автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Отражение культа воды в грузинском фольклоре

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Тандилава, Зураб Османович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Отражение культа воды в грузинском фольклоре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение культа воды в грузинском фольклоре"

АКАДЕМИЯ HAFK ГРУЗИИ

P Г БижШЬт г?/зашкой литературы км. йота г/ставеш

i Л t ? Т '

1 о Uh I

» > На правах рукописи

ТАЕДйЛАВА Зурзй Осмзновст ОТРАЖЕН® КУЛЬТА ВОДЫ В ГРУЗИНСКОМ «ОЛШОЕЗ

10.01.05 - фольклорзстика

вссер1адксшй вботнкч

Еа сокскаяае ученой степени доктора филологических наук

ТбилЕсЕ - 1995

. Диссертационная работа выполнена в Отделе фох:,йЛора и диалектологии Наутао-иооледоватэльского института гы.

II. Бердзекиявиля АН Грузия Оф;щиалз..ы;д оппоненты:

Доктор фдл'ологическиг наук, профессор Д.А.Глойга

Доктор филологических наук, профессор П.З.ЗайДуквли

Доктор фшюлогичсскшс наук, профессор А.А. Цаназа

Защита диссертации состоится'/^'" }(_1995 г.

в часов на заседании 'научно-аттестационного сонета Р 10.01 С К 10-5 при Институте грузинской литературы зы. Шота Руставели Академии Наук Грузии

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Адрес : Тбилиси, ¿1. Костава, Л 5

Автореферат разослан ' /X 1395 г.

7ченнй секретарь научяо-аттвстадаояного совета

Актуальность темн обусловлена тем большим значением, которое'имеет для з-ольгаоркстики каучнмй анализ данных об отражении ?ульта вода в народном творчестве. Грузинский фольклор п этно-грай'.кчгскас действительность хавт («тгриала о культе зоды. 3 го-зах и саваннах IVivaíзасвидетельствовано инсхество' обычаев, оо--:сзиая суть котонин 'етиосктся к чудодгиогззннаи свойствам отихки зоды. 2ти обмчап ухолчт своими кстоками з глубину зеков к носят этпечаток ггвчесхок"религии. Такое представление .'и вера .чиогс-:?гтно' встречаются.э народной поэзии в прозе: з. обря дозой поэзки, г- магических текогах,' в' сказках, -¿лаге ядах, 'сказаниях,' в также в аругих. образцах фольклорного канра. ЗгозкзетзльствЬзано- мяозест-зо оврагов "эодякнх'духов": Мать воск.'.зодякой человек, ангел зоди, влсд^:;а-вода,-повелитель рыбу вепчпи// Гэелеаапи (дракон), йгсепк, lapca. и др., которые отражав? сззрхьзсгественныз, бо-«еатэеннне.. сила д занимает- озрздоягннэг кесто в пантеоне грузин-:ких осжеств. íiayimc!.«y гсслздовеийв таких Дакных-придается огромное заачениз для каученкя как соботвежо грузинского фольклорного' творчества;' так к для '-истории■религиозно-микологического «ыгзення грузин и истории грузинской культуры. -

Научная новизна работы. 3 грузинской фольклористике многие ученые касались нгкэторих ьопросов, связаиках 'с 'культом воды. Опубликованы -отдгльйае- статьи, Згтречаотся и отдельные комментарии э работах, .посаяеенных другим проблемный вопросам, но до оегодкяпкего никто не делал попыток монографического исследования культа води в грузинском фольклоре. Нака работа с этой точки зрения является первой попыткой. 3 пей изучены Такие вопросы,как чоткеы, отрагосвиё веру а магкческуо citsy воды, в оплодотворяо-чуо силу води, некоторые божественные образы микологических пер-

сонаяеИ, отрахаадих стихип эодь и следу ¿ульта воды в сказания ой Аг.'лриае.

Цель труда - путей сопоставлен!« устных и этнографических иатзриалоз и их сравнительного исследояаняя, определить место культа воды в грузинском фольклорном творчестве, проанализировать отдельные с«жетные мотива а связи с этнографической дейст-витьлькоотьс, выявить мифологическс-фантастические образы "духов годы", показать функциональное назначение и иесто этих-с¿разов а гру.зинском языческом пантеоне,'. •• •

Работа тамг имеет большое теоретическое и практическое - .-значение. 1ез выяснения семантической сути культа вода и отражающих, его персонажей в фольклористике невозможно в соверэанст-вз выяснить целый ряд вопросов народной поэзии и прозы. 3 качестве примера достаточно и "Сказании об Аииранс". 3 нем до сегодняшнего дня сохранились как .сюжетные'-мотивы и- эпизоды восхо-' дяцие к древнейшему: и, мсьиоскззать, первоначальному ядру этого сказания,ти и мифелогическиз образы, связанные с культом вода». Трудбудет такка способствовать изучения целого ряда вопросов фольклористики, в том числе и мифологии а выспях учебных. ЗавеДЗН'лЯХ. : л" /

■■ Апробация работы. Основная часть и основные Доводы диссертации епуслигсозаны' в следувщгос трудах: ' \

1. Лазарова и "Кзахацевн" в.-Аджарии,- - Усгно-по'гтическое . творчество Кго-ЗападноЯ Грузии, I, Тб.,1574.

2. Рыба в грузинской водзабноя эпосе, - Устно-позтичесхде творчество 1-то-Запад'лой Грузии, П, Тб.,1575..

3. 1егенда о селении -¡ернаби, - '&цне" серия языка к дите-рагури, Тб., 15?5.

• -5.

Ч. Обычаи погребения ¡.-ыйы б Трналети, - Устно-поэтическое творчество К.'го-Западной Грузки, Тб., 1977.

3. Материалы бокестве Месепк, -Устно-поэтическое твор-

честзо Ьго-Западной Грузии, 17, Тб., 1578.

Г-.'"

6. Традиции "Ц;%:тоба" и фольклор, Тб., 1930.

