автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Персональная идентичность: структура, функции, становление

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Шаткин, Максим Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Персональная идентичность: структура, функции, становление'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шаткин, Максим Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

§ 1. Функции персональной идентичности.

§ 2. Структура персональной идентичности.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

§ 1. Методология анализа становления персональной идентичности.

§ 2. Этапы становления персональной идентичности.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Шаткин, Максим Александрович

Актуальность темы исследования. Актуальность анализа функций, структуры и становления персональной идентичности определяется современным состоянием научного знания об этом феномене. То обстоятельство, что обсуждение темы персональной идентичности началось в эпоху распространения междисциплинарного подхода, обусловило тот факт, что на настоящее время отсутствует цельная и систематически развитая концепция персональной идентичности как особого онтологического феномена. Такая концепция замещена совокупностью исследований о частных аспектах персональной идентичности — психологических, социологических, этнических и национальных, мифологических, экзистенциальных, терминологических, синергетических, герменевтических и иных, которые помимо своей раздробленности обладают рядом других недостатков. Прежде всего, это очевидный крен в сторону анализа пассивных форм персональной идентичности - тех форм, в которых человек выступает в качестве носителя внешне (природно или социально) данной ему идентичности, и его отношение к ней выступает в виде «осознания», «самоощущения», «рефлексии», «чувства (принадлежности к некоему единству)» — национальная и тендерная идентичность, а так же самоидентификация представителей обособленных социальных групп (государственные служащие, военные, заключенные). В данном случае упускается (или сводится к моменту «выбора идентичности») активная роль человека в создании и реализации собственной идентичности посредством предметно-практической, преобразующей социальную и предметную данность, трансцендирующей наличное бытие самого человека деятельности.

Такой перекос в исследовании персональной идентичности и сужение антропологической перспективы обусловили отсутствие единой концептуальной схемы изучаемого феномена, объясняющей взаимосвязь между высказываниями разного смыслового содержания, таких, как: «я — маскулинный (или фемининный) ацтек», «я создал новую концепцию персональной идентичности», «я - бизнесмен», представляющими разные формы персональной самоидентификации и разные типы структуры самой персональной идентичности.

Отсутствие единой концепции персональной идентичности закрепляет другой имеющийся недостаток в изучении этого феномена — акцент на прикладных аспектах персональной идентичности, зависимость изучения данного явления от психологического и социологического концептуального аппарата. Обсуждение проблемы персональной идентичности было инициировано авторитетными представителями психологических и психоаналитических школ Западной Европы и США, так что последующие попытки разработки данной темы следовали за суждениями этих авторитетных ученых, не привнося ничего существенно нового в концепцию персональной идентичности, игнорируя достижения в познании специфики человеческого бытия, имеющиеся в классическом философском наследии, и закрепляя тем самым утвердившиеся подходы к исследованию идентичности. В результате этого на сегодняшний день отсутствует целостная теория персональной идентичности, описывающая этот феномен во всей полноте его реальности. Так, имеющиеся концепции идентичности игнорируют зафиксированное в философии Г.В.Ф. Гегеля и модифицированное в экзистенциализме и марксистской философии положение о том, что пре-восхождение (трансцендирование) своей привязанности к собственному налично-данному бытию есть условие появления и вообще истории человеческого самосознания как такового, в то время как сохранении собственной самотождественности характеризует дочеловеческое внеисторическое бытие или представляет собой тупик, как в случае с самотождественным бытием «Господина» в гегелевской «Феноменологии духа»1.

1 Г.В.Ф. Гегель. Феноменология духа. СПб., 1999. С. 93-99.

Отсутствие такой онтологической (а не психологической и социологической) концепции персональной идентичности обусловило теоретическую неполноту и отсутствие методологической выдержанности в имеющихся работах по идентичности, что ставит под сомнение ценность полученных в них результатов. Следовательно, потребности развития научного знания о персональной идентичности делает в настоящее время актуальным требование исследования персональной идентичности как уникального онтологического феномена на основе единой и последовательной методологической стратегии.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время отсутствует систематическое исследование структуры, функций и становления персональной идентичности, выполненное на основе анализа смысла (интенсионала) понятия идентичности. Имеющиеся попытки анализа структуры, функций и становления персональной идентичности представляют либо исследования в области психологии, либо непосредственно заимствуют результаты психологических исследований, сводя таким образом персональную идентичности к исторически изменчивому психически-социальному феномену. Те же исследования, которые выполнены на основе тех или иных методов философского анализа и развивают понятие персональной идентичности как философское (а не психологическое или культурологическое) понятие, не затрагивают проблемы структуры, функции и становления персональной идентичности, способы употребления понятия персональной идентичности, представленные в данных работах, являются исходным материалом для анализа структуры, функций и становления персональной идентичности в данной работе.

Можно выделить следующие сложившиеся к настоящему времени формы присутствия персональной идентичности в научной литературе.

