автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Партия и творческие союзы. 1932-1985

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Черненкова, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Партия и творческие союзы. 1932-1985'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Партия и творческие союзы. 1932-1985"

1 О

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 113.08.03

Па правах рукописи УДК 329.016.1

ЧЕРИЕНКОВА Елена Ивановна

ПАРТИЯ II ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ. 1932-1985.

(Па материалах партийных, общественных организаций и творческих союзов Карелии)

Специальность 07.00.01 — история Коммунистической партшг Советского Союза

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Л. Т. АНТОНЕНКОВ

Официальные о н попет ы: доктор исторических наук, профессор В. Т. ЕРМАКОВ кандидат исторических наук Т. В. ПОЛИКАРПОВА

Ведущая организация — Петрозаводский государственный университет им. О. В. Куусинена.

Защита состоится <(Лт?...л ^/^b^^^f 1990 г. в ............ часов иа заседании специализированного совета К 113.08.03 по присуждению ученой степени кандидата паук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «..<?£.» ^^rf^^lf. 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета

тс8$ц*: - I -

/ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ■ 1 Актуальность теш. Одним из основных итогов развития совет-таци'-) око го общества за время, прошедшее с апрельского /1985 г./ Пле-——---4ума ЦК КПСС и ХХУП съезда партии, явилось осознание необходимости глубокого и всестороннего анализа предшествующего исторического развития. Определенная в партийных документах последнего времени в качестве главной цели задача создания гуманного, демократического социализма может быть практически решена при условии полного высвобождения культурного потенциала общества, "Интеллектуальное и духовное возрождение страны доляно выйти на передний план деятельности КПСС. Недооценка отих вопросов недопустима"^. Анализ воздействия административно-командной система на сферу профессионального искусства и литературы долзен быть направлен на выявление причин, сути и последствий деформаций в духовной /Сфере, на поиски путей юс преодолении.

Такой анализ тем более необходим, что в исторически слолпгв-шейся системе разделения труда творческая интеллигенция является носителем гуманистического, нравственного начала и вовлечение ее в предшествующе десятилетия в сферу идеологического производства было исторически неоправданным. Поэтому те задачи, которые выдвинуты временем в области культурного развития общества, будут реально воплощены при условии такого сотрудничества с творческой интеллигенцией, которое определит новое положение деятелей культуры в обществе, защитит их от догматизма, от авторитарных методов предаествущего периода, учтет весь положительный опыт, содействовавший духовному прогрессу общества. Только такая работа "способна дать действительно серьезные практические результаты"^.

Историография проблема. Советская культурология, долгие года испытывая на себе воздействие авторитаризма, в исследовании процессов становления и развития социалистической культуры вынуждена была руководствоваться теми оценками, которые давались в соответствующих партийных документах и которые определяли в качестве основной задачи культуротворческой деятельности выполнение функций идеологического порядка. Это привело к игнорированию принципиальных положений марксизма, касавшихся анализа надстроеч-

1 0 политике КПСС в области образования, науки и культуш.Резолюция ХШ съезда КПСС, /партийная жизнь. -1990. -№15. -С.38.

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. -Т.44. -С.351.

ных явлений.

К.Маркс, говоря о диалектической ёзашосйязи шспштевКвРв производства с различными формам духовного ярбйзвйДСтва, выделял к два основных типа детерминаций} идеологическое производство, играющее непосредственно служебную роль по отношению к господствующему базису, и свободное духовное производство данной общественной формации*. Речь вдет не об отрицании зависимости дуХбвного производства от материального базиса, а о Той исторической 0ЫШ, которая лежит за пределами ограниченной задачи обслуживания конкретных классовых интересов. Исследователь, игнорирующий эту специфику, "лишает себя той основы, на которой только и можно пош!ТЬ как идеологические составные части господствующего класса, так и свободное духовное производство данной общественной формаций"^. Отход от диалектико-материалистического анализа явлений общественного развития привел к умалении роли субъективных факторов исторического, процесса, к утверждении догматизма, в том числе и в сфере производства духовных ценностей.

Историко-партййййв исследования деятельности партии по руководству творческой интеллигенцией нешогочисленны"^. Некоторые аспекты этой проблемы получили afpartfaHtfe в работах, посвященных анализу партийного руководства культурным строительством^. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических аспектов проблемы партийного воздействий на ход культурных преобра-

1 {¿арке К.,Энгельс Ф. Соч, -Т.26, -4.1, -С.280. ^ Там se."

