автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Парижский университет в культуре Франции XVII в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Дефорж, Валерий Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Парижский университет в культуре Франции XVII в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Дефорж, Валерий Евгеньевич

ВведениеЗ

Г лава I. овные черты культуры Франции XVII века

§1. Француая филфия XVII века и Париий униветет

§2. Религиозные и морально-этические воззрения "великого века" и Париий униветет

§3. Экономические и социально-политические условия духовной жизни во Франции XVII века

§4. Общая характеристика развития культуры Франции "великого века" и ее влияние на униветеое образование

§5. Научная, интеллектуально-нравственная атмосфера жизни во

Франции XVII века и Париий униветет

§6. Образование во Франции XVII века

Глава II. Париий униветет как центр образования во Франции XVII века

§1. Париий униветет: продукт и образоего времени

§2. Структура Париого униветета

§3. Характерика униветеой корпорации а) преподавателоеобщво б) студенты, их численность, возрастной, национальный состав, имущвенный ициальныйатс.

§4. Организация проца обучения а) продолжительнь обучения б)держание обучения в) формы и методы учебной работы г) диплина и нравенный быт

§5. Парижский университет и книжная культура средневековья и нового времени

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Дефорж, Валерий Евгеньевич

Актуальность исследования. Стремительный рост количества высших учебных заведений, резкое увеличение числа обучающихся в них, возрастающая популярность и престижность высшего образования, наблюдающаяся сегодня в нашей стране, является отражением европейских и общемировых тенденций. Высшее образование превращается в обязательное условие полноценного, нормального и успешного существования не только отдельного человека, но и общества в целом. В последнее десятилетие происходит настоящая "революция образования", которая наряду с "информационной революцией" определяет лицо и главные тенденции развития постиндустриального общества.

Особая роль в этом процессе принадлежит университетам, лидирующее положение которых отличает их от других высших учебных заведений. Университет рассматривается как центр, определяющий структуру духовных ценностей общества, его ментальность, представляющий собой важный цивилизационный фактор. Они играют значительную роль в жизни общества как универсальные "кладези знаний".

В этой связи возрастает интерес к изучению истории университетов, их традиций, закономерностей исторической эволюции.

Французская культура самобытна и уникальна, представляет собой большую научную ценность. XVII век - эпоха, имеющая поворотное, узловое значение во всех областях духовной жизни. Светские элементы культуры Франции XVII века, опиравшиеся на научные достижения Ренессанса, сочетаются с элементами религиозного происхождения и оказывают значительное влияние на интеллектуальную элиту. Университет изучаемого периода, где господствует богословие, сохраняет своё идейное влияние на все сферы жизни общества.

Парижский университет - один из крупнейших учебных заведений Европы, он возник одним из первых и на протяжении всей своей истории занимал ведущее положение, по его образцу создавались многие другие университеты. Изучение его истории позволяет проследить развитие как французской, так и европейской культуры.

Во Франции XVII века происходит дальнейшее развитие ренессансных традиций в борьбе с традициями схоластическими и идет подготовка эпохи Просвещения. В то время как в других научных и образовательных центрах страны развивались опытные науки,

Парижский университет сохранял верность традициям гуманитарной культуры, которые шли от средних веков и Ренессанса. В основе гуманитарного образования в этом университете лежало изучение латыни и греческого, античных классиков литературы и философии, религиозной доктрины католической церкви.

Тема истории университетов и одной из их составляющих - студенчества, принадлежит к числу важных, но пока еще мало исследованных сюжетов современной отечественной науки. Присутствие студентов в городах во многом определяло их духовную атмосферу, стимулировало расцвет культуры, торговли, градостроительства. Без знаний об истории университетов и их активной и неотъемлемой части - студенчества, не может быть полно воссоздана социальная и культурная история французского общества.

Проблема истории университетов вызывает большой интерес в нашей стране, она тесно связана с историей науки, образования и культуры. Можно надеяться, что изучение истории университетов поможет в объяснении ряда важных моментов современного культурного развития в нашей стране и за рубежом.

Степень научной разработанности проблемы. Университетская проблематика определилась как самостоятельная сфера исследований в середине XIX века. Особо значимыми среди западных учёных второй половины XIX века следует признать труды Ф.Паульсена, Х.Денифле, Г. Кауфмана, Ф.Савиньи, Х.Рэшдола. Хотя сведения, содержащиеся в фундаментальных монографиях вышеназванных авторов, на сегодняшний день в определенной степени устарели, в целом эти исследования продолжают сохранять свое значение, в основном как источники получения первичной информации о самых разнообразных сферах средневековой университетской жизни.

Среди обращавшихся к "университетским" сюжетам отечественных историков следует назвать имена Н.М.Сперанского, Ф.Я.Фортинского, В.В.Игнатовича и Н.С.Суворова. Эти авторы довольствовались, в основном, работами западных историков, и не основывались на самостоятельном изучении источников. Обширная и всеохватывающая работа Н.С.Суворова "Средневековые университеты" (1898 г.), к тому же, носила обобщающий характер.

В советской историографии имеются работы, освещающие проблемы духовной жизни средневековья, и касающиеся университетской жизни этого времени (Н.А. Сидорова, Г.В. Шевкина, О.А. Добиаш-Рождественская, П.Ю. Уваров и др.), а также ряд статей, посвященных средневековым университетам Франции и Италии, которые носят, в основном, научно-популярный характер (С. Квастель, Б.Н. Кублакова-Руколь, И. Козьменко и др.).

Хотя университетская проблематика определилась как самостоятельная сфера научных исследований еще в середине XIX века, внимание историков долгое время оставалось прикованным к изучению вопросов генезиса высшей школы, ее экономического, социально-политического и юридического положения, административной структуры, форм учебного процесса. Значительно позже возник научный интерес к источникам и содержанию средневекового обучения, характеру преподаваемых дисциплин, влиянию университетов на развитие культуры и духовную жизнь европейского общества (Э. Бартолотти, П. Кристеллер, Н. Рзшдол, Ч. Шмидт др.). Что же касается личности самого студента, его социального статуса, условий существования, то все эти проблемы долгое время оставались вне поля зрения ученых. Своеобразный прорыв в область изучения университетского быта пытался совершить в начале XX века известный американский ученый Ч. Хаскинс, но его инициатива не получила особой поддержки. Авторы посвящали свои монографии исследованию истории отдельных центров высшего образования Франции, так или иначе затрагивали проблемы повседневной жизни студентов (Г. Снидерс, Ж. Бонеро, С. д'Ирсе, Г. Аванзини, Р. Шартье, М.-М. Компер, Д. Жулиа и др.).

