автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Перестройка сознания воинов: содержание, критерии, факторы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Перестройка сознания воинов: содержание, критерии, факторы"
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
На правах рукописи
ДУРНЕВ Виктор Дмитриевич
перестройка сознания воинов:
содержание, критерии, факторы
Специальность — 09.00.11 — социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
МОСКВА — 1992
Работа выполнена на кафедре философии Гуманитарной академии Вооруженных Сил.
Научный руководитель
— доктор философских наук, профессор КАВЕРИН Б. И.
Официальные оппоненты
— доктор философских наук, профессор ТИМОРИН А. А.,
— кандидат философских наук, додент ЦИНДРЕНКО 10. П.
Ведущая организация — Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского.
Защита состоится « ».......1992 г. в . . . . часов
на заседании специализированного совета по философским наукам (Д.106.01.02) при Гуманитарной академии Вооруженных Сил (103107, г. Москва, К-107, Б. Садовая ул., 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан « »......1992 года.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук
БУЗУК Г. Л.
I, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Современные процессы преобразования нашой страну значительно актуализируют проблему персоналястской революции -коренного изменения сознания личности, повышения действенности зе мировоззрения. В решении задач по обновлению воох сфер общества, в той число и Вооруяешш.. Сил, все болеи повышается роль субъекта радикальных преобразований и реформ-Обществу, его армия я флоту требуется ответственней, пни-циатавпнй субъект, у которого духовный мир базируется на научной аировоазрении. Нужен иодлашшй гуманист и демократ, патриот.и интернационалист, честный и справедливей человек.
Дальнейшее оовершв1 ггвопанио духовного мира воинов, ш общей и мировоззренческой культуры обусловливают существа иые перецени в сознании: освобождение от всего устяревпюгп, негативного, качественное изменение всего позитивного его содержания. Последнее сегодня выступает но только полью, n.¡ и духовным ипструыептои общественного обновления. Бсо ото объективно деториш-шрует дальнейшую теоретическую рязрабп^ ку яройдеыы перестройка сознания шипов, необходимость on-пиальво-филооофекого анализа диалектики развитая общество.*, ного сознания на современном этапе.
А к ту а, яъп ость и с еле д о д а ния обусловлена:
Во-пергаге, потребностями сопйольно-философсиого омш>. ления особенностей радикального переустройства страши Г.пь впой причиной перестройки сознания является согашлмшК г. я коз общественного битил, ирошсса перепей в общество п н.ч орукенш« Силах па сознательного творца качественного"преобразования етранн, • j.лзовмшзго общечеловеческие п.еннпс.ти и идеалу.
Во- вторых, ooutiof остротой иже олого-нотеодпгнччепиi; аитуппии внутри общвеша и его ор-шш, усздявямэдЛач чон»"
i аиьио-ш.лвтячосков и ¡»кош-шчтшой пботдопцьпп'гтг, i npneiíCKoi-; tt os(iiú.-¡iíiiLiiií,,ii'r!4;i(oi\ маотро^.-пнк-'п ? im;1 /..¡ни«.:' " чист mm (i ¿vwii; итршш.
____________________________________ ~_2_г _________________-
В-третьих, серьезной трансформацией целого ряда сторон кизни я деятельности армии в условиях аоенной реформы и отражением этих процессов в сознании воинов, существующими тенденциям!! разлития социальных проблей Вооруженных Сил, а такие необходимостью оптимизации., практической деятельности новых структур по работе с личным составом.
В-четвертых, объективной необходимостью методологического анализа военными кадрами факторов, механизмов и основных критериев перестройки сознания, потребностью в совершенствовании инструмента управления процессом развития сознания, психологии мывл :шя военнослужащих в новых условиях.
В-пятых, практическим значением социально-философского обоснования методологических основ механизма обнаружения, анализа и разрешения основных противоречий перестройки сознания личного состава в специфической деятельности военных кадров.
Таким образом, актуализация проблемы перестройки сознания воинов в качестве вавнейшего компонента теории и практики радикального преобразования общества и реформирования его Воорукешшх Сил требует философского осмысления этого .. общественного феномена, его содержания и механизма реализации, факторов и критериев функционирования в самых различных сферах общественной кизни, в тон числе и области воепно-слу-кебной деятельности личного состава, а такке определения тенденций возникновения, развития и разрешения противоречий перестройки сознания. Данные обстоятельства и послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Пока нет работ, в которых бы специально рассматривалась данная проблема в прямой постановка. Представление об уровне разработанности вопроса перестройки сознания воинов можно составить на основе изучения пуоликг 'яй, которые относятся к гозяашю /общественному и индивидуальному/ и его развитию в новых условиях,
ь«ю литературу можно разделить на две группы. Первую группу источников составляют роботы, где изучается обществен цоо и нвдивидуо/шное сознание,...Цх диалектика. Второю группу.
продставляет литература по перестройке сознания, духовного иира личности человека, воина.
Первая группа источников представлена публикациями, посвященными анализу ■общественного сознания ми целого. Дэяянй анализ осуществлен в основном в работах Д.А.Волиогонова, Б.-А.Грушияа. Н.М.Жунова, Л.Н.Москвичева, Л.К.Уледова.и других авторов . В них раскрыта диалектика общественного бытия и общественного сознания, сущность и структура последнего, его фуннщи и законоиерности, взаимосвязь идеологии и общественной психологии, форы общественного сознания, особенности исторического развития общественного сознания.
