автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Отношение к национальной культуре учащейся молодежи

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Лазарева, Лилия Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Отношение к национальной культуре учащейся молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отношение к национальной культуре учащейся молодежи"

^ - На правах рукописи

Л**

V -Л/ <4/

ЛАЗАРЕВА Лилия Георгиевна

ОТНОШЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (на примере коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа)

Специальность: 22.00.06. - социология духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Екатеринбург 199В

Работ а выполнена на кафедре прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

А.В.Меренков

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор,

академик АГН Ю.Р.Вишневский, кандидат философских наук, доцент АВ.Вехов

Ведущая организация - Челябинский технический университет,

кафедра социологии

Защита диссертации состоится ¿^¿Г• 1998 года в ¿±_

часов на заседании диссертационного совета Д.063.78.05. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук в Уральском государственном университете им А.М.Горького по адресу: 620083, г.Екатеринбург, проспект Ленина, 51, комн. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

Автореферат разослан"_[[_" * се^иГ^-^Х" 1998 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор __\_А.В.Меренков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Конец второго тысячелетия новой эры характеризуется нарастанием процессов интернационализации стран и народов мира. Интеграция происходит как на экономическом и политическом уровнях, так и в информационной, правовой и других сферах общественной 'жизни. . '.'■■.' ':;' 1

В то же время наблюдается усиление национализма, рост национального самосознания, стремление к обособленности и независимости вплоть до создания самостоятельных государств у многих этнических общностей.

В связи с этим возникает вопрос: куда движется человечество, каким будет общество будущего, как регулировать происходящие процессы, чтобы достичь оптимального состояния социума?

В последние десятилетия многие исследователи склоняются к выводу, что человечество быстрыми темпами движется к обществу социальной однородности.

В то же время ряд ведущих зарубежных философов проповедуют точку зрения, согласно которой между нациями, народами, цивилизациями лежит непреодолимая пропасть, каждая общность развивается по своим собственным законам и сближение между ними невозможно. (О.Шпенглер, А.Тойнби, "культурные антропологи" и другие).

Где же истина? Какая теория отражает действительное положение вещей?

Новейшая история человечества отличается от всех предыдущих эпох значительным ускорением темпов общественного развития. Все более очевидным становится тот факт, что стихийное развитие социума постепенно заменяется сознательным управлением общественными процессами. Именно поэтому в последние десятилетия возросла роль и значимость общественных наук. Однако нередко случается, что вместо взвешенных, продуманных, опирающихся на большой фактический материал теорий предлагаются надуманные, наукообразные концепции, не отражающие действительное положение вещей. В связи с этим возникает необходимость повышения качества предлагаемых к реализации концепций и моделей развития.

Одна из наиболее актуальных проблем современного мира в теоретико-методологическом плане звучит следующим образом: в каком направлении развиваются этничёские сообщества и все человечество в целом - rio пути движения к обществу социальной однородности или по пути непрерывного формирования разнородных общностей, коллективов и групп, различие между которыми никогда не будет преодолено? От ответа на этот вопрос зависит обоснование стратегии и тактики политических действий по отношению к этническим общностям на том или ином государственном уровне.

Одно из фундаментальных понятий, которое в концентрированном виде отражают жизнь этноса, - национальная культура. Рассматривая закономерности существования и развития национальных культур, мы выявляем тем самым тенденции развития этнических общностей и всего человечества в целом.

Целесообразно выделить какую-то группу этносов, на примере которых можно исследовать происходящие процессы.

В нашей работе в качестве такой группы этносов взяты малочисленные народы Севера Российской Федерации, находящиеся в настоящий момент на грани исчезновения, и в частности, этносы, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе.

8 последние годы интерес к проблемам выживания малочисленных народов Севера очень высок. Изучением этих самобытных этносов и разработкой рекомендаций по сохранению и развитию их национальных культур занимаются многие ученые и целые научно-исследовательские коллективы. Проводятся научно-практические конференции, принимаются законодательные акты, составляются программы развития, выделяются немалые финансовые средства.

Усилия, предпринимаемые обществом, дали некоторый положительный эффект. В то же время можно со всей ответственностью заявить, что кардинального изменения ситуации не произошло. Процессы ассимиляции малочисленных этносов и деградации их культур не только ■ не приостановились, но даже усилились. ••<,.••

В чем причина этих явлений? Почему национальные Культуры Этнических общностей Севера," и в частности, коренных * народов Ханты-Мансийского

автономного округа, при всем. позитивном к ним отношении не могут регенерировать, а продолжают разрушаться? Реально ли изменить, эту тенденцию? При каких условиях это возможно? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в нашей работе. .,

Степень разработанности проблемы., Рассмотрение культур коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского округа целесообразно начать с; выявления фундаментальных сущностных характеристик понятия "культура". Попытки ее анализа широко представлены в отечественной литературе. Можно назвать таких исследователей как А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер>, Ё.С.Баразгова, В.С.Библер, Ю.Р.Вишневский, * Е.В.Грунт, П.С.Гуревич, Б.Е.Ерасов, Г.Е.Зборовский, Н.С.Злобин. М.С.Каган, Л.Е.Кертман, Л.Н.Коган, И.В.Кондаков, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, И.М.Модель, Г.П.Орлов, Б.С.Павлов, Л.Я.Рубина, В.Т.Шапко й др. Выявление сущностных характеристик культуры дает теоретико-методологическую базу : для анализа основных закономерностей функционирования и развития национальной культуры той или иной этнической общности.

Изучением культур аборигенных народов Югры впервые начали заниматься венгерские и финские исследователи. Это произошло в первой половине 19 века. Основоположники угроведения финн А.М.Кастрена и венгр А.Регули независимо друг от друга побывали в научно-исследовательских экспедициях в отдаленных северных районах Западной Сибира с целью сбора лингвистического, этнографического и фольклорного материала об обских уграх.

Начатое ими дело продолжили во второй половине XIX - начале XX века финнские ученые А.Алквист, А.Канисто, У.Т. Сирелиус, К.Ф.Карьялайнен, Х.Паасонен, венгерские ученые Б.Мункачи, Й.Папаи и другие.

Из отечественных исследователей можно назвать лесничего Тобольской губернии А. А Дунина-Горкавича, издавшего в начале XX века фундаментальный труд "Тобольский Север", третий том которого посвящен этнографическому описанию местных инородцев Сибири, а также ученого экономиста С.Патканова, занимавшегося исследованием фольклора хантов и манси.