В отечественной историографии после обобщающих работ XIX века, история университетов долгое время не изучалась. Интерес к этой теме оживился лишь в последние десятилетия, свидетельством чего являются диссертационные работы, связанные с историей средневековых университетов (Г.И. Липатникова, П.Ю. Уваров, Б.Г. Струков, С. В. Нехаева).

Изучением истории французских университетов занимались западные, прежде всего французские, ученые: Ш. Журден, Кревье, Ц.-Э. Дю Буле, Э. Рише, Ж. Дюверне, М. Таран, М.-Э. Дюбарль, А. Омон, Жюльен де Помероль, Г. Пери, С. д'Ирсе, Ф. Гизо, А. Денифле, Э. Шатлен, Ш. Семаран, Э.-А. Ван-Моэ, А.-Л. Габриэль, Вале де Виривиль и другие работы, которые касаются проблемы истории западноевропейского университетского образования, а также университетской истории Франции XVII века.

Идея университета в настоящий момент продолжает интересовать не только западные умы, но и российских ученых, которые посвящают свои работы истории отечественных университетов. Интересно в этой связи исследование, относящееся к истории создания Санкт - Петербургского университета, недавно отметившего свой 275 - летний юбилей (Ю.Д. Марголис, Г.А. Тишкин).

Цель исследования: определение места и роли Парижского университета в развитии французской культуры XVII века.

Задачи исследования:

- рассмотреть взаимосвязь развития Парижского университета с процессом становления духовной культуры Франции XVII века;

- проанализировать проблему исторической преемственности университетского образования, выявить его взаимосвязь с традициями средневекового обучения;

- определить роль и значение университетских сообществ - "наций" и факультетов в системе образования, исследовать их влияние на процесс формирования интеллектуальной среды Франции как особого социокультурного феномена эпохи XVII века;

- изучить образ жизни членов университетской корпорации (студентов и преподавателей), исследовать их численный, национальный, возрастной, имущественный и социальный состав;

- выявить основную направленность учебного процесса, методы и содержание образования в Парижском университете данного периода;

- охарактеризовать научный и культурный облик Парижского университета как центра образования во Франции XVII века; ввести в научный обиход новые данные о Парижском университете, правовых основах его деятельности;

Объект исследования: французская культура и Парижский университет как центр образования во Франции XVII века.

Предмет исследования: Парижский университет как образовательный и культурный центр общественной жизни Франции XVII века, его влияние на социальные процессы данной эпохи французской истории, формирование научных традиций, становление философии и идеологии эпохи Просвещения.

Гипотеза исследования: Парижский университет эпохи XVII века представлял собой крупнейший образовательный и культурный центр. Его влияние на социально - культурные процессы указанной эпохи выразилось: в становлении и развитии французской светской и религиозной философии; формировании экономических и социально - политических условий духовной жизни во Франции XVII века; становлении научной, интеллектуально -нравственной атмосферы жизни и традиций; развитии книжной культуры позднего средневековья и нового времени; отразилось на развитии г. Парижа, жизни и судьбе его горожан, его архитектурном облике, духовной среде.

Методологической основой настоящей работы является комплексный анализ культурно-исторических явлений на основе междисциплинарного подхода. Исследование исходило из принятой в современной культурологии и исторической науке (С.Н. Артановский, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.М. Межуев, Э.В. Соколов, П.Ю. Уваров, В.А. Щученко и др.) концепции органичной взаимосвязи явлений культуры.

Методологической базой изучения проблемы стал принцип исследования образования как феномена духовной культуры общества, подход к изучению культуры в целостности (С.С. Аверинцев, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и др.).

Методы исследования: в ходе работы над диссертацией автор опирался на принципы системного подхода к анализу явлений конкретного исторического периода.

Исходя из этого, в работе использованы:

- компаративистский метод - сравнительно-исторический анализ различных этапов развития Парижского университета, позволивший выявить основные тенденции дальнейшего развития университетского образования во Франции, определить место Парижского университета в контексте французской культуры XVII века.

- аксиологический метод - исследование ценностных ориентаций университетского сообщества;

- методы теоретического анализа, проблемно - тематического изучения документов.

Источники исследования. Основой диссертационной работы стало изучение источников по истории Парижского университета. Большой интерес для изучения организации учебного процесса и положения студентов, бакалавров и магистров представляют общеуниверситетские статуты, и, особенно, статуты факультета искусств Парижского университета, принятые в 1598 - 1600 гг. Основными работами по истории Парижского университета является 6-томное сочинение Ц.-Э. Дю Буле и двухтомный труд Ш. Журдена по истории Парижского университета. Для изучения вопроса об отношении королевской власти и католической церкви к университету большой интерес представляет собрание королевских грамот, папских булл. Совещания и обсуждения, проводимые в Парижском университете, отмеченные в официальных регистрах, составляют основную часть повествования Ш. Журдена.

Научная новизна исследования определяется тем, что в диссертации Парижский университет рассматривается в контексте развития французской культуры, как органичный представитель консервативных тенденций той эпохи. Это дает возможность глубже понять Парижский университет как социально-культурный феномен, объяснить причины его жизнеспособности в культурном пространстве Франции XVII века. Это позволяет обогатить представление о культуре Франции, представив Парижский университет как её неотъемлемую часть. В работе произведено теоретическое осмысление широкого круга латиноязычных источников (Leges et Statuta in usum Academiae et Universitatis Parisiensis II Jourdain Ch. Histoire de I'Universite de Paris au XVII - e et au XVIII - e siecles: In 2 vol. - P.: Hachette, 1862-1866. - Vol.2 - P. 4 - 68). Некоторые из них введены в научный оборот впервые, что позволило раскрыть условия и механизмы теснейшей интеграции Парижского университета в культурное пространство того времени.

Практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории культуры и образования во Франции, по теоретическим проблемам культурологии, при составлении лекционных курсов "История французской культуры", "История мировой культуры", "История университетского образования во Франции" и в учебном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Парижский университет оказал влияние на процесс становления духовной культуры Франции XVII века, которое выразилось в становлении научной, интеллектуально-нравственной атмосферы образа жизни и традиций, развитии книжной культуры нового времени.

2. Парижский университет в XVII веке, сохранивший и тщательно оберегавший средневековые традиции университетского образования, являлся органичным представителем консервативных тенденций той эпохи, оказавшим существенное влияние на становление и развитие французской светской и религиозной философии, формирование экономических и социально-политических условий духовной жизни во Франции XVII века.