Анализ работ по общественному сознанию позволяет- сказать, что для исследования проблей перестройки сознания, наибольшее значение имеют полокения о состоянии развития и соотнесения идеологии и общественной психологии, диалектики фор общественного сознания, поскольку они. позволяют воде-лать б общественной сознании те элемента,-которые обусловливает устойчивые взаимовлияния общественного сознания и индивидуального сознания, иеханизи и диалектику перемен в ду-
I.Ca.: Волвогонов Д.Â. Методология идейного воспитания: Вопросы теории а идейно-воспитательной работы в Советских Во-орукенних Силах.-М.: Военкздат, 1980.-С.48-137; Гнрдвв Д. .Актуальные проблегш общественного сознания.-М.: Прогресс, 1982; Грушин Б.А. Массовое созкание: Опыт определения•и проблеш,1 исследования.-М.: Политиздат,1987; Демичев В.Н, Общественное битие и общественное сознание, механизм"их взаимодействия.-Кишинев, Изд-во ЦК Ш Молдавии.-1970; Жуков Л.М. Проблема сознания.-Минск, Изд-во "Университетское',', 1987; Москвичев Л.Н. Социалистическое общественное созня-вие.-Ы.: Мысль,1982; Общество и сознание;-М. : Прогресс, 1984; Общественное сознание и его формы.-«.: Политиздат, IS86; Общественное сознание в условиях совершенствования социализма.-Львов, Изд-во при Львовской университете издательского объединения "Вища школа",1986;-Очерк теории со-шализиа.-М.: Политиздат,1889.-С.280-300; Творческая природа социалистического общественного соэнапяя.-М.:Мнслъ, 1980; Уледов А.К. Структура общественного сознпчия.-Д.: Мнсль, 1968; ЧашгВ.Н. Структура и закоиоиврт.стп обшео-тпопнпго сознания.'-Л.: Наука,1502 и др.
-aI
ховном мире воинов. Но данные направления не получили обсто-' ятвльного исследования. В большинстве работ данной группы проблема общественного сознания представлена в абстрактно-теоретической свате, а исследования диалектики общественного и индивидуального сознания осуществлялись по принципу "от теории", но не от практики. Поэтому индивидуальное сознание конструировалось из общественного сознания как теоретическая модель1.
В первую группу источников такке входят работы Е.М.Смирнова, И.Т.Фролова, посвященные исследованию духовного мира человека . Отмечая плодотворность разраиоток духовного мира человека, его мировоззрения и сознания, нельзя не заметить, что в них содержатся в определенные упущения. Главное в них состоит в том, что сознание раскрывается недостаточно объективно и конкретно с точки зрения уровня его социальной зрелости, иетодологической и психологической подготовленности, наличия в нем реально доминирующих интересов и мотивов, идеалов, убеждений и ценностных ориен-атй. Усилия исслидо-
1.Cu.: Общество и сознание.-С.75-90, 102-109; Чагин Б,Н. Структура и закономерности общественного сознания.-С.З-ЗЗ Общественное, групповое и индивидуальное сознание /Очерки по историческому материализму.-Ы.: Наука,1981.-С.262-267 и др.
2.См.: Баб'осов Е.М. Духовный мир советского человека .Линек: Белар-усь,1у83; Буева Л.П. Человек: деятельность и обще-НЙв ««"чй • : Мысль,1.78; Вишневский G.С. Формирование духовного облика советского человека.-Я.: Мысль,1986; Идейная зрелость молодого специалиста.-Киев: Вища школа,IS86;
Кон И.С, В поисках себя. Личность и ее сам осознание .-?>!. : Политиздат,1984; Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности.-М.: Зяэние,1981; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.,1975; Маркин В.Н. Жизненная позишя личности Идеологический и социально-психологический аспекты/.-4.1.: Ыысль, 1989; Мировоззренческая культура личности /философские проблемы формирования/.-Киев: "Нау-кова Думка",1986; Орлов В,1". Человек, мир, мировоззрение.- , Киев: Наукова Думка",1980; Смирнов Г.Л. Советский человек. 4-изд.-й.* Политиздат,1984; Общественная практика и общественные отношения.-«.: ¡¿ь:ль,1989; Фоолов К.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения.^.: Политиздат,1983 и др.
вателей были сосредоточены на выявлении того, каким долже" быть духовный мир и сознание человека, а не каковы они .а самой деле. Это характерно для работы С.С.Вишневского, коллективного труда под редакцией В.И.Иванова .
Вторая группа источников характеризует степень иссле-довашшсти проблем обновления духовного мира личности, перс, цен в сознании лхщей, воинов армии и флота. Разработка проблем перестройки сознания л условиях обновления общества осу-А ществляется в основной в периодической печати, обсуждается на конференциях, совещаниях, заседаниях круглых столов . Рас-| смотрению данных вопросов посвящены ряд диссертационных исследований. Следует отметить работы Г.Л.Смирнова, А.К.Уле-
1.Сц.: Вишневский С.С. Формирование духовного облика советского человека.-и.: :4ксль,1986; Мировоззренческая культура личности /философские проблемы формирования/.-Киев: "Нау-кова Дуика ,1386.
2.Си.: Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания //Философские науки.-198Э.-Я6; Дубровский Д.И. Стратегия перестройки и проблема сознания// Философские науки.-1987.-ЙЗ; Науценко JI.K. Новое политическое ышление//Социально-полятяческиа науки .—1920.—JJI0; иоторина Л.Е. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личностп/Дилософские науки.-1989.-Kb; Новое мышление и роль общественного сознания в развитии обществаДезисы республиканской науч! >-георетаческой конференции "Философские проблемы сознания и современность". Часть 2.-Иваново, 1988; Новое мышление.Филосо3;ско-со1шоло-гический аспект/ Тезисы докладов научной конференции.-Казань, IS87; Перестройка и нравственность /Материалы "Круглого стола"//Вопросы философии.-IS90.-№7; Перестройка и общественное сознание//11равда.-1987.-10 апр.; Рябов Н.О воспитании идейности личности//Научный коммунизм.-1986.« 115: Савчук В.В. Новации и архаические элементы сознания //Философские науки.-1991 .-МО; У ледов Л.К. Диалектика об- ! ¡Явственного сознания в условиях перестройки// Научный коммунизм.-1987.-Л5; Федотова В.Г. Духовность как фактор пе- I рестройни//Вопросн ф-илософии.-1987.-№3; Человек .•деятельность, творчество, стиль иышления/Гезнсы докладов научно-практической конференции.-Симферополь,1987 и др.