Персональная идентичность как предмет психологических, социально-психологических, социологических и психоаналитических исследований представлена в работах X. Абельса, К.А Абульхановой-Славской. Н.В. Антоновой, Р. Бернса, И. Гофмана, М.В. Заковоротной, И.С. Кона, Ж. Лакана, Н.М. Лебедевой, Е.А Мамлиной, Г. Мида, В.В. Налимова, Л.И Нау-менко, Г. Олпорта. В.Н. Павленко, О.Н. Павловой, И.С. Самошкиной, А.Ю. Шеманова, Л.Б. Шнейдер, В. Хесле, Э. Эриксона, В.А. Ядова и других2.

2 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1987; Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М., 1999; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000; Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1999; Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 131-143; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов - на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999; Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984; Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. 1999, Т.20, № 3. С.48-58; Мамлина Е.А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 2004; Мерлин B.C. Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984; Мид Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С.222-225; Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989; Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997. С.76-88; ОлпортГ. Личность в психологии. СПб., 1998; Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. СПб., 1997 Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности/Л~1А:р://рауо1аа. narod.ru/identity.htnil: Павленко В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2000. № 1. С.135-142; Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 1996; Помазан А.Н., Седунова А.В., Ядова Е.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян (опыт вторичного анализа исследования 1992 г.) // Социологические исследования. 2001, № 12. С. 122-130; Самошкина И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии И http://conf2001 .dem.ru/samosh.html: Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. №10. С. 113-123; Шеманов А.Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования. // Постижение культуры. Ежегодник. Вып 7. М., 1998. С. 140-162; Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления//ЬПр://ё18зеЛа1юп.пагоё.ги/ауЮгеГега152/ау41.Ыт; В поисках идентичности (сводный реферат) / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11, Социология: РЖ/РАН.ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии

Поскольку данная работа решает проблему получения систематического знания о персональной идентичности на основе анализа смысла данного понятия, то результаты, полученные перечисленными выше авторами, не являются основными в данной работе.

Промежуточными между психологическими и философскими являются разработки темы персональной идентичности у М. Пешё и С. Жиже-ка3. Выполненные на основе психоаналитических концепций Ж. Лакана, работы Пешё и Жижека вскрывают значение персональной идентичности как инструмента идеологического подавления индивида. Более подробно эти концепции будут рассмотрены в третьем параграфе данной работы.

Различные философские и культурно-исторические аспекты персональной идентичности были центральной темой исследования в работах Б.Г. Ананьева, Р. Баумайстера, Д. Д. Веллемана, В.Н. Гасилина, Ф. Гватта-ри, Э. Гидденса, Д.М. Дроненко, Э. Левинаса, Г. Люббе, В.В. Марченко, В.С.Малахова, Н.С Пряжникова. Е. Трубиной, П. Рикёра, В.Ю.Сухачёва, Л. Гозмащ и А. Эткинда, Г.Л. Тульчинского и др4. и социальной психологии. М., 2001. №2. С.161-165; Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л., 1979; Ядов В.А Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых перемен. // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 169-184.

3 Жижек С. Возвышенный объект идеологии. M., 1999. С. 50-54, 106-123, 167-170; Пешё М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М„ 1999. С. 258-283.

4 Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991. P.212; Velleman D.J. Identification and identity http://www-personal.umich.edu/~velleman/Self/ld&lD.html: Baumeister R. Identity, cultural Change and Struggle for Self. N. Y., 1986; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000; Гасилин В.Н. Методологические проблемы исследования идентификации человека // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. № 1.С. 150-155; Он же. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. Сб. статей. Саратов, 1993. С. 4-13; Он же. Человек, культура, идентификация // Человек в современных философских концепциях. Материалы международной научной конференции (Волгоград, 17-19 сентября 1998 г.). Волгоград, 1998. С.254-261; Он же. Идентификация: новые аспекты интерпретации человека // Политический и социально-экономический механизмы управления на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, Саратов, 21 декабря 1999 г. Саратов, 2000.

Объектом исследования является персональная идентичность как онтологический феномен, а также её функции, структура и становление.

Предметом данного исследования является специфика персональной идентичности как неотъемлемого феномена персональной жизни и интерперсонального взаимодействия, связанные с этой спецификой логические условия и механизмы образования функций и структуры персональной идентичности, связанные с особенностями этих механизмов типы структуры идентичности, а также воплощающие этапы становления персональной идентичности формы её реализации.

Цель диссертационного исследования — систематизация существующего знания о персональной идентичности на основе методологии интенсионального и диалектического анализа.

Цель достигается при решении следующих задач:

1. Дать развёрнутое определение персональной идентичности и на основе анализа содержания (интенсионала) этого определения осуществить дедукцию функций персональной идентичности.

2. С помощью интенсионального анализа понятия персональной идентичности определить структуру персональной идентичности и специфику её возможных разновидностей.

С.4-7; Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) // ЛОГОС. Кн. 1. -Л., 1991; Гозмащ Л., Эткинд А. Идентичность, культурное самосознание //http://www.ovsem.com/user/idnks/; Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. М., СПб. 2000; Дроненко Д.М. Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 2004; Малахов B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии. 1998. №2. С. 43-54; Марченко В.В. Концептуальный комплекс «идентичность-тождество-единство и его методологическая роль в социально-философском исследовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ульяновск, 2000; Суха-чев В.Ю. Пределы идентичности // http://antropologia.spbu.ru/ru/texts/sukhach/limits.html: Трубина Е. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1996; Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая пер-сонология. Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб., 2002.

