автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Первобытная керамика как художественно-эстетический феномен

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Машукова, Татьяна Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Первобытная керамика как художественно-эстетический феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Первобытная керамика как художественно-эстетический феномен"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСЗСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ. ПКОЛЫ

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУД02ЕСТВЕКНС-ПРСШШЛЕНН0Е УЧИЛИЩЕ (б. Строгановское)

на правах рукописи УДК - 7.031.1

Мшзукова Татьяна Константиновна

ПЕРЕОШТНАЯ КЕРАМИКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (сосуды Южной Сибири эпохи бронзы)

17.00.05 - декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

МОСКВА

. Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художестаенно-промаденаом учйляце' (б.Строгановское).

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация .

доктор искусствоведения, профессор Теяьтевскдй П.А.

Борев Ю.Б. - доктор филологических наук

:Черяай И.Л.- - кандидат искусствоведения

Львовский государственный институт прикладного и _ декоратг люго искусства

Защита состоится п?{" 1991 г. Ъ 12.00

па заседании специализированного совета К 064.10.01 при - Моокоаском высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановское) по адресу: 125080, Москва, Волоколаьюксю шооое.9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ШШУ.

Прооим принять участие в защите я направить отзыв в 2-х экземплярах-по указанному адресу.

Автореферат разосдан '^У" и^ЛШ 1991 г.

•Ученый секретарь специализированного совета

А.Н.Черепахина

Актуальность духовного освоения я эстетической интерпре-культурных памятников не вызывает сомнения. Керамический сосуд - не только произведение древнейиего из ремесел, но и многомерный символ синкретичного мифологического сознания. Он в равной мере содеряит материальное и духовное, эФноисто-ричеекое и общечеловеческое, является своеобразным выражением -иргонзчесвой целостности человека, культуру, космоса.

Псгяаго акадаьпгаеского интереса, исследование предметов доисторических ремесел имеет худогественно-практическое значение. Изучение структурных образных основ искусства того периода кнзни человечества, который принято называть "бессознательно худонаственным" и который дал импульс рождению всех искусств, может быть продуктивным в понимании и развитии современного художественного творчества.

Выбор материала (керамика) в качестве основного среди свойств, определяющих объект и предает исследования, связан с том, что в первобытной древности природные свойства материала игзяа большее значение в формировании образа предмета, чей этяегготораческт его черты.

В искусствознании существует ряд работ, посвященных ис-торш, типологии и технологии керзшки. К их числу относятся обобп^пцйэ труда Х.Злзтчера, Е.Чарлистона, К.Пиколпасси, Л .Богара, представляющие, главным образом, евразийскую пссле-средаеззковуп керамику, достаточно развитую африканскую и ла-тяноаггеряаанскую. Наиболее древние образцы, входяще в круг интересов археологов и историков, хотя и бнли представлены в отечественной искусствознании в исследованиях Б.А. Рыбакова, В.С .Воронова, А.В.Салтыкова и некоторых других авторов в раз-

деле ремесел и в связи с проблемами народного искусства, однако отдельному искусствоведческому анализу не подвергались (исключение составляют краткие по содержанию издания В .А. Горохова и Н.Бортвкна).

ЦЕЛЬ настоящего исследования - определенно образной специфики и художественно-эстетической ценности доисторической керамики; репрезентация и оценка неисследованных в эстетическом и искусствоведческом плане экспонатов.

ЗАДЬЧИ работы: анализ структуры и содерзшшя худойэс®-венных образов архаической керешши; характеристика ковкрэт-ной формы, которую находят специфические образннз свойстга в шкосибирских сосудах; определение места исследуемой шщусии-скоЯ керамики среди аналогичных образцов из синхронных и сан* стадиальных кулыур; определение художественно-эстетического значения первобытной керамики (и в частности юшосибирских сосудов) в связи с проблемами современного искусства и в категории "непреходящее".

ПРЕДАЕТ исследования - первобытная керамика как яудожзс-твенно-эстетический феномен.

ОБЪЕКТ исследования - ганоскбирские керамические cocyßi эпохи бронзы.

ГРАНИЦЫ исследования помимо выбора материала (карашаса) очерчены хронологическими рамками: в диссертации рассматриваются сосуды, относящиеся к афанасьевской, окуневсвоЗ и ан-дроновской историческим кулмураы, существовавшим в III - середине II тыс. до н.э. Региональные границы, определяема общим ареалом распространения названных этноисторических образований, очерчивают территориэ 13ш:усиисЕ0й ккзиенкоста в сред-

нем течении Енисея на юге Сибири.

