автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Песенный фольклор хонгодоров

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Фролова, Гуржэм Дамниновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Песенный фольклор хонгодоров'

Текст диссертации на тему "Песенный фольклор хонгодоров"

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирское отделение Российской академии наук

Фролова Гуржэм Дамниновна

Песенный фольклор хонгодоров

специальность 10.01.09. - фольклористика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: профессор, доктор исторических наук Дугаров Дашинима Санжиевич

На правах рукописи

Улан-Удэ 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН..............................................17

ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ХОНГОДОРОВ.............................................................................37

ГЛАВА И. СЛОВЕСНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРУППА, КЛАСС ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН. КУЛЬТОВЫЕ ПЕСНИ ХОНГОДОРОВ.....50

ГЛАВА III. СЛОВЕСНО-МУЗЫКАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ГРУППА. КЛАСС ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН. ДРЕВНИЙ КРУГОВОЙ

ХОРОВОДНЫЙ ТАНЕЦ "ЕОХОР"...............................................73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................116

ПРИМЕЧАНИЯ......................................................................125

ИСТОЧНИКИ.........................................................................133

БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................135

Введение

Проблема происхождения хонгодоров

Хонгодоры - одно из четырех основных племен, составляющих бурятскую народность. Они населяют присаянский регион, который включает в себя Аларский район Иркутской области, Тункинский, Окинский и Закаменский районы Республики Бурятия. В данном регионе помимо хонгодоров проживают и другие этнические группы: тэртэ, шошоолог, хурхут, уляаба, долоонгут и другие, которые в результате длительной, более чем трехсотлетней совместной жизни образовали единую этно-территориальную группу бурят, объединяемую общностью материальной и духовной культуры. За период совместного проживания в пределах Присаянья у них сложился единый песенный фольклорный фонд. Он складывался на этой обширной территории постепенно, начиная с конца ХУП столетия.

Археологические памятники У1-Х в.в. нашей эры, известные в научной литературе под названием «курумчинской культуры», помимо Прибайкалья и низовьев р. Селенги, были обнаружены и в Тункинском районе1. Несколько более поздними археологическими памятниками жизнедеятельности человека в Тункинской долине стали богатые погребения железного века в долинах р. Иркут и р. Тунки, раскопанные Б.Э. Петри2. Он датировал их ХШ-Х1У в.в. Данный комплекс погребений дает представление об образе жизни древнебурятской знати того времени. Это были богатые скотоводы, имевшие большие табуны лошадей.

Самым ранним письменным упоминанием о хонгодорах была надпись на каменной стелле, которая стояла близ берегов р. Аргунь. Надпись на камне гласит: «Когда Чингисхан после нашествия на народ Сартагул (хивинцев) возвратился и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке получил в удел 335 воинов хонгодорских»3.

Вопросы, связанные с происхождением, расселением и этническим составом хонгодоров, до настоящего времени остаются спорными и не до конца разработанными. Почти единственными источниками по этногенезу хонгодоров оказываются фольклорно-этнографические материалы. Исследователи лишь ограничивались указанием на то, что хонгодоры являлись сравнительно недавними пришельцами на территории Бурятии, вышедшими, по всей вероятности, из пределов современной Монголии. Г.Н. Румянцев, занимавшийся проблемами происхождения бурятского народа, считал, что хонгодоры были монголами по происхождению и входили в состав Сайн-нойон-хановского аймака. В течение довольно длительного времени, начиная с конца ХУ1 в. по ХУШ в., они переселялись из Монголии в Прибайкалье небольшими группами4.

По мнению Г.-Д. Нацова, тункинские хонгодоры в ХУ1-ХУП в.в. проживали на территории современного Дербетского аймака Кобдоского округа МНР, где и сейчас среди дербетов встречаются остатки тех хонгодоров5. В смутные времена войн Галдан Бошогто-хана они выступили в составе его войска против объединенных сил халхаских ханов и маньчжуров и, потерпев поражение, вынуждены были в спешном порядке покинуть свою родину. Они двинулись на север,

перевалили через Восточные Саяны и расселились по отрогам Саянского хребта.