7. Культ водь /. грузинском фольклоре, - Устно-поэтичгокоз творчество Его-Запз :.чсй Грузии,' Л!, Тб.г 133^,

В. К понятие тфологичгского "й(5раэа- ботзстзз кесепи, - Устно-поэтическое тэор«ептзо 1го-3ападаой Грузии, УШ, Тб., 1586.

- 9. Из мифологической лексики'(Ларса, Уякури), - Отраслевая лексика адгарского. диалекта 'грузинского - языка, УХ, Тб.,1987. .

10. К кинологическому, началу:^Ьмкраспего' лазского праздик-кя",Устко-Псзтгчес;:се творчество .Кто-тЗепахисй. Грузик, Д,Тб., 19£8. '.-""' . ; <.. ."•'../.

'^косертацкоакая работа была сбсугдена на заседании Отделения фольклора и диалектики Научяо-«сслелазагель«сога института 'им,.;Н.Бе'рдзениявили .АН Грузна (си,протокол й5, 15 пая. 1595г)^

Структура работа..диссертационная работа состоит из введения,' четырех глаз к заклочеккя..;Каждая" глаза делится на параграфы,'снабжена списхаки использованной литгратура и ясточникоа.

Введение. Зэдной. стихке, как одному' из'первоначальных элементов вселенной, человек с. незагггмятных'. времен придавал наги-ческуг силу. Соответственно создавалась*' ййЬте.ча.верований и представлений,. обычаев и обрядов, что нзпо'средот'згнно отражалось в памятниках катериааььои' к духовкой культура":.' Грузинский этногрз-. гпческий быт и Фольклорное творчество ДЗёТ з^ этом направлении -довольно, келлорктнкз- и значительнее" Сфсрнироззйные в

народе на протякенки веков мифологичёсГй'аё' • згйзрйнйя а чудотвор-*"

'■ ■ .• ■ • б. ных свойствах стихии воды, которые до сегодяяпкгго дня носят отпечаток языческой религии, стчетлмо отражена в целом ряде традиционных канров фольклорного творчества. Особенное вникание привлекал* бозсзствзнныз образы, отражавшие воднус стихии: мать < водн (водяная кенвдна),'водяной человгк, ангел веды,., владыка зады, божество воад, повелитель рыб, Зешапи// Гвелезап и (дракон) к ми.других. '

Функциональные назначения этих бояест.эенных сущс-стз известных под разными именами а основном совпадает друг с другом, но в отдельных дзталях имеется и некоторые различия. ..

Мифологические верования о культе воды," отражавшие эти представления, сгке>ты; и,:соответственно, худоажстзенно-фантасти-чеакие. персонажи,'которые свойственны грузинскому этнографическому быту и фольклорному творчеству, выявляет близкое сходство с сшегамн и боиесгвенными персонажами устно-яазтическсго и устного тзорчестга других народов. - .\ . . -■■■•'■.

- 2тот факт напоминает в научной литературе извзстнуп тезу: "Весь мир -> одна страна", . *

Глава I, Мотива / отражасдие¡ верования в йагичеохув силу во- ; ■ ды. Згра в свцрхъестестаеннус силу воды настолько сильна з быту грузин,- чтвэта сила принята, как управлявши человеческими судь-. бани. Вода, кзя определяющая сила человеческих судеб или отра-• жавшая.ее мкфологичеек.ог существо, часто представлена антропоморфным образом, а овдэтна.х мотивах перед нами предстает,определенным персонажем и называется "Бедиснцерали" (писатель судьба, т.е. вереи?зль судьба).

£едисящералк сидит нз берегу вода (моря) ели в замке, который воздвигнут там ¡не, оттуда наблсдает за всеми. существами, .

особенно за человеческой жизньп, ст рождения до самой смерти,' пксет их судьбу и бросает рукопись э зоду, с этого момента вода распоряжается су„ьоои гтого суаестза.

Бедисмисралк. с--первого взгляда hsxos среднее создание, которое стоит между аадой и живыми судестэаки. & создается зпе-чатленч?, что на в?го зоздожени только практические -fynxum, но подтверждается, -по по своему генезису ?то существо, отра-жапцее ьоднуо стихкк, является бохестзок воды.

С этой гонки зрея::я, интересна лазская aere яда "Гормота Гжукалелг" (братья бскества"). По зтой легенде суцестзуот братья - бохестза,.один из которых властвует над оусей и обитает таи же, а вледячестзо'к обитель второго -" море. Они один рзз в год)' зстречаьтся друг с другой на берегу моря, таи ке об-сукдавт все дела мира,' -регает судьбу всех оуяеств. - одуаевлен-•нкх' !' неодушевленных. Если кто-нибудь в этот, день окажется на берегу моря обратится с ходьбой к .?ткм бкг.яствач, то .вое его желания исполнятся. Божество воды, одето в одежду цвета моря i а божество сузи - в одежду зеленого иве та.

функция вода, как распорядителя судьба человека, хоооео видна и в мольбе собираьг,зЯся зануа дзлушхи, которая созерпга-. ется на берегу »¡оря: "¿ода, я принесла тебе дар дарованный, открой мне судьбу". • •

'.Аналогичны также и лучаие примеры практической и слоэес-

г * ..

ной магии, засвидетельствованные з лазсксм быту. Бедный лаз, который хочет построить док, выходит ¡¡а берег моря, выбирает песчаное место, чертит на не« дон, который хочет построить для себя, и просит у коря: "Помоги .мне, дай мне лсстроот» таков док".

/Ритуальные действия, .восходящие к такта верованиям, как;-, акдно, были распространены к в других грузинских племенах. Cor-, лаоно впизоду .одной сказки, записанной в Свакети, по соЕету га-'лалкй парень ¿«ходит на; берег моря, дрржит кошелек с символи- , чзской сумчои, садится на берег и просит у моря: "Море, дай мне построить.дом, окованный золотой и серебром".