ИСТОЧНИКИ исследования - материалы сибирских коллекций, относящиеся к эпохе бронзы, из музеев Ленинграда (Гос. эрмитаж, Музей антропологии и этнографии АН СССР), краеведческих музеев городов Сибири - Минусинска, Абакана, Красноярска. В работе учтены сведения о более чем ста археологических памятниках, использованы сведения из работ по философии, эстетике, истории мировой культура, микологии, социологии, психологии, этнографии, фольклористике, теории изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. К их числу относятся научные труды А.А.Потебни, Н.Гартиана, М.М.Бахтина, К.Юн-га; исследования Л.Леви-Брвля, Н.Леви-Сгросса, ЕЛ.Мелетинс-кого, А.Ф.Лосева, И.М.Дьякова, В.Н.Топорова, Б.Ф.Поршнава, А.Д.Столяра, Л.С.Выготского, Л.С.Салямона; исторические исследования С.В.Киселева, М.П.Грязнова, Л.Р.Кызласова, М.Ф.Косарева, Г.А.Макскменкова, Э.Б.Вадецкой, Е.Е.Кузьминой; работа А.А.Михайловой, Б.М.Бернштвйна, Н.А.Ястребовой, Л.И.Акиыо-вой, Н.Я.Брагинской, К.А.Макарова, Г.Рида, Г.К.Вагнера и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Предложенная диссертация является первой попыткой системного эстетико-искусствоведческого исследования древнейшей пжносибирской керамики в ценностном аспекте и в связи с ее образной природой.

МЕТОДИКА и СТРУКТУРА диссертации. Работа включает исто-рико-логмческое исследование (1 и 111 главы) и, по принципу дополнительности, структурный анализ (II глава). В качестве наиболее oöcptx правил в основу исследования положены законы всеобщей связи и развития, применены элементы системного подхода.

Соответственно трем (условным) этапам существования образа: образ-замысел, образ-произведение и образ-восприятие главы диссертации посвящены: художественно-образному мышлению древних (гносеологический анализ) - I глава, первобытной керамике в качестве художественного произведения (онтологическое объективированное исследование) - II глава, художественно-эстетическому значению доисторической керамики в системе современного восприятия (аксиологический анализ) - III глава.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Элементы исследования (как формальные образные структуры, так и содержательное наследие синкретичного доцивилизованного искусства) могут включаться в концептуальные творческие решения и применяться в разработке программ и методической литературы для музеев, учебных художественных учредцений.

АПРОБАЦИЯ материалов диссертации осуществлялась на научных конференциях, в публикациях (список приводится в конце автореферата), в авторских творческих работах, участвовавших в отечественных и зарубежных выставках.

ОБЪЕМ работы: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, таблиц с иллюстративным материалом (360 рисунков w фотографий), списка литературы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ. Обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его границы и методика, кратко охарактеризованы использованные источники, обоснованы научная новизна и практическая значимость работы.

ОБРАЗНАЯ СПЕЦИФИКА ПЕТВОШТНОЙ КЕРАМЖИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ АРХАИЧЕСКИХ ФОМ МЫШЛЕНИЯ И ЭТНОИСТОИМЕСКОЙ СИТУАЦИИ

I. Бессознательно-художественное мышление древних -основа образного своеобразия доисторической керамики.'

В отличие от преобладающего в современном мире левопо-лушаркого логического мышления ( схематично представимого в виде непрерывной цепи умозаключений), в древности преимущественным было правополушарное, образное, иконическое мышление. Его процессы, связанные со способностью к абстракции отождествления, благодаря которой возникает полисемия (многозначность) , и подчиненные законам дапластии (неделимой противоречивой двойственности), можно представить в виде параллельных ассоциативных рядов. Подобное целостное диалектическое мышление ярко выражено не только в ми|юлогизме, но и в художественном творчестве.

Первоначальный мыслимый идеальный образ имеет, вероятно, пластический характер. Наиболее адекватное воплощение он получает в изобразительном искусстве, а еще полнее в древних ремеслах, как синкретичных формах искусства пространственного. Образы, близкие к архетипическим, труднопереводимы на логический вербальный язык и лишь отчасти доступны языку мифа (и поэзии).

Ассоциативность искусства и мифа возникает как результат невозможности передать силу и сложность чувств словесно или изобразительно логическими абстрактными средствами и обусловливает символизм - основу выразит«льиости образов.

