёва в художественной системе М. Волошина / М. А. Гордина // Современная филология: теория и практика: материалы VIII Международной научно-практической конференции, г. Москва, 2-3 июля 2012 г. - Москва: Спецкнига, 2012.-С. 47-51. (0,2п. л.)

10. Гордина М. А. Богородичный экфрасис в стихотворении М. Волошина «Реймская Богоматерь» / М. А. Гордина // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 1 (68). - С. 42-44. (0,25 п. л.)

11. Гордина М. Идея синтеза как исконный смысл текста М. Волошина: образ Киммерии / М. Гордина // Анализ литературного произведения: сборник научных трудов / под ред. Т. В. Красновой. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2013. -Вып. 8. - С. 64-74. (0,5 п.л.)

12. Гордина М. А. Религиозный экфрасис в стихотворении М. Волошина «Владимирская Богоматерь» / М. А. Гордина // XVI Во-лошинские чтения: материалы международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2013. — С. 211—218. (0,3 п. л.)

Подписано в печать 07.11.13. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,33. Тираж 100. Заказ 622.

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com

Отпечатано в типографии Издательства БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, За

 

Текст диссертации на тему "Особенности синтетизма творчества М. Волошина"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

На правах рукописи

04201450660

ГОРДИНА Мария Александровна

ОСОБЕННОСТИ СИНТЕТИЗМА ТВОРЧЕСТВА М. ВОЛОШИНА

Специальность 10.01.01. Русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор Юрьева Ольга Юрьевна

Иркутск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава 1. Синтез как основной принцип организации образной системы в творчестве М. Волошина................................................................................... 13

1.1. Образ Киммерии как воплощение синтетизма творчества

М. Волошина...............................................................................19

1.2. Мотив жертвы как воплощение синтетизма историософских исканий М. Волошина..............................................................................28

1.3. Синтетизм образа времени в творчестве М. Волошина.....................42

1.4. Синтетизм профетических мотивов и образов в произведениях

М. Волошина о русской революции..................................................54

1.5. Отражение философии всеединства В. С. Соловьёва в образной системе

М. Волошина..............................................................................70

Глава 2. Особенности интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина...............................83

2.1. Поэтика экфрасиса в художественной системе М. Волошина............86

2.2. Особенности импрессионистической поэтики в цикле М. Волошина «Париж»................................................................................. 110

2.3. Интермедиальная реализация синтеза слова и живописи в «киммерийском» творчестве М. Волошина.......................................120

2.4. Синтетизм литературно-критического портрета в творчестве

М. Волошина............................................................................131

Заключение..............................................................................156

Литература......................................................................................162

Приложения..............................................................................179

/ ^

ВВЕДЕНИЕ

Исследование синтетизма как структурообразующей основы творчества художников Серебряного века является одной из актуальных задач современного литературоведения. Рубеж ХХ-ХХ1 веков стал временем повышенного интереса к творческому наследию «возвращённых» авторов эпохи модернизма, основой миропонимания и творческого метода которых зачастую являлось стремление к синтезу как новому взгляду на искусство, мир и место в нём человека как художника и творца. Серебряный век унаследовал идею жизнетворчества от западных, в частности немецких романтиков, безусловно, внеся в неё свой особенный мистериальный колорит: «литургический синтез» Вяч. Иванова, А. Белого, «великая Мистерия» А. Н. Скрябина и др. Значительное влияние на художников-модернистов оказало творчество немецких философов Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, И. Канта, работы Р. Вагнера, а также философские труды Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Ф. Фёдорова и др.

У истоков исследования синтетизма эстетики Серебряного века в российском литературоведении стояли такие учёные, как Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова, И. А. Азизян, В. Н. Альфонсов и др. Расширению поля изучения художественного синтеза посвящена ежегодно проводимая Учебно-научным филологическим центром Московского педагогического государственного университета конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре» под руководством д. ф. н., профессора И. Г. Минераловой. Изучению интермедиальной реализации художественного синтеза посвящены такие конференции, как «Синтез искусств и рождение стиля» (Москва, сентябрь 2004), Третья Международная конференция «Метафизика искусства. Мелос и логос: диалог в истории» (Санкт-Петербург, ноябрь 2004), «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований (Санкт-Петербург, 2000) и др.

