автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему:
Парадигматический принцип "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Курилова, Анна Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.14
Автореферат по филологии на тему 'Парадигматический принцип "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Парадигматический принцип "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха"



iiöCKSHCiüL. IÜO^CTS.vSbä KiiSErGîTET Ееш h:.B J!G...Oä-XiBA

Ks rpSBax тзукопкс*

KTrilCOBA Анне Джтрг.евка

и ^ч^ч ¡ - ; , ' - , "Y ' Л • г1?" т---*-ГТ1

о- .-_'-Tit.-/. / J J/vTx

10.02.14 - клЕ^с^ческ!.-'

а в т с e ф -fi p 8 7

В2ссерт£:г.г' на согскакае г степь.-я кк.-:з;гать гала-огглеггд!. нага

Рсооте вшэлкекэ на кааедре гавситчег^-эй .¿¡«¡ологеи йЕлсдэшгчесгаго авгультета гйсковскогх, гос^даоствекксге ;.гаи>ер2?.гетс гмеки ¡,: .В .Ломоносова.

..ьучйК]': ругэволсоль - гоетор филологически; неук.

Ерофессор р. .А .Тахо-Голи. Ог.'.хз'.глъ:. оппонент: додггор исторические веух,

Ьсдусее научное учрэдеше - Институт мцроио£ литературы и:;. Ы.Горького, отдел акггчаок литературы..

над снегкслкзиров&нного Совета Е-053.05 .¿5 по клэсгичьсггй ¡галслогаи при коеювегом государственном университете с:.-'. ¡.».В Ломоносова.

Адрес: Цйгэ. Москва, В-234, Лвгзшские горы, МГУ. ко-.-'-с гуь'-гнитарных ф£>".тьтетов, стлолотаческий Факультет. С гиезертехха: ксгно ознакомиться в библиотеке ¿хлологвче-сгзго факультета МГУ.

профессор I, .и.Закгвв; кандагат далояогичеокгл наук, д0е4нт ¿.Н.Цоляков.

Защите состоктс.^ "" а 1952 г. на засела-

..зтсретесаг разослан "У/ " ./.932 г.

учеаы: зеетегарь сп еикали злровгкнэго совета

i " 4 "

Яай:< л сталь Рлутарла оетаёт-л огзз-м 23 наименее язучсннга

о с.

е ^сцо^тоа ег^ творчества как з огечесгаешог. так а » айруЗе.глс.';

4адолсгяи. Изобхилз сразкеня.* я £~<.г&' ор, п?е.!-.лсз к параллелей - т.е. резкого рода песйзейга1 - зесьма сркгепа-тэл^нак черта сталл Плутарха, отаеченнан грй£-: чсчаа яс-

слепсзЕтелнук. в тоЛ вла акоЯ стелет! уделшязко! жлхвтг*: ого слог/. С2!!«гэ. яо сах а;? не С^лэ слстеусгячзского :сследо5ас1я. 20заол.о:с;его палу'затз кс'-глс-кыгсг ^.огс?йнлиа;г с спеи^.пко рг-а-г'.иаии: эгях ср::ё:.'оп з стиле ол:-:ого за найС-одее зопулкричх з:*-

ТЯЧНЮС £2Т0?СЗ, О 23 ПОЛЯ В р52СЕ?.Я СО<5СТЗеПЮ басг Звя^"1 •

¿елъа данной 52ссерт?.Ева язляется асвсхорог :.ги, о вклалег-.-еа зозд&'.сгх компонентой, ргссмссрекае «гуля "Сгзе£нл~'»дь«;.х хиоНйОЕасггЕнй" Вдугзудэ как произзелеаня спег^глгскзЛ геаро-зол стругауры.

На ссграущгксм эталз раззвтлз ;^клолсг/лссет2 ноу ез вс-} ¿оздгее аввдзнгз «ссяежозггелоа .¿теляется рсзлачи:« аспектам ряторхкз. Ояис? из г&ЕяеГеях ойл2с?оД ржгсгзлк:'. яа-'м^с?:, к-.: аззесгно, дгчзккя о тросах я фигурах. йэ с:хс*-«ого кгстастке тропов я вкгаяда&х анги*жоЯ чятсргаэ*. а упр^ус "¡го-

Плутарха ког-та нсхютть -р-из аесяодьп;, кссс^зргсяхс.ч. однако. сатхгяг, 0?е£Г.г;з т^лелькгл ертауг-йчиостт.

