автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Вопросы литературы в газете "Азербайджан" (1918-1920-е годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Вопросы литературы в газете "Азербайджан" (1918-1920-е годы)"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ НИЗАМИ
На правах рукописи
АЛИЕВА АЙБЕНИЗ ИБИШ КЫЗЫ
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ В ГАЗЕТЕ «АЗЕРБАЙДЖАН» (1918 — 1920-е годы)
10.01.03 — Литература народов СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Баку — 1992
Работа выполнена в отделе азербайджанской литературы нового времени ордена Дружбы народов Института литературы им. Низами АН Азербайджана.
Научный руководитель:
действительный член Академии наук, заслуженный деятель науки Республики, доктор филологических наук, профессор Талыбзаде К. А.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Мамедов X. Г. кандидат педагогических наук Асланов М. С.
Ведущая организация — Бакинский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. М. Э. Расулзаде.
Защита состоится « 6 » СЦу/т^Д,1992 г. в { Ч часов
на заседании специализированного совета Д 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами АН Азербайджана.
(адрес: Баку-370143, пр. М. Азизбекова, 31, Академгородок, Главный корпус, 5-й этаж)
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азербайджана.
Автореферат разослан « 3 » 992 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук: ОСМАНЛЫ С. Ю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы определяется коре'пшми изменениями,происходящими в последние годы в общественно-политической и культурной жизни страны.Распад бывиего СССР на ряд независимых государств,в истории каждого из которых за 70 лет совместного существование было допущено немало оиибок и просчетов .сделал возможным и даже необходимым исправление этих ошибок,устранение ряда негативных явлений,восстановление исторической справедливости.
В истории Азербайджана одной из таких непростительных оиибок является несправедливое и враждебное отношение к истории и культуре 1918-20-х годов - периода национальной независимости Азербайджанской демократической республики— после установления в Азербайджане в апреле 1920 года советской власти.
Долгие' годы периода диктатуры идеи национальной свободы и независимости характеризовались в исследованиях как "националистические", национальная история и культура стояли на службе империи я представлялись в антинаучном,ложном свете.В целом,в изучении азербайджанской истории XX века господствовал вульгарный социологизм.' В учебниках и монографических исследованиях при оценке общественных движений и культуры XX века..преимущество отдавалось мыслям и суждениям,восхвалявшим социализм и служение имперской политике.
А между тем "1917-20-е годы,считающиеся одной.из позабытых, "запретных" зон,являются крайне интересными и противоречивыми в истории литературы и культуры Азербайджана".**
Безусловно,одним из самых значительных исторических событий первых десятилетий XX века,характеризуемого,как период национально-духовного возрождения в нашей истории,явилось образование 28 мая 1918 года Национального Азербайджанского государства.Образование независимого Азербайджанского государства бгло отнюдь не случайностью,а закономерным результатом исторического развития общественно-политической жизни Азербайджана в XX веке.Как известно, естественное право; каждой нации на самоопределение и образование своего независимого государства соответствует международным правовым нормам.
Освобождение Азербайджана из-под колониального гнета,достижение им национальной независимости оказало основательное и положительное воздействие и на развитие культурной жизни - просвещения, науки,печати.,театра,литературы.Однако,процесс этот продолжался
I иамсизаде Н.Увертюра о позабытых. Правда, гласность.-Баку: Аз°рне :р, >с ■ 236*
- ч -
недолго.После падения Азербайджанской Демократической республики и,особенно, в годы культа личности и застоя в Азербайджане,также как и во всех остальных колониях большевистской империи,была занята от1'рито тенденциозная,враждебная позиция к национальным движениями независимым демократическим образованиям и,в том числе, к деятельности Азербайджанской Демократической Республики.Фальсификация исторической правды привело к образовании "белого пятна" В истории национальной культуры.Впоследствии число таких "белых пятен" неизмеримо возросло.
Одиссторонний.кеобьективный характер носило и исследование печати XX века.Как известно,после революции 1905 года национальна! печать и Азербайджане вступила на путь стремительного развития.В одном лиаь Баку в период между 1905 - 20-м годами, на азербайджанском языке издавалось евнае 130 газет и журналов,осногательнс различавшихся по своей идейной направленности.Эта печать была конъюк-турно раздельна на "демократическую" и "буржуазную",причем все газеты к журналы,включенные в "буржуазную" печать,остались в стороне от научного исследования.При этом было позабыто,что и'эти органы печати,подвергающиеся непрерывной критике,были порождением азе байдкакской национальной мысли.
Одним из таких запятнанных,оболганных,оставшихся вне научноп исследования органов печати,является орган Азербайджанского прав;;, тельсава - газета "Азербайджан". А между тем, как справедливо заметил еще в 1971 году,задолго до событий последних, лет,один из видных исследователей ' истории азербайджанской печати А.МирахмедоЕ: "Назту литературу XX века невозможно представить не только без "Ко лы Нзсреддине",но и без "Сивзата".1
Следовательно,даже искусственное разделение азербайджанской печати на два враждебных лагеря,не отрицает необходимости их совместного исследования.
Исследование с объективной научной позиции вопросов литературы в газете "Азербайджан" имеет серьезное научно-концептуальное значение в изучении истории к культуры указанного периода. Газета является ценным первоисточником для изучения печати,литературы, театра 1916-20-х годов,Примечательно,что использование материалов этой газеты при описании "культурной ккзии, истории той эпо.хи стало традицией в годы культа личности и застоя.
Серьезные просчеты были допуизкк к в исследования литературы
I Мкрахмсдог А.Идейно-творческая связь Абдуяян Еакга с мошшве-педдинцами.-Известия АН Азеобайднака,серия лит.,языка к искусств,
периода независимости, когда представ ленке с литературном процессе эпохи создавалось только за счет произведений,приветствовавших большевизм и упоминания двух-трех случайных произведений,критиковавших правительство Азербайджана.А между тем очень сильное ответвление литературы тех лет,естественно,воспевало совсем иные идеалы - идеал и подлинной свободы,независимости,тсркизации, исламизации, "модернизации".
