автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Судьба, характер и жизненный путь человека в философии Плутарха

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Салахов, Эльдар Хайдарович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Судьба, характер и жизненный путь человека в философии Плутарха'

Текст диссертации на тему "Судьба, характер и жизненный путь человека в философии Плутарха"

Российская Академия наук Институт философии

Салахов Эльдар Хайдарович

Судьба, характер и жизненный путь человека в философии Плутарха

Специальность - 09.00.13 - "Философская антропология и философия культуры"

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -кандидат философских наук Т.В.Васильева

1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................................. 4

Глава I. Общая характеристика философских взглядов Плутарха.................. 8

Глава II. Представления о характере и судьбе до Плутарха............................. 45

1. Традиционные верования: рок, предопределение, необходи-

мость ............................................................................................................. 45

2. Зарождение индивидуалистических тенденций. Кризис по-

нятия "судьба"............................................................................................. 52

3. Первые представления о свободе воли...................................................... 64

Глава III. Характер, судьба и жизненный путь человека в философии Плутарха....................................................................................... 73

1. Сущность характера...................................................................................... 73

1) Характер по отношению к судьбе........................................................ 73

2) Разум......................................................................................................... 79

3) Желание, свободная воля и деятельность........................................... 85

2. Жизненный путь человека........................................................................... 98

1) Рождение. Младенческие годы............................................................ 98

2) Юность. Воспитание.............................................................................. 99

а) происхождение или характер?....................................................... 99

б) воспитание характера и жизненный дух............................................................................105

в) способы воспитания: внешние факторы............................................................................109

г) жизненный выбор............................................................................. 121

3) Взросление и переход к самостоятельной жизни.............................. 124

а) самовоспитание................................................................................ 124

б) "уход из дома".................................................................................. 126

4) Зрелый возраст........................................................................................ 129

а) сложившийся характер.................................................................... 129

б) образ жизни...................................................................................... 132

в) проявление характера в экстремальной ситуации: противодействие судьбе.................................................................. 136

5) Завершение жизненного пути............................................................. 165

Глава IV. Бог, характер и судьба.......................................................................... 182

1. Божественное Провидение.......................................................................... 182

2. Те1оз..............................................................................................................189

Заключение............................................................................................................ 194

Библиографический список использованной литературы............................... 196

Приложения............................................................................................................ 220

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что такие вопросы, как сущность характера, поведение человека в различных обстоятельствах относятся к "вечным вопросам" человеческой жизни, не теряя своей остроты и в XX веке. Добавим, что в нашей стране исследования о сущности человеческого характера, в особенности в его социально-философском аспекте, не проводились. В настоящее же время вновь усиливается интерес к личности, глубинам человеческого естества.

Задачами данного исследования являются:

1). Анализ проблемы соотношения судьбы и характера в человеческой жизни на основе "Моралий" и "Жизнеописаний" Плутарха в контексте основной линии Среднего платонизма.

2). Исследование разработанной Плутархом "теории характера" и связанной с ней вопросов этики и воспитания.

3). Выявление принципиальных различий и сходства во взглядах Плутарха, средних платоников в целом, с одной стороны, и стоиков - с другой.

Методология исследования. Вопрос о соотношении судьбы и характера в человеческой жизни - один из центральных в античной философии, предмет жаркого спора, в первую очередь, между платонической и стоической школами. Плутарх, как один из наиболее ярких представителей Среднего платонизма, внес особый вклад в развитие учения о судьбе и свободной воле/

Следует сказать, что главный теоретический труд Плутарха "Бе Ра1;о" (О судьбе), посвященный данной проблеме, не сохранился; в "Жизнеописаниях", в свою очередь, позиция философа изложена в завуалированном виде, в толще исторических событий и фактов, что даже при достойном знании истории затрудняет выделение "чистой теории" Плутарха в данном вопросе.

Несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться при изучении позиции Плутарха в вопросе о соотношении судьбы и характера, представляется все же возможным относительно полное изучение данной

проблемы, так как, помимо "Жизнеописаний", в нашем распоряжении имеются трактаты, где весьма недвусмысленно заявлена авторская позиция в этом вопросе и, кроме того, общая линия Среднего платонизма, разработанная Филоном, Немезием, Кальцидом, Псевдо-Плутархом, а также представителями школы Гая. Все это в совокупности придает предмету нашего исследования весьма конкретные очертания. Таким образом, посредством рассмотрения "Жизнеописаний" и "Моралий" в едином ключе и, сопоставляя позицию Плутарха, с одной стороны, с общей линией Среднего платонизма, а с другой - с традиционным воззрениями древнегреческого социума и стоической доктриной, - следует выявить сущностное ядро концепции Плутарха в отношении судьбы, провидения и свободной воли.

Степень изученности проблемы. Следует отметить, что труды отечественных исследователей, лишь косвенно затрагивающие проблематику диссертации, все же значительно способствуют анализу вопроса. К таковым относятся, в первую очередь, работа Я. Елпидинского (Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. Спб., 1893), в которой предлагается подробный анализ метафизики философа, а также рассматриваются пороки и добродетели, описанные в "Моралиях". Вызывает, правда, сожаление, что при изложении концепции судьбы и провидения Я. Ел-пидинский фактически игнорирует момент участия свободной воли в человеческой жизни.

Серьезное и обстоятельное исследование проводится в известной работе С.С. Аверинцева ( Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973). Несомненным достоинством работы является литературоведческий анализ формы "Сравнительных жизнеописаний", который раскрывает многие аспекты содержания биографий.

Нельзя обойти вниманием статью П.П.Гайденко (Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // (Вопросы философии. - 1969. -№9. - С.88-98), а также работы В.П. Горана (Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990; Идея судьбы и

проблема категорий необходимости и случайности в раннегреческой философии: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Л., 1991). Анализ таких лексем как "судьба", "случай", а в работе П.П.Гайденко - понятия "благовременье" (kairos) - практически полностью раскрывает их генезис и семантику в эпоху античности.

При изложении позиции стоиков - своеобразного "второго плана" диссертации - автор опирался на работу A.A. Столярова ( Стоя и стоицизм. М., 1995), а также ряд работ западных исследователей1.

Значительное влияние на философско - антропологическую направленность реферируемой диссертации оказали работы Л.П. Буевой (Человек, деятельность и общение. М., 1978); П.С. Гуревича (Man and culture: Reflections of a philosopher. - Moscow, 1989).

Из западных исследований выделим диссертацию В.Bucher - Istler "Norm und Individualitat in den Biographien Plutarchs." - (Bern. - Stuttgart, 1972). Автор труда ставит перед собой задачу рассмотрения вопроса о том, как соотносятся индивидуальное и должное, общепринятое и частное в разнообразии жизненных реалий.

Большой интерес вызывает и работа Ф.Брэнка "Religious themes in Plutarch's Moralia and Lives" (Leiden, 1977), поскольку в ней представлен анализ значений tuche в "Жизнеописаниях". К сожалению, любопытные суждения Ф.Брэнка носят лишь фрагментарный характер, поскольку автор ставил перед собой несколько иные задачи в данном исследовании, как видно из названия его работы.

Научная новизна исследования. В реферируемой диссертации впервые излагается цельная концепция Плутарха относительно влияния свободной воли на жизненный путь и судьбу личности. Кроме того, с философско - антропологических позиций рассматривается вопрос о сущности и становлении человеческого характера, его проявлении в исторических реалиях с акцентуализацией внимания на различных периодах человеческой жизни.

1 Babut D. Plutarch et le stoicisme. These... - Paris, 1964; Edelsteine L. The meaning of Stoïcisme. - Cambridge (Mass.), 1966; Rist J. Stoic philosophy. - Cambridge, 1969

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование может представлять определенный интерес для философов, психологов, социологов, а также преподавателей различного профиля, поскольку значительная часть работы посвящена воспитанию характера; взгляды же Плутарха на воспитание подрастающего поколения в общих чертах сохранили свою актуальность и в наши дни.