к созкгтедъйкЗ г^ср амашо осрсдал«аао5 групсв прилга. Гр-.-г-58 всаго. его - разасс-бразиие Х-У.р**' у.атгл ! срат«-:зкгд,

1. Но гг^гняла т-;?1£г&'сдат:*лесг<.гД нсга^л^ _-л з сг/е^е^зл с яч/сгаста^гск: гоакт««*» г-ггсзг?.^ «ах сгсх"»а г?е«.*«гг*5с'2л

•;прм рт;-?;;;?-:^;: -"лг йзсз.-ЛЗ сс^с.-э

г>:т£|орь:, взраллалн/. Избегал зло^те в «нянь .повествования

зигурк плторачвсиз.: е-згументасаг, Плут-тх гобиза-отс.4 ксеузльной убедительности с ее- »¿л» оявеяения гтвпе-■ [гр^.-ггбнлкется акту ал-но;: гоедгрянятья з дзвьо:: диссап-

тзцпя П012.ТК8 рассмотреть л.V к подвергнуть анализу в контексте других ко:поне«тоэ стидй. к ос^ис стилистических гоакезезз биографа;; Илутьрха. Со ' л еаэезрзменкал «огет оказаться изучена г структурных вариантов сравнения - в^::не;'лиегс при 01:2 уподо5-лси:л з стилистике "СракдтельнлХ х:гнеописакнй". В последнее вр£.л в лингвистике вообще зачетно возрос кктерзс к сравнению на к первичному троцу. Претлз стилистикой к риторикой максимальнее впихакие уделялось меча горе, а сравнение рассматривалось тлк ае:-хя болен гримитизная её разновидность. Погто.'лу ксслело-г .ки-э с-сз;. .;пин Плутарха, вксгупаж.л в большем разнообразии визе® ' ,орм, аиавт иметь л'пчаское и тактическое значе-. з- пределами ;:хичаской фушогаи.

; :учкпя клзпзке работы заключается в том, что в ней впервые осуществляется комплексы^: анализ стиля "Сравнительных .тлз^есЕксани^'' Плутарха, определяет и* основные сталеобразу©-

гпасяпы. Обраг'.ыз трог.к, составляющие главаыи предмет исследования , впервые рассг.:атрпзЕвт«1 во взаимозависимости с ; г.':.',;'. грустя:® риторических пр:;ё?-»в.

тетуплс:.: исследования послухвл . зсь текст биогрг.Шче-сгого кпз Сдутар-ка, а также четыре биографии /"Арат", "Арта-«ьпда", "Гель^с", "Ото»"/. не вяолягие в счел. Папазолн примерз Г!.цяся по задана®!: Плутавх. Кзбрашшв яизнеоппсания в двух т^з:.. - К., Г: с"; Рлутар... Сревнителыше гизаеошеенкя в г?ё-тс:.:1Х. - Однако, в 1 главе, исслзлуацей языковое

arpaseaao pxropr. • ¡ояи прлгхоз, лерс-^да г-с м:тогязс случая:}; сркнгдлегь? еатсру ггссертаюа. ¿то грог -г.го-

стье дослогной перегас гряёуй, нередко rcpra-sroc;. а гествевнск переводе. 3 чех :.:у-.~.го>\з I кс:, коглз гсудо-есг-венкьй пзрезод отрезает структуру трэга, он сохраняется с укаэекпем iasis;-:;; перевеяна г- .

Нз aanzry auK*C5rrag слепу-гс^з осковк'-з нул:

1. Ссаозвс2 е; ::сш. сг-едглязкдй сзоео"р£зке "Ср£Т«г-' телькьех - к о г.; п £ р а т к г в о с т ь . C:i срсяглязгся ii& рсг.'сьсс уровнях орг&аазг. текста - star а структуре .кудозисйд /срагагяааг vt^ персок^ ж/, тек :». а плостоета ритссэтесжх пр::с:-<ов /обрггнке грани/.