3. Тенденции развития научной мысли в Парижском университете в XVII веке отразились в формировании универсального типа ученого, овладевшего всей суммой знаний, которые были созданы до этого,но в незначительной степени ориентировались на новаторское переосмысление научных открытий Европы "великого" века, развитие теоретических и практических наук и исследований, формирование новой методологии научного познания; сохраняли схоластическую ориентацию, которая противостояла вольнодумным тенденциям "Коллеж де Франс" и другим учебным заведениям Франции.

4. Парижский университет являлся относительно замкнутым корпоративным сообществом преподавателей и студентов, наделенных правами самоуправления, определения содержания обучения, проведения исследований, присуждения повсеместно признаваемых ученых степеней. Этот факт определяет значение университета как социально-культурного феномена, объясняет причины его жизнеспособности в культурном пространстве Франции XVII века.

Большинство ученых утверждают, что между XIII веком и XVII веком во Франции существовала прямая преемственность как в области естественных и медицинских наук, так и в области риторики и литературы. Здесь не чувствуется существенно-качественного скачка, никакого ярко выраженного разрыва. В преподавании риторики, греческой философии, латинской поэзии и литературы господствовали прежние традиции. Сохранялся и старый академический обычай публичного чтения произведений, написанных магистрами университетов. Оставался неизменным весь старый порядок университетской жизни. До рождения новых французский университетов (в городах Дуэ и Страсбурге, XVI век), утверждают многие сторонники этой точки зрения, в старом университетском обучении произошло мало изменений, так гуманизм только расширил его базу, не изменив его по существу, а Реформация мало затронула университетское образование Франции, в отличие от таких стран как Германия, Дания, Швеция и Швейцария. В XVI-XVII веках во Франции существовал один единственный протестантский университет в Страсбурге, где ощущалось прогрессивное влияние протестантизма в области образования. Как в XIII веке, так и в XVII веке французские университеты имели в основном ту же пирамидальную структуру факультетов, ту же корпоративную организацию студентов, ту же программу обучения, тот же метод, основанный на лекциях и диспутах, наконец, ту же систему экзаменов, степеней и дипломов.

Большое внимание исследователи уделяют также сумме вопросов, связанных с организационной структурой и правами французских университетов изучаемого периода. Основным недостатком большинства работ является приверженность авторов к формально-юридическому методу: односторонний отбор источников - университетских статутов, привилегий, документов " наций" и т.п. При подобном подходе историки французских университетов занимались в основном историей университетских учреждений. Университеты рассматривались вне связи с окружающим миром, игнорировались социально-экономические, политические, а часто - идеологические причины изменений в жизни университетов Франции данного периода. Это и привело традиционную историю университетов к тому кризису, на преодоления которого указывалось в докладах на секциях истории университетов XI и XII конгрессов исторических наук. В последующий период наиболее продвинулись ученые в области изучения общественной роли французских высших школ: анализировались их взаимодействия с городской средой, церковью, государством, предпринимались первые шаги по исследованию состава студенчества, карьер выпускников и т.д. За последние годы историки университетов обогатили свой исследовательский материал новыми типами источников и новыми методами их прочтения. Подвергаются обработке счетные книги, реестры, библиотечные каталоги, завещания. Широко применяются методы количественного анализа, социологических исследований и даже психоанализа. В работах Ж. Паке, Э. Морне, А.-Л. Габриэль, А.-Ф.Верде и др. анализируются социальный состав университетской среды, материальные условия жизни, по-новому раскрывается содержание некоторых университетских терминов. Однако по-прежнему основные интересы большинства историков университетов изучаемого периода направлены на внутриуниверситетские проблемы, к тому же в основном, локального и узкого характера.

Теперь можно перечислить основные вопросы внешней истории французских университетов данного периода: ^использование в практике французских университетов периода позднего средневековья и начала нового времени статутов (уставов), ибо законодательные тексты нередко расходились в ряде своих положений с действительностью; 2)сущность власти церкви по отношению к университетам; 3)пути осуществления влияния светской власти на университеты; 4)формы и время проникновения университетской элиты в сферу королевской администрации; 5) доля гражданской власти в финансировании университетов; 6)размеры жалования преподавательскому составу и стипендий студентам; 7)посещаемость отдельных университетов студентами; 8) географическое и социальное происхождение студентов; 9)роль университетов в качестве факторов научного прогресса и т.д. Среди других тем, затронутых исследователями в их работах, можно отметить всю сумму вопросов, связанных с изготовлением, перепиской, печатанием, хранением и продажей книг и созданием университетских библиотек.

В работе ставятся задачи выяснения роли и значения Парижского университета в жизни французского общества XVII века, выяснения позиции, которую занимал университет в вопросах духовной жизни, рассмотрения социально-политического, научного облика французской интеллигенции, выходившей из стен учебного заведения, т.е. задача описания и анализа взаимодействия Парижского университета и культуры Франции указанного периода.

В диссертации предстоит реконструировать жизнь университетских преподавателей и студенческой массы, и в этой связи определить значение наиболее крупных внутриуниверситетских корпоративных общностей - факультетов и наций.

Предмет и хронологические рамки исследования. Диссертационная работа посвящена деятельности Парижского университета, начиная с 1598 - 1600 гг., момента принятия статутов Парижского университета, по конец XVII века. Такой временной срез, как столетие, взят не спроста, а для того, чтобы исследовать те изменения, которые произошли с этим университетом за один век.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Парижский университет в культуре Франции XVII в."

Заключение.

Несмотря на многие отрицательные стороны, Парижский университет в XVII веке являлся крупнейшим центром образования во Франции, где готовились кадры для удовлетворения нужд французского общества.

Парижский университет XVII века оставался также и международным центром образования, контингент студенчества, как показывают матрикулы, оставался иностранным, хотя значительно меньше, чем ранее. Большая часть студентов была французами. Наличие представителей других наций среди студентов и магистров, хотя и было незначительным, тем не менее наблюдалось. Все это обусловило достаточно большую численность Парижского университета в данный период.

В XVII веке общая социокультурная обстановка во Франции в целом благоприятствовала оживлению университетского образования. Его стимулировали успехи в области книгопечатания: острую потребность в юристах, дипломатах, чиновниках финансовых служб испытывал бюрократический аппарат французской абсолютистской монархии; в условиях религиозных потрясений возросла заинтересованность в образованных людях со стороны церкви. Бурно развивающийся Париж нуждался прежде всего в специалистах-практиках - врачах, нотариусах, юристах. В условиях более широкого внедрения в практику обучения демонстрационных методов преподавания клинической медицины, с открытием кафедры анатомии и экспериментальной медицины существенно возрос интерес к медицинским знаниям.