Многозначность, квазилогизм мифологических образов, свя-

затея со способностью древних лццэй к абстракции отоздеств-яейЕя (часта и цолот-о,' человека и его идаки, прздаэта и его. сгойста, различных -продавцов по одноцу свойству и т.п.), на- , года? а&лсгия как в многозначности образов искусств в целок, так и в Еесоотзотстакис, характеризующие дэкоративно-прикладт иое Ескусстао: прогкзорзчшас места, вроыони, одкнсгва действие и каетваба.

Вместо о теи, абстракции отождествления, символизм в образная строе пластически выражаются в декорапзности прадае-тов.

из признаков диалектической двойственности образа ¿3££зтом *о, ч?о си одновременно многозначен, противоречив к - целостен, Если многозначность" и противоречивость в структуре обреза связаны с символизмом,.декоративностью, то цельность -с г&рцдаяей.

Ирсвабрехаике принципом подобия и формальной логикой у дровнзх - ка простая неспособность к логическим абстрактным обоб^згаки - ш^ячесха образы обладает своей лолэдой, согласно -которой искусство (или ьязф) - ну изображение впезякх явлений ьыра, а знак сеязи этих явлений с самш человеком. В а*ои значении предает рзмзеел, как и любые элементы древних культур, отмечены своеобразным первобытным гуманизмом.

Субъективное, креативное первобытное мышление проявилось в изначальной синкретичной неотделимости человека от природа к этноса (в космологизме и эпичности), целостности образов архаического искусства. Субъективизм,- но уха индивидуальный, а на этнический, связанный с креативкоегю тве^взо* тва, определяет и целостность образов современного искусства.

Ценностно 'ориентированное мышление древних нашло выражение в антропоцентризме их искусства, проявившемся и непосредственно в образах человека, и во внутренней соотнесенности предметов с его пропорциями, характером симметрии человеческого тала, с представлениями человека о порядке, с ргеыом его лизни, подчиненным власти земли и космоса, цикличностью общинно-семейного воспроизводства. Но приведенные свойства продмагов древних ремесел и, в частности, керамических сосудов -(закономерные) пропорции, симметрия и ритм - не что иное, как структурные составляющие и формы проявления гармонии. Таяш образом, субъективизм, целостность в сознании древних наиболее полно выразились в "протогармонии" предаетов их ремесел.

Образная обпрость мкфологизма с искусством, которая поз" воляет назвать мышление древних "худогественно-образным", обнаруживается еще явственнее в сравнении с искусством декора-"тивно-прикладным, по природе выразительным (и изобразительным) , символичным и креативным.

-В связи с приведенными соображениями сопоставление в образном строе архаического и художественного мышления позволяет лучше понять образную специфику объекта исследования,, вы-■ яскить природу символизма и гармонии древней керамики, обосновать ее художественно-эстетическую.ценность» ^

2. Первобытная керамика Югной Сибири в природо-кульзур-• ной среде. ,

Керамика представлена в работе как элемент* едяной эко- -культурной системы. Черты' своеобразия доисторической керамики Сотой Сибири определяется природно-географичвсшага п хо-. ' зяйстзенными особенностями региона. Богатство рудами мэтал-

лов, наряду с другими обстоятельствами, предопределило большой приток народов в енисейские степи, что при значительной удаленности от .центров цивилизации явилось условием накопления культурного генофовда, формирования этнокультурной самобытности.

В связи с культом камня (со времен палеолита), а позднее - с достижениями в художественной обработке металла в Юаной Сибири сформировался технический и образно-эстетический опыт пластического мышления. Изоморфизм керамического сосуда космосу, социуму, человеку, с одной стороны, и пластическая природа глины, нарезной рельефный декор (без росписи), ручное «Парализованное производство - с другой, сформировали скульптурность доисторического сосуда.

"Исследуемая керамика относится к первобытной древности, I которой-наиболее значимыми были ценности, связанные не с гультурой, а с природой (внутренней и внешней) человека и к взноса. К числу самых общих архетипическюс и природных ее форы относятся: яйцевидная, пространственная спираль (или ффриа улитки), круг, квадрат, куб, треугольник,- трехчастность композиции, осевая симметрия. Приведенные структуры соответствуют представлениям о замкнутости пространства и цикличности времени, их адекватное вербальное выражение - космогонические и космологические мифы, характерные для самых ранних этапов развития цивилизаций..

Форма афанасьевского сосуда напоминает яйцо. Космогоническое значение яйца (в качестве начала и источника жизни) и космологическое (как модель устройства космоса) - широко распространенные мифологические сюжеты, объединенные общим архе-

типкческкм начален.

Сакральнссть сосуда - емкости для пищи (средства поддор- • яим жизни), изоморфичного женщине (источнику и хранительшг-цз особен:но ярко проявляется в его погребальном кагка-

"3.-5 Енестнл1г.':а дут^и покойного.