По мнению Д. С. Дугарова, этноним "хонгоодор" этимологизируется целиком на основе тюркских языков как "солнечной Лебедицы потомки". Поэтому и сами носители этого имени -современные буряты-хонгодоры - это омонголившиеся тюрки, вероятнее всего, телеуйгурского этнического круга. Он пишет: «Весьма возможно, что хонгодоры ... в начале XIII в. были уведены войсками Чингис-хана из Прибайкалья в районы Северо-Западной Монголии и Алтае-Хангайского нагорья, откуда в разное время они продвигались на север и северо-восток, ...пока в ХУП-ХУШ вв. не осели окончательно в местах их современного расселения6.

Предания хонгодоров указывают на то, что их предки были выходцами из Северо-Западной Монголии и были родственны племени хотогойт. Во втором томе сборника "Бурятские народные песни" С.П. Балдаева опубликована песня о Шидар Ваане (Шудармане)1, записанная в 1935 г. от Бадмажапова Д., 1850 г.р.7. Текст ее гласит: "Хотогойтын Шидар Ваан, хонгоодорой мэргэн хушууша" ("хотогойтский Шидар Ваан, хонгодорский мудрый вожак"). Монгольский ученый С. Пурэвжав в своем исследовании о хотогойтах пишет, что они кочевали на территории от юго-западного побережья оз. Байкал до р. Эрчис (Монголия) и находились в родственных связях (ураг удмын) с монголоязычными барга-бурятами, хори и тумэтами, жившими в окрестностях оз. Байкал8.

1 Прототипом этого фольклорного образа был монгольский князь Цэнгунджаб Хотогойтский, предводительвосстания монголов против маньчжурского владычества в 1755-1758 гг.

В очерках о закаменских бурятах Г.Р. Галданова на основе анализа материалов об олхонутах, хонгиратах и хонгодорах выдвинула гипотезу о том, что этноним «хонгодор» есть несколько искаженное произношение названия «хонгирад». Потомки хонгиратов XIII в. встречаются в этническом составе нынешних казахов, киргизов и узбеков, их называют "конграт". В древности хонгираты-хонгодоры проживали по соседству с хорилос-хоринцами9.

Характерной общей этнической чертой хонгодоров и хоринцев является почитание лебедя ("хун шубуун"). В фольклоре бурят большой популярностью пользуется генеалогический миф о происхождении хори-бурят и хонгодоров от небесной девы-лебедя, что, по-видимому, свидетельствует об этногенетическом родстве этих двух бурятских племен10.

Родовой состав хонгодоров неоднороден. Внутриплеменная структура довольно расплывчата, родовые названия неустойчивы. В некоторых официальных документах XIX в. говорится о восьми хонгодорских родах. Но они обозначаются только номерами: первый хонгодорский, второй хонгодорский и т.д. Правда, иногда упоминаются некоторые роды аларских бурят: ашхай, бадархан, хабарнут и т.д. Но они оказались новообразованиями более позднего времени.

Наиболее достоверные и полные сведения об этническом составе бурят присаянского региона появляются с ХУП столетия - со времени прихода русских в Восточную Сибирь. В историческом очерке И.А. Подгорбунского пишется: "Позднее всех других бурятских поколений подчинились русским тункинские и торские (местности), и вообще все бурятские поколения по среднему и верхнему течению р. Иркут". В 1660 г. вслед за балаганскими бурятами, собрав свое имущество, вверх по течению р. Зон-Мурино тункинцы отправились в Монголию (по

причине жестокости Похабова) 11. Однако в 1695 г., когда начались междоусобные войны с Галданом, князем Джунгарским, тункинцы вновь воротились на свои породные места. В это время они числились подданными халхаского Сайн-хана и русские не имели права их трогать в силу трактата 1689 г. Несмотря на это, в 1709 г. при устье р. Тунки был выстроен Тункинский острог с гарнизоном в 150 человек и селением в 21 двор. По переписи 1887-1888 гг., тункинские буряты, численностью 11667 человек, состояли из 14 родов: Тыртеевский, 2 Хойготских, 4 Бодорхонских, 4 Хонгодорских, 2 Куркутских, Шеронхонский, Шишоловский, Иркутский и Чалдавский. В ведении Закаменской инородной управы находилось 12 родов: 2 Сойготских, Бульбуевский, 2 Куркутских, 2 тыртеевских, 3 Хонгодорских, Шишеломский и Ключевский. В ведении Армакской инородной управы находится 4 рода: Заяктаев, Цингидинов, 2 Тыртеевских и, кроме того, селение армакское из оседлых инородцев. Аларских бурят, состоящих из 10 родов и живущих по р. Белой и ее притокам - Голумети, Алари, Ирети, Куркути и пр., 8 Хонгодорских, третий Холтубаевский и девятый Шаранутский. Всего по переписи 1887-1888 гг. 11698 человек12.

