автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Пейзаж в произведениях Мэри Монтэгю
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нагорнова, Екатерина Валерьевна
Введение.
Глава 1 Городской пейзаж в произведениях М. Монтэгю.
§1 Особенности понимания Природы и пейзажа в английской литературе и культуре XVIII века.
§ ~ Философско-эстетические взгляды М. Монтэгю.
§ 3 Отражение нового понимания природы и человека в «Городских эклогах» М. Монтэгю.
§ 4 Художественное своеобразие пейзажей в произведениях Мэри
Монтэгю. Городской пейзаж.
Глава 2 Историческое и циклическое время в пейзажах М. Монтэгю.
§ 1 Историческое время в городских пейзажах «Путевых писем».
§ 2 Философский пейзаж: соотношение исторического и циклического времени.
§ 3 Лирический пейзаж в произведениях М. Монтэгю.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Нагорнова, Екатерина Валерьевна
В конце XVII-начале XVIII веков понятие «природа» становится центральным для всех областей науки и культуры. Это связано не только с р.- литием науки, но и новым отношением человека к окружающей действительности. В разных видах искусства это проявилось по-разному. В литературе, в частности, повышенное внимание к природе привело к возрастанию роли пейзажных зарисовок во многих жанрах, как поэтических, так и прозаических. Это было связано, в первую очередь, с культом путешествия и развитием тех литературных жанров, где автор мог свободно выразить свои впечатления, размышления по поводу увиденною. Популярный ранее жанр пасторали уже не мог в полной мере отразить новый взгляд на природу. Идеализация уступила место рационалистическому анализу не только увиденного, но и тех чувств, которые при этом возникали у человека.
Стремление передать как можно точнее мысли и чувства, впечатления и размышления при наблюдении городских или сельских пейзажей, картин дикой природы предопределило быстрое распространение жанров дневника, письма, путевых заметок, в которых пейзаж является одн"м из важнейших элементов в повествовании. До сих пор он оставался в стороне от магистральных линий изучения как отечественными, так и зарубежными исследователями. Вероятно, это было вызвано тем, что на протяжении долгого времени недооценивалась роль пейзажа в прозаической литературе эпохи раннего Просвещения.
В исследованиях отечественных (В. В. Кожинов1, Е. И. Савостьянов2, Б. Е. Галанов 3, 3. С. Старкова4, Г. В. Аникина5) и зарубежных (X. М. Ликолсон6, Б. X. Бронсон7, С. Н. Мэнлав8, М. Дрэббл9, Дж. Тод10, В.
1 Кожинов В. В. Виды искусства. - М.: Искусство, 1960.
2 Саворзгьянов Е. И. Изобразительность и выразительность в искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1970.
3 Галанов Б. Е. Живопись словом. - М.: Советский писатель, 1974.
4 Старкова 3. С. Литература и живопись. - М.: Просвещение, 1985.
5 Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. - М.: Наука, 1986.
6 Nicolson Н. М. Mauntain Gloom & Mountain Glory: the Development of the Aethetics of the Infinite / printed in the USA by the Vail-Ballou press, INC, Binghamtor. - New York: Cornell Univ. Press, 1959. 3
Р. Кэнэди11) литературоведов отмечается, что общие художественные задачи литературы вплоть до середины XVIII века решались при слабом участии или же без всякого участия пейзажа, хотя всеми без исключения исследователями эпохи Просвещения обращается внимание на меняющиеся взаимоотношения Природы и Человека, Разума и Чувства. Так, в книге В. В. Кожинова «Виды искусства» о роли пейзажа в литературе эпохи Просвещения почти ничего не сказано. А в работе Б. Е. Галанова «Живопись словом» прослеживается эволюция развития пейзажа как элемента литературного произведения. Исследователем признается наличие пейзажа в литературе всех времен, но значимое место, по его мнению, пейзаж стал занимать только в произведениях поэтов-сентименталистов, то есть во второй половине XVIII столетия. В работах Савостьянова Е. И. и Старковой 3. С. прослеживается та же мысль. Позже Аникин Г. В., анализируя эстетику Дж. Рескина, признает: в результате развития чувствительности у человека усиливается эмоциональное восприятие мира, что вызывает возрастание активности ума и сердца. Он пишет о развитии наблюдательности, нового представления о прекрасном в связи с повышенным интересом к науке, о том, что усиление чувства природы ведет к возникновению особых форм искусства и среди них пейзажа. Ученый выделяет у Рескина различные типы «живописного»; большинство из которых просматриваются только в литературе второй половины XVIII века.
В работах зарубежных исследователей достаточно структурно анализируется особенности развития чувства природы у просветителей (М. Дрэббл, Б. X. Бронсон), однако большинство работ посвящено рассмотрению роли пейзажа в поэзии XVIII века, в прозе - лишь отчасти (X. М. Николсон, С. Н. Мэнлава, Дж. Тода, В. Р. Кэнэди).
7 Face» of the Inlightenment by Bertrand Harris Bronson. - Berkeley & Los Angeles: Univ. Of California Press,
1968. 4
Вместе с тем о своеобразном поэтическом чувстве природы писали еще А. Поуп12 Д. Дидро13, Ф. Шеллинг14, Ф. Шиллер15, А. Гумбольдт16, Дж. Рескин17, А. Визе18, Ф. Т. Полгрейв19, Ф. В. Мурман20, Дж. Шербурн21 М. Рейнолдз22 и др. В последние годы отечественные исследователи литературы (А. Р. Гейзер , И. О. Шайтанов , В. Н. Ганин , Е. П. Зыкова ) говорят об «открытии природы» в поэзии английских просветителей (А. Р. Гейзер, И. О. Шайтанов), о зарождающемся в первой половине XVIII века «чувстве природы». Но особенности восприятия и изображения природы в прозаических жанрах XVIII века, роль пейзажа на страницах популярных прозаических жанров: путевого очерка, писем, эссе, памфлета, романа - остаются недостаточно освещенными. В связи с этим до конца не раскрыты и сами понятия «пейзаж», «природа» в прозе ранних просветителей. Большинство исследователей роль пейзажных зарисовок сводят к обозначению времени и места действия. Однако многие письма, зарисовки в путевых заметках и дневниках путешественников XVIII столетия свидетельствуют об углублении понятий «пейзаж» и «природа», поскольку включают в себя и ярко выраженное авторское субъективное начало, содержат многочисленные лирические и философские рассуждения о мире, человеке и культуре эпохи в целом.
11 Kanady V. R. Nature in Modem English Poetry / printed by Shiniwas Gupta at Chetna rinters. - New Delhi: Sterling publishers Limited, 1985.
