автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Самбур, Марина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование"

На правах рукописи

САМБУР Марина Владпмнровна

ОТКРЫТКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ: АТРИБУЦИЯ, НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ, ЭКСПОНИРОВАНИЕ

Специальность 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

21 МАЯ 2014 005549016

Москва-2014

005549016

Работа выполнена на кафедре истории, истории культуры и музееведения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: кандидат исторических наук, профессор

¡Самарина Наталья Гурьевна] доктор исторических наук, профессор Беловинскнй Леонид Васильевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Московского городского педагогического университета

Короткова Марина Владимировна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Пивень Марина Георгиевна

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

учреждение культуры «Государственный исторический музей»

Защита состоится «16» июня 2014 года в 16.00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.198.06, созданном на базе РГГУ, по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6 и на сайте РГГУ по адресу: http://dissovet.rggu.ru/binarv/obiect 27.1394761775.8217.doc

Автореферат разослан «07» мая 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат культурологии ( _______С.А. Еремеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Тема данного исследования является актуальной, так как само определение понятия «открытка», используемое сегодня, не включает в себя все виды существующих открыток. Исходя из современных определений термина «открытка» невозможно дать объективную классификацию всем ее видам. Впервые автором данного исследования предложены основные принципы классификации, разработки методик атрибуции, научного описания и экспонирования открыток. Ранее же исследователями рассматривалась только история открытки, мы же предлагаем изучать открытку как часть культурного явления. В этом и заключена проблема научного исследования.

Для включения открытки в историко-культурный контекст, необходимо дать объективно обоснованное определение, которое расширит возможность использования открытки в научной и экспозиционной деятельности. Под открыткой понимается бланк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение, а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя и отправителя или для размещения какой-либо информации.

Открытка - это часть культурного наследия. Открытые письма до недавнего времени сопровождали человека повсюду. Открытка являлась популярным средством коммуникации: к каждому празднику люди старались отправить открытку близким или друзьям. Иллюстрированные открытки приближали к познанию искусства и культуры в целом. В открытках прослеживается и издательская культура: от указания названия картины до аннотации, от единичной открытки к подборке.

Благодаря коллекционерам-филокартистам, музеи единовременно получают собрание открыток, посвященных определенной теме. Подобные собрания также являются частью культурного наследия.

В работе открытки рассматриваются как специфический тип музейных источников - носителей как изобразительной, так и письменной информации

з

о событиях в жизни общества, существовавших предметах и объектах, видах местности, процессах и явлениях природы и т.д., зафиксированных на кусочке картона различными способами, который можно использовать как самостоятельный музейный предмет в экспозиции и выставках, в музейной педагогике, в исследовательской работе.

Разработка общих принципов классификации, атрибуции, научного описания и интерпретации музейных предметов имеет большое значение, так как в музейных фондах сосредоточено большой массив разнообразных источников, которые имеют различные особенности описания, изучения и использования. В число этих источников входит и почтовая открытка.

Процесс описания музейных предметов зачастую вызывает трудности у сотрудников отдела учета, ответственных хранителей, научных сотрудников, так как описание предметов производится на разных ступенях учета, а каждый вид музейных источников имеет свои особенности описания в силу своей специфики.

Чрезвычайно трудны для научного описания дореволюционные почтовые открытки: во-первых, выходные данные в них нередко отсутствуют, а во-вторых, значительная часть таких открыток имеет плохую сохранность, так как в первую очередь открытки исполняют свою основную, утилитарную функцию почтового отправления.

Работа музейного сотрудника, атрибутирующего открытку, строится на анализе всех типографских элементов и выявлении деталей ее полиграфического оформления, что позволяет идентифицировать неописанные раннее экземпляры, провести их атрибуцию и сделать полное научное описание.

Основной целью научной обработки музейных предметов является научная интерпретация, дополнение и углубление сведений, полученных при поступлении предмета в музей, аргументация сведений путем изучения и описания музейных предметов с целью наиболее полного выявления музейного значения. В связи с этим научная обработка открыток

предполагает более тщательное изучение всех существенных признаков этого музейного предмета.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется также отсутствием методического обеспечения для полного научного описания открытки как музейного предмета, и, следовательно, недостаточного использования открытки в музее.

Степень научной разработанности проблемы.

Открытки уже становились объектом диссертационных исследований. В 1995 году в диссертации А.Е. Родионовой «Открытка как феномен художественной культуры» автор предложила свою классификацию художественных открыток. Интересна эта работа и тем, что автором была рассмотрена лицевая и оборотная стороны иллюстрированных открыток с точки зрения семиотики. Следующая диссертация была посвящена филологическому анализу печатного текста на поздравительных открытках. Видовая открытка как исторический источник рассмотрена в работе А.Н. Лариной. Работе художников объединения «Мир искусства» в области открытых писем посвящено научное исследование H.A. Мозохиной. Появление этих работ говорит о том, что открытка является интересным материалом для изучения с различных точек зрения.

Работы, опубликованные по теме диссертации, можно разделить на следующие группы:

Первая - посвящена истории открытки. Исследованием открытки занимаются в основном сами коллекционеры. Так, в 1960 - 1980-е годы вышли в свет статьи и монографии об открытке, которые не потеряли своей значимости и сегодня. В 1977 году М.С. Забоченем и Н.С. Тагриным впервые была написана статья «Филокартия» для Большой советской энциклопедии, в которой впервые была дана трактовка этого термина.

В работах Я.М.Белицкого и Г.Н. Глезера, М.С. Забоченя, Н.С. Тагрина, Э.Б. Файнштейна, В.В. Шлеева исследована история открытого письма в дореволюционный период.

Открытка военного времени описывается в предисловии к каталогам, составленным В.И. Артемьевым и М.С. Забоченем, А.Д. Гдалиным и М.Р. Ивановой, В.А. Пантюхиным.

Краткий ретроспективный обзор истории открытки в России, начиная с ее появления до 1990-х годов, предложен М.Я. Чапкиной в книге «Художественная открытка. К столетию открытки в России».

История открытого письма рассматривается также в работах по истории почтового дела.

При создании методики научного описания открытки были привлечены методические рекомендации и аналитические работы по атрибуции музейного предмета, которые входят во вторую группу текстов.

Начиная с 1950-х годов и по настоящее время, музеи активно публикуют накопленный ими практический опыт в области истории, теории и методики музееведения. Разработка общих вопросов изучения музейных предметов отражена в статьях сотрудников Музея современной истории России М.Е. Кучеренко и В.Н. Цукановой.

Научная обработка письменных источников и их экспозиционное использование представлены в работах H.A. Латухиной, Э.А. Павлюченко. Проблеме изучения фотодокументов в музее посвящены статьи Л.И. Араповой, А.И. Михайловской, В.П. Николенко и Г.Г. Михайловой, В.К. Таут, В.Н. Цукановой. Аспекты изучения изобразительных источников рассмотрены в статьях М.И. Андреевской, В.Я. Рафаенко и Е.Л. Галкиной. Начало изучению вещественных источников в музее было положено A.M. Разгоном и Н.П. Финягиной. Особого внимания заслуживает, изданный Российским этнографическим музеем, справочник «Система научного описания музейного предмета», в котором дается классификация предметов быта, методика их описания и атрибуции.