Приведенные семаи-.-лческие прочтения юшосибирских сосудов подтверидаятся,. наряду с устными преданиями, аналогичны-?п! формами других слеиентов культура. Примером могут служить хамезяглэ исшагай на Енисее в виде яйца, иногда имеющие черта человеческого лица, головы, в которой по преданьям хранится душа.

Зертикалыая трзхчастность расположения орнамэгта на простой нерасчлененной форме афанасьевского сосуда мо~зт клеть символическое значение, соответствующее прздзтазлгг-пю древшк о трехмерности космоса. Подгверядениеа подобаю: кос-кологкческах'представлений мозяо считать вертикальную трок-тлгшэзть менгиров Минусинской низметгооти, трзхчастность форл а орЕгагентацпя ондрсногского горшка (ритуально сфорц-лезггуа и градационную).

Горизонтальная четырехчастность, представление о бинарных оппозициях сторон света проявились в четырехугольноетн погребальных окуневских сооружений и близь>й к кубической форме некоторых окуневских сосудов, квадратных в плане анд-роповских ям для обжига керамики и квадратности устьев-неко-горых андроновских енисейских горшков.

Космологическая символика сосуда дополняется рисунком мирового древа и мировой гор! на афанасьевской керамике, шахматным космическим орнаментом на афанасьевском, окунавс-

ких и андроновском сосудах.

Диалектизм мышления и представлений древних этносов Юг~ ной Сибири находит выражение в спиральной мотиве орнаментации афанасьевских и окуневсних горшков как метафоре непрерывного циклического времени, вихревого движения душ, витального порыва.

Традиционность первобытной керамики - ее родовая черта, основанная на структурной организации образов и выраженная в преемственности художественно-технических приемов, в глубоких семантических связях с древнейшими мифологическими представлениями. В то же время, являясь предметом производства и сферой жизни женщины, керамический сосуд несет на себе ее черты, среди которых главные - консерватизм и устойчивость.

Своеобразие южносибирской керамики, связанное с этнокультурными традициями, в эпоху бронзы выражено слабо. В образной характеристике преобладает общее, обусловленное природой космоса и человека.

ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕМ КЕРАМИКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ (по культурам)

Онтологический анализ - исследование бытия художественного произведения. Художественное произведение не тождественно художественному образу, оно - всего лишь этап существования образа, промежуточный между двумя идеальными этапами (образом-замыслом и образом-восприятием), уравновешивающий духовное и материальное. Разделы главы соответствуют внешней, внутренней формам и содержанию в образной структуре, диалектически взаимосвязанным и взаимопревращаемым.

В связи с формальным анализом предложена типология ис-

следуемых сосудов. Формосодержательные характеристики даются в сравнении с аналогичными особенностями керамики из сопредельных синхронных и синстадиальных культур.

1. Технико-технологическая основа формообразования и декодирования дровней минусинской кеточтши.

Функции вещи, назначение, конструкция, физический мате-, риал, техника изготовления, находящиеся в неразрывном единстве с символическим значением, рассматриваются в работе как материал и исходный импульс художественного образа. Из единства пластической идеи и практического назначения возникает форма сосуда.

Афанасьевскую керамику изготавливали техникой кольцевого налепа, окуневскую - спирально-ггутовым способом, андро-новскую - из трех кольцевых лент, соответствующих прсфило горкка. Зональное расположение орнамента ка афанасьевском сосуде, трехчастное - на андроновском, спиральный рисунок на окуневском горшке подтверждают сакральную и ритуальную значимость технологического процесса, воплощенного во внешнем образе-сосуда.

Пластические возможности глнкы - легко приобретать любую форму - от грубой лаконичной и монументальной до изяв^о и тонко профилированной - достаточно полно отражают уровень эстетических представлений, характер мировоззрения, образ жизни и способ мышления древних. На мягкой податливой глине легко сделать простой мелкий повторяющийся орнамент из насечек, прорезей, вдавлений, похожий на фактуру и облегчавший обжиг толстостенного афанасьевского или окуневского сосуда, придававший ему. дополнительное магическое значение. На ая-

дроновской керамике, отличающейся тонкостью черепка, утрачивается утилитарная целесообразность орнаментации, но усиливается ее символическая роль.

2. Композиционно-конструктивный анализ декора и фотзяы древней керамики Южной Сибири.