12 Pope A. The works in 10 v. / ed. by W. Roscoe. - L., 1824. ь Дидро Д. Собр. соч.: В 2 т. - М.: Просвещение, 1986.
14 См.: Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л.: Худ. лит-ра, 1972.
15 Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. - М.: Просвещение, 1957. - Т. 2.
16 См.: Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л.: Худ. лит-ра, 1972.
17 См.: Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. - М.: Наука, 1986.
18 Визе А. История развития чувства природы. - М.: Высшая школа, 1970.
19 Palgrave F. Т. Landscape in poetry from Homer to Texmison. - L., 1897.
20 Moorman F. W. The interpretation of nature in English poetry from Beowulf to Shakespeare. - Strassburg, 1905.
21 Sherburne G. Pope and "The great show of natuic" // The seventeenth century: Studies in the history of English thought and literature from Bacon to Pope / ed. by R. F. Jones. - L.: Thames & Hudson Ltd, 1965.
22 Th. treatment of Nature in English poetry between Pope & Wordsworth by Myra Reynolds. - New York: Gordian Press, 1966.
23 Tei i A. P. Восточная тема в английской литературе XVIII века. Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.01.0x-Л., 1984.
24 Шайтанов И. О. Мыслящая м\ча. «Открытие природы» в поэзии XVIII века. - М.: «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
25 Ганин В. Н. Поэтика пасторали. Эволюция английской пасторальной поэзии XVII-XVIII вв. - Оксфорд.
1998. 5
В связи с этим актуальным становится рассмотрение художественного наследия леди Мэри Уортли Монтэгю (Mary Wortley Montagu, 1689-1762). Под ее пером жанр письма приобрел классический вид уже в первые десятилетия XVIII века.
В отечественном литературоведении творчество леди Мэри стало
9*7 изучаться сравнительно недавно. К. Н. Атарова , анализируя жанр путешествий в английской литературе эпохи Просвещения, останавливается на «Путевых письмах» (1716-1718) М. Монтэгю, отмечает познавательную ценность путешествия, предпринятого писательницей в 17161718 годах. з Известно, что путешествие Монтэгю по Европе и Востоку было насыщено огромным количеством новой информации, впечатлениями. Каждое новое место, где пролегал маршрут Монтэгю, имело свои неповторимые особенности. Весь поток нескончаемых впечатлений, событий было невозможно удержать в памяти. Поэтому леди Мэри начала вести дневник, где она размышляла над увиденным. Со временем форма ее произведений становится не дневниковой, а эпистолярной. И здесь, по словам К. Атаровой, «еще более, чем обилие и характер информации, поражает отточенность литературной формы, в которую она облечена»28. И главное, в письмах Монтэгю «достигается гармоничное сочетание познавательного и лирического, объекта и субъекта»29.
И. О. Шайтанов30 и Е. П. Зыкова31 обращаются к поэтическому наследию Монтэгю в связи с изучением жанровой формы городской эклоги. Исследователями отмечается своеобразие авторского видения мира, актуальность затрагиваемых писательницей тем, созданных образов. Шайтанова И. О., в частности, интересуют взаимоотношения Монтэгю и Поупа, особенно их переписка, в которой они высказывают свое мнение
27 См.: От факта к вымыслу / Сост. Атарова К. Н. - М.: Радуга, 1987.
28 От факта к вымыслу / Сост. Атарова К. Н. - М.: Радуга, 1987. - С. 13
29 Там же, С. 13.
30 Шайтанов И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века. - М.: «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
31 Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века. - М.: Наследие, 1999. 6 о жанре пасторали. Зыкова более подробно останавливается на «Городских эклогах» Монтэгю, но не дает анализа их художественного своеобразия, не рассматривает их роли в творчестве писательницы.
В Великобритании в период с XVIII века по настоящее время было написано лишь несколько книг и предисловий к изданию писем об одной из образованнейших женщин XVIII века - М. Монтэгю. У. М. Томас32, Б. Джонсон33, И. Бэрри34, Р. Холсбанд35, А. А. Хавстадер36 исследовали в большей мере биографию леди Мэри, в меньшей - художественные особенности ее творчества. В своих монографиях они обращают внимание на то, что Монтэгю была высокопоставленной особой при английском дворе, пользовалась уважением монархов и правителей за пределами Англии. Современники высоко ценили ее за многостороннее образование, острый ум, художественный талант. Отмечается, что ее деятельность как литературного критика влияла на формирование читательского вкуса англичан. «Именно дух настоящей исследовательской работы ^выделял ее «Путевые письма» из всех поддельно воспитанных шедевров Лондона, делая их более предпочитаемыми, потому что в них отражался читательский вкус», - писала А. Хавстадер37. При этом, по замечанию исследователя, Монтэгю не приняла Разум как абсолютный критерий человеческой природы.
Большинством зарубежных литературоведов отмечены неординарность, художественный талант писательницы. Однако отношение Монтэгю к важным для просветителей понятиям «человек» и «природа» остается по-прежнему не раскрытым, как и значение многочисленных пейзажей в ее письмах. Эпистолярное и поэтическое наследие Мэри Монтэ
32 См.: The Letters & Works of Lady Mary Wortley Montagu / ed. by her Great-grandson, Lord Whamcliffe. Third additions & corrections derived from the original manuscripts, illustrative notes & a new memoir by W. Moy Thomas: In 2 v. - L.: Bickers & Son.; The Letters & Works of Lady Mary Wortley Montagu / ed. by her Great-grandson, Lord Whamcliffe. Third additions & corrections derived from the original manuscripts, illustrative notes & a new memoir by W. Moy Thomas: In 2 v. - L.: Henn G. Bohn, York Street, Covent garden, MDCCCL XVT.
33 Joimson S. Lives of the Endlish Poets / ed. by George Birkbeck Hill. - L., 1905.
34 Barry I. Portrait of Lady Mary Montagu - Indianapolis: the Bobbs Merril Company, 1928.
35 Ha! .nd R. The life of Lady M. W. Montagu. - Oxford: Clarendon Press, 1957.
36 Hafstader A. A. Sisters of the Quill. - New York: Dodd, Mead & Company, 1978.
37 Hafstader A. A. Sisters of the Quill. - New York: Dodd, Mead & Company, 1978. - P. 40. 7 гю позволяет проследить и глубже понять процессы, которые проходили в английском обществе первой половины XVIII века, в частности изменение идеалов и ценностных ориентаций, отыскать причины, которые заставили человека по-иному взглянуть на самого себя, природу и цивилизацию.
В творчестве Монтэгю можно выделить два этапа.
