автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ трансформации феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Ляхова, Яна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Архангельск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ трансформации феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ трансформации феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу"

На правах рукописи

4843538

Ляхова Яна Юрьевна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 7 мз 2311

Архангельск - 2010

4843538

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Поморский Государственный университет им. МБ. Ломоносова»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Лошаков Руслан Анатольевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Колосов Владимир Александрович кандидат философских наук, доцент Евсеев Валерий Александрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Мурманский

государственный педагогический университет»

Защита состоится « 21 » декабря 2010 г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.191.05 при Поморском государственном университете имени МБ. Ломоносова по адресу: 163060, г. Архангельск, ул. Смольный буян, д. 7, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ГОУ ВПО «Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова» по адресу: 163002 г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.

Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Поморского государственного университета имени МБ. Ломоносова» (http://www.pomorsu.ra).

Автореферат разослан:_ _2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

Морщихина Л.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

О важности исследования проблемы отчуждения свидетельствует множество публикаций по данной теме, причем анализ этого явления мыслителями XIX века сохраняет свою значимость и в отношении проблем постиндустриального общества. Один из ведущих отечественных исследователей постиндустриального общества, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества В.Л. Иноземцев отмечал, что переход к постиндустриальному обществу становится переходом от общества эксплуатации к обществу отчуждения. Профессор В.Е. Горозия утверждает, что можно говорить о таком феномене как глобальное отчуждение, которое ведет к уничтожению человечества.

Отчуждение деятельности является одной из важнейших социальных проблем. Ситуация, когда деятельность человека и ее продукты/результаты становятся самостоятельными силами, господствующими над человеком, характерна для любой исторической эпохи. Однако отчуждение не ограничивается исключительно экономической и социальной сферой, оно охватывает все области человеческой деятельности. Выделяют разные типы отчуждения, такие как отчуждение человека от мира, от природы, от общественных связей, от социальных вещей, от самого себя и т.д. Можно выделить экзистенциально-психологические и феноменологические подходы к анализу феномена отчуждения. Значительный блок исследований посвящен разным сторонам отчуждения - отчуждению в пространстве знака, механизмам функционирования, программ его преодоления и др. Данная диссертационная работа предпринимает попытку рассмотреть трансформацию феномена отчуждения деятельности, происходящую в исторический период перехода общества от индустриального к постиндустриальному периоду своего развития, с социально-философской позиции.

Исходя из такой установки направленности исследования, нам представляется важным последовательно рассмотреть основные черты феномена отчуждения, послужившие толчком для формирования классических теоретических концепций отчуждения, а также раскрыть особенности трансформации феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. В работе предпринята попытка выявления различий и сходств в трактовках, как феномена отчуждения деятельности, так и самого понятия «труд». Это обусловлено тем, что при переходе от индустриального к постиндустриальному способу производства, деятельность индивидов на рабочем месте существенно изменилась, а следовательно, изменилась и смысловая нагрузка, которую вкладывали в это понятие философы и социологи индустриального и постиндустриального периодов.

На основании изложенного материала нам представляется актуальным, рассмотрев классические и неклассические концепции отчуждения

деятельности, выявить причины и условия, способствующие отчуждению деятельности, характерные для современного этапа развития мирового сообщества. А также установить - произошел ли переход мирового сообщества к постиндустриальной стадии развития, описанной теоретиками постиндустриализма, применительно к социальным и экономическим условиям развитых стран Запада и США.

Актуальность анализа поставленных проблем отчуждения деятельности связана и с тем, что они не являются объектами исключительно академического исследования. Это явления нашей повседневной жизни, которые никого не оставляют равнодушными и вызывают неоднозначную реакцию. Учитывая тот факт, что одной га важнейших задач философии является осмысление происходящих в мире процессов, серьезный анализ и открытое обсуждение конкретных проблем, мы можем сказать, что изучение феномена отчуждения деятельности важно не только в его теоретическом аспекте, но и в его практической реализации с целью выявления и возможной нивелировки отчуждения деятельности, применительно к отдельно взятой личности, испытывающей на себе его негативное воздействие.

Отчуждение деятельности является сложным и важным элементом современности и его социально-философский анализ представляется актуальным и востребованным.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «отчуждения» представляет собой устоявшийся социально-философский термин. В качестве философской категории он впервые появляется в теориях общественного договора XVII - XVIII веков, в рамках которых отчуждение трактуется, как акт передачи тех или иных прав отдельных индивидов государству. Дальнейшее развитие категория отчуждения получает в произведениях знаменитых представителей немецкого романтизма и немецкой классической философии, прежде всего И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, М. Штирнера, Б. Бауэра, Л. Фейербаха и Ф. Шиллера.

Отчуждение, как социальный феномен, требующий обязательного преодоления, было подробнейшим образом рассмотрено в концептуальных построениях К. Маркса.

На протяжении XX века проблематика отчуждения разрабатывается в рамках различных исследовательских традиций. Наиболее активно тема отчуждения разрабатывалась представителями «неомарксизма», у истоков которого стояли К. Корш и Д. Лукач. Дальнейшее свое развитие эти подходы получили в концептуальных построениях философов и социологов Франкфуртской школы. Особый интерес в этом плане представляют работы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и М. Хоркхаймера. Идеи Франкфуртской школы оказали заметное влияние на многих зарубежных исследователей, разрабатывавших отдельные аспекты проблемы отчуждения, среди которых следует назвать, прежде всего, Л. Альтюссера и X. Арендт. Важный вклад в понимание сущности социального отчуждения также внесли представители психоанализа. Труды В. Адлера и Э. Фромма позволили лучше понять и

осмыслить психологическую сторону социального отчуждения, как особого внутриличностного конфликта.

Проблематика отчуждения нашла свое отражение также и в философии экзистенциализма, и «теологии кризиса» XX века. В трудах К. Барта, H.A. Бердяева, М. Бубера, А. Камю, Г. Марселя, Р. Нибура, Ж.П. Сартра, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, Л.И. Шестова, К. Ясперса мы встречаем трактовку отчуждения, как одиночества человека, покинутости его Богом, утраты связи с «Другим», ощущения абсурдности своего существования.

В структурализме и постструктурализме проблема отчуждения осмысливается в ситуации кризиса субъектоцентристской парадигмы западноевропейской философии, оказывая тем самым существенное влияние на постнеклассический характер размышлений о человеке и его месте в обществе. В теоретических построениях М. Фуко и Ж. Лакан открываются принципиально новые формы отчуждения человека в современном обществе: отчуждение в пространстве знака и отчуждение в пространстве власти.

В философии советского периода проблема отчуждения рассматривалась исключительно с позиций марксизма (преимущественно, в историко-философском плане и под углом критики немарксистских концепций). В связи с этим следует упомянуть работы Э.В. Ильенкова, Б.Т. Григорьяна, С.М. Ковалёва, И.С. Нарского, А.И. Огурцова, Т.И. Ойзермана.

Говоря о социальных теориях постиндустриального развития, следует отметить, что они начали разрабатываться еще в 1960-е годы, когда стало очевидным вступление общества в период перехода от индустриальной к новой фазе своего развития. При этом основное внимание было первоначально приковано к целому ряду понятий, сформированных на основе использования префекта «пост». Такие термины как «постистория», «постмодернизм», «постиндустриализм» стали стержневыми для концептуальных парадигм Д. Белла, Э. Тоффлера, Д. Рисмана, Д. Гэлбрейта и др. Фундаментом теорий такого плана служила оценка нового типа социума, как резко отличающегося от общества периода индустриального развития.

Однако уже с середины 1970-х годов акценты сместились на поиск терминов и понятий, так или иначе связанных с указанием на новую технологическую и информационную природу современного общества. Все чаще стал употребляться термин «информационное общество», теория которого была разработана в работах М. Пората, Й. Масуды, Т. Стоуньера и др. К этому направлению также примыкают концепция технотронного общества, созданная 3. Бжезинским, и доктрины, подчеркивающие роль знаний и обозначающие современный социум, как «общество знания» (Т. Стюарт, Т. Сакайя и др.).

В современных социальных науках центральное место, наряду с понятием «постидустриализма», занимает понятие «глобализация». Популярность термина актуализировалась именно в 90-е годы XX века и связано это, в первую очередь, с падением коммунистических режимов, кризисом японской экономики 1989 - 1990 годов и ренессансом западных экономик в начале 90-х прошлого столетия. Рост экономического могущества

западного мира и формирование новой модели самоподдерживающегося развития в условиях зрелого постиндустриального строя, в сочетании с активной экспансией политических и идеологических парадигм Запада в бывшие коммунистические страны, страны Азии и Латинской Америки и стали катализатором становления теории глобалистики.

Авторитетными исследователями современных социальных трансформаций являются B.JI. Иноземцев, А. Турен, 3. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн (школа миросистемного анализа) и С. Хантингтон (цивилизационный подход). Необходимо отметить концепцию Ю. Хабермаса, рассматривавшего отчуждение в контексте «проекта» общества модерна.