НИИ культуры, Политехническим музеем, Музеем современной истории России были подготовлены терминологические словари, ориентированные на раскрытие специфики определения и описания

б

конкретных типов музейных предметов. В 2001 году вышла в свет «Российская музейная энциклопедия», содержание которой охватывает все направления музейной деятельности, в том числе, касающиеся атрибуции, научного описания, экспонирования.

Для использования открытки в музейном пространстве выявляется ее информационный потенциал, поэтому к данному исследованию привлечены работы, рассматривающие музейный предмет как исторический источник.

К данному исследованию привлечены работы, рассматривающие музейный предмет как исторический источник. Статьи Н.Г. Самариной посвящены методике изучения и интерпретации музейного предмета, в частности, письменным и вещественным источникам.

Использование открыточного материала как изобразительного источника отражено в статьях Г.В. Дваса, А.Е. Лихобабенко, В.П. Третьякова.

Исследованию направлений экспозиционного проектирования посвящены работы М.Б. Гнедовского, в которых экспозиция рассматривается как коммуникационная единица; и Т.П. Полякова, автора образно-сюжетного метода проектирования. Проблема семантической структуры экспозиции разрабатывалась в статьях В.П. Арзамасцева, H.A. Никишина, С.Т. Махлиной. Методология создания экспозиции раскрывается в работах Л.Ф. Казаковой, Л.И. Скрипкиной. Проблемы дизайна и архитектуры музейной экспозиции изучены в монографии М.Т. Майстровской.

Использование музейного предмета в экспозиционно-выставочной деятельности рассмотрено в статьях В.Ю. Дукельского, Е.Л. Галкиной, Е.И. Карташевой, В.В. Кондратьева.

Объектом исследования является порядок сохранения и использования открыток, представляющих культурную ценность, как часть культурного наследия.

Предметом исследования является атрибуция, научное описание и экспонирование открытки как объекта культуры.

Хронологические рамки исследования - с 1869 года до настоящего времени — фактически охватывают всю историю существования открытых писем. Нижняя хронологическая граница определяется временем появления первых открыток. Верхний хронологический рубеж исследования — современность, время осмысления и раскрытия многогранного потенциала открытого письма.

Целью диссертационного исследования является определение места открыток в контексте культуры и на основании этого — разработать методики атрибуции, научного описания и экспонирования открытки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- на основании истории возникновения, использования открытки и ее трансформации выявить социокультурные аспекты термина «открытка»;

- выявить вклад филокартистов в дело комплектования музейных фондов;

оценить информационный потенциал открытых писем как исторического источника;

- выработать основные принципы классификации открыточного материала;

- разработать методику описания открыток как объекта культуры;

- разработать принципы экспонирования открытки в культурном пространстве и использования их в образовательных программах.

Источннковая база исследования. Основным источником при изучении темы исследования стали коллекция открыток Химкинской картинной галереи им. С.Н. Горшина (11 ООО шт.); личная коллекция П.Д. Цуканова (более 600 ООО шт.); фонд открыток Государственного музея истории Санкт-Петербурга (электронный ресурс, 264 шт.). Вторую группу источников составляют делопроизводственные материалы Химкинской картинной галереи: акт приема-передачи предметов в постоянное пользование, книга поступлений, инвентарные книги, коллекционные описи,

акты внутримузейной передачи. В третью группу источников включены законодательные и нормативные акты, отражающие вопросы учета и хранения музейных предметов. В четвертую группу входят нормативные документы, регламентирующие выпуск, торговлю, пересылку открытых писем, а также государственные стандарты, касающиеся технических требований к изданию и хранению открыток.

Пятую группу источников составляют каталоги открыток, имеющие библиографическое описание открыток и каталоги, в которых помимо описания воспроизведены лицевая и адресная стороны почтовых карточек. Шестая группа источников представлена специальными периодическими изданиями: «Открытое письмо», «Художественно-юмористическая открытка», «ЖУК: журнал для коллекционеров открыток», «Филокартия».

Методологической основой для изучения данной научной работы стали исследования и подходы, разработанные современной школой российских музееведов. Изучение открытки как музейного предмета базируется на подходах A.M. Разгона, JI.B. Беловинского, Н.Г. Самариной, Н.И. Решетникова, Н.П. Финягиной. Рассмотрение проблемы экспонирования открытки в культурном пространстве основано на концепциях М.Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, М.Т. Майстровской, H.A. Никишина, Т.П. Полякова. Методологически значимыми являются работы филокартистов. При решении проблемы классификации открытки и изучения филокартической терминологии автор опирался на работы М.С. Забоченя, Н.С. Тагрина, В.В. Шлеева, Э.Б. Файнштейна, П.Д. Цуканова, В.П. Третьякова.

Основными методами данного исследования являются: аналитический, исторический, типологический, сравнительный, источниковедческий.

С помощью аналитического метода дано определение понятию «открытка». Исторический метод позволил рассмотреть развитие использования открытки в хронологической последовательности, в результате чего получены дополнительные знания об изучаемом объекте.

9

Типологический метод помог классифицировать и систематизировать открытки как музейный предмет. Сравнительный метод дал возможность сопоставить все существующие методики описания музейных предметов и на их основе составить методику для описания открыток. Источниковедческий метод был использован в целях установления информационных возможностей открытки как музейного предмета, которые позволяют многогранно использовать открытку в культурном пространстве.

Научная новизна результатов исследования заключается в проведении комплексного аналитического обзора всего источникового материала из музейных и частных собраний, разработке методик атрибуции и научного описания открыточного материала в музеях и коллекциях с учетом социокультурных и исторических характеристик. Предложенные автором методики обоснованы авторским определением понятия «открытка» и рассмотрением открытки в культурно-историческом контексте.

Автором разработан оптимальный подход к классификации открыток в музейном пространстве для оптимизации их образовательного и познавательного воздействия.

Впервые разработаны основные принципы и методы построения временных экспозиций с учетом специфики открыточного материала. Автором рассматриваются проблемы интерпретации открыток не только в экспозиционно-выставочном пространстве, но и в музейной педагогике.

Практическая значимость состоит в обобщении и систематизации знаний об открытках; разработке методических рекомендаций по изучению, научному описанию и использованию открытых писем.

Результаты работы используются при атрибуции открыток, при описании этого вида источников как музейного предмета в научно-фондовой работе Химкинской картинной галереи им. С.Н. Горшина.

Автором разработан и прочитан специальный курс лекций «Открытка как музейный предмет» студентам кафедры истории, истории культуры и музееведения (отделение музееведения) Московского государственного

ю

университета культуры и искусств. В курсе лекций «Комплектование, учет и хранение музейных фондов» особое внимание автор уделяет специфике регистрации открыток в учетных документах и их хранению в фондохранилище и экспозиции.