Большая часть таких патриотических художественных образцов была опубликована в газете "Азербайджан",'что свидетельствует о необходимости их изучения.Кроме того,двухлетняя деятельность на страницах этой газеты многих видных представителей азербайджанской ин- -тзллигенции,часто публиковавших на ее страницах художественно-публицистические статьи, или изымалась, отбрасывалась, искусственно "забывалась", или же именовалась периодом онибок и заблуждений.Доило даже до того^что публицистическое наследие в газете ее редактора Узеирз Гаджибекова не нашло своего освещения в специальном исследовании, посвященном его публицистике.1
Из-за отсутствия в "Шлном собрании произведений" писателя
статей,опубликованных в газете "Азербайджан",•его наследие било
р
исследовано односторонне. То же самое моано' сказать и о таких поэтах, писателях и публицистах,как МДади, А.Джавад.Ю.Е.Чеменземинли, И. А.Расуязаде,С.Гусейн,Ф, Агазаде,произведения которых часто публиковались в газете "Азербайджан".
Все это,свидетельствуя об актуальности темы,обусловило ее выбор для всестороннего и системного изучения.
Степень разработанности тем».Б период культа личности и застоя 191В-20-е годы, как правило, назывались "периодом буржуазных ^иллпзий","периодом тьмы", "периодом регресса" в творчестве передовых писателей того времени, "грязным пятном в истории Азербайджана", интеллигенция же .приветствовавшая создание Азербайджанской Демократической Республики,была объявлена "врагом народа".^Художественные
1 Асланов №. Узеир Гадйибеков -журналист'.-Баку: Азернешр,1985.
2 См.об этом: Алиева А.Публицистическая деятельность Узеирбека в гацт^'^зрбцйдкан".-Известия АН,сер.языка,литературы и искус-
.3 См.:Чобанзаде Б. Новый период азербайджанской литературы.-Баку, 1936:Апекперли М.К. Азербайджанская литература.-Мкглаб вё медени-йет, 1934,№11-12; Его.же. Апрельская литература.-Ингяаб ве медени-йет,1935,М0-12;Назим А.Против пантюркизма и камаяизма в торкс -ком литературоведении.-'-'нглаб ве меденийет, 1931 П-4;Гулиев И. ' Подростки.-Ингяаб ве меденийет, 1928,№9;0адыг А.Против мусаватиз-ма4 пантюркизма, либерализма в литера ту роведении.-'/нглзб ве иеде-ниает,1931,8»5 и др.
произведения многих авторов того времени остались в стороне от исследования или же были представлены гак результаты ошибок п заблуждений. В учебниках,е монографиях,посвященных отдельным художникам,не было создано полного представления о литературной жизни. 1910-20-х годов.*
Исключение составляют лишь некоторые исследования со ссыпками на материалы газеты "Азербайджан",в том числе работы К.Талыб-ааде.пссвяаенные А.Сиххату.С.Пуоейну.М.Хади.а также изучение литературной критики XX века,и монография А-Мирэхмедова о М.Хади.^
В отличие от всестороннего исследования истории 191В-20х годов в целом ряде работ,опубликование в период перестройки - в конце 60-х годов,литература этого времени не изучена в достаточной мерс.Более того,предприняты лишь первые шаги по изучении литературы этого важнейшего и интереснейшего периода,опубликованы отдельные статьи и материалы,дающие направление будущим фундаментальным исследованиям в этой области.'5
Предмет исследования поставили материалы,опубликованные в газете "Азербайджан" за 191В-2С~е годы.К исследованию привлечены периодическая печать и архивные документы,труды видных ученых-ли-твратуроведов.
Кетодслогическур основу исследования составило диалектической учение о познан;ш. Б диссертации использованы новейшие достксиия литературоведческой иксли.В основе исследования лекит исторический принцип анализа,сравнитольно-типологический и истор'ико-геиетический методы.
Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации заклг-чается в системном исследовании вопросов литературы в газете "Азе байдкан". В круг задач диссертанта входило:
- изучение общественно-политической и культурной жизни Азер байдкана в 191»-20-е года;
- выявление роли .Азербайджанского правительств \ и его органа - газеты "АзербаЯджак" - в истории культуры;
I История азербайджанской литературы в Зт. ,тЛ,Баку:изд-во АН, 15: История азербайджанской советской литературы в 2т. ,т.г,Еаку:цзг во Л!гЛ9б7;Аз>?рбайдканекая советская литеоатура.-Еаку:Маариф. 1988.
£ Талыбзаде К.История азербайджанское литературной критики.-Баку:
Маариф,1984;Мирахмедсв А.Мухаммед Хади.-ьаку:Яз!)чн, Г9Р5.
3 См.: Караев' Я.Азербайджанекая рэспублика.-Азербайджан, 1990,$[I,
0.168-174;Абдуялаев А.Али Гсиф.-ЭдебйЯег ге ккдяесене7,Ш9,гв
игпя;Агаев К. Лтгел свобода в поэзии ХХвэка Аэербаидкан дкли ве эдебийети тедриси119В9,№2,с.5б-64;Мамедов А.Радость избавления. Азйрбайд»ак, 1$91,1.»5, с. 16-17:Ве лиев П."Яшця галем" не было забыто. -АзорбайджоИ, 1991,£5.сД6-19;Рустамов А.Национальное счастье Азербайджан, 1991 с. 13-14.
л
- доказательство лредизя?ости,срочности отделения в оценке литературы и культур» периода независимости и исследование этого периода как одного из этапов закономерного развития культуры;
- обоснование кисли о расцвете,дальнейшем развитии национально-культурной мысли и литературы после объявления независимости Азербайджана;
- выявление ошибочности метода искусственного разделения азербайджанской печати исследуемого периода на два противостоящих друг другу,враждебных лагеря;
- выяснение отношения передовых деятелей исследуемого периода к объявлению независимости Азербайдкана.
Научная новизна исследования. В реферируемой диссертации впервые в качестве предмета специального исследования изучаются вопросы литературы в газете "Азербайджан". Имеющиеся отдельные : обращения к материалам газеты с целью создания представления о печати и литературе 1918-20-х годов зачастую носят тенденциозней, односторонний характер.
На основе обстоятельного и объективного анализа материалов газеты,в диссертации впервые характеризуется .общественно-политическая и культурная жизнь в исследуемый период,даются сведения об истории издания газеты "Азербайджан",его редакторах,идейно-политической платформе,а также с других газетах и журналах,издававшихся под названием "Азербайджан",создается представление о поэзии,литературной критике, печати.Также впервые осуществляется анализ произведений многих авторов,систематически публиковавшихся в газете, и представителей интеллигенции,восторженно встретивших провозглашение независимости.Вопросы литературы освещаются в работе на фоне общественно-политической,культурной жизни эпохи. Также выдвигается объективные суждения о видных личностях литературного процесса, характеризуются литературные направления и течения.
