автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Отчуждение как феномен общественного развития (социально-философский анализ)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Савенко, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Отчуждение как феномен общественного развития (социально-философский анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отчуждение как феномен общественного развития (социально-философский анализ)"

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

САВЕНКО Александр Юрьевич ■ УДК 1

ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.: (Социально-философский анализ)

Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Минск - 1991

Работа выполнена в отделе проблем социального развития Института философии и права Академии наук Беларуси

Научный руководитель — член-корреспондент АН Беларуси,

доктор философских наук, профессор Савастюк А.И.

t>

Официальные оппоненты — доктор философских наук, •

профессор Харин Ю.А.• — кандидат философских наук, доцент Грицаков A.A.

■ Ведущая организация — Институт повышения квалификации

преподавателей общественных наук прч Белорусском государственном университете

Защита состоится "2.Ц" cjjlA'/^Srußc_199_^г. в 15 час.

на заседании специализированного совета Д 006.08.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских , наук при Институте философии и права Академии наук Беларуси

Адрес: 220600, г. Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Якуба Коласа Академии наук Беларуси.

Автореферат разослан "ZZ" 199/г.

Ученый секретарь

специализированного совета ; 7 /--• / L ä 'f У 0 И.Я. Жибуль

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тем?; исслодовашгя. На современном этапе раз-пия мировой цивилизации человвчество находится под угрозой зущестзленин абсолютного отчуждения - ситуации, когда резуль~ им человеческой деятельности, вшедаие из-под контроля, пол-)стбю уничтоиат своего создателя в ходе ядерного или экологи-?ского апокалипсиса» К тому л;о, если в течение всей предшест-'пдэй. истории человеческого общества отчуждение являлось несенным условием общественного прогресса, то в условиях "ача-юйся в середине нашего века научно-технической революции оно ¡о более превращается в его тормоз в связи с ростом роли твореного труда, требующего достаточной внутренней мотивации. Там образом, проблема отчуждения поставлена в повестку дня са~ м ходом исторического процесса.

Особую остроту эта проблема приобрела в советском обществ , где степень отчуждения оказалась более высокой, чем в боль-нствэ индустриально развитых государств с рыночной экономн-й. Поэтому ослаблшшо отчуждения, тормозящего развитие совранного общества, снятие наиболео острых его проявлений явльвходной из основных задач, стоящих перед перестро!' :ой как со-альной революцией.

' Ддя успешного практического решения этой проблемы пеобхо-л теоретический анализ сущноси феномена отчуждения, логика э исторической эволирш, причин существования и специфики зявлений в условиях советского общества, средств ослабления юрспоктив преодоления. В' силу многоаспектности проблемы отдания эта задача молот быть решена только совместными усила- • г представителей различных паук - философов, экономистов, со->логов, психологов, юристов.

Необходимость дальнейшего философского исследования этой >блеш вызвана из только практическими потребностями, но к ;ачами развития самого философского знания, ого категориаль-'о аппарата. Представляется актуальным, в частности, опредо- . но места понятая "отчуждение" в общей системе категорий ма~ иалистич-ской диалектики в ее социальном аспекте. Дело в , что в настоящее время многими специалистами отмечается не-одамость гуманистического обновления марксистской дпалекти-ее обращения к человеку. Одним из путей гуманизации?"оче-ечивания'' теории материалистической диалектики, по мнению

диссертанта, является органичноа включение в общую систему о категорий понятия "отчуждение". Это понятие охватывает как объективный, так к субъективный. аспекты феномена отчуждения, поэтому оно позволяет ввести в теорию материалистической дна лэктики.в ее социальном аспекте ряд ваших экзистенциальных факторов реального исторического процесса /интересы, чувства людей/, тем самым в определенной степени ее гуманизировав.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности и те^ оретико-практической значимости исследования как проблема от чуждения в целом, так и специфической конкретно-исторической формы этого феномена в советском обществе в частности.

Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия проблема отчуждения привлекает внимание кшс советских, так и зарубежных философов. Различные аспекти этой проблемы анализируют представители марксизма, неофрейдизма, философской антропологии, экзистенциализма и ряда других направлений и школ современной философии. В советской философской литара туре интенсивное исследование отчуждения начинается с конца 50~х годов. Проблематика отчуждения успешно разрабатывалась ; работах Г.С.Батищева, Ю„Н. Давыдова, В.И.Колосшщыш, И.С .Кон. Н.И.Лапина, И.С.Барского, А.П.Огурцова, Т.И.Ойзорглана, А.И.Т таранко, И.Й.Чангли и др.1