3.Си.: .Ануфриева Л.М. Политическая социализация личности о условиях социализма:Лвтореф. дис. ...канд.филос.наук.-Казань ,1987; Буянов B.C. Формирование научного мировоззрении п условиях обновления социализма:Дис. ...докт.филос.наук. IS.,1989; Оолонько Л.Л. Практически-духовное сознание: ого место и роль в освоении действительности :Дчо.
Филос.наук,-U.,1989 и др.
дова, коллективный труд "авторов под редакцией А.И.Комаровой1* В них изучены важные процессы перестройки сознания, духовного обновления общества, успехи и недостатки в развитии об--щественного сознания. Однако и в этих работах заметна определенная оторванность от конкретного состояния духовности народа, доминирует теоретический аспект в исследовании преобразований в'сознании общества, противоречий, возникающих в процессе развития и функционирования общественного и индивидуального сознания,.
Применительно сфере воинской деятельности проблемы развития и формирования духовного мира воинов, вопросы пере-ртройки их сознания, психологии мышления нашли отражение в работах военных исследователей В.И.Гидиринского, П.Н.Городо-'¡ва, Б.И.Каверина, В.Н.Ксенофонтова, В.В.Нечаева, А.Н.Погоре--лова и других авторов.
1.Cm.j Смирнов Г.Л. Революционная суть перестройки.-М.: Политиздат, 1987; Уледов А.К. Перестройка и сознание.41.: Мысль, 1Ш8; Он кв. Духовное обновление общества.-И.: Мысль, 1990; Общественное сознание в условиях совершенствования социализма.-Львов: Вища школа,1986.
2.Си.; Гидиринский В.И. Личность воина в политической системе общества:Дис. ...йокт.филос.наук.4i.: ВПАД979; Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе.-М.: ВПАД990; Заплавный Н.И. Методологические проблемы формирования социальной зрелости личности курсанта: Лис. ... канд.филос. наук .-Ш: ВПАД988; Каверин Б.И. Методологические проблемы связи общественного сознания и мировоззрения советских воинов:Дис. ...докт.филос.наук.-Ь1.:
ЕЛА,1989; Ксенофонтов В.Н. Идеологические омовения и их проявление в духовной кизни советских воинов.-М.: Н1АД989; Медведев В.Н. Роль общественной психологии в формировании морального духа советских воинов:Дис. ...канд.филос.наук.-М.: БПА,1988; Начвев В.В. Научное мировоззрение воинов'как фактор укрепления боевого потенциала Советских Воорукенных Сил.-П.: ШАД991; Остапенко B.C. Взаимосвязь мировоззрения советских воинов и нового политического мышления /методологический аспект/.41.: Н1АД990; Погорелов А.Н. Диалектика идеологического и общественно-психологического факторов в форм: ювании социальных качеств личности воина социалистической" арш1и:Дис. ...канд.филос.наук.-М.: ВПАД987; Помогайбпн В.Н. Формирование обществ1 лого MHeiля армейской иолодеяи в условиях демократизации Советских Воорукенных Свл:Дис. .. .кянд.филос.наук.-М.: БПАД991 и др.
- 7 -
I
Характерным для них является рассмотрение вопросов развития сознания, психология мышления личности и их перестройки через содержание духовно-нравственного воспитания воинов, формирования у них системы идейных,морально-психологических и боевых качеств. В последнее время появился ряд робот, посвященных проблемам реформирования Вооруженных Сил, где в контексте научных дискуссий широко представлены идеи и приншпы перестройки сознания воинов в различных сферах воинской деятельности*.
.Анализ источников по проблеме перестройки сознания воинов показывает, что к вопросам преобразования духовного . мир а личности, человека, воина обращались я обращаются мяо-» гие исследователи. Выясняя перемены в общественном и индивидуальном сознании, она тем самым исследуют диалектику его развития на конкретном этапе, формируют теоретическую и методологическую основу для новых исследований. В го ее время, отмечая плодотворность и обоснованность анализа состЬяния . развития сознания воинов, следует признать, что данная про-I блеыа нуждается а новом изучении факторов, механизмов, критериев, основных противоречий развития-сознания воеинослу-аащих в условиях обновления общества, реформирования его Вооруженных Сил. ,
Целью исследования являются: осуществление сошально-философского анализа перестройки сознания, психологии мышления воинов на основе рассмотрения соотношения и взаимовлияния основных идеолого-психслогических компонентов и пеннос-; тно-смысловых, деятёльностно-волевых структур, сознания, их I детерминации практикой, обоснование перестройки сознания ; военнослужащих как фактора наращивания их духовного потенциала, оптимального участия в преобразовании нашего общества, военной реформе,
1.См.: Армия и общество /Под ред. Н.А.Чалдынова, А.Чепкасен-ко.-М.: Прогресс,1330; Военная реформа: История и перспективы :оборник/ Сост.: Х.В.Дельмаев', Л.Е.Савянкин. Под ред. Н.А.Чалдкмова.-М.,1591; Перестройка в Вооруаенннх Силах: рррт и проблемн/аатериалы творческих дискуссий/.-Н.:ША,
Достижение поставленной пели определило необходимость постановки а решения следующих задач:
- выяснить сущность и содержание перестройки сознания воинов в условиях радикального обновления, переустройства общества и его Вооруженных С15Д;
- раскрыть механизм преобразования сознания личного состава армии и флота на основе анализа основных уровней, компонентов и структур общественного и индивидуального сознания, их взаимодействия и взаимовлияния;
- показать особенности действия основных факторов переустройства сознания военнослужащих и его критериев как методологических инструментов развития и преобразования духовного мира личности воина;
- рассмотреть основные противоречия процесса перестройки сознания личного состава, наметить пути и средства их разрешения военными кадрами.
Объектом исследования выступает сознание воинов Вооруженных Сил как одна из структур общественного сознания. Предметом исследования является перестройка сознания воинов: содержание, факторы, критерии.