о

Горячев Е,И<, ШижарёНно В.В. Источники силы: 0 партийном руководстве развитием советской кшеттографии. -И., 1984; Искусство и идеологическая борьба партии. -M«,I97ö; Партийное руководство воспитанием творческой молодежи в период строительства социализма /1917=1941/. -М.,1988; Партия и интеллигенция в условиях развитого ёоциаяизма: Из опита работа парторганизаций. -М.,1977; Федакин С.А< Партйя и интеллигенция. -М., 1983.

4 См,'. КПСС во главе ¡¿уйьтурной революции в СССР. -М., 1972; Партия й социалистическая культура. ХХЗу съезд КПСС и проблемы Духовной культура Социализма. 4L, 1972; Украинцев В.В. КПСС -организатор культурного строительства 6 период развитого социализма. <41., 1975; Лукин В.А. ЫногоГранная социалистическая культура /ХХУ съезд о главных направлениях культурной политики партии/. -М», 1978; ШСС и некоторые вопроса культурного строительства. -Mi, 1-975; ЙЗ истории партийно-государственного руководства культурным строительством. -М., 1983; Культурная политика КПСС на современном этапе. -;.!., 1984; Буртяк Г.А. Заботясь о духовном богатстве! Из практики партийного руководства культурным строительством, -М., 1985J ХХУП съезд КПСС и актуальные проблемы культурного строительства на современной этапе, -и.,1987: Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений ХХУП съезда КПСС. -ui • f X9SS»

зршдей в стране внесли коллективы кафедр истории КПСС ЛГУ, М1У адени М,В.Ломоносова, ЛГОЙ имени А.И.Герцена и проблемная груша "ЙПСС, Народное образований. Куль тура" кафедра истории КПСС МШИ имени В.И.Ленина .

Истории становления и развития советской культуры посвящены коллективные монографии, подготовленные Институтом истории АН СССР2- Определенный вклад в изучение интересующей нас проблема внесли диссертационные исследования Болыпедворовой Е.Й., Киселева В,Д., Смирнова Г.М., Подцубного A.C., Пригодича З.К., too M.B.3

До настоящего времени отсутствовали диссертационные исследования по истории партийного воздействия на литературный я художественный процесс в период формирования творческих союзов-в 30-е гг., слабо отражены некоторое другие периода, почти не изучен опыт региональных партийных организаций.

Принципиально новая оценка деятельности творческой интеллигенции, ее значения, роли в общественно-политической и социально-культурной яизяи страна дается в статьях В. Чурбанова и Т.А. Луков-цевой .

^ Горячев ЮЛ5. Партийное руководство кинематографией в период

строительства социализма /1917-1936 гг./:Автореф. дисс. ... доктора ист. наук. -М.Д987.

* Советская культура в года Великой Отечественной войны. -М.,1976; Великая Октябрьская социалистическая револгация и становление советской культуры. 1917-192?. -М.,1985: Советская культура в реконструктивный период. Д928-2941. -М.,1988.

Еолыяедворова Е.К. Партийное руководство творческими союзами Ленинграда в период героической обороны города /июнь 1941 - январь 19447: Авторе®, дисе. ... канд. ист. наук. -Л.,1970; Киселев В.А. Руководство компартии Узбекистана деятельностью творческих союзов республики в условиях развитого социализма /1961-19о6/: Авторе^, дисс. ...канд. ист. наук. -Ташкент,1979; Смирнов Г.М. Партийное руководство творческими союзами Лудожествениой интеллигенции в годе восьмой пятилетки /1966-1970 гг./ /На материалах Ленинградской партийной организация/: Авторе^. дисс. ...ланд. ист. наук. -Д., 1980; Енко Й.В. Союз писателей СССР в вдеолопгееской жизни страны в первое послевоенные десятилетие: Автореф. дисс. ...канд. ист. наук. -И.,1982; Пригодич З.К. Партийное руководство художественной культурой на этапе зрелого социализма: Автореф. дисс. ...канд. £илос. наук. -М.,1964; Подцубный A.C. Партийное руководство деятельностью творческих союзов и организаций Украинской ССР в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Киев, ISS6.

4 Чурбанов В. Принадлежит народу ^Огонек. -1988. -Г 7. -С. 19-21; Луновцева Т.А. Поиск путей обновления общества и советская литература D0-60-X годов У/Вопросы истории КПСС. -1989. I. -С.36-49.

