автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бородулина, Светлана Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности"

На правах рукописи Сор е^илк«;

Бородуліша Светлана Внкторовна

СТИЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

5 ДЕК №

005542699

Барнаул - 2013

005542699

Работа выполнена на кафедре эмпирической социологии и конфликтологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Сытых Ольга Леонидовна

Официальные оппоненты: Ушакова Елена Владимировна,

доктор философских паук, профессор, ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующая кафедрой философии и биоэтики

Глущенко Наталья Степановна,

кандидат философских наук, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», доцент кафедры философии и культурологии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный

технический университет им. И.И. Ползунова»

Защита состоится «26» декабря 2013 г. в 16.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.02 при ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049 г. Барнаул, пр. Ленина, 61.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Автореферат разослан «26» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат социологических наук, доцент

Н.А. Степлядева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Идентичность человека в глобализирующемся мире становится «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни»1. Например, в теории М. Кастельса2 глобализация и идентичность вступают в противоречие друг с другом: силы, формирующие условия, в которых нам приходится противостоять тем или иным проблемам, находятся за пределами досягаемости любых институтов. «Иными словами, - заключает 3. Бауман, - проблема состоит не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт»3.

В различные исторические периоды проблема социальной идентичности пронизывала общественную жизнь и имела особенности. В настоящее время наблюдается кризис социальной идентичности, обусловленный тем, что социальные перемены, вызванные модернизацией и глобализацией, привели к утрате устоявшихся норм, ценностей, правил поведения, посредством которых человек определяет себя, своё место в обществе. В связи с этим у индивида возникает потребность в выработке собственных оснований для осуществления выбора и проектирования жизненной стратегии в целом.

Период второй половины XX — начала XXI века оказался ознаменован возникновением и бурным развитием общества потребления, становление которого сделало очевидным, что индивид может конструировать и реконструировать свою социальную идентичность с помощью различных механизмов и факторов, в том числе и с помощью процессов потребления, материального и духовного. Предметы потребления находятся практически во всех сферах общественной жизни, что позволяет говорить об изменении характера социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Можно сделать вывод о том, что индивид конструирует свою идентичность разными способами, среди которых немаловажное место занимает выбор товаров и услуг - потребление. При этом стиль потребления отражает основные, существенные социальные формы и способы связи индивида с обществом, определяет характер соотношения личных и общественных интересов, потребностей, целей. Социально-философское исследование стиля потребления как фактора формирования социальной идентичности представляется принципиально важным для обретения и удержания целостности личности (ее саморазвития и самосохранения) в кризисном социокультурном пространстве современной России.

1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 176.

2 Анохин A.M. Социальная адаптация и проблема идентичности в гобализирующемся мире // Общество.

Среда. Развитие (Terra Humana). 2007. № 4. С. 58-68.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории идентичности, потребления, стиля, социальной стратификации, социальной трансформации и результатов их взаимодействия составляют предмет огромного массива научных работ в различных отраслях гуманитарного знания (философия, политология, социология, этнология, антропология и др.). Следует отметить, что перечисленные выше феномены продолжают пользоваться повышенным вниманием со стороны представителей отечественного и западного научного сообщества. Постоянные дискуссии вокруг проблем поиска идентичности современным российским человеком, механизмов и способов ее формирования, изучения процессов групповой дифференциации, опосредованных социальной идентификацией, переосмысления социальной идентичности в качестве «многополюсного универсума интерактивных сетей» и др., являются своеобразной иллюстрацией их природной сложности и многоаспектности.

Концепт идентичности развивался в русле таких направлений как психоанализ (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Э. Гофман, Д. Мид) и др. Глубокому осмыслению проблемы идентичности способствуют западные теории, имеющие собственные традиции ее интерпретации (3. Бауман, П. Бергер, Э. Гидденс, Т. Лукман, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, В. Хесле и др.).

Несмотря на то, что в отечественной научной мысли проблематика идентичности актуализировалась лишь в последние годы, отмечается широкий спектр исследований различных видов идентичности (личностная, социальная, территориальная, региональная, культурная, этническая и др.). Среди них можно выделить работы В. С. Агеева, А. М. Анохина, Л. Гудкова, М. В. Заковоротной, Н. Л. Ивановой, Ю. Л. Качанова, И. С. Кона, С. И. Левикова, А. В. Микляева, Т. В. Румянцевой, Л. Б. Шнейдер, В.А. Ядова и др.

Теоретическую базу рассмотрения различных аспектов феномена потребления, а также формирование социальной идентичности посредством потребительских практик составили работы зарубежных ученых (Ж. Бодрийяр, Т. Веблен, П. Димаджио, М. Дуглас, П. Зерилло, Б. Ишервуд, X. Лейбенстайн, К. Лодзяк, К. Маркс, П. Тэйлор, У. Уорнер, Д. Френзен, П. Хирш), а также отечественных ученых (А. О. Малахов, А. В. Овруцкий, Т.Е. Сафонова) и др.

Проблемы стиля жизни и стилеобразования исследовали отечественные исследователи (А. Бернардацци, И. Н. Иванова, В. И. Ильин, Л. Г. Ионин, И. Т. Левыкин, А. Ф. Лосев, Л. Б. Туманова, В. Н. Ярская) и зарубежные исследователи (У. Бек, М. Брейк, П. Бурдье, Л. Бюффон, М. Вебер, Э. Гидденс, Г. Зиммель) и др.

Процессы социальной стратификации в современном обществе стоят в центре внимания таких ученых, зарубежных (Б. Барбер, П. Бурдье, К. Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс, П. Саундерс, И. Селении, Д. Трейман) и отечественных (Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, П. Сорокин) и др.

Социальную трансформацию российского общества и связанные с ней процессы исследовали А. А. Возьмитель, Л. Гудков, Т. И. Заславская, Ю. А.

Левада, И. В. Мостовая, Г. И. Осадчая, А. Ослунд, И. С. Семененко, В. А. Шнирельман, В. А. Ядов и др.

