автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Парфянские и сасанидские административные институты
Полный текст автореферата диссертации по теме "Парфянские и сасанидские административные институты"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
На правах рукописи УДК 935.6,7
ХУРШУДЯН Эдуард Шагемопич
ПАРФЯНСКИЕ И СЛСЛНИДСКИЕ ЛДМ ИIIИСТРЛТИ В И ЬИ- И И СТИТУТЫ
(По данным нарративных источников и эпиграфики)
07.00.03 — ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
АВТОР ЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
ЛЕНИНГРАД — 1990
Работа выполнена и Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР.
Научные руководители: доктор филологических наук, профессор В. Д. ЛИПШИЦ кандидат исторических паук Д. П. КОЛГ.С11ИКОВ
Официальные оппоненты: доктор исторических наук К. II. ЮЗВЛШЯИ кандидат исторических наук П. II. ПМКОМОРОВ
ВеЛушам организации - Восточный факультет Ленинградского Университета.
Защита диссертации состоится «3 О » Ь^ОЛ^^-Л— 19 90г. и « » часон на заседании специализированного 'сонета Л 003.01.06
при Ленинградском отделении Институт нос ижонедеиия ЛИ СССР (НШИ1, Лсиитрад, Диориощш инСк'режнни, 1К).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.
Автореферат разослан « » Я 1990 г.
Учены Л секретарь снецннлп.шропапноп) сонета, кандидат исторических паук
Г.. Д. ШКОЛЯР
одал ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ О
Диссертация посвящена изучению административных институтов ]арфянского царства (сер.Ш в.до н.э. - 224 г. н.э.) и государст-за Сасанидов (224-651 гг.). Иотория парфянской и сасппидской администрации давно привлекает внимание исследователей, литература по этой проблеме очень обширна.
Актуальность исслодовашш. Парфянские и среднеперсидскио эпиграфические памятники, документы, гоммы и буллы, опублико-зашше в течение последних десятилетий, поаполяют существенно уточнить сложившиеся представления об административном устройстве Ирана на протяжении целого тысячелетия (сер.Ш в.до н.э. -;ер. УН в.н.э.). Для Аршакидского царства к таким новым источ-шкам принадлежат большое собрание парфянских остраков из Нисн I в. до н.э., парфянская надпись из Суз (215 г.н.э.), греческие I парфянские документы и остраии ив Дура-Епропос (П-Ш пл.н.э.), I также арамейские надписи из Мцхета-Армази, Хптры и Налшири. 1арфянские административные традиции удается проследить и в рпн-1есасанидских надписях Ш в., прежде всего в надписи Шапура I на 'Касбе Зороастра" ( 2кг, ок. 262 г.). Для государства Сасанидов, юмимо надписей Ш в. ( йкг, надпись Нарсе в Пайкулл, ок.293 г. -И. ), новыми источниками для изучения административных структур служат среднеперсидские документы и остраки из Дура-Европос, :аса1шдские надписи на кпмно 1У-УЛ пп. (из Порсополл, ФируэЛвл-щ, Дербента, Эклида и др.)1, а также многочисленныо геммы и бул-ш, опубликованные в последний годы (собрание Гос.Эрмитажа, Британского Музея, Пархлской Национальной Библиотеки, Лувра, Мотро-юлитэн Музеум, а также ряда частных коллекций). Исследование зсех зтих источников, а также книлно^иехловийских текстов,и
^ Библиографию изданий эпиграфических памятников см.: Ph.Gignoux. rlosnaire des inscriptions pehlevie3 et parthes. L., 1972 (Cornus Inscriptionum Iranicarum. Supplementary Series, 1).
В диссертации использованы данные о сасанидской администрации, содержащиеся в пехлевийских книжных текстах Mndlunn Г hnznr dn-legtôn ("Сборник тысячи судебных решений" = "СасанидскиЙ судеб-щк"), Sahrestânïhâ ï Ërin ("Города Ирана"), Kôrnimag ï Ardsx-fîr I Pâbagen ("Книга деяний Ардашира сына Папака"), Ayyâdgâr
сопоставление юс данных со сведениями иноземных (арабских, сирийских, греческих, латинских, армянских) авторов определят актуальность работы.
Стопонь изученности. Монографических работ, в которых была бы исследована административная структура Парфянского царства на протяжении 500 лет его существования, до сих пор нет, что связано прежде всего со скудостью источников. Лучшими в настоящее время, хотя далеко не исчерпывающим наличные материалы, являются работы Ы.М.Дьяконова, Г.Виденгрена и, особенно, В.Г.Луконина. *
Имеющиеся сводные работы, посвященные администрации Саса-нидской державы, к настоящему вромени во многом устарели. Это относится и к труду А.Кристенсена "Иран при Сасанидах"2, который для своего времени представлял наиболее полный свод сведений по различным аспектам истории Сасанидов. А.Кристенсен основывался главным образом на иноземных источниках (прежде всего, арабских) , отражающих структуру империи Сасанидов в последние столетия ее существования. Для периода У - пер.пол.Ш в. сведения, собранные и обработанные Кристенсеном, в полной мере сохраняют свое значение.
После выхода в свет 2=со издания труда А.Кристенсена (1944) в научный оборот было введено большое число разнообразных синхронных источников, главным образом по раннесасанидскому Ирану
I Zarвгаи ("Память о Зарере"), Zâmasp-nlmag ("Книга о Замас-пе"), Sur saxwan ("Застольные речи"), Xusraw ï Kawâdân ud гв-dag ("Хосров сын Кавада и пах"), Ayyadgár ï Wuzurgmihr ("Памятка Бузургмихра"), Bundahiôh ("Основное творение").
* М.Ы.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. M., 1961; G.Widen-gren. Recherches sur le fèodalisme iranien. - Oriental.'.a Suecana. Vol.V, 1957, PP-79-1825 V.G.Lukonin. Political, Social and Administrative Institutions, Taxes and Irade. - The Cambridge History oí Iran. Vol.2. Pt.2. The Seleucid, Parthian and Sasanian Période. Cambridge, 1983, pp.681-746; В.Г.Луконин. Древний а ранне-
средневековый Иран. M., 1987.