Первый этап - это письма миссис Хьюит («Letters to Mrs. Hewet»), переписка с мисс Энн Уортли и мистером Уортли Монтэгю до 1717 года («Correspondence with Miss Anne Wortley and Mr. Wortley Montagu before 1717»), «Городские эклоги» («Town Eclogues», 1715). Все эти произведения были написаны до 1716-1717 годов, то есть до поездки леди Мэри вместе с мужем-послом в экзотическую Турцию.
Второй этап творчества писательницы можно было бы озаглавить «Путевые письма» («The Travel Letters»), куда вошли письма Монтэгю, написанные во время первого путешествия на Восток и в Европу («Letters» during Mr. Wortley's embassy to Constantinople», 1716-1718), письма граА не Map («Letters to the Countess of Mar», 1721-1741), послания к различным адресатам («Letters to the others», 1738-1762), а также стихотворения разных периодов. Без сомнения, второй этап творчества Монтэгю является более зрелым, и произведения, созданные ею в этот период, являются значимыми в развитии эпистолярной формы в целом.
Анализ творчества леди Мэри Уортли Монтэгю позволяет пересмотреть устоявшиеся взгляды исследователей на сравнительно скромное место пейзажа в прозаических произведениях английской литературы первой половины XVIII века, выявить то особое понимание «человека» % «природы», «разума» и «чувства», которое определяет особое место Монтэгю в истории английской литературы.
Актуальность нашего обращения к наследию Мэри Монтэгю обусловлена необходимостью и целесообразностью дополнить панораму культурного развития Великобритании эпохи Просвещения, когда фор8 мировались новые взгляды на природу в процессе возрастающей ее осознанности, философско-эстетической рефлексии.
Объектом диссертационного исследования является творческое наследие Мэри Монтэгю; предметом исследования - пейзаж в произведениях Монтэгю.
Цель диссертации - выявить особенности функционирования пейзажа в произведениях Мэри Монтэгю.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть философско-эстетические взгляды Монтэгю, в том числе на отношение природы и человека. 2. Проанализировать художественные особенности пейзажа как внесюжетного элемента в «Городских эклогах» и «Путевых письмах» М. Монтэгю.
3. Изучить особенности хронотопа в разных типах пейзажей М. Монтэгю: городском, философском и лирическом.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Рассматриваются представление о соотношении природы и человека в эстетической системе Монтэгю в контексте культурного развития Англии первой половины XVIII века.
2. Впервые в отечественном литературоведении дается анализ различных типов пейзажей в произведениях Монтэгю и обосновывается их формирование как сюжетного и внесюжетного элементов в жанре письма на раннем этапе Просвещения в Англии.
3. Впервые анализируется соотношение исторического и циклического времени в пейзажах Монтэгю.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволяют дополнить и углубить представление об историко-литературном процессе Англии первой половины XVIII века, обозначить особое место в нем творчества М. Монтэгю. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционном курсе зарубежной литературы эпохи Просвещения, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Мэри Монтэгю, а также в курсе теории литературы.
Методологической основой диссертационного исследования являются теоретико-литературные работы А. Н. Веселовского38, В. В. Виноградова39, М. Бахтина40, Ю. М. Лотмана41, В. И. Тюпы42, В. Е. Хализева43 и историко-литературные труды отечественных и зарубежных исследователей по истории английской литературы: И. Г. Неупокое-вой44, А. А. Елистратовой45, Г. В. Аникина46, Н. П. Михальской47, С. В. Тураева48, Н. А. Соловьевой49, А. Р. Гейзера50, И. О. Шайтанова51, В. Н. Ганина52, Н. Е. Ерофеевой53, Е. П. Зыковой54, Ф. Т. Полгрейва55, А. О. Лавджойя56, Н. М. Николсон57, Дж. Шербруна58, М. Рейнолз59, Б. X. Бронсона60, С. Н. Мэнлава61, М. Драббла62, В. Р. Кэнэди63.
38
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: высш. шк.,1989.
39 Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971.
40 Бахтин М. М. Эстетика словестного творчества. - М.: Искусство, 1986.
41 Лотман Ю. М. Избранные соч. - М.: Высшая школа, 1971.
42 Тюпа В. И. и др. Литературное произведение: проблемы теории и анализа / В. И. Тюпа, Л. Ю. Фуксон, М. Н. Дарвин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
43 Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2000.
44 Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблема системного и сравнительного анализа. - М.: Наука, 1976.
45 Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1966.
46 Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. - М.: Наука, 1986.
47 Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. - М.: Высшая школа, 1985.
48 Тураев С. В. Спорные вопросы литературы Просвещения // Проблемы Просвещения. - М.: Наука, 1965.
49 Соловьева H. А. Английский предромантизм и формирование романтического метода. - М.: Просвещение, 1984.
50 Гейзер А. Р. Восточная тема в английской литературе XVIII века. Фвтореф. дис.канд. филол. наук: 10.01.05.-Л., 1984.
51 Шайтанов И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века. - М.: «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
52 Ганин В. Н. Поэтика пасторали. Эволюция английской пасторальной поэзии XVI-XVII вв. - Оксфорд, 1998.
53 Ерофеева H. Е. Зарубежная литература XVII-XVIII веков. Ч.1.: XVII век. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2000.
54 Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века. -М.: Наследие, 1999.
55 Palgrave F. Т. Landscape in poetry from Homer to Tennison. - L., 1897.
56 Lovejoy A. O. Essays in the history of ideas. - Baltimore: The John Hopkins Press, 1948.
57 Nicolson H. M. Mauntain Gloom & Mountain Glory: the Development of the Aethetics of the Infinite / printed in the USA by the Vail-Ballou press, INC, Binghamtor. - New York: Cornell Univ. Press, 1959.
58 Sherburne G. Pope and "The great show of nature" // The seventeenth century: Studies in the history of English thought and literature from Bacon to Pope / ed. by R. F. Jones. - L.: Thames & Hudson Ltd, 1965.
59 The treatment of Nature in English poetry between Pope & Wordsworth by Myra Reynolds. - New York: Gordian Press, 1966.
60 Faces of the Inlightenment by B. H. Bronson. - Berkeley & Los Angeles: Univ. Of California Press, 1968.
61 Manlove C. N. Literature and reality: 1660-1800. - L.: Basingstoke, 1978.
62 Drabble M. A writer's Britain Landscape in literature. - L.: Thames & Hudson Ltd, 1979.
63 Kanady V. R. Nature in Modern English Poetry / printed by Shiniwas Gupta at Chetna miters. - New Delhi: Sterling publishers Limited, 1985.
10
Основным методом исследования является аспектный, предполагающий выделение и всестороннее рассмотрение в творчестве писателя как» о-либо одного важного аспекта, в данном случае - пейзажа. Наряду с аспектным используется типологический метод исследования, так как создание пейзажа связано прежде всего с принципами изображения мира и человека в определенном литературном направлении, литературном жанре. В качестве дополнительного метода привлекается историко-генетический с целью сопоставления произведений одного автора разных творческих периодов с тем, чтобы проследить изменение его взглядов на природу и человека и соответствующие изменения используемых приемов и средств создания образов.