Сегодня традицию историко-философского подхода продолжают российские исследователи O.P. Аверина, З.Р. Валеева, В.Е. Кемеров, JI.JI. Кортунова, С.Г. Лагутин, Б.В. Марков, В.И. Марков, В.В. Парцвания, В.Н. Первушина, Д.Н. Приходько, Ю.А. Прозоров, Е.М. Прошанова, Е.М. Солина, Ю.Н. Солонин, А.Д. Спирин, М.Ш. Шихаде, H.A. Яковлев и др.

H.A. Вторушин, H.H. Гавриленко, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Сагатовский в качестве источника феномена отчуждения называют социальные и экономические условия развития общества.

В работах В.В. Абраменковой, С.А. Ветрова, Э.М. Викторова, Б.Н. Воронцова, В.В. Дроздова, И.В. Журавлева, О.И. Клюенкова, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, М.В. Полевой, A.M. Сергеева, Л.Р. Сулейманова, А.Ш. Тхостова, М.В. Шугурова отчуждение рассматривается в большей степени с экзистенциальных и религиозных позиций, в контексте взаимодействия внутреннего мира человека с окружающей действительностью.

Отчуждение, как аномия, одиночество, социальное исключение анализируется в работах A.A. Меграбяна и Т.В. Шипуновой.

Анализу феномена отчуждения в постиндустриальном обществе, посвящены работы A.B. Бузгалина, З.К. Давлетшина, Г. Даме, A.B. Егоровой, В.Л. Иноземцев, Ю.А. Ляшенко, A.A. Миголатьева, Е.А. Самарской и др.

Отчуждение в контексте современного информационного взаимодействия рассмотрено в работах C.B. Бондаренко, Ю.Н. Брыгалиной, Т.П. Ворониной, Д.И. Дубровского, М. Кастельса, И.С. Мелюхина, H.H. Моисеева, М.Ю. Опёнкова, Д. Тапскотта, Ф. Уэбстера, A.B. Харламова и др.

Проблеме отчуждении сущности человека в виртуальной реальности посвящены работы Н.Д. Абасовой, М. Алле, К.А. Белова, А.Л. Крайнова, Н.И. Лапина, Н. Лумана, B.C. Свечникова, A.A. Яшина и др.

Непосредственно анализом проблемы отчуждения труда и человеческой деятельности в целом, с разных философских позиций, занимались такие современные авторы, как А.И. Беспалов, В.Е. Горозия, А.И. Денисенко, E.H. Осин, С.Н. Шкарубо и др.

Цель исследования - проанализировать с социально-философской точки зрения трансформацию феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества. Определить причины и условия отчуждения деятельности, характерные для современного

этапа общественного развития, а также возможности преодоления данного негативного социального феномена в будущем.

Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:

• охарактеризовать субъект, объект, процесс деятельности;

• определить сущностные характеристики человеческой деятельности;

• выявить истоки проблемы отчуждения деятельности;

• проанализировать основные концептуальные положения философских воззрений на проблему отчуждения;

• выявить этапы в трансформации понятия «труд» при переходе от индустриального к постиндустриальному периоду общественного развития;

• выявить причины отчуждения деятельности, характерные для индустриального и постиндустриального периодов развития общества;

• определить причины отчуждения деятельности, характерные для современного этапа общественного развития.

В качестве объекта исследования выступает профессиональная деятельность человека.

Предмет исследования - отчуждение человека в процессе профессиональной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили философские, социально-философские, социологические, психологические, политологические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, а также электронные ресурсы сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения деятельности. Библиографический список приведен в конце работы.

Методология диссертационного исследования основывается на диалектическом подходе и принципе историзма, позволяющих исследовать развитие феномена отчуждения при переходе от индустриального общества к фазе постиндустриального периода, и дать оценку современному этапу развития общества. Кроме того, для достижения целей и выполнения задач в работе используются общенаучные методы исследования: эмпирические -наблюдение, сравнение, описание; логические - определение понятий, классификация и типология, обобщение, доказательство, индукция и дедукция, анализ и синтез, которые в сочетании с историческим подходом позволяют более разносторонне посмотреть на исследуемую проблему.

Научная новизна работы заключается в исследовании философских и идеологических представлений об отчуждении, которые соответствуют различным периодам европейской истории, таким как Новое время (фаза индустриального общества) и современное состояние общества, определяемое как фаза постиндустриального развития. В исследовании показано, что ответом на проблемы постиндустриального общества становятся экзистенциалистские теории отчуждения, в которых были выявлены такие аспекты феномена отчуждения деятельности, которые не могли быть вскрыты в классическом марксистском анализе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявлено и показано, что концепция отчуждения деятельности К. Маркса, помимо опоры на идеи Г. Гегеля, неявным образом опирается на концепции отчуждения Ж.-Ж. Руссо и И. Канта.

2. Отчуждение представляет собой постоянный модус человеческого существования, принимающий различные формы в изменяющихся социальных и экономических условиях.

3. В прямой зависимости от новых социальных диспозиций возникают неклассические концепции отчуждения, в которых отражены экзистенциальные проблемы человеческого существования.

4. Современное мировое сообщество представляет собой сплав индустриальной и постиндустриальной фаз развития, которые в результате произошедшего «международного разделения труда» оказались распределены между развивающимися странами «третьего мира» и развитыми странами Запада и США. Соответственно, для характеристики отчуждения деятельности современного мирового сообщества, актуальными являются как классические, так и неклассические теории отчуждения.

5. Полное преодоление отчуждения деятельности, как это представлено в концепции К. Маркса, невозможно, поскольку его происхождение имеет экзистенциальный источник, и не зависит только от экономических, политических и социальных условий.

6. Преодолеть отчуждение деятельности способен только сам индивид, делающий выбор в пользу творческого труда, не имеющего своей непосредственной и главной целью материальное вознаграждение.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для установления причин и условий возникновения феномена отчуждения профессиональной деятельности на фоне происходящих в современном обществе процессов изменения условий труда и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Также материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу при разработке соответствующих лекционных курсов по философии, социологии, культурологи, социальной антропологии, спецкурсов по вопросам современной социальной философии и составлении учебно-методических пособий.

Апробация работы

Результаты и основные положения диссертационного исследования были рассмотрены на заседаниях кафедры философии Поморского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также в выступлениях на научно-практических конференциях Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (2009 - 2010 гг.) и нашли свое отражение в пяти научных публикациях диссертанта.

Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении приводится актуальность и степень научной разработанности проблемы, определяются цель, задачи, предмет, объект исследования. Формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, а также значимость диссертационного исследования.

В первой главе «Анализ классических концепций отчуждения»

рассматривается феномен отчуждения сквозь призму феномена человеческой деятельности. Анализируются основные концептуальные положения философских воззрений на проблему отчуждения Ж.-Ж Руссо, И. Канта и Г. Гегеля, послужившие основанием для формирования теории отчуждения К. Маркса. Основное внимание уделяется анализу концепции отчуждения деятельности в индустриальный период развития общества, детально разработанной К. Марксом.

Первый параграф первой главы «Отчуждение как феномен» включает в себя два блока: «Деятельность как целенаправленный процесс преобразования сущего» и «Труд и категория «отчуждения».

В 1.1 «Деятельность как целенаправленный процесс преобразования сущего» проанализированы характеристики субъекта, объекта, процесса деятельности. Посредством анализа, осуществляемого человеком акта сомнения, установлено, что человек является истинным субъектом деятельности. Установлено также, что в акте сомнения всегда присутствует свобода выбора, относительно того или иного акта действия, а, следовательно, сущностной характеристикой деятельности человека является способностью к самодетерминации.

Основной движущей силой при осуществлении человеческой деятельности является цель, поставленная перед собой самим субъектом деятельности, а выбор этих целей обусловлен существующими потребностями. Установлено, что потребность, как таковая, не является главной движущей силой для осуществления человеческой деятельности. Эта роль целиком и полностью принадлежит субъекту деятельности - человеку.

Цель, ради которой осуществляется деятельность, обусловлена необходимостью удовлетворения человеческих потребностей. Потребность, в свою очередь, связана с нехваткой чего-либо, «пустотой», жаждущей заполнения. Поэтому выбор цели диктуется наличными потребностями, которые не только раскрывают пространство для деятельности, но и являются необходимым условием для целеполагания. Исходя из этого, мы делаем вывод, что хотя деятельность человека и детерминируется потребностями, но его свобода проявляется в возможности занимать по отношению к потребностям ту или иную позицию, а в определенных ситуациях действовать вопреки той логике, которую нам диктуют потребности.

Никакой акт человеческой деятельности не представляет собой созидания в чистом виде или созидания из ничего. Человеческая деятельность по преобразованию сущего состоит из двух процессов - созидания и

использования или, иначе говоря, - производства и потребления. Это относится как к материальной, так и к духовной сферам. Деятельность по производству материальных ценностей мы отнесли к категории «производство» (воспроизводство), а «духовное» производство (как творческий процесс) - к категории «творчество». Мы пришли к выводу, что человеческая деятельность подлежит разделению на две принципиально различные категории -производство (воспроизводство) и творчество. Также мы попытались дать им определения. Производство (воспроизводство) мы определили, как деятельность по достижению определенного результата, осуществляемая по ранее разработанной, опробованной и отработанной схеме, не учитывающая особенностей производящего субъекта. Творчество же, в отличие от производства (воспроизводства), не имеет заранее заданного образца деятельности, а его результат не имеет аналогов в ряду уже существующего.