2. 3 ксеользоейзгси оЗршгкх np::;jm03 ос-.zoct?::..¿тел прлл-ЕУП вараатявного повтора - делтгттлпк;^ лсттор?55нв odpi-зоз <щ;ой сякгавгя:.

3. Пгразлелькоеть структура п:у.~.в Плутарха алечи? за соЗой зггйор саралледагиа

з гхчестзе одшгэ аз r..:*;:V3?-.

4. Цргавкпа гхрйдледьноегг г вЬрзвьгиссга кадолг; с: -ч~ -nine к в .>о2. грусдо. дл;: Лгут и рг:.... v.:• OKtx пркулез - з czuolts-x я др.тгг "ул.-г* -v-i.:

5. 3._____•_____лсрйггг.-:ргстЕяа,'3! t s ? s j s ? i; г -

Tsi'iecJtoro с 7 п л я Ilsyrtpis сл^'-эг cci.x::; r,;.r..••:;::^глг^-гм:^::-. л

Д — - ; г г»:. e'ev^^-c:. :,-■?.".• -.г.:

«.Jersa к,:гс«*гесхс;.' Sv-.ar;.;... ^длсяэгз^с^сл ,М7

St'.!. V.3,JiCl!3i!.3C0S8. ГСКОЭИКв ПОЛО7'^-^* ptl/CrS дргкг.л«-'. ГТ-С?, Г-5

KJHSepoHBMs Cossrs коаодас учена "Яакет культуры ь аагЕчноетв",

гронелекной в Ш в 19Э0 г. Освоькве пзлсжекщ работы галогены е губликадищс автора / лраведены в конце автореферата/.

Етпукттса е основное солепгпяЕе работы.

Дгссертагия состоит кв Введения, двух глав, Ьакюте-пия к сдгска использсЕа;:кож. лктеретурц.

Бе hзеленад к?=?ко излагаегся история вопроса, сбогновызЕот-сл вьтбор теми, ее актуальность, даль, теоретгческое е практические зяек^кЕе, ¿срьгулкруются положения,* бйюсемыз на запкту.

Ilep-'-ig глава посвящена реелгзагзш стклевкх особеявостег авкк? f л: .-юх. акзнеоаисангг" Плутархе с плане языковых средств вкре^ения. Глазное внакакие уделяется языковой гарахзернстике £ клнесклгкаг'Ч' обрааккх тросов. Отмечается, 'что сравнение в самом

вгрзязм см»______ слова является вентральным сгалеашв праёюм лгкяа

верал^гаыаа биографиЕ. &ео обусговлеяо и «алровсЕ слехяфквтй "Сравкгтельша живнеописани«:*1, состоясзх es asp, связакнк: скне-ловшгг г обрезннма пераллелямг, скббгсёяккх к току ке обагы со-сосгевлзнгвк /свегоясвск;/, е кзхорок ецё больше акцентируется дздстокпчыооть еслагаемого кстгоееле. !,енрозие особенности .произведения / соЕОСт&влтеяььоз повествование, параллельность ком-вогдойоккои структуры/, сироеетровеакые -на плоскость ргториче-сшк оргенсзапий текста, обусловили згкономорное пояалекве в качестве наиболее характерных ргторзчесюх приёмов ' варагейгката-чесдстс" гкпа, к югорда мн огносик срзвдеши, мет&рры, пзрал-л-ллзм и парные склсжу.к.

Еригаи/ея во ьжмскйе большое размабрегие тропов уподоблены, Есвагьгуюпзхся Плутархов, необхояамо уясагть; касте юс ва-рзекты корректно откосить к кетгфорак, a egc - к сгевнекеям.