1ГНа защиту выносятся следующие положения:
1. В произведениях М. Монтэгю утверждается новый авторский взгляд на природу и человека как часть природы. Природа - это совокупность естественных условий существования человека, но человек остается частью общества - цивилизации и культуры, которые не менее важны для него.
2. В «Городских эклогах» Монтэгю пейзаж впервые начинает восприниматься не только как фон, но и важный компонент структуры повествования, когда через ассоциативные образы возникающих картин природы постигается человеческое «я» героев эклог. При этом Монтэгю уходит от традиционного понимания пасторали и углубляет реалистическое начало элегических образов, что в позднем творчестве писательницы позволяет говорить о разных типах пейзажей.
3. В произведениях Мэри Монтэгю выделяются три типа пейзаже^ на основе способа описания окружающей действительности. В частности, это:
- городской пейзаж - объективный взгляд на окружающую действительность, ее топографическое отображение, в котором объектами описания являются город и городские объекты;
11
- философский пейзаж - синтез объективного и субъективного взгляда на действительность, сквозь который очевидно просматривается авторская точка зрения, размышления автора по поводу увиденного при описании природы, преобразованной руками человека;
- лирический пейзаж - субъективный взгляд художника на действительность, его обращение к своим чувствам, которые раскрываются при описании природы и сельской местности.
4. В пейзажах Монтэгю четко прослеживается новое понимание исторического и циклического времени. Циклическое время в понимании Монтэгю связано не только с естественными процессами в природе (сменой дня и ночи, времен года), но и с деятельностью человека (сменой будней и праздников, созидательным трудом с целью достижения счастья, установлением гармоничных отношений человека с природой) и с представлением о том, что человек и природа созданы из единой вечной материи, которая, разрушаясь, обращается в нее же. Историческое время связано не просто с движением, но и с изменением пространства, видением за многообразием бытия временных ступеней, разных эпох развития, смен эпох и поколений.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами, хар: тером исследуемого материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
12
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пейзаж в произведениях Мэри Монтэгю"
Заключение
Пейзаж в произведениях Мэри Монтэгю отразил
- новый философско-эстетический взгляд автора на Человека и Природу, прежде всего их взаимосвязь. Разум и Чувство - это два взаимодополняющих понятия, без синтеза которых невозможна гармония в отношениях Человека и Природы. Человеческое «я» способно раскрыться только в связях с природой, с окружающим миром. Именно природа синтезировала в себе разумное и чувствительное начала, выступив идеалом первозданной красоты, образцом гармонии;
- уже в 1715 г. в «Городских эклогах» М. Монтэгю появляется такой важный компонент структуры повествования, как пейзаж, способствующий раскрытию внутреннего мира героев;
- уже в первой половине XVIII века Мэри Монтэгю смогла посредством различных образов городской, сельской местности и чистой природы передать видение и понимание исторического времени, а также тесную взаимосвязь и переплетение исторического и циклического времен в жизни человека и природы.
Природа, представшая совокупностью естественных условий существования человека, заняла особое место в художественной мысли эпохи, в творчестве Мэри Монтэгю в частности. В основе философско-эстетических взглядов автора на природу и человека лежат суждения классиков древности, рационализм Р. Декарта и Дж. Локка, эстетика XVII века, где главным принципом выступал принцип «подражания природ^,. Рационалистический взгляд на мир Монтэгю очевиден. В начале творчества Монтэгю, вслед за классицистами, признает возможность познания человеком мира и окружающей действительности на основе его личного опыта и научных знаний. Окружающая природа предстает целесообразной, гармоничной, оказывающей непосредственное и прямое воздействие на чувства и ощущения человека. Человек, по ее мнению,
135 должен учиться у природы, в которой царит гармония и порядок, в отличие от человеческого общества.
Монтэгю считает, что разумные отношения нужно установить не только внутри общества, но и между человеком и природой. Она подвергает окружающую действительность не только суду разума, но и суду чувства.
Реалистичность, жизненность искусства для Монтэгю, как и для многих просветителей, заключается в критическом отношении к действительности. Для леди Мэри принцип «подражания природе» сводится не столько к ее изучению, сколько к наблюдению, созерцанию, поиску путей к рациональной, гармоничной жизни, царству свободы, счастья, красоты, совершенных форм.
Эстетика Монтэгю с самого начала перестает быть нормативной, шаблонной. Леди Мэри учится созерцать природу, возникшие при этом чувства, ощущения раскрывают природу как нечто духовное, несущее удовлетворение не только для тела, но и для души. Природа для Монтэгю самодостаточна. Это больше, чем естественная среда.
Человек - это часть природы. Так как человек - это, прежде всего, социальное существо, то в понятие природы Монтэгю, наряду с естественной, включает и социальную среду. Поэтому пейзаж выступил не только изображением природы, но и описанием любого пространства, вбирающего образы вещей, созданных человеком, образы природы и самого человека.
В «Городских эклогах» Монтэгю уходит от традиционного понимания пасторали. Элегические образы ее эклог становятся реалистическими. Пейзаж в ее эклогах выступает не только как фон. Через ассоциативные образы картин природы, которые возникают у читателя в сознании, автор пытается раскрыть человеческое «я» персонажей. Пейзаж, таким образом, выступил важным компонентом структуры повествования. Основное открытие Монтэгю заключается в том, что ей удалось посред
136 ством городской эклоги, которой чуждо само описание природных видов, передать новое осмысление понятия «природа» за счет реалистического начала элегических образов. Обращение Монтэгю к жанру городской эклоги свидетельствует о важности общественных связей, культуры и цивилизации. Именно поэтому одним из основных типов пейзажей в ее последующих произведениях становится городской пейзаж.
Изучив особенности хронотопа в разных типах пейзажей Монтэгю, раскрыв понимание Монтэгю понятия времени, временных ступеней и циклов, их значимость, мы определили, что в пейзажах Монтэгю четко прослеживается новое восприятие исторического и циклического времени.
Страсть к путешествиям, познанию нового, экзотического, знакомство с иными культурами, традициями, обычаями были важны для Монтэгю. В ее письмах восточная и европейская культуры рассматриваются сквозь призму художественных ценностей автора и эпохи, они становятся неотъемлемой частью внутреннего мира произведения. Главный принцип, усмотренный Монтэгю на Востоке - жизнь в гармонии с природой. Это и отражено во всех пейзажах ее писем, где нет нарастающего противоречия между сельским и городским миром, природой и цивилизацией.