р
A.Christenson. L'Iran sous les Sassanides. 2 nd.ed., Copenhague, 19^.
(Ш-1У вв.). в том числе монументальные наскальные надписи, п также остраки, граффити, дипинти. Были опубликованы также основные собрания гемм и булл.
В качестве источников изучения артакидской и раннеспсанид-ской администрации на первый план выдвинулись ппрфянскив и срод-неперсидскио паштншш. Для артакмдекого и, особенно, раниосаса-нидского периодов появилась возможность проверки достоверности иноземных авторов (прежде всего - арабских и армянских).
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что впервые сделана попытка собрать и изучить максимальный объем сведений, разбросанных в разноязычных источниках (парфянских, среднеперсидских, бактрийских, согдийских, новоперсидскнх, арамейских, древнееврейских, сирийских, древнеармянскнх, греческих, латинских, арабских). Эти сведения, как правило, отрывочны, а норедко и противоречивы, однако в совокупности они позволяют наметить этапы эволюции основных пвеньов административных структур - в меньшей стопони парфянской, в большой - сасапидской.
Особое внимание было уделено анализу данных синхронных эпиграфических памятников. Ддя нескольких таких памятников в работе предложены новые чтения и интерпретации: парфянский пергамент № 12 из Дура-Европос; парфянская надпись из Кал-и Джангял; ород-неперсидский острак Н-615 из Дура-Елропос; сроднонорсидскпл пни-тафия из Зклида; ряд парфянских и среднопорондскмх надписей» на печатях и др.
Данные исторического анализа терминов в работе последовательно сочетаются с их этимологическим толкованием, причем в ряде случаев удалось уточнить некоторые детали этимологий, а также более точно определить иранский источник заимствования для нескольких древнеармянских терминов, рассмотренных в известных работах Г.Хюбшмана и Р.Ачаряна.
Основные положения диссертации, которые выносятся на защиту, следующие:
1. Сасанидский административный аппарат "в первое столетие своего существования обнаруживает сильное влияние традиций парфянских административных институтов. Генезис иекоторих из этих институтов удается проследить вплоть до эпохи Ахемстидов.
2. Характерным для сасанидской администрации было совмещение нескольких функций у ряда чиновников (это особенно четко
О
проел шатается по данным армянских и сирийских источников) - в первую очередь, гражданских и воешшх. IIa протяжении воой истории сасанидской державы шаханшахи стремились ограничить прерогативы крупных чиновников - руководителей центральной администрации и управителей провинций. Этим прежде всего объясняются административные реформы, неоднократно проводившиеся в державе, из которых наиболее известны реформы Хосрова I.
3. Высшие звенья центральной раннесасанидской администрации - бидахш, хаааруфт ("премьер-министр") и харгуфт (очевидно., "глава податей") принадлежали к членам сасанидской династии. Вопреки мнение многих исследователей (Ф.Альтхейм, О.Семереньи
и др.), бидахш не был соправителем царя царей. £ парфянскую и раннесасанидскую эпоха титул bidaxi прилагался чаще всего к полномочному представителю царя царей - наместнику ("вице=коро-лю") крупной провинции или вассального владения.
4. Ыарзбаны, засвидетельствованные в Парфянском царстве (упоминаются в остраках из Нисы, I в.до н.э.), в сасанидских надписях Ш в. но зафиксированы; по сирийским воточшишм они известны с 1У в. В качестве управителей провинций, назначаемых шаханшахом, марзбаны получают и прерогативы военной власти - ситуация, особенно характерная для позднесасанидского Ирана.
5. Институт сатрапов существовал как продолжение ахеменид-скнх и селевквдских традиций управления в Парфянском царства, где под контролем сатрапа находился сравнительно небольшой по территории округ (парфянский сатрап функционально соответствовал селевкидскому оиарху). В раннесаоанидский период (во второй половине Ш в.) сатрапы были правителями по крайней мере части городов державы, а также стояли во главе небольших провинций и округов, примыкавших к крупным городам. Сасанидские геммн и буллы с титулом "сатрап" (Sahrab) показывают, что сатрапы продолжали существовать еще в У1 в. Однако в течение УП в. институт сасанидских сатрапов исчезает - в арабских источниках о них, насколько нам известно, упоминаний нет.
6. Проблема деления сасанидского Ирана на 4 военно=админи-стративных наместничества (4 спахбедства или 4 "стороны") - одна из самых сложных в политико=административной истории сасанидского государства. Сведения источников здесь¡особенно противоречивы; следует также учитывать, что число 4 имело символическое
значение в Иране (как и в дровней Месопотамии). Однако как бы ни трактовать данные древнеиранской традиции (отраженной, в чао-тнооти, в пехлевийском "Bunrtnhiifti") о символике чисаи, нот оснований, вонроки мнению некоторых иоолодоватадой, отрицать создание при Хосрове I института 4 спахбедов и деление державы на 4 военно=админиотративннх наместничества,
(¿йУ9ладргической осцрцоД диссертации являются основополагающие положения советской исторической науки о древнем и ршшо-средневековом Востоке.
Методической основой исследования является критически II анализ данных источников на основе исторического и текстологического их изучения. В работе широко использованы также данные этимологического анализа терминов, обозначающих должпости и титулы.
|1рактичоо)«ш значимость работы яшитчпотол в том, что в ной собрал и исследован большой фактический маторкал но проблемам социальной истории древнего и раннесредновокового Ирана, а также по истории административной терминологии. Работа может, как нам представляется, служить пособием для преподавателей вузовских курсов по истории Ирана, Армении я Грузии.
Апробация PflCfoTH- Но томе диссертации автором опубликовано 2 статьи. Досады по основным положениям дкссортации бати заслушаны на годичных научных сессиях ЛО ИВ ЛИ ССОР (191)7,1'JtW); доклады были опубликованы в сборники научной сессии (IUI и 111ШШ, 1987) и в "Историко^филологичоском журноло" ЛИ Лрм.ОСР (1<®9). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании сок-тора Древнего Востока Ленинградского отдаления Института востоковедения АН ССОР.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы диссертации, охарактеризована степень изученности проблемы, определены цели и задачи исследования, дан обзор источников (особо выделены памятники, детально исследуемые в диссертации) и краткая характеристика научной литературы по теме, сформулированы основные положения диссертации, выносимые на задату.