Несмотря на то, что тема социальной идентичности привлекает внимание многих современных мыслителей, определенные вопросы, связанные с ее изучением, остаются. В научной литературе слабо разработана система механизмов и факторов формирования социальной идентичности и вместе с тем, в отечественной науке пока нет систематического и комплексного исследования социальной идентичности. В данном контексте представляется необходимым раскрыть характер изменения социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Объектом настоящего диссертационного исследования является социальная идентичность.

Предмет исследования - сущность стиля потребления как фактора формирования социальной идентичности.

Цели и задачи исследования

Цель работы - раскрыть характер изменений социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1) осуществить сравнительный анализ существующих научных концепций социальной идентичности, определить сущность данного понятия;

2) проанализировать факторы, механизмы и этапы формирования социальной идентичности;

3) проанализировать различные подходы к потреблению и его стилям, установить их связь с социальной структурой общества потребления и объективными социальными характеристиками индивидов;

4) раскрыть характер взаимосвязи стиля потребления и социальной идентичности как явлений общественного бытия и общественного сознания соответственно;

5) исследовать специфику формирования социальной идентичности постсоветского российского общества под влиянием потребления.

Методологическая основа исследования - диалектическая методология; структурно-функциональный подход к анализу сложноорганизованного социума; системный подход, позволяющий определить соотношение частей в масштабах целостной социосистемы. Применены научно-философские методы: анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, сравнения, экстраполяции, i ипотетико-дедуктивный метод.

Теоретическую базу исследования составили:

• исследования, определяющие персональную идентичность как результат индивидуализации человека, где индивидуализация характеризуется обособлением человека от природы и от других людей (Б. Бёрьесон, Ж. Делёз, И. Кант, Э. Фромм);

• концепция о соотношении общественного бытия и общественного сознания (B.C. Барулин, Г.М. Гак, В.В. Долгов, В.И. Ленин; М.К. Мамардашвили, К. Маркс, П.А. Сорокин Т.В. Филатов, С.Л. Франк, Б.А. Чагин);

• теория социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер);

• теория классового деления (К. Маркс);

• концепция общества потребления (Ж. Бодрийяр и др.).

Научная новизна исследования:

1. Осуществлен социально-философский анализ общенаучных и конкретно-научных концепций социальной идентичности и предложен авторский вариант определения данного феномена на социально-философском уровне познания.

2. Проанализирована смысловая природа формирования социальной идентичности в концепциях модернизма н постмодернизма.

3. Выявлена специфическая природа взаимосвязи стиля потребления и социальной идентичности.

4. Рассмотрены основные предпосылки формирования социальной идентичности и факторы ее трансформации в современном обществе.

5. Выявлена роль стиля жизни и стиля потребления как факторов формирования социальной идентичности.

6. Разработана авторская схема взаимосвязи социальной идентичности с ключевыми социальными характеристиками (социальный статус, стиль потребления, стиль жизни).

7. Проведено сопоставление социальных идентичностей советского и постсоветского человека по различным социально значимым критериям, на основании чего сделан вывод о непреодоленности кризиса социальной идентичности российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепции социальной идентичности сопоставимы с позиции феномена потребления. Социальная идентичность создается под влиянием определенного стиля потребления, обусловлена непрерывной во времени самотождественностью, основанная на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями.

2. На базе двух моделей динамики ценностей культуры построены модели социальной идентичности: модернистская (предполагает наличие в социальной идентичности устойчивого личностного «ядра» и контекстной социальной «периферии») и постмодернистская (предполагает наличие произвольно формируемого «фундамента» социальной идентичности и «смыслообразующего фильтра» в виде социума).

3. Определено, что стиль жизни и потребления, с одной стороны, является преломлением объективных социальных различий сквозь призму потребительского поведения, с помощью которого современный индивид конструирует свою социальную идентичность. С другой стороны, в обществе потребления, где личностное начало смещается из сферы общественного производства в область индивидуального потребления, он выполняет функцию критерия социальной дифференциации.

4. К основным предпосылкам формирования социальной идентичности в современном Российском обществе относятся: системная и структурная трансформация социума; появление новых технологий и

увеличение мобильности; конфликт между растущими достижительными ориентациями человека и привычными ценностями и правовыми императивами; кризис идентичности, связанный с модернизацией и глобализацией. В совокупность факторов трансформации социальной идентичности входят: стиль потребления, социальный статус индивида, принадлежность к определенной социальной страте, социальная мобильность, а также играющие всевозрастающую роль информационные технологии и др.

5. В обществе потребления стиль жизни и неотделимый от него стиль потребления выступают, во-первых, способом конструирования социальной идентичности индивида, а во-вторых, стратификационным признаком, поскольку являются характеристикой его социального статуса. Потребление, носящее жизнеобеспечивающий или символический характер, и социальная идентичность, следовательно, связаны двояким образом: 1) на основе разных видов потребления формируются соответствующие стили жизпи\ 2) социальная идентичность проявляется в (массовом и/или индивидуализированном) потреблении и через него.

6. Согласно схеме взаимосвязи социальной идентичности с ключевыми социальными характеристиками, сформированный на основе общественного производства социальный статус и стиль потребления и жизни определяют социальную идентичность — интегральную совокупность представлений индивида о своем положении в обществе — через систему социально-ролевых моделей.

7. Разрушение существовавшей в СССР социальной идентичности и отсутствие новой модели в российском обществе переходного периода привело к неоднозначным (для общества и личности) последствиям. С распадом советской системы человек стал более самостоятельно ориентироваться в изменившихся обстоятельствах и осуществлять свой выбор стиля жизни и потребления как способа конструирования социачьной идентичности. Выявлено что потребление является источником обретения и удержания целостности личности в кризисном социокультурном пространстве современного общества.