В письмах Мэри Монтэгю из Италии, Германии, Австрии, Франции автор идет дальше описаний сельского и городского пейзажей. В них раньше всего нашла отражение новая для философии XVIII века мысль, заключающаяся в пробуждении чувства времени в природе и человеческой жизни. Пейзажи писательницы ярче всего раскрывают зарождающуюся хронотопичность видения и мышления человека. Наряду с категориями циклических времен (природного, трудового, идиллического, бытового), которые перешли в XVIII век из предшествующей эпохи, в пейзажах Монтэгю разрабатывается историческое время. Это начинает активно проявляться в городских пейзажах, где следы и приметы исто
137 рии сосуществуют и переплетаются с культурой современности. Во многих пейзажах наряду с живыми образами-свидетелями прошлого (образы деревьев и синонимичные им образы садов, парков, лесов, живописных долин) Монтэгю изображает руины, памятники истории, архитектуры. В городских пейзажах Монтэгю становится очевидным изменение эстетической категории «прекрасного». Понятие «хорошего вкуса», то есть способности воспринимать и оценивать красоту, стало основываться на иных оценочных критериях. Так, у Монтэгю городские объекты «встроены», «вписаны» в первоначальный замысел природы, в архитектурном решении нет четкой композиции и определенного плана, преобладают асимметрия, непропорциональность, наслоения, неправильные геометрические формы. При этом, все просто, естественно, разумно и удобно.
Для Монтэгю каждый город становится лабиринтом, где за каждым поворотом можно открывать для себя новое. Такое восприятие города становится ближе «готическому вкусу», противоположному «классици-стскому». Возникающий интерес к руинам, памятникам истории, архитектуре привел не только к открытию исторического времени, но и к изменению эстетических взглядов Монтэгю.
В философских пейзажах Монтэгю, где соединяются объективный и субъективный взгляд на окружающее, образ сада выступает приметой, переплетающей историческое и циклическое время. С помощью образа сада Монтэгю пытается проследить особенности жизненного уклада человека. Идея временного и пространственного центра, заложенная в образе дерева в центре сада, дополняется идеей естественного произрастания сквозь время. Дерево выступило, таким образом, не только системой пространственных и духовных координат, но и временных. Из синонимичных образов сада, парка, лесного массива, первый становится в пейзажах Монтэгю ведущим. В городском и философском пейзажах мы встречаем образы «саддг- дома», «дерева.- дома». Для лирического пей
138 зажа характерно изображение «сада - рая», где можно углубиться в свое «я», чувства, ощущения, наслаждаясь окружающим, прислушаться к своей душе. Таковыми становятся и декоративные пейзажи, в центре которых образы цветов.
Наряду со свойственной началу XVIII века категории «прекрасного», то есть гармонической, уравновешенной красоте, у Монтэгю можно выделить и восхищение «возвышенным» в природе. Об этом свидетельствуют ужасающие горные пейзажи, в изображении которых очевидным является преклонение писательницы перед величием творца и разнообразием творения. В этом усматривается предвосхищение Монтэгю романтического сознания. Мы связываем это с особенным отношением Монтэгю к природе, с умением созерцать природу не только в целях познания ее законов, но и в эстетических. Все это свидетельствует о том, что во взглядах Монтэгю на природу и человека отсутствует односторонняя ориентация на определенные философские или эстетические воззрения эпохи, а происходит сплетение и совмещение различных точек зрения.
Автор посредством описаний природы, пейзажных зарисовок смогла объединить две противоположенные точки зрения на природу -как разумное начало и как чувственное. Разум и Чувство взаимодополняют друг друга, являются синтезом, неделимым целым человеческой природы. Английская наука и философия конца XVII-первой половины XVIII века стремились познать человеческую природу. Монтэгю, в отличие от своих современников, познает не только природу человека, но и саму природу, а также их взаимосвязь. И в природе, и в человеке она находит разумное и чувственное начала. Благодаря этому ей открылась возможность иначе взглянуть на окружающую действительность, ощутить себя не только звеном в цепи Бытия, но и Истории, тем самым предвосхитив художественные открытия эпохи Просвещения и романтизма.
139
Список научной литературыНагорнова, Екатерина Валерьевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. The travel letters of Lady Mary Wortley Montagu /ed. by A. W. Lawrence. L.: Jonothan cape be DFORD square, 1930. - 455 p.
2. Letters from the right Honorable Lady Mary Wortley Montagu 1709 to 1762. - L.: Published by J. H. Dent & Co & in New York by E. P. Dutton & Co. - 500 p.
3. Letters of Lady Mary Wortley Montague, written during her travels in Europe, Asia & Africa: to which are added Poems by the same author. -Dordeaux: printed by J. Pinard, 1805. 422 p.
4. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. -М.: Высшая школа, 1985. 528 с.
5. Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века.-М.: Наука, 1986.- 418 с.
6. Аникст А. А. История английской литературы. М.: Высшая школа,1956. - 367 с.
7. Артамонов С. Д. Зарубежная литература XVII-XVIII веков. М.: Просвещение, 1982. - 608 с.140
8. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; - Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. - 566 с.
9. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». М.: Высш. шк., 1988. - 95 с.
10. Байрон Дж. Г. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 2. Поэмы и Трагедии; Кефалонский дневник. - М.: Худ. лит-ра, 1987. - 816 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
12. Белецкий А. И. В мастерской художника слова / Избранные труды по теории литературы. М.: Высшая школа, 1989. - 158 с.
13. Бенуа А, История живописи всех времен и народов в 5-ти т. Спб.: Шиповник, 1912-1913. - Т. 3. - 432 с.
14. Берковский Н. Я. Эволюция и формы раннего реализма на Западе // Ранний буржуазный реализм. Л.: Госиздат, 1936. - 322 с.18. п'Бизе А. История развития чувства природы. М.: Высшая школа, 1970.- 389 с.
15. Большая сов. Энциклопедия в 51-м томе / гл. ред. Б. А. Введенский. Гос. науч. изд-во Большая советская энциклопедия.
16. Бочаров С. Этические проблемы психологической прозы // Вопросы литературы. 1978. - №3. - С. 34-48.
17. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956.-213 с.
18. Веселовский А. И. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -406 с.
19. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. -240 с.
20. Волков И. Ф. Теория личературы. М.: Просвещение, Владос, ,995.- 256 с.141
21. Воронкова С. Пейзаж (времена года) В литературе, музыке, живописи // Литература. 1997. - № 44. - С. 4-18.
22. Галанов Б. Е. Живопись словом. М.: Советский писатель, 1974. -334 с.