Таким образом, результаты исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение для подготовки музейных специалистов.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите отделением музееведения кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 12 публикациях автора и докладах на научных конференциях: XI Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-исследовательская работа в музее» (Московский университет культуры и искусств, кафедра музееведения, 27 ноября 2009 г.); Научно-практическая конференция в рамках Дней науки Московского гуманитарного педагогического института (МГПИ, 11 апреля 2010 г.); Ежегодный семинар по открытке «Современная художественная открытка. Издатели и собиратели» (Российская государственная библиотека по искусству, 13 апреля 2010 г.); Международная научная конференция «Музеология - Музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания» (Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет, кафедра музеологии, 21 мая 2010 г.); «Некрасов в контексте русской культуры» (Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха», 30 июня 2011 г.); XII Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-

исследовательская работа в музее (Памяти профессора Н.Г. Самариной посвящается...)» (Московский государственный университет культуры и искусств, Кафедра истории, истории культуры и музееведения, Отделение музееведения, 01 декабря 2011 г.); ХШ Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-исследовательская работа в музее» (Московский

11

государственный университет культуры и искусств, Кафедра истории, истории культуры и музееведения, 01 марта 2013 г.)

В качестве научной гипотезы выдвигается предложенное автором определение открытки с учетом ее социокультурных функций: открытка - это бланк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение, а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя и отправителя или для размещения какой-либо информации; и расширительное толкование социокультурных функций открытки как явления культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под открыткой следует понимать иллюстрированные и

неиллюстрированные почтовые карточки, а также разнообразные по размеру и технике исполнения открыточные материалы, которые относятся к конкретным культурно-историческим процессам и явлениям.

2. Открытки следует дифференцировать по четырем основным (т.к.

могут быть еще другие принципы: по размеру, личные, официальные и т.п.) принципам: по типу бланка, по наличию текста, по предметному назначению и по типу изображения.

3. Методы научного описания, основанные на общих принципах

описания музейного предмета, позволяют разработать методику атрибуции открытки и дать ей всестороннюю характеристику.

4. Система методов научного описания позволяет выявить

особенности открытого письма, в целях активного их использования в музейном пространстве.

5. Почтовые открытки являются комплексным историческим

источником (изобразительным, письменным, вещественным, фоническим), который отражает историю почтового дела и все стороны жизни человека, природные процессы и явления.

6. Использование открытки в музейном деле требует применения

современных методов экспонирования и создания образовательных программ. Музейными средствами

раскрывается информационный потенциал открытого письма как самостоятельного музейного предмета.

Структура диссертационного исследования. Представленное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, списка литературы и приложений. В первом приложении представлены изображения открыток по предложенной системе классификации, во втором -примеры художественного оформления оборотной стороны открытки, в третьем - фирменные знаки издательств открыток.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В первой главе «История почтовых открыток в контексте культуры» открытка рассматривается, начиная с 1869 года до настоящего времени, то есть анализируется вся история существования открытых писем и вклад коллекционеров открыток в комплектование музейных фондов

В первом параграфе «Возникновение и развитие открытого письма до 1917 года» описывается возникновение открытого письма и его развитие в дореволюционный период.

Открытка вошла в оборот почтового сообщения Австро-Венгрии под названием «корреспондентская карточка» 1 октября 1869 года.

1 января 1872 года, на основании статей № 16 и 17 «Временных постановлений по почтовой части», утвержденных министром внутренних дел 12 июня 1871 года, новый вид корреспонденции - «Открытое письмо», был введен в Российской Империи.

Карточки печатали из плотной бумаги. Одна сторона предназначалась для письменного сообщения, другая - для адреса. Со временем, почтовые бланки стали украшаться, на них появились разного изображения, виньетки, рисунки, которые привлекали к открытке еще больше внимания. В 1895 году в России появились иллюстрированные открытки.

13

В дореволюционной России издательства «Шерер, Набгольц и Ко», «К.А. Фишер», «М. Кнебель», «П. фон Юргенсон», «Ришар», «И. Дациаро» часть открыток печатали в Западной Европе.

Наиболее крупным дореволюционным издательством было издательство Общины Св. Евгении (Красного Креста). Общиной было выпущено 6406 наименований открыток.

Существовали и другие издательства, которые издавали открытки различной тематики. Репродукционные открытки выпускались издательством «А. Маковского и А. Лажечникова», «Любанским обществом попечения о бедных», Русского музея и др. Большое количество видовых открыток издано контрагентством A.C. Суворина. Так называемые театральные открытки издавались фототипией К.А. Фишера и издательством Я.Д. Корницкого.

Для музейного собрания дореволюционные открытки представляют наибольший интерес, так как они являются по своей сути редкими. Это связано со способами их изготовления (графические оттиски, фототипия, сепия и др.), которые давали маленькие тиражи, и с повсеместной утилитарностью.

Второй параграф «Открытые письма в советский период»

посвящен развитию открытого письма в советский период. Первая почтовая карточка СССР появилась в обращении 15 декабря 1923 года. До 1924 года открытки издавались нерегулярно различными ведомствами и частными издательствами. С 1924 года Изосектор Государственного издательства начал массово издавать иллюстрированные и видовые открытки. С 1925 года репродукционные открытки издавали Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей Революции СССР, Музей Красной Армии, Государственный музей революции в Ленинграде, которые популяризировали свои коллекции.

В годы войны открытки выпускали также издательства Воениздат, Военмориздат, «Молодая гвардия», Всекохудожник, Госкиноиздат, Гизлегпром, «Советский график», Художественный фонд СССР, Государственный музей Революции СССР, Государственный литературный музей, филателистическая

14

контора КОГИЗа, Художественно-архитекгурно-оформительский комбинат и созданные в начале 1945 г. издательства «Советский художник» и «Победа».

Советские издательства выпускали самые различные виды открыток: поздравительные, рекламные, сувенирные, образовательные, агитационные. Наибольшим тиражом издавались новогодние поздравительные открытки.

Период 1950-е - 1980-е годы на наш взгляд является расцветом советской открытки, так в это время выходили тысячи наименований открыток, затрагивающих все сферы человеческой жизни и деятельности.

В 1990-е годы произошел спад открыточной промышленности. Выпуск открыток возобновился в начале 2000-х годов.

Массовость этого источника позволяет музеям через экспозицию показать советский период с различных сторон: политическую, экономическую, социальную историю, подходы к освещению различных видов искусства, научного и технического прогресса и многое другое. И рассмотреть открытки не только как научно-вспомогательный материал, но и как самостоятельные музейные предметы, образующие тематические выставки.

В третьем параграфе «Трансформация открытки в условия современной культуры» рассматриваются как внешние изменения, произошедшие с открыткой, так и изменения, касающиеся ее использования.

В XXI веке поздравительные открытки были и остаются классикой жанра открыток. Бесплатная открытка (freecard), открытка ручной работы (hand-made card), интернет-открытка (e-card), а также новый художественный жанр - мейл арт являются неотъемлемой частью современной культурной жизнью.