Предоставляя Парижскому университету большую финансовую помощь и широкие юридические привилегии, церковь и светские власти создавали тем самым возможность контролировать жизнь и деятельность университета, поставив его в зависимое от себя положение. Значительное количество магистров и докторов университета, то есть людей управляющих университетом, имели источники для своего существования и учебной работы прежде всего за счет высоких покровителей, что заставило их действовать в их интересах.

В вопросах учебной работы, внутренней организации жизни членов университета, вполне правомерно говорить об университетской автономии и самоуправлении. Но все прерогативы юридического самоуправления и учебной деятельности были получены Парижским университетом из рук церкви и светских властей. Поэтому организационная структура университетов, структура их самоуправления, компетенция должностных лиц, срок их полномочий, порядок выборов и т.д. оговаривались в постановлениях церкви и светской власти.

Главная научная привилегия Парижского университета, состоявшая в возможности присваивать ученые звания и ученые степени, находилась под контролем канцлера Парижского университета.

Юридическая автономия Парижского университета носила строго ограниченный характер. Такое положение дел было в XVII веке типичным для многих французских и европейских университетов.

В Париже, как и в других крупных городах Европы (Прага, Вена, Оксфорд) церковь и центральные светские власти, опекая университеты, во многом превратили их в орудие своей образовательной политики.

Анализ национального, возрастного, имущественного и социального положения членов университетского сообщества Парижского университета "великого века" позволяет сделать некоторые выводы. В Парижском университете данного периода учились люди разных возрастов, имущественного и социального положения. Парижский университет в то время продолжал быть корпорацией, в которой объединялись представители всех сословий французского общества.

Однако имущественный статус во многом определял успех в деле получения университетского образования в данный период. Объединение представителей разных сословий в единую корпорацию не исчерпывало вопроса об имущественном и социальном полюсах внутри нее самой, что во многом определяло, в свою очередь, наличие различных по своей направленности настроений внутри университета.

Социальная разнородность, различия в возрасте и имущественном положении, иерархия в положении отдельных факультетов в университете, разобщали университетскую корпорацию, делали ее восприимчивой к весьма различным настроениям и идеям.

Однако, наличие в стенах Парижского университета XVII века выходцев из среднего и мелкого буржуазного общества, крестьянства, наличие значительного количества малоимущих и бедных студентов, делали Сорбонну демократичной по своему составу учебным заведением.

По условиям жизни и быта студенчество, особенно незнатное, в целом было близко к условиям жизни простых парижан, с которыми студентам приходилось часто общаться.

Национальный состав студенчества Парижского университета XVII века был более однороден, нежели это было несколько столетий до этого, когда училось много иностранцев. Продолжали существовать такие важные структуры внутриуниверситетской корпорации как нации.

Несмотря на то, что учебный материал был тщательно собран и строго целенаправлен на обучение и воспитание школяров в духе послушания католической догме и церкви, правящие круги французского общества той поры понимали, что умение анализировать, спорить, размышлять, то есть всему тому, чему обучались и "вооружались" школяры в стенах Парижского университета, все это легко могло привести к оппозиционным взглядам и настроениям. Поэтому делалось все, чтобы не допустить инакомыслия.

Орудием "правильной" политики становились статуты Парижского университета, строго регламентирующие учебный процесс, порядок и дисциплину. В то же время, очевидное стремление руководства поставить препоны на пути развития самостоятельного мышления школяров и преподавателей свидетельствует о том, что в стенах Сорбонны имели место элементы свободомыслия.

Прежде всего обращает на себя внимание требование статутов к преподавателям комментировать тексты так, чтобы никоим образом не нарушать образ мыслей и способ доказательства, признанных католической церковью авторитетов. Так, например, статуты юридического факультета требуют от читающего курс "Декреталий" "читать текст с глоссами святого Бернарда Пармского слово в слово и внятно".1

Первое, в чем клялся бывший студент, которому давалось разрешение на преподавание на артистическом факультете, была "верность святой римской церкви и ее служителям, которые свершат свое дело согласно ритуалам и канонам"1. В данном постановлении сделана небольшая, но очень существенная оговорка. Школяр должен был повиноваться церковнослужителям, строящим свою деятельность по предписаниям римской курии.

Наряду с клятвой верности католической церкви, во Франции "великого века" студенты университета должны были сохранять верность прежде всего королевской власти и городской верхушке.

1 Jourdain Ch. Histoire de I'Universite de Paris au XVI 1-е et an XVII 1-е siecles. - P.117

Опасными для университетских властей были преподаватели других университетов, пришедшие в Сорбонну. Хотя приток такого рода пришельцев не совсем желателен для данного учебного заведения, предпринимались все меры для того, чтобы вместе с ними не перекочевывало в университет инакомыслие. Статуты артистического факультета Парижского университета требовали от пришедших из других университетов преподавателей не приступать к толкованию того или иного вопроса прежде, чем они "без обмана и лжи представят слово в слово текст лекций декану факультета и получат от него разрешение"1.

Особую тревогу у университетских властей и их светских и духовных покровителей вызывали различные "бесконтрольные" собрания школяров и магистров. Так, юридический факультет запрещал своим преподавателям "участвовать или самим организовывать без указания факультета частные собрания докторов, магистров или школяров"2.

В Парижском университете этого периода, где полноправными членами университетской корпорации являлись лишь магистры и доктора, совместные собрания студентов и преподавателей были явлением очень редким, исключительным. Может быть, поэтому частные собрания, о которых говорит постановление, были собраниями единомышленников, оппозиционно настроенных к официальному содержанию курса преподавания или к университетским властям и их действиям. Эти собрания были тем более опасны для официальных властей и церкви.

Анализ содержания, форм и методов обучения в Парижском университете на протяжении всего XVII века показывает, что учебный процесс, его организация и содержание несли в себе противоречивые тенденции.

С одной стороны, перед нами обучение, имеющее своей главной целью укрепить и защитить от вольнодумства в умах студентов ортодоксальную идеологию церкви, духовно обосновать существующие порядки, воспитать из студентов надежных и верных защитников этих порядков. Скрупулезная регламентация учебного процесса со стороны властей, полное и безраздельное господство схоластическо-догматического метода в

1 lbid.-P.123."Primo quod deicept erit fidelis sacrosancte romane ecclesie et ejus pontificibus rite et canonice intrantibus".

11bid.-P.146 ".nisi prius ostensa presentatione illius questionis de vervo ad verbum decano facultatis exhibuit sine vara et fraude determinare si permittatur vel licencia concedatur".