Наиболее обстоятельно был осуществлен историко-философс кий анализ проблемы отчуждения, особенно в произведениях В.В Асмуса, И*К.Кального, Н.И.Лапина,Р.Г.Навасардшт, И.С.Нарс-

^ См.: Багшдев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969; Давыдов Ю.Н. Труд и сгобода,- М. Высш. школа, 1962; Кон И.С»''Социология личности,- М„: Поли издат, 1967; Царский И.С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К.Маркса. - М.: Мысль, 1983; Огурцов 'А.П. Отч здание и человек /историко-философский.очерк/ // Человек, творчество, наука. - М.: Наука, 1967; Ойзерман Т.И. Пробле к . отчуждения и буржуазная легенда о марксизме,- М.: Знани 1965; Читаренко А.И. Автиидеи. Опит социально-этического анализа.- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984; Чангди И.И. Тру Социологические аспекты теории и методология исследования.' LU: Наука, 1973 и др.

кого, А.ГГ.Огурцова, Т.И.Ойзермана, В.А.Погосяна.1 При этом особое внимание уделялось становлению и развитию Марксовсй концепции отчуждения. Становлению этой концепции в ранних работах К.Маркса, прежде всего в "Экономическо-философских рукописях 1844 года", посвящены /полностью или частично/ монографии Н.И.Лапина, Р.Г.Навасардяйа, Т.И.Ойзермана, Л. Н. Пажитнова. 1 Судьба понятия "отчуждение" в зрелых работах К.Маркса анализируется в произведениях Л.Н.Когана, И.С.Барского, М.М.Розенталя и др.^ Марксова копепшя отчуждения исследуется и в работах зарубежных марксистов А.Агга, Э.Агости, Л.Альтюссера, О.К^рню, А.Куреллы, Л.Сэва, А»Шаффа и др.'*

В советской литературе по проблеме отчуждения много внимания уделялось критике различных немарксистских концепций отчуждения /на всегда, к сожалению, носившей конструктивный характер, особенно по отношению к зарубакнШ .исследователям, придерживавшимся нетрадиционных взглядов на судьбу феномена отчуждения в странах, "реального социализма"/. •

* См.: Асыус В.В. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984; Калькой П.Й. Отчуждение: истоки и современность.- СаА-ферополь: Таврия, 1990; Нарскпй И.С. Указ. соч.; "гурцов А.П; Указ. соч.; Погосян В,А. Проблема отчуждения в "Феноменологии духа" Гегеля. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973 И др.

^ См.: Лапин Н.И. Молодой Маркс,- 3-е изд.- М,: Политиздат, 1986; Кавасэрдян Р.Г. Формировании марксистской концепции человека: /Начальный период/.- Ереван: Кзд-во Арм.ССР, 1976; Ойзермаа Т.Н. Форлирование философии марксизма,- 3-е йзд. -М.: Мысль, 1966; Пажитнов Л.II, У истоков революционного переворота в философии. - М.: Соцэкгиз, 1В60.

3 См.: Коган Л.Н. Исследование проблемы отчуядения в экономической рукописи К.А'аркса "К критике политической экономии" /1В61-1В63/ // Философские науки'.- 1984.- 4; Нарский И.С. Указ. соч."; Розенталь М.М. Диалектика "Капитала" К.Маркса. -М.: Мысль, 1967 и др.

: См.: Агосчл Э. Возрожденный Тантал,- М.: Прогресс, 1969; Ку--релла А. Свое и чужое: Новое к проблеме социалистического гуманизма;- М.:Прогресс, 1970; Сэв Л. Марксизм .и теория личности. - М.:'Псогресс, 1972 и'др.

В последнее время в нашей стране в научный оборот постепенно входят оригинальные первоисточники и публикации пераво-дов зарубежных авторов, представляющих иные, отличающиеся от ортодоксально-марксистских, точки зрения на феномен отчуждения /Д.Л'ековича, Д.Лукача, Г.Маркузе, Э.Фромма, А„Шаффа, К»Эрикео~ на и др./Л Освоение обширной зарубежной литературы по проблеме отчуждения позволит избежать переоткрытия уже известных истин и углубит, понимание природы социального отчуждения, его разнообразных проявлений. Как справедливо отмечает А.А.Грица-нов и В,И.Овчаренко, "современная социальная шсль потерпела огромный ущерб от безусловно неоправданной политизации и идеологизации этой проблемы. Л•• / Преодоление заведомо избыточной идеологизации является, быть может, наиболее существенным резервом повышения активности философских исследований отчуждениям роста их эффективности". ^