С 2000-х годов в России появились бесплатные рекламные открытки. На этих открытках имеются надписи «не для продажи» или «бесплатно». Эти открытки распространяются в кафе, ресторанах, кинотеатрах и даже музеях. Особенность этих открыток в том, что они печатаются только один раз без дополнительных тиражей. Подобные открытки издаются многими

15

издательствами, но наиболее крупными являются фирмы «Fly cards» и «Sunbox».Благодаря индивидуальному дизайну и доступности рекламные открытки привлекают внимание коллекционеров. Художественные музеи комплектуют репродукционные рекламные открытки.

Открытка, изготовленная вручную с использованием различных материалов, называется открыткой ручной работы. Тираж таких открыток невелик и может составлять несколько десятков экземпляров.

Коллекционеры и музеи собирают и хранят hands-made открытки, так как они являются произведение искусства.

С появлением Интернета появилась и Интернет-открытка. При этом способе коммуникации, можно выбрать открытку из базы данных почтовых открыток, которые, как правило, имеют поздравительный текст, и отправить по электронной почте. В силу того, что эти открытки практически никогда не распечатываются, они не являются предметами музейных коллекций.

Сейчас производством открыток занимаются многие издательства с различным тиражом. Но среди них есть компании-гиганты, которые заполонили эту нишу: «Hallmark», «Арт и Дизайн» и «Мир открыток». Современные издательства зачастую не печатают на открытках выходные данные, что затрудняет дать научное описание открытки как музейного предмета.

Тем не менее, современная открытка является иллюстрацией нашего времени. Ее нужно комплектовать, изучать и экспонировать.

Четвертый параграф «Коллекционирование открыток и комплектование музейных фондов» посвящен взаимодействию филокартистов и музеев. На рубеже XIX — XX веков открытки стали предметом коллекционирования.

Коллекционирование открыток в русскоязычной и немецкоязычной литературе носит название филокартия, во Франции это увлечение называется картофилия, а в англоязычных публикациях — делтиология.

В России первое сообщество филокартистов было организовано в 1929 году, на базе букинистического магазина. В 1931 года Московским отделом Всесоюзного общества филателистов была создана секция филокартистов. В 1957 году был организован Московский клуб филокартистов, но уже в составе Московского городского общества коллекционеров. Сегодня клуб насчитывает около 300 членов.

Благодаря анализу деятельности клубов филокартистов, можно изучить биографии коллекционеров и проследить судьбу их коллекций.

Более чем за сто лет существования открытки, очень многие увлекались ее собиранием. Но до нас дошли сведения только о некоторых коллекционерах открытки. В первую очередь это имена филокартистов, которые передали коллекции в государственные хранилища: В.В. Шлеев (Государственная Третьяковская галерея), С.Н. Горшин (Химкинская картинная галерея), Н.С. Тагрин (Государственный музей истории С.Петербурга), Н.П. Шмитт-Фогелевич, Р.Я. Лях, A.C. Перельман (ГМЗ «Петергоф»), Н.Д. Волков, Г.В. Осипов, М. Загорский, С. Мокульский, Н. Горчаков, С. Зимин, П. Пашков, А. Фомин (Государственная библиотека по искусству), Р.В. Полчанинов (Российская государственная библиотека).

Историю собраний филокартистов можно рассматривать через изучение коллекций открыток, хранящихся в фондах музеев. Коллекционеры часто передают свои коллекции, которые они собирали на протяжении всей своей жизни в музей, понимая, что после их ухода коллекция может потерять целостность, а имена их создателей будут забыты. В случае передачи частной коллекции в музей имя коллекционера ассоциируется с предметом его собирательства. Недостатком музейного хранения такого вида предметов, как открытка, является практическая недоступность для широкого круга исследователей.

Феномен коллекционирования открыток представляет интерес для исторического исследования. Изучение истории клубов любителей открыток, биографий коллекционеров, их штампов и подписей на открытках, состава

интернет-аукционов, содержания публикаций коллекционеров об открытках позволяет проследить не только развитие филокартии, но и дает возможность изучить изменение взглядов и предпочтений на объект собирательства.

Связь музеев с коллекционерами играет важную роль не только в вопросе комплектования музейных фондов. Филокартисты оказывают консультативную помощь в экспертизе и атрибуции открыток, помогают музеям расширять тематику выставок за счет своих коллекций, знакомят с другими коллекционерами.

Во второй главе «Атрибуция, научное описание и экспонирование открытки» открытка рассматривается как исторический источник, анализируются вопросы определения термина «открытка», классификации, атрибуции, научного описания, экспонирования сохранения открытки как культурного объекта, выявляются социокультурные функции открытки, благодаря которым открытку можно интерпретировать как культурный объект.

В первом параграфе «Открытка как исторический источник»

открытка рассматривается как источник, отражающий все сферы жизни человека и развитие природных процессов и явлений.

Открытки несут в себе огромный информационный потенциал и являются «документом эпохи». С культурно-исторической точки зрения, открытки могут рассказать о том, как в разных странах изменялись правила допуска почтовых открыток к отправке. Открытка является показателем отношений между личным и общедоступным в различное время. В этом смысле она становится отражением коммуникативной функции современного общества. Открытки представляли собой и формировали новый стиль коммуникации.

С самого появления почтовых открыток существовали важные условия об отправке посланий в открытом виде. Так, например, в России почтовые чиновники считали неприличным, что текст письма на карточке открытый и

18

поэтому на адресной стороне появилась следующая надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».

Особое внимание власти уделяли мерам безопасности государства, а точнее, его важным военным сооружениям и строениям. Именно поэтому во время Второй мировой войны отправлять открытки с панорамными видами городов категорически запрещалось.

На открытках печатались достопримечательности того или иного края, которые каждый посетитель города должен был обязательно посмотреть. И этот аспект говорит о культурно-историческом интересе к изображению видов городов на почтовой карточке.

Иллюстрированные открытки позволяют узнать много нового и интересного о содержательном соотношении между словом и изображением. На лицевой стороне открытки помещали поздравительные тексты, пропагандистские лозунги и каламбуры, краткое описание местности, зданий, репродуцированных картин. На оборотной стороне открыток могли быть напечатаны дополнительные сведения об иллюстрированном объекте. На репродукционных открытках помимо имени художника и даты его жизни давалась информация о месте нахождения оригинала, его размеры, техника исполнения и даже на какой выставке экспонировалась данная работа, биография автора или же искусствоведческий анализ произведения. Эти небольшие тексты тоже являются источниками информации.

Текстовые сообщения на открытках, созданные автором письма, позволяют сделать вывод о языковых нормах того времени и рассмотреть коммуникационный аспект этого явления. Тематика сообщений на открытках довольно ограничена. Небольшие размеры почтовых открыток давали возможность употреблять только краткие обороты речи.

Почтовые открытки могут представлять собой источник информации по социальной истории. На открытках запечатлены случаи из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона.

