автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Парижский текст" в художественном сознании А. Ахматовой
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Рыбакова, Наталья Васильевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПАРИЖ В РЕЦЕПЦИИ А. АХМАТОВОЙ.
§1. «Текст в тексте» и становление «парижского текста» в русской литературе.
§2. «Настоящий Париж» в художественном сознании Ахматовой.
§3. «Бодлеровский» Париж в ахматовской лирике.
§4. «Погибший» Париж в лирике Ахматовой.
ГЛАВА II. ТЕЗАУРУС «ПАРИЖСКИХ» МОТИВОВ В ЛИРИКЕ
АХМАТОВОЙ.
§1. Мотив «костра».
§2. Мотивы «полночи», «тишины».
§3. Мотив «луны».
ГЛАВА III. «ФЛОБЕРОВСКИЙ ТЕКСТ» В ТВОРЧЕСТВЕ
АХМАТОВОЙ.
§1. Эмма Бовари - «змея» как поэтическое зеркало «парижского текста» Ахматовой.
§2. Мотивы «обмана»/«измены», «тела»/«души» как воплощение любви-смерти» в лирике Ахматовой.
§3. Мотивы «сладости», «утоления», «томления» как «Нсутоляющее питьё» поэзии А.А. Ахматовой.
§4. Образ «любовника» (Родольф и Леон) в контексте лирики
Ахматовой.
§5. Флористический код «шиповника» и «жасмина» в лирике
Ахматовой.
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Рыбакова, Наталья Васильевна
Область совпадений столь же огромна, как область заимствований и подражаний»
В.К. Шилейко)
Понятие «текст в тексте» является общепринятым в новейших литературоведческих исследованиях. На его основе можно проследить сквозные мотивы в художественной литературе и взаимосвязи творческих индивидуальностей. Одной из составляющих этого понятия является «город-текст» как система много- и разноуровневых текстуальных символьных перекличек, вскрывающих механизм жизни города, сущность его бытия. Наряду с уже известными в литературоведении «городами-текстами» важное место занимает и «парижский текст».
Парижский текст» - гипертекст эпох и сознаний, генетически и исторически связанный с мировым культурными комплексами в синхронии и диахронии времени. Реальная действительность Парижа (улицы, памятники искусств, исторические события, быт и т.д.), входя в художественный пласт Города, образует устойчивое пространство знаков-символов, представляющих «настоящее» бытие Парижа. Будучи открытой символьной системой, способной к постоянной генерации и трансформации смыслов, Париж является городом-турбулентом, проникающим и связывающим все сферы жизни человека. Поэтому наблюдаемые в истории культуры стремления уловить и прочесть изменчивую сущность Города создали так называемый «миф» о Париже.
Изучение «парижского текста» представляется актуальным, научно-продуктивным, ибо Париж как «город-текст» аккумулировал в себе разнообразные культурные интенции поэтов и писателей Серебряного века.
Новизна работы заключается в том, что тема Парижа (отдельные образы, мотивы, факты истории), сквозная в русской литературе, не имела целостного осмысления в литературоведении. Поэтому, исследование «парижского текста» в лирике А. Ахматовой обладает определённой новизной.
Целью исследования является обнаружение своеобразия художественного отклика Ахматовой на сложившийся в мировой культуре «миф» о Париже и выявление составляющих элементов «парижского текста» поэта.
Представленная цель обусловила ряд конкретных задач:
1. проследить этапы становления «парижского текста» в русской литературе;
2. указать особенности поэтической рефлексии Ахматовой на Париж;
3. выявить темы, мотивы, образы, позволяющие увидеть знаки и символы Парижа Ахматовой;
4. обнаружить своеобразие «парижских» зеркал лирики Ахматовой и специфику их художественной трансформации в сознании поэта;
5. выявить составляющие компоненты «флоберовского текста» в творчестве Ахматовой и показать уровни их контекстуального взаимодействия в лирике поэта.
Объектом исследования является лирический «текст» Ахматовой, в котором вычленяется «парижская» тема в наиболее ярко выраженных «рубежных» смыслах, а также мемуарная проза, системно рассматриваемая в актуальных аспектах общего контекста всего творчества А.А. Ахматовой, и автобиографические записи поэта. При этом ахматовский контекст связывается с целостностью культуры рубежа XIX-XX столетий.
Предметом исследования является контекстуальное пространство «парижского текста» Ахматовой, включающее разноуровневую многомерность культурных символов разных эпох и сознаний контаминационно и корреляционно представляющих целостность эпохи и художественного сознания поэта.
Парижский текст» в художественном сознании Ахматовой отличен от «петербургского», «московского» «текстов» русской литературы. Прежде всего, ахматовский «парижский текст» - поэтическая рефлексия, диалог с «текстом» французской культуры в целом. Не город Париж как «текст» является предметом осмысления Ахматовой, а уже созданные «тексты» в поэзии, прозе, искусстве, воплощающие образ Парижа, становятся объектом художественной рецепции Ахматовой. Темы, мотивы, ценностные ориентиры героев, сюжетные и композиционные включения входят в контекст Ахматовой как одно из составляющих её многопластовой лирики. «Парижский текст» в лирическом сознании Ахматовой носит автобиографический характер.
Методология данной диссертации мотивирована спецификой самого «парижского текста», раскрывающего символическую многоуровневость и семантическую неоднозначность Парижа. С одной стороны, Париж как гипертекст мировой культуры требует историко-культурного подхода при интертекстуальном и системном методе анализа. С другой, — специфика ахматовского письма - поиск своих отражений в разных зеркалах эпох и сознаний - выявляет необходимость мотивного анализа с элементами мифопоэтического подхода. В целом, учитывая «тайнопись» Слова Ахматовой и Парижа, постоянно развивающегося «текста» культур, неоднозначного и не всегда чётко уловимого, амбивалентного в художественных воплощениях и постоянно создающего внутреннее движение различных смысловых параллелей при их, казалось бы на первый взгляд, алогичных взаимодействиях, создаётся необходимость герменевтического подхода как способа «тайное» сделать явным.
В качестве методологической базы были использованы работы М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, В.В. Абашева, Н.Е. Меднис, а также известные работы по ахматоведению - А. Хейт, Э. А. Герштейн, Р. Тименчика, Т.В. Цивьян, С.В. Бурдиной и др.
Положения, выносимые на защиту.
1. «Парижский текст» Ахматовой является художественным откликом на уже существующие «тексты» о Париже (Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Золя, Г. -де Мопассана, Ж. де Нерваля, Г. Флобера, Фр. Вийона).
2. Образ Парижа видится Ахматовой в антиномичности «уходящего настоящего» и уже ставшего «страшного будущего» как «умирания» культуры и «торжества» цивилизации в непримиримой борьбе Духа и Плоти, Добра и Зла.
3. Поэтические зеркала, - Сандрильона, Жанна д'Арк, Саломея, Клеопатра, Эмма Бовари, - становясь художественно-биографическими рудиментами творчества поэта, вводят поэтические миры Ахматовой в разные временные и пространственные контексты европейской культуры, позволяя говорить о «парижском тексте» как о метатексте эпох и сознаний, контаминирующихся и коррелирующихся в границах целостности культуры Серебряного века.
Практическая ценность работы.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке проблематики творчества А. Ахматовой, лекционных курсов, практических занятий по истории русской литературы первой половины XX века, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных творчеству А.А. Ахматовой, а также в процессе руководства курсовыми и дипломными работами в вузах. Апробация работы.
Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры, излагались в виде докладов на межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура» (Омск, 2002, 2003 гг.), на II межвузовской научной конференции «Исторические тенденции развития общества на рубеже XX-XXI веков» (Омск, 2004 гг.), на Всероссийской научной конференции «Семантическое поле культуры: генетические связи, типологические параллели, творческие диалоги» (Омск, 2005 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и социальные науки в Сибирском регионе» (Омск, 2006 г.).
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему ""Парижский текст" в художественном сознании А. Ахматовой"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении обратим внимание на специфические черты «парижского текста» в художественном сознании Ахматовой.
Прежде всего, в «парижском тексте» проявлен принцип «зеркального» письма Ахматовой. Уже устоявшаяся художественная позиция поэта - «быть» в разных зеркалах эпох и сознаний, обретает и своё смысловое наполнение в обнаружении составляющих «парижского текста».