Методологические к теоретические основы исследования.
Работа выполнена на основе методологии социально-философского уровня исследования. Использованы комплексный и деятельностный подходы к изучаемому явлению. Источниковую базу составляют груды философов и публицистов прошлого и . настоящего, посвященные проблемам сущности и прроды общественного и индивидуального сознания, особенностям ^'функционирования на современном этапе. Существенное влияние на содержание проведенного исследования оказали работы военных ученых в области изучения методологических проблем анализа общественного сознания.
Эмпирическую базу исследования составляют: контент-анализ материалов периодической печати; результаты и вывода ьонкретных социологических исследований, проведанных автором в ряда соединений, частой и военных училищ Одесски-■
го военного округа; данные специальных комплексных военно-соииологичесних исследований по проблемам духовной кизни . Вооруженных Сил. .Автор опирался такке на личный практический опит работы в войсках и в военно-учебных заведениях.
Структура и основное содержание диссертация
Диссертация состоят из введения, трех разделов, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 197 страниц машинописного текста.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее разработанности в литературе, сфор-мулироЕаны пель и задачи, объеюГи предает исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первом разделе - "Сущность, содержание и механизм перестройки сознания воинов армии и флота в современных условиях" - рассматриваются необходимость перестройка сознания воинов, ее основные направления. На основе методологии комплексного подхода раскрываются сущность, содержание и механизм преобразования сознания, психологии мышления военнослужащих. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия основных компонентов и структур сознания, а также инструментам-средствам его переустройства: гуманистической идейности, гражданской сознательности и новых подходов в психологии мышления. Дается определение поялтпя"перестрой-ка сознания воинов".
Во второ;.! разделе - "Факторы перестройки сознания воинов и ее критерии" - проводится комплексный анализ трех групп факторов, актуализирующих перестройку сознания воинов, активно влияющих па механизм и динамику процесса преобразования их духовного мира. В качестве духовно-методологического инструмента, отражающего радикальные перемены в сознании и психология мнгаег '.я рпепносЛугпшпх, предлаглетея система критериев перестройки их созпагшя.
В третьем разделе - "Основные противоречия процесса перестройки со?пппия данного составу я рол* яоог ч?- "апгг>т в их' разрещо:'.";!" « уточняется кпвп"?тг.'уш»1п гоч<ф~я!ц;°
процесса определения основных противоречий перестройки сознания воинов. На основе изучения противоречий двух уровней социальной детерминации /в системе "общество-армия" и "про- { тиворечия внутри Вооруженных Сил"/ рассматривается их диалектическая связь. Особое шимание уделяется анализу специфики противоречий на уровне собственно Вооруженных Сил. Обосновывается соииально-философский механизм их разрешения военными кадрами.
В заключении сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию процесса перестройки, развития сознания воинов на современном этапе.
II. НАУЧНА.. НОШЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОаШЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научна» новизна исследования состоит в сошально-фило-софсном анализе перестройки сознания воинов - ее содержания, факторов, критериев и противоречий. Конкретно она заключается :
- в рассмотрении взаимодействия идеологического и общественно-психологического компонентов сознания и его ценностно-смысловых, деятельностно-волевых структур как механизме перестройки духовного мира воинов;
- в раскрытии нового содержания связи гуманистической идейности, гражданской сознательности и психологии мышления как главного направления развития сознания воинов в условиях военной реформы;.
- в систематизации новых и действовавших прежде факторов развития духовного мира воинов по характеру и степени, их воздействия, в обосновании критериев преобразования сознания личного состава;
- в классификации современных противоречий процесса перестрой!' сознания на основе интегрально-функционального подхода, степени остроты и возможности разрешения их военными кадрами.
На защиту выносятся следующие положения;
I. Обоснование перестройки сознания воинов как процесса качественного преобразования содержания их внутреннего мира, его направленности и особенностей функционирования с учетом адекватного отражения об-новлявиой военно-социальной практики, как репштель-ного освобождения духовного иира от всего негативного, мешающего проявлению творческой активности личного состава.
Глубокие преобразования в обществе и его Вооруженных Силах предполагают качественные изменения и сознании социальных субъектов, воинов, ибо то, что делают люди и как они это делают, во многом зависит от их целей, интересов, убе- 1 аденяй, ста ля ишлеяяя, высокой степени адекватности отрежо-j яйя социальной, а тон число военяо-соцяальяой действительности.
Общвствешша перемены требуют твкае освобокдвяяя сознания от догматических представлений об обществе и его ер-паи, всего не.гдтлвпогс, обусловленного, с одной стороны, тем, что общесошальяов я профессиональное становление достаточно больной часта лэдей вло под деформирующим воздействием так называемого застоя, стагнация. С другой сторону, внутриобщественная нестабильность затрудняет процесс осво-; боадеяйя сознания от всего негативного, сохраняет его инер-; тность. Все это одерживает проявление творческих интенций , воинов, мешает решать новые задачи, вндвинутые преобразо-; ванияып в обществе и армии.
j Анализируя это, автор заключает, что перестройка еоа-| йаная воинов состоит в творческом развитии сознания личного ; состава с учетом адекватного отражения военно-социальной дрйктики. понимания целей а задач радикального обновления общества а иго Воорунеыных Сил, а татее з решительном освобождении от всего негативного, мешающего рзалязыши, суг |Щ!ОСТИНХ_Слвчиости воина в новкх условиях,
KiVK С'!' Г ШГ< ИрРОбрПЯРПЯПйО СОЗЯЯПИЯ F П rf Г; ■ V • O^V "О ••
но особенностями диалектики общества, его армии и личности воина. С одной стороны, благодаря связям с обществом, его Вооруженными Силами личность'воина отражает и воспроизвел днт в себе социальные и военно-служебные отношения, объединяет себя с обществом, сохраняет и развивает свою индивидуальность, становится объектом влияния общества и его военных структур. С другой стороны, личность воина является необходимым элементом функционирования общества и его Вооруженных Сил, выступает их активным субъектом.