Начиная с ХХУП съезда КПСС, з партийных документах подчеркивается шсль о необходимости создания подлинно научной концепции истории партии. Ее разработку сопровождает расширяющаяся публика- * ция архивных материалов. Это характерно и для научных изысканий в Карелии*. Помимо публикаций документальных сборников, научные силы республики обращаются к неисследованным ранее проблемам общественно-политической к социально-культурной жизни, но специальных исторических, в той числе историко-паргиЕвдх работ по заинтересовавшему нас вопросу еще нет. Некоторые аспекты этой проблемы освещены в монографиях А.И.Афанасьевой и К.А.Морозова.2.

Общая оценка деятельности областной парторганизации в сфере профессионального искусства и литературы за года Советской власти дана в "Очерках истории Карелии" и в "Очерках истории Карельской организации КПССОднако в научный оборот до сих пор не введены многие материалы, которые сделали бы возможным всесторонний и объективный анализ характера партийного воздействия на литературный и художественный процесс, выявление негативных тенденций в духовной жизни республики, хода осуществления многих вопросов национально-культурных преобразований.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1932 по 1985 года. Принятое в 1932 году в условиях укрепления сталинского режима постановление ЦК ВНП /б/ "О перестройке литературно-художественных организаций" способствовало упрочению позиций административно-командной система вовлечением творческого потенциала в сферу деятельности политико-идеологического комплекса. В итоге утвердилась определенная идеология культуры, на основе которой строилась практическая деятельность партии в сфере духовного производства на протяжении более чем 50-летнего периода истории. В то же время шло накопление гуманистического, нравственного и граж-

Культурное строительство в Советской Карелии. I926-I94I. Народное образование и просвещение.-Петрозаводск, 1986; Карелия в годы Великой Отечественной войш. I94I-I945. Документы. Материала. -Петрозаводск, 1975; Карелия в годы восстановления и развития народного хозяйства. 1944-1950. Документы и материала.-Петрозаводск, 1988; Карельская организация ШСС: Хроника. 1895-1987.-Петрозаводск, 1988. *

^ Афанасьева А.И. Культурные преобразования в Советской Карелии. 1928-1940. -Петрозаводск. 1989:Морозов H.A. Карелия-в годы Великой Отечественной войны /1941-1945/. -Петрозаводск, 1983. 3

рии

Очерки истории Карелии. -Т.П. -Петрозаводск, 1964: Очерни исто-и Карельской организации КПСС. -Петрозаводск, 1974.

донского потенциала советской культуры, который содействовал утверждение® общественном мнении представления об исторической неправомерности административно-командной системы, о необходимости кардинального переустройства общества, придания социализму демократического начала.

Таким образом, избранный нами период является относительно самостоятельным и позволяет в динамике рассмотреть проблему партийного воздействия на духовную жизнь общества.

Объектом исследования является деятельность Карельской областной партийной организации по руководству творческими союзами. Росту авторитета и профессионализма творческих союзов, обогащению их работа интересными традициями способствовала конструктивная совместная деятельность представителей творческих союзов и партийного руководства республики, которые, определяя стратегию культурных преобразования, стремились учитывать потребности общественного развития.

Вместе с тем в идеологическом обосновании, в организации партийной работы нашли отражение негативные явления, которые были с следствием бюрократического подхода к решению проблем' общественного развития, что не могло не отразиться на характере партийного руководства творческими союзами.

Целью диссертационного исследования является изучение, анализ и обобщение конкретно-исторического опыта Карельской областной партийкой организации по решению вопросов, связанных с развитием профессиональной литературы и искусства в условиях национальной автономии.

Задачи исследования:

- проанализировать деятельность Карельской областной парторганизации, направленную на становление и развитие литературного к зудонественного процессов в республике;

- показдть влияние особенностей осуществления национальной политики на руководство творческими союзами в деятельности Карельской областной партийной организации;

- исследовать конкретные проявления и последствия воздействия административно-командной систеш на сферу духовного производства;

- выявить причины и сущность деформаций в духовной сфере социалистического общества на примере усиливавшихся "негативных явлений в культурной жизни автономной республики;

- восстановить некоторые забытые страницы истории Карельской областной парторганизации и творческих союзов в 30-е года.

Теоретическая,ицметодологическая основа работы. Главное внимание уделено выявлению причинно-следственных связей, анализу диалектического взаимодействия цолого комплекса социальных противоречий, который дается на основе сформулированных марксизмом-ленинизмом пршщгаов диалектшсо-материалистического анализа явлений общественной жизни, принципа историзма и принципа относительной самостоятельности нздеэтроечшх структур, что позволило показать неоднозначный характер исторического опыта партии в решении проблем культурного строительства.