В'результате политизации и идеологизации данной проблемы наибольший ущерб потерпели исследования отчуждения как социального явления, особенно его проявлений в советском общество. Тем не менее й в области анализа отчуждения как социального феномена достигнуты определенные результаты. Внимание советских исследователей концентрировалось прежде всего на таком базисном виде социального отчуждения, как отчуждение труда. Следует отметить работы Ю.Н.Давыдова, И.С.Нарского, С.И„Трапезникова, И.И.Чангли, а-таете коллективнуо монографию "Отчуждение труда: история и современность", в которых анализируются различные асиокти экономического отчувдшия,^, К сожалению, до

* См.: Маркович М. Маркс об отчуадании // Вопр. философии. -

1989.- № 9; Фромм Э, Иметь или быть? М.: Прогресс,, 1986;

ЭриксонК. Труд и отчуждение // Соштол, исследования. -1988. - №3 и др. .

о

й Грицанов А.А., Овчаренко В.И» Человек и отчуждение. - Минск: . Выаг. школа, 1991. - С„84. 3

См.: Давыдов Ю.Н. Указ. соч.; Отчуздение труда: история и • с временность /Я.й.Кузьшшов.оЭ.С.Нг\буулл}ша, В.В.Рэдаев, . Т.П.Субботина. - М„: Экономика, 193;.); ,-Трапез.ников-' С .К. Отчуждение труда при социализме: причина, следствия, перспектива преодоления. - М.: Изд. МШ при ЦК 'ЛЮО, 1530; Чаигли .И,И. ' Указ, соч. . • ■...-. - "'■■

последнего времени объектом исследования являлось в основном отчуждение труда в условиях классического капитализма, при этом в угоду идеологическим постулатам игнорировались реалии современных индустриально развитых стран Запада, отрицалось наличие отчуждения в сфере экономики в советском обществе /исключение составляет работы, появившиеся начиная с 1988 года/.* В меньшей степени, чем экономическое отчуждение, з советской философской литературе анализировались надстроечные виды отчуждения /они наг"га отражение в работах В.И.Колосницына, И. С .Кона, А.В.Кукаркина, Ю.А.Левады, А.И.Титаренко и других авторов/.2 Структуру отчуждения анализируют В.Горозля, В.Д.Иванов, В.И.Колосницын, А.П.Огурцов и др. Вопросы генезиса отчуждения, его исторической эволюции рассматривают В.И.Колосни~ ^цын, Т.А.Кемерова, В.Н.Песенко, С.И.Платонов и др.4

В плане данного диссертационного исследования особый интерес представляют работы, в которых отчуждение рассматривается в качестве феномена диалектики общественного развития, акцентируется внимание на том, что оно представляет собой специфическое диалектическое противоречие, взаимосвязанное с сущностными противоречиями общественного развития а социальными антагонизмами. Эта проблематика затрагивается в работах Ю.Д. 1

Справедливости ради следует отметить, что существование отдельных элементов отчуждения в нашем обществе некоторым! авторами признавалось и ранее /например, Е.А.Ануфриевым, С.М. Ковалевым, Р.И.Косолаповым, И.С.Нарским/ однако речь в основном шла об остатках йли рецидивах этого феномена, локализованных, главным образом, в духовной сфере.

2 См»: Колосницын В.И.Религиозное отчуждение. - Свердловск: Йзд-во Урал, ун-та, 1987; Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965; Титаренко А.И. Указ. соч. и др.

® См»: Горозия Б. Сущность отчуждения и основные формы его проявления в условиях ИГР: Автореферат дне. ... канд. философ, наук. - Тбилиси, 1984; Иванов В.Д. О видах я формах отчузадз-ния // Вестник Моск. ун-та.- Сер.0.Философия.- 1972,- Гз 1; Колосницын В.И. Указ. соч. и др.

4 См.: Кемерова Т.А. Отчужденное сознание: /Соц. к гносеол. сущность/: Автореферат дюз, ... канд. философ» наук,- Я., 1987; Платонов С.И. После коммунизма.-.Н.:Мол. гвардия,1990

и др.

Гранина и М.Б.Садунова, В.А.Лоскутова, И.О.Йарского, ¡О.А.Прозорова, ЮД.Харина и др.*

Следует отметить, что в последнее время растет число работ, анализирующих феномен отчуждения в советском обществе и перспективы его преодоления, активизируются философские исследования по проблеме отчуждения в целом. Вместо с тем многие аспекты данной проблемы остаются пока недостаточно разработанными или носят дяскуссиошый характер. По мнению автора, требует болея углубленного рассмотрения, например, причинно-следственная связь отчуждения как специфического диалектического противоречия с другими социальными, противоречиями. Нет единства взглядов и полной ясности в вопросе о структуре социального отчуждения как целостного феномена. Заслуживают дополнительного изучения его генезис и отдельные исторические Форш. Особенно актуальным представляется анализ специфики социального отчуждения в советском обществе, исследование его источников, конкретных проявлений в различных сферах жизни, средств ослабления и перспектив преодоления в ходе радикального преобразования назей социально-экономической системы. Нуждается в рассмотрении вопрос, каким образом, с помощью каких средств можно измерите степень отчуждения на том или ином этапе развития социума. Представляет теоретический интерес определение места понятия "отчуждение" в общей системе категорий материалистической диалектики»