Теоретическое и практическое значение работы. Научно-теоретические выводы и заключения исследования,его материалы могут: -быть использованы в школах и в высших учебных заведениях при изучении истории азербайджанской культуры,печати и литературы;
- представить интерес для специалистов,закимаггцихся иссгедова-нием истории, ку ль пуры, печати и литературе периода Демократической Республики; -сыграть .роль источника для изучения чизни и деятельности видных писателе!",,поэте?,художников,интересных личностей,киъотгх и творквпих в те годы;
- в - •
•.-создать предстоя пение об общественно-политической и культурной жизни ьпохи; - устранять сшибки социологического подхода,допущенные в прежних исследованиях.
Апробация рабсти.Тсма диссертации утверждена Ученым советом ордена Друабн народов Института литератури «¡.Низами АН Азербайджана.Диссертация выполнена в отделе литературы нового • времени этого института.Основные положения исследования нанли свое отражение в публикациях соискателя в республиканской печати и выступлениях на научных конференциях аспирантов.
С т ру кту ра д и с с е рта ц и и. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения и списка использованной литературы.
• . С0ДЕРШЙ2 ДИССЕРТАЦИЙ
По "Введении" обосновывается актуальность текы,определяются
предмет,цель,задаии,научная новизна,теоретическое и практическое значение,методологическая основа к апробация исследования.
Р первой главе - "Общественно-политическая,куяьтурнап хузнь 1916-20-х годов и газета "Азербайджан" -рассматриваются события обяестйенно-поантической и культурной кизни исследуемого периода, нашедаие свое отражение в-газете "Азербайджан". Руководствуясь тем что литература не может бить .изолирована от сбаественно-пояртичес кей действительности,диссертант анализирует их в совокупности, объясняет причины тенденциозного отношения к отдельным личностям и их произведениям-,созданным в 1918-20-е .годи,в исследования- периода культа личности и застоя,обосновывает ошибочность подобного подхода к литературе.
.' Пробуждение национального сознания в Азии в конце ХГХ-нача-ле XX века сопровождалось в Азербайджане,потерявшем в ТР28 году после .Туркм-гнчайского мирного, договора свос независимость .резко усилившейся обыественногполитической,идеологической борьбой. Гак и во всех других колониях,национально-освободительная борьба против царизма выдвинулась в Азербайджане в начале, века нз передний. пиак.З 19С2 году пед руководством семнадцатилетнего М.Э.Расуяззде была создана "Мусульманская молодежная организация" -"первая & Азербайджане начала века, политическая партия^ведущая тайну» борьбу против русского колониального правления. "'Б 191Г году мл политической арене появилась партия "Мусават",пользовавшаяся бояьаим авторитетом среди пояитичееких'партий того времени,подготовивяа!
I Алиев М.М.Э.Расуизаде.-Одлар орду ,1990,квнь,!Ш.
в идейно-политическом отношении создание национального Азербайджанского правительств.Деятельность этой партии,выдвинувгаей идею об автономии Азербайджана,до последнего времени оценивалась крайне негативно и неверно,с позиций служения русскому империализму. Отрицался даже тот очевидный ({акт,что эта партия и ее руководители вели борьбу за независимость Азербайджана.1
Ссылаясь на материалы газеты "Азербайджан",а также на другие органы демократической печати,диссертант приходит к такому заключению,что в начале XX века,когда партия "Гуммет" выдвигала на передний план классовую;а партия "Иттихад" - религиозную борьбу,именно мусаватисты выступали за национальное освобождение,требовали автономии для Азербайджана.^ Полностью подтверждают эту мыоль опубликованные в печати статьи лидера партии М.Э.Расулзаде и начальника Киевского отделения мусавата.послз Азербайджанской Демократической республики сперва на Украине,а затем в Турции,видного писателя Юсифа Везирова (Чеменземинли). .
Несмотря на реальные возможности,предоставленные Севральской революцией колониальным народам для избавления от гнета царизма, социалисты.руководпмые армянами во главе с Шаумяном,с провоцировали в марте 1918 года массовые погромы и. резню мирного азербайджанского населения.Эта трагедия,также как и многие другие исторические события,неверно проанализированные впоследствии в научной литературе,получила объективную оценку на страницах газеты "Азербайджан". Так, в статье М.Э.Расулзаде "Незабываемая трагедия" подчеркивался ярко выраженный национальный характер мартовских погромов? Справедливость оценки М.Э.Расулзаде подтверждают и другие материалы .опубликованные в газете "Азербайджан",а таете работа Р.Йсмаило-^ва,с объективной позиции освецавиая общественно-политическую низнь в Азербайджане в. 1918-20-е годы.^
Создание Бакинского совета народных комиссаров во главе с Шаумяном,руководившим мартовскими погромами,унесшими жизни тысяч невинных азербайджанцев,не выражало и не могло выражать национальных интересов и ожиданий азербайджанского народа.Бакинская комун-на.лишь в центральном-исполнительном комитете которой 'Находилось
I Гусейнов И.Д.Партия мусават в его прошлом и настоящем.-Тифлис,
192?,с.37 (на рус.кз.) 2Везиров С. Автономия Азеобайджана.-Баку,1918,с.5; Его к е. Дружба о
Англией.-Азербайджан,1919,10 ипля,!|ь221. .3 Азербайджан,1919,31^'марта,!* Ш.
4 Исмаилсв Р;'Лстооия Азербайджана.- Баку:изд-во Аз.СНК, 1923,с. 116.
более 40 армянских чиновников,очень скоро окончательно потеряла доверие народа и сломила, свои полномочия.Но борьба национально-демократических сил за создание свободного государства продолжалась.28 мая 1918 года в Тифлисе была провозглашена независимость Азербайджана.Азербайджанское правительство,сформированное в Гяндже,15 сентября после освобождения с помощью турецких войск Баку, переместилось в Баку.Эти и многие другие общественно-политические события этого сложного и противоречивого периода - приход турецкой армии,деятельность азербайджанского парламента,признание Азербайджана в международном масштабе,положение в'республике в период национального правления и т.д. ,налли свое всестороннее освещение в бесчисленных публикациях в газете "Азербайджан".Не случайно,во всех трудах последних лет.объекивно освещающих деятельность азербайджанского правительства, дела юте я ссылки на материалы газеты "Азербайджан".