Внутренней форыэ в декоративно-прикладном искусстве соответствует гармония, структурными составляющими которой являются симметрия, пропорции, ритм. Все рассматриваемые сосуда подчинены определенным законам формообразования, среди котрых общий и главный - осевая симметрия. Для каждого типа сосудов характерны пропорциональные закономерности; расположение орнамента ка форме тоже регламентировано, в том числе и ритмом. На афанасьевской и окуневской керамике преобладающий тш декора - повторяю • ¡йся орнамент из простейших элементов; андроновские церемониальные горшки имеют сюжетный геометрический рисунок, замечательный по сложности выполнения н точности распределения на форые.

Каждый тип керамических сосудов, выработанный определенным набором инструментов, технических приемов изготовления и декорирования, обусловленный назначением, ритуальностью применения, мифологическим содержанием, представляет собой законченный декоративный и гармонический образ.

3. Формосодержательное своеобразие в типах минусинской керамики.

Материал (глина) в качестве физического вещества, преобразованный в целесообразный и наполненный смыслом, - с одной стороны, и преображенные формы действительности, новые по отношению к объективному миру, - с другой, создают целост-

ный образ сосуда, что позволяет рассматривать его кав художественное произведение в формо-содергательнон аспекте.

Существование в близких и синстадиальных культурах аналогичных форм со сходным содержанием подтверждав? правильность трактовок, позволяет расширить семантическое поле образов исследуемой керамики.

Афанасьевские сосуда: имеют аналогии в керамика яннсЯ и катакскбной культур Восточной Европы, окунэвепая керамика близка саыусьской (западнее Минусинской низменности), андро-новсная - керамике из срубной восточноевропейской культуры. Существует черты сходства и с сосудами еще болаэ .удаленных районов.

Символика сосуда как емкости, культ геилн, года и огня, соединенные в керашгке, уникальные значимые фора и декор создавали широкое полз образных ассоциаций, связаны:: с керамическим сосудом, придавали ому сакральное значение.

Сосуд в форме яйца сочетает в себе болызуга символическую выразительность и, одновременно, свойства оптимальной ем-' кости для приготовления и хранения пкци. С точки зрения эстетики характер симметрии, пропорции этой обтекаемой форга представляются наиболее совершенными в пряродо. Вероятно, поэтому так широко распространены во всем мире керамические яйцевидные сосуды. Со временем формы сосудов услогнялись, ко яйцо очень часто оставалось основной часть» фоткы, как, например, у монументальной дипилонской вазы.

Если афанасьевский сосуд, лаконичный-, монументальный и цельный, сопряжен, прежде всего, с пдоей ровдэнкя, космоса, то окуневская банка со спиральным динамическим оркамэнтоа

вызывает опущение движения, разомкнутого пространства, цикличности времени, бесконечности мира. Андроновский гориок по-роздает идеи космического порядка, гармонии, замкнутости; он подобен космосу и в то же время изоморфен,женщине - упругая пластичность, строгая завершенность и пропорциональность формы, нарядность геометрического орнамента, напоминающего рисунок одевды, наводят на подобное сравнение.

Формы горшка и банки, характерные для андроновской и окуневской керамики, тоже пкроко распространены, имеют аналогии с керамикой Восточной и Западной Европы и, вероятно, представляют собой оптимальные емкости в условиях жизни оседлых племен.

Широта и условность тем, связанных с эстетикой предае-тов декоративно-прикладного искусства, символизмом архаического мышления, явились причиной условности, абстрактности повсеместно распространенного своеобразного протостиля - геометрического орнамента.

Сравнив вида керамических сосудоъ культур Южной Сибири между собой и эти же виды керамики с аналогичными из культур сопредельных и синхронных, нельзя не заметить, что во втором случае сходство по большинству параметров выражено ярче.

Общность исследуемой южносибирской керамики с керамикой всего древнего мира связана с тем, что в ней отразились особенности первобытного мышления, близость микологических сюжетов, характера применения сосудов, примерно одинаковые условия труда и свойства материала.

Высокая степень условности, символизм наиболее полно проявляются в предметах, имеющих особое сакральное значение,

таких как погребальные сосуды. Круг ассоциаций, связанных с предает ом, участвующим в погребальной церемонии, включает мысли о жизни и смерти, о цикличности жизненных процессов, о взаимоотношении человека и природа, о месте человека в космосе, о происхождении.и устройстве самого космоса. Бытовые (преимущественно) сосуды хуже отделаны и беднее орнаментированы, чем ритуальные, но их формы аналогичны ритуальным.

Однако в древнейших образцам керамики скотоводческого мира, отличающихся пластическим характером образов, семантическая значимость, складывающаяся из взаимоотношения декора и фориы, в большей степени определяется формой. Поэтому не только церемониальные, а все первобытные сосуда, в том числе наиболее древние, простые и грубые, обладают сакральным и эстетическим значением, их роль и содержание далеко не исчерпываются утилитарностью.