Теоретическая значимость работы. Исследуя социальную идентичность как феномен общественного сознания и ее связь с процессами потребления, настоящая работа вносит определенный вклад в социально-философский анализ современной социальной действительности, позволяет расширить научно-философские представления о дифференциации и стратификации социальных групп, формах и механизмах социальной детерминации, законах строения, функционирования и развития современного социума.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе для разработки курсов лекций и учебных пособий по проблемам теории социальной идентичности и общества потребления в рамках преподавания социальной философии и социологии, а также в системе социального управления (воздействия на человека с учетом нарастания

тенденций к индивидуализации личности). Результаты могут найти применение в деятельности российских общественных организаций и органов власти, в условиях идейно-ценностного вакуума переходного периода, где социальная идентичность может целенаправленно конструироваться путем использования инструментов символической политики.

Апробация работы осуществлена в форме выступлений на шести международных, двух всероссийских и трех межрегиональных научных и научно-практических конференциях, семинарах. В частности, международные научные и научно-практические конференции, семинары. «Интеллект. Культура. Образование» (Новосибирск, 2013), «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 2013), «Научный диалог «Восток-Запад»» (Каменец-Подольский, 2013), «Война, нация, патриотизм» (Барнаул, 2013), «Демографическая безопасность как фактор устойчивого развития регионов России» (Барнаул, 2013), «Ломоносовские чтения на Алтае-2013» (Барнаул, 2013); всероссийская научно-техническая конференция: «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2013); межрегиональные научно-практические конференции'. «Актуальные вопросы экономики и социологии (Новосибирск, 2013), «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» (Барнаул, 2013), межрегиональные научно-практические конференции: XXXVIII научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, 2011); XXXIX научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, 2012) и др.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в тринадцати публикациях, в том числе три публикации в научном издании, включенном ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью и отражает последовательность решения задач. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих в себя семь параграфов), заключения и библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введсшш обосновывается актуальность и значимость избранной темы, анализируется степень разработанности связанных с ней проблем, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, демонстрируется новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Социально-философский анализ феномена социальной идентичности» (содержит три параграфа), носит теоретико-методологический характер. В ней раскрывается сущность феномена социальная идентичность и ее специфика формирования в условиях стилизации общественной жизни.

В параграфе 1.1 «Социальная идентичность: понятие, сущность, виды» проводится анализ разных исследовательских подходов в осмыслении

социальной идентичности, на основе результатов которых раскрывается её смысловая природа и виды, дается авторская трактовка понятия «социальная идентичность».

Содержание понятия «социальная идентичность» рассмотрено в психологическом, социологическом, историческом и философском аспектах. Психологический аспект дает понимание идентичности как чувства ощущения «себя», которое развиваегся и изменяется в течение всей жизни человека (т.е. имеет динамический характер). Исторический аспект раскрывает изменение представлений об идентичности во времени от античности до современности. Социологический аспект расширяет представление о социальной идентичности через анализ влияния социального окружения на представления человека о себе и своем месте в социальной общности. Философский аспект интегрирует психологический, исторический, социологический подходы, используя потенциал социальной философии. Он необходим для исследования и обобщения полученных результатов сущности феномена социальная идентичность.

С точки зрения автора, существующие исследовательские направления и подходы к пониманию сущности социальной идентичности раскрывают её разные грани. Анализ данных подходов позволил автору провести их синтез и прийти к следующим выводам.

В своем диссертационном исследовании рассматривая социальную идентичность с позиции феномена потребления, автор определил, что социальная идентичность создается под влиянием определенного стиля потребления, обусловлена непрерывной во времени самотождественностью, основанная на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Другими словами, социальная идентичность есть совокупность представлений человека о своем месте в обществе, тех ценностях и поведенческих моделях, которые утверждаются на основании соотнесения себя с общественно значимыми культурными ориентирами и ролевыми функциями в сфере общественных отношений.

В диссертационном исследовании опираясь на диалектическую методологию, автор рассматривает смысловую природу социальной идентичности в концепциях модернизма и постмодернизма, выделяя две модели формирования социальной идентичности. Модернистская модель включает в себя контекстную социальную «периферию» (ценности, идеалы, нормы, смыслы, потребительские практики и т.п.) в которой формируется и развивается устойчивое личностное «ядро». А постмодернистская -предполагает наличие произвольно формируемого «фундамента» социальной идентичности и «смыслообразующего фильтра» в виде социума.

Разнообразие классификаций видов социальной идентичности обусловлена тем, что социальная идентичность выполняет как индивидуально-психологические, так и социокультурные функции и представляет собой систему иерархически структурированных частных социальных идентичностей, минимальное количество которых у индивида равно числу занимаемых им (реальных, виртуальных или желаемых) социальных позиций.

В параграфе 1.2 «Факторы, механизмы и этапы формирования социальной идентичности» отмечается что, в настоящее время определение системы факторов формирования социальной идентичности и выявления ведущих из них остается нерешенной задачей. В связи с этим автор оцределяет комплекс предпосылок и факторов становления социальной идентичности, а также раскрывает её специфику в глобализирующемся обществе.

Диссертантом в рамках структурно-конструктивистского подхода рассмотрены основные предпосылки, факторы и механизмы формирования социальной идентичности.

К основным предпосылкам развития относятся: системная и структурная трансформация социума; появление новых технологий и увеличение мобильности; конфликт между растущими достижительными ориентациями человека и привычными ценностями и правовыми императивами; кризис идентичности, связанный с модернизацией и глобализацией и др. В число факторов формирования социальной идентичности включаются: социальный статус индивида, принадлежность к определенной социальной страте, социальная мобильность, информационные технологии^ , стиль потребления и др.

Среди инструментов формирования многих идентичностей заметное место занимает потребление. Егрсущность проявляется в формах, создаваемых посредством приобретения товаров и услуг. Индивид переходит от позиции к позиции, меняя поведение, облик. Он стремится быть адекватным возникающим на его пути ситуациям, играя в них свои роли так, чтобы не становиться предметом насмешек, не вызывать конфликтов, не выделяться из основной массы.

Таким образом, специфика социальной идентичности проявляется через предпосылки и факторы.