В советский период было продога.впо изучение национальной культуры обских угров. Этим занимались В.Н.Чернецов, Н.Ф.Прыткова, Г.Старцев, М.Б.Шатилов и другие.

40-50 годы XX века - время активной творческой деятельности первого хантыйского ученого Н.И. Терешкина, который собрал на разных диалектах родного языка огромный материал по языку и фольклору.

Из современных исследователей нужно назвать прежде всего томских этнографов Н.В.Лукину и В.М.Кулемзина.

Язык, материальную и духовную культуру хантов и манси изучают также московский этнограф З.П.Соколова, новосибирские этнографы и лингвисты И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев, М.И.Черемисина, Е.Скрибник, Н.Кошкарева, Е.Ковган, тобольские этнографы и историки А.В.Головнев, Е.П.Мартынова, екатеринбургские археологи С.Ф.Кокшаров, В.М.Морозов, а также ханты-мансийские ученые из числа обско-угорских народов Е.И.Ромбандеева, Т.А.Молданова, В.Н.Соловар, А.Д.Каксин и многие другие.

Занимаются национальной культурой народов Севера не только этнографы, археологи, лингвисты и фольклористы, но и обществоведы. Прежде всего следует назвать институт философии и права СО РАН (до реорганизации - отделение в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР) под руководством члена-корреспондента АН, доктора философских наук В.И.Бойко. Под эгидой этого научного учреждения была создана Региональная межведомственная комиссия по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера.

С середины 80-х годов социологические исследования по проблемам развития народов Севера начали проводится и в Ханты-Мансийском автономном округе. В основном они касались вопросов экономического развития территорий проживания коренных этносов, в том числе развития традиционных отраслей хозяйства и улучшения социально-бытовых условий жизни в национальных поселках. Однако некоторые исследователи интересовались и вопросами сохранения и развития традиционной культуры, и даже предпринимались попытки создания модели социально-экономического и культурного развития коренных народов округа. Однако на сегодняшний день

эта остается '"открытой. Ее решение возможно только при условии формирования принципиально нового подхода к рассмотрению механизма функционирования национальной культуры, сущность которого заключается в том, чтобы более четко и детально рассмотреть факторы разрушающие и факторы, способствующие прогрессивной эволюции национальной культуры, их сложное и противоречивое взаимодействие между собой.

Поскольку главной культуротворческой силой будущего является молодое поколение, то в центре нашего исследования - отношение учащейся молодежи к освоению и развитию своей национальной культуры.

Объект и предмет исследования. Культура как социальное явление изучается разными науками. Философия выявляет сущностные характеристики данного объекта исследования. Культурология пытается выделить основные содержательные характеристики культуры как социального явления, которые преобразуются в процессе исторического развития отдельных народов и всего человечества в целом. Социология рассматривает культуру как результат совместной деятельности различных общностей и индивидов в процессе приспособления человеком окружающего мира к своим потребностям и интересам. Тем самым социология выявляет не только содержательную сторону культуры, но также отношение к ней, влияние объективных и субъективных факторов на процесс сохранения и изменения различных культурных ценностей. Национальная культура в социологии изучается с позиции взаимодействия различных групп, заинтересованных как в ее воспроизводстве, сохранении всего ценного, что накоплено предшествующими поколениями, так и в ее изменении в соответствии с новыми требованиями современной жизни.

Таким образом, объектом данного исследования является взаимодействие национальной культуры и представителей нового поколения, которое возникает в процессе ее освоения и развития. Предмет можно определить как отношение к национальной культуре современной учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение основных противоречий процесса приобщения к

национальной культуре учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа в современных условиях.

Поставленная цель может быть достигнута через выполнение ряда задач.,:. . .

. Необходимо : ; ; 1 .

1. выявить особенности становления и развития национальной культуры обских угров;

2. рассмотреть структуру и составные элементы национальной культуры коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, ее состояние и тенденции развития на исходе XX века;

3. проанализировать, насколько молодое поколение обских угров является преемником этой культуры;

4. охарактеризовать отношение молодых людей к различным элементам своей национальной культуры.

Методологические основы исследования. Методология работы определяется ее междисциплинарным характером. Изучение проблем освоения и развития учащейся молодежью своей национальной культуры лежит на стыке философии истории, философии и социологии культуры, этносоциологии, социологии молодежи, социальной психологии и психологии личности. Теоретической и методологической основой" исследования выступают культурологические концепции Л.Н.Когана, Ю.Р.Вишневского, А.И.Арнольдова, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, этнологическая теория Л.Н.Гумилева, . философско-исторические труды К.Маркса, А.Тойнби и др. Используются также методы историко-этнографического анализа культуры обских угров Н.В.Лукиной, В.М.Кулемзина, А.В.Головнева, З.И.Соколовой, К.Ф.Карьялайнена и др. Диалектико-методологической основой исследования являются основные законы диалектики. Из общенаучных методов в исследовании применяются системный подход, технологии структурного и функционального анализа, техника статистических й сравнительных описаний.

Эмпирическая база исследования. Для получения необходимого фактического материала в ; апреле-июне 1996, года; был проведен социологический опрос среди учащейся молодежи из числа представителей

коренных народов округа, обучающихся в национальных средних школах округа, в средних специальных и высших учебных заведениях г. Ханты-Мансийска и Санкт-Петербурга.

Опрос был сделан в 14 национальных средних школах Ханты-Мансийского округа, в старших классах которых обучалось на момент проведения опроса 256 учеников из числа коренных малочисленных народов округа (всего в ХМАО -19 национальных средних школ). Все учащиеся данных школ были опрошены методом сплошного анкетирования.

В опросе приняли участие также студенты Ханты-Мансийского национального педагогического колледжа, Ханты-Мансийского национального медицинского училища, Ханты-Мансийского профессионального училища № 10, Ханты-Мансийского экономического колледжа, Ханты-Мансийского филиала Нижневартовского педагогического института, Ханты-Мансийского филиала Тюменской сельхозакадемии, Российского педагогического универитета им. Герцена. В данных учебных заведениях обучалось на момент проведения опроса более 300 студентов из числа коренных малочисленных народов округа. Все они также были опрошены методом сплошного анкетирования.

Общее число респондентов составило 429 человек.

