автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Отображение политического противостояния и миротворческого процесса в книжной публицистике Таджикистана

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Махкамова, Дильором Юнусовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Отображение политического противостояния и миротворческого процесса в книжной публицистике Таджикистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отображение политического противостояния и миротворческого процесса в книжной публицистике Таджикистана"

А-

На правах рукописи

005054480

Махкамова Дильором Юнусовна

ОТОБРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ И МИРОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КНИЖНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА

10. 01. 10 - журналистика

-8 НОЙ 2012

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Душанбе - 2012

005054480

Работа выполнена на кафедре таджикской литературы и журн, листики Курган-Тюбинского государственного университета имег Носира Хусрава.

Научный руководитель доктор исторических наук,

профессор кафедры электронных СМИ и истории журналистики РТСУ Усмонов И.К.

Официальные оппоненты доктор филологических наук,

профессор кафедры таджикской литературы ТНУ Тоиров У.

кандидат филологических наук, пресс-секретарь Министерства народного образования Республики Таджикистан Шоев М.

Ведущая организация Кулябскнй государственный университе

имени А. Рудаки

Защита диссертации состоится «27» сентября 2012 г. в 13:30 часо на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите доктор ских и кандидатских диссертации на соискание ученой степени канди дата филологических наук в Таджикском национальном университет (по адресу: г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикскоп государственного национального университета.

Автореферат разослан « 26 » августа 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

М.Б.Нагзибекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Обычно после конфликтов, достижения мира или поражения, появляются люди, считающие необходимым желанием, высказав свою точку зрения относительно этих событий, определить свое отношение к этим явлениям. Они выражают свою позицию посредством статей, очерков и книг, состоящих из воспоминаний. Все эти произведения имеют одну общую особенность - отражают точку зрения автора - активного участника или непосредственного свидетеля события. То есть автор дает оценку событию на основе собственного анализа. Таким образом, подобное творчество имеет публицистическую направленность, целью которого является воздействовать на участников события, побудить их к действию. В таких произведениях невозможно воспринимать все описанные события, даже события сопровождаемые комментариями, основанных на фактах, как безоговорочную правду. Ибо описанная в них правда связана с какой-либо личностью или находится в прямой зависимости от позиции определенной личности. Однако исследование этих событий, изучение и оценка подобных произведений, будучи весьма важным актом, не только способствует пояснению событий, но также играет важную роль для осознания публицистической правды и художественной реальности, что и определяет актуальность данного исследования.

Научная новизна исследования. Социально-политические события Таджикистана девяностых годов явились предметом исследования нескольких ученных в области истории журналистики, работы которых указаны нами ниже. Однако исследование этих событий посредством литературы и публицистики до сегодняшнего дня остаются в не поля зрения, что и свидетельствует о направлении нашего исследования и значимости избранной темы. В нашей диссертации исследуются книги политической публицистики, авторы которых являются участниками или активными наблюдателями событий. Они отобразили в своих произведениях то, что видели и слышали. Несмотря на то, что большинство событий, описанных авторами подобных произведений, выглядят реалистичными, однако воспринимать, что эти события имеют непосредственное отношение и к ним, может пробудить мысль о вероятности сокрытия ими некоторых нюансов и фрагментов событий, выявить которые возможно лишь путем сравнения этих произведений. Эти книги не являются художественной литературой, их нельзя отнести и к публицистике второго лица. Они представляют собой правду, познанную одним участником. Эти книги в литературоведении и журналистской науке до сих пор не исследованы. Поэтому данная тема, без преувеличения, может быть названа новым направлением в изучении журналистики

периода политического противостояния и поиска мира в Таджикистане.

Материалом исследования послужили тексты публицистических произведений авторов-участников событий 90-х годов, изданных отдельными книгами, позволяющие выявить и сформулировать основные принципы их социально- политического видения. Произведения 90-х годов могут рассматриваться не только как начальный переломный этап творчества, но и как самостоятельный публицистический цикл, отразивший основные положения писательской философии, его систему ценностей и художественные ориентиры.

Степень разработанности. Мы разделили научные работы, касательно публицистических произведений в этой области на две группы: литературу, непосредственно относящуюся к теме исследования и теоретическую литературу. В первую группу входят исследования А. Абдукадырова, Е. Белова, И.Садуллаева, Н.Салихова, У. Рашидовой, Д. Уруновой и Т. Хасановой1. Вторая группа состоит из сугубо научных теоретических работ. В процессе анализа мы опирались на работы таких авторитетных ученых теоретиков литературы и журналистики, как Е. Прохоров, В. Ученова, В. Горохов, М. Черепа-хов, Е. Осетров, Варустин, Т. Беневоленская, В. Литвинов, А. Садул-лоев, И. Усмонов, А. Нуралиев, П. Гулмуродзода. Н. Салихов, А. Азимов, М. Муродов, С. Гулов и др.

В выявлении значимости публицистики огромная роль принадлежит исследованиям русских ученых теоретиков. По мнению русского ученого Е. Осетрова публицистика охватывает все (11). В.Литвинов отмечает, что «мир публицистики - это весь материальный мир, его события и явления» (6,103).

Публицистика как область творчества существовала в двух формах - письменной и устной и в X веке отделившись от литературы, продолжала развиваться самостоятельно и «таджикский народ может гордиться богатой историей своих публицистических взглядов» (9.41). Ученые А.Нуралиев н М.Муродов относят начало книжной публицистики к дожурналистскому периоду.

1. Абдукадыров А. Русскоязычная печать н общественно-политическая жизнь Таджикистана. Автореф. дис. канд. филологических наук. Душанбе, 1997; Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997г. г). Автореф. дис. канд. ист-х. наук. Душанбе, 1999; Саъдуллоев И. И. Роль комиссии по национальному примирению в установлении мира и национального согласия в Таджикистане (1997-2000 г. г). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 2006; Салихов Н. Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистики периода государственного суверенитета. Авторефер. дисс. доктора филол. наук. Душанбе, 2010; Рашидова У. Исторический опыт решения проблемы беженцев и внутренних переселенцев в Республике Таджикистан, Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 2011; Урунова Д. Становление новой политической структуры в Республике Таджикистан (1991-1997 г. г). Автореф дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 1998; Хасанова Т. Г. Печатные СМИ о миротворческом процессе в Таджикистане. Автореф. дисс. канд. . филол. наук. Душанбе, 2011.

Всестороннее изучение развития таджикской публицистики приходится на 80-е годы XX века. В советский период публицистику воспринимали как один из жанров художественной литературы и изучали ее именно из этих позиций. Первые научные работы, выстроенные на материале публицистики классиков персидско-таджикской литературы и современных писателей, принадлежали перу таких ученых как А.Маниязов, А.Садуллоев, И.Усмонов, С.Хайдаров, О.Салимзаде, А.Кутбиддинов и Дж. Рахмонова. Среди ученых, давших правильное определение публицистике, выявивших ее характерные особенности следует отметить заслуги И.Усмонова, А.Садуллоева и Н.Салихова. По мнению Садуллоева «истинная публицистика изображает жизнь в развитии. Публицист уточняя факты и цифры, предсказывает будущее, принимает активное участие в управлении общественных процессов, поясняет закономерности традиции общества» (13,53).

Исследователи считают, что основу публицистики 90-х годов составляли «политические события времени и их толкование участниками событий» (20,260).

Однако изучение книжной политической публицистики, в том числе авторов - непосредственных участников этих событий в таджикской журналистской науке до сих пор не выполнено в надлежащем уровне. Так, если обратиться к исследованиям ученых А. Абдукадыро-ва, М. Султонова и Т. Хасановой, то можно удостовериться, что в них, главным образом, акцент делается на рассмотрении роли и места русскоязычной прессы в общественно-политической жизни Таджикистана, но отображение гражданской войны и миротворческого процесса, как проблемы публицистики этих лет остаются за пределами научного анализа.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в исследовании публицистики А.Достиева, С.Кенджаева, С.А.Нури, И.Усмонова, А.Сохибназарова - непосредственных участников событий 90 - х годов в истории нашей страны. В центре диссертации стоят проблемы анализа их размышлений и суждений относительно причин возгорания гражданской войны и путях достижения мира противоборствующими сторонами.

Основными задачами диссертации являются:

- исследование видения и позиции авторов политической публицистики девяностых годов относительно трагедии таджикского народа;

- выявление общности и различия взглядов авторов касательно факторов и причин политического противостояния ;

- анализ точек зрения авторов книжной политической публицистики по вопросу поисков путей миротворчества таджиками;

- сравнительный анализ реалистичности описанных событий, выявление границ правды и художественного вымысла авторов воспоминаний политических событий того времени;

- характеристика особенностей книжной публицистики о гражданской войне Таджикистана и мирного соглашения противоборствующими сторонами, соблюдения этики мыслевыражения, стилистики произведений авторов.