• Период недолгой деятельности Азербайджанского национального правительства является периодом основательного развития,обновления в истории нашей культуры. Сообщения о культурной к из ни, о публикованные в одной лишь газете "Азербайджан",опровергают утверждения о том,что "мусаватский период (период Демократической Республики - A.A.) был периодом отставания".В большинстве этих материалов имеются подсчеты,показывающие уровень развития просвещения,науки, культуры,содержатся последовательные сообщения о мерах,принимаемых правительством для их дальнейшего расцвета.Особая забота о развитии национальной культуры служила утверждению идеи о том,что "Счастье нации зависит не от величия государствам от уровня и формы развития просвещения".^
' .'.Создание в Азербайджане первого высшего учебного заведения -университета,перевод в Казах татарского отделения Горийской семинарии,сыгравшей исключительную роль в воспитании национальной интеллигенции,направление, ста азербайджанских студентов в лучшие вузы Европы и Востока,открытие под руководством видного прогрессивного деятеля эпохи А.Шаика первой средней школы на родном языке, организация курсов по изучению азербайджанского языка,женской и. муиской гимназий,школ.вылускавпих офицеров,полицейских и жандармов и кногое другое - неопровержимые факты, показывагшие уровень
1 Касиб?.аде Н. Азербайджанская Демокоатическая республика.-Баку:
. Элм,1990;Валаев А. Азербайджанское национально-демократическое движение в I9I7-2C-6 гг.-^аку:?лм,1530 Сна рус.яз.).
2 Азербайджан,I9IS,9 апреля, № 153, •
развития просвещения в Азербайджане в 191В-20-Х годах.Все эти факты нашли сзое долдное освевение в газете "Азербайджан".
Отнюдь не случайна и характеризацкя Т91В-20-Х годов, как "периода действий" в развитии азербайджанская печати.До последнего времени этот эта л в развитии национальной печати не получил своей объективной оценки.В исследованиях о "закрытии демократических журналов"1 говорилось лишь для того,чтобы очернить этот период в истории Азербайджана. А между тем сам автор,выдвигающий это ут-верждение,указьшает.что "а этот период в Азербайджане издавалось более 90 газет на азербайджанском,русском и армянском языках,и лишь в одном Баку выходило более большевистских газет".^
Знакомство с печатью того периода показывает,что все партии и группировки,имевшие свою позицию в.общественно-политической жизни 1918-20-х годов,все движения,сумевшие собрать сторонников, имели право и возможность выступать в соответствующих органах печати. Борьба в печати осуществлялась в демократической форме. К этому периоду относится и издание первого сборника литературы и ис^сства - журнала "Овраги - нафиса".- . .
В реферируемой диссертации даются подробные,обстоятельные сведения об органе Национального правительства - газете "Азербайджан",освещается история ее издания, характеризуете я идейно-политическая платформа,выявляется роль в истории азербайджанской культуры.Даются сведения и о других газетах и журнал ах, выходивших в тот период под названием "Азербайджан". • '.
Говоря о театре этого периода,исследователи утверждали,что театр чуть ли "не развалился",^репертуар "засорился",театральное дело в целом переживало якобы кризис.
Ошибочность подобных утверждений как нельзя лучше подтверждают сообщения о театральных представлениях,систематически публиковавшиеся в рубрике "Театр и музыка" газеты "Азербайджан".
Исследование позволяет заключить,что в те годы,напротив, репертуар театра значительно обогатился за счет лучших произведений мировой литературы и азербайджанских классиков.Большой популярностью и успехом пользовались у зрителей постановка по произведениям "Отелло", "Король Лир" В. Шекспира, "Родина" Н Дама па, "Гаджи Кара" М.Ф.Ахундова,"Мертвецы" Дж.Мамедкулизаде,"Горе Фахред-
1 Лукьянова С.Вопросы литературы в русской периодической печати • Азербайджана .-Баку:Г- лм, 1976,с.Ч (на рус.'яэ.;.
2 Там же,с.7,9.
3 Джафаров Дк. Азербайджанский' театр.-Баку: Азериезр, 1974, с. 4С.
дина" К.Везирова,"Разоренное гнездо","Несчастный юноша" А.Ахвер-диеьа, "Цадир иах" Н.Нариманова, "Кузнец Кяве" ¡¡¡амседдин Самибека, а такие прекрасные образам азербайджанского оперного искусства -"Лейла и Медкнуни,"!!е та , так эта", "Ашг Гаркб", "Яенатвй холостяк" i' др.
Азербайджанское правительство, не признавало национальной ограниченности,уделило большое внимание развитию национальной культурна том числе и театра,классической драматургии,не допуская при этом никаких ущемлений в отношении к инонациональным авторам и инонациональным произведениям.
В этой же главе реферируемой диссертации даются обстоятельные сведения и об организации первого программного литературного облетна - "Яшл галем" ("Зеленое перо").На основе богатейшего материала,опубликованного в газете,делаются соответствующие выводы и заключения относительно организации и деятельности этого "научно-литературного общества". 26 августа 1919 года на учредительном- собрании общества был избран председателем видиый азербайджанский писатель и публицист Сеид Гусейн.Цель общества заключалась в содействии возвышению азербайджанского народа,в усилении новаторства азербайджанской литературы,в упрощении языка художественных произведений, в проведении тюркизации. "Яшыл галем" планировал осуществление конкретных мероприятий по развитию азербайджанской литературы и литературоведения. Своим названием (ишыл галем - зеле ное перо) это общество виражало надежду на возрождение,оживление как в сфере национальной независимости,так- и в области литературы. Недаром в это общество входили все демократически мыслящие пезты и писатели,приветствовавшие образование Азербайджанской Демократической ?еспублики,верившие в возможность коренного поворота в литературе,трудившиеся во имя расцвета национальной литературы. На собраниях общества рассматривались самые разные литературные вопросы.Так,было принято решение об исследовании и новом издании "Хопхопн&ые" !■!. А. Сабира, обсуждены художественные произведения ГУ-сейна Дкавида,А.Сгххата,Тофика викретаи др.^
С деятельностью этого общества тесно связана и организация первого национального музея в Азербайджане.Члены общества Гусейн-бек Мирза Дкамалов и Мухаммед Агаев учредили в Ба>у первый национальный музей под названием "йстиглал".-'
В целом организацию общества "Яяыл галек" следувть оценить как прогрессивный ваг в истории азербайджанской литературы.