Кроме того, для изучения ситуации в системе национального образования в апреле-июне 1996 года был поведен экспертный опрос по проблемам развития национальной школы. В опросе приняли участие 85 человек: преподаватели национальных средних школ округа (55,3% от общего числа экспертов), преподаватели средних специальных и высших учебных заведений (8,2% опрошенных), научные работники (11,8% опрошенных), работники сферы культуры и средств массовой информации (10,6% опрощенных), работники административно-управленческих органов (14,1% опрошенных). Большинство экспертов - представители коренных малочисленных народов округа.

Для сравнительного анализа привлечены также результаты двух социологических опросов, проведенных в 1991 году.

Первое анкетирование состоялось в январе-феврале 1991 года среди студентов, представляющих коренные малочисленные народы округа, обучающихся в четырех средних специальных учебных заведениях г.Ханты-

Мансийска: в национальном педагогическом училище (в настоящий момент -педагогический колледж), . в - национальном медицинском училище, в профессионально-технических училищах № 10 и № 43 (объединенных сегодня в одно учебное заведение). В опросе приняли участие 151 человек.

Второе анкетирование проводилось в августе-сентябре 1991 года среди коренных малочисленных народов, проживающих в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, совместно с сотрудниками Института истории, филологии „и философии СО АН СССР В.В.Мархининым и И.В.Удалоэой. В опросе приняли участие 420 человек в возрасте от 16 лет и старше, проживающие в 10 национальных поселках района (всего в Нижневартовском районе в 1991 году насчитывалось около 1,5 тысяч человек из числа малочисленных народов округа, включая коренное население, проживающее а г.Нижневартовске).

Результаты указанных социологических опросов будут являться основной фактологической базой диссертационной работы.

Новизна работы

1. Выработаны основные методологические принципы анализа особенностей становления и развития национальной культуры коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, заключающиеся в том, что их культура рассматривается как особый продукт развития форм приспособления народа к климатическим, природным условиям, путем создания самостоятельной системы традиций и обычаев, имеющих непреходящую ценность и в современных условиях.

2. Выделены основные этапы исторического развития обских угров и дана их социологическая характеристика.

3. Показаны особенности соединения национального и интернационального в культуре этих народов за период Советской власти, когда была создана специфическая форма сохранения и изменения национальной культуры, в которой автором выделяются как позитивные, так и негативные моменты.

4. Проведен комплексный анализ взглядов на проблему сохранения национальной культуры путем выявления представлений как молодежи, так и тех, кто занимается образованием и воспитанием подрастающих поколений :-

преподавателей средних и высших учебных заведений, работников науки, культуры и административно-управленческих органов.

5. На материалах социологических исследований показано противоречивое отношение молодежи коренных малочисленных народов округа к ценностям традиционной культуры. С одной стороны, значительная часть молодежи стремится получить знания об основных традициях и обычаях своего народа, с другой стороны, у них отсутствует ориентация на их воспроизводство в собственной жизни, что приводит к тому, что национальная культура в значительной степени воспроизводится в виде несистематизированных представлений об отдельных ее сторонах.

6. На материалах социологических исследований выявлено противоречивое отношение к родному языку как важнейшему элементу национальной культуры. С одной стороны существует , понимание необходимости знания родного языка, с другой стороны, количество владеющих им из года в год сокращается.

7. Выявлено, что ни молодежь, ни старшее поколение не имеют четких представлений о наиболее эффективных методах сохранения и развития национальной культуры в современных условиях. Доказывается, что господствует стихийное выживание отдельных элементов и деградация многих, необходимых для сохранения этноса.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании социальной антропологии, в курсах социологии культуры, социологии молодежи и этносоциологии, в курсе истории культуры аборигенных народов Югры, при разработке национально-образовательной политики в Ханты-Мансийском автономном округе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования, теоретические и практические выводы излагались на международной научно-практической конференции "Поиск путей самоуправления аборигенных народов мира" (г.Ханты-Мансийск, июль 1993), представлялись руководству законодательного органа власти ХМАО (май 1992), в управление образования ХМАО (январь 1997), в Комитет по делам малочисленных' народов Севера окружной администрации (январь 1997), преподавательскому составу национальных средних, средних специальных и

высших учебных заведений округа {1337г.). Результаты диссертационного исследования были использованы при составлении проекта "Программы развития системы национального образования коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа".

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования отражены в 3-х научных публикациях, а также в ряде публицистических статей в окружных газетах "Новости Югры" и "Северный дом".

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух- глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, анализируется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, раскрывается его научная новизна и практическая значимость.

Первая глава "Методологические основы изучения преемственности и развития национальной культуры малых народов в современных условиях" состоит из двух параграфов.

В первом параграфе рассматривается понятие "национальная культура этнической общности", которое шйроко распространено в современной общественной жизни, однако ни в справочно-энциклопедической, ни в монографической литературе нет четких его формулировок и глубокого теоретического осмысления самого явления. Следовательно возникает необходимость предварить рассмотрение вопроса о культуре конкретного народа и путях ее сохранения анализом данной категории, поскольку без этой теоретико-методологической основы невозможно сделать какие-либо обобщения и выводы о функционировании реального явления действительной жизни.

Анализ понятий осуществлен по следующей схеме: 1) сущность и содержание категории "культура"; 2) сущность и содержание категории "этнос,

этническая общность"; 3) сущность и содержание категории "национальная культура этнической общности".

Осмысление проблем культуры и процесса культуротворчества наиболее Интенсивно стало осуществляться с начала XX века. В настоящий момент имеется несколько сотен определений, сделанных как отечественными, так и зарубежными исследователями, однако большинство их носит частный характер, раскрывая лишь отдельные стороны данного явления. В отечественной философии и социологии наиболее распространен деятельностный подход к культуре, поддерживаемый и автором работы в том его варианте, который рассматривает культуру как творческую деятельность. Данная позиция представлена в трудах А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, Н.С.Злобина, В.И Межуева, Л.Н.Когана, Ю.Р.Вишневского и других В качестве базового взято определение Л.Н.Когана-Ю.Р.Вишневского.

Аналогичной по уровню сложности является и категория "этнос, этническая общность". В настоящий момент также отсутствует общепринятая трактовка данного понятия. Разброс мнений по поводу сущности и закономерностей развития этноса чрезвычайно широк. В отечественной этнологии долгие годы был распространен подход, согласно которому этнос рассматривался как производная от материально-экономического базиса общества, для разных этапов развития которого характерны различные типы этнических общностей: род, племя, народность, нация. Эта концепция была сформирована на основе взглядов К.Маркса, Ф.Энгельса, О.Бауэра, К.Каутского, В.И.Ленина, И.В.Сталина и вплоть до настоящего времени те или иные модернизированные варианты ее поддерживают многие исследователи.