Методологической основой диссертации послужили принцип сравнительного анализа публицистических произведений различных авторов, наиболее значимые труды отечественных и зарубежных ученых данного направления. В исследовании также использовались произведения, имеющие теоретическо-методологический характер, способствующие выявлению особенностей политического противостояния и миротворческого процесса в Таджикистане. Примером таких произведений, могут служить речи и интервью Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, собранные в трех книгах «Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания».

Теоретическая и практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования материалов и положений исследования в дальнейшем изучении развития таджикской политической книжной публицистики, выявления особенностей публицистики периода независимости, причин и факторов гражданской войны, поиска путей достижения мира, правды и вымысла авторов в изображении. Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений, на филологических факультетах, в связи с изучением истории таджикской журналистики, проблем политической книжной публицистики, в рамках спецкурсов.

Источники исследования. Основным источником диссертационного исследования послужили книги «Позиция» и «Невозможно убежать от себя» Абдулмаджнда Достиева, трехтомник «Переворот в Таджикистане» Сафарали Кенджаева, «Моменты из созидательного мира», «Год Набиева» и «Книга о мире» Ибрагима Усмонова, «Книга о примирении» Сайида Абдуллоха Нури, «Рассвет поглащающий звезды» Аслиддина Сохибназарова.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры таджикской литературы и жур-налистнкы КТГУ (протокол №6 от 5.01.2012г.) и совместном заседании кафедр международной журналистики, печати, телевидения и радио ТНУ (протокол №7 от 29.02.2012г.). Результаты и выводы диссертации нашли отражение в докладах, сделанных на университетских, областных конференциях, а также нескольких публикациях в научных

сборниках, на страницах журналов, вошедших в реестр ВАК - а Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

- Публицистическое творчество мощное оружие воздействия на общественное сознание. Пути и методы изображения причин гражданской войны и поисков возможных путей мирного согласия таджиков в книжной публицистике;

- Выявление роли личностей в построении нового независимого государства, роли руководителей правительства и политических партий Таджикистана;

- Роль и место публицистики в изображении проблем гражданской войны, исследование идеалов и деятельности героев того времени, роли публицистики в изучении жизни, как самостоятельного течения, публицистика как средство активизации человека в осмыслении социальных процессов и непрерывного процесса развития общества;

- Действительность в публицистических произведениях участников событий, пути придания объективности описанным событиям. Выявление и оценка писательского мастерства авторов книжной публицистики, конкретизация творческих находок публицистов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, ее значимость, перечисляются источники, послужившие материалом для диссертационной работы, показывается степень ее изученности, научно-практическая значимость, излагается методика исследования, содержится обзор использованной литературы.

Первая глава диссертации, состоящая из трех разделов, называется «Общие и индивидуальные особенности отражения политического противостояния». Первый раздел данной главы посвящен рассмотрению внутренних причин возгорания политического противостояния в публицистических произведениях непосредственных участников политических событий 90-х годов в Таджикистане.

Наряду с информацией, предоставляемой СМИ - печатью, радио и телевидением, публицистика, как область творчества, также обладает особой значимостью в изображении страшных трагических событий гражданской войны и процесса миростроительства таджиков. Именно в этот период появились политические личности, в лице которых народ увидел не только политических и государственных деятелей, полевых командиров но и авторов политической публицистики нового времени.

В истории таджикской публицистики участниками политических событий различных времен, революций и войн созданы заслуживающие внимания и изучения публицистические произведения. Примером тому могут служить публицистика С. Айни, С.Ализаде, А. Мухидди-нова, А. Лахути, Б. Гафурова, М. Турсунзаде, которые, будучи государственными и политическими деятелями, в своих публицистических произведениях отобразили развитие общества, борьбу и победу народа в годы Октябрьской Революции и Великой Отечественной войны, освободительную борьбу народов мира за счастливую и мирную жизнь.

Действительно, в годы войны, требующей пламенного и действенного слова, еще ярче проявляется мобилизующая роль средств массовой информации и публицистических произведений.

Профессор И. Усмонов, подчеркивая нерасторжимую связь средств массовой информации, как выразителя политики и особой ветви власти, с политикой государства, пишет, что: «То есть, всякий раз, когда мы говорим о четвертой власти, всякий раз, когда задаемся целью выявить пути и четкие следы СМИ в важных политических событиях, подразумеваем именно эту их особенность. Значит, публицистика это - политика. Сотрудничество публициста с политиком, является показателем направления социальной жизни.» (19, 64).

Общество в условиях войны большей степени прислушивается к словам ответственных лиц и руководителей, связывая с ними надежду в решении проблем жизни.

Оценивая произведения активных участников событий в Таджикистане, как один из важных источников изучения гражданской войны, ученый конфликтолог Курбон Расулов пишет: «Большинство этих сочинений составляют произведения автобиографического характера и воспоминания авторов о конфликте и процессах его решения » (8 39) Примечательно, что, начиная с 1993 года о причинах возгорания 'конфликта и процессах миротворчества таджиков были опубликованы произведения, с ярко выраженной публицистической направленностью. «Тайфун Сангака Сафара и Файзали Сайда» Амиршо Хатлони и Абдувалн Истаравшанн, «Совесть» Амиршо Хатлони, «Взрыв» Хик-матулло Насрнддинова, «Курган-тюбе: кровавый сентябр» Файзбах-ша «Таджикистан - трагедия и боль народа» Г.Хайдарова и М.Иномова, «Жертва с двумя ранами» Бури Каримова, «Между водой и огнем я сотворил мир, но...» Хаджи Акбара Тураджонзаде, «Русло жизни»Нурали Назарова и другие. Эти публицистические произведения, изданные в первые послевоенные годы, способствовали формированию социальных взглядов, общественного мнения, подъему национального самосознания и активизации миротворческого процесса

Рассматривая особенности публицистики первых лет независимости Таджикистана, то есть 90-х годов XX и начала XXI веков, в диссертации произведен всесторонний анализ публицистических произведений, участников тех событий; на основе анализа произведений политических и государственных деятелей того сложного периода, выявлены позиции и взгляды этих политических личностей относительно причин возгорания страшных событий гражданской войны, показана их борьба за единение нации, уступки во имя реализации благой цели -подписания Мирного соглашения, проанализирована деятельность и роль КНС в достижении мира и согласия.

Публицистические произведения с учетом времени их создания, отображения тематики войны и миротворческих процессов в Таджикистане, можно разделить на три периода: 1) 1993-1995гг.; 2) 19961999гг.; 3) 1999-2001гг.

Первый период охватывает публицистические произведения, в которых нашли отображение события, связанные с государственным переворотом, показаны позиция руководителей страны, причины вспыхнувшей гражданской войны, деятельность полевых командиров и членов Народного фронта, поиски путей заключения мира, отношение авторов ко всем этим явлениям. Воспоминания С. Кенджаева «Переворот в Таджикистане» (1993-95), произведение И. Усмонова «Год Набиева» (1995) написаны в этот сложный период.

Во втором периоде были написаны такие произведения как «Рассвет поглащающий звезды» (1997) А.Сохибназарова, «Моменты из созидательного мира» (1999) И.Усмонова, «Позиция» (1999) А. Достиева, которые приходятся на время относительного спокойствия и продвижения общества к заключению долгожданного мира, в силу чего, авторы демонстрируют более высокую ответственность в оценке проблем войны и мира и их суждения заметно отличаются от прежних лет.

Третий период, в особенности 2001 год, можно назвать самым плодоносным в таджикской книжной политической публицистике. Именно в этот год были написаны книги А. Достиева - «Невозможно убежать от себя» (2001), И. Усмонова - «Книга о мире» (2001), С. А. Нури - «Книга о примирении» (2001), в которых нашли свое яркое отражение взгляды политических деятелей на гражданскую войну и ее последствия, значимость мира, заключенного народом, оценка деятельности Комиссии по национальному примирению в достижении мира и согласия. Трехтомный сборник речей и интервью Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания», также вышедший в свет в 2001 году, представляет собой важный источник теоретических и директивных умозаключений Руководителя

государства и дает богатую пищу для размышлений над исследуемой темой.

Изучение публицистических произведений, непосредственных участников тех трагических событий девяностых годов, показывает, что все авторы осудили войну как бедствие для народа, и объясняют причинные ее возникновения, в соответствии со своими знаниями, представлениями и мировоззрением. А.Достиев различие гражданской войны от других войн видит в том, что «государство становится бессильным и вопросы власти решают группы людей в вооруженной борьбе межде собой» (3,64). Невзирая на субъективность суждений сравнительный анализ их произведений, позволяет выявить общность и различия во взглядах авторов. Таким образом, причины возгорания гражданской войны, о которых говорится в книжной политической публицистике, можно разделить на три группы.