Источниковой базой исследования явились документы партийного архива Карельского обкома КПСС /ПЖ) КПСС/, Центрального государственного архива КАССР /ЦГА КАССР/, ведомственных архивов творческих союзов, которые позволили проанализировать основные направления идейно-политической и организационной работы Карельской областной парторганизации с творческой интеллигенцией. Многие страницы в истории Карельской областной партийной организации и творческих союзов восстановлены по материала.! периодической печати.

При выработке концепции исследования учитывалось мнение представителей творческих союзов о характере взаимоотношений партии с творческой интеллигенцией, высказываемое в личных беседах автора диссертации с деятелями литературы и искусства.

Научцадщррна исследования заключается в выборе проблемы исследования и хронологических раыках, в постановке целей и определении задач, в критическом подходе к анализу исторических источников. Научную новизну несут сформулированные в диссертации выводы и практические рекомендации. В научный оборот впервые вводятся многочисленные архивные и печатные источники по истории Карельской областной партийной организации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его ¡выводы и рекомендации могут быть использованы в работе партийных органов и первичных партийных организаций творческих союзов. Материалы исследования могут быть учтены при создании учебников и учебных пособий по социально-политической истории XX в., при разработке

спецкурсов и спецсеминаров по истории Карельской областной парторганизации, по истории культурного строительства в республике, в научно-просветительской и пропагандистской работе.

Апрабшрт работа. Результаты исследования обсуздени на Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов "Ленинское теоретическое наследие и его роль в коммунистическом воспитании молодежи" -в 1985 г., на республиканских научно-практических конференциях молодых ученых в 1985 и 1986 гг., на конференции преподавателей и студентов Карельского государственного педагогического института в 1989 г.

П. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность теш, дан ее историографический обзор, определены цели, задачи, теоретико-методологическая основа, научная новизна и практическая значимость исследования.

Е первом разделе - "Работа Карельской областной партийной организации по объединению творческой интеллигенции в единые профессиональные организации в ЗО-е года" - раскрываются характер- и последствия партийного воздействия на литературный и художественный процессы в республике в период формирования творческих союзов. Отмечается, что выполнение постановления ЦК ВКП/б/ от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", проходившее в условиях укрепления сталинского реяима, привело к возшпшовегшю и развитию противоречивых тенденций в практике партийного руководства творческой интеллигенцией. С одной стороны, постановление нацеливало на преодоление негативных явлений, характерных для деятельности ассоциаций пролетарских писателей*1. С другой стороны, оно предполагало вовлечение творческого потенциала стсаны е сферу Функционирования пропагандистско-идеологического механизма складывавшейся административно-командной системы.

Специфические условия'бывшей национальной окраины диктовалз: необходимость осуществления в республике комплекса мер, наплавленных на преодоление отставания з экономическом, социальном и культурном отношении, учета национальных особенностей в проведении культурных преобразований. В диссертации показывается, каким образом эти задачи реализовывались в планах социального и экономичес-

* Подробнее см.: Шешуяов С.й. Нзистоше ревнители.йз истории литературной борьбы 20-х годов. -М., 1984.'

- а -

кого развития республики и воплощались в деятельности областной партийной организации, в том числе и в ее работе по сплочению творческой интеллигенции в единые профессиональные организации. Разви-'-тле национальной культуры тормозилось непоследовательность» языковой политики: в начале 30~х гг, руководство республики отказалось от выработанного в начале 20~х гг. принципа добровольного выбора литературного языка этническими группами, не имевшими своей письменности, и поставило решение вопроса о литературном языке в зависимость от политической конъюнктуры, что оказало негативное воздействие на литературный процесс, развивавшийся на финском и карельском языках.

В разделе исследуются основные направления организационной деятельности Карельской областной парторганизации по формированию творческих союзов, которая исходила из того, что "в условиях Карелии развитие профессионального искусства немыслимо без соответствующего развития самодеятельного искусства и вне связи с ннм"^. В связи с этим большое внимание уделялось укреплению связей профессиональных и самодеятельных коллективов, организации системы обучения литературного и художественного актива. Партийные органы координировали деятельность расширявшейся в предвоенные года системы эстетического воспитания трудящихся как одного из основных направлений в работе творческих союзов.