По мнению автора работы в наибольшей степени может быть использована в качестве теоретико-методологической основы исследования этнологическая концепция Л.Н.Гумилева.

В диссертации использованы следующие основные ее положения:

1) этнос - явление преходящее, он рождается, проходит ряд определенных этапов развития, после чего разрушается;

2) та или иная фаза развития этноса определяется уровнем энергетической наполненности социальной системы;

3) разрушение, деформация этноса происходит не от внешних причин, а в результате постепенного формирования определенного деструктивного внутреннего состояния.

На основе вышеизложенных положений о категориях "культура" и "этнос" автор делает попытку определить понятие "национальная культура этнической общности", которая рассматривается как активная творческая деятельность этнической общности по освоению природного пространства, обусловленная наличием определенного количества энергии, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные ценности и нормы, имеющие специфический облик, характерный только для данного национального образования, а также совокупность самих этих ценностей и норм, опредмечивающих творческую деятельность людей. Национальная культура - это воспроизводство своего, отличающего данный этнос от других в материальной и духовной сфере и позволяющего ему сохранить свою самобытность в процессе взаимодействия с другими народами.

большое внимание в работе уделено и механизму развития национальной культуры. Делаются следующие выводы:

1) Подлинной причиной интенсивного развития национальной культуры является наличие в этнической общности достаточно большого количества индивидов, обладающих высоким энергетическим потенциалом, у которых "потребности роста" существенно превосходят биологические, витальные потребности. Все остальные факторы, как то благоприятное географическое положение, наличие природных ресурсов, внешняя помощь и т.п. - всего лишь условия, которые могут способствовать развитию культуры, но не являются его причиной.

2) Для интенсивного развития национальной культуры необходимо направить активность большинства индивидов на осуществление интересов общности. Именно такая мировоззренческая и эмоционально-чувственная установкз превращает разнонаправленную, хаотичную массу людей в этнос как особое сообщество, обладающее внутренним единством.

3) Для того, чтобы национальная культура после фазы подъема продолжала интенсивно развиваться, необходимо гасить негативные, разрушительные тенденции, которые появляются на пике эволюции социума.

В следующем параграфе предпринимается попытка выявления основных периодов исторического развития обских угров, анализируются черты этнической культуры, характерные для той или иной фазы развития этого субъекта культуры.

По отношению к народам, имеющим традицию письменности с момента становления, вычленение определенных исторических вех не является проблематичным. Для этносов же, не сформировавших письменную традицию, этот вопрос трудно разрешим.

Следует отметить, что осмысление истории развития этноса у обских угров существовало, но не в научной или художестаенно-публицистической форме, а в мифологизированной, единственно возможной форме при передаче информации в помощью устной традиции. Существует богатейшее фольклорное наследие, которое еще только начинает изучаться. На сегодняшний день мифологизированная история практически не функционирует в сознании хантов и манси (что подтверждается данными социологических опросов, представленными в диссертации). Научная же история не разработана в степени, достаточной для воспроизводства национального самосознания. Таким образом, настоятельно возникает необходимость в ее реконструкции.

По поводу сроков становления обско-угорского этноса существуют разные версии. Автор выдвигает гипотезу, опирающуюся на археолого-этнографические концепции в.Н.Чернецова и П.Хайду, а также на методологический подход к эволюции этноса Л.Н.Гумилева, согласно которой обско-угорская 'этническая общность сформировалась уже в начале второго тысячелетия до н.э. и в течение полутора тысяч лет находилась в наивысшей фазе развития. Об этом свидетельствует переход к производящему хозяйству, высокая миграционная активность, интенсивная духовная жизнь, отголоски которой дошли до сегодняшнего дня в системе религиозных верований и в фольклорном наследии.

Возвращение от производящего к присваивающему хозяйству, которое произошло в середине первого тысячелетия до н.э., указывает на то, что этнос вступил в инерционную фазу развития, которая длилась до середины второго тысячелетия н.э. Об этом свидетельствует также отсутствие миграционной

активности в моменты неблагоприятных климатических изменений, нежелание заимствовать у соседних народов письменность, неспособность сопротивляться агрессии соседних государств и т.п.

С начала 17 века начинается фаза разрушения обско-угорской этнической общности. Исчезают многие организационные элементы традиционного общества. Обские угры включаются в качестве отдельного сословия в общероссийский социум. Происходит постепенная ассимиляция южных и западных этнических групп.

Период с 1918 года до настоящего времени можно охарактеризовать как переходный- С одной стороны, происходит полное разрушение традиционной общности, с другой стороны, делаются попытки, не всегда последовательные и хорошо продуманные, создать новые социальные связи, новые объединяющие элементы. Определяющую роль в этом процессе, в том числе и в настоящий момент, играет государство, а не сам этнос.

Исходя из схемы исторического развития, можно выделить аналогичные этапы развития национальной культуры обских угров.

1 этап - начало второго тысячелетия до н.э. - середина первого тысячелетия до н.э. В основе материальной культуры лежит комплексное животноводческо-земледельческое хозяйство. В духовной культуре формируется своеобразная система верований, оригинальная космогоническая картина мира, выделяются определенные жанры устного народного творчества.

2 этап - середина первого тысячелетия до н.э. - конец 16 века н.э. В материальной культуре преобладает присваивающее охотничье-рыболовецкое хозяйство с элементами различных производств и ремесел - гончарного, металлургического и других. В духовной культуре воспроизводятся мировоззренческие, религиозные и соционормативные установки, сформированные в древнейшие времена.

3 этап - начало 17 века -1917 год. Доминирует охотничье-рыболовецкое хозяйство. Наблюдается утрата многих элементов материальной и духовной культуры, характерных для более ранних периодов.

4 этап - с 1918 года до настоящего времени. В 20-е -30-е годы под руководством советского правительства осуществлена попытка регенерации

этноса путем создания культуры, основанной на письменной традиции и привнесения значительных изменений в уклад, в материальную и духовную жизнь коренных народов Югры. XX век - это уникальный период развития этих народов, когда традиционная долисьменная культура обских уфов и современная письменная культура существуют одновременно. При этом первая уступает место второй. В настоящий момент наблюдается, с одной стороны, ассимиляция этнической общности, разрушение и исчезновение традиционной культуры, с другой стороны, формирование современной национальной культуры, способной в перспективе противостоять деградации этноса. Какая из этих двух тенденций возобладает в будущем, зависит в первую очередь от того, насколько молодое поколение обских угров станет носителем этнической культуры своего народа.