Цель и задачи исследования. Исходя из очерченной проблематики диссертант определяет цель исс лед звания - социально-фщ-. лософский анализ отчуждения как целостного феномэна диалектики общественного развития.

В соответствии о этой целью ставятся следующие задачи: - выявить сущность отчуждения гсис специфического диалектического субъектно-объектного противоречия, его связь с другими совдошмли противоречиями;

^ См.: Гранин Ю.Д., Сапунов И.Б, Антагонизмы и противоречия современного общественного развития. - М,: Знание, 1986; Лоскутов В.А, Социализм, отчуждение и самодеятельность..человека в истории // Отчуждение, ранний социализм л протторошя перестройки,- М.:Й1>АН, 1990; Царский I'.С. Указ. соч.; Харин Ю.А.. Марксистская социальная диалектика. - Минск: Ушверситетское, 1935 я. др.

- проанализировать структуру социального отчуждения как Целостного феномена;

- определить исторические ступени эволюции социального отчуждения;

- проанализировать специфику феномена отчуждения в советском обществе;

- определять основные пути ослабления социального отчуждения и перспективы процесса его преодоления»

Творетико-мет1"дологическая основа диссертации. Методологическая и теоретическая основн исследования определяются марксистской философской традицией. Диссертант опирался на работа Ьилософов прошлого и, прежде всего, на Марксову концепцию отчуждения, а также на исследования советских, к зарубежных философов по проблема отчуяденкя. Анализируя отдельные аспекты этой проблемы, автор обращался, кроме того, к работам советс-сих экономистов, социологов, политологов, психологов, к мате-шагам современной научной публицистики»

Научная, новизна работы: отчуждение исследуется в качестве ¡робдемц теории материалистической диалектики в ее социальном .слекто; раскрыта связь отчуждения как особого вида соцпалъьс)-о диалектического субъектно-объектного противоречил с другим«-, нтагонистпчеекпми по своему характеру, социальными противоре-кяш; предложены некоторые пути гуманизации теории материали-гичоской диалектики - включение понятия "отчуждение" в общую лстему ее категорий и новая трактовка понятия "социальный анатомизм"; уточнена структура социального отчуждения как целос-юго феномена; развито понимание генезиса социального отчуд-зийя, исторических ступеней его эволюция; предложен объектив-га: комплексный критерий степени отчуждения, позволяющий срао-:ть степень отчуждения в различных социально-экономических :стемах; дан комплексный анализ социального отчуждения в сотском обществе; прэдлояено новое понимание возможностей пре-шения отчуждения в ходе радикального преобразования наяего щества.

"нот7отпчес,кял д практическая значимость. исследования сос-ит в том, что ого материалы могут быть использовали для дальнего изучения проблемы отчуждения и при разработке теорети-зких предпосылок. проведения конкретных социологически.^ иссле-

С'с1:сг;н;;0 тлг-юдн п гаториал лйосзр?атл::л :.:сгут бить исполь-

эовшш в преподавании философии, а также при чтении спецкурса по проблеме отчуждения и в пропагандистской деятельности.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробировались на республиканской межвузовской научной конференции "Диалектика социализма и современная и.цэологичоская борьба" /Гродно, 1983/, на региональной К01!фар«вди "Отчуждение и пути его преодоления з условиях перестройки" /Симферополь, 1989/, на 1У конференции аспирантов, соискателей, и молодых ученых Института философии АД СССР "Философия и цэнпости современной эпохи" /Москва, 1969/, на всесоюзно!: научно-теоретической конференции "Диалектика' и гуманизм" ./Москва» 1990/, на постоянно действующем философском•семинаре "Гуманизм. Человек, Современность" /Дрогобыч, 1990 и 1991/, на республиканской мвжьузовсяой научно]! конференции "Современны!!' социализм: методология изучения, противоречия, перспективы развития" /Гродно, 1990/, на всесоюзной научно-теоретической конференции ' Отчуждение■как социокультурный: феномен: теория, историку современность" /Симферополь, 1991/.

Диссертация обсуждена в. отдела проблем социального развития Института философии и. права Академии наук Беларуси и рекомендована к защите.