Критерием з этом внбзрзетоя «Jskt вкоали^.-ной акрзхг.чьостя хчя незкрагедксетя/ обозх членов сразнеагя - субъекта и объекта. У.зтзгооы а " Сравнит алъд^ос знесред:ю является яркыяз. зкрагаадма ораганадънув образность. Как ира-вало, он:; относятся к разряду традлхгоялнх, с г к. л-з. Часто Плутарх стремзтся к смягченно ме-гафэр. прибегал к та:—: способам, как I/ зрлсоедингнзз к метафоре сравнительного слова; 2/ присоединение кестзаменгл r^j". с'С ; 3/ объединение мета^-ры а сравнения а одном ксктексте, прз ого-,! пзисоедпяепяе сравнена.* з подобгац стучаях нередко является; гассзаста~ее:гм-Далее отмечается, что сравнекяе у Пдутар^з. га?, более "спс-койгиа" трос, з звачатезьноа стеаеяг ервебдаяезт еез aeratio-ро2.. Метахоры без сравнительного слова ала другзх "csKTsassai" средств иезальзуютоя лить а редЕ&х случаях л. кох Ерззздо. девторяззт yse однаждн гозгмкгзЗ образ, ййгаелгра:2Я кйтагор в шзгболав омопаокальво насрягеннах моментах созесгзсззадд отмечалась Т.-З.Карка. В пздоа. дла йяутлрхэ хзрЕзсгерзс ограниченное а оетосозлее уаатребдеязе кетаф:?. гссшл узесг-вых. со ряторачеекгэ! какезаз / Кааатляхдзя, 8, 3» 2; Всездо--Л0НГ2Н, 32. S/. только з зоззшеоггем стаде. Иредгт5злег.2з о бслъгей прагоднсста для врогсячесв)?. рста cpassetrnii тзкзе гп-ходз? стр&гзнзе во ззгдялах «ятлчдза гезрепкзз ратсг.г.-,г? /.ь-.-ергщер, Денетрзй. 80/.

Предлагает главу кллссгфагсщя тлдоз a pes." '-иднсютеЛ сразгенаг.

I. ейзтскг» гсхогна:' таг - грэсгсе сг- .деггде с асцользозакке» сравнит «-¿гаж сехг-зз. Нс'елее удггребгаа с лги и'стсее г .tuu'i.rfj? - ЬадягтельЕо рем зстречагг^а е-твза

tvs, ciov e/ruis-

2. .'.йогообразсам разнсэсдностей выделяется группа сравнена с декс.лесюиа показателями кодааратьвнзгтн типа c'ucicç juioiscie^os, é'oc со$, sictj* ztvo$, к 7iocpo¿7rx'?ac^ re ve. , cvív //'.сг oi'sèu /Гггс'и и т.д.

3. Пргём сравнездя нередко реализуется с гкмодью силтакеп-ческлх оборотов Кос. Ги?' х, Кок. с. Inf., Асс. с. Inf.,

Лео. с. Fart. / Ег;£?2кзр: ... тру узнрср+и... tctfp }ippl>%¿£íj¿>¿ ko.ucvov tcît{ч/т< t'ocres i;ci /-"... Ганнибала ...

считала который стоит только раздуть" /.

4. Ещё одна реловвдноея» сравнегел, редао встречающаяся

2 тексте "Еазаеолас .най" - сравнительная степень прилагательного + объест сраваенЕЯ в рс-атедьаом падежа / Кипример : ...rv-^атиг..

i

Jj-vгг/>-_ :fcnca£i-ijzpctùç p^ajcjjcvrirçf Aic. xxin / - "... в дём. со^ергасцеа -daiee резкге преара^-л^у-:. че;; .ше-л-.оа"Л

5. Одна из B03-.;sr¿i0CT:.2 йрзявлеяия юииаратгвности - юм-саротг. ..&е гаатети Ascvct^jS,

, f , ' i v _ ' "

сочисх-с.¡y c$c<¡ Дые. raí /. e.jt:;p¿cci ы^ерс^ос / G. m // * наречкя / j^t-jirp с сь.гг£ро л' /рошр. xvil // Б сааза с атгм обрасается ввгыаше на' различие «.ггиу компарв-к иетафера -скал еггатетам« /типа - rev .•fJjcc/iikSy и / ale. XYTII //.

6. Б качестве срсЕнекгГ; usoiyï ясЕОльзовгться штаты.