23. Ганин В. Н. Поэтика пасторали. Эволюция английской пасторальной поэзии XVI-XVII вв. Оксфорд, 1998. - 224 с.
24. Гей Н. К. Искусство слова. М.: Наука, 1967. - 364 с.
25. Гейзер А. Р. Восточная тема в английской литературе XVIII века. Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.01.05. Л., 1984. - 19 с.
26. Гейне Г. Полное собр. соч. в 12-ти т. / под общ. ред. Н. Я. Берков-ского и др.- М.: Academia, 1935 -1937. Т. 5. - 356 с.
27. Гинсбург Л. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1977. -330 с.
28. Гоббс Т. Собр. соч. в 3-х т. -М.: Мысль, 1983. Т. 1.- 399 е., Т. 2.- 358 е., Т. 3.-405 с.
29. Годвен В. Калеб Вильям. М.; - Л.: Гослитиздат, 1949. - 260 с.
30. Градостроительство Англии XVII-XVIII веков: город и природа. (Теоретические основы градостроительства). Саваренская Т. Ф., Шзидковский Д. О., 2001. 140 с.
31. Гражданская 3. Т. От Шекспира до Шоу. М.: Просвещение, 1992.- 191 с.
32. Грамши А. О литературе и искусстве. М.: Прогресс, 1967. - 264 с.
33. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка Владимира Даля. М.: Кузнецкий мост, д. Третьякова, 1882. - 980 с.
34. Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 1999.- 68 с.
35. Деке П. Семь веков романа / Под ред. Ю. Б. Виппера. М.: Изд-во иностр. литературы, 1962. - 482 с.
36. Демин А. С. Русская литература второй половины XVII-начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М.: Наука, 1977. - 296 с.
37. Дидро Д. Опыт о живописи. / Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. М.: Просвещение, 1980. - С. 363-412.
38. Дидро Д. Собр. соч. в 2х т. М.: Просвещение, 1986. - Т. 1. - 380 е., Т. 2.-354 с.
39. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Сов. Писатель, 1981. - 432 с.
40. Евсина Н. А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII-начала XIX веков. М.: Наука, 1985. - 213 с.
41. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература XVII-XVIII веков. Ч. 1: XVII век. Орск: Изд-во ОГТИ, 2000. - 108 с.
42. Ерофеева Н. Е. «Школа» как драматургический жанр во французской и русской литературе XVIII века. Орск: Изд-во ОГТИ, 1997. -204 с.
43. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1966.-470 с.
44. Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. JL: Худ. лит-ра, 1972. - 495 с.
45. Завадская Е. В. Восток на Западе. М.: Наука, 1970. - 227 с.
46. Зарубежные писатели о литературе и искусстве: Английская литература XVIII века / Под ред. 11. П. Михальской. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. - 158 с.143
47. Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века. М.: Наследие, 1999.- 253 с.
48. Ивич А. Природа и дети. М.: Детская литература, 1980. - 223 с.
49. Ильин B.C. Луч слова. Его изобразительность и выразительность.- М.: Московский рабочий, 1973. 216 с.
50. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Муравьевой Н. И. М.: Высшая школа, 1967. - 464 с.
51. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. 3. И. Плав-скина. М.: Высшая школа, 1991. - 447 с.
52. История зарубежной литературы XVII-XVIII века / Под ред. Артамонова С. Д. М. Наука, 1978. - 608 с.
53. История зарубежной литературы / Под ред. И. И. Анисимова: В 3 т.- М.: Академия наук СССР, 1958. Т. 1. - 732 е., Т. 2. - 392 е., Т. 3. -430 с.
54. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Си-дорченко. М.: Высшая школа, 1999. - 335 с.
55. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. В. П. Не-устроева. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 404 с.
56. История зарубежной литературы XVIII века. Страны Европы и США. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 442 с.
57. История всемирной литературы: В 9 т. / Под ред. П. Б. Бердникова. -М.: Наука, 1988.63. 'История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1996. -566 с.
58. Каганов Г. Город как личное переживание // Искусствознание. -1999. -№ 2.-С. 210-224.
59. Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. -М.: Наука, 1966.
60. Клименко Е. И. Традиции и новаторство в английской литературе. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1961.-191 с.
61. Коган Л: Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 312 с.144
62. Кожинов В. В. Виды искусства. М.: Искусство, 1960. - 128 с.
63. Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Изд-во восточной литературы, If72. - 344 с.
64. Кошанский Н. Общая риторика. Спб., 1849. - 265 с.
65. Краткая литературная энциклопедия в 8 Т. / Под ред. А. А. Суркова. -М.: Сов. Энциклоп-я, 1975.
66. Крутое В. П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М.: Изд-во Московского унив-та, 1985. - 168 с.
67. Курдюмова Т. Ф. Некоторые наблюдения над пейзажем в романе «Война и Мир» // Литература в школе. 1961. - №2. - С. 62-64.
68. Левин Ю. Английская литература в России XVIII века // Вопросы литературы. 1996. -янв.-февр. - С. 44-70.
69. Левин Ю. Восприятие английской литературы в России: Исследования и материалы / Отв. ред. П. Р. Заборов. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1990.-288 с.
70. Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; - Л.: Гослитиздат, 1936.- 577 с.
71. Лившиц М. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980.-452 с.
72. Литературная энциклопедия / Под ред. А. В. Луначарского. М.: Гос. Словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия», 1934.
73. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. -/68 с.
74. Локк Дж. Собр. Соч. в 3-х т. / Под ред. И. С. Нарского, А. С. Субботина. -М.: Мысль, 1985. Т. 2.-414 е., Т. 3.-355 с.
75. Лосев Л. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1930. - Т. 1.-315 с.145
76. Лосев Л. Реальность зазеркалья: Венеция И. Бродского // Ин. литература. -1996. -№ 5. С. 43-56.
77. Лузина Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). Псков: ПГПИ им. Кирова С. М., 1997. - 353 с.
78. Луков В. А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение) / Под ред. Проф. Н. П. Михальской. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1984. - 111с.
79. Малая история искусств. Искусство XVIII века / Под. ред. Н. А. Лившица. -М.: Искусство, 1977. — 649 с.
80. Минералов Ю. М. Теория художественной словестности (поэтика и индивидуальность). М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
81. Молок И. Caprocio, simulacre, проект: метаморфозы руины в XVIII веке // Вопросы искусствознания. 1996. - № 2 (IX). - С. 56-80.
82. Монтень М. Опыты. Книга третья. М.-Л.: АНСССР, 1960. - 255 с.
83. Москина Р. Р., Мокроносов Г. В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркутского Ун-та, 1987. - 488 с.
84. Мурадалиева Н. Романтический пейзаж в литературе. Баку: Язы-чы, 1991.-204 с.
85. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1973. - 520 с.
86. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблема системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.
87. Ожегов С. И. Словарь русского языка // Под ред. Чл. Корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. - 750 с.
88. От факта к вымыслу. / Сост. Атарова К. Н. М.: Радуга, 1987. -611 с.146
89. Паверман В. М. Американская драматургия 60-х годов XX века: динамика художественной формы. Автореф. дис.д-ра филол. наук. -М., 1994. 19 С.
90. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. М.: Наука, 1972. - 220 с.
91. Подгорский А. В. Становление английского просветительского романа и документально-публицистические жанры рубежа XVII-XVIII в«ов: Автореф. дис.канд. филол. наук. М.,1983. - 23 С.
92. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.: АН СССР, 1970.- 853 с.
93. Пустовойт П. Г. От слова к образу. Киев: Радянська школа, 1974. - 192 с.
94. Пустовойт П. Г. Пейзаж России глазами русских классиков // Русский язык в нац. Школе. 1989. - № 8. - С. 27-29.
95. Реале Дж., Антисери А. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3: Новое время. ТОО ТК: Петрополис, 1996. - 736 с.102.- Савостьянов Е. И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 224 с.
96. Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера в некоторые отдельные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей. М.: Мол. гвардия, 1984. - 287 с.
97. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и Разум: Античная парадигма. Л.: Изд-во Лен-го Ун-та, 1991. - 264 с.
98. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. М.: Просвещение, 1974. - 512 с.
99. Соболева А. Семантика руин // Вопросы искусствознания. 1996. -№ 2 (IX). - С. 52-92.
100. Соловьева Н. А. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М.: Просвещение, 1984. -288 с.147
101. Старкова 3. С. Литература и живопись. М.: Просвещение, 1985. -112 с.
102. Сурманидзе 3. Н. Жанр дневника в английской литературе XVIII века: Автореф. дис.канд. филол. наук. Киев: Академия Наук УССР, 1990. - 19 с.
103. Сухова Н. Чувство природы у А. Н. Майкова, А. К. Толстого и А. А. Фета // Литература в школе. 1996. - № 3. - С. 93-110.
104. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Полит, издат., 1989. -5, о с.
105. Ташпулатов Н. Методика изучения пейзажа как средства раскрытия идейного замысла и образовперсонажей художественных произведений: Афтореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1990. - 23 с.
106. Тема природы в художественной литературе / Материалы всероссийской научной конференции (20-23 ноября 1995 г.). Сыктывкар: Сыктывкарский Гос. Ун-т, 1995. - 117 с.
107. Толанд Дж. Собранные соч-я. М.: Мысль, 1927. - 504 с.
108. Томашевский Б. В. Теория литературы (поэтика). Л.: Госиздат, 1925.-250 с.
109. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. -455 с.
110. Тураев С. В. Спорные вопросы литературы Просвещения. Проблемы Просвещения. М.: Наука, 1965. - С. 7-36.
111. Турчин В. Судьба пейзажа моралистического, дидактического и с лволического в эпоху пленера (Воздушный пейзаж) // Искусствознание. 1999. - № 2. - С. 242-273.
112. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.- 573 с.
113. Тюпа В. И. И др. Литературное произведение: проблемы теории и анализа / Под ред. В. И. Тюпы, Л. Ю. Фуксона, М. Н. Дарвина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 398 с.148
114. Уваров М. Город. Метопоэзия жизни и смерти в ландшафтах петербургской культуры // Дружба народов. 1996. - № 6. - С. 122-136.
115. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер. М.: Наука, 1973. - 89 с.
116. Филдинг Г. Избранные произведения: В 2 т. М.: Гослитиздат, 1954.-Т. 1.- 377 е., Т. 2.-412 с.
117. Философия искусства в прошлом и настоящем / Под ред. М. Лиф-шица. -М.: Искусство, 1981. 324 с.
118. Философия: курс лекций А. А. Радугина. М.: Центр, 1996. - 336 с
119. Флоря А. В. Некоторые актуальные проблемы лингвистического анализа поэтического текста. Орск: изд-во Орского Пединститута, 1992.-72 с.
120. Фортунатов Н. М. Пейзаж в романах Толстого и Тургенева. Сравнительная идейно-художественная характеристика // Тургеневский сборник. Тула, 1967. - № 3. - С. 83-99.
121. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. - 348 с.
122. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. - 400 с.
123. Хатчесон Ф.; Юм Д.; СмитА. Эстетика. М.: Наука, 1973. - 332 с.
124. Хачатуров С. Понятие Готический в русской культуре XVIII века. Лексикографический аспект // Вопросы искусствознания. 1996. - № 2 (IX). - С. 5-26.
125. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Под ред. И. Т. Фролова и др.; сост. П. С. Гуревич. -М.: Политиздат., 1991. -464 с.
126. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М.: «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. - 260 с.
127. Шефтсбери А. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975. - 543 с.149
128. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 т. М.: Просвещение, 1957. - Т. 2. - 674 с.
129. Шкловский В. Б. Повести о прозе: Размышления и разборы: В 2 т.- М.: Художественная литература, 1966. Т. 1. - 370 е., Т. 2. - 463 с.
130. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983.- 383 с.
131. Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева // В сб. «Творчество Тургенева». -М.: Задруга, 1920. С. 115-139.
132. Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Грант. М. - Т. 41. Ч. 8. - 665 с.
133. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной. М.: Высш. шк., Ш0. -458 с.
134. Addison J. An essay on Virgil's «Georgics» // Elledge S. Eighteenth-century critical essay. V. 1. Ithaca (New York), 1961. - 320 p.
135. A dictionary of British & American Women Writers 1660-1800 / ed. by Janet Todd. L.: Methuen & Co Ltd, 1984. - 870 p.
136. Allen В. C. The tides in English taste (1619-1800). New York: Pageant books, 1958. - 400 p.
137. Bliss H. J. A dictionary of foreign words & phrases in current English.- L.: George Allen & Unuin Ltd, 1969. 390 p.
138. Day R. A.Told in letters. Epistolary fiction before Richardson. Univ. of Michigan Press, 1966. - 482 p.
139. Dictionary of British Women writers / ed. by Janet Todd. L.: Routledge, 1989. 766 p. 149. Dictionary of World Literary term / ed. by Joseph T. Shipley. - L.: George Allen & Unuin Ltd, 1970. - 690 p.
140. Dobre В. English literature in the early eighteenth century: 1700-1740. Oxford: At the Clarenton Prep, 1959. - 544 p.