Поэтические зеркала - Сандрильона, Жанна д'Арк, Саломея, Клеопатра становятся художественными отображениями многопластовости «парижского текста». Каждое из поэтических зеркал, имея в истории литературы и искусства символическую направленность, в контексте лирики Ахматовой приобретает новое звучание.
В образе Сандрильоны благодаря введению сомнамбулического подтекста заметным образом смещены смысловые акценты французского первоисточника. В частности, Ахматова, учитывая контекст Ш. Перро «Золушка», используя значимый хронотоп «полночь», выстраивает в своём художественном пространстве «встречу-разлуку» красавицы Сандрильоны и принца как «встречу» «во сне», а «разлуку» «наяву». Более того, введением в эту же текстуальную реальность события баллады Жуковского «Светлана» -приход «мёртвого жениха» «во сне» - наполняет образ «принца» инфернальным смыслом («другом» «с улыбкой неживой»), в целостности образа которого заметны биографические черты Н. Гумилёва.
В образе Жанны д'Арк, легендарной героини Франции XV века, у Ахматовой, прежде всего, видна тема «жертвенности пути», где «чувство Родины» и поэзии слиты воедино.
Образы, получившие свою художественную трансформацию в «текстах» мировой литературы и искусства в целом, у Ахматовой прочитываются как ключевые составляющие балетов «Танец Саломеи» и «Клеопатра», ставших значимыми событиями дягилевских сезонов в Париже 10-х гг. Саломея и Клеопатра, будучи сквозными в контексте эпохи и в художественном сознании Ахматовой, становятся воплощением как личностно-биографического начала, так и обозначают сущность «сладострастного» Парижа-Вавилона.
Вследствие этого, Сандрильона, Жанна д'Арк, Саломея, Клеопатра, становясь художественно - биографическими наполнениями её творчества, вводят поэтические миры Ахматовой в разные временные и пространственные контексты мирового культурного континуума. Это позволяет говорить о «парижском тексте» Ахматовой как о метатексте эпох и сознаний, контаминирующихся и коррелирующихся в художественной целостности культуры Серебряного века.
Парижский текст» Ахматовой становится и поэтической рефлексией на уже существующие «тексты» о Париже Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Золя, Г. -де Мопассана, Ж. де Нерваля, Г. Флобера, Фр. Вийона. Данные контексты позволяют видеть, с одной стороны, Париж как «настоящий» - «Старый Париж», воплощённый у Бодлера в образе «умирающего лебедя», ставшего для Ахматовой символом Парижа, вечно изменяющегося и вечно хранящего память культурного прошлого; Париж «артистического духа» Сен - Жермена, «центра духовности и просвещения» эпохи Людовика XV, Париж «артистической богемы» Монмартра и Монпарнаса. С другой, - Париж «плоти», символически соотносимый с апокалипсически «гибельным» Петербургом / Ленинградом и просматривающийся в ликах «Пляски смерти» (сквозном сюжете эпохи), становится для Ахматовой «страшным» «будущим» Парижа, генетически несущим в себе семантику «проклятости» (Парижа как наследник Рима и Вавилона). В связи с этим, в антиномичности «уходящего настоящего» и уже ставшего «страшного будущего» видятся Ахматовой-Кассандрой «умирание» культуры и «процветание» цивилизации как непримиримая борьба Духа и Плоти, Добра и Зла, живым воплощением которой является жизнь и творчество Амедео Модильяни.
Синонимом гибели эпохи - «старой» культурной Европы - для Ахматовой-Кассандры становится и «погибший Париж» («Август 1940»). Называя событие «гибели» Парижа как «погребение эпохи» и соотнося с верленовским Парижем-«Элладой теней», а также с «траурным» Петербургом, «городом-кладбищем», Ахматова тем самым непосредственно вводит «погибший Париж» в «текст» Некрополя эпохи - в «гипертекст» «Поэмы без героя», в «текст» «теней» и «зеркал» своей лирики, являющийся, в целом, «текстом» Памяти о Прошлом.
Флоберовский текст» в творчестве Ахматовой будучи поэтической рефлексией на роман Г. Флобера «Мадам Бовари» представляет возможность обнаружить ещё одно «парижское» зеркало лирики Ахматовой - Эмму Бовари. Образ Эммы Бовари в поэтико-биографическом облике Ахматовой художественно демонстрирует сущностные начала («змеиность» и «лунность») страстной и в то же время роковой натуры А.А. Ахматовой, жаждущей, как и героиня Флобера, воплощения Истинной любви - Встречи с Ромео. Целая система мотивов («сладости», «утоления», «томления», тела» / «души», «обмана» / «измены»), воплощающая всю полноту плотской жизни и стремлений Эммы Бовари и обернувшаяся неминуемыми для неё последствиями физической смерти, становится для Ахматовой-поэта Любви «неутоляющим питьём» в «жизни»-«смерти» её Поэзии.
Флористический код «шиповника» и «жасмина» в стихах Ахматовой, ориентируя темой любви на контекст романа Флобера, позволяет увидеть целостный образ «любовника»: флоберовские герои Родольф и Леон как литературные подтексты лирики Ахматовой, воплощая тему «холодности» и «властности» любви (Родольф), «любви» как «мучительной пытки» (Леон) проявляют биографические фигуры А. Блока и Б. Анрепа.
В целом, «парижский текст» у Ахматовой, вбирая разные сознания и эпохи, контаминируя разные образы, символы, знаки французской (и мировой) литературы и искусства, а также её русской рефлексии, становится одним из пластов лирики, вплетаясь в художественное сознание поэта как органическая составляющая её культурной целостности.
Данная работа не преследовала цель выявить все составляющие «парижского текста» Ахматовой. Помимо указанных, есть необходимость углубить «бодлеровский», «верленовский» «тексты», а также более полно раскрыть поэтическую рефлексию Ахматовой на художественную ситуацию Парижа 10 —х. гг., в частности, на смысловое взаимодействие с «парижской школой» (Пикассо). Более того, используя специфику «парижского текста» Ахматовой, есть возможность расширить поле исследования до особенностей «парижского текста» в культурной целостности Серебряного века. Выстроенная парадигма «текста» позволит углубить и расширить набор символов и знаков, раскрывающих специфику художественного диалога русской и французской культур, разных в ментальной направленности, но составляющих единый метатекст эпохи.
Список научной литературыРыбакова, Наталья Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Ахматова А.А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. / А.А. Ахматова; вступ. ст., сост. и подгот. текста, примеч. М.М.Кралина. - М.: Цитадель, 1997. -448 с.
2. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. / А.А. Ахматова; вступ. ст., сост. и подгот. текста, примеч. М.М.Кралина. М.: Цитадель, 1997. -432 с.
3. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1 .Стихотворения, 19041941 / А. А. Ахматова; сост., подгот. текста, коммент. Н.В. Королёвой. -М.: Эллис Лак, 1998. 966с.
4. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.З. Поэмы; Pro domo mea; Театр / А.А. Ахматова; сост, подгот. текста, коммент., ст. С.А. Коваленко.- М.: Эллис Лак, 1998. 765 с.
5. Ахматова, А.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.5. Биографическая проза, domo sua. Рецензии. Интервью. / А.А. Ахматова; сост, подгот. текста, коммент., ст. С.А. Коваленко.- М.: Эллис Лак,2001. 798 с.
6. Блок, А.А. Собр. соч.: В 8т, Т.2. / А.А. Блок; под общей ред. В.Н. Орлова и др.. М.: Гослитиздат, 1971. - 466 с.
7. Блок, А.А. Собр. соч.: В 8т. Т.З./ А.А. Блок; под общей ред. В.Н. Орлова и др.. М.: Гослитиздат, 1971. - 714 с.
8. Блок А.А. Собр. соч.: В 8т. Т.4. / А.А. Блок; под общей ред. В.Н. Орлова и др.. -М.: Гослитиздат, 1971. 597 с.
9. Бодлер, Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе. Дневники. Статьи об искусстве: пер. с фр. / Ш. Бодлер; предисл. Г. Мосешвили; сост. О. Дорофеева. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. - 960 с.
10. Ю.Брюсов, В .Я. Собрание сочинений. В 7 т. Т.1. / В.Я. Брюсов; под общей ред. Л.Г. Антокольского; вступ. ст. Л.Г. Антокольского, подгот. текстов Н.С. Ашукина и др., примеч. Н.С. Ашукина [и др.]. М.: Худ. лит., 1973.-496 с.