Глава I. Наместники и правители провинций
(бидахш, пайгоспан, марзбан, каиаранг) Исследование института битахшей (bitaxif, в Ш в. и позднее парфянское и средненерсидское bid ах ¿С), упоминаемых в иранских и иноземных источниках аршакидского и саоанидского пориодон, связано с большими трудностями. Сведения о статусе и функциях битахшей, их роли в местной и центральной администрации, их отношении к царствующим домам и положении в иерархии знати весьма скудны и противоречивы. Этим, очевидно, следует объяснить тенденции, отчетливо проявляющиеся во всех исследованиях, посвященных институту битахшей: оцределение их статуса на основе этимологии термина, отождествление их ранга и функций в аршакидском и сасанидском Иране, попытки прямого переноса на них данных о бдеашхах в Армении (весьма подробно освещенных в источниках) и штиахшах в Грузии.
Термин bitax? (bidaxif) засвидетельствован в парфянских и среднеперсидских памятниках, а также в греческих, латинских, арамейских и сирийских источниках. Этот термин по происхождению парфянский, из парфянского он был заимствован в древнвармянокий и древнегрузинский.
Из многочисленных этимологий, предлагавшихся уде в середине XII в. для этого термина, наиболее обоснованным представляется объяснение цервой части (bit-, bid-) из парф. *bitiyn "второй" <Тдр.=ир. *dvitlya- (ср. bidlg "второй" в парфянских ма-нихойских текстах) и второй части как производного от корня хйа(у)« "править". Эту этимологию впервые дредасшы в 1913 г. акад. Ф.Е.Корш.*
В 1946 г. Г.С.Нюберг, не знавший, очевидно, об открытии Корша, также предложил толковать bit-, bid- в bit/dax2f как "второй".2 Нюберг справедливо подчеркивал, что при установлении
* В докладе "Сочетание =шх= в древнеармянском языке", прочитанном в Восточной комиссии Имп. Московского Археологического общества. В журнале "Древности Восточныя", т.1У, 1913, с.164, приведено краткое изложение этого доклада Ф.Е.Корша.
о
H.S.Nyberg. Quelques inscriptions antiques d&couvertbs récemment en Georgie. - Eranos. T.1946.
этимологии тормина должны преждо всего приниматься во внимание формы, продставлонныо в иранских памятниках - они имоют ь» , глухой V- появляется только в иноязы'ишх передачах. Вторую часть термина Ihoónpr, вслед за А.Лальяро, трактовал как "nxtfi- "глав": *bitlyn=nxíi» "второй глаз" как обозначение должности.*
Груз, pltlnxff'í, pntinxiY»! заимствовано либо из ранно-парф. "bttiyniirY (пр. byfcyMwY п подписи из Бори), о трансформацией bit».> pi/nu на грузинской почво, либо, как.полагает О.Сомороньи, из раннеарм. bit;lnx¡Y(i).2 В Грузии, как подзывают армазские находки, термин был известен уже по крайней мере в 1-Е вв., но п армянский он мог проникнуть еще раньше - в I в.до н.э. й средиогтерсидском bidaxä" было заимствовано из парфянского скорее всего во II - нач.Ш в.н.э. Хронология греческих и арамейских передач с р- и ь» не вполне ясна, как и причины этого перебоя. Для греческого наиболее ранняя форма - 121 г.н.э., документ X из Лура-Квропос - имеет ß- (ß ост. , форма, сильно отличающаяся от билоо поздних грочоских породам).
Вопреки мноншо многих исследователей (Ф.Альтхойм, О.Сомо-реньи и др.), бидахш но был соправитолом царя царой; институт таютх соправителей неизвестен ни ахеменидскому, ни парфянскому, ни сасанидскому Ирану. Бухсвальное значение древнеиранского термина, из которого происходит bidaxä' - "второй в царстве" (или "второй по господству"-^* "второй после царя"), о;га связано,»возможно, с иранской мифологемой о соправителе царя. Эта.мифологема, засвидетельствованная достаточно чотко для парфянской эпохи и отразившаяся также п сирийском trynn "второй (поело царя)", в иранских М.ЧИИХОЙСКИХ то котах в термине pnnñ^rlw, pnifñjrlw, pníHjrlw (сирийская передача рсвгуЪ*, букв, "поело себя" "второй после царя") и в армянской кальке erkrord (goh erkrorda-knn), но имеет соответствий в иранских исторических реалиях. (В приложении к диссертации рассмотрены некоторые литературные тексты, повествующие о "втором после царя").
Титул бидахш в парфянскую и раннесасанидскую эпохи прилагался чаще всего к полномочному представителю царя царей - на-
1 Н.З.НуЬегв. Л Manual оГ Pahlavi. II. Wiesbaden, 197'!-. о.48.
о
O.Szemer&nyi. Irnnica V. - Monument II.S.Nyberg III. T&h&ran-Liege 1975, pp.313-39^ (Acta Iranica 6).
местнику ("вице^оролю") крупной провинции или вассального владения, который, в зависимости от ситуации, мог выполнять функции правителя крупных провинций (в том числе пограничных, как это имело место в Армении), иногда управителя двора, главного сборщика податей, а также главнокомандующего (битахш Чаргас в надписи из Мцхета-Армази).
В документе Дура-Европос X (долговой контракт), датированном 121 г.н.э., титул битахш(тСо\> fioC-c-^<b<*,, что Уэллео переводит как "member of the order ot the bateea" ),1 носит крупный парфянский сановник Манеч, занимавший несколько важных должностей в государстве Аршакидов: он был сборщиком налогов, стратегом (т.е. сатрапом) Месопотамии и Заречья (т.е. западных владений Аршакидов), а также арабархом (вероятно, начальником кочевых арабских племен).