В качестве следующей сущностной характеристики человеческой деятельности мы называем ее общественную обусловленность, поскольку деятельность в равной мере является как процессом созидания, так и процессами накопления и подтверждения опыта, накопленного прошлыми поколениями. Деятельность по накоплению и применению общественного опыта мы отнесли к категории производства, в то время как деятельность, направленная на преодоление сложившихся культурно-исторических традиций в производстве или воспроизводстве, расценивается нами, как самодеятельность или как творчество.

Опыт, на котором субъект основывает свою деятельность, есть опыт индивидуализированный, общественный. Соответственно, субъект деятельности - это всегда общественный субъект. Опосредованность субъекта социумом проявляется в том, что опыт, которым обладает субъект, приобретается им в процессе общения с другими людьми, а также в том, что его деятельность всегда связана с общественной средой, в которой индивид действует.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек, в ходе осуществления своей деятельности, преобразует сущее, превращает окружающий его мир в мир человеческий, в котором все предметы и процессы несут для него определенную значимость. Такая модальность сущего как значимость проявляется только при вовлечении этого сущего в человеческую деятельность. Можно сказать, что весь человеческий мир существует лишь в актах человеческой деятельности, а деятельность охватывает все проявления сущности человека и все проявления бытия в его значимости для человека.

В 1.2 «Труд и категория «отчуждения» отражены результаты анализа положений, касающихся труда, как одного из видов человеческой деятельности. В первом томе «Капитала» К. Маркс дает самое широкое определение труда, как определенного вида человеческой деятельности. С одной стороны К. Маркс рассматривает труд, как деятельность индивида по производству материальных ценностей, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, с другой - как «вечное естественное условие

человеческой жизни», как способ бытия, как смысл «родовой жизни человека». В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс проводит параллель между «производительным трудом», «родовой жизнью» и реализацией «сущностных сил человека» и вводит понятие «отчужденного труда» как деятельности чуждой, враждебной всему человеческому существу, которая должна быть обязательно преодолена в будущем. Пытаясь дать ответ на вопрос, как процесс реализации «сущностных сил» человека, его «родовая жизнь» могут быть чужды самому человеку, в работе выявляются истоки отчуждения труда, которые коренятся в постепенном отделении продукта производства от его производителя, которое набирает силу с развитием товарно-денежных отношений. Параллельно этому идет процесс стандартизации производства, рассчитанного теперь не на конкретные лица или группы лиц, а на анонимного массового потребителя. Таким образом, первичным ферментом отчуждения труда можно считать отчуждение продукта производства от его производителя, которое выступает в двух формах: 1) в виде превращения продукта в товар; 2) в виде стандартизации самого продукта, в котором производитель все меньше способен узнать самого себя.

Основными характеристиками, выделяющими труд из общего понятия человеческой деятельности, мы назвали побудительный мотив и цель, которую ставит перед собой субъект в процессе осуществления трудовой деятельности. Различие состоит в том, что труд характеризуется внешним по отношению к человеку побудительным мотивом. В качестве цели трудовой деятельности выступает продукт труда или его результат, прямо или косвенно удовлетворяющий только материальные потребности производящего его субъекта. В качестве основных характеристик продукта труда, мы назвали его воспроизводимость и отчуждаемость.

Несмотря на то, что человеческая деятельность (как целое) и трудовая деятельность (как ее часть) предполагают целеполагание, фактически деятельность является процессом целенаправленного использования средств, результатом же труда является «опредмечивание».

Таким образом, в работе мы дали определение труду, как человеческой деятельности, осуществляемой с целью достижения материального удовлетворения, не предполагающей самодеятельность и самосовершенствование субъекта труда, поскольку в процессе ее осуществления не учитываются личностные особенностей производящего субъекта. В то время как деятельность - это особый, социальный вид активности, сущностное свойство социального индивида, универсальный и вечный способ существования человека.

С целью выявления истоков проблемы отчуждения деятельности, детально разработанной в философских концепциях марксизма, неомарксизма и экзистенциализма, второй параграф первой главы «Анализ классических трактовок отчуждения» посвящен анализу основных концептуальных положений философских воззрений на проблему отчуждения в Новое время в работах английских и французских просветителей и наиболее ярких

представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель). Подробное рассмотрение данных концепций отчуждения мы сочли полезным, поскольку полагаем, что каждое последующее философское учение, осознанно или нет, опирается на предшествующие. В частности, в работе были рассмотрены основные черты феномена отчуждения, послужившие основанием для формирования теории отчуждения деятельности К. Маркса.

2.1 «Понятие отчуждения в работах просветителей» представляет собой анализ взглядов на отчуждение как социально порожденное явление, представленное в работах философов Нового времени.

Философы-просветители в своих взглядах опирались на теорию отчуждаемых и неотчуждаемых (естественных) прав, разработанных в XVII столетии Гроцием и Гоббсом. По мнению Гоббса, человек по своей природе зол и, чтобы существовать в обществе, вынужден ограничивать себя посредством передачи части своих прав и свобод государству, принимая те моральные нормы, которые являются легитимными в глазах государственной власти. Эти моральные нормы укрепляют общество, являются благом и потому должны быть обязательными для выполнения не только благодаря внутреннему убеждению индивида, но и посредством государственного принуждения. Отсюда следует, что отчуждение, вызванное принуждением, не просто не должно восприниматься как зло, а, наоборот, должно быть принято всеми членами общества, как нечто естественное.

Своеобразие взглядов Ж.-Ж. Руссо заключается в том, что именно он придал понятию «отчуждения» экзистенциальный смысл, осмыслив культуру, как продукт деятельности человека, обращающейся против самого человека. С точки зрения французского просветителя, отчуждение возникло в результате развития цивилизации, перехода человечества к существованию в обществе, государстве. Для Ж.-Ж. Руссо культура - это негативное направление развития истории, порабощающее, отрывающее человека от его сущности, разрушающее его природную естественность. Именно созданные человеком социальные институты отчуждаются от него и становятся господствующими над ним. Частную собственность философ называл в качестве главного источника социального неравенства, и как следствие, основного источника возникновения отчуждения.

В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо развивает понимание отчуждения, переводя эту проблему в плоскость политического дискурса: гражданин передает свою волю верховному руководству, которое осуществляет некий «вектор воли» большинства, в котором сливаются воли конкретных лиц. Природа объявляется источником естественного права. Общая воля выступает как источник установленного права (закона). Только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковой является общее благо, так как воля отдельного человека по своей природе стремится к преимуществам, а общая воля - к равенству. По мнению Ж.-Ж. Руссо, закон, являясь результатом волеизъявления всех граждан государства, должен распространяться в равной степени на всех подданных.

Только тогда полностью исчезают дискриминация одних социальных классов и привилегированное положение других. Таким образом, «общественный договор» мыслился Ж.-Ж. Руссо, как антитеза тому «падшему» состоянию, в которое ввергло человека развитие цивилизации. Трактовка отчуждения, данная философом в «Общественном договоре», выявляет позитивный момент отчуждения, как добровольного жертвования индивидом части своих прав в пользу Суверена, воплощающего в себе общую волю. При этом «общая воля» устраняет партикуляризм «воли всех», в которой явственно различима гоббсовская «война всех против всех».

Влияние руссоисткой теории общественного договора можно обнаружить у других мыслителей эпохи Просвещения, в частности у К.А. Гельвеция, который, как и Ж.-Ж. Руссо, видел в «социализации» индивидов средство преодоления отчуждения людей друг от друга, характерного для естественного состояния.

Таким образом, в работе показано, что в философской мысли Нового времени анализ отчуждения преодолевает юридическую направленность, характерную для римской мысли, и становится одним из важнейших понятий политического дискурса. Важнейшее для марксистской трактовки отчуждения понятие собственности, впервые вводится именно Ж.-Ж. Руссо, который в качестве основного источника отчуждения называл частную собственность. Ж,-Ж. Руссо также является и родоначальником экзистенциальной концепции отчуждения. Рассмотрение культуры, как результата деятельности человека, порабощающего, отрывающего самого человека от его сущности, мы находим созвучным с марксовым определением феномена отчужденной деятельности. Критика культуры, как отчужденной от человека силы, имела большое влияние на последующую философскую мысль, прежде всего в лице И. Канта и Г. Гегеля.

В 2.2 «Категорический императив И. Канта как антитез отчуждения»

начинается анализ гносеологического подхода к феномену отчуждения.

И. Кант в своем учении о вещном и личном праве развивает идею Ж.-Ж. Руссо в отношении частной собственности, рассматриваемой в качестве основного источника отчуждения. Важнейшим для понимания концепции отчуждения у И. Канта является понятие категорического императива. Согласно И. Канту, все моральные понятия имеют априорный характер происхождения, т.е. коренятся исключительно в разуме. Моральный и юридический закон различаются философом на том основании, что последний всего лишь легален и может быть предъявлен индивиду как исключительно внешняя норма, выполнение которой не требует от него морального образа мыслей. Мораль рассматривается И. Кантом, как сфера свободы индивида, где высшей инстанцией выступает только совесть самого человека. В отличие от юридического закона, включающего в себя частные определения и четко ограничивающего предметную область своей применимости, моральный закон подчиняет себе всего человека, и, следовательно, должен обладать априорной всеобщность. Эта априорная всеобщность морального закона есть форма

всякого морально значимого поступка. Поэтому моральный закон дает форму категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Другими словами, поступок может считаться нравственным только в том случае, если он может стать законом для других.