Зрелость сознания личности воина' определяется в первую очередь тем, насколько органично и всесторонне она включена в "действительные отношения" общественной и воинской кйзна. В то же время, все содержание радикальных общественных преобразований, связей человека с обществом выходит на личность, степе^ совершенства ее духовного мира. В этом проявляется гуманистическая направленность перестройки сознания воинов.
В диссертации обосновывается детерминированность перестройки сознания диалектикой:общественного и индивидуального сознания, которые соотносятся как общее и особенное. Часть содержания индивидуального сознания входит в содержание общественного сознания и составляет основу последнего. Но сознание индивида имеет и особенное, что состав-■К..6Т содержание сознания только конкретного субъекта. Это определяет уникальность и неповторимость сознания каждого воина, нацеливает общество на "поворот к человеку". Таким образом, в содержании процесса преобразования сознания личного состава видится актуальная задача - чтобы личное в сознании воина полнее и глубже выражало общественное, базировалось на нем, а общественное сознание функционировало и развивалось как выразитель основных целей и интересов воина.
Изменение содержания сознания органически
отражается в мировоззрении как выразителе сущности и каче-ет>';') состояния развивающегося созш/шя'. В новых усложях
-13-1
мировоззрение воинов: а/ обеспечивает систематизацию зна-' ний об обществе и роли армии в нем в контексте формирующегося Содружества независимых государств; б/ формирует и фиксирует сознательно избранную жизненную позицию в идеалах, принципах, убеждениях; способствует процессу очищения сознания от всего негативного; в/ воплощает программу будущего поведения я выступает фактором профессиональной и морально-психологической деятельности; г/ предвосхищает проникновение отрицательного, негативного в процесс разхятия духовного мира, тем самым упревдает сознание в возникновении а формировании в нем старого, отжившего.
Все это говорит в пользу того, что процесс преобразования сознания воинов носит мировоззренчески опережающе; упреждающий характер. Данные авторские суждения конкретизируются в диссертации. В то же время они позволяют заключить, что процесс перестройки сознания воинов объективно требует качественного изменения его на основе совершенствования диалектики общества и личности, общественного я индивидуального сознания, общественного и личностного мировоззрения. йго сложный, но необходимый процесс обусловлен веле-I ниеы времени.
| 2. Раскрытие механизма перестройки сознания воинов, | состоящего в диалектическом взаимодействии его
I уровней и компонентов с ценностно-смысловыми! и
| деятельностно-волевыыи структурами.
; Спецификой взаимодействия уровней общественного сознания /идеологии и общественной психологии/ является то, что народу с их определенной самостоятельностью в сознании, ыекду ними нет жесткой отграниченности. Процесс перехода ценностей, знаний и норн с "этаяа" идеологии на уровень обще. ственной психологии и обратно постоянен. Так, комплексные знания содержат одновременно идеологическую и псиплогичес-кую стороны, при этом и идеология, и общественная психология выступают необходимей компонентами мехатгая развития со'ш.'шпп щитов.
Усвоение воинами идеологии через ее конкретные вады в формы является сущностью формирования их теоретического сознания. Данный процесс не приниадет значения естественнонаучных знаний. В этом случае мировоззрение отранает качественную сторону содерааайя теоретического сознания субъекта, 'формирующегося под влиянием идеологии. Усвоение идеологии ■ во многом определяется формами ее существования и выраке-ния: идеями, идеалами, ценностями, теориями, программами.
В диссертации показано, что общественная психология является той сферой, где объединяются, дифференцируются и ' конкретизируются до свойств личности, дб* ее практических установок и -мотивов два главных вектопа связи сознания волна и среды: теории и практики. Общественно-психологические ^компоненты сознания, становясь индивидуально-психологическими, включаются в мировоззрение воина, активно функционируют в нем. Распивается положение о том, что самые передовые идеи и взгляды станут личными идеями и установками в «ом случае, если пройдут через механизм связи общественной-доихолоигш и психологии личности, получат личностную а ценностную оценки.
.. В современных условиях основной тенденцией развития |сознания, как обосновывается в диссертации, выступает его ! полиидвологичность. реальное взаимодействие многих видов ¡идеологий и общественной психологии в механизме йерестрой-|кк сознания. Единство ке -деологических компонентов созна-; ния с адекватным социальным чувством является вакннм условием цельности духовного лира воина, превращения его созна-|ни.1; в дела и поступки, соответствующие практике преобразования общества и Воорувенных Сил. Идеология и общественная психология, являясь частичными аналогами теоретического, м |обыденного сознания, выступают эффективным фактором измене-¡ния ценностно-смысловых а деятельностно-волевых структур сознания личности воина.
' Процессы изменения.ценностно-смысловых и де^тельностно-;шл«вых структур сознания включают качественные преобразова-
-■и:1
гшя утвердившихся ценностных ориенташй, мнений, убеждений, стереотипов мышления, а также повышение уровня социальной активности, укрепление вода и конструктивно-творческой деятельности, преодоление негативного в сознании воина. В основе процесса изменения данных структур лежит социальная деятельность'человека.
Основанием деятельности является сознательно формируемая цель. Основание ве пела находится в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Таким образом, цель выступает | связующим звеном в отношении "деятельность - личностные ценности" /ценностные ориентации/, "деятельность - личностный 1 смысл воинской службы"» Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориенташй, обеспечивающих устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Ценности ориентации тесно связа -нн с личностным смыслом как индивидуализированным отражением действительного отношения личности и тем объектам, ради которых развертывается его деятельность.