..Функция•воды'; как вершителя судьбы'человека,'хэрощо видна , в новогодних, хозяйственных .и в других образцах обрядовой ело-вескости. Замзчается к то, что магическая сила зоды действует '■■'■''. и на суие. 3 этом случае, магическая сила воды осуществляется опять-таки в виде влаги и от.человека требует.определенных.ус- ; луг, которые .помогут ублажить божества; Связанные с этим веро- / ванкя и обряды четко сформулированы :в формулах приговоров, гада* ник'и а художественных мотивах хертзопринолэнкя. Б жертвенных .•'.' предметах фигурирует и человек Слева, красаЕица) . что напоминав ет хороло известнус в мифологии "бокественнуь' свадьбу". Саоаоб» разным видом этой "божественной свадьбы" является бракосочета-> н ие, с а о дон о.";, девой", которые сходна с .преданием: любовных cbhj зях мезду охотником Ii владычицей зверей",; хотя 24 е аду этими .чо^ тиаами естьи значительная разница. Дело в том, что владычица зверей (Дш:,< Ткавгикапа) сама -является. инициатором -лобсан^ис. от« ноиэниЗ- с охотником,- а водяная дева, наоборот, избегает рыбаков . Несмотря к а это .'рыбак' покоряет себе водяну о деву и, гя нит <Й на неЛ. Надо отмстить, что через некоторое время деве зода удается вернуть себе магическую 'способность, дар и ска возврате теп к сисей..пэрвообители — ¿оде, Сна так кг забирает: с собой ребенке, рс1„-г;«нсго г? рыбака. • ■ .

Почитанием водяноЯ. девы.и брачной связьс с ней человек

достигает и других благ. В свгеткых. мотивах сказочного эпоса < в отдельных эпизодах рассказывается, как приобщается человек' .< знании языка и всех существ (оду зезле иных и неодупевленнах), з также 'ке воем друггч мудростям через доброе отноиениз .к эс.дя-яой деве, $ольклорн ¡^материалы.зтого цикла сходны с фольклор- . ¡зим мотивом "змаеедп" о тем отличием, что з мотиве "бракосочетания с водяной'деве?источником мудрости является рыба .'(по- '. эелитель, рыб - владыка воды), йи к водяные растения и их плоды. ■;'•.■.•■' ^

: Естественно. встает .вопрос: коку из персокакей ;была первоначально свойственна магическая сила мудрости - рыбе или змее? £уть мояет, вначале рыба била,насителеи этой функции, или же параллельное историческое развитие хульта рыбы (водн) и змеи и их функциональная контаминация: обусловила то, что они-заменякт друг друга в стаятных котшзах. Имевпигся у нас источники отдаст предпочтение змее, возможно,- ото:и верно, .но »тот зопр&с. • все-таки является Проблематичным и несомненно требует специального изучения.

Определенный интерес вызывает и мотив поиска воды бессмертия, который своей сутыа восходит к мотиву "древа яизни" и, вообще, сходен с мифологическими мотивами поиска бессмертия, которые распространены в мировом ^ольхлоре. Надо отметить, что в некоторых вариантах сюжета "ищущего бессмертия снони", замок красавицы, нестаресаеЯ и бессмертной дочери божестса, находится под водой (на дне моря). Отец красавицы предстает перед ноли то как повелктель.рыб или Гаелевапи (дракон), то как антропоморфное существо. • ;< .

Сказочно-мифологические мотивы води бессмертия и, вообце.

поиска бессмертия по своей сути являьтся одними и теми жг продуктах« творческого мышления человека.

Глаза П. Оплодотворяемая-функция воды.

Культ вода находит своё выражение и в функции, ■оплодотворения, что в основной', подразумевает как изобилие урожая з сельской хозяйстве, так и размножение домашнего скота и.благоденствие людей. Б таком аспекта функционального назначения воды ясно проявляется и ее созидательная природа. .Достижение изобилия урожая, значение духа.влаги и соответствувзаго боасестза хороао видно в примере культувой' драма магичзского управления природой 1а-* , эароба (Злиэба, Дидеба и др.), которые представлены в зиде народного карнавала и носят праздничный характер. Молитвенные тексты, ■своПствен»ша.'эгиы ритуальным обрядам, 'подразумевает об-ращзниз к боиествам погода (Лазаре, Здяя.Пиримэе).

йнецзнировка. ритуала Лазароо'а (Злиоба), часто сопровождается жертвоприношением; что до последних времен сохранялось з-разних уголках Грузии, в том числе и в Верхней Адхарии. Горний рельеф этого края, прародно-кдиматичгсхке условия, засуха и нё-;>5!-достаточность природных водных ресурсов, свидетельствует о том ¿л; • что мечта об изобилии вода ч забота об этой о давних времен преследоьада *ь:телзл этого края - земледельцев, скотоводов, пас-* тухсв). Поэтому э быту жителей Зерхнзй Ддкарии до сегодняаего дня сохранились традиций исполнения соотзетствувцих обрядов как в горахС ьа летних пастбищах), тек и на равнинах (в селах);

Традиция инсценировки "Лазароба" а Верхней Адозрн'и, з ос- ■ возаом, не отличается от обрядов "Лазароба" распространенных з Картли, Нахети (Дидебэ) и в других уголках Зосточноа Грузии, ни содержанием, ни формой. Но'Чазарсба" з Адкарик вса а;е ха-

оахт:ризуотая чесотсрчн ояоеоор.-эзием, что прояздггсгся, з ссчо.-.-ном, зо зремя зыг.одкзаил этого оСрддз яз гзтних горнах пастбищах.