Для понимания специфики проблематики отчуждения в работе анализируется еще один постулат И. Канта, состоящий в том, что следует действовать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель. В связи с этим он вывел практический императив: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним и каждое разумное существо есть цель сама по себе». Таким образом, в «Критике практического разума» И. Кант отграничивает мир свободы от мира природы, и, тем самым, преодолевает свойственное Новому времени понимание свободы как познания той естественной необходимости, которой подчинены действия человека. Отсюда возникает важнейшее представление о нравственной автономии личности. Проблема соотношения свободы личности с внешней необходимостью трансформируется И. Кантом в проблему соотношения законов природы, которые являются законами необходимости, с законами права и законами нравственности, которые суть законы свободы.

Свобода, как принцип нравственной автономии, является для И. Канта критерием права и в государственной сфере. Право собственности на свое «я» является предпосылкой правомочного существования человека, как субъекта правовых отношений, участника общественного договора. Каждый гражданин государства обладает этим правовым качеством - владеть самим собой, выступая при этом правомочным партнером государства, а не «подданным» (subiectum), юридический статус которого равносилен статусу вещи. Принцип автономии личности, напротив, предполагает, что каждый индивид является сам себе господином и не зависит от абсолютной воли другого лица. Таким образом, понятие нравственной автономии личности радикально изменяет всю архитектонику теории общественного договора,. отличая И. Канта от Ж.-Ж. Руссо. Продолжая Ж.-Ж. Руссо, можно сказать, свобода индивида возможна только как свобода государства, реализующего в своей практике la volonté générale - всеобщую волю. С позиции И. Канта, автономия личности - вот та независимая позиция, обретение которой позволяет человеку вступать в отношение с государством как равной себе инстанцией. Совокупность правовых отношений между индивидом и государством философ называет Rechtstaat - правовым государством." Только в том обществе, в котором максимальная свобода сочетается с непреодолимым принуждением, и есть, по И. Канту, совершенно справедливое гражданское устройство.

Таким образом, в работе показано, что «Категорический императив» И. Канта, представляет собой антитезу отчуждению человека, которое суть не что иное, как низведение человека до функции средства.

В 23 «Отчуждение, как необходимый компонент развития (концепция отчуждения Г. Гегеля)» отчуждение анализируется, как естественный компонент человеческого развития, посредством проведения анализа концепции отчуждения Г.Гегеля.

Отчуждение («ЕШ&етс1шщ») трактуется Г. Гегелем предельно широко и не несет в себе негативной окраски. В гегелевской концепции, отчуждение является, с одной стороны, опредмечиванием, самоотчуждением духа в природе, а с другой стороны - «овеществлением», свидетельствующим о максимальной удаленности человека от подлинного самосознания. У Г. Гегеля отчуждение - это «свое другое», в котором субъект должен опознать самого себя. Стремление человека к самопознанию проходит сквозь череду «гештальтов» абсолютного духа, в котором каждый последующий «гештальт» включает в себя все содержательное богатство предыдущего. Таким образом, процесс становления человека Г. Гегель рассматривает, как процесс опредмечивания - распредмечивания, или иначе, как процесс отчуждения и его снятия.

Предмет (весь мир), создается в процессе познания, а его творец представляется познанным субъектом. Путем к самопознанию у Г. Гегеля является познание духом самого себя в им же созданном продукте. Через понятие отчуждения выражается также процесс созидания человеком самого себя. Этот процесс самосозидания человека выражается в различных «гештальтах» социального мира, где гражданскому обществу отводится роль посредующего члена, сопрягающего партикуляризм частной, семейной жизни с всеобщностью государственного интереса. При этом в гражданском обществе до известной степени реализован принцип нравственной автономии личности, поскольку в нем «каждый для себя - цель». Недостаток этой автономии человека, тонко подмеченной философом, выражается в том, что «остальные для него ничто». Таким образом, полная реализация автономии личности достижима только в государстве, нравственная цель которого состоит в соединении моральной свободы одного с моральной свободой другого. Если данное положение рассматривать на основе диалектики раба и господина, то можно заключить, что бытие одного осуществляется через самоотчуждение в образе Другого, последующую борьбу с Другим и через примирение с ним в опыте самопознания. «Я» и «Другой» перетекают друг в друга и сливаются в некое новое единство, как неотъемлемая часть развития разума.

Отождествляя отчуждение и опредмечивание, предавая этим отчуждению необходимый, всеобщий характер, Г. Гегель, тем не менее, первым высказал мысль о том, что при определенных условиях трудовая деятельность может стать источником самоотчуждения человека в труде. Философ рассматривал отчуждение с теологических позиций развития мироздания, как неотъемлемый элемент человеческой истории, как источник развития сознания индивида, как процесс созидания человеком самого себя. К. Маркс, критикуя Г. Гегеля, трактовал отчуждение как отчуждение рабочего от условий, предмета и средств труда, от собственной способности к труду, от продукта своего труда, что в

итоге приводит к отчуждению индивида от его человеческой сущности, от индивидуальной и родовой жизни.

На основании изложенного материала, в работе сделан вывод, что концепция отчуждения деятельности К. Маркса, помимо опоры на идеи Г. Гегеля, неявным образом опирается на концепции отчуждения Ж.-Ж. Руссо и И. Канта.

В третьем параграфе первой главы «Причины и условия отчуждения труда в индустриальном обществе (концепция отчуждения К. Маркса)»

анализируется концепция отчуждения деятельности в индустриальный период развития общества, детально разработанная К. Марксом. В основе концепции философа лежит понятие «трудящегося человека». Особое внимание К. Маркс уделяет эксплуатации человека человеком и вводит для его объяснения выражение «отчуждение труда».

Низведение человека до функции средства, превращение его в придаток машины, в средство для получения прибыли, в процессе осуществления производственной деятельности становится основополагающим моментом в классической схеме утраты свободы индивидом, представленной К. Марксом в его «четырехзвенной формуле» отчуждения. Отчуждение труда, по мнению философа, это отчуждение собственной природы, тела и духовной жизни человека, т.е. такая опредмеченность, которая обесчеловечивает его. Таким образом, К. Маркс, полностью описал ситуацию утраты человеком свободы в том понимании, которое вкладывал в это понятие И. Кант. Человек, в интерпретации К. Маркса, в ситуации отчуждения становится средством, а не целью.

К. Маркс рассматривает отчуждение как негативный феномен, связанный с социально-экономическими условиями. Основной причиной возникновения отчуждения деятельности он считал частную собственность и капиталистический способ производства, поскольку именно возникновение частной собственности на средства производства и привело, во-первых, к принудительному разделению труда, а, во-вторых, к разделению функций производства - потребления, наслаждения от продуктов труда и самим трудом между различными слоями общества или классами. В результате чего, труд из сущностной характеристики человека, из способа удовлетворения самой подлинной из человеческих потребностей - потребности в творчестве, превратился в средство поддержания работающим индивидом своего физического существования. Помимо разделения труда и частной собственности, в качестве источника отчужденного, «неподлинного» существования индивида К. Маркс" выделял принуждение к труду, как неотъемлемую составляющую производственных отношений при капиталистическом способе производства. Человек испытывает принуждение к деятельности, поскольку не находит в ней смысла, который ускользает от работающего субъекта вследствие разделения труда, когда в индустриальном обществе человек, будучи винтиком, придатком машины, не видит конечных результатов своего труда. Таким образом, получается замкнутый круг:

отчуждение, порождаемое разделением труда, приводит к потере смысловой составляющей деятельности, отсутствию возможностей творчества и реализации сущностных сил человека, что, в свою очередь, приводит к отсутствию личной мотивации к труду. Нежелание выполнять свой труд добровольно, приводит к другому источнику отчуждения - принуждению. Принуждение, отсутствие личной заинтересованности в процессе труда, приводит к самоотчуждению человека в труде, к апатии, аномии, чувству бессмысленности существования.

Противоречия в способе производства материальных благ проявляются в форме конфликта между классами, сложившимися в определенных экономических условиях. С точки зрения К. Маркса, проблема принуждения может быть решена только путем социальной революции, поскольку в любом обществе, кроме коммунистического, разделение труда сопровождается принуждением. Приняв феномен принуждения в качестве одного из источников отчуждения, К. Маркс, тем самым, «переводит» индивида из субъекта деятельности в объект, претерпевающий негативное воздействие внешних, чуждых ему сил. Данное положение дел в корне противоречит представлениям о «подлинном» способе бытия человека, при котором в процессе своей деятельности он должен в полной мере проявлять свои сущностные силы, свободно реализовыватъся в качестве субъекта своей деятельности. Несмотря на то, что философ настаивает на временном, преходящем характере отчуждения и на его нетождественности опредмечиванию, тем не менее, его концепция все же учитывает изначальное онтологическое основание последнего - опредмечивание. Соответственно, непреодолимость опредмечивания, по крайней мере, в процессе осуществления человеческой деятельности по производству (воспроизводству) материальных ценностей, влечет за собой потенциальную возможность возникновения феномена отчуждения.