7. Ноя всём разнообразии танов срг-нениЯ наиболее значимом для СТУЛ-: Плутарха яагягтел сравнения с элементами иаридияг»« .К вам откосятся пространные, оптуа-

сезпояая. о взкозы» двучленна союзов

жсыпгр... 01тиг$, осо»... , 01г исмсь' .ы/ц

В этих оОстоятельнкх. очень детальных срЕзвеигях-сопсстазле-нлях отчёт лига вирасозывается параллелизм г.глогегия - соотнесённость двух параллельных, сходных спгугги;- из рагл::чккх областей акзкк. Карпат деталь рпаиа сс.-трага^опа: наглядно соответствует другой детали в весивши гг.пргга^ста - сто соответствие образных деталей придаёт содернакию рапнозеспе к большую осмысленность. Развёрнутые сравнелгя является для Гду-терха одним аз главных способов аргументаши. особенна чс-.то они используктся в просй.'/лг, так назквееиых авторских отступлениях. Нередко Плутарх приводит в качеств?; доказательств какого-либо тезиса сразу несколько сравнений триггеров, осуществляя теа са:ж к®-: обратное, варъируе;.^ повторение ванной мысли. Для иллг;грация етой особенности риторической техники Плутарха в работе проанализирован проойгяй к тетпаде "¿тис и Клеомен - Тиберяй и Гай 1ракш". Б результате делается вывод о том, что стремление кз к еояяо более наглядно, вессмо подстегать высказь^ае.мую мысль несколькими дрлмергкп очень характерно д;.л "парадеигмзтического" стеля "Сравкдгельк.:: жизнеописаний", тяготеющего не к афористичности и отточенности, а к многочисленна* повторам и вгриапанм кг гонетвчеснзк, яекгг-;еском ели семантическом уровне. Его осооеакость проявляется г. 1тгаонении сугубо ораторских, демонстративных приёмов повторе ; избит--шви приёмов варьируемого повтора, не кзрув.2г—«х плаз-ости и занимательности изложения. Подчёркивается с?_-..:ь прлнхя-па Плутарха относительно применения дигур псртооа с : -.-гдтптпон-кми риторическими представлекзягя) о спегий'.чкостг. сгс-

Эревой ре-'Л по сравнению с речью с-.ськекиои /кзпра.чзс,' Арзсто-

- ю -

гель,'Ра?.III. 12, 20/. вместе с ген, вгяное значенае 'повтс-ров для достахгаая ясноста сеча /кга ооатогзской, тая а споза-вчесзоЗ/ било нессгдаенззд для гзжшсягчес&ч а'раксгсЗ ргто-рака /'еметрай, 137, 212/. Зункпяа повторов у Еяутасха во юеЗ полдсте кллюстргруат эту г^лъ.

Так, сдаоа гз вагней;:;:, зребуакзгй отдельного рзссьготре-езя оссоешостей: стала йяуггвхя является вараатаакоа повторение сравнекай 2 мгт£$ор одкса сахшолака, сасссбстгукдее создана ассосаегазного единстза да к в. пределах отдельной Сне-грасан, так а зо всем корпусе хагнаесгса^ай.

Еаабедее дослазозатедано срази вераатканого повтора зк-ргггезся. в дгоя-чх санснзмах. Парные санонаш представляют собой реаллэгдао аараде^атачвсяого пранцава внрнгезая га деа-сачесш« зроаыа. Ерасседангйае парно» сааснгаа. сдсезо ня-двстрави к стягльноиу слову авадагичао со своеку $зенпзое-.яь-яоау зла-енав щасседаааалх прл^сра ала сраааеная. В работе вавадягтся несколью ргзноЕядд^стеа зшгувбгеавя верпах сано-нздза. Наабодее частая ргзнс^адностъ - слеонастачесгоз ребдзкае двух очень блззм±л тгоадтай. В *ах2Г случаях асполь-зоасяа« сардах сан ягллется праёкоз сег.гктичесглй зоб«-,

тсчлсстй, так как срагоегакаелшй сзасггм почта не сей;с6сть;--61 угдуйдеаав ада угоч&гяг» сх»*слг, но уяоаггтзорае? лас! стрзагеаге г:.*.-рг е-акргхада» йыела сразу в двуд вариантах. Санояд»« Есго;~£21сг а рауггх любо* «аясхаттедьЕсЛ часта реял. Часхо гргёх удьсенга нкрахг^я со аасдэгсму саод«ьу сочетается с граааьиа мор^злогаческой зла |снегачгско2£ о>:глоглз.