3с зре.ля ддктедыкл! засухи хиталл Аскар:::! и з се-

лах, 'Л a зысокогозье исполняли обряд "Лазароб-л". 3 зысохкгсрьз "Даяароба" й^-озодклось з спз-дзально зкбраанчх для зтого местах, где компактно расположены' т.н. "йэан-айебя" (камвнянЯ ччдоаг?), фигу?» эы;5гсй 1,5-2 а, ¡-о-орие составлены из отделение кдлзнь-:шх хакнэй лолокзншлс друг на друга з зидз конуса, наг»о«;:яазг::тх издали челозачссгие фигура. Яэдтзаржзззтоя, что таа звзкзася'з "кзахацзби" представляет corfc.i ;:долоз, a молитвы :: жзртвзприно-аенкя, образакнае к элацкке набвснях зод, сопрозйтс^адксъ массовыми хо?:-»од.';у.ма плясками к гграмя, устраззае.ччли зочзуг огих яделев. С зтой цзльв на зыссхиз горы поднимались зее жители нескольких езл я у чел.«Я. Они массово нгпрязлялись к тему лэсту, где находилась знсолзл гора, носягая отпечаток язычесхс;» тш ( з з;::.; "лзакаце.ои") • Расяолоазаака :-:а высоких горах ''Кза-яацзеи" сходна- с памятниками кзгадютчгсксй культуры, -лоторыз иззесгны по4 название;* "Зешапы" и "Зг&шоэды", оонознея UVH хоторих: охрааягь. зомдздзлиз a ирраташт.

Надо и тс:,.что каизккыз зивапя прздетазлэ.чы;- в в::—

дз рыб к на. рельефах изоорзжгаы "бык зода"». ¿да "бык ороситель''. 3toт псолвдя!й не что. яноз-,. ха.т взрооааж лредзтаззекгай л легендах и г:рзд2н;:ях. з: виде зсднзг.с &nea, soiopaá фгдд::-чзскуа природу, залн... ;-.;:!;.!:чзск::е ^hbotuiíí , гсся^::а зту ОУ^.;;^::: (зодяк^Л. бык, езззечнай. зодкно« конь, озцз 30.3 а другие зверл по:сусз1!тгл:0.зы:<:..дяд воду (оззрз) л:то«, когда охот нгхо-дмгея- на. гернух ласт&щзх, " зплозотзоряпт яивстнчх. 2n jopa

»

ъ народе бала настолько сильна, что вола ks раепсложвнвах s торах с-зер считалось оплодотаоркюгвК и в ней, по традиции, купались бесплодные. кегадени. 3 этих озерах кроме бесплодных кзнчин купали и навес? и невесток. Предположительно, что именно эта вера пслсг.кла основу традиции -приглашать невест к невесток на на—• родное горкестао "Шуаатоба". Организации всего этого осуцествля-да мукская половина 'семьи, в продолжении р'ода которого невестка дсля.;;£ была внести определенный вклад.

ото предположение подтверждает и предание старейшин Верхней Азаарик, по которым ."муактойэ") которого-раньпе называли •. "."екхл^айаба", бка' ьенеким празднигои.

дельно быть вера "s фаллическую, оплодотворяемо' силу води - ¡екит з основе ппазского обычая " ошвеНкя в .воде невест". То же •акое кскво оказать и о лазской традиции кассового купания, - что •оке носило праздничный характер.'к' выполнялосьв основном; ьен-¡ин&ки. '

Глава iíi-. Некоторое бокествеиные обаазц, представ?,кадие ка-гпчвегуь :л:лу золь.

3 пгйге-ойз грузински;:' я^кчееких (.'скеств прочное место кани-hült хакгл oópass кис'алогических персонажей, как Кесепк, 'lapsa, Воск, повелитель ркС. "

-■-cofeiu: прккадлеи'т к pr.zy таких 'отреслеиых бскеств, гене-ur.c детерьх ш.до '».cxt гь кь рашя: ступенях обсестьегкеге реззк-У.-. ít.í Самегрело, ни в одной другом крае Грузии кг за$ккси-г-сга;:: бсг.сст?.с, нооявзе кия "feoenv:". То г:е самое.кокво сказать и о '"г.льклсрко-гтнсгрй^ическок бате кавказских народов. Это обстоятельстве scsiasr аягчегленкг, будто. Чесепи местное йогество и прелставлс.но только г сетрельскок кинологии.

Еолът/.нст.зо учпнах считает Месепм зла.-уч-лй леса и зверея, дело з гол, что з легендах я г. р зданиях из зсзх функуаЯ ^¡есзпи активнее зсего прздстззлзка функция покоозктеля зззреД,_ на первый план ладзлнута мотивы охоту, на "з занял нэпокоргах ззереЯ, оживление унгрвзлекяах зазг.гй я ззпсгг.еии охотн з пг?йсд ".'(зов-пала" (время пребузакня Меоепсз на сузе). функция Месгпи'кз;: бозсестза охоту бесспорна, но ее недостаточно. для полного зч.тз-нения зго ч;*4ологичесхого образа.

Ученые, хоторде по свое;>у дзиззису Зесвяя зосяранд<ая? как бсзсзстзо заэреЯ,. ограничивается только зго охотничье-: ^ункиизД и мекъле анинанпя или зообцэ остазл'зт изз зкияаягя ареал дэпет-зил Меаепн. Ьользинотзо ученых тзхчсе иэньеэ знммзчяя удчлячг функциям ;.Ьоепи как аоээдитсля погода а плодородия.

Охотничья функция !'еззпи, которая актизнез других представлена сейчас, чз дзет язя права утверждать, что ото божестзо и •па сзсе»(у генезису является защитником зверей. Дяя выяснения происхоадзния, первоначально.'; -руккаж и мк^елогячззхеь аут:: 1а~ яестза• о'одьаое.-значеякз придается правильному тслкозанка сомзн-:ики его имени. 3 связи о этимологией несзпи з научной т.:тера?у-е зстпзч.ззтся нз одка-точка зрения. По нашему предг.зложениг.-, • зяоэо Мзссп:!, зозносно, берет качала от терцина "Л^сйз". :'!-Ьсз-ая" должно быть м.чожествг.чног число от слова "лгслз", г;о-нзгрз-дьски С&спк - Месе г;0, однако, наго сткзгать, что это им г, зоз-«ожно, сравнительно позднего времени. ,

Божество Месепи имеет хенохоз начало. По яроЕсхогдэнач -•1то женское бохестзо. Нужника Месзпи сравнительно явле-

ние и принадлежит с гей эпохе, когда н-т длительном пути осци-альнс-идзологичзсхмх преобразования к хункцна жввцаш оокемза.

м.

прсгоедпшкгтсЕ кукч::к& - Угсепк.