2 Ibid.-P.-154. обучении, система тотального контроля над школярами со стороны магистров и педелей, над магистрами и педелями со стороны руководящих или ректора или деканов факультетов, прокураторов наций, принципалов университетских колледжей и т.д., а также сильная материальная зависимость университета от светских и духовных покровителей -все это превращало Парижский университет данного периода в оплот официальной идеологии. Как в XIII веке, так и в XVII веке, Парижский университет представлял собой мощную консервативную силу в области образования. Мало что изменилось в содержании, формах и методах обучения в стенах прославленного учебного заведения за огромный промежуток времени. Парижский университет не двигался вперед в ногу со временем, когда было совершено в науке и технике колоссальное множество открытий, когда французское общество "просыпалось" после средневекового забвения, когда в нем, бурлили различные передовые идеи. В 1529 году открылся знаменитый "Коллеж де Франс" (College de France), где преподавали ведущие ученые и мыслители того времени и который явился мощным конкурентом Парижскому университету в области образования. Общество, наука, образование, искусства двигались вперед по пути прогресса. Парижский университет оставался на все тех же позициях, которых добился в свое время и ничуть не хотел развиваться далее. Из прогрессивной силы (Парижский университет в XIII - XV вв.) он превратился в регрессивную силу. Таким образом, для Парижского университета XVII века свойственен консерватизм в образовании некоторый застой и регресс в развитии.

С другой стороны, знакомство студентов с наследием античных авторов, пусть зачастую выхолощенным, развитие логики мышления, умения анализировать, находить и раскрывать противоречия в суждениях, должно было пробудить у ряда из них сомнения в истинности тех или иных догм, стремление выяснить истинное положение вещей, что приводило в конечном итоге к столкновению с рядом положений ортодоксального мировоззрения. Детальность разработки различного рода запретительных мер со стороны университетских властей свидетельствуют о том, что в стенах Парижского университета изучаемого периода существовали оппозиционные настроения и уже делались попытки отхода от довлеющей католической догмы в науке, имели место настроения близкие оппозиционно настроенной некоторой части студенчества, можно говорить о борьбе различных направлений в философском восприятии мира.

Развитие капиталистических отношений породило необходимость в подготовке кадров образованных людей, которые должны были быть в курсе коммерческих знаний и международной политики.

Исследование показало, что задачу подготовки кадров мог выполнить только университет, так как школьное образование во Франции того времени носило ограниченный характер. Более того, с развитием и укреплением буржуазного сословия возникла тяга к изучению правовых норм, способных защитить интересы руководителей различного рода предприятий и т.д. Для этого необходимо было изучить не только современные торговые, экономические и юридические отношения, но историю права, что потребовало специального образования на базе университета. В связи с развитием абсолютизма во Франции, обнаружилась в изучаемый период тенденция к юридическому обоснованию своих притязаний. Королевская власть, как и административная верхушка Парижа и других городов нуждалась в значительном количестве административных кадров для управления своими владениями. Не случайно поэтому, что в стенах Парижского университета того времени училось немалое количество представителей зарождающейся буржуазии, а также их дети и внуки.

В стенах Парижского университета, где в данный период училось большое количество духовенства (в среднем 20-25% от общего числа имматрикулированных студентов), готовились кадры образованного клира для защиты догматов католического вероучения.

В связи с централизацией и развитием хозяйственной и политической жизни различных регионов Франции, подготовка кадров велась по самым различным специальностям, поэтому структура факультетов Парижского университета отличалась своей законченностью, то есть имела в наличии все четыре факультета: артистический, медицинский, юридический и теологический.

Ведущую роль не только в учебной жизни, но и в самоуправлении в Парижском университете играли факультеты.

Основная направленность учебного процесса, методы и формы обучения в Парижском университете были продиктованы обстановкой, в которой он существовал, и целями, которые преследовали его покровители в лице католической церкви, городской верхушки и королевской власти, а именно необходимостью подготовки государственных чиновников, юристов, медиков, богословов и других образованных людей для политической, коммерческой, духовной и другой деятельности в международных масштабах.

Что касается социального и имущественного состава членов университетской корпорации г. Парижа, он характеризуется большой разнородностью. Как показывают матрикулы Парижского университета, в XVII веке в Парижском университете учились большое число выходцев из среды горожан, представителей зарождающейся буржуазии, достаточно часто встречались представители духовенства, достаточно редко -представители крестьянства. Значительное число школяров Парижского университета, выходцев из простых сословий, было малоимущим, достаточно часто можно было встретить бедных студентов - "пауперов". Жизнь студентов была близка к жизни тех сословий, выходцами из которых они являлись. Далеко не каждый студент Парижского университета мог успешно завершить свое образование. При отсутствии юридических преград на пути к университетскому образованию, имущественный статус студента во многом предопределял такую возможность. Достаточно большой процент отсева (30 - 40 % от общего числа студентов) свидетельствует об этом.

Таким образом, можно заключить, что Парижский университет в XVII веке был одним из крупнейших университетских центров Европы, который давал подготовку не только в области теологии, но и в области юриспруденции, медицины, философии и целого ряда практических знаний. Это было то место, где интенсивно шло становление интеллектуальной элиты французского общества, которая пусть в урезанном виде, но была знакома с учениями античных авторов, прогрессивными взглядами ученых того времени.

Анализ различных аспектов существования Парижского университета дает основание заключить, что научная, социальная, педагогическая и другая деятельность этого учебного заведения оказывала всестороннее воздействие практически на все стороны развития культуры Франции XVII века, а через это и на развитие цивилизационных процессов во всей Европе.

 

Список научной литературыДефорж, Валерий Евгеньевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. А. Список использованной литературы на русском языке.

2. Артановский С.Н. Культура, как мудрость: Ренессансная традиция в европейском гуманизме XIX-XX вв. /С.Н.Артановский; СПбГУКИ.-Спб.: СПбГУКИ, 2000. 163 с.

3. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство / С.Н.Артановский; СП6ГАК,- СПб.: СП6ГАК,1994. 224 с.

4. Асмус В. Ф. Декарт / В.Ф.Асмус.- М.: Госполитиздат, 1956. 371 с.

5. Барг М. А. Место XVII века в истории Европы (К вопросу о "начале нового времени") / М.А.Барг II Вопросы истории. 1985. - №3. - С. 58-74.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин.- М.:Искусство, 1979.-424 с.

7. Безрогов В. Г. Господствующие представления о ценности знания в средневековой педагогике / В.Г. Безрогов II Национальные ценности образования: история и современность. М.,1996. - С. 63-72.

8. Буало Н. Поэтическое искусство / Н.Буало. М.: Госполитиздат, 1957. - 232 с.

9. Быховский Б.Э. Философия Декарта / Б.Э.Быховский. М.; Л., 1940,- 437 с.