Итак, в первой главе настоящей работы представлен, в самом общем виде, обзор философских взглядов Плутарха, изложенной им, по большей части, в "Моралиях". Заметим, кстати, что "Моралии" связаны сотнями подчас невидимых нитей с "Жизнеописаниями", составляя с ними органическое единство.

Вторая глава содержит экскурс в историю вопроса; здесь представлена динамика изменений традиционных воззрений на судьбу и необходимость, взгляды предшественников Плутарха в отношении данной проблемы, а также, в общих чертах, позиция средних платоников в вопросе о судьбе и свободной воле.

В главе третьей речь идет о сущности характера; в ней содержится также анализ соотношения судьбы и характера на всем протяжении жизненного пути индивида; при этом рассматриваются отдельные периоды человеческой жизни. На наш взгляд, только благодаря двойному подходу к проблеме оказывается возможной значительная биография и ее исследование.

Глава четвертая посвящена соотношению судьбы, характера и провидения в жизни человека, а также религиозный аспект этой проблемы в целом.

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПЛУТАРХА.

В начале мы расскажем о личности самого Плутарха. Перенесемся в Афины. У нас нет информации о том, что происходило в философских кругах в Афинах в самом начале I в. н. э. Первая дата, о которой мы можем с уверенностью говорить, относиться к 66-67 гг. н. э., когда учитель Плутарха - Аммоний становится во главе платоновской Академии (или, возможно, одной из платоновских академий, где Плутарх и его друзья изучают философию. Следует сразу сказать, что его платонизм находился в строгом соответствии с синтезом догматики, который уже сложился в устойчивую систему за прошедшие полтора столетия в Афинах и "Александрии. Сам Аммоний был египтянином по происхождению и поэтому, как нам представляется, в своем лице он мог вернуть серьезной платонизм из Александрии в Афины.

Мы может назвать, по крайней мере, одного платоника, который жил не в Александрии в этом малоизученный период, (хотя он родом оттуда), а именно. Фрасилла - придворного философа императора Тиберия. Он выпустил новое издание диалогов Платона, разбив их на тетралогии по темам и снабдил каждую описательным подзаголовком в дополнение к традиционному названию (Диоген Лаэртский, Жизнеописания философов, III 49-62). Фрасилл был видным астрологом и, кроме того, увлекался пифагорейством, занимаясь в основном изучением пифагорейских и платоновских первосущ-ностей.

Фрасилл и такой малоизвестный философ как Дерциллид, который, вероятно, жил до него, - представляют собой доказательство в пользу существования в то время пифагорейских и астрологических тенденций - своеобразной среды, из которой, возможно, происходит и учитель Плутарха -Аммоний.

А сейчас бросим беглый взгляд на жизнь и работы Плутарха. Замечу лишь, что мы оставим в стороне его личность как мастера беседы и государственного деятеля: подобное исследование блестяще провел Д.Рассел1. Плутарх, безусловно, был крупным, выдающимся • философом, ярким представителем Среднего платонизма, поскольку многие его взгляды даже в общем контексте этого направления не лишены оригинальности.

Жизнь и труды.

Поскольку Плутарх называет себя начинающим учеником в 66-67 г. н. э. В трактате "О символе Е в Дельфах" (DeE387 сл.), можно сделать вывод, что в это время ему было чуть больше двадцати; следовательно, его рождение следует датировать приблизительно 45 г. н. э. Ничто не противоречит такому выводу. В 119 г. н. Э. Он был назначен прокуратором (epitropos) провинции Ахаия по указу императора Адриана . Можно предположить тем самым, что Плутарх жил около 80 лет и умер, вероятно, в 125 г. н. э.

Семья Плутарха происходила из древнего и уважаемого рода и жила в маленьком городке Херонея в Беотии. Хотя Плутарх учился в Афинах и любил путешествовать, имея много хороших друзей, в том числе и в Риме, он все же оставался верен Херонее и жил там до окончания своих дней, окружив себя друзьями (которые образовали нечто наподобие мини-академии), добросовестно выполняя различные общественные обязанности.