1. Внутренние причины, возникшие из самого Таджикистана и способствовавшие началу войны:

1. Борьба за должность и власть; 2. Партии и социально-политические организации; 3.Религиозный фундаментализм; 4. Правительство национального примирения; 5. Местничество; 6. Национализм; 7. Депутаты Верховного Совета и его сессии; 8. Демоисламисты; 9. Коммунистическая партия; 10. Средства массовой информации; 11. Неготовность таджиков к осознанию перемен времени; 13. Крах идеологии и коммунистического строя; 14. Неправильная кадровая политика; 15. Низкий авторитет руководителей республики; 16. Нейтральность МВД, КНБ; 17. Оппозитсия, противники; 18. Слияние политики с преступностью; 19. Двурушничество отдельных должностных лиц; 20. Потеря национальных основ и корней, преклонение перед чужим;

2. Внешние причины и внешние силы, способствовавшие развязыванию гражданской войны:

1. Политический экстремизм, исламский фундаментализм; 2. Внешние силы, способствовавшие напряженности положения в Таджикистане.

3. Личности, с деятельностью которых авторы книжной политической публицистики связывают возгорание гражданской войны:

Р.Набиев, С.Кенджаев, К. Махкамов, X. А. Тураджонзода, А. Абдуллоджанов, А. Искандаров, К. Аслонов, В. И. Ленин, Б. Пуго| М. Горбачёв, Д.. Худоназаров, Ш. Юсуф, Д. Исмон.

В таджикской политической книжной публицистике одной из главных причин возгорания гражданской войны показана борьба карьеристов за власть со своими противниками. Нашло яркое отражение процесс реализации целей партий, в том числе, новых

политических сил Таджикистана в 90-х годах, любыми путями добиться власти.

«Это война была ничем иным как хитроплетением оппозиционеров, с целью прихода к власти»- пишет С.Кенджаев (5,45).

Второй раздел посвящен публицистическому исследованию иностранного вмешательства в события Таджикистана, показана связь оппозиционеров - демократов, религиозных деятелей, организаторов митингов и площадей с иностранными силами, имевших свои интересы в Таджикистане.

С.Кенджаев приводит примеры из собственных наблюдений и утверждает, что кровавые события, сваливших на голову несчастного народа Таджикистана, являются плодами «многолетних трудов тайно действующих иностранных шпионских организаций» (4,257).

А. Сохибназаров в своей книге «Рассвет, поглащающий звезды» также считая основными виновниками хаоса в Таджикистане, иностранные силы страны, подчеркивает, что конфликты таджиков были спланированы задолго до самих событий: «В целом, провокация, спланированная и сотворенная руками партийных руководителей и руководством Комитета безопасности бывшего Советского Союза, благодаря их воспитанникам, находившимся на гос.службе в Таджикистане, нанесла смертельный удар таджикам, будущему государства таджиков» (15,16-17).

Третий раздел первой главы диссертации - «Отношение авторов политической публицистики к основным личностями противостояния» -

посвящен анализу вышеназванных книг, с точки зрения оценки их авторами деятельности отдельных личностей, способствовавших конфликту в таджикском обществе. Автор диссертации на основе обширного фактологического материала, детального анализа текстов политической публицистики приходит к выводу, что в публицистике рассматриваемого периода наблюдается разнообразие точек зрения как к самому событию конфликта и противостояния в Таджикистане, так и в оценке роли известных личностей в этом сложном процессе.

Во второй главе «Изображение миротворческого процесса в политической публицистике 90-х годов XX века» анализируются проблемы книжной публицистики в освещении поиска путей в достижении мира и согласия в Таджикистане, исследуется роль и место посредников в миротворческом процессе. Подчеркивается, что движение к миру и согласию также имеет свои факторы и причины.

Яркое отражение в публицистике участников событий 90-х годов и начала XX века в Таджикистане нашла тема послевоенного периода, заключения мира и согласия. Процесс миротворчества, поиска путей, ведущих к согласию и национальному единству, имел свои особенности. Авторы книжной публицистики, многие из которых были в

центре этих событий, в большинстве являлись активными участниками миростроительства таджиков.

Исследователь периода гражданской войны и мира таджиков И.Усмонов посвятил одну из глав своей научной книги «Политическая история независимого Таджикистана» миротворческому процессу назвав 1994-1997 годы годами «Таджикистана на пути к миру». Согласно мысли ученого, дорога Таджикистана к миру была сравнительно короткой, но, отмечая то, насколько она была сложной и трудноодолеваемой, пишет, что «... для всех тех, кто жил в эти дни, эта дорога казалась бесконечной и изнурительной» (18,100).

Сайд Абдулло Нури, один из руководителей оппозиции, сыгравший важную роль в миротворческом процессе таджиков, в своей книге «Книга о примирении» отмечает насколько трудным и ухабистым был путь к миру: «Действительно, в многовековой истории цивилизации таджиков эта война была неимоверна кровавой и позорной, не имеющей аналогов. Однако, к счастью, пусть и поздно, наконец, разум и мудрость победили вражду и неприязнь. Стороны пустились в поиски политического решения инцидента. Мир и согласие таджиков, по своему характеру, не имеет аналогов в истории человеческой цивилизации» (10, 45).

В политической книжной публицистике 1993 года до подписания Соглашения о мире и национальном согласии-1997, деятельности КНС до 2000 года, авторы обратились к одной из важных проблем того времени - достигнутого мира. Книги И. Усмонова и С. А. Нури написанные в эти годы, представляют собой значимые произведения, специально посвященные теме мира и согласия таджиков. Исследователи публицистики К. Расулов и А.Азимов отметили, что история миротворчества таджиков ярко описаны в книжной публицистике.

С целью познания точки зрения авторов, относительно факторов миротворчества таджиков, мы разделили публицистические книги, с учетом времени их создания, условно, на периоды. Это было сделано также и по той причине, что подобный метод позволяет сравнить и выявить как солидарность, так и разнополярность взглядов авторов в этом вопросе.

Первый период охватывает время освещения, авторами и их современниками, проблемы мира в процессе еще продолжающейся войны, то есть, 1993 год.

Второй период - 1994-1997гг. приходиться на начало двусторонних дебатов и переговоров и подписания Соглашения о мире.

Третий период - 1998-2000гг. связан с годами отражения проблем мира и деятельности КНП. Для исследования нами были отобраны 10, на наш взгляд, важных факторов в миротворческом процессе таджи-

ков, на которых акцентировали свое внимание авторы таджикской политической публицистики.

Классификация факторов миротворческого процесса таджиков в публицистических произведениях непосредственных участников этих событий, с учетом поэтапного достижения мира, выглядит следующим образом:

1. Осознание, противоборствующими сторонами, ответственности в необходимости мира; 2. 16-я Сессия Шурой Оли (Верховного Совета); 3. Возвращение беженцев на родину; 4. Призыв к примирению, к двусторонним уступкам; 5. Желание и воля таджикского народа к заключению мира; 6. Государства, способствующие мирному процессу; 7. Помощь ООН; 8. Межтаджикские дебаты и переговоры; 9. Подписание протоколов; Соглашение о мире и национальном примирении; 10. Создание Комиссии по национальному примирению.

Авторы политической книжной публицистики подчеркивают решающую роль деятельность 16-ой Сессии Верховного Совета в установлении мира и спокойствия в стране, прекращении войны, возвращении беженцев на родину.

Клятва Эмомали Рахмона на судьбоносной 16-ой Сессии началась с упоминания о мире: «Клянусь, что, направив все свои знания и опыт для возвращения в каждую семью мира, буду служить предано во благо процветания любимой Родины» (12,7).

Согласно точке зрения исследователей «если бы не желание и воля самого таджикского народа, то есть Президента и Правительства с одной стороны, и вооруженных сил оппозиции, с другой, мир и до сегодняшнего дня не был бы установлен в Таджикистане » (17, 3- 4).

В книге Сайпда Абдулло Нури «Книга о примирении» одна из глав посвящена роли ООН в миростроительсте таджиков. Нури, как непосредственный участник переговоров, дает высокую оценку роли ООН и других международных организаций в восстановлении мира и национального согласия в Таджикистане. Вступление Таджикистана в 1992 году в членство ООН и прибытие в 1993 году комиссии военно-политических деятелей этой организации, он подчеркнул как важный шаг международных организаций в процессе восстановления мира и согласия в Таджикистане.