Вторая глава "Ориентации современной учащейся молодежи коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа на освоение и развитие своей национальной культурьГ состоит из трех параграфов.

5 первом параграфе дается общая. характеристика молодежи как особого субъекта культуры среди других крупных слоев населения. Этот составной элемент в социальной структуре общества выделяется, с одной стороны, исходя из возрастных особенностей, с другой стороны, данная совокупность индивидов имеет, определенную качественную специфику.

В настоящий момент отсутствует общепринятая возрастная периодизация этапов жизни человека и, соответственно, границ молодости в философской, социологической и психологической литературе. Диссертант берет в качестве базового подход М.О.Шкаратана и выделяет два специфических этапа молодости. Первый этап - 15-22(25) лет - с момента получения неполного среднего образования до момента, когда большинство представителей данной группы получают диплом об окончании высшего учебного заведения. Второй этап - 23(26) - 30(35) лет. В это время происходит активное профессиональное,, территориальное и т.п. самоопределение, по окончании которого наступает стабилизация социального положения и начинается, этап максимальной самореализации, характеризующий взрослое состояние человека. • ■

Молодёжь, таким образом, - это формирующийся субъект культуры, главной задачей которого является подготовка к периоду осуществления наибольшего объема культуротворческой деятельности. Новое поколение при этом постепенно принимает на себя функцию наиболее активного элемента в субстрате этнической общности.

Будущее национальных культур всех этнических общностей мира, в том числе и коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, зависит от того, сможет ли молодое поколение стать преемником своей культуры, будет ли сно обладать достаточным энергетическим потенциалом для того, чтобы интенсивно ее развивать.

Изучению ориентаций современной учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов округа на освоение и развитие своей национальной культуры посвящена практическая часть работы

Во втором параграфе второй главы исследуются проблемы взаимодействия учащейся молодежи с традиционной культурой. Диссертант пытается выяснить, в какой степени в среде молодого поколения сохранились элементы традиционной культуры и как их утрата влияет на устойчивость и творческий потенциал этноса.

Важнейшим элементом культурной традиции любого народа является язык - система знаков, служащая средством познания, хранения и воспроизводства продуктов духовной культуры и человеческого общения

Языки многих малочисленных народов Российской Федерации, в том числе и аборигенных народов Ханты-Мансийского округа, в последние десятилетия стремительно утрачиваются. По данным переписи населения 1989 года считали язык своей национальности своим родным языком 60,8% хантов и 36,7% манси.Сейчас число таких людей еще более сократилось Владеющие родным языком преобладают в старших возрастных группах. Среди молодежи число владеющих языком - значительно меньше.

Данные социологических опросов, проведенных автором работы в 1996 году среди учащихся старших классов национальных средних школ округа и в средних специальных и высших учебных заведениях показывают, что в настоящий момент только 20% респондентов знают язык своей национальности на уровне свободного владения разговорной речью, 31,5% - могут лишь

уловить смысл речи, но общаться на своем родием языке затрудняются. 48,5% - вообще не знают языка своей национальности, хотя 2\3 имеют желание его освоить. Однако, несмотря на понимание значимости родного языка (78,9% респондентов считают этот фактор обязательным элементом существования этноса), лиц, реально владеющих языком, становится с каждым годом все меньше. Так студентов, хорошо знающих язык на уровне разговорной речи в опросе 1991 года было 27,2%, а в опросе 1996 года уже 17,0%. Число же совершенно не знающих язык увеличилось на 18,2% и приблизилось к 2\3 от общего числа респондентов.

В связи с эти возникает необходимость как-то поддерживать исчезающие языки коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, способствовать их регенерации и рахвитию. Автор работы предлагает идти по пути увеличения степени присутствия языка во всей системе национального образования, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением.

Особенно усиленное внимание необходимо обратить на процесс функционирования родных языков в национальных школах округа. Экспертный опрос, проведенный в 1996 году, показал, что большинство респондентов (56,5%) считают вполне реальным изучение ряда учебных дисциплин в национальной школе на языках коренных малочисленных народов округа. Нуждается в качественном улучшении и преподавание родного языка как предмета. Эксперты высказали ряд предложений, которые позволили бы изменить ситуацию к лучшему. Необходимо, на их взгляд, в первую очередь осуществить следующие меры: 1) создать учебники для владеющих и невпадеющих родным языком (42,4%), подготовить квалифицированных преподавателей (40,0%), культивировать родной язык в семье, в повседневном общении (32,9%), издать методическую литературу (21,2%), улучшить материально-техническую базу школ (21,2%), использовать аудио- видеотехнические средства обучения (18,8%) и т.д. Все вышеперечисленные меры должны кардинально изменить ситуацию с функционированием родного языка в системе образования, что позволило бы существенно повысить его статус, увеличит возможности использования в реальной жизни.

Разрушение, которое претерпела традиционная культура выражается не только в утрате родного языка. Кардинальные и необратимые изменения произошли и в традицйонном хозяйственном комплексе обских угров, что выразилось в исчезновении многих традиционных навыков и умений, необходимых для ведения натурального хозяйства 4,5% юношей и 26,2% девушек не владеют, никакими ремеслами и навыками , традиционной хозяйственной деятельности. Умеют мастерить орудия рыбной ловли и охоты 33,0% юношей, смогут .сшить национальную одежду 9,8% девушек. Лишь охота и рыболовство сохраняют свою популярность в молодом поколении обских угров. 94,6% юношей и 28,4% девушек умеют ловить рыбу, 81,3% юношей владеют навыками охоты.

Таким образом, результаты социологических опросов наглядно свидетельствуют, что традиционный способ производства и традиционная хозяйственная деятельность в значительной степени утратили свою роль. Развитие рыболовства, лушнодобывающей промышленности и оленеводства в настоящий момент и в обозримом будущем будет идти в русле индустриальной российской экономики, основанной на товарообмене. Традиционная материальная культура и традиционный способ производства сохранят некоторые свои элементы и значимость только в домашнем хозяйстве отдельных семей, которые ведут традиционный образ жизни или заняты в традиционных отраслях северного хозяйства.

Гораздо более важное значение для будущего коренных народов Югры имеет их традиционная духовная культура. Она должна войти в качестве фундаментальной основы, базиса в современную этническую культуру. В диссертации рассматривается степень сохранения таких ее элементов как религиозные верования, устный и музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, морально-нравственная система ценностей.