Теорию К. Маркса можно считать одной из первых попыток создания целостной теории социального отчуждения. Для целого ряда западных мыслителей XX века, среди которых такие имена, как Э. Фромм, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, не говоря уже об отечественных философах и социологах, идеи К. Маркса послужили надежным основанием для критики капиталистического общества, как общества тотального отчуждения.

Глава 2 «Философский анализ отчуждения деятельности в постиндустриальный период развития общества» диссертационного исследования состоит из пяти параграфов, в которых выявляются оригинальные и типичные особенности неклассических трактовок понятия «отчуждения», рассматриваются основные моменты трансформации понятий «труд» и «отчуждение» при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. В этой части работы предпринимается попытка ответить на вопрос, какая из проанализированных концепций отчуждения наиболее точно отражает процессы, происходящие в современном мире, а также выявляются причины

возникновения феномена отчуждения деятельности на современном этапе развития общества, в том числе носящие экзистенциальный характер.

В первом параграфе второй главы «Основные направления постклассических концепций отчуждения» рассматриваются основные положения неклассических философских концепций, таких как экзистенциализм, психоанализ и неомарксизм, в которых проблеме отчуждения также уделяется достаточно внимания, предлагаются новые трактовки, как самого феномена отчуждения, так и причин, условий способствующих его возникновению и развитию.

В период XX столетия доминантой философского поля являются взгляды представителей такого философского течения, как экзистенциализм. В частности, в работе проведен анализ взглядов H.A. Бердяева, Ж. Сартра, Г. Марселя, М. Хайдеггера на проблему отчуждении. С их точки зрения, отчуждение тождественно объективации или опредмечиванию. В результате чего, вся практическая деятельность человека рассматривается как отчуждение, которое превращает результаты деятельности людей, а также и их самих в нечто вещественное, ущербное, чуждое другим и самим себе. Человек, оценивающийся обществом по производительности своего труда, перестает существовать как личность, отчуждается от человеческой природы, становится чуждым себе самому, своей собственной сущности, теряет смысл жизни. H.A. Бердяев заметил, что человек, живущий в мире объективации, стремится господствовать в нем, но любая его деятельность в данном мире объективируется и порождает все новые формы объективации, и они еще больше его порабощают. Г. Марсель пришел к выводу, что в результате действия отчуждения человек уже подвергает свою собственную сущность сомнению, отказывает ей в ее исходной действительности. Ж. Сартр видел такое устройство предметного мира человека, которое несет отчуждение в самом акте своего существования. Проблему самоотчуждения считал преодолимой, но предупреждал, что личность, свободная от социальных стандартов, станет чуждой для других людей, поскольку не оправдает их социальные ожидания.

Одновременно с экзистенциальными концепциями отчуждения, в постиндустриальный период развития общества особую популярность приобретают взгляды, на рассматриваемый нами феномен, с позиции психоанализа. В работе представлены взгляды 3. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма на феномен отчуждения. По 3. Фрейду, возникновение отчужденных состояний у человека - результат противоречия между природным и культурным. Отчуждение связывается с неадекватным восприятием реальности, неадекватным самовосприятием, с противопоставлением себя обществу, неприятием культурных норм и ценностей, с гнетущим чувством одиночества и т.п. Подобное положение может приводить к различным психическим заболеваниям. К. Юнг отметил, что рациональное мышление западного человека, стремящегося все объяснить и соответствующим образом преобразовать, время от времени сталкивается с

прорывами архетипов из коллективного бессознательного в индивидуальное сознательное, внося хаос в психику и, следовательно, в жизнь, что становится причиной неврозов и аномалий в поведении людей. По мнению К. Хорни, предпосылка неврозов - порожденный социальной средой «основной страх», средствами защиты от которого выбираются рационализация, замещение, интенсивная деятельность, бегство. Данные некорректные решения проблемы страха способны приводить к таким неврозам, как «привязанность», «власть», «покорность», «изоляция», и они только усугубляют самоотчуждение личности. Э. Фромм сделал попытку объединить фрейдизм с марксизмом. Наряду с отрицательными последствиями отчуждения, он выявил и положительное обстоятельство: вместе с увеличением числа отчужденных и степеней их отчуждения повышается мобильность индивидов в плане выбора путей преодоления самоотчуждения.

Несмотря на глобальные изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества развитых стран Запада и США, в постиндустриальный период большую популярность имели философские взгляды, основанные на классических марксистских концепциях отчуждения. В работе рассматриваются взгляды на проблему отчуждения Д. Лукача, Г. Зиммеля, М. Хоркхаймера, Т. Адорно. С позиции Г. Зиммеля, чуждыми жизненной силе человека, противостоящие ей и сдерживающие ее различные проявления, являются феномены материальной и духовной культуры, порожденные социумом. С точки зрения Д. Лукача, человек становится чуждым окружающему его миру, другим людям, общественным организациям (структурам), и в итоге - самому себе. Преодоление подобного положения возможно лишь диалектическим путем, результатом которого должны стать социальные изменения. Представители Франкфуртской школы полагали, что причиной отчуждения является доминирование инструментальной рациональности, в качестве способа преодоления отчуждения, предлагали распространение мировоззрения, основанного на критическом мышлении, которое бы разоблачало формы ложного сознания, вскрывало истоки подавления человечности. В частности, М. Хоркхаймер, будучи противником социальной революции, возлагал надежды на философию как инструмент, способный помочь человеку выдержать тотальное давление, сохранить себя. Позиция Т. Адорно заключалась в том, что причиной отчуждения человека является рационализм его мышления, вытеснение иррационального восприятия действительности приводит ко все большей атомизации человека и, следовательно, ко все большему отчуждению. В современных условиях просвещение превращается в тотальный обман масс. Г. Маркузе разработал концепцию одномерного человека. Люди в современном обществе стали одномерными в результате тотального отчуждения друг от друга, от самих себя и от общества в целом. Предельно бюрократизированные и технизированные, они не могут почувствовать даже на бессознательном уровне своей отчужденности. У подобных людей отсутствуют возможности для сравнения

отчужденного или неотчужденного состояния, и поэтому власть посредством рациональности может формировать даже витальные потребности индивида.

Таким образом, рассматриваемая нами проблема отчуждения, и в новых социальных и экономических условиях постиндустриального общества не утрачивает своей актуальности. Она продолжает занимать одно из приоритетных направлений в области философской мысли. В качестве основных факторов отчуждения в этот период называют общество, государство, политику, мораль, культуру, религию, науку, технику, а отчужденному миру, обрекающему индивида на страдания, противопоставляют мир свободы и творчества. На этом основании, в работе сделан вывод, что в философии постиндустриального периода присутствует тенденция объединения, взаимопроникновения различных философских течений. Через все рассмотренные концепции отчуждения проходит мысль несовпадения сущностных человеческих потребностей с жестокой реальностью мира.

Поскольку при переходе от индустриального к постиндустриальному способу производства деятельность индивидов на рабочем месте существенно изменилась, во втором параграфе второй главы «Трансформация понятия «труд» при переходе от индустриального к постиндустриальному периоду развития общества», проведен анализ трансформации понятия «труд», при переходе общества на новую ступень своего развития. Точнее говоря, проанализирована та смысловая нагрузка, которую вкладывали в это понятие философы и социологи индустриального и постиндустриального периодов. Как уже было отмечено в первой главе, К. Маркс использовал понятие «труд» в двух различных значениях. Во-первых, как естественный способ бытия человека, в процессе которого он имеет возможность реализовывать свои сущностные родовые силы (определенные нами как «творчество»). Во-вторых, при использовании понятия «отчужденный труд», как способ выполнения простых, односложных манипуляций, характерных для производства материальных ценностей, служащий лишь для поддержания физического существования работающего индивида и низводящий последнего до состояния животного. А. Маршалл, хотя и отдавал труду значительную роль в формировании человека, однако, труд уже не рассматривал в качестве основополагающего способа бытия человека. По его мнению, труд, выступая лишь в качестве одного из аспектов, является умственным или физическим усилием, предпринимаемым для достижения какого-либо конечного результата, не принимая во внимание удовлетворение, получаемое от сделанной работы. Г. Маркузе и Э. Фромм замечают, что труд, как деятельность по производству потребительных стоимостей, в процессе развития цивилизации приобретает все более отчужденный характер, лишая человека времени на удовольствия и самореализацию, необходимые с точки зрения удовлетворения природных потребностей. Г. Маркузе предлагает человеку превращать деятельность не в труд, а в игру. Это возможно, если процесс деятельности превратится в самоцель. Ж. Бодрийяр утверждал, что труд окончательно утратил свое

значение в качестве средства необходимого для поддержания существования индивида и общества, вообще утратил какие-либо реальные цели.

В результате мы смогли сделать вывод, что самое широкое определение труда, данное К. Марксом в первом томе «Капитала», по своему смыслу практически совпадает с определением феномена человеческой деятельности. Во всех последующих рассмотренных нами социально-философских концепциях, труд представляет собой не что иное, как феномен отчужденной деятельности. При этом термины «труд» и «отчужденная деятельность» употребляются как синонимы и используются для обозначения профессиональной деятельности индивидов на рабочем месте.