3. Исходя из специфики персональной идентичности определить, что представляет собой становление персональной идентичности и каков метод, с помощью которого должен быть осуществлён анализ становления персональной идентичности.

4. Провести анализ становления персональной идентичности, зафиксировать этапы этого становления, показать их связь между собой.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Первая и вторая глава диссертационного исследования основываются на различных методологических подходах в зависимости от решаемых в задач и предметов анализа. В первой главе исследование структуры и функций персональной идентичности проводится посредством анализа смысла (интенсионала) понятия идентичности, согласно тем способам употребления данного понятия, которые мы встречаем в философской и психологической литературе, а также повседневной практике. Метод интенсионального анализа является синтезом трёх методологических подходов, реализованных в истории философии. Во-первых, это метод дедукции, реализованный прежде всего в философских системах Р.Декарта и Б. Спинозы, состоящий в выведении суждений о тех или иных свойствах объекта из его определения. Во-вторых, это методологическая практика развития понятия, реализованная в системе Г.В.Ф. Гегеля в качестве одного из приёмов диалектического метода и заключающаяся в получении нового знания об объекте на основе анализа функционирования объекта как понятия. В-третьих, это метод анализа языковых игр, предложенный в поздних работах Л. Витгенштейна и анализ слов повседневного опыта, представленный в работе У. Куайна5.

3 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950; Куайн У.В.О. Слово и объект. М., 2000; Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М., 1998; Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I, II. М., 1994.

Во второй главе исследования становление персональной идентичности осуществлено с помощью диалектического метода в том виде, в каком он представлен в «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля. Обоснованию выбора этого метода и указанию его специфических черт посвящен третий параграф настоящего исследования, «Методология анализа становления персональной идентичности».

Теоретической основой исследования в определении понятия персоны служит первоначальное определение данного понятия, данное у Боэция, развитое в триадологических и христологических догматах христианской церкви и исследованное М. Моссом, В.Н. Лосским6. При анализе понятия персоны используются также работы Д. Юма, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж. Лакана, Ж. Бодрийяра В.П. Барышкова и др7. При анализе различных аспектов персональной идентичности используются работы, М. Бубера, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, Ж.-П. Сартра, А. Кожева, С. Жижека, К. Мангейма, Г. Риккерта, П. Слотердайка, В.Н. Гаси-лина, П. Козловски, М. Шелера и др8.

6 Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1996; Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. M., 1996; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

7 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск, 1998; Кант И. Критика чистого разума. М., 1994; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1999; Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т2. М.: Мысль, 1990;Хайдеггер М. Бытие и время. M., 1997; Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). M., 1999; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003; Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001.

8 Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Шелер М. Избранные произведения. M., 1994; Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1990; Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. M., 1998.; Кожев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. 2002. № 12. С. 134-166; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. M., 2000; Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; Манхейм К. Диагноз нашего времени. M., 1994; Риккерт Г. Философия жизни К., 1998; Слотердайк П. Критика цинического разума. М., 2001; Жижек С. Возвышенный объект идеологии. M., 1999; Гасилин В.Н. Методологические проблемы исследования идентификации человека // Вестник Поволжской академии государственной

При анализе определения, структуры и функций персональной идентичности проведена критика концепций идентичности, представленная в работах: Г. Люббе, М.В. Заковоротной, Г.Л. Тульчинского, Л.Б. Шнейдер, О.Н. Павловой и др9.

При анализе становления персональной идентичности и опосредо-ванности форм метонимической структуры идентичности формами предметно-практической деятельности человека были учтены результаты исследований специфики социальных изменений, а также разработок в области диалектической логики, представленные в работах Е.А Ануфриева,

B.Г. Афанасьева, А.С. Борщова, А.Г. Зарубина, А.-М. Костала-Фуно, С.П. Позднеевой, Ю. Резника, В.И. Секуна, Н.К. Серова, В.Б. Устьянцева, Ю.А. Харина, Э Шилза и др.10 службы. 2001. № 1. С. 150-155; Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982; Velleman D.J. Identification and identity http://www-personal.umich.edu/~velleman/Self/Id&ID.html; Андреева Г. M. Социальная психология. М., 1994, Социальная идентификация личности. Кн. 1,2. М., 1994; Волков Ю. Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Ростов-на-Дону, 1995; Идентификация как механизм общения и развития личности. М., 1988, Идентичность и конфликты в современных государствах. М., 1997.