Ключевым этапом формирования социальной идентичности является самоопределение человека в социальной среде, или социальная идентификация — процесс интериоризации индивидом ценностей, интересов, целей, установок той или иной социальной группы и осознания себя к ней принадлежащим. Другими словами, социальная идентификация является процессом социального констру иров ания.

Самыми влиятельными факторами идентификации (достигается подкреплением, имитацией, генерализацией, наблюдением, научением через моделирование) в современном обществе являются средства массовой коммуникации и разнообразные информационные технологии, а также стиль потребления. Именно они во многом определяют специфику современной идентичности: множественность, изменчивость, возможность формирования одновременно нескольких псевдоидентичностей.

Утрата позитивной определенности группового членства ведех к кризису социальной идентичности. Однако для замены старой идентичности на новую индивид должен включиться в новые социальные отношения, влекущие пересмотр системы целей и ценностей, и принять новые социально-ролевые характеристики, что может привести к смене жизненной стратегии в целом.

В параграфе 1.3 «Формирование социальной идентичности в условиях стилизации общественной жизни» раскрывается влияние условий стилизации общественной жизни на формирование социальной идентичности.

В данном параграфе рассмотрена стилизация социокультурного пространства, которая обусловлена изменением функционирования подсистем общества и изменением феноменов культуры и культурно-образовательного капитала. В результате изменились потребности, сформировались новые образцы и возникли новые социокультурные формы идентификации. Индивид или группа вправе сами определять, что включается, а что не включается в их социокультурное пространство.

Стиль жизнедеятельности индивида формируется в контексте системы ценностей и событийного плана жизни, под воздействием объективных обстоятельств, выступая атрибутом и способом взаимодействия с миром. Жизненный стиль проявляется в контексте различия между группами в образцах социальных отношений и в потреблении материальных благ.

Индивид как носитель стиля воплощает его в коммуникации и креативности, которые репрезентированы в стиле культуры и являются его рефлексией.

Постсоветскому пространству присуще традиции моностилистической культуры. Стилизация общественной жизни способствует размыванию границ стиля, предполагая стилевую выразительность.

Во второй главе диссертационного исследования «Стиль потребления как фактор формирования социальной ндснтнчностн» выявляются особенности стиля потребления и определяется специфика его влияния на развитие социальной идентичности в современном обществе.

В параграфе 2.1 «Потребление как характерная черта современного общества» дается анализ категории потребления на трех уровнях: микроуровень, мезоуровень и макроуровень1, а также раскрываются основные черты общества потребления. Дается авторская трактовка социальной идентичности с позиции феномена потребления.

На микроуровне философский анализ потребления строится в плоскости атомарного потребительского акта, изучается философское содержание вещи -потребительского объекта, а также философские диспозиции потребителя.

На мезоуровне предполагается рассмотрение взаимоотношения потребителя и вещи, потребителя и социума посредством анализа организованных потребительских практик.

Современное потребление некоторые исследователи справедливо характеризуют как сверхпотребление или перепотребление, которое рассматривается как потребительское поведение, превышающее нормальные потребности и тем самым вредное для самого человека, не говоря уже о резком уменьшении ценности потребляемого.

Овруцкий А.В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. Ростов н/Д, 2010. С. 39-40.

Такое потребление предстает процессом познания, то есть за каждой вещью стоит нечто более важное, чем ее функциональное назначение, а потребление - процесс познания таких сущностей. Другими словами, в процессе потребления возникают тайге отношения с миром, которые выводят потребление за рамки физиологического процесса по восстановлению физических и духовных сил на уровень их качественного преобразования и совершенствования.

Макроуровень предполагает рассмотрение потребления как категории потребительского сознания и потребительской фазы развития общества, исследование институтов и глобальных потребительских процессов (потребление как категоризация и концептуализация мира).

Предпосылками становления общества потребления является распространение личных свобод, частного предпринимательства и свободной конкуренции, то есть развитие рыночного общества по траектории Западной Европы.

В параграфе рассмотрены основные черты общества потребления. Своеобразие общества потребления определяется совокупностью общественных отношений, в которых ключевое место занимает индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Отсюда проистекает новое отношение к «человеческим ресурсам». «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, - пишет 3. Бауман, - диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей»1.

Для постмодернизма в целом характерно понимание потребления не как инструментальной, утилитарной деятельности, а как процесса производства символов. Общество постмодерна - это, по сути своей, и есть общество потребления, поскольку вокруг него вращаются и экономика, и культура, и личная жизнь. При этом фокус всё больше сдвигается в сторону индивида, который потребляет с целью конструирования своей социальной идентичности. В таком обществе потребление перестает быть следствием борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент социокультурной интеграции в общество.

Таким образом, всякое потребление является бросающимся в глаза, а значит, инструментом выражения различий. Стиль жизни, построенный на том или ином стиле потребления, выступает как «текст», читая который окружающие распознают социальное положение индивида, его вкусы и ценностные ориентации. Другими словами, потребление тех или иных товаров и услуг в условиях общества потребления призвано не столько удовлетворять потребности сами по себе, сколько способствовать производству символов социального различия, то есть носит знаково-символический характер. Индивида интересует уже не потребительная стоимость товара, выражающая его функциональную полезность, а то, что данный товар собой символизирует (достаток, престиж, принадлежность к сообществу и т. п.). Таким образом, стиль жизни и потребления выступает, с одной стороны, способом социальной

Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 116.

идентификации индивида, способом конструирования его социальной идентичности, а с другой — стратификационным признаком, поскольку сильно зависит от социальной позиции индивида и является характеристикой его социального статуса.

В параграфе 2.2 «Влияние стиля потребления на социальные характеристики индивида» раскрыт механизм формирования социальной идентичности под влиянием стиля потребления через социальные характеристики индивида.

В современном обществе стиль потребления существенно облегчает конструирование собственной идентичности. Индивид, конструируя свой имидж в процессе потребления, избавлен от необходимости понимать смыслы, которые несет каждая деталь его одежды, манера потребления пищи, создаваемая им материальная среда, — он просто выбирает более близкий своему вкусу стиль потребления, доступный в пределах его образа жизни, в котором и проявляется его внутренний мир: ценностные ориентации, усвоенные нормы, индивидуальные представления, цели, проекты и т.д.