Повествуя о периоде подготовки правительством Таджикистана, Ирана и таджикской оппозиции к переговорам, автор «Книги о мире» информирует читателя о рождении первых росточков согласия оппозиции к сотрудничеству в деле установления мира:

«Однако затянувшийся процесс начала переговоров зависел от определения страны-гаранта оппозицией: Афганистан, Саудовская Аравия или Иран? И, наконец, оппозиция остановилась на Иране и Исламская Республика Иран признала в лице Сайида Абдулло Нури и

Ходжи Акбара Тураджонзода лидеров этого движения. Таким образом, была предпринята попытка собрать в одном месте все близкие силы оппозиции. Так, из Москвы был приглашен Отахон Латифи, из Афганистана Сайид Абдулло Нури и из Пакистана М.Химматзаде и 8декабря 1993 года в Тегеране состоялась их встреча, на которой быди высказаны первые серьезные предложения, суть которых сводилась к созданию Государственного Совета и разделению власти» (17, 3-4). Публицист отмечает дружеские действия представителей России, которые, по поручению ООН, способствовали миротворческим процессам в Таджикистане. На примере официального письма ООН от 30 марта 1994 года на имя Ю.М.Воронцова - постоянного представителя Российской Федерации в ООН и речи А.Козырева - министра иностранных дел России, после его визитов в Таджикистан подчеркивается цели и задачи ООН. Суждения русских политиков охватывают важные вопросы и отражают благие цели дружественных Таджикистану стран:

А. Достиев пишет: « Сложнее всего, было покинуть баррикады и сесть за стол переговоров. Для этого надлежало достичь паритета. Это могло стать возможным лишь, при условии твердой убежденности в том, что всякий мир лучше войны и нестабильности» (2,48).

При более внимательном изучении политической публицистики того периода выясняется, что авторы высоко оценивали роль руководителя делегации оппозиции - Сайида Абдулло Нури в построении мира. Такое отношение авторов небеспочвенно, ибо, по выражению И.Усмонова, «построение истории есть двусторонняя деятельность, у этого процесса было две руки и его реализация в одиночестве просто невозможна. В событии, о котором мы ведем разговор, Сайид Абдулло Нури взял его руку (Э. Рахмона) » (17, 3).

Относительно переговоров Сайид Абдулло Нури в « Книге о примирении» делится многими воспоминаниями. Так, вспоминая об одной из встреч с Эмомали Рахмоном, он пишет: «Семь раз высокопоставленные руководители обеих строи в труднейших ситуациях миротворческого процесса устраивали встречи за пределами страны, чтобы как можно скорее обеспечить мирную атмосферу спокойствия и взаимопонимания в стране. Особенно важным событием была встреча, состоявшаяся в декабре 1996 года в местечке Хустдех Исламской республики Афганистан» (10, 5).

По мнению исследователя Е.Белова, основная почва двусторонних соглашений о мире была заложена в начале мая 1995 года. Продолжая свою мысль в этом направлении, он пишет: «Именно в этот период правительство предложило объявить всеобщую амнистию, предоставить посты в государственных органах власти для представителей оппозиции, интегрировавать вооруженные формирования ОТО в силовые структуры республики, легализовать оппозиционные партии

и движения» (1,И)- Сравнивая таджикские переговоры, он приходит к выводу, что: « Отличием межтаджикских переговоров от других подобных диалогов является то, что они проходили между самими таджиками, которых объединяли этническая общность, принадлежность к одной религии (исламу), а разделяли региональные различия, ориентированность права на создание светского, а оппозиции - исламского государства» (1,9).

Ученые области публицистики отмечают важную роль средств массовой информации в пропаганде идей мира и согласия. В частности М.Муродов подчеркивает, что: «... если, верить мнению некоторых политиков, считающих печать времени перестройки подстрекателями и разжигателями гражданской войны, то в отношении печати периода независимости мы можем с твердой уверенностью утверждать, что она сыграла важную роль в установлении мира и объединения таджикского народа» (7,35).

Все авторы, цитируя, в своих книгах Документ о прощении друг Друга, Соглашение о прекращении огня, Соглашение о мире и национальном примирении, для большей убедительности читателей, дополнили эти документы своими комментариями и пояснениями.

Авторы политической публицистики тех лет Сайид Абдулло Ну-ри - председатель КНП, Абдулмаджид Достиев - заместитель председателя и Ибрагим Усмонов - председатель политической подкомиссии КНП в своих трудах высказывают собственные суждения и размышления относительно деятельности данной комиссии.

По их мнению Руководитель государства после подписания документа о Комиссии по национальному примирению говорил: «Сегодня, при вашем присутствии, подписан исторически важный документ. Документ, который долгое время, с надеждой, ждал таджикский народ, граждане Таджикистана, друзья нашей нации во всем мире. Ибо этот документ станет первым политическим шагом для прекращения войны в нашей стране и восстановления мира» (17,337).

Сайид Абдулло Нури называя КНП «фундаментом, в задачу которого входит построение мира», вспоминает, что его создание было уникальным, не имеющего аналогов, событием в укреплении мира в нашей Родине. Он считает опыт создания КНП в Таджикистане новым явлением:

«Сознаться, я не могу припомнить, чтобы в истории человечества, после завершения войны пли устраивающих обе противоборствующие силы взаимоотношений, точнее после объявления о Мире, в особенности в гражданских войнах, стороны создавали бы объединенный орган, основной задачей которого является защита мира, или, выражаясь иначе упрочение мира в стране, пережившее трагедию войны» (10, 18).

Руководитель таджикской оппозиции находился в постоянных поисках решения проблемы и размышлял о возможности заключения мира. Он пишет:

«Я старался решить проблему таким образом, чтобы не создавать помех процессу мира. Так, в некоторых ситуациях ответственность за решение проблем возлагали на тех, кто в действительности не был достоин этого, то есть не на профессионалов, учитывая то, что эти люди могли отрицательно повлиять на ход событий» (10,98).

Сайид Абдуллои Нури высказывая свою точку зрения относительно высокой ответственности руководителя страны Эмомалн Рах-мона, воздает должное его терпимости и рассудительности: «В той ситуации меня постоянно мучила мысль о том, что если я испытываю трудность при распределении представленных правительством должностей своим единомышленникам, то какаво же приходиться Президенту республики, который, освобождая от занимаемых должностей членов своей команды, отдает их представителям прежней оппозиции» (Ю, 99).

В произведениях большинства политических публицистов Эмо-мали Рахмон характеризуется как герой, принесший народу мир и спасение.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, мы можем констатировать, что в творениях публицистов и авторов мемуарных произведений о событиях гражданской войны, нашли свое отображение не толко цель достижения мира и согласия, но также высказаны суждения о путях миростроительства и их основных факторах. Мы в этих произведениях выявили 10 факторов, каждому из которых историки дали свою оценку.

Третья глава диссертации - «Особенности публицистических книг о гражданской войне и миротворчества в Таджикистане»- посвящена исследованию отражения событий в воспоминаниях участников гражданской войны и выявлению исключительности гражданской войны в Таджикистане, с точки зрения авторов политической книжной публицистики. Русский ученый М. Черепахов, отмечая особенность публицистики «как третий род художественного и научного творчества» подчеркивает, что публицистика это «способ политического осмысления отражения событий в разных формах и видах» (22,48).

Гражданская война и установление мира в Таджикистане, будучи историческим фактом, обретает особую значимость в произведениях свидетелей событий. Информация о прошлом всегда пробуждает интерес последующих поколений. Публицисты своими произведениями выражая свое видение и отношение к тем событиям, хотят рассказать читателю правду тех дней. Они подчеркивают, что являются живыми

свидетелями всего произошедшего в то время, чтобы пробудить у читателя веру в правдивость описанных ими событий.

Публицистика, как зеркало правды жизни людей, должна служить осознанию прошлого, настоящего и будущего. Таджикская публицистика периода 90-х годов информирует нас о той сложной и трагической действительности гражданской войны и борьбе народа за достижение мира и согласия. Ценность публицистических произведений рассматриваемого периода заключается в том, что их авторами являются непосредственные участники тех событий. Не взирая на различие отношений каждого автора к этому явлению общества - причинам гражданской войны и поиску путей достижения мира и согласия, все публицистические произведения того периода являются важным источником для дальнейших исследований в этом направлении. Каждый человек воспринимает, комментирует правду по-своему и своими суждениями защищает ее. Это, прежде всего, связано с его совестью, нравственной чистотой и смелостью открыто высказывать правду.

И. Усмонов подчеркивает, что «необходимо говорить правду, поскольку эта правда необходима для сегодняшних членов общества и для будущих поколений. Они обязаны знать всю правду о произошедшем собитни. Правдивое отображение есть свидетельство того, что журналистика должна служить для нас уроком истории. Запись о событиях сегодняшней действительности должна быть в истории» (21,

Политические книги Президента Таджикистана Э.Рахмона, публицистические произведения С. Кенджаева, А. Достиева, Сайида Аб-дуллои Нурн, А. Сохибназарова и И. Усмонова являются важным источниковедческим материалом для исследования правды тех дней.

В публицистическом произведении изображение правды жизни главное требование, но эта правда в каждом случае, в зависимости от широты мышления и мировоззрения автора, носит также и индивидуальный характер, «Задача изображения правды жизни в публицистической форме заключается вовсе не в ее копировании, а в действенном изображении действительности факта, без малейшего его искажения. Публицист не может занимать нейтральную позицию в отношении событий. Он непременно выражает свое отношение к изображаемому со-бытию»-отмечает Усмонов (21, 144).