11. П.Верлен Поль Калейдоскоп: стихотворения: пер. с франц. / П. Верлен; сост. B.C. Лютикова, вступ. ст. Г. Шенгели. М.: ТОО «Летопись», 1990. -286 с.
12. Верлен, П. Избранное: пер. с франц. / П. Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яснова. М.: ТЕРРА - Книжный клуб,1999. - 480 с.
13. Вийон, Ф. Баллада повешенного /Ф. Вийон; предисл. О.Э. Мандельштама, ред. Р.В. Грищенков, сост. Я.Р. Криворучкина. СПб.: ООО «Изд-во «Кристалл», 2000. - 496 с.
14. Вийон, Ф. Лирика / Ф. Вийон; пер. с франц. Ф. Мендельсона, И. Эренбурга; вступ. ст. И. Эренбурга; примеч. Ф. Мендельсона. М.: Худ. лит., 1981. - 174 с.
15. Гумилёв, Н.С. Собрание сочинений. В Зт. Т.1. / Н.С. Гумилёв; сост., вступ. ст. и коммент. И.А. Панкеева. М.: ОЛМА-ПРЕСС,2000. -512 с.
16. Иванов, В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия / В.И. Иванов; вступ. ст. А.Е. Барзаха, сост., подгот. текста и прим. Р.Е. Помирчего. СПб.: Академический проект, 1995. - 480 с.
17. Малларме, С. Собрание стихотворений / С. Малларме; пер. с фр. М. Талова; сост. и послесл. М.А. и Т.М. Таловых. М.: Худ. лит., 1990. - 110 с.
18. Мандельштам, О.Э. Полное собрание стихотворений / О.Э. Мандельштам; сост., подгот. текста, примеч. А.Г. Меца; вступ. ст. М.Л. Гаспарова, А.Г, Меца. СПб.: Академ, проект, 1997. - 718 с.
19. Мопассан, Г. де Новеллы: пер. с франц. / Г. де Мопассан; вступ. ст. И. Лилеевой. М.: Правда,1982. - 560 с.
20. Мопассан, Г.де. Статьи о писателях / Г. де Мопассан; перевод с франц. Е.М. Шишмарёвой и др.; коммент. С.П. Емельяникова. М.: Гослимтиздат,1957. - С.3-42.
21. Нерваль, Ж. де. Дочери огня: новеллы. Стихотворения: пер. с франц. / Ж.де. Нерваль; сост. и вступ. ст. Н. Жирмунской; примеч. Н. Жирмунской, Ю. Голубца. Л.: Худ. лит. Ленинград, отд-ния, 1988. - 447 с.
22. Нерваль, Ж. де. Избранное: стихи. О театре и литературе. Театр. Хроника: пер. с франц. / Ж. де Нерваль; сост. и коммент. М. Кудинова. М.: Искусство, 1984. - 423 с.
23. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т. / А.С. Пушкин. -М.: Воскресение, 1994. 700 с.
24. Рембо, А. Пьяный корабль /А. Рембо. СПб.: Терция: Кристалл, 1999. -448 с.
25. Уайльд, О. Избранное / О. Уайльд; сост. и вступ. ст. С. Бэлза; примеч. А. Зверева; рис. О. Бердслея. М.: Правда, 1989. - 732 с.
26. Уайльд, О. Избранное / О. Уайльд; сост., вступ. ст. и коммент. А. Зверева. М.: Худ. лит., 1986. - 639 с.
27. Уайльд, О. Избранное / О. Уайльд; сост., послесл. и примеч. Б.И. Колесникова, O.K. Поддубного. М.: Просвещение, 1990. - 382 с.
28. Уайльд, О. Избранное. / О. Уайльд; вступ. ст. В. Бабенко. Свердловск.: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 444 с.
29. Уайльд, О. Избранное: В 2-х т / О. Уайльд; сост. и вступ. ст. Н. Пальцева; примеч. В. Мурат. М.,1993. - Т.1. - 557 с.
30. Уайльд, О. Избранное: В 2-х т. / О. Уайльд; сост. и вступ. ст. Н. Пальцева; примеч. В. Мурат. М.: Республика, 1993. Т.2. - 542 с.
31. Уайльд, О. Избранные произведения. В 2 т. Т.1./ О. Уайльд; предисл. А. Аникста. М.: Гослитиздат, 1960. - 399 с.
32. Уайльд, О. Полное собрание стихотворений и поэм / О. Уайльд; перевод с английского Е.Д. Фельдмана; предисл., сост. Е.В. Витковского. Спб.: Евразия,2000. - 428 с.
33. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. Саломея и др. / О. Уайльд; пер. с франц.; сотс. А. Севастьяновой. М.: Худ. лит., 1993. . с текстом Саломеи.
34. Фет, А.А. Сочинения. В 2-х т. Т1. / А.А. Фет. М.: Худож. лит., 1982. -383 с.
35. Флобер, Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. / Г. Флобер; вступ. ст. А. Пузикова М.: Правда, 1971.
36. Шекспир, У. Собрание сочинений. В 8 т. Т.5. / У. Шекспир; сост., авт. вступ ст. И.О. Шайтанов. М.: Интербук, 1997. - 550 с.
37. Шекспир У.Полное собрание сочинений. В 8 т. Т.5. / У. Шекспир / под ред. С.С. Динамова и др. М.: ACADEMIA, 1936.
38. Аверинцев, С.С. Вещунья, свидетельница, плакальница / С.С. Аверинцев // Родина. 1989. - №5. - С.42.
39. Адамович, Г. Мои встречи с Анной Ахматовой / Г. Адамович // Звезда. -1989. -№6. -С.49-55.
40. Адамович, Г. Мои встречи с Анной Ахматовой / Г. Адамович. // Воспоминания о Серебряном веке / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. -М.: Республика, 1993. С.254-260.
41. Айхенвальд, Ю. Анна Ахматова / Ю. Айхенвальд. // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. -М.: Сов. писатель, 1991.
42. Альми, И.Л. О лирических сюжетах Пушкина в стихотворении Анны Ахматовой // «Свою меж вас оставив тень.»: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. Вып.З. - С.5-19.
43. Анреп, Б. О чёрном кольце / Б. Анреп // Литературное обозрение. 1989. -№5. - С.57-63.
44. Ардов, В.Е. Королева бродяга / В.Е. Ардов // Юность. - 1999. - №6. -С.2-5.
45. Ахматова в записях Дувакина / сост., вступ. ст. и коммент. О.С. Фигурновой. М.: Наталис,1999. - 367 с.
46. Ахматова, А. Автобиографическая проза / А. Ахматова // Литературное обозрение. 1989. - №5. С.7.
47. Ахматова, A.: Pro el contra: Антология / А. Ахматова; сост., вступ. ст., примеч., Св. Коваленко. СПб.: РХГИ,2001. - 964 с.
48. Бабаев, Э. Трилистник (о поэзии Ахматовой) / Э. Бабаев // Вопросы литературы. 1996. - №3. - С.304-317.
49. Бабаев, Э.Г. «Одна великолепная цитата»: Цитаты в творчестве А. Ахматовой / Э.Г. Бабаев // Русская речь. 1993. - №3. - С.3-6.
50. Бабаев, Э.Г. Воспоминания / Э.Г. Бабаев. СПб.: ИНАПРЕССДООО. - 333 с.
51. Бабаев, Э.Г. Пушкинские страницы Анны Ахматовой / Э.Г Бабаев // Новый мир. 1987.- №1. - С.153-166.
52. Баженов, М.Н. «Свою меж вас ещё оставив тень.». Москва и москвичи в судьбе А. Ахматовой / М.Н. Баженов // Русская словесность. 1993. - №5. - С.69-75.
53. Бергольц, О. Военные стихи А. Ахматовой / О. Бергольц // Знамя. 2001. -№10. - С.139-149.
54. Берштейн, И.А. Скрытые поэтические циклы в творчестве Анны Ахматовой / И.А. Берштейн // Изв. А.Н. СССР. Сер. лит. и яз. 1989. -Т.48,№5. - С.418-423.
55. Бобышев, Д.В. Ахматова и эмиграция / Д.В. Бобышев // Звезда. 1991. -№2. - С.177-181.
56. Бродский, И. Скорбная муза / И. Бродский // Юность. 1989. - №6.- С.65-68.