В многообразии потребительского поведения существуют различные потребительские типы, которые обладают высоким уровнем специфичности и актуальности для современного социума: аутентичное потребление, импульсивное потребление, аддикгивное потребление, стимульное потребление, системно-стилевое потребление1 и т.п.

Таким образом, показана сущностная взаимосвязь стиля потребления и социальной идентичности через социально значимые характеристики индивида.

Высокотехнологичная окономическая сфера (общественное производство) индустриально развитых стран стимулирует и интенсифицирует потребление, формируя специфическую социальную структуру, в которой значительная часть населения имеет комфортный досуг и возможность индивидуализировать себя путём приобретения всё новых товаров и услуг. На этой основе формируются особые стили жизни и потребления. Социальный статус индивида по-прежнему детерминируется, прежде всего, общественным разделением труда и участием в общественном производстве, однако свое выражение он находит опять-таки в том или ином стиле жизни и потребления. И социальный статус, и стиль жизни и потребления — верифицируемые, эмпирически устанавливаемые феномены, разные грани общественного бытия, которое должно каким-то образом отражаться и в общественном сознании. Одной из таких форм общественного сознания (наряду с идеологией, социальной мифологией и проч.) и выступает социальная идентичность — интегральная совокупность представлений индивида о своём положении в обществе, практически неотделимая от представлений о самом себе. Связь социального статуса и стиля жизни и потребления — двух сторон общественного бьггия — с социальной идентичностью опосредована категорией «социальная роль».

1 Овруцкий A.B. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты.

Ростов н/Д, 2010. С. 110-116

В параграфе 2.3 «Стиль потребления как стратификационный признак» раскрывается роль стиля потребления как стратификационного признака в современном обществе.

Понятие стратификации характеризует положение индивидов и групп на шкале иерархических статусов в экономической, политической, социальной и культурной областях. Рассматриваемый феномен устанавливается как следствие двух процессов: объединения и различения. Расположить индивида в социальном пространстве - значит определить ансамбль акторов, занимающих сходные позиции в социальном пространстве, и одновременно отделить его от остальных агентов. Другими словами, объединение и различение возможно на основании некого критерия (в том числе, например, и стиля потребления), который, так или иначе, влияет как на социальную мобильность, так и стратификацию.

Как отмечает Л.Г. Ионин, плюрализация жизненных стилей в настоящее время возникает из-за большей свободы индивидов и появления у них возможности самим проектировать свою жизнь. Ученый пишет о «резком, даже скачкообразном увеличении количества самых, многообразных абсолютно не сводимых к сословным, классовым или слоевым определениям жизненных форм и стилей, имеющих исключительно культурное происхождение. Все эти стили, возникшие в России, не корреспондируют непосредственно с категориями демографической, профессиональной или экономической структуры, как советской, так и нынешней капиталистической»1.

Современная ситуация, связанная с изменением функционирования подсистем общества, привела к стилевому разнообразию жизни. Изменились потребности, сформировались новые образцы и возникли новые социокультурные формы идентификации, как, например стиль потребления.

Таким образом, необходимо сказать о том, что в настоящее время понимание процессов стратификации связано с различиями принципов стратификации. При таком подходе источником, порождающим различия, является работа рыночных механизмов, а жизненные возможности складываются как совокупный результат активности индивидов, поэтому шансы между индивидами и группами распределяются неравномерно.

При этом потребление становится инструментом выражения различий на индивидуальном уровне, фиксируемом в таком понятии как уникальный стиль потребления (хотя конечно несущим в себе черты и потребления на групповом и классовом уровне). Стиль в свою очередь выступает в роли визитной карточки человека. В связи с этим сама личность может следовать собственной стратегии потребления, выраженной в индивидуальном стиле. Каждый потребитель выступает творцом своей социальной идентичности. Он может, как заявлять свое отношение к тем или иным социальным группам и статусам через потребляемые вещи, так и строить свой собственный набор потребительских практик и мир идентичностей. Другими словами стиль потребления может выступать в качестве символа, т.е. сознательно

Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // СОЦИС. 1996. № 2. С. 31.

конструируемого знака, позволяющего подчеркнуть свою принадлежность к группе, общности, тем самым провести грань между «своими» и «чужими». При этом нередко скрытая от глаз напряженность или отчуждение проявляется в стиле потребления.

В параграфе 2.4 «Формирование социальной идентичности в пространстве стилей потребления современной России» раскрывается на примере сопоставления двух временных периодов советского и постсоветского.

В диссертации отмечается, что трансформация социально-экономических и социокультурных отношений, типичная для государства, совершившего переход от «коммунистической» к капиталистической системе1, а также под влиянием факторов глобализации и становления информационного общества, привели к радикальному изменению всех систем государственного устройства, которые повлияли на системное преобразование идентификационного пространства России. По замечанию В.А. Ядова, «в настоящий момент происходит ломка социальных идентификаций огромных масс людей»2, наблюдается увеличение числа форм и типов социальной идентичности, а формы социальной идентификации зачастую конфликтны, особенно если экономические противоречия дополняются и усиливаются культурными.

В современном обществе наблюдается отсутствие связи между двумя сферами: производства и потребления. Массовое производство сосредоточено в техногенных точках планеты, в результате чего обществу навязываются определенные стили потребления, под воздействием которых формируются социальные идентичности. Большинство социокультурных полей современных западных стран характеризуется двумя отличительными чертами: 1) высокий уровень жизни, открывающий достаточно широкий простор для потребительского выбора; 2) культура потребления, отличающаяся высокой степенью терпимости к разного рода инновациям и отклонениям. Эти особенности ведут к плюрализации стилей жизни и потребления. Россия же в этом плане находится в промежуточном положении.