9 Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. №4. С. 108-113; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999; Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002; Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становле-HHH//http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats2/av4l.htm; Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные 0C06eHH0CTH//http://pav0lga.nar0d.ru/identity.html

10 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984\ Афанасьев В.Г. Историзм и системность, функционирование и развитие общества. М., 1990; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1997; Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990; Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995; Диалектическая логика. М., 1986; Диалектика отрицания отрицания. М., 1983; Зарубин А.Г. Вопросы динамики социального развития: темпорализм истории и современность. Ростов-на-Дону, 1991; Костала-Фуно А.-М. Динамика идентичности, действие и контекст / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11, Социология: РЖ/РАН.ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. М., 2001. №3. С. 125-128; Левяш И.Я. Содержание и критерий общественного прогресса. Саратов, 1973. Позднева

C.П. Диалектика и общенаучные понятия: Филос.-методол. анализ категориал. строя современной науки. Саратов, 1987; Серов Н.К. Личность и время. СПб., 1999; Материалистическая диалектика как научная

Научная новизна диссертационного исследования прежде всего состоит в том, что в данной работе впервые в отечественной философии осуществлен комплексный анализ проблемы персональной идентичности во взаимосвязи её функций, структуры и специфики становления на основе чёткой методологической стратегии. Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем:

1. дано авторское определение персональной идентичности как относительной (для адресата идентификации) и опосредованной (объектом идентификации) уникальной содержательной определённости персоны;

2. проведено различие между двумя способами понимания персональной идентичности: идентичность как результат процесса идентификации, совокупность объектов и адресатов идентификации и идентичность как процесс реализации объекта идентификации тем же самым (самотождественным) по отношению к адресату идентификации;

3. осуществлена дедукция функций персональной идентичности посредством интенсионального анализа понятия идентичности;

4. выполнен анализ двух типов структуры персональной идентичности, соответствующих двум способам понимания этого феномена (метафорическая и метонимическая структура персональной идентичности); система. М., 1983; Морозов В.В., Морозов В. А. Диалектика: системы и развитие. Минск, 1978; Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М., 1987; Общество и сознание. M., 1984; Резник Ю. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. M., 2000. T.2. Выпуск 3. С.212-240; Резник Ю. Человек и общество (опыт комплексного изучения)//Личность. Культура. Общество. М.: РАН, 2000. T.2. Выпуск 4. С. 197-236; Рубинштейн C.J1. Бытие и сознание. М., 1997; Секун В.И. Психология активности. М., 1996; Скокпол Т. Система социальных революций. М., 2000; Тилли Ч. О формах реализации в социуме // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994; Устьянцев В.Б. .Диалектика форм становления общественно-экономических формаций. Саратов, 1983; Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск, 1972; Шилз Э. Природа социальных изменений. M., 1998; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

5. обоснована необходимость использования диалектического метода при анализе становления персональной идентичности;

6. осуществлен диалектический анализ становления персональной идентичности, зафиксировавший последовательность форм метонимической структуры персональной идентичности, опосредующих и опосредованных изменениями в предметно-практической деятельности человека в эпоху неклассической философии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Персональная идентичность есть относительная и опосредованная уникальная содержательная определённость персоны, которая в соответствии со своим первоначальным определением понимается как принцип и механизм индивидуализации какого-либо разумного существа. Опосредо-ванность персональной идентичности заключается в опосредованности содержательной определённости персоны определённостью объекта идентификации, то есть того сущего, чьи предикаты приписываются персоне. Относительность персональной идентичность определяется тем, что содержательное определение персоны является уникальным только по отношению к адресату идентификации, то есть тому сущему, которое отлично от объекта идентификации, так что любой носитель предикатов объекта идентификации является уникальным для этого сущего.

2. В зависимости от объекта, с которым взаимодействует персональная идентичность, можно выделить три ее основные функции. По отношению к персоне идентичность осуществляет функцию обеспечения уникальной содержательной определённости персоны. По отношению к объекту и адресату идентификации персональная идентичность выполняет функцию опосредования их взаимодействия, которую можно разложить на две частные функции. По отношению к объекту идентификации функция персональной идентичности состоит в реализации объекта идентификации посредством снятия наличной данности адресата идентификации. По отношению к адресату идентификации функция персональной идентичности заключается в сохранении адресата идентификации самотождественным в его отличии от объекта идентификации.

3. Исходя из определения понятия и функций персональной идентичности выделяются два основных способа понимания идентичности и идентификации. Согласно первому из них, идентичность есть результат процесса идентификации и является содержательной определенностью конкретной персоны, представляя собой совокупность объектов и адресатов ее идентификации. Согласно второму из них, идентичность есть процесс сохранения, реализации содержательного определения персоны, то есть объекта идентификации, тем же самым (идентичным) для адресата идентификации.

4. Специфика становления персональной идентичности обусловлена взаимной и противоречивой опосредованностью существования объекта и адресата идентификации. Реализация объекта идентификации есть в то же самое время снятие определения и реальности адресата идентификации, что обуславливает растождествление объекта идентификации, то есть прекращение его бытия в качестве объекта идентификации и замены его новым. Каждый этап становления персональной идентичности содержит в себе три момента: определение подлежащего реализации объекта идентификации, определение подлежащего снятию адресата идентификации и создаваемая посредством снятия адресата идентификации реальность объекта идентификации, отличная от его начального определения и формирующая новый объект идентификации.