Особенно большое внимание уделено устному народному творчеству, которое в течение многих тысячелетий являлось исключительно важным элементом традиционной культуры обских угров. В условиях отсутствовия письменности легенды, сказки, мифы, передаваемые наследственно, были единственной формой художественного самовыражения народа, позволяли сохранить преемственность поколений.

В последние десятилетия среди коренных малочисленных народов округа фольклор постепенно утрачивает свое значение. По данным опроса, проведенного в 1991 году среди хантов и ненцев Нижневартовского района, лишь каждый шестой респондент хорошо знает легенды, сказки, мифы своего народа и может их воспроизвести. 83,8% интервьюируемых либо кое-что знают, либо совершенно ничего не знают. При этом наибольшее количество знатоков фольклора - в старших возрастных группах, наименьшее - в младших возрастных группах. Студенты, опрошенные в 1991 году, еще меньше, чем все остальное население были знакомы с традициями устного народного творчества: 22,5% респондентов не знали ни одной сказки, мифа или легенды. В 1996 году количество студентов, совершенно незнакомых с устным народным творчеством, несколько сократилось - до 17,5%, но и число знатоков также существенно уменьшилось - с 14,6% в 1991 году до 5,0% в 1996 году.

Другие элементы духовной культуры традиционного общества сохранились еще меньше. Данные об этом также приводятся в диссертации.

Несмотря на отчетливо выраженные деструктивные тенденции в культуре коренных этносов округа, общество осознает необходимость сохранения традиционного духовного наследия древних народов Югры. Без этого условия не может полноценно развиваться регионально-территориальная общность народов, проживающих сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа, поскольку подлинно новая культурная ценность может возникнуть только в старой культурной среде. Непременным условием сохранения традиционной культуры аборигенов является поиск и талантливая интерпретация ее непреходящих ценностей, которые послужат основой для строительства нового общества и формирования мировоззренческой основы будущих поколений.

Кардинальные изменения условий существования и образа жизни обских - угров и лесных ненцев, которые произошли в XX веке, а также переход от ,. ^сгнаЛ формы передачи культурной традиции к письменной, привели к необходимости формирования современной этнической культуры коренных народов округа, которая в настоящий момент переживает первоначальный этап своего развития. В третьем параграфе второй главы рассматриваются такие ее составляющие, как литература, средства массовой информации и

система национальных образовательных учреждений, прослеживается степень влияния на молодое поколение этих элементов культуры и социальных институтов.

Данные социологических опросов свидетельствуют, что в настоящий момент литература современных югорских писателей не стала для учащейся молодежи важным фактором ее социализации. 49,2% юношей и девушек, в том числе 41,3% студентов и 57,3% школьников, обучающихся в 1996 году в различных учебных заведениях округа, не читали ни одного произведения авторов, представляющих аборигенные народы Югры. Фактически более или менее популярными "являются только четыре литератора, с которыми знакомо от 20% до 30% опрошенных: Ю.Шесталов, А.Тарханов, А.Конькова, Е.Айпин. Общий уровень знаний интервьюируемых оставляет желать лучшего. Смогли вспомнить более одного-двух произведений этих авторов лишь 4,6% студентов и 9,5% школьников. Больше половины тех. кто считает, что знаком с творчеством югорских писателей, смогли указать лишь такого рода факты, что А.Тарханов - поэт, а Е.Айпин - прозаик.

Не менее удручающая картина наблюдается в отношении массива молодежной читательской аудитории окружных газет на хантыйском и мансийском языках "Ханты Ясанг" и "Луима Сэрипос". Ничтожный процент учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов округа являются постоянными читателями этих средств массовой информации - 0,5% студентов и 2,4% школьников. Каждый четвертый - время от времени берет в руки эти газеты, 3/4 опрошенных - никогда не читают газет на языках коренных народов округа. Практически та же самая картина наблюдалась в среде обско-угорской студенческой молодежи и в 1991 году.

Таким образом, данные социологических опросов молодежи показывают, что при возросшем в последние годы в округе интересе к традиционной и современной культуре коренных этнических общностей, существенного увеличения интереса к своей национальной культуре среди молодых представителей этих народов не произошло.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является несовершенство системы национального образования аборигенных народов округа, и особенно недостатки и просчеты в деятельности национальной

школы. Хотя именно образовательные учреждения могли бы способствовать обновлению всего социального организма этнической общности, росту национального самосознания, увеличению творческого потенциала каждого человека.

Диссертант подробно анализирует попытки реорганизации национальной школы, предпринимавшиеся с начала 90-х годов в Ханты-Мансийском автономном округе, делает необходимые выводы, вносит практические рекомендации по изменению учебного плана и учебной программы этих образовательных учреждений.

В Заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, формируются выводы, носящие принципиальный характер, делаются необходимые рекомендации и предложения.

Основные положения диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Социокультурное развитие коренных малочисленных народов Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа.: Историко-культурный журнал ХМАО "Югры",-1994,- № 6,- С. 25-27.

2. Какие программы нужны народам Севера?: Народы Северо-Западной Сибири,-Томск.- 1995,-С. 211-214.

3. Национальная школа и ее роль в воспроизводстве коренных этносов Ханты-Мансийского автономного округа.: Актуальные проблемы развития национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.- Ханты-Мансийск,-1996,- С. 21-52.

 

Текст диссертации на тему "Отношение к национальной культуре учащейся молодежи"



Уральский государственный университет им. А.М.Горького

На правах рукописи

ЛАЗАРЕВА Лилия Георгиевна

ОТНОШЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (на примере коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа)

Специальность: 22.00.06 - социология духовной Жизни

ДИССЕРТАЦИЯ </Ш

и

на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор А.В.Меренков

Екатеринбург 1998

Содержание

Введение. ............... с. 3 -14

1 ГЛАВА. Методологические основы изучения преемственности и развития национальной культуры малых народов в современных условиях.

1.1. Понятие "национальная культура этнической

общности". .............. с. 15-47

1.2. Национальная культура малых народов Югры:

этапы развития. ............. с. 48 - 68

2 ГЛАВА. Ориентации современной учащейся молодежи коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа на освоение и развитие своей национальной культуры.

2.1. Учащаяся молодежь как субъект культуры................. с. 69 - 80

2.2. Проблемы приобщения учащейся молодежи к традиционной этнической культуре коренных

народов Югры. ................. с 80 -105

2.3. Уровень включенности учащейся молодежи

в современную этническую культуру коренных

народов Югры. ............... с.106 -129

Заключение. ............... с. 130-134

Литература. ............... с. 135-148

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Конец второго тысячелетия новой эры характеризуется нарастанием процессов интернационализации стран и народов мира. Интеграция происходит как на экономическом и политическом уровнях, так и в информационной, правовой и других сферах общественной жизни.