н-гсгсдьЕЗ пар сгйснахса сочетав?« з сдай ^резв. что грддг=? ¿2 сгыьйтрачЕОсгь а гсосув .аазгпгвакоиь. Ееа<5олюг2

Ентерез представляет те случаи, когда парные сдкснвмн поясняет, уточняет друг друга. Особенно в случае поллсекгческо: слоа срасоедЕкеяге синонш,'.а подчёркивает контекстуальное значение слова. В парню: синонимах отчётливо воиопеегся оэггндч-кая для Елутгрха гарадеип!2тдческая структура довествования, прсяз.'шлдь.-гя на всех уровнях оргзкнзсгпи тенета.

Лалее отмечается, что прДЕггл удвоенья вэгжзжя птоязля-ется и ь других спеи^чесп; ягыяорьх риторических (Jsrypax, характерных для стиля Плутарха. Лс.тльно многочисленны случек гендиадпса. Нередко з удвоенном Екрат.-_нкл соединяется гр тнчески аналогичные, хотя и не сдкон: .нчяке ансза. приём паро-н огласил /зовоставлеЕдя в сднсЬ среза ¿онвтичесиа близн-лс, часто оязокзреиняг слов/ кокет та:--е водлсзвться в паре слов длг словосочетаний. Теки образец, пргпш'п п.йраллелхз.ма, елг.^етрпп дтокизывеэт весь текст корпуса йдегрзйш, реализуясь не только в псостоалнис сразнекия-пграле^таа^, но и на более зле;л>:-:тар-но:.: ¿ровне - в разного роза удвоенных внрачеЕйях:.

¡'таг., проделанный ан&лез с?тля. Плутарха позволил очертить кзуг приёмов, огредедгидас его своеобразие. хр^уллругтея вывод о тс.% что е основе стглпсттлк "Сравнительных лз:гнзог:гса-Е7.и" легкт парапехгг»:ат2ческЕй прг.нцг.з, вклочепли в себя кс-.'-паэатквность, параллельность и'вариантность пзл:~ен:1я.

Во гт-уо;. главе ддссертаггл ставится задача гсследовакдя ci'j.'boxkk'. с", .-to? в биографическом дккзе Плутала. пгодгводдт-ся пошгтпа зкдеяеть стглеобразукйе пр;:нп::пк в удетрзеленх:: кетефор в соавкеккл. Сначала эеесметрпзагтея основы* - л:сл!>-Еке гнёзда, гепользуетаеея при ^ерг^розаниг. трогов улодоГлеьд-.

Б пеонта счзредь анал:'.з::р.та~=я образы, г?:^де:-?п:;'.еся

различных ссар деятельности чед'12Е2. Среда сравнений и мете-$ор згой группы накйс:.-.-. распространены трош; мед^„хасюй, театральной, слоргдвкоЁ символика, а гагае связанныэ с/море-алавангем ж охотой.

Так, з категория мегисгнсшх уподоблен?^ устойчдг_й, 4«Р-1."ульан2 г&ракгер ъхьт сравнения государства с бол:.х:х^ человеком, а политического деятеля - с врачая. Столь ~.е часто используется параллель "государство - когабль". "подати к - ко-'-^й". Sazso ответить Зункаиональнув близость сравнений полатгчес;;»-го деятеля с врачом и Kopiraü. Нередко они соседствуй. участвует s описании одной ситуации. Если сравнения с храчом а кзри-чим всегда иыевг полонительнуп оценочнуз окраску, троен театральной символами, как правило, несут а себе стргдат^^нуэ

"нэтацш и применяется для характеристика героев, к которым Плутарх не испатязаег си;д:ат;;н. Сссб.-—, изобилует образами, приЕхзченыаа из области театральной. arpa, бл ярофя одаозиод*.-для Плутарха Хо^етрия. Dpa опнеаклп ясллтэтаской борьба и военные. сражении сиро ко ислсль;. • ;сх сравнения с боопо«, атлета«, а таже символика охоту, в частности, образ охотника, пресде— дугдег-.- зверя. " •