В первой же гаэвз лиссср?пия«.ке основе многочисленных иа-
"I Азероаиджан,1У1*,<;у августа,
2 Азербайджан,1919,19 сентября,Я»27б.
3 Азербайджан,1919,20 ноября,№326.
териалм;,опубликованных в газете "Азербайджан",дастся сведения и об азербайджанско-турецких литературных связях,подчеркивается ■ усиление'в период незтвисимости тенденции к тюркизацик.исламиза-ции,модернизации,освещается деятельность организованного в Баку общества "Турецкий очаг",анализируются помещенные в различных номерах газеты стяхи турецких поэтов - Мухаммедадминбека, Арифа Ур-фана Гараосмана.Рашида Сурая бека.Фейзуллы Саджида,делаются соответствующие выводы и заключения.
Во второй главе диссертации - "Псэзея" - к исследованию при-, влечены опубликованные в газете "Азербайджан" за 1918-20-е годы поэтические образцы.рассмотрены различные подходы и отношения к поэзии.
Поэзия 1918-20-х годов,в том числе и опубликованные на страницах газеты "Азербайджан" поэтические произведения, явились результатом закономерного развития азербайджанской поэзии XX века.
В тот период в литературе вообще и в поэзии,в частности,была сильно выражена тенденция к воспеванию национальной независимости, идеалов свободного Азербайджана,тюркизации,исламивации,модернизации. Ясно, что произведения,вое певавзие как большевизм, так и национальную независимость Азербайджана, являются идеологической продукцией азербайджанского национального мышления и потому ни те,ни другие не должны оставаться вне исследовательского внимания.Однако, к сожалению,до сих пор во всех работах,посвященных литературе,, в,том числе и поэзии периода независимости,говорилось тслько о произведениях,госпевавзих идеи социалистической классовой борьбы,вследствие чего литературный процесс эпохи и однего из важных периодов в истории азербайджанской иит(ратури - периода независимости - бмл исследован налоловину.В реферируемой диссертации сделана,пожалуй, первая попытка создания целостной картины литературного, процесса исследуемого периода,наряду с анализом поэтических образцов .воспевавших национальную независимость и свободу Азербайджана, да на соответствующая оценка и произведениям Г.К.Саннлы, А.Гямгусара-и других певцов .;лассовой борьбы,видевиих спасение нации в торжестве большевистских идеалов,в единстве с Россией.
Основная часть поэтических образцов,воспевавших независимость Азербайджана,была опубликована на страницах газеты "Азербайджан*.. Исследование показывает,что лишь небольшую часть этих произведений ссстазппот стихи, посвященные ообвк и описанию женской красоты.Большинство - стихи,посвященные воспеванию любви
свободной Родине.Особенно сильно выражена эта особенность ь стихах видных поэтов эпохи - Мухаммеда Хади,Джафара Джабарлы, Ахмеда Джавада.Умксльсум Садыговой,турецких поэтов - ?ейзуллы Садяида, Мухаммеда Эмин бека.Арифа Урвана Гарассмана.В газете было опубликовано также значительное число стихов очень известных в те годы поэтов - Куршида,Али Шовги.Сеидзаде Бедри,Абдуррахмана Дай,воспевавших красоту,славное прошлое,прекрасное будущее Азербайджана.Пожалуй, в одних только критических статьях,опубликованных в газете "Азербайджан",не было той приподнятости,торжественности,ожидания большой радости, присущей всем остальным публикациям.
Один из выдающихся представителей азербайджанской литературы периода независимости - Ахмед Лжавад Ахувдзаде - чуть ранее,в 19Г году следующим образом выразил свое поэтическое кредо: . Я - крик правды с.траны раздираемой!
Подобное' поэтическое признание говорило о формировании нового направления в поэзии.
Воспевание идей независимости в поэзии,превращение этой темы в особое направление в то время,.когда народы вступили -в борьбу за определение своих суде(^,было вполне правомерно и естественно.Еная поэтесса Умкюльсум воспевала день национальной независимости -28 Мая,в стихотворениях "Матери солдата","Уйди,исчезни" поэтическим "языком выражала безграничную ненависть к тем,кто зарился на.ее любимую,родную землю. Ее ровесник,талантливый молодой поэт Али Сейф, обращаясь к соотечественникам.в стихотворении "Азербайдканцу"срав-нивал национальное государство с немеркнущей звездой на небосклоне а его алое знамя превозносил выше об лаков. Пламенная патетика, воете ценность,очарованность,искренность к чистота чувств,помыслов - вот наиболее характерные признаки поэзии периода независимости.В десят ках стихов,воспевавших национальный флаг свободного Азврбайджана, пропагандировались возвышенные чувства и идеалы.Национальный флаг зачастую сравнивался с традиционным образом возлюбленной в классической поэзия.
Стихи юяого Дж.Джабарлы "Любимцу" и "Азербайджанскому флагу", написанные на эту же тему стихотворения Али Сейфа,Давуда,Бедри Сеидзаде,А.Дяаннати, А.Даи и др. .опубликованные в газете "Азербайджан", наряду с новизной темы привлекают внимание такс поис-хз,'■;!■• соответствующей форш»,новых образов и символов.Но,к сожалент не все стихи,созданные в тот период, отличались высокой художест-1-^ннсотьг,глубиной содержания и совершенством формы.Среди подлинных о'Г'.зцсв поэтического искусства нкеп'сь и слабге.бледные,по-
средстве-шые стихи, которым в реферируемой диссертации дана соответствующая оценка.В советский период все эти произведения,как . сильные,так и слабые, были охарактеризованы как "националистические".Одного из наиболее выдающихся поэтов - Ахмеда Джавада окрестили "патентованным поэтом мусавата","бурнуазным поэтом",*"ойици-
р
альным придворньм поэтом мусавата", а написанные им стихи,» том . числе к сборник "Далга" ("Волна"),явившийся лучшим выражением его -любви к Родине .назвали "стихотворным сборником, сеющим семена на- . ционализма".3
Подобные тенденции были характерными для отношения к поэзии • 1918-20-х годов в целом,Но особенно ожесточенными были нападки критики на Ахмеда Джавада.что,конечно,не было случайным.В его поэзии была наиболее сильно выракена идея независимости Азербайджана. Все свое яркое поэтическое дарование,вдохновение,8есь' свой огромный талант посвятил Ахмед Джавад воспеванию свободы родной земли. В опубликованных на страницах газеты "Азербайджан" стихотворениях "Эгей, солдат", "Я не лею мечту..", "Брат", "Баку говорит,что... ", "Не приходи" и др., виракено отношение поэта «различным событиям,имевшим место в общественно-политической жизни,звучит призыв к защите национальной свободы,готовность пожертвовать ради нее всеми земными благами.