В третьем параграфе второй главы «Причины отчуждения деятельности в постиндустриальный период» рассмотрены взгляды философов на положение работающего индивида в исторический период перехода общества к новым социальным и экономическим условиям постиндустриализма. Параграф состоит из двух блоков: «Неомарксизм и парадигма принуждения» и «Отчуждение деятельности в концепции по стиндустриалисто в ».

В 3.1 «Неомарксизм и парадигма принуждения» установлено, что неомарксисты применяли к социально-экономическим условиям развитого индустриального (постиндустриального) общества концепцию отчуждения, основанную на тотальном подчинении и принуждении к труду, которой пользовался К. Маркс на этапе современного ему индустриального общества. Д. Белл и А. Горц установили, что в условиях развитого капиталистического общества проблема отчуждения деятельности утратила свою главную составляющую - экономическое принуждение к труду. В постиндустриальный период рабочие, хотя и не поставлены перед выбором между трудом и голодной смертью, все же их профессиональная деятельность по-прежнему препятствует свободной самореализации, развитию творческих способностей, которые деградируют, если не могут быть применены к процессу труда. Таким образом, проблема выживания заменена проблемой применения своих творческих способностей на рабочем месте. Г. Маркузе сделал вывод, что индивид, пребывающий в состоянии счастливого сознания, навязанного ему средствами массовой информации, удовлетворенный своим экономическим и социальным положением, далек от ощущения необходимости творческой самореализации на рабочем месте. Все его устремления направлены на удовлетворение потребностей, сформированных обществом потребления, которые Г. Маркузе считает ложными. Э. Фромм, пытаясь решить данную проблему, говорил, что для физического выживания рода человеческого нужно радикальное изменение человеческого сердца. Для изменения сердца, в свою очередь, необходимы коренные социально-экономические преобразования. Непременное условие - осознание и согласие, что человек страдает, и желание решить проблему. Э. Фромм описал трудовые общины как некий идеальный вариант здорового общества, провел параллели между буддизмом и концепцией К. Маркса. М. Фуко констатировал, что власть уже не принуждает человека к

чему-либо под страхом смерти или нищеты, не является причиной его отчужденного существования, а, наоборот, побуждает к производству материальных благ, знаний, сексуальности и самой жизни.

В 3.2 «Отчуждение деятельности в концепции постиндустриалистов» проанализированы взгляды на отчуждение современных философов и социологов. Ряд мыслителей постиндустриализма, среди которых экономист Дж. Рифкин и социолог П. Дракер, предрекают исчезновение труда за счет внедрения совершенных компьютерных технологий. В качестве единственного сектора, в котором еще можно было ожидать потребность в рабочих местах, они называют теоретические и прикладные научные исследования. Это может быть проблемой далекого будущего. В настоящий момент более актуальна проблема утраты базовой ценности труда как профессиональной деятельности индивида на рабочем месте. С точки зрения К. Оффе, общество утратило культурные источники и экономические санкции, необходимые для стабилизации субъективной ориентации на труд, достижения и заработную плату. Р. Хейльбронер и Э. Тоффлер не соглашаются с мнением, что в принципе возможно создать мир, в котором люди окажутся вольны не предпринимать никаких усилий вообще. Когда социум достигнет изобилия, людей будут заботить не экономические, а психологические, моральные, социальные и эстетические проблемы. Новое постиндустриальное общество принесет с собой новую систему ценностей. Ф. Фукуяма полагает, что главным побудительным мотивом человеческой деятельности сейчас является борьба за признание другими людьми. Р. Инглегарт говорит, что преобладающее внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности уступило место заботе о качестве жизни. Он убежден в наличии у развитых стран беспрецедентной не только экономической, но и физической безопасности. А. Этциони, который занимался осмыслением трансформации системы ценностей, происходящей в постиндустриальном обществе, указывает на смену типов рациональности. Он пишет, что качество жизни определяется теперь не высоким уровнем доходов населения или улучшением качества предметов потребления, а повышением качества жизни за счет удовлетворения моральных, духовных потребностей людей. И. Бецольд считает, что в постиндустриальном обществе работающий индивид предъявляет к работодателю новые требования, напрямую связанные с удовлетворением его потребностей в творчестве, самовыражении и признании своей индивидуальности. В.Л. Иноземцев обращает внимание, что когда материальная и интеллектуальная творческие предпосылки стали объединенными с потребностью в нем, тогда творческая активность начала выступать существенным фактором прогресса социума.

Проанализировав концепции отчуждения деятельности, разработанные мыслителями постиндустриального периода, мы установили, что капиталистическая система и в эпоху постиндустриального общества продолжает отчуждать работающего индивида от его «подлинной человеческой сущности». Разница состоит лишь в том, что в исторический период,

описанный К. Марксом, человеческая сущность подавлялась практически полностью, вплоть до ограничения полноценного удовлетворения физиологических потребностей, а в постиндустриальный период профессиональная деятельность, в ряде случаев, препятствует свободной самореализации и развитию творческих способностей работающего индивида. В тоже время, в постиндустриальном обществе справедливым становится и тот факт, что работающий индивид получает потенциальную возможность выбора профессиональной деятельности, в процессе которой он может с успехом реализовывать заложенные в нем личностные качества. Постиндустриальное общество создает необходимые условия для того, чтобы труд снова приобрел статус сущностной характеристики человека, стал основным средством его самореализации и саморазвития. Такие личностные качества, как творческая активность, способность к самосовершенствованию, самостоятельность в принятии решений приобретают наибольшую ценность для общества. Решающая роль субъекта деятельности заключается в том, что бы сделать выбор между экономической составляющей труда и возможностью творчества и самореализации.

Таким образом, постиндустриальное общество смогло, если не преодолеть, то существенным образом смягчить главные причины отчуждения деятельности, от которых отталкивался К. Маркс при построении своей теории отчуждения.

В четвертом параграфе второй главы «Отчуждение деятельности в контексте «международного разделения труда»» показано, что в результате произошедшего в мире «международного разделения труда», индустриальный сектор экономики, основанный на материальном производстве и производительном труде, переместился в «развивающиеся» страны мира, что позволило нематериальной, умственной, творческой деятельности сконцентрироваться в развитых странах западной Европы и США. На этом основании мы делаем вывод, что концепция отчуждения деятельности, разработанная К. Марксом, остается актуальна для описания положения рабочих в современных странах «третьего мира».

Анализируя процессы, происходящие в современном мире, мы делаем вывод, что социальное и экономическое положение людей по-прежнему определяется частной собственностью на средства производства, с той лишь разницей, что в качестве «средств производства» все чаще выступают хорошее образование и высокая квалификация работника. Несмотря на то, что в современном обществе такие «постматериалистические» ценности, как возможность самореализации, признание другими людьми, общественная полезность начинают конкурировать по значимости с высоким материальным доходом от трудовой деятельности, тем не менее, индивид продолжает быть заинтересован в «эксплуатации» своего интеллектуального, профессионального и творческого потенциала, а, следовательно, экономическая сторона труда остается если не главной, то все же, одной из необходимых составляющих процесса труда.

Таким образом, мы установили, что современное нам мировое сообщество полностью не перешло в постиндустриальную фазу развития, о которой писали теоретики постиндустриализма, отталкиваясь только от социальных и экономических условий развитых стран Запада и США. Современное мировое сообщество представляет собой сплав индустриальной и постиндустриальной общественных формаций, которые тесно между собой взаимосвязаны. Соответственно, для характеристики отчуждения деятельности на сегодняшний день, актуальными остаются как классические, так и неклассические концепции отчуждения.

Рассмотрев причины отчуждения деятельности, предполагающие в качестве своей первоосновы экономические и социальные условия жизни общества, в пятом параграфе второй главы «Отчуждение деятельности, как способ реализации сущности человека (экзистенциальный аспект)» проведен анализ феномена отчуждения деятельности, имеющего экзистенциальную природу.

Данный анализ позволил нам заключить, что отчуждение деятельности, по ряду объективных причин, остается одним из вечных негативных социальных феноменов, преследующих общество на всех этапах его исторического развития, вне зависимости от экономических и социальных условий. Отчуждение или самоотчуждение индивида в процессе своей профессиональной деятельности будет негативно восприниматься работающим индивидом до тех пор, пока индивид не получит реальную, а не потенциальную возможность выбора сферы приложения своих творческих способностей. Человек будет продолжать ощущать себя несчастным, не реализовавшим свои возможности, используемым в качестве средства по достижению «чужих» целей до тех пор, пока не исчезнет экономическая составляющая процесса труда, вынуждающая человека зарабатывать себе на жизнь. Перспектива существования общества вне экономического пространства представляется нам утопичной, а, следовательно, мы приходим к выводу, что решение проблемы отчуждения деятельности в рамках всего общества принципиально невозможно.

По ряду объективных причин большое количество людей в современном мире не могут совмещать финансовое благополучие с возможностью самореализации и творчества, совершая добровольный выбор в пользу экономического благополучия, но отчуждения в процессе трудовой деятельности. Подобный выбор, безусловно, является свободным волеизъявлением, а значит проявлением сущности человека. Таким образом, мы делаем вывод, что отчуждение (самоотчуждение) является одним из способов существования человека, осуществления его деятельности, следовательно, одним из способов реализации его сущности.