Историография жанровой классификации бурятских народных песен и песенного фольклора хонгодоров

Географическая удаленность и территориальная обособленность способствовали сохранению самобытности фольклора хонгодоров. Эта уникальность издавна привлекала внимание русских и зарубежных ученых и путешественников. Несмотря на то, что песенный фольклор хонгодоров - это ценное художественное наследие, ярко и своеобразно отразившее мировоззрение этой этнической группы бурят, их нравственно-эстетические нормы, особенности их языка, до настоящего времени он не был предметом специального исследования: не изучена его тематика, форма бытования, поэтика, жанровый состав.

Единичные публикации образцов песенного фольклора хонгодоров появились во второй половине XIX века. Одним из первых собирателей фольклора хонгодоров был П.П. Баторов, который в числе разных фольклорных материалов записал несколько исторических песен13. Особый интерес из-за своей этнографической уникальности представляет песня о "разделении костей"14. Им изложены интересные сведения о генезисе и бытовании этой песни среди аларских бурят.

Несколько образцов песенного фольклора хонгодоров было опубликовано в труде известного русского ученого и путешественника Г.Н. Потанина "Очерки Северо-Западной Монголии". Среди фольклорных материалов было несколько бурятских народных песен о Шудурмане, записанных в Аларском ведомстве Иркутской губернии15.

В конце XIX века были предприняты попытки систематизации и классификации бурятских анродных песен. Первым исследованием в этом направлении стал труд A.M. Позднеева "Образцы народной литературы монгольских племен". В монографии даны 85 текстов халхаских, олетских и бурятских песен, среди которых представлены несколько образцов, записанных у "иркутских бурят, выходцев из Монголии"16. Целью своей работы автор указал: выявить главнейшие темы народных песен, выяснить отношение и связь их с жизнью и бытом народа. По мнению A.M. Позднеева, весьма распространены бытовые песни - песни о семье и родителях, песни о природе и родных кочевьях. Кроме бытовых песен автор выделяет песни религиозного характера, эпические песни (о Галдаме, Шадар-ване, Шуну баторе). Следует заметить, что указанные песни до сих пор бытуют среди западных бурят. Бурятские ученые совершенно справедливо относят их к историческим песням17. Песенный фольклор добайкальских бурят, по мнению A.M.Позднеева, вследствие влияния шаманизма находится на низком уровне. В исследовании он представлен несколькими номерами шаманских песнопений и песнями о белом хане (русском царе). Еще одну рубрику составляют хороводные и застольные песни "баргу-бурят шаманистов", являющиеся, по мнению автора, подтверждением "губительного" влияния их религии на мировоззрение и образ жизни. Признавая исключительную ценность текстов народных песен, введенных в научный оборот A.M. Позднеевым, приходится констатировать обусловленность некоторых его положений уровнем разработанности проблемы в то время. В целом, характерной чертой устного народного творчества всех монгольских племен A.M. Позднеев называет "созерцательное направление, присущее духу монгола"18.

Первая нотная запись народной песни хонгодоров относится к середине XIX столетия. И. Стальбрасс (родился в 1826 г.), сын английского миссионера, жившего в Селенгинске с 1822 г. по 1840 г., провел все детство в Забайкалье и прекрасно знал бурятский язык. В 1850 г. он пропел бурятские народные песни проф. К. Штумпфу, который записал их и опубликовал в 1887 г. в Лейпциге под заголовком "Mongolische Gesänge"19. Всего И.С. Стальбрасс напел 12 песен: исторические (одна из которых, по словам Стальбрасса, восходит к временам Чингисхана), любовные, свадебные, застольные песни и шаманские песнопения. Одной из двенадцати песен была народная песня хонгодоров «Эржэн шаргаараа».