В диссертации показывается роль шефской работы деятелей культурк Ленинграда, которая строилась на основе решений Ленинградского ОК ВКЛ/б/, с 1928 т 1937 гг. выполнявшего функции Северо-Западного бюро Щ ВКП/б/ и оказывавшего всестороннюю помощь республиканской партийной организации в решении вопросов социалистического строительства.

Освещается вклад в развитие художественной культуры творческой' интеллигенции яз числа фщщов-имдагрантов, принесших с собой опыт и традиции, демократической культуры финского народа и оказав-Еп-РС несомненное влияние на характер культурных преобразований в республике»

На основания анализа многочисленных документальных и печатных источников прослеживается,-какии образом ход социалистических, в

2"Шб НПСС, ф.З, оц,3, д.94, л. 141.

том числа и культурных преобразований, стал искажаться расширявшимися репрессиями, которые осуществлялись в республике под лозунгом "борьбы с местным национализмом, смыкавшимся с контрреволюционными интервенционистскими элементами"^. В 1935-1937 гг. были репрессированы многие видные деятели литературы и искусства, союз писателей был разгромлен, прекратили свою деятельность шогне национальные творческие коллективы. Из культурной лизни республики было изъято' целое направление.

В заключении раздела сформулированы вывода о тои, что в 30-е года в республике совместными усилиями партийной организации и творческой интеллигенции создавались предпосылки роста культурного потенциала, Ио в условиях укрепления позиций административно-командной системы и режима личной власти, которые стремились закрепить за творческой интеллигенцией функции идеологического обеспечения социальной практики и обеспечить тем самым ее политическую лояльность, процесс культурных преобразований в республике был существенно деформирован.

Ш. втором разделе - "Партийное руководство профессиональными организациями творческой интеллигенции Карелии в года Великой Отечественной войны" - отмечается, что з первые месяцы войны, в связи с положением на фронте, началась эвакуация населения, предприятий и учреждений в тыловые районы республики и в восточные области страны, В этих условиях партийное руководство и правительство республики предпринимали усилия, направленные на сохранение ведущих творческих коллективов. Но творческие союзы вкнувдеш были прекратить свою деятельность. В дальнейшей консолидации творческих сил республики большое значение имела находившаяся под контролем ЦК КП/б/ № ССР2 деятельность редакции литературно-художественного вещами республиканского радиокомитета, других средств массовой информации, организовавших работу литераторов, композиторов и художников, которые остались в республике, й к концу 1942 г. встал вопрос о возобновлении полноценной деятельности творческих союзов^.

1 ПАКО КПСС, ф.З, оп.З, д.95, л.З.

\ В 2940-1956 годах статус республики был определен как Карело-аинская ССР. Соответствующим образом были преобразованы партийные и государственные структуры.

3 ПАКО КПСС, ф.8, оп. 12, д. 159, л.59; ДГА КАССР, ф.2923, оп.1, д.1/13, л.1.

В разделе рассматривается, каким образом партийное руководство, республики содействовало созданию условий для творческой работы. Особое внимание уделяется анализу шефской работы творческой интеллигенцией в воинских подразделениях, на Северном флоте. Подчеркивается значение совместной деятельности творческих союзов и Политуправления Карельского фронга.

В 1943-1944 гг. в республике началась работа по восстановления экономической, социально-культурной инфраструктуры освобозда-ешх территорий. Возглавили ое партийные и советские органы. Вопросы ликвидации последствий оккупации требовали вндаакш не только к экономическим аспектам восстановительных работ, но и к идеологической работа, к которой партийная организация республики привлекала и представителей творческой интеллигенции. Постановление бюро ЦК Ш/б/ Ш ССР от 6 ноября 1944 г. "О меролриятиях по дальнейшему развития искусства в Карело-Финской ССР" определило первоочередные задачи по укреплению материальной базы учреждений нульт-урн к искусства, по развитию системы специальных учебных заведений, воесгановлешй системы самодеятельных художественных коллективов и системы эстетического воспитания трудящихся. Оно также предполагало вовлечение творческих союзов в решение задач, стоявших перод республиканской партийной организацией^. Постановление принималось в военное время, когда чрезвычайные обстоятельства опредоляли целесообразность подобного подхода. Однако переход к мирному строительству доллен был внести изменения в концепцию взаимоотношений партии с творческой интеллигенцией. Но в условиях существовавшего е стране политического режима деятельность творческой интеллигенции еще длительное время оценивалось по ее вклада' в идеологическое обеспечение политики партии.