С целью выявления правдивости или вымышленное™ публицистических произведений, в этой главе диссертации осуществлен сравнительный анализ фактов, героев и событий.

В качестве наглядного примера обратимся к дате начала гражданской войны в Таджикистане, к тому, как авторы воспоминаний изобразили это событие в своих произведениях.

В книге «Год Набиева» днем начало войны называется 5 мая. Он пишет: «День пятого мая является началом национальной трагедии таджикского народа, которая, будучи обусловлена борьбой за власть и должности, в результате разрастания и усиления плюрализма взглядов и мнений, была доведена до такого состояния» (16, 67)

В «Позиции» Достиев также начало гражданской войны в Таджикистане связывает событиями в мае 1992 года и выражает свою солидарность в этом вопросе с другими авторами. Комментируя деятельность новых политических сил на заре независимости, он аппели-рует к следующему историческому факту: «Появившиеся на политической арене новые партии и организации, не разобравшись должным образом с происходящими событиями и особенностями процессов в жизни народа и страны, вместо политической борьбы, для достижения своих целей, пойдя по пути политического радикализма, стали использовать неприемлемые методы политической борьбы, плачевные результаты которых мы увидели своими глазами. В мае 1992 года они насильственно взяли власть в свои руки» (2, 150).

Сайид Абдулло Нури тоже указывая эту дату, пишет, что: «...это было разорительная братоубийственная война, начало которой большинство исследователей, летописцев, с учетом первых жертв, относят к 5 - ому маю 1992 года» (10, 3).

Касательно проблемы количество таджикских беженцев в публицистических произведениях наблюдается многополярность взглядов. В речах Эмомали Рахмона, воспоминаниях Сафарали Кенджаева, Дос-тиева и Сохибназарова количество беженцев указывается до миллиона. Например, А.Сохибназаров отмечает, что «...почти миллион таджиков став беженцами, были вынуждены покинуть страну» (15, 198).

В «Книге о примирении» Сайида Абдулло Нурн это число и данные об ущербе, нанесенном гражданской войной сильно отличаются. С.А.Нури разрушительную силу войны подкрепляет фактами и числами следующим образом: «К сожалению, в гражданской войне, произошедшей в Таджикистане, более сто тысяч молодых людей, полных сил и не достигших исполнения желаний поглотил дракон смерти, сотни благоустроенных городов и сел были полностью разрушены, более полутора миллионов таджиков, спасая свою жизнь и жизнь своих детей, были вынуждены оставить дома и скитаться на чужбине, более 25 тысяч женщин-таджичек остались вдовами, почти 60 тысяч невинных детей лишились отцовской ласки и тепла» (10,4).

Для сравнения аргументов автора обратимся к исследованиям других ученых.

Исследователь Иззатулло Садуллаев, говоря об ущербе, нанесенном этой гражданской войной на основе конкретных цифр, подчеркивает, насколько тяжелой была эта трагедия нации. Согласно его тол-

кованию: «В гражданской войне Таджикистана погибли и получили ранения более 150 тысяч человек, более 38 тыся домов сгорели и разрушены, более 50 тысяч стали сиротами и экономике республики был нанесен ущерб в объёме более 7 миллиардов долларов США » (14, 19). Приведенные им цифры и факты сильно отличаются от данных указанных в «Книге о примирении». Эти цифры не простые, они свидетельствуют о безграничном несчастии людей, жизни и смерти, большом количестве беженцев, скитальцев, нищенском существовании наших соотечественников, оказавшихся в центре военных событий.

В этой связи, уместно сослаться на высказывание И. Усмонова относительно правды публицистических произведений, отметившего, что «Изображение событий с точки зрения их активных участников не могут всецело быть правдой, ибо каждый может сказать столько правды, которая не вредит его личным заслугам. Во всей истории писательского творчества так было и есть со всеми воспоминаниями, изданными в Таджикистане» (18, 175).

В «Позиции», «От себя невозможно убежать» А. Достиева, «Книге о примирении» Сайида Абдулло Нури, «Перевороте в Таджикистане» С.Кенджаева, «Год Набиева», «Книге о мире» И.Усмонова, «Рассвете поглащяющем звезды» А.Сохибназарова собраны приказы и документы, протоколы, фотографин политических личностей, участников митингов, командиров Народного фронта и оппозиции, жертв войны, карты и различные списки. Эти произведения, несомненно, служат важным фактологическим материалом в изучении военных событий и борьбы сынов нации за справедливость и укрепление мира на таджикской земле. Они охватывают большое количество фактов и достоверных документов, позволяющих выявить суть и причины, произошедшей гражданской войны, доискиваться до степени реальности описываемых в политической публицистики событиях.

Книжная публицистика и воспоминания участников военных событий, соглашений о мире не могут быть абсолютной правдой. Только в результате изучения и сравнительного анализа этих произведений можно восстановить реальную картину и полную правду об этих событиях.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРИВОДЯТСЯ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И С СЛЕДОВ А НИЯ

Публицистика является той областью творчества, посредством которой политические и общественные деятели могут высказывать свои взгляды и суждения обществу. В публицистике находит свое отражение отношение этих деятелей к событиям времени. Ученые, исследующие публицистику, считают это явление творчества важным и необходимым в познании истории нашей страны.

В результате исследования книг Абдулмаджида Достиева «Позиция», «От себя невозможно убежать», трехтомника «Переворот в Таджикистане» Сафарали Кенджаева, «Моменты из созидательного мира», «Год Набиева» и «Книга о мире» Ибрагима Усмонова, «Книга о примирении» Сайида Абдулло Нури, «Рассвет поглащяющий звезды» Аслиддина Сохибназарова автор диссертации пришел к выводу, что публицистические произведения и воспоминания обладают исторической и научной значимостью.

1. Изучение публицистических сочинений участников таджикских событий 90-х годов, запечатлевших, в соответствии с видением авторов, причины воспламенения войны, факторы способствовавшие военному конфликту показало, что независимо от различия во взглядах авторов, мирное решение этой проблемы волновало всех, без исключения. Направление линии их размышлений относительно выявления основной причины гражданской войны, сойдясь в одной точке, породило единомыслие и взаимопонимание авторов в этом вопросе. Этой причиной, согласно выводам всех авторов, являлась борьба за посты и власть. Часть авторов, выражая эту мысль открыто, другие же в завуалированной форме, подводят своих читателей к выводу о том, что эти раздоры, жертвоприношения, приведшие к разрушению страны, мукам народа были в угоду одной группы людей, рвущихся к власти. Из этого следует, что наша война носила вовсе не политический, не религиозный характер, а была порождением алчности и властолюбия отдельных групп людей, которые использовали в этих целях религиозные лозунги и региональные интересы.

2. Каждый из участников войны и политического противостояния высказал только свою точку зрения, мнения и взгляды расходятся. Поскольку каждый автор подходил к оценке событий исходя из собственных позиций и взглядов, упоминаются внутренние и внешние причины, от которых зависит начало конфликтов и войны.

3. Каждый из авторов воспоминаний мог выразить реальную картину событий в той степени, чтобы не нанести вред своей личности. Поэтому, как показало исследование, бывают ситуации, когда проблемы политического характера в произведениях разных авторов освещаются и комментируются под разным углом зрения, следовательно, часто получают разнополярную оценку.

4. Исследование показало, что о событиях политического противостояния и гражданской войны написано достаточно внушительное количество произведений, заметно отличающихся, как по содержанию, так и по форме подачи материала. Исходя из этого, эти произведения делятся на две большие группы: отражающие точку зрения сторон. Эти две стороны имеют собственную позицию. Некоторые книги политической публицистики представляют этот жанр не в чистой

форме, а как приложение теоретическо-директивного характера. К таким книгам, к примеру, относится трехтомное произведение Эмомали Рахмона «Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания». Другие воспоминания написаны в обычной форме мемуарных произведений.

5. В творчестве авторов публицистических произведений наблюдается использование мемуарно-исследовательского стиля, опирающегося на реальные факты и события, оценка которых происходит на основе жизненного опыта и политической деятельности. Именно эта публицистическая особенность служит фактором определения значимости подобных произведений.

6. Некоторые авторы публицистических произведений написаны по своей структуре близкими к жанру статьи, которые состоят из трех частей. Каждая из них включает в себя тезис - зачин (начало), факт или аргумент - основную часть и вывод-заключение. В статьях выявляются различные отношения, причинно-следственная связь фактов, движущие силы возникновения проблем, предсказываются возможные варианты развития событий.

7. В сочинениях авторов книжной публицистики наблюдается слияние традиционных жанров журналистики и классической литературы. Для повышения воздейсвующей силы суждений публицисты использовали стихотворные отрывки, ссылки из учений ислама и наставления художников слова прошлых эпох. Такой приём повествования усиливает воздействие публицистического текста, способствует облегчению постижения цели произведения.