Публикуемые по итогам конференций материалы вносят весомый вклад в историю изучения художественного синтеза и во многом формируют современное состояние изучения этой проблемы.

Данная работа посвящена исследованию художественной системы М. Волошина, творческие искания которого столь разнообразны и взаимообусловлены (поэт, художник, литературный критик, искусствовед, публицист, краевед и т. д.), что имеет смысл говорить о «синтетическом характере его дарования» [114, 217]. Термины «синтез» и «синтетизм» являются основополагающими в нашем исследовании, поэтому представляется целесообразным уточнить их содержание. И. Г. Минералова пишет, что «под синтезом в самом общем смысле понимается соединение разнохарактерных сторон и элементов в качественно новое целое» [114, 6], подчёркивая важность для художников-модернистов «гегелевской вариации этого методологически безусловно верного осмысления, когда синтез является членом известной триады (тезис — антитезис — синтез), высшим и объединяющим в себе другие два члена, слитые в новое качество» [114, 6]. Таким образом, особенно важным является создание гармоничного единства, компоненты которого неразделимы и подчинены какому-либо интегрирующему замыслу. В рамках литературоведческих, культурологических и искусствоведческих исследований, как правило, речь идёт о рассмотрении различных вариантов воплощения художественного синтеза (синтез искусств, внутрилитературный синтез и т. д.). Термин «синтетизм» трактуется отечественными исследователями по-разному. В работах Г. В. Варакиной, например, синтетизм понимается как «целостная система, включающая не только синтетические явления, наблюдаемые в культуре Серебряного века, но и принцип мышления, нацеленный на преодоление дискретности современного мира в пользу органичности человека и его бытия» [29, 1]. Е. Замятин определяет синтетизм в качестве принципа художественного восприятия действительности, а также обозначает этим термином возникшее в начале XX века направление в

искусстве [74]. В данной работе синтетизм рассматривается как основополагающий принцип творчества М. Волошина, заключающийся в стремлении к синтетичному познанию и художественному отображению мира, а также как свойство, качество, определяющее особенности текста поэта.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена интересом современного литературоведения к рассмотрению различных аспектов синтетизма культуры Серебряного века, а также к изучению творчества «возвращённых» поэтов. На современном этапе исследований особое внимание литературоведов обращено к проблеме изучения индивидуальной онтологии писателя, рассмотрению основных философско-мировоззренческих констант авторского художественного сознания, эксплицированных в тексте произведений. Исследование особенностей взаимодействия различных семиотических систем, в частности интермедиальной реализации художественного синтеза, также является одной из актуальных задач современной науки. В данной работе осуществляется попытка определения бытийной основы, исходного смысла текста М. Волошина, при этом творчество поэта рассматривается в рамках онтологической и интермедиальной поэтики, что соответствует общим тенденциям современного литературоведения и раскрывает не исследованные ранее аспекты художественной системы М. Волошина.

Степень изученности темы. Творческое наследие М. Волошина долгое время было доступно лишь немногим специалистам. Из печати его произведения пропадают ещё при жизни автора (в 1920-х годах). Одним из шагов к «возвращению» Волошина широкой публике стало возрождение интереса к его живописным работам в 1960-е годы. В конце 70-х, к 100-летнему юбилею поэта начинают издаваться отдельные стихотворения. Эти события приближают время пристального внимания исследователей к творческому наследию Волошина.

Следует также отметить интерес к произведениям Волошина на Западе, главным образом во Франции. Именно там уже в 1969 году выходит сборник «Пути России», а в 1982-1983 годах двухтомник его стихотворений и поэм.