Несмотря на тот факт, что в масштабах всего мира невозможно преодолеть отчуждение деятельности, каждый отдельный индивид, в силу своих личностных и волевых качеств, в современном обществе все же имеет возможность реализовать себя и избежать отчужденного существования,

возникающего в результате осуществления профессиональной деятельности. С этой целью необходимо не только приложить усилия для определения своего призвания, той области деятельности, в которой могли бы максимально раскрыться, заложенные в человеке способности, но и научиться распознавать и развивать проявления своей собственной сущности в процессе необходимого осуществления профессиональной деятельности.

Проведенное исследование показало, что отчуждение деятельности действительно является актуальным феноменом, присутствующим на всем протяжении развития общества, вне зависимости от экономических и социальных условий.

В заключение диссертации изложены результаты исследования и сформулированы основные выводы, а также намечены перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Научные журналы, рекомендуемые ВАК РФ для опубликования научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:

1. Ляхова, Я.Ю. Два взгляда на проблему преодоления отчуждения (К.Маркс, Ф.Шиллер) / Я.Ю. Ляхова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные н социальные науки»: Науч. журнал.

- Архангельск, 2008. - № 11. - С. 101-104. (0,4 п.л.).

2. Ляхова, Я.Ю. Отчуждение в профессиональной деятельности как философская проблема / Я.Ю. Ляхова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: Науч. журнал. - Архангельск, 2009. - № 5. - С. 53-56. (0,4 п.л.).

3. Ляхова, Я.Ю. Трансформация понятия «труд» в социально-философских концепциях «постиндустриалистов» / Я.Ю. Ляхова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: Науч. журнал. - Архангельск, 2010. -№ 1. - С. 36-40. (0,5 п.л.)

4. Ляхова, Я.Ю. Отчуждение деятельности как способ реализации сущности человека / Я.Ю. Ляхова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные н социальные науки»: Науч. журнал.

- Архангельск, 2010. - № 3. - С. 50-54. (0,5 пл.).

Публикации в других изданиях:

5. Ляхова, Я.Ю. Роль воспитания в процессе преодоления отчуждения деятельности, как одного из способов реализации сущности человека / Я.Ю. Ляхова // Вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса по программам высшего профессионального образования в Архангельском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России: Материалы научно-практической конференции (г. Архангельск, 27 мая 2009 г.) / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «С.- Петерб. ун-т МВД России», Арханг. фил.; / редкол.: A.B. Мандрик, A.A. Усачёв. - Архангельск, 2009. - 84 с. - С. 78-82. (0,4 п.л.).

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ляхова, Яна Юрьевна

Введение.

Глава 1 Анализ классических концепций отчуждения.

§1 Отчуждение как феномен.

1.1. Деятельность как целенаправленный процесс преобразования сущего человеком.

1.2 Труд и категория «отчуждения».

§ 2 Анализ классических трактовок отчуждения.

2.1 Понятие отчуждения в работах просветителей.

2.2 Категорический императив И. Канта как антитез отчуждения.

2.3 Отчуждение, как необходимый компонент развития (концепция отчуждения Г. Гегеля).

§ 3 Причины и условия отчуждения труда в индустриальном обществе (концепция отчуждения К. Маркса).

Глава 2 Философский анализ отчуждения деятельности в постиндустриальный период развития общества.

§1. Основные направления неклассических концепций отчуждения.

§2 Трансформация понятия «труд» при переходе от индустриального к постиндустриальному периоду развития общества.

§ 3 Причины отчуждения деятельности в постиндустриальный период.

3.1 Неомарксизм и парадигма принуждения.

3.2 Отчуждение деятельности в концепции «постиндустриалистов».

§4. Отчуждение деятельности в контексте «международного разделения труда».

§5. Отчуждение деятельности, как способ реализации сущности человека* экзистенциальный аспект).

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Ляхова, Яна Юрьевна

Актуальность темы исследования

О важности исследования проблемы отчуждения свидетельствует множество публикаций по данной теме, причем анализ этого явления мыслителями XIX века сохраняет свою значимость и в отношении проблем постиндустриального общества. Один из ведущих отечественных исследователей постиндустриального общества, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества В.Л. Иноземцев отмечал, что переход к постиндустриальному обществу становится переходом от общества эксплуатации к обществу отчуждения. Профессор В.Е. Горозия утверждает, что можно говорить о таком феномене как глобальное отчуждение, которое ведет к уничтожению человечества.

Отчуждение деятельности является одной из важнейших социальных проблем. Ситуация, когда деятельность человека и ее продукты/результаты становятся самостоятельными силами, господствующими над человеком характерна для любой исторической эпохи. Однако отчуждение не ограничивается исключительно экономической и социальной сферой, оно охватывает все области человеческой деятельности. Выделяют разные типы отчуждения, такие как отчуждение человека от мира, от природы, от общественных связей, от социальных вещей, от самого себя и т.д. Можно выделить экзистенциально-психологические и феноменологические подходы к анализу феномена отчуждения. Значительный блок исследований посвящен разным сторонам отчуждения - отчуждению в пространстве знака, механизмам функционирования, программ его преодоления и др. Данная диссертационная работа предпринимает попытку рассмотреть трансформацию феномена отчуждения деятельности, происходящую в исторический период перехода общества от индустриального к постиндустриальному периоду своего развития с позиции именно социально-философской.

Исходя из такой установки направленности исследования, нам представляется важным последовательно рассмотреть основные черты феномена отчуждения, послужившие толчком для формирования классических теоретических концепций отчуждения, а также раскрыть особенности трансформации феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. В работе предпринята попытка выявления различий и сходств в трактовках, как феномена отчуждения деятельности, так и самого понятия «труд». Это обусловлено тем, что при переходе от индустриального к постиндустриальному способу производства деятельность индивидов на рабочем месте существенно изменилась, а следовательно, изменилась и смысловая нагрузка, которую вкладывали в это понятие философы и социологи индустриального и постиндустриального периодов.

На основании изложенного материала нам представляется актуальным, рассмотрев классические и неклассические концепции отчуждения деятельности, выявить причины и условия, способствующие отчуждению деятельности, характерные для современного нам этапа развития мирового сообщества. А также установить - произошел ли переход мирового сообщества к постиндустриальной стадии развития, описанной теоретиками постиндустриализма, применительно к социальным и экономическим условиям развитых стран Запада и США.

Актуальность анализа поставленных проблем отчуждения деятельности связана и с тем, что они не являются объектами исключительно академического исследования. Это явления нашей повседневной жизни, которые никого не оставляют равнодушными и вызывают неоднозначную реакцию. Учитывая тот факт, что одной из важнейших задач философии является осмысление происходящих в мире процессов, серьезный, анализ и открытое обсуждение конкретных проблем, мы можем сказать, что изучение феномена отчуждения деятельности важно не только в его теоретическом 4 аспекте, но и в его практической реализации с целью выявления и возможной нивелировки отчуждения деятельности, применительно к отдельно взятой-личности, испытывающей на себе его негативное воздействие.

Отчуждение деятельности является сложным и важным элементом современности и его социально-философский анализ представляется актуальным и востребованным.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «отчуждения» представляет собой устоявшийся социально-философский термин. В качестве философской категории он впервые появляется в теориях общественного договора ХУП - XVIII веков, в рамках которых отчуждение трактуется, как акт передачи тех или иных прав отдельных индивидов государству. Дальнейшее развитие категория отчуждения получает в произведениях знаменитых представителей немецкого романтизма и немецкой классической философии, прежде всего И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, М. Штирнера, Б. Бауэра, Л. Фейербаха, Ф. Шиллера.

Отчуждение, как социальный феномен, требующий обязательного преодоления, было подробнейшим образом рассмотрено в концептуальных построениях К.Маркса.

На протяжении XX века проблематика отчуждения разрабатывается в рамках различных исследовательских традиций. Наиболее активно тема отчуждения разрабатывалась представителями «неомарксизма», у истоков которого стояли К. Корш и Д. Лукач. Дальнейшее свое развитие эти подходы получили в концептуальных построениях философов и социологов Франкфуртской школы. Особый интерес в этом плане представляют работы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и М. Хоркхаймера. Идеи Франкфуртской школы оказали заметное влияние на многих зарубежных исследователей, разрабатывавших отдельные аспекты проблемы отчуждения, среди которых следует назвать, прежде всего, Л. Альтюссера, X. Арендт. 5

Важный вклад в понимание сущности социального отчуждения также внесли представители психоанализа. Труды В. Адлера и Э. Фромма позволили лучше понять и осмыслить психологическую сторону социального отчуждения как особого внутриличностного конфликта.

Проблематика отчуждения нашла свое отражение также и в философии экзистенциализма и «теологии кризиса» XX века. В трудах К. Барта, H.A. Бердяева, М. Бубера, А. Камю, Г. Марселя, Р. Нибура, Ж.П. Сартра, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, Л.И. Шестова, К. Ясперса мы встречаем трактовку отчуждения как одиночества человека, покинутости его Богом, утраты связи с «Другим», ощущения абсурдности своего существования.