ДОИСТОРИЧЕСКАЯ КЕРАМИКА. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В качестве критериев оценок в системе восприятия древней керамики используются такие категории и понятия, как "символизм", "целостность", "гармония", "декоративность". I. Непреходящее значение первобытной керамики.

■Приняв за точку отсчета в анализе предметов древности не утилитарность, а художественно-образную специфику, мы убедились, что их выразительное содержание и художественно-ясте-тическая ценность выходят далеко за рамки практически целесообразного. Не вызывает сомнения, что первобытная керамика имеет коммуникативное и информационное зкачекия, может выполнять компенсаторную .и суггестивную роль.

Однако наиболее существенным является вопрос наличия-в

древней керамике собственно эстетического элемента, той высшей "незаинтересованной" форш прекрасного, которую И.Кант обозначил как "бескорыстное".

Анализ восприятия первобытных сосудов показывает, что' гармония хогя и опссрод/етск в произведении семантическим, практический и другим значениями, сама по себе является выражением целесообразности высшего, незаинтересованного порядка, доставляет удовольствие без понятия,, несет в себе черты общечеловеческого и непреходящего.

Явление или предает получает специфическую оценку п качестве гармоничного в зависимости от коллективных эстетических установок. Вероятно, с этаз связано открытие все новых качеств в синкретичном архаическом искусстве - кавдая впоха наделяет их сво'.аш ценностными представлениями.

Современный .уровень эстетических познаний не предполагает ни отссвдествления прекрасного с материально-практическим или с нравственным, религиозным, ни противопоставления им. Природа эстетического отлична от всех перечисленных свойств художественного произведения тем, что его сферой является эмоциональное и бессознательное.

"Художественное" и "эстетическое" не могут противопоставляться всем прочим свойствам искусства еще и потому, что они не являются отдельными качествами, существующими наряду с другими, а представляют собой сложную целостную систему вместе с внечстетическиы содержанием образов.

Поскольку эмоциональное выделено в качестве определяющего художественно-эстетическую природу, а следовательно, и ценность искусства,'правомерно выяснить: каково, насколько

велико и с чем связано эмоциональное воздействие первобытной -"керамики несовременного человека.

Мощная экспрессия, эмоциональность архаического искусства связаны с символизмом. Число семантических значений, круг ассоциаций символического образа бесконечны, они зависят от культурного уровня воспринимающего. Недосказанность образа ("пои -fini+o.") побуждает зрителя проявить сочувствие, сотворчество, прибегнуть к личному чувственному опыту. При этом затрагиваются глубинные слои человеческой психики. ,

В символизме образов первобытной керамики нашла выражение не только полисемия (многозначность), но и дипластйя ( противоречивое двуединство в мышлении), участвующая в фор- ' мировании декоративности сосуда. Дипластня проявляется во внутреннем напряжении, возникающем в единстве противополоз- -ностей: свойств материала (мягкой глины) и пространственной композиции (жесткой конструкции)', функций (утилитарного применения) и семантики (космического значения). Дипластическое единстве существует и в виде контрастов внешней формы: широкого устья и маленького дна, квадратного устья и круглого дна андроновского горшка, монументальной формы и мелкого рисунка афанасьевского сосуда, прямого верхнего среза онуйевс-кой банки и косого расположения орнамента на ней.

При восприятии искусства возникает замечательный эффект острого эстетического удовольствйя от разрешения противоречий, чаще всего формы и содержания, названный Л.С .Выготским катарсисом (очищением). Возможно, аналогичное чувство вызывает дипластия предмета и, в частности, форта архаического горшка. Эстетическое удовлетворение возникает от фиксации,

(

». г ■

решения некоего внутреннего неоформленного противоречия, приобретающего таким образом форму, эффект "очищения" рождается из противоречия простой, грубой, лаконичной формы к -глубокого, многомерного символического содержания. Подобным образом, взаимодействуя с совремзшой средой и вступая в. противоречие о ней, доисторический сосуд может быть декоративен к ней как метафора древнего мира.

Таким образом, дкпластия, дающая вффект "очищения", при восприятии архаического сосуда может воздействовать и на уро-~внв отношения форма - содержание, и во внутренней и внешней формах. Однако эмоциональное воздействие оказывает и содержание образов древней керамики.