С одной стороны, широкие массы живут в условиях жестких социокультурных полей, характеризующихся очень ограниченным объемом доступных экономических ресурсов и относительно консервативными субкультурными программами. С другой стороны, заметное меньшинство населения в крупных и средних городах живут в субкультурных полях, имеющих многие характеристики, сходные с аналогичными групповыми полями западных стран, что в известной мере и сближает с ними Россию. Здесь также есть достаточно обширные экономические ресурсы и субкультурная атмосфера, отличающаяся терпимостью к новизне, к различными проявлениям индивидуальности. В современных условиях общества потребления все большую роль начинает играть выбранный индивидом стиль жизни и потребления как признак той или иной социальной идентичности.

Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996. С. 219. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. М, 1993. С. 8.

Таким образом, рассмотренные два типа социальной идентичности (советская и постсоветская), позволяют нам утверждать, что потребление является источником обретения и удержания целостности личности, а стиль потребления является фактором формирования социальной идентичности в кризисном социокультурном пространстве современного общества.

В заключении автор излагает основные результаты диссертационного исследования. Подводятся итоги, намечаются перспективы и направления дальнейшей разработки проблемы формирования социальной идентичности.

Основные ноложенни диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях рекомендованных ВАК

1. Бородулнна, C.B. Потребление и идентичность (обзор теоретических подходов к взаимосвязи явлений) / C.B. Бородулнна // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - №2/1(78). -С. 247-250 (0,4 п. л.).

2. Бородулнна, C.B. Социальная идентичность на постсоветском пространстве / C.B. Бородулнна // Мир науки, культуры, образования. -2013. - №4(41). - С. 374-376 (0,34 п. л.).

3. Бородулнна, C.B. Основные подходы к исследованию понятии социальной идентичности: социально-философский анализ / C.B. Бородулнна // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-ппноващиншый центр, 2013. - № 9(45). - (в печати 0,5 п. л.).

Статьи и тезисы

4. Бородулнна, C.B. Взаимосвязь стилей потребления и социальной идентичности / C.B. Бородулнна // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXVIII научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов / под. общ. ред. Н.Е. Шилкиной. - Вып. 16. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - С. 31-33. (0,2 п. л.)

5. Бородулнна, C.B. От стиля потребления к социальной идентичности / C.B. Бородулнна // Социальное благополучие и защищенность населения: сборник научных статей / под общ. ред. О.Н. Колесниковой. - Барнаул: Изд-во АЗБУКА, 2011. -С. 219-222. (0,2 п. л.)

6. Бородулнна, C.B. Здоровье в структуре социальной идентичности общества / C.B. Бородулнна // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXVIX научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов / под. общ. ред. Н.Е. Шилкиной. - Вып. 17. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. - С. 15-18. (0,2 п. л.)

7. Бородулнна, C.B. Стиль потребления как стратификационный признак / C.B. Бородулнна // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Вып. 5. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - С. 132-134. (0,2 п. л.)

8. Бородулнна, C.B. Социальная идентичность в контексте потребления / C.B. Бородулнна // Актуальные вопросы современной науки: материалы XX Международной научно-практической конференции. - Москва: Изд-во «Спутник +», 2013. - С. 173-176. (0,2 п. л.)

9. Бородулнна, C.B. Проблема социальной идентичности в глобализирующемся мире / C.B. Бородулнна // Науковий д1алог «Сх1д-3ах1д»:

Всеукраїнської науково-пракгичної конференції з міжнар. участю, (м. Кам'янець-ІІодільський, 10 липня 2013 p.): у 4-х частинах. - Дніпропетровськ: TOB «Інновація», 2013. -ч. 1. - С. 16-19. (0,2 п. л.)

10. Бородулина, C.B. Социальная идентичность: сущность, становление, функции / C.B. Бородулина // Интеллектуальный потенциал ученых России: сб. науч. трудов Сибирского института знаниеведения / отв. ред. Е.В. Ушакова, Ю.И. Колюжов. - Вып. XIII. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013. - С. 184-188.(0,2 п. л.)

11. Бородулина, C.B. Экономическая идентичность личности как составная часть социальной идентичности / C.B. Бородулина // IX Осенняя конференция молодых ученых в новосибирском Академгородке: актуальные вопросы экономики и социологии. - Новосибирск: Изд-во «Прайс-Курьер», 2013.-С. 114-116. (0,1 п. л.)

ÇopC^MiHC,

 

Текст диссертации на тему "Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности"

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

На правах рукописи

04201453268 Бородулина Светлана Викторовна

СТИЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор О. Л. Сытых

Барнаул -2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

1.1. Социальная идентичность: понятие, сущность, виды.................... 12

1.2. Факторы, механизмы и этапы формирования социальной идентичности.......................................................................... 39

1.3. Формирование социальной идентичности в условиях стилизации общественной жизни................................................................

Глава 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.....................................................................

2.1. Потребление как характерная черта современного общества......... ^8

2.2. Влияние стиля потребления на социальные характеристики индивида................................................................................ 82

2.3. Стиль потребления как стратификационный признак................... ЮЗ

2.4. Формирование социальной идентичности в пространстве стилей потребления современной России................................................ Ш

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 134

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................. 137

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Идентичность человека в глобализирующемся мире является призмой, важным направлением, для рассмотрения и изучения основных черт современной жизни [10, с. 176]. Так, в учении М. Кастельса глобализация и социальная идентичность противопоставляются друг другу, ибо в настоящее время индивиду в современных условиях необходимо противостоять тем или иным проблема, которые невозможно решить на уровне существующих общественных институтов. По словам 3. Баумана, главная проблема современного человека заключается в том, какой идентичности отдать преимущество и как, и когда выбрать другую из многообразия форм и типов социальных идентичностей в изменяющейся социальной реальности [6, 145 с. 58-59].

В различные исторические периоды проблема социальной идентичности пронизывала общественную жизнь и имела свои определенные особенности. В настоящее время наблюдается кризис социальной идентичности, обусловленный тем, что социальные перемены, вызванные модернизацией и глобализацией, привели к утрате устоявшихся норм, ценностей, правил поведения, необходимых для самоидентификации индивида в современном обществе. В связи с этим человек вынужден вырабатывать собственные критерии для осуществления выбора и моделирования жизненной стратегии в целом.