5. В зависимости от характера взаимодействия объекта и адресата идентификации выделяются метафорическая и метонимическая структуры персональной идентичности. В метафорической структуре идентичности объектом идентификации является социальная роль или статус, адресатом идентификации - социальная группа, чьё признание персоны идентичной объекту идентификации делает идентификацию реальной. В метонимической структуре идентификации объектом идентификации является некая модель поведения, адресатом идентификации — сущее, через снятие наличной данности которого реализуется данная модель поведения. Метафорическая структура определяет социальное измерение бытия персональной идентичности. Метонимическая структура идентификации является предметно-ориентированной и раскрывает самореализацию персоны в качестве носителя определённой модели поведения через снятие данности предмета деятельности.

6. В эпоху неклассической философии можно выделить три последовательные формы метонимической структуры персональной идентичности, опосредующих и опосредованных изменениями в предметно-практической деятельности человека и в определении статуса предмета труда — потенциальную идентичность, виртуальную идентичность и глобальную идентичность. В потенциальной идентичности предмет определяется как функционирующая машина, объект идентификации определяется как идеология, для которой реальность конкретной персоны является ничтожной и исчезающей. В виртуальной идентичности предмет определяется как подлежащий достижению результат, объект идентификации в своей реальности является направленной на достижение результата работой, для которой персональные (субъективные), не относящиеся к достижению результата интересы предстают как излишние и ничтожные. В глобальной идентичности предмет определяется как технология, или последовательность операций по расширению возможностей работы, реальность объекта идентификации представляет собой направленную на запуск и контроль технологии последовательность операций, то есть процедуру; определением объекта идентификации является глобализация как глобальное расширение возможностей и объемов работы. Поскольку реальность и определение объекта идентификации совпадают в глобальной идентичности друг с другом и с

15 предметом деятельности, постольку можно говорить о переходном характере определений моментов глобальной идентичности, то есть её незавершённости.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретико-методологическая значимость настоящего исследования состоит в апробации интенсионального анализа как метода исследования вновь появляющихся философских понятий с размытыми правилами его употребления. Полученные результаты и выводы диссертационного исследования представляют значимость для фундаментального философского исследования различных аспектов человеческого бытия. Данная работа выявляет возможности онтологического, гносеологического исследования структур персональной идентичности с учетом типов персональной идентичности с целью более глубокого и всестороннего определения сущностных характеристик этих структур. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария при исследовании исторических типов персональной идентичности, расширяют проблемное поле при изучении исторических типов рациональности, возможностей и границ классической диалектики. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при подготовке курсов по философии, философской антропологии, праксиологии.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были представлена на следующих всероссийских конференциях: «Жизненный мир философа «Серебряного века» (Саратов, декабрь 2002 г.), «Управление социальными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики» (Саратов, апрель 2003), межвузовской конференции «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, декабрь 2002), на кафедре философии Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина, а также отражены в публикациях автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Персональная идентичность: структура, функции, становление"

Заключение

В представленной работе было дано авторское определение персональной идентичности как относительной (к адресату идентификации) и опосредованной (объектом идентификации) уникальной содержательной определённостью персоны. На основе этого определения персональной идентичности автор провёл различие между двумя способами понимания персональной идентичности и двумя типами её структуры. Так, в метафорической структуре идентичности объектом идентификации является социальная роль или статус, адресатом идентификации — социальная группа, чьё признание персоны идентичной объекту идентификации делает идентификацию реальной; в метонимической структуре идентификации объектом идентификации является модель поведения, адресатом идентификации — сущее, через снятие наличной данности которого реализуется данная модель поведения. Метафорическая структура идентификации является социально-ориентированной и описывает социальное бытие персоны, в то время как метонимическая структура идентификации является предметно-ориентированной и описывает самореализацию персоны в качестве носителя определённой модели поведения. Был осуществлен диалектический анализ становления персональной идентичности, зафиксировавший последовательность форм метонимической структуры персональной идентичности, опосредующих и опосредованных изменениями в предметно-практической деятельности человека в эпоху неклассической философии.

Подводя итоги проведённого исследования, мы можем разбить их на две группы: методологические и концептуальные.

1. Методологическая стратегия, реализованная в первой главе настоящего исследования, а именно, интенсиональный анализ понятия персональной идентичности, посредством которого происходила дедукция знания о функциях и структуре идентичности, показала свою успешность, в результате анализа была получена взаимосогласованная совокупность утверждений о специфике персональной идентичности и её различных аспектов - утверждений, открытых для рациональной критики и коррекции и отличных от существующих этимологический, экзистенциально-психологических и иных представлений о персональной идентичности. Анализ смысла изучаемого понятия не замыкается в системе аналитических суждений, но позволяет получать новое знание об объекте и открывать возможность для перехода к новым темам или методам. Так, уже само определение персональной идентичности, полученное в результате такого анализа, указанием на опосредованный и относительный характер идентичности, а также определение энергетической функции идентичности, открывающее путь к пониманию её как процесса реализации объекта идентификации, содержит в себе такие диалектические моменты, как опосредование и относительной реальности (гегелевское «бытие-для-иного»). Мы можем сказать, что, несмотря на различие методов, используемых в первой и второй главе исследование, работа предстаёт целостным единством с точки зрения методологии, ибо диалектический анализ становления продолжает и основывается на интенсиональном анализе структуры и функций идентичности, а интенсиональный анализ обеспечивает и предвосхищает необходимость использования диалектического метода.