Зосут.дая »енекое начале Пеоепи кы ю:еем ввиду те легенды и гкданая, в которых из передней извне стоит ьепцина - Мссепи. Ьто «ме'ено та кскацна - ;-1есепк, выход которой кг моря обуславливает К20б;л;:е урока?..

Пйрзонечьгьно «есегги дс- лек о быть являлся владыкой воды, боге стйоу: пст;Д'_. Отст божественный образ стоит близко к дрезке-•солхкдоксму бокгему, которое Страбок называет "Левкотезй", 3 честь атеге божестьа е городе- За ни ъ дрезк&л Колхиде бьк бозд-в'.ть.'! ;;уз ь ? сво-храиовий коиплоьс. 1о же самое мокко сказать и о с ах-с1Ь0 »сэксг или же о гоздзнгнуто« у входа в г ,1'азис ску;.ь:_яугрс оогкнк, с которой рзгскагкаес? лревкегречесхиг авторы.

л.2;: к другие бог:е;тва1 Месепи амОкьалентное бсг.ьство к о'ы-еаг? п добра:, ¡: злым, не надо отхеткть, что г:зш5кня Меегпи на сую ппляется всегда добрым бс&есотом, а кужчкка Лесепя. - злим. Надо учесть к то,что такое распределение Функций характерно для лесе пи только н& суке, а в вод^С на море) он:: является зооморф-нию: (ры^з, Згвапк, Гвьлзпапи, владыка рыб...) и эооантрог.оморс-кы;: - раба) или только актрспокораныки суцзстзаки и

едкнзкево выявляет как добрые, таг. V. злые качества.

Культ Хапск а Грузи; заовидетольотгозак не одним ученым.

" Оно, ■, бегезтзо пресной воды (реки), фигурирует в словесных ефнугах е колотвах рыбаков, в хо: еркх упемкнагтея "ГркгориЬ корссс« цопг.тоу. Ягрса". 1о«;гст£о ¿ерза упоккнаетск таккг в на-, родном астрологическом уценки: л языческув эпоху культ 1арс1< кахедкт свое отражение и е ¿аяек^ркой системе культа солнца. Предполагает, что "¿аез" был годиькалькык знаком божества рабы.

ь.

1£«оа грузинской мкфслогки по свозму наззакко наяокинает зтрусеко-римсксе биЕ-;сг.зо, которое известно по имени' //

// // . В дреьнз.1 Этрурии к Риме в языческуо эпо-

ху поклонялись Ларак во йрекя родоз. сзздьбн, или же в связи с другими кокзнтэкк ; i¿n¡¡0T3eHhcr0 пли r.s семейного бита, mt iip;:-иссклкоь и жертву, его Ссгестяо в зтрусско-рккской ипсологки считается такгге я^н.-озитг^ек лу те гш с тзг ннагов на супг и море, в тем числе к охотнкйоз. Согласно этой «к^слогиа лары обитают а лесах к роднкках, что указывает из то, что в ранние времена од-ноЯ кз иг 5-ункцкй бия с и управг?н:'о аедники сткхияни.

3 грузинской ь;;7г:одсг;:и сохранена имение сто функций: по зе-*

ро^акиям грузин бокество Sapea Деса является покровителем только рек я рыбаков, но надо отметить, что функция соцпззгтеля рыбаков корякоз видна к э этрусско-рамской х^олегки.

Нзслгдсвэтзл:! зтрусоко-ркксгой ки*.ологкк отмечавт, что бо-гестао Лзр (.íapc. Jao, Лзогс) до происхождении ие является ни ремеккк, к:: этрусским, оно,•долхно бить, закмстзогано из другого ягнково'го мира. Fe кеялечгно, что Japca в этрусском является картвельским гленгагон пли ке наоборот, ^зляется этрусским за-кистзовонкги в картвельском. К о йслео вгрнкм долкно быть r¡ps д-положеяке, что к з грузинском к.этрусском языках этог тесни.'.; исходит из обдгго корня и его проиохокдекиз сэязаио с coscsk другим языковым .чиром. Этот "другой язык", мохе? быть зумерски.ч. Под казэзнигк (ispea) бил извзстен шумерский город из р.£з-;:рат. Ложно предположить, что первоначально Ларса а Нумере являлся водяным ÍO7K0O73OH. сто гтредп'олокйние подерегляется и политеизмом ¿зуречья к, -сумерсксй традицией в'гна'к почитания боже'с'ти' воздвигать на берегах культовые постройки. Предположительно",' что те'о-

■ака •'•Царев41-лс»-свомми 'фокеткческимй вариантами)'принадлежат к ряду ¡нуперско-картвельско-этрусских лексических параллелей а божество известное под этик именам, может бить принято как плод мифологического Цывяения древнейших жителей этого региона, преаде всего как чл.ен пантеона божеств в Дэуречье.-

Бокзстзо Дарса //Ласа в грузинской мифологии упоминается рядом с именем Григория Морского ("Григория дзугуааи"), а этот последний'нередко встречается вместе с "Василием морским" (Василий дзугуави"). Считается, что их принадлежность к морю (дзугуааи - морской) обусловлена происхождением зтнх христианских святых - они были понтм'щами, т.е. с берегов моря.

Происхождение этих исторических, реальных деятелей христи-• анстна и вправду могло сыграть определенную роль в формировании их иаен, в таком случае не удивительно, что эти святые именуется "понтийцамк", "приморскими" или же "дзугуаши". Но когда речь идет о возведении этих святых в ранг божеств к об их синхрети-зацки о языческим-бохзотвсм Еэееди (йзсплии //Басилий), в этой случае на передай план выступает-¿ункциональноз назначение' этих богеств - святых, а не их происхождение а,.естественно, ' оп-рзделягцик фактором эпитета бокэстза в таком случаз является их функции. Исходя из этого "дзугуааоба" святых Баоилия и Григория лреяде Есего долено указывать на их возведение а ранг божеств моря (воды, влаги). Если это так,, то фигурируощий в молитвенных формулах рьбаков "ТЪигорпй коря." (Григории 'дзугуааи) должно . Оить является персовнфкцированныц исрскии- бохастэом и упоминание, его вместе с божестзом Ларса кажется совераенно естественным Рыба (повелитель раб) является одним из древнейлих микологических персонажей народного опсса..0нз, а основном, встречает-

* 17.