В третьем радтола - "Партийное воздействие на деятельность творческих союзов Карелии в 1946-1956 годах" - показывается, что развитие литературной и худоаестазяной жизни в республике в 40 -50-е гг. несло 212. себе огпечагог тех принципов к требований, которое были сформулированы а постановлении; ЦК ВКЛ/б/ от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" к "Ленинград" и в последующем развиты в многочисленных постановлениях по идеологической работе. В диссертации приводятся фаеты, свидетельствующие о том, что появление этих постановлений было предопределено особенностями организа-

1 ПАКО КПСС, ф.8, оп.4, д.63, л.26-28.

ции идеологической работа партии в условиях сталинского режима,

когда единственным основанием существования какого-либо общественного явления или структуры могла быть лишь деятельностьнаправленная ка укрепление этого режима. В этой связи подчеркивается, что концепция партийного руководства творческой интеллигенцией базировалась на двух основаниях: на пропаганде необходимости борьбы "против чуэдых народу" тенденций и явлений и на требовании воплощения в литературном и художественном творчестве разработанных идеологией сталинизма представлений об "идеалах" социалистического общества - примате государственных интересов над интересам личности, "социальной оптимизме", бодрости и вере, готовности к любым лишения?.! на пути к великой цели. Говоря конкретно о деятельности карельской парторганизации в тот период, необходимо отметить, что ее политика была направлена на создание условий роста культурного потенциала республики, а конкретная практическая деятельность в некоторой степени "снимала", преодолевала тенде!Щиозшй характер постановлений, которыми она шнуядена была руководствоваться*.

В раздело показывается, как в соответствии с планами восстановления и развития народного хозяйства республики осуществлялось восстановление разрушенной в года война социально-культурной инфраструктуры, в том числе и материальной базы творческих организаций. Несмотря на то, что в работе творческих соязов в первые послевоенные годы было много трудностей, их деятельность расширялась, обретала ноше черты.

Большую и разнообразную помощь в восстановлении творческой атмосферы, работы учреждений искусства оказывали ленинградские и московские организации. Со второй полов.шы 40-х гг. в республике предпринимались усилия по восстановлению и дальнейшему развитию • системы культурно-просветительской деятельности среди трудящихся, которая сложилась еще в предвоенные годы. Активную позицию в этом вопросе занимали и творческие союзы, хотя ям приходилось преодолевать немало сложностей материального и организационного характера.

Б связи с тем, что в послевоенные года состав творческих союзов в значительной степени обновился, причем большинство членов НО тело профессионального образования, существенное значение приобретала работа по совершенствованию профессионального мастерства,

1 ПАК? КПСС, ф.8, оп.19, д.292;лЛ15-Н7; оп.49, л.21; оп.65, Д.64, л.53; ф.4995, оп.1, д.4, Л.51.

работа с самодеятельными коллективами, поиск и поддержка талантливой молодежи. При поддержке республиканских партийных органов в эти года начинает складываться целостная система работа творческих союзов с активом, предавшая в конечном итоге динамизм развитию литературного и художественного процессов в республике.

В июле 1953 г. республиканская партийная организация обсуждала постановление ЦК КПСС "О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия". В ходе обсуждения впервые за долгие годы поднимались•вопросы о коллективном характере партийного руководства, о необходимости восстановления ленинских норм партийной жизни. В творческих союзах обсуядеались вопросы повышения авторитета патрийных организаций*. Задача виделась в том, чтобы строить партийную работу в соответствия с реальными проблемами, стоявшими перед творческими организациями, выработать ноше подхода к системе идейно-воспитательной работы в творческих коллективах. Но анализ деятельности творческих союзов вышестоящими партийными органами оставался крайне формальным. Это привело к тенденциозности, некомпетентности, субъективизму при выработке республиканских программ культурного развития. В етих условиях идея партийного руководства творческой интеллигенцией обретала все более искусственный характер.

Решения XX съезда партии объективно открывали возможности• процессам переосмысления пройденного страной и партией пути, активизировали общественной жизнь, что оказало самое непосредственное воздействие на характер творческих процессов не только в центре, но к в национальных республиках.

В чаурертом разделе - "Деятельность Карельской ооласгной партийной организации в сфере духовного производства в 1956-1965 годах" - речь вдет о'том значении, которое шели решения XX съезда партии s развитии духовной етзки советского общества. Подчерки-' вается, что насаждавшаяся руководством страны идея торжественности сталинизма и ленинизма способствовала укреплению позиций административно-командной екстенн* давала ей возможность противостоять тем силам общества, которые настаивали на необходимости глубоких перемен.