К парфянской эпохе относятся также упоминания битахшей в кратких арамейских надписях из Хатры (город в Северном Ираке, в I в.до н.э. важный стратегический и торговый центр в Аршакидском царстве). В I-П вв.н.э. битахш упоминаются (в греческой и арамейской передачах) в памятниках из Мцхета-Армази. Наиболее важны здесь сведения о битахшах в текстах двух эпитафий на стелах. В эпитафии * I, арамейский (или, скорее, гетерографический) текст который лишь частично перевал Г.В.Церетели, повествуется 9 военных подвигах битахша Чаргаса (бху.п), происходившего, поя видимому, из алан и исполнявшего (судя по надписи) обязанности главнокомандующего при царе Иберии Мшдэдате П (стела сооружена ок.75 г.н.э.). Следует учитывать, что в эпитафии Чаргасу могла быть отражена лишь одна сторона деятельности покойного, в действительности он мог • заниматься и делами гражданской администрации. В надписи на стеле № 2 (греко-арамейская билингва, П в.н.э.) упоминаются битахщи Зевах (также, возможно, аланское имя) Младший, который действовал при царе Фарасмане, и Публикий Агриппа.
* "Манеч, один из битахшей" или "член сословия битахшей". См. 0.В.Welles, R.O.Fink, J.IT.Gilliam. The Parchment and Papyri. In: The Excavations at Dura-Europos. Final Report V, Part I, New-Haven, 1959, p.114-116.
В греческой версии и ¿.-пСтротто^ соответствуют арамей-
скопу гъ ЬгЬп (тЬ ЬагЬпп), букв. "управитель ,гцора", откуда, возможно, "нрпвитпль, нпмостник, попочитоль" (ср. круг значений 17)07. Г.тп'г, ^ОТХПГ ).
Пмспиидскип г '«дхищ ииипстпи с Ш п. Н К к/, бпдахм пппрпип уп'милаохсп и порочно придлорних /рдппшра I, "цщш парой Ирана". В списке двора царя Иалака, приведенном в.йкя, бплгшпа ощо нот. В списке дпора Лрдагаира I бидахш, носивший то же имя, что и его владыка, упомянут на 0=м мосте (ср.-п., стк.^О: »гШУьг "X ылуУу ). Слядуог учитывать, что в списках придворных в 8кя и ИР1 ранг вольмсиш опроделяотся в порпую очередь ого знатностью (местом, которое занимал его род в иерархии знати) и лишь во вторую ~ должностью. Ранг бидахпга Ардапшра в этом списке очень высокий: он - а-й п порочно, насчитывающем 31 лицо, причем он упомянут сразу жо поело сасанидских нринцеп и вассальных цпрой, перпд тппруфтш ("премьор=министром", 9~о место) и представителями ти ши)* родим :шнти ("иранежоо ипрптпо", по шфпжшшп Л.Г. Луконина) - Варазов, Сурсноп, правитшгой Авдогана, Кароноп, правителей Демавенда, рода Спахбедов (10-17 места). Такой порядок перечисления ясно показывает, что бидахш, как и хазаруфт, принадлежал к членам сасанидского дома.
В гораздо болоо обширном списка дпорл Шапура I, "царя царей Ирана и по-Ирана", мы встречаем дпух бидахшей. Первый - Шопур панимлл положение, аналогичное бидахшу Ардаширу при Ардалафе I: он стоит на Ю м месте (всего в этом списке 66 лиц), поело сасанидских иринцов и вассального царя Иберии. Непосредственно после бидахша Шапура следует хазаруфт, за 1шм - начальник кавалерии ('вррь), далее располагаются представители великих родов (Лпразн, Оургчш и др., 13-16 моста). И п данном случао нот сом-ноний, чтЛ бндпха •.:•'/р принадлпжол к членам .>!';,.;.н|<ич> Дсм.ч.
Второй бидахш в списке двора Шапура I носит имя Кпрдораи. Он занимает довольно скромное 31-е место. Возможно, что столь большая разница в рангах бидахшей Шапура и Кардсрава объясняется тем, что первый происходил из сасанидского дома, а -второй - из родовой знати (ср. в Аршакидской Армении: "князь Алдзшша, который (есть) великий бдоагах" и "князь страны Гугарк, который име-
нуется другой бдеала").1
В надшей NPi бидахш в перечне знати также занимает почетное место - перед представителями великих родов.
По мнению В.Б.Хеннинга, сасанидские бидахши Ш в. были наместниками ("вице=королями") сасанидских монархов при вассальных царях Ибории. Это предположение подтверждается находкой в Мцхета=Армази серебряной чаши со средненерсидской надписью Ш в.; согласно надписи, владельцем чаши был бидахш Панак, сын бидах»-ша Ардашира, внук бидахша Ардашира. Упомянутый здесь бидахш Па-пак тождественен, очевидно, бидахшу Напаку в Ni'i (293 г.). Возможно, что Ардашир, дед владельца, это то же лицо, что бидахш Ардашир, упомянутый среди придворных Ардашира I в &KZ.
Титул padgospin, впервые засвидетельствованный в &KZ (парф. версия, стк.З: ptykwspn), в ранносасанидском Иране обоз-1шчал особую категорию правителей областей, отличавшуюся от ifoh-ryar (парф. SahrSar) - наместников крупных провинций и вассальных царей. Ср. 2kz, парф., стк.З^: ud im awand йаьг ud ^ahrSar ud podgospon harw oma pad baif ud bondeylf aweatad ehend "и эти столь многие страны и правители стран (¿TahrSar ) и правители областей (padgospan) - всем (им) мы установили подать и (их) подчинили".
Прямых свидетельств употребления термина padgospan в парфянскую эпоху не сохранилось, однако Г.Виденгрен, основываясь на 5kz, предполагает аршакидское или даже селевкидское происхождение этого института. Сословное значение термина удается проследить вплоть до арабских авторов: так, ал=Балазури писал о марэбане Исфахана: wa kana marzbanuha.musinnan yusamma al=fа-Susfan "А марзбан (Исфахана) был пожилым, его звали ал=фадус-фан" (из н.-п. paSoupan). llo мнению ряда исследователей (Й.Маркварт, А.Кристенсен, М.М.Дьяконов), в сасанидском Иране было 4 пайгоспанства - по сторонам света, каждое из них включало в себя несколько провинций (paygos), а пайгоспаны, правители этих "сторон", были, как правило, родственниками шаханшаха. Эти выводы, связанные с упоминанием 4 пайгоспанов у ат=Табари, ана-
^ Маловероятным представляется предположение В.Хинца, согласно которое бидахш Кардсрав помещен на 31-е место потому, что он к 262 г. (время составления Skz) был уже в отставке. ^ Среднеперсидская версия здесь разрушена.