Он также хранил верность храму Аполлона в Дега>фа-х-, где в свое время получил сан священнослужителя. Благодаря древним обрядам и церемониям, проводившимся в ¿сраме, Плутарх приобрел большой авторитет и влияние; несколько его работ так или иначе связаны с Дельфами.

Многие из его сочинений мы не будем рассматривать в данном иссле-

1 Plutarch. - London, 1972

2 Эта должность означала управление государственной недвижимостью в провинции и, вероятно, для человека в возрасте Плутарха она была очень почетной. Ранее Траян наградил его ornamenta consularia - консульскими привилегиями, которые также ценились очень высоко.

довании: из нашего анализа "Моралий" исключены нефилософские сочинения.

Мы рассмотрим лишь те работы, где преобладает философская тематика: по нашему мнению, они, в свою очередь, делятся на "полемические" сочинения" и сочинения, "выражающие позицию автора в данном вопросе".

Плутарх был платоником в соответствии с его собственным пониманием этого термина, который появился в процессе развития платонизма в столетие, предшествовавшее рождению Плутарха. Безусловно, многими своими формулировками он обязан, хотя и косвенно, перипатетикам и стоикам, что, однако, не мешало Плутарху критиковать последних, по крайней мере, в целом ряде полемических трактатов2. Мы также увидим далее следы пифагорейского влияния. Первоначальный интерес Плутарха к символизму чисел (De Е 387 F), его юношеские возражения против того, чтобы есть мясо в его раннем трактате "об употреблении в пищу мяса", а также его симпатия к животным и убеждения в наличии у них умственных способностей в трактате "О сообразительности животных" и диалоге "О том, что неразумные животные имеют ум" - являются доказательством пифагорейского влияния.

Серьезные философские трактаты, которых мы коснемся в этом обзо-. ре, следующие (в порядке их обычного расположения в "Моралиях"): "Об Исиде и Озирисе" (De Is.) "О символе "Е" в Дельфах" (De Е) "О дельфийских оракулах" (De Pyth.) "О, исчезновении (оракулов)" (Def. Ог.) "О нравственной добродетели" (De Virt. Мог.) "О задержке божеской кары" (Ds Sera) "О демоне Сократа" (De Gen.)

2 Чисто формально перипатетики избегли критики со стороны Плутарха, однако, по мнению философа, следует провести четкую грань между взглядами Аристотеля и Платона относительно таких понятий как идеи и бессмертие души (трактат "Против Колота" 1115 А сл.); отметим и ярко выраженную критику позиции перипатетиков в трактате "О сдерживании гнева".

"О лике, явленном на Луне" (De Fac.)

"Платонические вопросы" (Plat. Quaest.)

"О сотворении Души в "Тимее" (Proc. An.)

Интересные моменты разбросаны повсюду, в частности, в "Жизнеописаниях", которым посвящена основная часть нашего исследования, а также в "Застольных беседах" (Quaest. Conv.), и кроме того, многие другие трактаты, которые Плутарх считал философскими,тиы назвали бы все же литературными по своему пафосу; однако они также имеют отношение к цели данного исследования.

В нашем распоряжении есть и несколько трактатов полемического характера, направленных против других школ, в особенности против стоиков:

1 ). "О противоречиях стоиков" (Stoic. Rep.)

2). "О "Koinai ennoiai", против стоиков (Comm. Not.) . - и эпикурейцев:

1 ). "О том, что нельзя жить счастливо по советам Эпикура (Non Posse)

2). "Против Колота" (Adv. Col.)

3). "К вопросу о правильности учения "Lathe biosas" (Lat. Viv.)

Нам кажется, что стоит перечислить здесь заглавия нескольких утерянных работ Плутарха, согласно каталогу Ламприя, чтобы продемонстрировать весь диапазон его философских интересов. Потеря данных работ просто печальна, поскольку мы могли узнать намного больше о развитии Среднего платонизма в целом и естественно, поучить более полное представление о многих ключевых моментах философии Плутарха. В некоторых случаях название позволяет н