В группу тропов. связанных с деятельность*! человека, ьхо-д=т и куанкзлнт-и, Еспользугсаеся z~.2c.~uny редко. Говора о csü-ах jassTejibcixc а&гьчвх. Плутарх нзздкаф&тно арендах вареядель с творчеством •¿•'-оанг.кт'в г счугав. Тропн во- -.с-Я секгнгляг наиболее ярко з Снагрь^пи Дакосфек«. Сни гаучат ее-екзлько ароыгчн-з, ссскааку ca.v Пгутаох замечает. что бдд "дз в доcziztz*. Отмечается тшв ctjg-m:: ка sr.45. iSüTJecrasKO аз^ча^дя а eaorp^v» ¿як2£.<8£&. дцгрыздрззу-

- и -

ются редгае сравнения о педагога/и а зеилвяельгзца. 3 гртгт? антропологических образов ;таечал?оя та.-z.г сравнения rocva"-ства, войска, толпы с человеческим тело-.;.

Для выражения не одо5р л тельного otholl ек'л, :г~л2 ной символика, используются сравнения с со.гг.".га:.:;.. г - 'лгкпча-яи» сравнение с мальчат кой / ( ¿v .глъко по отно-

шению к Помпею дваада используете." сравнение о -•••>..

Далее рассматриваются сравкзн: : с б ors у:- ? -чес-;:-

ма пеасснааа.уи /гигантам, Титанами. демонам z т.д.-''. Откачено, что пелкй каскад сравнений и метафор, кесудах образ сверх:— естественного, божественного существа, применится по о:; опекая к Архимеду в биографии Айрпелла. ■

В весьма значительной группе образных тропов объекте-сравнения является различные стих^йь^е силы, природные явления. Характерно, что символика огня, буда, гэегы используется только пра характеристике вражеских, варварских войск. Любопытным исключена ем является мотив огня, с аронией звучаний в биографии Демосфена. При ошсанал военных белсты:? часто поят лается таюсе .мстив моря., '¿атем анализируются мот* zk волн ,

Далее рассматривается группа сравнении и металог-. связанные с семантикой животных. Параллель с хизотным /¡,">v\' с , ————— ■ / >

'jiy'C-v / Обычно содержат отрицательную ксннотащгз к аополь-зуется со отношении к варварам, таранная, пиратам ir т.д. Народ а войско «.гут уподобляться пчёлам, а такае кгни. лоторого укрощает полководец-всадник, ^отив сойаки, как прааплс, с семантикой охотн. Ср8вке.-_ле. со львом имеет подсеет: к;: подтекст я является юиочевкм б характеристике Александра » акедгг-ского. Интересно использование образа льва в хавает згло:;. .е

¿лгязнада, 2рзед*ео соедааокцззсй с .vot&sci: хамелеона /¿¿и-и— j/i* cc/(,ft<AJ/. Откзчготся и другие тропа згой, семантгка.

Особую категорпз сревневга составлю? сбигряне., развёрнутое сопзстгадендд, ссдгрлащпе вакге-ддбо рассугдеаая в опасения научного характера. Тагае уподобления амзвт сугубо хогдд-яавндз, звдэзмосвочалып» задача. Чаще всего празазр гравелител 23 ссласта фгзлкг z естеягдсзнангл.

сдггуажаа раздел глаза составляет обзор сдетськ образтэ последовательно каад-А да биографий.

В результате проделанного гнадага форгт/лпрузйся вьзодн о р~ла. которую гграот тропы з создьнаа образов персонажей.

1. Со своей еллэоллд; образы Плутарха разделяется на группа с полелдтельней z стридаге¿ъао! коенотагягя. Наиболее тапгч-йаЗ еолож2.'2ДЬШе с2х2слк - врач. кQpsraS. атлет, охотнлк; сг-

дательные - солист, актёр, кадьтазга, аышязггз /sqcus а/, стзхгшььв сглн.

2. Сравнения с болкг.е& степенью гетерогенно /человек -ггвотаое. челогс-?. - абстрактное понятие 2 т.п. / несут в себе оттенда неадобргтедгпоста, иренга, презрения. Тан, Гаянзйгл уподобляется птясе к огня, тгранн Аргст^оа - болезнт-, зарвлр-c»ze сарз сраваававгоя со asssx.- с якея з&фта;. Сраваедзя as с падетат&гьааа ссезочвш г:.дтекстоа в orpoinioa бет-, листва случаев щжвдекзхтез _аз рмлзчнкх областей человсч5ск;2 дая-

тельностз.