Период второй половины XX - начала XXI века ознаменован возникновением и бурным развитием общества потребления, становление которого определило способность индивида конструировать и реконструировать свою социальную идентичность с помощью различных механизмов и факторов, в том числе и с помощью процессов потребления, материального и духовного. Потребление пронизывает почти все сферы

общественной жизни, что позволяет говорить об изменении характера социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Можно сделать вывод о том, что человек создает свою идентичность различными способами, одним из которых является выбор товаров и услуг -потребление. При этом стиль потребления отражает важные, основные формы и способы идентификации индивида с обществом, определяет характер соотношения личных и общественных интересов, потребностей, целей. Социально-философское исследование стиля потребления как фактора формирования социальной идентичности представляется принципиально важным для исследования целостности личности (ее саморазвития и самосохранения) в кризисном социокультурном пространстве современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории идентичности, потребления, стиля, социальной стратификации, социальной трансформации и итог их взаимодействия являются предметом исследования большого числа исследований в философии, политологии, социологии, этнологии, антропологии и других наук гуманитарного знания. Необходимо отметить, что выше упомянутые понятия до сих пор пользуются повышенным вниманием со стороны представителей как отечественного, так и западного научного сообщества. Бесконечные дискуссии вокруг проблем поиска идентичности современным российским человеком, механизмов и способов её формирования, процессов групповой дифференциации, опосредованных социальной идентификацией, переосмысления социальной идентичности в качестве «многополюсного универсума интерактивных сетей» и др. являются своеобразной иллюстрацией сложности и многоаспектности этих проблем.

Концепт «идентичность» эволюционировал в русле таких подходов, как психоанализ (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), символический интеракционизм (Э. Гофман, Д. Мид) и др. Основательному осмыслению

проблемы идентичности способствуют западные теории

(3. Бауман, П. Бергер, Э. Гидденс, Т. Лукман, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, В. Хесле и др.), имеющие собственные традиции ее интерпретации.

В последние десятилетие в отечественной науке актуализируется внимание ученых к проблематике идентичности, оно обусловлено широким спектром исследований личностной, социальной, территориальной, региональной, культурной, этнической и других видов идентичностей -работы B.C. Агеева, A.M. Анохина, Л. Гудкова, М.В. Заковоротной, Н.Л. Ивановой, Ю.Л. Качанова, И.С. Кона, С.И. Левикова, A.B. Микляева, Т.В. Румянцевой, Л.Б. Шнейдер, В.А. Ядова и др.

Теоретическую базу рассмотрения различных аспектов феномена потребления, а также формирование социальной идентичности посредством потребительских практик составили работы зарубежных (Ж. Бодрийяр, Т. Веблен, П. Димаджио, М. Дуглас, П. Зерилло, Б. Ишервуд, X. Лейбенстайн, К. Лодзяк, К. Маркс, П. Тэйлор, У. Уорнер, Д. Френзен, П. Хирш), а также отечественных ученых (А.О. Малахов, A.B. Овруцкий, Т.Е. Сафонова и др.).

Проблемы стиля жизни и стилеобразования исследованы отечественными (А. Бернардацци, И.Н. Иванова, В.И. Ильин, Л.Г. Ионин, И.Т. Левыкин, А.Ф. Лосев, Л.Б. Туманова, В.Н. Ярская) и зарубежными учеными (У. Бек, М. Брейк, П. Бурдье, Л. Бюффон, М. Вебер, Э. Гидденс, Г. Зиммель) и др.

Процессы социальной стратификации в современном обществе стоят в центре внимания Б. Барбера, П. Бурдье, К. Дэвиса, Т.И. Заславской, У. Мура, Т. Парсонса, Р.В. Рыбкиной, П. Саундерса, И. Селении, П. Сорокина, Д. Трейман и др.

Социальная трансформация российского общества и связанные с ней процессы рассмотрены A.A. Возьмителем, Л. Гудковым, Т.И. Заславской,

Ю.А. Левадой, И.В. Мостовой, Г.И. Осадчей, А. Ослундом, И.С. Семененко, В.А. Шнирельманом, В.А. Ядовым и др.

Несмотря на то, что проблема социальной идентичности привлекает внимание многих современных мыслителей, многие ее аспекты остаются неисследованными. Так, в научной литературе недостаточно разработана система механизмов и факторов формирования социальной идентичности, в частности, в отечественной науке пока нет систематического и комплексного исследования социальной идентичности. В связи с этим представляется необходимым раскрыть характер изменения социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Объект исследования - социальная идентичность.

Предмет исследования - сущность стиля потребления как фактора формирования социальной идентичности.

Цель работы - раскрыть характер изменений социальной идентичности под влиянием стиля потребления. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1) осуществить сравнительный анализ существующих научных концепций социальной идентичности, определить сущность данного понятия;

2) проанализировать факторы, механизмы и этапы формирования социальной идентичности;

3) проанализировать различные подходы к потреблению и его стилям, установить их связь с социальной структурой общества потребления и объективными социальными характеристиками индивидов;

4) раскрыть характер взаимосвязи стиля потребления и социальной идентичности как явлений общественного бытия и общественного сознания соответственно;

5) исследовать специфику формирования социальной идентичности постсоветского российского общества под влиянием потребления.

Методологическая основа исследования - диалектическая методология; структурно-функциональный подход к анализу сложноорганизованного социума, системный подход, позволяющий определить соотношение частей в масштабах целостной социосистемы. Применены научно-философские методы: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, сравнение, экстраполяция, гипотетико-дедуктивный метод.

Теоретическую базу исследования составили:

1) работы, определяющие персональную идентичность как результат индивидуализации человека, где индивидуализация характеризуется обособлением человека от природы и от других людей: Б. Бёрьесон, Ж. Делёз, И. Кант, Э. Фромм;

2) концепция соотношения общественного бытия и общественного сознания: B.C. Барулин, Г.М. Гак, В.В. Долгов, В.И. Ленин, М.К. Мамардашвили, К. Маркс, П.А. Сорокин, Т.В. Филатов, С.Л. Франк, Б.А. Чагин;

3) теория социальной идентичности: Г. Тэджфел, Дж. Тернер;

4) теория классового деления: К. Маркс;

5) концепция общества потребления: Ж. Бодрийяр и др.