Ос^вние результаты исследование отргишш в десяти научных публикациях, общим объемом 3,5 п0л,

.Структура и объем тщесартсдии опрздеявну целью и задачами работы. Диссертация состоит из'введения, двух, глав, заключения и списка использованной литературы, содержит 147 страниц машинописного текста.

Во введении обосновывается актуальность теш исследования, анализируется степень научной разработанное.я проблемы, определяются цель и задачи диссертационной работы, ее научная новизна и теоретическая и практическая значимость, указывается теоретико-методологическая основа диссертации, приведены данные об апробации работы,

Первая глава - "Отчуждение: сущность ж структура" - состоит из двух, параграфов,'

В первом параграфе ~ "Категория: "отчуждение" в теории диалектики обтетвошого развития" расаштргоаотся понятие "от-ч^ждетш"., его развитие в историко-фллс^офском аспекте, определяется место этого понятия в общей системе категорий маториали-^гаческой диалектики, выявляется сочность отфадаяя как специ-

фичвского диалектического субъектио-объектного противоречия и ем связь с другими социальными противоречиями,

Вс-втором параграфа'- "Структура социального отчуждения'' -анализируется структура социального отчуждения кок целостного феномена сбшьс!ленного развития.

Вторая глава - "Охчуздшмв и обадствб1Ш<з-мсто?)адес>кий процесс" - состоит из трек параграфов.

В первом параграфа - "Исторические ступени ррзвктия социального отчуздоьил" - рассматривается гадшзис фодмема социального отчуждения, логика его ясторичоексй эволюции и еущкос-гныо противоречив общественного развития, лекащае в основе конкрат-ло-ксчоричеснихформ отчуждения»

Ео втором параграфе - "Специфика феномена отчуждения в советском обществе" - дон авализ существующей в лшем общества 'специфической конкретно-исторической форм» социального отчуждения и лежащих в ео основе противоречий.

В третьем параграфа - "Пути к перспективы ослаблена« сопн ального отчуадвнвя" - рассматривается проблема преодоления отчуждения- и. возмскность es рилония в обозримом будущем, а тнед перспектива ослабления отчуждения в ходе • радикального прао<?ра~ зования советского общества»

В-заключении-подводятся итоги исследования, додаются' теоретические- обобщения и вывода, намечаются пути дальнеЛшего к:.у~ чешш отчуждения как фена-гена диалектики общественного рааытш.

осншшв зтъшт вдогшя

Í. Отчуждение модно рассматривать кок сшли'фкчаокое ;мелзк-тическое суб-ьвктно-объектное противоречие, характорааущ^си превращением деятельности социальною субъект;* и ее результатов в самостоятельную силу, гооподстаукщую над нлм, чуждую -и прзигдо-бную ему. Как особый вид социального диалектического про-ш«орч~. чзя.оно является фвнсмонск даалектик«- общестаениегч) развитей), Сущность этого субъектпо-объвлтуого по своему характеру вр'лчто-речия - штерскя отношений «говду субъектом и сбъе г.том, обратиоо взгативиов воздействие парогдвпеого иа.и&рохдащов, зворешш на своего творца." .

Стчухдег-иа. как протмвосэч^е 1гждшго-слэдодшяо 'свяг»оио с другига, аита'.чптествчсс.к.-'.'а по сьп-зц; • характеру, со'лмльтт тфот^Еорампя'лк. 13 кпдос^'П пугочкйр: отчух'дет:я, evo об-ьокттж^а

основы тотутт исторически обусловленные противоречия на уровне сук-лостаих: объективных общественных отношений. В самом об'лом виде молдао выделить следувдпе противоречия, являющиеся надосредсч-йэшюй основой содкального отчуждения; между формой собственности к формой труда, между творческим и рапродуктаю-яш трудом, ашду организацией производства на отдельных предприятиях /или самоорганизацией труда отдельного производителя/ и стихийностью производства в обществе в целом. Эти противоречил изяяют свою конкретно-историческую форму в ходе развитии общества, сыаны общественно-экономических формаций. В свою очередь, отчуждение. /прежде всего отчужденно в сфере экономики/ является источником социальных антагонизмов на уровне интересов социальных субъектов. Наличие в общество объективной ситуации отчуждения к йшроко распространенного ее ощущашм в конечном счете способно приводить к антагонизму на уровне массовых действий людей, понимаемому в качество способа разрешения.противоречий, приводящего к физическому столкновений иидивдцов„