8. Общая особенность этих произведений проявляется в том, что авторы стремятся повлиять на ход событий, пробудить интерес современников к своей правде, сделать их сторонниками своей позиции. Книжная публицистика может служить источником информации событий отстаивания независимости и построения новой структуры страны.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегу лированию межтаджикского конфликта (1993-1997г.г) //Автореферат. дис. канд. ист. наук, Душанбе, 1999.

2. Достиев Абдулмаджид. Позиция. - Душанбе, 1999.-295с. (на тадж.яз.)

3. Достиев Абдулмаджид. Независимость Таджикистана и ёё исторические уроки. - Душанбе, 2005.-192с. (на тадж.яз.)

4. Кенджаев Сафарали. Переворот в Таджикистане. Том 1.-Душанбе, 1993.- 496с. (на тадж.яз.)

5. Кенджаев Сафарали. Переворот в Таджикистане. Том 2. - Душанбе, 1993. - 368с. (на тадж.яз.)

6. Литвинов В. М. Мир глазами публициста. - Москва, 1967.- С. 103.

7. Муродов М. От эпохи к эпохе. - Душанбе, 2010. - 248с. (на тадж.яз.)

8. Введение в конфликтологию. - Душанбе, 2006. - 272с. (на тадж.яз.)

9. Нуралиев А. и другие. Таджикская советская журналистика. Душанбе , 1989. -176с. (на тадж.яз.)

10. Нури Сайид Абдуллох. Книга о примирении. - Душанбе, 2001. -360с. (на тадж.яз.)

11. Осетров Е. Вторжение в действительность. // Вопросы литературы, 1973, №. 2.С.68-79.

12. Рахмонов Э. Ш. Таджикистан: Десять лет назависимости, национального единства и созидания. Том 1. - Душанбе, 2001. - 504с. (на тадж.яз.)

13. Саъдуллоев А. Свойства литературы. - Душанбе, 2001. - 254с. (на тадж.яз.)

14. Саъдуллоев Изатулло Ибодович. Роль комиссии по национальному примиренню в установлении мира и национального согласия в Таджикистане (1997-2000 г.г.) // Автореф. дисс. канд. ист. наук, Душанбе, 2006.

15. Сохибназаров Аслиддин. Рассвет поглащяющий звезды. - Душанбе, 1997. - 310с. (на тадж.яз.)

16. Усмонов Иброхим. Год Набиева. - Душанбе, 1995. - 114с. (на тадж.яз.)

17. Усмон Иброхим. Книга о мире. - Душанбе, 2001. - 552с. (на тадж.яз.)

18. Усмонов И. Политическая история независимого Таджикистана. -Ходжент, 2003. - 184с. (на тадж.яз.)

19. Усмонов И.К. Теория публицистики. - Душанбе, 1999. - 100 с. (на тадж.яз.)

20. Усмонов И., Давронов Д. История таджикской журналистики. -Душанбе, 2008.-280 с. (на тадж.яз.)

21. Усмонов И. Журналистика. Часть 3. - Душанбе, - 2008. - 386с. (на тадж.яз.)

22. Череиахов М. С. Таинства мастерства публицистики. - Москва, 1984.-247с.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Махкамова Д.Ю. Гражданская война Таджикистана и мир таджиков в таджикской политической публицистике // Сборник научных статей преподавателей кафедр таджикской литературы и журналистики. - Курган-Тюбе, 2010. - С.75-83. (на тадж. яз)

2. Махкамова Д.Ю. Отражение таджикского мира в публицистике // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал) Серия «Филология». - Душанбе, 2010. - №7 (63). Часть 1. -С.242-246. (на тадж.яз.)

3. Махкамова Д.Ю. Осознание исторической ответственности с точки зрения авторов мемуарной литературы // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал) Серия «Филология». - Душанбе, 2010. - №7(63). Часть 2. - С.328-332. (на тадж.яз.)

4. Махкамова Д.Ю. Таджикское примирение с точки зрения Эмомали Рахмона // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал) - Душанбе, 2011. - №10 (74) - С.400-405. (на тадж.яз.)

5. Махкамова Д.Ю. Отображение судьбоносной сессии в таджикской публицистике // Сборник научных статей преподавателей кафедр таджикской литературы и журналистики. - Курган-Тюбе, 2012. -С.95-99. (на тадж.яз.)

Сдано в набор 21.08.2012 г. Подписано в печать 23.08.2012 г. Формат 60x84 '/,6. Заказ N°129. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ТНУ, ул. Лохути 2.

 

Текст диссертации на тему "Отображение политического противостояния и миротворческого процесса в книжной публицистике Таджикистана"

Курган-Тюбинский государственный университет Им.Носира Хусрава

На правах рукописи Махкамова Дильором Юнусовна

ОТОБРАЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ И МИРОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В КНИЖНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА

10. 01. 10 - журналистика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

СО О

^ о^ Научный руководитель:

5 " Доктор исторических наук, профессор

£ . И.К. Усмонов

О

СМ СО

Душанбе - 2012

ДОНИШГСЩ! ДАВЛАТИИ К;УРЕОНТЕППА БА НОМИ НОСИРИ ХУСРАВ

Махкамова Дилором Юнусовна

Инъикоси муковимати сиёси ва раванди сулх дар публисистикаи китобии Точикистон

Рисола барои дарёфти унвони илмии номзади илми филология аз руи ихтисоси 10. 01. 10-журналистика

Рох,бари илмй: доктори илмх,ои таърих, профессор И. К. Усмонов

Душанбе - 2012

\

Мундарича

Мукаддима..................................................................................................................0-10

Боби I. Ч,ихатхои умумй ва фардии инъикоси муцовимати сиёсй

дар публисистикаи китобй..............................................................................11-21

1. Тах;к,ици журналистии сабаб^ои дохилии сарзании мукрвимати сиёсй....................................................................22-61

2. Тадкцкц публисистии дахолати хорициён ба воцеах^ои 62-66

Тоцикистон...................................................

3. Муносибати муаллифони осори публитсистикаи сиёсй бо

шахсиятх^ои асосии мукрвимат............................................................67-84

Боби II. Инъикоси раванди сулхсозй дар публитсистикаи сиёсии солхои 90-у ми асри XX..........................................................

1. Публитсистикаи китобй дар бораи кори дохилй будани 85-102

сулх; дар Тоцикистон..................

2 .Бозтоби мавцеи миёнаравх;о дар сулх^офарй ............... 103-120

Боби III. Махсусияти китобхои публитсистй дар бораи наш и шахрвандй ва сулхи Точикистон...................................... 121-122

1. Воцеият дар ёдномах^ои иштирокчиёни вок,еах;о............ 123-136

2. Муайян кардани махсусияти цанги шах^рвандии Тоцикистон аз диди

муаллифони публитсистикаи китобии сиёсй ...................137-149

Хулоса........................................................................ 150-153

Руихати адабиёт ва манбаъ

154-159

Мукадцима

Мубрам будани мавзуъ.

Маъмулан пас аз низоъх.о, баъди расидан ба сулх, ё шикает, ашхосе пайдо мешаванд, ки адидаи худро перомуни он водеах,о надл карда, муносибати худро ба он руйдодх,о муайян кардан мехохднд. Онх,о ин максади худро тавассути мусох.ибах,о,мак,олах,о,очеркх,о ва китоби ёддоштй баён мекунанд. Х,амаи ин асарх,о як умумият доранд - фикри як шахеи иштирокчии вокеа ё шохдци фаъоли во^еа будани муаллиф. Яъне муаллиф вок,еах,оро аз дидгохд худаш тахдил карда бах,о медихдд. Пас ин гуна эч,од хддафи публитсистй дорад. Ба иштирокчиёни вокеа таъсир расонидан, онх,оро ба хдракат овардан мехохдд. Дар чунин навиштах,о намешавад, ки тамоми вокеа, хдтто вокеа^ои бо факт шарх,ёфтаро чун хдкидат шинохт. Зеро хдкдкати онх,о бо касе иртибот дорад ва ё ба мав^еи касе вобаста аст. Аммо тахдик,и ин вок,еах,о, омузиш ва арзёбии чунин осор хело мухдм буда,натанх,о барои шарх,и вокеах,о мусоидат менамояд, балки тахдиди чунин эч;од барои дарки хддикати публитсистй ва реалияти бадей низ мусоидат менамояд.