10. Верже Ж. Средневековый университет: учителя / Ж. Верже II Alma Mater. 1997.-№2,- С. 39-42; № 4,- С.40-43; № 5,- С. 41-43.

11. Виллар Ж. Формирование французской нации / Ж. Виллар.- М.: Иностранная литература, 1957.-335 с.

12. Виппер Ю.Б. О "семнадцатом веке" как особой эпохе в истории западноевропейских литератур / Ю.Б.Виппер IIXVII век в мировом литературном развитии. М.,1969.-С.11 - 60.

13. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв) / П.П.Гайденко. М.: Наука, 1987,- 447 с.

14. Гассенди П. Соч. Т. I II / П.Гассенди,- М.: Мысль, 1966 - 1968. - Т. I. - 1966.-431 с.

15. Ге Ф. История образования и воспитания /Ф.Ге. М,, 1912.-442 с.

16. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я.Гуревич. М.: Наука,1989. - 366 с.

17. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я.Гуревич М.: Искусство, 1990. - 395 с.

18. Декарт Р. Избранные произведения / Р.Декарт.- М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.

19. Джуринский А.Н. История зарубежной педогогики / А.Н.Джуринский М.: Наука, 1998. -572 с.

20. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья / О.А.Добиаш-Рождественская М.: Наука, 1987. - 350 с.

21. Документы по истории университетов Европы XII-XVbb.: Учеб. пособие / ВГПИ. -Воронеж: Воронеж, пед. ин-т, 1973. -157 с.

22. Заврич В.В. Нумизматический словарь/В.В.Заврич,-Львов, 1978.-235 с.

23. Игнатович В.В. Болонский университет в средние века / В.В.Игнатович. СПб.: Журн. Мин. нар. прос., №8,9,1846. - 102 с.

24. Игнатович В.В. История английских университетов в средние века / В.В.Игнатович. -СПб.: Тип. И. Огризко, 1861. 150 с.

25. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н.Иконникова. Л.: Лениздат, 1987- 205 с.

26. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы: Учеб. пособие / С.Н.Иконникова; СПбГАК.-СПб.: СПбГАК, 1996,- 264 с.

27. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии: Учеб. пособие / С.Н.Иконникова; СПбГУП,-СПб.: СПбГУП, 1998.-408с.

28. История западноевропейского театра. Т.1. М.: Искусство, 1956. - 751 с.

29. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высш. шк, 1987.-248 с.

30. История Франции: В 3 т. М.: Наука, 1972. - Т. I. - 359 с.

31. История французской литературы: В 4 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946 - Т. 1,- 810 с.

32. Квастель С. Болонский университет / С. Квастель II Книга для чтения по истории средних веков. 4.I.-M.: Педагогика, 1951. С. 71-79.

33. Кирсанов Н.И. Наука в XVII веке / Н.И. Кирсанов. М.: Наука, 1987. - 342 с.

34. Козьменко И. Парижский университет и его студенчество в XII-XIII вв. //Книга для чтения по истории средних веков. 4.I / И.Козьменко. М.: Педагогика, 1951. - С. 131 -141.

35. Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции / Н.Е. Копосов II Вопросы истории-1989,- №1. С. 42-57.

36. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г.Б.Корнетов. -М.: Педагогика, 1993.-432 с.

37. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики I Г.Б.Корнетов М.: Педагогика, 1994512 с.

38. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы/Л.М. Косарева,- М.: Наука, 1989.- 155 с.

39. Кублакова Б.Н. (Руколь). Как обучались в средневековом университете. //Книга для чтения по истории средних веков. 4.I / Б.Н.Кублакова(Руколь). М.: Учпедгиз, 1951. - 459 с.

40. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века I Ж. Ле Гофф,-Долгопрудный, 1997.-374 с.

41. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М.:Наука, 1992. -518 с.

42. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 г / Т.Н. Ливанова-М.:Музыка, 1983.-T.I. 696 с.

43. Лившиц Н. А. Французское искусство XV XVIII веков / Н.А.Лившиц. - Л.: Сов. художник, 1987.- 167 с.

44. Лосев А. Ф. Философия античности в целом и в частностях / А.Ф.Лосев II Дерзание духа. -М„ 1988. -С. 171-198.

45. Лотман Ю. М. Текст в тексте / Ю.М.Лотман II Учёные записки Тартусского гос. унта.Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. - Вып. 14. - С. 3-18.

46. Любимов Н.А. Философия Декарта / Н.А.Любимов. СПб.: Тип. В.С.Балашова, 1885.434 с.

47. Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в / А.Д.Люблинская. -М.;Л.: Наука, Лен. отд-ние, 1965. 361 с.

48. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления / М.К.Мамардашвили. М.: Прогресс, 1993.-350 с.

49. Матвиевская Г. Л. Рене Декарт: Кн. для учащихся / Г.Л.Матвиевская. М.: Просвещение, 1987. - 175 с.

50. Медведицков А. П. История образования / А.П.Медведицков. Омск, 1995. - 396 с.

51. Межуев В. М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма) / В.М.Межуев. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

52. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен /Л.Модзалевский. -СПб.: Тип. Ф.С.Сущинского, 1866.-949с.

53. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки / Х.Н.Момджян. М.: Мысль, 1983,- 447 с.

54. Нежильская Н.В. К изучению истории средневековых университетов в русской дореволюционной истории. (Из истории университетов Европы XIII-XV веков) / Н.В.Нежильская. Воронеж: Воронеж пед. ин-т, 1984. - С. 34 - 43.

55. Немировский Е.Л. Имели ли европейские первопечатники университетское образование II Книга и социальный прогресс / Е.Л. Немировский. М., 1986,- С. 77 - 84.

56. Нехаева С.В. Студенчество итальянских университетов в XIII-XVI вв.: (Опыт анализа условий матер, жизни): Автореф. дис. на соиск. учён. степ. к. ист. наук. С.В.Нехаева; СГУ-Саратов, 1994.-20 с.

57. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки / Д.Л.Обломиевский. М.: Наука, 1968.-375 с.

58. Паскаль Б. Мысли / Б.Паскаль II Антология мировой философии: В 4 т.- М.,1970 Т.2.-С. 302-307.

59. Паульсен Ф. Германские университеты / Ф. Паульсен. СПб.: Ред. журн. "Образование", 1904.-413 с.

60. Петров М.К. Из истории европейских университетов. / М.К.Петров II Вестник АН СССР. -М„ 1978,- №8-С.42-51.

61. Поэзия вагантов. М.: Наука, 1975. - 606 с.