Плавность,ясность,поэтичность,простота и вместе с тем образ-' ность языка,искренность чувств,высокий пафос,глубокое содержание -основные качества стихов Ахмеда Джавада.Совершенно прав А.Мамедов в том,что:"Литературу периода Азербайджанской Демократической республики в целом характеризует тенденциозность,публицистический дух^ обусловленный требованиями времени",^ тот дух просматривается и в стихах Ахмеда Джавада,хотя у »его это как-то скрывалось за счет высокого мастерства.
Призыв к защите новой Республики,ее достижений и идей.был ярко выражен и в стихотворениях,опубликованных и в. других органах печати демократического направления. 1йк,в стихотворении "Скорбный гслос Родинь" А.Наик,обращаясь к Родине,клянется в любви к ней, призывает всех соотечественников беречь ее,как зеяицу ока .дать, ее-ля понадобится,достойный отпор врзгам и недоброжелателям.
Г "сбанзаде 5.Новы;'1 период азербайджанской литератури.-Баку, 1936, с.31,
2 Нагим А."збраяные произведения.-Раку:йзь*«м, 1579,с.Э08.
3 А:;егбайлуинч ка я ссветокак литесатура .-Блку: Уг.ариф,Т9Р8,с. б.
4 I:* кедов А. Л;*тератуса пориодг- АдР.— лдуз, 1990,'?.73. -
5 '.'стиггзл, "9Т9, 'I а'езсаля.Ч" Т..
- Тв -
Одним из наиболее часто публикуемых в газете "Азербайджан" авторов был виднейший представитель азербайджанской литературы XX века и периода независимости Мухаммед Хади.В стихах,составивших цикл "Нашим солдатам- добровольцам'^ он воспевал Родину и выражал готовность к самопожертвованию ради ее свободы . ^
Опубликованные в газете стихи поэта свидетельствуют о том,что его творчество- периода независимости осталось в стороне от объективного исследования.Во многих,созданных до сих пор работах,утвер-ндается,что М.Хади выступал против мусаватистоз.в некоторых же мусаватское правительство обвиняется в смерти поэта.^ А между тем тщательный анализ его стихов,опубликованных в газете "Азербайджан" свидетельствует об обратном.В стихотворении "Высший идеал" поэт приветствует создание в Азербайджане-национального правительства, а в стихотворении "Посвящение погибпим во имя свободы" оплакивает бессмертные души тех,кто пожертвован своей жизнью ради свободы Родины и погиб в мартовской трагедии 1918 года.Правда,1918-20-е годь не были еще периодом идеального общества,» которому стремился, поэт и которое он воспевал.Даже в этот период "...между обществом,в котором жив поэт й его запросами,мечтами лекала глубокая пропасть"? Но это не говорит о том.что М.Хади следует ставить ь один ряд с М.С.Ордубади и А.Гямгусаром и утверждать,что в своих произведени-" ях он выступал против мусаватистов. Опровергаете я подобная мысль хотя бы уже тем,что М.Хади был одним из поэтов,наиболее часто пуб ликуемых в органах печати Демократического правительства.
Особое значение имели опубликованные в газете поэтические образцы и в планеизучения азербайджанско-турецких литературных с . зей в период независимости.В отдельной рубрике под названием "Чув ства турка" были опубликованы десятки стихов турецких поэтов .Боль шинство этих стихов воспевали образование в Азербайджане националь ного государства,свободу,независимость,прочили республике светлое будущее.Характерным образцом может служить стихотворение " Для Л1 бимого Азербайджана" Ф.Сазида,с;н:сго. из наиболее часто публиууемь в Газете турецких поэтов.Недостаточно совершенные в художественнс отношении,эти стихи не отличались по общему духу и направленности от поэзии периода независимости,созданной азербайджанскими поэта> Главным их недостатком было тематическое однообразие,что ввилось
1 Азербайджан, 1919,22 апреля,К3 143.
2 Хакдан Л*.Азербайджанская литература XX века.-Баку:изд-вг АГУ, ' Тлл^задг'П.Критика и критики.-:?аку:йзычь-,Г9Р9,с.415.
следствием естественного,закономернего развития азербайджанской поэзии XX века,сфокусировавшей в себе новые веяния и политические тенденции.Тесная связь литературы с политикой предопределяла некоторое ослабление художественности,нивелирование мастерства,обуславливала снижение образности и упрощение яэнка поэтических образцов.Однако вместе с тем нельзя отрицать и такие качества,отличающие поэзию этого периода, как восторженность,убежденность,окрылен-ность.особенную романтику,эмоциональность,что опять-таки было обусловлено требованиями самой реальной жизни.
Исследование опубликованных в газете "Азербайджан" поэтических произведений, позволяет исправить неверные оценки,данные творчеству отдельных художников слова .опровергнуть ошибочные высказывания в их адрес,утверждать,что данный период в их творчестве был этапом вдохновенного,искреннего воспевания национально-освободительных идей и независимой,самостоятельной республики Азербайджан.
В третьей главе диссертации - "Литературная критика" - к исследовании привлечены литературно-критические статьи,опубликованные в газете "Азербайджан".
Объявление независимости Азербайджана оказало положительное и весьма заметное воздействие на разнитие национально-эстетической мысли.В этот период еще более, углубились проблемы,занимавшие 'литературную мысль в начале УХ века, в связи с чем появились классические образцы литературной критики.В эти поды были опубликованы и отдельные книги по теории литературы,в том числе "Уроки литературы" Гусейна Днавида и Абдуллы Иаига, "Национальное чтениг"('"!ил-ли гирает") А. Пзика и М.Махмудбекова, "Тюркский венок"("Тпрк челен-гк") А.Заика. Особое место загимали вопросы литературной критики и в деятельности литературного общества "Яеыл галем".