Репродуцированные открытки являются прежде всего изобразительным источником, благодаря которому можно судить об интересе государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения. Открытки-репродукции могут быть носителями несохранившихся произведений искусства. Таким образом, они являются единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры.

Представляет интерес информация о факте экспонирования произведений искусства на открытке. По этим данным можно реконструировать время проведения выставки, состав участников и изобразительный ряд, выставляемых работ.

Видовые открытки с интерьерами различных музеев частично отражают методику, принципы, исторические подходы построения постоянных и временных экспозиций, что позволяет судить о развитии музейно-экспозиционной деятельности.

С точки зрения информационного потенциала, почтовые открытки можно изучать как вещественный источник. Помимо своей роли как средства связи, они исполняли и другие задачи: иллюстрированные открытки могли быть дешевой заменой элитарным предметам роскоши.

По почтовым открыткам можно проследить стремительное развитие способов графического воспроизводства от литографии до фотографии.

В дореволюционный и советский периоды не было ни одной стороны жизни, которую бы не изображали на открытках. Поэтому этот вид почтовой связи поможет получить многослойный взгляд на жизнь человека во всех ее аспектах. Открытки являются уникальным источником информации, хотя их тиражность достаточно высока, и по прежнему остаются культурно-историческими памятником определенной эпохи.

Во втором параграфе «Классификация открытки» рассмотрены характеристики понятия «открытка» и предложена авторская формулировка термина, проанализированы существующие классификации открыток и

20

предложены принципы ранжирования коллекций открыток в музейном собрании.

Впервые открытка появилась в Австрии и носила название «корреспондентская карточка» (Correspondenzkarte). В России, в отличие от корреспонденции в конвертах, называвшейся «закрытое письмо», открытка получила название «открытое письмо».

Слово «открытка» появилось в разговорной речи с момента появления этого вида почтовой корреспонденции.

Термины «открытка», «открытое письмо», «цельная вещь» и «почтовая карточка» в литературе зачастую употребляются как синонимы. Однако, на наш взгляд термин «открытка» гораздо шире и включает в себя два других понятия.

Автор данной работы предлагает использовать термин «открытка» и дает свою трактовку этого понятия. Открытка представляет собой блапк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение, а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя и отправителя пли для размещения какой-либо информации.

Такая распространенная трактовка открытых писем позволит музеям комплектовать в собрание не только почтовые карточки, но и множество других разнообразных по своему исполнению открыток, которые существуют в настоящее время для формирования коллекций изобразительных источников, фотографий, документов и других.

На основании предложенной трактовки понятия «открытка» автор разработал четыре классификации по разным признакам: 1. классификация по типу бланка, которая включает в себя не иллюстрированные и иллюстрированные открытки; 2. классификация по наличию текста, включающая открытки имеющие сообщение и открытки без сообщения; 3. классификация по типу изображения, включающая художественные и натуральные открытки. Под натуральными открытками подразумеваются открытки, изображением для которых послужила документальная

фотография; 4. классификация по назначению, куда вошли поздравительные, рекламные, сувенирные (памятные), образовательные, политико-агитационные, эротические.

Подобная классификация наиболее оптимальна для хранения, поиска и исследовательской деятельности в собраниях открыточного материала музеев.

Невозможно дать общую классификацию, которая подойдет для всех музеев, хранящих открытки. Так как работа музеев определяется их профилем, соответственно открытка каждым музеем рассматривается с определенной точки зрения.

В третьем параграфе «Методики атрибуции и научного описания открытки» предлагаются принципы изучения и унифицированного научного описания открытки как музейного предмета.

Исходя из ценности изображения на открытке и содержательной части письма, а также профиля музея открытки можно отнести и к изобразительно.му фонду и к документальному или выделить отдельной коллекцией.

Первым элементом при регистрации музейного предмета в учетной документации является наименование предмета. Наименование дается, начиная с главного предметного слова, которое нами было определено как «открытка», конкретизируя его тематическим, видовым, функциональным или другим признаком, исходя из вышеприведенных классификаций. Далее указываются сведения, относящиеся к заглавию: название изображенного сюжета или действия; название изображенной местности; автор и название оригинала репродуцированного произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и дата его создания; имя изображенного лица (группы лиц), даты его жизни, род занятий; название и номер серийного выпуска; тираж.

При изучении открытки важную роль играет место и время ее создания. Оба эти элемента тесно связаны между собой: время создания

22

предполагает связь с определенным местом. Особенностью дореволюционных открыток является полное или частичное отсутствие выходных данных. Здесь главным источником информации является само издание в целом, все его элементы. При отсутствии указания на открытке места издания, его можно определить по следующим признакам: по языку надписи «Почтовая карточка» по издательству и типографии; по издательскому (типографскому знаку). Зная название издательства или типографии можно определить и место его нахождения.

Определяя время создания и бытования открытки можно опираться на следующие признаки: особенности оформления адресной стороны; марка; формат; время существования издательства или типографии; почтовый штемпель; дата, указанная в тексте почтового сообщения; материал и техника изготовления; анализ изображения на лицевой стороне.

В большинстве случаев создание открытки является коллективным творчеством, поэтому к авторам открытки можно отнести: автора иллюстрации (имеется в виду изображение, сделанное специально для открытки, не репродукция); автора фотографии (зачастую на лицевой стороне открытки в углу имеется монограмма фотографа) или название фотоателье; издательство и типографию; автора художественного оформления внешнего вида открытки; автора сообщения.

При указании размера открытка измеряется по лицевой стороне, по расположению иллюстрации. Сначала даются размеры по вертикали, затем — по горизонтали. Положение оборотной стороны можно конкретизировать в описании. Неиллюстрированные открытки (бланки) измеряются по адресной стороне.

Следующий критерий изучения — материал и техника изготовления открытки. Предлагается определять материал основы открытки как «бумага». Помимо основного материала, также указывается и материал составных частей открытки. Также следует указать материал нанесения изображения и текста, имеющегося на открытке: тушь, чернила, карандаш,

машинописный текст, электрографические тексты (принтерные), печатные краски.

Визуальное описание начинается с внешней характеристики открытки: форма, цвет, описание лицевой и оборотной сторон. При описании лицевой стороны указывается наличие изображения и его положение (вертикальное или горизонтальное), текста, заглавия, названия серии, монограммы художника и т.п. Описывая оборотную сторону, сначала описываем ее структуру, т.е. положение адресной стороны, наличие разделительной линии, марки, места для марки, рубрик, линий подсказа, а затем наличие места издания, типографии, штампы магазинов и цены, штамп коллекционера и другие имеющиеся сведения. Наряду с визуальной информацией, рассматриваются тексты надписей и письменные сообщения.

Описание сохранности включаются сведения о видах повреждений, общую оценку сохранности, наличие помет на лицевой и оборотной стороне, материал записи помет (чернила, карандаш, штемпельная краска и др.).