62. Ревель Ж. История ментальностей: опыт образа / Ж.Ревель II Споры о главном. М., 1993.-С. 47-56.

63. Риддер-Симэнс X., де. Средневековый университет: мобильность / Х.Риддер-Симэнс II Alma Mater. 1997.-№1,-С. 41-44.

64. Роуг В. Университеты как явление средневековой культуры / В.Роуг II Alma Mater. -1991.-№1,-С. 43-45.

65. Сидорова Н.А. Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной историографии / Н.А.Сидорова //Средние века. Вып. 23. М., 1963,-С. 63-72.

66. Сидорова Н.А. Очерки по истории раннегородской культуры во Франции / Н.А.Сидорова. М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 503 с.

67. Синицкий Л. Д. Из истории педагогических идей на Западе / Л.Д.Синицкий. М.: Ред .журн."Вестник воспитания", 1905. - 292 с.

68. Синицкий Л. Д. Лекции по истории педагогики / Л.Д.Синицкий М.: Ред .журн."Вестник воспитания", 1910.-445 с.

69. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников / Э.В.Соколов. М.: Интерпракс, 1994,- 272 с.

70. Сперанский Н.В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе / Н.В.Сперанский. М.: Т-во тип. А.С.Мамонтова,1896. - 454 с.

71. Стрельцова Г .Я. Блез Паскаль I Г.Я.Стрельцова II Мыслители прошлого. М., 1979. -С. 37-49.

72. Суворов Н. Средневековые университеты / Н.Суворов. М.: Тип. И.Н.Кушнеров, 1898. -245 с.

73. Таллеман де Рео Ж. Занимательные истории / Ж.Таллеман де Рео. Л.: Наука, 1974. -316 с.

74. Тарасов Б.Н. Паскаль / Б.Н.Тарасов. М.: Мол. гвардия, 1982. - 334 с.

75. Традиции образования и воспитания в Европе XI XVII веков: Сб. ст. и материалов. -Иваново: Иванов, гос. ун-тет, 1995.-212 с.

76. Уваров П.Ю. Парижский университет XIII начала XIV веков и общественная жизнь средневекового французского города: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. ист. наук / П.Ю.Уваров; МГПИ.-М., 1982.- 15 с.

77. Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе / П.Ю.Уваров II Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 1981. - С. 71-84.

78. Уваров П. Ю. Характерные черты университетской культуры II Из истории университетов Европы XIII XVII вв. / П.Ю.Уваров. - Воронеж, 1984. - С. 42-49.

79. Уваров П.Ю. История средневековых университетов во франко-бельгийской историографии начала 80-х гг. / П.Ю.Уваров// Средние века М.,1987. - Вып. 50. - С. 63-71.

80. Фишер К. История новой философии: Декарт, его жизнь, сочинения и учение / К.Фишер. СПб.: ТОО "Мифрил", 1994. - 526 с.

81. Фулье А. Психология французского народа / А.Фулье. СПб.: Ф. Павленков, 1989. -310 с.

82. Хесле В. Гении философии нового времени / В. Хесле. М.: Наука, 1992. -225 с.

83. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений / А.Ф.Шишкин.- М.: Госполитиздат, 1959. -344 с.

84. Щученко В.А. История философии в контексте истории культуры: Учеб. пособие / В.А.Щученко. СПб.: СПбГИК им. Н.К. Крупской, 1993. - 78 с.

85. Щученко В.А. Новые тупики старых идей. (Критические очерки рационалистических и романтических воззрений) / В.А.Щученко,- Л.: Лениздат, 1982.-174 с.

86. Б). Список использованной литературы на иностранных языках.

87. Adam A. Histoire de la litterature frangaise au XVII-e siecle T.1.-P.: D.Duca, 1948 1956.615 p.

88. Aigrain R. Histoire des universites.-P.: Libr. Arnette, 1949,- 346 p.

89. Albert P. La litterature frangaise au XVII-e siecle.-P.:S. Kra, 1909.-478 p.

90. Algite F. Science et metaphysique chez Descartes. Les cours de Sorbonne.- P.: Vezin,1967. -72 p.

91. Andre Pontier L. Histoire de la pharmacie.-P.: Plon-Nurrit et c-ie, 1900,- 213 p.

92. Arnauld A., Nicole P. La logique ou I'art de penser.- Amsterdam, 1718. 174 p.

93. Avanzini G. Histoire de la pedagogie du XVII-e siecle a nos jours.-Toulouse: Privat, 1981387 p.

94. Baillet A. La vie d'Edmond Richer, docteuren Sorbonne.- Liege, 1714,-127 p.

95. Bailly A. L'Ecole classique frangaise. Les doctrines et les hommes (1660-1715).- P.: Masson etc-ie, 1947,-372 p.

96. Barriere P. La vie intellectuelle en France du XVI-e siecle a I'epoque contemporaine.-P.: Nathan, 1974.-664 p.

97. Bayle P. Dictionnaire historique et critique.- Amsterdam, 1734. 476 p.

98. Beaune R., de. Reformation de i'Universite de Paris.-P.: Patisson, 1601,- 143 p.

99. Bellessort A., Batiffol L. Les grands salons litteraires (XVI-e XVII-e siecles) .-P.: Bailliere et fils„ 1927.-282 p.

100. Benichou P. Morales du Grand Siecle.-P.: Flammarion, 1948,- 312 p.

101. Вегсё Y. Fete et revolte. Des mentalites populaires du XVI-e au XVI11-е siecles.-P.: Hachette, 1979,- 213 p.

102. Bernard E. Les Dominicanes dans I'Universite de Paris.-P.: E. Dentu ,1883,- 248 p.

103. Bernier F. Abrege de la philosophie de Gassendi.-P.: Fayard, 1992 334 p.

104. Bert P. La morale des Jesuites.-P.: P. Delaplane, 1882,- 327 p.

105. Bibliographie de I'histoire des universites frangaises des origines a la revolution.-P.: Presses univ. de France, 1978.-49 p.