Использование диалектического метода при анализе становления персональной идентичности помимо своего значения для изучения исследуемого феномена играет также важную роль в усвоении и продолжении диалектической традиции. Результативность применения диалектического метода в настоящем исследовании свидетельствует о состоятельности и жизнеспособности этого метода, очищенного от связи стой или иной онтологией или критикой социальной практики. Необходимость для диалектического движения различия между определением (понятием) объекта и его реальностью, его бытием-для-себя и бытием-для-иного, соблюдённая уже в «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля и артикулированная в настоящем исследовании, поднимает вопрос о возможностях и границах диалектики, а именно, необходимости человеческого осознания, для которого есть это различие, то есть опосредующего определение и реальность объекта (если говорить о той диалектической практике, которая реализована у Гегеля). С этой точки зрения данная работа поддерживает подход к диалектике, который разделяли философы начала прошлого столетия (К. Ясперс, А. Кожев, Т. Адорно и др.), а именно, возможность её применения только к преобразующей мир человеческой практике.

2. Интенсиональный и диалектический анализ персональной идентичности показывает, что оппозиция объекта и адресата идентификации, напряжение, существующее между этими двумя моментами идентичности, является тем, что создаёт различные типы её структуры, обуславливает специфику её функций и этапов становления. Если объект идентификации рассматривается в качестве целостного образа, используемого персоной по аналогии для самоописания и могущего быть содержательным замещением персоны в её взаимодействии с адресатом идентификации, то мы приходим к метафорической структуре идентичности. При этом взаимодействие объекта и адресата идентификации опосредовано деятельностью персоны, направленной на достижение признания адресатом идентификации её (персоны) идентичности объекту идентификации. Поскольку от адресата идентификации здесь требуется признание, постольку для сохранения персональной идентичности необходимо сохранение адресата идентификации тем же самым как обеспечивающего реальность объекта для идентификации (для себя и тем самым для персоны). Это обуславливает функцию идентичности, направленную на сохранение равновесия интерперсонального взаимодействия.

Если объект идентификации определяется как реализуемая в деятельности персоны содержательная определённость, которая может не являться частью самоописания персоны, то это означает, что деятельность персоны направлена не на то, чтобы получить признание в качестве объекта идентификации, а на то, что необходимо для полноты бытия объекта идентификации. Как мы говорили, различие между метафорической и метонимической структурами идентичности заключается в том, что в первом случае персона нуждается в объекте идентификации, а во втором — нуждается в том, в чём нуждается сам объект идентификации. Тогда адресат идентификации предстаёт для персоны не как то, что должно быть сохранено самотождественным, а как то, что должно потерять свою реальность, дав тем самым реальность объекту идентификации. Снятие адресата идентификации обуславливает снятие самого объекта идентификации, ибо он был объектом идентификации по отношению к этому адресату идентификации и с его исчезновением исчезает сам.

Проведённый анализ этапов становления персональной идентичности помимо выявления и выделения конкретных этапов, приводит нас к таким перспективам, которые не были представлены в работе и которые могут стать полем для дальнейшего исследования персональной идентичности.

Связь объекта идентификации в его определении и реализации с предметной деятельностью персоны ставит вопрос о связи между персональной идентичностью и определением объекта, на который направлена деятельность субъекта. Та или иная содержательная определённость персоны обуславливает и в то же время обусловлена определением того, что является предметом (объектом), на который направлена деятельность персоны и посредством воздействия на который персона реализует свою содержательную определённость, то есть идентичность. Таким образом, определение того, что является объектом деятельностью и целью той же деятельности, зависит от определения идентичности персоны и в свою очередь само влияет на неё. Поскольку определение того, что является объектом и целью деятельности является критерием осмысленной, оправданной, обоснованной деятельности человека, постольку он является определением того или иного типа рациональности, которую в общем можно определить как «обоснованность» (от лат. ratio — основание) суждений и поступков. Следовательно, мы подходим к проблеме взаимоотношения между понятиями персональной идентичности и рациональности и их роль в определении свойств каждой из них. Решение этой проблеме позволит уточнить сущность персональной идентичности и её место в культуре.

Другая возможность, открываемая анализом механизма персональной идентификации, взаимным обменом предикатами между персоной и объектом идентификации, дает дополнительный понятийный инструментарий при анализе феноменов, имеющих бессознательный характер. Тем самым становится возможным избавиться от зависимости от психоаналитических и психологических теорий бессознательного при выявлении опосредованное™ персональной идентификации и бессознательного статуса некоторых объектов идентификации в психике человека.

 

Список научной литературыШаткин, Максим Александрович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в ин-терпретативную социологию. СПб., 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1999.

3. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.

4. Адорно Т.В. Негативная диалектика. М., 2003.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.

7. Андриянова Т.В., Уваров А.И. Введение в глобальное мировоззрение. М., 2000.

8. Антонов В.Ю., Маслов Р.В., Позднеева С.П. Культурология. 4.1. Истоки культуры. Саратов, 2001.

9. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // www.voppsy.ru/iournals all/issues/1996/961/961131.htm.

10. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности. //Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 131-143.

11. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.

12. Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1983.

13. Афанасьев В.Г. Историзм и системность, функционирование и развитие общества. М., 1990.

14. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001.

15. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.

16. Белов А.П. Ценности в эпоху глобализации // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Саратов, 2003. С. 5-10.

17. Белог А. Общество как «случайный продукт человеческой активности»: социальная теория и критика Макса Хоркхаймера // Социальные и гуманитарные науки. Отеч. и заруб, л-ра. Сер. 11. Социология. 1993. № 3.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

19. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1987.

20. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.

21. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003.

22. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

23. Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990.

24. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1996.

25. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

26. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000.

27. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.

28. Витгенштейн JI. Философские работы. Часть I, И. М., 1994.

29. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Ростов-на-Дону, 1995.

30. Гасилин В.Н. Архетипы идентификаций и их проявления в начале истории // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Саратов, 2003. С. 53-68.

31. Гасилин В.Н. Методологические проблемы исследования идентификации человека // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. № 1.С. 150-155.

32. Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. Сб. статей. Саратов, 1993. С. 4-13.

33. Гасилин В.Н. Человек, культура, идентификация // Человек в современных философских концепциях. Материалы международной научной конференции (Волгоград, 17-19 сентября 1998 г.). Волгоград, 1998. С. 254261.

34. Гасилин В.Н. Идентификация: новые аспекты интерпретации человека // Политический и социально-экономический механизмы управления на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, Саратов, 21 декабря 1999 г. Саратов, 2000. С. 4-7.

35. Гасилин В.Н. Идентификация человека и проблема времени // Реформы и укрепление государственности в России: Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ПАГС, 21 декабря 2000 года Саратов, 2001. С. 19-20.

36. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) // ЛОГОС. Кн. 1. Л., 1991.

37. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1999.

38. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1999.

39. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М., 1977.

40. Гиндев П. Философия и социальное познание. М., 1977.

41. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

42. Гозмащ Л., Эткинд А. Идентичность, культурное самосознание //http://www.ovsem.com/user/idnks/.

43. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

44. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М., 2003.

45. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

46. Гудков Л.Д. Метафора и рациональность. М., 1994.

47. Гурин С.П. Маргинальная антропология. Саратов, 1999.

48. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

49. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.51. Делёз Ж. Фуко. М., 1998.

50. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999.

51. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.

52. Диалектика отрицания отрицания. М., 1983.

53. Дроненко Д.М. Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 2004.

54. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

55. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999.

56. Зарубин А.Г. Вопросы динамики социального развития: темпора-лизм истории и современность. Ростов-на-Дону, 1991.

57. Идентификация как механизм общения и развития личности. М., 1988.

58. Идентичность и конфликты в современных государствах. М., 1997.

59. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

60. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб, 1999.

61. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

62. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994.

63. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

64. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999.

65. Киселев И.Ю. О неореализме и Виртуальной идентичности однопо-лярного мира // http://www.prof.msu.ru/koi/balk/neor.htm.

66. Киссель М.А. Гегель и современный мир. JL, 1982.

67. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.

68. Кожев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. 2002. № 12. С. 134-166.

69. Кожев. А. Введение в чтение Гегеля. СПб., 2003.

70. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 102-110.

71. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

72. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

73. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. Т.8, № 4. С.126-137.

74. Крайнов А.Л. Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 2001.

75. Куайн У.В.О. Слово и объект. М., 2000.

76. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

77. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000.

78. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М., 1999.

79. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

80. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. 1999, Т.20, № 3. С.48-58.

81. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. М., СПб., 2000.

82. Левяш И.Я. Содержание и критерий общественного прогресса. Саратов, 1973.

83. Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. М., 1982.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

85. Лешкевич Т. Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов-на-Дону, 1994.

86. Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001.

87. Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М.,1987.

88. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

89. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

90. Догматическое богословие. М., 1991.

91. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. // Социо- Логос. М., 1991.С. 194-219.

92. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. №4. С. 108-113.

93. Максим Исповедник. Творения. В 2-х тт. М., 1993.

94. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2. С. 43-54.

95. Мамлина Е.А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 2004.

96. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.

97. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

98. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986.

99. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации: Общая постановка проблемы и её анализ применительно к НТР. Пущино, 1992.

100. Марксистско-ленинская диалектика. В 8 кн. Кн 1. Материалистическая диалектика как научная система. М., 1983.

101. Марксистско-ленинская диалектика. В 8 кн. Кн 2. Диалектическая логика. М., 1986.

102. Марксистско-ленинская диалектика. В 8 кн. Кн 3. Диалектика процесса познания. М., 1985.

103. Марксистско-ленинская диалектика. В 8 кн. Кн. 5. Диалектика живой природы. М., 1984.

104. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К., 1995

105. Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983.

106. Марченко В.В. Концептуальный комплекс «идентичность-тождество-единство и его методологическая роль в социально-философском исследовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ульяновск, 2000.

107. Мерлин B.C. Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984.

108. Мид Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С.222-225.

109. Михель Д. В. Тело, территория, технология: Философский анализ стратегий телесности в современной западной культуре. Саратов, 2000.