сн в волшебных сказках, в с ¡меткой композиции которых ваг:нейг.:Им мотивом предстает братание сыбм с человеком. Ситуация, созданная. братанием руСи к человека, является предпосылкой, на основе

которой раскрывает»"Даотастический ськет. « / '

¡¡нкцкатором братг.ния в больаяистзг случаев является риба. 'Пойманная рыба протит рыбака освободить ее, отпустить обратно в воду и.взамен обещает помочь ему в беде. После определенных переговоров и определения услозиЗ рыбак отпускает рыбу в воду, а рыба, , со своей стороны, твердо соблюдает, свои обещанш.

3 научной литературе зысказапо мнение, что братание с персонале!'. рыбой, и вообяе братание п дружба, с зверями -'покровителями довольно позднее осмысление и лрикадлеккг к току периоду, когда уровень умственного развития дает человеку возможность постепенно разорвать связь .с .тоте.чои-бояестз.ом;

Обзгиззестно и то, что конфликт с "тотальный божеством возникает там, где начинается дружба мзгду щ;уи.

3 основе мотива отпущения ркСв з воду не всегда лежит друг-' ба или ке ¡¿злость к рыбе. По зафиксированный во квогих уголках' Грузии обычаям рыбаки'поймаиьув ими перэус рыбу, отпускав? опять з зоду, кертвуя ее иедаг-но окончаваегсся родственника. Этот обряд, несомненно, находится з генетическая связи с акимистичес-ккии верования:«, в соответствии с которым!: рыба считается тоте-мом-згергк. Прогале^иен- этого зерозан::я долено батъ и распространенное з напопз предание, по которску нельзя есть лосося, та:-; ¡сек от него происходит челозек, нельзя текг.:е обезглазлиззть 70-рель, так как ее голова отмечена, кресток- Христовым. Нельзя за копоть рыбу, тек как ока отмечена бегом. Суаествуот "ееяазкниз ряде" (сз.-щегггме Мерзли), умертвлгть их считазтея большим грзхом

IS.

и т.д.

Зорой в рабу - тотзм объяснялся и обычай "отпущения дуии ■ noKo?-H?s:a", во время которого на ритуальном обеда' необходимо наличие блУД ИЗ рыбы.

3 Гарекэхеги род Лаоураязили рабу считает своим прадхок. Эту веру Лаоура-даили сохранил» до сегод.чяаего дня. Возможно, ora зера обусловлена фамилией Ласураоаили, есноаоЛ которой яз--яэтся "Ласура", что <{онетнчески близко имеии бог:естза "Ласа// Ларса".

Персонг::у-рыбз сзс-Зстзенна и метаморйозомагичзские образы рабы, которые часто персонифицирована, хорозо сочетаются с се-хетыами мотивами.

Рыба-персонах является- чудотворце« и мудрецом. Этими свойствами она сходна со эиеей, сказочным коней и другими гивотаыми-покрозителями.

Миологический образ рыбы-персонажа особенно четко предстает в обычае погребения раба, которое засвидетельствовано в Триадети. В с.Олпнк Цалхскога района есть небольдая церкоэь, построенная над. родником- так.,, что создается впечатление, будто источник вытекав*' иг семой церкви.. К.этой ге церкви пристроен бассейн, в котором .¡заводятся, "связанные ?срели", лозигь их сгро-хайави образом запрецаетсл.. Тркалетские грека - уругш пеоедаат, что оту церковь "со сэкяекными. рыбами" они застали здесь.

"бвяззнгже Морали" тут: де л бассзйиз я размножавгся. 3 случае смерти их хоронил::,. Подебное: слуг.гниз «зленной рыбе считается: сгкнззисй обкзчзнсстьяс aepycqsac. Мгятгув ркбу изаягхаят кз бассейна, обсзртвдалг з кус.ок- чи.стсп ¿зло* ткани, shcsr? з цзрковь, кладу? эе таи, загягав? es.**."« к после нохктви "покойнм-

цу" риоу агсут к специальному погребальному месту, яазчззгмспу "рабь.гч клздбидзм" и находящемуся з река, ч здесь хоронят. - ■ Обычая, связанны? с размножением, печатанном а г.огрзбяни-ен'сзяденных рыб, отмечаются и з 3;;ту ¡кителей• Градам Лзш;, на, я.!'Дно, что корня этого обычая и связанных с нш зарсванн« уходят е«е вглубь нэков, след этого уиийерсатьнсго яллзчяя Зоолатрия ^едет нас з Древний Оуязр.

Зоб и з народной памяти сохранился сравнительно нечетко и ибльклорно-этногра^ичаских материалоп о нем сохранилось немного. 2то обстоятельство затрудняет интерпретации? Зсяестзенао-мк&зло-Гического образа Зсби я глубокое аронихноаеглз з суть его -'у национальной суааосгл. Несмотря на это, на основании сусвстзусэтх я; научной литературе материалов высказаны предположительные (кно1 Д.з и зеряые) мнения,' по которым Зсби является дре¿неидин. бо:~ест-зах пантеона грузинских языческих; божеств. Его основная -;.ун:<:;ия управлять небесам:-; и облаками и небесны?«! водами, регулировать' погоду, ороаать сузь.

¿научной литературе встречаются и этимологические попытки интерпретация термина "Зоби". - -

.'Глава I/ - Слад культа зады прослеживается г оказании об Дмкране. Обычаи' и ззрозания, связанназ с культом зода, .рельеАно проявляются и в сказани;; об ¿¡ираке. Они являв? езбя уже в начала сказания. Согласно заг.сзеди ¿зли, охотник козспеждечного апзр зз дер-гит з утробе :*:;зотяого, а поте;.! оставляет его у источника .''атани, куда, по словам Дзли, явится ангел и покрести? младенца.