Личностные ценности с'опряяены с общественными ценностями /общечеловеческими, национальными, региональными,.групповыми/, признаваемыми индивидом. Следовательно,.изменения ,рассматриваемых структур сознания влекут за собо^ переори! ентатю внутреннего мира воина на пела я задачи преобразо-¡вания общества и армии, на целенаправленную деятельность |личности, осознаваемую кая: "значение - для меня, для об-, [щества, для йршаа", в ходе которой формируются.нормы,-ценности, идеалы. Радикальные изменения.' ценностно-смысловых структур созна|шя предполагают гарионизапию и консолидации личностных и общественных ценностей через механизм их вза~ ¡имоперехода. При этом общечеловеческие ценности, интересы, ¡совпадая с национальными, классовыми, гуманистическими идеалами и ценностями, диалектически сопрягаются с личностными Интересами, идеалами, ценностями.
| В современных условиях усиливается роль самолет-рмина-1иш1 и саморегуляции' деятельности воина. Многообразие перо-
иен во всех сферах еизни людей требует волевой регуляции /в ходе освобоадедаз от негативного, разрешения противоречий между общественными и личностными ценностями и т.п./ В диссертации показано, что волевая регуляция воинов во многом сегодня нарушена, ослаблена вследствие воздействия деформированной социальной и военно-социальной практики. Она проявляется кал личностный уровень такой мотивации, которая определяется преимущественно личными потребностями и интересами, не всегда соотнесенных с общественными и государственными.
Поэтому одним и§ средств повышения эффективности личностной регуляции воина является изменение смысла действий /ориентация на активное участие воинов в реформе армии,в , выполнении воинского долга/, приводящее к изменению побуаде-ний.Оно ыояет быть достигнуто через актуализацию мотивов реально слоившейся ситуацией в армии и на флоте, в стране, оценкой зна имости самих мотивов и т.д. Развитие деятель-ностно-волевых элементов сознания связано с формированием ыотивашонно-смысловой сферы, мировоззрения и убеадений воина, его способности к волевым усилиям в новых условиях.
Все это говорит о том, что радикальные изменения дея-тельностно-волввых структур сознания воинов предполагают формирование мотивов и целей, адекватных задачам военной I практики, а танке ыобилизацию физических и духовных сил [ личного состава на реализацию проблем качественного преоб-' разования Воорукенных Сил.
I Диалектика данных структур указывает на их определен' ную связь с идеологическими и общественно-психологическими компонентами сознания. Последние, отражая общественную практику, выступают основной причиной перемен в ценностно-смысловых и деятельностно-волевых структурах сознания. В свою очередь, изменения в этих структурах влекут за собой | обратное воздействие на идеологию и общественную психологию,, | Таким образом, диалектика идеолого-психологических компонен-I тол сознания и изменение его ценностно-смысловых и деятель-
цостно-волевых структур выступает механизмом процесса перестройки сознания общества и личности, воинов армии и Флота. Выражая их единство и противоречивость, она дополняет содержание перестройки сознания,духовного мира личности.
3. Результаты исследования влияния факторов объективной реальности, общественной и воинской деятельности на перестройку сознания военнослужащих, обоснование критериев преобразования их духовного мира.
В основе взаимодетерминации и взаимйюсредования радикального переустройства общества,, его Вооруженных Сил и сознания воинов лежит единство объективного и субъективного. Объективное и субъективное в сознании носит характер факторов, когда они воздействуют на процесс преобразования самого сознания. На основе анализа научных источников и опыта общественно-исторической, военной практики, выделяются три группы факторов перестройки сознания воинов.
Первая группа - факторы объективной реальности как .. противостоящего воину мира объектов и систем. К ним отнесены: новое, в тон числе военно-политическое пишете, стабилизация военно-политической обстановки в мире, современная идеологическая ситуация.
Основу нового /военно-политического/ мышления составляет процесс! признания мира высшей приоритетной социальной ценностью, осознание недопустимости войны как средства решения политических и иных споров, конфликтов, невозможности достичь победы в мировой войне. Воздействуя на идеологический и общественно-психологический компоненты, ценностно-смысловые и деятельностно-волевые структуры сознания воина, новое мышление как процесс ведет к качественным переменам его внутреннего мира.
Стабилизация военно-политической обстановки в мире /ЕЛО/ активно воздействует на идеологический и существенно-психологический уровни сознания. На идеологическом уровне
' -'В.,
даняое воздействйв реализуется в яерасиотре военло-теоре-тическах, воешю-дсктранальнюс положений, существующая в сйанаяяй я мировоззрения военных кедров, всего лачлого состава. На уровне общественной и личностной психология противоречивость ШО б иире вызывает перемены устоявшихся ииеаай, социальных чувств, нор« поведения, ведет к изменен» содержания цешшстао-смнсловых и деятельностно-яолевых структур сознания воина. .
Современная кдаологйчесвея ситуация как псдсиотеуа НЮ воздействует во сознание воинов через проявление ряда своих особенностей: борьба нового военно-политического иы-вшеная со старый овловыи шшлеипеи, поиск идеологических путей и средств рентная глобальных вроблаы современное™,■ уяверадоние ынонествелноств идеологий. От сгепена понимания вовнана характера, содерааная, а такке особенностей вдеологической ситуации, во иного» зависит состояние сознания личгого состава, его направленность на позитивную слукоблу* деятельность, рбелизашш'-рефорыы араии.
Вторая группу ~ факторы внутренней общественной практики. В этой группа рассматриваются два основннх : демократизация общо с тленной ки з ки и сложность социально-политической в экономической сятуашш в стране.
Декоксатизапяя существенно активизирует историческое соэлаше народа, политизацию значительной части лвдей, усилия общества в сфере гуианпзаши. Главной менностьв в основой разЕйгая общества все более стала восиранииагься личность. Подлинная демократизация способствует процессу освобождения сознашя воина от догматического, всего негативного. йсевдодеиократазаиия, которая к сожалению- такке имеет аесто, еие более может деформировать сознание воинов, их духовний мир.
Слокная содиально-экокоиическая и политическая ситуация в стране, резко обостряла пробл?ин духовной квзш пбвюства в армий. Противоречие- между тем, K8F ин представляли себе наше общество я его истории, я тем, что мн лилии
- м -
сейчас, незавершённость демократических процессов, кризис экономики, межнациональные конфликты и практические шаги по дезинтеграции единых Вооруженных Сил обостряют и без того сложную ситуацию в Содрукества.'Все это нэ может не вызывать .коренных перемен в сознании воинов.