57. Бурдина, С.В. «Полночная гофманиана» поэмы А.А. Ахматовой «Путём всея земли» / С.В. Бурдина // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, Филология. -2002.-№3.-С.121-128.
58. Бурдина, С.В. «Реквием» А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы / С.В. Бурдина // Вестник Моск. ун. Сер. 9, Филология. 2003. - №5. - С. 148-158.
59. Бурдина, С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием» / С.В. Бурдина // Филологические науки. 2001. - №6. - С. 312.
60. Виленкин, В. Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой / В. Виленкин // Вопросы литературы. 1994. - Вып.1. - С.57-76.
61. Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. М.: Сов. писатель, 1991. - 718с.
62. Герштейн, Э. А. Ахматова и JI. Гумилёв: размышление свидетеля / Э.А. Герштейн // Знамя. 1995. - №9. - С. 152.
63. Гончарова, Н.Г. «Фаты лебедей» А. Ахматовой / Н.Г. Гончарова. -М.;СПб.: Летний сад,2000. 677 с.
64. Грякалова, Н.Ю. Фольклорная традиция в поэзии А. Ахматовой / Н.Ю. Грякалова // Русская литература. 1982. - №1. - С.47-63.
65. Жирмунский, В.М. Творчество Ахматовой / В.М. Жирмунский; вступ. ст. Е. Эткинда. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние,1973. - 184 с.
66. Жолковский, А. А. Ахматова 50 лет спустя / А.А. Жолковский // Звезда. - 1996. - №9. - С.211-227.
67. Кац, Б. «Скрытые музыки» в ахматовской «Поэме без героя» / Б.Кац // Советская музыка. 1989. - №2.С.69-75.; №6. - С.97-106.
68. Кац, Б. Дальнее эхо. Отзвуки творчества Шумана в ахматовской «Поэме без героя» / Б.Кац // Литературное обозрение. 1989. - №5. - С.76-81.
69. Кац, Б.А. Анна Ахматова и музыка: исследовательские очерки / Б.А. Кац, Р.Д. Тименчик. Л.: Сов. Композитор, Ленингр. отд-ние,1989. - 334 с.
70. Кихней, Л.Г. Мотив святочного гадания на зеркале как семантический ключ к «Поэме без героя» А. Ахматовой / Л.Г. Кихней // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1996. - №2. - С.27.
71. Кихней, Л.Г. «Поэма без героя» А. Ахматовой и поэтика постмодернизма / Л.Г. Кихней, О.Р. Тимиришина// Вестник Моск. ун-та. Сер.9,Филология. -2002. -№3. С.53-64.
72. Колобаева, Л.А. Ахматова и Мандельштам / Колобаева Л.А. // Вестник Моск. ун-та. Сер.9,Филология. 1993. - №2. - С.3-11.
73. Коржавин, Н. Анна Ахматова и «серебряный век» / Н. Коржавин // Новый мир. 1989. -№7. -С.240-261.
74. Королёва, Н.В. «Могла ли Биче словно Дант творить.» / Н.В. Королёва // «Свою меж вас ещё оставив тень.»: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. -Вып.З. - С.93-111.
75. Кралин, М.М. «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» / М.М. Кралин // Русская литература. 1989. - №3. - С.97-108.
76. Кралин, М.М. Победившее смерть слово: статьи об Ахматовой и воспоминания о её современниках / М.М. Кралин. Томск: Водолей, 2000.-383 с.
77. Кузьмин, А.И. «Царскосельская статуя» А.Ахматовой о влиянии творчества Пушкина на поэзию Ахматовой. / А.И. Кузьмин // Русская речь. 1979. -№1.
78. Курт, А. «Гость из Будущего» / А. Курт // Литературное обозрение. -1989. -№5. -С.78.
79. Левинсон, А. Анна Ахматова русская Марселина / А. Левинсон // Литературное обозрение. - 1989. - №5. - С.52-56.
80. Лекманов, О.А. Н. Гумилёв в «Реквиеме» А. Ахматовой / О.А. Лекманов // Русская речь. 2000. - №3. - С.26-28.
81. Лелина, В. Петербургские тупики / В: Лелина // Нева. 1998. - №3.-С.240-245.
82. Лиспянская, И. «У шкатулки ж тройное дно.»: заметки о «Поэме без героя» / И. Лиснянская // Литературное обозрение. 1989. - №5. - С.34-36
83. Лиснянская, И.Л. Музыка «Поэмы без героя» Анны Ахматовой / И.Л. Лиснянская. М.: Худ. лит., 1991. — 155 с.
84. Лиснянская, И.Л. Новогодняя ночь: из книги «Музыка» / И.Л. Лиснянская // Литературная учёба. 1993. - Кн.2.- С.210-218.
85. Лосев, Л.В. «Страшный пейзаж»: маргиналии к теме Ахматова / Достоевский / Л.В. Лосев // Звезда. 1992. - №8. - С.148-155.
86. Лукницкий, П.Н. Дневник / П.Н. Лукницкий // Наше наследие. 1989. -№3. - С.68-81.
87. Мейлах, М.Б. Ахматова и Данте / М.Б. Мейлах, В.Н. Топоров // Interrationale journal ot Slavie linquistics and poetics. Monbon. 1972. - T XV. - C.46.
88. Молок, Ю. Вокруг ранних портретов / Ю.Молох //Литературное обозрение.- 1989.- №.5. С.81-83.
89. Мочульский, К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой / К. Мочульский // Литературное обозрение. 1989. - №5. - С.44-52.
90. Найман, А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. /А.Г. Найман. М.: ВагриусД999.-431 с.
91. Об Анне Ахматовой: стихи. Эссе. Воспоминания. Письма / сост. М.М. Кралин. Л.: Лениниздат,1990. - 574 с.
92. Полтавцева, Н.Г. Анна Ахматова и культура «серебряного века» («Вечные образы» культуры в творчестве Анны Ахматовой) / Н.Г. Полтавцева// Царственное слово: ахматовские чтения. М.,1992. Вып.1.
93. Попова, Н.И. А. Ахматова и Фонтанный Дом / Н.И. Попова, О.Е. Рубинчик. СПб.: Невский диалект,2000. - 159 с.
94. Приходько, И.С. Мифопоэтика «Песии судьбы» А. Блока / И.С. Приходько // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1993. - Т.52, № 6-С. 38-51.
95. Пьяных, М. «Меня, как реку, суровая эпоха повернула»: о поэзии А.Ахматовой второй половины 30-х -первой половины 40-х гг. / М. Пьяных // Звезда. 1989. - №6. - С. 145-201.
96. Рецептер, В. «Это для тебя на всю жизнь» А. Ахматова и «шекспировский вопрос» / В. Рецептер // Вопросы литературы. 1987.-№3. - С.195- 210.
97. Рожицин, В. Птица-тоска: (о стихах Анны Ахматовой) / В. Рожицин // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. — М.: Сов. писатель, 1991.
98. ЮЗ.Руденко, М.С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой / М.С. Руденко // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1995. - №4. - С.66-77.
99. Симченко, О.В. Тема памяти в творчестве А. Ахматовой / О.В. Симченко // Изв. АН СССР. Сер. лит и яз. 1985. - т.44, №6. - С.506-517.
100. Синельников, М. Там, где сочиняют сны / М. Синельников // Знамя. -2002. -№7. -С.151-176.
101. Сомова, С. Тень на глиняной стене: Ахматова в Ташкенте. 4.2 / С. Сомова//Москва. 1986. -№10. - С. 180-187.
102. Срезневская, B.C. Воспоминания / B.C. Срезневская // Искусство Ленинграда. 1989. - №2. - С.45-58.
103. Степанов, А. Петербург Ахматовой / А. Степанов // Нева. 1991. - №2. -С.180-184.
104. Тайны ремесла: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992,- Вып. 2.-281 с.110. «Таким я вижу облик Ваш и взгляд» // Литературное обозрение. 1989. -№5. - С.37 -44.
105. Тименчик, Р. Неизвестное стихотворение Ахматовой / Р. Тименчик // Октябрь. 1989. -№10.-С. 182-184.
106. Тименчик, Р. О «библейской» тайнописи у Ахматовой / Р. Тименчик // Звезда. 1995. - №10. - С.201-207.
107. Тименчик, Р. О трудах и днях Ахматовой / Р. Тименчик // Новое литературное обозрение. 1998. - №1. - С.409-428.