Опора на вдейный багаа прэдеествущих десятилетий стала основной политической линией и местных партийных организаций, что вело к сохранении старых методов и стиля партийного руководства творческими союзами. Отсутствие в общественной системе яеханизмов,

1 ПАКО КПСС, ф.4994, on Л, д.б-а, л.39; 6.4995, опЛ, д.14-а,л,36.

обеспечивающих плюрализм мнений, лишало представителей творческих союзов возможности высказывать точку зрения, отличную от выводов партийного руководства республики. Предложения первичных парторганизаций практически не учитывались в решениях, принимаемых от имени областной партийной организации партийным руководством республики. В итоге рядовые коммунисты на шелк возможности реально участвовать в определении основных направлений в деятельности областной парторганизации и осуществлять действенный контроль за выполнением принимаемых решений*. В тех же случаях, тогда в своей деятельности им удавалось преодолеть зти тенденции, авторитет партийных организаций повышался. Однако в основе работа партийного руководства республики лежал не анализ конкретного положения дел в партийных организациях творческих союзов, а поиск таких форм воздействия на творческий процесс, которые обеспечили бы определенное положение творческих союзов в идеологической работе областной паррийной организации^.

Долгие года представлялось несомненным, что приоритет классового над общечеловеческим, искусственно поддерживаемый всей реологической маииной партийно-государственного аппарата, способствовал сплочении всех сил общества, содействовал обогащению народа. Общественному мнению усиленно навязывалась мысль, что подобное положение обусловлено самой природой социалистического строя.

Помимо реанимированной после XX съезда партии сталинской идеологии культуры на развитие литературы и искусства в 50-б0~е гг. крайне неблагоприятное воздействие оказало свертывание государственных ассигнований на развитие социальных и культурных программ. В диссертации показывается, каким образам реализация принципа "устранения излишеств" затронула деятельность республикански: творческих организаций, н каким последствиям вело тотальное огосударствление общественной жизни, каким образом осуществлялось административное давление на творческий процесс.

Вместе с тем это были года накопления конструктивного опыта взаимодействия партийных органов и организаций с общественными структурами. В разделе показывается, как в результата совместной деятельности партийных органов и творческих союзов произошли существенные позитивные сдвиги в деле формирования системы работы с литературным и художественным активом, системы повышения лрофес-

£ ПАКО ЫЮС,ф.З, оп.62, д.З, л.129; оп.74, д.З, л.155. 2 ПАКО ШСС,ф,3, оп.60, д.233, л.76-85.

снонального мастерства, в укреплении связи самодеятельного и профессионального искусства, в развитии системы встетичэскоге доеди-таниа, в расширении контактов и творческих связей карельской литературы и искусства как внутри страны, таи и с зарубежными организациями. Особую роль в развитии международного культурного сотрудничества для роспублики играли углублявяшся контакты с творческой интеллигенцией соседней Финляндии.

2 ряуои разделе - "Проявление зае-уойша явлений в культурной политике Карельской областной партийной организации и формирование духовных предпосылок перестройки в 1965-1985 годах" - указывается, что программа действий нового руководства страны, приведшего к власти в 1964 г., не была нацелена на устранение причин, поррздав-сих негативные процессы в социалистической обществе в предшествующий исторический* период. Его политика была направлена на загциту сдозивекхся устоев и порядков, на сохранение старых методов управлений к кзхашзздаа политической власти. В культурной политике пар-гш преемственность с скстсазой адыинисгративного социализма стала основной хииив& и характернейшей чертой. Провозглашение вые о их лозунгов, призыш к гражданственности, • содержащиеся в партийных до!?ументах того времени, сопровождались усиливавшийся административным давлением на творческий процесс, мерами репрессивного характера против тех представиталей творческой интеллигенции, которые задачи служения народу понимали иначе, чем высокопоставленные партийные чиновники. Это вело и нарушении творческого климата в профессиональных организациях творческой интеллигенции, к росту настроений апатии, равнодушия, а иногда к стремлению приспособиться. Абсолшгийцил "идеологической целесообразности", рассмотрение явлений духовной аизш «.зраз призму идеологии "сутало возможности гворчебкаго об.еукцешш во.е;555Ж?гх 'проблей, альтернатив, вело к унификации, в дсоторой у^о не оставалось места для разнообразия мнений и азггщдоэ £2. с^юзя ггарвскстской теорш и в рамках партийкой прогрщзщ. Идея с£щз5здиз«5& всо теснее сближалась 'с образом авторитарной .ккдаадко-бщрократической системы"^. Все это сказалось и на харгдаерз Бостакоаяслий ЦК КПСС, принятых в 70-п.п.80-х гг. по Еопрссагд кудиьуурдого строительства и направленных на реаение проблемы лошаэния социальной, и идеологической эффективности кудь-

I Горбачев ¿¡.С. Социалистическая адея и реводвдиошая перестройка. -Правда. -1989, 26 ноября.