2. Понятие "отчуждение", отражающее как объективный, тел и субъективней аспекты феномена отчуждошя, позволяет ввести в теорию материалистической диалектики в ее социальном аспекте ряд важных экзистенциальных (факторов реального исторического процесса /интересы, чувства людей/, тем самым гуманизировав ее. Однако гумэнльация как теории материалистической диалектики, таг. и маркойзтекой философии б целом требует также переосмысления попятил "социальный антагонизм", в общей 'система категории этой теории занкглакщего свое место рядом с понятием "отчуждение". В езоем-- наиболее распространенном в марксизме значении понятно "'антагонизм" относится к области интересов социальных субъектоз. При этом подчеркивается "диаметральная противоположность", "взаимная несовместимость" коренных интересов со-икалышх субъектов, их "непримиримая враждебность", "вра-здеб-противоположность" и т.п. Эти определения свидетельствуют о синтетичности понятия "социальный антагонизм". Сна /как и по~ мнтве "от'чукдаи'ле.''/ синтетично по своему еодэркаваю, ибо отражает как реиод1у» противоположность керовпцх окоиомкческзис ен-торесов co.Mii.vibT.tyx субъектов /вытокаюву» из экономического от~ "¡мадуатслцяи/, так п социальпо-ли^лологичеекое воск» общеотечишмм ссодашш этой -противоположности как анта-•д-л»>всту,чоско.!, т.и. о^солютио-тотелыюЛ и враждебной. Такой

Лак ;д т>?ог',",'4П0(!7»а7. обсатс-тазщая

противоположности и несовместимости коренных, интересов различных классов/ порождается объективно обусловленным сущностными противоречиями общественного развития отчужденным состоянием: людей. IIa самом же деля эта противоположность вовса из является абсолютной, она лишь воспринимается таковой. Общий коренной интерес всех социальных субъектов /не всегда осознающийся/ - сохранений общества,, цивилизации.

3. Социальное отчуждение как целостный фономел общественного развития; существует в виде-конкретных; проявлений в экономической, социально-политической и духовной сферах кизни общества и обладает сложной структурой. В ней молено вьделить два взаимосвязанных аспекта: отчуждение как объективный: социальный процесс, .существующий независимо от степени его осознанности людьми, к восприятие, переживание и осознание этого процесса субъектами отчуждения.

В качестве объектов социального отчуждения можно рассматривать деятельность социального субъекта к ее прямые и косвен-пне результаты /продукты труда, силы и способности людей, общественные отношения, социальные институты, нормы и ценности и т.д./.Что касается условий деятельности, то,, по мнению автора, в качестве объекта отчуждения выступает лишь та их часть, которая может быть отнесена к результата» предшествующей дея-гельности. В зависимости от объектов отчуждения следует выделить два его момента: отчужденна самой- социальной деятельности гоодай.и ее результатов.

В.соответствии с тем, в какой: из сфер социальной действи-гелыюсти проявляется феномен социального отчуждения, можно оделить три его основных вида:.-экономическое, социально-политическое и духовное. Они, а «вою очередь, имеют целый ряд кон-суетных проявлений. Так, огчувдениа в сфере производства, эко-юмики находит свое выражение в различных формах эксплуатации, господстве овеществленного труда над етгощл и т.п.

Субъективный, аспект отч;пгдения, гфвдетавляэдий собой восприятие, переживание и осозн;шкэ субъектами • отчугАепия объек-"П5НО существующей ситуации отчукдешгя во всех сферах жизни югшулта, включает в сер'« соихеш'ьно-псйхологическоа вира- жие 'Той объективной ситуации, в такжо. ее поверхностное отры.:е:шо I сознании субъектов отчуждопия /$--з?.1Шизм/„ •

4. Социальное отчуждение существует практически в течение всей истории человеческого общества. Объективная ситуация отчуждения возникает с завершением социогенеза, ибо по мере выхода из животного состояния человек все более становился рабом

' своих социальных сил, формирующихся общественных отношений , /первоначально отношений родства/. Что касается восприятия, осознания ситуации отчуждения, то этот аспект появляется несколько позже, со становлением к развитием личности. Ка Последней стадии развития первобытнообщинного строя крупное общественное разделение труда и появление прибавочного продукта правеет к дифференциации носившего ранее синкретический характер социального отчуждения, к возникновению экономического и надс-троечнцх видов отчуждения»'

В ходе развития социума отчуждение также изменялось и модифицировалось, принимая в различных; общественно-экономических формациях те или иные' конкретно-исторические формы. В докаш-тагастических формациях оно было связано с отношениями личной зависимости, а в буржуазном обществе — с отношениями вещной зависимости. По мнению овтора, своего апогея социальное отчуждение достигает в тоталитарных общественных системах,-возникающих поело пэрвой мировой войны. В определенных истор-чоских условиях оно выступает неизбежным выражением сундюстных противоречий общественного развития и необходим условием прогресса. Конечной причиной этого феномена, очевидно, является недос тагочно высокий уровень развития производительных сил, В условиях научна-технической резолюции, с ростом роли творческого труда, требуощего достаточной внутренней мотивации, высокая степень отчу;здения становится тормозом общественного прогресса В связи с этж в современных индустриально развитых странах начался постепенный процесс ослабления отчуждения, правде всего сконсмкческого. Лри этом, как показывает сравнительный анализ, в нашем общества степень отчуждения оказалась значительно вше, чем в.большинстве государств с рыночной экономикой.