Наиболее сложной частью научного описания является легенда (история) предмета. Легенды об открытках связаны в основном с обстоятельствами их происхождения, сведениями об издателе и фотографе, а также о бытовании в среде коллекционеров.

Введена новая рубрика» Обоснование атрибуции», где фиксируются конкретные сведения, которые были использованы для атрибуции открытки.

В четвертом параграфе «Социокультурные функции открытки» рассматриваются функции открытки, благодаря которым открытку становится возможным интерпретировать в экспозиционно-выставочной среде и как предмет музейной педагогики.

Открытка используется музейными работниками, в большинстве случаев, как вспомогательный иллюстративный материал, реже, как материл для проведения тематических выставок открыток. В связи с этим не были разработаны методика и принципы показа открытки, как самостоятельного музейного предмета.

Экспозиционное использование открытки базируется на общих свойствах музейного предмета. В первую очередь открытка ценна как исторический источник. Ее использование в экспозиции, основывается на информационном потенциале (иллюстрация, авторство, изготовитель, место и время создания, содержание письма, материал, техника).

Открытка имеет художественную ценность, поэтому их можно рассматривать как произведения искусства. При экспозиционном использовании важны различные признаки музейного предмета. Но важнейшее значение будут иметь свойства, заключенные в открытке, которая является не только изобразительным, но и письменным и вещественным источником.

Для выставок, посвященных историческим событиям, следует, прежде всего, использовать открытки, содержащие фактический материал. Речь идет, в первую очередь, о фотооткрытках, изображения для которых создавались непосредственно во время события, «по горячим следам». Не менее важными являются письменные сообщения, рассказывающие о конкретном событии или происшествии.

Открытка является сложным предметом при экспонировании. Всегда встает вопрос: показывать открытку с одной стороны или с двух, какая сторона более информативна и аттрактивна?

При проектировании выставки с участием открытого письма следует учитывать его функциональное назначение, особенности, связанные с его происхождением и содержанием. Функции открытки разнообразны и, исходя из них, открытые письма можно показывать в экспозиции с различных сторон: социально-экономическая функция, коммуникативная функция, информационная функция, познавательная функция, эстетико-релаксационная функция (компенсаторная), интегративная функция.

Для презентации открытки в экспозиции можно использовать ансамблевый или образно-сюжетный методы показа с участием других

музейных предметов, которые будут выступать в качестве вспомогательного материала.

Выполняя культурно-образовательную функцию, музеи не ограничиваются созданием выставок открыток, включением их в экспозиции различных выставок и проведением традиционных экскурсий по ним. Все чаще музеи стараются заинтересовать посетителей новыми формами работы, особенно популярны образовательные программы, в которых посетитель принимает активное участие.

Открытка является комплексным источником: изобразительным, письменным, вещественным и даже фоническим (музыкальные открытки), поэтому, исхода из поставленных музеем задач, ее необходимо рассматривать и интерпретировать с разных точек зрения.

В Заключении делаются выводы по реализации поставленной цели.

1. Проведено комплексное исследование и сравнительный анализ крупных массивов источникового материала, в частности, фонда открыток Государственного музея истории Санкт-Петербурга (электронный ресурс, 264 шт.), частной коллекции П.Д. Цуканова (более 600 ООО экз.) и собрания Химкинской картинной галереи (11 ООО экз.) с привлечением материалов из других собраний.

2. На основании существующих трактовок определения понятия открытки, автором сформулировано определение понятия «открытка», которое включает исторический и социокультурный контексты.

3. Автором предлагается унифицированная классификация открытки по четырем принципам: по типу бланка, по наличию текста, по назначению и по типу изображения, в целях их эффективного применения.

4. Разработаны методики атрибуции, изложены методы научного описания и экспонирования открытки как музейного предмета. Впервые в научное описание введена рубрика «Обоснование атрибуции», которая включает ссылку на источник атрибуции с указанием на конкретные факты, взятые из него.

5. Обоснован информационный потенциал открытки как письменного, изобразительного, вещественного историко-культурного источника. На этом основании дана расширенная оценка вклада филокартистов в формирование и комплектование коллекций открыток музеями.

6. Выявлены основные принципы построения выставок с использованием открыток, разработаны правила экспонирования открыток. Предложены методы использования открытки в образовательной деятельности музея, с точки зрения её социокультурной функциональности.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Самбур М.В. Интерпретация открыток в выставочном пространстве //Историческпе, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — № 2 (40). — Ч. 1. — 2014. — С. 161 - 164.

2. Самбур М.В. Почтовая открытка как источник по истории и культуре // Вестник МГУКИ. - № 4. - 2013. - С. 65 - 70.

3. Самбур М.В. Трансформация открытого письма (открыток) в социокультурном пространстве // Вестник МГУКИ. - № 5. — 2011. — С. 97-100.

4. Самбур М.В. Датировка почтовой открытки. К вопросу об описании открытки как музейного предмета // Научно-исследовательская работа в музее: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2014. - С. 76 - 84.

5. Самбур М.В. Открытка как музейный предмет: свойства и проблемы изучения // Научно-исследовательская работа в музее: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессораН.Г. Самариной.-М., 2013.-С. 109- 114.

6. Самбур М.В. Жизнь и судьба Елены Лукш-Маковской // Русское искусство. - 2011. - № М„ 2011. - С. 16 - 23.

27

7. Самбур М.В. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова в открытках // Некрасов в контексте русской культуры: материалы научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения поэта (Ярославль, 30 июня - 1 июля 2011 года). - Ярославль, 2011. — С. 40-44.

8. Самбур М.В. Н.А. Некрасов в филокартии (К 190-летию со дня рождения поэта) /7 Филокартия. — 2011. — № 5 (25). — С. 34 - 35.

9. Самбур М.В. Разработка методики учета и научного описания коллекции «Открытка» в Химкинской картинной галерее им. С.Н. Горшина//Научно-исследовательская работа в музее: материалы ХТ Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 67 -70.

10. Самбур М.В. Социокультурные функции открытого письма // Институт XXI века: подготовка педагогических кадров нового поколения. Материалы научно-практической конференции. Вып. 6. — М., 2011. — С. 63-65.

11. Самбур М.В. Открытки-пословицы Елены Лукш-Маковской // Филокартия. - 2010. -№ 5 (20). - С. 24 - 25.

12. Самбур М.В. Сергей Николаевич Горшин: от филокартии к картинной галерее // Филокартия. - 2010. - № 3 (18). - С. 28 - 29.

Подписано в печать 14.04.2014 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1,7 п.л. Тираж 100 экз.

_Заказ № 73___

Типография МГУКИ 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7.

 

Текст диссертации на тему "Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

04201458532

На правах рукописи

Самбур Марина Владимировна

ОТКРЫТКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ: АТРИБУЦИЯ, НАУЧНОЕ

ОПИСАНИЕ, ЭКСПОНИРОВАНИЕ

Специальность 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация

историко-культурных объектов

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, профессор

Самарина Н. Г.

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Беловинский Л.В.