108. Тименчик, Р. После всего / Р. Тименчик // Литературное обозрение. -1989. №5.-С. 22-25.
109. Тименчик, Р.Д. Неопубликованные прозаические заметки Анны Ахматовой / Р.Д. Тименчик // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1984. -Т.43, №1. - С.65-76.
110. Тропкина, Н.Е. Фольклоризм в творческих исканиях А. Ахматовой: автореферат дис. . канд. филол. наук / Н.Е. Тропкина. Л.:ЛГПИ,1985. -18 с.
111. Урбан, А. Образ Анны Ахматовой / А. Урбан // Звезда. 1989. - №6. -С.8-18.
112. Финкельберг, М. О герое «Поэмы без героя» / М. Финкельберг // Русская литература. 1992. - №3. - С.207-224.
113. Фрезинский, Б. Эренбург и Ахматова: взаимоотношения, встречи, письма, автографы, суждения / Б. Фрезинский // Вопросы литературы. -2002. №2. - С.243-291.
114. Хазан, В.И. «.Одна великолепная цитата»: о некоторых параллелях в творчестве О.Мандельштама и А. Ахматовой / В.И. Хазан // Филологические науки. 1993. - №1. - С.19-31.
115. Хейт, А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие / А.Хейт // А. Хейт. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой: пер с англ. / предисл. А. Наймана; коммент. В. Черных. М.: Радуга,1991. - 382 с.
116. Хлодовский, Р.И. Анна Ахматова и Данте / Р.И. Хлодовский // «Свою меж вас оставив тень.»: ахматовские чтения- М.: Наследие, 1992. -Вып.З. С.75-91.
117. Ходасевич, В. Бесславная слава / В.Ходасевич // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. -М.: Сов. писатель, 1991.
118. Царственное слово: ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. - Вып.1. -234 с.
119. Цивьян, Т.В. Кассандра, Дидона, Федра / Т.В. Цивьян // Литературное обозрение. 1989. - №5.
120. Червинская, О.В. Мифотворчество А. Ахматовой / О.В. Червинская // Вопросы русской литературы. Республиканский научный сб. Львов, 1989.-Вып. 2(54). - С.3-12.
121. Чуковская, JT.K. «После конца»: из «ахматовского» дневника / Л.К. Чуковская // Знамя. 2003. - №1. - С. 154-167.
122. Чуковская, Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т.1. / Л.К. Чуковская // Нева. 1989. - №6.-С. 3-74.
123. Чуковская, Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т.2. / Л.К. Чуковская // Нева. 1993. - №4,7,9. - С.57-123.
124. Чуковская, Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Т.З / Л.К. Чуковская // Нева. 1996. -№8,9,10.
125. Чуковский, К.И. Ахматова и Маяковский // Воспоминания об Анне Ахматовой / сост. В.Я. Виленкин; коммент. А.В. Курт, К.М. Поливанова. -М.: Сов. писатель, 1991.
126. Эткинд, Е. «.Как Феникс из пепла»: поэзия А. Ахматовой на Западе. Германия и Франция / Е. Эткинд // Иностранная литература. 1989. - №2. - С.226-232.
127. Раздел 3. Теория и история литературы и искусства
128. Абашеев, В.В. Пермь как текст: Пермь в русской культуре и литературе XX века / В.В. Абашев. Пермь,2000.
129. Аверинцев, С.С. «Но ты, священная свобода.»: отзвуки Великой французской революции в русской культуре / С.С. Аверинцев // Новый мир, 1989. - №7.-С.185-188.
130. Алексеев, М.П. Русская культура и романский мир: избр. труды / М.П. Алексеев; отв. ред и авт. послеслов. Ю.Б. Виппер, П.Р. Заборов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 542 с.
131. Алпатов, М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1976. - 287 с.
132. Алпатов, М.В. Этюды по всеобщей истории искусства / М.В. Алпатов // Избран, искусствоведческие работы. Западно-европейское искусство.
133. Русское и советское искусство / вступ. ст. Д.И. Сарабьянова. М.: Сов. художник, 1979. - 287 с.
134. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. М.: Изд-во МГУ, 1980. -249 с.
135. Андреев, Л.Г. История французской литературы: учеб. для филол. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косяков. М.: Высшая школа,1987. - 542 с.
136. Аникст, А. А. Творчество Шекспира / А.А. Аникст. М.: Изд. худ. лит.,1963. - 615 с.
137. Анненков, П.В. Парижские письма / П.В. Анненков. М.: Наука, 1983. -608 с.
138. Аркин, Д. Париж. Архитектурные ансамбли города / Д. Аркин; М.: Искусство, 193 7.
139. Асоян, А.А. Достоевский и Вл. Ходасевич: идеологемы «Европейской ночи» //Ф.М. Достоевский и современность. Актуальные вопросы изучения творчества: Сб. науч. статей и материалов. Сургут,2002.
140. Асоян, А.А. Орфей и Эвридика / А.А. Асоян // Гуманитарные исследования: ежегодник: сб. научн. ст. / под ред. А.А. Асояна. -Омск, 1999. -Вып.4, Кн.1.
141. Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу. В Зт. / А. Афанасьев. М.: Индрик,1994.- Т1. - 800 с.
142. Мб.Баканова, Т.П. Поль Верлен и Артур Саймонз: из истории англофранцузских связей / Т.П. Баканова // Филологические науки. 1987. -№6. - С.34-39.
143. Балашова, Т.В. Александр Блок и Франция / Т.В. Балашова // Русская литература. 1974. - №2. - С. 74-82.
144. Балашова, Т.В. Французская поэзия XX века / Т.В. Балашова. М.: Наука,1982. -390 с.
145. Бауэр, Ф. Энциклопедия символов / Ф. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин; пер. с нем. Г. Гаева. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 502 с.
146. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин- М.: Худ. лит., 1986.-541 с.
147. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986.- 445 с.
148. Белавина, Е.М. Верлен: музыка воображаемого / Е.М. Белавина // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, Филология. 2002. - №6. - С.56-69.
149. Белоусов, Р. Дельфина Деламар и Эмма Бовари: к истории создания романа / Р. Белоусов// Литературная учёба. 1981. - №6. - С. 225-229.
150. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. / А.Н. Бенуа; изд. подгот. Н.И. Александровой и др.; предисл. Д.С. Лихачёва; послеслов. Ю. Стернин. -М.: Наука, 1980. Т. 1, кн. 1,2,3.-711 с.
151. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. / А.Н. Бенуа; изд. подгот. Н.И. Александровой и др.; предисл. Д.С. Лихачёва; послеслов. Ю. Стернин. -М.: Наука, 1980. -Т.2, кн.4,5,- 743 с.
152. Берберова, Н. Курсив мой: автобиография / Н. Берберова; ред. В.П. Кочетов; вступ. ст. Е.В. Витковского; коммент. В.П. Кочетова, Г.И. Мосешвили. М.: Согласие, 1996. - 735 с.
153. Бердслей, О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее / О. Бердслей; вступ ст., сост. текстов, примеч. А. Басманова. М.: Игра-техника, 1992. - 287 с.
154. Бердяев, Н.А. Эрос и личность: философия пола и любви / Н.А. Бердяев. М.: Прометей, 1989. - 159 с.
155. Берлин, И. Встречи с русскими писателями в 1945-1956 гг. / И. Берлин //Звезда, 1990. - №2.
156. Блок, A.: Pro et contra: личность и творчество Александра Блока в критике и мемуарах современников: антология / А. Блок; сост., вступ. ст., примеч. Н.Ю. Грякаловой. Спб.: РХГИ,2004. - 735 с.
157. Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX нач. XX в. / В.И. Божович; отв. ред. А.В. Бартошевич. - М.: Наука, 1987. - 319 с.
158. Бокадорова, Н.Ю. А.С. Пушкин и Жермена де Сталь как реформаторы литературной куль туры / Н.Ю. Бокадорова // Филологически науки -1999. №6.
159. Борисовская, Н.А. Лев Бакст / Н.А. Борисовская. М.: Искусство. 1979. - 119 с.
160. Брюсов, В. Поль Верлен / В. Брюсов // Верлен П. Избранное: пер. с франц. / П.Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яспова. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - С.393-402.
161. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.:Республика,1994. - 415 с.
162. В мире Блока: Сб. статей / сост. А. Михайлова, С. Леспевской. М.: Сов. писатель, 1980. - 535 с.