106. Bigot A. L'universite de Paris sous nos peres.-P.:La Documentation fr., 1971.-345 p.

107. Bloch M.A. Philosophie de I'education.-P.: Nathan, 1968,- 429 p.

108. Bonnefon P. La societe frangaise au XVII-e siecle.-P.: H. Laurens, 1911.- 395 p.

109. Bonnerot J. La Sorbonne, sa vie, son oeuvre.-P.: S. Kra, 1927,- 217 p.

110. Bonnerot J. L'universite de Paris du moyen age a nos jours.-P.: Dunod, 1933,- 586 p.

111. Bouiller F. Histoire de la philosophie cartesienne.-P.: Hachette, 1854,- 491 p.

112. Bouquet H.L. L'ancien college d' Harcourt et le lycee Saint-Louis.-P.: P.Delaplane, 1891.135 p.

113. Boyer de Choisy H. Les etudiants en medecine de Paris au XVI-e siecle. Versailles, 1905.198 p.

114. Brunot A. Recueil des lois consernant I'instruction publique.-P.: E. Dentu, 1814,- 205 p.

115. Budinsky A. Die Universitat Paris und die Fremden an derselben im Mittelalter. Ein Beitrag zur Geschichte dieser hohen Schule.-Berlin: Gruyter, 1876,- 532 p.

116. Buisson F. Dictionnaire de pedagogie et d'insruction primaire.-P.: Hachette, 1888.- 749 p.

117. Callet A. Le Vieux Paris universitaire.-P.: Nathan, 1905,- 112 p.

118. Charron P. De la sagesse.3 livres.-P.: G.-L. Michaud, 1820. 379 p.

119. Chartier R., Julia D, Revel J. Les universites europeennes du XVI-e au XVII-e siecles.2 vol.-P.: Hachette, 1986-1989.-792 p.

120. Chatelin E., Maire A. Essai d'une bibliographie de I'ancienne universite de Paris II Revue des Bibliotheques .Т. I. -P., 1891,- P. 257-400.

121. Chauvin V. Histoire des lycees et colleges de Paris.-P.: E. Jung Treuttel, 1866,- 349 p.

122. Cheruel A. Dictionnaire historique des institutions, moeurs etcoutumes de la France.- 2 vol-P.: Hachette et c-ie, 1880.- 1217 p.

123. Claudin A. Histoire de I'imprimerie en France au XV-e et XVI-e siecles.-P.: Societe du "Mercure de France", 1900-1901,- 231 p.

124. Claudin A. Les origines de rimprimerie a Paris. La premiere presse de la Sorbonne.-P.: E. Dentu, 1899,- 134 p.

125. Coffin J. Des anciennes universites de Paris.-P.: Durand, 1810,- 203 p.

126. Coffin J. Privileges de I'universite de Paris et suppots d'icelle.-P.: Breyel, 1629,- 87 p.

127. Coffin J. Recueil des pieces sur les Colleges de Paris.-P.: G.-L. Michaud, 1817.-117 p.

128. Coffin J. Recueil relatif a I'universite de Paris .-P.: G.-L. Michaud, 1812.-145 p.

129. Compayre G. Histoire critique des doctrines de I'education en France depuis le siezieme siecle.-P.: Hachette et c-ie,1879. 649 p.

130. Corlieu A. L'ancienne Faculte de Medecine de Paris.-P.: Nathan, 1877,- 175 p.

131. Cougny G. L'enseignement professionnel des Beaux-Arts dans les ecoles de la Ville de Paris.-P.: E. Jung Treuttele,1888.- 197 p.

132. Dainville F.Foyer de culture dans la France du XVI-e au XVII-e siecles.-P.: A. Fayard, 1911. -307 p.

133. Delaunay P. Le monde medicale parisien au XVIII siecle.-P.: Societe du "Mercure de France", 1906.-480 p.

134. Denifle H., Chatelain E. Chartularium Universitatis parisiensis sub auspiciis Consilii generalis facultatium parisiensium.- 4 vol.-P.: Nathan,1889-1897. 1436 p.

135. Denifle H. Die Entstehung der Universitaten der Mittelalters bis 1400,-Berlin, 1885. 546 p.

136. Denifle H., Chatelain E., Samaran Ch. Auctarium Chartularii Universitatis Parisiensis.- 6 vol.-P.: Hachette, 1894-1964. 1789 p.

137. Descartes R. Oeuvres. T.1-12.-P.: Nathan, 1897-1910,- 2445 p.

138. Deschanel E. Pascal, La Rochefoucauld, Bossuet.-P.: Hachette et c-ie,1885. 712 p.

139. Desmaze Ch. L'Universite de Paris, 1200-1875. La nation de Picardie. Les colleges de Laon et de Presles. La loi sur I'enseignement superier.-P.: E. Dentu, 1876. 296 p.

140. Douarche A. L'Universite de Paris et les Jesuites (XVI-e et XVII-e siecles).-P.: Hachette et c-ie, 1888,-386 p.

141. Dubarle M. E. Histoire de I'Universite de Paris.-P.: Hachette et c-ie, 1844,- 348 p.

142. Du Boulay C.-E. Defense des droits de I'Universite.-P.: Chez Estienne Loyson, 1657.- 89 p.

143. Du Boulay C.-E. De patronis quatuor Nationum.-P.: Chez Estienne Loyson, 1662. 124 p.

144. Du Boulay C.-E. Factum ou Remarques sur I'election des Officiers de I'Universite.-P.: LAngelier,1668,- 137 p.

145. Du Boulay C.-E. Historia Universitatis parisiensis.- 6 vol. P.: Patisson,1665-1673. - 1034 p.

146. Du Boulay C.-E. Memoires historiques sur les Benefices qui sont a la presentation de I'Universite de Paris.-P.: Patisson, 1675,- 200 p.

147. Du Boulay C.-E. Recueil des privileges de I'Universite de Paris accordes par les rois, depuis sa fondation jusques a Louis le Grand.-P.: Patisson, 1674,- 135 p.

148. Du Boulay C.-E. Remarques sur les dignite, rang, presence, autorite et jurisdiction du recteur de I'Universite de Paris.-P.: Chez Estienne Loyson, 1668,- 132 p.

149. Du Boulay C.-E. Remarques sur la bedeaux de I'Universite.-P.: Patisson, 1670. 67 p.

150. Ducrios A. Les encyclopedistes. -P.: Aubry, 1900. 387 p.

151. Durkheim E. devolution pedagogique en France.-P.: Masson et c-ie, 1938,- 365 p.

152. Duvernet A. Histoire de la Sorbonne.-P.: Chez I'abbe Goujet, 1790,- 372 p.

153. Essai de bibliographie historique de I'enseignement secondaire et superieur en France avant la Revolution.-P.: Nathan, 1892. 119 p.

154. Fauvelle R. Les etudiants en medicine de Paris sous le grand roi.- P.: Societe du "Mercure de France", 1899.-237 p.

155. Feret P. La Faculte de theologie de Paris et ses docteurs les plus celebres.T.I-IV.-P.: Hachette et c-ie, 1894-1897,- 1117 p.

156. Feret P, Le Pouvoir civil devant I'enseignement catholique.- P.: Hachette et c-ie,1888.-149 p.71