логиой с 4 бдошхстяпми Лрмонии и 4 воонно-администрптипшши на-мостничостиами ("сторонами"), введенными Хосровом I, нельзя считать обоснованными.
Марзбанн, засвидетельствованные впервые для Парфянского царства п докумонтах из Писн I в.до н.э., в сасанидских надписях 111 л. но уиомиплттл. По-пидимому, мпр:н1анн сотанчнли ооо-буи группу рппцоспоппидсной знати, входившую п чшиш тплрнйарои или иайгоопаиоп. Арпбскио источники едино,душно следуют традиции, согласно которой институт марзбанов существовал уже при порвнх Сасапидах, иричом помимо "рлдошос." упоминаются 4 ноликих марлбана. Суди по сирийским источникам, мпрпбаии били по крайней мере с 1У в. Иримочатольно переплетение функций марзбана и трех других крупных сановников - бидахша, пайгоспана и спахбеда. По= видимому, очонь рано (вероятно ужо в парфянское время - так можно истолковать дшпшо документов ип Пиан) марзбанн иороотаыт быть наместниками только пограничных областей - "маркграфами". В качостпо упрапитолой провинций, назначаемых шаханшяхом, марз-баны получают прерогативы военной власти, а такжо отвечают за сбор податей в своих провинциях - ситуация, особенно характерная для позднесасанидского времени. '
Канаранг - капагог^, бактр.. кага1гаПЕ (Сурх Котал, Н в. н.э.), из др.-ир. *кагйпп=(1гапе=, по своим функциям соответствовал марзбаиу. Этот титул по преимуществу употреблялся в Восточном Иране - в Хорасане и в Бактрии (Тохарнстан). В.Б.ХТшиинг отметил, что в сасшшдском Иране титул канаранг носили правители областей, примыкавших к границам прежней Кушанской империи, и предположил, что персидская форма капитале была, возможно, заимствована у соседей, т.е. является адаптацией бактр. кага1-гапй. Достоверных свидотальств о каиарангпх » Партии нот.
Для сасанидской гшохи показательно свидетельство Прокопия Кесарийского (время Кавада, 488-531 гг.) о том, что канаранги ) правили в отдаленных персидских провинциях, граничащих со страной эфтолитов, т.е. в Хорасгчо, Сродной Азии и Тохаристано; Ирокопий переводит этот термин словом стратег
(¿хрелх^од ).
В арабских и новоперсидских источниках канаранг засвидетельствован как титул наместников сасанидской. провинции Абаршахр с центром в Нишапуре, а также правителей Туса и Мерва.
Глава П. Высшие чины центральной гражданской администрации ("премьер=шшистр" - ЬааагЪесУ/ЪагагиЯ;; Ушгиге-Ггат&1пг; советники) Парфянский и среднецерсидский титул ЬояогЪос! относится к числу терминов, история которых можот быть прослежена с дронно-иранской эпохи. Он восходит к др.-поре. Иагага-ра!;:!.« , букв, "глава тысячи, тысяцкий". В греческих источниках этому термину соответствует ХиА(1<*.рхо£ . Ахеме1шдский хазарапати был начальником личной охраны царя царей ("десять тысяч бессмертных" -ядро персидской-армии); судя по рассказу Плутарха об Артабане, в правление Артаксеркса I (464-424 гг.до н.э.) власть хазарапати резко возрастает, он становится главой центральной государственной канцелярии, а в середине 1У в.до н.э. - главным сановником ахеменидского двора.'
Для парфянской эпохи титул засвидетельствован лишь в краткой арамейской надписи из Хатры (в форме ЬЛгр^') . О хазарапе-тох Аршакидского царства косвшшо можно судить по армянским источникам, в которых титул hazaгapet (очевидно, заимствование из парфянского) выступает с широким кругом значений, как воинских (хилиарх), так и гражданских - "наместник, управитель, главный интендант, ведающий сбором налогов; дворецкий" (сочетание функций, напоминающее позднеахеменидского хазарапати).
При первых Сасанидах Ьркаги!^ (Ьпгогигъ, ЬагохихЬ -вариантные формы к ЬагагЬей , отражающие различные древнеиранские акцентные модели), как можно судить по надписям Ш в. (2кг , МРг), принадлежал к членам правящего дома; в списках знати он упоминается непосредственно после бидахша и перед представителями высших родов знати. В это время хазаруфт продолжает, по=ви-димому, сочетать функции военачальника и верховного гражданского администратора. Но такое положение длилось недолго. Ужо в 1У в.н.э. в гражданской администрации усиливается роль фрамада-ра (этот титул был известен и в Парфянском царстве), прежде, судя до йкг, стоявшего в табели о рангах много ниже хазаруфга, но последний (согласно свидетельству Бузанда) продолжает выполнять функции военачальника и гражданского администратора. В У в.. появляется титул иигиге *гатас1аг "великий фрамадар"; этот титул носил, в частности, могущественный Мшф=Нарсе, многолетняя • карьера которого, отмеченная жестокими гонениями на армян, бесславно закончилась при Вахраме У (421-438 гг.). У Егишэ Михр=
- Iii -
Нарсе именуется "великим хазарадотом Ирана и не-Ирана" (meo ha-zarapet Arik0 ov Anarik0) или, более скромно, "хаэаршют царского днора" (hnzarnpnb drin nrk°iml). Сам Михр-Нпрсо, по опи-детальотву того »о армянского автора, имонопат'у.мИн "жшцшЙ фрамадар Ирана и ие=Ирана" (vaurk hrnmrvtnr т.гап ev Апвтпп ) , ср. buzurj1 f ram a Sär у ат=Табари применительно к тому же Михр= Нарсе.