Нав будани мавзуъ

Водеах,ои солх,ои навадуми ич,тимой-сиёсии Точикистон мавзуи тахдик;и чанд мухдддикони сохди таърих ва журналистика шудааст, ки ондо дар зер зикр шудаанд. Аммо масъалаи тахдиди ин во^еа тавассути адабиёту публитсистикаи ёддоштй кариб аз назарх,о дур мондааст, ки хдмин чиз мавзуи тахдиди самт ва мох,ияти нав будани мавзуъро ошкор менамояд. Дар рисолаи мо китобх,ои публитсистикаи сиёсй тахдик, мешаванд,ки муаллифони онхо иштирокчиён ё мушохдцони фаъоли вокеах,о мебошанд.Он^о дида ва шунидаи худро инъикос кардаанд.Гарчи аксарияти вокеахо дар ин асарх,о хдкдкдтбинона гуфта шудаанд, аммо дарки он ки ин раванд ба худи онх,о низ дахл дорад,эх,тимоли пинх,он кардан ё ошкор накардани баъзе чузъх,ои водеах,о бок,й мемонад,ки оцро танх,о дар вадти ба хдм мукоиса кардани ин асарх,о ошкор кардан мумкин аст.Ин китобх,о адабиёти бадей нестанд, публитсистикаи шахеи дуюм хдм нестанд. Онх,о х,адик,ати шинохтаи як иштирокчй хдетанд. Дар илмх,ои журналистика ва адабиёт ин гуна асар^о тахдик; нашудаанд.Аз ин сабаб ин мавзуъ дар омузиши журналистикаи замони мук,овимати сиёсй ва сулх,и Точикистон нав мебошад.

Хадди омухта шудани мавзуъ

Мо асар^ои публитсистии ин сохдро ба ду дисм: адабиёти бевосита ба мавзуъ бахшидашуда ва адабиёти назариявй чудо намудем. Ба гурух,и

аввал тахдикоти А. Абду^одиров, Д. Урунова, Е. Белов, И. Саъдуллоев, Н. Солех,ов,У.Рашидова ,Т. Хдсанова1 дохил мешаванд. Гурухи дуюм адабиёти сирф илмй аст.

Публитсистика дар маънидод кардани мух,тавои вок,еах,ои хдёти мардум, таргибу ташвики гоях,ои ичтимой накдш мухдм мебозад. Мухаккики публитсистикаи тоник А. Саъдуллоев афкори публитсистро «нуктаи назари чдмъият» хдсобида, вазифаи публитсистро чун кувваи ич,тимой дар он мебинад, ки, «ба хдр як одам вазъияти реалии мух,ити атрофро фах,монда дихдд, мавкеи шахе ва роли онро дар чамъият муайян кунад, то ки ба протсесси инкишофи таърихй мусоидат намояд.» (, 7) Дар шархд у «Публитсистика чун воситаи махсуси робитаи инсонй, муносибати синфх,о, алокачии байни одамони алохдда ва оммах,о роли ахборотчии ичтимоиро низ ич;ро мекунад, дар дарки мохдяти кор ба чамъият кумак мерасонад.» (70, 7)

Дар масъалаи муайян кардани накдга публитсистика назарияи олимони рус х,ам чолиби дикдат аст. Олими рус Евгений Осетров публитсистикаро чунин шарх, додааст:

«Публитсистика хдма чизро дар бар мегирад. Тавассути вай хонанда дар бораи дируз, имруз ва ояндаи ч;омеа маълумоти муфассал мегирад, гузаштаро ташхис менамояд, бо падидах,ои нолозими гузашта мубориза мебарад, сабак; меомузад, чизхои нав ва пешк;адамро таргиб менамояд» (49, 69)

Мухакдик, В. М. Литвинов низ объекта тасвири асархои публитсистиро хеле доманадор ва васеъ медонад, ба таъбири у «чахони публитсистика - ин тамоми олами моддй, вок,еоту ходисоти он мебошад» (34, 83)

Муаллифони «Журналистикаи советии точ;ик» А.Нуралиев, А.Саъдуллоев, И.Усмонов ва П.Гулмуродов дойр ба мавк,еи публитсистика хдмчун яке аз сох,ахои таркибии тамаддуни инсоният чунин изхори акида намудаанд: « Агар ба таърихи х,ар кадом халки

1 1. Абдукадыров А. Русскоязычная печать и общественно-политическая жизнь Таджикистана. Автореф. дис. канд. филолог-х наук. Душанбе, 1997.

2. Урунова Д. Становление новой политической структуры в Республике Таджикистан (1991-1997

г. г). Автореф дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 1998.

3. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского

конфликта (1993-1997г. г). Автореф. дис. канд. ист-х. наук. Душанбе, 1999.

4. Саъдуллоев И. И. Роль комиссии по национальному примирению в установлении мира и

национального согласия в Таджикистане (1997-2000 г. г). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 2006.

5. Салихов Н. Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета. Авторефер. дисс. доктора филол. наук. Душанбе, 2010.

6. Рашидова У. Исторический опыт решения проблемы беженцев и внутренних переселенцев в Республике Таджикистан , Автореф. дисс. канд. ист., наук. Душанбе, 2011.

7. Хасанова Т. Г. Печатные СМИ о миротворческом процессе в Таджикистане. Автореф. дисс. канд.. филол. наук. Душанбе, 2011.

мутамаддин сарех нигарем, дарк хохем кард, ки новобаста ба шароити иктисодиву сиёсии он афкори публитсистиаш ба ин ё он васила инкишоф ёфтааст. Дар ин бобат, халк,и точик бо таърихи гании афкори публитсистии худ ифтихор карда метавонад, ки вай бо адабиёти оламгираш дар як вак,т пайдо шуд ва инкишоф ёфт. Зеро ба сухани возех, сарех, бурро ва муассир точикон аз кадим эътикод ва дилгармй доштанд ва онро мепазируфтанд.» (44, 41)

Донишмандони публитсистикаи точик бар он авддаанд,ки ин сохди эчод дар ду шакл - хаттй ва шифохД мавчуд буд ва хануз дар асри 10 аз адабиёт чудо шуда, мустакилона инкишоф меёфт.Олимон А. Нуралиев ва М.Муродов низ огози публитсистикаи китобиро ба рузноманигории каблазжурналистй мутааллик, медонанд.

Профессор И. Усмонов андеша дорад, ки «публитсистика он факти наверо истифода мебарад, ки ахдмияти ичтимой дошта бошад, яъне аз хаёти чамъият бошад ва ба хаёти чамъият таъсир расонда тавонад» (87, 58). Мухаккик А. Саъдуллоев хам ба ин фикр мувофик аст: «Публитсистикаи хакикй хдётро дар инкишоф нишон медихад, факту рак,амх,оро аник карда, публитсист ояндаро пешгуй мекунад, дар идоракунии протсесхои чдмъиятй фаъолона иштирок менамояд, конуният ва анъанахои чамъиятиро шарх медихад.» (70, 8).Ишораи дигари у оид ба ин масъала низ чолиби дикдат аст ва табиати публитсистикаро равшантар ифода менамояд. Ба авддаи Саъдуллоев «публитсистика аз намуди инъикоси ичтимоист ва ин навъи эчодиёт ду протсес дорад- раванди инъикос ва раванди ифода, ё чунон, ки Карл Маркс мегуяд: «тахкик, ва шарху баёни объект». (70, 53)

Публитсистика на танхо мавкеи устувори худро дар тамоми чабхахои хаёт, аз чумла, сиёсат дар хамаи давру замонхо нигох доштааст, балки чомеа хамеша ба он зарурат пайдо кардааст.

Омузиши х,амачонибаи рушди публитсистикаи точик ба солхои 80-уми асри XX рост меояд. Дар замони шуравй публитсистикаро яке аз жанрхои адабиёти бадей мепиндоштанд ва онро аз ин мавк;еъ меомухтанд. Аввалин рисолахои илмии ба публитсистикаи адибони классикии форсии точик ва шуравии Точикистон бахшидашуда дар тахкикоти А. Маниёзов, А. Саъдуллоев, И. Усмонов, С. Хдйдаров, О. Салимзода, А. Кутбиддинов, Ч^. Рах.монова тачрибаи хуб бошад хам, дойр ба назарияи публитсистика, хусусияти он ва навъи чудогонаи эчод будани публитсистика баъдтар пажухиши чидцй гузаронида шудааст. Дар байни мухдадиконе, ки публитсистикаро дуруст шарх, дода, дар муайян кардани вижагихои он тах,к,ик,и пурсамар бурдаанд, хидмати олимон И. Усмонов ва А. Саъдуллоевро зикр намудан чоиз аст. Ин

олимон бо андешах,ои худ назарияи публисистикаро такмил додаанд ва он чун манбаи илмии чустучух,ои олимони дигари ин сохди эчод хизмат менамояд. Китобх,ои «Назарияи публитсистика», «Жанрх,ои публитсистика»-и И. Усмонов, «Хосияти адабиёт» ва «Горизонта публитсистики»-и А. Саъдуллоев бо маълумоти мушаххас, тахдилу мисолх,ои чолиб, иртиботи ин сохди эчодро бо дигар навъх,ои каламкашй, мавзуъх,ои хоси публитсистика ва рисолати онро дар чомеа муайян менамоянд. Муаллифон бо назарияи олимони рус ва шуравй чун Прохоров, Учёнова, Литвинов, Осетров хдмакида буда, ташаккули публитсистикаро дар мух,ити Точикистон дуруст бах,о додаанд.