В то же время наблюдается усиление национализма, рост национального самосознания, стремление к обособленности и независимости вплоть до создания самостоятельных государств у многих этнических общностей.

В связи с этим возникает вопрос: куда движется человечество, каким будет общество будущего, как регулировать происходящие процессы, чтобы достичь оптимального состояния социума?

В последние десятилетия многие исследователи склоняются к выводу, что человечество быстрыми темпами движется к обществу социальной однородности. В отечественной философии, основанной на постулатах марксизма-ленинизма, господствовало представление, согласно которому в будущем социуме, включающем в себя все человечество, не будет ни классов, ни наций и народностей, сотрутся различия между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Некоторые зарубежные исследователи также убеждены, что человечество стремительно входит в единое постиндустриальное общество, при котором произойдет конвергенция различных социальных систем и сформируется единый средний класс. (Д.Белл и другие)

В то же время ряд ведущих зарубежных философов до сих пор проповедуют точку зрения, согласно которой между нациями, народами, цивилизациями лежит непреодолимая пропасть, каждая общность развивается по своим собственным законам и сближение между ними невозможно. (О.Шпенглер, А.Тойнби, "культурные антропологи" и другие)

Где же истина? Какая теория отражает действительное положение вещей?

Ответ на этот вопрос настоятельно требуется временем. Новейшая история человечества отличается от всех предыдущих эпох значительным

ускорением темпов общественного развития. Все более очевидным становится тот факт, что стихийное развитие социума постепенно заменяется сознательным управлением общественными процессами. Именно поэтому в последние десятилетия возросла роль и значимость общественных наук. Однако нередко случается, что вместо взвешенных, продуманных, опирающихся на большой фактический материал теорий предлагаются надуманные, наукообразные концепции, не отражающие действительное положение вещей. Вред от таких утопических химер чрезвычайно велик, ибо они несут в себе огромный разрушительный потенциал. Вместо оптимизации социальных процессов происходит в лучшем случае имитация какой-то преобразовательной деятельности, когда объект продолжает развиваться стихийно, сам по себе, в худшем случае - насильственная деформация естественного хода вещей, заканчивающаяся в конечном счете разрушением объекта научного воздействия. Тем не менее, поскольку переход к сознательному регулированию общественных процессов является закономерностью современного этапа развития человечества, новые теории будут появляться, но требования к их качеству должны возрасти.

Итак, проблема, являющаяся одной из наиболее актуальных на сегодняшний день, в теоретико-методологическом плане звучит следующим образом: в каком направлении развиваются этнические сообщества и все человечество в целом - по пути движения к обществу социальной однородности или по пути непрерывного формирования разнородных общностей, коллективов и групп, различие между которыми никогда не будет преодолено? От ответа на этот вопрос зависит обоснование стратегии и тактики политических действий по отношению к этническим общностям на том или ином государственном уровне.

Одно из фундаментальных понятий, которые в концентрированном виде отражают жизнь этноса, - национальная культура. Рассматривая закономерности существования и развития национальных культур, мы выявляем тем самым тенденции развития этнических общностей и всего человечества в целом.

Целесообразно выделить какую-то группу этносов, на примере которых можно исследовать происходящие процессы.

В нашей работе в качестве такой группы этносов взяты малочисленные народы Севера Российской Федерации, находящиеся в настоящий момент на грани исчезновения, и в частности, этносы, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе.

В период перестройки и реформирования российского общества тема спасения малочисленных народов Севера стала очень модной. Изучением этих самобытных этносов и разработкой рекомендаций по сохранению и развитию их культур занимается целая армия научных работников, десятки научно-исследовательских коллективов и институтов. Проводятся научно-практические конференции, принимаются законодательные акты, составляются программы развития, выделяются немалые финансовые средства. Интерес к теме привел к созданию целой прослойки в среде самих народов Севера, которые заняты исключительно спасением и защитой интересов этих этнических общностей.

Столь большие усилия, предпринимаемые обществом, дали некоторый положительный эффект. В то же время можно со всей ответственностью заявить, что кардинального изменения ситуации не произошло. Процессы ассимиляции этносов и деградации их культур не только не приостановились, но даже усилились.

В чем причина этих явлений? Почему национальные культуры малочисленных этносов Севера, и в частности, коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, при всем позитивном к ним отношении не могут регенерировать, а продолжают разрушаться? Реально ли изменить эту тенденцию? При каких условиях это возможно? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в нашей работе.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение культур коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского округа необходимо начать с выявления фундаментальных сущностных характеристик понятия "культура". Попытки ее анализа широко представлены в отечественной литературе. Можно назвать таких исследователей как А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Е.С.Баразгова, В.С.Библер, Ю.Р.Вишневский, Е.В.Грунт, П.С.Гуревич, Б.Е.Ерасов, Г.Е.Зборовский, Н.С.Злобин, М.С.Каган, Л.Е.Кертман, Л.Н.Коган, И.В.Кондаков, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, И.М.Модель, Г.П.Орлов, Б.С.Павлов,

Л.Я.Рубина, В.Т.Шапко и др. Выявление сущностных характеристик культуры дает теоретико-методологическую базу для анализа основных закономерностей функционирования и развития национальной культуры той или иной этнической общности.

Изучением культур аборигенных народов Югры впервые начали заниматься венгерские и финские исследователи. Это произошло в 40-х годах Х1Х века. Основоположники угроведения финн А.М.Кастрен и венгр А.Регули независимо друг от друга побывали в научно-исследовательских экспедициях в отдаленных северных районах Западной Сибири с целью сбора лингвистического, этнографического и фольклорного материала об обских уграх.

Начатое ими дело продолжили во второй половине XIX - начале XX века финнские ученые А.Алквист, А.Канисто, У.Т. Сирелиус, К.Ф.Карьялайнен, Х.Паасонен, венгерские ученые Б.Мункачи, Й.Папай и другие.

Из отечественных исследователей можно назвать лесничего Тобольской губернии A.A. Дунина-Горкавича, издавшего в начале XX века фундаментальный труд "Тобольский Север", третий том которого посвящен этнографическому описанию местных инородцев Сибири, а также ученого экономиста С.Патканова, занимавшегося исследованием фольклора хантов и манси.