Москва-2014

Содержание

Введение........................................................................................3

Глава 1. История почтовых открыток в контексте культуры.....................24

§ 1. Возникновение и развитие открытого письма до 1917 года.................24

§ 2. Открытые письма в советский период...........................................36

§ 3. Трансформация открытки в условиях современной культуры..............47

§ 4. Коллекционирование открыток и комплектование музейных фондов....51

Глава 2. Атрибуция, научное описание и экспонирование открытки..........62

§ 1. Открытка как исторический источник............................................62

§ 2. Классификация открытки.............................................................73

§ 3. Методики атрибуции и научного описания открытки........................87

§ 4. Социокультурные функции открытки.............................................122

Заключение.................................................................................139

Источники и литература.................................................................147

Приложения................................................................................172

Приложение 1. Иллюстрации открыток по видам

классификации.........;..................................................................172

Приложение 2. Примеры художественного оформления оборотных

сторон открыток...........................................................................184

Приложение 3. Фирменные знаки издательств открыток..........................186

Введение

Тема данного исследования является актуальной, так как само определение открытки, используемое сегодня, не включает в себя все виды существующих открыток. Исходя из современных определений термина «открытка» невозможно дать объективную классификацию всем ее видам. Впервые автором данного исследования предпринята попытка классификации, разработки методик атрибуции, научного описания и принципов экспонирования открыток. Ранее же исследователями рассматривалась только история открытки, мы же предлагаем изучать открытку как часть культурного явления. В этом и заключена проблема данной работы.

Автор дает свое определение открытки, которое позволяет по новому взглянуть на данный объект культуры. Под открыткой следует понимать

I *

бланк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение,

» „

а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя й отправителя или для размещения какой-либо информации.

Открытка - это часть культурного наследия. Открытые письма до недавнего времени сопровождали человека повсюду. Открытка являлась популярным средством коммуникации: к каждому празднику люди старались отправить открытку близким или друзьям. Иллюстрированные открытки позволяли сделать первые шаги к познанию искусства. В открытках прослеживается и издательская культура: от указания названия картины до

аннотации, от единичной открытки к подборке. Благодаря коллекционерам?

филокартистам, музеи единовременно получают собрание открыток, посвященное определенной теме, которое является частью культурного наследия.

В данной работе открытки рассматриваются как специфический тип музейных источников - носителей как изобразительной, так и письменной информации о событиях в жизни общества, существовавших предметах и

объектах, видах местности, процессах и явлениях природы и т.д., зафиксированных на кусочке картона различными способами, который можно использовать как самостоятельный музейный предмет в экспозиции и выставках, в музейной педагогике, в исследовательской работе.

Разработка вопросов научного описания и интерпретации музейных предметов имеет большое значение, так как в музейных фондах сосредоточен большой массив разнообразных источников, которые имеют различные особенности описания, изучения и использования. В число этих источников входит и почтовая открытка.

Система изучения музейного предмета является специфическим видом научно-исследовательской работы в музее, которая включает в себя классификацию музейных предметов, атрибуцию, научное описание этих предметов в учетной документации-и интерпретацию1.

Классификация и систематизация открыток позволяет выявить общие и частные признаки, которые присущи каждому музейному предмету.

На стадии атрибуции предполагается выявление характерных особенностей музейного предмета, установление которых нередко возможно только после длительного исследования.

В данном исследовании под атрибуцией понимается «выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета» . В процессе атрибуции открытки расшифровываются издательские марки, монограммы фотографов, письменный текст и другие знаки.

Следующим этапом в изучении открытки является составление его научного описания, путем фиксации результатов изучения музейных

1 Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 57.

2 Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 43.

предметов в документах учета и научно-справочном аппарате. Полнота описания может зависеть от того, для чего это описание составляется. В книге поступлений делается краткая запись о предмете, в инвентарной книге дается такое описание предмета, чтобы его можно было отличить от однотипных предметов в коллекции, а в паспорте помимо видимых характеристик фиксируются сведения, выявленные в ходе научного исследования музейного предмета.

Процесс описания музейных предметов зачастую вызывает трудности у

сотрудников отдела учета, ответственных хранителей, научных сотрудников,

> 1-/ так как описание предметов производится на разных ступенях учета, а

каждый вид музейных источников имеет свби особенности описания в силу

своей специфики.

В методических рекомендациях по учету, хранению и научному * описанию различных видов музейных предметов нуждаются многие музеи России. Это показывают и результаты проверки сохранности культурных

ценностей в музеях Российской Федерации, проходившей в 2006 - 2008

з /- Л

годах , в процессе которой были выявлены нарушения, в том числе по учету

музейных предметов. , 'v

Научное описание открыток базируется на общей методике изучения

музейных предметов, главной задачей которой является определение и

описание признаков, свойств и функций предметов.

Описание открыток базируется на общих сведениях (наименование,

г-

место изготовления, датировка, автор, размер, материал, техника, состояние сохранности, легенда, источник поступления), но с учетом специфики характеристик открытого письма (описание издательских и типографских

знаков, марки, текстов). Эти сведения могут быть использованы для

/

установления авторства, времени создания и бытования открытки. Также описывается состояние сохранности музейного предмета, определяются имеющиеся повреждения.

3 Годунова Л.Н. Научно-методическая работа в музее. М., 2008. С. 16.

Чрезвычайно трудны для научного описания дореволюционные почтовые открытки: во-первых, выходные данные в них нередко отсутствуют, а во-вторых, значительная часть открыток имеет плохую сохранность, так как исполняют свою основную, утилитарную функцию почтового отправления.

В связи с этим, работа музейного сотрудника, атрибутирующего открытку, строится на анализе всех типографских элементов и выявлении деталей ее полиграфического оформления, что позволяет идентифицировать неописанные раннее экземпляры, провести их атрибуцию и сделать полное научное описание.

Основной целью научной обработки музейных предметов является научная интерпретация, дополнение и углубление сведений, полученных при поступлении предмета в музей, аргументация их путем изучения и описания каждого из них с целью наиболее полного выявления музейного значения. В связи с этим научная' обработка открыток предполагает более тщательное

изучение всех существенных признаков этого музейного предмета.

< <

Завершающим этапом в изучении открытки, как музейного предмета, является ее использование — введение в культурный и научный Оборот музейных коллекций, в процессе которого реализуются возможности

г»

музейного предмета как источника знаний и эмоционального воздействия, Работа с открыткой основывается на информационном потенциале предмета в целях включения музейного предмета в научно-исследовательскую, образовательно-воспитательную и творческую деятельность4.

Музейная интерпретация, «являясь неотъемлемой частью процесса познания, присутствует на всех этапах работы с музейным предметом: от

комплектования музейных фондов до экскурсии и публикации»5. 41

> »»

Актуальность данного диссертационного исследования определяется отсутствием методического обеспечения для атрибуции и полного научного

4 Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 59.

5 Словарь актуальных музееведческих терминов // Музей. 2009.'№5. С. 49. »

описания открытки как музейного предмета, и, следовательно,

»■г

недостаточного использования открытки в музее.