Б У1 в., при Хосрове I, тормин хазарбод служил обозначением только военачальника, стоявшего ниже спахбеда (главнокомандующего) и начальника кавалерии (аспбед). Если верить позднему пехловийскому тексту "ßür anxwnn", вузург-фрамадмр но бил тождественен хазарбеду, п последний занимал достаточно ночотиоо место в иерархии позднесасанидских высших чиновников.
В У-УП вв. вузург-фрамадару были, возможно, подчинены главы сословий, в том числе и глава податного сословия - вастрио-шан=салар, так что вузург-фрамццар мог контролировать всю налоговую систему государства (Табари I, с.869; Периханян 1956, с.54). В последние два столетия существования сасакидской империи вузург=фрамадар был главой всой гражданской администрации -ситуация, отмеченная многими арабскими источниками.
Среднеперсидский титул sndnrzbod (вар. hnndarzbed ) "советник" , засвидетельствованный в сасанидских надписях 111-1У вв., в книжно-цехлевийских текстах и на печатях, может восходить к др.-ир. 'hfindnrza-pati-, букв. "глава продшюшшл, оонот/Г (*haffl+darz-= "прикреплять друг к другу"),* хотя не исключено, что этот термин более поздний, возникший на почве среднеперсид-ского (andarz+bed). Для парфянской эпохи, насколько мы можем судить, свидетельств употребления этого термина нет. Древнеар-мянское anderjapet (вар. handerjnpet), с »rj», указывающим, вероятно, на заимствование из индийского (Пориханян 1965,0.122), в источниках прилагается чшцо всего к персам.
Советники в сасанидском Иране играли важную роль как в гражданской администрации, так и, по-видимому, в иерархии зоро- . астрийской церкви. "Сасанидский судебник" показывает, что титул
* 1гш<1гг "распоряжение, завет" как заимствование из древнеиран-ского отмечено в арамейских письмах Аршамы (У в.до н.э.)
andarzb«?d обозначал высокое должностное лицо, наделенное судебной властью в пределах определенной территории или ведомства (для последнего ср., например, der-andarzbod "советник двора", mowön ondarzbed "советник магов"). Титул dar*ondarzbod мог служить обозначением не только должности, но и определенного ранга знатности и положения в иерархии двора. В таком употреблении dar-ondarzbod выступает, например, в надписи на знаменитой печати Махана (Гос.Эрмитаж, конец У-У1 в. - самая большая по объему надпись на сасанидской гемме), неоднократно издававшейся, но до сих пор не имеющей общепринятого чтения.^ Из этой надписи следует, что евнух Махан, имевший ранг "советника двора", был главой гарема (? 'ntryk'npt) и исполнял функции главы сословия земледельцев в местности (?) Абад=Хосров.
В пехлевийской "Книге деяний Ардашира, сына Папака", упоминается dar andarzbed i waepuhregan "специальный советник двора" - также, по=видимому, ранг, а не должность. В Skz засвидетельствован bönüeän hondarzbod "советник цариц" (по другому толкованию: "управляющий хозяйством цариц"). В то же время источники упоминают ацдарзбедов, наделенных судебной властью в пределах провинций; так, на буллах из Каср=и АбуНаср: "Андарз-бед (провинции) Ардашир=хваррэ". Более ранние сведения об ан-дарзбедах провинций можно извлечь из надписи из Персеполя, датированной 310/311 г. Здесь речь идет об андарзбеде Сеистана, сопровождавшем царя саков Шапура. "Советник (наместника) Сакаста-на" (Sokaaton anderjapet) встречается также у дровноармянсккх авторов (Бузанд, Псарбеци); примечательно, что в данном случао перс, носящий этот титул, является главнокомандующим сасанидски-ми войсками в Армении.
А А.Б.Никитин недавно показал, что начало надписи должно приходиться на отметку "16 часов". В этом случао наиболее вероятно следующее чтение: (1) m'fn 'n(t?)ryk'npt w ippstn w (в)в' •ndlycpty W 'p»t hw(w?)slvfdy w'slwi'n srd'l (2) m'h'n zx P <WtJ> yzd'n KR' h( * )ylyh W hwt'dyhä' »lt'pryst hwslwdy (5) 'pzw<n^> plhw yhw "Махан, глава гарема(?) и евнух,советник двора и глава сословия земледельцев (округа?) Абад=Хосров. (2) Махан, который благодаря всемерной помощи богов и своему владычеству (есть) праведный (и) славный. (3) Да умножится (ему)счастье!" (kr' h(')yiyh, wisp=(h)ayyärlh -"всемерной помощи - чтение предложено А.Б.Никитиным) .
- 17 -
Ь'оля порить "Писг.му Tilllriripa", ПНДПрпбОДЫ сущостлопали 1)0 всех сословиях ужо при Ардшииро I - наряду с главами и финансовыми контролерами сословий, однако, как показала А.Г.Нориханлн, в сасанидском Ирано сословия Oiuiи официально оформлоны лишь в У или УТ в.
Особое место занимал "сомотник мдгоп", паопидотачг.отлопан-1шй на печатях* и в книжно-похлолийских текстах. Л "niir anxwnn" советник магов занимает почетное 5-о место - после шаханшаха, вузург=фрамадярп, спахбедов и имперского судьи(dndwaron dnd-war). "Советник магов" бил юридическим авторйетом, одним из высших иерархов зороастрийской церкви. "Сасакидский судебник" показывает, что в компетенцию андарзбеда магов и рата входил контроль нпд кпнцплярипй но долам культовых учреждений (dTwnn I kordnKon). 13 функции пцдарзбода магов входило такжо рошонио дел, связанных с учрежденном стурства и с попочитольством над частным целевым имуществом (Цериханян 1983, сс.160,222).