В советский период было продолжено изучение национальной культуры обских угров. Этим занимались В.Н.Чернецов, Н.Ф.Прыткова, Г.Старцев, М.Б.Шатилов и другие.

40-50 годы XX века - время активной творческой деятельности первого хантыйского ученого Н.И. Терешкина, который собрал на разных диалектах родного языка огромный материал по языку и фольклору.

Из современных исследователей нужно назвать прежде всего томских этнографов Н.В.Лукину и В.М.Кулемзина, издавших совместные книги "Васюганско-ваховские ханты", "Материалы по фольклору хантов", "Знакомьтесь: ханты", а также самостоятельные произведения: Лукина Н.В. -"Альбом хантыйских орнаментов", "Формирование материальной культуры хантов", "Мифы, предания и сказки хантов и манси"; Кулемзин В.М. - "Человек и природа в верованиях хантов", "Шаманство васюганско-ваховских хантов".

Язык, материальную и духовную культуру хантов и манси изучают также московский этнограф З.П.Соколова, новосибирские этнографы и лингвисты И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев, М.И.Черемисина, Е.Скрибник, Н.Кошкарева, Е.Ковган, тобольские этнографы и историки А.В.Головнев, Е.П.Мартынова, екатеринбургские археологи С.Ф.Кокшаров, В.М.Морозов, а также ханты-мансийские ученые из числа обско-угорских народов Е.И.Ромбандеева, Т.А.Молданова, В.Н.Соловар, А.Д.Каксин и многие другие.

Занимаются национальной культурой народов Севера не только этнографы, археологи, лингвисты и фольклористы, но и обществоведы. Прежде всего следует назвать институт философии и права СО РАН (до реорганизации - отделение в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР) под руководством члена-корреспондента АН, доктора философских наук В.И.Бойко. Институт работает над проблемами социально-экономического и культурного развития народов Севера , начиная с 60-х годов.Сотрудники института проводили социологические исследования на многих территориях Российской Федерации: на Сахалине, в Якутии, в Хабаровском и Приморском краях, в Эвенкии и т.д. В конце 80-х годов институт принял на себя обязанность координации всех проводящихся в СССР исследований по проблемам народов Севера. Под эгидой этого научного учреждения была создана Региональная межведомственная комиссия по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера. В 80-е годы проведены всесоюзная научная конференция "Народности Севера: концепция социального и экономического развития в условиях научно-технического прогресса", советско-канадский коллоквиум "Современные процессы и прогнозные концепции социального развития коренных народностей Севера", совещание "Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу", многие другие мероприятия. Опубликовано большое количество научных работ, в том числе "Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года", а также работы В.И.Бойко "Социально-экономическое развитие народностей Севера", Н.В.Исаковой "Культура народов Севера", Ю.В.Попкова "Процесс интернационализации у народностей Севера" и многие другие.

Главный труд новосибирских ученых - это, безусловно, "Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года", где, наряду с практическими рекомендациями, представлено теоретико-методологическим обоснование пути развития малочисленных народов Севера в современную эпоху.

Со многими фундаментальными положениями концепции можно согласиться. В то же время ряд основополагающих теоретических позиций не может не вызывать возражений. Подробный анализ текста будет сделан при рассмотрении этапов развития национальной культуры коренных народов Югры.

Кроме теоретико-методологических основ в "Концепции социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года", выдвинутой новосибирскими учеными, есть много интересных практических рекомендаций, некоторые из которых будут нами учтены в данной работе.

С середины 80-х годов социологические исследования по проблемам развития народов Севера начали проводится и в Ханты-Мансийском автономном округе. В основном они касались вопросов экономического развития территорий проживания коренных этносов, в том числе развития традиционных отраслей хозяйства и улучшения социально-бытовых условий жизни в национальных поселках. Однако некоторые исследователи интересовались и вопросами сохранения и развития традиционной культуры, и даже предпринимались попытки создания модели социально-экономического и культурного развития коренных народов округа.

В Нижневартовском и Кондинском районах социологические исследования проводили сотрудники Института истории, филологии и философии СО АН В.В.Мархинин и И.В.Удалова. Собран богатый фактический материал. Теоретические выводы - в русле концепции В.И.Бойко.

Социологические исследования среди коренных народов округа проводил также тобольский этнограф и историк А.В.Головнев. Он исследовал регион расселения сосьвинских манси в Березовском районе. Свои рекомендации и предложения по социально-экономическому и культурному развитию территории и этносов, ее населяющих, изложил в книге "Северная Сосьва". Публикация имеет некоторый исторический и этнографический уклон.,

хотя предложены некоторые интересные рекомендации по интенсификации современного развития обских угров.

С конца 80-х годов жизнедеятельность коренных этносов в различных регионах Ханты-Мансийского округа интенсивно изучают тюменские и екатеринбургские социологи. Однако они занимаются в основном вопросами экономического и политического развития этих народов.

Таким образом, проблема создания модели социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа остается открытой. Ее решение возможно только при условии формирования принципиально нового подхода к рассмотрению механизма функционирования национальной культуры, сущность которого заключается в том, чтобы более четко и детально рассмотреть факторы разрушающие и факторы, способствующие прогрессивной эволюции национальной культуры, их сложное и противоречивое взаимодействие между собой.

Поскольку главной культуротворческой силой будущего является молодое поколение, то в центре нашего исследования - отношение учащейся молодежи к освоению и развитию своей национальной культуры.

Объект и предмет исследования. Культура как социальное явление изучается разными науками. Философия выявляет сущностные характеристики данного объекта исследования. Культурология пытается выделить основные содержательные характеристики культуры как социального явления, которые преобразуются в процессе исторического развития отдельных народов и всего человечества в целом. Социология рассматривает культуру как результат совместной деятельности различных общностей и индивидов в процессе приспособления человеком окружающего мира к своим потребностям и интересам. Тем самым социология выявляет не только содержательную сторону культуры, но также отношение к ней, влияние объективных и субъективных факторов на процесс сохранения и изменения различных культурных ценностей. Национальная культура в социологии изучается с позиции взаимодействия различных групп, заинтересованных как в ее воспроизводстве, сохранении всего ценного, что накоплено предшествующими поколениями, так и в ее изменении в соответствии с новыми требованиями

современной жизни. В этносоциологии все эти процессы рассматриваются применительно к национальной культуре того или иного народа.

Таким образом, объектом данного исследования является взаимодействие национальной культуры и представителей нового поколения, которое возникает в процессе ее освоения и развития. Предмет можно определить как отношение к националь