Иброх,им Усмонов «хдр матлабе, ки ба воситаи он ба фикру акидаи одамон таъсир расонидан мумкин аст, » публитсистика меномад (87, 7). Ба акидаи у «публитсистика ба хдкикати вокей, ба имруз сарукор дорад. Ёди гузашта ва ишораи фардо хдм дар публитсистика ба вокеаи имруз тааллук дорад.» (87, 9) ,яъне «барои публитсистика мух,им мох,ияти имруз аст» (87, 10).

Агар ба гуфтаи А. Саъдуллоев амик шавем, дар ощо сабаби ба публитсистика ру овардани як зумраи шахсиятх,ои шинохтаи чомеаро пай мебарем. У менависад, ки яке аз сабабх,ои ба таври доимй мурочиат намудани намояндагони сох,ах,ои мухталифи истех,солоти моддию маънавй, ходимони давлатию чамъиятй, журналистон, нависандагон, олимон, иктисодшиносон, ро^барони зинах,ои гуногун ифода кардани муносибати ичтимойи онх,о мебошад ва таъкид менамояд, ки «ин, бахусус, хдмон вакте ногузир мешавад, ки ба таври таъчилй дар шуури одамон рочеъ ба ин ё он масъала ё мавзуъ тагйироте даровардан лозим бошад ё таваччухд ахди чомеаро ба самте мабзул доштан зарурият афтад.» (70, 50)

Мухдккикони таърихи журналистикаи ватанй И. Усмонов ва Д. Давронов дар бораи инкишофи публитсистикаи сиёсй -китобии солх,ои 90-ум ва ибтидои асри XXI чунин андеша доранд: « Асоси чунин публитсистика вокеах,ои сиёсии вакт ва шархд он^о аз тарафи иштирокчиёни вокеах,о буд. Дар ин равиш асарх,ои А. Достиев, А. Турачонзода, Ш. Юсуф, С. Хдкимова, А. Сохдбназаров, Б. Каримов, И. Усмонов, С. Кенчаев, Н. Дустов ва дигарон ба табъ расидаанд.» (96, 260)

Дар илми таърих ва чомеашиносй тахдики пахлух,ои гуногуни чанги шах,рвандии Точикистон ва музокироту сулх,и точикон ба назар расад хдм, дар илми журналистикаи точик омузиши публитсистикаи сиёсй _ китобй, аз чумла, муаллифон-иштирокдорони бевоситаи он вокеах,о ба таври бояду шояд нест. Агар тахдикоти олимон А. Абдукодиров, О. Салимзода, М. Султонов ва Т. Хдсановаро ба эътибор

гирем, дар онх,о мавкеи матбуоти русзабон дар хаёти чамъиятию сиёсии Точикистон ва матбуоти даврии Точикистони сохибистиклол, инъикоси раванди сулхсозии точикон дар матбуоти кишвар баррасй гардида, масъалаи публитсистикаи он солхо тахдил нашудааст. Мухдккик, Нуралй Солехов публитсистикаи давраи чанг ва сулхи точиконро васеътар пажухиш намудааст. У дар рисолааш «Проблеми формирования обшественного сознания в таджикской публитсистике периода государственного суверенитета» дар рафти тахди^и публитсистикаи охири садаи XX ва ибтидои асри XXI, хусусияти он, инсон дар публитсистикаи точик, худшиносии миллй ва ифодаи он ба мавзуи муковимати сиёсии Точикистон ва инъикоси он дар осори публитсистии адибон ва сиёсатмадорони алохида таваччух намудааст. Фасли дуюми рисолаи илмии Солехов ба тахлил, шарху баходих,ии асархои публитсистии «Соли Набиев»-и Иброхим Усмон, «Субхи ситоракуш»-и Аслиддини Сохибназар, «Табадуллоти Точикистон»-и Сафаралй Кенчаев, «Таркиш»-и Х,икматулло Насриддинов, «Рох,и бехбуд»-и Карим Абдулов бахшида шуда, мухаккик андешахояшро нисбат ба инъикоси ходисах,ои солхои навадум аз тарафи ин муаллифон иброз намудааст. Интихоби ин ё он асари публитсистй интихоби озоди худи мухаккик бошад хам, ба андешаи мо дар радифи осоре, ки ба мавзуи чанги шахрвандй ва сулхсозии точикон иншо шудаанд, ба публитсистикаи Абдулмачид Достиев низ таваччух накардани у норавшан мемонад. Достиев хамчун ходими давлатию сиёсии он давр манфиати хукуматро ифода менамуд ва дар баёни масъалаи чанг ва сулхи точикон фикрхои чолиб дорад, ки инро ба назар нагирифта намешавад.

Хадаф ва вазифауои тащиц

Мо дар рисолаи худ публитсистикаи иштирокдорони бевоситаи вокеахои солх,ои 90-уми таърихи кишварамон-публитсистии А.Достиев,С.Кенчаев,С.А.Нурй,И.Усмонов,А.Сохибназаровро мавриди омузиш карор дода, андешахои ин муаллифонро дойр ба сабабхои чанги шахрвандй ва рохдои ба сулху салох омадани тарафхои мухолифро хамчун маводи тахк,ик;шаванда истифода намудаем.Дар рафти тахкдк; тасмим гирифтем, ки ба масъалахои зерин равшанй андозем:

-тахкики дидгох ва мавк;еи муаллифони публитсистикаи сиёсии солхои навадум оид ба сабабхои фочиаи миллати точик;

-муайян намудани умумияти андешахо ва тафовути назари муаллифон нисбат ба омилх,о ва сабабхои муковимати сиёсй;

- тахдили ну^таи назари муаллифони публитсистикаи сиёсй-китобй дар мавриди ёфтани рохх,ои сулхи точикон;

-мукоисаи вокеияти нигоштахо, сархади хак;ик;ат ва бофтаи сухани муаллифони ёдномахои вокеахои сиёсии он давр;

-вижагихои публитсистикаи китобй дар бораи чанги шахрвандии Точикистон ва сулх,бандии тарафхо, риояи одоби баён, услуби эчоди муаллифон.

Асос^ои методологии тащщ

Дар кори диссертатсионй аз принсипхои тахлили мукоисавии осори публитсистй, хамчунон пай дар пай тахдил кардани мазмуну мундаричаи асарх,о бо рохи нишон додани махсусиятх,ои чузъиёти шакливу бадей кор гирифтаем. Дар тахдик, асархое,ки хусусияти назариявй-методологй дошта,барои дарки мух,тавои муковимати сиёсй ва сулхи Точикистон манфиат мебахшанд,истифода шудаанд.Ба ин гуна осор суханронихо ва мусохибахои Президента Точикистон Эмомалй Рахмон мисол шуда метавонад, ки дар 3 китоби «Точикистон: дах соли истикдолият, вахдати миллй ва бунёдкорй» чамъ оварда шудаанд. Х,ангоми тахдил ба тадкикоти назариявию амалии олимону мухакк,ик,они соха Е. Прохоров, В. Ученова, В. Горохов, М. Черепахов, Е. Осетров, Варустин, Т. Беневоленская, В. Литвинов, А. Саъдуллоев, И. Усмонов, А. Нуралиев, П. Гулмуродзода. Н. Солех,ов, А. Азимов, М. Муродов, С. Гулов ва дигарон такя кардаем.

Ауамияти назарй ва амалии кор

Арзиши назарии диссертатсия бо он муайян мешавад, ки дар сохтори он ба тахаввулоти публитсистикаи сиёсй-китобй, адабиёти ёддоштии солхои 90-ум ва ибтидои асри XXI арзиш до да, омилхо ва заминахои инкишофи он дар осори муаллифони публитсистикаи сиёсй, инъикоси сабабхои чанги шахрвандй ва чустучуи рохдои сулх, хакдкдт ва бофтаи муаллифон дар тасвири вок;еахо муайян карда шудааст.

Баъд аз бозсозии горбачёвй ва ахдномаи Беловежск, бекор намудани накдш рох,барикунандаи Х,изби Коммуниста Иттихдди Шуравй дар чомеаи совета ва фазой пошхурдаи Иттиходи Шуравй вокеахое шуданд, ки на факат сохти давлатро тагйир доданд, балки тарзи хаёти миллионхо одамонро дигар кард. 9 сентябри соли 1991 Точикистон худро давлати сохибистикдолу демократй, хукукбунёду ягонаву дунявй эълон намуд. Дар сахнаи сиёсй муборизаи куввах,ои гуногун намоён гардиданд, ки даъвои хокимият доштанд. Дар ин давра асархое пайдо шуданд, ки вокеияти Точикистонро инъикос мекарданд. Дар онхо андешаи як нафар ё гурухи одамон ифо