Глава Ш. Высшие чиновники дворца (цоремо-^ймойстор,
уг.;-„ .шлющий двором, начальники _,орцовой стражи)
Должность церемониймейстера была традиционной при дворах , иранских монархов. О церемониймейстере при Ахеменидах сообщает Геродот (I,I20,2;lll,II8.2;iy,7I.4):ol)jgtAi.yfOf>oi; "вестник, докладывающий о просящих аудиенцию". Дровнонорсидский термин в гречоской породпчо засиид'ггапы-.тпонан » глоссо Гопихия: ^«¿JUti-Xti-^ - "востннг. у норсов", др.-поре, "ai'artl-pilti- , ст корня gar "одобрять, восхвалять".
В Аршакидском царстве церемониймейстер назывался, очевидно, niweSbed; этот термин, буквально означающий "главный объявляющий, главтй приглашающий", в парфянской версии Skz соответствует среднеперсидскому ndonlp. Из парфянского происходят древ-неармянские nvirak и nvimknpet, причем о последнем у Бузанда сказано как о титуле, который носил один из персидских полковод-
Например: ... mgw ZY nlnh'n 7,Y mgwny hndl/o/pty "... маг, сын Нарсе, советник магов". Gignoux Ph. Ьез bulles sassanides de Qasr-i Abu Nasr (collection du Metropolitan Museum of Art).-In: Poporn in honour of Prof. M.Iîoyce II. Acta Iranica 24. Téhéran - Liège, 1985. QAH n.74, c.199. p
O.Szemerènyi . op.cit.,p.388.
дев Шапура П ( Zik nvirakapot, позднее он бил назначен воспитателем юного аршакида Хосрова, посаженного на армянский престол).
2kz показывает, что церемониймейстер существовал уже при царе Папаке, двор которого насчитывал лишь 8 лиц. Церемониймейстер, также носящий имя Зик, занимает в этом перечне 6-е место, все остальные придворные Дапака не имеют обозначений должностей - это представители верхушки иранского нобилитета. В перечне двора Ардашира I в Skz церемониймейстер Папак занимал 19-е место; при дворе Шапура I церемониймейстер Зик - 26-е место. Упоминание церемониймейстеров, носящих имя Зик, не только в Skz, но и у армянских авторов, позволяет заключить, что это было имя рода, к которому принадлежали многие сасанидские церемониймейстеры.
Помимо adenlg (букв, "вводящий", отсюда, очевидно, "приглашающий к трапезе") в среднеперсидском в значении, близком к "церемониймейстеру", употреблялся также термин ewenbed "глава обычая". Из надписей мобеда Кирдера следует, что в конце Ш в. существовал эвенбед храма огня "Анахид=Ардашир и госпожи Анахид" в Истахре; здесь эвенбед, очевидно, глава религиозного ритуала. Этот титул засвидетельствован у Себеоса и в сирийских источниках: арм. áahrayenpot "имперский эвенбед"(или "эвенбед провинции"?), paraayenpet "эвенбед Парса", сир. Tuhmln-alnbeí -речь идет, как и у Себеоса, о эвенбеде, выполняющем поручение, выходящее за пределы его обычных функций. Титул owinbed присутствует также на нескольких сасанидских геммах и буллах.
В середине Ш в., как можно судить по йкг, двором Шапура I ведали два чиновника - darlgan salar "глава дворцовых людей" и darbed "начальник дворцовой стражи". Среди подчиненных им надпись называет "главу слуг" - pariatagbed (речь идет, очевидно, о слугах, работавших в дворцовых покоях).
В том же значении, что и darlgan salar (ср. арм. адаптацию dranikan salar), употреблялся в среднеперсидском darlgbed. Оба эти термина наряду с обозначением придворных должностей выступали и как почетные титулы - по крайней мере, в позднесаса-нидский период, лица именуемые darlgan salar или darlgbed, были нередко крупными военачальниками или главами гражданской администрации.
* В "Фарс=н5ме" Ибн ал=Балхи (ХП в.) в рассказе о реформах Хос-рова I сказано, что irin-ämärgnr "имперский финансовый контролер" бил заместителем вузург=фрамадара ("премьер=министра").
■-ь
Глава 17. . Финансовые чиновники
щ
В надписи из Пайкули внорнио упоминается (х)аргбпд ((-р.»п. м
hlgwpt;, hrgwpt, парф, • rkpty, hrlcpty) - крупный папг-можа, про- ш
исходивший из царского дома и возглавлявший партии сторошшкоп ||
Парсе. Этот титул означает скороо нсого "глапя подмой". И иноземных передачах г.к зшступяот в формах OOnrßbod, (h)nr4b<vî, некоторые исслодователи толкуют значение этих ({«рм кшс "начальник крепости" (вгк), однако "начальник крепости", как мы энаом из обозначался словом dizbed (от обычного в иранских язы-
ках *dizn- "крепость").
Харгбед был главой финансового водомства империи, Эта висо- р|С
кая должность была введена между 262 и 293 гг. и существовала, по-видимому, до крушения сасанидского государства.
Основу фискального аппарата составляли многопиолоинно фи- ЦМ
нансовыо контролеры - амаргары (ср.=-п. птпгепг , парф. nhmor-gar), известные еще со времен Ахемснидов. Для парфянской »похи эти чиновники Chmrkr) засвидетельствованы п документах из Ни-сы - здесь они ведают подсчетом вина, доставленного в царские винохрашитца в счет подати и других поборов.
В среднеперсидских памятниках imlrgar впервые засвидетельствован в остраке H 615 из Дура-Европос; он упоминается в этом тексте среди чиновников и ремесленников, состоявших, по-видимому, на службе у сасанидского сатрапа города. В надписи np1 амаргары служат общим обозначением всех чиновников финансового ведомства. В иорархии чиношгшсоп этого ведомства вторим после харгбода был, ОЧОПИДНО, lYnhr-nmnr-tlibîr (ппрф. lYnhr-Munnr-diblr) - имперский финансовый секретарь, упоминаемый в ИГ1 непосредственно после представителей высшей знати.^ Через несколько столетий мы встречаем у Себеоса "финансового контролера царского домена" - арм. vaspurakan hamarakar.
О функциях и компетенции позднесасанидских амаргаров некоторые сведения сообщает "Сасанидский судебник". Амаргары провинций и округов фигурируют в надписях на печатях.