туры» т.к. культуротворчесяая деятельность рассматривалась как органичная составляющая общепартийной воспитательной деятельности. Но некоторые положения, предлагаемые в постановлениях, били наполнены конструктивным содержанием и предполагали активизаций деятельности по решению актуальных задач культурного строительства. Это касалось и укрепления материальной базы системы духовного производства, и укрепления связей кезду профессиональным и самодеятельным искусством, и усиления внимания к проблемам народного художественного творчества, поиска новых форм работы с творческой молодежью, формирования научно обоснованной политики воздействия на организаций литературной и художественной жизни з стране. Но конструктивные предложения не были подкреплены ни финансовыми средствами, ни организационными мероприятиями. Анализ накопленного опыта я трудностей, возникавших в ходе выполнения постановлений, был сориентирован на "пропаганду успехов". Гласная причина неэффективности данных постановлений, с нашей точки зрения, в -том, что они были нацелены на "косметический ремонт" существовавшей системы.

Характерная для этого времени централизация организационно-политической деятельности, абсолютизация форм и методов партийной работы определила характер воздействия Карельской областной парторганизации на сферу духовного производства в республика. ^ Из документа в документ переходил набор традиционная упреков з адрес творческой интеллигенции о пренебрежении актуальными темами, о слабой связи с жизнью народа, о недостаточном идейно-художественном уровне. Подобная "преемственность" представляла собой наглядный образец догматического подхода в идвйш-политической работе партии, результатом которого явилась утрата навыков айвой политической работы с ?руд®чтися.

Представленный а разделе анализ процессов в духовной жизни.общества на примере деятельности республиканских творческих союзов позволил сделать вывод о том, что з бО-ВО-е гг. ало формирование духовных предпосылок перестройки. Речь идет о тех тенденциях в духовной жизни общества, которые привели к осознанию в середине 80-х Годов Необходимости придания социализму гуманистической, демократической направленности и свидетельствовали об исторической правомерности сохранившегося в народе гуманистического понимания социализма, существовавшего несмотря на вез попытки адмкнистративно-команд-

1 ПАКО ШСС, ф.З,оп.89,,д.Г7,л.59; оп.95,д.32,л.96; оп.Ш,д.25, л.39; оп.119, д.27, лД74; оп.125,д.2,л.57.

ной системы вытравить такое понимание из общественного сознания. И в этом контексте формирование духовных предпосылок перестройки в рассматриваемый период заключалось в той, что в деятельности творческой интеллигенции оказался сосредоточенным и получил дальнейшее развитие гуманистический потенциал нашего общества. Противоречие общественного развития заключалось в тон, что в деятельности организаций, созданных в структуре охранительного механизма административно-командной системы возникли и стали развиваться тенденции, которые во многом способствовали формированию в общественном мнении представлений о необходимости 'кардинальной перестройки всей жизни общества.

Сущность этих тенденций, среди которых - возрастание профессионализма, накопление гуманистического и гражданского потенциала духовной сферы, анализируется на материалах, отражающих деятельность республиканских организаций творческой интеллигенции.

£ эакипрчеции диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы и предложения в адрес партийных и общественных организаций, предполагающие безусловный отказ от дискредитировавших себя фор?.: и методоЕ административного воздействия на творческий процесс и использование позитивного опыта совместной работы организаций и творческих союзое, направленной на развитие творческого потенциала социалистического общества.

По земе диссертация автором опубликованы следующие работы:

1. К вопросу об интернационализации культура в условиях развитого социализма/Актуальные вопросы общественных наук: Тезисы докладов республиканской конференции молодых ученых и специалистов. -Петрозаводск, 1985. -С¿32-33.

2. Деятельность Карельской областной партийкой организации по повышению роли культуры в процессе коммунистического воспитания трудящихся /Актуальные проблемы развития общественных наук на современном этапе. -Петрозаводск,1986. -С.10-12.

3. Писательская организация Карелки в ЗО-е года /Север. -1990. -Р 6. -I п.л.