Ритуал причааения с. воден, казовен ми его "крестинами-1. или обозначим кзккм-набудь другим »зрн.'йон, должно с'кгь, является первоначальным зпизедом окаьазкя-об Лчкраае. 3 противном случае

■ "'•>■- -.." , ..-: 20. -гапеведь -Далк об осгазлеккириледениа у .источника, который .красной йятье проходит ¡через все сказания,.потерял-бы свое-значи-' мссть. ■■ ' '.•;'-.■

Ри.туахьнаи обряд оогазлевия кладенца у источника и, соот-з&тствуюц:;.: епязод сказания являются, непосредственным отражеки-ем твердо укоренизсегося в языческом религиозном мышлении веры, в соответствии с которой вода воспринимается непосредственны»« распорядителем' судьбы человека и.' одной: кз первых: ступеней на '• пути закалкзания:будувего героя,-поэтому..младенец:непременно долкоь пройти, черев это. Аналогичными-являются -обряда ритуального г-ь-зенир. г .-ругне обычаи дохристианской опохи, элементы кол срых,. хотя к - нечетко,:; но зег ке су чествуют'до сегоднйокего

- Дня в общественном быту. , . .

.Оссбог.'.вникааиггПрквяекает ответ-Амирана »а вопрос всех ■пр'сходг.цпх: не. знаю", кто-мои родители, а мой крестный мой господин ангел". Кз .вызывает сочненик, что крестный Амирака "г-ссг.одкн ~кгел.п. язляется той 'боаестэенно-сверхъестеотзенНйй силой, коте рая клааеиау, будусеиу герою, придает силу, подготавливает его. Б первоначальной -ядре .сказания:.-такойсилой должна быть- водная.стихия.

• -Ангел воды --. характерная перс о как грузинской «Оологии» ';:

- З волпебиом эпосе св .часто язлязтся персонифицированным образом, .как- бокеотво зодн :вообще.; Примечательно и то, что соглас- '■'. Г ко валаебадм сказкам,., места /обитания ангела води;-. реки, -'источ- . 'нити, ручейки. • , '

■ 3 сказании об ■.•Амиране прочное'место.: занимает аевапи//Гво- . язвапи. .(-¿раков).','Это. то божество, которое человек П6»1 так уже-нв ранних1 Этапах-религии. 3 дальне<шсм <1у№шкональнаяьДйграда-

- ' " - ■>';'" . 21. ■ "ция Зевапи//Гэзлеаапк, -с а к ке и многих других богсзс'тз, подготовили основу его конфликта с человеком. Кая з верованиях, так и з устной словесности ото божественное С7деотзо caiinac прннадлз-, аит к ■ ряду., тех- злмх сил,-действие которых- направлено против доб. ?а- ■

• - Ареал'дзйстзия.Зеяаая//Гзелзвапи'огромный, можно сказать,-целый мир: вода, '.суга,, космос.Он, как: владыка сшхия aoia, никому не дает праза пользования водоя,-по:са е;.:/ не принесут а. • жертву человека (красазиау).:

1 .гЗ космос? он зраадебеа по отнозэнкю к. солнцу,.: а на суша — такой аз злой дух, как: &т. (Бак-бак-дзва).' '

Зеиапи//Гэелегаш!.в сказании об Ачирзнэ сучестзо'.суси, ко когда мы знакомимся с борьбой гзрея с черньм Злюки,' сганооится ясно,, что его первоначальная, обитель --морз. -Черный Зедапп проглотил Дмираяа: "Черный ззял.'.и проглотил его и: направился к'мо-рв",\ но seria сн не смог переварить дсертву','. то он/за- пс.ч'оеыо: обратился ж матери - Черному морю: -, "2пзот' болит, горит, как .а сг--..' не". А мать отвечает:. "О,-сын мой/ если ты проглотил ¿ого—го.- из .рода-Дзредаана, тебе кг спразктся с ним". - -■//"'

.' ■Лиалог-.ме'яду- нзт-зрьо нисаном,: мёзеду, морем' я -яраяенрм-"-(Ззиа-'д.оязко;.'быть';.'.один из старениий эпизод® .сказания'-. ,; ocS /л:-грзне » По. своему ггцззксу он- берет, качало из ранних Лор к: почитания водной стихии и соответствующих.обрядов .и.верований.

3 этом же сказании среди сучеетз/управляющих водными стихил-ику- упоминается и /три (Господин ,5»гри).;- С-к; Владеет чудодзйстззн-ной водой, без нзго никто не сможет-пользоваться;золшзбко-мзги-ческсЛ склей этой воды. Амнран, который заходит,кз .чреза Зепэпи без усоз и. бороды, rio созету брата, обрадаетоя за помодьп к Игра.

некоторые исследователи г-чятнат Игр и водявш бокготзок. По •.':>: мсекко, пне этого ми&логического пероонаг-.а(Пгри) должно бить сгкзано о именем суаества воды (рыба) - "3;;гри".-

Надо учесть к то мнение, по которому •^¡трк*' исторически долуко Онтъ соответствует гидрониму Кнгкри//3вгури, о ос свозй стороны, все эти имена, вместе взятые, как по'семантическому, так по фонетическому оостезу восходят к-шумерскому "Знгура".-По-гукерсг.и "Энгура" означает воду, мимический океан. Заказано хаь» по^рп сложение, что грузинский "Знгурк" может, бнтъ то же са:гое, что Онки, который г нумерскоЬ мкфсхсгвк является бокесг--вок-золно.-: к.:.