Глава У. Сатрапы
Для истории института иранских сатрапов существенно, что ухе при Ахеменидах титул сатрап носили не только наместники провинций - крупных административно=податных округов, но и правители более мелких областей, входивших в состав сатрапий. Эти чиновники находились в подчинении у соответствующих облас-теначальников. В Парфянском царстве сатрапии существовали как продолжение ахеменидских и селевкидских традиций управления. Под контролем парфянских сатрапов находился сравнительно небольшой по территории округ (функционально парфянский сатрап соответствовал селевкидскому епарху). Итинерарий Исидора Харакского перечисляет 18 аршакидских сатрапий, но это лишь те, через которые проходила царская дорога.*
0 сатрапах в восточных областях Парфянского царства некоторые данные можно почерпнуть из остраков Нисы. Эти данные подтверждают, что парфянские сатрапы были правителями весьма небольших по территории округов. Даже на той части территории Парфиены, которая охватывала деятельность царского хозяйства Нисы (парф. "крепость Михрдаткирт"), одновременно действовало несколько сатрапов (hgftrp, рнт»)^
К Ш в.н.э. относится упоминание сатрапа в краткой надписи на скало Кал^и Ддшагал (ноподолеку от Бирджонда): "Нохвдар и сатрап Гре=Лрдалшр"Здесь нахвдар (nhwdr), букв, "занимающий первое место" (арм. пахахаг), выступает, очевидно, как социальный термин.
Для сасанидского Ирана самое раннее упоминание сатрапа относится к 253-254 гг. (острак, связанный с первой оккупацией Дура=Европос армией Шапура I). Во второй половине Ш в., как можно судить по надписям &KZ и NPi, сатрапы были правителями по крайней мере части городов державы, а также стояли во главе небольших областей или округов, примыкавших к крупным городам. Находки сасанидских печатей с титулом Sahrab (tftrp, itlp) показывают, что сатрапы продолжали существовать по крайней мере до 71 в.н.э. (к У-УП вв. относятся подавляющее большинство саса-
* В.Г.Луконин. Древний и раннесредневековый Иран. М.,1987,с.249. ? л
Иное толкование надписи: W.B.Henning. A New Parthian Inscription. - JRAS. 1955, pp.132-136.
нидоких гомм и.булл). Но к УЛ п. ииститут сптрппов ИСЧОЗЯПТ -в арабоких источниках о сасанидоких сатрапах,.насколько известно, упоминаний нот.
Глава У1. Военная администрация. Сипхбоды и проблема
четырех военно--администрятивных намоотиичеотв
Проблема делония на четыре спахбедства (или "чотыро стороны") - одна из самых сложных в политико^-административной истории саса!гидского государства. Число "четыре" имело символическое значение в Иране, кок и в некоторых других странах, в том число в древней Месопотамии. С этим связана дискуссия, давно разпорнув-шаяся в науко, относительно военно-административной реформы Хос-рова I (531-579 гг.н.э.). Деление Сасанидской державы'на 4 части (по сторонам света), существовавшее, согласно ал=Мас°уди, уже при Ардашире I, не подтверждается сасанидскими надписями Ш в., которые знают только деление на "Иран" и "не=Иран". Сведения источников о границах и составе "сторон" (kuet(np;)) для У1-УП вв. противоречивы. Однако как бы ни трактовать даннио дропнсирийской традиции о символике чисал, нет вое же оснований отрицать впадение при Хосрове I института четырех спахбедов и деление державы на четыре ' воето-административнне наместничества. В сообщениях источников можно райти и навеянное сасанидской традицией, правде всего хроникой "Xwadsy-namoe", стремление удревнить четырехчленную структуру - так, у ол=-=Массуди упоминаются 4 мярзбрна и 4 спахбода, у ат^Табари - 4 найгоонана, управляющих: "сторонами". Эраншахра во время вступления Хосрова I на престол. Но такие легендарные вкрапления при сопоставлении источников достаточно четко отделяются от достоверных сообщений о реформах Хосрова I. Эти реформы, возможно, испытали сильное влияние византийской административной практики. Проведенное в 536 г., при Юстиниане, деление на четыре провинции западных областей Армении, находившихся под властью Византии, могло послужить непосредственным образцом для создания четырех "сторон" в Иране. В свою очередь, в военно= административной реформе, проведенной в Византии в УП в., при императоре Ираклии, можно обнаружить воздействие реформ Хосрова I.
В заключении сформулированы основные итоги исследования.
*
Приложения состоят из двух частей. В первую входят таблицы, содержащие сводки данных по геммам и буллам, надписи на которых упоминают чиновников (а также магов, "коллегии магов" и "защитников обездоленных"). Представлены как официальные печати (без и.о.), так и личные (о и.о.). В табл. I приведены данные печатей (геммы и буллы) с топонимами; в табл. 2 -данные печатей без топонимов. Таблицы составлены по должностям и титулам обозначаемых чиновников.
Во второй части приложений помещены: I) материалы, характеризующие представления о "втором (после царя)"; 2) материалы, характеризующие функции нескольких должностных лиц: главный конюший; теубапъей "эконом(?)"; кравчий; сасанидские экзекуторы; писцы.
Основные положения диссертации изложены в настоящем автореферате и в следующих работах:
1. Маги и "обители магов" на сасшшдских печатях. - 11П и ШКНВ.ХХ1 годичная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения) 1987, Ч.П, М., сс.92-97.
2. Титул тгЬрЪу на парфянской гемме и армянское тагарв!;, - Историко=филологический журнал, 1988, № 4, Ереван, 1989,
сс.61-81 (совместно с В.А.Лившицем, автору принадлежат сс.61-63; 65; 67; 72-73; 76-81).
3. ^Ч-^р-Ь^ ЗиЛ- ">ССЛчл.
5-ЬлсЦ<^ .Т. Ш ? Л 989 -
4.0 СОхСол-и^сЖ^с -Т^с^Ссхсл^х — ПГ
пик И В
Подписано к печати Ч, . Заказ №/ . Тираж г С С
формат бумаги 60x84 1/16, печ.л. Бесплатно.
ПО - 3 "Ленуприздата".
191104 Ленинград, Литейный пр., дом № 55.