Согласно психологической теории "установки" суггестия художественного произведения осуществляется через воздействие на психическую установку воспринимающего. Некоторое несоответствие, расхождение с предполагаемым, трудноуловимая неправильность, сбой ритма, витальный сдвиг возбуждают психическую реакцию, задерживают внимание на произведении искусства, заставляют снова и снова вернуться к нему визуально или мысленно.

В первобытной древности создание керамического сосуда было связано с культовыми отправлениями, сопровождалось действиями, окрашенными сильнейшими религиозными чувствами,' экстатическими состояниями.. Вероятно, эмоциональное напряжение - при изготовлении сосуда,придавало ему некую неправильность, ощущаемую воспринимающим, создающую ауру предмета.

~ • Архаический сосуд - не только реплика древнего мйра, он - выражение предчувствуемого,- трудноуловимого бессознатель-

ного, общечеловеческого, архетипов. Возможно, псэтску какбо-лее древние предмета у всех народов ктгра. сходна фор-

121, и по этой га прачгаю. у любого человека, доез т погггг^г-щзго архаических знаков, первобытный глянякиЯ горгж юзнва-ет эмоциональный о таг: ж. '

Приведенный анализ образной специфики архаической керамики уже в системе восприятия, дополняя прздпгестеугсрэ шзо-ды, позволяет представить образную структуру з еядз" с.-г-л::

образпсо ккашеизз

(I глава)

О

U

соянагае (и вп^знкй цир)

А

о

бессознательное (коллективное и личное)

О

архетипы

О

обтазы m!s$gb и искусств (содержание)

ТЬ ■ )НИЯ Л СИМВОЛИЗМ

(внутренняя фор.га)

О

ä всгпггтт::.' ! (III vzzzn)

художественное произведение ( (II глава)

декоративность (внешняя форма)..

Система художественного образа представлена в виде иерархии, где каждый предыдущий' элемент является содержанием по отношению к последующему, а тот, в свою очередь, -формой по отношению к предыдущему. Содержанием I и III глаз диссертации служит исследование вышеназванных иерархических

связей. Во II .главе рассматриваются сами структуры художественного'обраса (содержание, внутренняя и внешняя формы) в системе внутренних связей, определяющих их.

2.Архаическая керамика в контексте общекулмурных проблем современности.

В практике и теории пространствннных искусств актуальными сегодня становятся ценности, связанные с выразительным началом - символизмом и креативностью, моментами иррационального и бессознательного. Постепенная утрата значения религий и ми$ов долает искусство основной формой выражения бессознательного. Не случайно "язык" искусства подобен "языку" мифа, а знаки культуры, которыми являются произведения искусства, становятся все Солее символичными, наполненными идеальным, ментальным. В связи с этим древняя керамика приобретает новое звучание - она получает значение не только эстетического, но и художественного феномена. Кроме того, заслуживает внимания опыт взаимодействия древних людей с природой как свободное владение природными материалами и в качестве символического выражения духовной связи человека и космоса.

Образы первобытной керамики, эстетический опыт, заключенный в них, могут обогатить современную культуру и профессиональную художественную практику.

вывода И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. ;<удожественно-эстетическое значение архаического искусства связано с тем, что первобытное мышление художественно и гуманистично по форме. Ремесла органичны древнему миру благодаря образному соответствии: ш одинаково присуща кроа-

тивность, пластическому мыслимому образу соответствует ико-ническое выражение, символизм проявляется в декоративности, целостность - в гармонии. Поэтому бронзовый век (отмеченный рождением архитектуры) в истории мировой культуры наиболее полно воплотился в ремеслах и связан с их расцветом.

2. В образах первобытных сосудов из керамики изображены не предметы и явления, а целые представления и, прежде всего, древнейшие мифологемы о происхождении и устройстве космоса.

3. Образы древней керамики Южной Сибири имеют пластический характер: сосуда, лепили руками, декор делали рельефный, скульптурно-графический, без росписи. Перечисленные свойства объединяют все типы южносибирских сосудов между собой и с аналогичными типами керамики из синхронных и синста-диальных культур Евразии. Во втором случае сходство по форме и орнаментации представляется более полным.

4. Характерная черта декоре рассматриваемой керамики -геометрический орнамент, своеобразный протостиль, соответствующий символизму в первобытном мышлении, ставший началом всего абстрактного искусства. Он явился реакцией, ответом на невозможность выразить в миметических формах сложные мыслимые сакральные образы.

5. Чем более древни культуры, тем большее сходство обнаруживают ;они в керамике. Первобытный сосуд - не только символ древнего мира, он - знак духовной связи,, гармонии человека с природой, символическое воплощение психической жизни человека в образах природы, косаоса; он - материализация древних, самых простых и обпдах для всех людей мифологем, предчув-

ствуемого, общечеловеческого бессознательного. Поэтому даже у непонимающего символики древний горшок вызывает эмоциональный резонанс.