Степень научной разработанности проблемы.

Открытки уже становились объектом диссертационных исследований.

В 1995 году в диссертации А.Е. Родионовой «Открытка как феномен

художественной культуры»6 автор предложила свою классификацию

художественных открыток. Интересна эта работа и тем, что автором была

t» , рассмотрена лицевая и оборотная стороны иллюстрированных открыток с

точки зрения семиотики. Следующая диссертация была посвящена

4 • «7

филологическому анализу печатного текста на поздравительных открытках .

ТИС* • 1 V» • т ' 1

Видовая открытка как исторический источник рассмотрена в работе А.Н. Лариной8. Работе художников объединения «Мир искусства» в области открытых писем посвящено научное исследование H.A. Мозохиной9. Появление этих работ говорит о том, что открытка является интересным

материалом для изучения с различных точек зрения.

% i чу

Работы, опубликованные по теме диссертации, можно разделить на

' * 1

следующие группы:

Ч J - ¡Ц

Первая - посвящена истории открытки. Аналитические статьи; посвященные истории почтовой карточке стали печататься в журнале «Советский филателист», начиная с 1922 года, а в 1932 году, из-за возрастающего интереса к открытке, в журнале был выделен специализированный раздел «Филокартия». Под этим же названием с 1963 -1992 годы в Москве издавался сборник статей, в который традиционно

6 Родионова А.Е.Открытка как феномен художественной культуры (на материале русской открытки конца XIX - начала XX в.). Диссерт. на соискание степени канд. филос. наук. М., 1995.

7 Маринин Ю.Н. Речекомплекс «поздравления» (на материале текста поздравительной открытки): Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. Волгоград, 1996.

8 Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX - начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы. Диссер. на соискание степени канд. исторических наук. М., 2004.

9 Мозохина H.A. Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения «Мир искусства». Проблемы истории и художественной практики. Диссер. на соискание степени канд.

г

искусствоведения. СПб., 2009.

входил раздел «Филокартия». Статьи сборника освещают проблемы классификации открыток в частных коллекциях, историю издательств, методики организации выставки, хранения открыток и другие частные вопросы.

Исследованием открытки занимаются в основном сами коллекционеры. Так, в 1960 - 1980-е годы вышли в свет статьи и монографии об открытке, которые не потеряли своей значимости и сегодня. В 1977 году М.С. Забоченем и Н.С. Тагриным была написана статья «Филокартия» для Большой советской энциклопедии^0, в которой была дана трактовка этого термина.

В работах Я.М. Белицкого, М.С. Забоченя, Н.С. Тагрина, Э.Б.

Файнштейна, В.В. Шлеева исследована история открытого письма в

дореволюционный период11.

Среди них выделяется работа известного советского филокартиста

М.С. Забоченя «Филокартия: краткое пособие-справочник». Им была

предпринята попытка собрать воедино самые важные сведения об открытке,

касающиеся не только истории открытки, но и технологии ее изготовления,

1 » размеров, системы собирания и классификации, экспонирования и хранения.

Эта книга должна быть настольной для каждого музея, где есть открыточный

материал.

В статье Э.Б. Файнштейна предложена классификация открыток, где автор в отдельную группу выделяет документальные открытки. Под документальными открытками автор подразумевает открытки, исполненные фотоспособом.

Открытка военного времени описывается в предисловии к каталогам,

10 Забочень М.С., Тагрин Н.С. Филокартия // Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т.27. С. 408.

11 Тагрин Н.С. В поисках необычного: из записок коллекционера. Л., 1962; Файнштейн Э. Нужны каталоги художественных открыток // Советский коллекционер. 1963. № 1. С. 141-142; Забочень М. Сто лет русской почтовой карточки // Советский коллекционер. 1972. № 10. С. 28-52; Забочень М.С. Филокартия: краткое пособие-справочник. М., 1973; Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. М., 1986.

12 Файнштейн Э. Первые русские художественные открытки // Советский коллекционер. 1965. Вып. 3. С. 116 -124.

составленным В.И. Артемьевым и М.С. Забоченем, А.Д. Гдалиным и М.Р. Ивановой, В.А. Пантюхиным13.

Краткий ретроспективный обзор истории открытки в России, начиная с ее появления до 1990-х годов, предложен М.Я. Чапкиной в книге

«Художественная открытка. К столетию открытки в России»14.

»

История открытого письма рассматривается также в работах по истории почтового дела15.

Вторая группа текстов включает научные статьи и методические

разработки, касающиеся изучения и описания музейного предмета.

' * <

В 1920 - 1930-е годы советскими музееведами стали высказываться предложения по изучению, учету и храненик/музейных коллекций16.

В этот же период вышла монография A.A. Мансурова «Техника музейного дела»17, где автор рассматривает виды описания коллекций на всех ступенях регистрации музейного предмета, выделяя инвентаризацию как основную и главную часть музейного описания.

Начиная с 1950-х годов и по настоящее время, музеи активно публикуют накопленный ими практический опыт в области истории, теории и методики музееведения. Центральный музей революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России), Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Российский Этнографический музей выпускают методические рекомендации по описанию различных групп музейных предметов.

13 Гдалин А.Д., Иванова М.Р. Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка: Энциклопедический каталог. СПб., 2007; Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: Каталог / РГБ; Сост.: В.И. Артемьев, М.С. Забочень. М., 1993; Пантюхин В.А. Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941 -1945 гг.: Каталог. M., 2009.

14 Чапкина М.Я. Художественная открытка. К столетию открытки в России. М., 1993.

15 Арлазоров M.C. Вам письмо! Из истории мировой почты. М., 1966; Граллерт В. Путешествие без виз. М., 1966.

16 Алмазов Ю.А. Учет и хранение музейных экспонатов //Советский музей, 1935. № 4. С. 27; Анфиров Н. Об учете и инвентаризации музейных материалов // Советский музей. 1939. № 5. С. 32; Мансуров A.A. Техника коллекционного учета музейных собраний// Советский музей. 1935. № 1. С. 49-53.

17 Мансуров A.A. Техника музейного учета. Учет и хранение коллекций. М., 1931.

Наибольший вклад в разработку методических рекомендаций по вопросам описания музейных предметов внес Государственный центральный музей современной истории России. Музей, являясь методическим центром в области новейшей отечественной истории, подготовил целый ряд методических разработок по вопросам формирования, изучения музейных коллекций, особенностей описания письменных источников, фотоисточников, мемориальных музейных предметов, вещественных, а также по организации научно-фондовой работы в музее18.

Аналогичные работы были изданы Историческим музеем'19,

ЛЛ »г - л« г

Политехническим музеем , Этнографическим музеем музеями.

Разработка общих вопросов изучения музейных предметов отражена в

18 Мемориальный музейный предмет. Особенности изучения и научного описания. Методические рекомендации ЦМР СССР / Автор-сост. В.Н. Цуканова. М., 1990; Формирование и изучение музейных коллекций по социально-полит