Во второй половине XX века было создано множество работ, направленных на исследование биографии поэта (Е. Л. Ланн, И. Т. Куприянов, Л. К. Долгополов, В. Купченко и др.). Первая диссертация, посвященная творчеству М. Волошина («Формирование поэтической личности Максимилиана Волошина», Киев, 1971) написана старейшим исследователем творчества М. Волошина И. Куприяновым. На её основании позже, в 1978 году, была написана книга «Судьба поэта». В 1981 году организуется международная конференция «Волошинские чтения», которая и по сей день раз в два года проходит в Доме поэта в Коктебеле. В 1980-1990-е и последующие годы исследователи творчества Волошина всё чаще обращаются к изучению особенностей его поэтической системы, биографический подход уже не является доминирующим.

Исследованию киммерийского творчества Волошина (поэзия и акварели) посвящены работы Т. В. Саськовой, Е. В. Завадской, А. В. Десницкой и др. К рассмотрению влияния античной эстетики на творчество М. Волошина обратились Л. Н. Столович и Н. Г. Арефьева. Появляются исследования, направленные на изучение образов пластических искусств в парижском творчестве поэта (Л. Генералюк).

Литературно-критическая деятельность М. Волошина становится объектом исследования Т. Н. Бреевой, И. Г. Киреевой, О. Б. Багеевой и др. Отражение в творчестве Волошина его историософских воззрений привлекает внимание Л. К. Долгополова, Н. Комолова, В. Купченко, С. Пинаева и др. Изучению переводческой деятельности М. Волошина посвящены работы В. А. Адамантовой и О. А. Бригадновой. Особенности мифопоэтики М. Волошина исследуют К. Бонецкая, С. М. Заяц, С. М. Пинаев И др.

В 2002 и 2007 годах изданы две части книги В. П. Купченко «Труды и дни М. Волошина. Летопись жизни и творчества», посвящённой творческой биографии поэта в периоды с 1877 по 1916ис 1917 по 1932 годы.

Существуют работы, в которых лирика М. Волошина рассматривается в контексте символизма, постсимволизма, импрессионизма. При этом большинство исследователей творчества поэта, в частности В. В. Палачёва, отмечают, что «для поэзии М. А. Волошина характерно освоение различных литературно-эстетических традиций» [123, 5], и указывают на малую продуктивность исследования лирики Волошина в контексте какой-то одной культурной традиции. А. В. Кулинич также подчёркивает невозможность безоговорочно отнести поэзию Волошина к какому-либо из литературных течений из-за особенной широты творческого кругозора поэта.

Таким образом, в современном литературоведении внимание исследователей наследия Волошина сосредоточено в основном на изучении биографии, критики, переводческой деятельности поэта, а также на отдельных аспектах его художественного мира: мифологических и библейских образах, отражении культурфилософских исканий поэта в отдельно взятых стихотворениях и поэмах, образности, восходящей к античной культуре, и т. д. Отсутствуют работы, в которых творчество Волошина исследовалось бы как единое целое, где произведения Волошина разных жанров литературы и разных видов искусства рассматривались бы как многообразные проявления уникальных особенностей его дарования и художественного метода, то есть в русле единой концептуальной идеи. Именно поэтому представляется целесообразной попытка определения исходного смысла текста Волошина, того, что определяет стремление поэта к синтезированию в своём художественном мире представлений различных культурных, религиозных, философских систем, что объясняет его живой интерес к искусству в целостности всех его видов и форм.

Объект исследования — особенности синтетизма творчества М. Волошина. Предмет исследования — различные формы и средства

реализации синтетизма творчества М. Волошина. Материал исследования — стихотворения, лирические циклы, венки сонетов, поэмы, письма, критические статьи, акварельные работы автора. В работе использованы воспоминания современников, составившие мемуарную книгу «Воспоминания о Максимилиане Волошине», дневниковые записи самого поэта («История моей души»).

Цель работы — исследование средств реализации синтетизма творчества М. Волошина.