6. Нельзя согласиться с широко распространенным мнзни-ем, что первоначально сосуды были созданы для утилитарных целей и лишь позднее приобрели более высокое предназначение. Это противоречило бы и самому типу синкретичного мышления, и всеобъемлющему характеру мифологических представлений. Уже первые, грубые, несовершенные керамические сосуды несут г- себе эмоциональный и интеллектуальней заряд; их содержание далеко не исчерпывается утилитарностью.

7. Первобытные керамические сосуды приобретают сегодня ценность не только как источники, информации, как предметы, расширяющие временные и пространственные рамки человеческой жизни, в качестве произведений, восстанавливающих утраченную связь времен, но и значение "собственно эстетическое", гедонистическое, связанное с символизмом, декоративностью и выражающееся, прежде всего, в гармонии.

8. Эмоциональное эстетическое восприятие архаической керамики возникает из многозначности и недосказанности образов, с катарсисом от разрешения дипластических противоречий, через ощущение порядка и соразмерности человеку, суггестию орнаментального ритма. И форма, и содержание архаических образов керамики создают сильный эмоциональный эффект, воздействуя на "установку" зрителя, обращаясь к "личному бессознательному; затрагивая глубинные психические структуры, воздействуют на человека через соприкосновение с архетипами -"коллективным бессознательным". Таким образом, керамические

артефакты приобретают- значение произведений искусства.

9. Имзя представление о структурной организации oбpaзiaf легко понять, что обращение к древнейшему ремеслу может быть актуальным в современном искусстве не только на уровне внешней формы (что позволяет добиваться стилизации предметов, достигать декоративности), но и на уровне внутренней формы (символизм, гармония), на уровне архетипов.

Проблема преемственности народных традиций является ва~ знейаей в теории искусствознания и художественной практики. Для современной культурной ситуации Сибири было бы варизе говорить о реконструкции худойествзкнсго опыта, а, прездз всего, в деятельности профессиональных художников, поскольку народное искусство региона в ого традиционных формах.почти затратилось , а там, где существует - в измененных, неестественных для него условиях.

Использование народного этнического художественного опыта, по всей вероятности, заключается в воспроизведении на отдельных черт и жанров, а порождающих их механизмов ритуальной культуры. Знание фольклорного и этнографического материала, даже раскрытие содержащихся в ном мифологем и архетипов, понимание сложного иерархического строения образа е^э нз отзывают путь к созданию произведений современного искусства, включакхцих опыт народного тзорчества. Общечеловеческое бессознательное, в непосредственной форлэ вкрагавп-зеся в народней искусств®, представляет его глубинное свойство и нэггрэходп^уо ценность. Зная механизм вхоэденкя в систему бессознательного, интуитивного, используя память и ритуал, допелдаш или 'запзияя сакральные ценностные установки худогзствекко-гстзтотескиьл, можно создать искусскзо, органично связанное с гарояЕкя яра-

Д1ЩИЯМИ.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ РАБОТЫ :

I . Декор и форма керамической посуда домонгольской Хакасии: Тезисы доклада на X научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. - M., 1988.

2. Древняя керамика Хакасско-Минусинской низменности, ее место в кяносибйрском искусстве и связи с керамикой евразийских культур (Деп. в НИО Ин$ормкультура Гос. б-ки им. В.И.Ленина. Р 1935 от 20.02.1989.

3. Некоторые черты архаического мышления в прикладном искусстве: Тезисы доклада на XL научно-теоретической конференции аспирантов и. преподавателей МВХПУ. - M., 1989.

4. Гносеологические аспекты феномена архаической керамики // Декоративно-прикладное и монументальное искусство: M еж-вуз. сб. науч. тр. - М., МВХПУ, 1990.

5. Мифологизм в образном строе древнейшей керамики Хакасии (Деп. в НИО Информхулыура Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина. № 2247 от 24.04.1990.

6. Семантическое значение хакассяо-минусинской керамики бронзового века // Вопросы истории Южной Сибири: Сб. науч. тр. - Абакан: АГПИ, 1991 ( находится в печати).

7. Архетип, миф, бытовая керамика и проблема творчества: Тезисы доклада на XII научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. - M., 1990.

8. Форыосодержательное своеобразие керамических сосудов древнейшей Хакасии (сравнительный анализ) // Декоративно-прикладное и монументальное искусство : Межвуз. сб. науч. тр. -№., МВХПУ, 1991 (находится в печати).