163. Виленкин, В. Я. Амедео Модильяни / В.Я. Виленкин. М.: РеспубликаД996. - 267 с.
164. Винникова, Г.Э. Тургенев и Россия / Г.Э. Винникова. М.: Сов. Россия, 1986.-411 с.
165. Владимирова, М.М. Романный цикл Золя «Ругон Маккары»: художественное и идейно- философское единство / М.М. Владимирова. -Саратов,1984. 257 с.
166. Вольперт, Л.И. Пушкин в роли Пушкина: творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль / Л.И. Вольперт. М.: Языки русской культуры, 1998. - 327 с.
167. Вышеславцев, Б.П. Этика преображённого Эроса / Б.П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и коммент. В.А. Сапова. М.: Республика, 1994.-368 с.
168. Вяземский, П.А. Записные книжки (1813-1848) / П.А. Вяземский; изд. подгот., послеслов. B.C. Нечаевой. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. -507 с.
169. Галанов, Б.Е. Души изменчивой приметы.: литературно-критические очерки / Б.Е. Галанов. М.: Сов. писатель, 1982. - 247 с.
170. Гаспаров, M.JI. Поэт и культура (три поэтики О. Мандельштама) / M.JI. Гаспаров // Гаспаров, M.JI. Избранные статьи / M.JI. Гаспаров. М.: Новое литерат. обозрение, 1995. - С.327-371.
171. Гаспаров, M.JI. Поэтика серебряного века / M.JI. Гаспаров // Русская поэзия серебряного века 1890-1917:Антология / сост. И. Багдасарьян и др.. М.: Наука,1993. - С.5-44.
172. Гершензон, М.О. Грибоедовская Москва / М.О. Гершензон // Грибоедов А.С. Горе от ума. М.,1994. - С. 119- 215.
173. Гзовская, О. А.А. Блок в московском театре: о работе над постановкой пьесы А.А. Блока «Роза и крест» / О. Гзовская // Русская литература. -1961. №3. - С.197-205.
174. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII в.: учеб. для вузов. / Г.А. Гуковский; вступ. ст. А. Зорина. М.: Аспект Пресс, 1999. - 453 с.
175. Гумилёв, Н.С. «Наследие символизма и акмеизм» / Н.С. Гумилёв // Гумилёв Н.С. В огненном столпе / Н.С. Гумилёв; вступ. ст., сост., лит,-ист. коммент. B.JI. Полушина. М.: Сов. Россия,1991. - С. 294-298.
176. Гумилёв, Н.С. Поэзия Бодлера / Н.С. Гумилёв // Гумилёв Н.С. В огненном столпе / Н.С. Гумилёв; вступ. ст., сост., лит.-ист. коммент. В.Л. Полушина. М.: Сов. Россия,1991. - С.322-327.
177. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский; сост., послеслов. и коммент. С.А. Вайгачёва. М.: Книга, 1991. - 574 с.
178. Дарио, Р. Поль Верлен / Р. Дарио // Иностранная литература 1996 .№7. - С.201-203.
179. Дживелегов, А.К. Итальянская народная комедия / А.К. Дживелегов. / отв. ред. А.А. Губер. -М.Изд-во Академии, наук. СССр,1954. 296 с.
180. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы: пер. со словац. / Д. Дюришин; предисл. Ю.В. Богданова. М.: Прогресс, 1979. -320 с.
181. Дягилев С.П. и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2т. Т.1. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. М.: Изобр. искусство, 1982.- 493 е.,
182. Дягилев С.П. и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2т. Т.2. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. М.: Изобр. искусство, 1982.- 574 с.
183. Егоров, Н.С. А.П. Чехов во Франции / Н.С. Егоров. Л.:Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1975. - 59 с.
184. Ерофеев, В. Миф Чехова о Франции / В. Ерофеев // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука, 1992. - С. 19-25.
185. Жирмунская, Н. Жерар де Нерваль. Судьба и творчество. // Нерваль Ж.де. Дочери огня. Новеллы. Стихотворения / Ж. де Нерваль. Л., 1985. -С.3-26.
186. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы: избр. труды / В.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние,1978. -423 с.
187. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии / В.М. Жирмунский. СПб.: Азбука-классика,2001. - 485 с.
188. Заборов, П.Р. Русская литература и Вольтер: XIII первая треть XIX в / П.Р. Заборов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 246 с.
189. Зарубежная литературная критика: вопросы теории и истории: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ,1985. - 123 с.
190. Затонский, Д.В. Европейский реализм XIX в.: Линии и лики / Д.В. Затонский Киев: Наук, думка, 1994. - 279 с.
191. Затонский, Д.В. Искусство романа и XX в./ Д. В.Затонский М.: Худ. лит., 1973. ~ 535 с.
192. Зенкин, С.Н. Работы по французской литературе / С.Н. Зенкин. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 1994. 317 с.
193. Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях /Н.Ф. Золотницкий. -Репринтное воспроизведение. -М.: Агропромиздат.,1991. 297 с.
194. Зурабян, Т. Краски разных времён / Т. Зурабян. М.: Сов. Россия, 1970. -206 с.
195. История русской литературы: XX века. Серебряный век / под ред. Ж.Нива и др.. М.: Прогресс- Литера, 1995. - 704 с.
196. Кайуа, Роже Миф и человек. Человек и сакральное: пер. с фр. / Роже Кайуа; вступ. ст. С.Н. Зенкипа. М.: ОГИДООЗ. - 293 с.
197. Калитина, Н.Н. Встречи с искусством Франции / Н.Н. Калитина. Л.;М.: Искусство, 1963. - 159 с.
198. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; вступ. ст. Г. П. Макогоненко, примеч. М.В. Иванова. М.: Правда, 1988. - 540 с.
199. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; вступ. ст. и примеч. В.А. Грихина. М.: Сов. Россия, 1983. - 511 с.
200. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника / Н.М. Карамзин; изд подгот. и примеч. Ю. М. Лотмана. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984.-717 с.
201. Карко, Ф. Верлен / Ф. Карко; пер. с франц. Е.В. Баевской. СПб.: Искусство-СПб., 1999. - 229 с.
202. Карсавина, Т.П. Театральная улица. Воспомииания: пер. с анг. / Т.П. Карсавина; предисл. В. Красовской. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971. - 247 с.
203. Катаев, В. Франция в судьбе Чехова / В. Катаев // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука,1992. - С.8-19.
204. Керлот, Х.Э. Словарь символов / Х.Э. Керлот. М.: Refl-book,1994. -604 с.
205. Кирнозе, З.И. Страницы французской классики / З.И. Кирнозе. М.: Просвещение, 1992. - 223 с.
206. Климец, И.В. Жанр и стиль Ги де Мопассана: автореф. дисс. канд. фил. наук И.В. Климец. Л., 1982. - 18 с.
207. Князевская, Т. Образ Франции / Т. Князевская // Чеховиана: Чехов и Франция. М.: Наука,1992.- С. 25-32.
208. Коваленко, Ю.И. Москва Париж: очерки о русской эмиграции; профили и силуэты: очерки / Ю.И. Коваленко. - М.: Известия, 1991. - 381 с.
209. Кокто, Ж. Портреты воспоминания / Ж.Кокто; пер. с фр. В. Кадышева, Н. Мавлевич; сост., предисл. И коммент. В. Кадышева. - М.: Известия, 1985.- 159 с.
210. Костиков, Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» / Г.К. Косиков / Г.К. Костиков // Бодлер, Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники: пер. с франц. / Ш. Бодлер. М.: Изд-во,1993. - С. 5-40.
211. Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон / Г.К. Костиков // Поэзия французского символизма. М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.5-62.
212. Кравчук, А. Закат Птолемеев / А. Кравчук; перевод с польского, послесл. А. Павловской. М.: Наука, 1973.- 216 с.
213. Красовская, В.М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы / В.М. Красовская. Л.;М.: Искусство, 1964. - 218 с.
214. Креспель, Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо 1900-1910 / Ж.-П. Креспель; перевод с фр. Т.В. Балашовой; под ред. Л.И.
215. Кайсаровой; науч. ред. и предисл. А.П. Лавандовского. М.: Молодая гвардия: Классик,2000. - 246 с.
216. Крючкова, В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870-1900 / В.А. Крючкова.- М.:Искусство,1994.