110. Морозов В.В., Морозов В.А. Диалектика: системы и развитие. Минск, 1978.

111. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

112. Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М., 2003.

113. Назаретян А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе // Синергетика и образование. М., 1997.

114. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

115. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1998.

116. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997. С.76-88.

117. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т 2. М., 1990.

118. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М., К., 1998.

119. Общество и сознание. М., 1984.

120. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М., 1978.

121. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.

122. Павленко В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135-142.

123. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности // http://pavolga.narod.ru/identitv.html

124. Пешё М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 225-290.

125. Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб., 2000.

126. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1994.

127. Позднева С.П. Диалектика и общенаучные понятия: Филос.-методол. анализ категориал. строя современной науки. Саратов, 1987.

128. Помазан А.Н., Седунова А.В., Ядова Е.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян (опыт вторичного анализа исследования 1992 г.) // Социологические исследования. 2001, № 12. С. 122-130.

129. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

130. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 1996.

131. Рац М. Воинствующий рационализм или «разумная рациональность»? // Вопросы философии, 2002. № 6. С. 19-28.

132. Резник Ю. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т.2. Выпуск 3. С.212-240.

133. Резник Ю. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т.2. Выпуск 4. С. 197-236.

134. Рикёр П. Повествовательная идентичность // Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 19-37.

135. Риккерт Г. Философия жизни. К., 1998.

136. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1997.

137. Самошкина И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии // http://conf2001.dem.ru/samosh.html.

138. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

139. Секун В.И. Психология активности. М., 1996.

140. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 12-53.

141. Серов Н.К. Личность и время. СПб., 1999.

142. Скокпол Т. Система социальных революций. М., 2000.

143. Слотердайк П. Критика цинического разума. М., 2001.

144. Социальная идентификация личности. Кн. 1, 2. М., 1994.

145. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М., 1998.

146. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // http://antropologia.spbu.ru/ru/texts/sukhach/limits.html

147. Табачникова С.В. Мишель Фуко: историк настоящего // Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

148. Тернер Дж. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа. // Иностранная психология. 1994. Т.2. № 2(4).

149. Тилли Ч. О формах реализации в социуме // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

150. Тощенко Ж. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии, 2002. № 6. С. 29-37.

151. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

152. Трубина Е. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1996.

153. Труды клуба ученых «Глобальный мир» Т. 1-4. М., 2003.

154. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.

155. Устьянцев В.Б. .Диалектика форм становления общественно-экономических формаций. Саратов, 1983.

156. Усынин Ю.К. Ценностные ориентации офицеров современной российской армии. Саратов: Изд-во СГТУ, 1998.

157. Фриауф В.А. Как возможна содержательная логика? Саратов, 1992.

158. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

159. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

160. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1990.

161. Фуко М. Археология знания. К., 1996.

162. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

163. Фуко М. История сексуальности III: Забота о себе. К., М., 1998.

164. Хайдеггер М, Положение об основании. СПб., 1999.

165. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

166. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993.

167. Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск: 1972.

168. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. №10. С. 113-123.

169. Хохрина Е.Н. Философско-методологические проблемы выживания человечества в условиях развития глобального экологического кризиса. Самара, 2001.

170. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. СПб, 1997.

171. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

172. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

173. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. М., 1989.

174. Шеманов А.Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования. // Постижение культуры. Ежегодник. Вып 7. М., 1998. С. 140-162.

175. Шилз Э. Природа социальных изменений. М., 1998.

176. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления // http://dissertationl .narod.ru/avtoreferats2/av41 .htm

177. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

178. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

179. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск, 1998.

180. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

181. Юнг. К.Г. Собр. соч. М., 1995.

182. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб., 2000.

183. Ядов В.А Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых перемен. // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 169-184.

184. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. JL, 1979.

185. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

186. Ярская-Смирнова В.Н. Время в эволюции культуры: Филос. очерки. Саратов, 1989.

187. Ярская-Смирнова Е. Р. Взгляды снаружи. Взгляды изнутри. «Мать Россия» в постсоветской антропологии // Тендерные исследования. Саратов, 1999.

188. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.

189. Baumeister R. Identity, cultural Change and Struggle for Self. N. Y., 1986.

190. Castells M., Yazava S., Kiselyova E. Insurgents Against the Global Order: A Comparative Analysis of Zapatistas in Mexico, the American Militia and Japan's Aum Shinrikyo // Berkley J. of Sociology. 1995. № 40. P. 21-60

191. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991.

192. Heslep R.D. Identity Crisis // http://www.ed.uiuc.edu/EPS/PES-Yearbook/1998/heslep.html.

193. Jeffrey Bloechl. Have We Need of Invoking Postmodernity? Identity and Difference in Theological Discourse // http://apu.edu/ ~CTRF/articles/ 1999articles/bloechl.html.

194. Sandberg A. The Calculus of Identity // http://www.aleph.se/Trans/Cultural/Philisophy/identity.html.

195. Velleman D.J. Identification and identity http://www-personal.umich.edu/~velleman/Self/Id&ID.html.