Задачи исследования:

— рассмотреть особенности мировидения, художественной позиции и авторской онтологии М. Волошина;

— выявить образы и мотивы творчества М. Волошина, являющиеся воплощением исходного смысла его текста (образ Киммерии, мотив жертвы, образ времени, профетические мотивы в творчестве о русской революции, образы, соотносимые с философией всеединства В. С. Соловьёва);

— рассмотреть пути интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина (экфрастические описания, импрессионистичность лирики и живописи, взаимодействие художественных традиций Востока и Запада в творчестве М. Волошина, литературные портреты современников, представленные в «Ликах творчества»);

— исследовать поэтику религиозного и светского экфрасиса в творчестве М. Волошина.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что творчество М. Волошина впервые рассматривается в целостности его разножанровых и разновидовых проявлений в рамках онтологической поэтики. Также в работе производится исследование особенностей интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина, осуществляется попытка комплексного исследования поэтики религиозного (богородичного, храмового) и светского

экфрасиса в лирике и эпистолярном наследии поэта. Литературные портреты, представленные в четвёртой книге «Ликов творчества», в данной работе впервые рассматриваются с точки зрения интермедиальной жанровой модификации и инкорпорации образов, соотносимых с живописными, архитектурными и скульптурными произведениями искусства разных художественных традиций и эпох.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы М. М. Бахтина, А. А. Потебни, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева по исследованию структуры художественного текста и философии языка, работы И. Г. Минераловой, И. А. Азизян, О. Ю. Юрьевой и др., посвящённые изучению синтеза в литературе и искусстве Серебряного века, теоретические работы Вяч. Иванова, А. Белого, Н. Бердяева, П. Флоренского.

При рассмотрении синтеза как основного принципа организации образной системы в творчестве М. Волошина мы во многом опираемся на методологию онтологических исследований, направленных на изучение индивидуальной онтологии писателя, эксплицированных в его тексте мировоззренческих установок, поиск глубинных бытийных смыслов авторского текста (работы Ю. М. Лотмана, Л. В. Карасёва, О. В. Сливицкой, В. П. Океанского и др.).

Для исследования интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств, в частности экфрастических описаний, в творчестве М. Волошина привлечена интермедиальная методология с опорой на работы М. Маклюена, О. Хансен-Лёве, Ю. М. Лотмана, Н. В. Тишуниной, И. П. Ильина, А. Ю. Тимашкова, И. А. Есаулова, Л. Геллера, Н. Меднис и др.

В диссертационном исследовании используются описательный, культурно-исторический, биографический и структурно-семантический методы исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Стремление к синтезу как обретению бытийной целостности является исходным смыслом творчества М. Волошина. Поэзия, проза,

живописные работы М. Волошина являются воплощением синтетизма его творческих исканий.

2. Наиболее значимые образы и мотивы творчества М. Волошина могут быть рассмотрены в качестве воплощения исходного смысла текста поэта. Это образы Киммерии, времени, образы, соотносимые с философией всеединства В. С. Соловьёва, мотив жертвы и профетические мотивы в произведениях о русской революции.

3. Синтез литературы и пластических искусств в художественной системе М. Волошина получает «интермедиальное воплощение» и реализуется преимущественно в виде интермедиальной инкорпорации, частным случаем которой является экфрасис. Наиболее полно в творчестве поэта представлен религиозный экфрасис (богородичный и храмовый), характеризующийся контаминацией скульптурной, архитектурной и живописной образности.

4. При исследовании парижской лирики М. Волошина наиболее выраженными представляются интермедиальные связи текста поэта с живописью французских импрессионистов. Цикл «Париж» представляет собой воплощение представления Волошина о формирующем, моделирующем влиянии живописи на восприятие зрителем окружающей действительности. Стихотворения данного цикла можно назвать поэтическими импрессионистическими пейзажами, созданными под воздействием полотен художников-импрессионистов.

5. Акварели Волошина, представляющие собой синтетичные произведения искусства, воплощают евразийность художественного мира М. Волош