3. L;« хараггергстхгв отдельна герспнахеЗ Елутсрд часто асдодьзуег и-н^-лл^о глхчеьс2 еазеаз / ascpasep, Адеклавдр -- лез, - теьтредагый «кт4р а т.д./-, дзьторна-дЗся негдзотгэтвз в рагкл вар»»тех.

4. Срае>.вШ1я, ппстроеиккь 1<о пр:'.ви:в,\ часто иредстаьлягг собо! параллель к сгтуагхд 2 целок. Тагдх с^?-/-адаокнкх сраанеках Плутазх кур ел ко пркг-огот соаз;.- нзсголлко, образуя -нз£диг:лу со£о:маьляе;:ю; скгуег'-'.. с?" к:-сраза-у^к служит жзл»»лв«адг.. средство?* аргуь-бнтагои. п:гтвйгг-ленЕа с доказательства кагаго-лдоо тезгоз.-

5. Тропы Плутарха отличает сглакедкость, тр=д;:г2оккостъ образности, однако, Глутарх набегает стандартных по?тзроз. Поражает шогообразие ¿~рм и оттенков, содеркасахся, к гаисетзу, з троаах мехксЕКскои символе ки, г. тддечнк^ уяодоЗленз з:л политика врачу, а государства - бальному челозену.

6. Интонационная ткадъ "Сран^селькых япзкеогнсакий' отличается чрезвычайно;: пестротой, позто^у :-;е удивительно и научив ь ней разнообразных типов стклистетеского оформления те-ста. Простота гзлоаения, лишённого всячзск-х. угасиени:':, мс.-ет сосгг-стз^зать с яркзми, поэтическими драгкедтама, наскдеккая мета-сгораки к сравнениям*. Ларастерно наличие сгил^стнчес^ш сходных фрагментов в разных биографии гдгсч.ч. Нагрикер, опасание гражданских вокн в йяотрадяи цезе*~ к изложение военных соЗкткГ: в оаограрж ¡»¡ария равкнк образок кзобклуют буэционедькцс ;. згаЛь радэ. Театрапьная ою&ока сцены хтбелд Хе:.'ос:;ен£ переизг.кается

с трагЕчест.', /г. трагедийным/ финалом биографа. Красса.

7. Нельзя сделать определённых вквогоь о -то.'.:, : •• Плутарх охотнее использует передела - в гречесг-.: влв ргйжкпх биографиях. Плутарх стремится к р^ноабреэию /один из зданкх дкл него пшкцапоз - ¿Гесес^'ое. / и гег-.'энаи каекю созд: .о им лортаета. Поэтому в рамках отдельно взятой биографии ют Ф'с-ггЕо.-пческой парк крослегаваются сгослелёввые художественна ??-

:-:с:-:о;.эркосгл, но егзго нельзя сказать обо всем пикае. следует участь то. что биографии создавались в разное время к не должны зооприкпуаться как пелвкц£. егиньЛ текст, имезпий о'зкорол-структуру. Хагдая ларе биигрер'л: представляет собо£ логически строннул конотрукпню, которую отличает, в част;, оста, и продуманность б использовании оорагнкх тропов.

Ь Заключении кратко аудируется содержание работы, пзлво-пятся её оенэвннь итоги.

По те;,-,е диссертепиониого исследования имеются следуюдае

-г-...* .

1. О некоторых закономерностях стилистики "Сравнительных «дзнеописакай" Плутаэха // дзыка кулвтурк з античности. Тезвсн конг. Совета малодкх учгнчх. - М.: Кзд-во Ш7. - 1990. -

»Г 7 с

2. 1арадз£гкат2ческпй тзиапга "Сравнительных жизнеописании" Плутарха к срелстна его воплощения. - у., 2250. - 18 с. /рукопись депонирована в ЛлУ.СН ш СССР, * 42551 от 30.07.СО I.

3. 0 .;унгппях когляяатккчкх тросов в Сяутарха // ;дтери2лн итоговой ваучяси кзнл. препод?.:.¿теле«, сотрудника г студантов ¿Г£-1 и.5.:. С.«; .Киоска. - Астрахань, 155,1. - С.193.