В 1909 г. в Санкт-Петербурге в сборнике, посвященном 70-летию Г.Н. Потанина, была опубликована статья А.Д. Руднева «Мелодии монгольских племен» 20, в которой была сделана попытка классификации народных мелодий. Автор собрал воедино "весь тот материал по музыке монгольских народов, который имеется в различных описаниях путешествий, письмах миссионеров, в музыкальных журналах", в том числе и песни, записанные от И.С. Стальбрасса. Из 112 мелодий бурятский раздел составил 17 номеров. Это была первая нотированная публикация бурятских народных песен. Деление материала произведено по этнографическим признакам: мелодии монголов, мелодии бурят, мелодии калмыков. По характеру мелодий песни классифицированы следующим образом: 1. светские песни, которые включают жанры лирических, бытовых, эпических, религиозно-нравственных, плясовых и, так называемых, неопределенных песен; 2. духовные песни - буддийские и шаманские песнопения.

Поскольку статья была посвящена "музыке монгольских народов", то текстам не было уделено достаточное внимание, они были

о 1

представлены одной или двумя строфами, а остальное содержание песен передано лишь вкратце. Иногда была дана мелодия без текста. Вместе с тем, многие песни сопровождены сведениями о собирателях и о бытовании песен. Тексты на немецком языке транскрибированы русскими буквами с "сохранением произношения, переданным в подлиннике. Перевод местами немного исправлен при любезном содействии моих знакомых бурят", - пишет автор21. Песня "Эржэн шаргаараа" вошла в статью под номером 50. По мнению А.Д. Руднева, эта песня происходит от добайкальских бурят, а К. Штумпф допускает в ней "русское влияние", очевидно, из-за употребления заимствованного русского слова: "торгообой" ("купец"). Народные песни, как и сам народ, имеют свою историю. Судьба этой песни удивительна. В первый раз ее записали от сына английского миссионера и ее опубликовал немецкий профессор, а позднее песня вошла в сборник мелодий русского ориенталиста. В наше время ее записал бурятский ученый Д.С. Дугаров - у хонгодоров Закаменского района в 1962 г.22 и Тункинского района в 1970 г.23. Возраст этой песни составляет почти 150 лет и она все еще живет в народе.

В статье А.Д. Руднева опубликованы еще две песни, записанные в 1908 г. в Аларском ведомстве от бурята хонгодорского рода, кости бурутхан - Вампилова Баярто Вандановича, 1888 г.р. Это шаманские напевы - "Заян" под номером 55 и "Найгуур" под номером 5624.

С начала XX в. начинается этап систематического сбора бурятских

тт «■> и / и о

народных песен. Первой специальной работой, посвященной песенному фольклору хонгодоров, явилась статья Г.Д. Санжеева «Песнопения

аларских бурят», опубликованная в 1929 г. В нее вошли 166 текстов народных песен, записанных среди аларских бурят. Исходя из условий бытования и формы исполнения песен, Г.Д.Санжеев предложил следующее их деление: 1. нааданай дуунууд (хороводные песни); 2. хатаралгын (плясовые); 3. мунгалгын (турнирные); 4. угталгын (приветственные); 5. урайни (шаманско-обрядовые гимны). Автор статьи справедливо отметил, что "плясовые песни - это по существу, то же, что и хороводные, только исполняются быстрее и "короче"25. Верным представляется то, что турнирные и приветственные песни приводятся в одной главе - «Состязание певцов», которое предполагает наличие двух сторон участников и обмен песнями между ними. Шаманские гимны, по словам Г.Д. Санжеева26, отличаются от остальных песен, своеобразны их содержание и мелодия. Цикл песен свадебного обряда, напоминает приветственные песни. Таково жанровое деление песнопений аларских бурят, предложенное Г.Д. Санжеевым. По форме аларские песни - четверостишия, сопровождаемые припевом; два четверостишия, будучи параллельными по содержанию, составляют одну песню.

В этот же период начал собирать произведения устного народного творчества С.П. Балдаев. В 1961 г. С.П. Балдаев начал публикацию своего обширного собрания. В 1-й том «Бурятских народных песен»27 вошли старинные бурятские песни. Более тысячи текстов по тематическому содержанию и бытовому применению разделены на трудовые, исторические, свадебные, еохорные, танцевальные песни, песни о крещении бурят, о реквизиции в 1916 г., о животных и т.д. Насколько многогранна жизнь, столько же и тематических разделов. 2-й том «Бурятских народных песен»28 составляют дореволюционные песни.

В этом томе