141. Doody M. N. A Natural Passion. A Study of the Novels of Samuel Richardson. Oxford: Clarendon Press, 1974. - 270 p.
142. Drabble M. A writer's Britain Landscape in literature. L: Thames & Hudson Ltd, 1979.-324 p.
143. Empson W. Some versions of pastoral: A study of the pastoral form in literature. Harmondsworth (Middlesex), 1965. - 443 p.
144. Faces of the Inlightenment by Bertrand Harris Bronson. Berkeley & Los Angeles: Univ. Of California Press, 1968. - 532 p.
145. Fairchild H. N. Religious trends in English poetry: 1700-1740: Protestantism and the cult of Sentiment. V. 1. N. Y.: Morningside Heights, 1949.- 580 p.
146. Frankl P. The Gothic Literary Sources and interpretations through eight centuries. L.: George Allen & Unuin Ltd, 1960. - 310 p.
147. Gay J. Poetry and Prose / ed. by Vinton A. Dearling. Oxford: Clarendon Press, 1974. - 262 p.
148. Gender & literary Voice / ed. by Janet Todd. New York: Columbia Univ. Press, 1980.- 335 p.
149. Hanson N. B. That pleasent place: the representation of ideal landscape in English literature from the 14th to the 17th century. Copenhagen: Aca-demisk forlag, 1973.- 341 p.
150. Hewitt K. Understanding English literature / published by Perspective Publications Ltd 6 Rawlinson Road. Oxford OX2 6UE, England, 1997. -280 p.
151. Holbrook W. C. Gothique in the 18 century. Modern language notes. -1941. November. - 116 p.
152. Houston P. H., Dr. Jonson A study in XVIII-th century Humanism. -New York: Russel & Russel, 1963. 271 p.
153. Hufstader A. A. Sisters of the quill. New York: Dodd.; Mead & Co, 1978. - 378 p.
154. Hunter M. Science and society in Restoration England. Cambrige: Univ. Press, 1981. -281 p.
155. Johnson S. Lives of the Endlish Poets / ed. by George Birkbeck Hill. -L„ 1905.-256 p.
156. Kanady V. R. Nature in Modern English Poetry / printed by Shiniwas Gupta at Chetna rinters. New Delhi: Sterling publishers Limited, 1985. -348 p.
157. Lovejoy A. O. Essays in the history of ideas. Baltimore: The John I pkins Press, 1948.- 359 p.
158. Mack M. Alexander Pope: A life. L;.- New York: New Haven, 1985. - 320 p.
159. Mackenzie H. The Man of Feeling / ed. by Kenneth C. Slagle. New York: Pageant books, 1958. - 301 p.
160. Maclean K. Johne Locke and English literature of XVIII century. -New Haven: Yale Univ. Press, 1963. 172 p.
161. Malins E. English Landscaping and Literature 1660-1840. L.: Thames & Hudson Ltd, 1966. - 511 p.172. "Manlove C. N. Literature and reality: 1660-1800. L.: Basingstoke, 1978.- 397 p.
162. Moorman F. W. The interpretation of nature in English poetry from Beowulf to Shakespeare. Strassburg, 1905. - 355 p.
163. Moore C. Background of English literature 1700-1760. Minneapolis, 1953.-428 p.
164. Nicolson H. M. Mauntain Gloom & Mountain Glory: the Development of the Aesthetics of the Infinite / printed in the USA by the Vail-Ballou press, INC, Binghamtor. New York: Cornell Univ. Press, 1959. - 422 p.
165. Palgrave F. T. Landscape in poetry from Homer to Tennison. L., 1897.- 353 p.152
166. Piper D. The English Face. L.: Bronson & Bronson Ltd, 1957. - 239 P
167. Pope A. The works in 10 V./ed. by W. Roscoe. L., 1824.
168. Pope A. Selected Poetry and Prose / ed. by W. K. Wimsatt. New York: Morningside Heights, 1951. - 266 p.
169. Portrait of Lady Mary Montagu by Iris Barry. Indianapolis: Publishers the Bobbs-Merril Co, 1928. - 476 p.
170. Rosenmeyer. The green cabinet: Theocritus and the European pastoral lyric. Berkley, Los Angeles, 1969. - 287 p.
171. Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Prin-seton,1970. -338 p.
172. Rostvig M. S. The Happy Man. Studies in the Metamorphoses of a Classical Ideal. V. 2: 1700-1760, L.: Morning Co, 1958. 290 p.
173. Shaftsbury A. Characteristics of men, menners, opinions, times, with a collection of letters by the right honorable Anthony, earl of Shaftsbury in 3 V. Basil: printed for Tourneisen, 1790.
174. Shairp J. C. On poetic interpretation of nature. Boston; - New York, 1985.-265 p.
175. Sherburne G. Pope and "The great show of nature" // The seventeenth century: Studies in the history of English thought and literature from Bacon to Pope / ed. by R. F. Jones. L.: Thames & Hudson Ltd, 1965. - P. 288-356.
176. The Feminist Companion to literature in English Women writers from the Middle Ages to the Present. L: В. T. Batsford Ltd, 1990. - 566 p.
177. The Augustan milieu. Essays presented by Louis A. Landa / ed. by Henry Knight Miller. Oxford: Clarendon Press, 1970. - 344 p.
178. The Later Women Novelists 1744-1818 by B. G. Carthy. Ph. D.: Univ. Press Oxford: D. M. Blackwell Ltd, 1947. 451 p.
179. The Life of Lady Mary Wortley Montagu by Robert Halsband. Oxford: At the Clarenton Prep, 1957. - 433 p.153
180. The Pageants of English prose / ed. by R. M. Leonard. Oxford University Press, 1912. - 328 p.
181. The Spectator. L. - V. 8. - № 556-635.
182. The treatment of Nature in English poetry between Pope & Wordsworth by Myra Reynolds. New York: Gordian Press, 1966. - 359 p.
183. The works of the English poets from Chaucer to Cowper. V. 8. L., 1812.-442 p.
184. Toliver H. E. Pastoral forms and attitudes. Berkley, Los Angeles, 1971.- 288 p.
185. Trickett R. The honest muse: A study in augustan verse. Oxford: Clarendon Press, 1967. - 352 p.
186. Williams R. The country and the city. L.: Basingstoke, 1973. - 255 p.
187. Women's friendship in Literature / ed. by Janet Todd. New York: Columbia Univ. Press, 1980. - 434 p.
188. Women Writes. Their Contribution to the English Novel 1621-1744 by B. G. Mac. Carthy.- Ph. D.: Core Univ. Press, 1944. 560 p.
189. Woodbridge H. Sir William Temple. The man and his work. New York, 1940. -272 p.
190. Zimbardo R. A Mirror to Nature. Transformation in Drama and Aesthetics, 1660-1732. Lexington: Ken., 1986. - 331 p.