Научная новизна исследования

1. Осуществлен социально-философский анализ общенаучных и конкретно-научных концепций социальной идентичности и предложен авторский вариант определения данного феномена.

2. Проанализирована смысловая природа формирования социальной идентичности в концепциях модернизма и постмодернизма.

3. Выявлена специфическая природа взаимосвязи стиля потребления и социальной идентичности.

4. Рассмотрены основные предпосылки формирования социальной идентичности и факторы ее трансформации в современном обществе.

5. Выявлена роль стиля жизни и стиля потребления как факторов формирования социальной идентичности.

6. Разработана авторская схема взаимосвязи социальной идентичности с ключевыми социальными характеристиками (социальный статус, стиль потребления, стиль жизни).

7. Проведено сопоставление социальных идентичностей советского и постсоветского человека по различным социально значимым критериям, на основании чего сделан вывод о непреодоленности кризиса социальной идентичности российского общества.

Положения, выносимые на защиту

1. Концепции социальной идентичности сопоставимы с позиции феномена потребления. Социальная идентичность создается под влиянием определенного стиля потребления, обусловлена непрерывной во времени самотождественностью, которая основана на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями.

2. На базе двух моделей динамики ценностей культуры построены модели социальной идентичности: модернистская (предполагает наличие в социальной идентичности устойчивого личностного «ядра» и контекстной социальной «периферии») и постмодернистская (предполагает наличие произвольно формируемого «фундамента» социальной идентичности и «смыс-лообразующего фильтра» в виде социума).

3. Определено, что стиль жизни и потребления, с одной стороны, являются преломлением объективных социальных различий сквозь призму потребительского поведения, с помощью которого современный индивид конструирует свою социальную идентичность. С другой стороны, в обществе потребления, где личностное начало смещается из сферы общественного производства в область индивидуального потребления, он выполняет функцию критерия социальной дифференциации.

4. К основным предпосылкам формирования социальной идентичности в современном российском обществе относятся: системная и структурная трансформация социума; появление новых технологий и увеличение мобильности; конфликт между растущими достижительными ориентациями человека, привычными ценностями и правовыми императивами; кризис идентичности, связанный с модернизацией и глобализацией. В совокупность факторов трансформации социальной идентичности входят: стиль потребления, социальный статус индивида, принадлежность к определенной социальной страте, социальная мобильность, а также играющие возрастающую роль информационные технологии и др.

5. В обществе потребления стиль жизни и неотделимый от него стиль потребления выступают, во-первых, способом конструирования социальной идентичности индивида, а во-вторых, - стратификационным признаком, поскольку являются характеристикой его социального статуса. Потребление, носящее жизнеобеспечивающий или символический характер, и социальная идентичность, следовательно, связаны двояким образом: 1) на основе разных видов потребления формируются соответствующие стили жизни; 2) социальная идентичность проявляется в (массовом и/или индивидуализированном) потреблении и через него.

6. Согласно схеме взаимосвязи социальной идентичности с ключевыми социальными характеристиками, сформированный на основе общественного производства социальный статус и стиль потребления и жизни определяют социальную идентичность - интегральную совокупность представлений индивида о своем положении в обществе - через систему социально-ролевых моделей.

7. Разрушение существовавшей в СССР социальной идентичности и отсутствие новой модели в российском обществе переходного периода привело к неоднозначным (для общества и личности) последствиям. С распадом

советской системы человек стал в большей степени самостоятельно ориентироваться в изменившихся обстоятельствах и осуществлять свой выбор стиля жизни и потребления как способа конструирования социальной идентичности. Выявлено, что потребление является источником обретения и удержания целостности личности в кризисном социокультурном пространстве современного общества.

Теоретическая значимость работы. Исследуя социальную идентичность как феномен общественного сознания и ее связь с процессами потребления, настоящая работа вносит определенный вклад в социально-философский анализ современной социальной действительности, позволяет расширить научно-философские представления о дифференциации и стратификации социальных групп, формах и механизмах социальной детерминации, законах строения, функционирования и развития современного социума.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что положения и выводы работы могут быть использованы в учебном процессе для разработки курсов лекций и учебных пособий по проблемам теории социальной идентичности и общества потребления в преподавании социальной философии и социологии, а также в системе социального управления (воздействия на человека с учетом нарастания тенденций к индивидуализации личности). Результаты могут найти применение в деятельности российских общественных организаций и органов власти, в условиях идейно-ценностного вакуума переходного периода, где с помощью инструментов символической политики возможно целенаправленное конструирование социальной идентичности.

Апробация работы осуществлена в форме выступлений на шести международных, двух всероссийских и трех межрегиональных научных и научно-практических конференциях и семинарах. Международные научные и научно-практические конференции и семинары: «Интеллект. Культура.

Образование». Новосибирск, 2013; «Актуальные вопросы современной науки». Таганрог, 2013; «Научный диалог «Восток-Запад». Каменец-Подольский, 2013; «Война, нация, патриотизм». Барнаул, 2013; «Демографическая безопасность как фактор устойчивого развития регионов России». Барнаул, 2013; «Ломоносовские чтения на Алтае-2013». Барнаул, 2013. Всероссийская научно-техническая конференция «Интеллектуальный потенциал ученых России». Барнаул, 2013. Межрегиональные научно-практические конференции: «Актуальные вопросы экономики и социологии». Новосибирск, 2013; «Социология в современном мире: наука, образование, творчество». Барнаул, 2013. Межрегиональные научно-практические конференции: XXXVIII научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул, 2011; XXXIX научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул, 2012 и др.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в тринадцати публикациях, в их числе три публикации в научном издании, включенном ВАК в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий».

Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью и отражает последовательность решения зад