В изучении литературной критики периода независимости исключительную роль сыграча периодическая ппчать.в том числе и газета "Азербайджан".ибо,как и во все другие времена,и в этот период основная нагрузга по публикации и распространении образцов--литературной критики легла на периодическую печать. Примечательно,что создателям* литературней критики периода независимости были те лииа,._ которое подготовили,выдвинули идеи свободного Азербайджана или же били сторонниками этой идеи. Газета "Азербайджан" отобразила на сво-кх стп?чтчх очень ьапиуг ,оснсэнур часть крпгики 2:91Г>-2С-у годов. В газете часто яубш'орз.щсь.статьи и выступлении раэпоядеЯких тсроп - М.Г'.Расуг.?адс, Адчяхаиа Ъу.-¡¡дона,¡.'ухачаедп Хал?, Ахяздэ Л«?.» мла.Узелр.ч Гад* и бе кова, г, ой и/л Гусе^а.Дк.Дяабарлн.^сифа Гасичопз,
С.Агазаде и др. В их статьях нашло выражение отношение &т> ' аьторов к классикам азербавдкаиской и мировой литературы,к современному литературному процессу,вопросам художественного языка.
Исследование позволяет заключить,что проблемы .волновавшие литературную критику начала века,а именно:отношение к классическому наследию,мировой литературе,общественный долг и назначение литературы, ее связь с жизнью, развитие национального театра и драматургии, "старая" и "новая" литература, литературный язык и др. - были основными и для критики периода независимости.Для создания реальной картины литературной критики 1918-20-х годов, в реферируемой диссертации обосновывается мысль о необходимости изучения образцов, о публикованных на страницах газеты "Азербайджан"',на основе конкретных фактов,многочисленных критических образцов отвергаются утверждения.обвинявшие литературную критику периода независимости во враждебном отношении к национальной,русской и мировой литературе.
Одним из наиболее совершенных и характерных образцов критики периода независимости является работа видного литератора и авторитетного политического деятеля Адильхана Зиядхана "Исторические, литературные политические сведения об Азербайджане",опубликованная в 1919 году на русском и азербайджанском языках в газете "Азербайджан"-''и,одновременно, изданная в аиде отдельной книги.
Широкая эрудиция,хорошее знание древней и современной кул! туры Азербайджана,а также мировой истории и культуры,объективное и любовное отношение к виднейшим деятелям национальной литературы и их произведениям позволили автору создать полное,всестороннее и, самое главное,верное представление об истории,культуре и литературе Азербайджана. Несмотря на то,что он не был профессиональным кр1 тиком,его заключения созвучны не только с критической мыслью иери< да независимости,но и с мыслями и заключениями современной литературоведческой мусли.Недаром ото произведение оказало сильное воздействие на формирование исторической концепции литературы,впосле, ствии,уке в советский период,превратившееся в совершенную научную систему в произведениях ИДикмета,5.Кепрюлюзаде.Одновременно это произведение позволяет в корне опровергнуть мысль о том,что якобы з? пс-рксд ^екскратической' Респуояики -классическая литература отри-Ц: г,ас1 и отвергалась, Говоря о классической литературе,автор,не на
■ Азербайджан,1919г.,21 ■ марта, № 1^2,2,9,14 апреля,». Т1е,1?2,153 Сиз г.зерЗ.яг.); Азербайджан, 1919,23,2"\27 , 29 марта,!М?61,62,64, "ус. чг .
нося ущерба понятию единой азербайджанской лит ературы,уде лил внимание отдельный классикам,причем проанализировал их творчество в конкоетном территориально -зональном контексте и на фоне отдельных общественно-политических событий. Проанализировав творчество художников,живших и творивних в Гяндкинскон,Карабахском, Иеккнском, Иир-ванском.Борчалинском округах,он,таким образом,сумел охватить весь литературный процесс,дать общие сведения об азербайджанской культуре в целом.Произведение позволяет также опровергнут^ такую ошибочную мысль,что: "Буржуазные писатели,служившие мусавату и пропагандировавшие мистическую романтику,хоте ли остановить развитие реалистической азербайджанской литературы,имевшей большие заслуги в борьбе о буржуазной литературой".*
Автор книги с чувством большой гордости говорит о таких художниках-реалистах, как Низами Гянджеви.Мехсети Гянджеви.М, Л.Вагиф, А.Еакиханов,Мирза Фаталк Ахундов,Ч.А.Сабир^Мирза Дкалил.Абдуляа йз,-ик.Критерий отношения к художнику з этой книге,также как и в литературной критике периода независимости,определяется лишь его заслугами по служению родине,народу.В отношении автора к классическому наследию чет места классовому,идеологическому подходу.Эта черте характеризует литературную критику в целом.Во всех критических статьях-, опубликованных на страницах газеты "Азербайджан",ясно выражены забота и любовь по отношению к национальному классическому наследию.
- Часто выступавший в газете с критическими статьями,составив-' иими цикл "Наши учебники по чтению",Гсиф Гасымов считал основным недостатком учебников "Гпльзар" А.Заика и "Сборник литературы" Ф.Ага-заде то,что в них было отведено мало места азербайджанской классической литературе,ее представителям. ^ 5ти мысли критика,высказанные с особой требовательностью,может быть и не верны с педагогической точки зрения,но нельзя отрицать того,что их автор выдвигал на передний план вопрос о более серьезном изучении и пропаганды национальной литературы..
Литературная критика 1918-20-х годов отличалась от критики первых десятилетий эпохи езе и своим ярко выраженным национальным характером,однако,идейно? разногласие не приводило к тгздекцпосяому стнояеша'к видным постам эпохи.Та%в критических статьях Гусвйи Дкавид наяыззлая "известным поэтом Азербайджана",3 Мухаммед Хади. -
1»ЗСакдан Дя.История азербайджанской литературы XX века.-Баку; аз л-во
А17,1955,с.76. 2.Азербайджан, 1920,1 марта,» '43.
Пап лоэт Гусойн Дкавид, Азербайджан, 19x8,й 39.