! Третья гр-уппа - факторы на уровне собственно Вооруженных Сил. К ниц относятся: процесс преобразования армии, оп~ 'ределенная поляризация идейно-политических и мосально-пси-■хологичеоких позиций различных категорий военных кадров, в I также необходимость и потребность в оптимизации патриотического воспитания, подготовке юношей к службе в Вооруженных I Силах. *
| Совокупность данных факторов актуализирует и конкретл-;зирует содержание процесса перестройки сознания личного состава, выдвигает перед субъектами преобразования сознания Iкомплекс задач по выработке основных направлений, методов и ¡средств, инструментов качественного переустройства духовно-}го мира воинов.
1 Действенная сущность перестройки сознания реализуется |в критериях сознательно-деятельностного отношения воинов к ¡преобразованиям в Вооруженных Силах. Интегрирующим критери-!ем перестройки сознания воинов на современном атопэ должно ¡выступать осознанное отношение к радикальным реформам я ¡стране и Воор-таенных Силах, проявляющееся в изменении напра-|вленности и содержания личностного мировоззрения. активно--|преобразующей деятельности по повышению боевой и мобилизации онной готовности, совершенствованию вовнно-профессяональ-!ных и ыорально-психоДогических качеств. ; Основными гранями сознания, характеризующими его кпче-!ство и связи с деятельностью,, являются элементы личностного .мировоззрения, социальная зрелость субъекта, его психологи-чесгая готовность и методологическая вооруженность в познл-■ ни и я преобразовании военно-социальной действительности. 'Данный подход обусловил аг-орское видение системы критериев перестройки сознания воинов. В нее входят:
Мировоззренческая сфорнированность личности воина как сплав социальных ценностных ориентации, выступающих в диалектическом единстве чувств и разума, понимания и действия, теоретического и практического опыта, обеспечивающих глубокое осознание им военно-социальной'действительности, своей роли в реформировании Вооруженных Сил.
Социальная зрелость воина, являющаяся интегративной характеристикой, выражающей такое качественное состояние духовного развития, такую степень овладения богатством социальных отношений, которые позволяют ему выступать активным субъектом военно-служебных и иных отношений общественной практики, рьформы в армии и на флоте.
Психологическая готовность как такое качественное состояние духовного мира воина, которое на основе глубокого осознания позитивно новогс Еыражает мотивапяонную, волевую и эмоциональную устремленность к преодолению трудностей в. процесса социальной и слукебно-профессмональной деятельности, к достижению поставленных целей.
Методологическая подготовленность, отражающая качественный уровень овладения воином методологическими знаниями и умениями в познании военно-социальной действительности, позволяющая эффективно применять их для решения возникающих в общественной практике, в процессе реформирования армии и флота теоретических и практических задач.
Таким образом, совокупность факторов перестройки сознания а ее система критериев определяют деятельную сущность процесса преобразования духовного мира воинов, что позволяет считать их духовно-методологическим инструментом процесса качественного переустройства сознания, психологии мышления личного состава. ' '
4. Классификация и методология разрешения основных противоречив перестройки сознания личного состава, аргументация рола военных кадров, их духовных качеств в управлении развитием г.ззнания воинов
Последовательное применение к анализу объекта п-следо-
[вания метода восхождения от абстрактного к конкретному, о у-¡ществление перехода от явления к сущности, раскрытие взаимосвязи общего и отдельного в особенной позволило: во-первых, рассмотреть основное противоречие перестройки сознания. Им ¡является противоречие ыекду общественный и индивидуальным [сознанием; во-вторых, выделить главное противоречие в процессе преобразования сознания личного состава - противоречие мекду господством одной идеологии в обществе и возникновением мнокества идеологий: в-третьих, исследовать важные противоречия переустройства сознания воинов на двух уровнях социальной детерминации - "общество-армия" и "собственно Вооруженных Сил"; в-четвертых, аргументировать подходы военных кадров в разрешении этих противоречий.
Рассмотрение связи, содервания и механизма разрешения основного и главного противоречий в процессе перестройки сознания позволило раскрыть процесс разрешения широкого по объему и принципиального противоречия в перестройке сознания воинов. Это противоречив мевду социально-политической реальностью и ее отражением в личностном сознании воина. Его разрешимость диалектически сопряжена с действием и приведением в соответствие ряда других противоречий: мевду общественным, зопиально значимым и индивидуально-личностным в сознании номов; мевду идеями, идеалами, ценностными ориентациями, принципами и убеждениями, возникающими под воздействием идеологии,! 1 взглядами, ценностными ориентациями, позициями и идеалами, ' возникавдими нагоснове влияния общественной психологии.
Настоящее исследование позволяет также утверждать, что ¡противоречия в перестройке сознания на уровне "общество-ар-|Мйя" диалектически связаны с противоречиями уровня "собственно Вооруженных Сил". Однако специфика функционирования армии детерминирует и особые противоречия перестройки созшпия воинов. Это противоречие между старыми теоретико-методологическими и идеологическими4подходами в военном строительстве, 'боевой подготовке, морально-психологическом воспитании лич-•яого состава и кардинально новыми установками и военной дпь
трине; противоречие между уставной регламентацией воинской деятельности и расширяющейся демократизацией армейской киз- . ни; противоречив между уровнем овладения воинами национальным самосознанием того народа, представителями которого они являются, и степенью интернационализации сознания каждого воина.
В разрешении противоречий перестройки сознания воинов армии и флота актуализируется роль военных кадров, состояние и степень их методологической вооруженности и культуры.
Предложенная в диссертации авторская концепция механизма перестройки сознания воинов, классификация основных факторов и система критериев данного процесса, рассмотрение основных противоречий процесса преобразования духовного мира личного состава позволяет с достаточной степенью объек-. тнвноогя и достоверности оценивать уровень решенности проблемы развитая сознания воинов в современных условиях.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ , *
Практическая значимость исследования заключается в формулировке и обосновании ряда рекомендаций в теоретической, организационно-методической и практической областях.