5. Сравнительный анализ глубины стчукдения в различных общественных системах может.быть осуществлен' с помощью комшгвг сного критерия степени отчуждения. Комплексный' характер этого критерия обусловлен сложи Г! структурой объекта измерения - социального отчуждения, существующего в виде конкретных, проявлений в разлита« сферах общественной а-изня к включающего в себ>

как объективную ситуацию отчуждения, так и субъективное восприятие, пере:к:гоание и осознание этой ситуации людьми.

Степень.экономического отчуждения как объективного социального процесса может быть охарактеризована через показатель степени эксплуатации как реального проявления отчуждения труда /например, доля общего фонда заработной платы в национальном доходе/, а такие через показатель степени деформации соотношения овеществленного я живого труда, инверсии целей и средств /например, процент национального дохода,. на здравоохра- ■

нешга, образование,культуру/. Степень отчуждения в сфере эко--номики в значительной мере влияет и на глубину производных видов отчуждения в сфере политики, права, морали и т.д. Б то же время для определения степени этих видов отчуждения следует , использовать адекватные им показатели.

Показателем степени восприятия я осознания людьми объективного процесса отчуждения могут служить результаты соответствующих социологических исследований. При этом следует помнить, что объективная ситуация отчуждения далеко не всегда ощущается и переживается суо¿актами отчуждения, она может вообще не осознаваться фетишизирующим сознанием. .

С наличием в'общества ситуации отчуждения п той или иной мере связано распространение.различных видов/дезиантного поведения., Утеря смысла жизни, чувство беспомощности, одиночества, изоляции, пустоты и т.п. отчужденные состояния ведут к высокой степени отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Поэтому косвенным показателем степени социального отчудцетш, фик-" сируидим глубину его последствий, могут быть некоторые статистические данные, например,. количество престуш!.енйй, самоубийств 5 т.д. на 100 ООО жителей.

. К сожалению,' предлагаемый комплексный критерий степени социального отчуздения позволяет.сравнивать, степень отчуждения з различных социально-экономических системах лишь на.относительно небольшом отрезке человеческой истории. Использование же этого критерия для сэпределеюж глубины отчуждения на ранних этапах общественного развитие встречает значительные трудности э связи с недост?"очнц1,: объемом необходимой 'информации. -

6.'Социальное отчугдзгпа е советском обществе - это, по »ешга диссертанта, сптсфлеская, конкретно-историческая, форма (ОВДйштог©. огчуг-кзиял, •.-п-'-ляхщаяся-своеобразной 'модификацией

Докапиталистических форм, основанных на подуэкономическом-по-лунасильственком принуждении к труду. Б качестве источников отчуждения в нашем обществе, характеризующемся крайней степенью монополизации всех сфер жизни/ выступают: практически безраздельное господство государственно-бюрократической собствен, пости /носящей функционально-корпоративный характер/; безраздельная и бесконтрольная власть партийно-государственного аппарата; стихийный харантер совокупной производственной деятельности, вызванный отсутствием механизма саморегулирования экономики, Одним из основных сущностных противоречий, лежащих в основе экономического отчуждения в. советском обществе, являет-■ ся противоречие ысзду государственно-бюрократической формой собственности и принудительным трудом непосредственных производителей. •

Выражением отчуждения в сфере производства явилась деформация соотношения овеществленного и живого труда /господство "вала", "остатоедый хфшщип''выделегшя средств на социальцув сферу и т.д./. Проявлением отчуждения в области экономики являются и своеобразные формы эксплуатации, возникшие в нашем обществе: уравниловка, в сущности представляпдая собой своего рода "эксплуатацию без эксплуататоров", и частичное нг-исвоонке фактическими распорядителями государственной собственностью прибавочного продукта непосредственных Производителей в размерах, выходящзх за ражи * обмена трудовой деятельностью /такое присвоение может происходить, например, в виде привилегий и льготпрямо но связанных с результатами деятельности и независимых от этих результатов/.