представлялся "сдним из видных поэтов Кавказии",* Ахмед Джавад -"национальным поэтом'"-,Аббас Сиххат - "служителей нации и в материально«,« в моральном отношении. ^"В статьях Сейфа Г&еымова и Фар-хада Агазаде, опубликованных в газете в связи со смертью,жившего в конце XIX-середине XX века.Аббас Am Назира,выражено искреннее уважение к представителям национальной литературы. ** Большое внимание критической мысли по отношению даже к рядовым .представителям литературы »демонстрируют статьи-некрологи.опубликованные в газете по случаю смерти поэта-бакинца Али Кишана Пусейнзаде и мастера сатиры Мир зы- Самаидара.5
Спедуютя мысль видного исследователя истории азербайдкан-ской литературной критики К.Талыбзаде может быть в равной степени отнесена и к литературней критике периода независимости: "Демократ» ческая критика вела речь не только о видных поэтах эпохи,но даже и "второстепенных,третьестепенных поэтах эпохи,писавших "в новой мане рс",вдохновляла и воодушевляла их".6
В критических статьях и рецензиях высоко оценивались так качества литера туры,как связь с мечтами и чаяниями народа,с обществ но-политической атмосферой,особо выделялись образцы художественной литера туры,воспевающие новую жизнь, избавление Азербайджана от колониального гнета.Обращаясь к поэтам,писателям,М.Э.Расулзаде призыва; их "...изображать дела,воспевать возвышенные чаяния и мечты нации, прививать читателям-любовь к'Родине, народу .свободе".7 Этот призыв М.Э.Расулзадегопубликованный в газете "Азербайджан",был принят и нг шел свое выражение в литературе и,особенно,в поэзии исследуемого ni тпюда.Недаром видный деятель считал,что свобода и прогресс народа i гут быть достигнуты лишь посредством главных духовных богатей наро; печати и литературы.-
Г Азербайджан,1918,29 декабря №73."
2 Литературное исследование. "Волна".-Азербайджан,1919,11 ноября,№ 3
3 Хади М. Вечный закат Аббаса Сиххата.-Азербайджан, 1918,18 ноября,S'
4 Азербайджан, 1920,12,18 января,№ 10,14.
5 "Али Милан Гусейнзаде. -Азербайджан, 1920,П~января;№ 9;Мирза" Саман jap. -Азербайджан, 1920,12 февраля,№ 30.
í Талыбзаде Х.Кстория .азербайджанской литературной криткки.-Баку:Ма риф,198^,0.213. .
7 Азербайджан, 1919,18 сентября,8*272.
В реферируемой диссертации обстоятельно комментируется заключения литературной критики,связанные с проблемой новой литератур ры,разделяется мысль о том,что литература обязана,в первую сче-~ редь,отображать все новое,происходящее в жизни и судьбе народа, мыслить возвыпенными категориями,быть объективной в описании разных, порой противоположных общественно-политических настроений и событий.
На передний план в диссертации выдвигается и отношение литературной критики к новой литературе, к ее представителям,отмечается,что в статьях и рецензиях наряду с положительной оценкой прогрессивных, новаторских устремлений в творчестве молодых поэтов и писателей,их склонности к усиление фактора национального в литературе,умения верно и объективно изображать жизнь со всеми ее противоречиями, содержалась и критика имеющихся в их творчестве изъянов, недочетов, промахов .давались обоснованные и доброжелательные совзтн и пожелания.
Сссбое направление критики составляли и опубликованные в газете статьи о литературном процессе XX века - молодых поэтах и писателях.Характерны в этом стнсиении рецензии Сеида Гусейна на произведение "Взятие Мирны" Дж.Джабарш и. Ахмеда Ганди Гара Агазаде на хкигу "Волна" Ахмеда Джавада.1 ,
3 реферируемой диссертации отдельно «творится и о театральной критика, как одном из основных направлений критики 1916-20-х годов и критических с татгй,опубликованных в газете "Азербайджан",анализируются театральные рецензии Сеида ГусеПна.Дж.Джабпрян.Уз.Гаджи-баков а и других,выходивших в рубрике "Театр и музыка".
В этих статьях и рецензиях выражалось отношение их авторов к выбору гценпчесхих произведений,обогащения репертуара,оценивалась игра актеров,выражалось беспокойство за будущее сцены.Нэ остались в сторон» от исследования и такие проблемы,волновавшие лвгерзтур-нуп тактику того периода,гак завоевание Азербайджаном авторитета в международном масштабе, вопросы пропаганды национальной йужктури я многие другие.
"сс гсдованпе пообик литературной критики, ианедатх отобра««-.. пие в газете "Азербайджан",позволило создать определенное представление а цетм о ¡-ратина 1ЭТЯ-20-х годов.рясценчть се гак законс-*ерчыП это •• т",;питии зз?рй&Вд»&пскоа литературноя критик;- ХУ века .
1 Казн.* иг»'. "Ззатв» А1яр4н".- Азербайджан, 1?Г?, 14, Г7,10 августа. ««51,225,25*.
2 ¿трату п.юе иссяеяоьчкй» -"Рояпа".-Аэетйайтлэч,1919,11,13 ноября, №:}!<\321.
В "Заключении" даются выводы,исходящие иэ самой работы.
Диссертация завершается списком использоганной литературы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 Дипломатическая деятельность В.В.Чеменземинли.-Эдебийет ве инджесенет.1969,13 октября.
2 Шзабытые.-Злм, 1990,26 мая.
3 Любовь к Године.-Азербайджан, 1990,
4 Творчество Ахмед Джавада в 1918-20-е годы.-Материалы научной сессии,посвященной Азербайджанской Демократической'Рес-публике(история,общественно-политйческая, литературно-культурная жизнь).-Баку,1990,23-24 мая.
5 Сейзуяла Саджид.-Элм,1990,18 августа.
6 Поэт,убивающий смерть.-Ачыг сез,1990,№8.
7 Трагедия поэтессы Умкюльсум.-Рдлар юрду,1990,13 октября.
8 Публицистическая деятельность Фархада Агазаде.в газете "Азербайджан".-Материалы научной конференции аспирантов .
Академии наук Азербайджана,1990,24 октября.
9 Общество "Яаыя галем".- Эдебийет ве инджесенет, 1990,7 ноября.
10 Публицистическая деятельность. .Узеирбека в газете "Азербайджан".-Известия АН Азербайджана (сер. литературы, языка, искусства), 1991,№
11 Об одном произведении Джейхунбека.-Э лм, 1991,5 января (сов-
12 Незаглушаемый голос.-Азербайджан,1991,27 февраля.
13 Новое исследование литературы.-Ачыг сез,1991,7 марта.
14 Мухаммед Хади и Азербайджанская Демократическая Республи-ка.-Элм,1991,30 августа.
местно с М.Теймуровым).