В структурализме и постструктурализме проблема отчуждения осмысливается в ситуации кризиса субъектоцентристской парадигмы западноевропейской философии, оказывая тем самым существенное влияние на постнеклассический характер размышлений о человеке и его месте в обществе. В теоретических построениях М. Фуко и Ж. Лакан открываются принципиально новые формы отчуждения человека в современном обществе: отчуждение в пространстве знака и отчуждение в пространстве власти.

В философии советского периода проблема отчуждения рассматривалась исключительно с позиций марксизма (преимущественно, в историко-философском плане и под углом критики немарксистских концепций). В связи с этим следует упомянуть работы Э.В. Ильенкова, Б.Т. Григорьяна, С.М. Ковалёва, И.С. Нарского, А.И. Огурцова, Т.И. Ойзермана.

Говоря о социальных теориях постиндустриального развития, следует отметить, что они начали разрабатываться еще в 1960-е годы, когда стало очевидным вступление общества в период перехода от индустриальной к новой фазе своего развития. При этом основное внимание было первоначально приковано к целому ряду понятий, сформированных на основе использования префекта «пост». Такие термины как «постистория», постмодернизм», «постиндустриализм» стали стержневыми для концептуальных парадигм. Д. Белла, А. Тоффлера, Д. Рйсмана; Д. Гэлбрейта и др. Фундаментом данных теорий стала оценка нового типа социума как резко отличающегося от общества периода индустриального развития.

Однако уже с середины Л 970-х акценты сместились на-поиск терминов и понятий так или иначе связанных с указанием на новую технологическую и информационную природу современного общества. Все чаще стал употребляться термин «информационное общество», теория которого была разработана в трудах М. Пората, Й. Масуды, Т. Стоуньера и др. К этому направлению также примыкают концепция технотронного общества, созданная 3. Бжезинским, и доктрины, подчеркивающие роль знаний и обозначающие современный социум как «общество знания» (Т. Стюарт, Т. Сакайя и др.).

В современных социальных науках центральное место наряду с понятием «постидустриализм» занимает понятие «глобализация». Популярность термина актуализировалась именно в 90-е годы XX столетия и связано это, в первую очередь, с падением коммунистических режимов, кризисом японской экономики 1989 - 1990 годов и ренессансом западных экономик в начале 90-х прошлого столетия. Рост экономического могущества западного мира и формирование новой модели самоподдерживающегося развития в условиях зрелого постиндустриального строя в сочетании с активной экспансией политических и идеологических парадигм Запада в бывшие коммунистические страны, страны Азии и Латинской Америки и стали катализатором становления теории глобалистики.

Авторитетными исследователями современных социальных трансформаций являются В.Л. Иноземцев, А. Турен, 3. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн (школа миросистемного анализа) и С. Хантингтон (цивилизационный подход). Необходимо отметить концепцию Ю. Хабермаса, рассматривавшего отчуждение в контексте «проекта» общества модерна.

Сегодня традицию историко-философского подхода продолжают такие российские исследователи, как O.P. Аверина, З.Р. Валеева, В.Е. Кемеров, JI.JI. Кортунова, С.Г. Лагутин, Б.В. Марков, В.И. Марков, В.В. Парцвания,

B.Н. Первушина, Д.Н. Приходько, Ю.А. Прозоров, Е.М. Прошанова, Е.М. Солина; Ю.Н. Солонин, А.Д. Спирин, М.Ш. Шихаде, H.A. Яковлев и др.

H.A. Вторушин, И.Н. Гавриленко, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Сагатовский в качестве источника феномена отчуждения называют социальные и экономические условия развития общества.

В работах таких современных исследователей, как В.В. Абраменкова,

C.А. Ветров, Э.М. Викторов, Б.Н. Воронцов, В.В. Дроздов, И.В. Журавлев, О.И. Юшенков, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, М.В. Полевая,

A.M. Сергеев, Л.Р. Сулейманов, А.Ш. Тхостов, М.В. Шугуров, отчуждение рассматривается в большей степени с экзистенциальных и религиозных позиций, в контексте взаимодействия- внутреннего мира человека с окружающей действительностью.

Отчуждение, как аномия, одиночество, социальное исключение анализируется в работах A.A. Меграбяна, Т.В. Шипуновой.

Анализу феномена отчуждения в постиндустриальном обществе, посвящены работы A.B. Бузгалина, З.К. Давлетшина, Г. Даме, A.B. Егоровой,

B.Л. Иноземцев, Ю.А. Ляшенко, A.A. Миголатьева, Е.А. Самарской, и др.

Отчуждение в контексте современного информационного взаимодействия разобрано в работах C.B. Бондаренко, Ю.Н. Брыгалиной,

Т.П. Ворониной, Д.И. Дубровского, М. Кастельса, И.С. Мелюхина, H.H.

Моисеева, Д. Тапскотта, Ф. Уэбстера, A.B. Харламова и др.

Проблеме отчуждения сущности человека в виртуальной реальности посвящены работы Н.Д. Абасовой, М. Алле, К.А. Белова, А.Л. Крайнова,

Н.И. Лапина, Н. Лумана, М.Ю. Опёнкова, B.C. Свечникова, A.A. Яшина и др.

Непосредственно анализом проблемы отчуждения труда и человеческой деятельности в целом, с разных философских позиций, 8 занимались такие современные авторы, как А.И. Беспалов, В.Е. Горозия, А.И. Денисенко, E.H. Осин, С.Н. Шкарубо и др.

Цель исследования - проанализировать с социально-философской точки зрения трансформацию феномена отчуждения деятельности при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества. Определить причины и условия отчуждения деятельности, характерные для современного этапа общественного развития, а так же возможности преодоления данного негативного социального феномена в будущем.

Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:

• охарактеризовать субъект, объект, процесс деятельности;

• определить сущностные характеристики человеческой деятельности;

• выявить истоки проблемы отчуждения деятельности;

• проанализировать основные концептуальные положения философских воззрений на проблему отчуждения;

• выявить этапы в трансформации понятия «труд» при переходе от индустриального к постиндустриальному периоду общественного развития;

• выявить причины отчуждения деятельности характерные для индустриального и постиндустриального периодов развития общества;

• определить причины отчуждения деятельности характерные для современного этапа общественного развития;

В качестве объекта исследования выступает профессиональная деятельность человека.

Предмет исследования - отчуждение человека в процессе профессиональной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили философские, социально-философские, социологические, психологические, политологические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, а также электронные ресурсы сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения деятельности. Библиографический список приведен в конце работы.

Методология диссертационного исследования основывается на диалектическом подходе и принципе историзма, позволяющих исследовать развитие феномена отчуждения при переходе от индустриального общества к фазе постиндустриального периода и дать оценку современному этапу развития общества. Кроме того, для достижения целей и выполнения задач в работе используются общенаучные методы исследования: эмпирические -наблюдение, сравнение, описание; логические - определение понятий, классификация и типология, обобщение, доказательство, индукция и дедукция, анализ и синтез, которые, в сочетании с историческим подходом, позволяют более разносторонне посмотреть на исследуемую проблему.

Научная новизна работы заключается в исследовании философских и идеологических представлений об отчуждении, которые соответствуют различным периодам европейской истории, таким как Новое время (фаза индустриального общества) и современное состояние общества, определяемое как фаза постиндустриального развития. В исследовании показано, что ответом на проблемы постиндустриального общества становятся экзистенциалистские теории отчуждения, в которых были выявлены такие аспекты феномена отчуждения деятельности, которые не могли быть вскрыты в классическом марксистском анализе.

Положения, выносимые на защиту::

1. Выявлено и показано, что концепция отчуждения* деятельности К. Маркса, помимо опоры на идеи Г. Гегеля, неявным образом опирается на концепции отчуждения Ж.-Ж. Руссо и И. Канта.

2. Отчуждение представляет собой постоянный модус человеческого существования, принимающий различные формы в изменяющихся социальных и экономических условиях.

3. В прямой зависимости от новых социальных диспозиций возникают неклассические концепции отчуждения, в которых отражены экзистенциальные проблемы человеческого существования.

4. Современное мировое сообщество представляет собой сплав индустриальной и постиндустриальной фаз развития, которые в результате произошедшего «международного разделения труда» оказались распределены между развивающимися странами «третьего мира» и развитыми странами Запада и США. Соответственно, для характеристики отчуждения деятельности современного мирового сообщества, актуальными являются как классические, так и неклассические теории отчуждения.

5. Полное преодоление отчуждения деятельности, как это представлено в концепции К. Маркса, невозможно, поскольку его происхождение имеет экзистенциальный источник, и не зависит только от экономических, политических и социальных условий.

6. Преодолеть отчуждение деятельности способен только сам индивид, делающий выбор в пользу творческого труда, не имеющего своей непосредственной и главной целью материальное вознаграждение.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для установления причин и условий возникновения феномена отчуждения профессиональной деятельности на фоне происходящих в современном обществе процессов изменения условий труда и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Также материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу при разработке соответствующих лекционных курсов по философии, социологии, культурологи, социальной антропологии, спецкурсов по вопросам современной социальной философии и составлении учебно-методических пособий.

Апробация работы

Результаты и основные положения диссертационного исследования были рассмотрены на заседаниях кафедры философии Поморского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также в выступлениях на научно-практических конференциях Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России (2009 - 2010 г.г.) и нашли свое отражение в пяти научных публикациях диссертанта.

Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.