Процессы отчуждения в сфере: экономики явились базисной основой иерархии производных форм отчуждения в области политической и духовной жизни советского общества. Социально-политическое отчуждение проявилось в пассивности и.апатии масс в период застоя, в утрате иш доверия:к традиционным политическим институтам, в превращении социальных институтов в построенные по иерархического гтр;шципу бюрократические системы. В духовной сфере соци&тьное отчуждение напло свое выражение: ь увеличении власти бюрократических стоуктур нгщ культурой; в оскудении духовного гдара многих людей; в широком распространении, особенно среди мачодеш, "массовой культуры", являющейся своего рода духовным наркотиком;' в упадке общественной нравственности; в отчуждении идеология от жизни, проявившейся в -превращении.ее в

инотитуцкоиаялзироЕЗнную идеологию, адекватно вираже ки(ую волю и интересы господствующе! партийно-государственной бюрократии, в процветании в общественных науках догматизма и схоластического теоретизирования и т.п. С наличием в нашем общнстве объективной ситуации отчуждения и значительной степени связано и широкое распространение различных видов девиантного лэводепия.

7. Для успешного преодоления социального отчуждения /и прежде всего базисного его Еида - отчуждения труда/ необходимо разрешение лежащих в его основе противоречий на уровне сущностных объективных общественных отношений. Однако эта задача может быть решена Jnaur> при условии громадного роста производительных сил, на качественно ином уровне развития цивилизации. Достигнутый же в настоящее время уровень развития производительных сил еще на является достаточным дяя того, чтобы стать практической предпосылкой преодоления социального отчуждения Лри этом слезет отметить, что вообще возможность полно г б преодоления всех видов отчуждения представляется весьма проблематичной/.

Объективно ойусловленноь.радикальное преобразование советского общества, переход к социально ориентированному рыночному хозяйству п парламентской демократии позволит снять лишь наиболее острые проявления социального отчуждения, снязить его степень. Дальшйшее же смягчение отчуждения в ходе развития мировой цивилизации будет связано с постепенным совершенствованием общественных отношений, созданием и внедрением иаотчуадакщих технологий и средств производства, обогащением .духовного мира, лвдой н их нравственным самосовершенствованием,-

По.теме диссертации' опубликованы следующие работы;

1. Диалектика противоречий в условиях реального социализма и процесс преодоления отчуждения /Гомельский политехи, ин-т. -Гомель, 1988. - 37 с. - Дэп. в ЙНИОН АН СССР 10,05.88, В 33842.

2. Гуманистические основ« материалистической'диалектики // Гуман1зм.Людика.Свобода: 'Гезиск докладов нзучной конференции. -Дрогобыч, 23-25 май 1991 г. - С.53-65.'

3. Марксова концепция отчуждения и реальный социализм'// Ценности культуры и современная эпоха /Отв. рэд. H.H. .Лебедева «» М.: ШАН, 1990» - C.4G-51.

4. Механизм ториожоння к отчуждения в условиях реального социализма // Днплэкт.-гка ссщализмэ и современная идеологическая борьба: Твя»;и .''окладов .;яп<вузовской научной

конференция. - Гродно, 8-10 декабря 1988 г. - С.59-61.

5. Отчуждение и антагонизмы, в условиях государственно-дю-. яополлстического социализма /в изложении/ ' // Филос. науки» ~ .1990. - .'р 10. - С.115.

6. Отчуяденке как проявление деформации социализма // Ве-сц1 АК БССР. - Сер. грамадск. навук. - 1990. - й 4, - 0.35-41*-/На белорусском языке/.

7. Отчуждение труда: причины и следствия // 1У семинар по проблемам методологии и теории творчества: Тезисы докладов, ч, 2. - Симферополь, 12-14 апреля 1989 г. - С.85~еб.

8. Перестройка и перспективы преодоления социального отпадения // Современный, социализм: Методология изучения, противоречия, перспективы развития: Тезисы докладов республиканской межвузовской научной конференции, ч,1.~ Гродно, 4-6 декабря 1990 г. - С.151-153. .

9. Причины отчуждения труда в советском обществе /в обзоре/ // Филос. науки. - 1990. - Ш 2. - С.125.

10. Проявления отчуждения в молодежном сознании // Гума-и1зм. Лвдина. Сучасн1сть: Тезисы докладов научной конференции.-Дрогобыч, 18-20 октября 1990 г. - С.80-82. ' • ■

Подписано в печать iZ.ii.Si Формат 60x84 1/16

Бум. тип. #1 Офсетная печать

Уел! п.л./г/ Уч.-изд. л. /

Тираж 1СО. Заказ & 463 Бесплатно

'Отпечатано на ротапринте правления общества "Знание" Беларуси. 22СС12, Минск, ул. Ф. СКорины, 15а.