В теоретической области¿основные положения и еыводы диссертации способны выступить вариантом конкретной методологической программы для разработки проблем качествен-нога преобразования сознания, психологии мышления воинов .армии и флота, активизировать процесс дальнейших теоретических разработок в изучении развития их духовного облика ¡на основе азаеняющейся военной практики, слуаебно-боевой ¡деятельности еойск.
| Проведощое исследование дает основание утверждать, 'что целесообразно продолжать социально-философский анализ '•таких вопросов, как: особенности взаимодействия идеолого-■ психологических кешй5шш>в общестиошюго сознания и пен-^постно-смысловых, деятельиостио-воловых структур личностного сознания в условиях формирования Вооруженных Сил СНГ
- -
и армий независимых государств, входящих в Содрумвство; влияние субъентно-объентных орошений в воинском коллективе на формирование сознания личного состава;, качественное преобразование духовного мира воинов и типизация их индивидуального сознания а зависимости от формы а ди на и пни раз1-вития социальных уровней и систем; многофпкторный характер воздействия военной практики на состояние и развитие сознания воинов в современных условиях; методология разрешения совокупности противоречий перестройки сознания личного состава армии и флота и др.
В области организационно-методической и практической: . I. Объединить усилия военных обществоведов, представителей новых структур по работе с личным составом, п такие военно-сошологической, социально-психологической и профес-сиологической слукб в дальнейшем исследовании вопросов перестройки сознания воинов Воорувонных Сил СНГ и армий иеваля» симых государств Содруяества;
2. В условиях войсковой пран 1йви организации и пропер •■ пая занятий в планах гуманитарной подготовки офицеров целесообразно предусмотреть следующую проблематику занятий:
- роль и содержание военной реформы в уелоыях формирования Содружества независимых государств;
- характер и многообразие задач в процессе обновления духовного мира воинов;
- методЬлогические основы качественного преобрязшдашн сознания воинов в условиях переходного периода общества, нтлн шейся реформы 'армии и флота. ■■■
В планах гуманитарной и морально-психологической нодг говки со.пдат и серкянтов предусмотреть занятия по такой проблематике:
- сущность, содержание и мнох'ообразлш социально- рконо .шческих и политических связей незиЛюимнх гооудлротп Содружества;
- оборонное сознание: сущность, содержать-, л реалии; « нашюналышо обычаи ¡1 тралицин иряя,'и лотиршл сад-
жить.
3. Во всех военно-учебных заведениях программы по обще- ' ственным наукам дополнить тематикой, предусматривающей воору-: вение слушателей и курсантов методологией перестройки /обновления/ духовного мира воинов. Ъ ш включить такие темы: "Деятельность военных кадров по радикальному обновлению духовной атмосферы воинских коллективов", "Перестройка сознания воинов: факторы, механизм, критерии", "иетодологический анализ воздействия идеологического и общеотвеннсмпсихологиче-ского компонентов общественного сознания на личностное, сознание воинов".
4. В процессе перестройки учебно-воспитательного процесса в ВВУЗах целесообразно предусмотреть введение курса "Обы-
; чаи и традиции народов Содружества независимых государств" и 1 ■факультатива "Культура мекнационального общения в Вооруженных Силах". Возможен ц спецкурс "Национальная культура, этнические обычаи народов СНГ", "Религия и национальная психология".
) 5. Подготовить и периодически издавать для офицеров ;ред методических пособий под рубрикой "Социально-психологи-¡ческий портрет призывника", в которых знакомить их с данными 'социологических исследований, качественно-количественными '¡характерстикаыи призывной молодеаи.
6. Издать для воинов срочной слукбы серию популярных, ;хорошо иллюстрированных брошюр с изложением основ самообразования, самовоспитания, психологического аутотренинга с рекомендациями как отечественных, так и зарубежных авторов.
. 7. При' аттестовании офицерских кадров четче выделять их мировоззренческую сфоршрованность, степень социальной зрелости, психологическую готовность к участию в реформах общества и армич, методологическую подготовленность к решения? проблем военной практики.
Сделанные практические выводы и рекоу'.-ндании не яв-Ьмютоя бесспорными и окончательными, по их учет и деятель-
- - 26 -
I
ности войск и военно-учебных заведений пояйояит повысить эффективное* работы по гуманитарной подготовке, воинскому и морально-психологическому воспитанию личного состава и определенным образом повлиять на уровень боевой и мобилизационной готовности войск, создать в них атмосферу, соответствующую ду ху обществешшх перемен.
Апробация исследова!Шя Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре философии Гуманитарной академии Вооруженных Сил, излагались автором в научных сообщениях на Всесоюзных и межвузовских научно-практических конференциях /1986-1991/, в процессе преподавания философии в Симферопольском ВЕПСУ, а также в выступлениях перед личном составом частей, соединений и военно-учебных заведений Одесского военного округа.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Контрпропаганда как фактор формирования марксистско-ленинского мировоззрения советских воинов.-Отферополь: СВВПСУ, 1985.-2.» п.л.
2. Молодежь как объект идеологического воздействия/ Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии в свете решений ХХУ11 съезда КПСС: Материалы Всесо юзной научно-практической конференции.-1С.: ВПА,1989.-0,5 п.л.',
3. Перестройка сознания воинов: факторы и критерии'. -Симферополь: СВВПСУ,1992.- 2 п.л.
, 4. Проблемы перестройки сознания воинов /Вооруженные
йиш и международная безопасность.-М.: БПА, 1992.- 0,5 п.л.
I -.'■'■ I
1 5. Сознание* воинов армии и флота как проблема социологии; /Перспективы развития-генной социологии.-М.: ВПА.1992.-/о,5 п.л.
Общий объем публикаций - 5,6 п.л.
Соискатель ■ В.Дурнев