217. Кучборская, Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции / Е.П. Кучборская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 426 с.
218. Лекманов, О. Из заметок об акмеизме / О. Лекманов // Новое литературное обозрение . 1998. - №31. - С.263-271.
219. Лекманов, О. Из заметок об акмеизме / О. Лекманов // Новое литературное обозрение. 2000. - №41. - С.218-228.
220. Лекманов, О.А. Книга об акмеизме и другие работы / О.А. Лекманов. -Томск: Водолей,2000. 704 с.
221. Лившиц, Н.А. Французское искусство XV-XVIII вв.: очерки / Н.А. Лившиц. Л.: Сов. художник, 1967. - 167 с.
222. Липатов, В. Крылатый путник / В. Липатов// Юность. 1994. - №9. -С.66.
223. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / собр. текстов, вступ. ст. и общ. ред. А.С. Дмитриева. М.,1980. - 638 с.
224. Лотман, Ю.М. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функции переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. -СПб.,1997. С. 168-176.
225. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние,1972. - 271 с.
226. Лотман, Ю.М. Карамзин. Сотворение Карамзина: статьи и исследования 1957-1990. Заметки и рецензии / вступ. ст. Б.Ф. Егорова / Ю.М. Лотман. -СПб.:Искусство-СПб., 1997. 832 с.
227. Лотман, Ю.М. Литература в контексте русской культуры XVIII века / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю.М. Лотман.-СПб.: Искусство-СПб., 1997.- С. 118-168.
228. Лотман, Ю.М. Русская литература на французском языке / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В Зт.Т.2. Статьи по истории русской литературы XVIII первой половины XIX века / Ю.М. Лотман. -Таллинн: «Александра», 1992. - С.350-369.
229. Лотман, Ю.М. Текст как семиотическая проблема / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллинн: «Александра», 1992. - С. 129-248.
230. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллинн: «Александра», 1992. - С. 191-200.
231. Лотман, Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю.М. Лотман // Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.Т.2. Статьи по истории русской литературы XVIII первой половины XIX века / Ю.М. Лотман. - Таллинн: «Александра», 1992. - С. 9-22.
232. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.
233. Лотман, Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. Спб., 1998. - С.423-436.
234. Лотмановский сборник. В 2т. Т.2.; / ред.- сост. Е.В. Пермяков. М.: Изд-во РГГУ,1995.-860 с.
235. Лувр. Париж: альбом. / авт. текста и сост. Ю. Золотов. М.: Изобр. искусство, 1971. - 191с.
236. Лувр. Париж. Musee du Louvre: скульптура: альбом. / сост. и авт. текста. З.Г. Борисова. М.: Изобр. искусство, 1984 - 130с.
237. Лурье, А. Детский рай. / А. Лурье // Воспоминания о Серебряном веке; / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1993. - С.273-280.
238. Малларме, С. Лебедь. / С. Малларме // Литературная учёба. 1981. - №5.
239. Мандельштам, Н.Я. Воспоминания / Н.Я. Мандельштам; послесл. Н. Панченко; примеч. А. Морозова. М.: Книга, 1989. - 478 с.
240. Мандельштам, Н.Я. Воспоминания / Н.Я. Мандельштам; ред. В. Кочетов; предисл. Н. Панченко; примеч. А. Морозова. М.: Согласие, 1989. - 552 с.
241. Мандельштам, Н.Я. Вторая книга: воспоминания об О. Мандельштаме и его литературном окружении / Н.Я. Мандельштам; подгот. текста, предисл., примеч. М.К. Поливанова. М.: Московский рабочий, 1990. -559 с.
242. Мандельштам, О.Э. Слово и культура: сб. / О.Э. Мандельштам; сост. и примеч. П. Нерлера; вступ. ст. М.Я. Полякова. М.: Советский писатель, 1987. - 319 с.
243. Мартен-Фюжье, А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж», 1815-1848 / А. Мартен-Фюжье; пер. с фр. В.А. Мильчиной, О.Э. Гринберг; вступ. ст. В.А. Мильчиной. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.-487 с.
244. Медведев, П.Н. «Роза и крест» / П.Н. Медведев // Медведев П.Н. В лаборатории писателя / вступ. ст. С. Добина. Л.: Сов. писатель, 1971. -С.234-278.
245. Меднис, Н.Е. Венеция в русской литературе / Н.Е. Меднис. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. 392 с.
246. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 частях. / В.Э. Мейерхольд; сост., ред. текстов и коммент. А.В. Февральского, общ. ред. и вступ. ст. Б.И. Ростоцкого. М.: Искусство, 1968.- 4.1, 1891-1917. - 350 е.,
247. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 частях. / В.Э. Мейерхольд; сост., ред. текстов и коммент. А.В. Февральского, общ. ред. и вступ. ст. Б.И. Ростоцкого. М.: Искусство, 1968. - 4.2, 1917-1939. - 643 с.
248. Мейлах, М.Б. Язык трубадуров/ М.Б. Мейлах. -М.: Наука, 1975.-239 с.
249. Мерсье, J1.-C. Картины Парижа: пер. с фр. / Л.-С. Мерсье; М.: «Прогресс-Академия», 1995. - 400 с.
250. Минц, З.Г. Блок и русский символизм: избр. труды. В 3 кн. Кн. 1. Поэтика Александра Блока. / З.Г. Минц. СПб.: Искусство-СПб., 1999. -727 с.
251. Минц, З.Г. Блок и русский символизм: избр. труды. В 3 кн. Кн.2. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПб.,2000. - 783 с.
252. Минц, З.Г. Блок и русский символизм: избр. труды. В 3 кн. Кн.З. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПб., 2004. - 478 с.
253. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
254. Моруа, А. Литературные портреты / А. Моруа; пер. с фрапц; сост. и авт. предисл. Ф. Нарпирьер. М.: Прогресс, 1970. - 454с.
255. Моруа, А. Поль Верлен / А. Моруа // Иностранная литература. 1996.-№ 7. - С.204-207.
256. Москва Париж, 1900-1930: каталог выставки. В 2т. / ред. М.А. Бессонова и др.; предисл. В. Полевого. - М.: Искусство, 1981. Т. 1. - 1981. -383 е.; Т.2.- 1981.- 157 с.
257. Моэм, У.С. Искусство слова: о себе и других: литературные очерки и портреты / У.С. Моэм; вступ. ст. В.А. Скороденко. М.: Худ. лит., 1989. -398 с.
258. Муравьёва, О.С. Наполеон / О.С. Муравьёва// Звезда. 1999. - №1.
259. Мурьянов, М. Символизм розы в поэзии Блока / М. Мурьянов // Вопросы литературы. 1999. - Ноябрь- декабрь. - С. 98-128.
260. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе: пер.с англ. / В.В. Набоков; / под ред. В. Харитоновича. М.: Независимая газета, 1998.- С. 183-238.
261. Над Сеной и Уазой: Франция глазами французских писателей. Художественная публицистика: пер. с франц / сост. и авт. предисл. Т.В. Балашова; коммент. 3. Кирнозе, Т. Чугуновой. М.: Прогресс, 1985. - 524 с.
262. Назаренко, В. История одной встречи: о взглядах К. Станиславского на пьесу А. Блока «Роза и крест» / В. Назаренко // Москва. 1967. - №6. -С.21-217.
263. Наппельман, Л. Парабола Флобера / Л. Наппельман // Литературная учёба. 1983. - №3. - С. 191-194.
264. Науман, М. Литературное произведение и история литературы: сб. избр. работ: пер.с немец. / М. Науман; вступ. ст. С. Рожновского. М.: Радуга,1984. - С.308-326.
265. Нордау, М. Вырождение. Современные французы: пер. с немец.- М.: Республика, 1995. 400 с.
266. Носик, Б. Прогулки по Парижу. Левый берег и острова / Б.Носик. М.: «Радуга»,2001. -344 с.
267. Носова, В.В. Балерины: об А. Павловой и Е. Гельцер / В.В. Носова. -М.: Молодая гвардия, 1983. 286 с.
268. Огнева, Е.А. «Роза и крест» А. Блока: (автобиографические основы) / Е.А. Огнева // Русская литература. 1976. - №2. - С. 136-143.
269. Орлов, В.Н. Поэт и город: А. Блок и Петербург / В.Н. Орлов. Л.: Лениниздат,1980. - 270 с.