Эти воззрения и соотьетствусЕке .аргументы, несомненно, ин-тгргснц, но'для полнейзего лота'эния секанткко-мкфзлогвческой ' суцкости йгрк эти данные недостаточны, дело в том, что помимо Дииранкени,' персона под таким именем.з грузинской 'мифологии и 2 с.-.азсчном йпоее не .-зотречаетоя« Необходимо изыскивать новые • материалы и продолжить исследование. •

По йяролгг-ичзским воз зрея к г.«, в оказании об 'Экране также' пр!але::ае? внимание -эпизод борьба .отца Камари к Акиранв. Особенное значение. придается тому фактук чтс как- только начинает пе-радзгазвке войска Сгиаг лакари,-'сразу же меняется г.огода; небо становится сб.т5чкви, гхкршшзаэт .дождь и, •возможно, начинается сильна жквонь. Подтверждается., что отецЬг^ари, обктавдкй на небесах покровитель казков',. токе -божество погода, ему .доверено небо и облака. Если это мнение верно, то тогда функция отца Ка-карк сходна с функциями Пирикзе,.оь.Кдъи, Воби; Лазаре и отец Каиарк -является одним кг этих божеств. Но главное:то, что б лице отца ¿а^арк, в'древнейшем памятнике грузинского гпооа, пред-

стает владыка водной стихни и управлявший погоде^, который наполняет и обогащает пантеон грузинских языческих божеств..

3 сказании сб Ачирэкя привлекает внимание собстззнное имя "Сулкалмахи" и сюаетная функция известного под этим именем персонажа.

Согласно одной части вариантов сказания, Сулкалмахи - охотник, которчй помог богине Дали во-время родов, в тохе эрзмя он считается отцом новорожденного младенца (Амираиа). Езди учесть эти варианты, .заходит, что. Сулкалмахи и охотник - один и тот *е персонах. Но по другим суцестзуащим вариантам оказания подтвер-• ядается, что по своему генезису Сулкалкзхи и неизвестный охотник ничего общего не имеют, они разные, соззр-енно независимые друг от друга: персонажи.

. Яажзгся соверзенно реальным тот згтизод, согласно которому, встреча Дали с охотником случайна. Охотник, которая олучзпао . застал богиня при родах, только выполняет ее-заповедь. Посла этого охотник не -'упоминается-в сказании. .

. -Если бы охотник .являлся', отцом Ачирзна, этот факт каким-то . ■ ' .. образом, стал бы известен; или - при..встрече охотника .¡г Дали, или • 2 запозед;г Дзли; йли яе во время выполнения-заповеди, пс-з сха--.- за.чии об. этом речь на идет. ' ..

Не должен 'зазывать' сомнение .тот факт, что незнакомый охотник шгчзга абцзго с отцом Амирана ■'■ не имеет, его эпизодическое" появление обусловлено таким значительным явлением се-г.етного развития сказания, когда в необыкновенных, ¡¡-антастичсс-ких условиях,рождается будущий герой. Это предположение пед-•крепляется сзансккм вариантом сказания "Дали рожает на ехзлз".

Сванская песня, о родах Лзлк дает нам полное право думать.

что по древизавим варианта» схазанпя отец Акирака не бьш известен... "только потом гактаьия поколеки^ приписала отцовство сына ¿зли его з пескте л «> охотнику" (Ь.Зирсаладзе). •

Восприятие охотника отцом Тирана не соответствует -ни раннему ядру оказания, ни вариантам, дощедзим до нас. 3 научной литературе подтверждается, что имя отца Амирана "дардаелали" ;. гораздо позднее явление и приписывается-литературному влияние. Если такой вывод исторически соответствует возникновению и раз-вкткг ряальыьх основ сказания, то икеигм отца Амирака нам остается считать Сулкалмахи, тем более, что другого косящего это ¡:гк персонажа'в сказании-нет. •• • .;• - ' •: , ■'■

& имеем прпво предполагать, чторзтот "о'езтетесшй персо---на*." в 'первоначальной .структуре, сказания- должен быть достаточно "ойразны-:" и многофункциональным.: а его функция и все содержание долгие било лежать б самом 1м;енн>Сулкаямахи". -

Анализ имеющихся, у, нас'материалов подтверждает,- что'-'Амиран не имеет гтаа, ок плод непорочного эа.чаткя. Если судить.по т.к. нкзией кинологии, языческого .религиозного периода, отец Амирана ,. сверхъестественная сила,, или дух, который является персонифици-рованкак образом и создает в-сказании определенный художествен--иыГ; образ. ' * ■'..:'■•■■■ " '..' '■■■•'■' ' '■'■■.

Й1я "Сулкалмахи" в первоначальной редакции сказания доли:- • кс бить носителей ."духа 'форели", т.е./"дупи -ркбып. Позднее..пос-. гепзккья утеря вера в непорочное-зачатие и восприятие охотника . стиси А/.1,-рана сделало менее четким пзрзокачалькус семантику "Зуккзлаахк", это имя стало личным.именам.охотника, а вместе с тем Сулкзлмахк, как' "Зезтелескьй пероон&Е? потерял свою функцию.

Можно убедительно сказать, что оерзоначальноз ?дро схааа-аия об Ачиране должно быть формировалось з горных краях Грузи;!. На это указывает з перзуз очередь одна из глазных ¡.нгур созд-л персонажей сказания - владычица ззерей.Дзл!-!'и сзойстзеяназ с давних времен охотничьему бВ'?у традиции.

йядо отметить и то,что ме:::ду ос;:еотззми, предстазл.е::^::м;: зоду Сзсднуь' стихи»), з некоторых уголках гораол ГЪузии, например, з ?ача и Сзанетии предпочтен« отдается ¡срази.-По дарованиям местных жителей рыба одно, а форель - другое; .Торэль не является рабой, так зак.форель обитает э реках, а риба - з норе.

.Исходя из этого вполне естественно и понятно, почему зезут персонажа сказания об Лмира.чз(котсрыи псэдстааляст зоду // рыбу. V? о дрезиейних времен воспринимается оплодотзеояв-5ей божественной силой) "Сулкзлиахя", гак .та "дух горели" а нэ дух рабы (сули тзззиса). ^

Значит, если наша интерпретация термина "оулкзлмахи" вер-, на,, то тогда дснинирувций з научной литературе .взгляд о происхождении -Ашрани.нуждается в-,определейкых.• керректизах'-и соот-аетстзекьо' должны бнть: переосмыслены некоторые зспрсоа первоначального ядра сказанет.

. Диссертационный вестних напечатал, за счет благо

тзорнительного .обсестза "Мачулшвиди"/Президент Т.Комахидзе/.