270. Орлова, Е. Николай Недоброво: судьба и поэзия / Е. Орлова// Вопросы литературы. 1998. - №1 (январь-февраль). - С. 134-155.
271. Париж изменчивый и вечный: сб. / сост. и авт. вступ. ст. и заключ. В.Е. Балаконов; сост. и авт. коммент. Н.И. Полторацкая. Д.: Изд-во ЛГУ, 1990. 629 с.
272. Пастернак, Б. Поль-Мари Верлен / Б. Пастернак // Верлен П. Избранное: пер. с фр. / П.Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яснова. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - С.402-406.
273. Пикассо. Графика Пикассо: альбом репрод. / авт. очерков о жизни и творчестве Пабло Пикассо И.Г. Эренбург и М. В. Алпатов. М.,1967.
274. Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. С.Я. Шейман.; сост., ред. и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль,2000. - 607 с.
275. Плутарх, Исида и Осирис. М., 2000.
276. Плющикова, Н.В. Раздел «Страшный мир» (1909 1916) в поэтической системе А. Блока / Н.В. Плющикова // Филологические науки. - 1988. -№1. - С.14-19.
277. Полушин, В.Л. Рыцарь русского Ренессанса / В.Л. Полушин // Гумилёв Н.С. В огненном столпе. М., 1991. С.5-50.
278. Поэтические течения в русской литературе к. XIX нач. XX в.: литературные манифесты и художественная критика: хрестоматия / сост. А.Г. Соколов. - М.: Высшая школа,1988. - 367с.
279. Райцес, В.И. Жанна д' Арк: популярный очерк / В.И. Райцес. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние,1959. - 96 с.
280. Райцес, В.И. Жанна д' Арк: факты, легенды, гипотезы / В.И. Райцес. -СПб.: Евразия, 2003. 243 с.
281. Рак, И.В. Легенды и мифы Древнего Египта / И.В. Рак. СПб.: Журнал «Нева»: Летний сад, 1999. - 191 с.
282. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. М.: Высшая школа, 1969. - С. 117-215.
283. Розанов, В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства / В.В. Розанов. Репринтное воспроизведение 2-го издания, 1913 г. - М.: Дружба народов, 1990. - 297 с.
284. Розанов, В.В. Метафизика христианства / В.В. Розанов. М.: ООО «Изд-во АТС»: Харьков: «Фолио», 2001. - 544 с.
285. Россия XVIII в. глазами иностранцев: сб. / подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.А. Лимонова. Л.: Лениниздат,1989. - 542 с.
286. Русская литература XX века. 1890-1910. / под ред. С.А. Венгерова. -М.:ХХ1 век Согласие,2000. - Кн. 1- 511 с.
287. Русская литература XX века.1890-1910. / под ред. С.А. Венгерова. -М.:ХХ1 век Согласие,2000. - Кн. 2. Т.2,3 - 471 с.
288. Русская литература XX века: исследования американских учёных: сб. ст.; пер. с анг. / ред. Б.Аверин, Э. Нитраур. Спб.: Петро-РИФ: Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1993. - 574 с.
289. Русская поэзия серебряного века: 1890-1917: антология; / сост. И. Багдасарьян и др.; вступ. ст. М.Л. Гаспарова. М.:Наука,1993. - 782 с.
290. Сартр, Ж.-П. Ситуации: антология литературно- эстетической мысли / Ж.-П. Сартр; сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир,1997. -С.353-364.
291. Сент-Бёв, Ш. Литературные портреты: пер. с франц. / Ш. Сент-Бёв; сост. авт. ст. и коммент. М. Трескунова. М.,1970. - С.448-465.
292. Слонимский, Ю. Фокин и его время / Ю.Слонимский // Фокин, М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма / М.М. Фокин. Л.-М.Д967.
293. Сон и смерть // Мифы в искусстве. Старом и новом (по Рене Менару). -М.,1993. С.29-36.
294. Стилистические проблемы французской литературы: сб. науч. статей / ред. В.П. Григорьев. Л.: ЛГПИ,1975. - С.176-190.
295. Страда, В. Москва Петербург - Москва / В. Страда // Лотмановский сборник. -М., 1995. - Т.2. - С.503-515.
296. Томашевский, Б.В. Пушкин и Франция / Б.В. Томашевский; предисл. В. Бурсова. Л.: Сов. писатель, 1960. - 498 с.
297. Топер, П. Трагическое в искусстве XX в./ П. Топер // Вопросы литературы. 2000. - №2. - С. 3-46.
298. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.: исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.
299. Топоров, В.Н., Цивьян Т.В. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама / В.Н. Топоров, Т.В. Цивьян. М., 1990.
300. Флоровская, О.В. Мопассан новеллист / О.В. Флоровская; ред. Д.К. Царик. - Кишинёв:Штиинца, 1979. - 91 с.
301. Фокин, М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма / М.М. Фокин; ред., сост. и авт. вступ. ст. Ю.И. Слонимский, коммент. П.С. Линде и др. Л.;М.: Искусство, 1967. - 639 с.
302. Фрейд, 3. Художник и фантазирование: пер. с немец. / под ред. Р.Ф. Додельцева и др. / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995. - 400 с.
303. Халфина, Н.Н. Культурно-исторические мотивы в творчестве И.С. Тургенева / Н.Н. Халифна // Художественные процессы в русской культуре 2-й половины XIX в. / ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1984. -190 с.
304. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм: система поэтических символов. Ранний символизм / А. Ханзен-Лёве; пер. с нем. С. Бромерло и др. / ред. А.В. Лавров. СПб.: Академ, проект, 1999. - 507 с.
305. Художники русского театра. 1880-1930. М.: Искусстов,1994. - 423 с.
306. Цвейг, С. Жизнь Поля Верлена / С. Цвейг // Нева.- 1991. №9. 312.Чалмаев, В.А. Иван Тургенев / В.А. Чалмаев. - М.: Современник, 1986.-396 с.
307. Чегодаев, А. Мои художники: избр. статьи об искусстве от времён Древней Греции до двадцатого века / А. Чегодаев; вступ. ст. А. Аникста.-М.: Художник, 1974. С.155-158.
308. Чегодаев, А.Д. Наследники мятежной Вольности: Пути художественного творчества от Великой французской революции до середины девятнадцатого столетия / А.Д. Чегодаев. М.: Искусство, 1989. -302 с.
309. Чернейко, Н.Г. Движение мира у А. Блока / Н.Г. Чернейко // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, Филология. 1993. - №1. - С.51-56.
310. Шарафадина, К.И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской эпохи (источники, семантика, формы): Научная монография / К.И. Шарафадина. СПб.: Петербургский институт печати,2003. - 320 с.
311. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения: пер. с англ. Ш.А. Богиной и др. / отв. ред. В.Я. Петрухин/ М. Элиаде. М.: Ладомир, 1999.-488 с.
312. Элиаде, М. Трактат по истории религий. В 2т. / М. Элиаде; пер. с франц. А. Васильева.- СПБ.:Алетейя, 1999. Т.1- 392 е.,
313. Элиаде, М. Трактат по истории религий. В 2 т. / М. Элиаде; пер. с франц. А. Васильева.- СПБ.: Алетейя,1999. Т.2.-415 с.
314. Эренбург, И.Г. Портреты русских поэтов / И.Г. Эренбург; подгот. А.И. Рубашкин, отв. ред. М.Ф. Пьяных. СПб.: Наука,2002. - 351 с.
315. Эренбург, И.Г. Французские тетради: Заметки и переводы / И.Г. Эренбург. М.Сов. писатель, 1959. - 221 с.
316. Эткинд, Е. Лирика Поля Верлена / Е. Эткинд // Верлен П. Избранное. -М.,1999. С.406-418.
317. Эткинд, Е. Пушкин и Ламартин / Е. Эткинд // Русская литература . -1999.-№2.
318. Ярустовский, Б.М. Игорь Стравинский / Б.М. Ярустовский. М.: Сов. композитор, 1969. - 319 с.
319. Ярустовский, Б.М. Игорь Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества / Б.М. Ярустовский. М.: Сов. композитор, 1963. - 294 с.
320. Яснов, М. Миры Поля Верлена / М. Яснов // Верлен П. Избранное: пер. с франц. / П. Верлен; сост., вступ. ст., коммент. М. Яснова. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1999. - С.5-19.